Разряды имен прилагательных по значению – Притяжательные прилагательные / Разряды имён прилагательных по значению / Имя прилагательное / Морфология / Справочник по русскому языку 5-9 класс

Содержание

План-конспект урока по русскому языку (6 класс): Разряды имён прилагательных

Тема урока: Разряды имён прилагательных

Цели:

обучающие: 

  • закрепить изученный материал о разрядах имен прилагательных;
  • знать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных;
  • отрабатывать умение определять разряды;
  • уметь обосновывать свое мнение;
  • развивающаие: 
  • развитие творческих способностей учащихся; монологической и диалогической речи;
  • развивать память школьников, наблюдательность, познавательный интерес к предмету;
  • развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал;
  • делать выводы;
  • воспитывающие:
  •  учить находить что-то новое, интересное, увлекательное в каждой теме;

воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к родной природе.

  • развитие речи: 
  • составление словосочетаний;
  • включение прилагательных в текст;
  • работа с текстом.
  • Тип урока: закрепление материала с использованием полученных ранее умений и навыков. Урок актуализации знаний и умений  (урок повторения)
  • Форма урока: практическое закрепление материала.
  • Методы: словесный и опережающий, метод творческой организации.
  • Оборудование:
  • Проектор, электронная презентация, карточки с заданиями.
  • Формы работы учащихся: групповая, парная, индивидуальная

Планируемые результаты:

1.  Предметные:

  • знать разряды прилагательных, их отличительные признаки;
  • уметь различать прилагательные  по значению.

2. Метапредметные:

Познавательные:

  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
  • извлекать информацию из различных источников;
  • давать определения понятиям;
  • объяснять языковые явления;
  • строить рассуждение;
  • приводить примеры в качестве доказательства;
  • устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

  • определять и формулировать цель деятельности;
  • составлять план действий, работать по плану;
  • прогнозировать, корректировать свою деятельность;
  • выдвигать версии рещений;
  • анализировать и оценивать собственную работу.

Коммуникативные:

  • уметь сострудничать в парах;
  • учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения;
  • высказывать и отстаивать свою точку зрения;
  • договариваться,задавать вопросы по теме;
  • выступать перед аудиторией.

3. Личностные:

  • выражать положительное, осознанное отношение к учению;
  • оценивать собственную учебную деятельность;
  • применять правила сотрудничества в группе.

1. Мотивация:

 — Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

К уроку готовы? Тогда за работу!

Удачи желаю всем вам.

2. Актуализация знаний.

 1) В начале урока, я приглашаю вас на экзамен, на котором молодой человек, по имени Митрофан, демонстрирует своё знание имени прилагательного.Посмотрите небольшую сценку из комедии Фонвизина «Недоросль»

В роли Митрофана – Никитин Данил, в роли учителя Правдина Ваньков Кирилл.

Митрофан:  Вот, грамматика.

Правдин: (экзаменующий). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?

Правдин). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь, котора дверь?

Правдин. …Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена; так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается  к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

— Правильно ответил Митрофан, что такое имя прилагательное? (Нет)

А вот мне, ребята. Хочется проверить, все ли вы знаете об имени прилагательном, не путаете ли вы с существительным. Нет ли среди вас Митрофанушек.

2. Проверка домашнего задания

 На каждой парте лежит конверт. Повторение имени прилагательного. Учащиеся должны собрать определение.

  1. Общее грамматическое значение
  2. Морфологические признаки
  3. Синтаксическая роль в предложении.
  4. Вывод  (Слайд 1)

3. Постановка учебной задачи        

  • Ребята,а чем же мы сегодня будем заниматься на уроке?  Посмотрите на слайд.  Что вы видите?  Слайд 2( три столбика прилагательных)

зеленый             лесной                 мамин

огромный          зимний               олений

вежливый          ледяной               отцов

  • Что обозначают слова в первом столбике?

                                                               ( цвет, размер, качества человека)

  • Что обозначают прилагательные во втором столбике?

                                                              (место, время, материал)

                                                          (принадлежность предмета кому-либо)

  • Как выдумаете, почему я  распределила прилагательные в 3 группы?

                                            ( они делятся по значению на 3 группы)

  • Попробуйте теперь сформулировать тему нашего урока. Что мы будем сегодня изучать?

                                                   (Разряды имен прилагательных)

Слайд 3 (тема урока)

Дети записывают дату и тему урока.

  • Сможете ли вы  назвать отличительные признаки 3 групп (разрядов прилагательных)?
  •  Какую цель поставим перед собой? Повторение разрядов прилагательных.

 Задачи: научиться  определять разряд прилагательных (слайд 4)

  1. Построение проекта выхода из затруднений. Проблемная ситуация.

Для того чтобы узнать, по каким признакам делятся прилагательные на группы, мы с вами выполним исследовательскую работу. Работаем по рядам. Не забыли, как надо работать в группе?

( тихо, не мешая другим, потому что  

                                                                       каждый отвечает за всю группу)

Слайд  5. Но прежде познакомимся с текстом, над которым вы будете работать. Чтение текста

Верх-Иньва — большое село. Оно очень красивое. Дома в основном деревянные, но есть и каменные. Почти в центре села возвышается двухэтажное здание нашей любимой школы.

 Красиво наше село во все времена года.  Весной разливается наша река Иньва, становится широкой-широкой. А зимой на полях, в лесу можно увидеть заячьи, лисьи, волчьи следы.

          Летом Верх-Иньва радует нас своей зеленью. На лугах пестреют разные цветы: белые ромашки, голубые васильки, желтые купальницы.

            Золотая осень дарит  нам  свою прелесть, хотя  в осенние дни чаще всего погода ненастная.

 Деревенская жизнь трудна, но именно в селе чувствуется близость людей к природе.

Сформулируйте тему и  основную мысль текста.

Каждая группа получает задание.

 1 группа.

1.Выпишите из текста прилагательные, имеющие лексическое значение цвета, размера, обозначающие различные качества характера, одним словом, имеющие значение качества.

2. Попробуйте поставить их в краткой форме.

3. Подберите антонимы.

4. Образуйте сложное слово способом повтора или с помощью приставки не-.

5.Употребите со словом очень.

6. Образуйте сравнительную форму с помощью суффиксов -е-, -ее-.

7.На основании данных заданий, сделайте вывод:

 Как можно назвать эту группу прилагательных?

 Какие особенности у них?

  1. группа

1.Выпишите из текста прилагательные, обозначающие материал, из которого сделан предмет, время, место, действие, одним словом, прилагательные, обозначающие признак предмета через отношение к другим предметам.

2.Попробуйте:Поставить их в краткой форме.

3. Подобрать антонимы.

4.Образовать сложное слово способом повтора или с помощью приставки не-.

5. Употребить со словом очень.

6. Образовать сравнительную форму с помощью суффиксов -е-, -ее-.

7. На основании данных заданий, сделайте вывод:

 Как можно назвать эту группу прилагательных?

 Какие особенности у них?

  1. группа

1.Выпишите из текста прилагательные, обозначающие принадлежность чего-либо кому-нибудь.

 Попробуйте:

2.Поставить их в краткой форме.

3. Подобрать антонимы.

4. Образовать сложное слово способом повтора или с помощью приставки не-

5.Употребить со словом очень.

6.Образовать сравнительную форму с помощью суффиксов -е-, -ее-.

7. Как можно назвать эту группу прилагательных? На какие вопросы они отвечают?

 Какие особенности у них?

5. Реализация проекта.

  • Проверим, как вы справились со своими исследовательскими заданиями. Что нужно было сделать? Какие слова со значением качества, отношения и принадлежности вы выписали?

 Заслушиваем представителей от каждой группы.

Слайд 7 (проверка правильности выполнения задания)

  • На сколько групп делятся прилагательные по значению?

Значит,  по каким признакам можно определить разряд прилагательного?

(Слайд 6) Качественные:

  • имеют краткую форму;
  • образуют степени сравнения;
  • сочетаются с приставкой — НЕ;
  • образуют сложные прилагательные путём повтора;
  • сочетаются с наречиями ОЧЕНЬ, СЛИШКОМ.

(Слайд 7) Относительные прилагательные имеют отношение:

  • к месту;
  • к действию;
  • ко времени;

(Слайд 8) Притяжательные местоимения отвечают на вопрос ЧЕЙ?обозначают принадлежность (чьи? -ин, -ый, -ев,-и),  

6. Первичное закрепление материала.

  1. Устные упражнения занимательного характера «Определи разряд»- (Слайд 9)
  2. Игра «Третий лишний)»       —  (Слайд 10)

7. Самостоятельная работа с  проверкой по эталону. Открываем учебники. Найдем упражнение 240, стр, 190

Слайд 11 (проверь себя)

Дети проверяют свои работы и выставляют себе оценку.

8. Применение знаний и умений в новой ситуации

Посмотрите внимательно на экран. Что обозначает данный рисунок? Как это так прилагательные могут переходить из одного разряда в другой? (Слайд № 12).

Слайд № 13Почему одно и тоже прилагательное может относиться к разным разрядам? Объясните, почему прилагательное ЗАЯЧИЙ может быть любого разряда?

(Слайд 14)Найди качественные прилагательные

Внимательно посмотрите на словосочетания в переносном значении. Как называются устойчивые сочетания в переносном значении? (фразеологизмы)

— Как называются образные определения, выраженные прилагательными? (эпитеты) Назовите их (золотой характер, стальные нервы)

Вывод: какую роль играют слова в переносном значении? (уместное употребление слов в переносном значении делают речь поэтичнее, ярче, выразительнее)

9. Цифровой диктант

1- Качественное

2 – относительное

3– притяжательное

3, 1, 2, 1, 2, 2, 1, 1, 3, 2.

Поменяемся тетрадками, проверяем друг у друга. Оцениваем

10. Устали, отдохнем . Посмотрим, послушаем. Релаксация «Лес».

Ну и как, ребята. Увидели прилагательные? В основном какого разряда? Как вы поняли прилагательные окружают нас всюду.  А что же бы было, если бы не было их.

Давайте прослушаем веселое стихотворение об имени прилагательном.

Очень занимательное –
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Буд

Притяжательные прилагательные / Разряды имён прилагательных по значению / Имя прилагательное / Морфология / Справочник по русскому языку 5-9 класс

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность какому-либо лицу или животному, и в отличие от качественных и относительных прилагательных, отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?

Например: бабушкин, лисий, медвежья, мамино

Притяжательные прилагательные часто используются во фразеологических оборотах: крокодильи слёзы, танталовы муки.

Признаки притяжательных прилагательных:
  • отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? (чей? — волчий хвост)
  • не имеют синонимов, антонимов;
  • не сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком;
  • могут быть заменены существительным (волчий хвост — хвост волка).
Образование притяжательных прилагательных

Как правило, притяжательные прилагательные образуются от одушевлённых существительных (обозначающих людей и животных) с помощью суффиксов -ий, -ов (-ев), -ин (-ын).

Например:

  • волк → волчий;
  • отец → отцов;
  • тесть → тестев;
  • мартышка → мартышкин;
  • курица → курицын.

Редко притяжательные прилагательные образуются от неодушевлённых существительных, например, в художественной литературе: у Н.С. Тихонова — черемухины скаты.

Склонение притяжательных прилагательных

Притяжательные прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

Притяжательные прилагательные в мужском роде в Именительном и Винительном падежах имеют нулевое окончание, а прилагательные среднего и женского рода в единственном, а также во множественном числе имеют окончания кратких прилагательных, в остальных падежах эти прилагательные имеют такие же окончания, как у качественных и относительных прилагательных.

! Обрати внимание, что при склонении прилагательных с суффиксом -ий, в косвенных падежах этот суффикс заменяется разделительным Ь.

Пример склонения в таблице:

Падежи
Единственное числоМножественное число
мужской родженский родсредний род
И. п.лисий 
отцов 
сестрин
лисья
отцова
сестрина
лисье
отцово
сестрино
лисьи
отцовы
сестрины
Р. п.лисьего
отцова
сестрина
лисьей
отцовой
сестриной
лисьего
отцова
сестрина
лисьих
отцовых
сестриных
Д. п.лисьему
отцову
сестрину
лисьей
отцовой
сестриной
лисьему
отцову
сестрину
лисьим
отцовым
сестриным
В. п.лисий  (хвост)/ лисьего малыша
отцов  (приказ)/ отцова друга
сестрин  (пакет)/ се́стрина щенка
лисью
отцову
сестрину
лисий
отцов 
сестрин
лисьи (лапы)/ лисьих малышей
отцовы (приказы)/ отцовых друзей
сестрины
(пакеты)/ се́стриных щенков
Т. п.лисьим
отцовым
сестриным
лисьей
отцовой
сестриной
лисьим
отцовым
сестриным
лисьими
отцовыми
сестриными
П. п.о лисьем
об отцовом
о сестрином
о лисьей
об отцовой
о сестриной
о лисьем
об отцовом
о сестрином
о лисьих
об отцовых
о сестриных

! Обрати внимание, что в винительном падеже окончание притяжательного прилагательного зависит от существительного (одушевлённого или неодушевлённого), к которому оно относится. Потому что вопрос к этим существительным будет разный — кого? / что?

Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные

Открытый урок