Разработка урока орфоэпические нормы русского языка 10 класс – Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения»

Уроки по теме «Орфоэпия» (10 класс)

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

(ЕГЭ 2010 г.)

Важной стороной орфоэпии является ударение, то есть звуковое выделение одного из слогов слова. Ударение на письме обычно не обозначается, хотя в отдельных случаях (при обучении русскому языку нерусских) его принято ставить.

Отличительные особенности русского ударения — его разноместность и подвижность. Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова (книга, подпись — на первом слоге; фонарь, подполье — на втором; ураган, орфоэпия — на третьем и т. д.). В одних словах ударение фиксировано на опредёленном слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, в других — меняет с место (сравните: тОнна — тОнны и стенА — стЕну стЕнам и стенАм).

В последнем примере представлена подвижность русского ударения. В этом и состоит объективная трудность усвоения акцентных норм. «Однако,— как справедливо отмечает К.С. Горбачевич, — если разноместность и подвижность русского ударения и создают некоторые трудности при его усвоении, то зато эти неудобства полностью искупаются возможностью различать с помощью места ударения смысл слов

(мУка мукА, трУсит трусИт, погрУженный на платформу погружённый в воду) и даже функционально-стилистическую закреплённость акцентных вариантов (лаврОвый лист, но в ботанике: семейство лАвровых). Особенно важной в этом плане представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоления омонимии словоформ». Как установлено учёными, большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную, частотную лексику языка.

Приведём некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить соответствующие ошибки.

Ударение в именах прилагательных

У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное ударение на основе или на окончании. Вариативность этих двух типов у одних и тех же словоформ объясняется, как правило, прагматическим фактором, связанным с разграничением малоупотребительных или книжных прилагательных и прилагательных частотных, стилистически нейтральных или даже сниженных. В самом деле, малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударение на основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные – на окончании.

Степень освоенности слова проявляется в вариантах места ударения: кружкОвый и кружковОй, запАсный и запаснОй, околозЕмный и околоземнОй, мИнусовый и минусовОй, очИстный и очистнОй. Подобные слова не включаются в задания ЕГЭ, так как оба варианта считаются правильными.

И всё же выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных. Между тем есть довольно последовательная норма, согласно которой ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме:

красИвый красИв красИва красИво красИвы; немЫслимый — немЫслим немЫслима немЫслимо немЫслимы и т.п.

Количество прилагательных с подвижным ударением в русском языке невелико, но они часто используются в речи, и поэтому нормы ударения в них нуждаются в комментариях. Ударение нередко падает на основу в форме мужского, среднего рода и мн. числа и на окончание в форме женского рода: прАвый прав прАво прАвы правА; сЕрый — сер сЕро сЕры серА; стрОйный стрОен стрОйно стрОйны стройнА.

Подобные прилагательные, как правило, имеют односложные основы без суффиксов либо с простейшими суффиксами

(-к-, -н-). Однако так или иначе возникает необходимость обращения к орфоэпическому словарю, так как ряд слов «выбивается» из указанной нормы. Можно, например, говорить: длИнны и длиннЫ, свЕжи и свежИ, пОлны и полнЫ и т. д.

Следует также сказать и о произношении прилагательных в сравнительной степени. Существует такая норма: если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе -ее: сильнА сильнЕе, больнА больнЕе, живА живЕе, стройнАстройнЕе, правА — правЕе; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва красИвее, печАльна печАльнее, протИвна протИвнее. То же касается и формы превосходной степени.

Ударение в глаголах

Одна из наиболее напряжённых точек ударения в употребительных глаголах — это формы прошедшего времени.

Ударение в прошедшем времени обычно падает на тот же слог, что и в инфинитиве: сидЕть сидЕла, стонАть — стонАла. прЯтать прЯтала, начинАть — начинАла. Вместе с тем группа употребительных глаголов (около 300) подчиняется другому правилу: ударение в форме женского рода переходит на окончание, а в остальных формах остаётся на основе. Это глаголы брать. быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др. Рекомендуется говорить: жить жил жИло — жИли жилА; ждать ждал ждАлождАли — ждалА; лить — лил лИло лИлилилА. Так же произносятся и производные глаголы (прожить, забрать, допить, пролить

и т. п.).

Исключение составляют слова с приставкой вы-, которая принимает ударение на себя: вЫжить вЫжила, вЫлить — вЫлила, вЫзвать вЫзвала.

У глаголов класть, красть, слать, послать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе: крАла, слАла, послАла, стлАла.

И ещё одна закономерность. Довольно часто в возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начАтьсяначалсяЯ, началАсь, началОсь, началИсь; принЯться — принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.

О произношении глагола звонить в спрягаемой форме. Орфоэпические словари последнего времени совершенно обоснованно продолжают рекомендовать ударение на окончании: звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт. Эта традиция опирается на классическую литературу (прежде всего поэзию), речевую практику авторитетных носителей языка.

Ударение в некоторых причастиях и деепричастиях

Наиболее частые колебания ударения фиксируются при произношении кратких страдательных причастий.

Если ударение в полной форме находится на суффиксе -ённ- то оно остаётся на нём только в форме мужского рода, в остальных формах переходит на окончание: проведённыйпроведён, проведенА, проведенО, проведенЫ; завезённый завезён, завезенА, завезенО, завезенЫ. Однако носителям языка иногда трудно правильно выбрать место ударения и в полной форме. Говорят: «завеЕзенный» вместо завезённый, «перевЕденный» вместо переведённый и т. д. В таких случаях стоит чаще обращаться к словарю, постепенно отрабатывая правильное произношение.

Несколько замечаний о произношении полных причастий с суффиксом

-т-. Если суффиксы неопределённой формы -о-, -ну- имеют на себе ударение, то в причастиях оно перейдёт на один слог вперед: полОть пОлотый, колОть кОлотый, согнУть сОгнутый, завернУть завёрнутый.

Страдательные причастия от глаголов лить и пить (с суффиксом -) отличаются нестабильным ударением. Можно говорить: прОлитый и пролИтый, прОлит и пролИт, пролитА (только!), прОлито и пролИто, прОлиты и пролИты; дОпитый и допИтый, дОпит и допИт, допитА и допИта, дОпито и допИто, дОпиты и допИты.

Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в неопределённой форме соответствующего глагола: вложИв, задАв, залИв, занЯв, запИв, исчЕрпав (НЕЛЬЗЯ: исчерпАв), начАв, поднЯв, пожИв, полИв, положИв, понЯв, предАв, предпринЯв, прибЫв, принЯв, продАв, проклЯв, пролИв, пронЯв, пропИв, создАв.

Ударение в наречиях в основном следует изучать путём запоминания и обращения к орфоэпическому словарю.

Имена существительные

агЕнт

алфавИт, от Альфа и вИта

аэропОрты, неподвижн. ударение на 4-ом слоге

бАнты, неподвижн. ударение на 1-ом слоге

бОроду, вин.п.,только в этой форме ед.ч. ударение на 1-ом слоге

бухгАлтеров, род.п.мн.ч., неподвижн. ударение на 2-ом слоге

вероисповЕдание, от веру исповЕдать

граждАнство

дефИс, из нем.яз., где ударение на 2-ом слоге

диспансЕр, слово пришло из англ. яз. через посредство франц.яз., где удар. всегда на последнем слоге

договорЁнность

докумЕнт

досУг

еретИк

жалюзИ, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

знАчимость, от прил. знАчимый

Иксы, им.п. мн.ч., неподвижн. ударение

каталОг, в одном ряду со словами диалОг, монолОг, некролОг т.п.

квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-ом слоге

киломЕтр, в одном ряду со словами сантимЕтр, децимЕтр, миллимЕтр…

кОнусы, кОнусов, неподвижн. ударение на 1-ый слог во всех падежах в ед.и мн.ч.

корЫсть

крАны, неподвижн. ударение на 1-ом слоге

кремЕнь, кремнЯ, удар. во всех формах на последнем слоге, как и в слове огОнь

лЕкторы, лЕкторов, см. слово бант(ы)

лыжнЯ

мЕстностей, род.п.мн.ч., в одном ряду со словоформой п

Очестей, чЕлюстей…, но новостЕй

мусоропровОд, в одном ряду со словами газопровОд, нефтепровОд, водопровОд

намЕрение

нарОст

нЕдруг

недУг

некролОг, см. каталОг

нЕнависть

нОвости, новостЕй, но: см. мЕстностей

нОготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех формах ед.ч.

Отрочество, от Отрок- подросток

партЕр, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

портфЕль

пОручни

придАное, сущ.

призЫв, в одном ряду со словами позЫв, отзЫв(посла), созЫв, но: Отзыв(на публикацию)

процЕнт

свЁкла

сирОты, им.п.мн.ч., ударение во всех формах мн.ч. только на 2-ом слоге

срЕдства, им.п.мн.ч.

стАтуя

столЯр, в одном яду со словами малЯр, доЯр, школЯр

созЫв, см. призЫв

тамОжня

тОрты, тОртов

цемЕнт

цЕнтнер

цепОчка

шАрфы, см. бАнты

шофЁр, в одном ряду со словами киоскЁр, контролЁр…

щавЕль

экспЕрт, из франц. яз., где ударение всегда на последнем слоге

Имена прилагательные

вернА, краткое прилаг. ж.р.

давнИшний

знАчимый

красИвее, прил.и нареч. в сравн.ст.

красИвейший, превосх.ст.

кровоточАщий

кУхонный

ловкА, краткое прилаг. ж.р.

мозаИчный

оптОвый

прозорлИва, краткое прилаг. ж.р., в одном ряду со словами смазлИва, суетлИва, болтлИва…, но: прожОрлива

слИвовый, образовано от слИва

баловАть, в одном ряду со словами баловАться, избаловАть, разбаловАть…, но:бАловень судьбы

брать-бралА

брАться-бралАсь

взять-взялА

взЯться-взялАсь

включИть-включИшь,

включИт, включИм

влИться-влилАсь

ворвАться-ворвалАсь

воспринЯть-воспринялА

воссоздать-воссоздалА

вручИть-вручИт

гнать-гналА

гнАться-гналАсь

добрАть-добралА

добрАться-добралАсь

дождАться-дождалАсь

дозвонИться-дозвонИтся,

дозвонЯтся

дозИровать

ждать-ждалА

жИться-жилОсь

закУпорить

занЯть-зАнял, занялА,

зАняло, зАняли

заперЕться-заперлАсь ( на ключ, на замок и т.п.)

звать-звалА

звонИть-звонИшь, звонИт,

звонИм

исключИть-исключИт

исчЕрпать

клАсть-клАла

клЕить

крАсться-крАлась

кровоточИть

лгать-лгалА

лить-лилА

лИться-лилАсь

наврАть-навралА

наделИть-наделИт

надорвАться-надорвалАсь

назвАться-назвалАсь

накренИться-накренИтся

налИть-налилА

нарвАть-нарвалА

насорИть-насорИт

начАть-нАчал, началА, нАчали

обзвонИть-обзвонИт

облегчИть-облегчИт

облИться-облилАсь

обнЯться-обнялАсь

обогнАть-обогналА

ободрАть-ободралА

ободрИть

ободрИться-ободрИшься

обострИть

одолжИть-одолжИт

озлОбить

оклЕить

окружИть-окружИт

опломбировАть, в одном ряду со словами формировАть, нормировАть, сортировАть…

опОшлить-опОшлят

освЕдомиться-освЕдомишься

отбЫть-отбылА

отдАть-отдалА

откУпорить-откУпорил

отозвать-отозвалА

отозвАться-отозвалАсь

перезвонИть-перезвонИт

перелИть-перелилА

плодоносИть

повторИть-повторИт

позвАть-позвалА

позвонИть-позвонИшь-позвонИт

полИть-полилА

положИть-положИл

понЯть-понялА

послАть-послАла

прибЫть-прИбыл-прибылА-прИбыло

принЯть-прИнял-прИняли

принУдить

рвать-рвалА

сверлИть-сверлИшь-сверлИт

снять-снялА

создАть-создалА

сорвАть-сорвалА

сорИть-сорИт

убрАть-убралА

убыстрИть

углубИть

укрепИть-укрепИт

чЕрпать

щемИть-щемИт

щЁлкать

балОванный

включённый-включЁн, см. низведЁнный

довезЁнный

зАгнутый

зАнятый-занятА

зАпертый-запертА

заселЁнный-заселенА

избалОванный, см. балОванный

кормЯщий

кровоточАщий

молЯщий

нажИвший

нАжитый-нажитА

налИвший

налитА

нанЯвшийся

начАвший

нАчатый

низведЁнный-низведЁн, см. включЁнный…

ободрённый-ободрЁн-ободренА

обострЁнный

определЁнный-определЁн

отключЁнный

повторЁнный

поделЁнный

понЯвший

прИнятый

приручЁнный

прожИвший

снЯтый-снятА

сОгнутый

Деепричастия

балУясь

закУпорив

начАв

начАвшись

отдАв

поднЯв

понЯв

прибЫв

вОвремя

добелА

дОверху

донЕльзя

дОнизу

дОсуха

завИдно, в значении сказуемого

зАгодя, разговорное

зАсветло

зАтемно

Исстари

красИвее, прил.и нареч. в сравн.ст.

навЕрх

надОлго

ненадОлго

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме: Урок в 10 классе по теме «Фонетика. Орфоэпия»

10- 11 класс.

Тема:  Фонетика. Орфоэпия.(2 часа)

Тип урока: урок повторения и обобщения изученного.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о фонетике,

                         графике и орфоэпии;

                         закрепить умение находить основные звуковые процессы

                          в слове, соблюдать орфоэпические нормы русского языка;

                          совершенствовать навыки фонетического разбора.

Ход урока.

Организационный момент.

Постановка цели урока.

     Сегодня на уроке мы повторим фонетику, графику и орфоэпию;  закрепим     умение находить основные звуковые процессы в слове, соблюдать орфоэпические нормы русского языка; совершенствовать навыки фонетического разбора, используя типичные задания ЕГЭ.

Актуализация знаний о фонетике, графике, орфоэпии.

Что изучает фонетика?  

(Звуки речи.)

Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания, соотношение со звуками?

 (Графика.)

Чем различаются буква и звук?  

(Букву видим и  пишем, звук произносим и слышим.)

Какую роль в  языке выполняют звуки? Приведите примеры.                      ( Звуки в языке выполняют  важную смыслоразличительную роль: создают внешнюю, звуковую оболочку слова и тем самым помогают отличать слова друг от друга.  Лимон — лиман, доска — тоска.)

В чём различие между произношением гласных и согласных звуков? Глухих и звонких согласных?  

( При образовании гласных воздух проходит через рот свободно,  при образовании согласных  встречает какие-либо преграды.  Гласные состоят из голоса, звонкие  согласные – из голоса и шума, глухие — из шума.)

Назовите звонкие  и глухие звуки, образующие пары.

 ([б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [ж] – [ш] + мягкие пары.)

Какие звуки не образуют пар по звонкости/глухости?

 ( 9 непарных звонких (сонорных) согласных: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] и 5 глухих согласных: [х], [х’], [ц], [ч’], [ш’].)

Приведите примеры парных по твёрдости/мягкости звуков.        

 ([б]-[б’], [в]-[в’], [г]-[г’], [д]-[д’], [з]-[з’] и др.)

Какие звуки не образуют пар по твёрдости/мягкости?

(3 твёрдых согласных: [ж], [ш], [ц] и 3 мягких согласных: [ч’], [ш’], [й’].)

Какие буквы и когда обозначают 2 звука? Приведите примеры.

(Буквы е – [й’э], ё – [й’о],   ю – [й’у], я – [й’а] в начале слова, после разделительного ъ, ь, после гласной: ель, подъезд, поёт.)

Как обозначается на письме мягкость согласных звуков?  Приведите примеры.

 ( С помощью ь (мельче), букв е, ё, ю, я (ветер, лёд, люк, ляг) и т.п. )

Какие процессы, связанные с согласными буквами, и когда происходят в слове? Приведите примеры.

( Озвончение  –  замена глухого согласного парным ему звонким перед  другим звонким согласным (просьба).  Оглушение — замена звонкого согласного парным ему глухим на конце слова и  перед глухим согласным (город, варежки).  Упрощение групп непроизносимых согласных лнц – [нц], здн – [зн], стн – [сн], стл – [сл], рдц – [рц] и др. (праздник – пра[зн]ик). Уподобление звуков (ассимиляция):  (смеяться – смея[ца]. Расподобление звуков (диссимиляция): ногти – [нохт’и].)

Что изучает орфоэпия? 

 ( Правила произношения звуков и ударения  в словах.)

4.Упражнения.

1.Сколько звуков [ц] в словах предложения: «Путешественницы скоро отправятся в Петропавловск-Камчатский»?

 (3 звука.)

2.Какие слова получатся, если звонкие согласные заменить глухими?

(Гол, док, бока, дом, злой – кол, ток, пока, том, слой.)

3.В каких словах под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?

Считать, жирный, щиколотка, панцирь, защита, широкий.

( Жирный, панцирь, широкий.)

4.По какому признаку данные слова можно разделить на две группы?

(Ветер, льёт, мера, вяжет, поем, июнь, яркий, песня,  люди, шьют.      В словах  льёт,  поем, июнь, яркий,  шьют буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука, в словах ветер, мера, вяжет,  песня,  люди  — гласный звук и мягкость предшествующего согласного.)

5.Выпишите слова, в которых:

а) количество букв совпадает с количеством звуков;

б) букв больше, чем звуков;

в) звуков больше, чем букв.

Сошью, модель, вестник, домовой, подъём, мель, ягнёнок, музейный, бульон, гость, вьётся, местный, юг.

(а) сошью, домовой, подъём, музейный, бульон, вьётся;

 б) модель, вестник, мель, гость, местный;

 в)  ягнёнок, юг.)

6.Назовите слова, в которых происходит:

а) оглушение согласных звуков;

б) озвончение согласных звуков.

Погрузка, сгибать, закуска, сторожка, зуд, сделать, заготовка, отбежать, сказка, покупка, косьба.

( а) оглушение согласных звуков: погрузка, сторожка, зуд, заготовка, сказка;

  б) озвончение согласных звуков: сгибать, сделать, отбежать, косьба.)

7.Вставьте пропущенные буквы и определите, как передаётся на письме звук [ш‘].

 Изво_ик, пере_итать, до_атый, разно_ик, весну_атый, му_ина. (Извозчик, пересчитать, дощатый, разносчик, веснушчатый, мужчина.)

8. Поставьте ударение в словах. Подчеркните слова с ударением на втором слоге.

Премировать, каталог, красивее, закупорить, средствами, добыча, баловать, километр, копировать, звонят, некролог, форзац, банты, столяр, торты, ходатайство, черпать, щавель, эксперт.

(Премирова́ть, катало́г, краси́вее, заку́порить, сре́дствами, добы́ча, балова́ть, киломе́тр, копи́ровать, звоня́т, некроло́г, фо́рзац, ба́нты, столя́р, то́рты, хода́тайство, че́рпать, щаве́ль, экспе́рт.)

9. Образуйте формы кратких причастий женского, мужского, среднего рода и множественного числа. Поставьте ударение в словах.

 Изменённый, нанесённый, начатый, приведённый, принятый.

(Изменённый – изменена́, изменён, изменено́, изменены́.  Нанесённый — нанесена́, нанесён, нанесено́, нанесены́.  Начатый — начата́, на́чат, на́чато, на́чаты. Приведённый — приведена́, приведён, приведено́,  приведены́. Принятый – принята́, при́нят, при́нято, при́няты.)

10.Прочитайте вслух слова. В каких случаях чн произносится как [чн], [шн], возможно двоякое произношение?

Скучный, конечно, Кузьминична, прачечная, скворечник, точечный, подсвечник, двоечник, неудачный, булочная, беспорядочный, точно, девичник,  горчичник, горничная, тренировочный, копеечный.

(Произносится как [чн]: точечный, неудачный, точно, тренировочный.

Произносится как [шн]: скучный, конечно, Кузьминична, прачечная, скворечник, двоечник, девичник, горчичник.

Возможно двоякое произношение: подсвечник, булочная, беспорядочный, горничная,  копеечный.)

11. Прочитайте вслух иностранные слова с гласной е и определите произношение предшествующего согласного.

Кафе, музей, тезис, патент, кашне, дезинфекция, пастеризация, кортеж, профессор, эссе, ремарка, патетика, дебют, претензия, депрессия, свитер, неологизм, принтер, компетентность, энергия.

(Произносится твёрдый согласный: кафе, тезис,  кашне, пастеризация, кортеж,  эссе,  патетика, претензия, свитер, принтер, энергия.

Произносится мягкий согласный: музей, патент,  дезинфекция,  профессор, ремарка, дебют,  депрессия,  неологизм, компетентность.)

 

12.Обозначьте ударение. Укажите лексические значения слов.

Языковая система – языковая колбаса, характерная черта – характерная женщина,  броня на квартиру – броня на танке, развитая промышленность – развитая коса, меткая острота – острота перца.

(Языкова́я система – принадлежащая  языку как системе звуковых, словарных  и грамматических средств; языко́вая колбаса – изготовленная с языком животного. Характе́рная черта – свойственная кому-чему-нибудь, специфическая; хара́ктерная женщина – с упрямым, тяжёлым, своенравным характером. Бро́ня на квартиру – закрепление кого-чего-нибудь за кем-чем-нибудь и  документ;  броня́ на танке – прочная защитная облицовка из специальных плит на военных судах, танках, машинах.  Развита́я промышленность – достигшая высокой степени развития; разви́тая коса – ставшая прямой. Меткая остро́та  — шутка, отличающаяся остроумием; острота́ перца – сильное воздействие  на вкус или обоняние.)

13.Составьте словосочетания или предложения с парами слов, обращая внимание на ударение.

Истекший – истёкший, сложенный – сложённый, совершенный — совершённый,  призывной – призывный, подвижной – подвижный, переносной – переносный.

(Истекший период, срок – истёкший кровью, водой; сложенный  груз – хорошо сложённый человек, совершенный вид – совершённый поступок,  призывной возраст – призывный взгляд, подвижной состав– подвижный ребёнок, переносной телевизор– переносный смысл слова.)

5.Выполнение тестов.

Тест №1по теме «Фонетика. Орфоэпия.» (Задания блока А). (Выполняют учащиеся самостоятельно, затем проверяем вместе.)

1. В каких словах все согласные звуки ЗВОНКИЕ?

А. Берёг  

Б. Удобный

В. Справа

Г. Взморье

1) А и Г   2) Б и Г   3) Б и В   4) В и Г

2. В каком слове при произношении происходит ОГЛУШЕНИЕ согласного звука?

1) сватовство   2) успешно   3) разместиться   4) приятный

В каком слове  произносится МЯГКИЙ ГЛУХОЙ ШИПЯЩИЙ СОГЛАСНЫЙ?

щука   2) жалость   3) шарик  4) жила

В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?

бледнЫ   2) нАчаты   3) дОговор   4) зАвидно

В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?

звонИт  2) цемЕнт   3) Августовский  4) Эксперт

             Ключ.

              1)2;  2)1;  3)2;  4)4; 5)4.

         Тест №2 по теме «Фонетика. Орфоэпия.» ( Учащиеся выполняют самостоятельно.)

1. В каком слове количество букв совпадает с количеством звуков?

1) честный  2) ёлка  3) праздник  4) подъём

2. Укажите согласный звук, не имеющий парного звонкого.

1) [ш]     2) [к]      3) [ч’]     4) [ф]

3. Определите ряд, в котором перечислены только твёрдые согласные звуки.

1) [ч], [ш], [ж]    2) [ж],  [ч], [ц]    3) [ж],  [ш], [ц]   4) [ц], [й], [ш]

4. Сколько звуков [ц] в предложении: «Наша сокурсница собирается отправиться в Братск»?

5. В каком слове нет звука [с]?

1) тесто   2) чист   3) готовиться   4) солнце

6. В каком слове все согласные мягкие?

1) взвесь   2) цыгане   3) конец   4) песни

7. В каком слове произносится звук [т]?

1) подкормлю   2) стяг   3) бросить   4) тесть

8.  В каком слове нет звука [ы]?

1) цифра   2) в итоге   3) безыскусный   4) числа

9. В каком слове  4 звука?

1) пьёшь   2) лёд   3) боец   4) ялик

10. В каком слове  есть согласный шипящий твёрдый звук?

1) чело   2) щавель   3) жизнь   4) чудеса

11. В каком слове  есть согласный шипящий мягкий звук?

1) жестяной   2) шерсть   3) считать  4) жидкий

12. В каком слове  звуков больше, чем букв?

1) прелестный   2) сгибать   3) чеснок   4) поём

13. В каком слове  букв больше, чем звуков?

1) ёмкость   2) известный   3) пришёл   4) ядро

14. В каком слове  все согласные звуки звонкие?

1) влез   2) дождь   3) взморье   4) синий

15. В каком слове при произношении  происходит озвончение  согласного?

1) паровоз   2) дорожка   3) город   4) молотьба

16. В каком слове при произношении  происходит оглушение  согласного?

1) косьба   2) сберечь   3) варежка   4) сбивать

Ключ.

1)4;  2)3;  3)3;   4) 4 звука;  5)3;  6)4;  7)1;  8) 4;  9) 1; 10) 3; 11) 3; 12) 4;    13) 2; 14) 3; 15) 4; 16) 3.

Тест №3 по теме «Фонетика. Орфоэпия.» ( Учащиеся выполняют самостоятельно.)

1. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?

1) нАчат   2) нАчато   3) нАчата    4) нАчаты

2. В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?

1) водопрОвод   2) газопрОвод   3) путепровОд   4) электропровОд

3. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?

1) созвонИмся   2) пломбИровать   3) отключИт   4) чЕрпать

4. Выберите правильный вариант произношения слова:

1) Кузьминична [ч’н]  2) нарочно [ч’н]  3) скучно [шн]  4) девичник [ч’н]  

5. Выберите правильный вариант произношения слова:

1) тезис [т’]   2) тема [т]  3) свитер [т’]  4) принтер [т]

6. Выберите правильный вариант произношения слова:

1) кофе [фэ]   2) партер [т’]  3) опека [п’о]  4) фонетика [нэ]

7. Подберите существительное к прилагательному рАзвитые:

1) игры  2) кудри  3) государства   4) дети

8.  Какое существительное  не сочетается с  прилагательным истЕкший:

1)срок    2) период     3) кровью

Ключ.  1)3;  2)3;  3) 2;  4)3;  5)4;  6)4;  7)4; 8)3.

6.Подведение итогов урока.

7.Домашнее задание .

Составьте тесты (10-15 заданий) по теме «Фонетика. Орфоэпия» по образцу тестов и заданий, выполненных в классе.

Конспект урока «Фонетика и орфоэпические нормы» для учащихся 10 кл

10 класс «Фонетика и орфоэпические нормы»

Пояснительная записка

Тема «Фонетика и орфоэпия. Произносительные нормы» – первая в ряду изучаемых норм и разделов, и поэтому ей уделяется всегда особое внимание. От того, как воспримется учащимися работа на этом занятии, зависит и восприятие последующих тем.

Кроме того, это та тема, которая важна и интересна для человека любого возраста, ведь вопросы, связанные с правильным произношением возникают как у выпускников школ (сейчас основные элементы этих норм необходимо знать в связи с экзаменами ЕГЭ), так и у взрослых людей, живущих современной насыщенной жизнью.

И, наконец, освоение правильного произношения – это первая ступень к овладению речевой культурой вообще. Сейчас уже прошёл тот период, когда произношению не уделялось достаточного внимания. Теперь уже слово, произнесенное с ошибкой, вызывает насмешки окружающих, а у самого человека порождает неуверенность в себе.

Чтобы обобщить уже имеющиеся сведения о произношении и восполнить пробелы каждого слушателя, необходимо использовать форму диалога, которая позволит предусмотреть возникающие вопросы.

Для закрепления сказанного материала возможно использование дидактических материалов (тренировочные упражнения для произношения различных частей речи), а в конце занятия в качестве обобщения предлагается иллюстрация с обобщением.

Всё перечисленное и определяет основные цели данного практического занятия:

  • образовательная цель: обобщение занятий, связанных с произношением

  • развивающая: вырабатывание умения видеть речевые ошибки в своей и чужой речи и уметь их объяснять

  • воспитательная: воспитание серьёзного и осознанного отношения к своей речи как части общей культуры человека

Тип занятия – комбинированное (практическое)

Комбинированное занятие предполагает:

  • опрос по предыдущим темам

  • объяснение нового материала в форме диалога

  • закрепление нового с использование дидактического материала (тренировочные упражнения по теме)

  • подведение итога всему повторенному материалу

в качестве иллюстраций используется презентация «Орфоэпические нормы».

Ход занятия

  1. Организационный момент. Объявление темы и цели занятия.

Тема «Фонетика и Орфоэпия. Произносительные нормы.» Цель – знакомство с новым материалом и обобщение знаний, связанных с литературным произношением.

  1. Вопросы по теме «Введение. Язык и речь»:

    1. Что такое речь?

    2. Каковы функции речи?

    3. Какие виды речи и в чём особенности письменной речи?

    4. Что такое язык?

    5. Каковы функции языка?

    6. Какие стили существуют?

    7. Что объединяет эти стили?

    8. Что включает в себя понятие «языковая норма»?

    9. Какие нормы существуют в русском языке?

    10. Что входит в понятие «культура речи»?

  2. Тема занятия, над которой мы работаем связана произношением. Кроме того, вы сами можете объяснить название темы

– Что изучает такой раздел русского языка как «Фонетика»? (звуки и буквы)

Именно фонетика объясняет произношение гласных и согласных звуков.

Основной закон произношения гласных звуков – одни гласные произносятся чётко (под ударением), другие гласные (безударные) нечётко, т.е. с ослабленной артикуляцией, и такие гласные называются редуцированными.

Основной закон произношения согласных – оглушение и уподобление. Так обычно мы произносим слово просьба с буквой «з» в середине слова, а слово варежка – с буквой «ш» в середине слова. В слове город, труд и других подобных звонких согласных на конце слышится глухая согласная.

Второе слово в названии темы вы тоже, наверняка, можете объяснить

– Что изучает орфоэпия? (правильная речь, т.е. правильное произношение)

Каждая область, входящая в состав России имеет свои особенности произношения – так складывалось исторически. Объединяющим для всех стало литературное произношение – оно является для всех образцом, нормой.

Таким образом появились произносительные нормы. Они же по-другому называются орфоэпические. Эти нормы объясняют

  • особенностями ударения в слове

  • произношением в словах Ё или Е

  • произношением твёрдых или мягких согласных

  • правильное произношение гласных или согласнх в отдельных словах

Когда-то в основу литературного произношения. Как и любое другое оно имело свои особенности. До сих пор старые москвичи произносят мягкое [р’] в словах верх, церковь. Кроме того, как и когда-то, в московском говоре, мы произносим сочетание [шн] в словах: булочная, сливочный, горчичники, перечница.

Самое сложное в произношении – разобраться в постановке ударения. Особенности ударения изучает раздел произносительных норм – акцентологический. Ударение действительно сложно изучать, т.к. в русском языке оно является свободным и разноместным.

    1. Больше всего сложностей возникает с ударением. Дело в том, что ударение в русском языке свободное (т.е. подвижное, может перемещаться от корня к окончанию: герб-гербы´, бинт-бинты´) и разноместным, т.е. не фиксированным на определённом слоге, как во французском или польском языках.

Более того в русском языке существуют слова с двойным ударением или акцентологические варианты. Варианты могут равноправны: бáржа и баржá, пéтля и петля´, ки´рзовый-кирзóвый.

И варианты могут быть неравноправными. Один из них предпочтительней для официальной речи, другой (дополнительный вариант) возможен только для разговорной речи.

К таким словам относятся

    1. кулинáрия – кулинари´я

    2. тéфтели – тефтéли

    3. иначе – инáче

    4. твóрог – творóг

    5. апартамéнты – апартáменты

  1. Постановка ударения может зависеть от значения слова

    • языковóй барьер — языкóвая колбаса

    • первозданный хáос — в доме хаóс

    • переноснóй радиоприёмник – перенóсное значение

    • харáктерная роль – характéрный поступок

    • развитáя промышленность – рáзвитый не по годам ребёнок

  2. Разноместность ударения может быть связана с хронологическими рамками:

Украинский(современное) — украинское(устаревшее)

Запасной (совр.) – запасный(устар.)

  1. Ударение в существительных может быть связано с конкретным сочетанием звуков. Например, сочетания:

    • áтай (в словах глашáтай, завсегдáтай, ходатáйство)

    • вóд (в словах газопровóд, мусоропровóд)

    • лéние (в словах мышлéние, углублéние)

    • óт (в существительных, образованных от глагола: зевóта, дремóта)

    • лóг (в существительных неодушевлённых: каталóг, некролóг)

  2. Ударение в существительных связано и с происхождением слова. Допустим, пришедшие из французского языка сохранили ударение на последнем слоге: партéр, жáлюзи, диспансéр, адюльтéр, несессéр, адюльтéр.

  3. Многосложные существительные чаще всего имеют ударение на последнем слоге: психиатрия, тахикардия, ассиметрия, некрофилия. Но есть среди них такие, где ударение притягивается в середину слова древним латинским корнем: филантрóпия, демокрáтия, гомеопáтия, флюорогрáфия, кинематогрáфия.

  4. При изменении по числам или падежам в коротких (одно-двух-трёхсложных) существительных ударение чаще всего перемещается на конец слова: герб-гербы, на гербах, бинт-бинты, в бинтах. Но запоминать надо те, в которых ударение остается неподвижным при изменении слова: тóрт-тóрты, крáн-крáны, тóст-тóсты, договóр-договóры.

  5. Существительные, образованные от глагола будут сохранять ударение на том же слоге, что и в глаголе:

обеспéчение (т.к. обеспéчить)

вероисповéдание (т.к. исповéдать)

Закрепление материала на тренировочных упражнениях лист 1, зад 1а

  1. Прилагательные чаще всего сохраняют ударение на том же слоге, что и в существительных от которых они образованы (áвгуст-áвгустовский) кроме некоторых слов, в которых ударение перемещается на следующий слог (óпт-оптóвый).

  2. Важно запомнить только отдельные формы прилагательных

      1. красивый – сравнительная степень красивее

превосходная степень – красивейший

    1. он прав, она права, Вы правы, они правы

Закрепление на тренировочных упражнениях лист 1, задание 1б

  1. среди глаголов неопределённой формы особенно важно выделить 3 группы:

    • 1 группа слов – с ударением на конец слова: начать, принять, облегчить, углубить, избаловать, премировать, пломбировать.

    • 2 группа слов – с ударением на начало или середину слова: исчерпать, откупорить, принудить, опошлить, блокировать, транспортировать.

    • 3 группа – варианты поперчить-поперчить, окислить-окислить, искриться и искриться

  2. Кроме того, важно помнить о некоторых глаголах настоящего времени, ударения в которых всегда остаётся неизменным

позвонить-позвонит, созвонимся, позвонишь

включит-включит, заключит, отключить

заразит-заразишь, заразишься

Закрепление материала на тренировочных упражнениях лист 1г, лист 2, зад 4, 5

  1. И, наконец, последнее правило: буква Ё всегда будет ударной, в какой бы части слова она ни была: свёкла, новорождённый, осуждённый

Выполнение задания 3 из тренировочного упражнения с использованием словарей

  1. Демонстрация презентации «Орфоэпические нормы».

Вопросы после просмотра презентации:

    1. Кто устанавливает орфоэпические нормы?

    2. Какое произношение лежит в основе русского литературного?

    3. В каких языках фиксированное ударение?

    4. В каких языках ударение остаётся неподвижным при изменении?

    5. Чем отличаются глаголы и отглагольные прилагательные женского рода?

    6. В каких словах сохраняется старое московское произношение?

  1. Подведём итоги. Сегодня мы познакомились с

    1. основными законами орфоэпии

    2. существующими вариантами ударений

    3. особенности ударения в существительных, прилагательных, глаголах

    4. историей орфоэпических норм

Домашнее задание связано с тем, что сказано на занятии: упр. 421, 422, 432, 433 – выписать из словаря значения и произношение неизвестных вам слов.

Список литературы для преподавателя к практическому занятию:

  1. Учебное пособие. Русский язык и культура речи/ Под редакцией

О. Я. Гойхмана. М.: ИНФА-М, 2004

  1. Учебное пособие. Русский язык и культура речи/ Автор-составитель И. Б. Лобанов. М.: Академ проект, 2007

  2. Справочник-практикум. Культура устной и письменной деловой речи. – М.: Флинта, Наука, 2006

  3. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения/ Под редакцией Л.А. Введенской. Москва — Ростов-на-Дону, 2006

  4. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение./ Под редакцией Резниченко И. Л. — М.: Рус. яз. – Медиа, 1993

Методическая разработка по русскому языку (10 класс): Конспект к уроку Фонетика и орфоэпические нормы 10 кл

10 класс «Фонетика и орфоэпические нормы»

Пояснительная записка

Тема «Фонетика и орфоэпия. Произносительные нормы» – первая в ряду изучаемых норм и разделов, и поэтому ей уделяется всегда особое внимание. От того, как воспримется учащимися работа на этом занятии, зависит и восприятие последующих тем.

Кроме того, это та тема, которая важна и интересна для человека любого возраста, ведь вопросы, связанные с правильным произношением возникают как у выпускников школ (сейчас основные элементы этих норм необходимо знать в связи с экзаменами ЕГЭ), так и у взрослых людей, живущих современной насыщенной жизнью.

И, наконец, освоение правильного произношения – это первая ступень к овладению речевой культурой вообще. Сейчас уже прошёл тот период, когда произношению не уделялось достаточного внимания. Теперь уже слово, произнесенное с ошибкой, вызывает насмешки окружающих, а у самого человека порождает неуверенность в себе.

Чтобы обобщить уже имеющиеся сведения о произношении и восполнить пробелы каждого слушателя, необходимо использовать форму диалога, которая позволит предусмотреть возникающие вопросы.

Для закрепления сказанного материала возможно использование дидактических материалов (тренировочные упражнения для произношения различных частей речи), а в конце занятия в качестве обобщения предлагается иллюстрация с обобщением.

Всё перечисленное и определяет основные цели данного практического занятия:

  • образовательная цель: обобщение занятий, связанных с произношением
  • развивающая: вырабатывание умения видеть речевые ошибки в своей и чужой речи и уметь их объяснять
  • воспитательная: воспитание серьёзного и осознанного отношения к своей речи как части общей культуры человека

Тип занятия – комбинированное (практическое)

Комбинированное занятие предполагает:

  • опрос по предыдущим темам
  • объяснение нового материала в форме диалога
  • закрепление нового с использование дидактического материала (тренировочные упражнения по теме)
  • подведение итога всему повторенному материалу

в качестве иллюстраций используется презентация «Орфоэпические нормы».

Ход занятия

  1. Организационный момент. Объявление темы и цели занятия.

Тема «Фонетика и Орфоэпия. Произносительные нормы.» Цель – знакомство с новым материалом и обобщение знаний, связанных с литературным произношением.

  1. Вопросы по теме «Введение. Язык и речь»:
  1. Что такое речь?
  2. Каковы функции речи?
  3. Какие виды речи и в чём особенности письменной речи?
  4. Что такое язык?
  5. Каковы функции языка?
  6. Какие стили существуют?
  7. Что объединяет эти стили?
  8. Что включает в себя понятие «языковая норма»?
  9. Какие нормы существуют в русском языке?
  10. Что входит в понятие «культура речи»?
  1. Тема занятия, над которой мы работаем связана  произношением. Кроме того, вы сами можете объяснить название темы

– Что изучает такой раздел русского языка как «Фонетика»? (звуки и буквы)

Именно фонетика объясняет произношение гласных и согласных звуков.

Основной закон произношения гласных звуков – одни гласные произносятся чётко (под ударением), другие гласные (безударные) нечётко, т.е. с ослабленной артикуляцией, и такие гласные называются редуцированными.

Основной закон произношения согласных – оглушение и уподобление. Так обычно мы произносим слово просьба с буквой «з» в середине слова, а слово варежка – с буквой «ш» в середине слова. В слове город, труд и других подобных звонких согласных на конце слышится глухая согласная.

Второе слово в названии темы вы тоже, наверняка, можете объяснить

– Что изучает орфоэпия? (правильная речь, т.е. правильное произношение)

Каждая область, входящая в состав России имеет свои особенности произношения – так складывалось исторически. Объединяющим для всех стало литературное произношение – оно является для всех образцом, нормой.

Таким образом появились произносительные нормы. Они же по-другому называются орфоэпические. Эти нормы объясняют

  • особенностями ударения в слове
  • произношением в словах Ё или Е
  • произношением твёрдых или мягких согласных
  • правильное произношение гласных или согласнх в отдельных словах

Когда-то в основу литературного произношения. Как и любое другое оно имело свои особенности. До сих пор старые москвичи произносят мягкое [р’] в словах верх, церковь. Кроме того, как и когда-то, в московском говоре, мы произносим сочетание [шн] в словах: булочная, сливочный, горчичники, перечница.

Самое сложное в произношении – разобраться в постановке ударения. Особенности ударения изучает раздел произносительных норм – акцентологический. Ударение действительно сложно изучать, т.к. в русском языке оно  является свободным и разноместным.

  1. Больше всего сложностей возникает с ударением. Дело в том, что ударение в русском языке свободное (т.е. подвижное, может перемещаться от корня к окончанию: герб-гербы´, бинт-бинты´) и разноместным, т.е. не фиксированным на определённом слоге, как во французском или польском языках.

Более того в русском языке существуют слова с двойным ударением или акцентологические варианты. Варианты могут равноправны: бáржа и баржá, пéтля и петля´, ки´рзовый-кирзóвый.

И варианты могут быть неравноправными. Один из них предпочтительней для официальной речи, другой (дополнительный вариант) возможен только для разговорной речи.

К таким словам относятся

  1. кулинáрия – кулинари´я
  2. тéфтели – тефтéли
  3. иначе – инáче
  4. твóрог – творóг
  5. апартамéнты – апартáменты
  1. Постановка ударения может зависеть от значения слова
  • языковóй барьер — языкóвая колбаса
  • первозданный хáос — в доме хаóс
  • переноснóй радиоприёмник – перенóсное значение
  • харáктерная роль – характéрный поступок
  • развитáя промышленность – рáзвитый не по годам ребёнок
  1. Разноместность ударения может быть связана с хронологическими рамками:

Украинский(современное) — украинское(устаревшее)

Запасной (совр.) – запасный(устар.)

  1. Ударение в существительных может быть связано с конкретным сочетанием звуков. Например, сочетания:
  • áтай  (в словах глашáтай, завсегдáтай, ходатáйство)
  • вóд (в словах газопровóд, мусоропровóд)
  • лéние (в словах мышлéние, углублéние)
  • óт (в существительных, образованных от глагола: зевóта, дремóта)
  • лóг (в существительных неодушевлённых: каталóг, некролóг)
  1. Ударение в существительных связано и с происхождением слова. Допустим, пришедшие из французского языка сохранили ударение на последнем слоге: партéр, жáлюзи, диспансéр, адюльтéр, несессéр, адюльтéр.
  2. Многосложные существительные чаще всего имеют ударение на последнем слоге: психиатрия, тахикардия, ассиметрия, некрофилия. Но есть среди них такие, где ударение притягивается в середину слова древним латинским корнем: филантрóпия, демокрáтия, гомеопáтия, флюорогрáфия, кинематогрáфия.
  3. При изменении по числам или падежам в коротких (одно-двух-трёхсложных) существительных ударение чаще всего перемещается на конец слова: герб-гербы, на гербах, бинт-бинты, в бинтах. Но запоминать надо те, в которых ударение остается неподвижным при изменении слова: тóрт-тóрты, крáн-крáны, тóст-тóсты, договóр-договóры.
  4. Существительные, образованные от глагола будут сохранять ударение на том же слоге, что и в глаголе:

обеспéчение (т.к. обеспéчить)

вероисповéдание (т.к. исповéдать)

Закрепление материала на тренировочных упражнениях лист 1, зад 1а

  1. Прилагательные чаще всего сохраняют ударение на том же слоге, что и в существительных от которых они образованы (áвгуст-áвгустовский) кроме некоторых слов, в которых ударение перемещается на следующий слог (óпт-оптóвый).
  2. Важно запомнить только отдельные формы прилагательных
  1. красивый – сравнительная степень красивее

превосходная степень – красивейший

  1. он прав, она  права, Вы правы, они правы

Закрепление на тренировочных упражнениях лист 1, задание 1б

  1. среди глаголов неопределённой формы особенно важно выделить 3 группы:
  • 1 группа слов – с ударением на конец слова: начать, принять, облегчить, углубить, избаловать, премировать, пломбировать.
  • 2 группа слов – с ударением на начало или  середину слова: исчерпать, откупорить, принудить, опошлить, блокировать, транспортировать.
  • 3 группа – варианты поперчить-поперчить, окислить-окислить, искриться и искриться
  1. Кроме того, важно помнить о некоторых глаголах настоящего  времени, ударения в которых всегда остаётся неизменным

позвонить-позвонит, созвонимся, позвонишь

включит-включит, заключит, отключить

заразит-заразишь, заразишься

Закрепление материала на тренировочных упражнениях лист 1г, лист 2, зад 4, 5

  1. И, наконец, последнее правило: буква Ё всегда будет ударной, в какой бы части слова она ни была: свёкла, новорождённый, осуждённый

Выполнение задания 3 из тренировочного упражнения с использованием словарей

  1. Демонстрация презентации «Орфоэпические нормы».

Вопросы после просмотра презентации:

  1. Кто устанавливает орфоэпические нормы?
  2. Какое произношение лежит в основе русского литературного?
  3. В каких языках фиксированное ударение?
  4. В каких языках ударение остаётся неподвижным при изменении?
  5. Чем отличаются глаголы и отглагольные прилагательные женского рода?
  6. В каких словах сохраняется старое московское произношение?
  1. Подведём итоги. Сегодня мы познакомились с
  1. основными законами орфоэпии
  2. существующими вариантами ударений
  3. особенности ударения в существительных, прилагательных, глаголах
  4. историей орфоэпических норм

Домашнее задание связано с тем, что сказано на занятии: упр. 421, 422, 432, 433 – выписать из словаря значения и произношение неизвестных вам слов.

Список литературы для преподавателя к практическому занятию:

  1. Учебное пособие.  Русский язык и культура речи/ Под редакцией

 О. Я. Гойхмана.  М.: ИНФА-М, 2004

  1. Учебное пособие.  Русский язык и культура речи/ Автор-составитель  И. Б. Лобанов. М.: Академ проект, 2007
  2. Справочник-практикум. Культура устной и письменной деловой речи. – М.: Флинта, Наука,  2006
  3. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения/ Под редакцией        Л.А. Введенской. Москва — Ростов-на-Дону,  2006
  4. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение./ Под редакцией Резниченко И. Л. — М.: Рус. яз. – Медиа, 1993

Разработка урока по теме «Орфоэпические нормы литературного языка».

Урок русского языка в 10 классе.

Тема: Орфоэпические нормы литературного языка.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации по данной теме средствами ИКТ технологий.

значит и мыслить кое — как: приблизительно, неточно, неверно.

А. Н. Толстой

1. Организационно-мотивационный

Совместное определение темы урока.

Коллективная

Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

– Здравствуйте, ребята.
Опираясь на материал домашнего задания и эпиграф к нашему уроку, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Как вы думаете, какому разделу лингвистики он будет посвящен? 
Запишите тему урока.

Учитель: Наш сегодняшний урок по теме «Орфоэпические нормы литературного языка» носит повторительно-обобщающий характер.

– Какие цели вы поставите перед собой?

Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы.

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Личностные: понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслообразование).

2. Исходная мотивация урока:актуализация прежних знаний, повторение теоретического материала и проверка домашнего задания.

Коллективная фронтальная работа с таблицами

Слайды 6-8

Слайды 9, 10 (анализ примеров)

Работа по карточкам в парах и группах

Анализ слайдов 11-15

Задание 1. Пары 1 группы (низкий уровень подготовки)

Пары 2 группы (средний уровень подготовки)

Разноуровневое домашнее задание:

*Низкий уровень (В): подготовить вопросы для фонетической разминки. Слайд 5

*Средний уровень (А): подготовить фонетические задачи по типу:

а) измените в словах один звук, чтобы получилось новое слово;
б) прочитайте слова в обратном порядке, запишите полученные слова.

– Какая функция звуков речи лежит в основе данных заданий?(Смыслоразличительная)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества: умения работать в группе, в паре.

3. Операционно-познавательный этап урока(обобщение знаний, осмысление полученных знаний по теме «Фонетика. Орфоэпия»)

Самостоятельный выбор уровня заданий цели и  задач урока, этапов и форм работы

Работа по культуре речи.

Отработка орфоэпических норм современного русского языка с элементами развития устной речи учащихся

 

 

 

Задание 2.Самостоятельная работа с раздаточным материалом по группам и в парах

Слайд 16

Работа с различными видами словарей (орфографический, этимологический, толковый)

 

 

 

 

 

 

 

 

Занимательный материал

 

 

Задание 3. Работа в парах

Слайд 17

 

 

Задание 4. Работа в группах.

Слайд 18

 

Самоконтроль с помощью прослушивания звукозаписи текста. Самооценка работы.

– Сегодня на уроке вы проверите свои знания по фонетике: хорошо ли вы знаете особенности звуков русского языка, соблюдаете ли орфоэпические нормы современного русского языка, умеете ли пользоваться различными видами словарей и определять звуковой состав слова.

1) Записать фонетическую транскрипцию слов: равноправие,осадкив течение.

2) Выполнить фонетический разбор слов: русскийорфоэпия.

Словарно-орфоэпическая работа: используя карточку-справочник «Особенности ударения в русском языке» и при затруднении орфоэпический словарь, расставить в данных словах ударение.

– Какие звуки обозначают выделенные буквы?

а) взаимопроверка выполненных заданий;
б) самооценка своей работы и выставление оценок в лист самооценки по данным критериям;
в) обсуждение типичных ошибок.

Учитель: В чем же заключается особенность ударения в русском языке?

– Опираясь на различные виды словарей и на материал учебника А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой стр. № 24-25, разграничьте понятия омонимы,омофоны. омографы.

– Как превратить слово языковую в сочетании со словом колбасу в явление, происходящее в языке?(Языковая колбаса – языковое явление)

– Как называется эта пара слов?(Омографы)

– Подберите к данным словам:атласброняпастизамокледник,характерный омографы. Составьте с ними словосочетания, учитывая лексическое значение слов.

а) взаимопроверка выполненных заданий;
б) самооценка своей работы и выставление оценок в лист самооценки по данным критериям;
в) обсуждение типичных ошибок.

Упражнение «Говорите правильно по-русски»:

а) 1 группа (низкий уровень подготовки) Используя данные в карточке ключевые слова составить рассказ на тему «А у нас сегодня гости!», правильно употребив слова с точки зрения ударения.

б) 2 группа (средний уровень подготовки) Конкурс дикторов центрального телевидения.

– Выразительно прочитайте данный текст,соблюдая присущие публицистическому стилю интонации и орфоэпические нормы современного русского языка, обращая особое внимание на выделенные слова.

Познавательные: совершенствование навыков работы с различными видами словарей и справочной литературы, умений находить необходимый учебный материал в различных информационных источниках.

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!)

Регулятивные: знать алгоритм (порядок) фонетического разбора слова.

Познавательные: совершенствование навыков работы с различными видами словарей и справочной литературы.

Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера.

Познавательные: умение преобразовывать, использовать и теоретическую информацию на практике.

Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера.

Познавательные: умения находить необходимый учебный и иллюстративный материал в различных информационных источниках.

Личностные: развитие у учащихся чувства любви к красоте, правильности и выразительности русского слова.

Коммуникативные: развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи средствами публицистического стиля.

4. Рефлексивно-оценочный этап урока.

А) Контроль знаний учащихся в формате ЕГЭ.Тестирование .

Б) Итоги урока

В) Рефлексия: Что нового узнали? чему научились?

В чем испытывали трудности?

 

 

Задание 5.Индивидуальное контрольное тестирование.

Индивидуальное задание с использованием дополнительных источников информации.

Слайды 19-20

Учитель предлагает проверить учащимся знания, выполнив предложенный тест.

Учащиеся выполняютпредложенные учебные ресурсы.Тест.

 

Проблемный вопрос: нужно ли изучать фонетику и орфоэпию? Докажите свою точку зрения, опираясь на мнения ученых и писателей

Учитель: Вы привели яркие примеры, отвечая на проблемный вопрос. Чтобы овладеть правильным литературным произношением, необходимо уметь слышать и анализировать звучащее слово. Именно звучащее слово является основной формой существования языка.

Анализ и оценка проделанной работы.

Учитель выставляет оценки, комментирует их.

Учащиеся оценивают свою деятельность и знания.

– Выскажите свое отношение к уроку. 
– Оцените свою активность на уроке в индивидуальном путевом листе.

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!).Совершенствование навыков работать с материалами ЕГЭ.

Коммуникативные: развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи учащихся.

Регулятивные: осмысленное действие.

5. Домашнее задание

Самостоятельный выбор уровня домашнего задания

Дифференцированные задания различного уровня

Слайд 21

Учитель дает рекомендации по выполнению д/задания.

Учащиеся выбирают уровень задания, уточняют ход его выполнения.

а) средний уровень: Русский язык – великий и могучий. Однако все течет и изменяется. И язык тоже нуждается в нашей поддержке, а, может быть, даже в рекламной кампании. Составить текст призыва в публицистическом стиле с призывом изучать фонетику и бережно относиться к языку (не менее 100 слов).

В рассуждении приведите 2 аргумента.

б) низкий уровень: ответить на вопросы в учебнике на стр. 14, упр. 15

Коммуникативныесоставление письменного связного монологического высказывания публицистического стиля.

Личностные выражение собственного отношения к проблемам сохранения чистоты и правильности русской речи.

Регулятивныеосмысленное действие.

Познавательные анализ проделанной работы, полученных знаний и умений.

Коммуникативныеконтроль и оценка своих действий.

Личностные осознание значимости урока, смыслообразование, способствовать гармоничному развитию личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.

Орфоэпические нормы русского литературного языка

Цели и задачи урока: дать представление о предмете изучения орфоэпии;

познакомить с особенностями русского ударения;

ввести понятие орфоэпической нормы;

обобщить сведения об особенностях произношения некоторых звуковых сочетаний;

систематизировать и обобщить имеющиеся знания о постановке ударения в именах прилагательных, глаголах, некоторых причастиях;

формировать речевое мастерство учащихся через практическое усвоение орфоэпических норм

Оборудование: проектор, слайды, карточки с заданиями, дидактический материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Организационный момент.

 — Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно вас всех видеть. Поприветствуйте и вы своих партнёров по команде.

II. Усвоение темы

1) Вступительное слово учителя

 — Мой дядя выяснял лет сорок,

И все же выяснить не мог —

Как говорить вернее: творог?!

А может, правильней – творог?!

И как — то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке, —

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог….

А как спросить: «Почем творог?

А может, правильнее — творог?»

А в это время у прилавка

И шум, и очередь, и давка,

Но дядя дольше всех стоит.

И сам с собою говорит:

«Н — да… Я к произношенью строг,

Не допускаю оговорок…

Но как же все — таки — творог,

А может, правильнее – творог?!»

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы, —

Сказав: «Прошу вас получить

За полкило … творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось,

Она распродана уже!»

 — А в вашей жизни бывали подобные ситуации, когда вы не были уверены в произношении слова? Как вы выходили из них? А может, вы вообще не обращаете внимание на произношение или вам режет слух неправильная речь?

 — Так как же правильно: «твОрог» или «творОг»?

 — Давайте сформулируем вместе тему сегодняшнего урока. СИНГЛ РАУНД РОБИН: Проговорите в команде возможные варианты по кругу 1 раз. Начинает участник под номером 2. («Орфоэпические нормы русского литературного языка»). Попросим назвать варианты команду № , отвечает партнёр № 3.

 2) Запись в тетрадях даты, темы урока (СЛАЙД № 1)

 — Посмотрите задание № 1, произнесите правильно: ТОрты, кУхонный, включИм, понЯвший, закУпорив, навЕрх (СЛАЙД №2)

 — Почему так сложно бывает выбрать, где сделать ударение в слове? Попробуем в этом разобраться.

3) — Итак, а разобраться во всём помогает раздел языкознания – ОРФОЭПИЯ. Скажите, что в переводе с греческого значат элементы этого слова – ОРФОС и ЭПОС? В каких ещё словах можно их встретить? ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН: Все записывают в тетрадях свои варианты в течение 20 секунд, по одному зачитывают свои ответы, а все остальные записывают новые идеи. Начинает проговаривать участник под номером3. (ОРФОГРАФИЯ, ЭПОС, ЭПИЧЕСКИЙ) — СЛАЙД № 3

 — СЛАЙД № 4 — В орфоэпии обращается внимание на ударение и на «литературное произношение отдельных звуков и звукосочетаний». СЛАЙД № 5 — Ударение — выделение какого — либо слога в слове большей силой произнесения.

 — Как вы думаете, какова роль ударения в слове? Посмотрите на примеры в задании № 2, выберите из правого столбика соответствующую роль ударения к этим примерам и укажите стрелочкой. На это задание отводится 1 минута. Далее КОНТИНИУС РАУНД РОБИН: организуйте обсуждение этого вопроса в команде по очереди более одного круга. Начинает ученик под номером 4. СЛАЙД № 6 + 4 след. по мере проверки.

 — СЛАЙД № 11. — А теперь мы выполним следующее задание № 3. ЭЙ АР ГАЙД: На ваших листочках записаны утверждения. Внимательно прочитайте их и поставьте в колонку «ДО» знак «+», если вы с этим утверждением согласны, и знак « — », если думаете иначе. (Просмотр видео «Новые языковые нормы»). Теперь, после завершения просмотра видео, ещё раз прочтите все утверждения. В столбике «ПОСЛЕ» проставьте соответствующие знаки «+» и « — ». Подумайте!

 — Изменились ли ваши убеждения? Почему?

 — Что нового узнали из просмотренного видео?

 — Для чего мы должны изучать орфоэпические нормы?

 — Как вы относитесь к изменению ударного слога? Об этом вы сейчас сообщите своему другу, которому назначили встречу на 12 часов. Возьмите свои листочки с записями и подойдите к другу. Начинает первым говорить тот, кто выше ростом; у кого день рождения раньше; у кого светлее волосы; у кого больше пуговиц на одежде. Не забудьте поблагодарить друга за беседу.

 — Задание № 4. Мы продолжаем работу над основной темой урока и готовимся к сдаче Единого государственного экзамена по русскому языку. Обратимся ещё раз к экрану, посмотрим видео и ответим на вопросы. (Просмотр видео «Подготовка к ЕГЭ» с остановкой 6мин. 28 сек. ) Остановить на 2 мин. 25 сек. ВОПРОС: Какое задание ЕГЭ проверяет знание учеников по орфоэпическим нормам? Как звучит это задание? (ПРОВЕСТИ СИНГЛ РАУНД РОБИН: учащиеся проговаривают 1 раз по кругу). Остановить на 3 мин. 07 сек. ВОПРОС: Что значит разноместное ударение и подвижное ударение? (ПРОВЕСТИ СИНГЛ РАУНД РОБИН: учащиеся проговаривают 1 раз по кругу). Остановить в конце. ВОПРОС: Вспомните как можно больше слов, разобранных в этом видео. (ПРОВЕСТИ ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН: записать, зачитать свои ответы по кругу, все остальные дописывают слова).

 — СЛАЙД № 12 — Как установлено учёными, большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% — слова с меняющимся ударением, являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную, частотную лексику языка.

 — СЛАЙД № 13 — Задание № 5. ФИНК — РАЙТ — РАУНД РОБИН: обдумать, проставить ударения, обсудить в команде. На выполнение этого задания отводится 3 минуты.

1) Подготовьтесь к чтению текста (в случае затруднений обратитесь к орфоэпическому или орфографическому словарю).

2) Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.

Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включен. На столах уже стояли торты. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеянно переставлял бокалы, ожидая чего — то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем, но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.

СЛАЙД № 14

 — В начале урока мы отметили, что предмет изучения орфоэпии составляет и «литературное произношение отдельных звуков и звукосочетаний». Давайте обратим внимание на правила произношения некоторых сочетаний. Будем учитывать их в повседневной жизни. Обратимся к учебнику. ТАЙМ РАУНД РОБИН: Откройте стр. 74, изучите параграф 15 в течение 5 минут, после чего каждый ученик проговаривает, что он запомнил в течение 20 секунд. Следующий не должен повторять сказанное предыдущими партнерами.

III. Самостоятельная работа

 — Сейчас проведём самостоятельную работу. Возьмите из файла листочки с заданиями, подпишите, выполните работу на этих же листочках: обведите в кружок правильный вариант ответа. Работу выполняете 5 минут.

IV. Итоги урока.

 — СЛАЙД № 15 — Всем хорошо известно высказывание русского писателя Антона Павловича Чехова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Я надеюсь, что после сегодняшнего урока вы, ребята, будете говорить правильно, красиво, с соблюдением всех норм.

Напишите свои впечатления о сегодняшнем уроке, вопросы, которые у вас остались неразрешёнными, на стикерах и приклейте на парковке. На следующем уроке я отвечу на ваши вопросы.

СЛАЙД № 16

V. Домашнее задание: написать сочинение — миниатюру на одну из тем «По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать» (А. П. Чехов), «Обращаться с языком кое — как — значит и мыслить кое — как: приблизительно, неточно, неверно» (А. Н. Толстой), «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (А. И. Куприн), используя слова из орфоэпического словаря; выполнить задание А 1 ЕГЭ (10 вариантов)

Разработка урока по русскому языку «Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке»

Цели:

активизировать знания учащихся по теме; совершенствовать орфоэпические навыки; отрабатывать умение выполнять фонетический анализ слова; развивать умения и навыки, связанные с научно-исследовательской работой.

Тип урока: комбинированный.

Методы: исследовательский, эвристическая беседа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока.

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Доклад о результатах мини-исследования по теме урока, подготовленный учащимися.

Материал для учителя.

Уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создаёт препятствия для эффективного общения. Правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм составляют свойственные языку орфоэпические нормы.

1) Нормы произнесения гласных звуков.

Гласные звуки отчётливо произносятся лишь под ударением. В безударном положении звучание гласных меняется. Процесс ослабления чёткости звучания гласных в безударном положении называется редукцией.

Для современной произносительной системы русского языка характерно «иканье», то есть в безударном положении все гласные, кроме у, в первом предударном слоге после мягких согласных реализуются звуком [и] c призвуком [э]. Например:  лес [э] – лесник [иэ],  грязь [а] –  в  грязи [иэ].

После согласных ж и ш буквы о, э в первом предударном слоге реализуются в слоге звуком [ы] с призвуком [э]. Этот же звук произносится на месте буквы а в словах: жалеть, лошадей, жакет.

2) Нормы произнесения согласных звуков.

Согласные звуки отчётливо произносятся перед гласными, сонорными согласными (м, н, л, р), перед буквой в, перед разделительными ъ и ь знаками.

Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются: бег [к], лодка [т].

Парные глухие согласные звуки перед парными звонкими согласными озвончаются: просьба [з’], молотьба [д’].

Оглушение или озвончение парных согласных на письме, как правило, не передаётся, поэтому звучат одинаково, хотя пишутся по-разному: молод – молот, лезть – лесть.

Перед мягкими согласными парные твёрдые смягчаются: степь [с’т’].

Запомните несколько правил, отражающих современные орфоэпические нормы.

На месте сочетания чн произносить [шн]: коне [шн] о, наро[шн]о, ску[шн]о, скворе[шн]ик, яи[шн]ица, праче[шн]ая, но ве[чн]о, челове[чн]о.

Вместо  сочетания чт произносить [шт]: [шт]о, [шт]о-то, кое-[шт]о, [шт]обы, [шт]о-либо, но нечто [чт].

Вместо г в окончании -ого – произносить [в]: то[в]о, больше[в]о, ново[в]о.

Сочетания зш и сш произносятся как долгий [ш]: ра[ш]ить, (расшить), [ш]умом (с шумом), зале[ш]ий (залезший), бе[ш]и-нели (без шинели).

Сочетания сж и зж  произносятся  как  долгий  [ж]: [ж]ал (сжал), ра[ж]ёг (разжёг), бе[ж]алости (без жалости).

Сочетания зч и сч произносятся как долгий мягкий [щ’]: во[щ’]ик (возчик), подпи[щ’]ик (подписчик), разно[щ’]ик (разносчик).

Сочетания дц и тц произносятся как долгий [ц]: коло[ц]а (колодца), моло[ц]а (молодца), бра[ц]а (братца от брат).

Сочетание в конце глаголов -тся и -ться произносится как [ца]: беру[ца] (берутся), берё[ца] (берётся), бра[ца] (браться).

Сочетания тч и дч произносятся как долгий мягкий [ч’]: нала[ч’]ик (наладчик), лё[ч’]ик (лётчик).

Двойные согласные в заимствованных словах произносятся обычно как долгий согласный, но ряд слов допускает произнесение двойного согласного как одного звука: ванна [н], грипп [п].

Буква г на конце слова бог произносится как [х].

Сочетание букв гк произносится как [х’к’] – в словах лёгкий, мягкий.

Сочетание букв гч произносится как [хч’] – в словах легче, мягче.

Во многих иностранных словах после согласных пишется е, а произносятся согласные твёрдо: ателье [тэ], атеист [тэ], денди [дэ], кашне [нэ], кафе [фэ], партер [тэ], резюме [мэ], стенд [тэ], шедевр [дэ].

Разработка урока по русскому языку Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

В начале слов буквы э и е пишутся в соответствии с произношением (экспорт, егерь, эллипс, ересь, эхо, Ева, этот, ест).

После и, а также после согласных пишется буква е (гигиена, диета, кашне, стенд). Исключения: иноязычные слова мэр, сэр, пэр и некоторые собственные имена (Улан-Удэ).

После остальных гласных чаще пишется э (поэзия, силуэт, маэстро).

В остальных словах употребляется буква е (проект, реестр).

2. Этап первичной проверки понимания изученного.

Краткая запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль авторов мини-исследования.

– Составьте вопросы к материалам урока, используя следующие опорные словосочетания:

установите причины;

предположите закономерность;

приведите аргументы, подтверждающие мысль о том, что …

Контрольные вопросы для повторения и самопроверки:

1) Что такое ударение?

2) Каковы особенности русского ударения?

3) Что такое орфографическая норма и для чего она нужна?

4) В чем особенность произношения гласных под ударением и без ударения? Приведите примеры.

5) Какие произносительные нормы существуют для гласных звуков?

6) Какие произносительные нормы существуют для согласных звуков?

3. Этап закрепления и применения изученного.

Задания для учащихся «Проверь себя».

– Прочитайте отрывки из стихотворений. Следите за произношением. Объясните произношение выделенных слов.

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды.

Желанья!… что пользы напрасно и вечно желать?

А годы проходят – все лучшие годы! (Лермонтов.)

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!» (Есенин.)

Весь материал — в документе.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о