Разделы науки о языке таблица – Разделы науки о языке и изучаемые в них понятия

А 29 Разделы науки о языке и изучаемые в них понятия — МегаЛекции

ПОМНИ:чтобы выполнить задание подобного типа, следует изучить не только определения разделов, но и знать определения изучаемых в них понятий, т.е. владеть теорией русского языка.

Разделы Определение раздела Изучаемые понятия
Фонетика Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи Звуки, чередование звуков, сильная и слабая позиция звуков, ударение, интонация, слог, слогораздел
Орфография Раздел науки о языке, в котором изучается правописание слов и их значимых частей Орфограмма. Орфографическое правило. Орфограммы в корне, приставках, суффиксах, окончаниях. Слитное, раздельное, дефисное написание слов. Употребление прописной и строчной буквы
Лексика и фразеология Раздел науки о языке, в котором изучается лексическое значение слов, фразеологических оборотов и их употребление в речи Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы, синонимы, антонимы. Исконно русские и заимствованные слова. Устаревшие слова и неологизмы. Диалектизмы. Профессионализмы. Фразеологизмы
Словообразование Раздел науки о языке, в котором изучается состав слова и способы его образования   Состав слова. Морфема. Основа слова. Корень, суффикс, приставка, окончание. Словообразовательные формообразовательные морфемы. Однокоренные слова. Способы образования слов
Морфология Раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы   Части речи (самостоятельные, служебные). Существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, глагольные формы (причастие, деепричастие), наречие, предлог, союз, частица, междометие, звукоподражания. Морфологические признаки частей речи
Синтаксис Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение, их строение, значение, роль в речи   Словосочетание. Согласование, управление, примыкание. Предложение. Подлежащее и сказуемое. Сказуемые: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Определение, дополнение, обстоятельство. Простое предложение. Однородные члены предложения. Обобщающие слова. Обособленные члены предложения. Обращение. Вводные слова. Сложные предложения: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные. Виды придаточных предложений: определительное, изъяснительное, обстоятельственное.
Пунктуация   Раздел науки о языке, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания Знаки препинания, их функции (завершающие, выделяющие, отделяющие). Одиночные и парные знаки    
Стилистика Раздел науки о языке, изучающий функциональные стили речи, их языковые особенности Стили речи: разговорный и книжные: художественный, научный, публицистический официально-деловой. Языковые особенности стилей речи. Жанры, характерные для определённого стиля
Культура речи Раздел языкознания, в котором изучаются нормы литературного языка в его устной и письменной формах.   Нормы литературного языка: произносительная, орфографическая, морфологическая, словообразовательная, синтаксическая, пунктуационная, речевая

 



Работа с текстом

Задания А30, А31, А32, В1, В2, В3, В4 в сборниках ЦТ предлагается выполнить на основе текста.

Изучив предлагаемые в данном пособии теоретические сведения (А31, А32, В1, В2, В3, В4), потренируйтесь выполнять вышеуказанные задания, используя тексты из сборников ЦТ (Централизованное тестирование. Русский язык. Сборник тестов, 2004 – 2008 гг.).

Основные признаки текста
Тематическое единство Последова-тельность Связность Развёр-нутость Завершённость
Все предложения раскрывают тему и основную мысль Последовательное развитие мысли в тексте Мысли предаются последовательно, дополняя и раскрывая содержание предыдущих предложений Наличие подтем и микротем Завершённый текст – это текст, где Тема раскрыта полно с т.з.автора  

Например:

Любой конфликт имеет в основе своей противоречие, столкновение позиций, за которым стоит различие интересов, ценностных или нормативных представлений сторон. Чем более значимые для человека ценности затрагивает конфликт, тем менее вероятны уступки и компромиссы. Чем более эмоционально вовлечены участники конфликта в определенную ситуацию, тем острее конфликт.

У каждого человека формируется свое видение собственного «Я» , то есть того, каким индивид видит себя и на основании чего он строит свои взаимоотношения с другими людьми , как сам к себе относится.

В человеческом сознании заложены психологические механизмы защиты своего реального «Я», необходимые для поддержания психологического равновесия личности. Однако эти же механизмы существенно затрудняют восприятие критических оценок, которые нарушают единство созданного внутреннего образа.

Неадекватное представление о себе всегда создает многие психологические барьеры в общении (игнорирование информации, чужого мнения) и конфликтность поведения. Условием формирования адекватного представления о себе должны быть восприятие и анализ своего поведения с точки зрения других людей путем получения и изучения обратной связи.

Избежать конфликтов невозможно, но есть способ избавиться от их разрушительного влияния: научиться выбирать эффективные стратегии решения конфликтных ситуаций.

А30. Какое утверждение не соответствует содержанию текста:

1. Можно полностью избежать всех конфликтных ситуаций.

2. Неадекватное представление о себе создает конфликтные ситуации в общении.

3. Условием формирования адекватного представления личности о себе являются восприятие и анализ своего поведения с точки зрения других людей.

4. Любой конфликт имеем в основе своей противоречие, столкновение различных личностных позиций.

5. Необходимо научиться находить эффективные стратегии решения конфликтных ситуаций.

А 31 Стили, жанры, типы речи

Жанры, изучаемые в школе

Загадка Заявление Автобиография
Сказка Характеристика Отзыв
Басня Поздравление Аннотация
Рассказ Конспект Доклад
Учебное сообщение Путевые записки Реферат
Стиль речи Жанры речи
Разговорный Личный дневник, записка, частное письмо
К Н И Ж Н Ы Е 1.Научный Диссертация, монография, учебник, научная статья, реферат, тезисы, доклад, научное выступление, рецензия, аннотация и т.д.
2.Официально-деловой Международный договор, государственный акт, закон, устав, постановление, инструкция, приказ, доверенность, объявление, заявление, докладная, накладная, автобиография, характеристика, протокол, справка, служебное письмо и т.д.
3.Публицистический Заметка, статья, очерк, репортаж, фельетон, памфлет, интервью, путевые зарисовки, выступление по телевидению и радио, ораторская речь, судебная речь и т.д.
4.Художественный Басни, сказки, рассказы, повести, романы, стихотворения, поэмы, баллады и т.д.

I.

Вторичные тексты:

1) конспект; 2) реферат; 3) аннотация; 4) отзыв

 

II. Типы речи:

1) повествование; 2) описание; 3) рассуждение

III.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

megalektsii.ru

Разделы науки о языке — схема, таблица — Схемо.РФ

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Комментарии
  • Люди
  • Добавить свою схему
  • Заказать работу

xn--e1aogju.xn--p1ai

Раздел науки о языке. 5-й класс

Цели урока:

  1. повторить разделы науки о языке;
  2. способствовать формированию навыков учащихся по выполнению упражнений, требующих простой репродукции знаний по лексике, фонетике, словообразованию, морфемике, синтаксису;
  3. способствовать развитию творческих и поисковых способностей, общей эрудиции, речи учащихся;
  4. воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью;
  5. способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки для глаз, релаксацию.

Ход урока

I. Оргмомент: запись даты, темы урока.

— Здравствуйте, ребята. Я рада вас сегодня видеть. Тихо садитесь. Запишите в тетрадях: «Двенадцатое мая. Классная работа. Тема сегодняшнего урока: «Разделы науки о языке». Запишите тему.

II. Лингвистическая задача.

— Посмотрите, пожалуйста, на экран. Антон и Коля поспорили. Антон утверждает, что в предложении «Здорово то, что здорово» слова здОрово и здорОво обозначают одно и то же, а Коля ему противоречит, считает, что эти слова имеют разные значения и являются омографами. Кто же разрешит их спор? Ребята, а как вы считаете?

— Давайте сейчас каждый из вас останется при своём мнении. К этому вопросу мы вернёмся после работы со статьями из толкового словаря.

III. Повторение.

1. Работа со словарными статьями из «Толкового словаря» С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

— Что изучает лексика? (Лексика изучает словарный состав языка).

— Что такое лексическое значение слова? (Это то, что слово обозначает).

— Правильно, ребята. Лексические значения слов разъясняются в толковых словарях. Сейчас мы поработаем со словарными статьями и узнаем лексическое значение следующих слов: здоровый, здорово.

(У каждого ученика на столе – словарные статьи из «Толкового словаря» С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой).

ЗДОРОВО, нареч. (прост.).

  1. Очень сильно устал. Здорово устал.
  2. Очень хорошо, отлично. Здорово погуляли.

ЗДОРОВО (прост). Приветствие, то же, что здравствуй.

ЗДОРОВЫЙ1, -ая, -ое, -ов.

  1. Обладающий здоровьем, не больной. Здоровый ребёнок. В здоровом теле здоровый дух. Долго болел, а теперь здоров.
  2. полн.ф. Выражающий, обнаруживающий здоровье. Здоровый вид. Здоровый румянец.
  3. Полезный для здоровья. Здоровая пища.
  4. перен., полн.ф. Полезный, правильный. Здоровая идея. Здоровая критика. Здоровый быт.

ЗДОРОВЫЙ2, -ая, -ое, -ов, -ова (прост.).

  1. Сильный, крепкого сложения. Здоровый парень.
  2. полн.ф. Большой, сильный, громкий, крепкий (о предметах, явлениях). Здоровая палка.

— Ребята, прочитайте первую словарную статью. Что вы можете сказать о слове здорово? (Это многозначное слово, оно имеет два лексических значения. Это наречие, слово просторечное).

— Ребята, прочитайте вторую словарную статью. Что вы можете сказать о слове здорово?

— Ребята, прочитайте следующую словарную статью. Что мы можем сказать о слове здоровый? ( Это многозначное слово, имеет несколько лексических значений, это слово имеет прямое и переносное значение.)

— Ребята, прочитайте следующую словарную статью. Что вы можете сказать о слове здоровый?

— Ребята, скажите, почему слово здоровый помещается в двух разных словарных статьях с цифровыми показателями вверху справа? (Потому что это слова омонимы, слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению).

2. Решение лингвистической задачи.

3. Работа со словосочетанием «Здоровый человек».

— Запишите словосочетание здоровый человек. Назовите лексическое и грамматическое значение слова здоровый. (Лекс. значение – обладающий здоровьем, грамматическое значение прилаг., м.р., И.п, ед.ч.).

— А что значит быть «здоровым»?

— Вы сказали, что здоровый человек не болеет, он сильный, ловкий, выносливый, добрый, ему любая работа по плечу. Значит, человек здоров, когда он … (спортивный, закаленный, сильный). (Запись выделенных слов).

— Верно, человек бодрый, закаленный, спортивный – здоров, т.е. физически развит. Но это еще не все.

— Ребята, а как вы думаете можно ли назвать здоровым человека грустного, печального?

А каким вы себе представляете здорового человека? (Жизнерадостным).

Жизнерадостный – это какой человек? (Это человек, не знающий уныния, радостный, бодрый. У такого человека всё в жизни получается).

— Какой же вывод можно сделать? Здоровый человек – это еще и человек? (жизнерадостный).

— Разберите слово жизнерадостный по составу.

— Как же одним словом мы называем приставку, корень, суффикс, окончание? (Морфемы).

— В каком разделе науки о языке изучаются морфемы как части слова? (Морфемы как части слова изучаются в особом разделе науки о языке – морфемике).

Физминутка для глаз

4. Выразительное чтение рассказа Ю.Ермолаева «Силач» подготовленными учащимися.

Актуализация восприятия

— Ребята, сейчас Саша прочитает для вас рассказ. Слушайте внимательно и после чтения приготовьтесь ответить на вопрос: почему Павлик не считал Вовку силачом?

(Чтение рассказа)

— Почему же Павлик не считал Вовку силачом?

— Каким вы представляете себе Вовку Анфилова?

— Как вы думаете, хорошо ли мальчику живётся среди людей? А людям с ним?

— Ребята, можно ли назвать злого человека здоровым? (Нет. Злой человек – нездоров, потому что он огорчает не только окружающих людей, но и своих близких: родителей, братьев, сестер).

— Так какие же люди могут считаться здоровыми? (Общительные, добрые, дружелюбные).

— Да, только активные, общительные, добрые и дружелюбные люди могут считаться здоровыми. Здоровье тела определяется здоровьем души. Здоровый человек – это человек, который не вредит другим.

5. Составление словообразовательного гнезда или «семьи».

— Прочитайте слова: здороветь, здоровенький, здоровый, нездоровый, здоровье.

— Как можно назвать эти слова? (Однокоренные, родственные).

— Как вы думаете, от какого исходного слова образовались эти однокоренные слова? (Здоровый).

— Какой раздел науки о языке изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования? (Словообразование).

— Составим словообразовательно гнездо из данных слов.

Здоровый   здоров-е-ть
здоров-еньк-ий
не-здоровый
здоровье IJ-эI

6. Фонетические упражнения.

— Обратите внимание на слово здоровье, каким способом образовано данное слово?

— Какая же наука о языке помогла нам справиться с заданием? (Фонетика)

— Что же изучает фонетика? (Звуки речи).

— Посмотрите на следующий слайд. Прочитайте высказывание:

Здоровье — это единственная драгоценность.

(Мишель Монтень)

— Назовите слово(а), в котором(ых) все согласные твёрдые? (Это)

— Назовите слова, в которых совпадает количество букв и звуков? (Здоровье, это).

— Как вы понимаете смысл данного высказывания?

7. Работа со словом здоровье.

— Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд. Прочитайте словарную статью (из словаря Ожегова).

ЗДОРОВЬЕ, -я, ср.

  1. Правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. Состояние здоровья. Беречь здоровье.
  2. То или иное состояние организма. Крепкое, слабое здоровье. Как здоровье?

— Что вы можете сказать о слове здоровье?

(Из словаря Даля)

ЗДОРОВЬЕ или црк. здравие ср. – состоянье животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни.

— Ребята, прочитав словарные статьи, узнав о значении слова «здоровый», давайте сами дадим определение здоровья. Однако ещё раз давайте вспомним, какого человека мы можем назвать здоровым.

Итак, здоровье — это состояние человека, который не только физически развит, но и не знает уныния, жизнерадостный, душевный. (Запись)

Резерв.

Этимологическая пятиминутка.

— Ребята, посмотрите на экран. (Учитель объясняет происхождение слов здоровый, здравствуй.)

Здоровый «обладающий здоровьем». Праслав. * sъdorvъ «здоров», давшее современное слово здоров, образовано из приставки * съ, равной по значению «хороший», и основы dorvъ «дерево», «твёрдое дерево», «дуб». Прил. здоров, здоровый первоначально, полагают, имело смысл «из хорошего (крепкого) дерева», «крепкий, как дуб» > «крепкий, сильный» > «невредимый».

Здравствуй(те) «приветствие при встрече». В русских словарях отмечается с начала 18 века. Возникло в результате того, что форма повелительного наклонения ед. или мн.ч. глагола здравствовати «быть здоровым» стала самостоятельным словом, выражающим пожелание «будь здоров».

IV. Релаксация.

— Примите позу покоя. Когда зазвучит музыка, начнётся игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему. Будете все слышать, но вы не будете открывать глаза, пока я вам не разрешу. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза, встать!» Внимание! Сейчас вы закроете глаза, вслушаетесь в звучание музыки и попадете в «Волшебный сон».

V. Итог урока.

— Итак, ребята, какие разделы науки о языке мы вспомнили?

— Ребята, спасибо вам большое за вашу активную работу на уроке. Активными сегодня были……

Показали свои хорошие знания и эрудицию……

Урок второй.
(продолжение темы)

Презентация.

urok.1sept.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о