Разговаривать с учителем как – Я работаю учителем в обычной школе и готова рассказать, что происходит за закрытыми дверями моего класса

Содержание

Как общаться с учителем ребенка решать школьные проблемы и избегать конфликтов

Разговор с учителем часто вызывает массу эмоций, которые усугубляют школьные проблемы. Выбрав эффективный подход к общению, родитель сможет избежать конфликтов и облегчит жизнь и себе, и ребенку, и педагогам.

Разговаривайте с учителем уважительно и на равных

Переступив порог школы, многие родители вновь ощущают себя в роли учеников, испытывают страх перед «взрослыми» учителями и директором. Боятся осуждения, стремятся доказать, что они хорошие. Позволяют себя отчитывать, говорят неуверенно. Со всем соглашаются, лишь бы в школе «на  детях не отыгрались». Или впадают в подростковый негативизм и бессмысленное бунтарство.

Другая родительская крайность — относиться к учителям как к обслуживающему персоналу, ощущать себя клиентом, который «всегда прав».

Для конструктивного решения проблем важно постоянно удерживать позицию взрослого, сохранять деловой, уважительный тон. Не чувствовать себя обязанным доказывать, что вы хорошая мать или достойный отец.

Выберите подходящее время

Если есть потребность в разговоре с педагогом, назначьте встречу заранее. Не поднимайте частный вопрос на родительском собрании, не врывайтесь внезапно на перемене или перед началом урока, не звоните по телефону в урочные часы или поздно вечером. Удобное время и способ связи лучше обговорить при знакомстве с педагогом. Демонстрируя уважение к личному времени учителя, вы закладываете первый кирпичик взаимопонимания.

Кстати, если педагог позвонил вам сам, предложите перезвонить — школа обычно не компенсирует работникам услуги мобильной связи, а регулярное общение с родителями целого класса вылетает в копеечку.

Не накручивайте себя разговорами с другими родителями

Сегодня, когда многие активно общаются в соцсетях и мессенджерах, стало популярно делиться проблемами и негативом по поводу учителя с родителями одноклассников своего чада. Нередко в таких группах и беседах на основе пары никем не проверенных фактов рождается буквально демонический образ учительницы, не имеющий никакого отношения к реальности.

Не занимайтесь коллективным фантазированием. Сначала обсудите свою проблему с педагогом лично, а потом стройте свое независимое мнение.

Подчеркните, что понимаете ситуацию

Есть вероятность, что вы будете абсолютно не согласны с позицией учителя. Но это не повод бросаться в спор с порога. Для начала повторите вкратце услышанную мысль: «Я вижу, вас очень беспокоит, что…», «Да, ситуация в классе сейчас сложная, потому что…», «Как я поняла, на ваш взгляд, мой ребенок…». Только когда вы продемонстрировали, что услышали позицию педагога, начните излагать свое видение проблемы.

Чтобы ваше мнение лучше слышали, между делом сочувствуйте учителю: «Даже не представляю, как вам тяжело: мы с одним подростком переживаем, а у вас их 25!», «Конечно, в наше время школе непросто…» и т.д. Тогда вам будет куда проще не соглашаться с учителем по существу, но при этом не превратить разговор в ссору.

Начните с фразы «Я хочу с вами посоветоваться!»

Особенно это полезно, когда на самом деле у вас есть претензии. К примеру, ребенок жалуется на несправедливое отношение или грубый тон. Мама идет в школу и говорит: «Я хочу с вами посоветоваться. Маша приходит домой очень расстроенной, когда получает «тройки». Ей не всегда понятно, почему ее работу оценили низко. Что мне делать в этих ситуациях?»

Тут есть шансы, что: а) учитель поймет, что ребенок и родитель заинтересованы в учебе; б) даст полезную информацию — ведь не исключено, что оценки на деле заслуженные и школьнику нужна помощь; в) про себя проанализирует, всегда ли он прав.

А вот если мама с порога заявляет: «Почему вы все время занижаете оценки?», то учитель будет защищаться. Поэтому мы никого не обвиняем в некомпетентности, а приглашаем помочь

общему делу — поддержать страдающего ученика. Нормальный человек откликнется.

Ищите общие цели

Несмотря на внешне разные подходы в той или иной проблеме, как минимум, одна общая цель у родителей и школы должна быть — дать детям образование (знания и возможности для развития). В пылу дискуссии чаще напоминайте себе и педагогу, что вы стремитесь к одному и тому же — защитить интересы ребенка. Так будет проще заметить, что условная Марь-Иванна привязывается к вам с каким-то дурацким  отступом в тетради в четыре клеточки, не потому, что злыдня, а потому что беспокоится о том, научится ли ребенок слышать требования к оформлению работ (что ему пригодится и на ЕГЭ, и на дипломе в вузе). И тогда останется договориться только о том, в какой форме эти требования выдвигаются — а это уже куда проще, чем до хрипоты спорить о принципиальной необходимости четырех клеточек.

Конечно, если цели педагогов конкретной школы совсем не совпадают с вашими, а методы воспитания неприемлемы, то придется решать вопрос радикально — переходить в другое учебное заведение. Но прежде чем рубить с плеча, вглядитесь: очень вероятно, что перед вами адекватный учитель, просто несколько зашоренный странными для обычного человека требованиями системы образования.

Не прыгайте через голову

Уважайте субординацию. Прежде всего, попытайтесь решить проблему через классного руководителя, затем с учителем по предмету. Если не удалось, обращайтесь к администрации, и только в крайнем случае — в управление образования.

Если директор школы не спешит вам помочь, несмотря на то, что вы проявили уважение, понимание проблем и попросили совета, пускайте в ход военную хитрость. Для начала удостоверьтесь: «Правильно ли я понимаю, что, несмотря на ваше желание, вы вынуждены отказать в зачислении моего ребенка в этот класс/ изучении такого-то предмета/переводе на дистанционное обучение и т.д.»

Описывайте вещи предельно прямо, тогда директор может сразу пойти на попятные: «Нет, я не совсем это имела в виду…». Если же не помогает, можно попросить письменный отказ в просьбе или достать следующий козырь: «Да, я вас очень понимаю. Вы все делаете для детей, но ситуация непреодолимая. Давайте я поспособствую вам и обращусь в отдел образования. Пусть они помогут школе решить эту проблему».

Одним словом, вы не враг и не стукач, а человек, радеющий за общее дело. Таким обычно идут навстречу.

Оставайтесь защитником своего сына или дочери

Когда классный руководитель рассказывает, что ребенок устроил отвратительную драку, прогуливает уроки или не делает домашних заданий, родители испытывают стыд и злость. «Вот я ему задам!» — готово сорваться с губ. В этот момент важно не забывать о своей задаче: всегда защищать, любить и оберегать ребенка. Найдите в себе силы поблагодарить учителя за уделенное время и пообещайте разобраться в ситуации. Но не превращайтесь в палача, который, вернувшись домой, начнет махать шашкой, даже не выслушав вторую сторону. В особенности недопустимо, когда на беседе присутствуют учитель, родитель и ученик, и двое взрослых как коршуны налетают на одного ребенка.

Что бы ни происходило, повторяйте про себя как мантру: «Я все равно люблю своего ребенка», «Я здесь ради него», «Всё пройдет, пройдет и это».

Школьные годы пролетят, а отношения мамы и папы с ребенком останутся на всю жизнь. И семейное тепло куда важнее, чем одобрение педагогов и баллы на экзаменах.

www.u-mama.ru

Как общаться с учителем. Советы ученику

Учитель и ученики общаются

Учитель и ученики общаютсяПребывание ученика в школе предполагает не только обучение, но и общение — с преподавателями, администрацией школы и, конечно, другими детьми. Итак, наши советы ребёнку, как вести себя с учителем.

Как общаться с учителем ученику

Общение с учителями и школьными друзьями — очень важная часть твоей жизни. Именно в школе ты начинаешь разбираться в лю­дях, ценить одних учителей и не уважать других. Взаимоотношения с одноклассниками очень часто бывают не такими безоблачными, как те­бе хотелось бы. А тебе не приходило в голову, что может быть, есть в этом и твоя вина? Хочешь, мы расскажем тебе, как сделать взаимоот­ношения с учителями и одноклассниками радужными? А начнём мы с того, что поговорим о ябедах и о том, нужно ли ябедничать.

Стоит ли ябедничать?

Каждый день, приходя в школу, ты встречаешься с учителями и одноклассниками. Ты очень хочешь подружиться со всеми ребятами. Быть со всеми в хороших отношениях не очень трудно, многое зависит от твоего поведения в школе.

В школе часто возникают ситуации, когда ты узнаёшь что-то не очень хорошее о своих одноклассниках. Ты можешь узнать, что кто-то не выполнил домашнее задание, что кто-то списал решение задачи на контрольной работе у своего соседа, что кто-то плохо отозвался об учи­теле и т. д. Стоит ли об этом рас­сказывать учителю?

Ты можешь быть очень недово­лен поведением или поступком ко­го-нибудь из своих одноклассников и считать, что его следует наказать. Как бы ты ни был уверен в непра­вильности поведения своего одно­классника, не следует сразу же жа­ловаться на него учителю. Попробуй поговорить с этим чело­веком сам, обсуди с ним сложившу­юся ситуацию, объясни, почему ты считаешь его поступок неправиль­ным. Возможно, когда твой одноклассник объяснит тебе причины сво­его поведения или поступка, ты сможешь его лучше понять.

Если тебя обидел кто-нибудь из твоих одноклассников, к примеру, грубо поговорил с тобой, ударил или забрал какую-нибудь твою вещь, ни в коем случае не отвечай ему тем же. Спокойно спроси его, зачем он это сделал, а если у тебя что-то взяли без твоего разрешения, по­проси вернуть принадлежащую тебе вещь.

И только в том случае, если твои слова не произвели никакого впе­чатления на одноклассника и он не изменил своего поведения, обратись к учителю и расскажи ему о своём обидчике.

О чём стоит и о чём не стоит рассказывать учителю

Если тебе стало известно, что кто-то не готов к уроку, подгляды­вает в книгу во время ответа на вопрос учителя, отвлекается на уроке, то сообщать учителю об этом не нужно, если поведение одноклассника никого не отвлекает и никому не мешает. А то, что кто-то из учеников нечестно отвечает на уроке, отвлекается от выполнения задания или не готов к уроку, заметит сам учитель. Кроме того, это должно больше волновать того ученика, который не приготовился, но никак не тебя. Пусть ему будет стыдно, что он не удосужился выучить урока.

Говорить учителю о чьём-то плохом поведении или поступке нуж­но только в том случае, если это мешает тебе и остальным однокласс­никам, отвлекает вас от занятий или обижает вас. Если у тебя пропала какая-нибудь твоя вещь, то сначала попробуй сам её отыскать. Поспрашивай у ребят, не видели ли они её. А если ты знаешь точно, кто взял твою вещь, то поговори сначала с этим челове­ком. Только постарайся, чтобы ваш разговор происходил без свидете­лей. Если ничего не помогло и человек не хочет ничего возвращать, то здесь уместно будет обратиться за помощью к учителю. Но! Не найдя на парте любимой ручки, не стоит сразу бежать к учителю, чтобы нажаловаться. Когда ты обвиняешь человека в том, что он взял не принадлежащую ему вещь, ты должен быть уверен в своих словах. Представь, как ты будешь себя чувствовать, если обвинишь в краже ни в чем не повинного человека! И каково будет этому челове­ку, которого ты оболгал.

Если тебя обижает кто-то из твоих одноклассников, ты, конечно, можешь сказать об этом учителю, особенно, если тебя обзывают или бьют. Но, если ты попал в такую ситуацию, борись со своими обидчи­ками не только с помощью учителей, но и самостоятельно. Для того чтобы одолеть тех, кто тебя обижает, не нужно становиться похожим на них, то есть если тебя обзывают обидными словами, не начинай де­лать то же самое в отношении твоих одноклассников. Чтобы тебя пере­стали обижать одноклассники, они должны тебя начать уважать.

Как добиться уважения одноклассников?

Соверши поступок, который вызовет всеобщее восхищение, позво­лит тебе показать те свои способности, о которых раньше никто не до­гадывался: это может быть участие в олимпиаде по одному из школь­ных предметов, выступление на концерте, где ты можешь показать и фокусы, и приёмы ушу и т. д. К тому же, чтобы тебя уважали другие люди, нужно ценить и уважать самого себя.

Если ты станешь в глазах одноклассников ябедой, тебе трудно бу­дет найти друзей. Кто захочет общаться с человеком, который по любо­му поводу ябедничает и жалуется учителям? Со многими недостатка­ми своих одноклассников ты можешь легко примириться, конечно, в том случае, если они не касаются тебя и не мешают тебе на занятиях. Будь терпеливым и вежливым, не жалуйся постоянно учителям на сво­их одноклассников, тогда в классе у тебя будет много хороших дру­зей и приятелей.

Общение с учителем: правила и секреты

На уроках внимание учеников сосредоточено на учителе. Ученики следят за тем, что говорит учитель, на что он показывает во время объ­яснения нового материала, во что он одет, какая у него причёска и т. д.

От зорких глаз учеников ничего в облике и словах учителя не ус­кользнёт. Ещё бы! Вас, учеников, в классе очень много, а учитель, ко­торый ведёт урок, стоит перед вами, как актёр на сцене.

В каждом классе есть девочки и мальчики, которые любят разго­варивать с учителями. Как только учитель заходит в класс, они окру­жают его щебечущей стайкой, засыпают учителя множеством вопросов, рассказывают ему все последние школьные новости, вызываются при­нести журнал и т. д.

В классе таких учеников называют «подлизами», остальные ребята в классе считают, что «подлизы» так себя ведут только для того, что­бы «заслужить» любовь учителя. А что думаешь по этому поводу ты?

Конечно, одолевать учителей бесконечными посторонними вопро­сами, не относящимися к учёбе, не нужно. Любому человеку будет не­приятно слишком большое внимание к нему.

Ситуация общения «учитель-ученик»

Примером того, как не следует себя вести с учителями, может по­служить история Саши, которому очень нравилась его учительница.

Саша перешёл во второй класс из другой школы, поэтому в пер­вые дни ему было трудно привыкать к новым одноклассникам, учите­лям, вообще к незнакомой обстановке. Помогла Саше быстрее освоить­ся в школе его учительница Елена Сергеевна, которая познакомила его со всеми ребятами в классе, занималась с ним дополнительно после уро­ков, что позволило мальчику быстро наверстать уже пройденный материал учебной программы, по которой занимались его новые одно­классники. Новая школа Саше понравилась, а добрая и внимательная учительница Елена Сергеевна его очаровала. Встречая её на переменах в коридоре, Саша всё время заговаривал с учительницей. Когда Елена Сергеевна приходила в класс, он подходил к её столу, спрашивал, что будет на сегодняшнем уроке, рассматривал всё, что лежит у неё на сто­ле, рассказывал, кого из учеников сегодня нет в классе и почему. Как ты думаешь, правильно ли вёл себя Саша?

Помнишь, о чём мы уже говорили? Учитель — один, а учеников у него очень много, поэтому уделять каждому из них внимание не толь­ко на уроке, но и на перемене очень трудно. Даже если тебе очень нра­вится учитель, на перемене подходить к нему нужно только по делу, дав возможность учителю отдохнуть и подготовиться к уроку. И тем более не делай замечаний учителю и не задавай ему вопросов, не отно­сящихся к учёбе, во время урока — это отвлечёт от занятий и учите­ля, и всех учеников.

Уместны ли замечания учителю?

Делать учителям замечания по поводу их внешности или поведе­ния невежливо и некрасиво. Даже если тебе не нравится, как одет учи­тель, его причёска, сумка и так далее, высказывать своё мнение по это­му поводу не следует. Также неуместны слова одобрения, если тебе понравилось, как учитель выглядит. Это будет проявлением фамильяр­ности по отношению к нему.

Как бы ни интересовала тебя жизнь твоего учителя вне школы, на­пример, есть ли у него дети, где он живёт, как проводит выходные, за­давать вопросы на эту тему не нужно — это не принято правилами хо­рошего тона.

Итак, давай договоримся, что в школе заговаривать с учителем о его личной жизни и делать ему замечания по поводу его поступков или внешности нельзя. Обращайся к учителям только по вопросам учёбы и школьной дисциплины.

Учитель ошибся — ты заметил!

На уроках иногда случается, что учителя по невнимательности или в спешке совершают ошибки. Вот пример такой ситуации. Объясняя решение задачи, учитель написал на доске не то число, которое указа­но в условии. Не заметив ошибки, он начал решать задачу. Понятно, что с ошибкой в условии задачу правильно решить скорее всего не удастся. Ни один из учеников в классе не решился указать учителю на допущенную им ошибку. В результате часть урока была потрачена впу­стую, пока учитель сам не заметил, что допустил ошибку в самом на­чале решения задачи. Правильно ли поступили ученики в этом классе, когда не сказали учителю о случайной ошибке?

Конечно же, нет, поведение учеников было неверным, им нужно было сразу же сообщить учителю об ошибке, чтобы зря не терять вре­мени на решение задачи с неправильным условием.

Бояться сказать учителю, что, объясняя новый материал, он в чём-то ошибся или допустил неточность, не надо. Но обращаться к учите­лю нужно только в том случае, когда ты уверен в его ошибке. Если же тебе просто что-то непонятно в словах учителя, не прерывай его, а дож­дись, когда он закончит, подними руку и попроси объяснить то, что было тебе неясно. Возможно, учитель предложит тебе остаться после урока, чтобы позаниматься с тобой индивидуально, не отвлекая всего класса.

Иногда учителя ошибаются, когда обращаются к ученикам, назы­вая кого-то чужим именем или неправильно произнося чью-то фами­лию. Такие ошибки вполне понятны — у каждого учителя много уче­ников, чаще всего учителя преподают в нескольких классах, поэтому запомнить в точности фамилии и имена всех учеников им трудно. Ес­ли учитель назвал тебя чужой фамилией или именем, тебе не нужно обижаться или делать вид, что ты не понимаешь, что обращаются к те­бе. Вежливо скажи учителю, что он ошибся, и назови свои имя и фа­милию. Если учитель неправильно прочитал в журнале чью-то фами­лию, не стоит смеяться и повторять за учителем. Во-первых, это невежливо и может обидеть того ученика, чью фамилию неверно назва­ли. А во-вторых, ты же не попугай, чтобы бессмысленно повторять ошибки. В этой ситуации нужно просто вежливо поправить учителя, объяснив ему, как произносится фамилия или имя, которые он непра­вильно прочитал.

Намного неприятнее ошибки, которые могут совершить учителя, наказывая учеников за проступки и плохое поведение.

Анализ ошибки учителя. Пример из жизни

Второкласснику Игорю учительница записала замечание в дневник и вызвала его родителей в школу за то, что он разбил окно в классе. При этом все одноклассники Игоря знали, что окно разбил совсем не он, а другой ученик их класса. Но, когда учительница вошла в класс и увидела Игоря возле разбитого окна, она решила, что именно он ви­новат в случившемся. Сам Игорь молчал, ие отрицал своей вины, не хотел подводить одноклассника, своего приятеля, разбившего окно. Но даже, когда учительница потребовала у Игоря дневник и сказала, что хочет встретиться с его родителями, никто из одноклассников, в том числе и сам виновник, не сказал, что Игорь ни в чём не виноват.

А как бы ты поступил на месте одноклассников Игоря?

Ребята, которые учились с Игорем и видели, кто на самом деле разбил окно, поступили неправильно и нечестно, не сообщив учитель­нице, что она ошиблась. При этом они могли не называть имя того мальчика, который разбил окно, но позволить наказать невиновного человека они были не должны. Тот мальчик, который был виноват во всей этой истории, должен был сам признаться в своём поступке, рас­сказав учительнице правду. Не сделав этого, он поступил нечестно и не по-товарищески.

Когда учитель ошибается и наказывает невиновного ученика, ему нужно обязательно сказать об этом. Если ты вежливо и тактично ука­жешь учителю его ошибку, он наверняка её исправит и не будет в оби­де на то, что ты заметил его неточность.

Другие статьи:

Самые смешные моменты из школьной жизни

Фашистские кресты или снежинки? Детская психологическая травма

Как сделать уроки самостоятельно. Советы ребёнку

Ученик и его школьные принадлежности. Полезные советы ребёнку

glazastik.com

6 главных правил общения родителей и учителей (чтобы никто никого не бесил)

Любому родителю (кому-то реже, кому-то чаще) приходится общаться с учителями. Это отношения, которых попросту невозможно избежать, если ваш ребёнок учится в школе. Специалист по современному этикету Татьяна Николаева формулирует простые, но очень важные правила, которые помогут учителю учить, ребенку учиться, а вам избежать головной боли.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Ребёнок, учитель и родители. Треугольник не менее классический, чем любовный, и не менее загадочный, чем бермудский. Кто с кем должен быть заодно? Или кто против кого? Именно так зачастую и рассматривают свои отношения с педагогом родители, забывая, что учитель и родители должны быть, как минимум, союзниками (а лучше, партнерами), и цель у них общая: обучить и воспитать ребенка. Поэтому ребёнок занимает вершину этого треугольника, родители и учителя — места у его основания. Оно должно быть максимально прочным и устойчивым, его не должно «перекашивать» ни в какую сторону. Поэтому правильно выстроенные отношения родителей с педагогом — это если и не половина успеха, то очень серьезный взнос в процесс образования ребенка.

Как это сделать? Все мы живые люди, подвержены перепадам настроения, наше мнение всегда субъективно и наш ребенок для нас всегда «самый-самый». И это нормально. Разве может быть по-другому? Родителей бросает из крайности в крайность, в зависимости от нашего эмоционального состояния, успехов или неудач ребенка. Да мало ли еще от чего.

Встречаются родители, буквально не дающие прохода учителям. Их лебезяще-заискивающий стиль общения не только слышен в голосе, но и виден за версту в мимике, жестах и позе. Они не могут и дня прожить без общения с учителем, они караулят его у школы и оповещают о каждом чохе своего дитяти. Основная задача таких родителей — донести до учителя мысль, что его ребенок особенный (особенно болезненный, особенно ранимый, особенно талантливый — нужное подчеркнуть), следовательно, и отношение к нему должно быть особенное.

Родители из другой крайности в общении с педагогом, как будто намекают на происхождение слова «педагог».

Педагог (др. греч. παιδαγωγός) — раб, приставленный к ребенку, чтобы водить его в школу, охранять и оберегать его

Сомнительно, конечно, что они это знают, но по их поведению можно сделать вывод, что они застряли в античности и по-прежнему считают педагогов своими рабами. Поэтому их общение с педагогом зачастую начинается с нецензурной увертюры и, минуя содержательную часть, представленную слабым, неуверенным соло учителя, с разбегу переходит в зубодробительный (иногда в прямом смысле) финал.

Все минусы этих крайних вариантов очевидны. Как избалованный особым отношением, так и обнаглевший от безнаказанности, ребёнок выйдет в жизнь неадекватным и неуравновешенным.

Есть несколько базовых правил, которые помогут заложить фундамент нормальных, ровных и, что важнее всего, деловых отношений с учителем.

1. Придерживаться элементарных правил вежливости

Здесь сложно что-либо добавить, но иногда полезно еще раз проговорить важные вещи.

2. Обращаться к учителю на «вы» и по имени-отчеству

Это правило незыблемо, даже если педагог кажется вам очень молодым или «своим в доску». Это поможет вам задать нужную, уважительную дистанцию и удержит от оскорблений даже в случае эмоционального срыва.

3. Держать в узде свои эмоции при разговоре с учителем

Они мешают услышать позицию преподавателя. Постарайтесь вникнуть в суть его претензий. Если не получается, если эмоции все же зашкаливают, извинитесь, и попросите учителя о встрече позже, когда «переварите» информацию, обдумаете в спокойной обстановке и будете готовы к конструктивному диалогу.

4. Не приходить к учителю по серьезному поводу без предупреждения и взаимной договоренности

У учителей, как правило, достаточно плотный график, и чтобы уделить время вам, учителю придется чем-то жертвовать. Согласитесь, не лучшая атмосфера для конструктивного диалога. Визиты в стиле «как снег на голову» радуют учителей, только если ваш ребенок — отчаянный головорез, и место ему в колонии для малолетних преступников, либо если за десять лет обучения ребенка вы явились в школу первый раз.

5. Не критиковать учителя в присутствии ребенка

Даже если педагог не прав, критиковать взрослых — прерогатива взрослых, но никак не детей. Это во-первых. А во-вторых, выслушайте сначала учителя, а потом уж делайте выводы. Любой ребенок — тоже человек, и ничто человеческое ему не чуждо. А человеку очень свойственно оправдывать свои поступки и очень убедительно объяснять свои промахи. Это нормально, это одно из проявлений инстинкта самосохранения. Поэтому узнайте точку зрения учителя на происшествие, а потом уже делайте выводы. Если ребенок все же был прав, объясните ему, что учитель ошибся, ведь право на ошибку есть у каждого.

6. Помните, зачем пришли. Всегда

Общаясь с учителем, возьмите за правило держать в уме цель вашего взаимодействия. Цель эта — обеспечить комфортные условия для получения знаний вашим ребенком, а вовсе не доказать учителю его глупость и никчемность на фоне вашего блестящего ума и универсальной компетентности.

mel.fm

5 простых правил, как общаться с учителями в чатах

Ужас, летящий на крыльях ночи, — это не костюм вашего ребёнка на Хеллоуин, а школьный чат. Беспардонный, невежливый и забывший имя учителя — таких родителей многим преподавателям хотелось бы занести в чёрный список. Учительница русского языка и автор телеграм-канала «Садись, два!» Ляйсан Замалетдинова перечислила правила, которых стоит придерживаться вежливым папам и мамам в онлайн-общении с учителями.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Однозначных правил общения в интернете пока не существует (слишком новое это явление), но мне представляется, что главное здесь, как и в любом другом, — это уважение к собеседнику и здравый смысл. Оттого, что учитель переписывается в мессенджере, он не перестаёт быть учителем. Ваше с ним общение не меняется автоматически только потому, что происходит в интернете.

Я составляла эту памятку на основе личного опыта, но главная её цель — не упрекнуть кого-то, а напомнить, что заботиться друг о друге и быть внимательными к собеседникам не так уж сложно.

Правило № 1. Здоровайтесь

Иногда родители могут написать: «Петя/Маша/Катя сегодня не придёт». И всё? Некоторые подписчики со мной спорят: мол, общение в мессенджерах — это как бы продолжающийся разговор, поэтому не нужно каждый раз здороваться.

Мне же такой подход не близок: если вы встречаете на улице знакомого человека каждый день, то приветствуете его, а не проходите мимо, потому что уже здоровались с ним на прошлой неделе. К счастью, моё мнение разделяют 75% читателей канала (в опросе приняли участие более 1000 человек).

Поэтому, если вы пишете учителю или отвечаете на его сообщение, не забывайте, пожалуйста, здороваться. Это занимает одну секунду, зато всем приятно.


Правило № 2. Выучите имя учителя

Я давно привыкла, что имя Ляйсан коверкают по-всякому: Лейсан, Ляйсян, Лейсян и даже Ляйсат. А если у тебя ещё и отчество Рафатовна, то вообще пиши пропало. Понятно, что я не самый удобный в этом смысле собеседник, но это же не аргумент, правда? 🙂


Правило № 3. Уважайте его личное время

Родители могут написать поздно вечером, ночью, в выходные… Этот вал информации, на которую нужно отреагировать, создаёт ощущение, что твоя работа никогда не заканчивается. Предвидя многие возражения, сразу скажу: я рада, когда родители моих учеников хотят со мной пообщаться, и всегда стараюсь идти на контакт. Меня лишь расстраивает, что сегодня общение в интернете часто сопровождается смешением рабочего и личного.

Сообщения, которые приходят от родителей поздно вечером, мне не кажутся нормой: мы не настолько близки, да и социальные роли у нас разные. И дело совсем не в том, что я не умею отключать звук на телефоне. В общем, в моих мечтах люди не ведут переписку по рабочим вопросам после 21:00, не говоря уже о выходных и праздниках.


Правило № 4. Прислушивайтесь к просьбам

«Вас много, а я одна» — фраза, которая как нельзя лучше характеризует общение родителей и учителя. Поэтому, если преподаватель вводит определённые правила общения, он делает это не из вредности. Например, если вас просят писать в мессенджер, а не на электронную почту, постарайтесь не делать наоборот.

Вот реальная ситуация: классный руководитель должен отслеживать, кто из его учеников не пришёл в школу и почему. Я прошу родителей писать мне об отсутствии ребёнка до начала уроков и делаю это не случайно. У меня почти нет окон в расписании, поэтому я не всегда могу бегать по школе, отмечать отсутствующих или опоздавших, а потом выяснять причины у родителей. Гораздо эффективнее, когда родители держат в голове мою просьбу и предупреждают заранее.


Правило № 5. Не звоните без предупреждения

Если вы хотите созвониться с учителем, а не писать ему сообщение, договоритесь о звонке заранее. Ещё лучше, если вы при этом обозначите тему разговора. Тогда учитель сможет подготовиться (например, откроет журнал с оценками, достанет последнюю контрольную вашего ребёнка), и разговор получится продуктивный.

Вот, пожалуй, базовые правила. Они, мне кажется, работают в общении со всеми, не только с учителями. Пользуйтесь на здоровье и берегите нервы друг друга!

mel.fm

Как поговорить с учителем об отметке: пошаговая инструкция для родителей

Оставим в стороне споры о том, стоит ли вообще родителям вмешиваться в учебу детей. Как бы то ни было, у каждого из нас — свой опыт взаимоотношений со школой, свое отношение к учебному процессу и свои взгляды на будущее наших детей.

Сколько ни уговаривай взрослых оставить учебу в сфере ответственности ребенка —  сделать это могут только самые смелые и самые отчаянные родители. У остальных периодически (или постоянно) возникает необходимость прийти в школу и разобраться с отметками.

Как это сделать конструктивно?

img-20151025170758-748.jpg

Начнем с общих положений. Сегодня вся система образования официально «заточена» на потребности ученика. Любая спорная отметка округляется в пользу ребенка.

Четвертная отметка выставляется по строгим правилам (среднее арифметическое письменных работ с возможным увеличением в сторону преобладающего балла). Годовая — выводится как среднее арифметическое четвертных (и никаких «я смотрю по третьей четверти» — эта норма уже не действует. Считаем сумму, делим на четыре и округляем в пользу ученика).

Нормы оценки знаний строго контролируются и находятся в общем доступе на любом профильном сайте.

Большинство школ ведут электронные журналы, в которых родители в режиме реального времени могут следить за накоплением отметок. То есть если учитель вдруг начнет «занижать»показатели — вы это заметите раньше, чем выставятся четвертные и годовые отметки. А чем раньше вы это заметите, тем проще будет решить вопрос.

Но! Стоит понимать, что ребенок далеко не всегда прав и далеко не всегда говорит вам правду. Его низкая оценка может быть заслуженной — и тогда ваши претензии могут иметь неприятные последствия: школа может создать комиссию, которая оценит знания вашего школяра, и правота учителя будет доказана публично. Вряд ли потом вы сможете о чем-то договариваться с коллективом. Поэтому, прежде чем идти разговаривать насчет отметки, всесторонне изучите проблему:

может быть, ваш ребенок попросту не заслуживает той оценки, о которой вы идете просить?

Если же вы уверены в своем правоте, тогда:

Соберите и сведите воедино всю информацию об успеваемости вашего ученика, об оценках по другим предметам, о написанных им контрольных и самостоятельных работах, пролистайте его рабочие тетради по предмету и четко сформулируйте свои опасения, подозрения и предложения по исправлению ситуации.

Может быть, ваш ребенок слишком медлителен и вы просите для него дополнительные задания на дом? Может быть, ученик много болел и ему нужны дополнительные занятия?

А может быть, учитель не замечает его склонностей и способностей, которые так ярко раскрываются вне урока? Или он просто обсчитывается раз за разом, выводя средний балл? И даже может быть, он откровенно придирается и реализует свои собственные комплексы, издеваясь над детьми?

По возможности спокойно сделайте выводы и наберите номер классного руководителя.

professor-higher-education-ferpa-training-021.jpg

Не обсуждайте ситуацию с другими родителями из класса, не выносите ее на обсуждение своего двора или отдела на работе. Праздное любопытство и пустопорожние эмоции других людей, у каждого из которых свой опыт, свои школьные травмы и свои эмоциональные реакции, собьют вас с конструктивной волны. Звоните напрямую классному руководителю и просите о встрече.

По своей должностной инструкции классный руководитель обязан отслеживать показатели детей своего класса и решать любые конфликтные ситуации между педагогами и детьми. Если он этого не делает — мягко, но решительно настаивайте и давайте понять, что настроены разобраться в ситуации до конца.

Как правило, на этом этапе мелкие и случайные конфликты разрешаются эдаким учительским междусобойчиком в пользу ученика: вам дадут подробный отчет по поводу его работы на уроке, предложат что-то подучить или подтянуть, пожалуются на дисциплину — и ситуация выправится. Если же классный руководитель на контакт не пойдет — двигайтесь дальше.

Не кричите, не угрожайте, не переходите к оскорблениям — спокойно, но твердо просите о встрече с учителем-предметником. Отказать вам не имеют права, точно так же не имеют права не пустить на урок. Вы можете договориться прийти в класс, посидеть на уроке, посмотреть, как строятся взаимоотношения детей и учителя, как отвечает ваш школяр. Вы имеете право посмотреть контрольную тетрадь по предмету (они всегда хранятся в школе, домой их уносить нельзя) и сверить нормы выставления оценок с тем, как выставляются оценки вашему ученику.

На этом этапе нормальный адекватный «предметник» должен составить с вами конструктивную беседу и составить вместе с вами план «спасения» вашей оценки. Если движения навстречу нет — идем дальше.

Теперь — кабинет директора. Лучше позвонить и договориться о встрече заранее — потому что неизвестно, в какой момент вы застанете директора спонтанно. Должность эта нервная, а ваш вопрос надо решать спокойно и обстоятельно. Если надо, попросите, чтобы на встрече присутствовал школьный психолог.

Не ведитесь на попытки перевести разговор в эмоциональную плоскость, если вдруг таковые начнутся. Как правило, оставшиеся несколько процентов затяжных конфликтов на этом этапе получают позитивное разрешение — ученику дают дополнительное задание, учителю — положенные рекомендации.

batkvsk-zbori-v-pochatkovy-shkol-temi-batkvskih-zborv-u-pochatkovy-shkol_995.jpeg

Но если ваш конкретный конфликт, ваша конкретная отметка не сдвинется с мертвой точки и здесь — звоните в РОО. Можно и сходить — только предварительно уточнить график приема граждан начальником. Конечно, после такого звонка вашему ребенку и всем участвующим учителям придется нелегко, потому что школу перевернут с ног на голову, проверяя качество процесса. Такое редко прощается, но зато вы доведете свое дело до логического завершения.

Отметку — если вы ее, конечно, заслуживаете — вам выставят какую положено по нормам, учителя накажут, администрации поставят на вид.

Но, если честно, по-настоящему заниженные отметки встречаются очень редко. 

Так что прежде чем требовать — подумайте хорошенько: а ваш обиженный точно-преточно знает предмет на высокую оценку?

VELVET: Анна Северинец

www.velvet.by

Ребенок плохо себя ведет в школе. Как разговаривать с учителем?

Поговорив о страхах родителей перед школой, мы обещали дать советы по конструктивному общению с учителями и представителями школьной администрации. Разговаривать с учителем о проблемах ребенка приходится почти всем родителям — не только детей с СДВГ, о которых пишет в книге «Экстремальное материнство» Ирина Лукьянова. Как правильно построить разговор с учителем, чтобы это принесло пользу ребенку?

Взаимодействие со школой во всех случаях должно быть посвящено тому, как вам и школе совместно справиться с проблемами ребенка, — а не вашей родительской компетентности или недостаткам ребенка, реальным или придуманным.

Первое, что нужно сделать в таком разговоре — отделить проблему от личности ребенка. Не ассоциировать ребенка с проблемой, иначе это приводит к позиции «нет ребенка — нет проблемы».

Здоровая позиция для родителя: «мой ребенок — хороший, я его люблю, при этом я признаю, что у него могут возникать проблемы с учебой и поведением». Проблемы могут возникать у каждого человека; бороться надо не с человеком, а с проблемой.

То же самое стоит иметь в виду школе: ее цель — не выпихнуть неудобного ребенка, а помочь ему справиться.

Устранять конкретного Федю из решения проблемы не стоит: ему она тоже мешает жить. Правильное место для ребенка в такой ситуации — не у стены на педсовете с опущенными глазами, а за столом переговоров, где он вместе с родителями и учителями ищет подходящие решения. Ребенок не может быть объектом воздействия, он должен быть активным действующим лицом — иначе он просто не станет выполнять всего того, что придумают ему взрослые.

Ошибки переговоров со школой

Для конструктивного взаимодействия очень полезно избегать оценок, обобщений, обвинений и оперировать фактами.

Оценки, обобщения и обвинения:

  • Он у вас буйный и плохо воспитанный.
  • Он ведет себя в классе неадекватно.
  • Он никогда меня не слушает.
  • У вас на уроке бардак.
  • В вашей школе вообще опасно находиться.

А это — факты:

  • Вчера он ответил девочке на обидное слово ударом в лицо.
  • На прошлой неделе в ответ на вопрос «Почему ты не пишешь контрольную?» сказал «А идите вы на фиг».
  • Вчера на уроке математики одноклассники кидались рюкзаком моего сына.
  • Когда дети подрались в раздевалке, рядом не было ни одного взрослого.

Разговаривая со школой или другими родителями, важно помнить о цели общения. Цель общения не сводится к тому, чтобы:

  • доказать им всем, что они идиоты;
  • заставить их принять мою точку зрения, потому что я лучше, круче и умнее;
  • продемонстрировать им, что никто не может говорить о моем ребенке ничего плохого безнаказанно;
  • выяснить, что еще там этот паршивец натворил и устроить ему дома конец света;
  • выяснить, кто виноват, наказать его или отомстить ему.

Цель общения — вместе найти решение объективно существующей проблемы и вместе помочь ребенку, которому трудно.

Если школа и родители вместе разбирают ситуацию, в которой кому-то был нанесен ущерб (моральный, материальный, физический), речь должна идти в первую очередь о возмещении ущерба, извлечении уроков и предотвращении подобных ситуаций в дальнейшем.

Как наказывать виновного — должно определяться именно этим: какие уроки он может извлечь, кто и как компенсирует ущерб, что сделать, чтобы этого не повторилось. Именно этими соображениями, а не болью и гневом, которые застят глаза потерпевшему (и его родителям, если пострадал ребенок).

Если ребенок оказался в роли обвиняемого, ему обязательно нужен адвокат, и вот здесь позиция адвоката — самая уместная для родителя. Но именно адвоката, а не сообщника: выгораживать, вместе врать, открещиваться от реально сделанного — педагогически ущербная политика.

Как договариваться со школой

Главная задача первого этапа общения — объединить союзников и точно описать проблему. Если вы с ребенком союзники, вам будет легче справиться со своими нервами: с чувствами вины, гнева, досады, ярости.

Если вы точно опишете проблему (ребенок на уроке не справляется со своими эмоциями, учитель не может отвлекаться, чтобы его каждый раз успокаивать, учитель пока не нашел методов эффективно справляться с его эмоциями) — можно будет разработать более подробный план решения проблемы.

Если все идет гладко на этом этапе, школа, родители и ученик садятся за стол переговоров и выясняют:

  • в чем конкретно заключаются трудности ребенка,
  • какие ресурсы может привлечь для решения проблемы школа, родители, что может сам ребенок.

Дальше им нужно будет:

  • создать план совместной работы,
  • разделить обязанности: кто за что отвечает;
  • наметить контрольные точки его выполнения,
  • выяснить, как будет оцениваться прогресс,
  • назначить режим последующих встреч для коррекции плана,
  • прописать для каждой стороны взятые на себя обязательства.

То есть надо добиться договоренности и точно зафиксировать ее — желательно письменно.

К сожалению, в реальности это дается родителям и школе довольно трудно, опыта такого почти ни у кого нет, и даже если у всех участников процесса есть добрая воля и желание найти решение, то приходится идти методом проб и ошибок. Вот какие этапы может включать разговор с учителем или другим представителем школы.

Обсуждайте проблемы ребенка, а не его диагноз

Не думаю, что во всех случаях правильно сообщать школе о диагнозе ребенка. Если вы уверены, что учителя разбираются в проблеме и знание диагноза позволит им лучше понять ребенка и грамотно выстроить программу помощи ему — тогда смело сообщайте. Если вы хотите разжалобить учителя или директора, воззвав к его милосердию, тогда не надо. Чем меньше вы доверяете учителю, чем меньше верите в его способность понять, что происходит с ребенком, тем меньше необходимость делиться с ним медицинскими сведениями. Последствия могут быть самыми прискорбными.

На нашем форуме были случаи, когда учителя публично объявляли ребенка ненормальным, заявляли при всем классе «что с него взять — он у невролога на учете состоит», сообщали родителям, что ребенка сначала надо вылечить, а потом в класс приводить (в отношении детей с СДВГ рекомендация абсолютно бессмысленная).

Мой собственный опыт тоже безрадостен: в тот единственный раз, когда я решила сообщить учителю ребенка диагноз (на тот момент ММД — минимальная мозговая дисфункция), учительница сочла, что это «фатальная умственная неполноценность», и ответила: «Если ваш ребенок идиот, отдайте его в школу для идиотов». А когда я заплакала, она припечатала: «Ну, если мать истеричка, откуда же ребенок нормальный будет?».

Сейчас я уже закаленная мать: я проработала мамой школьников 18 лет подряд — с того дня, когда в школу пошла старшая, до того дня, когда ее окончил младший. Сейчас я бы уже не стала плакать, а пошла бы к директору с письменным заявлением о неэтичном поведении учителя. Но далеко не каждая мать способна сохранять самообладание в такой ситуации.

Как слушать учителя

Выразите готовность обсудить с учителем проблему и вместе искать ее решение. Уже на этом этапе можно высказать педагогу свое сочувствие и понимание того, что ему сложно.

Выслушайте учителя внимательно: не надо его перебивать, дайте ему рассказать все, что он хочет, записывайте самое важное и свои вопросы.

Задайте уточняющие вопросы. Вы замечали, когда именно ребенок отвлекается? Бывают ли случаи, когда он не отвлекается, а работает на уроке? С чем это связано? Он так реагирует на слова каждого из одноклассников или чьи-то конкретно?

Что вы имели в виду, когда сказали «он все время пропускает»? Давайте посмотрим, сколько у него пропусков. Вы сказали «она чуть что — и в слезы»; в каких случаях она плакала в последнее время?

Что значит — «реагирует неадекватно»? Выясняйте, что учитель вкладывает в это понятие (качается на стуле, когда просят не качаться, или качается на люстре и плюется оттуда жеваной булкой? Понятия учителей об адекватности очень различаются).

Если описывается драка, постарайтесь выяснить, что ее спровоцировало, где она произошла, как развивались события.

Если учитель жалуется, что ребенок «ничего не делает на уроке», выясняйте, на всех уроках или на некоторых, какие виды работы игнорирует с особенным упорством, что ему удается, что нет; в каких местах урока начинает хулиганить — то есть осторожно подводите оппонента к выводам, которых вы хотите добиться: вторая половина урока, конец дня, скучная письменная работа…

Выясняйте, у всех ли учителей он так себя ведет или есть такие, у которых он держит себя в руках; выясняйте, в чем причина (в некоторых случаях таких учителей даже удается привлечь в качестве союзников и посредников в диалоге).

Помните о цели общения, не уклоняйтесь от нее сами и не давайте уклоняться учителю.

Теперь постарайтесь отсечь оценочные суждения и выявить факты. Можно даже кратко подвести итог: «Итак, как я поняла, Саша легко возбуждается и трудно успокаивается, когда возбужден — шумит на уроке и не перестает, если его об этом попросить». Или: «Как я поняла, примерно через десять минут после начала урока, если он проходит в лекционной форме, Настя перестает слушать, начинает смотреть в окно, шептаться с соседкой и рисовать в тетрадке». Или: «Как я понял, Гриша обозвал Митю нецензурным словом, а Митя прыгнул на него, повалил на пол и несколько раз ударил кулаком. Этим словом мальчишки в классе часто называют Митю, и он всякий раз бурно реагирует». Чем правильнее описана проблема — тем ближе решение.

Можно вводить дополнительные условия для уточнения: «Но вы уже начали излагать материал, так? А тут он входит и говорит одновременно с вами?».

Можно перебирать варианты: «А если молча проводить его на место, не прерывая урока, а потом на перемене сказать? А если в тот момент, когда он начинает кричать, отправить его намочить тряпку в туалет?».

Как сформулировать позицию учителя и свою

Определив, чего хочет учитель, и сформулируйте это: «вам хочется, чтобы Саша на уроке вел себя потише»; «чтобы мальчишки перестали дразнить Митю, а Митя извинился перед Гришей и научился не реагировать на провокации»; «чтобы Настя работала на уроке».

Убедитесь, что вы правильно поняли учителя, и проблема именно в этом. Возможно, учитель уже на этой стадии скажет «Я просто не знаю, что с ним делать», и это самый подходящий момент, чтобы ответить «Я понимаю, как вам должно быть трудно».

Мягко, но настойчиво пресекайте попытки учителя навешивать на вас и на ребенка ярлыки и задавать риторические вопросы типа «Вы вообще с ним занимаетесь когда-нибудь?» или «Да вы сами когда последнюю книгу прочитали?». Оценка личности ребенка, оценка ваших родительских способностей, оценка вас самих совершенно точно не входит в учительские обязанности и сферу его компетенции. «Давайте вернемся к проблеме на уроке», — реагируете вы спокойно.

После этого можно сформулировать свою позицию:

  • «Саше трудно контролировать чувства; ему нужна помощь, чтобы он успокоился; давайте попробуем понять, как это можно сделать, не нарушая ход урока»;
  • «Митя болезненно реагирует на обзывания, ему было бы легче, если бы он чувствовал в школе вашу поддержку; чрезвычайно важно, чтобы вы показали классу недопустимость такого поведения; я, со своей стороны, обещаю обсудить с Митей, как еще можно повести себя в этой ситуации, не теряя достоинства»;
  • «У Насти небольшой диапазон внимания, ей тяжело воспринимать занятия в лекционной форме. Она лучше работает при чередовании видов деятельности. Можем ли мы придумать что-то, чтобы она могла сосредоточиться на лекции? Например, дать классу список вопросов, на которые они должны услышать ответы и записать их? Или предложить ей нарисовать серию иллюстраций к лекции?»

Будьте готовы к тому, что учитель вам ответит классической фразой «Их много, а я одна». На это можно ответить (спокойно и очень доброжелательно), что вы говорите не об индивидуальном подходе к каждому ученику, — только о том, чтобы переключить вашего ребенка на какое-то конструктивное дело.

Обязательно спрашивайте не только о том, что плохо, но и том, что хорошо: что ребенку удается, какие у него есть способности, за счет чего он может преуспеть. Это, кстати, иногда открывает учителю глаза на то, что в ребенке, оказывается, действительно есть что-то хорошее.

Можно спросить учителя, не порекомендует ли он какие-то другие виды деятельности, с которыми ребенок лучше справляется, другие способы сдачи материала. Например: «Моя дочь быстро устает, теряет нить рассуждений; может быть, здесь можно как-то осторожно ее вернуть обратно к делу? Она трудно и медленно запоминает правописание английских слов, что вы посоветуете? Пока мы над этим работаем (обещаю каждый день писать с ней дома по диктанту), можно вас попросить не ставить ей за диктант двойки, а просто ставить „см“? А материал сдавать в какой-то другой форме, хотя бы эту четверть? Если не четверть, может быть, в течение следующей недели попробуем так работать?».

Итак, в процесс разговора о поведении ребенка или проблемах с учебой мы солидаризируемся с учителем, очерчиваем проблему, ищем вместе пути решения и намечаем план. О том, в чем этот план может заключаться, — в следующий раз.

Источник

glomu.ru

Жаргон или без него: как учителю общаться с учениками

Часто образ современного учителя ассоциируется не только с кроссовками и джинсами, но и с манерой общения. На «ты», хайпанём, нет проблем. Чуть-чуть передёргиваем, но тем не менее. Педагог Кира Шато уверена, что традиционная манера вежливого общения в школе лучше подходит для успешного образовательного процесса.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

На неделе ко мне подошла моя ученица и говорит: «Знаете, вы по сравнению с другими классический учитель!». Я чуть не крякнула от такого заявления. Сразу представила училку-бубнилку, которая требует послушания и выучивания, орёт на детей и не видит компромиссов. С трудом улыбнулась и спрашиваю, что она имела в виду. Ну, — говорит, — от вас никогда не услышишь ничего вроде «сорян, косяк вышел», не дождёшься опоздания, все эти ваши «вы» и всё такое… Я выдохнула.

Почему-то в обществе существует мнение, что современный и гуманистичный человек разговаривает на жаргоне, не обращается уважительно (считается не нужным раскланиванием) и не соблюдает правил культуры и этикета. Якобы это устарело и не имеет смысла. На мой взгляд, это не противоречащие вещи. Более того, в определённых условиях необхоимо соблюдать бессмысленный этикет для создания определённых условий и рамок. Это красиво и уважительно, несмотря на то, что только форма.

Может быть, в этом нет такой необходимости во всех взаимодействиях, но в школе это обязательно. Такой подход не противоречит ничему хорошему, что есть в новых тенденциях.

Неформального у детей и кроме школы выше крыши. Пусть за её пределами ведут себя как хотят

Это правильно. В школе же пусть научатся входить в роль в определённой ситуации. Ничего плохого и неестественного в таких рамках нет: это просто правила игры, умение соответствовать ситуации.

Если общаться в школе неформально, школьник нигде не научится уважительному обращению. Речи нет о том, чтоб подчиняться учителю, принимать на веру все его слова. Только уважать его как человека, который пытается тебя чему-то научить.

Тут я возвращаюсь к мысли о том, что раньше учитель был всегда прав, это был способ управления детьми. Сейчас его заменяет уважение — то немногое, что позволяет классу слушать учителя, даже если и не очень интересно. Если мы с детьми не будем соблюдать внешних уважительных рамок, то на одном внутреннем уважении целыми днями удерживать дисциплину будет почти невозможно.

На самом деле вне школы я другая. И опаздываю, и чего только от меня не услышишь. Но я очень рада, что мне в школе удаётся создать такое ощущение и в некоторой степени выдержать роль. Более того, я думаю правильно, когда ученик знает, что вне школы учитель не соответствует этим рамкам.

Так он понимает, что это только роль, и спокойно ведёт себя в неформальной обстановке. У него не возникнет внутренних противоречий с тем, чтобы в школе или в каком-то другом месте войти в роль, чтобы в разных обстоятельствах вести себя по-разному.

Они поймут, что это нормально. Ведь часто формируются барьеры против того, чтоб в разных местах быть разным: бытует мнение, что таким образом человек изменяет себе. Так вот, ничего страшного, не изменяет. Человек многогранен, средним везде быть невозможно и скучно. Кроме того, просто хорошо, когда люди могут соответствовать разным внешним рамкам.

Думаю, что какая бы современная и либеральная или даже демократическая школа не была, учитель в своей роли не должен доходить до жаргона, суеты или чисто внешнего неуважения. Я не считаю, что все на свете должны литературно выражаться и приходить заранее, но здорово, когда у детей есть место, где они видят такой пример.

mel.fm

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *