Роль эпитета – «Какую роль играют в стихотворении эпитеты?» – Яндекс.Знатоки

Функции эпитета в художественном тексте

На материале немецких художественных произведений Стефана Цвейга и Теодора Шторма выявлены функции эпитетов — художественно-эстетическая, экспрессивная, оценочная и конкретизирующая. Установлена высокая частотность использования оценочных эпитетов в новелле Стефана Цвейга «Жгучая тайна» и в новелле Теодора Шторма «Виола Триколор». Выявлено регулярное употребление конкретизирующих эпитетов в указанном произведении Теодора Шторма.

Ключевые слова: эпитет, оценка, функция, признак, образ, ассоциация, эмотивный, эмотивность, коммуникативная интенция, сюжет.

 

В современной филологии приоритетным направлением признается изучение языка с аксиологических позиций [2, с. 531–534; 3, с. 942–945; 4; 5, с. 49–52; 6, с. 42–51; 7]. Значительное внимание при этом уделяется вопросу выявления языковых средств, реализующих замысел художника слова, его коммуникативные интенции. Большим прагматическим потенциалом, как известно, обладают художественно-изобразительные средства языка. К их числу относится эпитет, имеющий высокий индекс частотности употребления в художественных произведениях.

Для специалистов по стилистике и теории литературы эпитет — один из излюбленных объектов исследования, что обусловлено его полифункциональностью. Не менее хорошо известен и тот факт, что использование эпитета во многом продиктовано художественным вкусом писателя, поэта. Данным обстоятельством объясняется наш интерес к выявлению специфики употребления эпитета, реализации его функций у общепризнанных мастеров художественного слова — Стефана Цвейга (1881–1942 гг.) и Теодора Шторма (1817–1888 гг.). Их новеллы характеризуются такими признаками, как способ сюжетосложения, реалистичность содержания, принципиальная важность центрального конфликта, строгость формы, лаконичность изложения, психологическое напряжение и постановка вопросов экзистенционального характера.

Стефаном Цвейгом высокочастотно и мастерски используется самая широкая палитра эпитетов, выполняющих преимущественно оценочную и экспрессивную функции. Реализация первой из них обусловлена стремлением автора оценить происходящие события, портретировать своих персонажей, художественно изобразить их характеры. Речевое воплощение экспрессивной функции мы понимаем как интенцию автора в высшей степени художественно, а значит образно, воздействовать на читателя, реактивировать посредством удачно выбранного слова его сознание, воспоминания, богатый ассоциативный ряд.

Укажем, что в когнитивном пространстве произведений Стефана Цвейга (в частности, в его новелле «Brennendes Geheimnis» — «Жгучая тайна») феномен страха занимает одну из ключевых позиций, что объясняется во многом самим мироощущением известного австрийского писателя, его тонкой натурой, болезненно воспринимающей всякую несправедливость в обществе, любые негуманные поведенческие действия, которыми изобиловала первая половина прошлого столетия в Европе. Наиболее частотно страх, как показывает анализ, актуализируется метафорой и эпитетом. Концепт «страх» обнаруживает, в частности, высокую семантическую плотность в новелле «Жгучая тайна», что обусловлено самим сюжетом этого произведения, намерением автора обнажить сложный механизм глубоких переживаний протагониста Эдгара. Эмоциональный концепт «страх» обозначается многочисленными лексические единицами и их дериватами: “Angst” (напр.,

angstvoll, beängstigen, verängstigen), “Furcht“ (напр., furchtbar, fürchten), “Schreck“ (напр., aufschrecken, Verschrecktheit) и др. Индекс частотности их употребления в повести составляет 128 позиций. Квантитативные показатели обозначения концепта и употребления его номинантов позволяют квалифицировать его как базисный концепт в «Жгучей тайне». Наиболее частотно концепт «страх» в данном произведении обозначается словом “Angst“ (39 употреблений). Этот номинант эмоции регулярно употребляется в сочетании с многочисленными оценочными эпитетами. Для того чтобы ярко и глубоко передать всю сложную гамму мироощущений действующих персонажей, в особенности Эдгара, Ст. Цвейг использует выступающие в функции определения многочисленные оценочные эпитеты, описывающие ассоциативно-образные признаки концепта «страх», и, следовательно, аксиологически характеризующие поведение действующих лиц «Жгучей тайны». Эпитеты употребляются в функции атрибута с номинантами эмоции страха в едином контексте. Использование автором новеллы эпитетов служит действенным средством художественного изображения эмоций персонажей, а значит, и их психологического портретирования. Эпитет служит писателю эффективным художественно-изобразительным средством выражения глубинных смыслов, фиксирующих познавательный человеческий опыт, позволяет художнику слова ярко, образно передать эмоциональный мир человека. Активное применение оценочных эпитетов (заметим — часто с контекстуальной отрицательной коннотацией) в новелле Ст. Цвейга мы объясняем высокой психологической напряженностью ее сюжетов, авторским стремлением показать с молекулярной точностью всю глубину психологической жизни персонажей.

В приведенном ниже пассаже из «Жгучей тайны» главное действующее лицо (Эдгар) терзается сомнениями, испытывает мучающий его страх: правильно ли он выполнил просьбу своего наставника барона, к которому подросток быстро привязался, испытывал с самого начала знакомства пиетет к старшему товарищу, общающемуся с ним — в отличие от всех других взрослых — на равных: «Edgar wartete und wartete …. Sein blindes Vertrauen in diesen wundervollen Freund vermutete ein Missverständnis, und geheime Angst quälte ihn, er möchte vielleicht den Auftrag falsch verstanden habe» [9]. Барон, обращавший внимание на Эдгара только для того, чтобы познакомиться с его матерью, не пришел в условленное место на встречу с ним. Приведенный здесь фрагмент из новеллы эмотивно насыщен, о чем свидетельствует употребление в нем эпитетов

wundervoll (прекрасный), wild (дикий). Их использование в приведенном отрывке из текста позволяет Ст. Цвейгу дать яркое описание душевного состояния Эдгара. Эмотивность тексту придает и такая разновидность метафоры, как персонификация (ср.: «Angst quälte ihn»). Страх способен мучить человека, лишать его покоя, морально изматывать. В данном случае в сознании читателя страх ассоциируется с душевными терзаниями, дискомфортным состоянием человека. Эмоциональному концепту «страх» приписывается антропоморфный признак. Не менее экспрессивен, ярок, на наш взгляд, и другой пример, иллюстрирующий персонификацию страха, его способность воздействовать на психическое состояние человека. Эдгар, сбежавший от матери к тёте, проживающей в другом городе, испытывает впоследствии трудно объяснимый, глупый (töricht) страх: «Mit einem
Male
befiel ihn eine törichte Angst, und er lief weiter, ohne zu wissen wohin [9]. Чувство страха овладевает Эдгаром, когда он, стоя у калитки дома тёти, слышит скрип отворившихся дверей. Подросток, не справившись с навалившимся на него страхом, бежит прочь. В этом эпизоде текста новеллы страх уподобляется действиям человека: страх способен напасть на него, обратить в бегство.

Наиболее яркими ассоциативно-образными признаками страха являются пламя, огонь, пожар. Они, судя по контекстам, способны, подобно человеку, осуществлять преследование, быть очагом угрозы: «Die grausam brennende Angst jagte sie, der Mann hinter möchte ihr folgen und sie fassen» [9]. Здесь, как и в вышеприведенном примере, страх персонифицирован. В этом отрывке из новеллы Матильда (мать Эдгара) переживает чувство страха перед бароном, ищущим с ней интимных отношений. Страх, подобно охотнику (

jagen), преследует Матильду, вызывая у нее паническое настроение. Эмотивность приведенному фрагменту текста придает употребление оценочного эпитета brennend, ассоциирующего страх с такими опасными для жизни человека феноменами, как пламя, огонь, пожар. В следующем эпизоде произведения дано описание душевного смятения Матильды на свидании с бароном-ловеласом. Страх возможных близких отношений с элегантно ухаживающим за ней бароном персонифицируется глаголами с антропоморфной семантикой — hämmern (бить, стучать молотом), zucken (вздрагивать). Их употребление в составе метафор приписывает в данном контексте концепту «страх» такие ассоциативно-образные признаки, как удары молота, вздрагивание тела: «Angst schoss heiß empor, hämmerte drohend
an die Schläfen, ihr Kopf glühte, die Angst, die sinnlose Angst zuckte jetzt durch ihren ganzen Körper, und sie entzog ihm rasch die Hand» [9]. Здесь обращает на себя внимание использование в оценочной функции эпитета sinnlos, характеризующего безотчетность страха, граничащего с состоянием паники персонажа.

В «Жгучей тайне» страху приписываются вкусовые свойства: «Jetzt kamen sie langsam daher, Mondlicht auf den Kleidern. Gespensterhaft sahen sie aus in diesem grünen Licht, und wieder überfiel ihn das süße Grauen, ob das wirklich ein Mörder sei…» [9]. Эдгар, устроив слежку за тайно встречающимися на свиданиях матерью и бароном вне стен санатория, по-детски, совершенно наивно полагает, что любовник вынашивает план ее убийства (

ein Mörder). При мысли о выявлении возможного преступника, о раскрытии его плана действий Эдгара охватывает чувство «сладкого ужаса» (das süße Grauen). Данное словосочетание представляет собой оксюморон, применение которого обусловлено интенцией Ст. Цвейга показать уникальность мира переживаний протагониста — с одной стороны, Эдгар рад открытию тайны встреч его матери и барона, а с другой — он крайне испуган самим результатом своей слежки.

Материал позволяет констатировать активную реализацию в новелле Ст. Цвейга художественно-эстетической, экспрессивной и оценочной функций.

Новелла Т. Шторма «Виола Триколор» (Viola tricolor) представляет собой благодаря игре лейтмотивов, символике, многочисленным стилистическим эффектам одно из самых ярких произведений известного немецкого писателя. В этой новелле он обращается к изображению переживаний и эмоциональных состояний человека в момент глубокого психологического конфликта, вскрывая неповторимый контакт душевного мира персонажей и предметно-событийной реальности. Для реализации своих интенций Теодор Шторм, как и Стефан Цвейг, высокочастотно использует эпитеты.

Исходя из аксиоматичного утверждения о том, что в художественной речи любое слово в принципе может служить целям изобразительности, мы обратились к интерпретации частотно используемых оценочных и конкретизирующих эпитетов, употребляемых Теодором Штормом в новелле «Виола Триколор». Эпитеты, как показывает материал, активно используются в этом произведении с целью создания особого эмоционально-образного ландшафта. Материал показывает, что не только оценочные, но и конкретизирующие эпитеты непосредственно участвуют в создании специфической психологически насыщенной атмосферы в художественном произведении.

В сюжетно-композиционной структуре новеллы «Виола Триколор», согласно нашим наблюдениям, рельефно выделяются описания внешности, поведения, эмоционального состояния и чувств героев (Агнесс и Инес). Значительное место в этой новелле уделяется художественному изображению заброшенного сада, дома и портрета Марии.

С позиции частеречной принадлежности большинство эпитетов в новелле Теодора Шторма, как и в выше рассмотренной новелле «Жгучая тайна» Стефана Цвейга, выражено именами прилагательными. Они выполняют, как правило, функцию атрибута. Ряд эпитетов выражен именами существительными. В когнитивном пространстве новеллы «Виола Триколор» особое место занимает феномен «дом», его описание, в том числе и через эпитеты, выраженные именами прилагательными. Для создания образа добротного, крепкого и надежного дома Т. Шторм использует прилагательные groß — «in dem großen Hause», geräumig — «durch den geräumigen Flur», breit — «der breiten, in das Oberhaus hinaufführenden Treppe gegenüber», hoch — «zwischen den hohen Repositorien», schwer — «die schweren Vorhänge» [8]. В приведенных примерах представлены конкретизирующие эпитеты.

В начале новеллы перед читателем предстает приветливый дом, обжитой, заботливо и дорого обставленный («ein weicher Sessel», «ein venezianischer Spiegel auf der dunkelgrünen Sammettapete», «in einer Marmorvase», «über den weichen Fußteppich», «das Muster der kostbaren Tischdecke»), встречающий хозяина и его новую жену ароматом свежих цветов («Duft von frischen Blumensträußen») [8]. Этот же дом, однако, может восприниматься персонажами, равно как и читателем, совершенно иначе. В минуты отчаяния дом казался Рудольфу зловеще одиноким и пустым — «unheimlich leer und öde». В момент наивысшего кульминационного напряжения дом опутывает сухими ветками черное дерево смерти — «Er sah wieder den schwarzen Totenbaum aufsteigen und mit den düsteren Zweigen sein ganzes Haus bedecken» [8]. В приведенных примерах легко заметить отрицательную коннотация целого ряда лексем (leer, öde, schwarz, Totenbaum, düster), способствующих появлению у читателя широкого ассоциативного поля — это прежде всего чувство тревоги, состояние глубокого душевного беспокойства. В оценочных эпитетах эксплицируется субъективное, личностное отношение человека к действительности в аспекте его ощущений, чувств, интересов, желаний. Так, описывая Инес и ее поведение до момента зарождения конфликта, автор приводит такие эпитеты, как schön, jung, freundlich, vornehm, gewissenhaft, ebenbürtig. Причем эпитеты schön и jung выступают, пользуясь терминологией И. Р. Гальперина, в статусе «прикрепленных эпитетов» [1]. Т. Шторм использует их по отношению к молодой мачехе на протяжении всего произведения. Прикрепленные эпитеты, как правило, выделяют главные черты объекта или демонстрируют отношение к нему автора. Т. Шторм подчеркивает внешнюю и внутреннюю красоту Инес, ее молодость и неопытность. Эпитет jung расширяет в конкретном художественном контексте свою узуальную семантику и имплицирует значение «неопытный, незрелый»: «Das war es: ihrer Ehe fehlte die Jugend, und sie selber war doch noch so jung!» и«“Geduld!“ sprach er zu sich selber, als er, den Arm um Nesi geschlungen, mit ihr die Treppe hinaufstieg; und auch er, in einem andern Sinne, setzte hinzu: „Sie ist ja noch so jung.“» [8].

По мере нарастания тревоги и напряжения сюжета новеллы меняется и авторский арсенал используемых художественно-выразительных определений. На смену эпитетам с положительной оценкой приходят эпитеты, отражающие конфликтность и трагичность событий, эксплицирующие тревожное эмоционально-психологическое состояние Инес: «tonlos», «schwer», «besorgt», «ihr schönes kummervolles Antlitz», «еin unentwirrbares Gemisch von bitteren Gefühlen», «ein unheimliches Dunkel», «ein Gedanke gleich einer bösen Schlange», «quälende Gedanken», «mit erstickter Stimme flüsterte sie angstvolle und verworrene Worte», «еine Todesangst» [8]. Еще не рожденный, но, безусловно, желанный ребенок воспринимается ею как «ein Eindringling, ein Bastard im eigenen Vaterhause» [8].

Развитие сюжетной линии новеллы логично приводит к возникновению конфликта между новой женой Рудольфа — «прекрасной, юной» Инес — и десятилетней дочерью сорокалетнего ученого «маленькой, черноволосой» Агнесс, а также к психологическим метаморфозам персонажей. Автор дает подробное портретное описание Агнесс: «das kleine schwarzhaarige Mädchen», «das bräunliche Gesichtchen», «glänzendеschwarze Haarflechten», «ihre dunkeln Augen», «die schlanken Finger», «die ernsten Züge des Kindes», «trotzig aufgeworfenen Lippen», «das rot und weiß gestreifte Kleid» [8]. Ребенок до сих пор тоскует по рано умершей матери и часто прокрадывается в кабинет отца, где висит ее портрет. Т. Шторм описывает портрет, используя высокий изобразительный потенциал эпитетов: «Darüber aber, wie aus blauen Frühlingslüften heraustretend, hing das lebensgroße Brustbild einer jungen Frau; gleich einer Krone der Jugend lagen die goldblonden Flechten über der klaren Stirn. –»Holdselig«, dies veraltete Wort hatten ihre Freunde für sie wieder hervorgesucht — einst, da sie noch an der Schwelle dieses Hauses mit ihrem Lächeln die Eintretenden begrüßte. — Und so blickte sie noch jetzt im Bilde mit ihren blauen Kinderaugen von der Wand herab; nur um den Mund spielte ein leichter Zug von Wehmut, den man im Leben nicht an ihr gesehen hatte» [8].

Маленькая Агнесс, постоянно пребывающая в состоянии тоски и отчаяния, остро нуждается в матери, на что указывают оценочные эпитеты «leidenschaftlicher», «sehnsüchtig», «hartnäckig». Приведем ряд иллюстрирующих это утверждение примеров из новеллы: «Мit leidenschaftlicher Innigkeit hingen ihre Augen an dem schönen Bildnis», «mit sehnsüchtigen Augen», «Eine innere Stimme — der Liebe und der Klugheit gebot der jungen Frau, mit dem Kinde von seiner Mutter zu sprechen, an die es die Erinnerung so lebendig, seit die Stiefmutter ins Haus getreten war, so hartnäckig bewahrte» [8]. Агнесс внешне, формально отвергала мачеху, отказывалась называть ее «Mutter» (мама), но в то же время она неосознанно желала и ждала сближения с ней: «Nesi, deren dunkle Augen bei solcher herzlichen Bewegung freudig aufgeleuchtet, war traurig wieder fortgegangen». «Dem Kinde war beim flüchtigen Aufblick der Ausdruck von Trauer in den schönen Augen der Stiefmutter nicht entgangen, und wie magnetisch nachgezogen … war auch sie allmählich in jenen Steig geraten» [8]. И в момент наивысшего напряжения в развитии сюжетного действия Агнесс восклицает: «Meine liebe, süße Mama!» [8]. Усиленным стилистическим эффектом обладают в этой фразе оценочные прилагательные lieb и süß. Данные слова, как можно легко заметить, характеризуют позитивное отношение Агнесс к мачехе.

Подытожим изложенное выше.

Как художественно-изобразительное средство эпитеты играют важную роль в новелле Ст. Цвейга «Жгучая тайна» и в новелле Т. Шторма «Виола Триколор». Базисными функциями эпитетов в этих произведениях являются художественно-эстетическая, экспрессивная, оценочная и конкретизирующая. Эпитеты не только подчеркивают, усиливают в художественном тексте признаки и характеристики объекта, но и насыщают, обогащают его эмоционально, образно, расширяют привычные узуальные рамки лексемы, провоцируют появление разнообразных ассоциативных связей, расставляют эмфатический акцент, формируют особый мелодический рисунок фразы и целого произведения. Как оценочные, так и конкретизирующие эпитеты не только указывают на признак определяемого явления или объекта, но и придают этому признаку дополнительные смысловые приращения, дают индивидуальную окраску выражаемому предмету, служат задачам художественной выразительности и участвуют в создании неповторимой атмосферы произведения. Высокочастотное применение эпитетов в произведениях Ст. Цвейга и Т. Шторма — это эффективное и эффектное средство художественного изображения внутреннего мира персонажей, их тонкого и глубокого психологического портретирования. Филигранная техника использования этой фигуры речи создает в художественном произведении психологическое напряжение, вызывает у читателя самую богатую палитры ассоциаций, глубокий эмоциональный отклик в его душе.

 

Литература:

 

1.                  Гальперин И. Р. Стилистика английского языка. — М.: Высшая школа, 1981. — 316 с.

2.                  Дженкова Е. А., Тютюнова О. Н. Ритуальные характеристики судебного заседания (на материале ассоциативного эксперимента) // Гуманитарные и социальные науки. 2014. — № 2. — С. 531–534.

3.                  Захарова Е. М. Функции сравнения в романе Г. Гессе «Демиан. История юности, написанная Эмилем Синклером» (на материале лексико-семантических полей «Влияние» и «Фантазия») // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 942–945.

4.                  Карасик В. И. Языковая матрица культуры. — М.: Гнозис, 2013. — 320 с.

5.                  Красавский Н. А. Биоморфная метафора как способ экспликации эмоций в немецких и русских художественных текстах // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». — 2013. — № 9 (84). — С. 49–52.

6.                  Красавский Н. А. Экологичность текстов Германа Гессе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2015. — № 1. — С. 42–51.

7.                  Маслова В. А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой. Учебное пособие. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 256 с.

8.                  Storm Theodor. Viola Tricolor. — Stuttgart, Reclam, 2006. — 80 S.

9.                  Zweig Stefan. Brennendes Geheimnis. http://www.gutenberg.org.

Основные термины (генерируются автоматически): эпитет, новелла, Шторм, страх, произведение, психологическое напряжение, художественное изображение, экспрессивная функция, эмоциональный концепт, художественное произведение.

moluch.ru

Факультативное занятие «Роль эпитета в устной и письменной речи»

Факультатив

«Поэтические гимны морфологии»,

7 класс,

учитель Ходосевич Е.М.

Тема «Эпитет. Части речи, организующие эпитет»

Цель занятия:

углубить представления учащихся об эпитете как выразительном средстве;

учить находить эпитеты в тексте;

учить создавать и умело использовать эпитеты в речи.

Ход занятия:

1.Знакомство с понятием. Анализ теоретического материала.

Эпитет (греч. epithetonприложенное) — характеристика какого-либо явления, предмета, лица при помощи образного определения. Выражается преимущественно именем прилагательным (чистое поле), но также наречием (горячо любить), именем существительным (веселья шум), числительным (первый друг), глаголом (желание забыться).

Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок.

Эпитет — это не слово в словаре; эпитетом слово становится, когда попадает в речь. В словосочетании деревянная полка прилагательное не является эпитетом; в словосочетаниях деревянный взгляд или деревянная походка это же слово стало эпитетом.

Возможны эпитеты, которые не только определяют предмет или подчёркивают какие-либо стороны, но и переносят на него с другого предмета или явления (не выраженного непосредственно) новое, дополнительное качество:

И мы тебя, поэт, не разгадали,

Не поняли младенческой печали

В твоих как будто кованых стихах.

В. Брюсов

Такие эпитеты называют метафорическими.

Упражнения и задания

Учёные пишут

Эпитеты чаще всего используются в письменной речи, с их помощью автор выражает свои чувства, оценку, создаёт живое представление об изображаемом. Выделяются три основных типа эпитетов:

  1. Общеязыковые эпитеты. Это относительно устойчивые словосочетания, нередко сближающиеся с фразеологизмами. Они могут восприниматься как штампы, например: живительная влага, железные нервы, быстрый взгляд, мёртвая тишина, нестерпимая боль, трескучий мороз и т. д.

  2. Народнопоэтические эпитеты — выражения, вошедшие в общее употребление из устного народного творчества: буйный ветер, красная девица, чистое поле, сырая земля и т. д.

  3. Индивидуально-авторские эпитеты: мармеладное настроение (А. Чехов), картонная любовь (Н. Гоголь).

Эпитеты употребляются также в разговорной речи, рекламе, средствах массовой информации.

2. Вопросы для самопроверки

  1. Что такое эпитет?

  2. Какими частями речи преимущественно выражается эпитет?

  3. Когда слово становится эпитетом?

  4. В какой форме речи чаще используются эпитеты?

  5. Какие вы знаете типы эпитетов?

  1. Упражнения и задания

  1. Составьте такое словосочетание, чтобы прилагательное приобрело переносное значение и стало эпитетом.

Золотой кулонзолотой

медвежья берлогамедвежья

змеиный хвостзмеиный …; пышная юбкапышная

  1. Выберите словосочетания с эпитетами и составьте с ними предложения.

Бархатная трава / щека / лента;

звонкий тростник / голос;

слепая старушка / любовь / ночь;

мутный поток / небосклон / взгляд;

дрожащая рука / осина / тень;

жадное сердце / любопытство / чудовище;

сытое животное / счастье / благополучие;

глухая бабушка /тоска / темница;

скучная осень / беседа / работа;

ленивый человек /взгляд / сеет.

  1. Прочитайте два текста. Определите, чем они отличаются. Какой текст более красочен, образен, выразителен? При помощи каких слов автору удалось достичь этого? Определите, к какой части речи относятся эти слова. Какие слова употреблены в переносном значении?

  1. Всю ночь шёл дождь. Он начался тихо, без ветра, без молний, без грозы, без туч. Небо потускнело, а после захода солнца звёздочки не зажигались. Потянуло сыростью, запахом смолы, и по ветвям деревьев застучали капли. Так всегда начинается обыкновенный доледь (по В. Сар- такову).

II. Всю ночь шёл тёплый, задумчивый дождь. Он начался как-то очень тихо, без порывистого ветра, без ослепляющих молний, без устрашающей грозы, без наползающих угрюмых туч. Просто небо слегка потускнело, а после захода торопливо угасшего солнца робкие звёздочки не зажигались. Потянуло прелой сыростью, свежим запахом еловой смолы, и по унылым, поникшим ветвям деревьев застучали первые капли. Так всегда начинается обыкновенный, ничем не приметный дождь (В. Сартаков).

  1. Подберите и запишите эпитеты к словам: дождь, ветер, молния, гроза, тучи, небо, солнце, капли.

  2. Найдите в предложениях эпитеты и определите, какой способ восприятия они характеризуют (зрение, слух, осязание, обоняние).

  1. Под вечер этого дня я с отуманенной головою задумчиво возвращался к себе (В. Короленко).

  2. На все мои ухищрения с целью занять её она смотрела равнодушно своими большими потемневшими и неподвижными глазами (В. Короленко).

3) Когда он проснулся, на лес уже опускалась темнота, смешанная с дождём (В. Астафьев). 4) Она бросила на него косвенный мгновенный взгляд (И. Тургенев).

  1. Найдите эпитеты, выраженные наречиями, определите их роль в тексте.

1) Отец обходился со мной равнодушно-ласково (И. Тургенев). 2) Он торопливо-резко выкрикнул ей все Суходольские новости (И. Бунин). 3) Он холодно поклонился, стоя посреди комнаты, никому не протянув руки (И. Тургенев). 4) Ветер дул, но крылья ветряка неподвижно простирались в облачном небе (И. Бунин). 5) Старик подобострастно кланялся и что-то говорил, а отец стоял с угрюмым видом (В. Короленко). 6) Красные её глазки уныло моргали и ёжились посреди болезненно-припухшего лица (И. Тургенев). 7) Запах вереска, папоротника, смолы сосновой, промозглой прошлогодней листвы так и спёрся в нём — густо и дремотно (И. Тургенев). По всему лесу озабоченно кричали кедровки на манер базарных торговок (В. Астафьев).

  1. Игра «Соревнование с писателем». Введите эпитеты, которые помогут увидеть картину, представить её перед своими глазами. Посоревнуйтесь с автором:

(…) картина, Свет небес (…),

Как ты мне родна: И (…) снег,

(…) равнина, И саней (…)

(…) луна. (…) бег.

  1. Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою зимою…» и устное словесное рисование к нему иллюстраций с введением в рассказ выразительных средств языка.

  2. Введите в текст выразительные средства языка так, чтобы картина стала зримой, конкретной (время года), выразительной.

Встреча с … лесом

Я шагнул(а) на … тропинку и замер(ла) от … . Меня обступили … деревья. Рукой я дотронулся(лась) до … берёзки. Залюбовался(лась)… дубом. Замер(ла) рядом с … осинкой и пошептался(лась) с ней. Спрятался(лась) под … елью, приподняв её … . У каждого дерева свой характер, его нужно ….

10.На материале произведений , изучаемых на уроке литературы, составьте словарь наиболее употребляемых эпитетов в произведении писателей.

Сравните, какие эпитеты используют писатели и поэты при описании одного и того же предмета.

4.Обобщение пройденного материала.

infourok.ru

Роль эпитета в поэзии. 8–9-е классы

Цели: повторить понятие “эпитет”, продолжить знакомство учащихся с ролью эпитетов в речи; формировать умение находить эпитеты в художественных произведениях, использовать при построении собственных текстов; обогащать словарный запас учащихся, воспитывать внимательное и бережное отношение к родному слову.

Оформление урока.

На доске – тема и эпиграф. Презентация (Приложение 1) Легкая симфоническая музыка.

Царственное слово.

А. Ахматова

1. Сегодня у нас несколько необычный урок. Он связан с тем, что мы любим, что нам интересно – поэтическая мастерская.

За окном осень. Ласковая, теплая, сухая…

Задание. Продолжите ряд слов: КАКАЯ осень?
Что мы сейчас подбирали к слову ОСЕНЬ? (эпитеты)
Кажется, главное назвать вещи своими именами: лес – лесом; небо – небом; осень – осенью… Но стоит добавить меткое художественное слово, появляется образ. Все дело в том, что слово это, как писала Анна Ахматова, «царственное».

(слайд №1)

Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней царственное слово.

Тема нашего урока…

2. Как дерево одиноко выглядит без листвы, так и понятие, явление тускло без образных выражений.

(слайды №2,3)

3. Д.Э.Розенталь об эпитетах: «Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый раз, изображая уже известный нам предмет».

(слайд №4)

Царственное слово является вдохновенному поэту в минуты его творческого взлета. Какие тропы помогают в этом художнику слова?

(слайд №5)

4. Лингвистический эксперимент

(слайд №6)

Дрожит изумрудная капля
В зеленых ладошках ольхи.

Г. Граубин

Если оставить слово ЗЕЛЕНАЯ, капля и лист сольются (Словарь Ожегова: «изумруд – прозрачный драгоценный камень густо-зеленого цвета»)

5. Сообщение учащегося об эпитетах и их видах.

(слайды №7-12)

6. Чтение наизусть стихотворения К.Бальмонта «Снежинка».

Задание: Выпишите эпитеты из стихотворения К.Бальмонта.

(слайды №13-18)

7. Сообщение учащегося «Природа в лирике Сергея Есенина. (Презентация)

8. И. Бунин «Восход луны»

(слайд №19)

Задание: В текст поэта вставьте подходящие, на ваш взгляд, эпитеты.

(Учащиеся получают текст стихотворения с пропуском эпитетов)

Сравним ваш вариант с авторским.

(слайды №20-21)

В чаще шорох потаенный,
Дуновение тепла.
Тополь, сверху озаренный,
Перед домом вознесенный,
Весь из жидкого стекла.

В чащу темную глядится
Круг зеркально-золотой.
Тополь льется, серебрится,
Весь трепещет и струится
Стекловидною водой.

Анализ стихотворения

– Какой увидел такую же ночь поэт Иван Бунин?

1. Выразительное чтение наизусть стихотворения подготовленной ученицей.

– О чём это стихотворение?

Чтобы понять и оценить это произведение, надо быть очень внимательным. Представим ночь. Всё засыпает…

– Объясните значение эпитета потаённый, подберите к нему синонимы.

– Мы можем не только услышать ночь, но и почувствовать на щеке её тёплое дыхание: Дуновение тепла… Прочтите эту строку медленно, и сочетание гласных словно создаёт эту волну тёмного воздуха. Двумя строчками создано ощущение тёмной летней ночи.

Вернёмся к названию стихотворения: ”Восход луны”.^ Но о луне ни слова. А чувствуете ли вы, как везде разлит её свет? Как создаётся это ощущение?

– Каким видит тополь поэт? Что вас удивило?

– Почему у Бунина так построена фраза?

Тополь, сверху озаренный,
Перед домом вознесенный…

– Что вы можете сказать о словах озаренный, вознесенный с точки зрения лексики? Подберите к ним синонимы. Какие из этих слов звучали торжественнее? Почему поэт использует эти слова? Когда человек говорит такими словами?

Смотрите, луны нет, а мы ее увидели. А еще – почувствовали, как поэт изумлен красотой этой лунной ночи и находит неожиданный образ: Весь из жидкого стекла… Мы пытались описать тополь словами, которые первыми пришли в голову. Бунин из всех признаков нашел один: «…весь из жидкого стекла». Может, это красивая фраза, представим этот тополь. Глянцевые листья похожи на стекло в лунном свете, они блестят, отражают этот свет.

– Почему жидкое стекло? В чем смысл этого эпитета?

Сравнение просто со стеклом сделало бы картину неподвижной. А листья тополя колеблются от «дуновения тепла», и вот стекло стало жидким, это лунный свет словно течет по тополю. Бунин именно таким увидел тополь и остановил прекрасное мгновение.

А луны все нет. И вот она появится в II строфе:

В чащу лунную глядится
Круг зеркально-золотой.

– Что необычного в этих строчках?

Это метафора, и луна словно нарисована: круг по форме, зеркально-золотой – по цвету. И все на фоне темной чащи. Но поэт опять смотрит не на луну, а на тополь. Почему? Ведь стихотворение называется «Восход луны»?
Важна не луна, а те ощущения, которые рождает лунная ночь…

А они у него связаны с тополем.

Тополь льётся, серебрится,
Весь трепещет и струится
Стекловидною водой

– С какой целью употребляются глаголы? Что они обозначают? Что для поэта важнее: что происходит или как?

Глаголы создают живую, изменчивую картину. Глаголы-олицетворения играют здесь роль эпитетов.

2. Вновь читаем стихотворение.

Вывод. Автор рисует состояние природы, он остановил мгновение и передал своё впечатление от увиденного. Увидеть и остановить мгновенье, передать восторг, изумление в поэзии можно, как вы убедились, с помощью образного слова.

9. Закат

Задание 1: поберите эпитеты к слову ЗАКАТ.

А. Освещение неба при заходе солнца: алый, багровый, кроваво-красный, тусклый, ослепительный, огненный, розовый…

Б. Впечатление, психологическое восприятие: великолепный, томный, нежный, величественный, грустный, мрачный, пленительный, приятный…

В. Редкие эпитеты: бескровный, колдовской, застенчивый, огнедышащий, крылатый…

Задание 2: сравните свои ощущения с фрагментами из художественных произведений.

Овеян ласковым закатом
И сизым облаком повит,
Твой снег сияньем розоватым
На кручах каменных горит.

В. Брюсов

Вот оно, глупое счастье
С белыми окнами в сад!
По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.

С. Есенин

В тот вечер был закат бескровен
И даль затянута свинцом.

М.Дудин

Зловещий красный закат тревожил меня, бередя душу. В Тендряков

Задание 3: прочтите стихотворения, которые вы создали (проверка опережающего домашнего задания).

10. Домашнее задание

Стихотворение или художественный этюд с использованием эпитетов «Закат», «Рассвет», «Дождь», «Вечер» (по выбору).

urok.1sept.ru

Урок литературы на тему «Понятие об эпитете»

Урок литературы в 5 классе по теме « Понятие об эпитете».

Цель:

Познакомить пятиклассников с понятием «эпитет»; научить их применять полученные знания в различных видах деятельности на уроках русского языка и литературы.

Задачи урока:

Обучающие:

  1. Сформировать навык нахождения эпитета в художественном тексте.

  2. Начать выработку умения подбирать эпитеты к именам существительным, отрабатывать умения и навыки частичного анализа лирического произведения.

  3. Учить пятиклассников отличать эпитеты от грамматических определений.

  4. Мотивировать развитие навыка нахождения эпитета в тексте.

Развивающие:

  1. Формирование умения сравнивать тексты с включенными в них эпитетами от текстов без их применения.

  2. Формировать умение делать выводы о роли эпитетов в тексте, обобщать изучаемые литературные факты и понятия.

  3. Развивать монологическую речь учащихся и навык выразительного чтения лирических текстов.

  4. Развивать познавательный интерес учащихся к литературе и художественному творчеству.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

  2. Формировать правильное отношение к природе, учить пятиклассников «видеть» и «всматриваться» в её красоту.

  3. Добиваться осознанности при изучении понятий теории литературы.

  4. Воспитывать любовь к чтению, учить ребят видеть красоту русского литературного языка на примере творчества русских поэтов.

Оборудование: 1. мультимедийная презентация к уроку; 2) карточки-тренажёры; 3) распечатки стихотворения К. Бальмонта « Снежинка»; 4) принадлежности для рисования

( краски, кисти, бумага), 5) аудиозапись музыки П.И.Чайковского « Времена года».

Тип урока: урок-мастерская.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Мобилизующая рефлексия.

В тетрадях, на полях, пожалуйста, нарисуйте ромашку определенным цветом, отражающим ваше настроение.

  1. Мотивационно — целевой блок.

Вступительное слово учителя.

— Один человек смотрит на открывающийся его глазам пейзаж и видит скучную дорогу, лес, деревья.

Второй, посмотрев на этот же пейзаж, увидел траву, вспаханную землю, берёзу. А третий залюбовался пейзажем и унёс в своей памяти куда больше. Он смог увидеть синее море васильков на лугу, повторяющее цвет неба, увидел влажную черноту пахоты, увидел ослепительно-белые стволы берёз, увенчанные изумрудными кронами. У разных людей различный дар зрения.

— Чем различаются картины, увиденные разными людьми? Почему у разных людей разный дар зрения? Как вы понимаете эти слова?

— Какие слова помогли третьему человеку красочно и образно описать пейзаж, который только он смог по-настоящему « увидеть», а нам представить его? (синее море васильков, влажная чернота пахоты, ослепительно-белые стволы берёз, изумрудные кроны).

— Итак, тема нашего сегодняшнего урока – «Понятие об эпитете» .

— Как вы считаете, какие задачи стоят перед вами сегодня на уроке? Какова цель нашей работы? Постарайтесь сами определить цель и задачи сегодняшней мастерской?

— Почему наш урок будет носить название мастерская? ( Мы будем чему-то учиться, а, может быть, что-то и сами смастерим, сделаем, создадим).

— Девиз нашего урока : «МЫ ТВОРЦЫ!». Итак, вперёд!

  1. Блок «Изучение нового материала».

1.Пробуждение жизненных впечатлений .

— Назовите качества человека, которые раскрывают его характер (добрый, отзывчивый, трудолюбивый, искренний и др.)

— А теперь угадайте по названным признакам, о каком цветке идёт речь: алая, колючая, нежная, утренняя, благоухающая ароматом южной ночи. ( Роза).

— Определите время суток по его признакам (работа по вариантам: называют признаки – угадывают время суток. (Например, прохладное, ясное, росистое, благоухающее – утро, морозная, звездная, непроглядная — ночь).

— При помощи каких слов мы выделили свойства, качества, признаки предметов и явлений.

2. Анализ первоначального определения .

— Прочитайте выразительно строки из сказки А.С.Пушкина.

А ткачиха с Бабарихой

Да с кривою поварихой
Около царя сидят

Злыми жабами глядят.

— Какие слова помогают нам представить героинь А.С.Пушкина? Понравились ли они вам? Почему не понравились? (кривою поварихой, злыми жабами).

— Эти слова обладают особой выразительной силой и называются эпитетами. Попытайтесь объяснить значение этого термина.

3. Обобщение ответов в виде опорного конспекта. Работа в тетрадях.

Эhello_html_m3c387b37.gifпитеты

Художественное определение

hello_html_m71e946c.gifhello_html_m23137864.gifhello_html_5774c2d2.gif

Чаще выражено прилагательным

Выделяет свойства, качества; выражает настроение

Создает образ

Определение постепенно выводится на слайд.

Эпитет – художественное определение. Чаще всего прилагательное, которое выделяет свойства, качества; передаёт отношение автора; заражает настроением; создаёт образ.

  1. Блок « Творческая мастерская».

  1. Подмастерья.

-Кто такие подмастерья? ( Ученики, помощники мастера). Давайте с вами поработаем (как подмастерья в мастерской) над решением проблемы НАХОЖДЕНИЯ И СОЗДАНИЯ ЭПИТЕТОВ В ТЕКСТЕ. Для этого выполним три задания:

  1. Каковы отличительные особенности эпитетов от грамматических определений?

Задание:

Подчеркните эпитеты.

День чудесный! – субботний день.

Золотое сердце – золотое кольцо.

Лисий характер – лисий хвост.

День как бы хрустальный – длинный день. (Выводы ребят об отличительных признаках эпитетов от грамматических определений).

б) Роль эпитетов в стихотворении К.Бальмонта « Снежинка» (распечатки стихотворения лежат на партах каждого учащегося).

Задание:

Выписать эпитеты, которые создают «образ» снежинки и делают его незабываемым.

Стихотворение может выразительно прочитать учитель, либо заранее подготовленный ученик.

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Такая чистая,

Такая смелая!

Дорогой бурною

легко проносится

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Лазурь чудесную

Она покинула

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая.

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нём, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Кружится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

земли касается

Звезда хрустальная.

Лежит пушистая,

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!

— Укажите, где в стихотворении движение, полёт, вихрь, а где любование и восхищение?

— Как передать эту смену настроения при чтении?

— Какой вы представили снежинку? (2-3 ответа учащихся).

в) Игра « Соревнование с поэтом».

Задание:

Ввести эпитеты в стихотворение А.Фета, которые помогут представить нарисованную поэтом картину. Посоревнуйтесь с автором. (Учащиеся работают на карточках-тренажёрах; при выполнении задания можно воспользоваться подсказками, в которых даны как грамматические определения, так и эпитеты; причём, среди них должны быть и те, которые нельзя ввести в стихотворение).

(Чудная) картина,

Как ты мне родна:

(Белая) равнина,
(Полная) луна.

Свет небес (высоких)

И (блестящий) снег

И саней (далёких)

(Одинокий) бег.

Учащиеся зачитывают варианты своих стихотворений и сравнивают со стихотворением А. Фета. Делают вывод о роли эпитетов в тексте.

2.«Мы творим!». Мастера художественного слова. Именно так , ребята , называется заключительный блок нашей мастерской, выполняя задания которого, вы должны применить знания, полученные на уроке.

Учащимся предлагаются разноуровневые задания творческого характера (уч-ся 1 и 2 групп работают с карточками–тренажёрами). Желательно, чтобы задания выбирали сами учащиеся.

1 группа

2 группа

3 группа.

4 группа

Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева

« Чародейкою Зимою» и рисование к нему живописной акварельной иллюстрации, выбор названия для своей работы

( строка из стихотворения с использованием эпитета)

Введение в текст эпитетов так, чтобы картина стала зримой. конкретной, выразительной.

ВСТРЕЧА С … ЛЕСОМ.

Я шагнул (а) на… тропинку и замер (ла) от… . Меня обступили… деревья. Рукой я дотронулся до… берёзки. Залюбовался … сосной. Замер рядом с … осинкой и пошептался с ней. Спрятался под …елью, приподняв её … ветки. У каждого дерева свой характер, его нужно… .

Прослушивание музыки П.И.Чайковского

« Времена года». Словесно нарисовать картину, которую вы представили.

Написать рассказ или стихотворение, используя эпитеты так, чтобы читатель смог представить себе картину, которую автор нарисовал.

После самостоятельной работы рассматриваются 2-3 законченных работы уч-ся. Остальные предлагается доработать дома и представить на следующем уроке.

  1. Итоги урока. Рефлексия

  1. Вопросы к уч-ся:

– Назовите секреты эпитета.

— Как увидеть эпитеты в тексте?

— Какова их роль в художественном тексте?

— А какой эпитет вы можете подобрать к сегодняшнему уроку?

— Как вы можете оценить работу нашей творческой мастерской?

— Как вы думаете, сможем ли мы применить полученные знания в жизни? Если да, то где? Пожалуйста, возьмите сейчас карандаши и вновь нарисуйте на полях своих тетрадей ромашку определенным цветом, отражающим ваше настроение.

2. Заключительное слово учителя.

Сегодня каждый из вас попробовал быть художником слова. Мы наблюдали за творениями поэтов и композиторов, которые подарили нам, прекрасные произведения искусства. Таким людям необходимо быть чуткими, внимательными и неравнодушными, умеющими замечать, казалось бы, незаметное. Так давайте учиться у них «вслушиваться» и «всматриваться» в окружающую нас природу. Дар зрения необходимо развивать. Пробуйте свои силы и наполняйте мир красочными эпитетами. УДАЧИ ВАМ!

Домашнее задание:

  1. Доработать разноуровневые задания, незаконченные на уроке.

  2. Выучить опорный конспект, проиллюстрировав его своими примерами.

Использованная литература:

  1. Журнал Литература в школе. № 2 – 2010 г..

  2. Т.Рик. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М,: Астрель, 1999.

  3. Я иду на урок литературы. – М.: Первое сентября, 2001.

  4. Игровые технологии на уроках русского языка 5-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2011.

  5. Квятковский А. Поэтический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1966.

infourok.ru

Открытый урок по русскому языку «Озаряющие слова» (роль эпитетов в художественной речи)

Форма урока: работа в группах с элементами мастерской письма.

ДОСКА!

Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле – печаль
И долговечней – царственное слово.
А.А.Ахматова

Учитель выразительно читает эпиграф.

Вопрос классу: Как вы понимаете словосочетание “царственное слово”?

Царственное слово – это, несомненно, не то, что слетает с наших уст в будничной суете. Оно является поэту в минуты творческого взлета и остается на века в сокровищнице -художественных образов запечатленное памятью поколений. Именно царственным словам обязана красотой и образностью художественная речь. Такие слова называются тропами.

ДОСКА!

ТРОП ( от греческого тропос) – образ

Чаще всего они употребляются в переносном значении. Среди различных тропов наиболее часто встречаются эпитеты.

ДОСКА!

ЭПИТЕТ (от греческого эпитетон) – приложение

Так называют слова, которые художественно определяют предмет или действие.

Вопрос классу: Какая часть речи также определяет признак предмета?

Действительно, чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными в полной форме. Но бывает и краткая форма. Тогда это сказуемое.

Вспомните основные функции прилагательного. Кроме своей обычной функции – определять предмет, называть его типичные признаки – в художественной литературе прилагательные получают дополнительное значение: “озарять предметы”, по меткому выражению критика Боткина.

Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый раз, изображая уже известный нам предмет. Достичь высокого мастерства чрезвычайно трудно. Поиск нужного эпитета интересно наблюдать, заглянув в черновики писателя.

ДОСКА!

Ты им доволен ли, ( божественный, разборчивый, взыскательный) художник (А.С.Пушкин)

И корни мои умывает (покорное, послушное, холодное) море

(М.Ю.Лермонтов)

Иногда поиск нужного эпитета отражается в самом произведении. Послушаем К.Г.Паустовского:

“Сторож пробил на колокольне часы – двенадцать ударов. И хотя от берега было далеко, этот звон долетел до нас, миновал пароход и ушел по водной глади в прозрачный сумрак, где висела луна.

Я не знаю, как назвать томительный свет белой ночи. Загадочным или магическим?

Эти ночи всегда мне кажутся чрезмерной щедростью природы – столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра”.

В зависимости от стилистического назначения эпитеты делятся на изобразительные и эмоциональные. Вслушайтесь в эти термины и определите сами разницу между ними.

Часто эмоциональные эпитеты получают условное, символическое значение. Они передают чувства, ощущения автора.

Как вы думаете, какое настроение передают цвета: розовый, синий, золотой?

Например, у Есенина: “Вечер черные брови насупил”.

Приведите свои поэтические примеры эмоциональных эпитетов.

Предметом нашего сегодняшнего разговора будет море. Кто из вас бывал на море?

Какие моря вы видели?

Задание группам №1.

Попробуйте подобрать прилагательные-эпитеты к слову “море” и разделить их на две группы: изобразительные и эмоциональные. Но “море” - слишком широкая тема, поэтому я каждой группе дам более конкретную узкую тему:

*спокойное море

* шторм на море

* вечер на море

* ночное море

* свободная стихия ( ребята получают соответствующие таблички)

Для того, чтобы создать ваше творческое настроение, мы посмотрим небольшие этюды на мультимедийной установке.

Просмотр небольших фильмов-зарисовок о море.

Какую основную мысль, настроение будут передавать ваши эпитеты

Посмотрите на оформление нашего класса. Перед нами иллюстрации картин известных художников. Можете подойти к стенду и снять нужные вам по тематике иллюстрации.

Задание группам № 2.

А теперь мы будем работать со стихами. План разбора напечатан и лежит перед вами на столе.

План разбора:

1). Выпишите эпитеты и слова, которые они определяют.

2). Какой образ моря создает поэт?

3).Как этот образ сочетается с его настроением?

4). Как эпитеты помогают в раскрытии основной идеи стихотворения

Стихотворение 1 группы:

Дай же на тебя мне наглядеться,
Волнами звенящая лазурь,
Море чистое и ясное как детство,
Полное предчувствиями бурь.
Если только можешь, на прощанье
Синим светом озари мой путь.
Хоть частицу твоего дыханья
Дай мне в песни новые вдохнуть!
Мне не надо славы и почета,
Штормовая сила мне нужна,
Чтобы пенилась моя работа
И кипела, как кипит волна.
Но сегодня приутихла ярость –
Это в честь прощанья день хорош.
Полыхает вдохновенный парус,
Сея в сердце молодости дрожь.
Если я когда-нибудь состарюсь,
Ты мне, море, молодость вернешь!

(Александр Жаров).

Стихотворение 2 группы:

Я у моря ходил. Как нежен
Был сапфировый цвет волны.
Море жизнь вдыхало и свежесть
Даже в мертвые валуны.
Прямо в сердце врывалось силой
Красоты, бурлившей вокруг.
Но великой братской могилой
Мне представилось море вдруг
Под водою бездонно синей
В годы грозные, без следа,
Сколько храбрых сынов России
Похоронено навсегда!
Эх ты, море мое штормовое!
Как увижу я волны вокруг,
В сердце что-то проснется такое,
Что словами не выразишь вдруг.

( Николай Рубцов).

Стихотворение 3 группы:

По дорожке лунной в полосе прибрежной
Я плыву куда-то, где меня не ждут,
Волны еле слышно, даже еле нежно
Песенку прибоя для меня поют.

В их объятьях теплых тело отдыхает
И в душе желанный царствует покой,
И горит, не греет, но не угасает
Лунный свет, дрожащий под моей рукой.

По дорожке лунной уплыву куда-то,
Может, там с луною свижусь тет-а-тет,-
Если ж то не выйдет, я не виновата,
В несвиданьях наших виноватых нет.

Так на ощупь гладко, а на вкус так слезно,-
Облегает море – вперехлест — волной…
По дорожке лунной, по равнине звездной,
В пенье волн чуть слышном ночь плывет со мной.

(Марина Корж).

Стихотворение 4 группы:

Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…

На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движенье, грохот и гром…
Тусклым сиянием облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты.

В этом волнении, в этом сиянии
Весь, как во сне, я потерян стою –
О, как охотно бы в их обаянии
Всю потопил бы я душу свою…

(Ф.И.Тютчев).

Стихотворение 5 группы:

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим.
Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

(А.С.Пушкин).

А сейчас мы прослушаем Николая Андреевича Римского-Корсакова. Почувствуем, как он гармонией музыкальных звуков передает нам мощь и красоту моря. Это вступление к опере “Садко” под названием “Океан – море синее”. Сам Римский-Корсаков очень любил море. Учился он в Санкт- Петербурге в морском кадетском корпусе, мечтал стать морским офицером, но судьба решила все по-другому: он стал великим композитором.

Задание для групп №3.

Творческая работа. Сочинение-миниатюра. Словесная зарисовка. Возможно, у вас получатся стихи. Я вам помогу. Я даю первую строку, написанную в определенном ритме. Из нее можно создать и прозу, и стихи.

1). Сегодня море удивительно спокойно.

2). Шторм надвигался, море бурлило.

3). Незаметно подкрался вечер.

4). Море укутала темная южная ночь.

5). Величаво свободное море.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

После чтения работ подво

urok.1sept.ru

«Роль эпитета при описании состояния окружающей среды»

Статья учителя русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №16 с УИОП»

«Роль эпитета при описании состояния окружающей среды»

Исследовательская деятельность учащихся ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, как мне добыть эти знания. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников исследовательской деятельности. Ценность ИД в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно приобретать знания, вооружаются способами и методами познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Общеизвестно, что по своей природе ребёнок отличается любознательностью, неутомимо открывая с помощью взрослых мир. Главное для учителя – не убить заложенные природой исследовательские задатки. Из своего опыта я знаю, что ничто так не убивает познавательный интерес, как пассивное слушание учебного материала без личной заинтересованности в его изучении. Тем более слабый ученик никогда не запомнит тот материал, который он не осознал.

Роль эпитета при описании состояния окружающей среды

На уроках русского языка и развития речи мы уделяем мало внимание образной стороне речи учащихся, формированию у них умения сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка

«Понимание речи заключается в цепи ассоциаций»,- писал Л.Выготский. Ассоциативность мышления лежит в основе умения говорить и писать ярко, образно. А формирование этого умения начинается с того, что мы учим наших воспитанников воспринимать художественный текст. Наша задача – помочь детям увидеть и «расшифровать» изобразительно-выразительные средства языка, и путь к этому – «двойное – аналитическое и синтетическое – прочтение художественного текста» (Н.М.Шанский). Оно влияет и на восприятие школьниками окружающего мира, оценку его (так возникает внимание к различным аспектам окружающей действительности), эмоциональное выражение их собственных чувств. При этом ярко выступает роль речевых средств, воссоздающих разные проявления чувственного восприятия, в частности изобразительных и выразительных эпитетов – звуковых, световых, цветовых, эмоциональных и т.д.

С V класса я начинаю обучать детей анализу и пониманию речевой формы высказывания и поиску выразительных средств при написании собственных творческих работ. С этой целью на уроках русского языка и литературы мы регулярно обращаемся к художественным текстам, содержащим эпитеты.

Эпитет является тропом достаточно распространенным, доступным для учащихся средних классов, и интересным для них. Конечно, эпитет не может изучаться изолированно от других выразительных средств, поэтому уделяется внимание и сравнению, метафоре, олицетворению, метонимии.

Систематичность обучения выразительности речи обеспечивалась наблюдением за функционированием изобразительно-выразительных средств языка во всех художественных текстах в учебниках русского языка, а также в произведениях, изучаемых на уроках литературы. Кроме того, в течение всего обучения проводятся синтаксические «пятиминутки», когда учащиеся анализируют предложения, содержащие эпитеты и другие средства выразительности. При подготовке сочинений и изложений обращается внимание на имеющиеся или возможные в тексте эпитеты, метафоры, сравнения.

На уроках русского языка и литературы дети получают понятие о тропах.

Тропы

  • Сопоставление – это соотнесение двух предметов, имеющих нечто общее, с целью их характеристики («В безветренную погоду небо и река кажутся одинаково бездонными»)

  • Сравнение – это соотнесение двух предметов , при котором служит средством характеристики первого («В безветренную погоду река кажется бездонной, как и небо»).

  • Метафора – перенос значения по сходству:

— по цвету: золотые кудри;

— по форме: голова сыра;

— по расположению двух предметов по отношению к чему-либо: хвост ракеты;

— по оценке: ясный взгляд;

— по впечатлению: черные дни.

По степени выразительности в речи выделяются 3 группы метафор:

* сухие (ножка стула)

* образные (золотая прядь)

* авторские («Страна березового ситца» С.Есенин)

  • Олицетворение – перенос свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы или животных.

  • Аллегория (иносказание)- изображение отвлеченного понятия через конкретный образ.

  • Метонимия – перенос значения по смежности:

— перенос названия материала на само изделие (спортсмены привезли золото и серебро)

— перенос по пространственным отношениям (Класс встретил учителя)

— временные (провели вечер /праздник/)

— по действию на результат (получил фотографию)

— места на изделие ( гжель)

— имени изготовителя на изделие (револьвер)

— действия и места действия (переход не удобен)

— с названия предмета на его обладателя (известный бас)

  • Синекдоха –перенос с названия целого на его часть ( я съел грушу; прочитал Чехова)

  • Гипербола – художественное преувеличение.

  • Литота – худ. преуменьшение /Талии никак не толще бутылочной шейки/

  • Ирония – употребление слова в смысле, противоположному прямому

  • Астеизм – похвала (обычно самого себя) в форме порицания.

  • Перифраз (окологоворение) – замена однословного названия описательным оборотом.

  • Дисфемизм (грубословие) – выражение говорящим отрицательной оценки при отсутствии запрета на грубость. /окчуриться, дать дуба/.

  • Эпитет – образное определение (яблочное захолустье – яблочное варенье)

hello_html_m5999beaa.gifопределяет предмет

hello_html_m7ca33b9b.gifhello_html_b092961.gifЭпитет подчеркивает качества предмета

переносит новое качество на предмет

hello_html_32eac4d0.gifhello_html_1f80161d.gifhello_html_m5fa00db0.gifпредмет свойства

hello_html_mbe660a1.gifhello_html_4a24ade5.gifhello_html_m3cf1253a.gifЭпитет определяет выделяет его качества

явление признаки

Учащиеся понимают, что признак, выраженный эпитетом, как бы присоединяется к предмету, обогащая его в смысловом и эмоциональном отношении, что это свойство эпитета и используется при создании образа.

Итак, приведу описание урока русского языка в VI классе.

Тема урока: Роль эпитета при описании состояния окружающей среды

Цели урока:

  1. познакомить учащихся со значением эпитетов, формировать умение находить эпитеты в тексте и использовать их как выразительное средство при написании собственных творческих работ; отличать эпитеты от прилагательных в прямом значении и от других изобразительно-выразительных средств;

  2. развивать речь и эстетический вкус учащихся;

  3. приобщать детей к красоте и богатству родной речи и природы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся.

— Давайте попробуем себя в поэтическом творчестве. В отрывке стихотворения С.Есенина убраны три слова, подберите свои вместо многоточия.

Поет зима — аукает,

… лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской

Плывут в страну далекую

… облака.

-Давайте заслушаем ваши получившиеся отрывки стихотворения и сравним их с авторским.

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

Как изменился текст? У кого удачнее вариант? В чем причина?

/ Эпитеты придают тексту цельность, гармоничность. У С.Есенина нарисован зимний сказочный лес. Здесь нет противоречия, контраста эпитетов./

  1. Тема урока: Роль эпитета при описании состояния окружающей среды

  1. Проверка домашнего задания.

— К сегодняшнему уроку вы получили задание: найти картинку с изображением зимнего пейзажа и подобрать к ней четверостишье. Давайте заслушаем отрывки тех ребят, у кого в них встретились эпитеты. — Какую закономерность вы увидели в этих словах?

1. Это прилагательные

2. Они имеют переносное значение

3. Эпитет

4. Троп

— Давайте вспомним: что такое эпитет? /это образное определение/. Какую роль играют эпитеты в тексте?

5. Цели для учащихся:

  1. уметь находить эпитеты в тексте и использовать как выразительное средство при написании собственных творческих работ; уметь отличать эпитеты от прилагательных в прямом значении и от других изобразительно-выразительных средств;

  2. развивать речь и эстетический вкус;

  3. уметь видеть красоту и богатство родной речи и природы.

5. Изучение нового.

Орфографическая работа. Запись в тетради.

Изобразительно – выразительные средства языка /эпитет/.

Описание состояния окружающей среды.

Путешествие в Эпитландию.

Изоград Эмоциоград

Изобразительные Выразительные

/нет оценки/ /есть оценка/

— световые — оценочные

— цветовые — эмоциональные

— звуковые — метафорические

  1. Закрепление

— Работа по вариантам. Подберите различные эпитеты к слову /выразительный и изобразительный/

Виды эпитетов /изобразительные и выразительные/

1в. 2в. 3в. 4в. 5в. 6в.

Зима Снег Ветер Снежинки Небо Мороз

— Посмотрите, какие эпитеты используют поэты в своих произведениях. Сравните их со своими.

Зима Снег Ветер Снежинки Небо Мороз

Чародейка серебристый резкий хрупкие печальное лютый

Белоснежна изумительный обжигающий кружевные серое трескучий

Прекрасная мягкий порывистый искристые чистое сильный

Суровая блестящий студеный хрустальные хмурое жгучий

Величавая молодой леденящий сверкающие бесконечное колючий

Вьюжная рыхлый сильный узорчатые мрачное воевода

! Чародейка и воевода – особый вид эпитетов, выраженных существительными, но отвечающими на вопрос какой?

! Деление на группы условно, так как в одном слове может присутствовать и эмоциональная, и изобразительная оценка /хмурое небо/.

  1. Задачи перед просмотром фильма:

  1. ответить на вопрос, каким увидели снег разные поэты, писатели, художники, музыканты?

  2. особенности «взгляда» этих людей на зимнюю природу.

  3. обратить внимание на музыкальное сопровождение текста;

  1. Просмотр фильма.

В фильме лектор рассказывает, что снег бывает разный: желтый, синий, розовый, а не только белый. Приводятся отрывки различных текстов поэтов и писателей о снеге, картины художников, и все это происходит на фоне прекрасной музыки. Этот фильм эмоционально настраивает детей на написание собственной творческой работы.

  1. Ответы учащихся на поставленные перед фильмом вопросы.

  2. Работа с черновиком.

— Напишите сочинение – миниатюру о снеге и вашем настроении, используя изобразительно – выразительные средства /эпитет/. Подберите название – эпитет к сочинению.

11. Написание черновика.

Тишина зимнего леса окутала класс. Бегут ручки по снежной белизне бумаги. Легко и откровенно пишут дети. Порой кто-то поднимет голову – и взгляд мой тонет в детских глазах. Мне завидно: я одна-одинешенька осталась в Реальном мире.

12. Заслушивание нескольких работ учащихся. /напомнить структуру сочинения/.

Приведу пример творческой работы ученика, который еще на уроке написал:

Мороз и солнце, день чудесный;

Вот видишь, снег летит прелестный.

Летит он плавно, не спеша,

Так хочется его потрогать

И посмотреть издалека.

Люблю ходить в лесу по лесу

И рисовать его люблю.

Люблю, когда под зимний вечер

Блестит, как яркая звезда.

Растает он еще нескоро,

Но и растает – не беда.

Он выпадает год за годом,

Что так приятно для меня.

Именно эмоциональный настрой фильма создал почву для написания работы (это первое собственное стихотворение этого ребенка).

13. Задание на дом: закончить сочинение.

14. Рефлексия.

— Каким был для вас этот урок? Нарядите елочку снежинкой.

Снежинки

розовые желтые голубые узнал много нового, интересно, но не все было сложно, расширил представление понял, иногда многое не понял, об эпитете, готов к написанию затруднялся. работу написать творческой работы. будет сложно.

15. Благодарность за работу на уроке.

Так приятно взять в руки, открыть и читать листочки с сочинениями: они оформлены рамочками, рисунками, изображающими зимний лес, подобранными отрывками стихотворений. Приведу отрывки детских сочинений.

«Каждый человек видит зиму по-своему. Одни видят ее грустной и хмурой, другие – веселой и игривой.

Зима загадочна и таинственна. У нее часто меняется характер. Идет серебристый, мягкий, изумительный снег. Небо печальное, чистое, бесконечное. Падают искристые, кружевные, хрустальные снежинки. Иногда пробирается сквозь дома резкий, студеный ветер. Несколько дней у нас может стоять лютый, колючий мороз-воевода.

Чародейка – зима прекрасная, величавая. Я люблю родную зиму».

«Голубой, блестящий, мягкий нег укрыл деревья, как пуховое одеяло. Наверное, это вечерний снег. Он лежит на ветвях деревьев, как бахрома. Он такой неподвижный, немой».

«Ах! Какая красивая зима! Солнце блестит над головой. И кажется, что снег серебристый, солнечный. Сама же зима бывает бушующая , а бывает тихая, спокойная. В ней отражаются все природные краски».

« Вот наступила величавая, белоснежная зима. Она засыпала землю мелким пушистым снегом. Зима засыпала деревья в серебристые наряды, которые сверкают на солнце, как хрусталь, расписала стекла домов причудливыми кружевными узорами».

«На улице в разгаре зимы летают стеклянные снежинки. Снег хрустит под ногами. На небе воет порывистый и студеный ветер. На дорогах и полянах лежит серебристый изумительный, блестящий снег. Зима наступила суровая, величавая. Снежинки закутывают ветер, превращаясь в леденящий и колючий мороз. Люди называют такую зиму чудной».

«Зима – прекрасное время года. На улице стоит сильный, жгучий, колючий мороз. Часто идет мягкий блестящий снег, дует резкий, обжигающий, леденящий ветер. Небо зимой печальное, хмурое, бесконечное. Вот такая бывает зима: белоснежная, прекрасная, величавая и суровая!»

Проваливаясь в очередное сочинение, напоминаю самой себе: «Всему надо учить. Творчество – не исключение…»

Применяя исследовательские методы на уроках русского языка, я стремлюсь повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым методам и методам творческого самовыражения. Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе самодостаточную личность. Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.

Результаты моей деятельности:

1. воспитание интереса у учащихся,

2. развитие коммуникативных качеств,

3. развитие ИКТ-компетнций у учащихся,

4. развитие творческих возможностей детей,

5. формирование практических умений организации научной работы,

6. повышение качества обучения.

infourok.ru

Урок-практикум «Роль эпитетов в художественном тексте»

Урок-практикум. Литература 5 класс

Л.А. Данцова, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа №10» г. Ростов-на-Дону

Тема урока: «Роль эпитетов в художественном тексте»

Эпиграф: «Литература — это искусство слова».

Цель урока: развитие творческих способностей.

Задачи урока:

— узнаем что такое эпитет,

— научимся находить эпитеты в тексте художественного произведения

и использовать в своей речи.

Ход урока

1. Вы сегодня будете в роли писателей. А для этого необходимо вспомнить, что такое пейзаж? Пейзаж- картина природы, что живопись- искусство красок; литература- искусство слова.

Каким же талантом надо обладать, чтобы описать красоту природы! А писатели смогли. Что им в этом помогает? Сейчас мы в этом постараемся разобраться.

2. Практическая работа.

Задание 1. Поучимся находить образные определения в тексте.

На какой вопрос отвечают определения?

Перед вами текст. Прочитайте, найдите в нем образные определения.

Весенний вечер.

За вершинами дальнего леса скрылось солнце. Пахнет весенними почками, теплой землей. Сам собою шевельнулся на земле прошлогодний мокрый листочек. Под ним показалась нежная травка. Много таинственных звуков в вечернем лесу.

Итак, эти образные определения называются эпитетами.

Задание 2. Поучимся использовать эпитеты в речи.

Идет по нашему городу зима. Накрыла снегом землю, деревья, дома. Мороз веселит и бодрит. Легко дышать воздухом. Светит солнце. Настроение у ребят.

Бедный рассказ. Давайте украсим его образными определениями.

Составим словарь «зимних» эпитетов. (пейзажи-картины) (на доске в столбик)

Используем свое писательское мастерство.

Зима (какая?) бесконечная, длинная, голодная, русская, седая, сердитая, вьюжная, суровая…

Снег (какой?) вчерашний, глубокий, прошлогодний, первый, слепящий…

Мороз (какой?) трескучий

Воздух (какой?) бодрящий, ледяной, морозный, хвойный, чистый…

Солнце (какое?) палящее

Настроение (какое?)

Задание 3. Впишите в текст определения.

Идет по нашему городу (какая?)________ зима.

Накрыла (каким?)____________ снегом землю, деревья, дома.

(Какой?) _________ мороз веселит и бодрит.

Легко дышать (каким?)_________ воздухом.

Светит (какое?) _________ солнце.

Настроение у ребят (какое?)___________.

Прочитайте рассказ.

Вывод: перед вами текст с эпитетами и без эпитетов. Какой интереснее? Что сделало его таким? Использование эпитетов. Они делают речь красивой, яркой, выражают отношение к природе и настроение.

Задание 4. Самостоятельно украсьте стихотворение эпитетами.

_______ снег, _________,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

________ лес что шапкой

Принакрылся ________

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Материал для справок: белый, серебристый, золотой, ровный, белоснежный, чудный, пушистый, чистый, легкий, высокий, яркий, прозрачный, нежный, темный.

Прочитайте.

А вот как звучит фрагмент из стихотворения И. Сурикова «Зима». (замечательного русского художника и поэта).

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Вывод: для чего поэт использовал эпитет?

Задание 5. Составьте небольшой рассказ на тему «Зима», используя словарь эпитетов. (картина )

Итог наших наблюдений. Эпитеты- образные, эмоциональные определения, служат для описания природы и выражают настроение и отношение автора к ней.

Домашнее задание: используя эпитеты, опишите картину природы на тему: «Вид из окна», «Зимнее утро», «Зимний день».

Заключительное слово учителя.

Зарисовка «Зимняя сказка» в прозе и стихах. Надеюсь, что кто-нибудь из вас станет писателем, а пока вы только учитесь.

Зимняя сказка

Идет по нашему городу седая зима. Посмотри на замерзшее окно и увидишь причудливые узоры, нарисованные морозом. Твоя фантазия спешит за снежную завесу. Хоровод снежинок увлек в волшебную зимнюю сказку.

Добрая зимняя сказка,

Лучший подарок судьбы,

Светится нежно и ласково

Лучиком света из тьмы.

Кроткая, тихая радость

Греет нам сердце теплом.

Белую зимнюю сказку

Мы сочиняем вдвоем.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *