Русская литература серебряного века: Поэзия Серебряного века. 11 класс. В помощь школьнику

Содержание

Поэзия Серебряного века. 11 класс. В помощь школьнику

Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.

Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII—XX вв.

Текст: Ольга Разумихина

Серебряный век поэзии

Конец XIX и начало ХХ века в России принято называть «Серебряным веком русской литературы». Почему Серебряным, спросите вы? Потому что «Золотым веком» называют другую эпоху — время, когда творили А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь. Первоначально этот термин, придуманный критиком М. А. Антоновичем, относился лишь к первой половине XIX века, но затем «захватил» и И. С. Тургенева, и Ф. М. Достоевского, и А. А. Фета с Ф. И. Тютчевым.

Правда, в те времена поэты и писатели в большинстве своём не становились основоположниками литературных направлений, не составляли манифесты. Да, раннюю поэзию Пушкина и Лермонтова можно отнести к романтизму, но он появился на Западе ещё до того, как будущие гении взялись за перо; затем восторжествовал реализм, а некоторые критики, такие как Ф. В. Булгарин, презрительно называли созданные в русле этого направления работы «натуралистическими», указывая, что писатели, по их мнению, слишком увлеклись бытописанием «грязных» сцен из бытовой жизни. А вот поэты Серебряного века формировали направления более чем осознанно — и у каждого из них была своя идеология и художественные принципы.

Символизм

Самое раннее из литературных направлений Серебряного века — символизм — тоже, строго говоря, не было изобретено отечественными авторами: этот термин родился среди французских поэтов. Однако в России он был переосмыслен и получил новое развитие. Более того, направление стало настолько популярно, что работавшие в его рамках авторы разделились на «поколения» старших и младших символистов.

К старшим символистам принято относить таких поэтов, как К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Д. С. Мережковский и З. Н. Гиппиус, — их лирические герои решительно отвергали реальность и предпочитали жить в абстрактном мире идей, свободных фантазий и вдохновения. Младшие символисты — это такие знаменитые поэты, как А. А. Блок и Андрей Белый, — также утверждали, что действительность далека от идеала, но стремились к более конкретному идеалу: миру, где царит Вечная Женственность, та сила, которая торжествует в Раю, описанном ещё средневековым поэтом Данте в «Божественной комедии». Добравшись до самого высокого из Небес, Данте встречает Беатриче — женщину, в которой слилось земное и божественное начала:

О, что за трепет душу мне объял,

Когда я обернулся к Беатриче

И ничего не видел, хоть стоял

Вблизи нее и в мире всех величий!

Особенно много подобных женских образов встречается в лирике А. А. Блока, автора статьи «О современном состоянии русского символизма» (1910). Лирические герои его стихотворений тоскуют о «Прекрасной даме» или «Незнакомке». Именно так называется одно из самых знаменитых стихотворений этого автора: в нём рассказывается о таинственной даме, которая, как прекрасное видение, оказывается в трактире среди «пьяниц с глазами кроликов». Герой не понимает, действительно ли он видит женщину или она только мерещится ему — как отражение мечты о божественной любви:

И каждый вечер в час назначенный

(Иль это только снится мне?)

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

<…>

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука. (1906)

Как и следует из названия направления, его авторы использовали множество символов. Символ отличается от образа тем, что он обладает сразу множеством значений. Например, роза может быть как символом любви, так и знаком раздора и даже вражды (вспомним Войну Алой и Белой розы), а также скорби. Впрочем, некоторые критики считали, что символисты порой слишком уж «воспаряли» над земным миром — настолько, что это становилось смешным. Так, В. С. Соловьёв даже написал стихотворный цикл «Пародии на русских символистов», где есть следующие строки:

На небесах горят паникадила,

А снизу — тьма.

Ходила ты к нему иль не ходила?

Скажи сама!

<…>

И не зови сову благоразумья

Ты в эту ночь!

Ослы терпенья и слоны раздумья

Бежали прочь. (1895)

Акмеизм

Другое литературное направление Серебряного века — акмеизм — можно назвать почти полной противоположностью символизма. Поэты, принадлежавшие к этому лагерю, проповедовали «прекрасную ясность» и вместо символов использовали вполне конкретные детали, пришедшие из «грубого», но всё равно прекрасного, по их мнению, мира. А. А. Ахматова подытожила опыт поэтов-акмеистов в стихотворении «Мне ни к чему одические рати…», написанном уже в 1940 году. «Одические» здесь — производное от слова «ода», то есть возвышенное классицистическое произведение, написанное в честь какого-либо человека или события. В этом стихотворении читаем:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

 

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне. (1940)

У акмеистов внутренние противоречия в душах лирических героев отражаются через неловкость движений, эмоциональные всплески. В одном из самых известных стихотворений той же Ахматовой — «Песня последней встречи» — девушка, переживая из-за разрыва с возлюбленным, «...на правую руку надела / Перчатку с левой руки». Это произведение так понравилось поклонникам (а в особенности — поклонницам) современной поэзии, что они стали «штамповать» собственные творения с практически дословными цитатами. Так, в литературной гостиной Н. С. Гумилёва одна дама вдохновенно читала о том, как она «…туфлю с левой ноги / На правую ногу надела». Таких поэтесс Гумилёв саркастически называл «подахматовками».

Акмеисты иногда также называли себя «адамистами», отсылая слушателей к фигуре Адама — первого человека на Земле, который, согласно преданию, дал названия всем животным, растениям и предметам. Слово же «акмеизм» происходит от греческого «акме», которое обозначает «пик, наивысшую точку чего-либо». В рядах акмеистов, помимо Ахматовой, состояли О. Э. Мандельштам — автор статьи «Утро акмеизма» (1912) — и, конечно, сам Н. С. Гумилёв.

Футуризм

Футуристы (от латинского слова  futurum — «будущее») не пытались сбежать от мира в «башню из слоновой кости»: они мечтали этот мир изменить. Представители этого направления прославились наиболее эпатажными заявлениями и выходками. Так,  в 1912 году они издали манифест под названием «Пощёчина общественному вкусу», в котором утверждали: «Прошлое тесно. <…> Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности». Далее они перечислили писателей и поэтов, которым, по их мнению, «нужна лишь дача на реке»: в этот список вошёл символист А. А. Блок, а также — ни много ни мало — Максим Горький. В манифесте утверждались следующие права поэтов:

  1. На увеличение словаря в его объёме произвольными и производными словами (Слово-новшество).
  2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
  3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.
  4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.

Футуристы призывали к свершению Мировой революции и зачастую пропагандировали свои идеи, шокируя общественность. Они наносили на лица грим, а В. В. Маяковский однажды явился на публике в женской жёлтой кофте. Впрочем, все эти выходки были всего лишь средствами для достижения цели: найти как можно больше единомышленников и пригласить их в свой «лагерь».

Оставаясь верными принципам, отражённым в манифесте, футуристы ломали нормы русского литературного языка. Маяковский, как многим известно, выработал свой способ графического написания стихов — «лесенкой»:

Сливеют

        губы

             с холода,

но губы

        шепчут в лад:

«Через четыре

              года

здесь

      будет

            город-сад!»

В. Хлебников же сконцентрировался на придумывании новых слов. В «Словаре неологизмов Велимира Хлебникова», изданном уже в 1995 году, набралось аж 560 страниц. Стихотворение, приведённое ниже, — один из самых знаменитых экспериментов поэта-новатора:

КУЗНЕЧИК

Крылышкуя золотописьмом

Тончайших жил,

Кузнечик в кузов пуза уложил

Прибрежных много трав и вер.

«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.

О, лебедиво!

О, озари!

Имажинизм

Меньше всего по времени, пожалуй, в Серебряном веке «продержалось» такое направление, как имажинизм, — направление, представители которого видели первостепенную задачу в создании системы образов, способных потрясти воображение читателя, заставить его как бы увидеть у себя перед глазами яркую картину. «Орден имажинистов» в 1918 году основал А. Б. Мариенгоф, автор «Романа без вранья» и «Циников». Самым прославленным участником объединения был С. А. Есенин. Поэт, наиболее всего известный по стихотворениям «Отговорила роща золотая», «Письмо женщине» и «Мы теперь уходим понемногу», в бытность свою имажинистом написал теоретическую работу «Ключи Марии» (1918), которая начиналась так:

Орнамент — это музыка. Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием. Его образы и фигуры какое-то одно непрерывное богослужение живущих во всякий час и на всяком месте. Но никто так прекрасно не слился с ним, <…> как наша древняя Русь, где почти каждая вещь через каждый свой звук говорит нам знаками о том, что здесь мы только в пути, <…> что где-то вдали, подо льдом наших мускульных ощущений, поет нам райская сирена и что за шквалом наших земных событий недалек уже берег.

В этой статье (где слово «Мария» означает «душа») Есенин попытался объяснить важность орнамента для русской и мировой культуры вообще, а также разработать уникальную классификацию образов, где самой ценной находкой был образ «ангелический». Однако получилось не вполне понятно. Так что, учитывая весьма спорную идеологическую составляющую направления, неудивительно, что имажинизм не стал таким прославленным направлением, как символизм или акмеизм. Впрочем, в сокровищницу русской классики он всё равно принёс немало шедевров. Чего стоят только строчки Есенина из незавершённого стихотворения «Хорошо им стоять и смотреть»:

Оттого-то в сентябрьскую склень

На сухой и холодный суглинок,

Головой размозжась о плетень,

Облилась кровью ягод рябина.

ОБЭРИУ

Наконец, ещё одним заслуживающим внимания литературным направлением Серебряного века стало ОБЭРИУ — «Объединение реального искусства». Аббревиатура ассоциируется у литературоведов в первую очередь с иманами Д. И. Хармса и А. И. Введенского. Эти поэты создавали абсурдистские, порой смешные, а порой и очень печальные стихотворные тексты. Вы наверняка слышали вот это стихотворение Хармса:

Из дома вышел человек

С дубинкой и мешком

И в дальний путь,

И в дальний путь

Отправился пешком.

 

Он шел все прямо и вперед

И все вперед глядел.

Не спал, не пил,

Не пил, не спал,

Не спал, не пил, не ел.

 

И вот однажды на заре

Вошел он в темный лес.

И с той поры,

И с той поры,

И с той поры исчез.

 

Но если как-нибудь его

Случится встретить вам,

Тогда скорей,

Тогда скорей,

Скорей скажите нам. (1937)

Помимо стихов, Хармс писал в высшей степени остроумную прозу и небольшие пьесы.

Поэзия серебряного века кратко 🤓 [Есть ответ]

Временные рамки поэзии Серебряного века охватывают конец 19 – начало 20 века (примерно 20-30-е годы).

На стыке веков русская поэзия пережила второе рождение. Возникло множество литературных течений, главным из которых считался символизм. Он являлся ответом на кризис, бытовавший в европейской культуре. Реализм постепенно терял свои позиции, уступая дорогу молодому поколению литераторов.

Некоторые литературоведы считают, что эпоха Серебряного века началась в 1897 году, когда публицист В. С. Соловьев опубликовал произведение “Оправдания добра”. В нем содержались те философские догмы, которые были основой для поэтов Серебряного века.

Основные течения Серебряного века были разноплановыми и обладали своими уникальными особенностями.

Символизм. Главным инструментом исследования окружающего мира является символ. Он указывает на то, что находится за границами понимания человека. Символисты концентрировались на подсознательно-интуитивном восприятии окружающей действительности.

Они делали упор на искусстве намека, недосказанности, чтобы читатель смог догадаться о тайном смысле, скрытом в произведении. Представители: К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб.

Акмеизм. Возник на основе символизма примерно в 1911 году, когда Н. С. Гумилев организовал поэтическое объединение “Цех поэтов”. Произведения акмеистов были более понятны читателю. Они не были наделены каким-то глубоким смыслом, который трудно постичь. Акмеисты не отрицали духовную сторону жизни, но предпочитали писать о земных вещах. Конец эпохи акмеизма припадает на 1914 год. Представители: М. А. Зенкевич, А. А. Ахматова.

Футуризм. Главная цель – эпатировать публику как формой стиха, так и его содержанием. Футуристы больше ориентировались не на музыку (как это делали символисты), а на живопись. Они призывали покончить с традиционным искусством и забыть о Золотом веке русской литературы. Большее внимание футуристы уделяли не смыслу, а самому слову. Они пытались его всячески изменить, чтобы выдумать новую стихотворную форму.

Направления: кубофутуризм, эгофутуризм. Представители: В. В. Маяковский, В. В. Каменский.

Имажинизм. Упор на образности поэзии, отсутствии клише и эпатажности. Главным художественным средством становится метафора. В поэзии имажинистов не было единой темы или настроения. Были и пессимистические произведения, и стихи, наполненные патриотизмом. Течение распалось в 1925 году. Представители: А. Б. Мариенгоф, С. А. Есенин.

На смену Серебряному веку пришла литература советского периода.

Уроки литературы: Литературные направления «Серебряного века»

Сергей Городецкий Налегла и дышать не даёт
Эта злобная, тёмная ночь.
Мне её ни с земли, ни с высот
Не согнать, не стащить, не сволочь. Есть для глаз пара медных грошей,
Лихо пляшет по телу озноб.
Мчится в крыльях летучих мышей
Мимо окон измёрзнувший гроб. Золотой чешуёю звеня
И шипя издыхающим ртом,
Гаснет в мокрой печи головня,
Холод барином входит в мой дом. Не стянуть отсыревших сапог
И пальтишком костей не согреть.
Но весны нарастающий рог
Мне трубит, что нельзя умереть. Николай Гумилёв Я, верно, болен: на сердце туман,
Мне скучно всё – и люди, и рассказы,
Мне снятся королевские алмазы
И весь в крови широкий ятаган. Мне чудится (и это не обман),
Мой предок был татарин косоглазый,
Свирепый гунн… Я веяньем заразы,
Через века дошедшей, обуян. Молчу, томлюсь, и отступают стены:
Вот океан, весь в клочьях белой пены.
Закатным солнцем залитый гранит И город с голубыми куполами.
С цветущими жасминными садами,
Мы дрались там… Ах, да! Я был убит. Владимир Нарбут Тебя забыл я… И какою
Ты предо мной тогда прошла,
Когда к вечернему покою
Сходила мгла на купола?.. В равнинном устье бесконечно
Текли позорные года.
Я думал: уж тебя, конечно,
Не повстречаю – никогда… Но как обманут был нежданно:
Стекло зеркал ночных следя,
Заметил профиль сребротканый
И лилию – хрустальней льда! И вот – ты предо мной в тумане
Стоишь такой, как в первый раз:
Со взором, никнущим в обмане
Янтарно-чёрных скорбных глаз. ..

1909

Анна Ахматова Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
– Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдёшь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру». 8 января 1911 сборник «Вечер»
Осип Мандельштам На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Берёзы ветви поднимали
И незаметно вечерели. Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко, – Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти. Михаил Зенкевич Ноябрьский день Чад в мозгу, и в лёгких никотин —
В туман пополз… О, как тяжёл ты
После льдистых дождевых крестин,
День визгливый под пелёнкой жёлтой! Узкий выход к белому удушью, –
Все сирены плачут, и гудки
С воем одевают взморье тушью,
И трясут дома ломовики. И бесстыдней скрытые от взоров
Нечистоты дня в подземный мрак
Пожирает чавкающий боров
Сточных очистительных клоак. И в тревоге вновь душа томится,
Чтоб себя пред тьмой не обмануть:
Золота промытого крупица
Не искупит всю дневную муть. Георгий Адамович Вот всё, что помню: мосты и камни,
Улыбка наглая у фонаря…
И здесь забитые кем-то ставни.
Дожди, безмолвие и заря. Брожу… Что будет со мной, не знаю,
Но мысли, – но мысли только одни.
Кукушка, грустно на ветке качаясь,
Считает гостю редкому дни. И дни бессчётны. Пятнадцать, сорок.
Иль бесконечность? Всё равно.
Не птице серой понять, как скоро
Ветхий корабль идёт на дно.

Стихи серебряный век. Читать стихотворения серебряный век великих русских поэтов классиков на портале «Культура.РФ»

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура. РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: [email protected]

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура. РФ».

Как предложить событие в «Афишу» портала?

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Если вопросы остались — напишите нам.

Русская поэзия Серебряного века

Сегодня на уроке мы:

·     поговорим о поэзии Серебряного века русской литературы.

·     разберёмся в многообразии художественных направлений этого периода.

·     узнаем имена ведущих поэтов Серебряного века.

Какой период называют Серебряным веком русской литературы?

Серебряный век русской литературы – это 30-е с 1890 года по 1920. То есть рубеж XIX и XX веков. Старая эпоха уходит, начинается новое время. Это определяет характер литературы Серебряного века. С одной стороны, сохраняется наследие классической русской литературы Золотого века. С другой стороны, внедряются новые веяния.

Давайте посмотрим, как это переломное состояние отразилось в главных поэтических направлениях Серебряного века.

Таких направлений насчитывают 4. Это символизм, акмеизм, имажинизм и футуризм.

Интересно, что внутри половины этих направлений не было единства. В рамках одного течения могли существовать разные школы и группы, зачастую даже враждебные друг другу. Попробуем разобраться в этом многообразии и начнём, пожалуй, с символизма.

Символизм в России появился в 1890 году. Можно сказать, что с него и начался Серебряный век. Символизм пришёл к нам из Франции. Русские символисты восхищались поэзией

Шарля Бодлера, Артюра Рембо, Поля Верлена.

Повлиял на них и русский романтизм, поэзия Фёдора Тютчева и Афанасия Фета.

Символисты противопоставили свои идеи идеям реализма.

Поэт Константин Бальмонт писал: «В то время как поэты-реалисты рассматривают мир наивно, как простые наблюдатели, подчиняясь вещественной его основе, поэты-символисты, пересоздавая вещественность сложной своей впечатлительностью, властвуют над миром и проникают в его мистерии».

Из низкого мира реальности символисты ушли в высокий мир философских идей. Искусство они считали не только способом познания мира, но и способом его преобразования. Типизация и обобщение ушли в прошлое. Главным для символистов был индивидуальный чувственный опыт, эмоции и мистические откровения.

Реальность – это всего лишь маска, за которой скрывается мистическая бездна. Смысловым и эстетическим центром для символистов стал символ, за которым скрывается множество значений и ассоциаций.

В русском символизме выделяют два течения. Это старшие символисты и младосимволисты.

К старшим символистам относятся Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский, Фёдор Сологуб, Константин Бальмонт и Валерий Брюсов.

В свою очередь, старшие символисты подразделялись на декадентов и импрессионистов.

Самыми яркими поэтами декаданса были Зинаида Гиппиус, Фёдор Сологуб и Мирра Лохвицкая. Слово декаданс происходит от французского decadence (декаденс) – упадок. Такое название старшим символистам дали потому, что в их поэзии сильны мотивы разочарования, безнадёжности. Для декаданса характерно неприятие жизни и эстетизация смерти. Смерть воспринималась как освобождение от тягот земной жизни и возвращение души в идеальный мир.

Вот, например, стихи Фёдора Сологуба:

О смерть! Я твой! Повсюду вижу

Одну тебя, – и ненавижу

Очарование земли.

Людские чужды мне восторги,

Сраженья, праздники и торги,

Весь этот шум в земной пыли.

Твоей сестры несправедливой,

Ничтожной жизни, робкой, лживой,

Отринул я издавна власть…

Импрессионистов же отличало стремление передать тончайшие оттенки эмоций и впечатлений.  Их цель – интуитивное постижение прекрасного и таинственного. Поэты-импрессионисты – это Константин Бальмонт и Иннокентий Анненский.

Вот очень характерные для импрессионизма стихи Бальмонта:

Я не знаю мудрости, годной для других

Только мимолётности я влагаю в стих.

В каждой мимолётности вижу я миры,

Полные изменчивой радужной игры.

Не кляните мудрые. Что вам до меня?

Я ведь только облачко, полное огня.

Я ведь только облачко. Видите: плыву.

И зову мечтателей… Вас я не зову!

 

В целом старшие символисты воспринимали символизм как эстетическую систему. Согласно их идеям, поэт создаёт собственные художественные ценности. Именно этому должна быть подчинена его жизнь. Стихотворение Брюсова «Юному поэту» отражает эту концепцию в полной мере. Вот три его совета поэту:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Младосимволисты считали, что символизм не просто эстетическая система, а религиозно-философская. Ведущими младосимволистами были Вячеслав Иванов, Александр Блок и Андрей Белый. Согласно их теории, мир находится на краю гибели. Спасти его может Божественная красота, Вечная женственность, которая являет собой абсолютную гармонию. Эти идеи получили воплощение в цикле стихов Александра Блока «Стихи о Прекрасной Даме».

Если старший символизм – это своего рода эстетический бунт, то младосимволисты создавали эстетическую утопию.

Идеи символизма исчерпали себя к 1910 году. Мистицизм и неопределённость, зацикленность на себе и стремление в идеальный мир служили объектами пародий и насмешек.

Акмеизм как направление возник в противовес идеям символизма. Название происходит от греческого слова «акме» – пик, максимум, цветение, цветущая пора. Днём рождения акмеизма считают 19 декабря 1912 года. Тогда литературная группа «Цех поэтов» под руководством Николая Гумилёва зачитала программу акмеизма в богемном кабаре «Бродячая собака».

Акмеистами были Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Георгий Иванов, Сергей Городецкий и Осип Мандельштам.

Эти поэты назвали акмеизм «искусством точно вымеренных и взвешенных слов». Мистической туманности символистов они противопоставили точность и ясность образов. Кроме того, акмеисты вернули поэзию из возвышенного мира абстрактных идей на землю. И сосредоточены их стихи были не на чувствах и впечатлениях, а на земной красоте, изображении предметного мира.

В качестве примера лирики акмеизма возьмём стихотворение Николая Гумилёва «Колокольные звоны»:

Колокольные звоны,

И зелёные клёны,

И летучие мыши,

И Шекспир, и Овидий –

Для того, кто их слышит,

Для того, кто их видит.

Оттого всё на свете

И грустит о поэте.

Ещё одним заметным направлением поэзии того времени был имажинизм, который появился уже на закате Серебряного века – в 1918 году. А завершилась история имажинизма в 1928 году, когда распался «Орден имажинистов». Ключевыми фигурами имажинизма считают Анатолия Мариенгофа, Сергея Есенина, Рюрика Ивнева и Вадима Шершеневича

Основой поэзии имажинисты считали не символ, как символисты, а образ. Ёмкая метафора могла быть не просто центром стихотворения. Само стихотворение иногда представляло собой последовательность образов, которую можно читать как с начала, так и с конца. Вот отрывок из стихотворения «Головокруженье душ» Вадима Шершеневича для примера:

Не уйти мне из этих обступающих стен,

Головой не пробить их сразу.

Было сердце досель только звонкий бутон,

Нынче сердце как спелая роза.

Ему тесно в теплице рёбер уже,

Стёкла глаз разбивают листья.

Сердце, в рост и не трусь, и ползи, не дрожа,

Лепестками приветствуя счастье!

Кроме того, имажинистов отличало пристрастие к эпатажу. Некоторые их выходки были не просто скандальными, но и противозаконными. Например, однажды они поменяли табличку с названием улицы, превратив Тверскую в Есенинскую. А стены Страстного монастыря расписали антирелигиозными надписями.

Стремление к эпатажу роднило имажинистов с футуристами, хотя эти две группировки были идейными противниками. Например, в первой «Декларации» имажинистов были такие слова: «Скончался младенец, горластый парень десяти лет от роду (родился в тысяча девятьсот девятом — умер в тысяча девятьсот девятнадцатом). Издох футуризм. Давайте грянем дружнее: футуризму и футурью смерть!»

Итак, год рождения футуризма мы уже знаем. Основал его итальянский поэт Филиппо Маринетти, обозначив «антикультурную, антиэстетическую и антифилософскую» направленность футуризма.

Главным было разрушить старое искусство и создать новое.

Одна из особенностей русского футуризма – тесная связь литературы и живописи. Многие поэты-футуристы были ещё и художниками. Например, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, братья Бурлюки.

Вторая особенность – это разнородность. Единого течения, как, например, у акмеистов или имажинистов не было. Существовали разные направления футуризма, которые сильно отличались друг от друга. Поэты объединялись в общества, и у каждого общества была своя программа.

Например, члены общества «Гилея» называли себя кубофутуристами. В это общество входили Велимир Хлебников, братья Бурлюки, Владимир Маяковский. Известен их манифест под названием «Пощёчина общественному вкусу», в котором кубофутуристы призывали «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности».

Новой поэзии нужна была новая грамматика, новый синтаксис, новые принципы стихосложения и даже новые слова. Вот, к примеру стихи Давида Бурлюка:

Ленивой лани ласки лепестков

Любви лучей лука

Листок летит лиловый лягунов

Лазурь легка

Поэт Игорь Северянин придумал термин «эгофутуризм». Единственной истиной для эгофутуристов была душа, главным – самоутверждение личности. И в отличие от кубофутуристов, эгофутуристы искали новое, не отвергая старого.

Примером лирики эгофутуризма возьмём стихи Ивана Игнатьева:
 Почему Я не Арочный Сквозь?

Почему Плен Судьбы?

Почему не средьмирная Ось,

А Средьмирье Борьбы?

 

Почему не Желая живу?

Почему уМИРАЮ ЖИВЯ?

Почему оживая уМРУ?

Почему Я – лишь я.

Кстати, именно эгофутуристов часто называют предтечами имажинизма.

Существовали и другие группировки. Например, «Союз молодежи»«Ослиный хвост» и «Центрифуга», в которую входили такие поэты, как Борис Пастернак и Николай Асеев. Можно сказать, что почти в каждом крупном городе была своя ячейка футуристов.

Футуризм закончился вместе с Серебряным веком русской поэзии в 1920 году, хотя и предпринимались неудачные попытки его возродить. Одни поэты эмигрировали из советской России, другие организовали «ЛЕФ» – «Левый фронт искусств», ставший началом новой, советской литературы.

Философ Николай Бердяев писал о Серебряном веке: «Это была эпоха пробуждения самостоятельной философской мысли, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни; виделись новые зори, соединявшие чувство заката с чувством восхода и надеждой на преображение жизни».

Magisteria

MagisteriaАCreated using FigmaVectorCreated using FigmaПеремоткаCreated using FigmaКнигиCreated using FigmaСCreated using FigmaComponent 3Created using FigmaOkCreated using FigmaOkCreated using FigmaOkЗакрытьCreated using FigmaЗакрытьCreated using FigmaGroupCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using Figma��� �������Created using FigmaEye 2Created using FigmafacebookCreated using FigmaVectorCreated using FigmaRectangleCreated using FigmafacebookCreated using FigmaGroupCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaНа полный экранCreated using FigmagoogleCreated using FigmaИCreated using FigmaИдеяCreated using FigmaVectorCreated using FigmaСтрелкаCreated using FigmaGroupCreated using FigmaLoginCreated using Figmalogo_blackCreated using FigmaLogoutCreated using FigmaMail. ruCreated using FigmaМаркер юнитаCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaРазвернуть лекциюCreated using FigmaГромкость (выкл)Created using FigmaСтрелкаCreated using FigmaodnoklassnikiCreated using FigmaÐCreated using FigmaПаузаCreated using FigmaПаузаCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaПлейCreated using FigmaДоп эпизодыCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaСвернуть экранCreated using FigmaComponentCreated using FigmaСтрелкаCreated using FigmaШэрингCreated using FigmaГромкостьCreated using FigmaСкорость проигрыванияCreated using FigmatelegramCreated using FigmatwitterCreated using FigmaCreated using FigmaИCreated using FigmavkCreated using FigmavkCreated using FigmaЯCreated using FigmaЯндексCreated using FigmayoutubeCreated using FigmaXCreated using Figma

Литература в мемах: Что нужно знать о Серебряном веке

Конец XIX века внёс радикальные изменения в сознание человечества: прогресс в науке повлиял на восприятие людей, теория Дарвина и труды Ницше поставили под сомнение существование бога, а работы импрессионистов перевернули представления масс об искусстве. Литература также реагировала на изменения в обществе и приняла новую форму.

На смену «Золотому веку» русской литературы пришёл новый — «Серебряный». Он стал эпохой формирования новых поэтических направлений, сформировав сообщества поэтов, где у каждого представителя был свой неповторимый стиль.
 

Кто придумал «Серебряный век»

Традиция давать культурным эпохам названия и свойства металлов появилась ещё в античности. Кому именно принадлежит авторство термина «Серебряный век» точно не известно. По одной из версий период назвали по аналогии с «Золотым веком» русской литературы, по другой — взят из «Поэмы без героя» Анны Ахматовой. 

Традиционно авторство приписывается философу Николаю Бердяеву, однако ни в одном его тексте не встречается оригинальное словосочетание «Серебряный век». Статус первооткрывателя ему принесли мемуары «На Парнасе Серебряного века» другого критика Сергея Маковского, где Бердяев противопоставляет «Серебряный век» пушкинскому.

Также на авторство термина претендуют критик Николай Оцуп и поэт Владимир Пяст, но точное происхождение литературного понятия установить сложно.

Ходят споры и о том, какой именно временной промежуток относится к «Серебряному веку». Начало определяется приблизительно 1890-ми годами с выходом сборников Мережковского, стихов Зинаиды Гиппиус и Константина Бальмонта.

Разногласия вызывают датировки окончания: одни исследователи указывают на Октябрьскую революцию и начало Гражданской войны, другие на 1921 — год смерти Блока и расстрела Гумилёва, также упоминается год самоубийства Маяковского.

Многие поэты и писатели «Серебряного века» пережили смену эпох и продолжали публиковаться и после 1930-х годов, выпуская критические статьи и воспоминания, находясь в эмиграции.

Течения «Серебряного века»

 

Символизм

Представители символизма создавали мистические и абстрактные образы в своих текстах, где отражаются упаднические настроения и предчувствия скорой катастрофы. Новое направление, зародившееся в 1890-х годах, встретили достаточно враждебно, обвиняя его приверженцев в декадентстве и деградации. 

Символизм стал вершиной русской поэзии с точки зрения музыкальности звучания произведений: в нём присутствовали чёткая композиция и плавный ритм. В 1910-е годы из-за творческого застоя произошёл кризис символизма. На смену ему пришли новые течения. 

Представители: Александр Блок, Андрей Белый, Валерий Брюсов

Акмеизм 

Акмеизм родился как протест символизму. Основавший акмеизм Николай Гумилёв вернул в поэзию чёткость образов, отсылки к древним эпохам, простоту языка и любовь к жизни.

Почувствовав кризис символизма, в 1911 году Гумилёв вместе с Сергеем Городецким основал поэтическое объединение «Цех поэтов». Поэты-акмеисты возвращались к естественности материального мира и первозданным чувствам, когда символисты воспринимались «трагичными мечтателями». 

Представители: Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам.  

Футуризм

 

В отличие от акмеизма, футуризм как течение возник не в России. Первый манифест футуризма был создан в Италии известным литератором Филиппо Томмазо Маринетти. Движение авангардистов привлекло молодых поэтов в России.

Футуризм утверждается путём отказа от старых норм, канонов и традиций, в его основе — уход от старых литературных традиций, эксперименты с языком и формой.

«Искусство будущего» вышло под лозунгом нигилистического отрицания и выступило за разрушение форм искусства ради слияния с ускоренным жизненным процессом ХХ века.

Представители: Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Игорь Северянин.

Имажинизм

 

На смену футуризму пришёл имажинизм — литературное течение, направленное на создание образа. Для него характерны обилие метафор, элементы прямого и переносного образов, эпатаж и анархические мотивы. 

В 1918 году в Москве  «Орден имажинистов» основали поэт Анатолий Мариенгоф, в прошлом новокрестьянский поэт Сергей Есенин и бывший футурист Вадим Шершеневич.

Одним из важных приёмов имажинизма был дендизм — трепетное отношение к своему образу, начинавшееся выбором костюма и заканчивавшееся изысканностью речи. 

Представители: Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич.

Вне течений

 

Среди представителей Серебряного века были и те, кто не относился ни к одному из перечисленных движений. Кроме основных направлений и поэтических объединений существовали авторы, которые писали сатирическую и пролетарскую поэзию, конструктивисты и обэриуты.

К ним относятся Иван Бунин, Владислав Ходасевич, Марина Цветаева, Даниил Хармс и Борис Пастернак, создававшие свои произведения вне литературного канона. 

Диссы Бунина 

 

Иван Бунин — первый русский писатель, ставший лауреатом Нобелевской премии. Помимо знаменитых «Тёмных аллей», «Господина из Сан-Франциско» и «Жизни Арсеньева» он также известен своими критическими комментариями в адрес современников.

Будучи приверженцем старой школы, Бунин не признавал новые течения модернизма и язвительно отзывался о творчестве коллег. 

Вот что думал о современниках
главный хейтер
«Серебряного века»

О Блоке:

Нестерпимо поэтичный поэт дурачит публику галиматьёй.

О Цветаевой: 

Непрекращающийся всю жизнь ливень диких слов и звуков в стихах.

О Маяковском: 

Самый низкий, самый циничный и вредный слуга советского людоедства.

 

Сообразим на троих — союзы «Серебряного века» 

 

Помимо поэтических направлений «Серебряного века», расширялись привычные рамки межличностных и семейных отношений. Нравы и эстетика того времени предполагали союзы на основе интеллектуального родства и близости мировоззрений.

Гумилёв-Ахматова

Николай Гумилёв и Анна Ахматова познакомились в Царском Селе в 1903 году, будучи гимназистами. Ему было 17, ей — 14. Гумилёв долго добивался расположения Анны, три раза получал отказ на предложения замужества и два раза пытался покончить с собой.

В попытках забыть возлюбленную и излечить душу Гумилёв уехал в экспедицию в Африку. Ахматова в то время начала публиковаться в Петербурге, а после возвращения Гумилева поэты стали чаще встречаться в литературных кругах.

Неожиданно для окружения пара объявила о помолвке в апреле 1910 года. В 1912 году в семье родился единственный сын Лев. Брак двух поэтов продлился восемь лет, и вряд ли его можно было бы назвать счастливым.

Охлаждение отношений супругов ощущается в стихотворении «В ремешках пенал и книги были…», которое было посвящено Гумилёву. В нём Ахматова пишет:

Только, ставши лебедем надменным,

Изменился серый лебедёнок.

А на жизнь мою лучом нетленным

Грусть легла, и голос мой незвонок.

После Первой мировой войны в августе 1918 года Гумилёв и Ахматова развелись, впоследствии Гумилёв женился, а Ахматова была замужем трижды. В 1921 году после расстрела Николая Гумилёва именно Ахматова хранила его рукописи и помогала издавать его сборники и биографии.

Мандельштам-Хазина

С будущей женой Надеждой Хазиной Осип Мандельштам познакомился в 1919 году в Киеве. В 1920 году они вместе вернулись в Петербург, а спустя ещё два года поженились. Вторая книга стихов Мандельштама «Tristia», вышедшая в 1922 году, была посвящена Надежде.

В 1933 году Мандельштам написал одно из самых известных своих стихотворений — «Мы живём, под собою не чуя страны…», после чего подвергся гонениям со стороны советской власти. Последовали три года ссылки в пермской Чердыни, куда супруга поэта отправилась вместе с ним. В 1938 году случился повторный и последний арест поэта. Осип Мандельштам скончался в лагере недалеко от Владивостока.

Мы живём, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлёвского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

А слова, как пудовые гири, верны,

Тараканьи смеются усища,

И сияют его голенища…

Надежда Мандельштам заучивала поэтические тексты наизусть, чтобы сохранить наследие мужа. Опасаясь преследования, часто меняла места проживания, но несмотря на это в 1970–80-е опубликовала несколько книг-воспоминаний о поэте на Западе.

Осип-Лиля-Маяковский 

В 1915 году на момент знакомства с Владимиром Маяковским Лиля Брик была замужем за Осипом Бриком. «Тройственный союз» быстро стал неразлучен, и вскоре на двери московской квартиры Бриков появилась надпись «Брики. Маяковский».

Брики восхищались творчеством Маяковского, а Лиля стала не только музой, но и главной лирической героиней его произведений. Лиле Брик посвящены поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Люблю» и стихотворение «Лиличка!».  

Надо мною,

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа.

Завтра забудешь,

что тебя короновал,

что душу цветущую любовью выжег,

и суетных дней взметённый карнавал

растреплет страницы моих книжек…

Союз вызвал недоумение общества и был весьма экстравагантен для 20-х годов, но тем не менее успешно просуществовал почти 10 лет. В 1925 году Лиля объявила Маяковскому, что страсть угасла и приняла решение расстаться, но чета Брик продолжала поддерживать с поэтом дружеские отношения.

В апреле 1930 года Брики уехали в Европу, Маяковский проводил их, а через несколько дней — 14 апреля — совершил самоубийство.

Домашка по литре

Дополнительный список литературы о «Серебряном веке» для тех, кому мемов оказалось мало:

  • Омри Ронен «Серебряный век как умысел и вымысел»
  • Дмитрий Быков «100 лекций о русском литературе ХХ века»
  • Олег Лекманов «Ключи к Серебряному веку»
  • Ольга Черненькова «Воин и дева: мир Николая Гумилева и Анны Ахматовой»
  • Вив Гроскоп «Саморазвитие по Толстому»
  • Надежда Мандельштам «Воспоминания» и «Об Ахматовой»
  • Пастернак, Цветаева, Рильке «Письма 1926 года»

Список произведений «Серебряного века» для тех, кто вообще все пропустил, но тоже хочет посмеяться над мемами:

  • Александр Блок «Стихи о Прекрасной Даме», «Двенадцать»
  • Анна Ахматова «Поэма без героя», «Реквием»
  • Осип Мандельштам «Tristia», «Камень»
  • Владимир Маяковский «Облако в штанах», «Лиличка!»
  • Сергей Есенин «Чёрный человек», «Письмо матери»
  • Игорь Северянин «Это было у моря», «Увертюра»
  • Марина Цветаева «Мне нравится, что вы больны не мной», «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес»
  • Борис Пастернак «Февраль. Достать чернил и плакать», «Доктор Живаго»
  • Иван Бунин «Тёмные аллеи», «Господин из Сан-Франциско»
Читайте также:

Dead Playlist Society: Михаил Лермонтов

Легенды, хакеры, пропаганда: 10 нон-фикшн книг, о которых вы могли не знать

 

Знакомство с серебряным веком русской поэзии

Маяковский (третий справа) среди друзей-литераторов | © Wikimedia Commons

Термин «Серебряный век поэзии» в России относится к концу XIX — началу XX века. Золотой век поэзии пришелся на то время, когда самые выдающиеся русские поэты, такие как Пушкин и Лермонтов, делали первые большие шаги в русской поэзии. Серебряный век был продуктивным временем для поэтического мира, который стал свидетелем появления новых литературных течений и талантливых писателей, их создавших.

Следуя по стопам Франции, Россия адаптировала идею символизма в искусстве, привнеся новые и оригинальные идеи в собственное художественное движение. Появление символики также ознаменовало начало Серебряного века и вдохновило на формирование других литературных тенденций. В широком смысле основная идея символизма — замена логики красотой. Поэты ищут эстетику повседневной жизни. Первое поколение русских символистов, среди которых были В. Брюсов и К. Бальмонт, восприняли это движение с подозрением, как и любую новую тенденцию.Настоящий подъем символизма произошел со вторым поколением поэтов, сочинявших произведения в первом десятилетии 20 века. Тогдашним лидером движения был Александр Блок. В его стихах красота противопоставлялась мрачной реальности революционной России. В какой-то мере со смертью Блока Серебряный век вообще закончился.

Александр Блок | © Wikimedia Commons

Прямыми потомками движения символизма были поэты-акмеисты. Эти поэты пропагандировали точность языка, точность изображений и идеальный подбор слов.Движение было сосредоточено вокруг группы поэтов, которые собирались в знаменитом петербургском литературном кафе Dog Stray, где это движение было впервые публично провозглашено. Среди учредителей были выдающиеся русские поэты А. Ахматова, Н. Гумилев и О. Мандельштам. Акмеизм был предложен как альтернатива борющемуся тогда символизму, который не получил должного признания в первом поколении поэтов. Ахматова и компания написали стихи и эссе в поддержку своей работы. В течение нескольких лет они издали ежемесячный журнал поэзии акмеистов.

Гумилев и Ахматова с сыном | © Wikimedia Commons

Следуя примеру манифеста Маринетти 1910 года, призывающего к культурному обновлению, группа московских поэтов из литературной группы Гилея опубликовала собственный манифест под названием «Пощечина общественному вкусу». Их звали Д. Бурлюк, В. Каменский, В. Хлебников, А. Крученых, В. Маяковский. В отличие от предыдущих движений, этот манифест отверг любые предыдущие эстетические ценности и порвал с существующей литературной традицией.Русские футуристы придают значение не только значению, но и внешнему виду текста. Они расположили слова на странице так, чтобы они образовывали фигуры, не обращая внимания на пунктуацию и синтаксис. Поэтам не хватало новых слов, которые они придумывали сами, часто без всякого смысла, просто для их звучания. Хотя группа имела успех, после смерти крупных поэтов движение быстро прекратилось.

Владимир Маяковский в 1930 году | © Wikimedia Commons

Эти поэты не называли себя и не создавали единую платформу или союз для развития своего ремесла.Название им дано за общий предмет их творчества — отсылки к деревне. Большинство поэтов сами приехали из сельской России, писали в своих стихах оды Родине и оплакивали жизнь в большом городе. Этот жанр связан с известным поэтом С. Есениным, наряду с Н. Клюевым, С. Клычковым, П. Орешиным. Их продуктивность достигла пика в начале 19-х годов, но постепенно интерес к ним спал. Есенин покончил жизнь самоубийством в 1925 году, а остальные трое были сняты с полок во время репрессий 1930-х годов.Спустя 30 лет их поэзия получила признание после перестройки 80-х годов.

Николай Клюев и Сергей Есенин | © Wikimedia Commons

Серебряный век в русской литературе

‘) var cartStepActive = true var buybox = document. querySelector («[data-id = id _» + timestamp + «]»). parentNode ; [].slice.call (buybox.querySelectorAll («. покупка-опция»)). forEach (initCollapsibles) функция initCollapsibles (подписка, индекс) { var toggle = subscription.querySelector («. цена-опции-покупки») subscription.classList.remove («расширенный») var form = subscription.querySelector («. Purchase-option-form») if (form && cartStepActive) { var formAction = form.getAttribute («действие») form.setAttribute («действие», formAction.replace («/ checkout», «/ cart»)) document.querySelector («# сценариев электронной торговли»). addEventListener («загрузка», bindModal (форма, formAction, отметка времени, индекс), false) } var priceInfo = subscription. querySelector («. price-info») var buyOption = toggle.parentElement if (переключить && форму && priceInfo) { переключать.setAttribute («роль», «кнопка») toggle.setAttribute («tabindex», «0») toggle.addEventListener («клик», функция (событие) { var extended = toggle.getAttribute («aria-extended») === «true» || ложный toggle.setAttribute («расширенный ария»,! расширенный) form.hidden = расширенный если (! расширено) { покупка вариант.classList.add («расширенный») } еще { buyOption.classList.remove («расширенный») } priceInfo.hidden = расширенный }, ложный) } } function bindModal (form, formAction, timestamp, index) { var weHasBrowserSupport = window. fetch && Array.from return function () { var Buybox = EcommScripts? EcommScripts.Ящик для покупок: null var Modal = EcommScripts? EcommScripts.Modal: null if (weHasBrowserSupport && Buybox && Modal) { var modalID = «ecomm-modal_» + отметка времени + «_» + индекс var modal = новый модальный (modalID) modal.domEl.addEventListener («закрыть», закрыть) function close () { форма.querySelector («кнопка [тип = отправить]»). focus () } form.setAttribute ( «действие», formAction.replace («/ checkout», «/ cart? messageOnly = 1») ) form. addEventListener ( «Отправить», Buybox.interceptFormSubmit ( Buybox.fetchFormAction (window.fetch), Buybox.triggerModalAfterAddToCartSuccess (модальный), console.log, ), ложный ) document.body.appendChild (modal.domEl) } } } function initKeyControls () { документ.addEventListener («нажатие клавиши», функция (событие) { if (document.activeElement.classList.contains («покупка-опция-цена») && (event.code === «Space» || event.code === «Enter»)) { if (document.activeElement) { event. preventDefault () document.activeElement.click () } } }, ложный) } function initialStateOpen () { var buyboxWidth = buybox.offsetWidth ; []. slice.call (buybox.querySelectorAll («. покупка-опция»)). forEach (function (option, index) { var toggle = option.querySelector («. покупка-вариант-цена») var form = option.querySelector («. Purchase-option-form») var priceInfo = option.querySelector («. цена-информация») if (buyboxWidth> 480) { toggle.click () } еще { if (index === 0) { переключать.нажмите () } еще { toggle. setAttribute («расширенная ария», «ложь») form.hidden = «скрытый» priceInfo.hidden = «скрыто» } } }) } initialStateOpen () если (window.buyboxInitialised) вернуть window.buyboxInitialised = true initKeyControls () }) ()

Археология беспокойства: Русский серебряный век и его наследие (в твердом переплете)

Серебряный век (ок.1890-1917) была одной из наиболее интенсивно изучаемых тем в отечественном литературоведении, и в течение многих лет ученые бились над ее точным определением. Прочно укоренившись в культурном сознании россиян, он продолжает оказывать влияние как на литературу, так и на средства массовой информации. «Археология тревоги» — это первый развернутый анализ того, почему Серебряный век занимает такое важное место в российском коллективном сознании.

Галина Рылькова рассматривает Серебряный век как культурный конструкт — побочный продукт беспокойства, пронизывающего общество в ответ на социальные, политические и культурные потрясения, вызванные большевистской революцией, падением Романовых, Гражданской войной и т. Д. Сталинский большой террор.Проницательный анализ Рылковой произведений Анны Ахматовой, Владимира Набокова, Бориса Пастернака и Виктора Ерофеева показывает, как конструкция Серебряного века была увековечена и укоренилась.

Рылькова исследует не только важность Серебряного века для культурной самобытности России, но и устойчивость этого явления. Поступая таким образом, она позиционирует Серебряный век как важный элемент культурного выживания России.

Галина Рылькова — доцент кафедры русских и славистических исследований Университета Флориды.

«Убедительно на основании огромного количества проанализированных источников. Рылкова продолжает демонстрировать, как уникальное сочетание яркого культурного наследия в сочетании с утратой среды, в которой оно процветало, стало беспрецедентным по масштабу пространством проекций для надежд, мечтаний и интерпретаций ».
—Европейско-азиатские исследования

«Впечатляющий подвиг в синтезе русской литературы за столетие с 1890-х по 1990-е годы.«
—H-Net Reviews

» Превосходная и столь необходимая книга Галины Рылковой исследует миф Серебряного века в русской культуре. . . очаровательный . . . работа любви ». — Российское обозрение

«Свежий взгляд. . . Особенно рекомендую его ученым, интересующимся созданием исторической памяти ».
—American Historical Review

«Заставляет задуматься и богато задокументирован. Очень интересное исследование ».
— Обзор славянских и восточноевропейских государств



: Литература :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр



Символизм — мистическое направление в искусстве и литературе модернизма 1870-1920-х годов, сосредоточенное на художественном выражении через символы интуитивно понятых сущностей и идей.
Символизм был первым и важнейшим из модернистских течений, появившихся в России, неотъемлемой частью культуры Серебряного века. История зарождения и развития русского символизма была долгой и по сути сложной. Новое литературное направление явилось плодом глубокого кризиса европейской культуры конца 19 -го — начала 20 -го века. Это была эстетическая попытка уйти от противоречий повседневной реальности в царство высших идей и вечных истин.Это привело к отходу символистов от традиций демократической русской мысли и от гражданских традиций русской классической реалистической литературы к философско-идеалистическому подходу.
Статья Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и новых тенденциях в современной русской литературе», опубликованная в 1893 году, стала первым манифестом русского символизма. Утверждение о существовании «иных миров» и стремление выразить их через искусство определяют символизм в целом, три принципа которого провозглашены в манифесте: мистическое содержание, символизация и расширение художественной впечатлительности.
Единственным инструментом познания мира символисты считали духовный опыт человека и творческую интуицию художника. Они утверждали, что цель искусства — не изобразить реальный мир, который они считали второстепенным, а передать «высшую реальность». Символисты намеревались достичь этого с помощью символа. Символ является выражением интуиции поэта и откровений истинной сущности бытия. Символисты разработали новый поэтический язык, в котором предмет не назывался напрямую, а намекался на его суть с помощью аллегории, метафоры, музыкальности, цветовой гаммы и свободного стиха.
Символизм не был внутренне единообразным явлением. Это было сложное, исторически развивающееся литературное направление, связанное с именами выдающихся русских поэтов начала 20 гг., Каждый из которых имел ярко выраженную индивидуальность.
Символистов можно разделить на две группы:
1) Дмитрий Мережковский, Федор Сологуб, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт и другие составили группу «старших символистов», которые были основоположниками русского символизма.Эти авторы имели импрессионистическое восприятие жизни и стремились к чисто эстетическому обновлению русской поэзии.
2) В начале 1900-х годов группа «молодых символистов», а именно Александр Белый, Сергей Соловьев, Вячеслав Иванов, Александр Блок и другие, придерживались философско-религиозного понимания мира в духе поздней идеалистической философии Владимира Соловьева. с его идеей Третьего Завета и прихода Вечной Женственности. Владимир Соловьев провозгласил высшую миссию искусства «… создание универсального духовного существа ».
Символисты видели в искусстве прежде всего «нерациональное познание мира» (Брюсов). Их интересовали высшие сферы жизни (сфера «вселенской души», по словам Владимира Соловьева), которые не подлежат рациональному познанию. Именно искусство может проникать в эти сферы, а символы с их бесконечной многозначностью могут отражать всю сложность универсального мира. Символ — это инструмент, помогающий прорваться сквозь завесу повседневной рутины (низшей жизни) в высшую реальность.Призвание поэта — соединять реалистичный земной мир с надземными царствами.
Поэзия символистов предназначена для аристократов духа. Символ — это отголосок, намек, метафора, передающая сакральный смысл.

Автор: Вера Иванова


Коллоквиум Николая Богомолова, МГУ: Серебряный век как субкультура

Богомолов Николай, МГУ

«Серебряный век как субкультура»

22 мая 2013 г .: 5.15:00

Пиготт Холл (Корпус 260), комн. 216

Книга Омри Ронена Заблуждение Серебряного века вызвало применимость термина «Серебряный век» под вопросом. Профессор В своем выступлении Богомолов пытается найти оправдание своей существование. Обычно, когда ученые обсуждают идею «Субкультура», они имеют в виду оппозицию субкультуры в «мейнстрим». Однако это кажется более подходящим использовать эту идею для обсуждения культуры определенное время, состоящее из множества субкультур, основанных на этническая принадлежность, сословие, религиозная вера, культурная традиция и т. д.Этот Talk будет обсуждать Серебряный век как субкультуру — явление с четкими границами и собственное неповторимое структура — с целью выявления различных личности этой субкультуры и демонстрируя важность различных его микроуровней.

НИКОЛАЙ БОГОМОЛОВ, а специалист по русской литературе ХХ века, преподает в Москве. Государственного университета, где он заведовал кафедрой литературного и искусствовед с 1994 года. Имеет награды и гранты. от Американского совета научных обществ, Фонда Сороса, Центр Дэвиса при Гарвардском университете и Принстонский университет, и был приглашенным профессором Принстонского университета Калифорния, Беркли, Гарвардский университет, Тарту и Хельсинки Университеты.Его исследования охватывают историю литературы, теорию стихотворения, архивные исследования, русский модернизм начала ХХ века, эмигрантская культура, советский и постсоветский периоды русского литература. Среди его публикаций — монографии о русских поэтах. Валерий Брюсов, Вячеслав Иванов, Владислав Ходасевич и Михаил Кузьмин (в соавторстве с Джоном Э. Мальмстадом). В сотрудничество с Майклом Вахтелем, он также подготовил, предваряя и аннотировал издание книги Вячеслава Иванова переписка с Лидией Зиновьевой-Аннибал. An Международный фестивальный сборник профессора Богомолова опубликован в 2011 г. в издательстве «Новое литературное обозрение» дом.

Серебряный век перевода с русского на английский

Часто говорят, что русская поэзия пережила два периода расцвета: золотой век начала девятнадцатого века и серебряный век начала двадцатого. Когда я сажусь писать это введение, мне приходит в голову, что переводы русской литературы на английский также имели свой золотой век, и что сейчас мы наблюдаем их второй расцвет.Аналогия показательна по нескольким причинам. Подобно Золотому веку русской поэзии, породившему горстку, но на самом деле лишь горстку гениев, золотой век переводов с русского на английский связан с относительно небольшим числом блестящих женщин и мужчин; главный из них — несправедливо оклеветанная Констанс Гарнетт, но следует также упомянуть Луизу и Эйлмер Мод, Джона Курноса, а также С.С. Котелянски, чьи совместные переводы с различными членами группы Блумсбери помогли заложить основу для английской модернистской прозы. Сегодняшнее сообщество переводчиков с русского на английский намного шире и разнообразнее; объем работы любого данного переводчика может быть меньше, чем у Гарнетта, но есть так много талантливых переводчиков, что общий корпус является монументальным достижением. В этом наша переводческая эра действительно напоминает Серебряный век русской поэзии, принесший нам не только Ахматову, Мандельштама, Пастернака и Цветаеву, но и множество крупных и второстепенных поэтов, чьи произведения будут жить до тех пор, пока читаются русские стихи. .Конечно, Серебряный век был построен на золотом фундаменте. Как и поэты Серебряного века, современные переводчики стоят на плечах гигантов. И это также служит напоминанием о том, что, как и период между двумя великими эпохами русской поэзии, годы после Гарнета были совсем не пустыми; переводчики середины века, такие как Мирра Гинзбург, Майкл Гленни, Бернар Гильбер Герни, Макс Хейворд и Дэниел Вайсборт, посвятили свою жизнь расширению канона русской литературы на английском языке. Даже при повторном переводе мы всегда должны помнить о новаторских усилиях наших предшественников и быть благодарными за них.

В последние десятилетия переводчики познакомили современных англоязычных читателей с такими крупными современными авторами, как Владимир Сорокин (Джейми Гэмбрелл), Виктор Пелевин и Борис Акунин (Эндрю Бромфилд), а также с забытыми первопроходцами, такими как Сигизмунд Кржижановский (Джоанн Тернбулл). Марианна Шварц, Розамунд Бартлетт и команда мужа и жены Ричарда Пивира и Ларисы Волохонски, а также многих других посвятили годы переводу классики девятнадцатого века.Роберт Чандлер дал индивидуальные английские голоса трем мастерам двадцатого века — Василию Гроссману, Андрею Платонову и, совсем недавно, Тэффи — в то время как его антологии собрали блестящие исполнения бесчисленных переводчиков, от давно забытых до тех, кто только начинает свою карьеру. Современные издатели также сыграли важную роль в продвижении Серебряного века переводов с русского на английский. Число типографий, специализирующихся на иностранной художественной литературе и поэзии, кажется, растет с каждым годом.Zephyr Press, GLAS, Ugly Duckling Presse и NYRB Classics, основанные в прошлом веке, теперь присоединились к Archipelago Books, Open Letter Books, Peirene Press, Pushkin Press, Two Lines Press и Deep Vellum Publishing; все эти дома продемонстрировали большую поддержку сообществу переводчиков и готовность браться за проекты, коммерческий успех которых ни в коем случае не гарантирован. Этот выпуск журнала Translation Review сам по себе свидетельствует о непредубежденности одного из таких издателей.Все эти статьи и переводы были отобраны Уиллом Эвансом, основателем Deep Vellum, который сам является переводчиком с русского.

К его чести, Эванс широко распространял свою сеть, собирая материалы у признанных и отмеченных наградами переводчиков, поэтов и ученых, а также у молодых талантов. Роберт Чендлер представляет свой перевод двух стихотворений (Роберт представляет каждый перевод отдельно; всего три стихотворения Озерова, одно из них переведено и представлено мной) Льва Озерова (1914–1996), забытого советского поэта и переводчика, посмертно опубликованный сборник профилей в стихах « портретов без рамок», (1996), представляет собой интимную мини-энциклопедию его эпохи. Эйнсли Морс и Бела Шаевич продолжают свой проект по продвижению творчества «неофициальных» московских поэтов так называемой Лианозовской школы; их книжный сборник стихов Всеволода Некрасова (1934–2009), Я живу, я вижу (Гадкий утенок, 2013), получил широкое признание, и здесь они обращают наше внимание на «заразительные» атмосферные дневники друга Некрасова. Игорь Холин (1920–1999). Адриан Ваннер сравнивает свои собственные метрические немецкие переводы великого поэта-эмигранта Серебряного века Владислава Ходасевича (1886–1939) с прославленными английскими версиями Питера Дэниэлса (Overlook / Ardis, 2013).Шелли Фэйрвезер-Вега предлагает свой перевод волнующего стихотворения Георгия Иванова (1894–1958), эмигранта и соперника Ходасевича. Джейми Олсон, ведущий бесценный блог The Flaxen Wave , погружается в эмигрантскую поэзию и самопереводы более позднего эмигранта, нобелевского лауреата Иосифа Бродского (1940–1996), а Оксана Максимчук и Макс Розочинский размышляют о проблемах перевода. еще один лауреат Нобелевской премии — белоруска Светлана Алексиевич (1948 г. р.). В одной из двух коротких статей Кэтрин Э.Янг рассматривает возможности перевода строго метрических и регулярно рифмованных стихотворений Владимира Корнилова (1928–2002) в менее строгие, но «искусные, богатые звуком и культурно доступные» английские стихотворные формы; в другом она рассказывает о своем опыте перевода двух стихотворений Инны Кабыш (р. 1963) для iPad. Джеймс Уомак красноречиво и проницательно оценивает трагически недолговечный Александр Вампилов (1937–1972), чья проза демонстрирует привлекательное «сочетание тонкости и прямоты»; рассказ «Стечение обстоятельств» определенно подтверждает оценку Уомак.Мои собственные работы — это перевод еще одного стихотворного портрета Озерова — портрета легендарного русского переводчика и любимого детского автора Корнея Чуковского (1882–1969) и статья о переводе стихотворения Дмитрия Усова (1896–1943) «Переводчик».

Этот выпуск — лишь небольшая часть богатой серебристой жилы русско-английских переводов, доступных в наше время. Мы надеемся, что это вдохновит читателей на поиски других сокровищ.

Серебряный век в русской литературе

‘) var cartStepActive = true var buybox = document.querySelector («[id-данных = id _» + отметка времени + «]»). parentNode ; []. slice.call (buybox.querySelectorAll («. покупка-опция»)). forEach (initCollapsibles) функция initCollapsibles (подписка, индекс) { var toggle = subscription.querySelector («. цена-опции-покупки») subscription.classList.remove («расширенный») var form = subscription.querySelector («. Purchase-option-form») if (form && cartStepActive) { var formAction = form.getAttribute («действие») form. setAttribute («действие», formAction.replace («/ checkout», «/ cart»)) document.querySelector («# сценариев электронной торговли»). addEventListener («загрузка», bindModal (форма, formAction, отметка времени, индекс), false) } var priceInfo = subscription.querySelector («. price-info») var buyOption = toggle.parentElement if (переключить && форму && priceInfo) { переключать.setAttribute («роль», «кнопка») toggle.setAttribute («tabindex», «0») toggle.addEventListener («клик», функция (событие) { var extended = toggle.getAttribute («aria-extended») === «true» || ложный toggle.setAttribute («расширенный ария»,! расширенный) form.hidden = расширенный если (! расширено) { покупка вариант. classList.add («расширенный») } еще { buyOption.classList.remove («расширенный») } priceInfo.hidden = расширенный }, ложный) } } function bindModal (form, formAction, timestamp, index) { var weHasBrowserSupport = window.fetch && Array.from return function () { var Buybox = EcommScripts? EcommScripts.Ящик для покупок: null var Modal = EcommScripts? EcommScripts.Modal: null if (weHasBrowserSupport && Buybox && Modal) { var modalID = «ecomm-modal_» + отметка времени + «_» + индекс var modal = новый модальный (modalID) modal. domEl.addEventListener («закрыть», закрыть) function close () { форма.querySelector («кнопка [тип = отправить]»). focus () } form.setAttribute ( «действие», formAction.replace («/ checkout», «/ cart? messageOnly = 1») ) form.addEventListener ( «Отправить», Buybox.interceptFormSubmit ( Buybox.fetchFormAction (window.fetch), Buybox.triggerModalAfterAddToCartSuccess (модальный), console.log, ), ложный ) document. body.appendChild (modal.domEl) } } } function initKeyControls () { документ.addEventListener («нажатие клавиши», функция (событие) { if (document.activeElement.classList.contains («покупка-опция-цена») && (event.code === «Space» || event.code === «Enter»)) { if (document.activeElement) { event.preventDefault () document.activeElement.click () } } }, ложный) } function initialStateOpen () { var buyboxWidth = buybox.offsetWidth ; []. slice.call (buybox.querySelectorAll («. покупка-опция»)). forEach (function (option, index) { var toggle = option.querySelector («. покупка-вариант-цена») var form = option.querySelector («. Purchase-option-form») var priceInfo = option.querySelector («. цена-информация») if (buyboxWidth> 480) { toggle.click () } еще { if (index === 0) { переключать.нажмите () } еще { toggle.setAttribute («расширенная ария», «ложь») form.hidden = «скрытый» priceInfo.hidden = «скрыто» } } }) } initialStateOpen () если (window.buyboxInitialised) вернуть window.buyboxInitialised = true initKeyControls () }) () .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *