С какими разделами орфоэпия связана: Attention Required! | Cloudflare

СТАТЬЯ «Орфоэпия и её связь с другими разделами лингвистики»

ОРФОЭПИЯ И ЕЁ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ РАЗДЕЛАМИ ЛИНГВИСТИКИ. ИССЛЕДОВАНИЕ НОРМ ПРОИЗНОШЕНИЯ И УДАРЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры, осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этической ценности родного языка –важная задача для учителя-словесника в современной школе. Овладеть русским языком как средством общения в повседневной жизни и в учебной деятельности, развить готовность и способность к речевому взаимодействию, потребность в речевом самосовершенствовании , умении осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов, включая СМИ и Интернет,- позволит школьникам исследование норм произношения и ударения в современном русском литературном языке.

Устная речь обслуживает не только бытовое общение, но и активно проникает в другие сферы человеческого общения: науку, публицистику, средствах массовой информации. Поэтому возникает необходимость соблюдения норм устной речи. На самом деле, любые отступления от норм произношения и ударения приводят к отступлениям от точной передачи мысли, затрудняют общение, взаимопонимание, отвлекают от содержания речи и переключают внимание слушателей на её орфоэпические особенности, отличные от общепринятых.

Отношение говорящего к установленным орфоэпическим нормам определяется прежде всего тем, как они были им усвоены в школе, так как интенсивный процесс усвоения норм языка происходит преимущественно в дошкольные и школьные годы жизни человека. Поэтому учащиеся должны овладеть нормами произношения и ударения на уроках русского языка и внеурочной деятельности по предмету. Они должны научиться осмысливать и оценивать речевую ситуацию, выбирая верные орфоэпические нормы и применять приобретённые знания, умения и навыки речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Орфоэпия – это самостоятельный раздел лингвистики, изучает нормы и правила устной речи и обеспечивает единство её звукового оформления в соответствии с нормами русского языка и исторически выработанными и закрепившимися в нём. Однако, орфоэпия тесно взаимодействует и другими разделами лингвистики. В этом и состоит её фундаментальность ,ведь современные орфоэпические нормы регулируют процессы произношения звуков, их сочетаний, грамматических форм . Взаимосвязь офоэпии с другими разделами лингвистики очевидна и требует учёта на занятиях по русскому языку.

Фонетика является тем фундаментом, на котором строится орфоэпия. Она даёт возможность познакомиться с составом фонем, классифицировать их с точки зрения артикуляции и акустики. Обучение орфоэпии в школе опирается на элементарные знания в области фонетики: различение твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных ,процессов количественной и качественной редукции безударных гласных, озвончения и оглушения согласных и прочих процессов в области фонетики. Поэтому фонетика и орфоэпия тесно взаимодействуют друг с другом. На уроках русского языка учителю очень важно систематически проводить эту параллель.

Не может обойтись и лексика и без знаний орфоэпии, ведь для каждого звучащего слова есть его не только лексическое значение, но и нормы произношения. Следовательно, учитель на уроках, связанных с изучением лексики, должен организовать работу со справочной литературой не только по лексике ( работа с толковыми словарями, словарями синонимов, антонимов, омонимов и др.), но и привлечь внимание школьников к произношению новых слов в соответствии с орфоэпическими пометами.

Словообразование, морфология и орфоэпия. Часть правил орфоэпии регулирует произношение отдельных грамматических форм, например, глаголов с суффиксами –ся,-сь, прилагательных с окончаниями –ого, -его и т.п., поэтому решение орфоэпических задач будет затруднено без умения различать части речи , опознавать морфемы. Кроме того, ударение часто имеет словообразовательный характер, то есть передвигается с одного слога на другой в группе однокоренных слов. Так, например, от глаголов могут образовываться при помощи суффиксов существительные со значением отвлечённого действия и и сохранением места ударения, свойственного неопределённой форме: формировАть- формировАние, завоевАть-завоевАние. Существительные женского рода на –а с уменьшительно-ласкательным суффиксом –к- принимают ударения на основу вне зависимости от места ударения у существительных , от которых они образованы: струнА- стрУнки, птИца-птИчка. Большинство слов служебных частей речи не имеют на себе ударения, примыкая к ударяемым знаменательным словам.

Большие возможности для работы по орфоэпии открывает систематическое изучение синтаксиса с соответствующим подбором дидактического материала по орфоэпии. Это даёт возможность наблюдать, сравнивать произношение слов как в потоке речи — в предложении, фразе, словосочетании,- так и с вычленением их из контекста. Кроме того , на уроках по изучению синтаксиса обязательно нужно проводить работу над ударением , произношением слова, а ещё работать над логическим, смысловым ударением . Это служит цели обучения культуре устной речи в более широком плане, представляет возможность для закрепления орфоэпических навыков ,полученных учащимися ранее.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что орфоэпия должна изучаться в тесной связи с другими разделами лингвистики. И в то же время надо помнить, что в понятие «произношение» не входят вопросы дикции, то есть чёткости и внятности произношения, выговаривания звуков и слов ( учитывая, конечно, особенности речи конкретного человека: картавость, шепелявость и пр. и т.п.). Но это совсем не значит, что дикция не должна находиться в поле зрения учителя в связи с обучением орфоэпии в школе.

Обучение офоэпии невозможно представить себе без учёта стилей произношения, а также диалектных особенностей той или иной местности. В этом плане эта работа требует создания вокруг учащихся образцовой речевой среды. Конечно же, в первую очередь это зависит от самого учителя-словесника, который обязан следить за своей речью и постоянно совершенствовать её. Задачей учителя является также систематическое использование на уроках орфоэпических словарей. Он обязан приучить учащихся пользоваться ими и регулярно к ним обращаться для решения конкретных вопросов произношения конкретных слов.

Если занятия орфоэпическим образованием школьников проводить систематически и совместно с другими разделами лингвистики, то труд это принесёт конкретные результаты: разовьётся речевой слух детей, который поможет им не только слушать, но и слышать и правильно понимать речь учителя , сверстника, взрослого, диктора, артиста, воспринимать и анализировать её фонетические особенности с позиций правильности-неправильности, чёткости-нечёткости, выразительности-невыразительности. А самое главное — разовьётся речевой слух. Это самое главное и непременное условие не только грамотного говорения и чтения , но и грамотного письма. Кроме того, будут формироваться языковой вкус, языковое чутьё, негативное отношение к произносительным ошибкам, появится потребность в речевом самосовершенствовании, языковом самообразовании.

Уроки русского языка , включающие в себя орфоэпию, будут способствовать повышению у школьников интереса к русскому языку как школьному предмету. Ещё необходимо сказать и о том, что вместе с учениками будет «расти» и сам учитель, так как ему надо будет тщательно готовиться к урокам , чтобы быть готовым ответить на вопросы учащихся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Голуб И.Б. Русский язык и культура речи.-М.,2001.

2.Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка, -М.,1994.

3.Львов В.В. Обучение орфоэпии в 5-9 классах средней школы,-М.,2011

Конспект «Орфоэпические нормы» — УчительPRO

Раздел ОГЭ по русскому языку: 9.1 Орфоэпические нормы.



Орфоэпия (от греч. ortos — прямой, правильный и epos — речь) — раздел науки о языке, изучающий правильное произношение звуков и их сочетаний, а также совокупность исторически сложившихся правил и норм литературного произношения и ударения.

Орфоэпические нормы складываются в процессе исторического развития и совершенствования культуры устной речи на основе эстетического восприятия её «звучания» и постепенного непроизвольного отбора произносительных особенностей гласных, согласных, ударения и интонации. В основе современной русской орфоэпии лежат закономерности образования и взаимодействия звуков в фонетической системе русского языка.

Орфoэпические нормы называют также литературными произносительными нормами, т. к. они свойственны литературному языку. Oрфоэпические нормы подвержены изменениям, но всё же сохраняют свою действенность достаточно долго и отражены в

орфоэпических словарях.

Правильное произношение, наряду с правописанием, — признак общей культуры человека.

Основные нормы литературного произношения

Основные нормы литературного произношения

Орфоэпические норм


Конспект урока по русскому языку «Орфоэпичeские нормы». Другие конспекты по разделу «Языковые нормы»:

РАЗДЕЛ I. ОРФОЭПИЯ.. Техника речи

РАЗДЕЛ I. ОРФОЭПИЯ.

Орфоэпия — это совокупность правил, устанавливающих единое, свойственное литературному языку произношение, которое признается образцовым. Речь учителя должна быть образцовой по произношению. Для этого нужно усвоить

нормы общепринятого литературного произношения.

Эти нормы, сложившиеся еще в XIX веке в результате тщательного изучения и отбора, вобрали в себя все лучшее и характерное для русского языка.

Современная русская орфоэпия (название происходит от греческого — правильный и — речь) складывалась вместе с развитием литературы и драматического искусства. В нашей стране очень много областных диалектов и говоров, которые иногда могут использоваться лишь как речевая характеристика образа .

Студентам необходимо выучить основные нормы произношения и знать, как ими пользоваться.

В русской речи очень важен вопрос о правильном ударении , так как ударение может находиться на любом слоге, например:

д`омик, гот`овит, принесл`а и т. д.

Разные ударные слоги меняют смысл:

мук`а — м`ука, зам`ок — з`амок

.

В каждом слове русского языка есть один ударный слог (с ударной гласной), без которого слово в произношении не имеет законченной формы. Характерность речи проявляется в широких распевных гласных звуках.

Для правильного произношения безударных гласных звуков слова внимание должно быть сосредоточено на ударном слоге.

Есть ряд правил произношения неударных гласных:

1 .Неударный звук [ О ] в начале слова и в предударном слоге произносится как [ ]:

отнимать — [] тнимать , топор — т[ ] пор .

2 О » неударное, занимающее второе или третье место перед ударным слогом или находящееся непосредственно после ударного, звучит как промежуточный ( редуцированный ) звук, средний между [ А ] и [ Ы ].

Он обозначается знаком Ъ :

подворотня — п[ Ъ]дв[] ротня ;

изморозь — изм[ Ъ] р [Ъ] зь ;

волос — вол[ Ъ] с ).

3 .Неударный звук [ А ] в начале слова и в безударном слоге, стоящем непосредственно перед ударным, произносится как короткий « А »:

артист — [А] р тист, сады — с [А] ды .

4 .Неударный звук [ А ] после Ж,Ш произносится как А :

жара ж [А] ра , шаги — ш [А] ги , шары — ш [А] ры .

5 .Безударные гласные звуки [ У ], [ Ы ] в произношении не заменяются другими звуками, но теряют свою долготу.

6 .Гласный звук [ И ] в начале слова переходит в [ Ы ], если предыдущее слово заканчивается на твердую согласную:

с интересом — с[ Ы] нтересом

так и знай так[ Ы] знай .

Но если по смыслу между словами должна быть пауза, то произношение звука [ И ] остается без изменений:

я слушаю с / интересом мороз и солнце .

7 .Безударные гласные « Е », « Я » в произношении звучат как средний звук между И и Э , который обозначается знаком И :

рябина — р[ И] бина, весна в [И] сна .

8. Звук [ Е ] под ударением может звучать по-разному, в зависимости от согласных, стоящих после него: перед твердыми согласными [ Е ] звучит широко, открыто, перед мягкими — закрыто, узко:

Е — широкое: м [Е] л , п [Е] л , св [Е] т ;

Е — закрытое: п [Е] ли , св [Е] тит ).

9. Сочетания АО , ОА, АА, ОО произносятся одинаково как [ АА ]:

на окне — н[ АА] кне

по- армейски п [АА] рмейски

на арке — н[ АА] рке

однообразный — одн[ АА] бразный .

10.А и О в сочетании с У (АУ, ОУ) , стоящие далеко перед ударением, произносятся с редуцированным звуком [ А ],но никогда не переходят в звук [ У ]:

наугад — н[ Ъ] угад по углам — п [Ъ] углам .

11 .Сочетания ЫЕ, ИЕ в окончаниях прилагательных множественного числа произносятся как ЫИ, ИИ:

старые стар[ ЫИ], белые — бел [ЫИ]

летние — летн[ ИИ], синие — син [ИИ].

12 .Окончания прилагательных — Г ИЙ, -КИЙ, -ХИЙ произносятся как [Ъ] Й , — К [Ъ] Й , — Х [Ъ] Й :

долгий — долг[ Ъ] й , широкий широк [Ъ] й

тихий тих[ Ъ] й .

Произношение слов отличается от написания :

Андреевна — Андревна, Николаевна — Николавна;

Ивановна — Иванна, Александровна — Алексанна;

Лукинична — Лукинишна и т. п.

Некоторые женские и мужские имена в сочетании с отчествами произносятся иначе, чем написано:

Мария Ивановна — Марь Иванна

Павел Павлович — Пал Палыч .

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Орфоэпия как раздел науки о языке. Понятие об орфоэпии

Последние:
  • XIX съезд КПК: социализм с китайской спецификой вступает в новую эпоху
  • Результаты голосования в думу
  • «Ему дадут уйти на взлете»
  • Что за канал красная линия
  • Почему встреча Трампа с Лавровым – это пощечина Америке

Билет № 8. Расскажите об орфоэпии как разделе лингвистики — Студопедия

Расскажите об орфоэпии как разделе лингвистики. Охарактеризуйте основные орфоэпические нормы

Русского языка.

Используя фрагменты художественных текстов, докажите, что художественные тропы основаны на

Употреблении слова в переносном значении. Приведите примеры использования тропов в известных

Вам поэтических текстах.

Проведите лингвистический анализ художественного текста.

1. Орфоэпия — наука, которая изучает орфоэпические, т. е. произносительные, нормы. Орфоэпические нормы прагматичны, они вызваны практической необходимостью сохранить единство норм литературного языка, ибо условия для речевого общения наиболее благоприятны тогда, когда у собеседников общие, одинаковые нормы произношения.

Орфоэпические нормы опираются на фонетические законы, действующие в русском языке в настоящее время. Нормы определяют произношение гласных и согласных звуков, а также отдельных грамматических форм.

Орфоэпические нормы произношения гласных звуков

1. Для русского литературного языка характерно аканье, т. е. произношение на месте безударного [о] звука [а]. Таким образом, в первом предударном слоге и в абсолютном начале слова звуки [о] и [а] совпадают в звучании: валы (это и вол и вал), [а]г[а]род (огород) и [а]ст[а]н[а]вился. В остальных слогах [о] и [а] после твердых согласных произно-

сятся очень коротко, как безударный [ы]: хорошо, хлопотать, сарафан.

2. После мягких согласных [о], [а] и[э] произносятся в первом предударном слоге как звук средний между [и] и [э]: часы, пятак, пестреть.


3. Звуки [о] и [э] после [ж], [ш], [ц] в первом предударном слоге произносятся как звук средний между [ы] и [э]: желток, шестой, цеха. Такое же произношение свойственно звуку, следующему за [ж] и [ш] в словах: лошадей, к сожалению, жакет. В других словах после [ж] и [ш] можно услышать чаще [а]: жалеть, жасмин, шары, шаги.

4. После твердых согласных звук (и] произносится как [ы]: Поехал в Италию (ср.: сказал Виталию) — в [ы]талию’, под ивой — под [ы]вой. Иногда это находит отражение на письме: разыграть, предыстория, сыщик.

Орфоэпические нормы произношения

Орфоэпия — Большая советская энциклопедия

Орфоэ́пия

(греч. orthoépeia, от orthós — правильный и épos — речь)

совокупность норм национального языка (См. Национальный язык), обеспечивающих единство его звукового оформления. Единообразие звукового оформления устной речи содействует (как и Орфография) быстрому и лёгкому языковому общению. Понятие О. включает в себя произношение и нормы суперсегментной фонетики (ударение, тон и пр.). Произношение охватывает фонетическую систему языка, т. е. состав фонем (См. Фонема), их качество и реализацию в определённых условиях, а также звуковое оформление отдельных слов и грамматических форм (например, пл [а] тишь, а не пл [о] тишь, [ш] то, а не [ч] то). Значение норм суперсегментной фонетики для О. различно в разных языках. Например, для русского языка имеет большое значение ударение, связанное с образованием грамматических форм. Некоторые учёные в состав О. включают образование вариантных грамматических форм (например, «трактора́» или «тра́кторы»). О. складывается исторически вместе с формированием национального языка, когда развиваются разные формы публичной речи и увеличивается удельный вес устной речи в жизни общества. При этом в разных национальных языках и в разные эпохи степень строгости и единообразия норм О. и их социолингвистическое значение весьма различны. Правила О. имеют свою длительную историю и складываются в качестве норм национального языка обычно поздно. Нормы О. русского языка сложились в своих важнейших чертах ещё в 1-й половине 17 в. как нормы московского говора, которые лишь по мере развития и укрепления национального языка стали приобретать характер национальных норм. Окончательно они сложились во 2-й половине 19 в., хотя в ряде случаев имелись колебания. Существовавшие до Октбрьской революции 1917 нормы О. в основном сохранились; изменились лишь некоторые частные правила, уменьшилась ассимилятивная мягкость ([д] ве, [з] верь рядом с [дь] ве, [зь] верь), произношение сблизилось в ряде черт с написанием. Большое значение в развитии О. имел театр, культивирующий нормы О. в наиболее чистом виде. Сценическая речь во многих языках является основой орфоэпических норм. Значение О. возрастает с развитием звукового кино, радио, телевидения.

Лит.: Ушаков Д. Н., Русская орфоэпия и её задачи, в кн.: Русская речь, в. 3, Л., 1928; Щерба Л. В., О нормах образцового русского произношения, «Русский язык в школе», 1936, №5; его же, Фонетика французского языка, Л., 1939; Винокур Г., Русское сценическое произношение, М., 1948; Аванесов Р. И., Русское литературное произношение, 5 изд., М., 1972; Русское литературное произношение и ударение. Словарь-справочник, М., 1959;. Siebs Th., Deutsche Bühnenaussprache-Hochsprache, 14 Aufl., Köln, 1927; Grammont М., Traite pratique de prononciation française, 9 ed, P., 1938;. Jones D., An outline of English phonetics, 9 ed., Camb., 1960; его же, An English pronouncing dictionary, 10 ed., L., 1955; Michaelis H. et Passy P., Dictionnaire phonétique de la langue française, 2 éd́., Hannover — B. — P., 1914; Viëtor W., Deutsches Aussprachewörterbuch, 3 Aufl., Lpz., 1921.

P. И. Аванесов.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. орфоэпия — орф. орфоэпия, -и Орфографический словарь Лопатина
  2. орфоэпия — ОРФОЭПИЯ, и, ж. 1. Правила литературного произношения. 2. Само такое правильное произношение. | прил. орфоэпический, ая, ое. Орфоэпические нормы. Толковый словарь Ожегова
  3. орфоэпия — 1. Раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения. 2. Совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в данном языке нормам. Толковый переводоведческий словарь / Л.Л. Нелюбин. Толковый переводоведческий словарь
  4. Орфоэпия — ОРФОЭПИЯ — слово, переводимое как «правильное произношение» (греческое orthós — «правильный» и épos — «слово»). В О. ставится вопрос об определенном способе произношения слов, к-рый для определенной среды и эпохи считается «правильным». Литературная энциклопедия
  5. орфоэпия — Орфоэпии, ж. [от греч. orthos – правильный и epos – речь] (лингв.). Правила образцового произношения. Русская орфоэпия. Уроки орфоэпии. || Соблюдение этих правил. Обращать внимание на орфоэпию учащихся. Большой словарь иностранных слов
  6. орфоэпия — Орфоэпия, орфоэпии, орфоэпии, орфоэпий, орфоэпии, орфоэпиям, орфоэпию, орфоэпии, орфоэпией, орфоэпиею, орфоэпиями, орфоэпии, орфоэпиях Грамматический словарь Зализняка
  7. орфоэпия — ОРФО’ЭПИЯ, орфоэпии, ·жен. (от ·греч. orthos — правильный и epos — речь) (линг.). Правила образцового произношения. Русская орфоэпия. Уроки орфоэпии. | Соблюдение этих правил. Обращать внимание на орфоэпию учащихся. Толковый словарь Ушакова
  8. орфоэпия — -и, ж. Система правил, определяющих правильное литературное произношение. Лекции по орфоэпии. || Соблюдение правил произношения. [От греч. ’ορθός — правильный и ’έπος — речь] Малый академический словарь
  9. орфоэпия — (от греч. orthos — прямой, правильный + epos — речь). 1) Раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения. Словарь лингвистических терминов Розенталя
  10. орфоэпия — Орфо/э́п/и/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  11. ОРФОЭПИЯ — ОРФОЭПИЯ (от греч. orthos — правильный и epos — речь) — .. 1) совокупность произносительных норм национального языка, обеспечивающих единообразие его звукового оформления… 2) Раздел языкознания, изучающий нормативное литературное произношение. Большой энциклопедический словарь
  12. Орфоэпия — (греч. orthoepeia, от orthos — правильный и epos — речь) совокупность норм языка, обеспечивающих единство его звукового оформления. Работа над правильным литературным произношением — составная часть всех занятий в школе. Педагогический терминологический словарь
  13. орфоэпия — орфоэпия ж. 1. Общепринятая система правил, определяющая произносительные нормы литературного языка. 2. Соблюдение таких норм произношения. 3. Раздел языкознания, изучающий и регламентирующий правила литературного произношения. Толковый словарь Ефремовой
  14. орфоэпия — ОРФОЭПИЯ -и; ж. [от греч. orthos — правильный и epos — речь]. 1. Система правил, определяющих правильное литературное произношение. Лекции по орфоэпии. Русская о. // Соблюдение правил произношения. Обращать внимание на орфоэпию. Толковый словарь Кузнецова
  15. орфоэпия — Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где orthoépie < греч. orthoepeia, на базе orthos «пра вильный», и epos «речь». См. орфография, эпос. Этимологический словарь Шанского
  16. орфоэпия — (др.-греч. όρθός прямой, правильный + επος речь) 1. Раздел лингвистики, занимающийся изучением правильного литературного произношения; 2. Соблюдение правил литературного произношения. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  17. орфоэпия — сущ., кол-во синонимов: 1 произношение 14 Словарь синонимов русского языка

ОРТОПИЯ | определение, значение — Che cosa è ORTHOEPY nel dizionario Inglese

ОРТОПИЯ | определение, значение — che cosa è ORTHOEPY nel dizionario Inglese — Cambridge Dictionary Тезаурус: sinonimi e parole collegate .

Как произносится ORTHOEPY в английском

Ваш браузер не поддерживает аудио в формате HTML5

Великобритания

Как произнести orthoepy noun в британском английском

Ваш браузер не поддерживает аудио в формате HTML5

нас

Как произнести orthoepy noun в американском английском
.

Znaczenie ORTHOEPY, определение в Кембриджском словаре английского языка

Znaczenie ORTHOEPY, deficja w Cambridge English Dictionary Тезаурус: синонимы и wyrazy pokrewne .

Significado de ORTHOEPY en el Diccionario Cambridge inglés

Significado de ORTHOEPY en el Diccionario Cambridge inglés Tesauro: sinónimos y palabras relacionadas .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *