Рассказы митяев о великой отечественной войне – Митяев А. «Письмо с фронта. Рассказы о Великой Отечественной войне» — Художественная литература для детей — купить по выгодной цене на Яндекс.Маркете

Детям и подросткам о Великой Отечественной войне. Авторы- Митяев, Кассиль.

Писатели о ВОВ.

Митяев Анатолий Васильевич.

«Письмо с фронта. Рассказы о Великой Отечественной войне»
Авторский сборник
Автор: Анатолий Митяев
Детям младшего возраста для самостоятельного чтения.
В книгу вошли рассказы автора, участника войны, о военных буднях. Это не простая книга, в которой автор анализирует причины и следствия происходящих на фронте событий. Мы вместе с героями переживаем трудности пути солдата-фронтовика к Победе. Автор заострил внимание на трогательных подробностях тогдашней жизни. И они больше, чем разбор боев и сражений, приближают нас к пониманию человеческих чувств. Мы вместе с автором сочувствуем юным солдатам, которые прямо на наших глазах становятся взрослыми. Для них война — тяжелая работа, и меньше всего они думают о геройских поступках. Но, честно ее выполнив, вчерашние мальчишки становятся героями.
Действия развертываются в условиях фронтовой обстановки: тут и оружие того времени, и детали солдатского быта. Язык повествований чист и ясен. Особенность рассказов в том, что их завязка — не выдумка писателя, а реальное событие. Поскольку рассказы далеки от очерков и в них много авторского, действующим лицам автор дал имена фамилии солдат своего взвода — в память о фронтовом товариществе.


Содержание:
Шестой — неполный
Куриная слепота
Теплый «язык»
Тимофей Беспраздничный
Гвардии медвежонок
Мешок овсянки
Треугольное письмо
Отпуск на четыре часа
Носов и Назе
Лошади
Серьги для ослика
Иван и фрицы


Иллюстратор: Марк Лисогорский
978-5-7793-1344-5; 2007 г. Озоне Май-шопе
Издательство: Белый город

«Подвиг солдата»
Рассказы.
Автор: Митяев Анатолий Васильевич
Для младшего и среднего школьного возраста.
В книгу вошли рассказы, которые писатель считал энциклопедией военной жизни.

Содержание:
Для любознательного читателя.
Как продолжается сказка
Землянка
Самовар
Треугольное письмо

Ракетные снаряды
Длинное ружьё
Тёплый «язык»
Лошади
Куриная слепота
Пыль
Мешок овсянки
Пехотинцы и танкист
Носов и Назе
Тимофей Беспраздничный
Отпуск на четыре часа
Серьги для ослика
Гвардии медвежонок
Опасный суп
Иван и фрицы
Бескозырка
Кто брал Берли


978-5-488-03121-0; 2012 г. Май-шопе
Художник: Леонова Н., Мазурин Герман Алексеевич
Издательство: Оникс 21 век


978-5-4451-0437-7; 2015 г.
Художник: Мазурин Герман
Издательство: Оникс


978-5-9268-1774-1; 2015г.
Художник: Гальдяев Владимир Леонидович
Издательство: Речь
Содержание:
Треугольное письмо
Серьги для ослика
Длинное ружье
Опасный суп
Отпуск на четыре часа
Кто брал Берлин

«Землянка»
Автор: Митяев Анатолий Васильевич

Для детей дошкольного возраста.
Три рассказа о суровых буднях наших солдат во время Великой Отечественной войны:
Мешок овсянки
Ракетные снаряды
Землянка


Художник: Рытман Ольга
978-5-08-005302-3; 2014 г
Издательство: Детская литература.

Кассиль Лев Абрамович

«Рассказы о войне»
Авторский сборник
Автор: Лев Кассиль
Рассказы, собранные в этой книге, Лев Кассиль написал в годы Великой Отечественной войны. За каждым из них стоит реальная история — о муже­стве и героизме русского народа на фронте и в тылу.
Содержание:
Для любознательного читателя
Федя из подплава
Барабасик
Батарейный заяц
Огнеопасный груз
Рассказ об отсутствующем
Линия связи
Зелёная веточка
У классной доски
Отметки Риммы Лебедевой
Держись, капитан!


978-5-4451-0334-9; 2014 г.

Озоне Май-шопе
Издательство: Оникс-ЛИТ

«Улица младшего сына»
Авторы: Лев Кассиль, Макс Поляновский
Для среднего и старшего школьного возраста.
Открывая книгу, каждый читатель попадает в угрожающее прошлое и узнает истории военных лет. В этой книге вы прочитаете о герое Великой Отечественной войны мальчике-партизане Володе Дубинине, который сражался в партизанском отряде, вместе со взрослыми и героически погиб…
Приближая военные годы к современному читателю, нам хотелось бы, чтобы дети начали понимать, что чувствовали и переживали герои книг, любимых их бабушками и дедушками, мамами и папами, а яркими иллюстрациями мы старались передать атмосферу того грозного времени.


978-5-91982-659-0; 2015 г. Озоне Май-шопе
Издательство: Клевер-Медиа-Групп

aynay.livejournal.com

Читать Землянка (Рассказы) — Митяев Анатолий Васильевич — Страница 1

Анатолий Митяев

ЗЕМЛЯНКА

Землянка<br />(Рассказы) - i_001.jpgЗемлянка<br />(Рассказы) - i_002.jpg

Землянка

Землянка<br />(Рассказы) - i_003.jpg

Всю ночь артиллерийский дивизион мчался по шоссе к фронту. Было морозно. Луна освещала редкие лесочки и поля по краям дороги. Снежная пыль клубилась за автомобилями, оседала на задних бортах, покрывала наростами чехлы пушек. Солдаты, дремавшие в кузове под брезентом, прятали лица в колючие воротники шинелей, прижимались плотнее друг к другу.

В одном автомобиле ехал солдат Митя Корнев. Ему было восемнадцать лет, и он ещё не видел фронта. Это непростое дело: днём быть в тёплой городской казарме далеко от войны, а ночью оказаться на фронте среди морозных снегов.

Ночь выдалась тихая: не стреляли пушки, не взрывались снаряды, не горели ракеты в небе.

Поэтому Митя не думал о сражениях. А думал он о том, как могут люди всю зиму пробыть в полях и лесах, где нет даже плохонькой избушки, чтобы отогреться и переночевать! Это тревожило его. Ему казалось, он непременно замёрзнет.

Наступил рассвет. Дивизион свернул с шоссе, проехал полем и остановился на опушке соснового бора. Автомобили один за другим медленно пробирались между деревьями в глубь бора. Солдаты бежали за ними, подталкивали их, если колёса буксовали. Когда в посветлевшем небе появился немецкий самолёт-разведчик, все машины и пушки стояли под соснами. Сосны укрыли их от вражеского лётчика мохнатыми ветками.

К солдатам пришёл старшина. Он сказал, что дивизион будет стоять тут не меньше недели, поэтому надо строить землянки.

Мите Корневу поручили самое простое дело: очистить площадку от снега. Снег был неглубокий. На лопату Мите попадали шишки, опавшая хвоя, зелёные, будто летом, листики брусники. Когда Митя задевал лопатой землю, лопата скользила по ней, как по камню.

«Как же в такой каменной земле копать яму?» — думал Митя.

Тут пришёл солдат с киркой. Он долбил в земле канавки. Ещё один солдат всаживал в канавки лом и, налегая на него, отковыривал большие заледеневшие куски. Под этими кусками, как мякиш под жёсткой коркой, был рыхлый песок.

Старшина ходил я глядел, всё ли делается правильно.

— Не кидай песок далеко, — сказал он Мите Корневу, — пролетит фашистский разведчик, увидит в белом лесу жёлтые квадраты, вызовет по радио бомбардировщиков… Достанется на орехи!

Когда широкая и длинная яма стала Мите по пояс, в середине прокопали канаву — проход. По обе стороны от прохода получились нары. У краёв ямы поставили столбы, на них прибили бревно. Вместе с другими солдатами Митя пошёл рубить слежки.

Слежки клали одним концом на бревно, другим— на землю, так же, как делают шалаш. Потом их закидали лапником, на лапник положили мёрзлые земляные глыбы, глыбы засыпали песком и для маскировки припорошили снегом.

— Иди за дровами, — сказал старшина Мите Корневу, — наготовь побольше. Чуешь, мороз крепчает! Да руби только ольху и березу — они и сырые хорошо горят…

Землянка<br />(Рассказы) - i_004.jpg

Митя рубил дрова, его товарищи в это время застелили нары мелким мягким лапником, прикатили в землянку железную бочку. В бочке было две дыры одна снизу, чтобы класть дрова, другая сверху, для трубы. Трубу сделали из пустых консервных банок. Чтобы не было видно ночью огня, на трубе укрепили козырёк.

Первый фронтовой день Мити Корнева прошёл очень быстро. Стемнело. Мороз усилился. Снег скрипел под ногами часовых. Сосны стояли будто окаменевшие. В синем стеклянном небе мерцали звёзды.

А в землянке было тепло. Жарко горели ольховые дрова в железной бочке. Только иней на плащ-палатке, которой завесили вход в землянку, напоминал о лютом холоде. Солдаты расстелили шинели, под головы положили вещевые мешки, укрылись шинелями и уснули.

«До чего же хорошо спать в землянке!» — подумал Митя Корнев и тоже уснул.

Но спать солдатам пришлось мало. Дивизиону было приказано немедля отправиться на другой участок фронта: там начались тяжёлые бои. В небе ещё дрожали ночные звёзды, когда автомобили с пушками стали выезжать из леса на дорогу.

Дивизион мчался по шоссе. Клубилась снежная пыль за автомобилями и пушками. В кузовах на ящиках со снарядами сидели солдаты. Они прижимались друг к другу потеснее и прятали в колючие воротники шинелей липа, чтобы не так жгло морозом.

Землянка<br />(Рассказы) - i_005.jpg

Мешок овсянки

Землянка<br />(Рассказы) - i_006.jpg

В ту осень шли долгие холодные дожди. Земля пропиталась водой, дороги раскисли. На просёлках, увязнув по самые оси в грязи, стояли военные грузовики. С подвозом продовольствия стало очень плохо.

В солдатской кухне повар каждый день варил только суп из сухарей: в горячую воду сыпал сухарные крошки и заправлял солью.

В такие-то голодные дни солдат Лукашук нашёл мешок овсянки. Он не искал ничего, просто привалился плечом к стенке траншеи. Глыба сырого песка обвалилась, и все увидели в ямке край зелёного вещевого мешка.

— Ну и находка! — обрадовались солдаты. Будет пир горой… Кашу сварим!

Один побежал с ведром за водой, другие стали искать дрова, а третьи уже приготовили ложки.

Но когда удалось раздуть огонь и он уже бился в дно ведра, в траншею спрыгнул незнакомый солдат. Был он худой и рыжий. Брови над голубыми глазами тоже рыжие. Шинель выношенная, короткая. На ногах обмотки и растоптанные башмаки.

— Эй, братва! крикнул он сиплым, простуженным голосом. — Давай мешок сюда! Не клали — не берите.

Землянка<br />(Рассказы) - i_007.jpg

Он всех просто огорошил своим появлением, и мешок ему отдали сразу.

Да и как было не отдать? По фронтовому закону надо было отдать. Вещевые мешки прятали в траншеях солдаты, когда шли в атаку. Чтобы легче было. Конечно, оставались мешки и без хозяина: или нельзя было вернуться за ними (это если атака удавалась и надо было гнать фашистов), или погибал солдат. Но раз хозяин пришёл, разговор короткий — отдать.

Солдаты молча наблюдали, как рыжий уносил на плече драгоценный мешок. Только Лукашук не выдержал, съязвил:

— Вон он какой тощий! Это ему дополнительный паёк дали. Пусть лопает. Если не разорвётся, может, потолстеет.

Наступили холода. Выпал снег. Земля смёрзлась, стала твёрдой. Подвоз наладился. Повар варил в кухне на колёсах щи с мясом, гороховый суп с ветчиной. О рыжем солдате и его овсянке все забыли.

Готовилось большое наступление.

По скрытым лесным дорогам, по оврагам шли длинные вереницы пехотных батальонов. Тягачи по ночам тащили к передовой пушки, двигались танки.

Готовился к наступлению и солдат Лукашук с товарищами.

Было ещё темно, когда пушки открыли стрельбу. Посветлело в небе загудели самолёты. Они бросали бомбы на фашистские блиндажи, стреляли из пулемётов по вражеским траншеям.

Самолёты улетели. Тогда загромыхали танки. За ними бросились в атаку пехотинцы. Лукашук с товарищами тоже бежал и стрелял из автомата. Он кинул гранату в немецкую траншею, хотел кинуть ещё, но не успел: пуля попала ему в грудь. И он упал.

Лукашук лежал в снегу и не чувствовал, что снег холодный. Прошло какое-то время, и он перестал слышать грохот боя. Потом свет перестал видеть — ему казалось, что наступила тёмная тихая ночь.

Когда Лукашук пришёл в сознание, он увидел санитара.

Санитар перевязал рану, положил Лукашука в лодочку — такие фанерные саночки.

Землянка<br />(Рассказы) - i_008.jpg

online-knigi.com

Читать Тысяча четыреста восемнадцать дней (Рассказы о битвах и героях Великой Отечественной войны) — Митяев Анатолий Васильевич — Страница 1

Анатолий Митяев

ТЫСЯЧА ЧЕТЫРЕСТА ВОСЕМНАДЦАТЬ ДНЕЙ

Рассказы о битвах и героях Великой Отечественной войны

Памяти командиров нашего взвода

гвардии сержанта Юры Родионова

и гвардии лейтенанта Толи Кузнецова

посвящаю

Автор

Тысяча четыреста восемнадцать дней<br />(Рассказы о битвах и героях Великой Отечественной войны) - i_001.jpg Тысяча четыреста восемнадцать дней<br />(Рассказы о битвах и героях Великой Отечественной войны) - i_002.jpg Тысяча четыреста восемнадцать дней<br />(Рассказы о битвах и героях Великой Отечественной войны) - i_003.jpg

От автора

В первые послевоенные годы много и часто говорили о новой книге «Война и мир», которая, подобно роману Льва Николаевича Толстого, охватила бы гигантское историческое событие — Великую Отечественную войну. Вот уж сорок с лишним лет минуло со Дня Победы, а книга все еще создается общим трудом многих писателей и историков. Можно ли вообще написать ее? На сколько десятилетий нужно еще отдалиться от войны, чтобы до конца осознать размеры катастрофы, нависавшей над человечеством, и до конца оценить подвиг советского народа в борьбе с фашизмом?

Великая Отечественная война — это два океана: один океан — горя, другой океан — победной радости. И оба они неразделимые; слезы печали и слезы счастья солоны одинаково. Удастся ли кому рассказать, как наплакали столько слез глаза наши?

Мы победили. Но победа досталась сверхвысокой ценой. Все еще зияет огромная брешь, пробитая вражеским нашествием в нашем народе. Из каждых ста солдат 1921, 1922, 1923 года рождения в живых осталось только трое. Потеряв миллионы преданных, деятельных, чистых помыслами людей, страна много потеряла в последующей жизни. И кто исчислит силы уже истраченные и те, которые нужны еще, чтобы до конца залечить народную рану?

Гигантские сражения Великой Отечественной войны сотрясали шар земной. Как рассказать о битвах, в которых с той и с другой стороны были миллионы солдат, тысячи самолетов, танков, орудий? Как рассказать о фронте, протянувшемся от Черного моря до моря Баренцева — по тундре, по лесам, по степям, по горам, через разрушенные города, через пылающие деревни? Как описать колебания фронта, изгибы, изломы, прорывы, приближение к Москве, движение к Берлину и охват столицы фашистской Германии фронтовым кольцом?

Многое, что происходило на войне, было следствием борьбы ума, воли, интуиции полководцев и стратегов. Возможно ли разобраться в движении мысли тех, кто двигал армии?

А жизнь тыла! Он дал столько оружия, сколько не смогла дать своей армии промышленность Германии вместе с промышленностью захваченных стран Европы. Почему слабые руки советских женщин, стариков и детей оказались такими могучими руками?

Нежны и крепки были нити душевных связей, протянутые из голодных, холодных городов и деревень к блиндажам и землянкам переднего края — от жен, детей, сестер к солдатам. И от солдат к женам, детям, старым родителям. Почему жестокое время было и временем самых высоких человеческих чувств?

Однако и это далеко не все, что мы ждем от такой книги. Наша борьба с фашизмом, наша победа над фашизмом вызвали к жизни новые страны с народной властью. Начали распадаться колониальные империи. После рабства, длившегося столетия, обрели независимость колонии. Все человечество ощутило в себе способность жить лучше. Значит, место действия будущей книги — вся планета.

В Великой Отечественной войне мы отстояли право на свою жизнь, защитили свою землю и этим неоспоримо доказали жизненность своего коммунистического идеала. С Великого Октября, когда Владимир Ильич Ленин и Коммунистическая партия открыли перед человечеством путь к коммунизму, начинается новая «Война и мир».

Заключительные главы книги — о борьбе народов против поджигателей третьей мировой войны. То, что наша Коммунистическая партия и наше правительство возглавляют эту борьбу, а весь Советский Союз обеспечивает ее своим могуществом, — это прямое следствие нашей победы в Великой Отечественной войне. Противник у нас сегодня в конечном счете прежний — империализм. И цель у нас прежняя — мир и счастье народов.

Так можно ли обо всем таком громадном написать книгу? Может ли она все это вместить в себя?

Между тем каждый пишет «Войну и мир» сам для себя — в душе и сердце. Одни начали ее 22 июня 1941 года, другие, родившиеся в мирные годы, только принимаются за первые страницы. Познать и прочувствовать войну — это значит отдать почести тем, кто погиб во имя нас, живущих. Но не только! Что такое история? История — опыт. Следовательно, если знать войну, если прочувствовать ее, можно сделать жизнь лучше, можно избежать многих ошибок и быть в жизни устойчивее.

Материалов о Великой Отечественной войне накоплено множество. Знания о ней можно извлечь из воспоминаний военачальников, из рассказов рядовых участников войны, из романов и повестей, из журналистских очерков, из документального кино. Изданы двенадцатитомная «История второй мировой войны. 1939–1945» и шеститомная «История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941–1945». Правда, подавляющее количество военных книг рассчитано на людей взрослых, а обе «Истории» — на людей, специально подготовленных. И надо с самого начала сказать себе, что чтение о войне, познание войны будет не развлечением, а работой.

Книгу «Тысяча четыреста восемнадцать дней» я писал для подростков, изучающих великую битву с фашизмом. В книге будто бы все есть — и ход военных действий, и рассказы о решающих сражениях, наши знаменитые полководцы и герои, оружие — наше и вражеское, тактика и стратегия сторон… Однако полнота эта кажущаяся. Сведения, почерпнутые из книги «Тысяча четыреста восемнадцать дней», достаточны лишь для начала. Они небольшой плацдарм. Укрепившись на нем, ты, читатель, сам будешь расширять его — из года в год создавать свою «Войну и мир» в своем сердце. Буду рад, если моя помощь пригодится тебе.

А. МИТЯЕВ,

бывший рядовой 9-й гвардейской

Кенигсбергской ордена Александра Невского

тяжелой минометной бригады

Тысяча четыреста восемнадцать дней<br />(Рассказы о битвах и героях Великой Отечественной войны) - i_004.jpg Тысяча четыреста восемнадцать дней<br />(Рассказы о битвах и героях Великой Отечественной войны) - i_005.jpg

ПЕРЕД ВОЙНОЙ И ЗАДОЛГО ДО НЕЕ

ПЛАН «БАРБАРОССА»

Тысяча четыреста восемнадцать дней<br />(Рассказы о битвах и героях Великой Отечественной войны) - i_006.jpg

О страшной опасности фашизма предупреждал мир и своих соотечественников немецкий художник-коммунист Джон Хартфилд. Плакат Д. Хартфилда. Фрагмент.

Тысяча четыреста восемнадцать дней<br />(Рассказы о битвах и героях Великой Отечественной войны) - i_007.jpgитлеровские генералы и сам Гитлер любили придумывать названия военным планам и операциям. План нападения на Польшу, с исполнения которого началась вторая мировая война, назывался «Вейс» — «Белый», на Францию — «Гельб» — «Желтый». «Учением на Везере» («Везерюбунг») нарекли они захват Дании и Норвегии; Везер — немецкая река, и план с таким названием должен был скрыть истинные цели сосредоточения гитлеровских войск. «Маритой» у гитлеровцев называлось вторжение в Грецию; нападение на Югославию было зашифровано числом «25». Значительная группа названий имела символическое значение. Такие названия должны были устрашить противника и вдохновить немецких солдат на подвиги. Неосуществленная операция вторжения в Англию через Ла-Манш именовалась «Зеелеве» — «Морской лев»: тут и молниеносный десантный прыжок, который надлежало совершить с материка на Британские острова, и противоборство невиданного морского льва с британским гербовым львом.

Самое невероятно страшное, непомерно ужасное для противника и самое вдохновляющее для своей армии название было придумано плану войны против СССР — «Барбаросса».

Фридрих I Барбаросса, средневековый германский император, вел кровопролитные войны с соседними государствами. Захватив, к примеру, Милан в Италии, Барбаросса изгнал жителей и приказал разрушить город до основания, а затем провести плугом борозду через город — в знак того, что Милана больше не существует.

online-knigi.com

МИТЯЕВ А. «Землянка» 1986 — Valerij SURKOV — LiveJournal

Анатолий Васильевич МИТЯЕВ «Землянка»
Родился 12 мая 1924 года в селе Ястребки Рязанской губернии, умер 23 апреля 2008 года в Москве. Российский писатель, сценарист. Ветеран Великой Отечественной войны. Ответственный секретарь детской газеты «Пионерская правда» (1950 – 1960), главный редактор детского журнала «Мурзилка» (1960 – 1972), главный редактор студии «Союзмультфильм».
ВикипедиЯ , ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА , Электронная Библиотека , Аниматор.ru ,

Художник-иллюстратор Наум Иосифович ЦЕЙТЛИН
Родился 23 сентября 1909 года, умер в 1997 году. График, иллюстратор советских детских книг. Работал также как живописец. В 1936–1940 учился на курсах при Московском художественном институте. Годы Великой Отечественной войны провёл на Северном флоте, выпуская плакаты и листовки. Участник Всесоюзных художественных выставок 1931 и 1950 гг. Лучше всего художнику удавались книги для малышей: «Сказки» братьев Гримм, «Что Бывало» Б. Житкова, «А что у вас?» С.Михалкова и «Конь-огонь» В. Маяковского. С 1925-го работал как художник-оформитель в кинотеатре Геническа. С 1930-го в «Крымской газете» появились первые карикатуры Н.Цейтлина. С 1930-х работал художником иллюстратором в журналах «Пионер», «Рост», «Смена», сотрудничал в издательствах «Молодая гвардия», «Детгиз».
Галерея Леонида Шишкина , Мурзилка , Совком , «Шесть Иванов — шесть капитанов» ,




















valsur.livejournal.com

Письмо с фронта. Рассказы о Великой Отечественной Войне — запись пользователя Tina (id1126035) в сообществе Детские книги в категории Книги о войне

Под КАТОМ много фото

Издательство: Белый город

Серия: Моя первая книга

ISBN: 978-5-3590-1001-6

Страниц: 144 (Офсет)

ЛАБИРИНТ

Анатолий Митяев - прошел через всю войну.

В своей книге он описывает реальные события из своей армейской жизни. И действующим лицам Анатолий Митяев дал имена и фамилии солдат из своего взвода.

«Письмо с фронта» - сборник рассказов о войне. «Шестой-неполный», «Куриная слепота», «Мешок овсянки», «Треугольное письмо» и другие рассказы, вошедшие в книгу рассказывают о трудностях пути солдата-фронтовика к Победе, о том как юные солдаты становились взрослыми, а вчерашние мальчишки - героями.

Сам Анатолий Митяев встретил войну подростком - в возрасте 16 лет.

В книге есть вступительное слово автора - обращение к детям и небольшой рассказ о себе.

Чем примечательным для нашей семьи началась война? Мы жили в подмосковном поселке, ещё очень и очень далёком от фронта. Но получили повестку военкомата - отдать для нужд красной Армии овчарку Джека. Джек был озорной и драчливый. До места сбора в городе Пушкино я решил добираться пешком: не известно было, как бы вел себя Джек в вагоне электрички. Мы немного запоздали. К забору, окружавшему военкомат, было привязано много собак. Не вцепится ли в какую Джек? Но он был тих. И удивительно: собаки, оставленные хозяевами, не лаяли, не скулили. Чувствовали грозную перемену на земле.

В книге двенадцать небольших рассказов.

Практически все они имеют счастливый конец (кроме первого рассказа «Шестой - неполный»).

Книгу лучше читать последовательно, так как в ней заложена хронология - от начала войны до Победы.

Особенно хочется отметить последний рассказ - «Иван и фрицы».

Читала рассказ, а у самой слезы на глаза наворачивались...

Русский солдат - Митя Корнеев - при взятии Берлина в одном из заброшенных домов находит немецких детишек.

Излазив чердак и убедившись, что дом покинут всеми. Митя Корнеев спустился вниз. И вдруг ему почудились, какие то другие звуки - совсем необычные для этих дней. Они шли, приглушенные и неясные, из-под груды вещей сваленных в подъезде. Митя прислушался, звуки повторились. Были они слабые и такие жалобные, что сердце у него дрогнуло в предчувствии чего-то необычного и важного. Закинув автомат за спину, он отбросил верхние узлы и увидел пещерку среди вещей. В ней прижавшись друг к другу, лежали трое ребятишек - два совсем маленьких года по четыре, третий лет семи.

Анатолий Митяев рассказывает простым и понятным языком, без сложных слов. Осознано читать книгу думаю можно лет с 6-7.

Книга помимо иллюстраций к рассказам содержит большое количество репродукций картин художников на тему Великой Отечественной войны.

А в начале каждого рассказа на репродукции нарисованы ордена и медали.


ЛАБИРИНТ

www.babyblog.ru

Урок по внеклассному чтению «Рассказы о Великой Отечественной войне. А. Митяев»

Урок по внеклассному чтению

по теме: «Рассказы о Великой Отечественной войне. А Митяев»

Список рекомендуемой литературы:

Рассказы о пионерах – героях

Стихи А. Твардовского, С. Орлова, А. Сурикова, Г. Поженяна, М. Исаковского, М. Светлова, О. Берггольц, А. Ахматовой, В. Тушновой.

А. Митяев «Рассказы о Великой отечественной войне»

С. Алексеев «Рассказы из истории Великой Отечественной войны», «Сто рассказов о войне».

Материал для учителя

В 1941 году Анатолий Митяев окончил 10 классов, не успел сдать выпускные экзамены и ушёл на фронт. Вначале он попал в истребительный отряд, а затем был переведён в дивизион «катюш» рядовым. Под Старой Руссой был ранен. Получил медаль «За отвагу». В конце войны был в миномётном училище.

После войны стал писателем. 12 лет был главным редактором журнала «Мурзилка», 10 лет работал секретарём в газете «Пионерская правда».

Писал для детей рассказы о войне, сказки, пересказал былины. Книги Митяева воспитывают мужество и патриотизм.

Треугольное письмо

Вопросы по содержанию

— Кто главный герой этого рассказа (Борис Михайлов)

— Какое письмо он написал маме?

— Что делали в этот день солдаты?

— Почему сон солдат в эту ночь был коротким?

— Как добирались бойцы до линии фронта?

— Почему Борис считает, что миномётчики ехала без проишествий?

— Как добрались бойцы до линии фронта?

— Когда миномётчики начали обстрел фашистов?

-Какой приказ от командира услышал Борис?

-Кого он увидел на вершине бугра?

— Как помог раненому Борис?

— Каким было солнце в этот день?

— Как солнце захватило солдат?

— Какой приём использовал писатель, создавая образ солнца? (Олицетворение)

— Было ли солдату страшно? Почему?

— Отправил ли Борис письмо? Когда?

— Почему он не стал переписывать своё письмо?

— Есть ли в вашей семье участники Великой Отечественной войны?

— Храните ли вы их письма и награды?

«Землянка»

Вопросы по содержанию

Знакомство с непонятными словами.

Дивизион – подразделение в артиллерийских войсках.

Шинель – форменное пальто военных.

Казарма – здание, в котором размещена воинская часть.

Нары – приспособление из досок для сна.

Артиллерия – крупные огнестрельные орудия, род войск, действующий артиллеристскими орудиями.

— О чём этот рассказ?

— Что мы узнали о Мите Корневе?

— Что мы узнали о жизни бойцов? Как они устраивали себе ночлег?

— Чем они копали мёрзлую землю?

— Почему нельзя далеко выкидывать песок из ямы?

— Чем накрыли землянку сверху? Зачем?

— Как и из чего сделали печку?

— Чем можно топить печку?

— Как утепляли нары?

— Из чего была сделана дверь в землянку?

— Как солдаты постелили себе постели?

— Долго ли спали в эту ночь солдаты?

— Что нового вы узнали из этого рассказа?

«Куриная слепота»

Вопросы по содержанию

— Этот рассказ является продолжением рассказа про Митю Корнева. Что мы узнали о нём из рассказа «Землянка»?

— Как ефрейтор Савкин взял в плен немца?

— Почему в штаб повёл пленного Митя Корнев?

— Что случилось по дороге?

— Как проявляется «куриная слепота»?

— Что происходило с солдатами, которые заболели «куриной слепотой»?

— Как Мите удалось довести пленного до штаба?

— Как лечили на войне «куриную слепоту»?

«Опасный суп»

Вопросы по содержанию

— Почему рассказ назван «Опасный суп»?

— Как звали повара и как он им стал?

— Найдите в тексте и прочитайте как работал в этой должности Никита?

— Как выглядела полевая кухня?

— Какое объявление появилось однажды на дереве рядом с полевой кухней?

— Как относился Никита к шуткам товарищей?

— Что боялись солдаты по мнению Голова?

— Какое главное правило вспомнил Никита голов, когда увидел фашистов?

— Что придумал находчивый повар?

— Что сделали немцы, когда к ним подъехала полевая кухня?

— Видел ли повар окончание боя? Что происходило на шоссе?

— Что сказал командир дивизиона Никите?

— Что ели на обед в этот день солдаты?

— Почему писарь не знал как писать наградной лист?

Беседа с детьми о Великой Отечественной войне

— Что вы знаете о Великой Отечественной войне?

— Почему она называется Великая? (Потому что, весь народ поднялся на защиту своей страны от немецко – фашистских захватчиков)

— Почему она называется Отечественная? (Потому, что защищали своё отечество, Родину)

22 июня 1941 года фашисты неожиданно напали на нашу страну. Войн длилась 1 418 ней – 4 года. Не было ни одной семьи не пострадавшей от тягот войны. В этой войне погибло 20 мил.человек, было разрушено 1 710 городов и посёлков, уничтожено 70 000сёл и деревень, взорвано и выведено из строя 31 850 заводов и фабрик, 651 000км железнодорожных путей.

На западной границы нашей страны стояла Брестская крепость, за первые месяцы войны фашисты продвинулись глубоко внутрь страны но захватить Брестскую крепость им не удалось. Оставшись глубоко в тылу врага, защитники крепости бились до последнего патрона. Всего несколько человек, оставшихся в живых, раненые попали в плен.

В первые дни войны, в тылу врага начали действовать партизаны. К концу 1941 года операции против фашистов вели 3 500 партизанских отрядов.

Говорят, что когда грохочут пушки музы молчат. Но от первого дня войны и до последнего не умолкал голос поэтов. Поэзия сделала немало, чтобы в грозные, страшные годы пробудить у людей чувство ответственности за свою страну, чувство сопричастности к судьбе Родины. Послушайте стихи, которые были написаны в годы войны.

Клятва

И та, что сегодня прощается с милым,-

Пусть боль она в силу переплавит

Мы детям клянёмся, клянёмся могилам.

Что нас покориться никто не заставит!

(А.Ахматова. Ленинград. Июль 1941 года)

В 1941 году немцы бросили под город Ленинград большие силы, вышли на ближние подступы к городу и отрезали его от всей страны. Ленинград оказался в блокаде. В городе не хватало продовольствия, воду брали из реки. Норма хлеба зимой 1041 года была 250 г в день для работающих и 125 г для населения. Продукты в город доставляли по льду Ладожского озера. Дорога эта называлась «дорогой жизни». Блокада была прорвана 18 января 1943 года, но окончательно снята только 27 января 1944. Блокада Ленинграда длилась 900 дней!

Анна Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде до тех пор, пока тяжёлая болезнь не приковала её к постели. Её эвакуировали в Ташкент. Нои и в этом далёком от фронта южном городе она писала стихи, зовущие к мужеству и стойкости. Одно из них «Мужество».

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь.

Великое русское слово

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим. И от плена спасём

Навеки!

Но не только о долге писали поэты. В окопах и землянках согревали человеческие души мысли о доме, о жёнах, матерях, любимых.

Бьётся в тесной печурке огонь.

На поленьях смола, как слеза,

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышал ты,

Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко – далеко.

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко.

А до смерти – четыре шага.

Пой гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви.

Это стихотворение Александра Сурикова стало очень известной песней. Позже Суриков вспоминал: «Возникло стихотворение – случайно. Оно не собиралось быть песней. Это было письмо жене, написано в конце ноября 1941 года, после тяжёлого фронтового дня под Истрой, когда приходилось пробиваться из окружения…»

Для маскировки Москвы от бомбардировщиков в годы войны были использованы маскировочные сетки, которыми укрывали купола церквей, Кремль, исторические памятники. Сверху из самолёта казалось, что внизу расстилаются зелёные поля. На улицах города

Сооружали ложные мишени, в воздухе над Москвой висели аэростаты, которые мешали вражеским самолётам бомбить город.

В декабре 1941 года фашисты пошли к Москве. Накопив резервы наши войска перешли а наступление 6 декабря 1941 года. В ходе этого наступления немцы были отброшены на 300км от Москвы.

Москва! Ты в солдатской шинели

Прошла. Не склонив головы!

И сколько б песен не пели,

Их мало для нашей Москвы.

(М. Светлов.1945)

Это было в мае, на рассвете.

Настал у стен рейхстага бой.

Девочку немецкую заметил

Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,

В голубых глазах застыл испуг.

И куски свистящего металла

Смерть и муки сеяли вокруг.

Тут он вспомнил, как прощаясь летом

Он свою дочурку целовал.

Может быть отец девчонки этой

Дочь его родную расстрелял.

Но тогда, в Берлине, под обстрелом

Полз боец, и телом заслоняя

Девочку в коротком платье белом

Осторожно вынес из огня.

И, погладив ласковой ладонью,

Он ее на землю опустил.

Говорят, что утром маршал Конев

Сталину об этом доложил.

Скольким детям возвратили детство,

Подарили радость и весну

Рядовые Армии Советской

Люди, победившие войну!

И в Берлине, в праздничную дату,

Был воздвигнут, чтоб стоять века,

Памятник Советскому солдату

С девочкой, спасенной на руках.

Он стоит, как символ нашей славы,

Как маяк, светящийся во мгле.

Это он, солдат моей державы,

Охраняет мир на всей земле. 

Георгий Рублев

Когда пройдешь путем колонн

В жару, и в дождь, и в снег

Тогда поймешь,

Как сладок сон,

Как радостен ночлег.

Когда путем войны пройдешь,

Еще поймешь порой,

Как хлеб хорош

И как хорош

Глоток воды сырой.

Когда пройдешь таким путем

Не день, не два, солдат,

Еще поймешь,

Как дорог дом,

Как отчий угол свят

Когда — науку всех наук –

В бою постигнешь бой,-

Еще поймешь,

Как дорог друг,

Как дорог каждый свой –

И про отвагу, долг и честь

Не будешь зря твердить.

Они в тебе, Какой ты есть,

Каким лишь можешь быть.

Таким, с которым, коль дружить

И дружбы не терять,

Как говорится,

Можно жить

И можно умирать.

(А. Твардовский 1943)

Где трава от росы и от крови сырая,

Где зрачки пулеметов свирепо глядят,

В полный рост, над окопом переднего края,

Поднялся победитель-солдат.

Сердце билось о ребра прерывисто, часто.

Тишина… Тишина… Не во сне — наяву.

И сказал пехотинец: — Отмаялись! Баста!

И приметил подснежник во рву.

И в душе, тосковавшей по свету и ласке,

Ожил радости прежней певучий поток.

И нагнулся солдат и к простреленной каске

Осторожно приладил цветок.

Снова ожили в памяти были живые

— Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.

За четыре немыслимых года впервые,

Как ребенок, заплакал солдат

.

Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,

Сапогом попирая колючий плетень.

За плечами пылала заря молодая,

Предвещая солнечный день.

1945 Алексей Суриков

В этот день гремели марши, марши –

Громогласны, бравурны, легки.

Из Берлина воротились наши

Славой осенённые полки.

Но не вспомнить всех гремевших песен,

Маршей всех в тот день победный наш.

В этом дне один, далёкий есть он,

Навсегда запавший в душу марш.

Смолкли трубы сводного оркестра

Громом перекатным по стране.

И возник, не медный, не железный,

Стук сапог солдатских в тишине.

Он катился по земному шару,

По лесам, по пашням, по траве…

Шли солдаты шагом, шагом, шагом,

Шли по Красной площади в Москве.

Шли без труб, без музыки, без грома,

Как четыре года по войне.

Шли привычно, тяжело, знакомо,

По родной советской стороне.

Как в походе, как это бывает,

Лишь врывался в шаг нежданно вдруг,

На мгновенье ритм перебивая,

Дерева сухой трескучий стук.

Словно кто-то сваливал поленья

В кучу, с ходу, прямо через борт.

Это к Мавзолею на ступени

Падали штандарты вражьих орд..

(С. Орлов «Солдатский марш»)

День Победы мы празднуем каждый год 9 мая. Всё меньше снами людей, прошедших Великую Отечественную войну. Но мы помним их. Мы благодарны им за нашу свободу, за их великий подвиг. Давайте почтим минутой молчания память погибших в годы Великой Отечественной войны.

infourok.ru

Рассказы Анатолия Митяева о войне — митяев о войне викторина — запись пользователя Папа (id829144) в сообществе Детские книги в категории Книги о войне

Владимир Высоцкий "Братские могилы"

На братских могилах не ставят крестов
И вдовы на них на рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов
И вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче - гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы
Все судьбы в единую слиты.

А в вечном огне виден вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий Рейхстаг,
Горящее сердце солдата.

На братских могилах нет плачущих вдов,
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?

Эти две книги я отобрал, чтобы почитать дочке перед сном. Скоро 70-летие Победы над фашизмом, так что самое время поговорить на эту тему.
Люблю рассказы Анатолия Митяева за их простоту, искренность, правдивость. За то, что война в его рассказах - это стихийное бедствие, неизбежное в данный момент, но не всепоглощающее. Даже на войне у солдата есть много дел, которые мало связаны с войной, но от которых зачастую и зависит Победа: надо есть, пить, спать, стираться, убираться, дружить, влюбляться, писать письма, строить жильё. Есть в его рассказах место и атакам, и подвигам, но показано это без пафоса, без шапкозакидательства, но и без самоуничижения. Каждый его рассказ - это шаг, один из миллионов шагов к Победе.
"Подвиг солдата" и "Землянка" - две совершенно по-разному изданные книги. И тем не менее они похожи: обе сделаны с любовью.
Книга "Подвиг солдата" очень продумана в мелочах, которые хорошо показывают, с каким трепетом подошли к её изданию. Это и замечательные форзацы, и орден Красной звезды с надписью "70-летию Великой Победы посвящается" на титульном листе, и медаль "За взятие Берлина" на странице содержания... В книге чудесное предисловие автора и великолепные рисунки Владимира Гальдяева. В издание вошли рассказы "Треугольное письмо", "Серьги для ослика", "Длинное ружьё", "Опасный суп", "Отпуск на четыре часа", "Кто брал Берлин".
Сборник "Землянка" издан проще, но всё равно это очень светлая и добрая книжка, с красивыми форзацами. В неё вошли рассказы "Мешок овсянки", "Ракетные снаряды" и "Землянка". Рисунки в книге Ольги Рытман.
Я одинаково рад этим книгам, рекомендую обе.

красивые рассказы про любовь

www.babyblog.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о