Рассказ про осень средняя группа – Рассказ про осень для средней группы – План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме: Конспект занятия в средней группе. Тема: « Ранняя осень. Сентябрь».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема «Составление рассказов об осени»


Конспект занятия по развитию речи в средней группе.

Тема: «Составление рассказов об осени»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Учить детей составлять связные рассказы на осеннюю тематику с использованием наглядных пособий.

Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень».

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Продолжать развивать у детей память, внимание, наглядно-образное мышление.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

МАТЕРИАЛ:

Таблицы по теме «осень», игрушка кукла Марина.

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ:

Наблюдения на прогулке за приметами осени, чтение произведений: Бунин «Листопад», Майков «Осенние листья…», Ушинский «Четыре желания», Могилевская «Колосок».

Заучивание Новицкая «Тишина», Стройло 

«Как приходит осень».

Рассматривание иллюстраций по теме «Осень». Беседы с детьми,

Рисование по теме«Осень». Дидактические игры«Когда это бывает?»«В гостях у осени». Составление и рассматривание таблиц с символами, объяснение их значения.

.

ХОД ЗАНЯТИЯ

—Дети стоят полукругом—

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, отгадайте загадку:

Несу я урожаи, птиц к югу отправляю,

деревья наряжаю, затем их раздеваю,

Бываю золотая, поздняя,

А зовут меня все. (осень)

— Правильно – это загадка об осени и сегодня мы с вами будем говорить о ней.

Давайте поиграем в игру «Ласковые слова».

Я говорю — солнце, а вы говорите ласково – солнышко.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»

Ветка — веточка,

Лист — листочек,

Дождь — дождичек,

Ручей — ручеек,

Трава — травка,

Цветок — цветочек,

Ветер — ветерок,

Туча — тучка,

Песок – песочек,

Дерево – деревце.

Игровое упражнение«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОБ ОСЕНИ»

На смену лету пришла. (золотая осень).

Солнышко все реже и реже выглядывает. (из—за туч).

Деревья надели. (разноцветный наряд).

(красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем. (опадают, кружатся, укрывают)землю золотым ковром.

Дождик. (моросит) и заставляет прятаться. (по домам).

Птицы собираются в стаи. (и улетают в теплые края).

Зверям некогда резвиться, они делают. (запасы на зиму).

Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

—Дети садятся—

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости?

(появляется кукла Марина.)

Кукла Марина

: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! У меня в голове все перепуталось. Ничего не пойму, какое у нас сейчас время года? Ребята, расскажите мне об осени, а то я запутался.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Конечно, Марина, ребята тебе помогут. Ребята, расскажитеМарине, какая бывает осень?

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ«КАКАЯ БЫВАЕТ ОСЕНЬ

(теплая, золотая. дождливая, хмурая, красивая, грустная, печальная, яркая, разноцветная)

Игровое упраждение:Подбери действие

Листья осенью (что делают) — желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью — моросит, идет и т. д.

Урожай осенью — убирают.

Птицы осенью — улетают.

Деревья осенью — роняют листья.

Листья осенью (какие) — желтые, красные, багряные, золотые.

Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Дождь осенью (какой) — холодный, моросящий.

Погода осенью (какая) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная 

(поздней осенью).

Деревья осенью (какие) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.

Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.

лиса, белка, горностай, заяц (не меняет окраску); белка, мышь-полевка, заяц, барсук (не делает запасы).

ВОСПИТАТЕЛЬ: А сейчас давайте для Марины придумаем красивые предложения про осень. Каждое предложение начинается со слова «Осенью»Например«Осенью листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают».

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

( Осенью солнышко светит, но не греет. Осенью часто идут затяжные, моросящие дожди. Осенью листья на деревьях разноцветные. Осенью землю покрывают листья — все вокруг желтое. Осенью ветер обрывает листья с деревьев, они кружатся и падают на землю. Осенью много листьев с шуршанием летят на землю — это листопад. Осенью погода бывает хмурая, грустная, печальная. Осенью небо закрыто тучами, часто идут холодные дожди. Осенью перелетные птицы улетают в теплые края. Осенью люди собирают урожай овощей и делают запасы на зиму.  Осенью многие животные строят и утепляют норы, делают запасы.)

  

Кукла Марина: Молодцы, ребята, придумали много красивых предложений об осени.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, мы с вами знаем три осенних месяца: сентябрь, октябрь и ноябрь. Сейчас у нас октябрь. Русский народ называл его такими именами: листобой, грязник, ветродуй, мокрохвост, а еще хлебник – потому что закрома полны, убраны все поля.

Как вы думаете, почему так говорят?

ФИЗМИНУТКА.

А. Стройло

КАК ПРИХОДИТ ОСЕНЬ

На красных парашютах (показывают руками купол над головой)

к нам осень прилетит, (машут руками, как крыльями)

на жёлтых самолётах (руки в стороны)

к нам осень поспешит, (наклоны в стороны)

на лодочках зелёных 

(руки вытянуты и соединены перед собой)

к нам осень приплывёт, (поочередные взмахи руками — плывут)

в лес сказочный, нарядный (руки вверх – деревья)

с собою позовёт. (показ руками – зовет)

На корочках арбузных, (руки разведены в стороны, слегка приподняты)

в початках кукурузных, (показ овала руками)

на листиках кленовых, (кружатся)

на шишечках еловых (показ пальцами шишки)

к нам осень прилетит, (машут руками)

к нам осень поспешит… (бег на месте)

ВОСПИТАТЕЛЬ: А сейчас давайте составим рассказы об осени, чтобы Незнайка запомнил их и рассказал своим друзьям в Цветочном городе. В этом нам помогут таблицы – наши помощники. Кто из вас хочет рассказать об осени.

(Желающие дети выбирают таблицу, составляют рассказ.)

 

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, дети, хорошо рассказали об осени, много красивых слов назвали о солнце, небе, деревьях, листьях. А сейчас подойдите к столам и сделайте зарисовки признаков осени, какие запомнили. Мы их подарим Незнайке, чтобы он не путал больше осень с другими временами года.

—дети делают зарисовки—

   

Кукла Марина: Спасибо, ребята за ваши рисунки, а мне пора возвращаться домой. До свидания.

Конспект занятия по рисованию для детей средней группы на тему «Осень. Рисование нетрадиционным способом».

Программное содержание:

• учить детей рисовать листья нетрадиционным способом;

• познакомить детей с оранжевым цветом;

• развивать умение детей работать в коллективе;

• развивать творчество детей;

• развивать у детей внимание, мышление, моторику.

• закреплять умение детей правильно держать кисть;

Приборы и материалы: листья, доска и магниты, бумага, краски, кисточки, баночки под воду, подставки для кисточек, салфетки, листочки разноцветные бумажные для танца.

Ход занятия.

В: Ребята, а какое сейчас время года?

Почему листики лежат, да еще и такие разноцветные?

Д: потому, что наступила осень.

В: А какие вы еще знаете признаки осени?

Д: Улетают птички, часто льет дождик.

В: Правильно, это все признаки наступления осени. А вы любите осень?

Д: Да.

В: Почему?

Д: Много фруктов, красиво, можно шуршать листьями.

В: И я люблю осень за её яркость и красоту. Почему осень такая красочная и разноцветная?

Д: Потому, что листики разных цветов.

В: Какие цвета мы видим?

Воспитатель показывает листья разных цветов.

Д: Зеленые, красные, желтые.

В: А еще есть, ребята, оранжевые листики. Давайте еще вместе повторим как называется этот цвет.

Д: Оранжевый.

В: Какие вы знаете фрукты оранжевого цвета?

Д: Апельсин, мандарин.

В: Какие вы знаете овощи оранжевого цвета?

Д: Морковь.

В: Правильно, так какого цвета еще бывают листья?

Д: Оранжевого.

А вы любите осень?

Д: Да.

В: А загадки про нее знаете?

Д: Нет.

В: Тогда слушайте и отгадывайте.

• Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень).

• И зелен и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом. (Картошка).

• Кто осенью в трубе гудит? (Ветер).

• Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадает.

И никуда я не пойду,

Покуда он идет. (Дождь).

• Красный нос

В землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь).

Падают с ветки золотые монетки. (Листья).

В: Ребята, а вы видели как падают листья с дерева. Как будто «танцуют» ?

Д: Да.

В: А давайте потанцуем с листиками.

Воспитатель раздает листочки детям. Звучит музыка и все вместе начинают танцевать.

В: Молодцы! Как хорошо вы танцевали, словно маленькие веселые листики.

В: А сейчас желающие нарисовать это время года осень могут пройти и сесть за столы.

Дети садятся за столы.

В: Какими цветами нужно рисовать осень?

Д: Красным, желтым, зеленым, оранжевым.

В: Да, правильно. А сейчас обратите внимание, что находится на столе : лист бумаги, листочки осенние, краски, кисть, вода, салфетки.

В: Как вы думаете, как быстро и красиво можно нарисовать дерево?

Ответы детей.

В: Рисовать мы будем необычным способом.

В: А сейчас внимательно посмотрите, как я буду рисовать деревья! (Показ) Намочив кисть, окунув в краску желаемого цвета намазываю на лист, затем на середине листа бумаги делаю отпечаток вертикальный. Затем еще другого цвета, и еще по желанию. И горизонтальный оттиск в самом низу рисунка — опушка. (Получается красивый осенний лес)

В: Если вам понравилось и все понятно, можно приступать к работе.

Во время работы воспитатель поощряет детей.

Работы вывешиваются на стенд.

В: Ой, ребята, какая красивая осень на ваших работах!

Какие цвета присутсвуют на рисунках?

Ответы детей.

В:Какой цвет мы закрепили?

Ответы детей.

В:Понравилось вам таким способом рисовать?

Ответы детей.

Материал по художественной литературе (средняя группа) на тему: Подборка стихотворений на тему «Осень»

Уважаемые родители!

 Предлагаем вам подборку стихотворений на тему «Осень».

Подборка красивых стихов про осень для детей четырех и пяти лет. Стихи о русской осени знаменитых отечественных поэтов и классиков. Золотая осень, листопад, осенний дождь, осенние месяцы, звери, птицы, растения осенью.

 Дождь по улице идет

В. Семернин

Дождь по улице идет,

Мокрая дорога,

Много капель на стекле,

А тепла немного.

Как осенние грибы,

Зонтики мы носим,

Потому что на дворе

Наступила осень.

***************

Дождь идет

Д. Лукич

Туча-кошка, хвост трубой,

Туча с длинной бородой,

Туча-лошадь, туча-жук…

А всего их двести штук.

Бедным тучам очень тесно,

Нету тучам в небе места.

Перессорятся все двести,

А потом заплачут вместе.

И кричит внизу народ:

«Разбегайся, дождь идет!»

************************

Листья золотые падают, летят

Е. Благинина

Листья золотые падают, летят,

Листья золотые устилают сад.

Много на дорожках листьев золотых,

Мы букет хороший сделаем из них,

Мы букет поставим посреди стола,

Осень золотая в гости к нам пришла.

Нельзя нам на свете прожить без чудес

М. Сидорова

Нельзя нам на свете прожить без чудес,

Они нас повсюду встречают.

Волшебный, осенний и сказочный лес

Нас в гости к себе приглашает.

Закружится ветер под песню дождя,

Листочки нам под ноги бросит.

Такая красивая это пора:

Пришла к нам опять Чудо-Осень.

*******************************

Наступила осень

А. Ерикеев

Наступила осень,

Пожелтел наш сад.

Листья на березе

Золотом горят.

Не слыхать веселых

Песен соловья.

Улетели птицы

В дальние края.

********************

Золотой дождь

М. Лессовая

Листья солнцем наливались.

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелели,

Потекли и полетели,

Зашуршали по кустам,

Поскакали по сучкам.

Ветер золото кружит,

Золотым дождём шумит!

**************************

Осенний листок

О. Чусовитина

За окошком лист осенний пожелтел,

Оторвался, закружился, полетел.

Желтый листик подружился с ветерком,

Все кружатся и играют под окном.

А когда веселый ветер улетал,

Желтый листик на асфальте заскучал.

Я пошла во двор и листик подняла,

Принесла домой и маме отдала.

Оставлять его на улице нельзя,

Пусть живет всю зиму у меня.

****************************

Листопад

Л. Разводова

Закружился надо мной

Дождь из листьев озорной.

До чего же он хорош!

Где такой еще найдешь —

Без конца и без начала?

Танцевать под ним я стала,

Мы плясали, как друзья, —

Дождь из листиков и я.

************************

Осенние листья

И. Токмакова

Опустел скворечник,

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Все летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

********************************

В лесу осиновом

В. Степанов

В лесу осиновом

Дрожат осинки.

Срывает ветер

С осин косынки.

Он на тропинки

Косынки сбросит —

В лесу осиновом

Наступит осень.

*****************************

Солнышко усталое

М. Пожарова

Солнышко усталое,

Скупо греешь ты!

Желтые да алые

Кружатся листы.

В шелесте да в шорохе

Наш осенний сад.

На дорожках ворохи

Пестрые лежат.

*********************

Ветрено, ветрено

И. Токмакова

Ветрено, ветрено,

Вся земля проветрена,

Ветер листья с веток

Разогнал по свету:

Липовый, березовый,

Желтый лист и розовый,

Красный, разноцветный,

Старый лист газетный.

Солнечно, ветрено,

Ветрено, ветрено!

**********************

Осени привет

Т. Маршалова

Ветер-почтальон

Письма разносил,

Дул, старался он,

Не жалея сил.

На листве цветной

Осени привет,

Дождик затяжной

Сыплет свой ответ.

Пруд покрылся весь

Нотками дождя,

Пишет небо песнь,

В осень уходя.

***********************

Листопад

Н. Минский

Листопад!

Листопад!

Лес осенний конопат.

Налетели конопушки,

Стали рыжими опушки,

Ветер мимо пролетал,

Ветер лесу прошептал:

— Ты не жалуйся врачу,

Конопатых я лечу:

Все рыжинки оборву,

Побросаю их в траву!

***************************

Вот и осень

В. Приходько

Вот и осень перед нами:

Сжато поле, скошен луг.

И над лесом косяками

Гуси тянутся на юг.

За сараем стог соломы

И рябину во дворе

Из окна родного дома

Видно сельской детворе.

Частый дождь в окно трезвонит.

Ветер, шастая везде,

Золотые листья гонит

По серебряной воде.

*********************************

Золотой дождь

М. Лесовая

Листья солнцем наливались.

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелели,

Потекли и полетели,

Зашуршали по кустам,

Поскакали по сучкам.

Ветер золото кружит,

Золотым дождем шумит!

******************************

Лоскутное одеяло

С. Островский

На деревьях

Листьев мало.

На земле —

Невпроворот.

Из лоскутьев

Одеяло

На прощанье

Осень

Шьет.

**********************

Осень

О. Беляевская

Надевала осень пестрый сарафанчик,

Желтенький платочек, лапти с подковыркой,

Вышла на крылечко на заре туманной,

Плечиком пожала: студено и сыро.

Под крылечком топко, желтый лист валится,

У колодца лужа за ночь не просохла.

Не студи ты плечи на холодном ветре,

Уходи в избушку, да припри оконце.

Натопи печурку, засвети лучину,

Коротай за прялкой темные часочки.

************************************

Летят дождинки

И. Демьянов

Летят, летят дождинки,

Не выйдешь из ворот.

По вымокшей тропинке

Сырой туман ползет.

У погрустневших сосен

И огненных рябин

Идет и сеет осень

Душистые грибы!

*****************************

Под кустом свернулся ежик

И. Могилевская

Под кустом свернулся ежик,

Мокрый и колючий.

И косит над лесом дождик,

Разгоняя тучи.

В листья красные одетый,

Улыбается пенек.

Простоял сухой все лето,

А теперь насквозь промок.

************************************

Осень

В. Авдиенко

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди

И нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень,

Бродит осень.

Ветер с клена листья

Сбросил.

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый —

Кленовый.

*********************************

Ноябрь

И. Мазнин

Все быстрее облетают клены,

Все темнее низкий свод небес,

Все виднее, как пустеют кроны,

Все слышнее, как немеет лес…

И все чаще прячется во мгле

Солнце, охладевшее к земле.

Рыжая лиса

В. Степанов

Между ёлок, между сосен

Осторожно бродит осень.

Осень — рыжая лиса —

Красит в рыжий цвет леса.

Но зелёного убора

Не раскрасить ей у бора.

Для лисы остры и колки

Леса хвойного иголки.

Хлопотунья

В. Степанов

Далеко ещё зима,

Но не для потехи

Тащит белка в закрома

Ягоды, орехи…

Где же взять зимой сластей

Для детей

И для гостей?

***********************************

Осенний лист

В. Степанов

Только ветер

Ветку тронет —

Жёлтый лист

Она уронит.

С ветки,

Как парашютист,

Полетит

На землю

Лист.

Если в лужу

Упадёт,

Как кораблик,

Поплывёт.

*************************************

Ёжик и дождик

В. Степанов

Дождик льёт как из ведра,

Видно, на небе дыра…

Что ты, ёж, сидишь без толку?

Доставай скорей иголку,

По тропинке в горку топай,

Дырку на небе заштопай.

********************************

Осень

В. Авдиенко

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди

И нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень,

Бродит осень.

Ветер с клёна листья

Сбросил.

Под ногами коврик новый,

Жёлто-розовый —

Кленовый.

***********************************

Стрижи

Е. Трутнева

_ Улетели сегодня стрижи…

— А куда улетели, скажи?

— А туда улетели они,

Где на солнышке греются дни,

Где совсем не бывает зимы.

Но милее им все-таки мы!

И они прилетят по весне

И опять засвистят в вышине.

*************************************

Круглый год. Октябрь.

С. Маршак

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.

******************************

Разыгрался ветер

Е. Трутнева

Разыгрался ветер

На лесной поляне,

Закружил осину

В красном сарафане.

И листок с березы

Золотистой пчелкой

Вьется и летает

Над колючей елкой.

А под елкой грузди

Замостили мостик…

До свидания, елка,

Приезжай к нам в гости!

Развитие речи в средней группе на тему Составление рассказа «Осень»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад комбинированного вида №10 муниципального образования Усть – Лабинский район

Конспект

открытого занятия по

по развитию речи с использованием мнемотехники в средней группе.

Тема: Составление рассказа «Осень»

Подготовила воспитатель:

Панина И.В.

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в средней группе. Тема: Составление рассказа «Осень»

Дата проведения: 12.10.2015г.

Подготовила воспитатель: Панина И.В.

Возраст детей: 4-5 лет.

В ОД используются технологии: Мнемотехники.

Цель: закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Обучающие задачи:

— упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;

— развивать словарный запас — называть отличительные признаки осени, используя мнемотехническую таблицу;

-активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ об осени.

Развивающие задачи:

— продолжать развивать психические процессы: память, вни­мание, наглядно-действенное мышление;

— формировать умение соотносить знаковые символы с об­разом.

Воспитательные задачи:

— воспитывать доброе отношение к природе, проявлять за­боту о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость де­тей;

-приучать детей к выполнению элементарных правил куль­туры поведения.

Наглядный материал: мнемотаблица «Осень»;

Предварительная работа:

— экскурсии и наблюдения в природе;

— рассматривание и обсуждение символов по мнемотаблице «Осень»

— пение песен про Осень.

— дидактические игры: «Когда это бывает?».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, какое чувство вызывает у вас эта му­зыка? Какая это музыка?

Дети: Эта музыка спокойная, грустная, печальная, тре­вожная.

Воспитатель: Как вы думаете, с каким временем года можно связать?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно, сегодня мы с вами поговорим об осени.

Воспитатель: А вы, ребятки, любите осень?

Дети: Не очень любим.

Воспитатель: А почему вы не любите осень?

Дети: Осенью бывает холодно, идет дождь, во дворе лужи.

Воспитатель: Ребята вы же в лужу не пойдёте?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему?

Дети: Можно промочить ноги и заболеть.

Воспитатель: А ко­му нравится осень и почему?

Дети: Дают свои ответы

Воспитатель: А мне нравится осень потому, что это красивое время года.

Дети: Наступила осень, пришла осень.

Воспитатель: А какими словами можно закончить рассказ?

Дети: Я люблю осень, потому что…

Воспитатель: А сейчас давайте попробуем рассказать про осень. В этом нам поможет наша по­мощница таблица.

Рассказывание по мнемотаблице «Осень».

Физкультминутка:

Осень

Физминутка:

По дороге мы идем,

Листья сыплются дождем.

Красно – желтый листопад

Обсыпает всех ребят. (Ходьба на месте.)

А по небу ходят тучи,

Не пробьется солнца лучик.

Ветер дует с высоты,

Вянут травы и цветы. (Руки вверх.)

Мы к плечам прижали руки,

Начинаем их вращать.

Прочь, усталость, лень и скука.

Будем листья собирать. (Вращение руками.)

То налево посмотрели,

То направо поглядели.

Лист дубовый, клена лист

Ты сорвать поторопись. (Повороты влево, вправо.)

Низко – низко приседаем,

И листочки собираем.

Соберем большой букет

Славной осени привет. (Приседание.)

Мы последний раз присели,

Отдохнули, посвежели.

А теперь домой идем,

Листья желтые несем. (Ходьба на месте.)

Совместный рассказ по таблице.

(Смотри приложение № 1)

Осень

Наступила осень. Солнце светит, но не греет. В лесу белка лакомится орешками. Заяц сменил шубку на белую. Ёжик собирает листья и несёт их в норку. В лесу медведь ищет берлогу к зиме.

Физкультминутка для глаз

Осень по опушке 

Краски разводила,

По листве тихонько 

Кистью поводила.

Пожелтел орешник 

И зарделись клены,

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз (повторить 2 раза)

В пурпуре осинки, 

Только дуб зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите – осень 

В золото одета!

Воспитатель: Ребята, а что нам осень дарит?

Дети: Урожай.

Воспитатель: Сейчас мы с вами немного поиграем проводиться игра

«Съедобное несъедобное».

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, о чём мы сегодня разговаривали с вами.

Дети: Об осени.

Воспитатель: Вам понравилось сегодняшнее занятие.

Дети: Да.

Приложение №1hello_html_4441d53f.jpg

План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: Составление рассказа на тему «Осень»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе №1.

Воспитатель: Дубровина Е.В.- МДОУ №8 «Сказка» город Южноуральск, Челябинской области.

Тема: Составление рассказа на тему «Осень»

Задачи:

  1. Учить детей составлять рассказ об осени при помощи мнемотаблицы.
  2.  Развивать связную речь, умение аргументировать.
  3. Воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе.

Ход  деятельности.

 -Ребята, сегодня утром я на дороге подобрала веточку березы. Она мне показалась очень грустной. Как вы думаете, почему грустит веточка?

Веточка говорит:
-Да , ребятки , мне грустно потому, что во время листопада с меня слетели все листики.

-Ребята, а вы можете мне помочь, порадовать меня?

-Конечно, поможем!

-Отгадайте загадку, о каком времени года она?

 Загадка: Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели.
Если небо хмурится, если дождик льется.
Как это время года зовется? (Осень)

-Молодцы, отгадали! (веточка кивает)

-Ребята, а хотите меня еще порадовать? Расскажите мне, какая погода бывает осенью? Я вам предлагаю д/игру, которая называется «Какая погода». Дети берут карточки по выбору,на которых нарисованы: дождь, тучки, солнышко, деревце  наклоненное, «дождик-погода дождливая»,  « тучки на небе-погода пасмурная», «солнышко-погода солнечная», «деревце, наклоненное от ветра-погода ветреная»и т.д.)

-Молодцы, ребята! (веточка кивает) Знаете, какая погода бывает осенью!

-А сейчас я вам предлагаю карточки, среди них есть ваши помощники. Они вам помогут рассказать про осень. Д/игра «Найди карточки для рассказа про осень» (Дети из набора карточек отбирают только те, на которых изображены приметы осени, обосновывают свой выбор, аргументируют).

-Молодцы, ребята! (веточка кивает). Мне очень приятно, что вы справились с заданием.

-А теперь я хочу вам предложить карточки-схемы(мнемотаблицы) для составления рассказов про времена года, среди них вы должны выбрать ту, при помощи которой можно составить рассказ про осень. (Дети выбирают).

-А сейчас по этой карточке- схеме(мнемотаблице) послушайте рассказ об осени, который составила я. Слушайте внимательно, запоминайте порядок, потому что потом по этой схеме мне хотелось бы послушать и ваши рассказы.(Образец рассказа педагогом).

Пальчиковая игра

 «Осень, осень»

Осень, осень,        (трем ладошки друг о друга)

Приходи!                   (зажимаем кулаки по очереди)

Осень, осень,            (трем ладошки друг о друга)

Погляди!                  (ладони на щеки)

Листья желтые кружатся,                (плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся.                    (ладони гладят по коленям)

Солнце нас уже не греет,                (ладонями закрываем глаза)

Ветер дует все сильнее,                    (синхронно наклоняем руки в разные стороны)

К югу полетели птицы,                     («птица» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится.        (барабанить пальцами, тo по одной, то по другой ладони)

Шапки, куртки надеваем                  (имитируем)

И ботинки обуваем(топаем ногами)

Физминутка.

* Осень, осень, листопад ! Листья желтые летят. — (плавным движением

перед собой поднять руки вверх, а затем как бы дирижируем ими, постепенно опустить вниз).                              

*Ветер дует, задувает, — (руки от груди не спеша развести в стороны и одновременно дуть перед собой, не раздувая щек).

*Туча солнце закрывает. — (руками над головой сделать крышу).

*Дождик капает с утра — (поочередно указательным пальцем по ладони левой и правой руки показывать, как капают капли дождя).

*Осень- грустная пора.  — (развести руки в стороны и изобразить на лице грусть).

-Ребята, а теперь я хочу послушать ваши рассказы. Чей рассказ мне понравится и не будет похож на другие, то тому я подарю листик березы!

Рассказы детей по схеме(мнемотаблице). Отмечать детей, которые не повторяют рассказ товарища, а добавляют что-то свое (подарить тем детям листики березы от лица «веточки»).

-Спасибо вам, ребята, вы меня сегодня очень порадовали!

 Рефлексия. Педагог спрашивает:

-Ребята, почему веточка перестала грустить? Чему веточка радовалась? Ответы детей.

 

План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: Конспект занятия с детьми средней группы.»Времена года. Осень.»

Конспект занятия с детьми средней группы.

Тема: Времена года. Осень. 

Цель: учить детей составлять мини-рассказы по сюжетным картинкам про осень.

Задачи:

Образовательная: способствовать расширению кругозора детей

Развивающая: закрепить имеющиеся представления детей об осени

Воспитательная: воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать ее красоту

Программные задачи: составление рассказа об осени по схеме, отгадывание загадок об осени

Материал и оборудование: сюжетные осенние картинки, схема для составления рассказов

Ход занятия

Чтение стихотворения Л. Алейниковой

       Осень

Ах, какое было лето!
Не осталось и следа,
Всё в округе пожелтело
И холодная река.
Скучный дождь в окошко бьётся,
От него сплошная грязь,
Лето больше не вернется,
Станут лужи замерзать.
И сегодня, у мольберта,
Кистью водит день-деньской,
Осень в рыжий цвет одета
И любуется собой.

В: Ребята о чем это стихотворение?

В: Да правильно, это время года осень.

Молоды, все правильно, а теперь давайте с вами посмотрим на картинки и попробуем рассказать, что мы на них видим, описать их.

В: Рассказы детей

Ребята , а давайте теперь послушаем как составили рассказ Симка и Нолик.

Рассказ Нолика.

После весны наступила осень. Дует теплый ветерок. Дожди идут редко. На деревьях распускаются почки. В лесу подснежники. Звери бегают резвятся, у них нет забот. Перелетные птицы не улетают на юг. Люди надевают легкую одежду.

Рассказ Симки.

Кончилось теплое лето. Наступила осень. Дуют холодные ветра. На небе темные тучи, часто идет дождь. Листья на деревьях пожелтели и опадают – листопад начался. В лесу осенью много разных грибов. Звери во всю готовятся к зиме: заяц меняет серую летнюю шубку на белую, белка шишки в дупло собирает , а еж яблоки в нору носит. Люди надевают теплую одежду , берут зонты.

В : Чей рассказ на тему « Осень» , вам больше понравился?

     Любите ли вы осень?

А теперь попробуйте отгадать загадки.

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …
(Листопад )

Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это — …
(Дождь)

В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли… (зонт)

Стало ночью холодать,
Стали лужи замерзать.
А на травке — бархат синий.
Это что такое? (Иней)

Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень)

В: Молодцы ребята,а теперь посмотрите на доску , здесь картинка – схема, давайте все вместе попробуем составить хороший рассказ.

План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: Составления описательного рассказа «Осень»

                                  Конспект составления описательного рассказа «Осень»

с детьми среднего возраста

Цели: 

  1. Формировать связную речь, готовить к составлению описательных рассказов, расширять словарь.
  2. Развивать мелкую моторику рук, внимание и самоконтроль.
  3. Воспитывать умение слушать и отвечать на вопросы.
  4. Обучать называть осенние месяцы, выделять признаки осени.

Материал: картинка

Ход занятия:

  1. Работа по картинке.

Воспитатель предлагает рассмотреть картинку.

Воспитатель: Рассмотрите картинку. Какое время изображено на картинке? Почему так думаете? (ответы детей) Кто разгребает листья палочкой? (ответы детей) (Ёж-грибник.)

Зачем?

Подберите близкое по смыслу слово к слову разгребает. (ответы детей) (Ворошит )

Под какими деревьями ходит ёжик? (ответы детей) (Под рябиной, клёном, дубом) Какие это деревья? Это лиственные или хвойные деревья? (ответы детей)

Какие плоды у рябины? (ответы детей)  (Ягоды.)

А у дуба? (Жёлуди.)

Послушайте стихотворение Л. Эрадзе. Жёлудь и дуб.

С ветки на землю шлепнулся жёлудь,

Жёлудь созревший, жёлудь тяжёлый.

Он от испуга плачет и плачет

И желудиных слёзок не прячет.

Что же мне делать, дуб-исполин?

Эй, отвечай-ка, я же твой сын!

Что тебе делать?        

В землю зарыться,

 Чтобы к весне в дубок превратиться.

Рассмотрите картинку. Сколько упало желудей? (ответы детей) (3)

С какого они дерева? (ответы детей) Сколько яблок несет на себе ёж? (ответы детей) (3) Как вы думаете кому он несёт их? (ответы детей) (Ежатам.)

Есть такая пословица:

Лето — собериха,

а зима — поедиха.

Можно ли про осень сказать, что она тоже «собериха»? (ответы детей)

        

II. Слова, близкие и противоположные по значению.

Воспитатель: Попробуйте подобать слова-наоборот по картинке с ёжиком.
Наш ёжик весёлый — грустный,

сытый –голодный

корзинка полная – пустая

яблоки тяжёлые – лёгкие

трава низкая — высокие деревья.

А теперь подберите слова, близкие по смыслу.

Осень красивая — прекрасная, очаровательная, золотая, пленительная, славная, приятная, хорошая.

Ёж радостный — весёлый, счастливый.

Молодцы, все старались. Настало время немного отдохнуть.

I1.        Физкультминутка

Воспитатель рассказывает стихотворение, дети повторяют и выполняют движения.

Вот и осень наступила.

Тучка солнышко закрыла.                  

И над лесом, сделав круг,

Птицы подались на юг.

С веток листья опадают.

В щель букашки заползают.

(СБ. Толстикова)

111.        Осенние месяцы

Воспитатель: Назовите осенние месяцы. (ответы детей) (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

Как вы думаете, какой месяц самый тёплый?

Воспитатель: (Сентябрь, так как  идёт сразу после лета.)

А холодный? Какой месяц изображен на картинке? (Сентябрь.) Запомните названия осенних месяцев.

1V.        Слушание и анализ рассказа

Воспитатель:  Я сейчис буду читать рассказ, а вы внимательно слушайте. (Читает рассказ А. Ягафаровой «Живой букет»)

Бежал по осенней тропке Ёж. Шуршала под его лапками опавшая листва. В лесу было тихо, безветренно, но всё равно с деревьев срывались и падали, кружась, высохшие листья.

Остановился Ёж возле осины. Земля под нею была усыпана красными, как огонь, листочками. «Возьму-ка несколько штук домой, пусть дочка поиграет с ними», — решил Ёж и наколол на свои острые иголки красные листочки, А под берёзой лежали жёлтые листочки, а под клёном — оранжевые. Снова и снова накалывал Ёж красивые листья на иголки. Посмотрели бы вы, каким он стал! Весь покрылся разноцветными листьями — красными, жёлтыми, оранжевыми, да вдобавок среди них были и зелёные. И бежал теперь по тропке как будто не Еж, а живой осенний букет.

Воспитатель: Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? (ответы детей) Кто его главный герой? (ответы детей) С чем сравнивает автор ёжика, обвешенного осенней листвой? (ответы детей)

V.        Итог занятия

Воспитатель: 

О чём говорили на занятии? (ответы детей)

Что такое сутки? (ответы детей)

Сколько месяцев в году? (ответы детей)

Назовите осенние месяцы. (ответы детей)

Возьмите бумагу и карандаши и нарисуйте, то о чем вы услышали в рассказе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *