Роль в предложении местоимение – Местоимения в русском языке – какие бывают, таблица с примерами и правила (4-6 класс)

Роль личных местоимений в предложении

Конспект урока русского языка «Роль личных местоимений в предложении».

Цель урока: добиться усвоения учащимися знаний о членах предложения, которые могут быть выражены местоимениями. Совершенствовать умение распознавать и употреблять в речи личные местоимения. Развивать орфографическую зоркость, речь, мышление.

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

— Мне хочется, чтобы наша работа на уроке была плодотворной.

Чтобы вы, что-то новое для себя открыли на уроке, что-то интересное узнали.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений

— Начинаем урок с чистописания.

— Для этой работы нужно подготовить пальчики:

Пальчиковая гимнастика

(Массаж кисти рук с помощью ручки)

  1. Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

 

2. Меж еловых мягких лап              (поглаживание пальчиками по столу)

Дождик: кап, кап, кап.               (постукивание по столу)

 Где сучок к сучку прилип            (хлопки в ладоши)

Вырос гриб, гриб, гриб.               (поднимают руки над столом)

Кто нашёл его, друзья, а?           (разгибают пальчики из кулачков)

    Это я, я, я, я!                                (загибают пальчики от мизинцев).

— Откроем тетради, запишем число, классная работа.

 Сегодня нам предстоит прописать каллиграфически правильно согласную букву П.

— Пропишем в воздухе.

— А теперь в тетради.

— Посмотрите ещё раз на ваши буквы, определите самую красивую, каллиграфически правильно написанную букву и обозначьте её зелёным цветом.  

 — Назовите 2 имени существительных, которые начинаются на букву П. (запишем 2 слова)

— Составьте мне 1 предложение с любым из слов.

— Выделите грамматическую основу предложения.

— Сегодня у нас с вами очень интересная тема. Какая? Попробуйте догадаться (чтение стихотворения).

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать — не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ, обратно, НАС.

Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ — к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше ТЕХ, —

Всё ЭТО тайной быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

3.Постановка учебной задачи.

— Поняли вы что-нибудь?

— А как вы думаете, почему?

— О чем же сегодня пойдет речь на уроке? (о местоимениях)

4. Работа по теме урока.

— Какими частями речи в предложении может быть выражено подлежащее? 

— Что такое местоимение?

— На какие вопросы отвечает местоимение? 

— Местоимение указывает на…

— Какую часть речи заменяют местоимения?  

— Назовите  местоимения единственного числа? (я,ты,он,она,оно)

— Множественного числа?(мы,вы,они)

— Какие местоимения относятся к местоимениям 1 лица (я,мы)

— 2 лица (ты,вы)

— 3 лица (он,она,оно,они)?

Физкультминутка.

На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди, 
Да смотри – не упади. 
А теперь постой на левой, 
Если ты солдатик смелый.

5.Самостоятельная работа

— На столе у вас карточки – рядом с личными местоимениями единственного числа запишите местоимения множественного числа.

1 вариант – укажите лицо у местоимений ед.ч.

2 вариант – укажите лицо у местоимений мн.ч.

6. Работа по теме урока.

Упр.21 с. 12.

— Прочтите отрывок К.И. Чуковского про себя.

— Прочтем его по ролям (доктор, автор. Крокодил)

— Запишите данный текст.

Работают с заданием.

7. Итог урока. Рефлексия.

— Поиграем в игру. Я начинаю предложение, а вы его завершаете.

— В предложении подлежащее может быть выражено ……именем существительным и ………(местоимением).

— Местоимение-это

………(самостоятельная часть речи).

— Местоимение – это часть речи, которая отвечает …….. на вопросы(кто? что?)

— Местоимение указывает ……. (на предмет, но не называет его).

— Местоимение получило такое название потому …….., что (употребляется вместо имени существительного).

— Мест-я ед. числа……(я, ты, он, она, оно).

— Мест-я мн. числа……. (мы, вы, они.

Домашнее задание: с.13 упр. 23 (Подчеркнуть подлежащее и указать лицо у местоимений)

Карточка для сам.работы

Ед.ч. Я Ты Он Она Оно

Мн.ч.________________________

Карточка для сам.работы

Ед.ч. Я Ты Он Она Оно

Мн.ч.________________________

Карточка для сам.работы

Ед.ч. Я Ты Он Она Оно

Мн.ч.________________________

Карточка для сам.работы

Ед.ч. Я Ты Он Она Оно

Мн.ч.________________________

Карточка для сам.работы

Ед.ч. Я Ты Он Она Оно

Мн.ч.________________________

Карточка для сам.работы

Ед.ч. Я Ты Он Она Оно

Мн.ч.________________________

МЕСТОИМЕНИЯ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА. РОЛЬ МЕСТОИМЕНИЙ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.

Урок русского языка в 3 классе № 53

Учитель начальных классов

Сулейманова Нияра Якубовна

Дата: 22.03.2018г.

Тема : мЕСТОИМЕНИЯ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА. роль местоимений в предложении.

Тип урока: комбинированный

Планируемые
результаты
(предметные)

Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета

Личностные
результаты

Проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; формируют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: общеучебные – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной
форме; извлекают необходимую информацию в стихотворении; логические – осуществляют анализ, устанав-
ливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают учебную задачу; составляют план и последовательность действий.

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами
родного языка и современных средств коммуникации

Основное содержание темы, понятия
и термины

Личные местоимения: я, ты, мы, он, она, оно, мы, вы, они.

Грамматические признаки личных местоимений:
лицо, число, род (у местоимений 3-го числа единственного числа).

Образовательные
ресурсы

Учебник, с. 95–97. Таблица «Личные местоимения», наглядный материал, индивидуальные карточки

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня урок мне хотелось бы начать с одной восточной мудрости.

«Давным-давно жили два мудреца. Один из них был очень мудрым, а другой ему завидовал. И чтобы показать себя мудрее первого, придумал хитрый вопрос. Он поймал бабочку, спрятал её в кулаке и спросил: «Живая она, или мёртвая?» А сам подумал, если скажет: «Живая», сожму руку и она умрёт. Если скажет: «Мёртвая» — выпущу, она улетит. Он не угадает и опозорится. Но первый мудрец на вопрос «Живая она, или мёртвая? Ответил: « Всё в твоих руках».

— Ребята и успех нашего урока тоже в ваших руках. Желаю вам удачи на уроке.

II. Актуализация знаний.

– Сегодня на уроке русского языка мы продолжим знакомиться с тайнами правописания

слов русского языка, чтобы наша речь была красивой, многообразной и грамотной.

– Для того, чтобы изучать новый материал, нам надо иметь прочные знания по предыдущему. Поэтому, как всегда, мы начинаем с повторения.

– Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и положите ручки. Сидите правильно, следите за осанкой.

– Ответьте на вопросы: (слайд 2)

  • Что такое местоимение?

  • Приведи примеры.

  • Какие местоимения личные?

Я, мыуказывают на того, кто говорит;

Ты, выуказывают на того, к кому обращаются с речью;

Он, она, оно, они — указывают на того, о ком (или о чем) говорят

Весна, холодный, она, солнце.

Тёплая, апрель, мы, яркое.

Я, ты, мы, она, он, оно, они.

Какого личного местоимения не хватает в этом ряду? Запишите местоимения в тетрадь, допишите недостающее.

– А теперь выполним задание:

– Заполним таблицу на доске ( один человек работает у доски, остальные на индивидуальных карточках):

Лицо

Число

Единственное

Множественное

1

Я

Мы

2

Ты

Вы

3

Он, она, оно

Они

-ВЗАИМОПРОВЕРКА

-Групповая проверка, работающего у доски.

– Назовите, к какому лицу относятся записанные местоимения?

– Продолжаем. Прочитайте четверостишие (слайд 3).

Я, ты, он, она,
Вместе — целая страна.
Вместе — дружная семья,
В слове «мы» — сто тысяч «я».

–Спишите. Подчеркните местоимения. Проверьте.(слайд 4)

Назовите число и лицо каждого местоимения.

–Объясните смысл четверостишия.

III. Работа над новым материалом.

  1. Формулирование целей урока.

– Ребята, а теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока ( слайд 5) и попробуем определить, чему же мы должны научиться на сегодняшнем уроке ( слайд 6).

  1. Работа со стихотворением-загадкой( слайд 7).

Утром – так заведено –

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идёт ОНО

Розовой жар-птицей…

А стемнеет – ОН придёт,

Тоненький, смущённый,

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной.

Срок пришёл – плывёт ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна.

– Кто же такие ОНО? ОН? ОНА?

( Слайд 8) Запишите столбиком слова-отгадки, в скобках запишите местоимения.

–А теперь через чёрточку укажите лицо, число и род имён существительных вместе с местоимениями.

–Проверьте, правильно ли вы справились:

Солнце (оно) – 3 л., ед.ч., ср.р.

Месяц (он) – 3 л., ед.ч., м.р.

Луна (она) – 3 л., ед.ч., ж.р.

  1. Работа в парах. ( Слайд 9 )

–Составьте два предложения. В первом употребите любое из данных слов, а во втором вместо этого слова употребите местоимение.

Запишите свои предложения. (Зачитать 2-3 работы, при необходимости откорректировать).

  1. ФИЗМИНУТКА

Я иду и ты идешь — раз, два, три.  (Шагаем на месте.)

Я пою и ты поешь — раз, два, три.   (Хлопаем в ладоши.)

Мы идем и мы поем — раз, два, три.  (Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

  1. Диктовка. Ночью на небе появились звёзды. Они мерцали светло-голубым светом.

– Разберите второе предложение по членам предложения. Вместо какого слова в нём употреблено местоимение ОНИ? Можно ли определить род этого местоимения? Почему?

( Т.к. оно стоит во множественном числе).

  1. Работа с учебником. ( слайд 10)

– Откройте учебник на стр.95, прочитайте правило. Что вы узнали?

– Посмотрите задание упражнения 161. Выполним его устно.

  1. Работа со словарным словом. (Слайд 11)

– Прочитайте загадку, дополните её отгадкой.

Самый лучший день недели,
Когда будни надоели.
Спим подольше, пьём варенье,
В выходной день воскресе́нье

–Пропишите отгадку каллиграфически до конца строки, подчеркните ошибкоопасные места, поставьте ударение. . (РАБОТА СО СЛОВАРЕМ)

8. Физминутка (сидя).

Учитель: Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты —

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты —

Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

9. -Выполняют упражнение 163. Комментируют написанное (у доски)

10.—Какова же роль местоимений в предложении?

Местоимение –это часть речи, которая употребляется вместо имени существительного.

Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов

-Ребята, а в жизни, в окружающем мире, где мы можем встретить местоимения???

IV. Рефлексия. (Слайд 12)

Продолжите высказывание:

  • Местоимение – это часть речи, которая…

  • Личные местоимения изменяются по…

  • Местоимения 3-его лица в ед.числе изменяются …

и могу это объяснить одноклассникам.

но не уверен, что объясню

V. Оценивание

VI. Домашнее задание:( Слайд 16) Выучить правило на стр.95, выполнить упражнение 166.

VII. Эмоциональное завершение урока.

– Дорогие ребята! Учитесь владеть русским языком! Говорите правильно! И помните, что МЫ всегда сильнее, чем Я.

Какую роль в нашей речи выполняет местоимения?

Для начала вспомним, что такое местоимение.

Определение местоимения 

Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.

Роль местоимений в русском языке огромна. Можно даже уверенно сказать, что без местоимений русский язык просто не существовал бы.

Можно привести много доказательств в пользу необходимости местоимений в речи.

Местоимения в русской речи выступают как бы «вторыми заместителями» существительных, прилагательных, числительных. Тем самым они помогают в речи избежать многочисленных повторов. Если бы не было местоимений, мы не смогли бы заменить повторяющиеся слова в тексте, нам каждый раз пришлось бы употреблять одно и то же слово, чтобы изложить свою мысль. От этого речь становилась бы более громоздкой и трудной не только для воспроизведения, но и для понимания. Для примера приведем небольшой кусок текста с использованием местоимений.

У Тани сегодня день рождения. В этот день её родители подарили ей куклу. Таня очень обрадовалась подарку, потому что она давно о нем мечтала. 

Теперь попробуем этот же текст переписать без местоимений, сохранив при этом смысл.

У Тани сегодня день рождения. В день рождения родители Тани подарили Тане куклу. Таня очень обрадовалась подарку, потому что давно мечтала о подарке.

Как мы видим, без местоимений в тексте стало очень много повторов, он стал очень трудным для понимания, в конце концов, он звучит уже не так красиво. 

Кроме того, местоимения указывают на предметы: такой, этот, тот. Как бы мы ни старались, мы не сможем их заменить другими словами.

Если бы не было местоимений, мы даже не смогли бы сами себя называть «я». Вместо этого, мы называли бы себя по имени и говорили бы о себе в третьем лице. Например, вместо фразы «Я хочу спать» мы говорили бы «Маша хочет спать». При обращении к кому-либо вместо местоимений «ты», «вы», мы также обращались бы по имени. Вместо «Ты пойдешь в кино?» мы спросили бы у Димы «Дима пойдет в кино?». Звучит немного странно и даже абсурдно, не правда ли?

Несколько аргументов в пользу местоимений

Обобщив все вышесказанное, приведем несколько кратких аргументов:

  • Местоимения заменяют слова, помогая избежать повторов в речи.
  • Они делают речь красивее и понятнее.
  • Местоимения указывают на предметы.
  • Местоимения позволяют указывать на лица: я, ты, он, мы, вы, ты.

Таким образом, роль местоимений в русском языке трудно переоценить.

Роль местоимений в предложении.

БЕКІТЕМІН:

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

А.Т.Куандыков

« _____ » _________ 201__ г.

________

Учитель: Кульсаринова Гульмира Еркиновна

Предмет: Русский язык

Класс: 6 класс

Дата проведения: ____________

Урок ________

Тема урока: Роль местоимений в предложении. Повторение.

Цель (обучения): Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Местоимение».

Цель (личностного развития): Развитие умений сравнивать, обобщать, анализировать и высказывать оценочные суждения.

Ожидаемые результаты:

А. Ученик работает индивидуально и в паре; обобщает и систематизирует знания по теме;

применяет полученные знания.

В. Ученик составляет вопросы высокого порядка.

С. Ученик высказывает оценочные суждения

Время

Время по этапам

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационные формы

Оценивание

Используемые модули

1-2 мин

1-2 мин

Организационный момент.

Приветствие. Психологический настрой на урок.

Организация работы в парах.

Создание благоприят-ного психологи-ческого климата.

Формативное

( похвала)

3-8 мин

4-5 мин

Проверка выполнения домашнего задания.

Выявление одарённых и талантливых детей.

Проверка усвоения материала прошлого урока

Учитель собирает письменные работы учащихся.

Учитель организует работу по проверке изученного материала в парах:

Учащиеся сдают свои работы.

Ученики выполняют проверку знаний в парах

Обучение талантливых и одарённых учеников.

Оценивание для обучения. Использование новых технологий (ИКТ).

9-10

1 мин

Стадия вызова

Пробуждение интереса к получению новой информации.

Сегодня мы побываем с вами в редакции газеты. Вы побудете в роли редактора и репортеров.

Критическое мышление («Маршрутный лист»).

11 — 34

21 мин

2 мин

Осмысление содержания

Физминутка.

Получение новой информации

Обсуждение результатов парной работы.

1. Представьте, что вы редактор школьной газеты, сделайте правку текста статьи про животных.

1 гр. «Сова – хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши. Сова охотится на мелких животных». или

2 гр. «В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком».

2. Обязательный уровень. (*Для слабых детей) Вставьте по смыслу местоимения в твое письмо другу.

(Ты) умеешь играть в шахматы? (Я) научил брата, и (мы) с удовольствием играем. (Он) уже хорошо играет. Шахматы — интересная и полезная игра. (Она) учит мыслить, воспитывает волю и внимание.

3.** Обсудите в паре, в чём

сходство и различие местоимения и именных частей речи на 3 группы (1- сущ., 2-прилаг., 3-числит.), и укажите их морфологические и синтаксические признаки. Представить в виде диаграммы Вена. Представить остальным группам.

4.****«В гостях у семьи Местоимения».

Представьте себе, что вы — репортер. Вам дали задание взять интервью у семейства Местоимений. Вам надо подготовить вопросы для встречи, что бы они познавательные и размышляющие.

Ученики организуют индивидуальный поиск, запись в тетрадях и взаимопроверку письменных работ, обсуждение через диалог в паре.

Ученики заполняют по ходу урока маршрутные листы по пунктам тем.

Парное и индивидуальное обучение.

Формативное оценивание

(взаимооценка, самооценка, техника «Ошибочности понимания»).

Использование новых технологий (ИКТ). Новые подходы в обучении: Диалоговое обучение (кумулятивная беседа).

Обучение талантливых и одарённых.

Оценивание для обучения.

35-41

6 мин

Закрепление знаний.

Тестирование.

Организуется письменная работа по тестам по изученному материалу.

Ключ выносится на ИД.

Учащиеся выполняют письменно задания, осуществляют взаимопроверку с ключами на ИД, оценивают работу соседа. Критерии оценивания тестирования на доске по баллам. По 1 балу за правильный ответ.

9-10 б. (89-100%) = «5»

7-8 б. (75-88%) = «4»

6 б. (61-74%) = «3»

5 б. и менее (60% и менее) = «2»

Индивидуальное

Формативное оценивание (взаимопроверка)

Использование новых технологий (ИКТ).

41-43 мин

2-3 мин

Рефлексия

Анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации

Вопросы по тестам:

— Что не получилось?

— Какие проблемы возникли?

— Какие пути решения проблем вы нашли?

— Спасибо за работу на уроке.

Учащиеся заполняют маршрутные листы и в устной форме высказывают своё мнение о том, что не получилось и какие проблемы возникли на уроке.

Индивидуальное обучение

Формативное оценивание

Критическое мышление.

Оценивание для обучения

44-45 мин

1 мин

Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Варианты домашнего задания высвечиваются на ИД: .***Придумай рекламу местоимения.

* Выполните упр.541. Списать пословицы, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Укажите разряд местоимений. Обозначить падеж местоимений. Объясните значение пословиц и поговорок.

** Составьте алгоритм для правописания неопределенных и отрицательных местоимений.

*** Придумайте лингвистическую сказку или правило-стих об условии написания НЕ-НИ в отрицательных местоимениях.

Дети записывают домашнее задание в дневники.

Индивидуальное обучение

Обучение талантливых и одарённых.

Использование новых технологий (ИКТ).

Критическое мышление (эссе)

Приложение 1. Теория.

Притяжательные местоимения отвечают на вопрос чей? чья? чьё? чьи? и указывают на принадлежность предмета лицу, о котором идёт речь.
Грамматические признаки притяжательных местоимений:
имеют формы единственного и множественного числа: ваш — ваши, свой — свои;

имеют формы рода: ваш — ваша — ваше, свой — своя, наш — наша;

изменяются по падежам (кроме её, его, их) по типу прилагательных: мой — моего — моему, ваши — ваших — вашим — вашими.
Местоимения её, его, их происходят от родительного падежа местоимений он, она, они.
Они имеют род и число, не изменяются по падежам, сочетаются с существительными в любых падежах: его отцу, его отцом, о её отце, с её отцом.
Местоимения мой, твой, свой, ваш, наш в предложении выступают в роли согласованного определения.
Местоимения его, её, их — в роли несогласованного определения.

Карточка № 1.

НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ УКАЗЫВАЮТ

НА НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРЕДМЕТ

НА

НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА

НА НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО

НА НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЙ

НЕКТО

НЕЧТО

НЕКИЙ

НЕКОТОРЫЙ

НЕСКОЛЬКО

КОЕ-ГДЕ

КОГДА-ТО

КАК-НИБУДЬ

Неопределённые местоимения, кроме некто и нечто, изменяются по падежам. Местоимение некто имеет форму только И. п., а нечто – только И. и В. п.

Некоторые неопределённые местоимения изменяются также по родам и числам.

Вопросительные

местоимения

Неопределённые

местоимения

Кто

Что

Который

Сколько

Некто

Нечто

Некоторый

Несколько

Кое-кто

Что-то

Какой-либо

Сколько-

нибудь

Образование неопределенных местоимений

Правописание неопределенных местоимений

Некто

Кое с кем

Кто-то

Нечто

Кое для кого

Чей-либо

Некий

Кое о чем

Где-нибудь

Некоторый

Кое по кому

Кое-какой

НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ ПИШУТСЯ

ВМЕСТЕ

РАЗДЕЛЬНО

ЧЕРЕЗ ДЕФИС

Некто

Кое с кем

Кто-то

Нечто

Кое для кого

Чей-либо

Некий

Кое о чем

Где-нибудь

Некоторый

Кое по кому

Кое-какой

ПРИСТАВКА НЕ- ПИШЕТСЯ СЛИТНО

В ПАДЕЖНЫХ ФОРМАХ С ПРЕДЛОГАМИ ВСЕ ЧАСТИ СЛОВА С ЧАСТИЦЕЙ КОЕ ПИШУТСЯ РАЗДЕЛЬНО

ЧАСТИЦЫ ТО, ЛИБО, НИБУДЬ, КОЕ ПИШУТСЯ ЧЕРЕЗ ДЕФИС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *