План-конспект урока по русскому языку (6 класс): Разряды имён прилагательных
Тема урока: Разряды имён прилагательных
Цели:
обучающие:
- закрепить изученный материал о разрядах имен прилагательных;
- знать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных;
- отрабатывать умение определять разряды;
- уметь обосновывать свое мнение;
- развивающаие:
- развитие творческих способностей учащихся; монологической и диалогической речи;
- развивать память школьников, наблюдательность, познавательный интерес к предмету;
- развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал;
- делать выводы;
- воспитывающие:
- учить находить что-то новое, интересное, увлекательное в каждой теме;
воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к родной природе.
- развитие речи:
- составление словосочетаний;
- включение прилагательных в текст;
- работа с текстом.
- Тип урока: закрепление материала с использованием полученных ранее умений и навыков. Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
- Форма урока: практическое закрепление материала.
- Методы: словесный и опережающий, метод творческой организации.
- Оборудование:
- Проектор, электронная презентация, карточки с заданиями.
- Формы работы учащихся: групповая, парная, индивидуальная
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- знать разряды прилагательных, их отличительные признаки;
- уметь различать прилагательные по значению.
2. Метапредметные:
Познавательные:
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- извлекать информацию из различных источников;
- давать определения понятиям;
- объяснять языковые явления;
- строить рассуждение;
- приводить примеры в качестве доказательства;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности;
- составлять план действий, работать по плану;
- прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- выдвигать версии рещений;
- анализировать и оценивать собственную работу.
Коммуникативные:
- уметь сострудничать в парах;
- учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения;
- высказывать и отстаивать свою точку зрения;
- договариваться,задавать вопросы по теме;
- выступать перед аудиторией.
3. Личностные:
- выражать положительное, осознанное отношение к учению;
- оценивать собственную учебную деятельность;
- применять правила сотрудничества в группе.
1. Мотивация:
— Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
К уроку готовы? Тогда за работу!
Удачи желаю всем вам.
2. Актуализация знаний.
1) В начале урока, я приглашаю вас на экзамен, на котором молодой человек, по имени Митрофан, демонстрирует своё знание имени прилагательного.Посмотрите небольшую сценку из комедии Фонвизина «Недоросль»
В роли Митрофана – Никитин Данил, в роли учителя Правдина Ваньков Кирилл.
Митрофан: Вот, грамматика.
Правдин: (экзаменующий). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Правдин). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Правдин. …Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена; так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
— Правильно ответил Митрофан, что такое имя прилагательное? (Нет)
А вот мне, ребята. Хочется проверить, все ли вы знаете об имени прилагательном, не путаете ли вы с существительным. Нет ли среди вас Митрофанушек.
2. Проверка домашнего задания
На каждой парте лежит конверт. Повторение имени прилагательного. Учащиеся должны собрать определение.
- Общее грамматическое значение
- Морфологические признаки
- Синтаксическая роль в предложении.
- Вывод (Слайд 1)
3. Постановка учебной задачи
- Ребята,а чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? Посмотрите на слайд. Что вы видите? Слайд 2( три столбика прилагательных)
зеленый лесной мамин
огромный зимний олений
вежливый ледяной отцов
- Что обозначают слова в первом столбике?
( цвет, размер, качества человека)
- Что обозначают прилагательные во втором столбике?
(место, время, материал)
(принадлежность предмета кому-либо)
- Как выдумаете, почему я распределила прилагательные в 3 группы?
( они делятся по значению на 3 группы)
- Попробуйте теперь сформулировать тему нашего урока. Что мы будем сегодня изучать?
(Разряды имен прилагательных)
Слайд 3 (тема урока)
Дети записывают дату и тему урока.
- Сможете ли вы назвать отличительные признаки 3 групп (разрядов прилагательных)?
- Какую цель поставим перед собой? Повторение разрядов прилагательных.
Задачи: научиться определять разряд прилагательных (слайд 4)
- Построение проекта выхода из затруднений. Проблемная ситуация.
Для того чтобы узнать, по каким признакам делятся прилагательные на группы, мы с вами выполним исследовательскую работу. Работаем по рядам. Не забыли, как надо работать в группе?
( тихо, не мешая другим, потому что
каждый отвечает за всю группу)
Слайд 5. Но прежде познакомимся с текстом, над которым вы будете работать. Чтение текста
Верх-Иньва — большое село. Оно очень красивое. Дома в основном деревянные, но есть и каменные. Почти в центре села возвышается двухэтажное здание нашей любимой школы.
Красиво наше село во все времена года. Весной разливается наша река Иньва, становится широкой-широкой. А зимой на полях, в лесу можно увидеть заячьи, лисьи, волчьи следы.
Летом Верх-Иньва радует нас своей зеленью. На лугах пестреют разные цветы: белые ромашки, голубые васильки, желтые купальницы.
Золотая осень дарит нам свою прелесть, хотя в осенние дни чаще всего погода ненастная.
Деревенская жизнь трудна, но именно в селе чувствуется близость людей к природе.
Сформулируйте тему и основную мысль текста.
Каждая группа получает задание.
1 группа.
1.Выпишите из текста прилагательные, имеющие лексическое значение цвета, размера, обозначающие различные качества характера, одним словом, имеющие значение качества.
2. Попробуйте поставить их в краткой форме.
3. Подберите антонимы.
4. Образуйте сложное слово способом повтора или с помощью приставки не-.
5.Употребите со словом очень.
6. Образуйте сравнительную форму с помощью суффиксов -е-, -ее-.
7.На основании данных заданий, сделайте вывод:
Как можно назвать эту группу прилагательных?
Какие особенности у них?
- группа
1.Выпишите из текста прилагательные, обозначающие материал, из которого сделан предмет, время, место, действие, одним словом, прилагательные, обозначающие признак предмета через отношение к другим предметам.
2.Попробуйте:Поставить их в краткой форме.
3. Подобрать антонимы.
4.Образовать сложное слово способом повтора или с помощью приставки не-.
5. Употребить со словом очень.
6. Образовать сравнительную форму с помощью суффиксов -е-, -ее-.
7. На основании данных заданий, сделайте вывод:
Как можно назвать эту группу прилагательных?
Какие особенности у них?
- группа
1.Выпишите из текста прилагательные, обозначающие принадлежность чего-либо кому-нибудь.
Попробуйте:
2.Поставить их в краткой форме.
3. Подобрать антонимы.
4. Образовать сложное слово способом повтора или с помощью приставки не-
5.Употребить со словом очень.
6.Образовать сравнительную форму с помощью суффиксов -е-, -ее-.
7. Как можно назвать эту группу прилагательных? На какие вопросы они отвечают?
Какие особенности у них?
5. Реализация проекта.
- Проверим, как вы справились со своими исследовательскими заданиями. Что нужно было сделать? Какие слова со значением качества, отношения и принадлежности вы выписали?
Заслушиваем представителей от каждой группы.
Слайд 7 (проверка правильности выполнения задания)
- На сколько групп делятся прилагательные по значению?
Значит, по каким признакам можно определить разряд прилагательного?
(Слайд 6) Качественные:
- имеют краткую форму;
- образуют степени сравнения;
- сочетаются с приставкой — НЕ;
- образуют сложные прилагательные путём повтора;
- сочетаются с наречиями ОЧЕНЬ, СЛИШКОМ.
(Слайд 7) Относительные прилагательные имеют отношение:
- к месту;
- к действию;
- ко времени;
(Слайд 8) Притяжательные местоимения отвечают на вопрос ЧЕЙ?обозначают принадлежность (чьи? -ин, -ый, -ев,-и),
6. Первичное закрепление материала.
- Устные упражнения занимательного характера «Определи разряд»- (Слайд 9)
- Игра «Третий лишний)» — (Слайд 10)
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Открываем учебники. Найдем упражнение 240, стр, 190
Слайд 11 (проверь себя)
Дети проверяют свои работы и выставляют себе оценку.
8. Применение знаний и умений в новой ситуации
Посмотрите внимательно на экран. Что обозначает данный рисунок? Как это так прилагательные могут переходить из одного разряда в другой? (Слайд № 12).
Слайд № 13Почему одно и тоже прилагательное может относиться к разным разрядам? Объясните, почему прилагательное ЗАЯЧИЙ может быть любого разряда?
(Слайд 14)Найди качественные прилагательные
Внимательно посмотрите на словосочетания в переносном значении. Как называются устойчивые сочетания в переносном значении? (фразеологизмы)
— Как называются образные определения, выраженные прилагательными? (эпитеты) Назовите их (золотой характер, стальные нервы)
Вывод: какую роль играют слова в переносном значении? (уместное употребление слов в переносном значении делают речь поэтичнее, ярче, выразительнее)
9. Цифровой диктант
1- Качественное
2 – относительное
3– притяжательное
3, 1, 2, 1, 2, 2, 1, 1, 3, 2.
Поменяемся тетрадками, проверяем друг у друга. Оцениваем
10. Устали, отдохнем . Посмотрим, послушаем. Релаксация «Лес».
Ну и как, ребята. Увидели прилагательные? В основном какого разряда? Как вы поняли прилагательные окружают нас всюду. А что же бы было, если бы не было их.
Давайте прослушаем веселое стихотворение об имени прилагательном.
Очень занимательное –
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Буд
Притяжательные прилагательные / Разряды имён прилагательных по значению / Имя прилагательное / Морфология / Справочник по русскому языку 5-9 класс
Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность какому-либо лицу или животному, и в отличие от качественных и относительных прилагательных, отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?
Например: бабушкин, лисий, медвежья, мамино
Притяжательные прилагательные часто используются во фразеологических оборотах: крокодильи слёзы, танталовы муки.
Признаки притяжательных прилагательных:
- отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? (чей? — волчий хвост)
- не имеют синонимов, антонимов;
- не сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком;
- могут быть заменены существительным (волчий хвост — хвост волка).
Образование притяжательных прилагательных
Как правило, притяжательные прилагательные образуются от одушевлённых существительных (обозначающих людей и животных) с помощью суффиксов -ий, -ов (-ев), -ин (-ын).
Например:
- волк → волчий;
- отец → отцов;
- тесть → тестев;
- мартышка → мартышкин;
- курица → курицын.
Редко притяжательные прилагательные образуются от неодушевлённых существительных, например, в художественной литературе: у Н.С. Тихонова — черемухины скаты.
Склонение притяжательных прилагательных
Притяжательные прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
Притяжательные прилагательные в мужском роде в Именительном и Винительном падежах имеют нулевое окончание, а прилагательные среднего и женского рода в единственном, а также во множественном числе имеют окончания кратких прилагательных, в остальных падежах эти прилагательные имеют такие же окончания, как у качественных и относительных прилагательных.
! Обрати внимание, что при склонении прилагательных с суффиксом -ий, в косвенных падежах этот суффикс заменяется разделительным Ь.
Пример склонения в таблице:
Падежи | Единственное число | Множественное число | ||
мужской род | женский род | средний род | ||
И. п. | лисий отцов сестрин | лисья отцова сестрина | лисье отцово сестрино | лисьи отцовы сестрины |
Р. п. | лисьего отцова сестрина | лисьей отцовой сестриной | лисьего отцова сестрина | лисьих отцовых сестриных |
Д. п. | лисьему отцову сестрину | лисьей отцовой сестриной | лисьему отцову сестрину | лисьим отцовым сестриным |
В. п. | лисий (хвост)/ лисьего малыша отцов (приказ)/ отцова друга сестрин (пакет)/ се́стрина щенка | лисью отцову сестрину | лисий отцов сестрин | лисьи (лапы)/ лисьих малышей отцовы (приказы)/ отцовых друзей сестрины (пакеты)/ се́стриных щенков |
Т. п. | лисьим отцовым сестриным | лисьей отцовой сестриной | лисьим отцовым сестриным | лисьими отцовыми сестриными |
П. п. | о лисьем об отцовом о сестрином | о лисьей об отцовой о сестриной | о лисьем об отцовом о сестрином | о лисьих об отцовых о сестриных |
! Обрати внимание, что в винительном падеже окончание притяжательного прилагательного зависит от существительного (одушевлённого или неодушевлённого), к которому оно относится. Потому что вопрос к этим существительным будет разный — кого? / что?
Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные
Найти Поиск Опубликовать работу Личный кабинет Главная Положение о фестивале и конкурсах- Положение о фестивале
- Краткая информация
- Расчет стоимости участия в фестивале
- Общие положения и ключевые сроки
- Порядок участия в фестивале
- Подготовка мастер-класса и видеоурока
- Соблюдение авторских прав третьих лиц
- Технические требования
- Положение о конкурсе презентаций «Презентация к уроку»
- Положение о конкурсе «Мы мир храним, пока мы помним о войне» (75 лет Победы в ВОВ (1941–1945 гг.))
- Положение о конкурсе «Цифровой класс»
Содержание:
Разделы
Конкурс «Презентация к уроку» Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом» Конкурс «Цифровой класс» Конкурс «Электронный учебник на уроке» Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне» Конкурс «История регионов России»Астрономия Биология Начальная школа География Иностранные языки Информатика История и обществознание Краеведение Литература Математика Музыка МХК и ИЗО ОБЖ ОРКСЭ Русский язык Руководство учебным проектом Спорт в школе и здоровье детей Технология Физика Химия Экология Экономика
Конспект урока по русскому языку на тему «Разряды имён прилагательных. Качественные прилагательные» (6 класс)
Тема: «Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные»
Цели: формирование знаний учащихся о разрядах имён прилагательных.
Задачи: познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных и их отличительными особенностями; продолжить отрабатывать навыки сравнения, сопоставления прилагательных, учиться распознавать их разряды.
Планируемые результаты:
1. Предметные: знать разряды прилагательных, их отличительные признаки; уметь различать прилагательные по значению.
2. Метапредметные:
Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; извлекать информацию из различных источников; давать определения понятиям; объяснять языковые явления; строить рассуждение; приводить примеры в качестве доказательства;
устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; составлять план действий, работать по плану; прогнозировать, корректировать свою деятельность; выдвигать версии решений;
анализировать и оценивать собственную работу.
Коммуникативные: уметь сотрудничать в группе; учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения; высказывать и отстаивать свою точку зрения; договариваться, задавать вопросы по теме; выступать перед аудиторией.
3. Личностные: выражать положительное, осознанное отношение к учению; оценивать собственную учебную деятельность; применять правила сотрудничества в группе.
Ход урока
1. Мотивация к действию. Орг. момент.
— Ребята, наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами М.Пришвина: «Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Всё хорошее в человеке от солнца, а всё лучшее в жизни от человека и его доброты». Это девиз нашего урока.
2. Фронтальный опрос.
На доске записаны три предложения, в них пропущены слова:
Старый друг ……… новых двух.
………. пример заразителен.
Все ………. со временем становится явным.
1) Каких слов не хватает в тексте?
— Правильно, прилагательных. Давайте восстановим текст, вставим прилагательные на место.
3.Актуализация знаний
На доске слова, от которых нужно образовать степени сравнения, если это возможно.(по вариантам)
Светлый
Яркий
Тонкий
Глубокий
Красный
Широкий
Хороший
Плохой
Тёмный
Чёрный
Узкий
Бедный
3. Постановка учебной задачи.
— Ребята, сегодня вы сами будете добывать знания. Но сначала мы должны определить тему и задачи нашего урока.
— Распределите слова по 3 группам:
Смелый, деревянный, мамин, осенний, детский, храбрый, каменный, собачий, злой, лисий.
— Что обозначают слова в первом столбике? ( цвет, размер, качества человека)
— Что обозначают прилагательные во втором столбике? (место, время, материал)
— В третьем? (принадлежность предмета кому-либо)
— Как выдумаете, почему мы распределили прилагательные в 3 группы?
— Попробуйте теперь сформулировать тему нашего урока. Что мы будем сегодня изучать?
— Значит, что мы должны узнать сегодня на уроке?
4. Открытие нового знания.
— На сколько групп делятся прилагательные по значению?
— По значению три разряда прилагательных-качественные, относительные, притяжательные.
Качественные прилагательные обозначают признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени.
Только качественные прилагательные образуют сравнительную и превосходную степень сравнения.
Качественные прилагательные имеют краткую и полную форму.
Качественные прилагательные могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и другими.
— Чтение теории стр.16
5.Первичное усвоение новых знаний
Упражнение для закрепления .
— Выпишите только качественные прилагательные.
6. Физминутка:
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
7.Первичная проверка понимания.
— Работа по учебнику.
— Продолжите ряд качественных прилагательных, дающих положительную оценку названным лицам, предметам.
1.Девочка – отзывчивая,…..
2. Мама — ласковая,….
3.Рассказ – увлекательный,…..
4. Футболист – настойчивый…….
8. Первичное закрепление.
Игра «Найди лишнее».
— Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши, если это прилагательное не указывает на качество, т.е. не является качественным, топнуть ногами, если это качественное прилагательное.
Веселый, глупый, березовый, умный, ловкий, деревянный, добрый, холодный, стеклянный, радостный, волчий, стойкий, свежий, осенний.
В названии каких произведений есть качественные имена прилагательные?
1) «Утиная охота» (пьеса А. Вампилова)
2) «Белый пудель» (рассказ А. Куприна)
3) «Абрикосовое варенье» (рассказ А. Солженицына)
4) «Весёлая азбука» ( стихотворение С.Я. Маршака)
9. Творческое задание – упр.341
10. Итог урока.
— С какими грамматическими признаками прилагательных мы познакомились сегодня на уроке?
— На какие разряды делятся прилагательные?
— Расскажите, что вы узнали о качественных прилагательных?
11.Рефлексия.
Чтобы знанья были впрок,
Кратко повторим урок!
— Закончите начатое предложение. Качественные прилагательные обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете…
— Выскажите свое отношение к уроку и к своей работе на уроке, продолжив фразы:
Я узнал….
Мне было трудно…
У меня получилось…
Мне было интересно…
12. Домашнее задание – выучить правило, упр.340, стр.16.
Урок русского языка в 6 классе «Разряды имён прилагательных. Притяжательные прилагательные»
Сформулируйте тему и цель нашего урокаВосприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Лингвистическая сказка «Образование притяжательный прилагательных» (инсценировка)
Однажды к Синтаксису пришли словосочетания «пиджак отца», «платок бабушки», «хвост лисы». Вперед выступило слово «пиджак»:
– Уважаемый король! По вашему приказу мы стали объединяться в словосочетания. Но имена существительные, которые получили роль зависимых, не хотят подчиняться.
– Но ведь мы не прилагательные, род, число и падеж которых зависит от того слова, рядом с которым они стоят, – вмешалось слово «отец». – Помогите нам, замените нас прилагательными.
Задумался Синтаксис. Отменять свой приказ ему не хотелось, а не уступи он подчиненным, может начаться бунт. Позвал он Морфологию.
– Я не возражаю против новой группы имен прилагательных, – сказала она. – Но есть ли у короля Словообразование нужные нам суффиксы?
Пригласили короля Словообразование. А тот, толком не разобравшись, взял с собой только два суффикса – -ов и -ин – да несколько окончаний.
Присоединили —ов к основе слова «отца» – получилось прилагательное «отцов». Присоединили суффикс -ин к основе слова «бабушки» – получилось «бабушкин». А как же быть с существительным «лисы»? И рискнул тогда король Словообразование вместо суффикса подставить окончание -ий – «лисий». А чтобы притяжательные прилагательные, образованные таким способом, не догадались о его незадачливости, повелел король считать -ий суффиксом.
Так возникла новая группа имён прилагательных.
Притяжательные прилагательные (слайд)
Образуются с помощью суффиксов –ов- (-ев-), -ин- (-ын-), -ий-
Прилагательные мужского рода в И. п. и В.п. ед.ч. имеют нулевое окончание (например: волчий)
Прилагательные ср.р. и ж.р. в ед.ч. и мн.ч. имеют окончания кратких прилагательных, например: лисье.
—Давайте подберём однокоренные слова к слову “притяжательные”:
Тянуть, тяга, притянуть, притяжение, т.е. то, что притягивает к чему-то, то, что кому-то принадлежит.
4. Работа с учебником
Посмотрите в учебник и скажите, что я не сказала про притяжательные прилагательные
Физкультминутка (слайд)
А теперь немного отдохнем. Давайте поднимимся. Я буду называть вам прилагательные разных разрядов, а вы, если это будет качественное прилагательное, хлопните в ладоши, если относительное – поднимите руки вверх, а если притяжательное – присесть на корточки.
Веселые ребята (кач.)
лебединый пух (прит.)
огромная вселенная (кач.)
водяные брызги (отн.)
рыбий жир (прит.)
звериные тропы (отн.)
трудное путешествие (кач.)
стальные двери (отн.)
птичьи гнезда (прит.)
жемчужные украшения (отн.)
прибрежные скалы (отн.)
золотой характер (кач.)
медвежье ухо (прит.)
белые лебеди (кач.)
волчий вой (прит.)
верблюжья шерсть (прит.)
соболья шапка(отн.)
глухой лес (кач.)
стальной нож (отн.)
5.Творческая работа.
— отгадать загадку, от полученного существительного образовать притяжательное прилагательное, составить и записать с ним словосочетание « прилагательное + существительное».
1.Зверь лохматый, косолапый,
Он сосёт в берлоге лапу. (Медведь-медвежья шерсть) (слайд)
2.Жёлтая хозяюшка из лесу пришла,
Всех кур пересчитала и с собою унесла. (Лиса – лисий хвост) (слайд)
3.По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан. (Овца – овечьи копыта) (слайд)
4.Маленький , беленький,
По лесочку прыг, прыг,
По снежочку тык, тык. (Заяц – заячьи следы) (слайд)
5.Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк — волчья стая) (слайд)
6.Снизу камень.
Сверху камень,
Четыре ноги
Да одна голова. (Черепаха – черепашья голова ) (слайд)
Взаимопроверка.
6. Проблемное задание
Определите разряд прилагательных в следующих словосочетаниях
Заячья нора, заячья шапка, заячья душа (слайд)
Объяснение (слайд)
Правило: Прилагательные могут употребляться в переносных значениях. При этом они могут переходить из одного разряда в другой, когда теряют свои признаки и приобретают признаки других разрядов.
Заячья нора — притяжательное (нора зайца)
Заячья шапка — относительное (материал, из которого сделана шапка)
Заячья душа — качественное (так говорят о трусливом человеке)
7. Работа в группе (по 4 человека) карточки + слайд
Задание: определить разряд имен прилагательных, опираясь на правило (слайд)
собачья конура собачий холод собачья преданностьБеличьи запасы беличий воротник
Гусиная походка гусиное перо
Проверь себя (слайд)
собачья преданность (верный)собачий холод (сильный)
собачья конура
беличий воротник
беличьи запасы
Гусиная походка (косолапая)
гусиное перо
V. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.
1) Буквенный диктант (усложнённый вариант)
1) Я заглянул в бабушкину горницу. 2) На кухне горела керосиновая лампа. 3) Мать приказала отпереть дедушкин кабинет. 4) Из дубового куста вылетел соловей. 5)Все больше и больше слышится в лесу птичьих голосов.6) Неужто отцовы слова так тяжко слушать? 7) Малыш смешно разгуливал по кожаному дивану. 8)Над деревней разливается мягкий свет. 9) Забор покрасили свежей краской.
Бабушкину(прит.), керосиновая (отн.), дедушкин (прит.), дубового(отн.), птичьи(прит.), отцовы(прит.), кожаному(отн.), мягкий (кач.), свежей (кач.)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
П О П О П П О К К
2).Индивидуальная работа по карточке (облегчённый вариант)
Укажите разряд имён прилагательных.
Душистый цветок, папин нос, ужасный вид, местный говор, олений рог,
причудливый рисунок, лесной массив, деревянный дом, отцов дом, мамино
пальто, зелёный стол, зимний день, волчий след.
«Четвёртый лишний» (устно) (слайд)
— Найдите четвёртое лишнее слово и объясните почему:
Красивая девочка, старый дедушка, сильный соперник, орлиный клюв — притяжательное;
Сестрин платок, беличий хвост, мамин плащ, строгий директор — качественное;
Гусиное перо, волчий хвост, заячьи уши, лисья шапка – относительное, т.е. шапка из лисы;
Оловянный солдатик, собачья будка — притяжательное, деревянный дом, стеклянный фужер.
Итоги урока.
Итак, с каким разрядом прилагательных мы познакомились? Какие суффиксы имеют эти прилагательные? На какие вопросы отвечают?
VII. Рефлексия.
Я сегодня повторил…
Я сегодня узнал…..
Мне больше всего понравилось…
Я бы сегодня себе поставил…
VIII. Выставление оценок
IX. Домашнее задание
Дополнительные задания
3. Замените существительные притяжательными прилагательными
— Уши волка и зайца — волчьи и заячьи уши
-Лапы лисы и собаки — лисья и собачья лапы
-Хвост павлина и вороны — павлиний и вороний хвосты
-Рога оленя – оленьи рога
-Нора барсука – барсучья нора
-Глаза кошки — кошачьи глаза
1.Работа в паре
Запишите предложения, вставляя только притяжательные прилагательные (слайд)
Построил бобер у ручья плотину. Разлился пруд. Завелись в нем рыбки. На берегу появились ———— гнезда. Радостно зазвучало ————- щебетанье и ————— кваканье. Молодец, бобер!
Слова для справок: птичий, полярный, ласточкин, обычный, утиный, лягушачий.
Проверь себя (слайд)
Построил бобер у ручья плотину. Разлился пруд. Завелись в нем рыбки. На берегу появились птичьи гнезда. Радостно зазвучало ласточкино щебетанье и лягушачье кваканье. Молодец, бобер!
Разряды прилагательных в русском языке с примерами и таблицами
Разряд прилагательных в русском языке по семантике – грамматическая категория, определяющая направленность обозначаемого качества.
В зависимости от лексического значения и грамматических признаков принято выделять 3 разряда прилагательных в русском языке: относительные, притяжательные и качественные.
Особенности разрядов
При определении разрядов нужно ориентироваться на правила и наличие/отсутствие каких-либо критериев.
разряды прилагательных | признаки | примеры |
качественные | Есть сравнительная степень Можно образовать краткую форму Сочетание с наречиями Можно подобрать антонимы | холодный – холодней симпатичный — симпатичен слишком бледный солёный – сладкий быстрый – медленный глубокий — поверхностный |
относительные | Могут обозначать разные категории (материал, период, свойства),но не образуют кратких форм и степеней сравнения | прошлогодний снег вчерашний ужин деревянный дом стеклянная ваза центральная улица |
притяжательные | Отвечают на вопросы: чей, чья, чьё, чьи? Определяют принадлежность кому-либо | шапка брата пенал сестры бабушкина книга верблюжья трава заячий хвост белкины запасы волчья нора медвежья берлога крысиный хвост |
Качественные прилагательные указывают на признак, проявляющийся в большей или меньшей степени, например, обозначают:
- обобщённую характеристику: принципиальный, отрицательный, основательный;
- звуки, их оттенки: тонкий, приглушённый, громкий;
- форму: квадратный, конусообразный, неровный, овальный, трапециевидный, эллипсный;
- какие-либо свойства: твёрдый, мягкий, хрупкий, ломкий;
- цвета и оттенки: синий, бежевый, малиновый, зелёный, пурпурный;
- параметры: глубокий, тяжёлый, массивный, лёгкий, низкий;
- запахи, вкусы: пахучий, солёный, кислый, терпкий, квашеный, пресный;
- температура: жаркий, холодный, ледяной, жгучий.
Большинство слов из этой группы имеет 2 формы: краткую и полную.
При этом они могут употребляться:
- С суффиксами уменьшительно-ласкательными: -иньк/оньк, -еньк/ёньк. Пример солёный – солёненький, лёгкий – лёгонький, мягкий – мягонький, бежевый – бежевенький, овальный – овальненький.
- С обозначающими меру и величину наречиями: гораздо, весьма, совершенно, очень. Весьма привлекательный, совершенно не вредный, очень редкий, гораздо вкуснее.
От таких форм образуются
- наречия на –е/-о. Мягкий – мягко, пахучий – пахуче, низкий – низко.
- имена существительные субстантивированные или с отвлечённым значением: синий – синева, старый – старость, нежный – нежность.
Относительные отображают значение путём отношения к иному признаку, предмету, состоянию, явлению.
К материалу: стеклянный, пионовый, деревянный, пластмассовый, мандариновый;
Ко времени: позавчерашний, полдничный, завтрашний, прошлогодний;
К измерительным единицам, числам, датам: метровый, пятиэтажный, трёхгодичный;
К месту: французский, настольный, сумчатый;
К лицу: директорский, военный, инженерный;
К действию или свойству: моющий, раскладной, падающий.
Такие формы можно заменить словосочетанием с существительным: кирпичный дом – дом из кирпича, стеклянный шар – шар из стекла, оловянный солдатик – солдатик из олова.
Но! Здесь невозможно образовать степень сравнения и краткие формы.
Притяжательные определяют принадлежность к лицу или животному: лисий, отцовский, дедушкин, рыбий, беличий.
Эти слова образуются исключительно от одушевлённых существительных при помощи суффиксальных морфем: -евск/-овск, -ынск/-инск, -ий, -ов/-ев, -ин/-ын. Пример: отцовский, жабий, курицын, дедов, курицын, индюшачий.
( Пока оценок нет )
Урок русского языка в 6-м классе «Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные»
Найти Поиск Опубликовать работу Личный кабинет Главная Положение о фестивале и конкурсах- Положение о фестивале
- Краткая информация
- Расчет стоимости участия в фестивале
- Общие положения и ключевые сроки
- Порядок участия в фестивале
- Подготовка мастер-класса и видеоурока
- Соблюдение авторских прав третьих лиц
- Технические требования
- Положение о конкурсе презентаций «Презентация к уроку»
- Положение о конкурсе «Мы мир храним, пока мы помним о войне» (75 лет Победы в ВОВ (1941–1945 гг.))
- Положение о конкурсе «Цифровой класс»
Содержание:
Разделы
Конкурс «Презентация к уроку» Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом» Конкурс «Электронный учебник на уроке» Конкурс «Цифровой класс» Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне» Конкурс «История регионов России»Астрономия Биология Начальная школа География Иностранные языки Информатика История и обществознание Краеведение Литература Математика Музыка МХК и ИЗО ОБЖ ОРКСЭ Русский язык Руководство учебным проектом Спорт в школе и здоровье детей Технология Физика Химия Экология Экономика
Администрирование школы Видеоурок Внеклассная работа Дополнительное образование Инклюзивное образование Классное руководство Коррекционная педагогика Логопедия Мастер-класс Общепедагогические технологии Организация школьной библиотеки Патриотическое воспитание Профессия — педагог Работа с дошкольниками Работа с родителями Социальная педагогика Урок с использованием электронного учебника Школьная психологическая служба