Какие рыцарские ордена самые могущественные в истории — Рамблер/новости
Они основывали государства и диктовали свою волю европейским монархам. История рыцарских орденов началась в Средние века и не закончена до сих пор.
Орден тамплиеров
Дата основания Ордена: 1119 год. Интересные факты: Тамплиеры, храмовники — самый известный рыцарский орден, истории и загадкам которого посвящено множество книг и фильмов. Тема «проклятия Жака де Моле» до сих пор активно обсуждается любителями конспирологии.
После изгнания из Палестины, храмовники переключились на финансовую деятельность и стали самым богатым орденом в истории. Они придумали чеки, вели доходную ростовщическую деятельность, были главными кредиторами и экономистами Европы.
В пятницу, 13-го октября 1307 года по приказу короля Франции Филиппа IV Красивого все французские тамплиеры были арестованы. Орден был официально запрещен. Тамплиеров обвинили в ереси — в отречении от Иисуса Христа, в том, что они плевали на распятие, целовали друг друга непристойным образом и практиковали мужеложство. В «доказательство» последнего пункта до сих пор принято упоминать про одну из эмблем храмовников — два бедных рыцаря сидят на одной лошади, что служило символом нестяжательства рыцарей ордена.Дата основания ордена: 1190 год. Интересные факты: Девиз тевтонцев — «Помогать-Защищать-Исцелять». Изначально орден этим и занимался — помощью больным и защитой немецких рыцарей, однако в начале XIII века началась военная история ордена, связана она была с попыткой экспансии Прибалтики и русских земель. Закончились эти попытки, как мы знаем, неудачно. «Черным днем» тевтонцев стала Грюнвальдская битва 1410 года, в которой объединенные силы Польши и Великого княжества Литовского нанесли Ордену сокрушительное поражение. Лишенный былых военных амбиций, Тевтонский орден был восстановлен в 1809 году. Сегодня он занимается благотворительностью и лечением больных. Штаб-квартира современных тевтонцев находится в Вене.
Орден Дракона
Дата основания ордена: 1408 год. Интересные факты: Официально орден Дракона был основан королём Венгрии Сигизмундом I Люксембургом, однако в сербской фольклорной традиции его основателем считается легендарный герой Милош Обилич. Рыцари ордена носили медальоны и подвески с изображениями золотого дракона с червленым крестом, свернувшегося в кольцо. В родовых гербах дворян, состоявших в ордене, изображение дракона обычно обрамляло гербовый щит. В орден Дракона входил отец легендарного Влада Цепеша, Влад II Дракул, получивший свое прозвище как раз из-за членства в ордене — dracul по-румынски значит «дракон».
Орден Калатравы
Дата основания ордена: 1158 год. Интересные факты: Первый католический орден, основанный в Испании, был создан для обороны крепости Калатрава. В XIII веке он стал самой влиятельной военной силой в Испании, способной выставить в поле от 1200 до 2000 рыцарей. В период наибольшего расцвета, при Хироне и его сыне, орден контролировал 56 командорств и 16 приоратов. На орден работало до 200 000 крестьян, его чистый годовой доход оценивался в 50 000 дукатов. Однако полной независимости орден не имел. Звание гроссмейстеров, начиная со времен Фердинанда и Изабеллы, всегда носили испанские короли.
Госпитальеры
Дата основания ордена: около 1099 года. Интересные факты: Странноприимный орден, Госпитальеры, Мальтийские рыцари, или иоанниты — древнейший духовный рыцарский орден, получивший свое неофициальное название в честь госпиталя и церкви Святого Иоанна Крестителя. В отличие от других орденов, госпитальеры принимали в свои ряды женщин-послушниц, а все мужчины, вступавшие в орден, должны были иметь дворянский титул.Орден был международным, а его члены по языковому принципу были разделены в Средние века на семь лангов. Интересно, что славянские языки относились к германскому лангу. 72-м Великим магистром ордена был Российский император Павел Первый.
Несмотря на обет нестяжания, госпитальеры были одним из самых богатых рыцарских орденов. Французская армия во время захвата Наполеоном Мальты нанесла ущерб ордену почти на три десятка миллионов лир.
Орден Святого Гроба Господня
Дата основания ордена: 1099 год. Интересные факты: Этот могущественный орден был создан во времена Первого Крестового похода и появления Иерусалимского королевства. Его король стоял во главе ордена. Миссией ордена была защита Гроба Господня и других святых мест Палестины.
Долгое время Великими магистрами ордена были Папы римские. Только в 1949 году титул был передан членам Курии Ватикана. Орден существует и сегодня. Его членами по всему миру являются представители королевских семей, влиятельные бизнесмены, политическая и научная элита. Согласно отчету 2010 года численность ордена превысила 28000 членов. Штаб-квартира его находится в Риме. На благотворительные проекты ордена в период с 2000 по 2007 годы было потрачено более 50 миллионов долларов.
Орден Алькантара
Дата основания ордена: 1156 год. Интересные факты: Орден изначально был создан как товарищество для защиты от мавров пограничной крепости Сан-Хулиан-де-Пераль в Испании. В 1177 году товарищество было возведено в рыцарский орден; он обязался вести вечную войну с маврами и защищать христианскую веру. Король Альфонсо IX в 1218 году подарил ордену город Алькантару, где он под новым названием и обосновался. До занятия Испании французами в 1808 году орден владел 37 графствами с 53 городами и деревнями. История ордена был полна перипетий. Он богател и беднел, его несколько раз упраздняли и снова восстанавливали.
Орден Христа
Дата основания ордена: 1318 год. Интересные факты: Орден Христа был правопреемником тамплиеров на территории Португалии. Орден также называют Томарским — по названию замка Томар, ставшем резиденцией Магистра. Самым известным томарцем был Васко да Гама. На парусах его кораблей изображен красный крест, являвшийся эмблемой ордена Христа. Томарцы были одной из главных опор королевской власти в Португалии, и орден был секуляризирован, что, конечно, не устроило Ватикан, который стал вручать собственный Верховный орден Христа. В 1789 году орден был окончательно секуляризирован. В 1834 году произошла национализация его имущества. Орден меченосцевДата основания ордена: 1202 год. Интересные факты: Официальное название ордена — «Братство воинов Христа». Прозвание «меченосцы» рыцари ордена получили из-за изображенных на их плащах мечей под лапчатым тамплиерским крестом. Их главной целью был захват Восточной Прибалтики. По договоренности 1207 года 2/3 захваченных земель отходили в собственность ордена. Планам восточной экспансии меченосцев помешали русские князья. В 1234 году в сражении на Омовже рыцари потерпели сокрушительное поражение от новгородского князя Ярослава Всеволодовича, после чего Литва вместе с русскими князьями начала походы на земли ордена. В 1237 году, после неудачного Крестового похода на Литву, меченосцы присоединились к Тевтонскому ордену и стали Ливонским орденом. Он был разгромлен русскими войсками в Ливонской войне в 1561 году.
Орден Святого Лазаря
Дата основания ордена: 1098 год. Интересные факты: Орден Святого Лазаря примечателен тем, что изначально все его члены, включая Великого магистра, были прокаженными. Свое название орден получил по месту основания — от названия больниц Святого Лазаря, располагавшейся неподалеку от стен Иерусалима. Именно от названия этого ордена происходит название «лазарет». Рыцарей ордена также называли «лазариты». Их символом стал зеленый крест на черной сутане или плаще. Сперва орден не был военным и занимался исключительно благотворительной деятельностью, помогая прокаженным, однако с октября 1187 года лазариты стали участвовать в боевых действиях. Они шли в бой без шлемов, их лица, обезображенные проказой, наводили ужас на врагов. Проказа в те годы считалась неизлечимой и лазаритов называли «живыми мертвецами». В битве при Форбии 17 октября 1244 года орден потерял почти весь свой личный состав, а после изгнания крестоносцев из Палестины обосновался во Франции, где и в наши дни занимается благотворительностью.
Список католических орденов и конгрегаций — Википедия
Название | Вариант названия | Аббревиатура | Год основания (роспуска) | Основатель | Одеяния |
---|---|---|---|---|---|
Августинцы | O.A.D. | 1256 | Александр IV (папа римский) (объединил августинские общины в единый орден) | ![]() | |
Августинцы Успения Пресвятой Богородицы | A.A. | 1845 | Эммануэль д’Альзон | ||
| каноники-обсерванты | C.R.S.A. | |||
| августинские братья | O.S.A | |||
Алексиане | целлиты | C.F.A. | |||
Армянские сестры Непорочного Зачатия | 1847 | ||||
Базилиане | Василиане, Орден святого Василия Великого | O.S.B.M. | |||
Белые отцы | Миссионеры Африки | P.A., M.Afr. | 1868 | Шарль Лавижери | |
Бенедиктинцы | Орден святого Бенедикта | O.S.B. | 529 | Бенедикт Нурсийский | ![]() |
Бонифратры | госпиталиты, милосердные братья, орден госпиталитов св. Иоанна Божьего, | O.H. | 1537 | Иоанн Божий | |
Братья христианских школ | школьные братья, ласаллианцы | F.S.C. | 1684 | Жан-Батист де ла Салль | |
Бригиттки | Орден святой Бригитты | O.S.Birg | ок. 1350 | Бригитта Шведская | ![]() |
Варнавиты | Регулярные клирики святого Павла | C.R.S.P. | 1530 | Антоний Мария Дзаккариа | |
Вербисты | Общество Слова Божьего | S.V.D. | 1875 | Арнольд Янссен | |
Визитантки | Орден посещения пресвятой Девы Марии | O.V.M. | 1310 | Франциск Сальский, Иоанна де Шанталь | |
Гилбертинцы | Орден гилбертинцев | 1130 (1545) | Святой Гилберт | ||
Госпитальеры Святого Духа | Орден Святого Духа, Орден регулярных братьев-каноников Святого Духа из Уэссекса | 1175 (1783) | блаженный Гвидон | ![]() | |
Доминиканцы | Орден проповедников (Ordo Praedicatorum) | O.P. | 1216 | Святой Доминик | |
Дочери милосердия | FdC | 1635 | Винсент де Поль, Луиза де Марийак | ![]() | |
Иезуаты блаженного Иеронима | 1365 (1668) | Иоанн Коломбини | |||
Иезуиты | Общество Иисуса | S.J. | 1534 | Игнатий Лойола | |
Иеронимиты | 1360 (1668) | ||||
Общество Воплощенного Слова | Instituto del Verbo Encarnado | I.V.E. | 1984 | о.Карлос Мигель Буела | |
Камальдулы | XI век | Святой Ромуальд | |||
| O.S.B.Cam. | ||||
| E.C.M.C. | ||||
Камиллианцы | Орден регулярных клириков — служителей больных | M.I. | 1584 | Камилл де Леллис | ![]() |
Кармелиты | Орден братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель | O.Carm. | XII век | Бертольд Калабрийский, Альберт Иерусалимский | ![]() |
O.C.D. | XVI век | Тереза Авильская, Иоанн Креста | |||
| C.M.I. | ||||
Картезианцы | Орден картезианцев | O.Cart. | 1084 | Бруно Кёльнский | ![]() |
Кларетинцы | Конгрегация миссионеров-сыновей Непорочного Сердца Блаженной Девы Марии | C.M.F. | 1849 | Антоний Мария Кларет | |
Клариссинки | Клариссы, Орден святой Клары | O.S.C.I. | 1212 | Клара Ассизская | |
Лазаристы | Конгрегация миссий, викентиане | C.M. | 1625 | Викентий де Поль | |
Мариане | Конгрегация Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии | M.I.C. | 1673 | Станислав Папчинский | |
Мерседарии | Орден Девы Марии Милосердия по выкупу пленных | O. de M. | 1218 | Пётр Ноласко | |
Минимы | Орден минимов | O.M. | 1435 | Франциск из Паолы | |
Мхитаристы | Орден мхитаристов | 1712 | Мхитар Севастийский | ||
Назаретанки | Сёстры Св. Семейства из Назарета | C.S.F.N. | 1875 | Францишка Седлиская | ![]() |
Назаретанцы | Конгрегация Св. Семейства из Назарета | F.N. | 1900 | Джованни Пьямарта | |
Облаты | Миссионеры-облаты Непорочной Девы Марии | O.M.I. | 1816 | Эжен де Мазено | ![]() |
Ораторианцы | Конгрегация оратория святого Филиппа Нери | C.O.R. | 1558 | Филипп Нери | |
Орионисты | Конгрегация малых дел Божественного Провидения | F.D.P. | 1899 | Луиджи Орионе | |
Паллоттинцы | 1838 | Викентий Паллотти | |||
| S.A.C. | ![]() | |||
| С.S.M.A.C. | ![]() | |||
Пассионисты | Конгрегация Страстей Иисуса Христа | C.P. | 1720 | Павел Креста | ![]() |
Паулины | Орден св. Павла Отшельника | O.S.S.P.E. | 1250 | Евсевий Гранский | |
Пиаристы | Пиары | S.P. | 1617 | Иосиф Каласанский | |
Премонстранты | Орден регулярных каноников-премонстрантов, Норбертины, Белые каноники | O.Praem. | 1120 | Норберт Ксантенский | |
Редемптористы | Конгрегация Святейшего Искупителя | C.Ss.R. | 1732 | Альфонс Лигуори | ![]() |
Салезианцы | Общество св. Франциска Сальского | S.D.B. | 1859 | Иоанн Боско | |
Сальваторианцы | Общество Божественного Спасителя | S.D.S. | 1881 | Иоганн Батист Иордан | |
Сервиты | Орден служителей Девы Марии | O.S.M. | 1233 | Семь святых основателей | ![]() |
Сёстры — миссионерки любви | Сёстры Матери Терезы | M.C. | 1948 | Мать Тереза | ![]() |
Сёстры Святого Семейства | Конгрегация Сестёр Миссионерок Святого Семейства | M.S.F. | 1905 | Болеслава Мария Лямент | |
Сёстры Святейшего Сердца Иисуса | Конгрегация Святейшего Сердца Иисуса — Sacre Coeur | R.S.C.J. | 1800 | Магдалена София Бара | ![]() |
Сёстры служительницы Иисуса в Евхаристии | Евхаристки | S.J.E | 1923 | Матулайтис, Юргис | |
Орден Богоматери в Сионе | Сионы | N.D.S. | 1843 | Ратисбон, Теодор | |
Сомаски | Конгрегация регулярных клириков Сомаски | C.R.C.S. | 1532 | Иероним Эмилиани | |
Сульпициане | Общество священников Святого Сульпиция | P.S.S. | 1641 | Жан-Жак Олье | |
Театинцы | Орден театинцев | C.R. | 1524 | Каетан Тиенский | |
Тевтонский орден | Тевтонский Орден госпитальных братьев Пресвятой Девы Марии в Иерусалиме | O.T. | 1191 (1809) военный орден с 1834 — монашеский | ||
Трапписты | Орден цистерцианцев строго соблюдения | O.C.R. | 1663 | Арман-Жан Ле Бутилье де Рансе | ![]() |
Тринитарии | Орден Пресвятой Троицы | O.S.s.T. | 1198 | Жан де Мата, Феликс де Валуа | |
Урсулинки | Орден святой Урсулы | O.S.U. | 1535 | Анжела де Меричи | |
Францисканцы | 1208 | Франциск Ассизский | ![]() | ||
| O.F.M. | ||||
O.F.M.Conv. | 1517 | ||||
O.F.M.Cap. | 1525 | Матвей Басси | ![]() | ||
Целестинцы | Орден целестинцев | 1254 (1810) | Целестин V | ||
Цистерцианцы | Орден цистерцианцев, бернардинцы | O.Cist. | 1098 | Роберт Молемский |
3 ордена крестоносцев, существующих и в наше время
Радуйтесь! Рыцарей больше нет!
Мир и спокойствие вашему дому…
А. Белянин
Понятие «рыцарский орден», а уж тем паче «духовный рыцарский орден» однозначно ассоциируется со Средними веками. Крестовые походы, распространение истинной веры проверенным методом «огнем и мечом», рыцари-братья в кольчужных комбинезонах с характерными накидками-коттами… Знакомо, да?)
Однако рыцарство вовсе не ушло окончательно в прошлое. Да, оно сильно изменилось, в корне пересмотрело свои взгляды и род занятий, но тем не менее — да возрадуются романтичные души! — оно сохранилось. Многие христианские рыцарские ордена сохранились до нашего времени. В них при желании даже можно вступить, правда, придется принять католичество…)
Итак, какие же ордена рыцарей существуют в наше время?
1. Странноприимный орден (Госпитальеры)
Начнем, пожалуй, с одного из самых древних и знаменитых рыцарских орденов, чья история была необычайно бурной и интересной. Это — госпитальеры. Они же — иоанниты. Они же — мальтийцы, «рыцари с Мальты».
Фирменный знак ордена — белый крест на черном фоне.
Орден был основан в Святой Земле (в Палестине) в 1099 году изначально как госпиталь для уставших и раненых пилигримов и обычных светских рыцарей. Но в результате более чем успешных результатов Первого крестового похода он превратился в могущественную боевую организацию, крепко спаянную железной дисциплиной, подкрепленной правом на долю в добыче.
Смыслом существования Ордена Святого Иоанна стала защита Святой Земли и борьба с мусульманами. Шло время, позиции христиан на Ближнем Востоке слабели, завоеванные королевства гибли одно за другим, но иоанниты держались. Отступали перед превосходящими силами противника — но держались.
После окончательного поражения крестоносцев на Ближнем Востоке госпитальеры передислоцировались на Кипр. Затем — на Родос. Потом на Мальту, которая и стала их домом на несколько столетий. Все это время рыцари-иоанниты были сущим проклятием для турецких кораблей и вечной костью в горле у султанов Блистательной порты.
Половина награбленного у турок шла в казну Ордена, а вторая — в казну Папского престола, чему Папы, надо думать, были несказанно рады.
Госпитальеров выгнал с Мальты не кто другой, как Наполеон. Рыцари, лишившиеся дома, флота, армии и всех источников дохода, разбрелись по белу свету. Довольно большую группу госпитальеров-мальтийцев принял в Петербурге знаменитый император-романтик Павел Первый, за что был удостоен звания великого магистра ордена (!), хотя не являлся католиком. Папский престол это назначение, кстати, так и не признал.
В настоящее время орден святого Иоанна вновь вернулся на Мальту, хотя больше не правит ею. Капитулы ордена расположены во многих европейских государствах, хотя большей частью — такой вот казус судьбы — уже являются протестантскими.
Иоанниты нашего времени вернулись к своим изначальным занятиям — благотворительности, организации и обустройстве больниц, и т.п., умело совмещая все это с зарабатыванием денег. Опыт тысячелетий-то не пропьешь…))
2. Тевтонский орден
Да-да, вы не ослышались. Именно тевтонский орден. Тевтоны вовсе не были уничтожены под корень в 1242 году на Чудском озере, как многие думают. Они еще лет 200 после этого ухитрялись поддавать жару, в основном собачась с поляками. Но обо всем по порядку…)
Рыцарь-тевтон. Почти как госпитальер, только наоборот — черный крест на белой котте
Тевтонский орден — точнее, «орден дома святой Марии Тевтонской» — был основан как подразделение госпитальеров в 1190 году, руководившее больницей в Акре. Шел Третий крестовый поход — неудачный, провальный, и руководство ордена (хотя тогда еще — всего лишь лазарета для раненых) поняло, что «пора бечь». И сбежало, свернув дела, в Германию (тогда — север Священной Римской империи германской нации).
Вскоре после этого тевтонцы были признаны Папой как самостоятельное духовно-рыцарское объединение. Им пожаловали земли в городке Эшенбах, а через столетие под власть ордена перешел и знаменитый впоследствии Нюрнберг.
Интерес Тевтонского ордена состоит в том, что это был один из немногих чисто национальных духовно-рыцарских орденов. В нем состояли только немцы, тогда как в большинстве других служил чистый интернационал.
Задачей тевтонцев была борьба с пруссами, тогда еще — чистыми дикарями-язычниками. И орден показал себя так хорошо, что пруссы были за 100 (примерно) лет нивелированы под корень. Не стало пруссов, остались пруссаки, как подвид немцев.
И орден озадачился. Цель существования была достигнута. Проблема! Язычники кончились! Слишком хорошо сработали, господа, надо было хоть пару штук на развод оставить… А теперь — да кому мы нужны?
И орден закуклился сам в себе. От потери смысла существования стал вырождаться. Попробовал было повоевать с Литвой и Польшей, пару раз выиграл, пару раз качественно получил по шее и пригорюнился. Язычников не было. Наезжать на собратьев по вере ляхов дальше было откровенно не с руки, Папа, сидючи на престоле в далеком Риме, начинал коситься неодобрительно. Дальше на Восток сидели новгородцы, хоть и христиане, но еретики. Но зато и сами мастера раздавать люлей, вот хоть у шведов спросите. А потом завелись московиты — эти вообще звери оказались.
И в 1525 году последний великий магистр тевтонов, Альбрехт Гогенцоллерн, задружившись с Мартином Лютером, впал в протестантизм. Он натурально, не хуже Березовского приватизировал земли ордена,»перевелся» из великих магистров в герцоги и запродался в вассалы к польскому королю. Польша тогда была в силе.
Новое герцогство, ставшее миной замедленного действия для польской короны, и получило название Пруссия… В будущем оно станет королевством и соберет вокруг себя все остальные германские земли.
Но как же существование в наше время? А очень просто. В 1834 году Тевтонский орден был возрожден. Сейчас его штаб-квартира находится в Вене, и в нем числятся многие современные западные бизнесмены. Основная сфера деятельности — благотворительность.
Да, по факту это больше не рыцари, увы… Но де-юре Тевтонский орден существует.
3. Орден святого Гроба Господня Иерусалимского
Тоже один из древнейших орденов, созданный прямым указом Папы в 1099 году, во время Первого (и единственного по-настоящему удачного) Крестового похода. Изначальная цель — охрана Гроба Господня от немытых сарацин, чтоб не лезли, понимаешь, к нему грязными лапками — мало ли где они ими ковырялись…)
Задачей ордена Гроба Господня до сих пор является миссионерская деятельность на Ближнем Востоке, в основном в Палестине и в Сирии. Современные рыцари Ордена Гроба Господня занимаются сохранением и развитием католической веры в данном регионе, благотворительностью и т.п. Их, кстати, довольно много — около 30 тысяч человек.
Знак ордена — характерный красный крест «потент» на белом фоне, в сочетании с четырьмя маленькими крестами.
В отличие от многих других орденов, этот прославился в большей степени своими миссионерами, чем воинами, хотя основателем его был сам легендарный Готфрид Бульонский. Однако и вести просветительскую работу можно, согласитесь, по-разному )
Длительное время великими магистрами ордена Гроба Господня были непосредственно Папы Римские. Сейчас им управляет кардинал, причем почти наполовину состав ордена состоит из мирян, т.е. простых людей, не лиц духовного звания. Принимают, между прочим, и женщин.
Членство в этом ордене на Западе необычайно почетно.
Основная резиденция — в Риме, в монастыре при Палаццо делла Ровере.
Кстати, отцы-иезуиты тоже до сих пор существуют, и неплохо себя чувствуют…)
Духовно-рыцарский орден — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 мая 2018; проверки требуют 18 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 мая 2018; проверки требуют 18 правок.Духо́вно-ры́царские о́рдены — организации рыцарей, создававшиеся в период крестовых походов в XI—XIII века под руководством католической церкви главным образом для контроля границ христианского мира, защиты пилигримов на пути в Святую Землю, а также крестовых, и других походов: против ислама в Святой земле, в Испании или в Турции, или против язычников в Литве, в Эстонии или в Пруссии с целью распространения католичества (после Реформации иногда против протестантства). Впоследствии ордены могли стать светскими.
К духовно-рыцарским орденам относятся ордены: иоаннитов, тамплиеров, Вифлеемский орден, Тевтонский орден, Орден Алькантара, Орден Калатравы и другие.
Как монахи, члены духовно-рыцарских орденов давали обеты воздержания, послушания, бедности. Как рыцари-феодалы носили оружие, участвовали в завоевательных походах. Молодых приверженцев называли неофитами. Неофит должен был пройти обязательный обряд посвящения.
Структура духовно-рыцарских орденов была иерархической. Каждый орден возглавлял пожизненно избранный и утвержденный Папой Великий магистр (гроссмейстер). Ему подчинялись начальники «провинций» (местных подразделений ордена) — приоры, а также маршалы (ведали финансами ордена), командоры (коменданты замков, крепостей) и др. Они составляли генеральный капитул, который периодически созывался и имел законодательную власть. В ордене рыцарей-монахов была иерархическая структура. Главными были братья-рыцари. Далее шли братья-оруженосцы и капелланы. Во главе таких орденов стояли Великие магистры, которых избирали на пожизненный срок. Власть великих магистров была поистине велика. При магистрах находился совет из других высших должностных лиц, которые существовали в орденах. Практиковались периодические сборы генеральных капитулов братьев-рыцарей. Ордены могли быть разделены по территориям, на которых находились монастыри. Подчинялись ордены только Папе Римскому.
Благодаря пожалованиям, захватам, ростовщичеству и торговым сделкам духовно-рыцарские ордены добились больших богатств, стали крупными земельными собственниками, жестоко эксплуатировавшими зависимое крестьянство, и приобрели значительную экономическую и политическую силу. С укреплением в европейских государствах централизованной власти духовно-рыцарские ордены постепенно утратили значение, хотя некоторые из них (например, Тевтонский) продолжали существовать.
- Акунов Вольфганг. История военно-монашеских орденов Европы. — М.: Вече, 2012. — 468 с. — ISBN 978-5-9533-5706-7
- Акунов Вольфганг. История Тевтонского ордена. — М.: Вече, 2012. — 336 с. — Серия «История орденов и тайных обществ».
- Андреев А., Шумов С. Тевтонский орден. Крах крестового похода на Русь. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2005. — 320 с. — Серия «Тайные секты и ордена».
- Богдан Анри. Тевтонские рыцари / Пер. с франц. А. И. Вишневского. — СПб.: Евразия, 2008. — 304 с. — Серия «Историческая библиотека».
- Бокман Хартмут. Немецкий Орден. Двенадцать глав из его истории / Пер. с нем. В. И. Матузовой. — М.: Ладомир, 2004. — 280 с. — ISBN 5-86218-450-3
- Виганд из Марбурга. Новая Прусская хроника / Пер. с лат. Н. Н. Малишевского. — М.: Русская панорама, 2014. — 256 с. — Серия «Mediaevalia».
- Винклер, П. П. Орден // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. — Рязань: Александрия, 2009. — 384 с. — Серия «Источники истории».
- Гусев И. Е. История религиозных и рыцарских орденов и обществ. — Минск: Харвест, 2007. — 240 с.: ил.
- Гусев И. Е. История орденов Средневековья. — Минск: Харвест, 2007. — 432 с.
- Дьячук И. А., Богатырев В. Н., Пензиев М. В. Военно-духовные ордена. — СПб.: Реноме, 2010. — 304 с.: ил. — ISBN 978-5-904045-91-3
- Жарков С. В. История создания рыцарских орденов и каталог холодного оружия, снаряжения рыцарей средневековой Европы. — Брест: Академия, 2005. — 142 с. — ISBN 985-6750-82-2
- Жарков С. В. Рыцарские ордена в бою. — М.: Яуза; Эксмо, 2008. — 448 с. — Серия «Война. Огнём и мечом».
- Гусев И. Е. История рыцарства и крестовых походов. — Минск: Харвест, 2010. — 240 с.: ил. — ISBN 978-985-16-8754-7
- Матузова В. И., Назарова Е. Л. Крестоносцы и Русь. Конец XII в. — 1270 г.: Тексты, перевод, комментарий. — М.: Индрик, 2002. — 488 с. — Серия «Древнейшие источники по истории Восточной Европы».
- Машке Эрих. Немецкий орден. Государство Немецкого Ордена. Портреты великих магистров. — СПб.: Евразия, 2003. — 256 с. — Серия «Clio».
- Моррисон Сесиль. Крестоносцы. — М.: Изд-во «Весь Мир», 2003. — 176 с. — Серия «Весь мир знаний». — ISBN 5-7777-0217-1, 978-5-7777-0217-3
- Николь Дэвид. Крестоносцы. История ордена Госпитальеров. 1100—1565 гг. / Пер. А. З. Колина. — М.: Эксмо, 2010. — 216 с. — Серия «Военная история человечества». — ISBN 978-5-699-38487-7
- Перну Режин. Крестоносцы. — СПб.: Евразия, 2001. — 320 с. — Серия «Clio».
- Пётр из Дусбурга. Хроника Земли Прусской / Пер. В. И. Матузовой. — М.: Ладомир, 1997. — 384 с. — ISBN 5-86218-258-6 / 5862182586
- Печников Б. А. Рыцари церкви — кто они? Очерки об истории и современной деятельности католических орденов. — М.: Политиздат, 1991. — 352 с. ил.
- Урбан Вильям. Тевтонский орден. — М.: ООО «АСТ», Астрель, 2010. — 416 с. — Серия «Историческая библиотека». — ISBN 978-5-17-044178-5
Главные ордена Российской империи | Русская семерка
Орден Святого апостола Андрея Первозванного
Весной 1698 года во время знаменитого Великого посольства Петр I посетил Англию и встретился с местным королем – Вильгельмом III. Видимо, что-то подкупило английского короля в амбициозном русском правителе, и он предложил ему стать членом Благороднейшего ордена Подвязки. С одной стороны, это была большая честь: членами старейшего рыцарского ордена Европы являлись самые уважаемые и влиятельные люди планеты – в количестве 24 человек. С другой — приняв «англицкую подвязку» русский суверен формально становился подданным британского короля. Петр отказался. Это был первый и последний отказ царя Романовской династии от «британского подданства»: Александр I, Николай I, Александр II, Александр III и Николай II являлись кавалерами этого ордена.
Однако идея царю-реформатору понравилась. По своему возвращению на Русскую Землю, в августе 1698 года, Петр учредил свой орден – орден Святого апостола Андрея Первозванного, покровителя Руси. Монарх даже самостоятельно создал эскизы наградного ордена, которые весьма напоминали эмблему шотландского ордена Чертополоха. Отныне орден Андрея Первозванного ( с перерывом с 1917-1997) стал главной наградой России.
Девиз ордена
«За веру и верность»
Некоторые русские кавалеры ордена
Александр Суворов, Петр Багратион, Михаил Кутузов, Александр Ермолов, Петр Семенов-Тян-Шанский.
Некоторые иностранные кавалеры ордена
Наполеон I, князь Талейран, герцог Веллингтон.
Интересные факты
Одновременно кавалерами ордена могло быть не более 12 человек из россиян. Общее число кавалеров ордена (русских и иностранных подданных) не должно превышать двадцати четырёх человек.
На аукционе Sotheby’s в 2008 году бриллиантовая звезда к ордену Святого Андрея Первозванного, изготовленная около 1800 года, была продана за 2,729,250. Это был абсолютный рекорд не только для российских наград, но и вообще для орденов.
Орден Военных заслуг (Старый порядок) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Орден Военных заслуг (фр. Institution du Mérite militaire) — во Франции, при Старом порядке, награда для офицеров-протестантов.
С 1693 года во Франции существовал военный орден Святого Людовика, которым могли награждаться только католики, так как к католической церкви принадлежало большинство населения Франции, включая и короля.
Однако, в 18 веке, в связи с появлением во французской армии большого количества наёмников-протестантов, в частности, немцев, и, в особенности, швейцарцев, возникла необходимость ввести для них отдельную награду.
Такой наградой и стал Орден Военных заслуг, учреждённый 10 марта 1759 года королём Людовиком XV. Его структура повторял орден Святого Людовика и включала три степени — Большой крест, кавалер-командор и кавалер. Лента ордена была синей (у Ордена Святого Людовика — красной), знак ордена также представлял собой мальтийский крест, украшенный лилиями королевской династии Бурбонов, однако имел другое изображение в центральном медальоне. Количество кавалеров было ограничено ещё более жестко, чем для ордена Святого Людовика.
В 1791 году, во время революции, орден Военных заслуг и орден Святого Людовика вначале были объединены в одну награду, а затем — отменены.
После Реставрации Бурбонов, орден был возобновлён и просуществовал ещё 15 лет (1815—1830). При этом лента ордена вместо синей стала красной.
Существовавший во Франции недолгое время в 20-ом веке одноименный Орден Военных заслуг не имел ни конфессионального характера, ни прямого отношения к прежнему ордену.
Порядок ношения ордена.- Спасский И. Г. Иностранные и русские ордена до 1917 года / Ил. художник В. Трофимов. — СПб.: Издательство «Дорваль» ТОО «Бриз» совместно с АО «Лига», 1993. — С. 108-109. — 196 с. — ISBN 5-8308-0042-x.
- Notes sur l’institution du mérite militaire, 1759—1830 (фр.)
10 самых знаменитых рыцарских орденов
Европейская история знает множество рыцарских орденов, основанных в разные эпохи. Какие-то из них существовали совсем не долго, и их названия давно канули в лету, а вот другие снискали себе огромную славы, победившую время. Некоторые из этих известных орденов в последствии стали могущественными организациями, которые обладали несметными сокровищами и оказывали влияние на ход истории.
10. Орден Святого Лазаря
Это сообщество было основан в Палестине в 11 веке. Оно базировалось на идее помощи крестоносцам, больным проказой, на которых тогда распространялась юрисдикция Греческой патриархии. В организацию могли вступить рыцари, одолеваемые этим страшным недугом.
На протяжении более двухсот лет с момента своего основания, сообщество не было признано лично Папой Римским, при этом оно имело определенные привилегии и его члены могли собирать пожертвования.
9. Орден Христа
Орден был создан в XIV веке португальским монархом Динишем. Его главной целью была борьба с мусульманами. Этому военно-религиозному сообществу в итоге было передано всё имущество португальских тамплиеров.
Рыцари, вступившие в это сообщество, принимали самое активное участие в длительных морских экспедициях.
Орден Христа был распущен в 1910 г., однако спустя почти семь лет был восстановлен в качестве исключительно гражданского.
8. Орден Алькантара
Сначала эта организация представляла собой военно-религиозное сообщество рыцарей. Первые упоминания об ордене встречаются в бумагах короля Леона. В этих исторических документах также встречаются свидетельства того, что монарх передавал во владения братству обширные земельные наделы.
7. Орден Дракона
Основной задачей членов этого венгерского ордена была защита королевского дома от внутренних и внешних угроз. Кроме того, орден занимался выявлением и отловом еретиков и язычников.
В качестве официальной символики, рыцари ордена использовали медальоны и подвески, на которых был изображен дракон. Церемония принятия в ряды ордена новых его членов сопровождалась пышным ритуалом.
6. Орден Калатравы
Этот орден был создан в XII веке в Испании. Орден официально перестал существовать в 1838 году. История создания этого сообщества рыцарей подробно описана Родриго Толедским, который был знаком с создателями ордена.
Орден Калатравы в процессе утверждения своего влияния на какое-то время стал одним из самых могущественных военно-религиозных организаций Испании, которая к тому же имела собственное регулярное войско, состоящее из воинов-монахов.
5. Орден Святого Гроба Господнего
Историки считают этот орден самым древним. История его возникновения начинается со времен крестовых походов. Основателем рыцарского сообщества стал герцог Готфрид Бульонский. Основная функция рыцарского ордена – защита отвоеванного у мусульман Гроба Господня.
4. Орден Меченосцев
Внутри этого сообщества существовала определенная градация ее членов – все они разделялись на рыцарей, священников и служащих.
Рыцарями обычно становились мелкие феодалы. Служащими обычно становились свободные крестьяне или горожане. Во гласе ордена стоял магистр, а самые важные решения принимал капитул.
Стоит отметить, что орден Меченосцев на момент своего создания и в первые годы существования не имел значительного могущества и число рыцарей, входящих в его состав было совсем не велико. Кроме того, первое время в организацию не поступали лица из знатных родов.
Не ранее 1205 года члены ордена приняли участие в военном походе против язычников. Также их основной задачей была защита возведенных в Ливонии церквей и насильственное окатоличивание противников христианства.
3. Тевтонский орден
Этот орден был создан германскими крестоносцами в конце XII века. Его основной задачей было распространение влияния Папы Римского на территории Прибалтики и на западных землях Руси. На захваченных орденом территориях рыцарями осуществлялась политика насильственного навязывания населению католической веры.
В первой половине XIV столетия Тевтонский орден сумел достигнуть небывалого доныне могущества. Однако вместе с ростом благосостояния членов этой военно-религиозной организации, появлялось нарушение дисциплины. Рыцари, погрязшие в роскоши, уже не могли похвастаться ни доблестью, ни громкими достижениями.
В конце XIV века произошло значительное укрепление военных и политических усилений Польши. В результате чего, в 1410 году польский король Владислав II разбил войско Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве.
Этот орден был восстановлен в Австрии в первой половине XIV столетия. Тогда он олицетворял собой католическое дворянское сообщество.
2. Орден Святого Иоанна
Основное назначение данного рыцарского сообщества была забота о бедных, больных или изувеченных пилигримах. На членов ордена была возложена миссия о заботе и сохранении Святой земли под юрисдикцией Папы Римского.
Орден Госпитальеров и орден Тамплиеров, стали могущественнейшими христианскими сообществами рыцарей, чье влияние распространялось по всей территории данного региона.
В многочисленных битвах с мусульманами члены ордена облачались в черные туники с белыми крестами – это был характерный символ Госпитальеров.
В XII веке внутри ордена произошло дробление на братьев-воинов, отвечавших за выполнение военных задач, и братьев-лекарей, занимавшихся гуманитарной миссией.
Тогда он, как и прежде оставался в первую очередь религиозной организацией, поэтому его члены имели множество привилегий, дарованных им самим Папой Римским. К примеру, рыцари ордена подчинялись непосредственно Ватикану, могли не отдавать десятину и имели возможность владеть собственными религиозными строениями.
1. Орден Тамплиеров
Это сообщество было основано 1119 году малочисленной группой рыцарей, которую возглавлял Гуго де Пейн. Это случилось сразу после завершения Первого Крестового похода, для защиты Иерусалима, со всех сторон окруженного враждебно настроенными соседями.
Кроме того, огромное количество христианских паломников, хлынувших в Иерусалим после захвата города христианами, нуждалось в надежной охране.
Стоит заметить, что существует разница между фактическим основанием Ордена Тамплиеров и его признанием от Папы Римского, когда он стал считаться отдельным монашеским братством.