Расскажите о значении, грамматических признаках… ГДЗ, Упр. 119, Русский язык, 6 класс, Разумовская М.М., Леканта П.А.
Слова, образованные по схемевляются
именами существительными мужского рода 2 склонения со зна-
чением «человек, который…» или со значением неодушевлённо-
го предмета: испытатель, мечтатель, выключатель. Слова со зна-
чением «человек, который…» нарицательные, одушевлённые.
Слова со значением неодушевлённого предмета нарицательные,
неодушевлённые. От слов данной модели со значением «человек,
который…» образуются существительные женского рода с суф-
фиксом -ниц-(а): испытательница, мечтательница.
Схема строения слова, в которой обозначено окончание, рас-
сказывает и о грамматической форме. Существительные со зна-
чением «человек, который…» стоят в форме единственного чис-
ла именительного падежа. Существительные со значением
неодушевленного предмета стоят в форме единственного числа
именительного или винительного падежа.
Слова, образованные по схеме являются именами
существительными мужского рода 2 склонения с уменьшительно-ласкательным значением: голосочек, сыночек. Эти имена сущест-
вительные нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.
Схема строения слова, в которой обозначено окончание, рас-
сказывает и о грамматической форме слова. Имена существи-
тельные одушевлённые стоят в форме единственного числа име-
нительного падежа. Имена существительные неодушевлённые
стоят в форме единственного числа именительного или вини-тельного падежа.
Слова, образованныные по схеме являются име-
нами существительными мужского рода 2 склонения с уменьши-
тельно-ласкательным значением: жеребёночек, котёночек. Эти
имена существительные нарицательные, одушевлённые.
Схема строения слова, в которой обозначено окончание, рас-
сказывает и о грамматической форме слова. Эти слова стоят в
форме единственного числа именительного падежа.
существительное женского рода 1 склоне-
ния со значением носителя признака, нарицательное, одушев-
лённое; в единственном числе именительном падеже.
Бедняга, симпатяга, скромняга.существительное мужского рода 2 склонения с отвлечённым значением, нарицательное, неодушевлённое; в
единственном числе творительном падеже.существительное среднего рода 2 склонения с отвлечённым значением, нарицательное, неодушевлённое; в
единственном числе, в творительном падеже.
Коварство, детство, рабство.
class.rambler.ru
§ 8. Понятие о грамматическом (морфологическом) значении
Грамматическое значение — это такое отвлеченное значение, кото- рое выражается формальными грамматическими средствами или тем, что называют грамматической оформленностью (или грамматической
2 См Основы построения описательной грамматики современного русского литературного языка М ,1966. С. 103
10
формой) слова. В грамматическом оформлении слова участвуют его морфологические формы, морфемно-словообразовательная структура, синтаксические свойства и синтаксические связи.
Грамматические значения неодинаковы. В морфологии различают по крайней мере два типа грамматической семантики. К первому типу относится категориальное частеречное значение, второй тип объединя- ет значения, выражаемые морфологическими формами слов.
Что же касается семантики второго типа, то она создается формо- образованием. Грамматические значения, выражаемые изменяемыми формами слов, характеризуют языки индивидуально и дифференциро- ванно. Только такие значения, как правило, и называют морфологиче- скими грамматическими значениями или просто грамматическими зна- чениями изменяемых слов.
Значение не может быть определено как морфолого-грамматиче- ское на основе его абстрактности (хотя грамматические значения абст- рактны) или содержательной сущности: одно и то же может выражать- ся разными языковыми единицами (единицами разных языковых уровней): в сочетании красна девица значение женского рода передается корнем -дев, суффиксом -иц-, окончанием существительного и прилага- тельного; в сочетании один горожанин значение количества (?) выражено лексически, суффиксом -ин-, окончанием существительного и числитель- ного.
Специфика грамматических (морфологических) значений объясня- ется особенностями морфем (прежде всего флексии), которыми они выражаются. Этих особенностей две (поэтому и в грамматическом значении в последнее время чаще всего выделяют два отличительных признака).
Во-первых, эти морфемы обслуживают обязательное формообразо- вание. В результате значения, выражаемые ими, становятся обязатель- ными для целых разрядов и классов слов (в лингвистической литературе
11
неоднократно высказывалась мысль о том, что от грамматического ycт- ройства языков зависит, какие значения в них должны выражаться об- лигаторно, какие — факультативно). Так, каждая словоформа изменяе- мого существительного имеет окончание, и это окончание обязательно выражает число и падеж; каждый глагол в русском языке изменяется по временам, и в объеме этого изменения в глаголе должно быть выражено временное значение, глагольная форма, соответствующая простому ска- зуемому, обязательно дает представление о грамматическом лице и грамматическом наклонении.
Важно обратить внимание на то, что обязательное выражение грамматического значения не всегда допускает выбор со стороны гово- рящего, т. е. предельно формализовано. Носитель языка просто обязан знать, что в данной языковой ситуации употребляется та или иная фор- ма слова. Так, надо сказать
завидовать врагу и ненавидеть врага и ни в коем случае не наоборот. Если прилагательное присоединяется к су- ществительному карандаш, то оно должно быть в форме типа красный (а не красная, красное), если инфинитив присоединяется к фазовому гла- голу, он не может относиться к совершенному виду, если существитель- ное вводится в предложение предлогом к, оно употребляется только в дательном падеже и т. д. Таким образом, синтаксис способствует ав- томатическому выбору морфологической формы и, следовательно, та- кой же реализации грамматического значения. Синтаксические средст- ва языка подключены к выражению значений морфологических форм.Вторая особенность формообразующих морфем была отмечена Г. О. Винокуром при характеристике окончаний. Г. О. Винокур обра- тил внимание на то, что окончания не могут быть изолированными, т. е. одиночными, морфемами, они существуют только в парадигмах 3.
В связи с этой особенностью грамматическое значение не может быть выделено в одной словоформе, оно объединяет минимум две сло- воформы. Эту особенность грамматического значения А. А. Зализняк назвал регулярностью 4.
Грамматические значения — это типовые значения. Они обладают интегрирующим свойством, характеризуют классы и разряды слов, и многие из них присущи частям речи в целом.
Определяя грамматическое значение, А. А. Шахматов писал: «Ре- альное значение слова зависит от соответствия его как словесного зна- ка тому или иному явлению внешнего мира; грамматическое значение слова — это то его значение, какое оно имеет в отношении к другим словам. Реальное значение связывает слово непосредственно с внешним
3Г.О. Винокур форма слова и части речи в русском языке // Избранные работы по русскому языку М, 1959.
4А. А. Зализняк. Русское именное словоизменение М , 1967 С. 26.
12
явлением, грамматическое значение связывает его прежде всего с другие ми словами, со значением других слов» 5.
Итак, грамматические (морфологические) значения — это обяза- тельные и регулярные значения словоформ. В каждой словоформе изме- няемого слова выражается частеречная (категориальная) семантика и морфологическое грамматическое значение (одно или несколько). Словоформы неизменяемых частей речи имеют только грамматическое категориальное значение. Например, в предложении
Грамматические значения нередко называют дополнительными к лексическим значениям слов. А. И. Смирницкий хорошо показал, что делать этого не следует б. Лексические и грамматические значения пред- ставляют собой два разных типа языковой семантики. Лексическое зна- чение выражается основой словоформы, грамматическое — ее формаль- ным показателем.
Грамматические значения образуют семантическую базу морфоло- гического строя русского языка. Они являются основой типологическо- го объединения и дифференциации словоформ внутри частей речи и во- обще того упорядочения языковых единиц, на котором зиждется грам- матический строй русского языка.
Грамматические значения участвуют в формировании высказыва- ния, они связаны с разными сторонами высказывания, и в этом плане они неодинаковы.
Одни грамматические значения включены в номинативный аспект высказывания (род, число существительных). Это так называемые отра- жательные (номинативные) значения. Они используются для обозна- чения объективных свойств предметов и признаков, введенных в выска- зывание.
Другие грамматические значения имеют отношение к выражению актуализационных смыслов, т. е. ориентации высказывания на речевую ситуацию, его временной характеристики, связи с субъектом речи. Таковы грамматические значения спрягаемых форм глагола.
Третьи грамматические значения отражают интерпретационно- оценочное участие говорящего в речевой коммуникации. Интерпрета- ционное значение связано с возможностью при помощи морфологиче- ских форм об одном и том же сказать по-разному. Интерпретационное значение обычно выделяют в залоге и виде глагола. Выбор залоговой
5А А Шахматов Синтаксис русского языка Л , 1941 С 431-432
А И Смирницкий Лексическое и грамматическое в слове // Вопросы грамматического строя языка М , 1955
13
формы связан с тем, какой семантический компонент предложения, субъект или объект, помещается в центр информации: брат написал письмо (сообщение о брате), письмо написано братом (сообщение о пись- ме). При помощи вида одно и то же действие изображается с разных сторон. Из предложения Маша ела кашу мы узнаем, чем была занята Маша в какое-то время, а в предложении Маша съела кашу сообщается о том, что Маша кашу ела, и каши больше нет.
Интерпретационное значение в морфологических формах представ- лено шире, чем об этом принято говорить в описательных грамматиках русского языка. Так, оно есть в глагольном наклонении, поскольку по- средством форм наклонения одна и та же ситуация обозначается как ре- альный, возможный или желательный факт. Интерпретационный ком- понент есть в краткой форме прилагательных, которая в современном языке является знаком того, что прилагательное не входит в наимено- вание предмета.
Многие грамматические значения неэлементарны и обращены к разным сторонам высказывания. Например, вид является одновремен- но и номинативным, и интерпретационным значением, лицо — номина- тивным и актуализационным, наклонение — номинативным, актуали- зационным и интерпретационным, падеж — номинативным и интер- претационным.
Отличительной особенностью морфологического строя русского языка является то, что разные части речи имеют одноименные грамма- тические значения. Так, род и число имеют существительные, прилага- тельные, глагол; падеж есть у существительных, прилагательных, чис- лительных и местоимений. В результате одно и то же грамматическое значение может быть одновременно выражено несколько раз, напри- мер, в синтагме
studfile.net
Грамматическая характеристика
Им. сущ.
Часть речи
Нач. ф. (И. п.)
Род., одуш, неодуш.
Склонение
Число, падеж
Роль в предложении
Им. прил.
Часть речи
Нач. ф. (И. п., м. р.)
Род, число, падеж
Роль в предложении
Глагол
Часть речи
Нач. ф. (инф.)
Тип спряжения
Наклонение
Время
Лицо, род в прош. вр.
Число
Роль в предложении
Затем вместе с учениками ставим задачу на обнаружение новых частей речи. Выводы дописываем в справочник. Т №61
Части речи.
глаголы ?
имена
сущ.
прил.





Имя числительное Т №62
О.Г.З.-обозн. кол-во, числ.-П′
Местоимения Т №63
Я — тот кто говорит.
Ты — тот кому говорят.
Он — тот о ком говорят.
Местоимения я, ты, он… обозн. лицо.
Имена Т №64
сущ. прил. числ. мест.




Наречия Т.№65
верхом
с
О.Г.З. признак действия
бокусегодня
ЧП Р В Л
Части речи. Т.№66
служебные
самостоятельные
?
глаголы ?
наречие глагол межд.
предлог частицы союз
имена
сущ. прил. чис. мест.


Работая с синтаксическими единицами узнают типы грамматической связи и записывают в справочник.
Типы грамматической связи.
подчинительная взаимная сочинительная
к бабушке
и дедушке
РЧ

Приехала к бабушке
внучка приехала





П
Чтобы обеспечить разбор словосочетания составляем памятку и её записываем в справочник. Т. №67
Разбор словосочетания Т.№67
№ | Что надо сделать | Как это сделать | Как оформить |
1 | Определить, что называет словосочетание (уточненное название предмета, действия или признака) | Проанализировать, что называет словосочетание – предмет, действие или признак | Отвечл у доски – уточнить название действия |
2 | Найти независимый и зависимый члены словосочетания | Определить, какое из слов может изменяться свободно, а какое «ограниченно» в своих формах | х Отвечал у доски |
3 | Определить работу зависимого члена (определение, дополнение или обстоятельство) | Поставить вопрос от независимого слова к зависимому | х Отвечал у доски |
Ставим задачу нахождения членов предложения. Прежде всего сказуемого – средства выражения грамматическогозначения предложения. Вывод о 2 работах сказуемого записываем в справочник.
Член
предложения — сказуемое Т. №68
простое
(глаг.
прил.
сущ.)
составное
(быть,
был,
будет)
уточняет
подлежащее
сказ.

гр. знач. сказуемого
(предикативность)
Составляем таблицу. №69. Разбор предложения
№ | Что надо делать | Как это делать | Как оформить |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Найти сказуемое | Образовать формы предложения, найти изменяющееся слово (или несколько слов) | Пригревает весеннее с |
2 | Найти подлежащее | Определить, от какого слова зависят грамматические формы сказуемого | Пригревает весеннее с |
3 | Найти словосочетания (если они есть) и сделать их разбор | Найти в каждом словосочетании независимый и зависимый члены, определить работу зависимого слова | П с х какое? олнышко в |
Работая с предложением постоянно обращаемся к рабочей тетради «Русская орфография» В.В. Репкина, Т.В. Некрасовой. Вносим в тетрадь дополнения, свои примеры, ошибки.
Заканчивается работа в 4 классе обсуждением порядка действий при грамматической характеристике предложения. Записываем в справочник. Т№70
Грамматическая характеристика предложения
Тип предложения по цели высказывания.
Тип предложения по эмоциональной окраске
Простое или сложное – найти грамматическую основу или основы, один главный член или два.
Распространённое или нераспространённое – есть ли второстепенный член предложения, их работа – дополнение, обстоятельство, определение.
Можно составить грамматическую характеристику предложений и записать.
В конце каждой темы после изучения параграфа можно добавить страничку «Мои открытия», где ученик своими словами описывает, что он открыл и как ответил на вопросы.Таблицы , схемы ,модели могут быть дополнены примерами учеников.
На этом работа в справочнике заканчивается.
Справочник поможет ученикам систематизировать знания о слове, освоить правила провописания корней, приставок, суффиксов, различных орфограмм, усвоить части речи, «общие» и частные, грамматические значения изученных частей речи, сформировать понятие о видах синтаксических единиц.
23
studfile.net