Разряды имен прилагательных по значению – Относительные прилагательные / Разряды имён прилагательных по значению / Имя прилагательное / Морфология / Справочник по русскому языку 5-9 класс

Содержание

Тест по русскому языку (6 класс): Тест по теме «Разряды имен прилагательных по значению» по вариантам. 6 класс

 «Разряды имён прилагательных по значению»

  1. Вариант

1. Укажите постоянные морфологические признаки имени прилагательного:

А) разряд по значению;

      Б) падеж;

      В) род;

      Г) синтаксическая роль в предложении.

2. Укажите верное утверждение:

Прилагательное, обозначающее признак предмета по принадлежности, отвечающее на вопрос чей?,называется

А) качественным;

      Б) относительным;

      В) притяжательным.

3. Укажите прилагательные соответствующего разряда:

  1. качественные прилагательные:

А) февральское небо;

Б) успешная поездка;

В) бархатный плед;

Г) узкий мост.

              2) относительные прилагательные:

А) гипсовая скульптура;

Б) неяркий свет;

В) отрывной календарь;

Г) игровое пространство.

             3) притяжательные прилагательные:

А) мамина юбка;

Б) лисья нора;

В) сельская местность;

Г) бирюзовое платье.

4. В каком ряду все имена прилагательные качественные?

А) таинственный шёпот, жаркий день, верблюжий горб;

Б) золотистый оттенок, овечья шкура, папин кабинет;

В) молчаливый старик, тихий вечер, звонкий ручей;

Г) глинистый берег, вечерний закат, сестрина комната.

5. Определите разряд прилагательных:

А) звонкий голос – ___________;  Г) виноградный сок – ____________ ;

Б) лисий хвост — ______________ ;Д) весенний день – ________________;

В) высокий мальчик– _________;  Е) мамина шуба – ___________________.

6. Определите  качественные прилагательные

А) большое яблоко;

Б) деревянный стол;

В) тёплое молоко;

Г) дедушкин шарф.

7.Определите  относительные прилагательные

А) детский сад;

Б) загорелый малыш;

В) утренний туман;

Г) Серёжина книга.

8. Определите   притяжательные прилагательные

А) добрый человек;

Б) пятиэтажный дом;  

В) мамино платье;

Г) волчьи следы.

9. Спишите, раскрывая скобки; у прилагательных определите разряды и выделите окончания:

 (1) Всё лето бродят по (лесная дремучая) чащобам (неуклюжий) медведи. (2) То полакомятся (спелая вкусная) брусникой, то у (дикая) пчел отведают (свежий пахучий) медку, то разорят (высокая муравьиная) кучу, то заб..рутся в овёс.

(3) Забрели под вечер медведи на (моховой) болото. (4) Бродят по (большое) болоту, обнюхивают (высокая) кочки. (5) Ищут, где можно полакомиться. (6) Ни одной (спелая) ягодки, ни одного (пчелиный) роя не пропустят лакомки-медведи.

«Разряды имён прилагательных по значению»

  1. Вариант

1. Укажите непостоянные морфологические признаки имени прилагательного:

А) разряд по значению;

      Б) падеж;

      В) род;

      Г) синтаксическая роль в предложении.

2. Укажите верное утверждение:

Прилагательное, обозначающее постоянный признак предмета по времени, действию, месту или материалу, который не может проявляться в большей или меньшей степени, называется:

          А)   качественным;

          Б) относительным;

          В)  притяжательным

3. Укажите прилагательные соответствующего разряда:

           1) качественные прилагательные:

А) аккуратный почерк;

Б) деревянная скамейка;

В) добрый взгляд;

Г) красивейший наряд.

           2) относительные прилагательные:

А) красное платье;

Б) летние каникулы;

В) яркое солнце;

Г) подземное метро.

           3) притяжательные прилагательные:

 А) заячья норка;

 Б) городской сад;

 В) компьютерный стол;

 Г) сестрицыны книги

4. В каком ряду все имена прилагательные качественные?

А) длинный шарф, ледяной покров, волчья стая;

Б) глиняный сосуд, утренние заморозки, соломенная шляпка;

В) городской пейзаж, директорский кабинет, бесконечный путь;

Г) аккуратный почерк, тяжелый труд, плотный материал.

5. Определите разряд прилагательных:

А) честный поступок -________  ;   Г) веселый смех – ____________ ;

Б) соловьиная трель — __________; Д) утренний дождь – __________;

В) старший товарищ– _________;   Е) сыновий долг  – ___________.

6. Определите  качественные прилагательные

А) ароматный чай;

Б) мамины очки;

В) точильный камень;

Г) неискренний ответ.

7.Определите  относительные прилагательные

А) вчерашняя прогулка;

Б) упрямый нрав;

В) школьный обед;

Г) Дашина тетрадь.

8. Определите   притяжательные прилагательные

А) лестничный пролет;

Б) январские дни;  

В) павлиний хвост;

Г) отцов запрет.

9. Спишите, раскрывая скобки; у прилагательных определите разряды и выделите окончания:

 (1) Всё лето бродят по (лесная дремучая) чащобам (неуклюжий) медведи. (2) То полакомятся (спелая вкусная) брусникой, то у (дикая) пчел отведают (свежий пахучий) медку, то разорят (высокая муравьиная) кучу, то заб..рутся в овёс.

(3) Забрели под вечер медведи на (моховой) болото. (4) Бродят по (большое) болоту, обнюхивают (высокая) кочки. (5) Ищут, где можно полакомиться. (6) Ни одной (спелая) ягодки, ни одного (пчелиный) роя не пропустят лакомки-медведи.

Контрольная работа по теме «Разряд имён прилагательных по значению» (6 класс)

Контрольная работа для 6 класса

по теме

«Разряды имён прилагательных по значению»

  1. Вариант

Класс ___________

ФИ ученика ___________________________________

1. Укажите постоянный признак имени прилагательного:

А) разряд по значению;

Б) падеж;

В) синтаксическая роль в предложении.

Ответ_________________

2. Укажите верное утверждение:

Прилагательное, обозначающее признак предмета по принадлежности, отвечающее на вопрос чей?,называется

А) качественным;

Б) относительным;

В) притяжательным.

Ответ_________________

3. Укажите ошибки в определении разряда прилагательных.

  1. качественные прилагательные:

А) синее небо;

б) дальняя дорога;

в) бархатный плед;

г) узкий мост.

              2) относительные прилагательные:

А) гипсовая скульптура;

Б) облачное небо;

В) отрывной календарь;

Г) воздушное пространство.

             3) притяжательные прилагательные:

 А) мамина юбка;

Б) лисий воротник;

В) сильнее ветра;

 Г) сестрино платье.

Ответ_________________

4. В каком ряду все имена прилагательные качественные?

А)таинственный шёпот, жаркий день, верблюжий горб;

Б) золотистый оттенок, овечья шкура, папин кабинет;

В)молчаливый старик, тихий вечер, звонкий ручей;

Г)глинистый берег, вечерний закат, сестрина комната.

Ответ_________________

5. Определите разряд прилагательных:

А) Звонкий голос – ___________;  Б) виноградный сок – ____________ ;

В) лисий хвост — ______________ ; Г) весенний день – ________________;

Д) высокий мальчик– _________; Е) мамина шуба – ___________________.

6. Определите качественные прилагательные

А) большое яблоко;

Б) деревянный стол;

В) тёплое молоко;

Г) дедушкин шарф.

Ответ_________________

7.Определите относительные прилагательные

А) детский сад;

Б) загорелый малыш;

В) утренний туман;

Г) Серёжина книга.

Ответ_________________

8. Определите притяжательные прилагательные

А) добрый человек;

Б) пятиэтажный дом;

В) мамино платье;

Г) волчьи следы.

Ответ_________________

9. Спишите, раскрывая скобки; у прилагательных определите разряды и выделите окончания:

На болоте.

(1) Всё лето бродят по (лесная дремучая) чащобам (неуклюжий) медведи. (2) То полакомятся (спелая вкусная) брусникой, то у (дикая) пчел отведают (свежий пахучий) медку, то разорят (высокая муравьиная) кучу, то заберутся в овёс.

(3) Забрели под вечер медведи на (моховой) болото. (4) Бродят по (большое) болоту, обнюхивают (высокая) кочки.

(5) Ищут, где можно полакомиться. (6) Ни одной (спелая) ягодки, ни одного (пчелиный) роя не пропустят лакомки-медведи.

По Ивану Соколову-Микитову.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа для 6 класса

по теме

«Разряды имён прилагательных по значению»

  1. Вариант

Класс ___________

ФИ ученика ___________________________________

  1. Укажите постоянный признак имени прилагательного:

А) род;

Б) число;

В) разряд по значению.

 Ответ_________________ 

  1. Укажите верное утверждение:

Прилагательное, обозначающее постоянный признак предмета по времени, действию, месту или материалу, который не может проявляться в большей или меньшей степени, называется

      А)   качественным;

 Б) относительным;

 В)  притяжательным

  1. Укажите ошибки в определении разряда прилагательных.

1) качественные прилагательные:

А) аккуратный почерк;

Б) деревянная скамейка;

В) добрый взгляд;

Г) красивейший наряд.

           2) относительные прилагательные:

А) ситцевое платье;

Б) летние каникулы;

В) яркое солнце;

Г) подземное метро.

           3) притяжательные прилагательные:

 А) заячья шуба;

 Б) лисий воротник;

 В) компьютерный стол;

 Г) братовы книги

4. В каком ряду все имена прилагательные качественные?

А) длинный шарф, ледяной покров, плотный материал;

Б) глиняный сосуд, утренние заморозки, соломенная шляпка;

В)сельский пейзаж, директорский кабинет, бесконечный путь;

Г) заячья душа, тяжелый труд, гусиные лапки.

Ответ________________

5. Определите разряд прилагательных:

А) Звонкий голос – ___________;  Б) виноградный сок – ____________ ;

В) лисий хвост — ______________ ; Г) весенний день – ________________;

Д) высокий мальчик– _________; Е) мамина шуба – ___________________.

6. Определите качественные прилагательные

А) большое яблоко;

Б) деревянный стол;

В) тёплое молоко;

Г) дедушкин шарф.

Ответ_________________

7.Определите относительные прилагательные

А) детский сад;

Б) загорелый малыш;

В) утренний туман;

Г) Серёжина книга.

Ответ_________________

8. Определите притяжательные прилагательные

А) добрый человек;

Б) пятиэтажный дом;

В) мамино платье;

Г) волчьи следы.

Ответ_________________

9. Спишите, раскрывая скобки; у прилагательных определите разряды и выделите окончания:

На болоте.

(1) Всё лето бродят по (лесная дремучая) чащобам (неуклюжий) медведи. (2) То полакомятся (спелая вкусная) брусникой, то у (дикая) пчел отведают (свежий пахучий) медку, то разорят (высокая муравьиная) кучу, то заберутся в овёс.

(3) Забрели под вечер медведи на (моховой) болото. (4) Бродят по (большое) болоту, обнюхивают (высокая) кочки. (5) Ищут, где можно полакомиться. (6) Ни одной (спелая) ягодки, ни одного (пчелиный) роя не пропустят лакомки-медведи.

По Ивану Соколову-Микитову.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы.

1 Вариант:

  1. А

  2. В

  3. В, В, В

  4. В

  5. А-качественное, Б – относительное, В – притяжательное, Г- относительное, Д- качественное, Е- притяжательное

  6. А, В

  7. А, В

  8. В, Г

  9. На болоте.

(1) Всё лето бродят по лесным дремучим чащобам неуклюжие медведи. (2) То полакомятся спелой вкуснойбрусникой, то у диких пчел отведают свежего пахучего медку, то разорят высокую муравьиную кучу, то заберутся в овёс.

(3) Забрели под вечер медведи на моховое болото. (4) Бродят по большому болоту, обнюхивают высокие кочки. (5) Ищут, где можно полакомиться. (6) Ни одной спелой ягодки, ни одного пчелиного роя не пропустят лакомки-медведи.

2 Вариант:

  1. В

  2. Б

  3. Б, В, В

  4. А

Задания 1-4, 6-8 – тестовые задания с выбором ответа

Задания 5, 9 – задания с кратким ответом, работа с текстом.

Шкала оценивания:

Задания 1, 2, 4 – 1балл.

Задание 3 – 3 балла.

Задание 5 – 6 баллов.

Задания 6,7, 8 – 2 балла.

Задание 9 – правильно выделены окончания у прилагательных, верно определены разряды прилагательных, прилагательные поставлены в нужной форме – 8 баллов; Окончания не выделены, верно определены разряды прилагательных, прилагательные поставлены в нужной форме – 6 баллов; разряды определены верно частично, прилагательные поставлены в нужной форме, окончания выделены верно – 3 балла; задание выполнено неверно – 0 баллов.

Оценки:

«5» — 24 – 26 б

«4» — 20 – 23 б

«3» — 15-19 б

«2» — 0-14 б

Методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему: Разряды прилагательных 6 класс

Методическая разработка

урока русского языка

выполнила:  Грущенко Марина    Викторовна, учитель

русского языка и литературы

МБОУ «СОШ№7» г.Абакана

Республики Хакасия

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Разряды имен прилагательных»  

Цели:

  • усвоить разряды прилагательных;
  • усвоить опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных;
  • учиться определять разряды прилагательных по значению.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Звучит аудиозапись песни “Улыбка”.

— Здравствуйте, садитесь. Начинаем урок русского языка, урок немного необычный. Приготовьте все необходимое для работы, сядьте удобнее, подарите всем присутствующим свои милые и добрые улыбки.

— Откройте тетради, запишите число и тему урока «Разряды имен прилагательных»

— Сегодня на уроке мы будем говорить о делении имен прилагательных на разряды по значению, будем учиться определять эти разряды.

— Урок хочу начать со сказки… Имя прилагательное

Некогда в каком-то царстве,

Тридесятом государстве,

То ли здесь, а то ли там

Жил-был царь Абдурахман.

Миновало много лет,

Собирает царь совет.

Дочерей к себе зовет

И такую речь ведет:

«Мне вопрос который год

Все покоя не дает:

Для чего живет на свете

Прилагательное, дети?

В дальний путь скорей спешите

И вопрос сей разрешите».

Три девицы собирались,

С царем-папой распрощались,

Стали думать-размышлять,

Как им тайну разгадать.

Вот выходят в сад сестрицы,

Слышат пенье райской птицы.

Говорит одна сестрица: 

— Как поет красиво птица!

Голос звонкий, золотой,

Нежный, чистый и родной. 

— А уж птица -то какая,

Маленькая, озорная, — 

Ей вторая говорит

И на птицу все глядит. 

— Знать та птица не простая, — 

Молвит тут сестра другая.

К ней решили обратиться,

Чтоб ответа лишь добиться.  

— Ты по свету ведь летала,

Может, где его встречала?

Нашу душу успокой

И секрет скорей открой:

Что есть прилагательное?

 — Оно замечательное.

Частью речи называют

И по падежам склоняют.

Мир без этой части речи

Был бы тускл и не расцвечен.

Недалече здесь живет,

Песни добрые поет.

Вы теперь к нему спешите

И вопрос сей разрешите.

В путь отправились сестрицы

По совету мудрой птицы.

Долго ль, коротко ли шли,

Но дворец его нашли.

У порога их встречало,

О себе все рассказало. 

— Признаки обозначаю,

Все предметы украшаю,

Разукрашу, опишу,

Какой есть предмет, скажу.

Так отцу и доложите,

Ко мне в гости пригласите.

Пусть подружится со мной,

Станет добрым, коль был злой.

К отцу сестры поспешили

И секрет ему открыли.

— И мы, ребята, будем продолжать открывать на уроках что-то новое, интересное.

2. Проверка домашнего задания

Учитель:

—  Ребята, на прошлом уроке мы с вами начали разговор об имени прилагательном. Говорили, что эта часть речи необходима для точного названия предмета, она помогает ярко описать этот предмет и передать своё отношение к описываемому предмету.

— Дома вы рисовали портрет Имени Прилагательного. Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Проанализировать домашнее задание)

—  Опрос обучающихся (проверка домашнего задания)

Ответы обучающихся, например:

— Со мною ваша речь красива и точна,
 Когда же нет меня – она, увы, бедна.
 Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
 Соцветье дивных слов легко определю я!

— Я — слово замечательное, —

 Сказало прилагательное, —

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет-

Об этом знает целый свет.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

 Я украшаю вашу речь

Меня вам надо знать, беречь.

 Учитель:

—  На Руси дворянские дети тоже учились грамоте, изучали части речи.  В комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин показал, как это было. Сейчас посмотрим небольшую сценку о том, как маменькин сынок дворянский недоросль Митрофанушка изучал части речи.

СЦЕНКА

 3. Тема урока

— Анализируя признаки, которые обозначают имена прилагательные, можно сказать, что эти признаки разные по значению: одни можно увидеть, другие – ощутить, третьи – почувствовать и т. д.  Итак, по значению имена прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные, притяжательные.

1. Качественные имена прилагательные. Называют признаки, обозначающие различные качества предмета: по величине (большой, маленький), по возрасту (молодой, старый), по цвету (красный, зеленый), по весу (легкий, тяжелый), по внешнему виду (красивый, высокий), по внутренним качествам (умный, добрый) и т. д. Такие признаки у предмета могут быть в большей или меньшей степени (сильный – сильнее – сильнейший, умный – умнее – умнейший).

2. Относительные имена прилагательные. Обозначают материал, из которого сделан предмет (деревянный дом, кирпичная стена), указывают на признак предмета по месту (школьный кабинет), по времени его существования (зимний день), по назначению предмета (спортивная обувь) и т. д. Такие признаки не могут быть у предмета в большей или меньшей степени. При употреблении в словосочетании их можно заменить именами существительными: деревянный дом – дом из дерева, зимний день – день зимы.

3. Притяжательные имена прилагательные. Обозначают признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному (мамино пальто, собачья будка, лисий хвост). Эти прилагательные отвечают на вопросы чей? чья? чье?, имеют суффиксы –ин- (-ын-), -ов- (-ев-), -ий- (-й-). Такие признаки не могут быть у предмета в большей или меньшей степени.

 Чтение, заучивание правил – шуток:

а) Качественное – сравни, С «очень» тут же повтори;

б) Относительное взял: место, время, материал;

в) Притяжательное – чьи?   Принадлежность (птичьи)

4. Закрепление  изученного

Задание №1

— Перед вами словосочетания. Распределите их по разрядам прилагательных.

Ч..рный (дым)

Больш..й (дом)

Т..жёлый (кирпич)

Б..гровый (закат)

Ру(с,сс)кая (девочка)

Прошл..годняя (листва)

Лу(н,нн)ый (свет)

Пр..вокзальная (площадь)

Страусово (перо)

Птиц..н (клюв)

С..бачий (нос)

Папина (шляпа)

     У доски 3 чел

Задание №2      Загадки (устно)

Цель: прививать интерес к устному народному творчеству, формирование умения определять разряды прилагательных.

 — Отгадайте народные загадки, укажите разряд прилагательных

-Круглый, снаружи зелёный, внутри красный, на вкус сладкий. (арбуз, качественные)

-Доброе, хорошее, светлое, тёплое, на весь мир глядит, на себя не велит. (солнце, качественные)

-Бежит свинка, железная спинка. льняной хвостик. (Нитка с иголкой)

-Тонкий, высокий, упал в осоку, сам не вышел, а  детей вывел. (Дождь и грибы)

Задание №3

На слайде записаны словосочетания, вам нужно выписать их в тетрадь следующим образом:

— Первый ряд вспомнит о качественных именах прилагательных и расскажет все об этом разряде, выпишет в тетрадь только качественные имена прилагательные; второй ряд  –  притяжательные; третий  – относительные.

Словосочетания:  

Веселые ребята, огромная вселенная, водяные брызги, звериные тропы, трудное путешествие, стальные двери, обитаемая планета, жемчужные украшения, прибрежные скалы, рыбий жир, лебединый пух, птичьи гнезда.

Задание №4

— Устно замените существительные притяжательными прилагательными.

Уши волка и зайца-

Лапы лисы и собаки-

Хвост павлина и вороны-

Глаза папы, бабушки-

Волчьи уши, заячьи и собачьи лапы, павлиний и вороний хвост, папины и бабушкины глаза.

— Но бывает, что один разряд переходит в другой.  Иногда относительные прилагательные употребляются  в  переносном значении и становятся качественными.

Задание №5
— Указать цифрой разряд прилагательных:

1 – качественное

2 – относительное

3 – притяжательное

Нежный — 1            Братьев —  3     Красный –1  Соломенный — 2      Вечерний —  2   Хрустальный — 2  Дедушкин — 3           Тёплый — 1       Наташин -3  

Задание №6

— Запишите текст, подчеркните имена прилагательные, определите разряд прилагательных.

Барсучонок

Из корзинки показалась барсучья мордочка с чёрным носиком, любопытными глазками и маленькими стоячими ушками. Барсучонок выбрался из корзинки на диван. Какой же он забавный! Шёрстка светлая, серебристая, а ножки тёмные. Словно барсук нарядился в чёрные сапожки и чёрные варежки. «Хвост он поджал или у него нет хвоста?» — заинтересовался я. «Короткий хвостик есть», — ответила мама. Малыш смешно принялся разгуливать по кожаному дивану. (По Г.Скребицкому.)

 Дополнительные задания:

Карточка № 1

— Распределите прилагательные по разрядам: качественные, относительные, притяжательные: душистый цветок, раскидистый дуб, папин нос, ужасный вид, местный говор, олений рог

 Карточка № 2

— Распределите прилагательные по разрядам: качественные, относительные, притяжательные: причудливый рисунок, лесной массив, верблюжий горб, умный мальчик, деревянный  дом, отцов дом

 Карточка № 3

— Распределите прилагательные по разрядам: качественные, относительные, притяжательные: лёгкий рюкзак,  хакасские степи, мамино пальто, зелёный стол, зимний день, волчий след.

Физминутка.

Сядьте ровно, выпрямите спину, расправьте плечи.

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо…

А потом опять вперёд —

Тут немного отдохнёт.

Теперь Варвара смотрит вверх!

Выше всех, всё дальше вверх!

Возвращается обратно —

Расслабление приятно.

А сейчас посмотрим вниз —

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно —

Расслабление приятно.

— А сейчас крепко зажмурьте глаза и резко их откройте

Задание №7

«Музыкальная»  страничка (выборочный диктант).

 — Вы немного устали, следующее задание  «Музыкальное», здесь мы немного и отдохнём, а я вам предлагаю послушать музыку и  выписать имена прилагательные,  определить их разряд (звучит веселая детская песенка).

 Задание №7

«Четвёртый лишний» (устно)

Цель: в игровой форме развивать способности определять разряды имён прилагательных.

 — Найдите четвёртое лишнее слово и объясните почему:

Красивая девочка, старый дедушка, сильный соперник, орлиный клюв — притяжательное;

Сестрин платок, беличий хвост, мамин плащ, строгий директор — качественное;

Гусиное перо, волчий хвост, заячьи уши, лисья шапка – относительное, т.е. шапка из лисы;

Оловянный солдатик, собачья будка — притяжательное, деревянный дом, стеклянный фужер.

 Задание №8

 «Литературная» страничка  (письменно)

Цель: на примере прозаических произведений воспитывать любовь к природе, формировать  умения находить качественные имена прилагательные.

 Восстановите текст А.Н. Толстого, вставив на место пропусков имена прилагательные из данных ниже, определяя разряд прилагательных по значению.

К вечеру ветер стих, и …солнце залило … светом…тучи и, протянув …крылья в глубь… степи, закатилось.

Для справок: низкое; багровым; бледные; словно прощальные; жёлтой и мокрой. 

К вечеру ветер стих, и низкое (качественное) солнце залило багровым (качественное) светом бледные тучи и, протянув словно прощальные(качественные)   крылья в глубь жёлтой и мокрой (качественные) степи, закатилось.

5. Подведение итогов

— Что нового вы узнали на уроке?

— Заполнение  » Древа творчества»

На плакате нарисовано дерево.

Дети прикрепляют на него:

» ЯБЛОКО» — урок прошел с пользой;

» ЦВЕТОК» — урок прошел неплохо;

«ЗЕЛЕНЫЙ ЛИСТИК» — урок » ни то, ни се»;

» ЖЕЛТЫЙ ЛИСТИК» — урок прошел плохо.

6 . Домашнее задание.

— Выучить понятие о разрядах прилагательных, составить игру «Лишнее слово».

Заключение

Звучит аудиозапись песни “Улыбка”.

— Я хочу подарить вам на память “улыбку” с самыми добрыми пожеланиями, откройте конверты, лежащие на ваших столах, возьмите себе “улыбку” и, глядя на нее, чаще улыбайтесь, дарите людям радость. Урок окончен. До свидания


Модульный урок «Разряды прилагательных по значению»

М 1 Понятие о прилагательном.

М 2 Разряды прилагательных по значению.

М 3 Полные и краткие имена прилагательных.

М 4 Степени сравнения имен прилагательных.

М 5 Образование имен прилагательных.

Модуль 2 Разряды прилагательных по значению

Цель работы: усвоить понятие о разрядах имени прилагательного по значению и их опознавательные признаки.

Еще раз вспомни правила работы по модулю (см. плакат на доске)

Основные понятия данного модуля.

Все прилагательные делятся на три разряда:

  1. Качественные прилагательные
  2. Относительные прилагательные
  3. Притяжательные прилагательные

Задание: несколько раз произнеси по памяти названия разрядов прилагательных, выучи названия наизусть.

Учебный элемент 1 (УЭ 1) – теоретические сведения.

Учебный элемент 2 (УЭ 2) – практические задания.

Качественные прилагательные

УЭ 1

Качественные прилагательные обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени, например:

Темная туча – Туча над нами темнее, чем все остальные.

Качественные прилагательные образуют степени сравнения: более темный, самый темный и краткую форму — туча темна. Качественные прилагательные могут сочетаться с наречиями очень, слишком и др., например: очень темный. От качественных прилагательных образуются сложные прилагательные путем их повтора: темный-темный, прилагательные с приставкой НЕ – неаккуратный.

УЭ 2

Задание 1. Перепиши текст, подчеркни волнистой линией качественные прилагательные.

Все мне мерещится поле с гречихою,
В маленьком доме сирень на окне.
Ясное-ясное, тихое-тихое
Летнее утро мерещится мне.

Найди в тексте прилагательное, которое не является качественным, выпиши его, покажи запись учителю.

Задание 2. Озаглавьте текст. Спишите, подчеркивая качественные прилагательные как члены предложения.

Но лучше всего были сум…рки, когда над сырыми березовыми рощ…ми подымал…сь туманная луна. На вечерн…м небе в…днелись тонкие тени пл…кучих ветвей.

В сиз…м воздухе ст…яли над лесом обл…кА и тлели слаб…м светом. А потом над огромн…й безмолвн…й землей воц…рялась ноч(?), до самых краев налитая прохладн…м воздухом и зап…хом воды.

Проверь свою работу по эталону, оцени себя: 1-2 ошибки – “4”, 3-4 ошибки – “3”, больше 4 ошибок – “2”, нет ошибок – “5”. Если возникнут вопросы, обратись за помощью к учителю.

Относительные прилагательные

УЭ 1

Относительные прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени. Например, не может проявиться в различной степени признак в слове деревянный: деревянный дом, деревянный ящик, деревянная ложка, деревянная пуговица.

Относительные прилагательные обозначают материал, из которых сделан состоит предмет (глиняный, каменный), пространственные, временные признаки предмета (здешний, городской, вчерашний, январский)

Относительные прилагательные не имеют степеней сравнения, краткой формы и не сочетаются с наречием очень.

УЭ 2

Задание 1. Спиши предложения, подчеркни относительные прилагательные.

Верёвочные провода над крышей задрожали.

С московского вокзала Женя не успела послать телеграмму отцу, и поэтому, сойдя с дачного поезда, она решила разыскать поселковую почту.

Через открытое окно доносились далекие гудки паровозов, лай собак и удары волейбольного мяча.

Она заглянула в соседнюю комнату.

Здесь стоял письменный стол, на нём чернильный прибор, пепельница, небольшое зеркало.

Проверь свою работу по эталону, оцени себя: 1-2 ошибки – “4”, 3-4 ошибки – “3”, больше 4 ошибок – “2”, нет ошибок – “5”. Если возникнут вопросы, обратись за помощью к учителю.

Задание 2. Упражнение “Допиши слова в строке!”:

Отношение предмета

а) к материалу: оловянный, …
б) к месту: подземный, …
в) ко времени: давнишний, …
г) к действию: нагревательный, …

Обсуди результаты работы с товарищем.

УЭ 1

Изучи образец рассуждения: русский – это относительное прилагательное, так как обозначает такой признак, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени и поэтому не имеет краткой формы, степени сравнения и не сочетается с наречием очень.

УЭ 2

Задание 1. Спиши, подчеркивая относительные предложения как члены предложения. Докажи устно, что они являются относительными (см. образец доказательства выше).

У многих русских рек, наподобие Волг…, один берег горный, другой луговой: у Исты тоже. Эта небольшая реч(?)ка в…ется чрезвычайно пр…хотливо, ползет змеёй, ни на (пол)версты (не)теч…т прямо, и в ином мест…, с высоты крутого холма в…дна верст на десять, со своими пл…тинами, прудами, мел(?)ницами, огородами. Мален(?)кие кулич…ки-песоч(?)ники со свистом перелетывают вдоль каменистых берегов; дики…утки выплывают на середину прудов и осторожно озирают(?)ся.

Задание 2. Запиши данные относительные прилагательные группами

а) характеризующие предмет по материалу,
б) характеризующие предмет по месту,
в) характеризующие предмет по времени,
г) характеризующие предмет по действию.

С…годняшний, завтр..шний, тамошний, городской, сел(?)ский, отрывной, обл…денелый, точил(?)ный, наб…вной, деревянный, глиняный, с…ребряный, ст…клянный, с…ломенный, кожаный, вч…рашний, передний, задний, верхний, нижний, осенний, зимний, в…черний, утренний, п…дземный, давнишний, нагр…вательный, временный, семенной, языковая (колбаса).

Проверь работу своего товарища после выполнения последних двух предложений.

Притяжательные прилагательные

УЭ 1

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чьё?

Притяжательные прилагательные имеют суффиксы –ов(-ев), -ин(-ын), -ий (а в косвенных падежах мужского рода и во всех падежах женского и среднего рода –й: (чей?) сестрин, волчий, (чья?) волчья, (чьё?) волчье.

УЭ 2

Задание 1. Озаглавьте текст. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните притяжательные прилагательные как члены предложения.

Разными тропами досталось мне ходить: и медвеж…ими и кабан…ими и волч…ми и заяч…ими и даже птич…ими. Но по такой ш…л впервые.

Тропинку эту ра…чистили и протоптали мурав…и. Их было много-много. Слюдяные крылышки насекомых бл…стели, и казалось, что между тр…винками л…ётся струйка воды.

Я иду около дорог…, проделанной мурав…ями, и сч…таю шаги: шестьдесят пять семьдесят. Это моих, больших а сколько же мурав…и должны с(з)делать! Сер…зная тропа! Я присел на камень. Сижу и смотрю как б…ётся под ногами живая жизнь.

Задание 2. Ъ или Ь? Спиши и подчеркни притяжательные прилагательные.

Верблюж…я колюч(?)ка, пахн…т сырост…ю, под…езд к павил…ону, молоч(?)ный кисел(?), бул…он из шампин…онов, пастуш…я сумка, маш…т крыл…ями, с…езжать с круч…, вет(?)ви ел…, выл…ю из кастрюл…, нян(?)чить внуч(?)ку, волч…я шкура, пис…мо сестрич(?)ке, колос…я яч(?)меня, об…ят огнём, об…яснить смысл п…есы, бел…ё на веревк…, об…ездной путь, шахтерская сем…я, лис…я н…ра.

Задание 3. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Над притяжательными прилагательными надпишите род, падеж.

Лисичка сидит да приговаривает Мерзни мерзни волч… хвост.

Подивился старик лис… хитрости.

Кто там бежит? спрашивает лисица, услышав собач…лай.

Поселилась лиса в заяч…избенке а зайчика выгнала.

Содрал волк баран… шкуру и ждет Котофея Ивановича.

Проверь свою работу по эталону, если возникнут вопросы, обратись к учителю. Поставь себе оценку.

Выходной контроль (оценивает учитель)

Тест.

Запиши в строчку только четыре буквы, соответствующие правильному ответу, например: А А В Б.

  1. Прилагательное светлый относится к разряду:
  2. а) качественных прилагательных,
    б) относительных прилагательных,
    в) притяжательных прилагательных.

  3. Степени сравнения и краткую форму образуют:
  4. а) притяжательные прилагательные,
    б) качественные прилагательные,
    в) относительные прилагательные.

  5. Найдите притяжательное прилагательное:
  6. а) угрюмый,
    б) звонкий,
    в) волчий,
    г) золотой.

  7. Относительные прилагательные:

а) обозначают такой признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени,
б) обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени,
в) обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному.

Эталон 1

1.

Все мне мерещится поле с гречихою,
В маленьком доме сирень на окне.
Ясное-ясное, тихое-тихое

Летнее утро мерещится мне.

2.

Но лучше всего были сумерки, когда над сырыми берёзовыми рощами подымалась туманная луна. На вечернем небе виднелись тонкие тени плакучих ветвей.

В сизом воздухе стояли над лесом облака и тлели слабым светом. А потом над огромной безмолвной землёй воцарялась ночь, до самых краёв налитая прохладным воздухом и запахом воды.

Эталон 2

Верёвочные провода над крышей задрожали.

С московского вокзала Женя не успела послать телеграмму отцу, и поэтому, сойдя с дачного поезда, она решила разыскать поселковую почту.

Через открытое окно доносились далекие гудки паровозов, лай собак и удары волейбольного мяча.

Она заглянула в соседнюю комнату.

Здесь стоял письменный стол, на нём чернильный прибор, пепельница, небольшое зеркало.

Эталон 3

У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой: у Исты тоже. Эта небольшая речка вьется чрезвычайно прихотливо, ползет змеёй, ни на полверсты не течёт прямо, и в ином месте, с высоты крутого холма видна верст на десять, со своими плотинами, прудами, мельницами, огородами. Маленькие куличики-песочники со свистом перелетывают вдоль каменистых берегов; дикие утки выплывают на середину прудов и осторожно озираются.

Характеризующие предмет по материалу: деревянный, глиняный, серебряный, стеклянный, соломенный, кожаный, семенной, языковая (колбаса).

Ххарактеризующие предмет по месту: тамошний, городской, сельский, передний, задний, верхний, нижний, подземный.

Характеризующие предмет по времени: сегодняшний, завтрашний вчерашний, осенний, зимний, вечерний, утренний, давнишний, временный.

Характеризующие предмет по действию: отрывной, обледенелый, точильный, набивной, нагревательный.

Эталон 4

Разными тропами досталось мне ходить: и медвежьими, и кабаньими, и волчьими, и заячьими, и даже птичьими. Но по такой шёл впервые.

Тропинку эту расчистили и протоптали муравьи. Их было много-много. Слюдяные крылышки насекомых блестели, и казалось, что между травинками льётся струйка воды.

Я иду около дороги, проделанной муравьями, и считаю шаги: шестьдесят пять, семьдесят. Это моих, больших, а сколько же муравьи должны сделать! Серьезная тропа! Я присел на камень. Сижу и смотрю, как бьётся под ногами живая жизнь.

Верблюжья колючка, пахнет сыростью, подъезд к павильону, молочный кисель, бульон из шампиньонов, пастушья сумка, машет крыльями, съезжать с кручи, ветви ели, вылью из кастрюли, нянчить внучку, волчья шкура, письмо сестричке, колосья ячменя, объят огнём, объяснить смысл пьесы, бельё на веревке, объездной путь, шахтерская семья, лисья нора.

Лисичка сидит да приговаривает: “ Мерзни, мерзни, волчий хвост”.

Подивился старик лисьей хитрости.

“Кто там бежит?” — спрашивает лисица, услышав собачий лай.

Поселилась лиса в заячьей избенке, а зайчика выгнала.

Содрал волк баранью шкуру и ждет Котофея Ивановича.

«Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные»

Конспект урока по русскому языку

Класс: 6

Авторы УМК: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В., Нарушевич А.Г.

Учитель: Арушанян Т.П.

Тема: «Разряды имен прилагательных по значению.  Качественные прилагательные». § 41

Цели урока:

Обучающие: познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных по значению; формировать умение определять разряд прилагательных.

Развивающие: развивать исследовательскую, творческую деятельность учащихся; развивать коммуникативные способности учащихся.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к процессу познания; интерес к родному языку.

Планируемые результаты:

Предметные: знать разряды прилагательных, их отличительные признаки; уметь различать прилагательные по значению.

Метапредметные:

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; извлекать информацию из различных источников; давать определения понятиям; объяснять языковые явления; строить рассуждение; приводить примеры в качестве доказательства; устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; составлять план действий, работать по плану; прогнозировать, корректировать свою деятельность; выдвигать версии решений; анализировать и оценивать собственную работу.

Коммуникативные: уметь сотрудничать в группе; учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения; высказывать и отстаивать свою точку зрения; договариваться, задавать вопросы по теме; выступать перед аудиторией.

Личностные: выражать положительное, осознанное отношение к учению; оценивать собственную учебную деятельность.

Оборудование:

Тетради, учебник.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод: исследовательский, частично – поисковый.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока

    1. Мобилизующий этап

  1. Орфографичекий тренинг – стр. 4

  2. На доске предложения.

Запишите их в тетрадь. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения. Укажите их разряд. Свой ответ обоснуйте.

1. Корень учения горький, но плод сладкий.

2. Добрая ссора лучше худого согласия.

    1. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Расскажите о прилагательных по плану:

1. Что такое имя прилагательное? Как оно изменяется?

2. Какие степени сравнения имеет имя прилагательное?

3. На какие разряды делятся имена прилагательные?

4. По каким признакам можно определить качественные имена прилагательные?

    1. Формулирование темы и цели урока.

Учитель. Вернёмся к пословицам. Как называется разряд таких прилагательных? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на тему урока. Используйте опорные слова на доске:

1. Познакомиться с ….(новым разрядом имен прилагательных).

2. Узнать основные признаки ….(качественных прилагательных).

3. Учиться различать….(прилагательные).

Разминка.

Задание по рядам:

— Опишите свое животное при помощи прилагательных, которые нужно записать на доске. 1 ряд – кошку, 2 ряд – зайца, 3 ряд – гуся.

    1. Изучение нового материала

  1. Упражнение 305 – у доски.

Учитель. 

Назовите прилагательные.

Учитель. 

— Какие выводы можно сделать?

Ответы учащихся.

    1. Закрепление изученного материала

Работа с учебником

  1. Упражнение № 306.

2. Упражнение № 307 — самостоятельно.

    1. Итоги урока. Рефлексия.

    2. Домашнее задание. § 41 – выучить. Выполнить упр. 309.

Разряды имен прилагательных. Обобщение и закрепление материала

Цель: закрепить и обобщить знания о разрядах имён прилагательных, полученные на предыдущих уроках.

Задачи:

  1. Образовательные: систематизировать знания о разрядах имен прилагательных; сформировать умение определять разряд имени прилагательного по нескольким классификационным признакам.
  2. Развивающие: совершенствовать навыки комплексного анализа текста; продолжить работу по формированию умения строить рассуждение на лингвистическую тему; развивать чувство языка, умение видеть оттенки значений слов, употребленных в различных контекстах.
  3. Воспитательные: воспитывать чувство любви, уважения к русскому языку.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Технология: здоровьесберегающая, дифференцированная.

Оборудование: таблица, карточки с дидактическим материалом, мультимедиа.

Ход урока

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Актуализация знаний учащихся.

Задание учащимся: определить, о какой части речи идет речь в прочитанном четверостишии.

Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь.
(Имя прилагательное)

ΙΙΙ. Объявление темы и целей урока.

Грамматический рассказ «Прилагается ли прилагательное?»

Госпожа Простакова из комедии Д.И. Фонфизина «Недоросль» хочет показать, «как учен» у них сын Митрофанушка. Митрофанушка говорит, что он выучен грамматике. На вопрос, что он знает о грамматике, отвечает: «Много. Существительна да прилагательна».
– Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
– Дверь? Котора дверь?
– Вот эта.
– Эта? Прилагательна.
– Почему же?
– Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.
– Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
– И ведомо.

А как вы ответите на вопрос, что такое прилагательное?

Учащиеся отвечают на вопрос, восстанавливая деформированный текст:

Имя прилагательное – это … часть речи, которая отвечает на вопрос … и обозначает … , может употребляться в … или … форме. В предложении выступает в роли … или … . Прилагательное имеет … и … степени сравнения.

(Работа с деформированным текстом об имени прилагательном)

Фронтальный опрос:

  1. Что такое имя прилагательное?
  2. Какими морфологическими признаками обладает?
  3. Какова синтаксическая роль в предложении?

ΙV. Упражнения на повторение изученного материала.

Комплексный анализ текста.

Что может быть м…лей
Бе…цен…ого2 р…дного края1?
Там со…нце кажет…ся св..тлей,
Там радос…на в…сна зл…тая,
Пр..хладней ле…кий в…терок,
Душистее3 цв…ты, х…лмы зеленее4.
Там сладос…ней2 звучит поток,
Там с…ловей п…ёт1 звуч…нее.

  1. Прочитайте выразительно отрывок.
  2. Является ли данный отрывок текстом? Докажите свою точку зрения.
  3. Определите тему, основную мысль текста.
  4. Озаглавьте текст.
  5. Определите стиль текста. Докажите свою точку зрения.
  6. К какому типу речи принадлежит данный текст?
  7. Какие средства связи между предложениями используются в тексте?
  8. Пользуясь словарем, объясните значение слова сладостней.
  9. Подберите синонимы к этому слову.
  10. Какую роль играют прилагательные в этом тексте?
  11. Произведите морфологический разбор слов:
    I в. – душистее,
    II в. – зеленее.
  12. Произведите разбор по составу:
    I в. – бесцен…ого,
    II в. – сладос…ней.
  13. Найдите в тексте слова, в которых не совпадает количество букв и звуков, затранскрибируйте их:
    I в. – в первом предложении,
    II в. – в последнем предложении.
  14. Найдите в тексте прилагательные в форме сравнительной степени, подчеркните их как члены предложения.
  15. Найдите сложное предложение, составьте его схему, подчеркните основы.
  16. Вставьте пропущенные буквы на месте пропусков, обозначьте орфограммы и подчеркните их.

V. Лингвистические загадки.

О каких разрядах прилагательных говорится в предложенных стихотворениях?

Мой знакомый старый дед
Знатный был языковед.
Самых разных слов немало
Дед в коробочках хранил.
Прилагательных – навалом!
Очень их старик любил.

Раз коробочки упали.
Мы ужасно растерялись,
Потому что увидали,
Как слова перемешались.

В прилагательные влез я.
Одно слово пробурчало:
«Отнеси меня на место,
Раньше я не здесь лежало!»

Куча слов зашевелилась,
Зафырчала, закричала:
«Я вот к месту относилось!» –
«Ну а я – к материалу!» –

«Я ко времени имело
Отношение прямое!» –
«А теперь все вперемешку
Мы лежим между собою!» –

«К действию мы
Отношенье имеем!
Спрячьте в коробку нас!
Мы заболеем!»

И рыдают. Бьют на жалость!
Что мне делать оставалось?
Я коробочки поднял,
Как сумел, слова собрал.

Просто выбился из сил:
Их на место относил.

(Относительные имена прилагательные)

Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи,
Кто в подъезде всех сильней:
И знакомых и друзей.

Дядьки во дворе пыхтят –
Силой меряться хотят.
Каждый так гордится им,
Этим КАЧЕСТВОМ своим.

Дядя Костя очень сильный.
Льется пот с него обильный:
Он легко, одной рукой,
Поднял штангу над собой.

Дядя Витя, тот сильнее,
Его штанга тяжелее.
Самый сильный – наш Антон.
Он дворовый чемпион.

Он сильнейший, он силен,
Самый сильный дядька он!
(Т. Рик)

(качественные имена прилагательные)

«Что кому принадлежит,
Тот за тем вослед бежит!»

За своей старушкой
Бегает избушка.
С бабкой бабкина избушка
Так играет в притягушки.

Шапка папина была.
С папой в офис побрела:
Притянулась она к папе,
Прямо к уху приросла.

Зато мамино пальто
И пушистое манто
Притянулось к маме.
Посмотрите сами!

Пёсья будка – вот дела! –
С псом и ела, и спала,
А сегодня притянулась:
С ним на улицу ушла.

Зайчик, бедный так устал:
От норы своей бежал.
Притянулась вдруг с утра
К зайцу заячья нора.
(Т. Рик)

(притяжательные прилагательные)

VΙ. Выполнение заданий по теме «Разряды имен прилагательных»

  • Используя таблицу, рассказать о разрядах имен прилагательных (в это же время сильные учащиеся выполняют индивидуальное задание).

Индивидуальное задание: определите разряды имен прилагательных.

Маленький, деревянный, городской, лисий, добрый, утренний, синий, кошачий, московский, сильный.

  • Найти четвертое лишнее слово и объяснить почему:

Красивая девочка, старый дедушка, сильный соперник, орлиный клюв – притяжательное;
Сестрин платок, беличий хвост, мамин плащ, строгий директор – качественное;
Гусиное перо, волчий хвост, заячьи уши, лисья шапка – относительное, т.е. шапка из лисы;
Оловянный солдатик, собачья будка – притяжательное, деревянный дом, стеклянный фужер.

  • Определить разряды прилагательных, учитывая их свойство переходить из одного разряда в другой:

Заячий след, заячий характер, заячий выводок;
гусиное перо, гусиная кормушка, гусиная походка;
волчья стая, волчий аппетит, волчье логово;
лисья нора, лисья шуба, лисья хитрость.

Физкультминутка.

  • Игра в «снежки». (Учитель бросает мяч кому-то из учеников, называя имя прилагательное в составе словосочетания; учащийся должен назвать разряд прилагательного).

Королевский замок, старая колдунья, серебряная ложка, колдовское варево, чугунный котелок, сказочное королевство, приятная физиономия, придворная дама, медная шевелюра, утиный нос, золотые серьги, змеиное жало, оловянный взгляд.

  • Распределительный диктант.

Задание: распределить прилагательные на три колонки

Качественное относительное притяжательное

В качестве материала использована грамматическая сказка «Обеды в сказочном королевстве».

Надо понаблюдать, какие обеды готовят в сказочном королевстве, а заодно определить, что за прилагательные перед нами: качественные, притяжательные или относительные.

(Текст распечатан для каждого)

Принцессины фрейлины и сама принцесса колдуют над удивительным медным горшочком. Всё-таки замечательный парень этот свинопас! Весь сегодняшний день чудесный горшочек показывает, что где готовят!
Вот дворничихина стряпня: вчерашний овощной суп, картофельное пюре, сладкое печенье с клюквенным морсом.
А вот поварихин обед: кислые щи, капустные биточки, творожная запеканка с ароматной подливкой, слоеные пирожки и горячий чай с душистым лимоном.
Звенят волшебные бубенцы, и любопытные фрейлины видят прачкин обед: холодный свекольник, малосольные огурцы, свежий хлеб и манный пудинг с вишнёвым вареньем.
А у губернатора сегодня важные гости. Им подают наливные яблоки, прозрачный виноград, желтые дыни, сочные груши, спелые арбузы. Но все это – на десерт, а прежде – мясное жаркое с нежной зеленью, заливная рыба, солёные грибы, румяный окорок, разнообразные вкусные гарниры и шоколадные блинчики. Почётные гости нарядно жуют, нарядные дамы шумно хвалят угощения. Суфле всякое: апельсиновое, банановое, ореховое и клубничное. К тому же сок: манговый, лимонный…

VIΙ. Подведение итогов урока

VΙIΙ. Домашнее задание:

написать грамматическое сочинение на тему «О жизни высококачественных и хвастливых качественных, практичных относительных и жадных притяжательных прилагательных».

IX. Оценки за урок

«Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные»

Тема урока: «Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные»

Цель урока:

Дать понятие о разрядах имён прилагательных, познакомить с признаками и значениями качественных прилагательных.

Планируемые результаты:

Личностные:

Регулятивные

— целеполагание и планирование своей деятельности;

— искать пути решения проблемы;

— контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.

Коммуникативные

— формировать навыки работы самостоятельно и коллективно;

— уметь строить связное монологическое высказывание;

— пополнить словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

— знать о русском языке как одной из основных национально-культурных ценностей.

Познавательные

— определять основные признаки разрядов прилагательных, выяснить значение качественных имён прилагательных;

— уметь перерабатывать информацию, анализировать, обобщать, делать выводы;

— уметь создавать алгоритмы и схемы для решения познавательных задач.

Предметные

Образовательные: повторить признаки прилагательных, познакомить учащихся с разрядами прилагательных, определить их основные признаки, дать понятие качественных прилагательных, выяснить значения качественных имён прилагательных;

Развивающие: развивать навыки определения качественных прилагательных, умение находить их в тексте;

Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

Тип урока: урок «открытия» нового материала

Раздаточный материал: карточки

1. Организационный этап

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Учитель приветствует детей.

— Здравствуйте, ребята! Улыбнулись друг – другу. Девиз нашего урока: «Учимся быть внимательными, сообразительными, активными. Работаем быстро, пишем красиво» (сл.2)

Дети настраиваются на урок.

— Начнём наш урок. Записываем сегодняшнее число.

Что такое имя прилагательное?

2. Как изменяются имена прилагательные?

3. Какими членами предложения могут быть имена прилагательные?

4. Какие степени сравнения могут иметь имена прилагательные?

1.Мотивация к учебной деятельности

-Образуйте степени сравнения от следующих прилагательных:

Свежий, чистый, высокий, железный, утиный.

-от каких прилагательных не удалось образовать степени сравнения? Почему?

-( Потому что они обозначают принадлежность и материал)

Прилагательные имеют важную морфологическую характеристику – разряды по значению.

-Как по – вашему, о какой характеристике предмета говорят прилагательные свежий, чистый, высокий? (о качестве)

-Как могут называться такие прилагательные? (качественные)

Возможно ли определить тему урока?

— Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему и опорные слова.

Научиться находить …прилагательные и отличать их…

II. Актуализация знаний.

Вернемся к нашим словам: Свежий, чистый, высокий, железный, утиный. Подберите антонимы и синонимы к этим прилагательным, но прежде вспомним, что такое антонимы, синонимы? (можно подобрать, но не ко всем, только к тем, которые обозначают качество)

— какие выводы можем сделать?

Откройте учебники на ст.16 ,прочитайте правило.

-Что вы узнали о качественных прилагательных?

Прилагательные по значению делятся на три разряда:

КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ (храбрый человек, красивый цветок)

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ (глиняный кувшин, вечерний закат)

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ (Петина книга, лисья нора)

V. Закрепление. (Работа в паре)

— Какие значения имеют качественные прилагательные?

ь небольшой рассказ на тему: «Мой город». Употребите качественные

прилагательные. Определите их морфологические признаки.

Составить небольшой рассказ на тему: «Мой город». Употребите качественные

прилагательные. Определите их морфологические признаки.

-Какие из вставленных прилагательных относятся к разряду качественных?

Здравствуй, гостья зима!

Мы вышли из школы на прогулку. Взглянули кругом и увидели, что земля покрыта (мягкий, серебристый) снегом. Только кое-где можно заметить еще (черный, темный) пятна земли.

Вверху над нами (зимний) небо. Оно покрыто (небольшой) облаками. Только в одном месте проглядывает (узенький) полоса голубого (чистый) неба.

Входим в лес. Деревья разукрашены узорами инея, кое-где на ветвях желтеют (осенний) листья.

(Глубокий) тишину леса нарушают наши голоса. (Чистый зимний) воздух бодрит нас. Мы играем в снежки, бегаем, кувыркаемся.

Впереди еще настоящая зима с ее морозами, (сильный) ветрами, (снежный) заносами, но мы рады ее приходу!

Физминутка.:

1. Игра «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ.»

А. городской, вкусный, тёплый.

Б. счастливый, морозная, январский.

В. деревянный, высокое, приятный..

Г. пришкольный, вчерашний, сердитый.

2. СИГНАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ.

Поднимаете зелёную карточку, если слышите качественное прилагательное;

Поднимаете красную карточку, если – другие прилагательные.

Морской берег, завтрашний день, мягкий хлеб, бабушкин платок, яркий свет, кожаный диван, вечерний звон, холодный сок, плюшевый мишка, лисья нора, удачный ответ, внимательный ученик.

  1. ВЗАИМОКОНТРОЛЬ.

Проверочная работа: Из данных словосочетаний выпишите словосочетания с качественными прилагательными. зимние игры, высокое здание, мебельный магазин, глубокая река, яркое сияние, ледяной покров, интересная книга, холодная осень, лимонный вкус, лисья нора.

Взаимопроверка.

Всего 5 словосочетаний выписать. – «5»

1- ошибка – «4»

2 – 4 – «3»

Более – «2»

Я очень рада тому, что таких у нас нет. Ну а с тем, у кого «3», будем ещё работать. Задайте свои вопросы. Что вам осталось непонятным?

VI. Рефлексия.

Давайте вспомним цели, которые поставили на уроке. Достигли их?

(Дети получают карточки)

Дополни текст именами  прилагательными.

Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы узнали всё о ________________ прилагательных. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________  . Мои одноклассники  были __________________. Они давали______________ответы. На уроке я узнал много _____________ и __________________. Своей работой на уроке я _______________.    

Учитель выставляет оценки.

Домашнее задание: составить небольшой рассказ на тему: «Моя станция Клявлино». Употребите качественные прилагательные. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *