Рассказ осень скребицкого – Презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) на тему: НОД по чтению художественной литературы в старшей группе чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень». Рассматривание картины В. Серова «Октябрь»

Художник-Осень по Г. Скребицкому. .. — Студопедия.Нет

.Для своей работы взяла Художник-Осень самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину. Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает. «Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила она старика. Глядит, а неподалёку, с краю поляны, густые развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи». Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный… Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе. Отправилась Осень из леса в поля и в луга. Убрала с полей золотых хлеба,… а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога. Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц…

 

Сладков Николай Иванович «Осень на пороге»

— Жители леса! – закричал однажды летом мудрый Ворон. – Осень у лесного порога. Все ли к ее приходу готовы?

Как эхо доносились голоса из леса:

— Готовы, готовы, готовы…

— А вот мы сейчас проверим! – каркнул Ворон. Сначала осень холоду в лес напустит. Что делать станете?

— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

— Мы, ежи, летучие мыши, крепко уснем!

Ответили птицы:

— Мы, перелетные, в теплые края улетим!

— Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!

— Потом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев срывать начнет!

— Пусть срывает! – ответили птицы. – Ягоды видны будут!

— Пусть срывает! – ответили звери. – Тише в лесу станет!

А Ворон продолжает:

— Осень последних насекомых заморозит.

— А мы, дрозды, рябину будем клевать!

— А мы, дятлы, шишки начнем шелушить!

— Осень скуку на нас пошлет! Дождей напустит. День укоротит, солнце спрячет.

— Пусть посылает! – дружно ответили птицы и звери. – Мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми – не будем скучать!

Хотел Ворон еще что-то спросить, да махнул крылом и улетел.

Летит, а под ним лес разноцветный, пестрый – осенний. Осень уже перешагнула через порог. Но никого не напугала.

 

Виктор Голявкин. Не везёт

Однажды прихожу я домой из школы. В этот день я как раз двойку получил. Хожу по комнате и пою. Пою и пою, чтоб никто не подумал, что я двойку получил. А то будут спрашивать ещё: «Почему ты мрачный, почему ты задумчивый?»

Отец говорит: — Что это он так поёт?

А мама говорит: — У него, наверное, весёлое настроение, вот он и поёт.

Отец говорит:

— Наверное, пятёрку получил, вот и весело человеку. Всегда весело, когда какое-нибудь хорошее дело сделаешь.

Я как это услышал, ещё громче запел.Тогда отец говорит:

— Ну ладно, Вовка, порадуй отца, покажи дневник.

Тут я сразу петь перестал.

— Зачем? — спрашиваю.

— Я вижу, — говорит отец, — тебе очень хочется дневник показать.

Берёт у меня дневник, видит там двойку и говорит:

— Удивительно, получил двойку и поёт! Что он, с ума сошёл? Ну-ка, Вова, иди сюда! У тебя, случайно, нет температуры?

— Нет у меня, — говорю, — никакой температуры…

Отец развёл руками и говорит:— Тогда нужно тебя наказать за это пение…

Вот как мне не везёт!

Сергей Алексеевич Баруздин. Про Светлану

АДРЕС

Маленькая Светлана жила в большом городе. Она не только умела правильно

говорить все слова и считать до десяти, но и знала свой домашний адрес.

— Где ты живешь, девочка? — спрашивали ее.

— Петровка, дом восемь, квартира четырнадцать, — говорила Светлана и

была очень довольна, что не ошиблась.

Но однажды к ней пришел соседский мальчик Боря и спросил:

— А в каком городе мы живем?.. Вот и не знаешь!

Светлана нахмурилась и ничего не сказала. Не знала.

Вечером, когда мама вернулась с работы, Света подбежала к ней и

спросила:

— А в каком городе мы живем?.. Вот и не знаешь!

Но мама знала.

— В Москве, — сказала она и подвела Светлану к окну.

Светлана посмотрела за окно, где далеко-далеко в небе, на кремлевской

башне, горела красная звезда.

— Вот она, Москва! — сказала мама.

А в выходной день к дому, где жила Светлана, подъехала совсем новая,

сверкающая голубой краской машина. Это папа взял машину, чтобы покатать

Свету с мамой по городу.

Светлана забралась на мягкое сиденье рядом с шофером, а папа с мамой

сели сзади.

Помчалась машина по широким улицам.

Видит Светлана новые большие дома и спрашивает:

— Это что? Где мы едем?

— Мы по Москве едем, — отвечает мама. — Видишь, какие большие, красивые

дома строятся на московских улицах!

Все дальше и дальше мчится машина. Так мчится, что дух захватывает!

Едет Светлана и все спрашивает:

— Это что? Где мы едем?

— Это все Москва!

Пронеслась машина по Красной площади.

Видит Светлана: стоит Кремль, а над ним сверкают красные звезды. И так

сверкают, что, наверное, все люди на земле видят их яркий свет.

— Вот какая она, наша Москва! — сказал папа. — Большая, красивая!

А когда Света приехала домой, мама ее спросила:

— Ну, доченька, где ты живешь?

— В Москве, Петровка, дом восемь, квартира четырнадцать, — ответила

Светлана.

Это было давно, когда Светлане исполнилось три года. С того дня

Светлана хорошо знает, что Москвой называется весь большой, красивый город,

в котором живут и она, и мама с папой, и все ребята из ее детского сада.

 

САМАЯ ХРАБРАЯ

Когда Светлане не было еще четырех лет, произошел такой случай.

Гуляла она во дворе и увидела мохнатую собачонку.

Света подошла к собачонке да как схватит ее за хвост:

— Собака-бабака, не боюсь тебя!

«Собака-бабака» рассердилась, залаяла на Свету и давай ее трепать за

пальто: вот тебе, не обижай меня, не дразни!

С тех пор Светлана очень не любила собак, а может быть, просто боялась

их.

  Идет Светлана с папой утром в детский сад, и только они увидят собаку,

как Света обязательно скажет: «Хочу на ручки!»

Однажды Светлана с папой уже подходили к детскому саду, как вдруг она

увидела большую собаку. Собака шла с каким-то мальчиком прямо им навстречу.

Света даже остановилась на минутку, посмотрела на собаку, потом на папу

и хотела сказать: «Хочу на ручки!»

Но папа на этот раз почему-то не остановился. Он шел вперед и как будто

не замечал собаки.

— Ой, какая страшная! — прошептала Светлана.

Большая собака с розовым языком, мохнатой шерстью и высоко поднятыми

ушами поравнялась с ней.

Света увидела ее морду и даже услышала, как она часто дышит.

Тут Света уже совсем было собралась заплакать, но еще крепче уцепилась

за папину руку, закрыла глаза и… прошла мимо.

— Вот и молодец! — сказал папа. — Ты растешь храброй девочкой. Собака —

друг человека, и ее не надо бояться. Но и дразнить тоже не надо! — И папа

улыбнулся Свете.

— А я не боюсь, совсем теперь не боюсь! — сказала Светлана. — Я буду

самая храбрая!

 

НОВЫЕ КНИЖКИ

Светланина группа помещалась в большой, просторной комнате на первом

этаже.

Здесь было очень светло, на подоконниках стояли цветы и аквариумы с

рыбками, а в клетке сидел маленький галчонок, которого недавно нашли во

дворе мальчишки из старшей группы.

Ребята жили дружно. Все было у них общее: игрушки и книжки с

картинками, рыбки и галчонок, и даже большой кот, которого почему-то

прозвали Бобиком. В группе много ребят, и все они очень нравились Светлане,

но больше всех она подружилась с Виталиком. Про них так и говорили: «Это

друзья».

Однажды ребятам купили новые книжки — большие, разноцветные,

интересные.

— Ну, давайте смотреть новые книги, — сказала воспитательница Зинаида

Федоровна.

Все собрались в кружок и стали смотреть картинки: читать еще никто не

умел.

Вот на обложке нарисован серый кот. Посмотрели девочки на картинку.

— Совсем как наш Бобик, — сказала Лена.

— И не похож он на Бобика, — сказала Ира. — Бобик большой, а этот вон

какой малюсенький! Наверное, его сын.

А Виталик держал в руках другую книжку — про моря и пароходы. Плывет

пароход, качается на волнах. Из трубы идет черный дым, а на высокой мачте

вьется красный флаг. Хорошо плыть по морю на таком пароходе!

Светлана подошла к Виталику и тоже посмотрела на картинку:

— Кто плавает на пароходе? Шоферы?

— Не шоферы, а капитаны! — ответил ей Виталик. — Это не автомобиль, а

пароход. Давайте играть в пароход! Я буду капитаном.

— А можно, и я буду капитаном? — спросила Светлана. — Я тоже хочу

плавать по морям!

— Ты не будешь, — сказал Виталик. — В капитаны девчонок не берут. Они

там еще начнут плакать и потопят пароход.

— А я буду капитаном!

— Не будешь!

Ребята заспорили, а Зинаида Федоровна подошла к ним и сказала:

— Раз Света хочет быть капитаном, значит, обязательно будет. У нас в

стране кем захочешь, тем и будешь: и шофером, и капитаном, и машинистом.

Только нужно много и хорошо работать!

Светлана обрадовалась и решила, что, когда вырастет, обязательно будет

самым настоящим капитаном.

Тогда Виталик сказал:

— Двух капитанов на пароходе все равно не бывает. Я лучше тебя в

помощники к себе возьму! Будешь мне помогать!

 

КОГДА НЕ БЫВАЕТ СКУЧНО

Поиграли ребята и стали собираться гулять. Только одна Светлана

осталась в группе.

— Ты сегодня кашляешь, тебе лучше посидеть в комнате, — сказала Зинаида

Федоровна. — Поиграй, а мы скоро вернемся.

Светлана постояла посреди комнаты, посидела на стуле, походила из угла

в угол, и так скучно ей стало! На улицу хочется.

— Вовсе я не кашляю! Почему меня гулять не взяли?

Пришла няня Нина Марковна, стала прибирать в комнате.

Нужно стулья по порядку расставить, пол подмести, стекла протереть.

Много дел у Нины Марковны! Никак одной быстро не управиться.

— Я помогу! — говорит Светлана. — Давайте вместе убирать.

И они стали работать вместе. Светлана расставляет стулья, а Нина

Марковна подметает пол. Света складывает книги, а Нина Марковна оправляет

постели в спальне…

— Скорее, — говорит Светлана, — а то не успеем!

— Скорей! — говорит Нина Марковна. — Нужно все до прихода ребят убрать.

Тикают часы на стене, бегут стрелки: пять, десять, пятнадцать минут…

Время летит быстро, а работа идет еще быстрей.

Только Нина Марковна со Светланой кончили уборку, как на улице пошел

дождь и все ребята прибежали домой.

Вошли к себе в группу, посмотрели: пол подметен, куклы положены в

кроватки, стекла протерты и стулья расставлены по порядку. Чисто в комнате,

уютно, хорошо!

— Ну как, тебе не скучно было? — спрашивает Свету Зинаида Федоровна.

— Нет, — отвечает Светлана, — мы с Ниной Марковной работали!

 

ЗА ОБЕДОМ

Как-то во время завтрака в детском саду была разбита тарелка.

Никто не видел, как она упала со стола и разбилась на мелкие кусочки.

Зинаида Федоровна спросила ребят:

— Кто из вас разбил тарелку?

— Не я! — сказал Виталик.

— Не я! — сказала Лена.

— Не я! Не я! Не я! — сказали другие ребята.

Только Светлана посмотрела на Зинаиду Федоровну и тише всех сказала:

— Наверное, она сама как-нибудь разбилась…

— Ну ладно, — говорит Зинаида Федоровна, — идите пока играть.

Стали ребята играть и совсем забыли о случившемся. Не заметили, как

пролетело время и наступил час обеда.

Все помыли руки и сели за столы.

Нина Марковна принесла большой поднос, а на нем рядами стоят тарелки с супом.

Ребята начали обедать.

— А мне? — спрашивает Виталик. — У меня нет тарелки!

Все посмотрели на Виталика: и правда, нет у него тарелки.

— Тебе, Виталик, придется подождать, — говорит Зинаида Федоровна. —

Ведь у нас утром одна тарелка сама разбилась. Правда, ребята?

— Правда! — закричали ребята.

— Вот и неправда, — вдруг тихо сказала Светлана. — Тарелки сами не

бьются. Это… это… я… ее нечаянно разбила. Я больше не буду! — И она

пододвинула свою тарелку Виталику: — Ешь!

Тут все ребята повернулись к Светлане, а она покраснела и ни на кого не

смотрит.

«Сейчас Зинаида Федоровна накажет Свету», — решили ребята.

Но Зинаида Федоровна подошла к Светлане и сказала:

— Вот и хорошо, что тарелки у нас сами не бьются, а ребята говорят

правду.

 

ПРОГУЛКА

Обычно ребята гуляли во дворе, около детского сада. А сегодня Зинаида

Федоровна решила погулять с ними по улицам, показать Москву. Все оделись, построились парами и пошли сначала по переулку, потом по широкой улице, прямо к скверу.

День стоял весенний, хороший.

Солнце так горячо припекало, что ребята даже пальто расстегнули —

жарко. Деревья нагрелись под теплыми лучами, раскрыли первые почки.

А по мостовой прыгали воробьи, чирикали наперебой, купались в лужах.

Машины мимо несутся — воробьи не боятся.

Трамваи и троллейбусы едут — воробьи не боятся. Люди по тротуарам идут — воробьи не боятся.

Такие уж они отчаянные, наши московские воробьи!

Много интересного видят ребята кругом. И главное — куда ни посмотрят,

везде идет работа, везде люди заняты делом: расширяют улицы, ставят красивую ограду вокруг сквера.

На углу улицы, там, где раньше стояли маленькие, старые домики,

строится новый дом-великан.

Ребята сначала смотрели на него издали, а потом Зинаида Федоровна

подвела их поближе к стройке.

Ходят по рельсам большие подъемные краны, подают наверх стальные балки, а там рабочие их укрепляют.

Растет дом не по дням, а по часам.

Одна за другой едут на стройку грузовые машины: везут рельсы и камни,

песок и кирпич, железо и доски.

— Вот как строят теперь в Москве! — говорит Зинаида Федоровна. — Раньше

один большой дом строился несколько лет, а теперь за один год строят сотни

новых домов-великанов.

Ребята стоят около забора — никак не могут насмотреться. Еле-еле

уговорила их Зинаида Федоровна пойти домой.

А когда пришли к себе в группу, тоже решили заняться делом.

— Я буду самый большой дом строить! — говорит Светлана. — Такой, как

там, на улице.

— И я! И я! И я! — закричали ребята.

Собрали они кубики, коробки, ящики, машины: закипела работа.

Каждые пять минут отстраивается новый дом!

Скоро целый город вырос на полу — с большими домами, широкими улицами и скверами.

Хороший город построили!

 

СЕКРЕТ

Однажды Зинаида Федоровна сказала ребятам:

— Скоро у одной нашей девочки будет день рождения. Давайте приготовим

ей подарки. Каждый сделает то, что хочет.

— А у кого будет день рождения? — спросила Света.

— А это пока секрет, — ответила Зинаида Федоровна. — Сначала мы сделаем

подарки, а потом я вам скажу, кому их подарить.

Все стали думать, какие приготовить подарки.

— Я хочу слепить птицу, — сказал Виталик.

— Я нарисую хорошую картинку, — сказала Лена.

— А я, — сказала Света, — вышью платочек. — Она была очень довольна,

что придумала такой подарок.

Принялись ребята за дело: одни стали рисовать, другие лепить из глины

игрушки.

А Светлане Зинаида Федоровна дала кусок белой материи, цветные нитки и иголку.

В комнате стало тихо. Все ребята работали молча. Только изредка

раздавались голоса.

— Зинаида Федоровна, смотрите, какой у меня рисунок красивый

получается, — сказала Лена.

— А я птицу делаю, — сказал Виталик. — Настоящего скворца.

— Кому же мы подарки готовим? — спросила Светлана, вышивая платочек.

— Секрет! Потом узнаем! — сказал Виталик.

Когда все закончили работу, Зинаида Федоровна собрала подарки и

положила их в шкаф.

Через несколько дней, как всегда, ребята собрались в группе. Вместе со

всеми пришла и Светлана. На ней было новое платье, новые коричневые туфли, и вся она была какая-то особенная, праздничная.

Ребята посмотрели на Светлану и сразу вспомнили про подарки. Вот у кого сегодня день рождения!

— Нашей Свете исполнилось пять лет, — сказала Зинаида Федоровна. — Ее

день рождения мы будем праздновать все вместе, ведь это и наш праздник. А теперь давайте поздравим Светлану.

Все ребята закричали: «Поздравляем!» — и стали дарить подарки. Виталик

подарил скворца, Лена — рисунок, Ира — фартук для куклы.

Света принимала подарки и всем говорила:

— Спасибо, спасибо, спасибо!

Тут Зинаида Федоровна достала из шкафа платочек и тоже отдала Светлане:

— А этот подарок ты сама себе приготовила.

Света взяла свой платочек и тоже сказала:

— Спасибо!

Ребята засмеялись, и Светлана вместе с ними.

 

СПАТЬ ПОРА

После обеда в детском саду наступает тишина.

Тихо в комнатах, тихо в коридорах, тихо на лестнице.

Даже кот Бобик тихо лежит на подоконнике, греет на солнце спину.

Это значит, что в детском саду настал тихий час. Спать пора!

Все ребята спят, одна Светлана возится в своей кровати. Беда с ней —

никогда вовремя не засыпает.

— Света, спать пора! — говорит Зинаида Федоровна.

— Я буду, — отвечает Света, но только Зинаида Федоровна отходит от ее

постели, начинает опять ворочаться.

Потом и это ей надоело. Стала Света говорить:

— А у нас музыкальные занятия будут! Я как стану под музыку ходить, как

все песни выучу! Лучше всех!

Все ребята спят, никто не слушает Свету, а она говорит, говорит…

Опять Зинаида Федоровна подошла к ней, но Светлана так разгулялась, что

никак уснуть не может.

Незаметно прошел час, ребята проснулись, оделись, побежали умываться, а

Светлана спит. Уснула наконец!

Стали ее будить:

— Света, вставай! Пора идти на занятия!

— Я спать хочу! — говорит Света.

Не хочет подниматься!

А когда проснулась, протерла глаза, посмотрела по сторонам, видит — нет

в комнате ребят. Одна няня Нина Марковна на стуле сидит, смотрит на нее.

— А где ребята? Куда они спрятались?

— Ребята музыкой занимаются. Одна ты спишь, — говорит Нина Марковна.

Светлана вскочила — и скорей одеваться. Пока оделась, пока умылась —

кончились музыкальные занятия, все ребята в группу возвратились.

Так и не походила Света под музыку, ни одной новой песни не выучила.

Пришла вечером домой и говорит маме:

— Спать пора! А то еще проспим утром и в детский сад опоздаем.

Легла в кровать, закрыла глаза и так тихо лежала, что не заметила, как

уснула.

 

КТО СКОРЕЕ ПОДРАСТЁТ

Весной во дворе детского сада посадили молодые деревца. Они были

тонкие, с маленькими зелеными листочками, а ростом не больше, чем ребята из младшей группы.

— Теперь, — сказала Зинаида Федоровна ребятам, — каждому из вас я дам

по одному деревцу. Вы будете ухаживать за ними, поливать, смотреть, чтобы

они не запылились, не засохли.

Ребята взяли лейки и пошли во двор.

Светлане досталось самое маленькое деревце. Она полила его, смыла с

листьев пыль, подровняла землю.

Все было очень хорошо. Только руки у Светланы стали грязными и даже на лице виднелись грязные полосы.

Возвратились ребята в группу, умылись и начали играть. Одна Светлана не пошла в умывальную комнату, а взяла цветные карандаши, бумагу и стала рисовать.

— Светлана, скажи мне, зачем ты свое деревце поливала? — спросила ее

Зинаида Федоровна.

— Чтобы оно чистое было, — ответила Света, — чтобы не засохло и скорее

росло. Только я все равно скорее вырасту!

— Для того чтобы скорее вырасти, — говорит ей Зинаида Федоровна, —

тебе, как и деревцу, нужно почаще умываться. А посмотри, какая ты грязная! Так ты никогда не, вырастешь!

Побежала Светлана в умывальную комнату, вымыла лицо и руки, отряхнула платье. Подошла к Зинаиде Федоровне и спрашивает:

— А можно мне еще на свое деревце посмотреть?

Зинаида Федоровна разрешила, и они вместе вышли во двор.

Светлана подошла к деревцу, посмотрела на него-чистое. Посмотрела на

свои руки — тоже чистые. Деревце вымыто, и Света вымыта.

— Теперь я буду часто-часто умываться! — говорит она. — Мы еще

посмотрим, кто скорее подрастет!

 

БЕРЕГИТЕ СВОИ КОСЫ!

Совсем еще недавно у Светланы были две короткие, худенькие косички, и вот выросли настоящие большие косы.  Наверное, Светлана была бы очень довольна своими косами, если бы не мальчишки. И не столько все мальчишки, сколько один — самый главный забияка Алеша Киселев.

Алеша появился в детском саду всего месяц назад. Никто не знал, почему

он так любит дергать чужие косы: то ли потому, что у него своих нет, то ли

потому, что ему очень нравится, как визжат девчонки.

А девчонки визжали. И не только визжали, а иногда и плакали. Зинаида

Федоровна не раз наказывала Алешу: не разрешала играть с другими ребятами.

Но проходил день-два — и он опять дергал кого-нибудь за косу. Не раз

доставалось от него и Светлане.

— Как тебе не стыдно! Зачем ты обижаешь девочек? — спрашивала Зинаида

Федоровна Алешу.

— А я забыл, что нельзя, — отвечал он. — Я больше не буду.

Но на самом деле Алеша только обещал, что не будет, и все повторялось

сначала.

Даже на прогулке, когда ребята строились парами, никто из девочек не

хотел становиться впереди Алеши.

Попробуй встань! Он обязательно дернет за косу!

«И отчего мальчишкам не разрешают отпускать косы? — думала Светлана. — Были бы у Алеши косы, он бы нас не трогал!»

Конечно, можно повесить в детском саду объявление: «Берегите свои

косы!»

Только это все равно не помогло бы. Ведь Алеша еще не умел читать.

А с некоторых пор девочкам совсем не стало житья от Алеши. И все

потому, что он стал хитрее.

Теперь Алеша уже никого не трогал при Зинаиде Федоровне. Но стоило ей выйти на минутку из комнаты — берегитесь, девчонки!

И уж совсем было плохо тому, кто встречался с Алешей на лестнице или в раздевалке. И жаловаться на него было нельзя. Всех, кто хотел рассказать о проделках Алеши, он называл ябедами.

И девочки молчали. Разве кому-нибудь хотелось быть ябедой?

Но вот как-то Светлана не выдержала и пожаловалась, только не Зинаиде

Федоровне, а папе.

— Пап! А сегодня меня Алеша опять за косы таскал, — сказала она,

вернувшись домой.

— А ты что? — поинтересовался папа.

  — А я ничего… Я закричала.

— Он тебя таскал за косы, а ты стояла и кричала?

— Ага…

— Ну, тогда мне все понятно!

И, хотя папа ничего больше не сказал, Светлана тоже кое-что поняла.

На следующий день, она, как всегда, пришла в детский сад. В раздевалке,

а потом во время зарядки Света почему-то все время находилась около Алеши.

Она так близко подходила к нему, что, когда все делали второе упражнение,

Алеша даже задевал руками ее спину. Казалось, что Светлана специально хочет

показать ему, какие у нее косы — длинные, толстые, с широкими коричневыми

бантами.

Когда ребята вернулись в группу и Зинаида Федоровна пошла на кухню,

чтобы узнать, готов ли завтрак, Алеша недолго думая подошел к Светлане и что

было силы дернул ее за косу.

И тут случилось неожиданное: вместо того чтобы завизжать, Света

схватила Алешу за его ровную, гладко расчесанную челку.

— Ой больно, отпусти! — завизжал Алеша.

Ребята даже рты раскрыли от удивления: самый грозный и хитрый забияка

визжал, как девчонка!

Через несколько минут вернулась Зинаида Федоровна.

В группе все было тихо и спокойно.

Ребята молча сидели за столиками и ждали завтрака. Только Алеша стоял у окна и усиленно растирал свое и без того красное лицо.

— Что случилось? — Зинаида Федоровна подошла к Алеше.

— А чего… чего она пристает? — пожаловался Алеша, показывая рукой в

сторону Светланы. — Она… она за волосы меня таскает… очень больно.

Но Зинаида Федоровна словно не расслышала его слов.

— Пойди умой лицо и садись за стол. Сейчас будем завтракать.

— Эх ты, ябеда! — сказала Светлана, когда Алеша вернулся из умывальной

комнаты и сел на место. Потом она оглянулась и, убедившись, что Зинаида Федоровна занята своими делами, еще раз с выражением повторила: — Я-бе-да!

 

МЕТРО

Раз в неделю, по воскресеньям, детский сад бывает закрыт. Этот день

называется выходным.

В выходной день Светлана с мамой и папой поехали кататься по новой

линии метро.

Подошли они к кассе. Папа приподнял Светлану, она протянула руку в

окошко и взяла три билета: себе, маме и папе.

— А почему ты себе взяла билет? — спросила ее кассирша. — Ведь ты еще

маленькая.

— Я не маленькая, — ответила Света. — Я большая, мне уже пять лет!

Спустились они по лестнице-чудеснице под землю и пошли по новому

переходу на станцию «Арбатская». А там светло, как на улице! Всюду горят

какие-то необыкновенные лампочки — длинные, как трубки, и светятся белым дневным светом. Интересно!

Новая станция Светлане очень понравилась. Светло, просторно, стены

блестят, и на них нарисованы разные картины и золотые звезды, как на

кремлевских башнях. А кругом много-много людей. Всем хочется в первый день посмотреть новое метро!

Светлана так загляделась по сторонам, что не заметила, как пришел

поезд. Открылись в нем двери, и все стали входить в вагоны. Папа взял Свету за руку, и они тоже вошли. Только вошли, а двери и захлопнулись. Света посмотрела: мамы нет!

— Где мама? — закричала она. — Мама потерялась!

А мама стоит за окном вагона, смеется и машет Свете рукой. Помощник

машиниста крикнул: «Готов!» — и поезд поехал.

— Ничего, — сказал папа, — мама нас догонит.

Приехали они на следующую станцию — «Смоленскую». Вышли из поезда, не успели оглянуться, как уже новый поезд идет. На нем и мама приехала.

И хотя Светлана много раз до этого ездила в метро, а тут увидела маму,

обрадовалась и удивилась:

— Вот как быстро поезда в метро ходят!

 

ПЕРВЫЕ БУКВЫ

Зинаида Федоровна приготовила ребятам подарок: новую игру — в буквы.

Это были не кубики и не разноцветные картинки. Новая игра не лежала в

коробке, как все обычные игры. И играть в нее могли сразу все двадцать

мальчиков и девочек.

Ребята построились в линейку и стали по очереди называть свои имена:

— Алеша, Боря, Виталик, Гриша…

— Теперь, — сказала Зинаида Федоровна, — каждый из вас будет одной

буквой: Алеша — буквой «А», Боря — буквой «Б», Виталик — буквой «В», Гриша -«Г»…

— А я? — не дождавшись, пока очередь дойдет до нее, спросила Света. —

Какой буквой буду я?

— Ты, Света, будешь буквой «С».

Стали ребята из букв слова составлять: Миша, Алеша, Маша, Аня — «мама».

Петя, Алик, Паша, Аня — «папа».

Все ребята шумят, бегают, каждый свое место в новом слове ищет.

Интересную игру придумала Зинаида Федоровна!

Только Света недовольна, что пока без дела стоит.

— Я тоже хочу в слово встать!

Тогда Зинаида Федоровна выстроила в ряд Мишу, Олю, Свету, Костю,

Виталика и Алешу.

— А ну-ка, какое слово у вас получилось? — спрашивает.

Ребята стали называть буквы:

— М-о-с-к-в-а.

— Москва! — вдруг закричала Светлана, узнав знакомое слово.

Она стояла в линейке третьей. Стояла счастливая и довольная: вот для

какого хорошего слова пригодилась ее буква!

 

ПОДАРОК

Давно уже просила Светлана купить ей настоящую, живую птицу.

— У меня все игрушечные и игрушечные, а настоящей нет, — говорила она

маме. И вот наконец Света идет с мамой по Кузнецкому мосту к зоологическому

магазину.

Хорошо на улице в яркий весенний день! В небе светит солнце, сушит

мостовую после первого дождя. А вокруг — людей, людей! Почти все идут с ребятами, и Свете кажется, что все они спешат к зоологическому магазину за птицами.

— Какую же тебе птицу купить? — спрашивает мама. — Щегла, канарейку или дрозда?

— Знаешь какую? — говорит Света. — Воробья!

— Воробьев в магазине не продают, — отвечает мама.

— Тогда… тогда купи мне птицу-синицу.

Так и решили. Пришли они в магазин, а там так интересно! На полках

стоит много клеток, а в них прыгают разные птицы: и желтые, и зеленые, и

красные, и серые. Каких только нет!

— Дайте нам, пожалуйста, синичку! — просит мама продавца.

— Птицу-синицу, — говорит Света.

Выбрали они самую хорошую птицу-синицу в большой желтой клетке и пошли домой.

Дома приладили клетку над окном, ближе к солнцу и свету, насыпали птице корму.

— Живи-поживай!

Наутро, только Света проснулась и стала собираться в детский сад, как

вспомнила про птицу-синицу:

— А что, птица-синица одна останется? Нужно ее с собой взять.

Через несколько минут птица-синица отправилась вместе со Светой и папой в путешествие — в детский сад. Пришли они в группу раньше всех, поставили

клетку на окно рядом с галчонком и рыбками.

Ребята входят в комнату — удивляются:

— Откуда у нас новая птица?

Пришла Зинаида Федоровна, тоже удивилась:

— Кто это синичку принес?

— Это я принесла, — сказала Света. — Чтобы птице-синице не скучно было.

А вечером я ее опять домой унесу.

Ребята обступили клетку, смотрят на птицу, разговаривают с ней, а она

прыгает с жердочки на жердочку, щебечет! Только галчонок недоволен – забился в угол своей клетки: обиделся чудак, что на него внимания не обращают.

Весь день не отходили ребята от клетки — понравилась им птица-синица!

Вечером стали все собираться по домам. Оделись, попрощались с Зинаидой Федоровной и пошли с мамами, папами, бабушками на улицу. Света тоже совсем было уже собралась уходить, как вдруг на  пороге ее догнала Зинаида

Федоровна:

— Светлана, ты свою птицу-синицу забыла!

— Я не забыла, — говорит Света. — Я хочу, чтобы она у нас в детском

саду жила. Для всех ребят.

Так и осталась птица-синица жить в группе. Даже с галчонком

подружилась, и они стали переговариваться на своем птичьем языке. А летом, когда детский сад поехал на дачу, ребята обеих птиц выпустили на волю. Пусть живут себе на свободе и вспоминают про детский сад!

 

МАМИНА РАБОТА

Каждое утро мама и папа уходили на работу.

Каждый вечер мама и папа приходили с работы.

Они так и говорили:

— Мы идем на работу.

— Мы пришли с работы.

— А что такое работа? — спрашивала Светлана. — Я тоже хочу на работу!

— Пока ты маленькая, твоя работа — это детский сад, — говорил ей папа.

Но Светлане очень хотелось посмотреть на настоящую работу, и она все

время просила маму:

— Возьми меня с собой!

Как-то раз мама пришла за Светой в детский сад раньше, чем всегда. Она

поговорила о чем-то с Зинаидой Федоровной, а потом сказала:

— Ну, Светик, одевайся. Пойдем смотреть мою работу.

Они вышли во двор, потом на улицу, спустились в метро и уже через

несколько минут были на другом конце города.

Здесь, среди деревьев, стояло большое красное здание. Мама провела

Светлану через красивые железные ворота, и они пошли по просторному двору к дверям дома.

— Это что? — спросила Светлана.

— Это фабрика, где я работаю, — сказала мама.

— А у тебя какая работа? — спросила Светлана.

— Хорошая, интересная работа! — ответила мама. — Сейчас мы пойдем с

тобой на фабрику, и я тебе все покажу.

Когда они вошли в цех, то Светлана сначала даже растерялась. Она

никогда еще не видела таких огромных комнат со стеклянными крышами. Повсюду

рядами стояли какие-то машины, и все они так шумели, что ничего не было

слышно.

Мама подвела дочку к одной машине, и тут Светлана увидела, что к ней

широкой лентой тянется светлая материя, а вылетает из нее разноцветная.

Быстро красит машина материю!

— Вот здесь я и работаю, — услышала Света сквозь шум машины мамины

слова. — У нас на фабрике делают материю, из которой потом шьют ребятам

красивые платья. И твое платье тоже сшито из такой же материи.

— А кто там работает? — спросила Света и показала рукой на соседнюю

машину.

— И на той машине я работаю, — сказала мама. — У нас каждая работница

обслуживает несколько машин.

Вдруг Света увидела на маминых машинах маленькие красные флажки.

— А это что?

— Такие красные флажки дают тем работницам, которые хорошо работают, —

сказала мама. — А у нас в цехе все хорошо работают.

Тут Светлана увидела, что и на других машинах тоже развеваются красные флажки.

— И я хочу такой флажок и машину тоже, — сказала она.

— И тебе обязательно дадут такой флажок, когда ты вырастешь и будешь

хорошо работать.

Долго они еще ходили по цеху и смотрели на чудесные машины, потом вышли

во двор.

А здесь Светлана увидела, как вереницей ехали с фабрики грузовики,

доверху нагруженные готовой материей.

Повезут ее теперь во все концы страны, чтобы сшить для ребят много

новой, красивой одежды.

Светлане очень понравилась мамина работа. А ночью ей приснился сон.

Стоит она в большом, светлом цехе около машины, а из машины вылетают

разноцветные платья!

Надевают их ребята и говорят:

«Хорошие платья!»

А на Светланиной машине, на самом верху, вьется маленький красный

флажок — за хорошую работу!

По Г. Скребицкому «Художник-Осень».

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Крым

«Чеботарская специальная школа – интернат»

Конспект урока по чтению 2 класс

По Г. Скребицкому «Художник-Осень».

Урок подготовила и провела:

Бучеловская Анастасия Викторовна

2016-2017 учебный год

Тема: По Г. Скребицкому «Художник-Осень».

Цели:

Образовательная цель:

Учить читать произведения о природе, несложные слова прочитывать целиком, актуализировать жизненные представления учащихся.

Коррекционная цель:

Развитие связной устной речи.

Воспитательная цель:

Воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: портрет Г. Скребицкого, предметные картинки, касса букв, учебник автор С.Ю Ильина 2 класса.

Индивидуальная работа: работа с кассой букв, дидактическими картинками «Признаки осени», чтение слогов.

Ход работы

I. Вводная часть

1). Организационный момент.

Давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши добрые лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет вам радость, радость общения друг с другом.

Начинаем наш урок. Давайте покажем друг другу, как должен сидеть ученик во время чтения.

Подготовим наш артикуляционный аппарат к работе, проведем гимнастику.

2). Артикуляционая гимнастика:

«Окошко»
широко открыть рот — «жарко»
закрыть рот — «холодно»

«Дудочка»
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

«Грибочек»
улыбнуться
поцокать языком, будто едешь на лошадке
присосать широкий язык к нёбу

«Орешки»
рот закрыт
кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки
на щеках образуются твердые шарики — «орешки»

«Часики»
улыбнуться, открыть рот
кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

«Вкусное варенье»
улыбнуться
открыть рот

Посмотрите какой листопад, а на листочках слоги, давайте прочитаем

Чтение слогов
Работа со скороговоркой (Чему нас учит скороговорка?)

Купила бабуся бусы Марусе.

Объяснение скороговорки (какие слова в скороговорке вам не понятны?)

Чтение шепотом, медленно и громко, быстро

3). Проверка домашнего задания.

Какое домашнее задание вам было задано? (прочитать самое веселое стихотворение «Пятерка»)

О ком идет речь в стихотворении?

Чтение учащихся цепочкой.

Вопросы:

Какую отметку мальчик увидел в зеркале?

Какую оценку на самом деле получил герой?

Что нужно, чтобы получать одни пятерки? Желаю вам хорошо учиться и не зарабатывать двойки.

II. Основная часть.

1). Знакомство с темой урока.

Послушайте загадку

Пришла без красок

И без кисти,

Но стали пёстрыми

Все листья. (Осень)

Ребята, какое сейчас время года? (осень, вывешивается картинка). Объясните, почему вы так думаете? Как изменились деревья с приходом осени?

Сегодня к нам на урок пришла госпожа Осень, спрашивает, кто хочет ей помочь деревья нарядить? Работайте усердно и листочки зарабатываете, в конце урока и посмотрим, кто лучше всех работал на уроке.

Ребята, посмотрите на доску (на доске буквы), требуется прочитать, только буквы красного цвета. Вы узнаете название теста, с которым мы будем знакомиться сегодня не уроке. Какое слово получилось? (Осень). Правильно, сегодня будем знакомиться с новым текстом, который называется «Художник-Осень».

Этот рассказ написал Георгий  Алексеевич  Скребицкий.

Родился писатель 20 июля 1903 года в Москве. В своих произведениях Скребицкий рисует картины природы,  учит наблюдать за природой, видеть  и понимать её красоту.

Как вы понимаете красоту осень, посмотрите в окно, что мы видим? Давайте придумаем небольшой рассказ о природе нашего сада.

Ребята, как нужно вести себя на природе?

2). Работа над текстом.

А) Я прочитаю вам это рассказ, а вы внимательно его послушайте, чтобы ответить на мои вопросы:

Чтение текста учителем.

Б) Какие непонятные слова встретились вам в тексте?

Понравилась вам рассказ? Вам все слова были понятны, не услышали незнакомых слов?

Уточнение лексического значения.

Пёстрый (яркий), убор (наряд).

В) Чтение текста детьми про себя.

Г) Чтение текста хором.

Д) Чтение по цепочке.

Индивидуально: (для не читающих) работа с кассой букв, сложить слова лист, дерево, осень, по образцу, выбрать из дидактических картинок признаки осени, чтение слогов.

Анализ содержания. Вопросы.

Кто главный герой рассказа?

Что осенью происходит с деревьями и кустами?

Какие деревья не смогла украсить Осень. Почему?

Как об этом сказано в рассказе?

Почему зелёный наряд сосен и елей делает осенний лес ещё ярче?

III. Заключительная часть. Рефлексия.

С каким рассказом познакомились?

Оценить работу учащихся на уроке. 

Домашнее задание

Чтение рассказа стр. 25

1 группа – чтение, отв. на вопросы, 2 гр. – читать 2 предложения, 3 гр. – слоги.

Спасибо за работу, урок окончен.

Релаксация

Вы хорошо поработали на уроке, я хочу, чтобы вы немного отдохнули и послушали звуки природы.

План – конспект урока литературного чтения во 2 классе .Г. Скребицкий «Осень»

Тема: « Г. Скребицкий «Осень»

Учебно-методический комплект – «Школа России»

Учебник: Л.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова «Родная речь»

2 класс, М. Просвещение. 2008 г., 2 части_

Гололобова Юлия Геннадьевна.

План – конспект урока литературного чтения во 2 классе

Тема: Г. Скребицкий «Осень»

Методы: описание, художественный рассказ, работа с книгой, видеометод, иллюстрация, познавательная дидактическая игра, самостоятельная работа.

Ход урока:

Этапы урока

Комментарий

1.Организационный момент.

Активизация познавательной и творческой деятельности:

  • Дети у нас сегодня необычный урок. Я вас приглашаю, не выходя из класса, совершить прогулку в прекрасный, волшебный мир природы. И хочу, чтобы девизом нашего урока стали слова великого русского художника Исаака Левитана: «Какая всюду нас окружает красота! Какое величие!

  • Послушайте эту удивительную музыку. Её сочинил великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Эта музыка из цикла «Времена года». Какому времени года посвящена музыка? Какая музыка по характеру? Что вы представляете, слушая её?

  • А теперь рассмотрите картину Левитана «Золотая осень» — это обобщённый образ русской осенней природы. Художник передал и яркие краски природы, и приглушённые краски осени, посмотрите, как красивы молодые берёзки в жёлтом осеннем уборе, холодная вода, мерцающая отражением. Задушевно рисует художник уходящие вдаль лужайки и перелески, спокойные изгибы речки, отражающей голубое небо и прибрежные кусты в багрянце осени. Во всей природе – ощущение красоты и грусти наступившей осени.

  • «Надо не только иметь глаза, но и внутренне чувствовать природу, надо слышать её музыку, проникаться её тишиной,- говорил Левитан своим ученикам.

Давайте отправимся в лес на прогулку. Посмотрите как красиво в лесу!

Полюбуйтесь пёстрыми нарядами деревьев!

Что ни шаг, то новые краски! Послушайте, как шуршит под ногами опавшая листва. Вдохните полной грудью свежий лесной воздух!

И послушайте стихотворение:

Кроет уж лист золой влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой вешнюю леса красу.

С холоду щёки горят

Любо в лесу мне гулять

Слушать, как сучья трещат

Листья ногой загребать.

— Я прочитала моё любимое стихотворение об осени поэта Апполона Майкова.

— А с каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

-Кто расскажет это стихотворение?

2. Проверка домашнего задания.

выставка рисунков к стихотворению

Дети, какие красивые рисунки вы нарисовали к этому стихотворению! Значит, вы глубоко прочувствовали смысл и настроение этого стихотворения!

3. Физкультминутка

Игра «Дождь в лесу»

Дети становятся в круг друг за другом и «превращаются» в «деревья в лесу».

В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко- высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся.

(Дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами)

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются.

(Дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног.)

Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя.

(Дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища.)

Дождик стучит всё сильнее и сильнее.

(Дети усиливают движения пальцами)

Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями.

(Дети проводят ладошками по спинам товарищей)

Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу.

Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

4. Основная часть. Работа над произведением

Г. Скребицкого «Осень»

Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями русских писателей

об осени.

Тема урока: Георгий Алексеевич Скребицкий «Осень»

Об этом замечательном писателе нам расскажет Безруков Стефан.

Георгий Алексеевич Скребицкий – писатель – натуралист. Он писал

рассказы и сказки о природе.

Скребицкий с детства любил слушать и читать книги о природе.

Он любил ходить в лес, на речку. Воображал себя смелым путешественником,

охотником, любил наблюдать за животными.

В доме у него всегда жили синички, сороки, ёжики, белочки, зайчишки.

В каждом времени года он умел найти что-то удивительно прекрасное.

Он написал сборник рассказов «Простофили и хитрецы», «Рассказы

охотника», «На пороге весны», «С ружьём и без ружья»,

«Лесной прадедушка» и другие.

В своих произведениях он рисует картины природы, учит наблюдать за природой, видеть и понимать её красоту.

Вопрос перед чтением:

? Послушайте произведение и определите его жанр и тему.

Дети: — Это волшебная сказка о природе.

У: — Почему вы решили, что это волшебная сказка?

— Как писатель называет Осень? Почему?

— Как вы думаете, могут ли быть Художник – Зима, Художник – Весна, Художник – Лето?

— Вы правы. Вы слушали отрывок из сказки Скребицкого «Четыре художника»

— Посмотрите на картинки.

— Послушайте начало этой сказки:

«Сошлись как-то вместе четыре – волшебника-живописца: Зима,

Весна, Лето и Осень; сошлись, да и заспорили: кто из них лучше рисует?

Спорили-спорили и порешили в судьи выбрать Красное Солнышко:

«Оно высоко в небе живёт, много чудесного на своём веку повидало,

пусть и рассудит нас».

Согласилось Солнышко быть судьёй. Принялись живописцы за дело.

У: — Теперь я предлагаю вам самостоятельно прочитать отрывок из сказки «Четыре художника»

о том, как работала Художник-Осень.

Игра «Найди соответствие»

Карточка со словами

Слово

Его толкование

Кованая

плотная узорчатая шёлковая ткань с переливающимися золотыми и серебряными нитями.

Могучий

изготовленная ковкой, т.е. ударами молота.

Парча

большая высокая куча плотно уложенного сена.

Убор

небольшой округлый стог сена.

Копна

стая птиц.

Стог

мощный, сильный.

Косяки

наряд, убранство.

Проверка работы

Работа над содержанием сказки:

У:- Найдите и прочитайте, как Осень разукрасила берёзы и клёны.

Как вы понимаете выражение «лимонной желтизной»? Это какой цвет?

— Как Осень разукрасила осинник?

-Найдите сравнения. (Будто спелые яблоки, как огонь горит)

-Как автор описывает дуб? Как он его называет? Почему?

(столетний дуб — могучий богатырь, старик)

-Как Осень обрядила старика?

-Найдите описание лип.

— Найдите описание сосен и елей.

— Чем занялась Осень в полях и на лугах? Расскажите — С чем автор сравнивает стога? (Башни)

(после чтения)

Давайте рассмотрим иллюстрации из книги

-Вот какая картина получилась у Осени в лесу, на полях и на лугах

5.Итог урока:

-Как вы думаете, ребята, картина какого художника

понравится Солнышку?

— Прочитаем конец сказки:

«Так и трудятся по очереди четыре волшебника – живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. И у каждого из них по-своему хорошо получается. Никак Солнышко не решит, чья же картина лучше. Кто наряднее разукрасил поля, леса, и луга?

Что красивее: белый сверкающий снег или пёстрый ковёр весенних цветов, сочная зелень Лета или жёлтые, золотистые краски Осени?

А может быть, всё хорошо по-своему? Если так, тогда волшебникам- живописцам и спорить не о чем; пусть себе каждый из них рисует картину

в свой черёд. А мы посмотрим на их работу да полюбуемся».

У:- Для чего же чего Скребицкий написал эту сказку?

-Благодаря чему мы смогли оказаться на прогулке в осеннем лесу?

Вывод:

Художники создают картины красками и кистью, писатели и поэты рисуют словесные образы, композиторы сочиняют музыку, для того чтобы мы могли глубже почувствовать красоту родной природы.

1 слайд

(плакат со словами И. Левитана)

2 слайд («Осенняя песня»)

3 слайд

4 слайд

5 слайд

Слайд 6 (портрет А. С. Пушкина)

2-3 ученика читают наизусть стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

На доске рисунки детей

здоровьесберегающая технология

Слайд 7

(портрет Г. А. Скребицкого)

компетентная технология

(выставка книг писателя)

фронтальная беседа

компетентная технология

Из книги читает ученик Калмыков Кирилл

(Слайд 8)

«Жужжащее» чтение

Задание: прочитать слова и их значения, упражняться в чтении слов.

В словаре найти значение слова «броня»

работают со словарём

2 ученика Сизова Елизавета и Шкуров Максим

10 слайд

выборочное чтение

фронтальная беседа

Слайды 11-12

Из книги Скребицкого

читает ученик Кузнецов О.

Урок литературного чтения во 2-м классе. Г.Скребицкий. «Осень»

Цели урока:

— познакомить учащихся с произведением Г.Скребицкого “Осень”, картиной И.Левитана “Золотая осень”;

— создать условия для формирования читательских умений при различных видах работы:

а) жужжащее чтение;

б) выборочное чтение;

в) чтение с целевой установкой;

г) чтение про себя;

— формировать специально читательские умения: правильно называть произведение, автора, жанр, тему;

— развивать интеллектуальные способности учащихся, самостоятельность, обогащать словарный запас;

— создать условия для положительной мотивации к учению посредством литературы и художественного творчества.

Оборудование:

1. Мультимедийный проектор, презентации.

2. Магнитофон, музыкальное произведение А. Вивальди «Осень».

3. Картина И. Левитана “Золотая осень”.

4.Наборы для моделирования.

5. Карточки контроля домашнего задания.

6. Карточки-листочки с произведениями об осени.

7. Краски, кисти, отдельные фрагменты художественного изображения произведения.

8. Разноцветные кленовые листья с фамилиями поэтов и писателей.

9. Учебник Л. А. Ефросинина “Литературное чтение”. 2 класс, 1 часть, рабочая тетрадь № 1.

Ход урока

1. Организационный момент.

— Приветствие.

— Эмоциональный настрой.

Сегодня у нас необычная встреча. Улыбнитесь друг другу. Пожалуйста, подарите свою улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.

Поможет нам настроиться на рабочий лад это стихотворение:

Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
И тогда увидите
Вы картины светлые,
Облака небесные,
Легкие, несмелые.

2. Актуализация знаний.

— Понравилось вам стихотворение? Чем? Какое оно?

— Как вы думаете, какая атмосфера будет царить сегодня на уроке?

3. Проверка домашнего задания (А.С. Пушкин “ Уж небо осенью дышало…”)

— Ребята, сегодня вы проверите домашнее задание друг у друга с помощью таблицы (показ таблицы), которая есть у каждого.

Имя чтеца

Темп

Выразительность, тон

Паузы

Ошибки в произношении

Ваше отношение к прослушанному

           

— У кого есть вопросы? Будьте объективны. Желаю вам успеха.

Итог проверки.

Оценку ученики делают словесно: «Например, Катя читала четко, соблюдала правильный тон. Обращала внимание на знаки препинания и выделяла их голосом, не сделала ни одной ошибки (или: допустила ошибку в произношении слова «скучная» [скучная], надо читать [скушная]».

— Кто рассказал стихотворение без ошибок - молодцы. У кого были ошибки — постарайтесь в следующий раз исправить их.

4. Сообщение цели урока.

На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомиться с произведениями о родной природе осенью, будем учиться определять жанры, работать с текстом.

— Скажите, какие признаки осени вам известны?

5. Жужжащее чтение по карточкам — листочкам.

В нашем классе тоже листопад. У каждого из вас на парте лежит листочек. Прочитайте произведение на листике. Определите тему, жанр вашего произведения, назовите автора.

А) Самостоятельная работа учащихся.

Б) Проверка.

Одновременно с ответами уч-ся к стволу дерева на доске прикрепляются осенние листья, на которых указаны фамилии авторов, жанры произведений о родной природе.

— В какое время года деревья имеют такой наряд?

6. Физминутка.

Мы — листочки, мы — листочки,
Мы — осенние листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул, полетели — 2 раза
И на землю тихо сели… (Пауза)

Ветер снова набежал и листочки все поднял… (шшшш)

— Какие звуки мы ещё слышим осенью? (Кап – кап – моросит дождик, у-у-у – завывает ветер, кур-кур – курлычут журавли, улетая на юг…)

7. Изучение нового материала.

Учитель: “Осень” — так называется произведение, с которым нам предстоит познакомиться.

А) Откройте учебники на стр.90, назовите автора нашего нового произведения.

Б) Знакомство с биографией Г.Скребицкого (рассказ подготовленного ученика).

В) Словарная работа (кованая броня, золотая парча, косяки перелётных птиц, копны сена, стога, осинник).

Г) Первичное восприятие текста (читает учитель).

Д) Проверка первичного восприятия:

— Понравилось вам произведения? Чем?

— О каком периоде осени говорит Скребицкий?

— Реалистическая или сказочная картина изображена писателем? Каков жанр этого произведения? (Рассказ, хотя мы видим, что время года — осень представлена в образе живого существа)

— Какой приём использует писатель, чтобы придать реальным событиям сказочность?

( В литературе такой приём называется “олицетворение”)

— Какой вы представляете Художника – Осень? Опишите её.

8. Гимнастика для глаз.

Ваши глазки отдохните,
Под ресничками вздремните,
Раз, два, три, четыре, пять —
Пора глазки открывать.
Посмотрите влево, вправо,
Вверх и вниз, теперь вперёд,
Продолжаем наш урок.

9. Продолжение работы над произведением.

— Повторное чтение с целевой установкой.

а) — Какие действия совершает Осень, как живое существо? (Дети читают текст по смысловым частям и подчёркивают слова)

б)- Какие деревья раскрасила Художник-Осень?

— Каким цветом украсила Осень каждое из этих деревьев? Найдите слова, подтверждающие ответ в тексте.

Вывод: Очень ярко, красочно Г. Скребицкий описал в своём рассказе золотую осень. Осенняя пора вдохновляла не только писателей, но и художников, композиторов.

Для великого русского художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана осень была любимейшим временем года, ей он посвятил более ста картин.

в) Перед вами одна из картин Левитана “Золотая осень”.

— Какие краски использовал художник, чтобы изобразить именно этот период осени?

Какие чувства вызывает у вас эта картина?

10. Творческая работа:

А) Художественное оформление произведения.

Б) Выборочное чтение.

Ребята, сейчас я предлагаю вам раскрасить рисунки, используя краски Художника-Осени, затем найти описание фрагмента вашего рисунка в тексте.

В) Работа по группам под музыку А.Вивальди “Осень”:

1 группа: работая в паре, раскрашивают иллюстрации на отдельных листах ватмана.

2 группа: каждый ученик индивидуально работает в тетради на стр. 46 № 2.

— Проверка работ учащихся 1 группы: один ученик выходит к доске с рисунком, другой читает описание соответствующего фрагмента;

8. Подведение итогов, рефлексия.

Соединив отдельные фрагменты рисунков на ватманах (результаты работ учащихся первой группы), получилась полная иллюстрация рассказа Г. Скребицкого “Осень”.

Учитель: Конец октября. Впереди ноябрь. Поздняя осень. Листопадный дождь практически позади. Но пусть наш сегодняшний урок постоянно напоминает вам красоту золотой осени.

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке мы….

Я доволен своей работой, потому что…

Я допустил ошибку…, но….

9. Домашнее задание:

— выразительное чтение рассказа с. 90-91,

— в рабочей тетради с. 4 №1,

— иллюстрацию на тему: “Я рисую осень…”.

Беседа в старшей группе «Осень»

Беседа о осени.

Задачи: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени. Познакомить с народными названиями осенних месяцев.

Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность. Способствовать развитию грамматической связной речи, обогащать словарь дошкольников,

Ход.

Воспитатель Ребята, вы сейчас услышите загадку, попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это…» (осень)

 Сегодня, дети, мы поговорим о золотой осени.

Воспитатель . Какие осенние месяцы вы знаете? ответы детей

Сейчас я предлагаю закрыть глаза и представить, что мы попали в осенний лес-полный сказок и чудес. Сейчас мы пройдёмся по лесным дорожкам и послушаем как шуршат листья под ногами. (Включается звукозапись-шуршание листьев).
Воспитатель. Почему сейчас в лесу далеко видно?
Воспитатель. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на голые деревья, засохшую траву? (Ответы детей).
Воспитатель. Много стихотворений написали поэты про осень. Я хочу вам прочитать рассказ про осень. А написал этот сказочный рассказ Г.А. Скребицкий. (Чтение рассказа Г.А. Скребицкого «Осень).
Воспитатель. Куда отправилась художник осень?
Воспитатель. Чем осень покрыла берёзы и клёны?.
Воспитатель. А листья осинок?
Воспитатель. Каким стал осинник?
Воспитатель. Во что подумала осень одеть дуб?

Воспитатель. Как разукрасила осень кусты и деревья? 
Воспитатель. Что осень сделала с соснами и елями?
В.:Ребята, посмотрите, какой “осенний” мячик у меня есть. Давайте с ним поиграем. Вы будете к заданному слову добавлять слово “осенний” и передавать друг другу мячик”.

— Солнце “какое?” осеннее и т.д.

Итог: Скажите, пожалуйста, вы любите осень? Мы сегодня вспомнили разные периоды этого времени года. У вас есть смайлики настроения. Покажите то настроение, которое вызывает Сентябрь?

— А сейчас покажите, какое настроение вызывает Октябрь?

— А Ноябрь, какое у вас вызывает настроение?

— Из вашего настроения я поняла, что осень вам очень нравится.

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Знакомство с рассказом И. Скребицкого «Осень»

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению

с художественной литературой и развитию речи

Знакомство с рассказом И. Скребицкого «Осень» (из книги «Четыре художника»)

Задачи.

Воспитательные. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Развивающие. Расширить представления о праздниках, школе Развитие воображения: сочинение сказок и историй с опорой на заместители.

Обучающие.

1. Знакомство с рассказом И. Скребицкого «Осень» (из книги «Четыре художника»).

2. Развитие речи: ответы на вопросы по содержанию рассказа; самостоятельное построение связного и выразительного речевого высказывания.

 Материал.  Рассказ И. Скребицкого «Осень». Фланелеграф. Вырезанные из бумаги кружки разных цветов и полоски, отличающиеся и по цвету, и по величине (каждому ребенку дается два кружка разного цвета и две полоски одного цвета, но разной длины).

 Физкультминутка «Школа. Ученик»

Логика образовательной деятельности

Формы организации совместной деятельности  

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Литературно – художественная

Воспитатель знакомит детей с рассказом И. Скребицкого «Осень» (из книги «Четыре художника»).

Дети рассаживаются за столиками и слушают рассказ «Осень», затем отвечают на вопросы по содержанию рассказа.

.

Знакомство с рассказом И. Скребицкого «Осень» (из книги «Четыре художника»).

Самостоятельное  построение связного и выразительного речевого высказывания.

2

Двигательная

 Игровая

Физкультминутка

«Школа. Ученик»

Дети выполняют движения под стихотворный текст

Умение двигаться в соответствие с текстом

3

Литературно – художественная

Коммуникативная

Игровая

Воспитатель предлагает детям придумать по своим заместителям сказку.

Дети подходят к воспитателю и с закрытыми глазами берут по два цветных кружка и по две полоски разной длины Им предлагается придумать по своим заместителям осенние сказки. Они думают, а через некоторое время по одному (3—4 человека) выходят к фланелеграфу, размещают на нем цветные кружки и рассказывают свои истории. Затем все дети размещают свои кружки на фланелеграфе — составляют осенний лес.

Развитие воображения: сочинение сказок и историй с опорой на заместители.

Презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) на тему: НОД по чтению художественной литературы в старшей группе чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень». Рассматривание картины В. Серова «Октябрь»

Слайд 1

НОД по чтению художественной литературы в старшей группе чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень». Рассматривание картины В. Серова «Октябрь »

Слайд 2

Цель: способствовать формированию эмоционального восприятия произведений художественной литературы и произведений живописи. Задачи: Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведений искусства, замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать словарь детей эпитетами, сравнениями; -упражнять в подборе прилагательных; -учить передавать свои впечатления.

Слайд 3

Материал и оборудование : ноутбук, ТВ монитор, картины с изображением разных периодов осени, репродукция картины В. Серова « Октябрь » , текст рассказа Г. Скребицкого « Осень » .

Слайд 4

Ход занятия Организационный момент Пальчиковая гимнастика «Осень» Осень, осень, осень (трем ладошки друг о друга) Приходи! (зажимаем кулачки по очереди) Осень, осень, осень, (трем ладошки друг о друга) Погляди! (ладони на щеки) Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями) Тихо на землю ложатся (ладони гладят по коленям) Солнце нас уже не греет, (сжимаем и разжимаем кулачки) Ветер дует все сильнее, (наклоняем руки в разные стороны) К югу полетели птицы ( «птица» из двух скрещенных рук) Дождик к нам в окно стучится (барабаним пальцами по ладони) Шапки, куртки надеваем (имитируем) И ботинки обуваем (топаем ногами) Знаем месяцы: (ладони стучат по коленям) Сентябрь, и Октябрь, и ноябрь (кулак, ребро, ладонь)

Слайд 5

Загадка Пусты поля Мокнет земля Дождь поливает Когда это бывает? (Осенью)

Слайд 6

Вопросы: — Сколько всего осенних месяцев? (Три) — В каком месяце началась осень? (в сентябре) — Какой месяц следует за сентябрем? — А как называется последний месяц осени? (ноябрь) — Давайте еще раз их назовем (дети называют осенние месяцы)

Слайд 7

Рассматривание картин (с изображением разных периодов осени) и беседа по их содержанию

Слайд 8

Физкультминутка Капля раз (прыжок на носочках) Капля два (2 прыжка на носочках) Очень медленно сперва (4 прыжка на носочках) А потом, потом, потом (8 прыжков на носочках) Все бегом, бегом, бегом (бег по кругу) Мы зонты свои раскрыли (руки в сторону) От дождя себя укрыли (сомкнуть руки над головой)

Слайд 9

Чтение рассказа «Осень» Беседа по содержанию рассказа.

Слайд 10

Рассматривание картины В. Серова «Октябрь» и беседа по содержанию.

Слайд 11

Игра с мячом «Какой, какая, какое.» (со словом «осенний») — Небо какое? осеннее — Ветер какой? осенний — Солнце какое? осеннее — Цветок какой? осенний — Погода какая? осенний

Слайд 12

Итог: -А каком времени мы сегодня с вами говорили. Что вам больше всего понравилось на занятии. Почему?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *