Русский язык 5 класс сжатое изложение: приёмы, методы, алгоритм – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана) – План-конспект урока по русскому языку (5 класс): Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказке В.П.Катаева «Старый пень» (Подготовка к ОГЭ) 5 класс

Содержание

Русский язык 5 класс Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов в 2 ч Номер 144

Русский язык 5 класс Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов в 2 ч

ГДЗ учебник по русскому языку 5 класс Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов в 2 ч

авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов.

издательство: Просвещение


Посмотреть глоссарийРаздел:
  • ЧАСТЬ 1
  • СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
  • §28. Предложение

Прочитайте текст и озаглавьте его так, чтобы заголовок отражал основную мысль.
Вы собираетесь использовать эту сказку в своём сообщении на тему «Гордость−это хорошо или плохо?» Конечно, вам нужно пересказать её кратко. Для этого напишите сжатое изложение (5—8 предложений), используя памятку.
В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрёл дальше.
Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
— Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришёл старик — поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.
Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.
Рассердился старый пень и ну кричать:
— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:
— Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.(В. Катаев)

Решение

Зазнавшийся в пень
В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и стал требовать от деревьев, чтобы они тоже ему поклонились. Но деревья стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте. Рассердился старый пень и стал кричать на деревья.
Но тут прилетела маленькая быстрая синичка и рассказал пню, что люди просто−напросто ищут возле него опёнки, а не кланяются ему.



×

Нашли ошибку?

Если Вы нашли ошибку, неточность или просто не согласны с ответом, пожалуйста сообщите нам об этом

Отправить

Контрольные работы. Изложения ФГОС. 5 класс

спецификация

обучающего изложения по рассказу Г. Скребицкого «Случай на охоте» (упр. 70)

1. Назначение работы

Работа направлена на проверку уровня коммуникативной компетенции, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, умения работать с текстом, связно и логически правильно излагать его содержание, высказывать самостоятельно свое мнение и аргументировать его.

2. Структура работы: Текст представляет собой отрывок из художественной литературы, текст повествовательного характера с определенным сюжетом, описанием конкретных событий, развивающихся последовательно

3. Основные проверяемые умения:

  • адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

  • передавать содержание прослушанного текста в виде сжатого пересказа;

  • письменно пересказывать содержание художественного текста, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

  • выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последователь­ность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

  • соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы

-проявлять определённый уровень понимания темы высказывания;

-строить высказывания определённого объёма, подбирая и упорядочивая необходимый для реализации замысла материал; воссоздавать информацию подробно; излагать материал логично, последовательно, учитывая соотношение основной и второстепенной информации;

-придерживаться темы высказывания; подчинять изложение главной мысли;

-учитывать ситуацию общения и адресата речи;

-выявлять своё отношение к предмету высказывания, понимать возможность разных толкований одной и той же проблемы, оценивать доказательность аргументов, сформулировать своё видение проблемы;

-использовать языковые средства в соответствии с коммуникативным заданием, придерживаясь норм литературного языка, удачно используя лексическое, грамматическое богатство языка.

4. Время выполнения работы – 45 минут

5. Система оценивание работы

Изложение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность

Отметка «5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта.

1 негрубая орф + 1 негрубая пункт

Повышенный уровень

Отметка «4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов.

2 орф + 2 пункт;

1 орф + 3 пункт;

0 орф + 4 пункт

Базовый

уровень

Отметка «3»

1.В работе допущены существенные отклонения от темы

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Имеются отдельные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.

4 орф +4 пункт

3 орф +5 пункт;

0 орф +7 пункт;

6 орф + 6 пункт

Пониженный уровень

Отметка «2»

1.Работа не соответствует теме.

2.Допущено много фактических неточностей.

3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5.Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов.

7 орф + 7 пункт

6 орф + 8 пункт;

5 орф + 9 пункт;

8 орф + 6 пункт

Изложение «Случай на охоте»

Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»

Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.

(По Г. Скребицкому)

спецификация

Изложения по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег» (Урок №71, упр375)

1. Назначение работы

Работа позволяет осуществлять текущий контроль знаний. Работа направлена на проверку уровня коммуникативной компетенции, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, умения работать с текстом, связно и логически правильно излагать его содержание, высказывать самостоятельно свое мнение и аргументировать его.

2. Структура работы: Текст представляет собой отрывок из художественной литературы, текст – описание явлений природы

3. Основные проверяемые умения:

-проявлять определённый уровень понимания темы высказывания;

-строить высказывания определённого объёма, подбирая и упорядочивая необходимый для реализации замысла материал;

-воссоздавать информацию подробно;

-излагать материал логично, последовательно, учитывая соотношение основной и второстепенной информации;

-придерживаться темы высказывания;

-подчинять изложение главной мысли;

-учитывать ситуацию общения и адресата речи;

-выявлять своё отношение к предмету высказывания, понимать возможность разных толкований одной и той же проблемы, оценивать доказательность аргументов, сформулировать своё видение проблемы;

-использовать языковые средства в соответствии с коммуникативным заданием, придерживаясь норм литературного языка, удачно используя лексическое, грамматическое богатство языка.

4. Время выполнения работы – 45 минут

5. Система оценивание работы

Изложение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность

Отметка «5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта.

1 негрубая орф + 1 негрубая пункт

Повышенный уровень

Отметка «4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов.

2 орф + 2 пункт;

1 орф + 3 пункт;

0 орф + 4 пункт

Базовый

уровень

Отметка «3»

1.В работе допущены существенные отклонения от темы

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Имеются отдельные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.

4 орф +4 пункт

3 орф +5 пункт;

0 орф +7 пункт;

6 орф + 6 пункт

Пониженный уровень

Отметка «2»

1.Работа не соответствует теме.

2.Допущено много фактических неточностей.

3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5.Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов.

7 орф + 7 пункт

6 орф + 8 пункт;

5 орф + 9 пункт;

8 орф + 6 пункт

Изложение «Первый снег»

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну — за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка качнулась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.

Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле».

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. (К. Г. Паустовский).

спецификация

сжатого изложения с изменением формы лица по рассказу А. Савчука «Шоколадный торт»

(Урок №126, упр688)

1. Назначение работы

Работа позволяет осуществлять текущий контроль знаний. Работа направлена на проверку уровня коммуникативной компетенции, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, умения работать с текстом, связно и логически правильно излагать его содержание, высказывать самостоятельно свое мнение и аргументировать его.

2. Структура работы: Текст представляет собой отрывок из художественной литературы, текст повествовательного характера с определенным сюжетом, описанием конкретных событий, развивающихся последовательно

3. Основные проверяемые умения:

умения раскрывать содержание работы и производить отбор языковых средств в соответствии с темой и задачей высказывания;

умения соблюдать грамматические нормы и правила правописания.

-проявлять определённый уровень понимания темы высказывания;

-строить высказывания определённого объёма, подбирая и упорядочивая необходимый для реализации замысла материал;

-воссоздавать информацию сжато;

-излагать материал логично, последовательно, учитывая соотношение основной и второстепенной информации;

-придерживаться темы высказывания;

-подчинять изложение главной мысли;

-учитывать ситуацию общения и адресата речи;

-выявлять своё отношение к предмету высказывания, понимать возможность разных толкований одной и той же проблемы, оценивать доказательность аргументов, сформулировать своё видение проблемы;

-использовать языковые средства в соответствии с коммуникативным заданием, придерживаясь норм литературного языка, удачно используя лексическое, грамматическое богатство языка.

4. Время выполнения работы – 45 минут

5. Система оценивание работы

Изложение оценивается двумя отметками: первая – за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность

Отметка «5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта.

1 негрубая орф + 1 негрубая пункт

Повышенный уровень

Отметка «4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов.

2 орф + 2 пункт;

1 орф + 3 пункт;

0 орф + 4 пункт

Базовый

уровень

Отметка «3»

1.В работе допущены существенные отклонения от темы

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Имеются отдельные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.

4 орф +4 пункт

3 орф +5 пункт;

0 орф +7 пункт;

6 орф + 6 пункт

Пониженный уровень

Отметка «2»

1.Работа не соответствует теме.

2.Допущено много фактических неточностей.

3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5.Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов.

7 орф + 7 пункт

6 орф + 8 пункт;

5 орф + 9 пункт;

8 орф + 6 пункт

Сжатое изложение с изменением формы лица «Шоколадный торт»

Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения. Ну, пришли они, гости. И все с подарками. Колька, сосед, мне настольную игру «Хоккей» притащил.

— Спасибо, — говорю я Кольке. – Правда, я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра «Футбол».

Витька принёс мне сказки Андерсена.

— Спасибо, — говорю я, книжка чудесная. Это ничего, что она не новая. Видно, что её все твои родственники перечитали.

Лиля, одноклассница, подарила мне набор фломастеров.

— Вот кстати, — говорю я. – Мне как раз нужны фломастеры. Жаль только, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел – восемнадцать цветов!

Сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрю – что-то они, гости мои, какие-то скучные сидят. Я уже и музыку весёлую включил, а они всё равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться и ушли.

И чем я им не угодил?

План-конспект урока по русскому языку (5 класс): Конспект урока «Подготовка к контрольному изложению по тексту Г. Снегирева «Любопытные». 5 класс

Конспект урока русского языка в 5 классе.

Тема:

  • Подготовка к контрольному изложению по тексту Г. Снегирева «Любопытные».

Цель урока:

  • научить писать подробное изложение текста-повествования.

Задачи:

  • способствовать формированию навыка написания подробного изложения текста-повествования;
  • создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся;
  • способствовать развитию речи, памяти, образного, логического, критического мышления, эмоциональности учащихся;
  • воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность.

Используемые приемы: 

  • Антиципация — предвосхищение или смысловая догадка,
  • ознакомительное чтение, изучающее чтение с остановками
  • чтение с остановками,
  • двухчастный дневник,
  • ключевые слова,
  • прием «верно-неверно»,
  • игровой момент.

План урока.

1. Организационный  момент (2 мин.)

2. Актуализация знаний. Постановка задачи урока (3 мин.)

3. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала  

    Работа с речеведческим материалом. (5 мин)

4. Чтение и анализ текста (19 мин)

5. Физкульминутка (1 мин)

6. Проверка уровня запоминания. Самопроверка (2 мин)

7. Самоконтроль.  Пересказ текста с опорой на план и ключевые слова. (7 мин)

8. Подведение итогов урока. (1 мин)

Ход урока.

1. Организационный момент.

Слайд 1  Приветствие, организация внимания всех обучающихся в классе. Запись в тетради числа, наименования работы

2. Актуализация знаний. Постановка задачи урока

 

Слайд 2  Слова: излагать, изложение, изложить.

– Что их объединяет? (Однокоренные слова с чередованием гласных в корне ­лож­ – ­лаг­.)

Слайд 3   Повествование, текст, изложение.

Эти слова будут ключевыми на уроке.

– Исходя из этих ключевых слов, предположите, чем мы с вами будем на уроке заниматься? Слайд 4   (формулировка цели урока) —  (Писать изложение текста — повествования)

Да, нам предстоит подготовиться к письменному пересказу текста-повествования, т.е. написать изложение Слайд 5   (формулировка темы урока).

А прежде чем писать, что мы должны сделать? (подготовиться)

Правильно, как будет звучать тема урока? (Подготовка к подробному изложению)

3. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала. Работа с речеведческим материалом.

— А что такое изложение?  

Ответы учащихся

Слайд 6  Изложение – это вид письменной или устной работы, когда стараются передать как можно точнее и подробнее услышанный или прочитанный самостоятельно текст.

— Что такое текст?  

Ответы учащихся.

Слайд 7  Текст— это ряд предложений, связанных по смыслу и грамматически. Обладает смысловой законченностью, единой темой и идеей

— Какие существуют три типа текста?

Ответы учащихся

— Что такое описание, рассуждение повествование?

 Ответы учащихся

Слайд 8  Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата.

— А у текста может быть заголовок?

— С чем обычно совпадает название текста?

Ответы учащихся (С темой или идеей)

— Что такое тема текста? 

Ответы учащихся

Слайд 9  Тема — это то, о чём или о ком говорится в текст. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке.

— Что такое идея текста?

Слайд 10  Основная мысль текста – это сжато сформулированный предмет содержания. Реализация авторского замысла, которая передает его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого. Иными словами, что хотел сказать автор, авторская позиция)

4. Чтение и анализ текста

Слайд 11  

— Текст, с которым мы будем работать, называется «Любопытные»

— Что вы можете предположить о содержании текста по его заглавию? Антиципация — предвосхищение или смысловая догадка. 

(Ответы учащихся.)

Ознакомительное чтение учителем текста Геннадия Снегирева «Любопытные».

Любопытные

Сижу я на камне и ем хлеб. А пингвины ко мне подходят и в рот заглядывают. Никак не могут понять, что это я делаю. Очень они любопытные.

Вечером я повесил умывальник на доску. Пока я его к доске прибивал, один пингвин стоял и внимательно смотрел, даже кивал головой.

Утром вышел я умываться, а к умывальнику не подойти: целая толпа пингвинов собралась. Вода из умывальника капает, а пингвины вокруг молча стоят, головы набок и слушают, как капли разбиваются о камни. Для них это, может быть, музыка.

Раз я в палатке разжёг примус. Примус шумит. Я ничего не замечаю.

Хотел выйти из палатки и не смог: у входа столпились пингвины, слушают примус. Я чай согрел и выключил примус.

Пингвины закричали, загалдели. Хотят ещё послушать. Я им примус просто так зажигал. Пусть слушают.

Г. Снегирев

— оправдались ваши ассоциации?

— Какова тема данного текста?  (О  пингвинах.)

— Какова идея текста? (Любопытство пингвинов)

Слайд 12  — этот текст написал известный детский писатель Геннадий Снегирёв.

  • Изучающее чтение с остановками, заполнение двухчастного дневника (левая часть), составление плана.

Чтобы запомнить текст, а потом его воспроизвести максимально близко к тексту нам поможет … ПЛАН

— Что такое план текста?

Ответы учащихся

Слайд 13  План — это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль.

Слайд 14

План

Ключевые слова

1. Любопытные пингвины.

2. Умывальник на доске.

3. Музыка для пингвинов.

4. Примус в палатке.

5. Пингвины слушают примус.

6. «Пусть слушают».

— задание такое: восстановите сюжет, т.е., работая в парах, выстройте последовательное представление частей данного текста.

— Всё получилось? Почему? Озаглавьте 6-ой пункт плана

  • Физкультминутка
  • Повторное чтение текста с записью ключевых слов

Учащиеся читают текст по абзацам, выписывают ключевые слова каждой части, заполняется двухчастный дневник (правая часть). В ключевых словах подчёркиваются орфограммы.

— а теперь будем заполнять вторую колонку, которая называется «Ключевые слова». Что значит ключевые слова?

Ответы учащихся

Слайд 15

План

Ключевые слова

1. Любопытные пингвины.

Сижу, подходят, заглядывают

2. Умывальник на доске.

Умывальник, прибивал, внимательно смотрел

3. Музыка для пингвинов.

Толпа собралась, набок, разбиваются

4. Примус в палатке.

разжёг примус,

5. Пингвины слушают примус.

Палатка, столпились, чай согрел

6. «Пусть слушают».

закричали, загалдели, зажигал

— Какие слова для вас оказались незнакомыми?

(учащиеся работают с Приложением (словарём), находят значение незнакомых для них слов: примус, умывальник, палатка)

Слайд 16 (Палатка — временное жилище из ткани, быстро возводимая сборно-разборная конструкция.)

Слайд 17 (Умывальник — специальный сосуд для воды, служащий для умывания там, где нет водопровода.)

Слайд 18 (Примус — прибор для нагревания и приготовления пищи, с насосом, подающим горючее (керосин) в горелку.)

5. Проверка уровня запоминания. Самопроверка

 «Верно – неверно».

— Я буду читать вам фразы, которые встречались в тексте и ложные, т.е. неправильные. Верные ответы — поднимаете руки. Кто в себе уверен, переверните листочек с текстом вниз, а кто ещё сомневается, можно подглядывать.

Сижу я на камне и ем хлеб.

Очень они нелюбопытные.

Утром я повесил умывальник.

А пингвины молча стоят и слушают.

Раз я разжег в доме газовую плиту.

Примус шумит.

У входа столпились пингвины.

Не стали они дальше слушать.

Я им примус просто так зажигал

— Молодцы, вы очень внимательны и замечаете все неточности, которые я вам говорила. Давайте их разберём: в чём ошибка?

Слайд 19

Ошибка

Правильно

Очень они нелюбопытные.

Любопытные

Утром я повесил умывальник.

вечером

Раз я разжег в доме газовую плиту.

В палатке разжёг примус

Не стали они дальше слушать.

Пусть слушают

6. Проверка уровня запоминания. Самопроверка.

Пересказ текста с опорой на план и ключевые слова.

Слайд 20

7. Самоконтроль.  Пересказ текста с опорой на план и ключевые слова. (7 мин)

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Что мы сегодня повторили?

Ответы учащихся (речеведческие понятия: текст, тема и идея текста, план)

— Чему мы сегодня научились?

Ответы учащихся (писать изложение текста-повествования).

На втором уроке вам предстоит еще раз прочитать текст, написать ваше изложение на черновик, проверить орфограммы и пунктограммы и написать изложение в чистовик.

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Скворцова Н.Н.

Класс:        5

Дата:        

Предмет: русский язык

 

Тема: «Контрольное изложение по тексту Г. Снегирева «Любопытные».

Количество часов 2 часа

Цель урока: подготовить учащихся к подробному изложению текста-повествования.

Задачи:

  • образовательные: формировать навык написания подробного изложения текста-повествования;

                                создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся;

  • развивающие:        способствовать развитию речи, памяти, образного, логического, критического мышления, эмоциональности учащихся;

                                формировать познавательный интерес к изучаемому предмету;

  • воспитательные:    воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность,;

                                способствовать формированию настойчивости в достижении поставленной цели.

Тип урока: развитие речи.

Вид урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Методы и приемы работы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, иллюстративный.

Технические средства обучения: ПК учителя, мультимедийный проектор, экран.

Место урока в общей системе уроков:    с начала учебного года – урок 176, в разделе «Глагол» (28 часов) – урок 23, развитие речи (37 часов) – 34 урок

Исходя из цели и задач урока была выбрана следующая структура урока:

Этапы урока

Время (мин)

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный

2 мин

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Приветствует обучающихся, визуальный контроль их готовности к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу.

2

Актуализация знаний. Постановка цели урока

3 мин

Формирование навыка развития устной речи

Слайд1,2  Ключевые слова темы урока

Визуализация ключевых слов цели и темы урока

Создает условия для проблемной ситуации Организует диалог

с обучающимися, уУточняет понимание учащимися поставленных

целей урока

Формулируют цель урока, записывают тему в тетради. Отвечают на вопросы учителя. Озвучивают понятия

3

Изучение нового материала.

5 мин

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала

Слайды 3-7

Понятия: текст, изложение, тема и идея текста, повествование

Работа с речеведческим материалом (научными понятиями)

Задает вопросы, организует работу по наблюдению над материалом слайдов

Записывают в тетрадь понятия, дают устные ответы, выполняют предложенные задания

4

Чтение и анализ текста

19 мин

Знакомство с текстом, его анализ Подведение детей

к самостоятельным выводам, развитие умения писать текст-повествование

Текст упражнения

Слайды 8-11

Работа с текстом упражнения

Проводит ознакомительное чтение, задает вопросы, контролирует правильность и полноту ответов, заполнение двухчастных дневников Побуждает к высказыванию своего мнения.

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Организует работу по составлению плана текста и  выбору ключевых слов.

Слушают и читают, анализируют текст с остановками, составляют план текста, работают с ключевыми словами. заполняют двухчастный дневник, работают с незнакомыми словами.

5

Физкульминутка

1 мин

Снятие эмоционального и физического напряжения

Показывает движения

Учащиеся повторяют

6

Проверка уровня запоминания

2 мин

Снятие эмоциональной напряженности слуховое и смысловое восприятие

Игровой момент

Прием «верно-неверно» Диктовка,

самопроверка.

Самооценка

Диктует фразы, встречающиеся в  тексте и ложные, контролирует уровень запоминания и понимания текста.

Отмечает степень вовлеченности учащихся

в работу на уроке

Отмечают верные и неверные утверждения, осуществляют взаимопроверку и самопроверку

7

Самоконтроль

7 мин

Осознание каждым

обучающимся

уровня запоминания текста, коррекция знаний

Двухчастный дневник

Создание текста-повествования по исходному упражнению на основе плана и ключевых слов

Организует

коллективную проверку;

беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Контролирует выполнение работы

Составляют устные тексты на основе прослушанного и прочитанного текста, корректируют свои работы

8

Подведение итогов урока

1 мин

Соотнесение

поставленных задач

с достигнутым результатом

Задает вопросы для организации диалога с учащимися

Формулируют конечный результат своей работы

на данном уроке

Русский язык 5 класс Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов в 2 ч Номер 375

Русский язык 5 класс Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов в 2 ч Номер 375
Раздел:
  • ЧАСТЬ 1
  • ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
  • §69. Антонимы

Изложение (по тексту К. Паустовского). Озаглавьте каждую часть словами текста, выражающими её основную мысль. Запишите эти заголовки. У вас получился план текста. Назовите слова, употреблённые в переносном значении. Для какого стиля характерно такое употребление этих языковых средств? Определите, от какого лица − первого или третьего − вы будете излагать текст. В четвёртом, пятом и шестом предложениях второй части текста объясните знаки препинания.
ПЕРВЫЙ СНЕГ
Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мёртвой». Умер дождь, умер ветер, умер глумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.
Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошёл к окну — за стёклами всё было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка качнулась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом снова всё стихло. <…>
Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.</…>

Решение

План.
1. Необыкновенная тишина.
2. Серая птица
3. Застенчивая невеста
Первый снег
Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мёртвой». Умер дождь, умер ветер, умер глумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.
Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошёл к окну — за стёклами всё было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка качнулась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом снова всё стихло.
Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.
Слова в переносном значении: Умер(дождь, ветер, сад), стеклянный дождь. Это характерно для художественного стиля.
Ветка качнулась, с неё посыпался снег. (Повеств., невоскл., сложн., состоит из двух частей, связь бессоюзная).
Текст нужно излагать от третьего лица.
В четвертом, пятом и шестом предложениях запятые стоят между частями простых предложений в составе сложного.



Если Вы нашли ошибку, неточность или просто не согласны с ответом, пожалуйста сообщите нам об этом


Учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему: Тексты для изложений, 5 класс.

Тексты для изложений. 5 класс.

РУКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ.

Все, что построено, возведено, добыто на свете, сделали человеческие руки. Они управляют пером и молотом. Они держат штурвалы кораблей и рулевые баранки автомашин, лопаты и микроскопы. Они могут метко забросить мяч в баскетбольную корзину и ракету на Луну. Руки человека, подчиняясь его разуму и воле, превратили дикие земли в богатые поля, заставили яблоню-дикарку приносить сладкие плоды. Они осушили комариные болота, напоили влагой сухие пустыни, перегородили реки, чтобы могучей силой воды гнать сильный ток на тысячи километров.

Все могут, все умеют, со всем справляются человеческие руки. Только надо приручить их к хорошему делу, чтобы они стали сноровистыми, умелыми, послушными доброму сердцу и точному уму.

Надо, чтобы человек уважал дело своих рук и труд другого человека.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА.

  1. Что делают человеческие руки?
  2. Как приучить руки к хорошему делу?
  3. Почему нужно уважать дело своих и чужих рук?

БЕЛЬЧОНОК.

Бельчонок спустился по стволу сосны у самых моих ног, сковырнул сыроежку и принялся её есть, а гриб держал в передних лапах. Его щёки быстро двигались, и на землю сыпались крошки гриба. Он съел шляпку, но корешок ему не понравился, и он перешёл на другое место.

Бельчонок был совсем маленький, величиной с ладонь .Он нашёл другую сыроежку, отгрыз её красную шляпку и спрыгнул с ней на пенек. Шляпка гриба была велика для бельчонка, вроде целого блина, и он объел её, но не всю, потом спрыгнул с пенька, откинул недоеденный блин, нашёл шишку и стал доставать из неё сладкие, пахнувшие смолой семена.

Погуляв в одиночестве у моих ног, позавтракав, бельчонок ушел на высоту и покачался на ветке, по которым отправился, может быть, к своему дому.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА,

  1. Зачем бельчонок спустился с дерева на землю?
  2. Как ел бельчонок сыроежку?
  3. Каким путем ушёл бельчонок к себе домой?

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Русский язык 5 класс.Сжатое изложение.

Русский язык 5 класс.

Тема : Р/Р Сжатое изложение ( «Перо и чернильница» Е.А.Пермяк)

Цель: подготовить учащихся к осмыслению содержания исходного текста, уяснению основной мысли (с отделением главного от второстепенного), особенности композиции, языка и стиля; развитие речи учащихся посредством переработки художественного текста;  воспитание трудолюбия и человечности (на материале урока привести к выводу о том, что сказка получится только тогда, когда человек научится жить не только для себя).

                                                      ХОД УРОКА.

1. Подготовительная работа к восприятию текста.

Слово учителя: Перед вами текст «Перо и чернильница», автором которого является Евгений Андреевич Пермяк. Среди произведений Пермяка сказки и рассказы, повести и романы, публицистические статьи. Однако у писателя есть одна основная тема, которая проходит через всё его творчество. Это тема труда. Произведения Евгения Пермяка утверждают торжество добра над злом.
         «Перо и чернильница» – это короткий рассказ, построенный на диалоге. Автор использует разговорный стиль речи. Текст состоит из четырёх смысловых частей. Чтение учителем текста по учебнику.

Вопросы по тексту:

1. Что такое притча?

(Притча – это краткий иносказательный поучительный рассказ.)

2. Пожалуйста, прочтите ещё раз дедову притчу. Ребята, после прочтения текста, я прошу вас выделить четыре основные смысловые части.

2. Работа по анализу содержания (проводится в форме беседы, включает в себя составление плана, подбор рабочих материалов).

Беседа.

 — Из каких четырёх смысловых частей состоит этот текст?

 — Перед вами стоит задача: написать сжатое изложение. Следовательно, вы должны сократить каждую часть текста. Оставить самое главное и отбросить второстепенное. Остановимся на первой части.

 — Найдите слова, в которых выражена главная мысль первой части (сказки, из чернильницы, как, достаёшь, ручкой с пёрышком).

— Для составления плана озаглавьте первую часть, опираясь на ключевые слова               

(1. Сказки из чернильницы),.

 — Найдите слова, в которых выражена главная мысль второй части.

(Поступил в школу, из чернильницы, сказка не зацепляется.).

— Озаглавьте вторую часть, опираясь на ключевые слова (2. Сказка не зацепляется.).

 — Что является главным в третьей части?                  (Притча.)

 — Пожалуйста, прочтите ещё раз дедову притчу.

 Озаглавьте третью часть      (3. Дедова притча. Жить с людьми, а не самому по себе.).

— Найдите слова, в которых выражена главная мысль четвёртой части.

(дедову притчу запомнил.)

 — Озаглавьте четвёртую часть        (4. Дедову притчу запомнил.).

 — Вот и готов план.Прочитайте план.

Опираясь на этот план, вы напишите изложение, но не забывайте об основной задаче: сжать текст. Если собрать все главные слова из каждой части, то получится следующее. 3. Заключительное чтение текста.

4. Написание изложения.

Русский язык 5 класс Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов в 2 ч Номер 261

Русский язык 5 класс Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов в 2 ч

ГДЗ учебник по русскому языку 5 класс Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов в 2 ч

авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов.

издательство: Просвещение


Посмотреть глоссарийРаздел:
  • ЧАСТЬ 1
  • СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
  • §49. Диалог

Сжатое изложение. Прочитайте продолжение текста упр. 24.
С детства родители и мальчишки с девчонками удивлялись на Аркашу Пластова. С виду пацан как пацан. Нос пуговкой, сам светловолосый, озорной, смешливый, храбрый. В общем, обычный мальчишка.
Но иногда на Аркашу словно нах..дило что−то. Выйдет он, например, в поле, раскинет руки и кричит чего−то.
— Кому это ты, Аркашка? — спрашивают мальчишки.
— Это я ветру привет передаю. Слышите, он мне отвечает? — говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат. Только гудят травы под ветром, да жаворонки высоко в небе свистят.
Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки на краю леса и бормочет что−то под нос. Сестрёнка ему обед принесёт, спрашивает:
— С кем это ты разговариваешь?
— Муравьи мне рассказали, что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить, и муравейник восстанавливать.
Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.
«Отчего же никто ничего не слышит? Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?» —думает Аркаша.
Думал Аркаша, думал, но так ничего и не придумал.
(По Е. Мурашовой)

Решение

Изложение.
С детства все удивлялись на Аркашу Пластова. С виду обычный мальчишка.
Но иногда на Аркашу словно находило что−то. Выйдет он, например, в поле, и начинает разговаривать с ветром. Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки на краю леса и разговаривает с муравьями.
Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы дает.
«Отчего же ни кто ничего не слышит? Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?» − думает Аркаша.
Думал Аркаша, думал, но так ничего и не придумал.
Есть люди, которые знают много разных языков. Таких людей не мало. А вот Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Такие люди рождаются редко!



×

Нашли ошибку?

Если Вы нашли ошибку, неточность или просто не согласны с ответом, пожалуйста сообщите нам об этом

Отправить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *