Методическая разработка (русский язык) по теме: Как делать работу над ошибками?
Как делать работу над ошибками?
Разработчик Корымова Е.В.
Сначала просмотри работу и попробуй устно проанализировать свои ошибки.
План работы над ошибками.
- Орфография.
— Выпиши из работы правильно слово, в котором ты допустил орфографическую ошибку.
— Выдели в слове только ту морфему, в которой ты допустил ошибку.
— Подчеркни орфограмму.
— Поработай над орфограммой: безударная гласная в корне, парная согласная в корне, непроизносимая согласная в корне — подбери проверочное слово, выдели в нём требующуюся морфему, подчеркни орфограмму; ошибка в окончании имени прил. — задай вопрос к слову, выдели окончание у вопроса и у слова; безударное личное окончание глагола – запиши н.ф. глагола, подчеркни, на что она оканчивается, напиши спряжение глагола, если это глагол-исключение, отметь это; словарное слово — пропиши его две строчки, подчеркни в нём непроверяемую орфограмму; предлоги со словами – поставь между словом и предлогом соответствующий вопрос или слово, доказав, что все предлоги со словами пишутся раздельно и т.д.
Слова, которые требуют орфографической работы, выписывать в столбик, орфограммы подчёркивать и выделять зелёной ручкой.
- Пунктуация.
— Выпиши из работы правильно предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
— Выдели в нём грамматическую основу, посмотрев внимательно на то, какое оно: простое или сложное.
— Подчеркни те члены предложения, которые его осложняют: однородные, уточняющие, причастный, деепричастный и сравнительный обороты, приложения; если предложение осложнено обращением, поставь над ним букву «О».
— Составь схему предложения, обязательно укажи в ней главные члены и те члены предложения, которые его осложняют.
Предложения, которые требуют пунктуационной работы, каждое начинать писать с новой строки, подчёркивания делать по линейке зелёной ручкой, а также надписи — зелёной ручкой.
- Грамматическое задание.
Оно требует полного переделывания.
У тебя должна получиться отличная работа над ошибками, а не работа с ошибками!!!
nsportal.ru
§ 38. Работа над пунктуационными ошибками учащихся
Пунктуационная ошибка — это неиспользование пи
шущим необходимого знака препинания, его употребление там,
где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака
препинания другим. Пунктуационная ошибка противопоставляется
пунктуационной норме, отраженной в пунктуационном правиле.
Работа над пунктуационными ошибками — необходимое звено в
системе формирования у учащихся пунктуационных умений.
Причины появления у учащихся пунктуационных ошибок
Пунктуационные ошибки в настоящее время занимают первое
место по сравнению с другими типами ошибок. Так, в среднем на
одну орфографическую ошибку в письменных работах учащихся
приходится четыре-пять пунктуационных ошибок. Их распро
страненность объясняется чрезвычайной сложностью пунктуаци
онного умения, которое основывается не только на знании син
таксиса и умении достаточно быстро схематизировать структуру
записываемого предложения, как считает Г.И.Блинов (2), но и на
умении выражать разные смыслы в коммуникативных единицах —
предложении и тексте.
Пунктуационные ошибки закономерно появляются в силу как
объективных, так и субъективных причин. Объективными (выте-
219
кающими из характера объема изучения пунктуации) являются
следующие причины (или факторы пунктуационного риска):
— незнание учащимися пунктуационной нормы к моменту на
писания письменной работы;
— коммуникативно-речевая основа постановки знаков препи
нания, связанная с выделением смыслов, которые необходимо
обозначить средствами графики;
— связь с достаточно сложной грамматикой;
— наличие массы ограничений в употреблении знаков препина
ния в одной и той же синтаксической позиции;
-возможность семантически по-разному членить коммуника
тивную единицу.
Субъективными (зависящими от особенностей восприятия и
мыслительной деятельности пишущего) являются следующие при
чины:
— неточное или полное незнание пишущим пунктуационной
нормы;
-незнание опознавательных признаков смысловых отрезков,
подлежащих выделению знаками препинания;
— невладение синтаксическим и смысловым разбором предложения;
— смешение условий выбора знаков препинания, приводящее к
созданию пишущим ложных правил.
Перечисленные причины действуют порознь и в совокупности.
Чаще всего появление пунктуационных ошибок объясняется ря
дом взаимодействующих причин.
Предупреждение пунктуационных ошибок
в письменных работах учащихся
Появление пунктуационных ошибок предупреждает вся система
работы по пунктуации. Вместе с тем возникает необходимость в
специальной работе, направленной на нейтрализацию причин по
явления ошибок и на предупреждение ошибок в очередных пись
менных работах учащихся.
Для нейтрализации причин появления пунктуационных оши
бок выработаны соответствующие приемы работы. Рассмотрим
их применительно к каждой из причин. Если в предлагаемом уп
ражнении невозможно обойтись без еще не изученных синтакси
ческих конструкций, следует предварительно разъяснить учени
кам соответствующую норму и указать знаки, которые они долж
ны поставить. Перед ознакомлением с новой нормой необходимо
сформировать у школьников синтаксическую зоркость и прочные
умения синтаксически разбирать данную конструкцию. Учитывая
связь пунктуации с речью, следует в систему пунктуационных уп-
220
ражнений включать коммуникативные упражнения, направленные
на выражение тех значений, которые лежат в основе изучаемого
смыслового отрезка. В языковом материале, отбираемом для пунк
туационного упражнения, должны быть представлены все вариан
ты данной нормы.
Существенную роль в предупреждении ошибок играет работа,
обеспечивающая знание опознавательных признаков смысловых
отрезков, подлежащих выделению или невыделению знаками пре
пинания, а также сопоставление и противопоставление условий
выбора смешиваемых детьми норм.
Специальная работа по предупреждению пунктуационных оши
бок организуется перед выполнением контрольных работ и работ
по развитию связной речи учащихся. Для предупреждения пунктуа
ционных ошибок в предстоящем контрольном диктанте из него
выписываются предложения с теми синтаксическими структурами,
которые ранее у других учащихся вызывали затруднения. Выбран
ный материал в течение двух-трех уроков до написания диктанта
используется в качестве дидактического материала. В сильном
классе учитель предлагает аналогичные примеры, а в слабом — вы
пунктуационными упражнениями обеспечивает достаточно устой
чивые, хорошие результаты.
Подобная работа проводится незадолго до написания изложе
ний, тексты которых предварительно подвергаются пунктуацион
ному анализу. Из них выписываются предложения с изученными
или изучаемыми в данный момент синтаксическими структура
ми. Эти или аналогичные предложения включаются в упражне
ния для рассредоточенной работы на двух-трех уроках. В слабом
классе целесообразно сообщить о том, что подобные предложе
ния могут встретиться в тексте изложения и что желательно за
помнить, как в них расставляются знаки препинания. В процессе
знакомства с текстом изложения на специальном уроке развития
связной речи уместно обратить внимание детей на повторенные
синтаксические конструкции, а также вывесить на доске табли
цы-схемы аналогичных предложений с указанием знаков препи
нания в них.
Содержание работы по предупреждению пунктуационных
ошибок в сочинениях складывается, во-первых, из конкретных
недочетов, допущенных другими учащимися в такой же работе,
во-вторых, из синтаксических конструкций, которые школьники
могут использовать для передачи собственных мыслей. Первая
группа синтактико-пунктуационного материала используется
для рассредоточенной подготовки, а вторая — на уроке развития
речи во время составления рабочих материалов к сочинению.
221
Фиксация учителем пунктуационных ошибок
в письменных работах учащихся
При проверке ученических работ знаком V на полях тетради
принято указывать ученику о наличии у него на данной строке
пунктуационной ошибки. Место ошибки подчеркивается одной
чертой, а сама ошибка либо учителем зачеркивается и надписыва
ется нужный знак, либо это должен сделать сам ученик во время
раздачи тетрадей на уроке. Вот отрывок из работы ученика, про
веренной учителем.
Сучья, собранные для костра_казались каменными, и густой,, мок
рый дым, смешавшийся с таким же серым туманом_тяжело ло
жился на землю.
Исправление пунктуационных ошибок делает или сам учи
тель при проверке, или предоставляет это делать учащимся в за
висимости от цели работы. Если она была обучающей, то ис
правление ошибок целесообразно предоставить учащимся. Если
же работа была контрольной, то в целях экономии времени на
уроке ошибки может исправить учитель при проверке тетрадей.
Учет пунктуационных ошибок из работ учащихся
В работе над пунктуационными ошибками невозможно учи
тывать конкретные предложения, так как они невоспроизводи-
мы, а создаются всякий раз заново говорящими для отражения
конкретного события. В этом заключается существенное отли
чие от учета орфографических ошибок в словах, которые вос
производятся говорящими, поэтому целесообразно вести учет не
конкретных предложений, в которых допущены пунктуацион
ные ошибки, а схем этих предложений с включением в них соот
ветствующих смысловых отрезков, например:
В работе ученика
В канавах, налитых водой_от
ражалисъ опрокинутые вниз
макушки берез и небо.
В учетном листе учителя возможна не полная схема, а только
та часть, в которой отражается ошибка, например:
222
Учет пунктуационных ошибок необходим для организации эф
фективной работы над ними, и в этом учете должны принять уча-
стие и учитель, и ученики. Учитель регистрирует общеклассные
ошибки — частотные и типичные, а учащиеся — свои индивидуаль
ные погрешности.
Учет учителем общеклассных затруднений школьников. Реги
страцию ошибок учащихся целесообразно проводить в той же
тетради, в которой учитель фиксирует орфографические ошибки.
Методика пунктуации выработала две формы учета пунктуаци
онных ошибок: для ошибок, допущенных учащимися в обучаю
щих упражнениях (в круговых тетрадях № 1 и 2), и для ошибок,
допущенных в контрольных диктантах, а также в изложениях и
сочинениях.
Для регистрации пунктуационных ошибок, допущенных в обу
чающих упражнениях, учитель вводит в тетради учета ошибок
страницу; на ней он помещает схемы предложений, в которых бы
ли сделаны ошибки, в той последовательности, в которой они
расположены в тексте упражнения, и отмечает количество учени
ков, допустивших ошибки, например:
1. . . . . . . . У зайца […] уши длинные_болыиие […].
2. . . . === и ===== • Зайцы […] ловкими хитры.
В силу того что контрольным диктантом проверяется владение
несколькими пунктуационными нормами, а изложения и сочине
ния являются нестандартными упражнениями, учет в них пунк
туационных ошибок целесообразно фиксировать по видам изу
ченных и проверяемых в данный момент смысловых отрезков.
Для этой цели в тетради учета ошибок учитель отводит две стра
ницы (разворот тетради), которые делятся на столько граф, сколь
ко проверяется пунктуационных норм. Каждой графе соответст
вует отдельная норма. В эти графы вписываются схемы предло
жений, в которых допущены пунктуационные ошибки, и указыва
ется количество учащихся, допустивших подобные ошибки.
Пример заполнения такого учетного листа (на развороте тет
ради):
Ошибки при
обращении
Ошибки при
причастном
обороте
Ошибки при
однородных
членах
Ошибки в
сложном
предложении
Ошибки при
прямой речи
Учет учащимися индивидуальных пунктуационных ошибок. Дети
должны знать свои пунктуационные пробелы, чтобы самостоятель
но работать над ними. Регистрацию своих ошибок школьники про-
223
водят в рабочих тетрадях № 1 и 2. Для этой цели они выписывают
предложения, в которых были допущены ошибки, и строят их схе
мы, подчеркивая места, где была нарушена норма.
Работа над пунктуационными ошибками на уроке
Работе над ошибками на уроке — исправлению их учащимися и
закреплению пунктуационной нормы — предшествует подготовка
к ней учителя. Она складывается из следующих элементов: про
верки тетрадей, заполнения учетного листа ошибок и составления
поурочного плана работы над ошибками. Подготовка учителя и
организация им урока зависят от вида проверенной письменной
работы учащихся: обучающей, контрольной, по развитию связной
речи. В зависимости от этого различаются три методики работы
над пунктуационными ошибками.
Методика работы над пунктуационными ошибками в обучаю
щих упражнениях. Работа над пунктуационными ошибками в ра
нее выполненных обучающих упражнениях совмещается с темой
очередного урока и включается в его план как органическая
часть. В поурочном плане предусматриваются следующие ее эле
менты:
— исправление учащимися ошибок и их учет при раздаче тетрадей;
-включение учителем предложений, в которых были пунктуа
ционные ошибки, в систему дидактического материала, подобран
ного им для закрепления нового (в виде диктантов, составления
схем предложений, подбора аналогичных предложений, нахожде
ния и выписывания таких же предложений из учебника или из дру
гих источников).
В дальнейшем на уроках целесообразно при проверке домаш
него задания предлагать отвечавшим в качестве дополнительного
задания мини-диктанты из их личных учетных листов. Такая ор
ганизация работы обяжет учащихся систематически повторять
трудный для них материал.
Методика работы над пунктуационными ошибками в контроль
ных диктантах. Для работы над ошибками в контрольном дик
танте отводится специальный урок. В V-VII классах работа по
пунктуации будет занимать на этом уроке лишь часть времени, а в
VIII-IX классах урок в основном посвящается пунктуации.
Над всеми допущенными ошибками ввиду ограниченности
времени работать не удастся, поэтому следует выбрать в V-VII
классах 2-3, а в VIII-IX классах 4-5 нарушенных норм — типич
ных и частотных.
В поурочный план включается, во-первых, оценка пунктуаци
онной грамотности класса в целом и отдельных учащихся (в пер-
224
вую очередь тех, кто продвинулся вперед в овладении пунктуаци
ей). Во-вторых, для каждой отобранной нормы:
-записываются все предложения, в которых она имелась в
диктанте;
— намечается объяснение ошибок и составление схем предложений;
— включается упражнение, в котором имеются предложения с
рассматриваемой нормой.
На завершающем этапе урока в VIII-IX классах целесообразно
предусмотреть небольшое упражнение по развитию связной речи,
направленное на использование в нем тех смысловых отрезков,
над которыми велась работа на уроке (творческий или свободный
диктант, сочинение-миниатюра, сочинение по опорным словам и
т.д.). В качестве домашнего задания предлагается, во-первых, за
помнить норму постановки знаков препинания при использова
нии рассмотренных на уроке смысловых отрезков, во-вторых, ка
кое-либо самостоятельное упражнение, например составление
предложений с данными смысловыми отрезками.
Методика работы над пунктуационными ошибками в изложени
ях и сочинениях. На специальном уроке работе над пунктуацион
ными ошибками (как и над орфографическими) отводится не
большая часть времени для сообщения результатов и для исправ
ления и учета ошибок. В поурочный план включается следующий
материал: до раздачи тетрадей — сообщение общих результатов
работы по пунктуации; после раздачи тетрадей — исправление ин
дивидуальных ошибок учащимися и учет этих ошибок.
Работа над пунктуационными ошибками — над их объяснением
и закреплением нормы — переносится на очередные уроки русско
го языка и реализуется рассредоточенно: на 2-3 уроках в V-VII
классах и на 4-5 — в VIII-IX классах.
Для работы над каждой в отдельности ошибкой в поурочный
план включаются:
— ее объяснение при проверке домашнего задания, в том числе
составление схемы предложения;
— предложения с данной нормой в качестве дидактического ма
териала для новой темы.
Будучи рассредоточенной, работа над пунктуационными ошиб
ками обеспечивает условия для длительной тренировки.
Литература
1. Хрестоматия по методике русского языка. Преподавание орфографии
и пунктуации в общеобразовательных учебных заведениях / Авторы-сост.
В.Ф.Иванова, Б.И.Осипов. — М, 1995.
2. Б л и н о в Г.И. Методика пунктуации в школе. — М., 1978.
8 Методика преподавания
русского языка в школе 225
З.Григорян Л.Т. Обучение пунктуации в средней школе. — М., 1982.
4. Ломизов А.Ф. Обучение пунктуации в средней школе. — М., 1975.
5. Основы методики русского языка в 4-8 классах / Под ред. А.В.Те-
кучева и др. — М., 1982.
6. Пешковский A.M. Вопрос о «вопросах» // Избранные труды. — М.,
1959.
7. Фигуровский И.А. Обучение школьников пунктуации целого
текста // Рус. яз. в школе. — 1970. -№ 1.
8. Щерба Л.В. Безграмотность и ее причины // Избранные работы по
русскому языку. — М., 1957.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
Развитие речи — это процесс обучения детей речи; область ме
тодики преподавания русского языка; одна из главных задач учеб
ного предмета «Русский (родной) язык».
В школе нет ни одного урока, где бы дети не говорили и не
слушали, а часто и читали, и писали. Безусловно, учителя всех
предметов следят за речью учащихся, объясняют значения новых
(незнакомых для учащихся) слов, нередко оценивают последова
тельность ответа, его выразительность и т.д. Однако только на
уроках русского языка задача развития речи решается целена
правленно в определенной системе с опорой на лингвистические
знания и осмысление речевого опыта школьников. Именно уроки
русского языка создают ту базу, на которую должны опираться
учителя-предметники, чтобы успешно (экономно и эффективно)
решать задачи развития речи школьников на межпредметном
уровне. Если, например, на уроках русского (родного) языка уче
ники осознают структуру текста типа рассуждения и научатся
создавать такие тексты, они смогут более доказательно и четко
отвечать на вопросы, которые начинаются словом «Почему…», на
уроках истории, химии, математики и т.д.
Работа по развитию речи проводится на всех уроках изучения
школьного курса русского языка и на специальных уроках разви
тия связной речи, где отрабатываются в соответствии с програм
мой определенные коммуникативно-речевые умения. На эту рабо
ту действующей программой отводится примерно 11-20% учеб
ного времени. Формирование правильной и хорошей речи связа
но с изучением основных языковых единиц — таких, как звук, сло
во, словоформа, словосочетание, предложение. Вместе с тем, без
условно, работа по формированию правильной и хорошей речи
проводится с обучением определенным коммуникативным умени
ям, обозначенным в разделе программы «Связная речь» школьно
го курса русского языка.
Итак, развитие речи на уроках русского языка — это вся работа,
проводимая словесником специально и попутно (в связи
с изучением школьного курса грамматики, словообразования, пра-
227
вописания и т.д.) для того, чтобы ученики овладели языковыми
нормами (в произношении, ударении, словоупотреблении, в по
строении предложений и т.п.), а также умением выражать свои
мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языко
выми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и ус
ловиями общения.
Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка
вносит существенный вклад в формирование общей культуры,
всесторонне развитой, социально активной личности будущего
выпускника школы. При определении содержания работы по раз
витию речи на уроках русского языка нельзя не учитывать, что,
приходя в школу, ученики уже владеют практически родным язы
ком. Однако их речь требует совершенствования с самых различ
ных точек зрения, если мы хотим решить воспитательно-обра
зовательные задачи школы.
Следует выделить различные направления в работе по разви
тию речи.
studfile.net
Памятка . Работа над ошибками
Работа над ошибками по русскому языку
Работа над ошибками – один из обязательных видов деятельности ученика. Качественная работа по исправлению ошибок постепенно помогает приблизиться к грамотному выполнению задания. Так как чаще всего работу над исправлением ошибок ученики выполняют дома, то надеемся, что эти материалы будут для вас полезными.
Способы исправления учителем ошибок
в письменных работах учащихся
Исправления, сделанные учителем в тетради, должны обязывать учащихся к определенной работе над ошибками, которую нужно контролировать. Сами по себе, без последующей работы, исправления учителя не способствуют устранению орфографических ошибок. Учителя начальной школы используют различные способы исправления орфографических ошибок, что не только позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, но и способствует правильному выбору способа исправления ошибки учеником. После того как ошибка зафиксирована учителем, ученик должен выполнить работу над ошибками.
1. Обозначение на полях условным знаком (/) строчки, в которой находится ошибка.
2. Подчеркивание слова, в котором находится ошибка, и обозначение ошибки на полях условным знаком.
3. Подчеркивание ошибки в слове и обозначение на полях условным знаком (/).
4. 3ачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях номера орфограммы, на которую допущена ошибка.
5. Зачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях морфемы, в которой находится ошибка.
Например:
6. Зачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях способа исправления ошибки.
Условные обозначения орфографических,
пунктуационных и речевых ошибок
/ – орфографическая ошибка.
V – пунктуационная ошибка.
W – логопедическая ошибка.
Ф – фактическая ошибка. (К лесным защитникам относятся разные гусеницы, муравьи.)
Z – красная строка (нет отступа).
Г – нарушение границы предложения. (Кот фыркнул. И убежал под диван.)
V – пропуск слова, предложения.
1, 2, 3 – нарушение порядка слов в предложении.
1 3 4 2
(Стакан стоял на столе с водой.)
Н – речевой недочет (неудачный выбор слова).
– нарушение последовательности изложения.
П – повтор одного и того же слова (неумение подбирать синонимы).
Работа над ошибками (1 класс)
СЛОВАРНОЕ СЛОВО.
Выпишите правильно слово один раз, подчеркните (выделите) букву, поставьте ударение.
ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ – ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.
Выпишите слово без ошибок один раз, подчеркните гласную (сочетание). Придумайте и запишите еще два слова с таким же сочетанием.
СОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН.
Выпишите слово без ошибок один раз, подчеркните (выделите) сочетание. Придумайте и запишите еще два слова с этим сочетанием.
ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ (имена, фамилии, названия городов
и т. д.).
Выпишите правильно имя собственное, подчеркните (выделите) заглавную букву. Придумайте и запишите два слова на это правило.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ.
Выпишите правильно слово, выделите безударную гласную. Проверьте гласную ударением: подберите и запишите проверочное слово. Обозначьте ударение в этих словах. Придумайте и запишите два слова на это правило.
ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ (на конце и в середине слова).
Выпишите слово правильно, рядом – проверочное. Придумайте и запишите два слова на это правило.
НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ.
Выпишите слово, выделите букву. Если написание можно проверить, подберите и напишите проверочное слово. Придумайте и запишите два слова на это правило.
УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ.
Выпишите правильно слово, подчеркните (выделите) двойные согласные. Придумайте и запишите два слова на это правило.
ПЕРЕНОС СЛОВ.
Выпишите слово, разделите его для переноса всеми возможными способами.
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК. МЯГКИЙ ЗНАК – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ.
Выпишите слово, подчеркните (выделите) Ь. Обозначьте графически. Напишите два слова с разделительным Ь или Ь – показателем мягкости.
ПРОПУСК И ЗАМЕНА БУКВ, ИСКАЖЕНИЕ СЛОВА.
Выпишите слово правильно, разделите на слоги, подчеркните (выделите) гласные.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Напишите предложение правильно, подчеркните нужное написание (большая буква в начале, точка, ?, ! – в конце, раздельное написание слов, пропуск слов и т. д.).
Работа над ошибками (2–4 классы)
I. Последовательность работы над орфограммами.
1. С новой строчки выпишите слово или словосочетание, в котором допущена ошибка.
2. Подчеркните (выделите) орфограмму.
3. Определите, в какой части слова (или части речи) допущена ошибка.
4. Выясните, на какое правило допущена ошибка (определите характер орфограммы), повторите это правило.
5. Выполните указания правила. Графически обозначьте орфограмму.
6. Выберите ошибки на то же правило и исправьте их.
7. Приведите один-два примера на это правило.
Характер орфограммы(правило)
Как исправить
Пример
1
2
3
4
1
Заглавная буква в начале предложения.
Предложение – это группа слов, которые
выражают законченную мысль
Запишите правильно предложение. Подчеркните заглавную букву
Мальчики гуляли во дворе
2
Заглавная буква в именах собственных.
Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия, названия улиц, площадей и др. пишутся с заглавной буквы
Напишите слово правильно.
Выделите заглавную букву.
Объясните написание по образцу
Иван – имя
Петрович – отч.
Сидоров – фам.
Грузия – геогр. н.
река Нева – геогр. н. пес Филька – кл.
3
Перенос слов.
Запомните!
1. Переносите слова по слогам.
2. Нельзя оставлять или переносить одну букву. (Язык – переносить НЕЛЬЗЯ!)
3. Нельзя отрывать букву Й, а также Ь, Ъ от предыдущих букв, так как русские слова не могут начинаться буквами Й, Ь, Ъ, Ы
(конь-ки, лей-ка, подъ-езд).
4. При переносе слов с двойными согласными граница переноса проходит между этими согласными (рус-ский).
5. Особого внимания требует перенос на границе приставки и корня. При переносе нельзя отрывать начальную часть корня, не составляющую слога
(при-крыть, про-спать, НО НЕ прик-рыть, прос-пать)
Напишите слово правильно, разделите на слоги.
Подчеркните, выделите гласные буквы.
Напишите все случаи переноса данного слова
про/пус/тил
про-пустил
пропус-тил
4
Если пропустили (кроме непроизносимых), не дописали, переставили букву в слове
Напишите слово правильно. Разделите на слоги. Выделите или подчеркните букву, которую не написали, заменили, переставили
пло/щад/ка
5
Гласные И, А, У после шипящих.
Запомните:
Жи-ши
Ча-ща
Чу-щу
Напишите слово правильно. Выделите цветом сочетание или подчеркните
машина
широкий
чаща
щука
чугун
6
Сочетания ЧК-ЧН, НЧ-НЩ.
Запомните:
ЧК-ЧН
НЧ-НЩ
(пишите без Ь)
Напишите слово правильно, выделите цветом сочетание или подчеркните
банщик
диванчик
одуванчик
Продолжение табл.
23
4
7
Проверяемые безударные гласные в корне слова (б/г).
Запомните!
Безударные гласные А, Я, И, О, Е можно проверять только в корне.
Для этого нужно изменить слово или
подобрать однокоренное слово так, чтобы на б/г падало ударение
Подберите и запишите проверочное слово, поставьте знак ударения, выделите корень, подчеркните ударную гласную.
Напишите правильно слово с б/г, поставьте знак ударения, выделите корень и б/г в корне
мост – мОсты
красный –
крАсиво
кормит –
кОрмушка
8
Проверяемые согласные в корне слова
(п/с).
Запомните!
Парные звонкие и глу-
Подберите и запишите проверочное слово, выделите ко-рень и подчеркните букву после п/с.
морозы,
морозный – мороЗ
глаза,
глазной – глаЗки
резок – реЗкий
хие согласные б-п, д-т, в-ф, г-к. з-с, ж-ш на конце и в середине слова нужно проверять. Для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук (или согласный Н, Л, М, Р)
Напишите правильно слово с п/с. Выделите корень и п/с в корне
9
Непроизносимые согласные в корне слова (н/с): в, д, л, т.
Измените слово или подберите однокоренные слова так, чтобы после согласного стоял гласный или согласный четко звучал.
Запомните!
Букву Т – писать напрасно!
Чудесно – чудеса
Прекрасно – краса
Ужасно – ужасы
Опасно – опасен
Вкусно – вкусы
Интересно – интересы
Подберите и запишите проверочное слово. Выделите корень и подчеркните гласную после н/с.
Напишите правильно слово с н/с. Выделите корень и н/с в корне
звезда
звездочка
звезДный
10
Непроверяемые орфограммы в корне слова (словарные слова).
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова ЗАПОМИНАЕМ
Напишите слово правильно. Выделите цветом или подчеркните орфограмму. Подберите два однокоренных слова (или 2 слова
с подобной орфограммой)
мороз
морозный
морозец
(город, топор)
11
Двойные согласные в слове.
Две одинаковые согласные пишутся:
А. В корне слова (их нужно запомнить)
А. Запишите правильно слово. Объясните графически
(выделите корень и двойные согласные в корне)
А.
группа
ванна
Б. Если приставка кончается, а корень начинается с той же согласной
Б. Запишите правильно слово. Объясните графически (выделите приставку и корень, подчеркните двойные согласные)
Б.
рассказ
оттолкнуть
Окончание табл.
В. Если корень кончается, а суффикс начинается с той же согласнойВ. Запишите правильно слово. Объясните графически (выделите корень и суффикс, подчеркните двойные согласные)
В.
ранняя
осенний
Г. В суффиксе (двойные согласные запоминаем)
Г. Запишите правильно слово. Объясните графически (выделите корень и двойные согласные в суффиксе)
Г.
клюквенный
12
Мягкий знак (ь) – показатель мягкости согласных.
Пишется после согласных
на конце слова (конь)
в середине слова между согласными (коньки)
Напишите слово правильно. Выделите ь.
Обозначьте стрелкой или подчеркните согласный, мягкость которого на письме показывает ь
конь
морковь
девять
коньки
мальчик
пальцы
13
Ь — разделительный.
Пишется в корне слова после согласных пред гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Показывает, что согласный звук не сливается с гласным
Напишите слово правильно. Выделите ь.
Обозначьте стрелкой или подчеркните согласную и гласную, которые разделяет ь
вьюга
листья
платье
14
Разделительный твердый знак (Ъ).
Запомните!
Пишется после приставок, которые
заканчиваются на согласную, перед
гласными в корне Е, Е, Ю, Я.
согл. Ъ е, е, ю, я
Исключения: объект, субъект, адъютант
Напишите слово правильно.
Выделите приставку и Ъ.
Подчеркните согласную в приставке и гласную в корне, которые разделяет Ъ
съезд
объем
объявление
15
Ь – на конце имен существительных после шипящих.
На конце имен существительных ж. р. в и. п. после шипящих пишется Ь. На конце имен существительных м. р. после шипящих НЕ пишется Ь
Определите род имени существительного. Напишите слово правильно.
Объясните графически
дочь – ж. р.
печь – ж. р.
луч – м. р.
мяч – м. р.
16
Ь — после шипящих во 2-м л. ед. ч. глаголов.
На конце глаголов 2-го л. ед. ч. в форме настоящего и будущего времени пишется Ь
Выпишите глагол. Выделите окончание. Разберите глагол по схеме: часть речи, время, число, лицо
шишешь – гл.,
наст. вр.,
ед. ч., 2л.
решаешь,
пишешь
17
Раздельное написание предлогов с другими словами.
Предлоги со словами пишутся раздельно, так как предлог – это часть речи.
Между предлогом и словом можно поставить другое слово или вопрос.
Перед местоимениями 3 лица после предлога пишите букву Н.
Перед глаголами предлоги не пишутся
Выпишите слово с предлогом. Докажите раздельное написание (между предлогом и словом вставьте другое слово или вопрос)
Сосна росла
у берега.
У (какого?) берега,
у крутого берега.
Ко V мне
С V ними
II. Последовательность работы над пунктуационными ошибками.
1. Выпишите все предложение, в котором была допущена ошибка, подчеркните пунктограмму. Повторите пунктуационное правило.
2. Составьте схему предложения (или подчеркните грамматическую основу).
3. Приведите один-два примера на данное слово.
п/п
Характер орфограммы
(правило)
Как исправить
Пример
1
2
3
4
1
Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
Предложение – это слово или группа слов, которые выражают законченную мысль
Выпишите предложение.
Поставьте в конце предложения нужный знак.
Объясните по образцу
Наступило раннее утро.
(повествовательное, невосклицательное)
2
Разбор предложения.
Подлежащее и сказуемое – главные
члены предложения.
Подлежащее обозначает, о ком или о чем говорится в предложении, и отвечает на вопросы кто? что?
Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает?
(и др.)
Остальные члены называются второстепенными: дополнение,
определение, обстоятельство
Выпишите предложение. Подчеркните главные члены (основу предложения).
Выпишите из предложения все словосочетания, используя алгоритм
Седые туманы
плывут к облакам.
Туманы (какие?)
седые.
Плывут (куда?)
к облакам
3
Однородные члены предложения – несколько членов предложения (главных или второстепенных), которые отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова. Между однородными членами предложения запятая ставится:
1) если между ними нет союзов;
2) если между ними есть союзы А, НО, ДА=НО;
3) если союзы И, ИЛИ повторяются.
Запятая не ставится:
если между ними один раз употребляется союз И, ИЛИ, ДА=И
Выпишите предложение.
Подчеркните однородные члены и слова, от которых они зависят.
Вспомните о знаках препинания между однородными членами. Сделайте схему
Наш народ любит
и бережет свою Родину.
III. Ошибки в разборе слова по составу.
3Состав слова.
Если неправильно разобрано слово по составу – вспомните правила и определения.
Запомните!
Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны (близки) по смыслу называются однокоренными.
Запомните!
В корнях родственных слов пишутся одинаковые гласные. Общая (одинаковая) часть родственных слов называется корнем.
Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов
Напишите слово.
Разберите по составу, пользуясь планом.
ПЛАН
1. Выясните смысл слова.
2. Определите часть речи.
3. Выделите окончание. Докажите (измените слово)
4. Выделите корень.
Докажите (подберите
два родственных слова).
5. Выделите приставку (она стоит перед корнем).
6. Выделите суффикс (он стоит после корня)
Поездка.
Ездить, проезд
Радостный.
Рад, радовался
IV. Ошибки в изложении или сочинении.
3П – повтор слова
Замените повторяющееся слово.
Запишите предложение с новым словом
Ваня увидел собаку и испугался. Ваня закрыл руками лицо и заплакал.
Он закрыл руками лицо и заплакал.
Мальчик закрыл руками лицо и заплакал
Н – неудачное слово или предложение
Замените неудачное слово или предложение.
Запишите исправленное предложение, употребив нужные слова
Холодный осенний ветер вырывал листья и заносил их.
Холодный осенний ветер срывал листья и уносил их
V – пропуск слова или предложения
Подумайте, какое слово или предложение пропущено. Запишите
предложение, впишите в него пропущенное слово (или запишите предложение, которое пропустили)
Жили-были V со старухой.
Жили-были старик со старухой
Г – нет в конце предложения точки или других знаков препинания
Подумайте, какие знаки препинания не поставили. Выпишите предложение. Поставьте в конце предложения нужный знак препинания. Объясните свой выбор
Наступило раннее утро.
(повествовательное,
невосклицательное)
Z – красная строка
Разделите текст на части. Запишите каждую (или соответствующую) часть с красной строки
1, 2, 3… –
неудачный порядок слов в предложении
Прочитайте предложение. Измените порядок слов.
Запишите предложение, правильно расположив слова
Ученики класса нашего спорт любят. Ученики нашего класса любят спорт
infourok.ru
примеры. Проверка и исправление пунктуационных ошибок
Многие ученики, студенты и даже взрослые стремятся стать грамотными. Видеть на письме ошибки (пунктуационные, орфографические, грамматические) можно научиться в любом возрасте. Для этого необходимо следовать определенным правилам русского языка, соблюдать их в устной и письменной речи.
Ошибки, допускаемые в речи или на письме, не одинаковы по своему характеру. Речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные ошибки имеют принципиальные отличия. Речевые и грамматические ошибки связаны в большей степени с содержанием и смыслом тех или иных слов. Орфографические и пунктуационные ошибки связаны с внешним выражением данных слов.
Орфографическую ошибку можно увидеть в слове, стоящем отдельно, изъятом из контекста. Остальные ошибки: пунктуационные, речевые, грамматические — невозможно выявить без контекста. Например, орфографическую ошибку в слове празник видно сразу (непроизносимая согласная, правильно праздник). Речевая ошибка во фразе Младенец нуждается в уходе матери видна только в контексте (лучше употребить слово забота, так как слово уход имеет омонимы). Грамматическую ошибку можно увидеть только в предложении, к примеру, Комната была широкая и светла (широка и светла, широкая и светлая). Ошибки пунктуационные невозможно обнаружить без опоры на предложение или текст. Например, Любить: жить не только для себя — пунктуационная ошибка при выборе знака препинания между подлежащим и сказуемым (правильно: Любить — жить не только для себя).Пунктуация. Знаки пунктуации
Пунктуацией называется свод правил по верной постановке знаков препинания на письме. Система данных знаков также называется пунктуацией. В русском языке используется десять знаков пунктуации. Три из них — знаки завершенности мысли: точка, вопросительный знак, восклицательный знак — они стоят в конце предложения. Один — знак незавершенности мысли — многоточие, которое может ставиться в любой части предложения. Знаками незаконченности высказывания являются запятая, тире, двоеточие, точка с запятой. Они стоят в середине предложения. Есть в русском языке двойные знаки — это скобки и кавычки. В скобках указывается дополнительная информация. В кавычки заключаются названия и прямая речь. В иных языках присутствуют некоторые другие знаки. Например, перевернутый вопросительный знак в испанском языке или одинарные кавычки в английском языке.
Пунктограмма
Как знак препинания, так и пробел называются пунктограммой. Слова в современном русском предложении должны быть отделены друг от друга пробелами, между ними должны стоять необходимые знаки препинания. Например, Солнце, волны, чайки — все есть на морских курортах. Сравним, Солнцеморечайкивсеестьнаморскихкурортах — получился трудно читаемый ряд русских букв. Таким образом, знаки препинания и пробелы служат для отделения слов и предложений друг от друга.
Пунктограммы в разных языках
Существуют языки (например, китайский, японский), в которых нет пробелов.
Текст на первый взгляд выглядит нечитаемым, но, если присмотреться, в нем есть множество знаков препинания, служащих для разделения теста на части, а также для обозначения свойственных данным языкам особенностей (долготы, краткости и так далее). Если обратиться к истории русского языка, то в старославянском языке тексты писались без знаков препинания и пробелов. Предложения крайне редко отделялись точками. Заглавные буквы писались только в начале новой главы. Но в нем было больше, чем в современном русском языке, диакритических знаков: над- и подстрочных.Пунктуационные ошибки
Пунктуация как наука важна для носителей языка. Ведь от правильной постановки знаков препинания или их отсутствия зависит понимание написанного текста. К примеру, предложение Дружить нельзя драться — определенно требует знака препинания для его адекватного понимания. Здесь от верной постановки запятой: Дружить, нельзя драться — зависит то, как будет прочтено предложение и понята информация. Неверная постановка знаков препинания — это ошибка пунктуационная.
Место, где требуется определенный знак препинания, но стоит другой или отсутствует вообще, называется пунктуационной ошибкой. Например, Солнце согревающее своими лучами поле стояло высоко — это предложение, где допущена ошибка. Исправление пунктуационных ошибок основывается на знании правил пунктуации. В данной ситуации — случаев обособления причастных оборотов: причастный оборот, находящийся после определяемого слова, выделяется запятыми: Солнце, согревающее своими лучами поле, стояло высоко. Здесь от правильного выделения причастного оборота зависит понимание смысла всего предложения.Причины появления пунктуационных ошибок
Грамматические и пунктуационные ошибки чаще, чем другие, встречаются в работах обучающихся, особенно старшеклассников.
Связано это в первую очередь с тем, что в старших классах усложняется синтаксис. При изучении простых осложненных и сложных предложений вводится материал по правильной расстановке знаков препинания, осилить который старшекласснику трудно. Немаловажным фактором в образовании пробелов в знаниях пунктуации является сокращение часов, отведенных на правописание. С каждым годом увеличивается процент малочитающих учеников. Как результат — возникают трудности в правильном восприятии и прочтении текста. Предупреждение и проверка пунктуационных ошибок должны осуществляться непосредственно в процессе написания. Иначе не будет осмысленного членения текста на фрагменты. Важно ставить все знаки препинания во время письма, а не после написания текста.Пунктуация в простом предложении
В простом предложении, то есть в предложении, где одна грамматическая основа, если оно не осложнено, не ставятся никакие знаки препинания, кроме финальных и тире. Например, Главное — душой быть молодым. Где обитает гепард? Весна — это восхитительное время года! Если простое предложение чем-то осложнено, то в нем ставятся запятые, иногда тире и двоеточие. Осложнять простое предложение могут:
- Однородные члены: Море плескалось и играло. В корзине были вешенки, грузди, лисички.
- Обособленные члены: Ваза, наполненная цветами, стояла на столе. Его сестра, Елена Львовна, работает на телевидении.
- Обращения: Лиза, говори громче. О море, ты прекрасно!
- Вводные слова и предложения: Сегодня, пожалуй, будет ясная погода. По мнению юриста, дело надо продолжать.
В простом осложненном предложении пунктуационные ошибки, примеры которых даны ниже, встречаются часто.
Предложение с ошибкой | Правило | Исправленное предложение |
На опушке леса затаившейся среди деревьев цвели жасмины. | Причастный оборот обособляется в позиции после главного слова | На опушке леса, затаившейся среди деревьев, цвели жасмины. |
Все устраивало княгиню дом парк пруд. | В случаях, когда обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов, после обобщающего слова ставится двоеточие. | Все устраивало княгиню: дом, парк, пруд. |
Пунктуация в сложном предложении
В сложном предложении можно встретить любые знаки препинания. В написании сложного предложения часто допускаются ошибки пунктуационные. Вероятно, это связано с трудностями в восприятии длинных синтаксических конструкций. Главное, что необходимо уяснить, — между частями сложного предложения должны стоять знаки препинания. Если это сложносочиненное предложение, то запятая ставится перед сочинительным союзом: Она скучала, и он толковал. Если у частей такого предложения есть общий член, запятая не требуется: Целый месяц она скучала и он тосковал (общий член — целый месяц). В сложноподчиненном предложении запятая стравится на месте соединения придаточных частей и главной: Ребята отправились на рыбалку, когда близился рассвет.
Цитирование и прямая речь
Цитирование и прямая речь схожи тем, что в них используются кавычки. Правила постановки кавычек также похожи. Цитаты помещаются в кавычки и прямая речь тоже.
Если слова автора стоят перед цитатой/прямой речью, то после них ставится двоеточие: Автор говорит: «Нет лучше друга, чем совесть». Она сказала: «Я пойду в парк после работы». Если слова автора следуют за цитатой/прямой речью, то перед ними ставятся запятая и тире: «Нет лучше друга, чем совесть», — говорит автор. «Я пойду в парк после работы», — сказала она. Цитата может приводиться лишь с указанием на источник: «Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна» (А. А. Ахматова). Прямая речь в диалоге может оформляться как отдельные реплики без кавычек. Тогда перед высказыванием, которое оформляется с новой строки, ставится тире:— Добрый день!
— Добрый! Чем я могу Вам помочь?
— Меня интересуют работы художников-передвижников.
fb.ru
Работа над ошибками
После каждой проверочной или контрольной работы по русскому языку и литературе школьная программа предусматривает выполнение работы над ошибками. Педагоги прекрасно понимают значение выполнения данного вида работы. А школьники, в свою очередь, считают, что это пустая трата времени. И большинство учеников попросту переписывают слова, в которых были допущены ошибки, в тетрадь, иногда даже снова неправильно. А если исправить необходимо не слово, а словосочетание или целое предложение, начинаются настоящие проблемы. Что же делать, чтобы выполнение работы над ошибками стало приятным и полезным занятием?
Для начала нужно понять суть допущенной ошибки, определить её вид.
После проверки работы по русскому языку или литературе учителем в тетради появляются непонятные символы и буквы, значение которых ученики часто не знают. И сколько бы учитель не объяснял, запомнить и понять эти знаки иногда бывает очень сложно для ученика. Знание этих обозначений всё же необходимо. Для запоминания можно сделать памятку.
При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку учитель исправляет или просто обозначает (подчёркивает) ошибку, а на полях обозначает её определенным знаком.
Грамотность:
I – орфографические (ошибки в правописании).
V – пунктуационные (неправильная постановка знаков препинания).
Г – грамматические ошибки возникают при нарушении структуры какой-либо единицы языка, когда система языка усвоена, а норма еще не сформирована (нарушение норм словообразования (словообразовательные ошибки), формообразования (морфологические ошибки), норм синтаксической связи слов в словосочетаниях и предложениях, а также простых предложений в составе сложных (синтаксические ошибки)).
Содержание:
Ф – фактические ошибки (нарушение фактической точности в фоновом материале: ошибки при пересказе содержания литературных произведений, путаница в датах исторических событий, в названиях произведений, именах героев, фамилиях их авторов, неточности при цитировании и т.д.)
Л – логические ошибки (нарушение последовательности событий, неоправданная подмена лица, от которого ведётся действие, повтор высказанной ранее мысли, отсутствие связи между предложениями и частями текста).
Р – речевые ошибки (ошибки, связанные с неверным или не с самым удачным употреблением слов или фразеологизмов: смешение паронимов; плеоназм — употребление лишнего слова; тавтология — употребление рядом однокоренных слов; нарушение лексической сочетаемости; употребление слова в несвойственном ему значении; неоправданный повтор, лексическая неполнота высказывания; неправильное употребление фразеологических оборотов).
Ст – стилистические (неоправданное использование просторечных слов и выражений).
С обозначениями разобрались. Как это может нам помочь? Теперь мы можем узнать суть своей ошибки, исправить её или найти в справочнике необходимое правило.
От типа ошибки зависит и способ её анализа и исправления.
При орфографических ошибках (I) необходимо выписать слово и объяснить данную орфограмму графически, привести примеры.
При пунктуационных (V) выписываем предложение, графически объясняем наличие или отсутствие знаков препинания. Для объяснения можно использовать справочник по орфографии и пунктуации.
Грамматические ошибки (Г) исправляем и обязательно объясняем выбор той или иной формы слова.
При работе на ошибками в содержании текста записываем исправленный вариант предложений и при необходимости объясняем свой выбор. Иногда, когда в тексте слишком много ошибок в содержании, рекомендуется правильно, учитывая все исправления, переписать всю работу. Данный вид работы будет полезен лишь в том случае, когда все допущенные ошибки разобраны и осмыслены учеником.
Правильное вдумчивое выполнение работы над ошибками позволит учащимся выявить пробелы в знаниях, закрепить плохо усвоенный материал и избежать подобной ошибки в будущем.
Вы можете получить необходимую помощь при выполнении работы над ошибками у онлайн репетиторов по русскому языку и литературе. Квалифицированные педагоги помогут понять суть ошибки, объяснят правило, подберут показательные примеры. В любое время и в любом месте Вы можете обратиться получить консультацию преподавателя по выбранному предмету школьной программы.
© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
blog.tutoronline.ru
Работа над ошибками
Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
a-school.ru
Работа над ошибками
Пожалуй, нет такого учителя русского языка, который не задумался над этой проблемой. Казалось, что все уже отработано, испробованы разные методики, но ожидаемого результата приходится ждать. И тогда задаешься вопросом: почему опять допущена ошибка? Что не увидел ученик? Вроде и правило знает, и что-то шепчет под нос во время диктанта, и комментирует правильно, а результат не радует. И снова возвращаемся к работе над ошибками.
Через многое приходилось пройти. Сначала словарные диктанты на уроках, затем комментированное письмо, разные формы зачетов, шпаргалки для запоминания. Открытий не собираюсь делать. Хочу поделиться тем, что наработано по этой проблеме. Работа над ошибками проводится после каждого диктанта. После изложений, сочинений ученики ее делают самостоятельно. В рабочих тетрадях, выполняя домашнее задание, сначала делают работу над ошибками и только потом упражнение.
После очередного диктанта для этой цели отводится целый урок. Сначала идет коллективная работа, и ее я веду по тем ошибкам, которые допущены большинством учащихся.
Страница тетради делится на три столбика, в первой записываем ошибки, во второй-правило, в третьей — примеры. Ученики на последней странице дневника записывают орфограммы или пунктограммы с допущенными ошибками. Над ними они будут работать самостоятельно. Время на таком уроке остается и для индивидуальной работы. Кроме того, мои помощники помогают разобраться в ошибках своим одноклассникам. На последующих уроках всем предстоит сдавать зачет по ошибкам учитель. Время для зачета отвожу на уроке. Ученик рассказывает правило, приводит примеры и проводит подобный диктант (словарный или из двух предложений) для всего класса, составленный им по своим ошибкам.
Проводила и другую работу по методике Шаталова. Ученики на таком уроке писали правило по допущенной ошибке и приводили примеры, затем рассказывали друг другу. У каждого ученика была заведена тетрадь для схем-алгоритмов. Результат был хороший.
А еще проводила пресс- опрос. Я его условно называла пресс — конференцией. Перед классом за столом сидели по 3-4 ученика «ученые», а ведущий предлагал задавать вопросы на интересующую их тему. Это были вопросы по орфографии и пунктуации. Такая работа нравилась ученикам: одним задавать вопросы, другим быть в роли всезнающих. Нужно отметить, что только некоторым ученикам не хотелось быть на месте «ученых», ведь нужно было быстро и без ошибок ответить на вопрос, а с этим не каждый мог справиться. Но с каким удовольствием они задавали вопросы! А уж если «ученый» не успевал ответить, тогда они с чувством достоинства давали ответ и приводили примеры.
После письменной работы над ошибками проводила и пресс — опросы по условным знакам, которые готовила сама. Показывала, например, «Ъ» , и ученики должны ответить все, что знают о его написании и привести примеры. Такие знаки делала на картоне, вырезая букву или сочетание, например : «НЕ», «Ь», «ПРЕ» , « ,» и другие. Много времени на уроке такая работа не занимала, но для подготовки к самостоятельной работе над ошибками очень помогала.
Придумала и такую форму, как работа с сорбонками. Ее подсмотрела на одном районном семинаре для учителей математики. Решила попробовать на своих уроках. Каждый ученик на картоне ( маленькой удобной для руки карточке) писал на одной стороне слово по орфограмме, которую изучаем, а на другой – ответ. Например: «РОЖ…» на 1 стороне, а на обороте — « Ь после шипящих у сущ. 3 скл.». Если правило забыто, то можно подсмотреть. Примеры каждый приводит самостоятельно. После работы над ошибками отводила время для работы с сорбонками, которые раскладывали на парте. Вопросы задавала я, а ученики находили быстро ответ . Чего этим добивалась? Прежде всего — автоматическое знание правила и умение применить его на практике. Дома ученики самостоятельно работали с ними. На уроке могли задавать вопросы друг другу. Такая работа позволяла мне экономить время на уроке и проводить работу над ошибками не только на специальном уроке, но и на любом другом .
Очень понравилось ребятам работать со схемами-таблицами «Орфография и пунктуация», которые приобрели для кабинета русского языка. С ними очень удобно работать. Ученики повторяют и передают карточку соседу по парте, либо рассказывают друг другу. Нужно не только знать правило, но и привести как можно больше примеров. Такую работу я назвала «Грамматической разминкой». Перед диктантами провожу ее обязательно. На уроке по теме:« Работа над ошибками» предлагаю использовать эти схемы-таблицы, которые лежат на последних партах, и любой может подойти к ним по мере необходимости. Ученики работают с ними, когда выполняют индивидуальную работу над ошибками. Кроме того, используют нужную таблицу для ответа на вопрос по допущенным ошибкам, приводят примеры. Что это дает? Ученики не только проговаривают правило, но и видят алгоритм перед собой. Зрительное и слуховое восприятие позволяет ученикам лучше запомнить. Такая работа тоже дала свой результат: ошибок стало меньше.
Когда в компьютерном классе появились программы по русскому языку «Репетитор» и «Фраза», их стала использовать для работы над ошибками. Сначала вместе делали работу над ошибками в тетрадях, затем ученики самостоятельно работали с программой «Фраза». Задание выполняли по допущенным ошибкам. В чем преимущество такой работы? Прежде всего, не только в закреплении знаний, но и в получении оценки за выполненное задание. Ученики любят заниматься на компьютере. Такие уроки более продуктивны и интересны. Жалко, что не на каждом уроке можно позволить такую роскошь.
Проделанная работа позволила перейти к продумыванию новых уроков. Появился урок-путешествие по ошибкам. Учащимся приходилось преодолевать
- темный лес (большее количество допущенных ошибок),
- пропасть (ошибки из-за незнания правила),
- реку (ошибки, которые допущены на изученное ранее),
- искупаться в озере (самостоятельная работа над ошибками),
- совершить подъем по отвесной скале (объяснение правила и приведение примеров),
- пуститься в свободное плавание (выполнение заданий на карточках). Здесь каждый учитель может сам решить, что предложить ученикам.
Интересным стал разработанный мной урок « Карусель». Для такого урока в центре класса размещала 5 столов в форме *, на них раскладывала карточки с заданиями, содержащими вопросы по орфографии, фонетике, словообразованию, синтаксису и пунктуации, ставила в центр барабан. Пока он крутится, нужно ответить устно на 5 вопросов. Один ученик отвечает, остальные думают. После правильного ответа он переходит к другому столу. Всего приглашались по 4 ученика, весь класс в это время делал работу над ошибками, выполнял задание на карточках. Барабан останавливался тогда, когда один ученик проходил все 5 столов.
Например, такие задания я предлагала на карточках.
№1 Сколько Н пишется в словах и почему?
Ю…ый, си…ий, зеле..ый, пря…ый, сви..ой.
№2 Нужен ли Ь знак в словах и почему?
Еш…, настеж…, реч…, теч…, тиш… .
№ 3 Почему эти слова объединены?
Крыж…вник, ш…рох, ш…в, капюш…н, ш…ссе.
№4. Объясни знаки препинания, если они
нужны.
Я скинул с себя пальто и подойдя к этому
окну облокотился на стол.
№5 Дай характеристику этим предложениям.
Никогда я не видел такой реку. Она то
светилась, то мрачнела, то становилась
гладкой. И все это происходило потому, что
ветер налетал порывами.
(Это примерный материал по русскому языку для 7 класса.)
На каждом столе лежало по пять карточек подобных заданий. Ученик отвечал по одной и пересаживался за следующий свободный стол.
Такие задания не вызывают затруднений, они заставляют учеников мыслить логически. По какому принципу объединены слова? Почему нужно писать так?
На этом уроке у меня были ассистенты, получавшие за диктант «5». Они первые выполняли задание на «карусели» и принимали зачет по ошибкам. Для каждого ассистента ставились по углам класса столы, готовились вопросы для тех, кто будет отвечать. ( Ученики сдавали зачет после «карусели».) Работу с ассистентами проводила до урока. Ученик подсаживался со своей тетрадкой и отчитывался по ошибкам. Почему же все-таки карусель? Просто каждому приходилось отвечать на один и тот же вопрос неоднократно. После такого урока проводила диктант для тех, кто хотел бы исправить оценку. И результат был хороший.
Другой урок работы над ошибками «Марафон» предполагал не только самостоятельную работу над ошибками, но и выполнение различных заданий:
- Составить словарный диктант по своим ошибкам.
- Найти в орфографическом словаре и выписать слова на эту орфограмму (по 3-4 слова).
- Произвести фонетический разбор любого слова, в котором была допущена ошибка.
- Далее предлагаются задания по ошибкам,
допущенным в диктанте.
Произвести морфологический разбор существительного, прилагательного, глагола. - Произвести словообразовательный разбор слова.
- Произвести разбор словосочетаний в предложении.
- Произвести синтаксический разбор предложения.
- Списать предложенный текст.
В последнем задании нужно было вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить знаки препинания. Ученикам, получившим неудовлетворительную оценку, предлагалось списать текст без ошибок.
И за этот урок каждый ученик получал положительную оценку.
В этом году кабинет русского языка пополнился интерактивной доской, компьютером, медиапроектором, ноутбуком. Поэтому работать на уроках стало намного интереснее. Предложила после очередного диктанта урок с использованием ИКТ. Вот таким он получился.
Урок соответствует Программе по русскому языку для основной общеобразовательной школы (учебник Т.А.Ладыженской «Русский язык в 5 классе). Урок проводится после изучения темы «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». На предыдущем уроке был проведен диктант с подготовкой по тексту упражнения 250 « Стыдно перед соловушкой». [2]
Цель урока: Учить учащихся видеть ошибки.
Задачи урока:
- Формировать умение применять полученные знания на практике.
- Развивать умение различать предложения, ставить правильно знаки препинания.
- Воспитывать у учащихся серьезное отношение к грамматике.
Оборудование урока: Медиапроектор, интерактивная доска, дискета, маркер.
Подготовка к уроку: Учителем подготовлена презентация к уроку. ( Приложение 1).
На уроке нужен будет белый халат.
Ход урока.
1. Оргмомент. Учитель приветствует учеников, сообщает цели и задачи урока.(Учитель работает одновременно с компьютером: управляет слайдами).
2. Анализ диктанта.
3. Почему здесь стоят запятые? (Слайд 4 )
- Вынули из сумки хлеб, масло, яйца.
- Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей.
[2] (Разбираются предложения, чертится схема 1 и 2 предложений.)
4. Почему в этих предложениях запятые не нужны? (Слайд 5)
- После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
- Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
- Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулек в сумку. [2]
(В предложениях подчеркиваются однородные члены предложения, выделяются союзы. Уточняется, почему не нужны запятые, чертятся схемы.)
5. Почему в этих предложениях расставлены так знаки препинания? (Слайд 6)
-Зачем ты берешь с собой мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Никто не увидит.
— Стыдно … перед соловушкой,- тихо ответила Лида. [2]
( Выделяются тире перед репликой в диалоге и перед словами автора. Подчеркиваются знаки препинания ? и, и объясняется причина выставления таких знаков.)
6. Какое правило объединяет эти слова? (Слайд 7)
- Траву
- Собрала
- Своей
- Недалеко
(Ученики объясняют. Возле каждого слова записывают на доске и в тетрадях проверочное слово и ставят ударение.)
7. Что объединяет эти слова? (Слайд 8)
- Влес
- Натраву
- Отних
- Подкуст
- Вгазету
- Всумку
- Ссобой
(Их объединяет ошибка. Предлоги со словами пишутся раздельно. Исправляем маркером и в тетради.)
8. В одном классе мальчики написали слово, и каждый допустил ошибку. Кто из них прав? (Слайд 9).
- Петя написал: пошевелнутся.
- Саша написал: пошевелнуца.
- Вова написал: пошевельнуться.
Ученикам предлагается найти во втором абзаце последнее предложение и решить эту проблему.
9. Повторение. (Слайд 10).
-Что изучается в синтаксисе?
-Какие члены предложения составляют грамматическую основу?
-Какие члены предложения распространяют грамматическую основу?
(Учащиеся отвечают на вопросы.)
10. А теперь мы немного поиграем. (Учитель одевает белый халат).
Ребята, представляете? Безграмотного человека можно сравнить с больным. А больные бывают разные. Одним требуется срочная помощь. И тогда мы вызываем Скорую помощь. (Слайд 11).
Пословица – это мудрое изречение народа. [1]
(Находим подлежащее и сказуемое, выясняем, какой частью речи они выражены.
Почему ставится такой знак препинания? По ходу работы подчеркиваем грамматическую основу и тире.)
Учитель: А некоторым больным требуется хирургическое вмешательство. И тогда Скорая помощь доставляет больного к хирургу.
(Слайд 12).
Пасловицы лехко и быстро запаминаются патаму, што пахожи накароткие стихи и песни. [1]
(Ученики делают «операцию» по исправлению ошибок, записывают исправленное предложение в тетради, а на доске маркером исправляют ошибки.)
Учитель: А иногда больным требуется пластическая операция, например, после ожога или обморожения. Ее делают, чтобы человек изменил свою внешность. Давайте и мы сделаем предложение красивым: добавим слова и изменим предложение.
(Слайд 13)
√(a)Сохранилось много √(б)пословиц, в которых говорится о √(в)жизни √(г) народа. [1]
а) В России или литературе
б) старых
в) трудной или тяжелой
г) русского или нашего
Получилось красивое предложение.
В литературе сохранилось много старых пословиц, в которых говорится о тяжелой жизни нашего народа.
Учитель: Иногда нам нужно оказать помощь, чтобы облегчить страдания больного. Например, при вывихе ноги.
В травмпункте мы попробуем наложить шины, исправить недочеты.
(Слайд 14).
Есть пословицы, где высмеиваются лентяи; болтуны. [1]
(Подчеркиваем грамматические основы, чертим схему, исправляем ; на ,).
Учитель: Порой мы глядим в книгу, а говорят, что видим фигу. Нам нужно посетить врача. А как он называется? Правильно, офтальмолог. Он поможет нам лучше видеть.
(Слайд 15). Жызень, ценица, знаим, аценка.
(Ученики исправляют ошибки).
Учитель: Но самую быструю помощь нам оказывает терапевт, который выписывает таблетки и микстуры.
(Слайд 16).
— Для чего нужна пунктуация?
-Какие знаки препинания нужны в конце предложения?
— Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью? С диалогом? При однородных членах предложения? При обращении? (Ученики устно отвечают на вопросы).
Учитель: Есть такой кабинет в поликлинике, в котором заседает комиссия и дает заключение: либо болен, либо здоров.
(Слайд 17).
Вам предлагается списать и расставить знаки препинания.
*Шепчут тонкие осинки в темных зарослях лесных (,) приходите к нам с корзинкой после дождика в четверг. [1]
* Шепчут тонкие осинки в темных зарослях лесных (,) чтобы приходили к ним с корзинкой после дождиков грибных. [1]
(Это задание можно предложить по вариантам, учитель ориентируется по времени).
(Слайд 18)
10.Домашнее задание: (Слайд 19)
Ответить на вопросы стр.100
Упражнение 253 (Пушкин входит в нашу жизнь.)
11. Итог урока. (Слайд 20)
Выставление оценок.
Чему учились мы на этом уроке? (Видеть ошибки.)
Зачем нужна грамматика?
Какого человека называют грамотным?
Учитель: Надеюсь, что все вы выздоровели, и не будете допускать ошибки.
Литература:
- И.В.Карасева. Русский язык. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Т.А.Ладыженской.- Волгоград .:Учитель, 2002.
- Т.А.Ладыженская. Русский язык. Учебник для 5 класса.- М.: Просвещение ,2004.
urok.1sept.ru