Конспект к уроку русского языка «Стили речи. Речевой этикет» 5 класс | Уроки по Русскому языку
Конспект к уроку русского языка «Стили речи. Речевой этикет» 5 класс
25.06.2015 2553 0 Дмитриченко Наталья АлександровнаЦель:
Обучающая:
закрепить понятие «стили речи»;
познакомить с понятием «официально-деловой стиль речи»
научить работать с текстами разных стилей речи.
Развивающая:
сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки;
Воспитательная:
воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение
Тип урока: применение знаний и умений.
Методы: Лекция, беседа, сообщение.
Оборудование:
Русский язык» учебник для 5 класса общеобразовательной школы – 3-е издание, перерабо-танное/М.Р.Кондубаев, Ф.Г.Брулева, Т.А.Абжанова, В.К.Павленко, Т.М.Марюхина, С.Б.Бегалиева. – Алматы: Атамұра, 2010. – 288 с.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Стр. 8-9-10 — правила. Упр. 16, 22.
Записать слова в словарь и определить их лексическое значение: аллея, багряный, вариант, стади-он, маскарад, концерт.
АЛЛЕЯ, -и, ж. Дорога (в саду, парке) с рядами деревьев, посаженными по обеим ее сторонам. Липовая а. || уменьш. аллейка, -и, ж. || прил. аллейный, -ая, -ое.
БАГРЯНЫЙ, -ая, -ое; -ян (книжн.). То же, что багровый. || сущ. багряность, -и, ас.
ВАРИАНТ, -а,м. 1. Видоизменение, разновидность. Проект в двух вариантах. Дебютный в. (в шахматах). 2. Разночтение в тексте. Издание сочинений Пушкина с вариантами. || прил. вариантный, -ая, -ое.
СТАДИОН, -а,м.. Комплексное спортивное сооружение с трибунами для зрителей и со спе-циально оборудованными площадками для тренировок, состязаний. || прил. стадионпый, -ая, -ое.
МАСКАРАД, -а, м. Бал, гулянье, участники к-рого надевают маски, характерные костюмы. Новогодний м. Все это — один м. (перен.: обман, притворство), || прил. маскарадный, -ая, -ое. М костюм.
III. Тема урока.
1. Вступительное слово учителя.
— Здравствуйте, ребята! Наш урок развития речи мы начнем с поэтической минутки. Послушайте стихотворение и определите, в чём заключается его основная тема?
Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать —
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила дилемма, —
Основная тема стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.
— А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи? (Для того чтобы правильно действовать в той или иной речевой ситуации).
2. Разноуровневое задание.
Стр. 12 упр. 26 (1 ряд – 1 текст, 2 – ряд 2 текст, 3 ряд – 3 текст)
— Укажите, в каком из отрывков ставится задача:
а) обменяться впечатлениями о пеликанах;
б) сообщить точные сведения о них;
в) нарисовать образ веселого пеликана.
3. Речевая ситуация.
Наши высказывания зависят от того,
где мы говорим, с кем и зачем, то есть от речевой ситуации (РС)
С кем говорим?
— Как вы понимаете выражение ОФИЦИАЛЬНАЯ и НЕОФИЦИАЛЬНАЯ обстановка?
— Сгруппируйте примеры:
Дома, на прогулке в лесу, на работе, в магазине, в школе на уроках, в гостях, в школе на перемене, на собрании, в музее, в поликлинике.
Отвечать на уроке, объяснять задачу однокласснику, здороваться, приглашать ребят в поход, делать замечание нарушителю дисциплины, обсуждать маршрут, делиться летними впечатлениями с товарищами, рассказывать сказку, делать доклад.
4. Формы речевой ситуации.
— У каждой речевой ситуации свои особенности, закономерности, правила употребления, ха-рактерные черты. Какие бывают речевые ситуации? (Устная и письменная).
Используется
в непринуждённых беседах
со знакомыми людьми обычно в домашней
(неофициальной) обстановке
5. Стили речи.
— В зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить стили речи на два основных стиля. Каких? (Разговорный стиль и книжный стиль).
СТИЛИ РЕЧИ
Названия Где используется Основные виды высказываний
Разговорный В быту Разговор на бытовые темы, письмо к близким людям
Художественный В художественной литературе Стихотворение, рассказ, повесть, ро-ман, пьеса, сказка
Публицистический В общественной жизни Речь, выступление, газетная статья
Официально-деловой В официальных, служебных отношениях Закон, договор, приказ, постановле-ние, объявление
6. Речевой этикет.
— А теперь мы познакомимся с новым для вас понятием – речевой этикет. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ?
Работа с понятием.
Этикет – (от греч. – характер, обычай) установленный порядок поведения, форм обхождения, правила поведения где-либо.
Вежливый – человек, соблюдающий правила приличия. ( На доске). До XVI века «вежа» — зна-ток правил приличия, форм выражения доброго отношения к людям.
Речевой этикет – свод правил и рекомендаций о правильном речевом поведении. Это относится к правильному употреблению речевых формул в различных ситуациях.
7. Работа с текстами.
Стр. 15-17 упр. 33, 34, 36, 37 – устно.
IV. Итог урока.
V. Домашнее задание.
§ 5 Стр. 12-13-14 – правила. Упр. 28, 30.
Записать словарные слова в словарь и определить их значение: параграф, официальный (должностной), инженер, квитанция, письмена, летопись, папирус, библиотека, библиофил, свиток, рескрипт.
ПАРАГРАФ, -а, м. Подразделение текста внутри главы, раздела, обозначаемое знаком §, а также сам этот знак.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. 1. полн. ф. Исходящий от правительства или администрации, диктуемый их законами, правилами. Официальное делопроизводство, распоряжение. Официальное опровержение. Официальное лицо (должностное). О. язык государства (используемый в законодательстве, судопроизводстве, делопроизводстве). 2. Соблюдающий все правила, формальности. Официальное приглашение. О. тон беседы. Официально (нареч.) заявить. * Официальная хроника — информация (в печати, по радио, телевидению) о деятельности правительства, государственных учреждений. || сущ. официальность, -и, ж. (ко 2 знач.).
КВИТАНЦИЯ, -и, ж. Официальная расписка в принятии денег или вещей, ценностей. Багажная к. Выписать, выдать квитанцию. || прил. квитанционный, -ая, -ое. Квитанционная книжка.
ЛЕТОПИСЬ, -и, ж. 1. Вид русской повествовательной литературы || -17 вв.: погодная запись исторических событий. Древнерусские летописи. 2. перен. То же, что история (в 3 знач.) (высок.). Л. боевой славы. Семейная л. || прил. летописный, -ая, -ое (к 1 знач.). Л. свод.
ПАПИРУС, -а, м. 1. Тропическое травянистое растение сем. осоковых. 2. Материал для письма, изготовленный из этого растения (у египтян и др. древних народов), а также рукопись на этом материале. Древние папирусы. || прил. папирусный, -ая, -ое. Папирусная бумага. П. свиток.
БИБЛИОТЕКА, -и, ж. 1. Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и пись-менности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу. Публичная б. Научная, детская б. Передвижная б. 2. Собрание книг, произведений печати, а также помещение, где они хранятся. Б. ученого. Домашняя б. 3. Название серии книг, объединенных тематически или по назначению, жанру. Б. путешествий. Б. поэта (поэтическая). || уменьш. библиотечка, -и, ж. || прил. библиотечный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). Библиотечное дело (научная и практическая деятельность библиотек).
БИБЛИОФИЛ, -а, м. Любитель и собиратель книг. || ж. библиофилка, -и (разг.). || прил. библиофильский, -ая,-ое.
СВИТОК, -тка, м. Свернутая трубкой, валиком рукопись на полосе бумаги или другого писчего материала. Папирусный с. Древняя рукопись в свитке.
РЕСКРИПТ, -а,м. (устар.). Письмо монарха к подчиненному с каким-н. предписанием, объявлением о награде, выражением благодарности. Царский р.
Конспект урока по теме «Стили речи» (5 класс)
Тема: Урок развития речи. Стили речи: разговорный, научный, официально-деловой стиль речи.
Цель: создать условия для знакомства со стилями речи, подробно рассмотреть официально-деловой стиль речи;
Задачи:
образовательная: закрепить понятие «стили речи»; • познакомить с понятием «официально-деловой стиль речи» • научить работать с текстами разных стилей речи.;
развивающая: сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.
воспитательная: воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение
Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы
Форма урока: урок-заполнение таблицы
Форма организации учебной деятельности:
индивидуально-групповая.Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рефлексия.
Термины и понятия: официально-деловой стиль
Оборудование: раздаточные карточки
Этапы урока
Ход урока
(деятельность учителя и учащихся)
Формирование УУД
Ι. Актуализация знаний
Организационный момент.
— Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем друзьям.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.
Мотивация к началу урока.
Поэтическая минутка. Послушайте стихотворение и определите, в чём заключается его основная тема?
Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать —
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила дилемма, —
Нужно стили речи знать!
Сформулируйте теперь тему урока.
Запишите в тетради дату, тему.
Познавательные УУД:
Научатся – обобщать, анализировать увиденное на рисунках; строить сообщения в устной форме, формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД:
Научатся – формулировать собственное мнение и позицию; воспринимать другое мнение и позицию, формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение работать в паре.
Личностные УУД:
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Регулятивные УУД: умение осуществлять экспериментальную деятельность по трансформации текстов
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
Словарная работа.
Ребята, а слово стиль однозначное или многозначное ?
Я просила к этому уроку поработать вас с толковым словарём и этимологическим.
Что вы узнали об истории этого слова?
Слово стиль происходит от греческого stilos и означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла.
Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой — -в виде лопаточки, им , повернув стержень- «стиль»,стирали написанное. Таким образом, автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение.
Что можете рассказать о лексическом значении слова?
В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование слова стиль:
1) Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Например: русский национальный стиль. Стиль одежды. Архитектурный стиль.
2) Метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле(он всегда так поступает).
3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Например: стиль художественной литературы. Научный стиль.
2. Постановка учебной задачи
Какое определение подходит для нашего урока?
Стили речи — это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от цели высказывания.
А что такое цель высказывания?
-разговор друзей
-объяснение нового материала
-ответ на уроке
-пересказ художественного произведения
-написание сочинения или изложения
-написание заявления…
Вывод: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи.
2. Постановка учебной задачи
— В зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить стили речи на два основных стиля. Каких? (Разговорный и книжный)
Вы видите схему «Стили речи», которую мы будем заполнять на протяжении всего урока.
Название стиля речи
Где употребляется данный стиль
С какой целью употребляется данный стиль речи
Особые слова, которые присущи только этому стилю речи
Разговорный стиль
в жизни
люди делятся своими мыслями и чувствами
разговорная лексика, эмоциональная речь
Научный
В науке, в школе
научные статьи, тексты в учебниках
Термины, определения
Официально-деловой
Используется в документах, объявлениях, заявлениях, рекламе
Общение граждан с учреждениями
Слова в прямом значений
Работа с текстами (читает учитель)
Разговорный стиль
Поделиться впечатленьем
Если с другом захочу,
То ему, без промедленья,
По мобиле позвоню:
«Ну, привет!..Я тут скучаю.
Приходи-ка на чаёк!
Поболтать с тобой мечтаю.
Дивный нынче вечерок!
Нет, не болен,- просто скука!
Если хочешь, то хандра!
Мне молчать — ох, это мука!
Сплетен хватит до утра!»
Определите стиль речи (разговорный стиль).
Где употребляется данный стиль?
С какой целью употребляется данный стиль речи?
Особые слова, которые присущи только этому стилю речи…
Заполняют таблицу. Учитель: Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику (чаёк, поболтать, мобила). Для этого стиля характерны эмоциональность, образность («Сплетен хватит до утра!» — это гипербола).
В основном разговорный стиль – это устная речь, но мы можем общаться при помощи писем, в современном мире мы всё чаще посылаем электронные письма, но любое письмо должно быть грамотно написано.
Пришло письмишко мне.
Гляжу — из лагеря, от Мишки.
«ЗДЕСЬ ЧЮДНЫЙ ЛУК И Я ЛИЖУ», —
написано в письмишке.
«Лук лижет?! Что за чудеса?
Наверно, шутит, плут…»
Читаю дальше:
«ЗДЕСЬ ЛИСА,
КРАСИВЫЙ ДЛИННЫЙ ПРУТ.
НА ДНЯХ В ЛЕСУ НАШЕЛ Я ГРУСТЬ
И ОЧЕНЬ БЫЛ ДОВОЛЕН…»
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
мой друг серьезно болен.
Вернется — надо полечить:
заставить правила учить
Почему автор стихотворения Шибаев назвал стихотворение «Грустные вести», а письмо «письмишко». Найдите слова с ошибками, запишите правильно эти слова, объясните.
Чудный, луг, лежу, леса, пруд, груздь
Научный стиль
Стиль логичный, объективный,
В нём – прямое слов значенье.
Применять нам эффективно
В описании явленья.
Можем мы всегда узнать
Стиль сухой, немного скучный.
«Термин!» — стоит лишь сказать, —
Перед нами стиль -..
Ученики: Научный! Заполняют таблицу
Запишите предложение.
Стиль – это сложившаяся система речевых средств.
— Может ли это предложение использоваться в научном тексте?
(в учебнике по русскому языку)
— Назовите слова, которые относятся к научным терминам.
— Выполните синтаксический разбор предложения.
Официально – деловой стиль.
Документ в законную силу вступает.
В установленном порядке оформлен кредит.
Банк гарантию предоставляет.
Приговор обжалованию не подлежит.
Выпишите из данных предложений 2 любых словосочетания и разберите их.
—Занесем этот стиль и в ваши опорные схемы.
Учитель: Для этого стиля характерны полные наименование государственных учреждений, имен людей, точное обозначение дат, употребление слов только в их прямом значении, ребята, а где мы можем встретить такой стиль?
Учащиеся: В организации, деловое письмо, справка.
Учитель: А для чего нам нужен такой стиль? (Точная передача информации)
Объявление
25 ноября в 14.00 на площади возле школы состоится собрание участников спортивной олимпиады.
Явка обязательна!
15 ноября 2015 год Учитель физкультуры
2.Физкультминутка
ΙΙΙ. Применение знаний
Эксперимент!
Мы попробуем перевести разговорный стиль в официально-деловой (работа в парах)
Вам будет дана речевая ситуация, некий набор информации, который вам предстоит преобразовать в Объявление. Обсуждаем в паре, записываем, проверяем друг у друга, зачитываем классу.
— Слышь, прикинь, завтра у нас в школе клевое мероприятие будет!
— Да? А где?
— Вроде в актовом зале, праздник какой-то, пойдешь?
— Не знаю, а во сколько?
— Вроде в три дня. Так мне наша классная сказала.
2 Сказка о курочке Рябе – реклама. ( пишут все)
Внимание! Только на этой неделе! Каждому деду с бабкой по яйцу! Да не золотому, а простому, чтобы жить-поживать да курочку Рябу беречь.
Проверка
ΙV. Домашнее задание
Подобрать небольшие тексты разных стилей, оформить на альбомном листе.
V. Итоги урока.
Рефлексия
Молодцы, ребята! Итак, наша схема «Стили речи» заполнена! Давайте подведем итог нашему уроку:
— Почему так важно знать стили речи и уметь их правильно использовать?
Учащиеся: для того, чтобы правильно действовать в любой речевой ситуации, уметь передать информацию, написать сочинение и т.д.
— Что нового вы сегодня узнали?
Учащиеся: Новый стиль – официально-деловой, его характерные признаки.
Учитель: Молодцы, ребята. Вы отлично поработали.
Предлагаю вам оценить свою работу.
Регулятивные УУД:
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Название стиля речи
Где употребляется данный стиль
С какой целью употребляется данный стиль речи
Особые слова, которые присущи только этому стилю речи
Разговорный стиль
Научный
Официально-деловой
Название стиля речи
Где употребляется данный стиль
С какой целью употребляется данный стиль речи
Особые слова, которые присущи только этому стилю речи
Разговорный стиль
Научный
Официально-деловой
Лист Успеха
Этапы работы
Моя самооценка
1. Устная работа на уроке (ответы на вопросы)
2. Заполнение таблицы «Стили речи»
3.Творческая работа
Итого:
Лист Успеха
Этапы работы
Моя самооценка
1. Устная работа на уроке (ответы на вопросы)
2. Заполнение таблицы «Стили речи»
3.Творческая работа
Итого:
Двадцать четвёртое ноября
Классная работа
_____________________________________________
Разбор словосочетаний
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Название стиля речи
Где употребляется данный стиль
С какой целью употребляется данный стиль речи
Особые слова, которые присущи только этому стилю речи
Разговорный стиль
Научный
Официально-деловой
Орфографическая работа
________________________________________________________________
Синтаксический разбор предложения
________________________________________________________________________________________________________________________________
Творческая работа
Объявление
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Реклама
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока «Употребление в речи этикетных слов». 5-й класс
Тема урока: «Употребление в речи этикетных слов». 5-й класс
Цель: Дать понятие речевого этикета, познакомить учащихся с этикетной лексикой, расширить знания учащихся о речевых формах этикета.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мобилизирующий этап
На столах у учеников лежит карточка с заданием. Необходимо распределить слова в таблице. (Приложение 1)
Учитель. Ребята, необходимо было распределить слова по группам. Проверка выполнения задания, один человек читает, все проверяют (самопроверка).
Какие слова вы не отнесли ни в одну группу? (Спасибо, будьте добры, до свидания, благодарю, прошу прощения).
Что это за слова?
Для чего они нужны?
3. Формулирование темы и цели урока.
Учитель. Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.
Мы познакомились с этикетными словами и сказали, для чего они нужны. Значит тема нашего урока – «Этикетные слова».
Учитель записывает тему урока на доске.
Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.
Цель урока: Дать понятие речевого этикета; познакомить учащихся с этикетной лексикой; расширить знания учащихся о речевых формах этикета.
4. Изучение нового материала
Учитель. Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Без речевой культуры не может быть современного образованного человека. Ребята, а что значит быть культурным человеком? Что необходимо для этого делать? (Использовать правила этикета.)
Знакомство с новыми словами. Словарная работа, запись в тетрадь.
Этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения.
Этикетные слова – слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.д.
Речевой этикет – это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.
Учитель. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринуждённо, не испытывать неловкости и затруднений в общении.
Так, например, в русском языке для ситуации приветствия есть определённые единицы. (Доброе утро! С добрым утром! Добрый день! Добрый вечер! Приветствую! Привет! Будьте здоровы! Здравствуй (те)!)
Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если люди незнакомы, то общение начинается со знакомства. Этикет предлагает несколько возможных формул: (Разрешите с вами познакомиться; Я хотел бы с вами познакомиться; Давайте познакомимся; Будем знакомы).
Я предлагаю вам поработать в парах: Представьте себе, что вы незнакомы, поприветствуйте друг друга.
После выполнения задания несколько пар представляют свои приветствия.
Учитель.
Друзья мои, внушайте людям веру,
И чаще говорите: «Добрый день!»
И следуйте хорошему примеру –
Продляйте добрым словом жизнь людей!
(В. Боков)
Со словами В.Бокова трудно не согласиться, ведь ничто не даётся нам так дёшево и не расценивается так дорого, как доброе слово, сказанное человеку. Наша речь должна не просто подчиняться законам логики и разумного выбора нужной формулы речевого этикета, она должна быть пронизана доброжелательностью и вниманием по отношению к собеседнику. Причем то, как мы говорим, не менее важно, чем то, что мы говорим. Выражением доброго отношения к человеку чаще всего бывают не просто формулы вежливости, но и жесты, улыбки, их сопровождающие.
Прочитайте высказывание (на доске).
«Жизнь настолько коротка, чтобы людям недоставало времени на вежливость». (Емерсон).
Как вы понимаете это высказывание?
Как оно соотносится с темой нашего урока?
Почему в языке важен хороший тон?
Ребята, а приходилось ли вам когда– нибудь отказывать в просьбе? А знаете ли вы, что отказать можно тактично? С помощью чего это возможно сделать? Формулировка отказа в выполнении просьбы может быть следующей:
- (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие).
- В настоящее время это (сделать) невозможно.
- Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой.
- Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу.
- Я вынужден отказать (запретить, не разрешить).
Предлагаю вам поработать в группах: один человек просит другого помочь ему, задача другого отказать, но сделать это в тактичной форме. После выполнения задания несколько пар представляют речевые ситуации.
5. Закрепление изученного материала
Учитель. В ходе общения при наличии повода люди делают приглашения и высказывают просьбы. Выполните задание. (Приложение 2).
Распределите этикетные выражения по графам таблицы. Поставьте цифры 1, 2. Проследите, какие из этих этикетных слов и выражений вы никогда не употребляете в своей речи? Как вы думаете, почему? А какие этикетные слова вы используете в разговоре с приятелями? (Ответы учащихся.)
Учитель. Столь же регулярны и устойчивы речевые формы прощания, извинения и некоторых других часто повторяющихся ситуаций общения. Попробуйте перечислить этикетные выражения, которыми пользуются люди в ситуации прощания. (Учитель записывает выражения на доске, учащиеся объясняют, когда они употребляются) Запишите эти выражения .
Этикетные формы прощания | Особенности их употребления |
До свидания! | В любой ситуации |
Всего хорошего! Всего доброго! | В любой ситуации с оттенком пожелания |
До встречи! | Вместо «До свидания!», когда предполагается условная встреча |
Прощайте! | При прощании на длительный срок или навсегда |
Счастливо! | Непринуждённое, дружеское |
Всего! Привет! Пока! | Дружеское с оттенком фамильярности. Употребляется хорошо знакомыми, близкими людьми, чаще – среди молодёжи |
Бывай! Будь! | Грубовато-сниженное, нелитературное |
Разрешите откланяться! Позвольте откланяться! | Официальное, употребляют люди старшего поколения |
6. Итог урока
Рефлексия. А что вы скажете по поводу нашего урока? Открыли ли вы для себя что-то новое? Что вы чувствовали? Когда было трудно? Чему удивились? Что пожелаете самим себе? А мне?
Как здорово говорить друг другу приятные, добрые слова. Мне нравится с вами работать.
Большое спасибо за урок, Вы были сегодня молодцы, всего вам доброго!
7. Домашнее задание
Написать Мини-сочинение на тему «Хорошие речи приятно и слушать».
Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме: Методическая разработка урока русского языка по теме «Речевой этикет» для 5 класса (в соответствии с ФГОС)
Урок, посвященный речевому этикету 5 класс
На тему «У меня зазвонил телефон» (правила общения по телефону).
Цель урока: познакомить с правилами общения по телефону, с формулами рече вого этикета, используемыми в данной си туации, и учить соблюдать их.
Оборудование урока: детские теле фонные аппараты; рисунки учащихся; плакаты: «Правила об щения», «Формулы телефонного этикета»; выставка книг по речевому этикету и куль туре общения.
Ход урока.
Краткое вступительное слово учителя:
— Ребята, мы продолжаем постигать тай ны общения. Человек живет среди людей. Все его радости, горести, дела и заботы свя заны с людьми. Звонит ли девочка по телефону, пишет ли сын письмо матери, разговаривают ли ученики на перемене —везде происходит общение.
А для чего надо уметь общаться? Как вы думаете? (Учащиеся высказывают свои мнения и делают вывод.)
— На предыдущих уроках мы узнали, что у общения есть свои правила. Выполнены ли они в следующих ситуациях? (учитель читает отрывок из книги.)
У меня зазвонил телефон. Я снял трубку «Кто? — кратко и без предисловий громыхнуло оттуда.— С кем я говорю?» Тронутый простотой общения, я несколько растерялся и, не подумав, как следует, брякнул первое, что обычно приходит в голову при встрече или знакомстве. «Здрасьте,— сказал я. И добавил:— А вам кто нужен?» — «Что? — переспросила трубка в свою очередь оторопев от моей бестактности.- Куда я попал?» — «Здравствуйте, товарищ,- окончательно зарвавшись, сказал я.— А куда вы хотели попасть?» На другом конце в панике бросили трубку.
— Итак, почему не состоялся этот разговор? (Не были соблюдены правила речевого общения.)
Да, общение по телефону — это тоже искусство, которому надо учиться.
Объявление темы и целей урока:
— Сегодня на уроке мы будем говорить о правилах телефонного общения .3апишите в тетради тему нашего занятия: « У меня зазвонил телефон…».
А сейчас проведем небольшой опрос. (1)
— Поднимите руки, у кого дома есть телефон.
— Часто ли вы пользуетесь им?
— В каких ситуациях вы звоните по телефону?
— Итак, телефон активно входит жизнь, занимает большое место в общении людей. Но все ли умеют использовать это удобное средство? Знаем ли мы, как вести беседу по телефону? Этому мы будем учиться сегодня.
Мы рассмотрим три главные ситуации : 1) вы собираетесь позвонить; 2) вы позвонили; 3) вам позвонили. Поговорим о том, как вы будете действовать в этих жизненных ситуациях, какие правила и формулы телефонного этикета станете использовать.
Следующий этап урока посвящается формированию новых знаний, умений и навыков, т. е. знакомству с правилами общения по телефону в различных ситуациях и формированию умения соблюдать правила телефонного разговора.
Ситуация первая: «Вы собираетесь позвонить» (запись в тетради).
— Есть такая популярная песенка: «Три минуты, три минуты. Это много или мало?» Именно три минуты узаконены как норма для телефонного разговора из автомата, и уважение к этим трем минутам начинается с обдумывания: звонить или не звонить.
Для телефона ли тот разговор, который вы собираетесь вести, требует ли дело срочного решения или может подождать до личной встречи, не поздно (или не рано) ли тревожить людей звонком? Итак, правило первое: «Если можно обойтись без звонка, то звонить не следует» (учащиеся записывают правило в тетрадь).
Решение речевых задач, в ходе которых закрепляется первое правило.
— Соблюдают ли это правило, с которым мы познакомились, герои рассказа Носова «Телефон»? Напомню сюжет: два мальчика купили в магазине игрушечные телефоны, по которым можно разговаривать, как по настоящим. И вот все сделано. Какой же разговор у них получился? Давайте по смотрим инсценировку, которую подгото вили ребята.
— Алло!
— Алло! (2)
— Давай разговаривать.
— Давай. А о чем?
— Ну о чем. О чем-нибудь.
— Ну?
— Что ну?
— Чего же ты не разговариваешь?
— А ты почему не разговариваешь?
— Да я не знаю, о чем разговаривать!
Вывод учащихся: этот разговор был пус тым времяпрепровождением. Никогда не следует звонить друг другу без цели.
-— Но вот вы решились позвонить, считая, что разговор не терпит отлагательств. Но и сейчас не торопитесь поднять трубку. Есть еще одно правило, которое мы сейчас за пишем: «Продумай тон и содержание раз говора!» (Учащиеся записывают второе пра вило.)
Ситуация вторая: «Вы позвонили».
— Наконец вы набираете номер, и постарайтесь ответить на вопрос: «Какие правила речевого общения надо соблюдать при этом?»
Учащиеся за писывают в тетради правило: «Разговари вай кратко, вежливо и только по делу».
— А что значит вежливо? Это значит:
— надо поздороваться;
1 — обратиться к человеку по имени;
— представиться самому.
— Еще одно правило вы, я думаю, на зовете сами, посмотрев на эти шутливые рисунки. (На одном рисунке девочка сидит на телефоне, на другом она же висит на нем.)
— Что изображено на них? Что значат выражения висеть на телефоне, сесть на телефон? (Разговаривать часто и подолгу.)
— Так о каком же правиле надо помнить, разговаривая по телефону?
Учащиеся формулируют и записывают правило: «Нельзя без нужды часто и подолгу разговаривать по телефону»,
— Хорошо. Правило мы записали, запом нили. Но надо знать еще и формулы теле фонного этикета, т. е. «вежливые» слова. Давайте повторим их. (3)
1. Формулы приветствия:
Здравствуй (-те)!
Добрый вечер (день, утро).
Привет!
2. Формулы прощания:
До свидания!
Прощай!
До встречи!
Пока!
Привет!
3. Ответ снявшего трубку:
Алло!
Я слушаю.
Я у телефона…
— Важно не только знать правила и фор мулы телефонного этикета, но и уметь правильно использовать их.
Далее проводится практическое занятие, цель которого — учиться строить разговор по телефону в соответствии с правилами телефонного этикета.
— Вначале — орфоэпическая пятиминут ка. Прочитайте вслух слова, написанные на доске: звонит, позвонит, перезвонит. (Обычно все ребята читают эти слова с ударением, падающим на корень)
!
— Запомните, во всех этих глаголах уда рение падает на окончание. Повторим хором эти слова…
Решение ситуативных задач.
Задача № 1.
Девочка звонит заболевшей подруге.
Как построить разговор в данной ситуации?
Первую задачу класс решает коллективно:
— С чего надо начать разговор? (Поздоро ваться, назвать по имени.)
— Какие варианты приветствия будем исполь зовать в этой ситуации? (Здравствуй! Привет! Добрый день!)
— Надо ли себя назвать? (Надо.) (4)
— О чем девочка должна спросить в первую очередь? (О здоровье подруги.)
— Хорошо. А сейчас представьте, пожалуйста, свой вариант разговора. (Класс слушает 2—3 диалога и решает, что было удачно в данном разговоре, что не понравилось.)
Задача № 2. Девочка звонит заболевшей подруге. Но к телефону подходит ее мама.
— Как может девочка обратиться к. ней?
— С чего начать разговор?
— Можно ли, здороваясь, использовать слово привет?
— Как лучше выразить свою просьбу?
Задание: составьте свой вариант диалога с ма мой подруги.
Задача № 3. Девочка звонит своей подруге, но ошиблась номером. Как быть в таком случае? Послушайте три варианта разговора. Какой из них вежливый?
— Алло. Позовите, пожалуйста, Таню.
— Здесь такой нет.
1) — Извините, а какой это номер?
2) — Это 1—58—17?
3) — Извините. Это номер 1—58—17?
(Третий вариант самый правильный: во-первых, человек извинился, во-вторых, назвал тот номер телефона, который ему нужен, а не стал спрашивать номер телефона у человека, с которым его по ошибке соединили.)
— Итак, решая данные задачи, мы по вторили правила и формулы телефонного этикета. А сейчас попытайтесь с учетом изученного построить свой разговор по теле фону.
— Позвоните друг другу на уроке. Ситуативные задачи придумайте сами. (Для выполнения ролевого задания используются детские телефонные аппараты.)
Ребята слушают и анализируют диалоги товарищей. Основные критерии оценки: содержательность разговора, лаконизм, вежливость, отчетливость произношения.
Ситуация третья: «Вам звонят»
— Я предлагаю вам ряд задач, вы сможете их решить, значит, вы знаете правила общения в ситуации «Вам звонят». (5)
Задача № 1. Позвонили и попросили, позвать к телефону вашего старшего брата. Какие формулы речевого этикета вы используете в разговоре?
Учащиеся: Хорошо. Сейчас. Одну минуту! Подождите, пожалуйста. Постараюсь. Извините, но он будет позже. Что передать? Позвоните позднее, его нет дома.
Задача № 2. Кто-то позвонил, но не назвался. Ваши действия в этой ситуации?
Задача № 3. Кто-то позвонил, но ошибся номером. Как вы поступите?
— Ребята, наш урок подходит к концу. Телефонных разговоров множество, и ли все их можно предугадать, от ошибок предостеречь. Помните, пожалуйста, главное: беседа по телефону должна быть вежливой и доброжелательной содержательной и краткой.
- В жизни бывают ситуации, когда необходимо зайти в гости без приглашения. Вы зашли к товарищу за книгой и застали его семью за столом, обедающими. Составьте диалог, как должны вести себя гость и хозяин в этой ситуации.
- У вас праздник, и вы пригласили гостей. Один гость пришел первым, другие еще не подошли. Как должны вести себя гость и хозяин? Разыграйте ситуацию.
- В день рождения друзья пришли поздравить тебя. На столе – угощение. Но вдруг твой лучший друг нечаянно разбил красивую чашку из сервиза. Все расстроились. Как ты поступишь и что скажешь огорченному товарищу.
Урок русского языка в 5 классе на тему «Стили речи. Речевой этикет.»
Тема –РР Стили речи. Речевой этикет
Цель – Дать понятие о различных стилях речи
Задачи:
- Сформировать умение классифицировать стили речи, давать им определение.
- Развивать качество устной и письменной речи, умение определять стиль текста.
- Воспитывать культуру речи, умение общаться.
Тип урока – комбинированный
Методы – беседа, работа с текстом, практическая работа
Литература — №5, стр.12-17
Ход урока
- Орг.момент.
- Проверка домашнего задания.
а) Опрос.
- что называется текстом?
- Какими средствами осуществляется связь предложений внутри текста?
- Что такое тема текста?
- Что такое основная мысль текста?
- Дайте определение монологу и диалогу.
- Почему язык называют сокровищницей?
б) Проверка письменного задания
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе на тему «Стили речи. Речевой этикет.»»
Русский язык – 5 класс
№ урока – 3
Дата –
Тема –РР Стили речи. Речевой этикет
Цель – Дать понятие о различных стилях речи
Задачи:
Сформировать умение классифицировать стили речи, давать им определение.
Развивать качество устной и письменной речи, умение определять стиль текста.
Воспитывать культуру речи, умение общаться.
Тип урока – комбинированный
Методы – беседа, работа с текстом, практическая работа
Литература — №5, стр.12-17
Ход урока
Орг.момент.
Проверка домашнего задания.
а) Опрос .
что называется текстом?
Какими средствами осуществляется связь предложений внутри текста?
Что такое тема текста?
Что такое основная мысль текста?
Дайте определение монологу и диалогу.
Почему язык называют сокровищницей?
б) Проверка письменного задания.
Повторение
Словарная работа. Диктант с определением лексических значений слов.
Параграф, официальный, письмена, летопись, папирус, библиотека, библиофил, библиография.
Новая тема.
а) Введение понятия стиля речи .
б) Введение понятия «речевая ситуация»
в) Изучение теории, составление кластера
Практическая работа
а)Упражнение 28, 30
б) введение понятия « речевой этикет»
Проверка усвоения ( взаимоопрос)
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Стр. 15 – читать, придумать вопросы к тексту
Упр. 32 – по вариантам
Ученик | Устные ответы | Работа у доски | Самостоятельная работа |
Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему: Презентация к уроку «Речевой этикет»
Слайд 1
Самая большая роскошь — это роскошь человеческого общения Антуан де Сент ЭкзюпериСлайд 2
Роскошь — 1.Внешнее великолепие. 2 Излишества в комфорте, в удовольствиях. 3.Изобилие, природное богатство. С.И.Ожегов
Слайд 3
«На доброе слово не надо скупиться: сказать это слово –что дать напиться» Николай Рыленков :
Слайд 4
Речевой этикет Урок развития речи в 5 классе Учитель русского языка и литературы: Салчак Саяна Александровна
Слайд 5
Словарно-орфографический диктант До св_дания, п_жалу_ста, из_ните, бл_годарю, сп_сибо, здр_вств_йте, добрый веч_р, пр_вет, д_брое утро.
Слайд 6
Проверка До св и дания, п о жалу й ста, изв и ните, бл а г о д а рю, сп а сибо, здра в ствуйте, добрый веч е р, пр и вет, добр о е утро.
Слайд 7
Критерии оценивания «5» – 0 ошибок или1 (негрубая) ошибка «4» – 2-3 ошибки «3» – от 4 ошибок «2» – от 5 ошибок
Слайд 8
Речевой этикет – это сложившаяся в языке и речи система устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта. ЭТИКЕТ ИЗ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА «ЯРЛЫК, ЭТИКЕТКА» ИЗ ГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА ETHOS «ОБЫЧАЙ, ХАРАКТЕР»
Слайд 9
Групповая работа. Попробуйте объединить их в какие-нибудь группы. Слова приветствия Слова прощания Слова просьбы Слова извинения Здравствуйте До свидания Будьте добры Простите Доброе утро Счастливо Пожалуйста Извини (Добрый вечер) (Пока) (Прошу вас) (Виноват) (Привет) (Всего доброго) (Разрешите) (Прошу прощения) Слова благодарности Спасибо Благодарю Вас (Позвольте поблагодарить Вас) (Я очень признателен)
Слайд 10
Всемирный день приветствий. Это 21 ноября.Его придумали два брата, Майкл и Брайан Маккомак. Один из самых добрых праздников, смысл которого заключается в том, чтобы поприветствовать не меньше десяти незнакомцев. На сегодняшний день праздник отмечается более чем в сорока странах мира.
Слайд 12
«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Мигель де Сервантес
Слайд 13
Задания. 1. Попросите у одноклассника карандаш. 2. Пригласите одноклассников в кино. 3. Вы заблудились в незнакомом вам городе, а вам нужно найти, например, улицу Ленина. Как вы обратитесь с просьбой к прохожему?
Слайд 14
Рассмотрите рисунки. Попробуйте разыграть каждую сценку так, чтобы и пострадавший, и виновник постарались смягчить неприятную ситуацию.
Слайд 15
ЭТИКЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ ФОРМУЛЫ БЛАГОДАРНОСТИ ФОРМУЛЫ ИЗВИНЕНИЯ ФОРМУЛЫ ПРИВЕТСТВИЯ ФОРМУЛЫ ПРОЩАНИЯ ФОРМУЛЫ ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА ФОРМУЛЫ ПРОСЬБЫ И ПРИГЛАШЕНИЯ
Слайд 16
Пламенный привет! Доброго здоровья! Позвольте поприветствовать Вас! Здравствуй(те)! Кого я вижу! Мое почтение! Привет честнОй компании! Наше Вам с кисточкой! Сколько лет, сколько зим! С прибытием! Добро пожаловать! Салют! Здорово, браток! Легок на помине! Привет от старых штиблет! Моё почтение! Хлеб да соль! Рад вас видеть! Доброе утро! Здравия желаю! Хелло
Слайд 17
«Благодарность- чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание». С.И.Ожегов от старинного пожелания «СПАСИ БОГ» СПАСИБО БЛАГО + ДАРИТЬ («ДАРИТЬ ДОБРО») БЛАГОДАРЮ
Слайд 18
1) Пожалуйста, 2) Будьте добры, 3) Будьте любезны, 4) Если тебе не трудно, 5) Если вас не затруднит, + глагол в форме повелительного наклонения 1) Я хочу вас (тебя) попросить… 2) Мне хочется вас (тебя) попросить… 3) Я прошу вас (тебя) … 4) Мне нужно попросить вас (тебя)… 5) Я просил(а) бы вас (тебя)… + глагол в форме инфинитива ( передать, принести…) Формулы просьбы – приглашения. ПОЖАЛУЙ («окажи милость») + СТА (сокращение слова «государь»)
Слайд 19
Формулы вежливого отказа. Этикетные формулы выражения вежливого отказа отказа Грубое, невежливое выражение отказа, не соответствующему речевому этикету. 1. К сожалению, я не смогу этого сделать. 2. Я бы с радостью сделал это, но у меня сегодня важная встреча. 3. Сейчас мне некогда, как-нибудь в другой раз. 4. Мне жаль, но я очень занят. 5. Решительно отказываюсь! 1. Почему я должен это делать? 2. Да не стану я этого делать! 3. Еще чего!
Слайд 20
«Мы перестали молиться, исповедоваться, каяться в грехах, просить прощения у родителей и ближних своих, разучились прощать и терпеть, вежливость стала дефицитной,» — слова из вступления к роману В. Астафьева «Печальный детектив». Каждый человек должен стремиться к высокой культуре речи, бережно и любовно относиться к языку.
Слайд 21
Домашнее задание: подобрать пословицы, цитаты известных людей по пройденной теме, написать сочинение-рассуждение (50 слов) «Почему важно изучать речевой этикет?»
Слайд 22
за урок
Конспект урока по русскому языку на тему «Стили речи» (5 класс)
Урок №16 Русский язык.5 класс.
Тема: «Стили речи (научный, художественный, разговорный)».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
— aктуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.
— повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности.
— сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.
— воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.
— воспитывать ценностное отношение к русскому языку.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Методы обучения:
организации учебно-познавательной деятельности: словесные, практические;
по уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый;
Методы управления управления учением: организация учебной работы учителем, самостоятельная работа учащихся;
методы стимулирования и мотивации к учению: метод познавательных игр;
методы контроля: устный, письменный.
Оборудование: техническое оснащение урока, раздаточный дидактический материал
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Что такое текст?
Что такое тема текста?
Что такое основная мысль?
Назовите сколько существует типов речи? Перечислите их?
Сейчас я вам зачитаю текст, а вы попробуете определить к какому типу текста он относится:
Тексты для анализа
1. Передо мной игрушка из дерева – конек. Он маленький, вместо ног колесики. Игрушка темно-коричневая, местами темно-зеленая, с ярким орнаментом. Спинка у конька похожа на волны в море или океане. А глаза черные, сверкающие.
2. Из-под обломков бревен показалась полосатая мордочка барсука. Зверек долго осматривался по сторонам, принюхивался. Убедившись наконец, что поблизости нет опасности, барсук вылез из-под бревна и суетливо забегал по полянке, словно отыскивая что-то.
3. Собака – ваша тень, ваше второе безмолвное “я”. Почему же собака- это друг человека? Собака следует за вами повсюду. Она умеет дружить, умеет быть бескорыстной, благородной. Собака по-настоящему добра и способна глубоко переживать горе. Собака – бесценный помощник.
Первичное введение материала
— Сегодня мы познакомимся со стилями речи, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их.
-Существует 5 стилей речи( составление схемы в тетради)
-Чтобы определить стиль, нужно ответить на 2 вопроса: Зачем и где говорим?(составление таблицы совместно в тетради)
Разговорный
Научный
Официально-
деловой
Публицистический
Цель
(зачем?)
Обмен мыслями, впечатлениями, общение
передача научной информации
Точная передача деловой
информации
воздействие на слушателей или читателей
Воздействие на мысли и чувства
Сфера применения
(где?)
Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания
научно-популярные книги,
уроки, лекции;
деловые бумаги
средства массовой информации (телевидение,радио,газеты), в выступлениях
Художественная литература
Особен-ности
разговорные и просторечные слова; интонация, мимика, жесты
Научные термины;
конкретность, официальность
Логичность, призывность
Широкое использование изобра-зительно-выразительных средств; использование средств других стилей
Мотивация запоминания и актуализация техники запоминания
Распределите слова на две группы по стилям речи:
спать почивать дрыхнуть
праздновать кутить
КНИЖНЫЙ СТИЛЬ отец батя РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ
мерси спасибо
малевать рисовать
плюхнуться упасть
погибель смерть
болеть хворать
плестись шествовать тащиться
друг друган
мальчики пацаны
-Подведём итог: Общаясь друг с другом, мы всегда должны помнить с какой целью и в каких условиях происходит общение, что мы хотим выразить в своей речи, кому она предназначена. И уже исходя из этого подбирать нужные слова, обороты речи, предложения, чтобы наша речь была максимально понятной собеседнику, подходила к данной речевой ситуации.
Первичное закрепление материала под руководством учителя путем повторного повторения, частичных выводов
Задания на определение стилевой принадлежности текста(Распечатаны каждому на парту).Устно выполняется и комментируется
Текст № 1
Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между кучево-дождевыми (громовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью. (Из энциклопедического словаря). (Научный стиль)
Текст №2
Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча поднималась из-за леса. Надо мной и мне навстречу неслись длинные серые облака… Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по деревьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась.
(По И. Тургеневу) (Художественный стиль)
Тест №3
Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами области прошла небывалой силы гроза. В некоторых населенных пунктах были повалены столбы, рекламные щиты, с корнем вырваны деревья. К счастью, никто из местных жителей не пострадал. (Из заметки в газете) (Публицистический стиль)
Текст №4
Ну и гроза прошла сегодня! Ты не поверишь, но даже я испугался. Я только сел за уроки, а тут как грянет! Ты знаешь, так бабахнуло, что в нашей квартире вся мебель задрожала. (Разговорный стиль)
Текст №5
Доводим до вашего сведения, что сегодня после полудня, над районным центром произошло стихийное бедствие. Для выявления размеров ущерба на место выехала специальная комиссия. О принятых мерах будет доложено. (Служебное донесение) (Официально-деловой стиль)
Контроль результатов первичного запоминания
Пользуясь таблицей, определите стилевую принадлежность каждого текста. В чем их особенность? От чего зависит выбор того или иного стиля речи?
Приветик! Ну как тебе? Ничего себе погодка! Жуть! Я вымок до нитки, как будто в речку свалился. Сам, конечно, виноват. Видел, как тучу несёт, думал проскочу, успею. И влип. Чуть-чуть до дома не добежал, тут и хлынуло. Ладно, в следующий раз умнее буду. __________________________________
· Из-за леса наползала туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирало синеву неба. Вот туча краем накатилась на солнце. Её кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом. Но солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло в её свинцовой утробе. Луг потемнел, будто в сумерки. Налетел вихрь, подхватил гусиные перья, закружив, унёс вверх. Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок. Сразу всё вокруг зашумело, трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку. Туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем._______________________________
· Дождь – это жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков при температуре воздуха около земли не ниже нуля градусов. Диаметр капель от 6-7 идо 0,5 мм. При меньшем размере осадки называются моросью. _________________________________
· Тысячи людей эвакуированы в Словакии из-за наводнения, вызванного проливными дождями, сообщил в пятницу наш корреспондент в Словакии. По данным местных властей, жертвами стихии стали по меньшей мере четыре человека. _________________________________________________________________________
Директору Гидрометцентра
от гражданина Иванова А.П.
заявление.
Довожу до Вашего сведения, что из-за проливных дождей, о которых вы не сообщили своевременно, наша поездка за город была сорвана. Требую в период с 6 по 8 марта обеспечить ясную, солнечную погоду. В противном случае буду вынужден обратиться в вышестоящие инстанции.
04.03.2011
Иванов А.П.
__________________________________________
Оценка результатов запоминания и применения
Какие стили речи мы с вами изучили?
Загадки в стихотворной форме о стилях речи
Художественный стиль:
— Богат словом, красотой!
Я выразительный, живой!
А потому живу в стихах и прозе я.
Поэты и писатели – семья моя!
Научный стиль:
— Я объективен и логичен,
Предельно точен и монологичен.
Терминология – моя стезя.
Там, где учебник, там и я.
Мои друзья – профессора, доценты
И их научные эксперименты.
Публицистический стиль:
— С экранов телевизора я каждый день вещаю
И в Интернет заглядывать не забываю.
Я главный в мире новостей,
Газет, журналов и других вестей
Я в мире информации помощник ваш.
Такой вот у меня специальный репортаж.
Разговорный стиль:
— Привет, ребята! Что у вас?
Да это снова пятый класс!
Вы что, пришли все на урок?
А скоро прозвенит звонок?
Уж очень хочется гулять
И просто с кем-то поболтать.
Официально-деловой стиль
— Позвольте сделать небольшое объявление!
Я, принимая во внимание все ваши заявления,
Готов любому выдать справку и составить резюме.
Поэтому в конце урока – все ко мне!
Пятерки ваши занесу я в протокол
И положу сей документ учителю на стол.
Рефлексия.
1. Достиг ли я цели, поставленной в начале урока, и на каком уровне?
2. Каковы основные результаты моей деятельности на уроке?
3. Что было главное?
4. Что у меня получилось лучше всего?
5. На что мне необходимо обратить свое внимание?
Домашнее задание.
Упражнение №125,126.