Речевой этикет, его функции, виды, формулы и особенности.
Что такое культура речи? Правильная расстановка ударений в произносимых словах и их грамотное употребление является нормой жизни современного человека. Оперировать словами с блестящими оборотами, искрящимися остроумием или философской направленностью могут далеко не все. Именно из таких навыков складывается культура речи.
Понятие речевого этикета
С детства родители, воспитатели, педагоги, няни прививают детям хорошие манеры речи, говоря о правилах поведения в обществе. Речевой этикет является частью общих правил и норм поведения. В век компьютерных технологий живое общение сменилось виртуальным. Появилось целое слэнговое направление — слова, используемые только в соцсетях. Например, «превед», «кросавчег», «ок». Новое поколение перестало задумываться о том, что такое речевой этикет. Однако для успешной карьеры важно умение общаться, показать себя с лучшей стороны, суметь убедить в своих знаниях, чтобы занять руководящую должность. Для этого надо придерживаться правилам речевого этикета, понимать — в какой обстановке вы находитесь, и что нужно сказать в определенной ситуации.
Немного истории
Проблемы культуры речи поднимались уже в 4 веке до нашей эры. Споры среди философов на тему достоинствах и недостатках речи привели к образованию целого направления — риторики. Ученые и философы трудились над научными трактатами, где прописывались рекомендации по уместности речевых оборотов и как научиться выразительности речи. Так формировалась история речевого этикета.
В России первым обратил внимание на развитие красноречия и понятие речевого этикета ученый Михаил Ломоносов. Он выдвинул ряд теорий о развитии мастерства ораторского искусства, умении апеллировать словами в научной, литературной среде и обычной бытовой жизни. Его старания не были напрасными, потому что внимание к речи и культуре общения привело к выработке единого литературного языка без диалектов, местных акцентов, простонародных высказываний.
Функции
- Коммуникативная — ведущая функция речевого этикета для осуществления общения людей.
- Стилистическая — понятие о стиле языка и речи.
- Нормативная — о нормах языка и речи, недопустимой лексике, законах бытового и делового речевого этикета.
- Образцовая — шаблоны лучшей ораторской речи.
- Познавательная – через принципы речевого этикета познание окружающего мира.
- Накопительная — накопление знаний о культуре языка и речевом этикете с целью улучшения связи поколений.
Виды
Внешняя речь подразделяется на группы:
- Этикет устной речи включает массу разновидностей, начиная с разговорной на бытовом уровне. Сюда же входит деловой стиль общения, научная речь как способ диалога ученых, общественных деятелей, философов. Художественная речь выражается в преподавании, проявляется в театральных постановках. Публицистическая речь направлена на донесение информации, рассказе о событиях.
- Письменная — отображение устной речи в написании текста. Имеет значение в плане сохранения информации и передачи через поколения.
- Монологическая — монолог одного оратора, которого слушает большая аудитория. Придерживаются этикета речевого общения на конференциях, семинарах, в выступлениях коуч-тренеров.
- Диалогическая — диалог между людьми на определенную тему, которую знают и понимают оба собеседника. Диалоговая речь пестрит набором специфических выражений и технических терминов, касающихся данной темы. Окружающие, не знающие о чем идет речь, могут не понять суть беседы. Но оба собеседника выполняют все правила речевого этикета во время диалог, который касается только их.
- Внутренняя речь. Выявляется на основе уровня образования и самовоспитания. Это способность человека слушать, воспринимать и пропускать через себя полученную информацию. Возможность мыслить, анализировать ситуацию внутри себя, не прибегая к письменной и устной речи. Внутренняя речь является продолжение внешней, только в беззвучном режиме. Человек думает прежде, чем ответить на вопрос, сказать свое мнение, сопоставляет информацию внутри себя, чтобы грамотно ее преподать. Внутренняя речь зависит от развития интеллекта, на основе которого судят о развитии речи у человека. Любая мысль формируется с помощью внутренней речи, несмотря на то, что высказывает ее человек или оставляет при себе.
Формулы речевого этикета
Высокая культура речи помогает добиться расположения собеседников, составить правильное мнение о себе, достичь карьерного роста. Как правильно себя вести при знакомстве, чтобы составить приятное мнение о себе и не оттолкнуть собеседника? Изучайте простые формулы речевого этикета.
Знакомство — установление контакта
Любой диалог знакомых или незнакомых людей начинается с приветствия. Затем следует вопрос или предложение познакомиться с целью налаживания контакта. Как это выглядит в жизни? В таких случаях к незнакомому человека можно обращаться с фразой по правилам этикета общения.
- Давайте познакомимся.
- Разрешите с вами познакомиться.
- Можно с вами познакомиться.
- Хотел бы с вами познакомиться.
Беседа — основная часть общения
Разговоры в неофициальной обстановке возможны на любые темы и в любом ракурсе, если они интересны собеседникам. Посещение публичных мероприятий регламентируется определенным этикетом общения, который рекомендуется соблюдать, чтобы не прослыть невоспитанным человеком.
Основу речевого этикета составляют правила поведения на корпоративных, общественных мероприятиях. Не рекомендуется вести и поддерживать темы о политике. Ситуация грозит перейти в жаркие дебаты, что приводит к обидам, испорченному настроению и раздражению. В обществе принято говорить на нейтральные темы — о книгах, концертах, кинофильмах, музыке, спектаклях. Бестактными являются разговоры на тему личных отношений. Вопросы об этом неприличны. Рассказы о своей личной жизни ставят собеседника в неловкое положение.
Прощание — завершение контакта
Этикетом общения предусмотрено прощание перед уходом. Покинуть общество по-английски — не прощаясь, в России не принято. Для этого достаточно сказать — до свидания. Можно приложить к прощанию фразы с пожеланиями: всего хорошего, всего доброго, надеюсь, еще увидимся.
Различные ситуации
Рассмотрим обычные житейские ситуации, которые случаются с каждым, но далеко не все знают, как правильно надо себя вести. Чтобы не становится предметом для насмешек и получать ехидные замечания о плохом воспитании, обратите внимание на стандартные наборы предложений.
Поздравление и благодарность
Стандартными словами благодарности являются: спасибо и благодарю. Можно обходится ими или добавлять множество эпитетов. Главное — говорить искренне и не повторять одно и то же по десять раз. От этого качество сказанного теряется. Благодарность бывает с выражением эмоций — я тронут, так приятно, очень признателен.
Поздравление по правилам речевого этикета в официальной обстановке звучит так:
- Примите поздравление.
- От имени или по поручению поздравляем.
- Разрешите поздравить.
Во время личных семейных праздников или на юбилее принято говорить:
- Сердечно поздравляю.
- От все души хочу пожелать.
Приглашение и предложение
Согласно этикету общения приглашение на торжественные или семейные мероприятия различаются. На общественные мероприятия обязательно выдавать пригласительные в бумажной форме и подкреплять словами — приглашаем вас. На корпоративные вечера приглашение считается полуофициальным. Для этого достаточно собрать коллектив и сказать: «Приходите на празднование, которое состоится в названное время». Неофициальным является приглашение родственников и друзей по принципу — приходите ко мне на день рождения. Для не требуется личная встреча, достаточно позвонить по телефону.
Высказывать предложения и пожелания характерно для руководства своим подчиненным. Такие вещи должны происходить в корректной форме, без приказного тона. Например, я хочу посоветовать вам или хотел бы предложить.
Соболезнование, сочувствие и извинение
Речевой этикет предписывает поведение людей, когда надо поддержать человека в сложной ситуации. В случае похорон принято приносить соболезнования простыми словами. Выражая сочувствие, используются фразы, направленные на ободрение: я вас так понимаю, ничего страшного – со многими случается, вы правильно поступили, не расстраивайтесь. Извинение за проступок недопустимо по этикету и культуре общения приносить надменным тоном с одолжением.
Комплименты и похвала
Комплимент выражается стандартной фразой, которая подкрепляется дополнительными словами в зависимости от уровня владения речевым этикетом. Комплимент и похвала всегда идут рука об руку и воспринимаются одинаково. Типичные примеры фраз:
- Прекрасно выглядите.
- Вы хороший специалист.
- Вы такой остроумный.
- С вами приятно иметь дело.
Национальные черты
Особенностью речевого этикета в России является обязательное обращение на «вы» к незнакомому человеку, партнеру по бизнесу, коллегам по работе. Переход на «ты» возможен в таких случаях с обоюдного согласия всех лиц, которые общаются между собой. Обращение на «ты» свойственно среди родственников, друзей, одноклассников в школе, однокурсников в учебных заведениях. Недопустимым является обращение на «ты» к преподавателям, воспитателям в детских садах, как со стороны учеников и воспитанников, так и со стороны их родителей. Некорректным является обращение на «ты» по отношению к врачам, полицейским и другим представителям профессий, к которым люди обращаются за помощью. Обращение подчиненных к руководителю допускается только на «вы». Обращение руководителя к подчиненным строго не регламентируется.
goodetiket.ru
Как взаимосвязаны вежливость и речевой этикет
Чтобы понять, вежлив ли человек и умеет ли общаться, нужно оценить речевой этикет, который является важным элементом культуры каждой нации. Правила и нормы общения регулируют поведение людей в соответствии с требованиями социума. Всегда взаимосвязаны вежливость и речевой этикет, поскольку нельзя сказать, что человек вежлив, если он общается грубо с использованием ненормативной лексики.
Речевой этикет и вежливость
Вежливость, согласно словарю по этике, – моральное качество человека, основанное на уважении к окружающим. В то же время, это и деликатность, такт, а также доброжелательность и отзывчивость. Вежливый человек никогда не проигнорируют просьбу о помощи.
Вежливость и речевой этикет – взаимосвязанные понятия. Человек нуждается в одобрении окружающих, а иногда и в помощи. Это нашло отражение и в языке. Человек, когда здоровается, извиняется, спрашивает о здоровье и делах собеседника, проявляется внимание и старается оказать помощь и поддержку.
По этой причине речь вежливого человека всегда построена на доброжелательстве:
- здравствуйте – пожелание здоровья;
- благодарю – благо дарю за какую-либо услугу;
- спасибо – спаси бог.
Таким образом, вежливость – форма проявления уважения, которая выражается в правилах речевого этикета.
Взаимодействие речевого и поведенческого этикета
О том, что взаимосвязаны вежливость и речевой этикет известно уже очень давно. Не может вежливый человек быть грубым и употреблять в своей речи ненормативную лексику. Если соблюдаются требования этикета, но при этом нарушаются этические нормы, то это является лицемерием.
В том случае, если человек придерживается этических норм, но нарушает правила вежливого поведения, то он не может произвести положительное впечатление на окружающих. Возникают сомнения в его этических качествах.
В устном общении следует придерживаться таких правил:
- необходимо уважительно и доброжелательно относиться к собеседнику;
- нельзя выражать пренебрежение, наносить обиды и оскорбления;
- рекомендуется избегать прямых отрицательных оценок личности собеседника;
- недопустимо употреблять грубые и бранные слова, а также допускать пренебрежительного тона;
- нужно проявлять скромность, не навязывать другим своего мнения и ценностей.
Главное – сделать центром внимания собеседника, проявлять к нему уважение, интересоваться мнением и проблемами. Только в этом случае диалог будет построен правильно.
Если хотя бы одно правило поведения нарушается, человек производить плохое впечатление, что отрицательно сказывается на его репутации.
Чтобы прослыть вежливым человеком, необходимо соблюдать нормы этики и речевой этикет. Такие понятия взаимосвязаны и не могут существовать отдельно друг от друга.
Вежливость – это доброжелательность, проявление сострадания и такта. Грубая речь, высокомерие и пренебрежительное отношение к окружающим – прямые нарушения культуры речи, которые негативно сказываются на репутации человека.
etikket.ru
1. Понятие «речевой этикет». Особенности речевого этикета в деловом общении
Слово этикет(от французскогоetiquette– ярлык, этикетка) определяется как совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).
Речевой этикет– это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. В различных сферах человеческой деятельности этикетные средства используются различно.
Деловой этикет предусматривает соблюдение норм поведения и общения в деловой сфере. Поскольку общение есть деятельность человека, процесс, в котором он участвует, то при общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета.
Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это прежде всего относится к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, врачам, менеджерам, предпринимателям, журналистам, работникам сферы обслуживания, т.е. тем, кто по роду своей деятельности постоянно общается с людьми.
Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих.
Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения, их социального статуса, места в служебной иерархии, профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.
Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это может быть и презентация, конференция, симпозиум, совещание, на котором обсуждается экономическое финансовое положение компании, предприятия; консультация; юбилей фирмы и др.
Речевой этикет в определенной мере отражает нравственное состояние общества, его моральные устои.
Необходимо помнить, что речевой этикет имеет национальную специфику. Знание особенностей национального этикета, его речевых формул, понимание специфики делового общения той или иной страны, народа помогают при ведении переговоров, установлении контактов с зарубежными партнерами.
2. Этикетные формулы знакомства, представления, приветствия и прощания
Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом оно может происходить непосредственно и опосредованно. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают случаи, когда это необходимо сделать. Этикет предписывает следующие формулы: Разреши(те) с вами (с тобой) познакомиться. Я хотел бы с вами (с тобой) познакомиться. Позволь(те) с вами (с тобой) познакомиться. Позволь(те) познакомиться. Давай(те) познакомимся. Будем знакомы. Хорошо бы познакомиться.
При посещении учреждения, офиса, конторы, когда предстоит разговор с чиновником и необходимо ему представиться, используются формулы: Позвольте (разрешите) представиться. Моя фамилия Колесников. Я Павлов. Мое имя Юрий Владимирович. Николай Колесников. Если же посетитель не называет себя, тогда чиновник сам спрашивает: Как ваша (твоя) фамилия? Как ваше (твое) имя, отчество? Как ваше (твое) имя? Как вас (тебя) зовут»
При знакомстве можно использовать и визитные карточки. Визитная карточка подается во время представления. Тот, кому представляются, должен взять ее, прочитать вслух, а затем во время разговора, если он происходит в кабинете, держать визитку на столе перед собой, чтобы правильно называть собеседника.
Посредник, определяя порядок представления и выбирая этикетную формулу, учитывает служебное положение, возраст, пол тех, кого он представляет, а также были ли они ранее знакомы или только один из них знает другого, слышал о нем раньше.
Представление бывает двусторонним и односторонним. Последнее происходит чаще всего тогда, когда собравшимся на заседание, совещание, на какое-то торжество, брифинг, встречу представляют организаторов этих встреч или тех участников, которые незнакомы всем или части собравшихся.
Формула представления: Познакомьтесь (пожалуйста). Анна Сергеевна Зубкова. Анатолий Евгеньевич Сорокин. Я хочу (хотел бы) познакомить вас с … Я хочу (хотел бы) представить вас… Разрешите (позвольте) познакомить вас с … Иногда после представления, особенно в неофициальной обстановке, знакомящиеся обмениваются репликами: Очень приятно (рад)! (Я) рад (счастлив) с вами познакомиться. (Мне) очень приятно с вами познакомиться!
Этикет определяет и норму поведения. Принято мужчину представлять женщине, младшего по возрасту – старшему, сотрудника – начальнику.
Официальные и неофициальные встречи знакомых, а иногда и незнакомых людей начинаются с приветствия.
В русском языке основное приветствие – здравствуйте. Наряду с этой формой распространено приветствие, указывающее на время встречи: Доброе утро! Добрый вечер!
Помимо общеупотребительных приветствий существуют приветствия, которые подчеркивают радость от встречи, уважительное отношение, желание общения: (Очень) рад вас видеть (приветствовать)! Разрешите (позвольте) вас приветствовать. Добро пожаловать! Мое почтение.
Приветствие часто сопровождается рукопожатием, которое может даже заменять вербально выраженное приветствие.
Однако следует знать: если встречаются мужчина и женщина, то мужчина должен выждать, когда женщина протянет руку для пожатия, иначе он только делает легкий поклон.
Невербальным эквивалентом приветствия, когда встречавшиеся отдалены друг от друга, служит поклон головой; покачивание сжатыми в ладонях руками, слегка приподнятыми и вытянутыми перед грудью вперед; для мужчин – чуть-чуть приподнятая над головой шляпа.
Речевой этикет приветствий предусматривает и характер поведения, т. е. очередность приветствия.
Первыми приветствуют
• мужчина – женщину,
• младший (младшая) по возрасту – старшего (старшую),
• младшая по возрасту женщина – мужчину, который значительно старше ее,
• младший по должности – старшего,
• член делегации – ее руководителя (независимо от того, своя делегация или зарубежная).
Последнюю группу речевых формул этикета составляют формулы прощания. Они выражают: пожелание: Всего вам доброго (хорошего)! До свидания!; надежду на новую встречу: До вечера (завтра, субботы). Надеюсь, мы расстаемся ненадолго. Надеюсь на скорую встречу; сомнение в возможности еще раз встретиться; расставание будет надолго: Прощайте! Вряд ли удастся еще раз встретиться. Не поминайте лихом.
3. ФОРМУЛЫ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА ДЛЯ ТОРЖЕСТВЕННЫХ, СКОРБНЫХ СИТУАЦИЙ
После приветствия обычно завязывается деловой разговор. Речевой этикет предусматривает несколько зачинов, которые обусловлены ситуацией.
Наиболее типичны три ситуации: 1) торжественная; 2) скорбная; 3) рабочая, деловая.
К первой относятся государственные праздники, юбилеи предприятия и сотрудников; получение наград; открытие офиса, Магазина; презентация; заключение договора, контракта и т. д.
По любому торжественному поводу, знаменательному событию следуют приглашения и поздравления. В зависимости от обстановки (официальной, полуофициальной, неофициальной) пригласительные и поздравительные клише меняются.
Приглашение: Позвольте (разрешите) пригласить вас… Приходите на праздник (юбилей, встречу…), будем рады (встретить вас). Приглашаю вас (тебя)…
Если необходимо выразить неуверенность в уместности приглашения или неуверенность в принятии адресатом приглашения, тогда оно выражается вопросительным предложением: Я могу (могу ли, не могу ли, можно ли, нельзя ли) пригласить вас…
Поздравление: Разрешите (позвольте) поздравить вас с… Примите мои (самые) сердечные (теплые, горячие, искренние) поздравления… От имени (по поручению) …поздравляем… От (всей) души (всего сердца) поздравляю… Сердечно (горячо) поздравляю…
Скорбная ситуация связана со смертью, гибелью, убийством, стихийным бедствием, терактами, разорением, ограблением и другими событиями, приносящими несчастье, горе.
В таком случае выражается соболезнование. Оно не должно быть сухим, казенным. Формулы соболезнования, как правило, стилистически приподняты, эмоционально окрашены: Разрешите (позвольте) выразить (вам) мои глубокие (искренние) соболезнования. Приношу (вам) мои (примите мои, прошу принять мои) глубокие (искренние) соболезнования. Я вам искренне (глубоко, сердечно, от всей души) соболезную. Скорблю вместе с вами. Разделяю (понимаю) вашу печаль (ваше горе, несчастье). Наиболее эмоционально-экспрессивны выражения: Какое (большое, непоправимое, ужасное) горе (несчастье) обрушилось на вас! Какая большая (невосполнимая, ужасная) утрата постигла вас! Какое горе (несчастье) обрушилось на вас.
В трагической, скорбной или неприятной ситуации люди нуждаются в сочувствии, утешении. Этикетные формулы сочувствия, утешения рассчитаны на разные случаи и имеют различное назначение.
Утешение выражает сопереживание: (Как) я вам сочувствую! (Как) я вас понимаю!
Утешение сопровождается уверением в благополучном исходе: Я вам (так) сочувствую, но, поверьте мне (но я так уверен), что все кончится хорошо! Не впадайте в отчаяние (не падайте духом). Все (еще) изменится (к лучшему). Все будет в порядке! Все это изменится (обойдется, пройдет)! Утешение сопровождается советом: Не нужно (надо) (так) волноваться (беспокоиться, расстраиваться, огорчаться, переживать, страдать). Вы не должны терять самообладание (голову, выдержку). Нужно (надо) успокоиться (держать себя в руках, взять себя в руки). Вы должны надеяться на лучшее (выбросить это из головы).
studfile.net
Речевой этикет в России: национальные отличия и особенности
Слова — это не только средство выражения мыслей. Язык — мощное орудие для построения отношений с окружающими и воздействия на общество в целом. В русском языке речевой этикет — сложная система, сформированная за века реформ в сфере словесности, изменениями социального строя. Способы и манера общения зависят от идеологии, нравственных норм, научного и культурного развития.
Отличия русского речевого этикета
- В русском этикете отсутствуют нейтральные по социальному статусу личные обращения. После революции были утеряны универсальные «сударь» и «сударыня», а с окончанием коммунистической эпохи уравнивающее «товарищ». Теперь эти обращения либо выглядят вычурно и старомодно, либо имеют идеологическую окраску. Сейчас при взаимодействии с незнакомыми людьми по этикету используют безличные формы построения фраз.
- Русский речевой этикет уникален использованием имени и отчества в знак уважения к собеседнику. Аналогов этого обращения в других языках мало. Уменьшительные формы имен употребляют, подчеркивая близкую или родственную связь.
- По речевому этикету России принято использовать местоимение множественного числа в официальном общении. Это способ подчеркнуть значимость собеседника или укрепить личные границы. Переход на «ты» происходит при возникновении близости или общности между людьми.
Интонация
Голос может подчеркнуть смысл сказанного или придать словам совершенно иное значение. Выразительность речи придают соответствующие интонации. Самые корректные по этикету фразы из уст скептика прозвучат как оскорбление, а сухой официальный текст от настроенного благожелательно человека способен утешить или поддержать. Голос не только выражает чувства, он поможет показать настоящее значение сказанного, скрытое за словами.
Основные составляющие интонации:
- Тон. Изменение высоты звучания создает мелодику речи, придает высказыванию живость. Тон повышается при развитии повествования, а понижается с завершением мысли. Слишком ровный тон вызывает у слушателя скуку, мешает воспринимать смысл сказанного.
- Интенсивность звучания. Чересчур громкий разговор по этикету считается неприличным, нарушающим покой окружающих, а тихую реплику никто не услышит. Один из распространенных ораторских речевых приемов это резкое снижение интенсивности звука, заставляя слушателей внимательно отнестись к словам.
- Ритм. Побудить человека к действию можно фразой, сказанной в быстром темпе. Снижением ритма речи принято также подчеркивать торжественность или трагичность момента. Клятвы, присягу, выражения соболезнования по этикету произносят медленно.
- Паузы. Помогают отделять одну логическую часть повествования от другой или заинтриговать слушателя. Неуместные паузы искажают смысл фразы, нарушают речевую структуру.
- Ударение. Выделяет главные по смыслу слова.
- Тембр голоса. Создает эмоциональную окраску. Низкий тембр голоса считается более приятным для слушателя.
Благодаря интонации, разговор всегда оказывается более насыщенным эмоциональными оттенками, чем переписка или текст; способствует лучшему пониманию и отклику собеседника. Выбор интонации в соответствии с речевым этикетом зависит от ситуации. Однообразное повествование характеризует формальное общение, подходит для чтения официальных документов, переговоров с чиновниками. Сменой интонации можно выразить сомнение, переживания, согласие, но переход на чересчур эмоциональную манеру разговора считается неприличным.
Русский мат, жаргонные фразы, ругательства
Правила вежливости каждой страны для социальных групп, считающих себя приличными, имеют свои табу.
Национальные особенности русского речевого этикета — это запрещенная лексика, куда входят грубые ругательства, знаменитый русский мат, жаргоны преступного мира. Некоторые писатели, журналисты считают их даже частью российской культуры за эмоциональность и широкие возможности применения.
Бранные слова имеют яркую экспрессивную окраску, используются для речевого выражения сильных негативных эмоций, восторга или удивления. Значения матов имеют сексуальную окраску, некоторые псевдорелигиозные мыслители даже придают им сакральный смысл.
Многочисленные попытки запретить мат законодательно и даже заменить некоторые вполне приличные слова, напоминающие о подобных ругательствах, результата не принесли. Табу только создает многочисленные заменители, которые выглядят почти пристойно. Сейчас провести четкую границу между матом и просто экспрессивными выражениями затруднительно.
В 90-х гг. прошлого века появилась мода на тюремный жаргон. Русская «феня», язык уголовников, вошла в СМИ, литературные произведения, повседневные разговоры. Некоторые исследователи оценили воровской жаргон за образность.
Устойчивые выражения
Речевой этикет имеет в современном русском языке множество формул общения для демонстрации широкого спектра эмоций в беседе. Все выражения либо имеют строгий официальный тон, либо определяют степень близости с собеседником.
В своем «Словаре русского речевого этикета» профессор филологии А. Г. Балакай описал больше 6 тысяч фраз для всех возможных ситуаций. При знакомстве, приветствии, прощании принято обмениваться установившимися за века репликами.
В России по этикету не принято здороваться с прохожими, соседями по лестничной клетке, поэтому необходимость в создании нейтральных речевых конструкций отсутствует. Если общение началось, используются средства, чтобы максимально передать особенности взаимоотношений, выразить чувства к собеседнику. Даже универсальное «Здравствуйте!» это доброе пожелание здоровья человеку.
Крылатые фразы
Крылатые фразы в повседневную лексику пришли из книг или высказываний знаменитых людей. Их отличие от других устойчивых выражений в плотной связи с историческими или литературными источниками. Крылатые слова и фразы, сказанные к месту, делают речь интереснее, помогают лучше передать эмоции, показывают эрудированность оратора. Эти выражения русского языка в речевом этикете выполняют функцию экспрессивной оценки событий, способны кратко передать слушателю сложный смысл высказывания.
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки содержат истину и мудрость всего народа. Их использование в повседневном общении или торжественных выступлениях позволяют обогатить высказывания, наполнить их глубоким смыслом. Применение этого речевого приема требует глубоко чувствовать значение фразы. Использованная к месту пословица или поговорка придаст разговору выразительность, поможет найти общность с собеседником, напомнит об истории.
Фразеологизмы и идиомы
Фразеология в русском речевом этикете обогащает высказывания, помогая несколькими словами поделиться сразу многими мыслями и эмоциями. Устойчивые выражения способны одновременно определить явление, сопутствующие обстоятельства и эмоции, характеристику действия, его признаки. Слова идиом и фразеологизмов неразделимы, удаление или замена синонимами лишит высказывание всякого смысла.
Такое языковое средство подкупает экспрессивностью, образностью в речевой оценке происходящего. Фразеологизмы помогают метко выразить одобрение, осуждение, насмешку или негативное отношение к событию.
Главные ошибки употребление фразеологизмов:
- Употребление в неверном контексте. Непонимание смысла выражения.
- Слишком буквальное использование. «Гол как сокол» для описания обнаженного человека.
- Грамматические искажения. Употребление неверных окончаний устойчивой фразы. «Работал спустив рукава» вместо верного «спустя рукава».
- Лексические ошибки. Удаление из фразеологизма отдельных слов или вставка новых. Неграмотное объединение фразеологизмов.
Богатство языка
Главная специфика современного русского речевого этикета в устранении враждебности между собеседниками. Культурной особенностью правил вежливости россиян является терпимость, тактичность, стремление к взаимопониманию. Употребление устойчивых формул общения помогает быстро находить верную стратегию ведения разговора.
Речевая культура и этикет невозможны без истинного богатства речи. Обилие устойчивых фраз, пословиц, поговорок делает русский язык разнообразным, емким, метким.
Однако употребление шаблонных фраз превращает речь в пустую формальность, сухое подобие. Использование клишированных выражений чиновников, канцеляризмов, обедняет язык, создавая тяжеловесные конструкции.
Речевой этикет — это сложная система использования языковых приемов для эффективного общения. Особенности русских правил вежливого разговора это корректность, тактичность, учтивость как способ снизить агрессивные реакции на слова или поступки. Уважительное общение помогает избежать конфликтов, используя понятные для социальной группы языковые формулы и приемы.
etiketo.ru
Речевой этикет | Заметки официанта
Этикет может быть выражен в разных аспектах человеческого поведения. Но, самым важным и присущим только людям является речевой этикет, от которого зависит возможность установления контакта с окружающими.
Это еще называют контактоустанавливающей функцией речи. Он представляет собой набор языковых средств, являющихся уместных в определенных обстоятельствах.
Правила речевого этикета
В каждой культуре существуют отличающиеся друг от друга определенные нормы и традиции речевого этикета. Однако, есть общие принципы, которые позволяют нам ориентироваться при построении общения.


Давайте рассмотрим кратко правила и нормы речевого этикета, а также углубимся в некоторые его нюансы – такие как особенности невербального общения, этикет телефонного общения и приветствия.
Речевой этикет, будь то общение по телефону или при встрече, направлен на установление контакта и избежание недоразумений. Он является многогранным, включающим в себя сочетание вежливости, словесных форм учтивости, доброжелательности.
Дело не только в умении говорить правильные слова и следовании при этом определенной системе ритуалов. Дело также в том, как человек говорит. Должна поддерживаться определенная тональность общения.
Если кратко рассматривать правила и нормы речевого этикета, то для них характерны следующие принципы, которые были сформулированы в 1975 году исследователем Гербертом Полом Грайсом:
качество – для адресуемого сообщения обязательно должна быть характерна правдивость и конкретное основание;
количество – текстовое послание должно быть не очень длинным, и не очень коротким;
используемый способ донесения – по этикету не допускается применение непонятных слов и фраз;
отношение – передающаяся адресату информация должна быть полезной и нужной.
Речевое поведение строится на нескольких уровнях, в пределах которых есть свои нормы и традиции:
- Словарный – общепринятые в социуме формы обращения и выражения, характерная лексика («Спасибо», «До свидания» и пр.).
- Стилистический – грамотность, воспитанная речь, неиспользование нецензурных слов.
- Грамматический – вежливое обращение посредством использования множественного числа (например, на «вы», а не на «ты»), избегание произношения повелительных предложений. Вместо них – обращение в вопросительном контексте («Вы могли бы оказать мне помощь?»).
- Интонационный – благодаря разной интонации идентичная фраза может звучать дружелюбно или враждебно.
- Правильное произношение – недопустимы изменения в произношении слов.
- Организационно-коммуникативный. Сюда можно отнести прописные истины, знакомые каждому с детства, а именно касающиеся того, что нельзя перебивать собеседника, встревать в чужой разговор, слушать адресованную не вам речь и пр.
Это что-то вроде постулатов, на которых строится весь речевой этикет, предполагающий выполнение определенных функций:
- привлечение внимания нужной аудитории к собеседнику;
- налаживание успешной коммуникации;
- регулирование необходимой эмоциональной обстановки;
- демонстрация отношения к собеседнику.
Этикет общения с людьми
Прежде чем кратко рассмотреть этикет общения с людьми, необходимо разобраться, каким вообще может быть речевой этикет. К примеру, он может отличаться по способу передачи информации.
Так, существуют правила этикета телефонных звонков, написания писем, личной встречи. Если в личном разговоре важно соблюдать определенную интонацию, лексику и продолжительность общения, то при деловой переписке учитывается правильность оформления текста, выбор шрифта, стилистика.
Таким образом, этикет может быть деловым (официальным), повседневным и фамильярным (допустим только в общении с близкими людьми, членами семьи, друзьями).


Независимо от того, с кем человек общается, процесс вербального (словесного) контакта состоит из трех стадий:
- Начало. Первым делом должно прозвучать приветствие. Оно может быть разным, так как зависит от времени суток и официальности общения – «Доброе утро», «Приветствую», «Привет», «Здравствуйте» (вопрос о том, кто должен первый здороваться, обсудим немного позже).
- Развитие. Разговор набирает обороты, несет определенную смысловую и эмоциональную нагрузку. Для этого могут использоваться различные фразы – возмущения, сочувствия, одобрения, поддержки и т.д. Правильно выстроенный разговор позволяет расположить человека или аудиторию к себе.
- Завершение. Официальные фразы для прощания – «До свидания», «Всего доброго». Реплики могут быть и фамильярными, если это уместно – «До скорого», «Пока»
Теперь рассмотрим общие правила, которые следует применять в общении с людьми:
- Будьте любезны, внимательны, дружелюбно настроены. Не допускайте повышения голоса, монотонного изложения, раздражительности. Будьте внимательны к человеку.
- Всегда слушайте человека до конца, не перебивая его речь, особенно, если он чем-то огорчен, раздражен или раздосадован. Продемонстрируйте, что его точка зрения и мысли важны для вас, что вы его прекрасно понимаете. Это позволит сгладить возможные «острые» углы. Этот принцип, кстати, входит в правила речевого этикета в конфликте.
- Не разглашайте подробности личной жизни других людей, коллег.
- Цените время других людей. Не будьте слишком многословными.
- Не акцентируйте внимание на ошибках в речи тех, с кем беседуете. Не исправляйте такого человека и не заканчивайте за ним фразу, если он испытывает затруднения в подборе нужного слова. Это способно настроить собеседника против вас и заставить его чувствовать себя неловко.
- Избегайте нецензурных слов, суффиксов уменьшительно-ласкательного характера («цветочки», «детки», «туфельки» и пр.) и режущих слух слов-паразитов (особенно, если вы общаетесь в деловой сфере).
- Не перегружайте речь канцеляризмами, сложнейшими терминами, иностранными словами, даже если вы общаетесь с образованным человеком. Пусть ваша речь будет простая, понятная и грамотная.
- Придерживаясь норм речевого этикета, необходимо одновременно соблюдать и правила невербального общения. Пренебрежительный взгляд, демонстрация скучающего вида, покачивание ногой в положении сидя и прочие поведенческие реакции способны испортить все общение.
Этикет приветствия
Не все люди знают правила приветствия: кто первый здоровается при встрече на улице, в помещении, на различных мероприятиях; какова очередность приветствия; как именно нужно приветствовать в определенных ситуациях.


Итак, отвечаем на вопрос, кто первый приветствует в разных ситуациях:
- мужчина женщину;
- подходящий к тому, кто стоит;
- подчиненный руководителя;
- младший по возрасту старшего;
- тот, кто пришел позже, тех, кто уже на месте.
Вот еще несколько правил этикета приветствия:
- Мужчина здоровается стоя как с другими мужчинами, так и с женщинами. Сидя можно приветствовать только в тех случаях, если приветствует мужчина преклонного возраста, он плохо себя чувствует или пребывает на службе.
- Если женщина гораздо младше мужчины, то именно она здоровается первой.
- Есть отдельные нормы приветствия для супружеских пар. Первой здоровается замужняя дама, затем – женатый мужчина, а после этого они приветствуют друг друга.
- Когда человек здоровается, ему необходимо смотреть у в глаза тому, кому адресовано приветствие.
Что касается рукопожатия, то у него также есть определенные правила:
- Первой подает руку женщина, так как именно она принимает решение о целесообразности такой формы приветствия.
- При этом женщинам не обязательно снимать перчатку (ни на улице, ни в помещении).
- Но, даже если мужчина решит первым подать руку, это не будет серьезным нарушением этикетных норм.
- Есть свои правила рукопожатия и по возрастному принципу. Старший подает руку младшему.
- Если человек подходит к группе людей и пожимает руку конкретного человека, то следует пожать руки и всем остальным.
- Обычно протягивают для пожатия правую руку, но, если человеку удобно здороваться левой, то ему нужно за это извиниться. Также не стоит демонстрировать чрезмерную силу или излишнюю слабость, пожимая руку.
И помните: нежелание отвечать на рукопожатие может расцениваться как оскорбление.
Правила этикета по телефону
Теперь настал черед рассмотрения вопроса речевого этикета по телефону. Общаясь таким образом, человек передает какую-то информацию не только словесно, но и невербально. Интонация, громкость голоса и его эмоциональная окрашенность дают не меньше информации, а то и больше.


В связи с этим сформировались правила речевого этикета по телефону, помогающие таким образом эффективно взаимодействовать между коллегами, близкими, родными, знакомыми и незнакомыми людьми.
Итак, ключевые правила этикета телефонных звонков выглядят следующим образом:
- В будние дни совершать звонки человеку ранее 8 часов утра и позднее 9 часов вечера не рекомендуется. В выходные дни нежелательны звонки ранее 11 утра. Исключение составляют деловые звонки, связанные с особенностями рабочего графика, и важная информация, которую нужно сообщить срочно.
- Если вас просят передать трубку кому-то из близких, ответьте, чтобы подождали минуту. Если человека нет дома, спросите, что нужно передать.
- В самом начале разговора необходимо представиться и уточнить, уместен ли для собеседника ваш звонок.
- Рекомендуется разговаривать по телефону не дольше 15 минут. Содержание беседы должно быть четким, лаконичным. Если и у вас, и собеседника есть желание поговорить дольше, старайтесь не причинять неудобства окружающим (например, выйдите в пустое помещение).
- В случае прерывания связи перезванивает человек, звонивший первым.
- Не нужно включать громкую связь, не предупреждая об этом своего телефонного собеседника.
- Не стоит извиняться за свой звонок или произносить фразы вроде «Вас тревожит/беспокоит…»
- Говорить нужно разборчиво, громко, четко. Шепот допустим только при интимном разговоре.
- Не нужно совмещать телефонное общение с приемом пищи.
- В конце беседы нужно поблагодарить собеседника за разговор и попрощаться.
Речевой этикет – это то, что позволяет людям налаживать контакт, демонстрируя свою воспитанность и уважение друг к другу. Он определяет невидимые границы, которые помогают каждому оставаться индивидуальностью, не забывая при этом о комфорте других людей.
Жду ваши вопросы, дополнения и правила речевого этикета, о которых забыл упомянуть в статье. Ваши комментарии добавляют энергии, запала для новых публикаций и служат оценкой моих усилий.
Просьба оценить насколько вам понравилась статья.
Оцените пожалуйста мой пост, я старался:)
Кликните на звезду от 1 до 5 для оценки поста
Оценить! Средний рейтинг 5 / 5. Количество оценок 14
Поделиться новостью в соцсетях
Об авторе: Вилков НиколайС 1996 года приобрел огромный опыт работая официантом, барменом, администратором в кафе, ночных клубах и ресторанах.
Имею опыт работы на банкетах, фуршетах, выездных мероприятиях, знаком со многими коллегами в сфере общепита, являюсь автором видео-курса для официантов.

« Предыдущая запись 
Следующая запись »oficianty.com
Речевой этикет в современном русском языке
Где бы мы с вами не находились — на улице, дома, в офисе, в поездке мы ежедневно и многократно здороваемся и прощаемся, благодарим и извиняемся, поздравляем и соболезнуем, просим и предлагаем, приглашаем и отказываемся, ну и, конечно, «говорим друг другу комплименты»! Умение уважительно и тактично общаться, то есть пользоваться речевым этикетом, позволяет нам комфортно себя чувствовать при общении со знакомыми и незнакомыми людьми, с друзьями, с возлюбленными, с начальником и т. д. В противном случае мы рискуем прослыть невежой и грубияном, не способным правильно войти в контакт, его поддержать, а также грамотно из него выйти.
Темой своей статьи я выбрала речевой этикет в современном русском языке. Считаю, что тема эта стала необыкновенно актуальна в наше время. Бескультурье — часто встречающееся явление. Широкое понимание культуры непременно включает в себя то, что называют культурой общения, культурой речевого поведения. Чтобы владеть ею, важно понимать сущность речевого этикета.
Что такое речевой этикет?
Этикет (фр. еtiquette –ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям [1]. Этикет –это «установленный порядок форм обхождения» [2]. Заглядывая в историю, слово «этикет» -французское, впервые было употреблено при дворе Людовика ХІҮ, когда озадаченным гостям были выданы карточки (этикетки) с предписанием, как они должны себя вести при дворе высокочтимого короля.
Действительно, этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Например, этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы и положения, которые он принимает. В этикетных целях мы часто используем предметы, особенности одежды. Самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь. Всем известны специальные словесные формулы вежливости типа: Здравствуйте! Извините, пожалуйста! Будьте любезны… Спокойной ночи! [3].
В разное время этикетные требования были различными. Сегодня остро стоит вопрос не только об утрате норм этикета, но и об общем снижении культуры общения. Соблюдаются ли правила речевого этикета моими сверстниками, знакомыми? Каково мнение окружающих о необходимости соблюдения этих правил?
Цель моей работы –показать важность соблюдения норм речевого этикета. Речевой этикет — это зеркало, отражающее уровень внутренней культуры человека. Выделяются несколько важных признаков речевого этикета, объясняющих его социальную остроту. Их я постаралась выявить и объяснить.
Какова же роль речевого этикета?
Во-первых, речевой этикет помогает избежать конфликтных ситуаций. Говоря собеседнику «Извините», «Прошу прощения», мы снимаем возникшую напряженность в общении, если вдруг таковая имеет место.
Во-вторых, речевой этикет способен показать уровень близости собеседников. Например, приветствуя людей, к которым относимся с большим уважением, мы говорим «Здравствуйте!», «Мое почтение!», «Рад вас приветствовать!». Между тем, хорошим друзьям и близким адресуем слова «Привет! Кого я вижу!».
Изучение речевого этикета занимает особое положение на стыке лингвистики, теории и истории культуры, этнографии, страноведения, психологии и других гуманитарных дисциплин [4].
В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и все более совершенно овладевая языком, овладевает культурой общения. Высокая культура речи — это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Культура речи обязывает человека придерживаться некоторых обязательных норм и правил.
Но спросим себя честно: правильно ли, чисто ли мы говорим? Не засоряем ли свою речь никчемными словами, грубостями, нелепостями? А как мы приветствуем своих близких: «здрасьте» или же искренне желаем им здоровья? Не «чекаем» ли, не проглатываем ли отделные звуки, не бываем ли мы похожи на плохой автомат по «речевой стряпне»? Что и говорить, речь наша часто подвержена разнообразным негативным влияниям, в частности оскудению и засорению. Как заброшенное поле, так и небрежная речь сразу начинает «зарастать» различными «сорняками» да «бурьянами». Эти сорняки — вредоносные носители порчи языка, «раковые клетки» речи. Например, считается несолидным в газетной статье или очерке написать: Мы решили больше не пытаться. Нет, непременно напишут: Мы приняли решение прекратить всяческие попытки... Или о работе экипажа космической станции: проводился забор проб выдыхаемого воздуха. Этот забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать попросту: Космонавты брали пробы. И вот громоздятся друг на друга существительные в косвенных падежах, да все больше отглагольные (то есть образованные от глагола): Процесс развития движения за укрепление сотрудничества; С полным ошеломления удивлением участвовал он мгновение назад в том, что произошло... Этот казенный слог один из редкостных знатоков русского языка К. И. Чуковский заклеймил убийственным определением канцелярит. Канцелярит, утверждал он, это мертвечина. Заболевание «канцелярским вирусом» в основном свойственно людям, занимающимся бумажной деятельностью. Оно может проявляться и в путаном, невразумительном строе фразы, и в несчетных придаточных предложениях, вдвойне тяжеловесных и неестественных в разговорной речи, и в неуместном использовании так называемых отыменных предлогов: в части, по линии, в деле, за счет и т. д. Например: в деле повышения мастерства, в части удовлетворения вопросов населения, выступал по линии критики, в силу слабости культурной пропаганды. Канцелярские обороты лишают речь простоты, живости и эмоциональности, делают ее серой, однообразной, сухой.
Немало в нашей речи и лишних, ненужных слов, которые чаще встречаются у болтунов и демагогов. Многословие же, по всеобщему признанию, большой недостаток речи независимо от стиля и жанра. Многословие всегда провоцирует совершать речевые ошибки и произносить бессмысленные фразы. Демагог может говорить правильные вещи, но неуместные в данный момент. Его пышнословие на самом деле демонстрирует не богатство языка, а настоящее его опустошение, к нему мало кто прислушается всерьез.
Многословие может принимать форму плеоназма. Плеоназмом (от греч. плеоназмос — излишество) называется употребление в речи близких по смыслу и потому лишних слов: главная суть, повседневная обыденность, бесполезно пропадает, предчувствовать заранее, ценные сокровища, темный мрак. Разновидностью плеоназма является тавтология (от греч. тауто — то же самое и логос — слово) –повторное обозначение другими словами уже названного понятия: умножить во много раз, спросить вопрос, возобновить вновь, необычайный феномен, движущий лейтмотив. Тавтология может возникать при повторении однокоренных слов: он просил рассказать рассказ Граждане пешеходы! Переходите улицу только по пешеходным переходам! Скрытой тавтологией называют соединение иноязычного и русского слова, дублирующих друг друга по лексическому значению: памятные сувениры, впервые дебютировал, свободная вакансия, своя автобиогрфия, прейскурант цен. В последнее время вызывает тревогу обильное, если не жадное, употребление иноязычной лексики. Конечно, заимствование слов из других языков — явление в языке закономерное и нормальное. Многие такие слова хорошо прижились и вписались в литературный русский язык. Однако, влечение «американизмами», наблюдаемое лингвистами с конца 80-х годов, безмерно засоряет нашу современную речь. Это происходит в тех случаях, когда в этом нет никакой необходимости. Не просто «законный», а «легитимный»; «выражать недовольство» -скучно, «наем» заменили на аренду; была контора — стал офис, а вместо «единообразия» солиднее звучит унификация.
Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, возраста, пола, характера. С помощью речевого этикета мы демонстрируем уровень своего воспитания и ту степень вежливости, которую нам удалось достичь в процессе этого воспитания. Вежливость –это проявление уважения партнеров по общению друг к другу. Она также ассоциируется с корректностью, учтивостью, почтительностью, тактом. Тем не менее, следует помнить, что подчеркнутая вежливость может установит непреодолимую дистанцию между собеседниками или даже сильно задеть и обидеть близкого вам человека.
В речевом этикете важна также интонация, мимика, жесты, ответная реакция. Интонации и жесты, применяемые по отношению к отдельным людям, не позволительны по отношению к другим. Например, трудно представить учителя вашего сына или дочери, фамилярно похлопывающим вас по плечу при встрече, или недоумение того же учителя, если вы по прощании заключите его в свои объятия. И все-же главная функция речевого этикета –это правильное вступление в контакт, грамотное его поддержание и умение правильноиз него выйти. Овладев правилами речевого этикета, вы адаптируетесь в любом социальном коллективе, что является необходимым условием для успешной карьеры. Речевой этикет имеет свои национальные особенности, и даже если мы в совершенстве овладеем языком, не усвоив правил речевого этикета, принятого в данном языковом коллективе, наше общение с представителями той или иной культуры обречено на неудачу. В странах Запада, например, на приветствие и вопрос «Как дела? Принято отвечать «Хорошо!», в России же ответ скорее нейтрален и менее эмоционально окрашен, они говорят «Нормально», «Ничего», «Помаленьку». Японцы никогда не заканчивают предложения в беседе первыми, чтобы не показаться бестактными, предпочитая, чтобы это сделал собеседник.
В заключение хочу сказать, что многим людям должно быть стыдно перед поколениями за свою речь. Каждый человек должен говорить на своем родном языке правильно. Данные моего исследования по этому вопросу почти совпадают с социологическими исследованиями, проводимыми в стране. Это говорит о том, что семье, школе, средствам массовой информации нужно уделять больше внимания культуре речи, нашим традициям, манере разговора, мимике, жесту, письменному общению, русскому речевому этикету. Слово — очень сильное оружие, которым нужно правильно пользоваться.
Литература:
1. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь — справочник. М.: знание, 1995.
2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. –М.: ОНИКС, Мир и образование, 2005г.
3. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи.–М.: Международные отношения, 1993.
4. Энциклопедия для детей. Т.10 Языкознание. Русский язык. –М.: Аванта +,1998.
moluch.ru
Деловой речевой этикет
Представителям сферы бизнеса важно соблюдать установленный свод правил делового общения. Это необходимо для того, чтобы успешно вести дела и производить хорошее впечатление на партнеров. Наиболее важную роль играет деловой речевой этикет.
Речь человека – показатель его развития, а, значит, и умения вести бизнес. Люди, которые не умеют строить правильные фразы, постоянно запинаются либо используют «слова-паразиты», вряд ли смогут произвести впечатление успешной личности. Речевой этикет в сфере делового общения позволяет построить с собеседником продуктивный диалог и заключить выгодную сделку.
Особенности делового речевого этикета: главные принципы
Во время беседы нельзя забывать правила делового речевого этикета. Даже если у вас свое мнение о том, что следует сказать собеседнику, нужно помнить общие принципы делового общения. Они едины для представителей всех сфер бизнеса и должны соблюдаться сотрудниками всех уровней.
- Соблюдение иерархии. Деловой речевой этикет предписывает разные правила поведения для руководителей и подчиненных. Служащим необходимо помнить о субординации. Нельзя перебивать начальника или навязывать ему свое мнение. Также и руководителю не следует принижать достоинство подчиненных, используя повышенные тона или брань. Однако не нужно становиться на одну ступень с сотрудниками, навязывая им дружеское общение.
- Позитивность впечатления. Речевой этикет в деловом общении определяет, что общение между служащими любых уровней должно нести положительный настрой. Нельзя жаловаться или говорить о неприятных вещах, даже если ваш собеседник чем-то вам насолил.
- Уважение мнения партнера. Речевой этикет делового человека не позволит ему выразить негативную оценку во время разговора. Представители сферы бизнеса всегда должны уважать мнение собеседника, даже если не согласны с ним. Деловой речевой этикет предписывает вести диалог спокойно и приводить четкие аргументы в защиту собственной позиции. Но не следует навязывать свое мнение.
- Учитывайте уместность ситуации. Особенности речевого этикета в деловом общении подразумевают, что разговор будет вестись с учетом конкретной ситуации. В непринужденной обстановке необязательно вести сухой деловой диалог, можно позволить некоторые отступления от темы. Не все можно сказать в присутствии большого количества человек. Некоторые темы лучше обсуждать тет-а-тет.
- Будьте предсказуемы. Не стремитесь удивить партнера неординарными беседами. Речевой этикет в деловой сфере предписывает строить диалог согласно негласным правилам. Это позволит избежать неловких ситуаций и сэкономит время всем сторонам.
Речевой этикет и культура делового общения: общие правила
Правила делового речевого этикета предписывают человеку быть сдержанным, вежливым и внимательным. Особенности речевого этикета в деловом общении подразумевают, что к разговору предъявляются более серьезные требования, чем к обычной личной беседе.
Речевой этикет в деловом общении устанавливает следующие стандарты:
- правильное сочетание речи и жестов. Всегда следите за своими манерами, если общаетесь с потенциальным партнером. Помните о принципе уместности ситуации и не используйте лишние фразы во время разговора;
- применяйте понятные слова. Особенности делового речевого этикета предписывают использовать деловую лексику при общении. Разрешено пользоваться специфичными терминами, но только в том случаев, если и ваш собеседник понимает, о чем идет речь. В прочих ситуациях нужно подстроиться под партнера и говорить так, чтобы он вас понял;
- будьте достоверны и информативны. Не отступайте от темы и не углубляйтесь в нее, если того не требует специфика беседы. Оперируйте только проверенными фактами и ни в коем случае не приводите заведомо ложные сведения;
- помните об умеренности. Речевой этикет в деловой сфере подразумевает, что вы не будете злоупотреблять временем партнера, и изложите свои доводы быстро и информативно. Однако скудность представленных фактов тоже может сказать не в вашу пользу. Поэтому важно соблюдать баланс;
- слушайте, что говорит собеседник. Это необходимо не только для того, чтобы проявить вежливость и произвести хорошее впечатление. Умение внимательно слушать и запоминать позволит вам лучше понять намерения потенциальных партнеров.
Речевой этикет делового человека: этапы общения
Речевой этикет в сфере делового общения устанавливает следующие этапы, которых следует придерживаться во время разговора:
- приветствие. Этот этап предполагает также знакомство, если стороны ранее не встречались. От первого впечатления зависит успешность дальнейшего сотрудничества, поэтому следует сразу установить дружеский контакт. Приветствие первым произносит человек, который ниже по званию или младше по возрасту;
- ведение диалога. На данном этапе стороны излагают свои позиции, не забывая о правилах, которые предписывают речевой этикет и культура делового общения;
- решение проблемных вопросов. После того, как изложены доводы, партнеры переходят к обсуждению. На этом этапе важно помнить о вежливости и умении слушать собеседника;
- прощание. На этапе завершения переговоров необходимо поблагодарить собеседника и выразить надежду на дальнейшее успешное сотрудничество.
Речевой этикет делового письма и общения по телефону
Важно соблюдать установленные стандарты общения не только при личной встрече, но и во время деловой переписки и при разговоре по телефону. Речевой этикет делового письма предписывает вести беседу также, как и при личном контакте. Важно помнить о главных правилах делового человека – вежливость, информативность, грамотная речь – и на их основании строить письмо.
При ведении телефонных переговоров соблюдение действующих стандартов еще более важно, чем в переписке. У человека не будет времени на долгое обдумывание фраз, поэтому нужно сразу настроить себя правильно. Не забывайте следующие принципы:
- корпоративное приветствие и прощание;
- краткость фраз;
- логичное изложение мыслей;
- грамотная речь;
- четкий голос с умеренной громкостью;
- дружелюбность.
Ораторские качества
Залогом успешного разговора является умение грамотно и аргументировано излагать свою позицию. Немногие обладают ораторскими способностями с рождения. Однако их можно выработать путем регулярных тренировок. В ораторском искусстве выделяют следующие цели:
- устранение боязни публичных выступлений;
- четкое и аргументированное изложение позиции;
- развитие словарного запаса, избавление от «слов-паразитов», жаргонизмов и проч.;
- уверенность во время разговора;
- грамотность речи, верное использование жестов и правильно расставленные акценты;
- способность управлять вниманием аудитории;
- умение найти ответ даже на самые неожиданные вопросы;
- улучшение тембра и громкости речи, стиля разговора;
- получение положительных эмоций при выступлении перед публикой.
Деловой речевой этикет играет важную роль в жизни представителя сферы бизнеса. Без соблюдения правил общения невозможно добиться успеха. Люди, которые грамотно и четко излагают свои мысли, не боятся выступать перед публикой, всегда востребованы. Соблюдение делового стиля общения – своего рода залог профессионализма сотрудника.
etikket.ru

