Конспект к уроку русского языка «Стили речи. Речевой этикет» 5 класс | Уроки по Русскому языку
Конспект к уроку русского языка «Стили речи. Речевой этикет» 5 класс
10.06.2015 3456 0 Дмитриченко Наталья АлександровнаЦель:
Обучающая:
закрепить понятие «стили речи»;
познакомить с понятием «официально-деловой стиль речи»
научить работать с текстами разных стилей речи.
Развивающая:
сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки;
Воспитательная:
воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение
Тип урока: применение знаний и умений.
Методы: Лекция, беседа, сообщение.
Оборудование:
Русский язык» учебник для 5 класса общеобразовательной школы – 3-е издание, переработанное/М.Р.Кондубаев, Ф.Г.Брулева, Т.А.Абжанова, В.К.Павленко, Т.М.Марюхина, С.Б.Бегалиева. – Алматы: Атамұра, 2010. – 288 с.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Стр. 8-9-10 — правила. Упр. 16, 22.
Записать слова в словарь и определить их лексическое значение: аллея, багряный, вариант, стади-он, маскарад, концерт.
АЛЛЕЯ, -и, ж. Дорога (в саду, парке) с рядами деревьев, посаженными по обеим ее сторонам. Липовая а. || уменьш. аллейка, -и, ж. || прил. аллейный, -ая, -ое.
БАГРЯНЫЙ, -ая, -ое; -ян (книжн.). То же, что багровый. || сущ. багряность, -и, ас.
ВАРИАНТ, -а,м. 1. Видоизменение, разновидность. Проект в двух вариантах. Дебютный в. (в шахматах). 2. Разночтение в тексте. Издание сочинений Пушкина с вариантами. || прил. вариантный, -ая, -ое.
СТАДИОН, -а,м.. Комплексное спортивное сооружение с трибунами для зрителей и со специально оборудованными площадками для тренировок, состязаний. || прил. стадионный, -ая, -ое.
МАСКАРАД, -а, м. Бал, гулянье, участники к-рого надевают маски, характерные костюмы. Новогодний м. Все это — один м. (перен.: обман, притворство), || прил. маскарадный, -ая, -ое. М костюм.
III. Тема урока.
1. Вступительное слово учителя.
— Здравствуйте, ребята! Наш урок развития речи мы начнем с поэтической минутки. Послушайте стихотворение и определите, в чём заключается его основная тема?
Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать —
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила дилемма, —
Основная тема стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.
— А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи? (Для того чтобы правильно действовать в той или иной речевой ситуации).
2. Разноуровневое задание.
Стр. 12 упр. 26 (1 ряд – 1 текст, 2 – ряд 2 текст, 3 ряд – 3 текст)
— Укажите, в каком из отрывков ставится задача:
а) обменяться впечатлениями о пеликанах;
б) сообщить точные сведения о них;
в) нарисовать образ веселого пеликана.
3. Речевая ситуация.
Наши высказывания зависят от того,
где мы говорим, с кем и зачем, то есть от речевой ситуации (РС)
С кем говорим?
— Как вы понимаете выражение ОФИЦИАЛЬНАЯ и НЕОФИЦИАЛЬНАЯ обстановка?
— Сгруппируйте примеры:
Дома, на прогулке в лесу, на работе, в магазине, в школе на уроках, в гостях, в школе на перемене, на собрании, в музее, в поликлинике.
Отвечать на уроке, объяснять задачу однокласснику, здороваться, приглашать ребят в поход, делать замечание нарушителю дисциплины, обсуждать маршрут, делиться летними впечатлениями с товарищами, рассказывать сказку, делать доклад.
4. Формы речевой ситуации.
— У каждой речевой ситуации свои особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты. Какие бывают речевые ситуации? (Устная и письменная).
Используется
в непринуждённых беседах
со знакомыми людьми обычно в домашней
(неофициальной) обстановке
5. Стили речи.
— В зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить стили речи на два основных стиля. Каких? (Разговорный стиль и книжный стиль).
СТИЛИ РЕЧИ
Названия Где используется Основные виды высказываний
Разговорный В быту Разговор на бытовые темы, письмо к близким людям
Научный В науке, технике, образовании Научная лекция, доклад, статья, учебник
Публицистический В общественной жизни Речь, выступление, газетная статья
Официально-деловой В официальных, служебных отношениях Закон, договор, приказ, постановление, объявление
6. Речевой этикет.
— А теперь мы познакомимся с новым для вас понятием – речевой этикет. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ?
Работа с понятием.
Этикет – (от греч. – характер, обычай) установленный порядок поведения, форм обхождения, правила поведения где-либо.
Вежливый – человек, соблюдающий правила приличия. ( На доске). До XVI века «вежа» — знаток правил приличия, форм выражения доброго отношения к людям.
Речевой этикет – свод правил и рекомендаций о правильном речевом поведении. Это относится к правильному употреблению речевых формул в различных ситуациях.
7. Работа с текстами.
Стр. 15-17 упр. 33, 34, 36, 37 – устно.
IV. Итог урока.
V. Домашнее задание.
§ 5 Стр. 12-13-14 – правила. Упр. 28, 30.
Записать словарные слова в словарь и определить их значение: параграф, официальный (должностной), инженер, квитанция, письмена, летопись, папирус, библиотека, библиофил, свиток, рескрипт.
ПАРАГРАФ, -а, м. Подразделение текста внутри главы, раздела, обозначаемое знаком §, а также сам этот знак.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. 1. полн. ф. Исходящий от правительства или администрации, диктуемый их законами, правилами. Официальное делопроизводство, распоряжение. Официальное опровержение. Официальное лицо (должностное). О. язык государства (используемый в законодательстве, судопроизводстве, делопроизводстве). 2. Соблюдающий все правила, формальности. Официальное приглашение. О. тон беседы. Официально (на-реч.) заявить. * Официальная хроника — информация (в печати, по радио, телевидению) о деятельности правительства, государственных учреждений. || сущ. официальность, -и, ж. (ко 2 знач.).
КВИТАНЦИЯ, -и, ж. Официальная расписка в принятии денег или вещей, ценностей. Багажная к. Выписать, выдать квитанцию. || прил. квитанционный, -ая, -ое. Квитанционная книжка.
ЛЕТОПИСЬ, -и, ж. 1. Вид русской повествовательной литературы || -17 вв.: погодная запись исторических событий. Древнерусские летописи. 2. перен. То же, что история (в 3 знач.) (высок.). Л. боевой славы. Семейная л. || прил. летописный, -ая, -ое (к 1 знач.). Л. свод.
ПАПИРУС, -а, м. 1. Тропическое травянистое растение сем. осоковых. 2. Материал для письма, изготовленный из этого растения (у египтян и др. древних народов), а также рукопись на этом материале. Древние папирусы. || прил. папирусный, -ая, -ое. Папирусная бумага. П. свиток.
БИБЛИОТЕКА, -и, ж. 1. Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу. Публичная б. Научная, детская б. Передвижная б. 2. Собрание книг, произведений печати, а также помещение, где они хранятся. Б. ученого. Домашняя б. 3. Название серии книг, объединенных тематически или по назначению, жанру. Б. путешествий. Б. поэта (поэтическая). || уменьш. библиотечка, -и, ж. || прил. библиотечный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). Библиотечное дело (научная и практическая деятельность библиотек).
БИБЛИОФИЛ, -а, м. Любитель и собиратель книг. || ж. библиофилка, -и (разг.). || прил. библиофильский, -ая,-ое.
СВИТОК, -тка, м. Свернутая трубкой, валиком рукопись на полосе бумаги или другого писчего материала. Папирусный с. Древняя рукопись в свитке.
РЕСКРИПТ, -а,м. (устар.). Письмо монарха к подчиненному с каким-н. предписанием, объявлением о награде, выражением благодарности. Царский р.
Урок русского языка в 5 классе «Формы обращения и речевой этикет»
Тип урока: урок-диалог
Цели:
— обучающая: формирование представлений о речевом этикете;
— развивающая: продолжение развития навыков связной и диалогической речи обучающихся;
— воспитательная: воспитание культуры общения, самосознания детей
Наглядность: презентация.
Ход урока
1. Организационный этап (1 минута)
2.Знакомство с темой и целями урока. Мотивация учебной деятельности.
( 5 минут)
Слово учителя.
Здравствуйте, Ребята! Начнем наш урок со стихотворения из книги Григория Остера «Вредные советы»
Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Согласны ли вы с этим советом?
Как вы думаете, существуют ли правила, которые определяют, как нам нужно общаться?
Ответы детей.
Сегодня мы с вами поговорим о речевом этикете. Мы должны понять, что представляет собой речевой этикет и каковы формы обращения
3. Актуализация знаний (10 минут)
Запись в тетрадь: восьмое февраля. Классная работа. Формы обращения и речевой этикет.
Что такое этикет?
Кто-нибудь слышал о том, как появился этикет?
— Слово ЭТИКЕТ пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». Но образовалось оно на основе греческого ethos – «обычай», «характер».
Сообщение об истории русского речевого этикета.
— Первые письменные правила поведения на Руси были составлены в XII в
— В первой половине XVI в., в России появилась «Книга, называемая Домостроем. Эта книга представляла собой свод житейских правил и наставлений. В ней нашли своё отражение реальный быт и язык людей того времени.
— В XVIII в., а точнее, в 1717 г., по распоряжению Петра I была издана книга «Юности честное зерцало», в которой давались советы молодым дворянам. Из неё можно было узнать, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях.
Вот каким правилам должны были следовать юноши в общении со старшими и со своими сверстниками: «Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить.
У родителей речей перебивать не надлежит.
Без спросу не говорить, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком говорить…
Учебник стр. 92, упр 12. (разобрать, составить предложения+ повторить тему обращение)
4) Первичное усвоение новых знаний
Ребята, теперь вам понятно, что такое этикет?
А скажите мне, когда вы встречаете человека, что вы ему говорите?
Когда прощаетесь?
Когда просите о чем-то?
Существует три стадии разговора:
Ответы обучающихся.
Давайте это докажем.
Дидактическая игра.
У нас в кабинете вырос «волшебный» цветок. На лепестках этого цветка спрятались вежливые слова. И мне бы хотелось, чтобы эти слова вы распределили на три группы: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы.
– Давайте вместе заполним таблицу на доске, а вы у себя в тетрадях. В этом нам поможет наш «волшебный» цветок. ( у доски заполняют)
Ребята по очереди открывают лепесток , читают слово , говорят, в каких случаях произносят его, и приклеивают слово в определенную колонку таблицы.
Все справились? У кого были трудности? Какая группа слов оказалась самой трудной?
5) Первичная проверка понимания. Первичное закрепление
Обыгрывание ситуаций.
Учитель. Мы с вами уже знаем формулы речевого этикета и три стадии разговора. Предлагаю вам в парах составить диалоги на темы: «Встреча друга», «В библиотеке», «Приглашение в кино».
Давайте вспомним, что такое диалог и как он оформляется на письме?
Ответы учащихся. Составляют диалог. Заслушивание по одному из вариантов. Оценивание.
Какой диалог понравился больше? Почему?
Кто допустил ошибки? Какие?
2. Цветной диктант
В одной из старинных сказок рассказывалось о том, что раньше на севере были морозы до двухсот градусов. И тогда каждое сказанное на морозе слово превращалось в льдинку: хорошее, этикетное слово – в цветную льдинку, а плохое, невежливое – в черную.
Давайте раскрасим слова в разные цвета.
Перед вами цветограмма.
Я буду произносить слова под номерами, а вы окрашивать сектор с тем же номером или в черный цвет, если слово или обращение будет плохим, или в соответствующий цвет, если слово или обращение будет хорошим.
1 – простите, пожалуйста
2 – господин доктор
3 – эй ты, лысый!
4 – уйди, не мешай!
5 – большое спасибо
6 – барышня, разрешите пригласить
7 – слышь, пацан!
8 – отдай, малявка!
А теперь проверьте свою работу. Если у вас получилась такая фигура, закрашенная определённым цветом, то вы выполнили задание абсолютно правильно. Молодцы!
3. Поэтическая игра «Словарь вежливых слов».
Ребята вы должны добавить подходящее слово по смыслу.
Растает даже ледяная глыба,
От слова теплого – СПАСИБО
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит – ДОБРЫЙ ДЕНЬ
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь, — ЗДРАВСТВУЙТЕ.
Когда вас бранят за шалости,
Говорим – ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.
И в России, и в Дании,
На прощанье говорят – ДО СВИДАНИЯ!
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
115 письменно – для всех. 113 устно или подготовить сообщение «История вежливых слов»
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Сейчас мы просмотрим небольшой видеофрагмент по изученной теме, когда он закончится напишите мне, пожалуйста, письмо о сегодняшнем уроке, используя слова –прив., просьбы и прощания. (3-5 предложений)
Стихотворение (автор – В. Кудлачев)
Слова: «До свиданья!», «Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» – щедро дарите!
Дарите прохожим, друзьям и знакомым.
Дарите на улице, в школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.
Карточка по теме «Стили речи» (5 класс)
СТИЛИ РЕЧИ (5 класс)
Определите стиль речи.
— Оля, а кто такой Тимур?
— …Это один царь такой, злой, хромой, из средней истории.
1) художественный 2) научный 3) разговорный
Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полями. Сквозь обнажённые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо.
1) художественный 2) научный 3) разговорный
Определите стиль данных ниже текстов. Подчеркните слова и выражения, характерные для этого стиля.
Зима на исходе. Сонно хмурится солнце в лесу, сонно ресницами игл щурится лес. Снег на дорогах чернеет, и в полдень на них блещут лужицы.
— А какая Италия?
— Италия-то? Италия, сынок, хорошая. Жарко там, солнца много, фрукты всякие растут сладкие да вкусные.
Италия – государство на юге Европы, на Средиземном море. Климат средиземноморский: жаркое, сухое лето и дождливая зима. Растительность южная: в горах – леса, на равнинах – поля, сады, виноградники.
Из данных предложений выделите три текста – разговорного, научного и художественного стиля. Укажите номера предложений.
(1)Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5 – 6 мм. (2) Дождь…(3)Различают ливневый и обложной дождь. (4) Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. (5)Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. (6) Не повезло мне!
Разговорный_____________________
Научный________________________
Художественный__________________
Д/З
Спишите предложения в следующей последовательности: 1. Разговорный стиль 2. Научный стиль 3. Художественный стиль
(1)Роса – атмосферная влага, появляющаяся в виде водяных капель.(2) Когда в солнечное утро пойдёшь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы.(3) Из-за охлаждения воздуха водяной пар оседает на объектах вблизи земли и превращается в капли воды.(4) Ну и росища нынче!(5) Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. (6)Все ноги промочишь, пока до леса дойдёшь.
Урок русского языка на тему «Речевой этикет»
1.Мотивация.
Добрые пожелания учащимся, анализ эпиграфа к уроку, создание проблемной ситуации через постановку вопросов. Объединение в группы: на столах карточки со словами на трёх языках ( 1- здравствуйте, 2 –сәлеметсізбе. 3 -How do you do?. Формируют группы по карточкам.
Прогнозирование: О чем сегодня будем говорить на уроке?
Анализ эпиграфа урока.
«В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность» Сгибнева Е.П.
Как вы понимаете смысл высказывания? Что такое культура поведения? Как должен вести себя воспитанный человек? Почему автор считает, что в речи человека отражается его культура и воспитанность? Согласны ли вы с автором? Приведите примеры.
2. Актуализация знаний.
Просмотр фильма «Хорошие манеры» (Ералаш). Предложить учащимся дать ответ на вопрос:
Научился ли герой хорошим манерам?
Ответы на вопросы должны навести учащихся на понимание важности речевого этикета в жизни людей, в общественных отношениях, при налаживании и поддержании контактов.
3.Постановка цели.
Задание:
Давайте послушаем еще несколько советов о правилах поведения. Итак, «Вредные советы» от Г. Остера.
Ученики читают стихотворение
1)Если ты пришел к знакомым –
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.
2)Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе.
Ты оставь подарок дома – пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.
3)Если к папе или маме тетя взрослая пришла
И ведет какой-то важный и серьезный разговор,
Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»
Обсуждение в группах. С каждой группы выступает спикер.
Согласны вы с такими правилами? Почему?
(ученики отвечают на вопросы)
Формативное оценивание. «Знаки руки».
Конспект урока по ФГОС по русскому языку «Речевой этикет» 5 класс
Тема урока: Употребление в речи этикетных слов
Класс и предмет: русский язык в 5 классе
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока:
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Деятельностная: создать условия для осознания обучающимися важности умения употреблять разнообразные формулы речевого этикета, выраженные как словами, так и словосочетаниями, в зависимости от ситуации общения.
Технологическая карта урока
Мотивация к деятельностиЦель этапа: включение учащихся в деятельность.
Психологический настрой детей на урок.
– Доброе утро, дорогие ребята! Здравствуйте! Сегодня у нас необычный день. Давайте дружно, скажем «Здравствуйте!» всем нам.
Приветствие класса (хором):
-Здравствуй, солнце!
-Здравствуй, небо!
-Здравствуйте, всем нам!
(Улыбки на лицах).
Самоопределение (Л)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
Я очень рада видеть вас! Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение будут вашими помощниками в нашем сегодняшнем путешествии. А посетим мы с вами чудесное царство. В этом царстве люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, заботятся друг о друге. Называется оно «Царство вежливости и доброты».
Желаю вам хорошего настроения и продуктивной работы на уроке. Садитесь.
Скажем тихо:
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
— Наш урок мне хочется начать со слов из письма Дмитрия Сергеевича Лихачева, советского и российского филолога, автора трудов, посвященных истории русской литературы и культуры. Подумайте, о каком важном и так нужном в наше время качестве человека говорит Дмитрий Сергеевич?
«Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и … у самого себя…
Надо только знать, что такое настоящая воспитанность…
В основе всех хороших манер лежит забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.
Надо уметь не мешать друг другу… Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и… красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры – это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть…» (О воспитанности).
— Есть ли в вашем классе воспитанные ученики?
— Почему вы считаете их воспитанными?
— Итак, подведём итог всему сказанному: воспитанным человека можно назвать, если он не мешает людям, заботится о чувствах окружающих и уважает их.
Актуализация и пробное учебное действие
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Над какой темой мы сегодня будем работать, вы мне скажите, отгадав ключевое слово темы нашего урока. Для начала мы обратимся к рассказу В.Осеева «Волшебное слово».
Чтение рассказа.
Прослушивают рассказ.
Пробуют формулировать тему текста и тему урока
Затруднение.
Планирование учебного сотрудничества (К)
Анализ объектов с целью выделения признаков (П-логические)
Постановка учебной задачи
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, что мы еще не знаем).
Отгадайте загадки. Мы будем отвечать на вопросы, а для ответа нам понадобится только первая буква. ( Все буквы прикрепляем на доске)
Эта буква роет ямы, Вторит окрику упрямо
И на палочке потом Шоколадным тает льдом.
Ответ: буква Э (экскаватор, эхо, эскимо)Живет в нем вся Вселенная, А вещь обыкновенная. (Телевизор)
Тебе дано, А люди им пользуются. (Имя)
Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)
Енот жуёт, жуёт енот,
Ежевику он жуёт,
И на розовой стене
Он рисует букву … ЕОна на антенну похожа
И на зонт как будто тоже. (буква Т).
Слово – этикет.
А о том, «Что такое этикет или для чего люди изобрели приветствия?», попробуем с вами выяснить.
Откройте тетради и запишите сегодняшнее число (шестое декабря), классная работа. И тему урока
Отгадывают загадки
Ответы учащихся
Дети дают развернутый ответ на поставленный вопрос.
Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.
Целеполагание (Р)
Постановка вопросов (К)
Самостоятельное формулирование цели(П)
Формулирование проблемы (П)
Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: постановка учебной деятельности и на этой основе- выбора способа и средств их реализации
Словарная работа:
— Объясните, от какого слова образовано прилагательное «этикетные», каков способ образования данного слова?
(Образовано от слова «этикет» при помощи суффикса –н-, способ образования – суффиксальный)
— Прочитайте его про себя (вывешиваю на доску табличку с данным словом), а теперь вслух по слогам, хором. Запишите слово «этикет» в тетрадь.
— Прочитайте слово. Какая орфограмма нам встретилась?
(Непроверяемая гласная в корне слова).
— Запишите транскрипцию слова.[эт΄ик΄эт]
— Разобьём слово для переноса и запишем рядом: Этикет [эт΄ик΄эт] – эти-кет-
Давайте попробуем определить лексическое значение данного слова?
(Установленный порядок поведения, форм обхождения)
— Составьте устно словосочетания с данным словом.
(Соблюдать этикет, придворный этикет).
— А что будет означать словосочетание «речевой этикет»? «этикетные слова»?
-Проверьте себя по учебнику Параграф № 18 стр. 210.
Речевой этикет – правила речевого поведения.
Этикетные слова – группа слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником.
Коллективная работа
Читают правило
Делают запись в тетради
(Ищут те ребята, у кого на партах – толковые словари).
Планирование (Р)
Прогнозирование (Р)
Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)
Первичное закрепление.
Цель этапа: усвоение учащимися правила
Итак, позвольте пригласить вас, друзья, к разговору о речевом этикете.
Словарная работа.
Орфографическое списывание и запоминание слов:
ЗДРАВСТВУЙТЕ
ПОЖАЛУЙСТА
БЛАГОДАРЮ
ДО СВИДАНИЯ
ИЗВИНИТЕ
К СОЖАЛЕНИЮ
Дидактическая игра с мячом «Подскажи словечко».
— Что мы говорим друг другу, когда ложимся спать?
— Что пожелаем человеку, который чихнул?
— Что надо говорить, когда мы с кем-то прощаемся?
— Что надо сказать, если вдруг вы нечаянно наступили другому на ногу? и др.
Записывают в тетради слова
Читают учебник
Действие по аналогии (П) Контроль( Р)
Оценка (Р)
Коррекция( Р)
Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П-общеуч.)
Управление поведением партнера (К)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
– Давайте вспомним вредные советы Г. Остера и скажем, что в них неправильного, вредного? И как, по-вашему, надо поступать в данных ситуациях?
1 совет: Если ты пришел к знакомым –
не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.
– Согласны вы с этим советом?
2 совет: Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома – пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай:
Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.
– А этот совет, почему вредный?
3 совет: Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал, покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
– Почему так поступать нельзя?
4 совет: Девчонок надо никогда нигде не замечать.
И не давать проходу им нигде и никогда,
Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.
– А этот совет правильный?
– А, какие правила добрых и вежливых поступков вы запомнили? (Говорить вежливые слова, не обижать людей)
– Запомните эти правила вежливости на всю жизнь! (Дети читают хором слайд с правилами вежливости).
На доске записаны Правила вежливости:
Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
Будь вежлив со своими товарищами
Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.
Пусть добрая улыбка красит вас! Улыбайтесь, когда говорите вежливые слова!
Все этикетные слова разделяются на группы, обладают определенной формулой и зависят от ситуации общения.
Давайте послушаем.
– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
– Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку, И здоровым будет много лет.
– Как можно назвать слова этой группы? (Слова приветствия).
Давайте послушаем.
Нам желают: «Доброго пути!» – Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь Тоже к доброму чему-нибудь.
– Как можно назвать слова этой группы? (Слова пожеланий).
Давайте послушаем.
Если другу на прощанье Скажешь «до свидания»,
Непременно будет завтра Новое свидание!
Это слово, как магнитик, Всех соединяет.
И прощаться навсегда Нам не разрешает.
– О каких словах вы услышали? (Слова прощания).
Давайте послушаем.
Отметить, что ли, слово «пожалуйста»? Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста» Нам становится неуютно.
– Как можно назвать слова этой группы? (Слова просьбы).
Обсуждение совета учащимися.
Физкультминутка
На заре зайчишка встал. — С добрым утром,- всем сказал, (поклониться вперёд)
Солнышку и кочкам, (поклоны вправо-влево)
Маленьким цветочкам.
Маме и братишкам, Елочке и шишкам.
Ветру, небу, облакам, (машут руками)
Разноцветным мотылькам.
На дорожку вышел, (ходьба на месте)
А навстречу мыши!
— Здравствуйте, сестрёнки! – (поклониться)
Говорит он звонко.
— Здравствуйте, лисята, (повороты в стороны)
— Здравствуйте, лосята!
Он здоровался с друзьями:
С кабанами, муравьями,
С рыбками, стрекозами,
Белками и козами.
Вдруг навстречу страшный волк, (изображают волка)
Лес испуганно примолк!
Бедный зайка задрожал, (изображают испуганного зайчика)
Хвостик маленький поджал.
А потом закрыл глаза,
Тихо «Здравствуйте» сказал.
Даже волк его не съел,
Улыбнулся, подобрел. (улыбнуться и поклониться)
Говорит ему в ответ:
— И тебе, косой, привет!
— Как вы думаете, ребята, почему волк не съел зайчика? (Ответы детей.)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности
ЗАДАНИЕ №1 ДЛЯ ГРУПП: (за время, пока звучит мелодия, найти слова приветствия из конверта 1)
Группа 1 (Формы приветствия): здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.
Группа 2 (Формы пожеланий): всего хорошего, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.
Группа 3 (Формы прощания): до свидания, до скорой встречи, прощайте.
Определить что за слова остались?
Группа 4 (Формы просьбы): пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.
ЗАДАНИЕ №2 ДЛЯ ГРУПП: (за время) записать Правила вежливости)
Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
Будь вежлив со своими товарищами
Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.
Пусть добрая улыбка красит вас! Улыбайтесь, когда говорите вежливые слова!
Самостоятельная работа с самопроверкой
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного(Р)
Самоопределение (Л)
Волевая регуляция в ситуации затруднения ( Р)
Рефлексия деятельности
— Ну, а теперь хотелось бы узнать, что вы узнали, что было трудно, а что интересно.
У вас на столах лежит «сотовый телефон». Пожалуйста, напишите SMS своему другу о том, как прошёл урок, что было интересно, какие были затруднения. И, если было всё понятно, раскрасьте «клавиши телефона» в красный цвет, а если остались вопросы по теме, то в синий цвет. В качестве вывода по сегодняшнему разговору выберите себе любое предложение, запишите его.
Во внутреннем мире человека доброта — это солнце.
Сердечность — такой же дар, как красота и ум.
Любовь к людям — это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего. — Прочитайте ваш вывод.
– Ребята, вы меня сегодня очень порадовали своей работой. Большое вам спасибо за урок! Желаю вам успеха! Давайте говорить друг другу комплименты! Выставление оценок.
Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют таблицу результативности
Умение выражать свои мысли (К)
Рефлексия (П)
Смыслообразование (Л)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности( П)
Самооценка на основе успешности (Л)
Домашнее задание
(по выбору учащихся).
Написать сочинение – миниатюру «Правила речевого этикета».
Работа в парах. Выберите любую ситуацию, составьте и запишите диалог: Например, «Встреча друга». Представь, что ты встречаешь друга, которого не видел два года. Какие будешь употреблять слова? А твой друг?
« Встреча друга». 2. « В библиотеке».
«Приглашение в кино». 3. « В магазине». 4. « На перемене в школе».
Запись задания в дневники.+ Листы с домашним заданием распечатаны для каждого ученика.
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
ТЕМА: Р/р Стили речи. Разговорная и книжная речь.
ЦЕЛЬ:
Образовательная: познакомить учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявить признаки разговорной и книжной речи; показать особенности языковых средств разговорного стиля речи.
Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, настойчивость, целеустремленность в достижении успешных результатов в выполнении заданий.
Развивающая: развивать связную устную речь, творческое мышление, внимание, память учащихся, умение работать с текстом, воспринимать его на слух; формировать коммуникативную культуру, приобщать к компьютерным технологиям.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки, таблица, интерактивная доска
ХОД УРОКА
- Орг. момент.
- Речевая разминка.
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющие блики,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
Берегите…
М.Дудин
— Прочитайте стихотворение. Выделите интонационно в каждой строке слово, на которое падает логическое ударение.
— Объясните значение слов зенит, повилика, жито.
— Какой теме посвящено это стихотворение?
— Какие чувства оно вызывает у вас?
— Кто из вас знает, что такое КРАСНАЯ КНИГА?
— Назовите авторов, которые пишут о природе и о «братьях наших меньших»?
- Знакомство с новым материалом.
- Прочитайте тексты.
— О чём говорится в них – об одном и том же или о разном?
— Как говорится – одинаково или по-разному?
КАРТОЧКА
- С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием. Небо то всё заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.
- В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днём 15-17 .
- Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.
— Где может быть использовано каждое высказывание?
— Можно ли в домашнем разговоре (с мамой, сестрой, бабушкой) использовать 1 или 2 текст, а вместо сводки погоды передать по радио или телевидению 1 или 3 тексты? Почему нельзя?
— Какова задача каждого высказывания? Каким текстом вы воспользуетесь, если вам надо будет нарисовать картину сентябрьского дня? Сообщить точные сведения о погоде? Поделиться впечатлениями о ней?
ВЫВОД: наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем и зачем, то есть от речевой ситуации.
С одним человеком ( 1-1 ) С кем говорим? Со многими людьми ( 1 – много ) | |
Речевая ситуация (Р.С.) | В официальной обстановке ( о/о) Где? В неофициальной обстановке ( н/о ) |
общение С какой целью? сообщение воздействие |
— В разных речевых ситуациях мы пользуемся разными стилями речи. Стили речи, их зависимость от речевой ситуации изучает наука с т и –
л и с т и к а.
- —Речь бывает книжная и разговорная.
Разговорная речь используется в непринуждённых беседах со знакомыми людьми обычно в домашней, неофициальной обстановке (1-1, н/о).
Книжная речь обращена ко многим людям, ко всем желающим знать о предмете речи. Она используется в книгах, газетах, на радио и телевидении, в официальных выступлениях и беседах (1-много, о/о).
- Прочитайте ещё раз тексты.
— Одного ли они стиля или разных?
— Почему вы так считаете? Укажите, в каких речевых ситуациях может быть использован каждый из них. Речевую ситуацию обозначать кратко.
Запись в тетради:
1 текст: Р.С. — 1-много, о/о, воздействие (научный стиль)
2 текст: Р.С. — 1-много, о/о, сообщение (научный стиль) 3 текст: Р.С. — 1-1, н/о, общение (разговорный стиль)
4. Упражнение 100, 101 (устно). (См. учебник «Русская речь», 5 класс)
5. Чтение теоретических сведений по учебнику «Русская речь» на стр.58.
- Закрепление.
- Спишите текст (по выбору). Около него обозначьте речевую ситуацию и укажите: разговорная это речь или книжная.
- Футболист ударил по мячу. Ударил, значит, его нога ок..зала определённое воздействие на мяч, и скорость мяча ув..личилась.
( Р.С. : 1-много, о/о , сообщение (книжная) )
- Серёжа накатывает мяч на Ваньку, и тот – бац! – неожиданно б..ёт с ходу. Мяч со свистом л..тит в ворота.
( Р.С. : 1-1, н/о, общение (разговорная) )
- Упр. 103, 104 (устно).
- – Представьте себе, что в воскресенье ваш класс идёт в картинную галерею. Вам нужно: а) объявить об экскурсии ученикам класса; б) сказать о ней своим родителям. Составьте и запишите два текста (по вариантам). В каком из них вы воспользуетесь разговорной речью и в каком – книжной?
- УСТНО!
— Удачны ли высказывания ребят, приведённые в книге Норы Галь «Слово живое и мёртвое»? Какое слово не соответствует ситуации? Почему? Замените его другим, более подходящим.
Бегут двое мальчишек лет по десяти-двенадцати, спешат в кино. На бегу один спрашивает другого: «А билеты я тебе вручил?» И другой, пыхтя, отвечает: «Вручил, вручил».
- Домашнее задание.
Р.$13, упр 108(I) или 108(II).
- Итог урока. Рефлексия.
— С чем вы сегодня познакомились на уроке?
— Какая наука изучает стили речи?
— На какие стили делится речь?
— Где используется разговорная речь? Книжная речь?
Сообщение оценок за урок.
— Понравился вам урок?
Методическая разработка по русскому языку «Речевой этикет официально-делового стиля»
Тема: | Речевой этикет официально- делового стиля. |
Цель: вспомнить стили речи, расширение словарного запаса учащихся, знакомство с различными формулами этикета, применение полученных знаний по заполнению деловых бумаг на практике.
Задачи:
Повторить сведения о стилях речи, о правописании производных предлогов (подготовка к ЕГЭ).
Развивать устную и письменную речь;
Воспитать чувство гражданского самосознания, этики делового человека.
Методические приемы: «мозговая атака», проверочный тест, словарная работа, лексическая разминка, практическая работа по заполнению деловых бумаг.
Оборудование: слайды к уроку, карточки для составления кластера и для выполнения первого задания, магниты, памятки: составление резюме, словарики.
Ход урока
Вводно-мотивационный этап урока (постановка учебных задач).
Ребята, представьте себе, что вы находитесь на совещании и входите в совет директоров. Вы все собрались в кабинете. Входит директор: «Кого я вижу! Мое почтение! Наше вам с кисточкой! Хелло!»
-Как вы думаете, соответствует ли приветствие директора его должности, месту нахождения?
-Каким стилем речи воспользовалсяя директор? (Разговорным)
-Соблюдает ли он этикет приветствия?(Так как не всем знакомо слово этикет, заранее подготовленный ученик расскажет нам о его значении. Запишем это слово на доске, нам оно еще пригодиться.)
-Конечно, нет. Ведь мы должны подбирать определенные слова к каждой ситуации. Слово «здравствуйте» значит «будьте здоровы.» Мы с вами сейчас относимся к этому формально. Ну, кивнул соседу или сказал «салют», «привет» и пошел дальше. Мы утратили элемент пожелательности в приветствии.
-А как должен был поздороваться директор?
-Как называется такой стиль речи? (Официально-деловой стиль. Запишем это выражение тоже)
-А теперь обратите внимание на эпиграф к уроку.
«Речь -удивительно сильное средство, но нужно
иметь много ума, чтобы пользоваться им»
-Как вы поняли эпиграф?
-Какое слово ключевое в нем?(слово « речь») Выпишем и его.
-Давайте из выписанных выражений составим тему нашего урока.
2. Работа в тетрадях: запись даты, темы урока, эпиграфа:
3. Этап повторения материала.1) «Мозговая атака» по составлению кластера «Стили речи»
Задание:
1.Перечислите стили речи (составляется кластер на доске; листочки с названиями стилей речи крепятся с помощью магнитов).
2. Взять билет, в котором названы особенности стилей речи, узнать, о каком стиле идет речь.
Разговорный стиль: обыденная речь, беседа, диалог, монолог, частное письмо, эмоциональность, простота речи, эмоционально окрашенные слова.
Научный стиль: научная деятельность, диссертация, доклад, монография, логичность, объективность, смысловая точность.
Официально-деловой стиль: сфера законодательства, делопроизводства, приказы, постановления, протоколы, акты, справки, заявления, инструкции, характеристика, доверенность, точность.
Публицистический стиль: агитационные выступления, воздействие через средства массовой информации, газетная статья, очерк, репортаж, интервью, новости, логичность речи, эмоциональность, оценочность, призывность.
Художественный стиль: изображение жизни, воздействие на читателя эпос, лирика, драма, образность, эмоциональность, использование возможностей разных стилей, изобразительно-выразительные средства.
2) Проверочный тест (устно) на знание стилей речи с самопроверкой по слайду на экране).
Задание: определите, к какому стилю относятся следующие слова и словосочетания.
Ходил совсем ошалевший, хлопать ушами, растянулся на лавке. (Разговорный).
Вопросы экологии, завершившийся эксперимент, библиографический указатель. (Научный).
Судебное разбирательство, предстоящие переговоры, валютный коридор, парламентские дебаты. (Официально-деловой).
По данным социологического опроса, светская хроника, защищать природу. (Публицистический).
Пробуждающаяся природа, шорох ресниц, праздничное настроение, серебристый иней, лебедь белая. (Художественный).
4. Этап формирования новых знаний
1) Орфографическая страничка (Орфографическая работа)
Задание: чтобы заполнить деловые бумаги, нужно грамотно писать. Вам необходимо вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, объяснить, где возможно, орфограммы и правописание производных предлогов .(Работа проводится по цепочке: один ученик читает и объясняет слово, другие пишут под его диктовку; затем очередь переходит к следующему учащемуся).
Д…м…нстрац…я, з…веду…щий, с…кр…тарь, оф…ц…альный, в…ст…новить, кв…л…ф…кация, р…з…люц…я, учр…ждение, оф…с, к…нкуренц…я, пр…зидент, м…н…стерство, орг…н…зац…я, а…т…б…графия, пр…зидиум, пр…фе…ия, сп…ц…альность, ун…в…рсальный, труж…ик, ин…ц…ативный, к…л…кти…, пр…изво…ство, пр….мышле…..ость.
Результат работы:
Демонстрация, заведующий, секретарь, официальный, восстановить, квалификация, резолюция, учреждение, офис, конкуренция, президент, министерство, организация, автобиография, президиум, прогресс, профессия, репутация, специальность, универсальный, труженик, инициативный,), производство, промышленность, расчетливый, компетентный, комиссия по изучению вопроса.
Дополнительный вопрос:
—Все ли слова понятны по своему лексическому значению? Обратитесь к словарикам на ваших столах.
— Как называются такие слова, как адресат – адресант?
2)Стилистическая обработка текста.
Задание: Проанализируйте следующие тексты, выявите неточности и перепишите правильно (работаем вслух и письменно).
Директору МБОУ «Лицея№5»
Гамзатовой М. Т.
Ученицы 63 класса «Лицея №5»
Магомедовой Маликат
заявление
Пожалуйста, освободите меня от практики, потому что у меня очень болит голова, пропал аппетит и мне нельзя поднимать тяжести.
25.05.2015 Магомедова М.
Объявление
В воскресенье,2 марта, в 10 часов на футбольном поле стадиона «Труд» (напротив мечети, рядом с хлебной будкой) будет матч учеников 6-х классов. всем прийти в 9:30 без опозданий! Стоять возле хлебной будки!
Учитель физкультуры
3) Орфоэпическая разминка. Поставьте ударения в словах.
Агент, занятой, каталог, эксперт, договор, обеспечение, принял, понял, занята, звонишь, резюме, экстерн.
-Все эти слова могут пригодиться при составлении деловых бумаг. Мы встретились со словом «резюме». Значение этого слова объяснит Асхабова Пери.
5.Этап рассмотрения и закрепления нового материала
Учитель: В современной деловой практике все чаще человека, ищущего работу, просят составить резюме, то есть написать краткую информацию о себе. Резюме пришло на смену долго бытовавшей у нас автобиографии. Современные работодатели часто предпочитают сначала ознакомиться с резюме, присланным по факсу. Так же поступают большинство кадровых служб и агентств по трудоустройству. Общение с солидными фирмами начинается только с резюме. Сегодня мы с вами составим резюме нашего класса. При составлении резюме необходимо соблюдать точность, логичность, краткость.
Задание — познакомиться с памяткой и планом составления резюме.
Памятка по составлению резюме.
Вся информация о вас должна уместиться на одной странице печатного текста.
Текст резюме набирается на компьютере (в крайнем случае, на пишущей машинке, но никогда от руки).
Текст должен легко читаться. Оставляйте широкие поля и достаточные интервалы между строками и пунктами резюме.
Выделяйте заглавия пунктов жирным шрифтом. Проверьте опечатки и грамматические ошибки. Отпечатайте резюме в нескольких экземплярах.
Постарайтесь оформить резюме красиво и аккуратно на бумаге хорошего качества.
Полностью пишите названия учебных заведений и мест работы.
При указании дат числа не пишутся, месяцы указываются в том случае, если вы проработали меньше года.
Давайте только ту информацию о себе, которая может повлиять на положительное решение работодателя.
Составьте резюме на иностранном языке, если вы претендуете на должность с использованием этих ваших знаний.
Вносите изменения в текст резюме, если того требуют особые условия тон или иной компании. Подчеркивайте свои достоинства.
• Если вы достаточно долго ищите работу, обновляйте дату составления реноме.
План составления резюме.
Фамилия, имя, отчество.
Дата рождения.
Домашний адрес, телефон, электронный адрес.
Семейное положение.
Образование.
Дополнительное образование.
Дополнительные навыки.
Личные качества.
Дата составления резюме.
Хобби.
Дата.
Подпись.
Рассмотрение примера резюме и составление на доске и в тетрадях варианта обобщенного резюме учащихся класса (каждый ученик представляет один из пунктов резюме).
Домашний адрес, телефон, электронный адрес.367000,г. Махачкала,ул. Ленина,12 – 20,Тел.:61-00-14(дом.)
Семейное положение.
Семья из 3 человек: мама,папа, я
Образование.
Ученица 63 класса Лицея №5
Дополнительное образование
Художественная школа, балет
Дополнительные навыки.
Машинопись рус/лат 200 уд/мин.
Знание компьютера: MS-DOS, Norton Commander, Ltxicon, Windows, WinWord, Excel.Свободный английский, деловая переписка на английском языке. Владение оргтехникой.
Личные качества
Ответственна, коммуникабельна, доброжелательна.
Хобби.
Увлекаюсь чтением книг, туризмом.
Дата составления резюме.
20.11.17
Подпись
Задание : Прочитайте шуточный текст из «Литературной газеты». Найдите ошибки.
Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период превращала в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, подметание пола и мойку посуды. По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею мероприятиях. . На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых. Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказываний, в которых, в частности, отразила такой момент, как отсутствие у меня целого ряда положительных качеств, как-то: совести, порядочности, стыда и прочего; причем как в ходе своего выступления, так и по окончании его занималась присвоением мне наименований различных животных, находящихся в личном пользовании рабочих и колхозников.
-Такое необоснованное чрезмерное использование « кабинетных» слов называют канцеляризмами
7.Рефлексия. Игра «Синквейн»
Стиль
Краткий, точный
Заявляет, объявляет, оповещает
Имеет свой речевой этикет
Официально-деловой
8.Этап информирования о домашнем задании:
Практическая работа.
Составить свое резюме.
Словарная работа.
7. Этап подведения итогов урока
1. С каким видом деловых бумаг вы познакомились сегодня на уроке?
2. Какими качествами должен обладать современный деловой человек?
Список литературы:
Старжевская Т.П.Искусство делового общения: Учебное пособие. – 2-е изд., исп. и доп. М.:ЗТ МИФИ, 2005.-304 с.
Асельдерова Р.О. Деловые документы: языковое оформление и редактирование. Махачкала, ДИПКПК,2013.
Ожегов С.И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4 — е изд., доп. М.: ЭЛПИС, 2003.
Русский язык в школе. № 6 1999 г.
Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М.: Прогресс, 1989.
Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М.: Прогресс, 1989.