Расскажите о значении грамматических признаках – Расскажите о значении, грамматических признаках… ГДЗ, Упр. 119, Русский язык, 6 класс, Разумовская М.М., Леканта П.А.

Расскажите о значении, грамматических признаках… ГДЗ, Упр. 119, Русский язык, 6 класс, Разумовская М.М., Леканта П.А.

Слова, образованные по схемевляются
именами существительными мужского рода 2 склонения со зна-
чением «человек, который…» или со значением неодушевлённо-
го предмета: испытатель, мечтатель, выключатель. Слова со зна-
чением «человек, который…» нарицательные, одушевлённые.
Слова со значением неодушевлённого предмета нарицательные,
неодушевлённые. От слов данной модели со значением «человек,
который…» образуются существительные женского рода с суф-
фиксом -ниц-(а): испытательница, мечтательница.
Схема строения слова, в которой обозначено окончание, рас-
сказывает и о грамматической форме. Существительные со зна-
чением «человек, который…» стоят в форме единственного чис-
ла именительного падежа. Существительные со значением
неодушевленного предмета стоят в форме единственного числа
именительного или винительного падежа.
Слова, образованные по схеме являются именами
существительными мужского рода 2 склонения с уменьшительно-ласкательным значением: голосочек, сыночек. Эти имена сущест-
вительные нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.
Схема строения слова, в которой обозначено окончание, рас-
сказывает и о грамматической форме слова. Имена существи-
тельные одушевлённые стоят в форме единственного числа име-
нительного падежа. Имена существительные неодушевлённые
стоят в форме единственного числа именительного или вини-тельного падежа.
Слова, образованныные по схеме являются име-
нами существительными мужского рода 2 склонения с уменьши-
тельно-ласкательным значением: жеребёночек, котёночек. Эти
имена существительные нарицательные, одушевлённые.
Схема строения слова, в которой обозначено окончание, рас-
сказывает и о грамматической форме слова. Эти слова стоят в
форме единственного числа именительного падежа.
 
существительное женского рода 1 склоне-
ния со значением носителя признака, нарицательное, одушев-
лённое; в единственном числе именительном падеже.
Бедняга, симпатяга, скромняга.
существительное мужского рода 2 склонения с отвлечённым значением, нарицательное, неодушевлённое; в
единственном числе творительном падеже.
существительное среднего рода 2 склонения с отвлечённым значением, нарицательное, неодушевлённое; в
единственном числе, в творительном падеже.
Коварство, детство, рабство.

class.rambler.ru

§ 8. Понятие о грамматическом (морфологическом) значении

Грамматическое значение — это такое отвлеченное значение, кото- рое выражается формальными грамматическими средствами или тем, что называют грамматической оформленностью (или грамматической

2 См Основы построения описательной грамматики современного русского литературного языка М ,1966. С. 103

10

формой) слова. В грамматическом оформлении слова участвуют его морфологические формы, морфемно-словообразовательная структура, синтаксические свойства и синтаксические связи.

Грамматические значения неодинаковы. В морфологии различают по крайней мере два типа грамматической семантики. К первому типу относится категориальное частеречное значение, второй тип объединя- ет значения, выражаемые морфологическими формами слов.

Принципиальное различие между типами состоит в том, что часте- речная семантика, опираясь на грамматические средства в своем выра- жении, тесно связана с лексическими значениями слов и не предполага- ет в обязательном порядке словоизменения. Так, категориальное значе- ние существительных имеют несклоняемые слова типа пальто, метро. такси и т. д. Чтобы быть существительным достаточно называть пред- мет и иметь субстантивные синтаксические признаки (выражать подле- жащее и дополнение, иметь при себе согласованное определение). Точно так же категориальную семантику прилагательных имеют несклоняе- мые признаковые слова: мини, макси, бордо и т. п. Частеречную семан- тику имеют наречия, несмотря на то, что у большинства из них вообще нет форм словоизменения. Одинаковые категориальные частеречные значения обнаруживаются в языках с разным грамматическим строем.

Что же касается семантики второго типа, то она создается формо- образованием. Грамматические значения, выражаемые изменяемыми формами слов, характеризуют языки индивидуально и дифференциро- ванно. Только такие значения, как правило, и называют морфологиче- скими грамматическими значениями или просто грамматическими зна- чениями изменяемых слов.

Значение не может быть определено как морфолого-грамматиче- ское на основе его абстрактности (хотя грамматические значения абст- рактны) или содержательной сущности: одно и то же может выражать- ся разными языковыми единицами (единицами разных языковых уровней): в сочетании красна девица значение женского рода передается корнем -дев, суффиксом -иц-, окончанием существительного и прилага- тельного; в сочетании один горожанин значение количества (?) выражено лексически, суффиксом -ин-, окончанием существительного и числитель- ного.

Специфика грамматических (морфологических) значений объясня- ется особенностями морфем (прежде всего флексии), которыми они выражаются. Этих особенностей две (поэтому и в грамматическом значении в последнее время чаще всего выделяют два отличительных признака).

Во-первых, эти морфемы обслуживают обязательное формообразо- вание. В результате значения, выражаемые ими, становятся обязатель- ными для целых разрядов и классов слов (в лингвистической литературе

11

неоднократно высказывалась мысль о том, что от грамматического ycт- ройства языков зависит, какие значения в них должны выражаться об- лигаторно, какие — факультативно). Так, каждая словоформа изменяе- мого существительного имеет окончание, и это окончание обязательно выражает число и падеж; каждый глагол в русском языке изменяется по временам, и в объеме этого изменения в глаголе должно быть выражено временное значение, глагольная форма, соответствующая простому ска- зуемому, обязательно дает представление о грамматическом лице и грамматическом наклонении.

Важно обратить внимание на то, что обязательное выражение грамматического значения не всегда допускает выбор со стороны гово- рящего, т. е. предельно формализовано. Носитель языка просто обязан знать, что в данной языковой ситуации употребляется та или иная фор- ма слова. Так, надо сказать

завидовать врагу и ненавидеть врага и ни в коем случае не наоборот. Если прилагательное присоединяется к су- ществительному карандаш, то оно должно быть в форме типа красный (а не красная, красное), если инфинитив присоединяется к фазовому гла- голу, он не может относиться к совершенному виду, если существитель- ное вводится в предложение предлогом к, оно употребляется только в дательном падеже и т. д. Таким образом, синтаксис способствует ав- томатическому выбору морфологической формы и, следовательно, та- кой же реализации грамматического значения. Синтаксические средст- ва языка подключены к выражению значений морфологических форм.

Вторая особенность формообразующих морфем была отмечена Г. О. Винокуром при характеристике окончаний. Г. О. Винокур обра- тил внимание на то, что окончания не могут быть изолированными, т. е. одиночными, морфемами, они существуют только в парадигмах 3.

В связи с этой особенностью грамматическое значение не может быть выделено в одной словоформе, оно объединяет минимум две сло- воформы. Эту особенность грамматического значения А. А. Зализняк назвал регулярностью 4.

Грамматические значения — это типовые значения. Они обладают интегрирующим свойством, характеризуют классы и разряды слов, и многие из них присущи частям речи в целом.

Определяя грамматическое значение, А. А. Шахматов писал: «Ре- альное значение слова зависит от соответствия его как словесного зна- ка тому или иному явлению внешнего мира; грамматическое значение слова — это то его значение, какое оно имеет в отношении к другим словам. Реальное значение связывает слово непосредственно с внешним

3Г.О. Винокур форма слова и части речи в русском языке // Избранные работы по русскому языку М, 1959.

4А. А. Зализняк. Русское именное словоизме­нение М , 1967 С. 26.

12

явлением, грамматическое значение связывает его прежде всего с другие ми словами, со значением других слов» 5.

Итак, грамматические (морфологические) значения — это обяза- тельные и регулярные значения словоформ. В каждой словоформе изме- няемого слова выражается частеречная (категориальная) семантика и морфологическое грамматическое значение (одно или несколько). Словоформы неизменяемых частей речи имеют только грамматическое категориальное значение. Например, в предложении

На солнышке теп— ло словоформа солнышке выражает значение предметности, рода, числа и падежа, а словоформа тепло — только значение предикативного на- речия.

Грамматические значения нередко называют дополнительными к лексическим значениям слов. А. И. Смирницкий хорошо показал, что делать этого не следует б. Лексические и грамматические значения пред- ставляют собой два разных типа языковой семантики. Лексическое зна- чение выражается основой словоформы, грамматическое — ее формаль- ным показателем.

Грамматические значения образуют семантическую базу морфоло- гического строя русского языка. Они являются основой типологическо- го объединения и дифференциации словоформ внутри частей речи и во- обще того упорядочения языковых единиц, на котором зиждется грам- матический строй русского языка.

Грамматические значения участвуют в формировании высказыва- ния, они связаны с разными сторонами высказывания, и в этом плане они неодинаковы.

Одни грамматические значения включены в номинативный аспект высказывания (род, число существительных). Это так называемые отра- жательные (номинативные) значения. Они используются для обозна- чения объективных свойств предметов и признаков, введенных в выска- зывание.

Другие грамматические значения имеют отношение к выражению актуализационных смыслов, т. е. ориентации высказывания на речевую ситуацию, его временной характеристики, связи с субъектом речи. Таковы грамматические значения спрягаемых форм глагола.

Третьи грамматические значения отражают интерпретационно- оценочное участие говорящего в речевой коммуникации. Интерпрета- ционное значение связано с возможностью при помощи морфологиче- ских форм об одном и том же сказать по-разному. Интерпретационное значение обычно выделяют в залоге и виде глагола. Выбор залоговой

5А А Шахматов Синтаксис русского языка Л , 1941 С 431-432

А И Смирницкий Лексическое и грамматическое в слове // Вопросы грамматического строя языка М , 1955

13

формы связан с тем, какой семантический компонент предложения, субъект или объект, помещается в центр информации: брат написал письмо (сообщение о брате), письмо написано братом (сообщение о пись- ме). При помощи вида одно и то же действие изображается с разных сторон. Из предложения Маша ела кашу мы узнаем, чем была занята Маша в какое-то время, а в предложении Маша съела кашу сообщается о том, что Маша кашу ела, и каши больше нет.

Интерпретационное значение в морфологических формах представ- лено шире, чем об этом принято говорить в описательных грамматиках русского языка. Так, оно есть в глагольном наклонении, поскольку по- средством форм наклонения одна и та же ситуация обозначается как ре- альный, возможный или желательный факт. Интерпретационный ком- понент есть в краткой форме прилагательных, которая в современном языке является знаком того, что прилагательное не входит в наимено- вание предмета.

Многие грамматические значения неэлементарны и обращены к разным сторонам высказывания. Например, вид является одновремен- но и номинативным, и интерпретационным значением, лицо — номина- тивным и актуализационным, наклонение — номинативным, актуали- зационным и интерпретационным, падеж — номинативным и интер- претационным.

Отличительной особенностью морфологического строя русского языка является то, что разные части речи имеют одноименные грамма- тические значения. Так, род и число имеют существительные, прилага- тельные, глагол; падеж есть у существительных, прилагательных, чис- лительных и местоимений. В результате одно и то же грамматическое значение может быть одновременно выражено несколько раз, напри- мер, в синтагме

новая шуба упала единственное число и женский род обозначены трижды: окончанием прилагательного, существительного и глагола. Русскому языку свойственна избыточность в выражении грамматической семантики.

studfile.net

Грамматическая характеристика

Им. сущ.

  1. Часть речи

  2. Нач. ф. (И. п.)

  3. Род., одуш, неодуш.

  4. Склонение

  5. Число, падеж

  6. Роль в предложении

Им. прил.

  1. Часть речи

  2. Нач. ф. (И. п., м. р.)

  3. Род, число, падеж

  4. Роль в предложении

Глагол

  1. Часть речи

  2. Нач. ф. (инф.)

  3. Тип спряжения

  4. Наклонение

  5. Время

  6. Лицо, род в прош. вр.

  7. Число

  8. Роль в предложении

Затем вместе с учениками ставим задачу на обнаружение новых частей речи. Выводы дописываем в справочник. Т №61

Части речи.

глаголы ?

имена

сущ.

прил.

Имя числительное Т №62

О.Г.З.-обозн. кол-во, числ.-П′

Местоимения Т №63

Я — тот кто говорит.

Ты — тот кому говорят.

Он — тот о ком говорят.

Местоимения я, ты, он… обозн. лицо.

Имена Т №64

сущ. прил. числ. мест.

Наречия Т.№65

верхом

с

О.Г.З. признак действия

боку

сегодня

ЧП Р В Л

Части речи. Т.№66

служебные

самостоятельные

?

глаголы ?

наречие глагол межд.

предлог частицы союз

имена

сущ. прил. чис. мест.

Работая с синтаксическими единицами узнают типы грамматической связи и записывают в справочник.

Типы грамматической связи.

подчинительная взаимная сочинительная

к бабушке

и дедушке

РЧ

Приехала к бабушке

внучка приехала

П

Чтобы обеспечить разбор словосочетания составляем памятку и её записываем в справочник. Т. №67

Разбор словосочетания Т.№67

Что надо сделать

Как это сделать

Как оформить

1

Определить, что называет словосочетание (уточненное название предмета, действия или признака)

Проанализировать, что называет словосочетание – предмет, действие или признак

Отвечл у доски – уточнить название действия

2

Найти независимый и зависимый члены словосочетания

Определить, какое из слов может изменяться свободно, а какое «ограниченно» в своих формах

х

Отвечал у доски

3

Определить работу зависимого члена (определение, дополнение или обстоятельство)

Поставить вопрос от независимого слова к зависимому

х

Отвечал у доски

Ставим задачу нахождения членов предложения. Прежде всего сказуемого – средства выражения грамматическогозначения предложения. Вывод о 2 работах сказуемого записываем в справочник.

Член предложения — сказуемое Т. №68

простое

(глаг.

прил.

сущ.)

составное

(быть,

был,

будет)

уточняет

подлежащее

сказ.

гр. знач. сказуемого

(предикативность)

Составляем таблицу. №69. Разбор предложения

Что надо делать

Как это делать

Как оформить

1

2

3

4

1

Найти сказуемое

Образовать формы предложения, найти изменяющееся слово (или несколько слов)

Пригревает весеннее

солнышко

2

Найти подлежащее

Определить, от какого слова зависят грамматические формы сказуемого

Пригревает весеннее

солнышко

3

Найти словосочетания (если они есть) и сделать их разбор

Найти в каждом словосочетании независимый и зависимый члены, определить работу зависимого слова

Пригревает весеннее

с

х

какое?

олнышко

весеннеесолнышко

Работая с предложением постоянно обращаемся к рабочей тетради «Русская орфография» В.В. Репкина, Т.В. Некрасовой. Вносим в тетрадь дополнения, свои примеры, ошибки.

Заканчивается работа в 4 классе обсуждением порядка действий при грамматической характеристике предложения. Записываем в справочник. Т№70

Грамматическая характеристика предложения

        1. Тип предложения по цели высказывания.

        2. Тип предложения по эмоциональной окраске

        3. Простое или сложное – найти грамматическую основу или основы, один главный член или два.

        4. Распространённое или нераспространённое – есть ли второстепенный член предложения, их работа – дополнение, обстоятельство, определение.

Можно составить грамматическую характеристику предложений и записать.

В конце каждой темы после изучения параграфа можно добавить страничку «Мои открытия», где ученик своими словами описывает, что он открыл и как ответил на вопросы.Таблицы , схемы ,модели могут быть дополнены примерами учеников.

На этом работа в справочнике заканчивается.

Справочник поможет ученикам систематизировать знания о слове, освоить правила провописания корней, приставок, суффиксов, различных орфограмм, усвоить части речи, «общие» и частные, грамматические значения изученных частей речи, сформировать понятие о видах синтаксических единиц.

23

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *