Речевые ошибки повторы – Методическая разработка «Речевые ошибки и методы их устранения при подготовке к выпускному экзамену по русскому языку»

Речевая избыточность. Тавтология, плеоназм

Одна из проблем современной филологии – речевая избыточность и её недостаточность. Она указывает на скудный словарный запас, неумение чётко излагать свои мысли. Особенно губительно проявление речевой избыточности в произведениях начинающих писателей, журналистов. К основным её проявлениям можно отнести повтор слов, тавтологию и плеоназм.

Умение находить в текстах эти речевые ошибки, своевременно исправлять их является залогом грамотного, красивого и легко читаемого текста. Правда, далеко не всегда тавтология и плеоназм – грубые речевые ошибки. В некоторых случаях они могут стать прекрасным средством выразительности и эмоционального оформления текста.

речевая избыточность

Основные виды речевых ошибок

Речевая избыточность, или же многословие, подразумевает передачу одной и той же мысли в предложении и высказывании. К основным видам подобных ошибок, связанных с лексической недостаточностью, относятся в первую очередь тавтология, плеоназм и повтор слов в предложениях. Эти речевые ошибки указывают на низкий уровень культуры речи. Но в то же время используются в художественной литературе как средство эмоциональной выразительности.

К речевым ошибкам относится и использование лишних слов в предложении, расщепление понятия, то есть ситуация, в которой глагольное сказуемое заменяется на глагольно-именное сочетание. Яркими примерами являются следующие выражения: совершать прогулку (вместо гулять), вести борьбу (вместо бороться). Также к наиболее распространённым ошибкам, встречающимся в устной речи, относятся слова-паразиты: вот, ну, типа и т. д.

Повтор слов как одна из речевых ошибок

Довольно часто в текстах можно встретить повтор слов. Например: «Газета выходила раз в неделю. Утром газета доставлялась в киоск». Так писать недопустимо. Слово «газета» используется и в первом, и во втором предложении, что является довольно грубой речевой ошибкой. В этом случае правильным решением было бы заменить его синонимом или же местоимением.

речевая избыточность примеры

Повтор слов указывает на то, что автор не может чётко и лаконично сформулировать свою мысль, владеет скудным словарным запасом. Правда, стоит отметить, что в некоторых случаях такая речевая избыточность может быть оправдана. Она способна стать прекрасным стилистическим приёмом, с помощью которого автором подчёркивается та или иная мысль. К примеру: «Они шли, и шли, и шли, не один день, не одну ночь». В этом случае повтор глагола указывает на продолжительность процесса.

Плеоназм

Термин «плеоназм» (pleonasmos) переводится с греческого языка, как «чрезмерность», «избыток». И означает употребление в речи близких по смыслу, лишних в предложении слов. Яркие примеры плеоназмов можно встретить в таких предложениях:

  1. «Ко мне подошла светлая блондинка».
  2. «В комнате они обнаружили мёртвый труп».
  3. «Он работал молча, без слов».
  4. «Масло очень масляное».
  5. «Он писал свою автобиографию».
  6. «Его заинтересовала свободная вакансия в фирме».
  7. «Василий упал вниз».
  8. «Мы топчем ногами родную землю».
предложения с речевой избыточностью

Все эти предложения перегружены лишними уточнениями или плеоназмами. Так, блондинка в любом случае светлая, автобиография происходит от двух греческих слов и означает написанную самостоятельно историю собственной жизни и т. д.

Как и любая другая речевая избыточность, плеоназм является признаком недостаточной образованности человека, весьма скудного словарного запаса. Следует тщательно анализировать свою лексику. А также вовремя находить и исправлять ошибки, связанные с употреблением в речи плеоназмов.

Тавтология

Термин тавтология состоит из двух греческих слов. Первое — tauto — означает «то же самое», второе — logos – «слово». Трактуется, как повторение однокоренных слов или морфем в предложении. Большинство филологов отмечают, что тавтология является одной из разновидностей плеоназма.

речевая избыточность и недостаточность

В ней так же проявляется речевая избыточность. Примеры этого явления ярко выражены в следующих словосочетаниях: рассказать рассказ, в автобусном парке стоят автобусы и т. д. Выделяют также скрытую тавтологию, когда в словосочетании соединяется русское и иностранное слово с близким, тождественным значением. К примеру: впервые дебютировал, внутренний интерьер, народный фольклор, своя автобиография.

Использование в стилистике

Стоит отметить, что речевая избыточность, примеры которой можно встретить в художественной литературе, далеко не всегда является речевой ошибкой. Так, в стилистике использование плеоназмов и тавтологии помогает усилить действенность и эмоциональность речи, подчеркнуть афористичность высказывания. Писатели-юмористы эти ошибки используют для создания каламбуров.

речевая избыточность и тавтология

Отметим основные функции, которые играет речевая избыточность и тавтология в стилистике:

  1. Использование в речи главных героев для того, чтобы подчеркнуть бедность его словарного запаса, необразованность.
  2. Для усиления смысловой значимости того или иного момента, выделения определённой мысли в тексте.
  3. Использование тавтологических повторов для подчёркивания интенсивности или длительности действия. Например: «Мы писали и писали».
  4. Использование плеоназмов для того, чтобы подчеркнуть или уточнить признак предмета, его характеристику.
  5. Предложения с речевой избыточностью также могут употребляться для обозначения большого скопления предметов. Например: «А повсюду книги, книги, книги…».
  6. Использование для создания каламбуров. К примеру: «Позвольте мне не позволить».

Заметим, что наиболее часто тавтология и плеоназм встречаются в фольклоре. Например: жили-были, путь-дорожка, видимо не видимо, диво дивное, чудо чудное, горе горевать. В основе большинства фразеологических оборов, поговорок лежит тавтология: мал мала меньше, слыхом не слыхать, виды видать, ходить ходуном, всякая всячина, горе горькое, сиднем сидеть.

Нормативные случаи использования

Стоит отметить, что в некоторых случаях плеоназм и тавтология могут быть нормативными. Зачастую это происходит тогда, когда в словосочетании не чувствуется смысловая перегруженность. Так, речевая избыточность отсутствует в таких выражениях: белое бельё, чёрные чернила. Объясняется это просто. Ведь бельё может быть и серым, и жёлтым. А чернила могут быть как чёрного, так и синего, зелёного, красного цветов.

речевая избыточность тавтология и плеоназм

Выводы

Одна из главных ошибок, которую можно часто встретить в устной и письменной речи – речевая избыточность. Тавтология и плеоназм – основные её проявления, которые указывают на скудность языка, бедный словарный запас. В то же время эти лексические явления могут использоваться в художественной литературе для создания ярких, красочных картин, выделения той или иной мысли.

Для любого образованного человека, в особенности если он работает в сфере журналистики или увлекается написанием книг, важно уметь находить в тексте плеоназм и тавтологию, своевременно исправлять их для того, чтобы тексты читались легко. Речевая избыточность и недостаточность словарного запаса делают изложенный материал неинтересным для широкой аудитории.

20.Речевая избыточность (плеоназм, тавтология, повторение слов, длина предложения).

С понятием «содержательная речь» несовместимо многословие. Порой очень важно кратко и оперативно преподнести ту или иную информацию. Можно смело утверждать, что многословие — недостаток речи независимо от стиля и жанра.

Многословие, или речевая избыточность, может проявиться в употреблении лишних слов даже в короткой фразе. Например: В прошедшие дни прошли снегопады и выпало много снега; Зачем ты вернулся обратно? Лишние слова в устной и писыченной речи свидетельствуют не только о стилистической небрежности, они указывают на нечеткость, неопределенность представлений автора о предмете речи. Многословие часто граничит с пустословием. Так. спортивный комментатор сообщает: Спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых буду участвовать не только наши, но и зарубежные спортсмены.

Формы многословия:

Плеоназм (от греч. pleonasmos — излишество), т.е. употребления близких по смыслу и потому лишних слов (упал вниз, главная суть,

повседневная обыденность, бесполезнопропадает и т.п.). Часто плеоназмы появляются при соединении синонимов: мужественный и смелый, только лишь, в конечном итоге. Плеоназмы обычно возникают вследствие стилистической небрежности автора. Например: Местные работники леса не ограничиваются только охраной тайги, но и не допускают также, чтобы напрасно пропадали богатейшие дары природы. Выделенные слова без ущерба можно исключить.

Тавтология разновидность плеоназма (от греч. tauto — то же самое и 1оgos — слово) — повторное обозначение другими словами уже названного понятия (умножить во много раз, возобновить вновь, необычный феномен, движущий лейтмотив). Явная тавтология возникает при повторении однокореппых слов: Можно спросить вопрос? Скрытая тавтология возникает при соединении иноязычного и русского слов, дублирующих друг друга (памятные сувениры,» впервые дебютировал).

Ущерб информативной насыщенности речи наносит и повторение слов. Лексические повторы нередко сочетаются с тавтологией, плеоназмами и обычно свидетельствуют о неумении автора четко и лаконично сформулировать мысль. Например: Общежитие — дом, в котором студенты живут пять долгих лет своей студенческой жизни; какой будет эта жизнь — зависит от самих жителей общежития. Но в иных случаях лексические повторы помогают выделить важное в тексте понятие (Век живи, век учись; За добро добром платят).

20.Речевая избыточность (плеоназм, тавтология, повторение слов, длина предложения). (2 вариант)

Речевая избыточность — это многословие. Оно проявляется в различных формах.  Пустословие, то есть навязчивое объяснение банальностей. Например:  «Потребление молока является хорошей традицией, молоком питаются не только дети, потребность в молоке, привычка к молоку сохраняется до глубокой старости. Плохая ли это привычка? Надо ли от нее отказываться? — Нет!»  Цените информативность собственных высказываний! 

2. Абсурдизм. Пример: «труп был мертв и не скрывал этого». Такие высказывания называют ляпалиссиадами. Происхождение этого термина небезынтересно: он образован от имени французского маршала маркиза ля Палиса, погибшего в 1825 году. Солдаты сочинили о нем песню, в которой были такие слова: «Наш командир еще за 25 минут до своей смерти был жив». Нелепость ляпалиссиады — в самоутверждении самоочевидной истины.  3. Плеоназм, то есть употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов. Иначе говоря, плеоназм — это об одном и том же разными словами.  «Вернуться обратно», «упасть вниз», «это явление является», «соединить воедино», «вместе пели одну песню», «главная суть», «ценное сокровище», «темный мрак», «повседневная обыденность», «бесполезно пропадает», «предчувствовать заранее» — все это плеоназмы. Наверно, излишне объяснять, что, например, «темный мрак» — многословие, потому что одно из значений слова «мрак» — глубокая, непроглядная тьма.  Есть синонимические плеоназмы:  «долгий и продолжительный», «мужественный и смелый», «удивительный и чудесный», «расцеловал и облобызал», «только, лишь», «тем не менее, однако», «так, например». 
4.Тавтология
,то есть повторение в предложении однокоренных слов. «Рассказать рассказ», «умножить во много раз», «спросить вопрос», «возобновить вновь» и так далее. Нередко тавтология образуется от соединения русского слова с иноязычным, дублирующего его значение: «памятный сувенир», «движущий лейтмотив», «необычный феномен», «впервые дебютировал», «старый ветеран», «биография жизни», «своя автобиография», «в конечном итоге», «мизерные мелочи», «ведущий лидер», «ответная контратака», «народный фольклор», «демобилизоваться из армии».  5.Повтор слов. Например: «Были получены результаты, близкие к результатам, полученным на модели корабля. Полученные результаты показали…»

Повторение «Текст». Исправление речевых ошибок.

Урок русского языка

4 класс, УМК «Гармония»

ОУ: МАОУ «Гимназия№1 г.Орска»

Учитель: Ульянова Т.В.

Тема: Повторение «Текст». Исправление речевых ошибок.

Представление о результатах:

-формирование умения применять полученные знания о речевых ошибках на практике.

Цель урока: исправление речевых ошибок.

Задачи урока:

формировать умение видеть речевые ошибки,

— совершенствовать умение исправлять речевые ошибки,

— развивать речь, мышление, внимание, орфографическую зоркость,

— воспитывать трудолюбие, чувство сотрудничества при работе в паре, аккуратность в работе, желание самостоятельно думать, анализировать, рассуждать.

Ресурсы: — учебник М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко Русский язык, 4 класс, часть 2; ТПО, 3 часть

-презентация к уроку,

-карточки для парной, групповой работы,

— карточки для индивидуальной работы

-Н.М.Неусыпова, Толковый словарик русского языка

— С. Ожегов, Толковый словарь русского языка

— ЭОР « Знаки препинания»

Этапы урока

Содержание учебного материала

Формируемые УУД

Формы работы.

Методы и приёмы.

1.Организационный момент.

Цель: мобилизовать учащихся на работу

Слайд 1,2

Мы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться, 
Работаем старательно,
Слушаем внимательно! 

Регулятивные:

формирование

Способности к организации своей деятельности

Личностные: мотивировка на достижение цели

фронтальный

2.Целеполагание. Постановка задач урока.

Цель: создание условий для активизации опорных знаний, подведение учащихся к целеполаганию

Прочитайте предложения.

Найдите ошибки и исправьте их.

( в паре)

1.Повар посолил суп солью.

2.У Мальвины кудрявые локоны.

3.На крыше висели ледяные сосульки.

4.Женя сконструировал конструкцию самолёта.

5.В деревне жили старые старики.

6.В детском саду много маленьких малышей.

7.Юная молодёжь гуляла до поздней ночи.

8.К весне зелень зазеленела.

9.У Юры жил молодой котёнок.

10.Корабли уплыли в заморские моря.

(употребление слов в неточном значении, речевые ошибки)

Сформулируем тему урока, цель и задачи урока.

( Речевые ошибки.

— исправление речевых ошибок;

-классифицировать речевые ошибки;

-учиться исправлять речевые ошибки;

-расширять словарный запас)

Регулятивные: целеполагание,

планирование учебного сотрудничества на совместное с учителем

Коммуникативные:

постановка вопросов

Познавательные:

самостоятельное формулирование цели.

Фронтальный

Работа в паре

Метод:анализ, обобщение.

3.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном материале.

Цель: создание условия для открытия детьми основных положений нового учебного материала по теме урока.

-систематизация учебного материала с опорой на схему.

Слайд 3

Расскажи, как учёный: «Речевые ошибки»

Работа в ТПО с.57 №642 (в паре)

— Проверяем.

А)Списать второе предложение и выполнить его синтаксический разбор. с.58.

Б) Самостоятельно (по вариантам): выполнить морфологический разбор глагола:

1в.- просидел

2в.- привязал

( два ученика с обратной стороны доски)

— Взаимопроверка.

Индивидуальная работа

( карточки)

( 5 учеников)

Исправь ошибки.

На охоте.

У ног тинулась уская долина. Прямо крутой стиной возвышался чястый осинник. Я оглинулся и спустился с халма. Густая, высокая трова на дне далины билела скатертью. Хадить по ней было жутко. Я вскарабкался на другую сторану и пашел по опужке. Литучие мышы насились и кружылись. Резво пролител в вышыне запаздалый ястреп.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, упорядочивание

Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли, принятие решения

Регулятивные: выражать свою точку зрения

Индивидуальная практическая деятельность

Фронтальный

Методы: сравнение, обобщение

4.Физминутка

Цель: создание условий для сохранения здоровья учащихся.

— зрительная (таблица зрительных траекторий)

-двигательная под песню « Знаки препинания» (ЭОР)

Применение здоровьесберегающей технологии

5.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

(работа в группе)

Цель: создание условий для применения на практике новых знаний.

— парная работа с раздаточным материалом

-проверка выполненной работы

Слайд 4

Слайд 4

А)Самостоятельная работа в группах:

1 группа: Определи границы предложений, объясни значение выделенных слов.

Пробуждение.

Около тропинки стоит крепкий молодой дубок на вершине дубка висит скворечник ранним утром из домика выглянул скворец он уселся на тонкой веточке и начал передразнивать соловья но в голосе пересмешника не было сочности и богатства, которыми природа одаряет прекрасных певцов солист почуял неудачу и переключился на более лёгкие песни он искусно проквакал лягушкой, поворковал нежным голубем в конце с печалью пропел жалостливую песню горлинки концерт скворца разбудил сонные окрестности животные и птицы подали свои голоса.

Работа с «Толковым словарём» Ожегова:

Почуял (с.575)

Искусно (с.252)

2 группа: Определи границы предложений, объясни значение выделенных слов.

Май.

Май — соловьиная пора, месяц птичьих песен и плясок это чудесная весна леса и воздуха полная победа весеннего солнца над мрачным холодом долгой зимы кипучая жизнь уже захватила землю и воду и без устали шагает дальше лес надевает праздничный наряд крылатые насекомые тучами летают в воздухе на охоту а с ними отправилась летучая мышь реют в высоком небе ласточки и стрижи в свободном полёте парят орлы трепещут жаворонки зажужжали жильцы с золотистыми крыльями всё поёт, играет, пляшет.

Работа с «Толковым словарём» Ожегова:

Мрачный (с.369)

Трепещут(с.810)-Толковый словарик (с.61)

— Проверяем .

В) Индивидуальное сообщение о просторечных словах (3 ученика).

Коммуникативные: работа в паре

Регулятивные: нахождение нескольких вариантов решения учебной задачи, оценивание результата своих действий, планирование деятельности.

Личностные: формирование творческого подхода к решению учебной задачи

Работа в группе

Метод: анализ, обобщение.

Фронтальный

Методы: сравнение, обобщение

6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (работа в паре)

Цель: самостоятельное

Применение полученных знаний в практической деятельности, корректировка результата

Слайд 5

Цель: самостоятельное

применение полученных знаний в практической деятельности, корректировка результата

Тест:

1.Что обозначает подчёркнутое слово?

Мальчики с удочками вышли на крыльцо. Мешкать нельзя, нужно бежать на речку. На заре хорошо клюёт.

1)сложить в мешок 2)медлить

3)создавать преграду 4)мешать

2.Где слово сладкий имеет значение приятный?

1) сладкий чай 2) сладкий пирог

3) сладкий сон 4) сладкий арбуз

3.В каком порядке нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

А) Осень подарила ей пёстрый сарафан.

Б) И лёгкий ветерок закружил красавицу в волшебном вальсе.

В)По нему рассыпала красные ягоды- бусины.

Г)Как принарядилась рябинка в сентябре!

1) г,б,а,в 2)г,а,в,б 3)а,в,г,б

4) а,г,б,в

4. В каком словосочетании неправильно выбрана форма имени существительного:

1) люблю щенка 2)забочусь о брате

3) скучаю за мамой 4)горжусь дедушкой.

— Проверяем (через ИКТ).

Создание кластера «Речевые ошибки» (в паре)

Контрольный срез:

Найди, исправь орфографические и речевые ошибки. Запиши предложения и выполни синтаксический разбор одного из них.

Однажды зимой мы пашли влес в густо сасновом лесу было тихо.

Я иду по трапе снежный ком у пал с дерева.

От берига отплыл плод. Нанём

было много людей.

Коммуникативные: выражать свою точку зрения

Познавательные: упорядочивание и обобщение информации, вносят коррективы

Личностные: ориентирование на ситуацию успеха

Регулятивные:умение оценивать результат своих действий

Индивидуальная
работа в паре Метод:
самостоятельная работа

Работа в паре

Индивидуальная

Методы:обобщение, классификация, анализ, сравнение

7.Итог урока. Рефлексия.

Самооценка.

Цель: создание условий для упорядочивания и обобщения полученной информации на основе рефлексии

-систематизация полученных знаний

— рефлексия

Слайд 7

Рефлексия «Для меня сегодняшний урок…»

( карточка)

— С какими задачами справились?

-Достигли ли цели урока?

Регулятивные:умение оценивать результат своих действий

8. Домашнее задание

Цель: создание условия для побуждения учащихся к работе с разными источниками информации.

Слайд 6,8

Дифференцированное д/з:

Пользуясь памяткой по написанию сочинений, написать:

1группа: Сочинение «Моя любимая книга».

2группа: Сочинение «Моё увлечение».

3группа: Сочинение «Мой любимый праздник».

Познавательные: работа с информацией

Личностные: формирование положительного отношения к изучению русского языка, учебной деятельности.

индивидуальная

Приложение.

Индивидуальное сообщение о просторечных словах.

В словарных статьях Ожегова о лексическом значении есть пометки: разговорное или просторечное, поэтому уточнить, к какому виду лексики относится то или иное слово, нетрудно.

Общенародный, или общенациональный язык включает в себя четыре аспекта: стандарт, просторечие, жаргоны, диалекты. Просторечие занимает промежуточное положение между литературным языком и жаргонной речью. Просторечие — это слова и грамматические формы массовой разговорной речи, несущие в себе различные эмоциональные оттенки.

Проиллюстрируем это следующей таблицей:

Стандарт

Просторечие

1.Гулянье

Гулянка (шутливое, приниженное.)

2.Пустился в бегство.

Пустился наутек (ироничное).

3.Неряха

Замухрышка (пренебрежительное).

4.Болтовня

Говорильня (ироничное).

5. Правду говорю.

Эй – богу! (достоверность).

6.Сильно устать.

Запариться (шутливое).

Вот примеры разговорных и просторечных слов и их толкование:

Чудить (разг., в значении: дурить, вести себя чудно).

Прямиком (разг., прямо).

Разлечься (разг., лечь, раскинувшись).

Неспроста (разг., с умыслом).

На (разг., возьми).

Маета (прост., изнуряющая работа).

Заробеть (прост., смущаться).

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

Речевые ошибки

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Наш язык — это язык слов. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как именно слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нём. Нет такого явления, которое нельзя было бы обозначить словом или сочетанием слов:

«Выражают мысли и чувства с помощью слов, прислушиваются к словам окружающих людей, усваивают новые или незнакомые слова, изучают слова других языков, вспоминают забытые слова родного языка». (Р.А. Будагов)

Одной из главных коррекционных задач школы для детей, имеющих нарушения слуха и речи, является формирование грамматически правильной речи. Для этого требуется большая повседневная работа всех педагогов школы, семьи. В решении этих проблем основную направляющую роль играет слуховой кабинет, где проводятся индивидуальные занятия.

Одной из основных задач речевого развития школьников является словарная работа. Эта работа — одно из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся. Она направлена на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка. Работа над словом должна быть той первоосновой, на которой строятся коррекционные занятия, а также занятия по русскому языку и развитию речи, овладение словарным составом литературного языка. Вот почему работа над словом заслуживает не меньшего к себе внимания, чем чисто грамматическая; она нужна и для усвоения навыков, и для умственного развития, и для понимания многих грамматических явлений.

Горький А.М. писал в одной из своих статей: «Никогда еще дети не нуждались так в обогащении языком, как нуждаются они в эти годы, в наши дни, когда жизнь всесторонне изменяется, создается множество нового и все требует новых словесных форм». Эти замечательные слова полностью сохраняют свое значение и в настоящее время.

Каждый человек должен быть заинтересован в том, чтобы уметь говорить и писать правильно и хорошо, поскольку это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни, помогая добиться успеха, в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя. Чтобы общение было успешным, недостаточно просто хорошо знать язык, его грамматику и словарь. Надо научиться пользоваться своей речью с тем, чтобы суметь заинтересовать собеседника.

Обучать человека пользоваться правильной речью необходимо с детства, со школьной скамьи. Именно по этой причине педагог должен уделять особое внимание речевым ошибкам учащихся и помогать их предотвращать.

Повышение речевой культуры учащихся — одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Особое значение имеет работа над правильностью речи, ее соответствием языковым нормам. Не подлежит сомнению, что организовать целенаправленную, планомерную и эффективную работу по привитию детям необходимых речевых навыков можно только при том условии, если учителю известны речевые нарушения, свойственные детскому возрасту. Наблюдения показывают, что однотипные нарушения встречаются в речи разных детей, повторяются из поколения в поколение.

Слово — важнейшая единица языка, самая многообразная и объемная. Именно слово отражает все изменения, происходящие в жизни общества. Слово не только называет предмет или явление, но и выполняет эмоционально- экспрессивную функцию.

И, выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.

Предложенные ниже задания связаны с типичными ошибками, допускаемыми при выборе и употреблении слов в речи [1]. К числу таких ошибок, в частности, относятся:

  • лексическая (речевая) избыточность (лишние слова, многословие),
  • тавтология (необоснованное повторение в тексте однокоренных слов),
  • подмена понятий (неоднородные понятия в тексте представлены как однородные),
  • псевдовысокий стиль (стремление во что бы то ни стало «говорить красиво»).

Задание 1. Что значат эти пословицы? Почему так говорят? Как мы должны относиться к тому, что мы говорим и пишем?

  • Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь!
  • Что написано пером, того не вырубишь топором!
  • Самое сладкое — слово, самое горькое — слово.

Задание 2. Известно, что люди должны говорить точно и правильно. Важно выбирать слова и так строить свою речь, чтобы она была максимально понятна другим. Прочитайте стихотворения. Их автор показал нам, что бывает, если человек недостаточно думает над тем, что говорит. Действительно, что здесь не так?

 Люблю я майскую грозу в начале мая,
Когда весной весенний первый гром,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом.
А.Хайт

Песенка про лишние слова.

Как проехать на вокзал? —
Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает:
— В общем, где-то, так сказать.
Это близко очень,
Просто тут рукой подать.
Говоря короче:
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе:
Вы проехали давно.
Возвращаться нужно.
Кот нахально влез на стол,
Тянется к котлете.
Тут хозяин подошёл
И коту заметил:
— Вы, Василий, не того,
Знаете ли, бросьте!
Не для вас для одного:
Будут, значит, гости.
В общем, я хотел сказать,
Что терпеть не стану:
Кот давно котлету съел,
Взялся за сметану.
А.Хайт

 Явление, которое, играя со словами, показал нам поэт А.Хайт в своём стихотворении «Песенка про лишние слова», называется «лишние слова». Существует и другой термин для данного явления - «речевая избыточность». Это один из часто встречающихся видов речевых ошибок. Кроме речевой избыточности, существует и такая речевая ошибка, как тавтология. Тавтология и речевая избыточность — сходные явления, но всё же отличаются друг от друга. Речевая избыточность — это повторение в тексте «лишних» слов с одинаковым или очень близким значением. Если в тексте необоснованно повторяются однокоренные слова, то это явление называется тавтология.

Задание 3. Выберите один из вариантов, который вы считаете правильным. Какую речевую ошибку вы нашли? Объясните, почему этот вариант лучше другого. Худший вариант зачеркните.

1. Он учился в музыкальной консерватории. Он учился в консерватории.
2. Налицо разбазаривание государственного имущества. Налицо незаконное разбазаривание государственного имущества.
3. Перед смертью он долго болел. Перед своей смертью он долго болел.
4. Состоялся обмен имеющимся опытом. Состоялся обмен опытом.
5. Они окончательно закончили работу. Они закончили работу.
6. Художник мастерски описывает внешность своих героев. Художник мастерски давал портреты внешности своего героя.
7. Суть вопроса заключается в том, что вы не смогли доказать свою правоту. Главная суть вопроса заключается в том, что вы не смогли доказать свою правоту.
8. Он предчувствовал этот поворот в своей судьбе. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее.
9. Эрмитаж — сокровищница нашей культуры. Эрмитаж — ценная сокровищница культуры.

Задание 4. В таблице приведены предложения с речевой избыточностью и тавтологией. Что нужно в тексте убрать или заменить? Почему? Объясните, в чём избыточность этих предложений и где есть тавтология.

1. Он был мужественным и смелым человеком.  
2. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору.  
3. Он облокотился локтем на стол.  
4. Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление.  
5. Вместе с Городецким сотрудничал Блок.  
6. Внутренний интерьер дворца поражал роскошью  
7. Писателя интересуют вопросы психологических чувств героя.  
8. Сонина комната походила как будто на сарай.  

Задание 5. Приводимые ниже примеры содержат речевую ошибку, которая называется подмена понятий. Такая ошибка возникает в случае, если в один ряд как однородные попадают несовместимые понятия. Например, глагол как центр предложения может сочетаться только с частью слов (но не со всеми словами), которые за ним следуют. Как устранить ошибки в примерах? Ответ запишите в правой части таблицы.

1. На высоком столике стояли миска с водой, мыло, полотенце.  
2. Жильцы требовали ликвидации неполадок в квартирах и ремонта.  
3. Школа опустела, не слышно привычного шума и ярких стенгазет.  

Задание 6. Остановимся на ошибках, которые называются необоснованное стремление к псевдовысокому стилю. Такие ошибки появляются, когда автор текста хочет выразить свою мысль излишне торжественно и не к месту включает слова высокого книжного стиля в контекст разговорного стиля. В этом случае возникает стилистическое несоответствие. Из двух вариантов в скобках выберите один, присущий данному стилю, а ненужное зачеркните.

Юрий Гагарин (был в космосе — посетил космос) в 1961 году.

Разговор по телефону: «Знаешь, в (данный момент — сейчас) я не могу прийти, я готовлюсь к экзаменам».

Мальчик услышал, что охотники ищут медвежью берлогу. Он бегом кинулся к медведям, чтобы (проинформировать их об этом — сказать им об этом).

Я так рада! Моя племянница (приобрела — купила), наконец, квартиру.

Медведь увёл медведицу с медвежатами (на другую жилплощадь — в другую берлогу).

Старый ворон (вступил в конфликт — начал спорить) со всей стаей.

Предложенные задания могут быть использованы на уроке индивидуальной слухоречевой работы. Этот урок можно провести как без компьютера (Приложение 2), так и с использованием компьютера. Предлагаю Вашему вниманию конспект урока (Приложение 1) и презентацию урока (Презентация.ppt).

Воспитание бережного отношения к языку, формирование культуры языкового общения - длительный и трудоёмкий процесс, требующий времени на уроке, так и вне его рамок.

Литература.

1. Т.И.Фроянова. Культура русской речи. Практикум: Учебное пособие. — Спб., 2003.

Речевые ошибки, тавтология

Речевые ошибки: тавтология и плеоназм

В статье нет видимых ошибок, а заказчик остался недоволен, не пожелал оставить отзыв, не сказал пару тёплых слов. Виной всему речевая избыточность, коей грешат не только новички, но и зрелые авторы. Часто копирайтер долго, нудно, пространно рассуждает о том, что читателям «с младых ногтей» известно. Люди сразу утрачивают интерес и покидают сайт.

Разумеется, подобные статьи не нравятся заказчикам. Часто они в ТЗ пишут предупреждения, подобные этим:

Тавтология и плеоназм

Речевая избыточность появляется от неумения копирайтера подобрать точные слова для выражения различных понятий. Писатели и хорошие авторы перебирают несколько вариантов, пока не остановятся на наиболее удачном термине, позволяющем точно, ёмко, лаконично выразить мысль.

Многие копирайтеры не занимаются подбором точных слов и их шлифовкой, поэтому пускаются в долгие объяснения. Им требуется намного больше слов и предложений, чтобы донести идеи/мысли до читателя. Так появляется речевая избыточность. Две её главные разновидности — плеоназм и тавтология.

Классный пример в картинках попался на глаза. Захотелось сплагиатить, чтобы показать райтерам, как не следует повторяться. Избыточность легко увидеть самостоятельно!

Плеоназм

Плеоназм переводится с греческого как излишество. Термином обозначают употребление близких по смыслу слов, отсюда и проистекает избыточность. Самый распространённый плеоназм: так, например. Или фольклорные сочетания: на море-океане; путь-дорожка.

Иногда автор использует осознанно «мнимый плеоназм» (Не вернётся вспять время), чтобы усилить выразительность речи. Но не все читатели и заказчики это понимают. Хотя нарочитое несоответствие используется намеренно для привлечения внимания в надежде усилить эффект подобным выразительным приёмом.

Тавтология

Разновидность или частный случай плеоназма, когда повторяются однокоренные слова: «На остановке остановите, пожалуйста», «Я сейчас загадаю загадку». Дословный перевод термина тавтология — «то же самое слово».

Тавтологические ошибки проявляются, когда автор применяет слова, не зная их точного значения. Поэтому вычитка текста не поможет выявить и исправить допущенные неточности.

Не всегда повторы нужно устранять. Иногда исключение однокоренного слова и его замена синонимом придаст тексту ещё большую нелепость, исказит смысл. Например, как иначе можно описать деятельность «варить варенье».

Слово «варенье» заменить на «джем» или «конфитюр»? Это искажение, а не полезная замена.

Стилистически оправдано употребление однокоренных слов, находящихся в близком контексте, и применение терминологических выражений, если к ним невозможно подобрать синонимы: словарь словообразования русского языка.

Борьба с тавтологией

К речевой избыточности относят частые повторения слов. Чаще всего их тоже называют тавтологией, хотя в копирайтинге для них есть собственный термин — тошнотность.

Недопустимо в одном предложении (и даже в рядом стоящих) использовать:

  • повтор одного и тоже слова,
  • однокоренных слов.

Борьба с тавтологией уместна, если чрезмерное употребление одиночного или однокоренных слов легко вызовет у читателя неприязнь и тошноту.

Хотя иногда повтор воспринимается необычно и забавно — в поэзии, юмористических текстах:

Я оглянулся посмотреть,

Не оглянулась ли она,

Чтоб посмотреть,

Не оглянулся ли я.

Проверка тавтологии: онлайн сервисы

https://glvrd.ru/

Сервис «Главред» помимо тавтологии поможет выявить ещё массу клише и ненужных слов, особенно в продающих текстах.

http://yourtext.ru/ustranit-tavtologiyu-onlajn.html

Удобный сервис с примерами, поясняющий опасность тавтологии для копирайтера. Почему-то проигнорировал частые повторы слова «работа» и не заметил в последнем предложении в третий раз повторяющееся слово «специалисты».

http://quittance.ru/tautology.php#effectus

Результат после проверки «Свежего взгляда» (именно так называется услуга) такой же, как вердикт предыдущего сервиса.

Проверка тавтологии на трёх веб-сайтах показала не совсем удовлетворительный результат. Трижды повторяющееся в двух предложениях слово «работа» осталось за порогом внимания.

Вывод: надеяться больше на себя, но не забывать использовать программы. Иногда они помогут увидеть то, что копирайтер упустил из-за невнимательности или усталости.

А если тавтология, по мнению автора, применена, чтобы усилить экспрессию, а заказчик этого не понял, можно ему пояснить, для чего использован «запрещённый» приём.

«Работа копирайтером» приглашает к прочтению других статей:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *