Сатиры пример – Особенности сатиры и юмора Салтыкова-Щедрина на примере сказок (стр. 1 из 2)

Особенности сатиры и юмора Салтыкова-Щедрина на примере сказок (стр. 1 из 2)

Введение

ющая общественная формацияи её героистановятся анахронизмом, безобразием, комедийно-вопиющим противоречием общенародным идеалам передовых сил общества.

Сатирические жанры всегда были неотъемлемой частью фольклора.

Русская сатирическая литература восходит к творчеству Антиоха, Кантемира, Новикова, Фонвизина, Крылова, Грибоедова, Гоголя.

Сатира и юмор-это острая критика в художественной форме недостатков, пороков, которые стали нормой.

Сатира Салтыкова-Щедрина родилась во второй половине Х1Х века. В этот период страна в борениях и муках сбрасывала с себя иго крепостного права, а новые буржуазно-капиталистические отношения только ещё формировались. Сама жизнь предопределила спрос на сатирические произведения.

История возникновения сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина многообразно. Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии и особое место занимают его сказки. «Они могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ядовитому ехидству, очаровывают своим языковым совершенством» — говорил Луначарский.

Цикл сказок Салтыкова-Щедрина считают итогом его сатирического творчества. Его обращение к сказочному жанру обусловлено тем, что общественное зло в эпоху 80-х годов Х1Хв. Проникло во все сферы жизни, вросло в быт, потребовалась особая сатирическая форма. Сказки Салтыкова-Щедрина ни в чём не противоречат духу русской народной сказки. Они — явления совершенно оригинальное, не смешивающиеся ни с какими другими известными литературными и фольклорными сказками.

Первые сказки появились в 1869 году, остальные печатались на протяжении 1880-1886 годов в них вышли все основные сатирические темы, в них сплетается фантастическое и реальное, комическое сочетается с трагическим, в них широко используется гротеск, проявляется удивительное искусство эзопова языка.

«Сказка, — писал Гоголь, — может быть созданием высоким, когда служит аллегорической одеждою, облекающую высокую духовную истину, когда обнаруживает, ощутительно и видимо даже простолюдину, дело, доступное только мудрецу». Таковы именно щедринские сказки, их высокое идейное содержание выражено в общедоступных художественных формах. Они написаны настоящим народным языком – простым, сжатым и выразительным.

Опираясь на богатейшую образность народной сказки, пословицы и поговорки, Щедрин создал образы в художественной трактовке сложных общественных явлений, каждый образ заключает в себе сатирический смысл.

Сказка, как жанр постепенно вызревала в творчестве писателя, формировалась из таких элементов его сатиры, как гипербола, фантастика, образность народной речи, приём зоологических уподоблений.

Рассмотрим основные особенности сатиры Салтыкова-Щедрина проявившиеся в сказках «Дикий помещик» и «Медведь на воеводстве».

Основные особенности сатиры Салтыкова-Щедрина, проявившиеся в сказках «Дикий помещик» и «Медведь на воеводстве».

Одним из самых древних примеров сатирической типизации является уподобление людей животным, использование зоологических образов для осмеяния социальных пороков.

«Уподобление – стилистический оборот на основе развёрнутого сравнения. Если при обычном сравнении двух предметов устанавливается один общий признак и отличается их частичная близость друг к другу, то уподобление раскрывает в художественном произведении систему параллельных общностей между двумя предметами или явлениями».1

Зоологические уподобления, служат главной цели сатиры – показать отрицательные явления и людей в низком и смешном виде. Сравнение социальных пороков с животным миром – один из остроумных приёмов сатиры Салтыкова-Щедрина, его он использует как в отдельных эпизодах, так и в целых сказках.

Так, в сказке «Дикий помещик» показан человек, но в его облике явные звериные черты: «И вот он одичал… весь он с головы до ног оброс волосами, словно дикий Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уже он давно перестал, ходил же всё больше на четвереньках… Утратил даже способность произносить членораздельные звуки… усвоил среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрёл»2. Здесь автор, показывая эволюцию барина, прибегает к уподоблению в образе зверя, хотя «хвоста» ещё нет. Пройдёт ещё некоторое время и процесс деградации завершится.

В сказке «Медведь на воеводстве» остроумно показано сходство человека с медведем. Наряду с уподоблением зоологические образы совмещают здесь и эзоповскую функцию (Язык эзопов – иносказательный, замаскированный)3. Смысл сказки состоит в разоблачении тупых и жестоких правителей (Топтыгиных) деспотической власти (Лев, Осёл). Трое Топтыгиных развили свою деятельность различными злодействами. Первый – мелкими (чижа съел), другой – крупными (погромы), третий – придерживался «исстари заведённого порядка» и довольствовался злодействами «натуральными», собирая дань. Но терпение мужиков лопнуло, и они расправились с Топтыгиными.

1.Квятковский А. Поэтический словарь. Советская энциклопедия., М., 1966, с.317.

2.Салтыков-Щедрин М.Е. Избранные сочинения. Художественная литература., М., 1989, с.429

3.Ахматова О.С. Словарь лингвистических терминов. Советская энциклопедия., М., 1966, с.534.

Основная идея сказки – спасение народа не в замене злых Топтыгиных добрыми, а в устранении, то есть свержении самодержавия.

Здесь Салтыков-Щедрин показал острую социально-политическую тему, и зоологическая маска и эзопов язык открыли писателю большую свободу для резкой сатирической оценки власти. Топтыгин – это сатирический псевдоним для царских сановников. Автор показывает их «Скотиной», «гнилым чурбаком», «негодяем». Всё это без применения звериной маски и эзоповских приёмов было бы невозможно. «Зверинец», представленный в сказках, свидетельствует о неистощимой изобретательности сатирика в приёмах художественного иносказания.

Затаённый смысл постигается из образных картин и прямых намёков на скрытое значение.

Топтыгин чижика съел «Всё равно, как если б кто бедного крохотного гимназистика педагогическими мерами до самоубийства довёл»1. Такой приём переключения повествования из плана фантастического в реалистический, из сферы зоологической в социальную, делает Щедринские иносказания прозрачными и общедоступными. «Очеловечивания» звериных фигур своих сказок сатирик делает с большим тактом, сохраняя натуру образов. Выбор образов для сравнения не случайный. Действие зверя в сказке не ограничено только тем, что ему природой повезло, а иносказательно выражает социальный смысл.

В «Медведе на воеводстве» медведи ездят в командировки, получают прогонные деньги и стремятся попасть на «скрижали истории».

Медведь, лев, осёл – это не просто условные обозначения, это Дикий помещик, мужики, портреты общества, раздираемого внутренними противоречиями.

Итак, в сказках под видом животных аллегорически изображаются определённые лица и социальные явления. С одной стороны, мы видим, что в его сказках поступки зверей сближены с человеческими и отношение внутри зоологического мира символизирует социальные отношения людей в классовом обществе, а с другой – между зоологическими образами и человеком всегда соблюдается дистанция, которая необходима для того, чтобы аллегория была убедительной.


1. Салтыков-Щедрин. М.Е. Сатирические романы и сказки., Московский рабочий., М., 1987,с.464.

Выразительные средства юмора и сатиры в сказках Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» и «Медведь на воеводстве».

Язык – основное средство художественного изображения жизни в литературе. Слова в языке литературного произведения выполняют функцию образного раскрытия идейного содержания произведения и авторской оценки.

Салтыков-Щедрин заботился о доходчивости и понятности своих произведений и помимо иносказаний (эзопова языка и уподобления) использует народное остроумие – разговорную речь или просторечие.

«Просторечие – слова, выражения, обороты, формы словоизменения, не входящие в норму литературной речи; часто допускаются в литературных произведениях и разговорной речи для создания определённого колорита».1

Например, в «Диком помещике» автор употреблял просторечие, как бы показывая своё отношение к народу и барину.

С сочувствием к крестьянам:

«…легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!»2 В прост. маяться – томиться, мучиться.3

С восхищением о живучести народа:

«…опять запахло в том уезде мякиной, на базаре появилась мука, и мясо…,а податей поступило столько, что казначей от удивления и воскликнул:

— И откуда вы, шельмы, берёте!! с.430

В прост. шельма – мошенник, плут (сл., с.776)

С отвращением о барине:

«…ведь жрёшь…сам-то?» с.426.

В прост. жрать – грубо о человеке – есть, жадно (сл.с.168)

В сказке «Медведь на воеводстве» просторечие и разговорная речь имеют различное назначение и характеристику. Так, о Топтыгиных:

«Бурбон стоеросовый!» 4

В разг. Речи бурбон – презрительный, грубый невежественный и властный человек. (сл., с.56)

В прост. стоеросовый – бран. О глупом, тупом человеке. (сл., с.667)

«Олух царя небесного!» (с.463)

В разг. речи олух – глупый, непонятливый человек, дурак (сл., с.387)

«(на Топтыгина 1)… напустили стаю шавок уж … смерть в глаза видел! Однако… отбоярился, штук с десяток шавок перекалечили, а от остальных утёк».

mirznanii.com

Сатира — это… Что такое Сатира?

Сатира (лат. satira) — проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Успехов в ней достигли Гораций, Персий и в особенности Ювенал, который определил её позднейшую форму для европейского классицизма. На жанр политической сатиры повлияли произведения поэта Аристофана об афинском народовластии.

Юмор в сатире используется для того, чтобы разбавить прямую критику, иначе сатира может выглядеть как проповедь. Это характерно уже для первых сатирических произведений.

Литературное значение

В своем историческом происхождении именно в древней римской литературе сатира есть произведение поэтическое, лирическое стихотворение более или менее значительного объёма, в котором мы находим более или менее отрицательное или резко осуждающее и негодующее изображение свойств и качеств отдельных типических лиц или более или менее обширной группы лиц и явлений. От сатиры по определенно личному содержанию нападений и обличений в произведении следует отличать памфлет и пасквиль; последний характеризуется более всего моральной нечистотой побуждений автора в его нападении и обличениях против того или другого лица, тогда как памфлет — иногда только публицистическое выступление, но может быть и художественной сатирой против определенного лица, стоящей на всей высоте ответственного свободного слова. В связи с этим моральным и общественным содержанием сатиры находится и художественная её ценность в зависимости от соответствия между её лирическим подъемом и высотою идеала сатирика, с одной стороны, и между значительностью обличаемого явления — с другой. Лирическая субъективная окраска в отношении к типам и явлениям обычно лишает сатиру объективно художественного значения и зачастую придает ей мимолетный характер.

Греко-Римский мир

«Le сатиры E l’epistole ди Q. Орацио Флэкко», напечатанный в 1814 году.

Греко-Римский мир не имел слова «сатира», хотя использовались термины цинизм и пародийность. Первым, кто в Риме критически обсудил сатиру, был Квинтилиан, который использовал термин для того, чтобы описать сочинения Луцилия. Корни сатиры уходят к началу 2-го тысячелетия до н.э. Сатира является одним из самых ранних примеров литературы.

Авл Персий Флакк

Самой старой формой сатиры считается Мениппова. Его собственные сочинения потеряны, но его почитатели и подражатели смешивают серьёзность и смех в пересказах его произведений.

Одним из самых известных первых сатириков был Аристофан; его драмы известны своими критическими, политическими и социальными комментариями, в частности, политическая сатира, в которой он высмеивал Клеона. Стиль Аристофана, допускающий непристойности, был использован греческим драматургом-комедиографом Менандром. Такой стиль использован во многих из его работ, таких как его раннее «Опьянение игры», которое содержит нападки на политического деятеля Каллимедона.

Среди видных сатириков римской литературы — Гораций и Ювенал, которые были активны в течение первых лет Римской империи. Другие известные римские сатирики — Луцилий и Персий. Плиний сообщает, что в 6-ом столетии до н.э поэт Гиппонакт написал сатиры на одного человека, которые были настолько жестоки, что объект сатиры повесился.

Арабская сатира

В арабской поэзии жанр сатирической поэзии был известен как хижа. Сатира была введена в литературу прозы афро-арабским автором Аль-Джахизом в 19-ом столетии. Имея дело с серьёзными науками, такими как антропология, социология и психология, он вводил сатирический подход, «основанный на предпосылке, что рассматриваемый серьезный предмет мог быть более интересным и таким образом достигнуть большего эффекта, если бы только один активизировал глыбу торжественности вставкой нескольких забавных анекдотов или броском из некоторых остроумных или парадоксальных наблюдений».

Строки «комедия» и «сатира» стали синонимичными после того, как поэзия Аристотеля была переведена на арабский язык в средневековом Исламском мире, где она была разработана арабскими авторами и исламскими философами, такими как Абу Бишр, его учениками Аль-Фараби, Авиценной и Ибн-Рушдом. Из-за культурных различий они отделяли комедию от греческого драматического представления и вместо этого отождествляли её с арабскими поэтическими темами и формами, такими как хижа (сатирическая поэзия). Они рассматривали комедию как просто «искусство осуждения» и не делали отсылок к классической греческой комедии. После латинских переводов 12-го столетия термин «комедия» таким образом получил новое значение в Средневековой литературе.

Персидская и Азербайджанская сатира

Али Акбар Деххода

В Персии самый известный ранний персидский сатирик — Убейд Закани (14 век нашей эры). Его работы затрагивали политику, часто в похабной манере. Он написал «Этику Аристократии» и известную басню «Мышь и Кошка», которая была политической сатирой. Его несатирические серьёзные классические стихи были также расценены как очень хорошо написанные, в числе других произведений персидской литературы.

Персидская Конституционная Революция совпала с появлением таких легендарных сатириков и литераторов, как Iraj Mirza, Али Акбар Деххода и Bibi Khatoon Astarabadi. Большинство сатириков написало свои работы в форме поэзии. Кроме персидской сатиры, у сатиры азербайджанской был сильный подъём во время революции. Легендарный иранско-азербайджанский сатирик Джалил Мамедкулизаде издал свой известный еженедельный сатирический журнал «Молла Насреддин» в Тебризе во время этого периода. Он создал самые первые мультфильмы в истории иранского искусства мультипликации.

В конце 20 века персидская сатира пополнилась работами Ebrahim Nabavi. Он предложил новую форму персидской сатиры в его работе, названной «Sotoon e panjom». Появление и развитие сатиры в Афганистане тесно связаны с его политической историей. Abdul Sabur Ghafory, Muhamad Yusof, Shaeq Jamal, Mahmud Tarzi были, возможно, самыми известными сатириками в период 1873—1965. Период с 1965 до 1978 был самым производительным периодом сатиры, и различные типы сатиры появились и процветали в Афганистане. Кроме того, ещё большее число того же самого вида работы было импортировано из Ирана.

Средневековая Европа

В раннее Средневековье примерами сатиры были песни голиардов и вагантов, в наши дни более известные, как антология Кармина Бурана и ставшие известными благодаря произведениям композитора 20 века Карла Орфа. С приходом Позднего Средневековья и рождением народной литературы в 12 веке сатира стала чаще использоваться, в особенности Чосером. В эпоху просвещения жили два великих мастера сатиры: Джованни Боккаччо и Франсуа Рабле. Шедеврами сатиры этого периода являются «Приключения Уленьшпигеля» Шарля де Костера, «Утопия» Томаса Мора и др. произведения.

Английская сатира

Джонатан Свифт

В эпоху Елизаветы (XVI век, Англия) авторы думали о сатире как о грубом и остром жанре. Елизаветинская «сатира» (как правило в форме брошюры), содержит больше прямого злословия, чем традиционной сатиры. В 1605 французский гугенот Исаак Казабон указал, что римская сатира была в целом более цивилизованной. Английская сатира 17-го столетия нацелена на «исправление недостатков» (Джон Драйден). Сатира, затрагивающяя социальные проблемы, усилилась в 16-ом столетии(и подвергалась гневу короны в результате).

В Эпоху Просвещения, в интеллектуальном 17-ом и рациональном 18-ом столетии, начался прорыв английской сатиры, в значительной степени благодаря политической борьбе двух политических партий: Тори (ныне Консервативная партия Великобритании и Вигов (наследники — Либеральные демократы). В это время сатира стала выполнять свою первоначальную функцию — критики окружающей действительности, и в первую очередь политического положения дел в стране. Яркие образцы подобной сатиры находим у Даниэля Дефо («Простейший способ разделаться с диссентерами»), Джонатана Свифта, Джона Арбетнота, Джона Драйдена и Александра Поупа. В это время проницательная и резкая сатира политических сил и конкретных людей стала популярным оружием. Хотя сатира уже была общеизвестным жанром, Исаак Казобон обнаружил и издал письмо Квинтилиана и представил оригинальное значение слова (satira, не сатир).

Джонатан Свифт был одним из самых важных англо-ирландских сатириков, и одним из первых, кто занялся журналистской сатирой. Например, в «Скромном предложении», изданном анонимно, Свифт «предлагал», чтобы бедные ирландские родители продавали своих детей для употребления в пищу представителями высших слоёв английского общества. Мотивировал Свифт своё «предложение» таким образом: дабы «не допустить, чтобы дети бедняков в Ирландии были в тягость своим родителям или своей родине, и, напротив, сделать их полезными для общества». В своей книге «Путешествия Гулливера» он пишет о недостатках в человеческом обществе в общем, и английском — в частности. Быстро создает моральную беллетристику, мир, в котором у родителей нет своей самой очевидной ответственности, которая должна защитить их детей от вреда. Цель Свифта состоит в том, чтобы напасть на безразличие к тяжелому, отчаянно плохому положению, а у Дефо защитить свободу совести. Джон Драйден также написал влиятельное эссе относительно сатиры, которая помогла установить её определение в литературный мир.

Американская сатира

Марк Твен

Эбенезер Кук, был среди первых, кто принес сатиру в британские колонии. Бенджамин Франклин и другие продолжили использовать сатиру, чтобы сформировать культуру молодого государства с помощью смеха. Марк Твен был одним из первых американским сатириков: в его романе «Приключения Гекельберри Финна» события развиваются на довоенном Юге. Моральные ценности, которые желает продвинуть Твен, полностью извращены. Его герой, Гек, является простым, но добросердечным парнем, который стыдится «греховного искушения», побуждающего его помогать беглому рабу. Фактически его совесть, искаженная миром, в котором он вырос, беспокоит его больше всего, когда он проявляет свои лучшие чувства. Гек собирается делать добро, полагая, что это неправильно. Младший современник Твена, Амброз Бирс, получил славу как циник, пессимист и чёрный юморист с его черными, ироническими рассказами. Самая известная работа Бирса в жанре сатиры — «Словарь Дьявола».

Викторианская Англия

Романисты, такие как Чарльз Диккенс часто использовали сатиру, в обработке английских социальных проблем. Несколько сатирических журналов конкурировали за внимание общественности в Викторианскую эру и Эдвардианский период, такой как «Панч» и «Fun».

XX век в Европе

Кадр из заставки популярного британского сатирического сериала «Да, господин министр»!

В 20-ом столетии, сатира использовалась авторами, такими как Олдос Хаксли и Джордж Оруэлл, чтобы сделать серьёзные и даже пугающие предостережения, об опасности мировых социальных изменений, имевших место всюду по Европе и Соединенным Штатам. В Британии сатира в литературе также начала расти в разгаре Второй мировой войны и годы холодной войны. «Скотный двор (повесть)» Джорджа Оруэлла с говорящими животными, которые организовывают заговор, чтобы управлять миром, положил начало политической сатире. Несмотря на небольшое количество юмора, эта работа высоко ценится литератураведами.

Острое, издевательское осмысление Первой мировой войны происходит в романе «Похождения бравого солдата Швейка», чешского писателя, мастера острого фельетона, Ярослава Гашека. В скором времени его соотечественник, мастер острых рассказов, Карел Чапек, пишет роман «Война с саламандрами», злобно высмеивающий фашизм.

Фильм «Великий диктатор» (1940) Чарли Чаплина был сатирой, в которой изображался Адольф Гитлер. Много сатириков того времени, таких как Дороти Паркер и H. L. Mencken, использовали сатиру как свое главное оружие, и Mencken в особенности известен тем, что сказал, что «один гогот стоит десять тысяч силлогизмов» в попытке убедить общество принять критику. Романист Синклер Льюис был известен своими сатирическими историями, такими как «Обыватель», «Главная Улица», и «Она не Может Случиться Здесь». Его книги часто исследуют и высмеивают американские ценности того того времени. Фильм Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» 1964 г. был популярной сатирой на Холодную войну. Образцом сатиры можно считать и британские шоу «Летающий цирк Монти Пайтона», «Шоу Бенни Хилла», «Черная гадюка», а также сериал «Да, господин министр!»

Современная западная сатира

Персонаж «Полотенчик» популярного сатирического мультсериала «Южный Парк» несмотря на участие всего в 4 сериях является одним из популярнейших персонажей[1].

Кольбер, Стивен самоуверенный и убежденный в своей правоте телеведущий на своем шоу «The Colbert Report» замечателен в методах современной американской сатиры. Манера Кольбера — самоуверенный и убежденный в своей правоте, который, на телевизионных интервью, прерывает людей, указывает на них, и грозит им пальцем, и «невольно» использует много логических ошибок. При этом, он демонстрирует принцип современной американской политической сатиры: насмешка над действиями политических деятелей и других общественных деятелей, беря все их утверждения и подразумеваемые верования к их самому далекому (возможно) логическому выводу, таким образом показывая их воспринятое лицемерие. Один из самых популярных сатириков в истории современной британской литературы — недавно посвящённый в рыцари сэр Терри Прачетт, чей интернациональный, пользующийся спросом «Плоский мир», являющийся сатирой на весь мир, распродался тиражом больше чем 55 000 000 экземпляров (не учитывая пиратских изданий).

Мультипликаторы часто используют сатиру так же как прямую критику. Сатирические мультфильмы содержат сильные элементы пародии и карикатуры; например популярные мультсериалы «Симпсоны», «Гриффины» и «Южный Парк», все трое пародируют современную семью и общественную жизнь, гиперболизируя их приключения до крайности. Ввиду сильной демократии и свободы слова, авторы могут легко использовать изображения общественных деятелей и вообще иметь большую свободу, используя живых актёров. Поддельные новости — также очень популярная форма современной сатиры. В Великобритании выходит также известное сатирическое шоу «Маленькая Британия».

Сатира в западной музыке

Рок-музыка

Сатира на общество и его минусы была одним из основ в зарождении рок-музыки, так как была частью протеста против «взрослого мира». Так, большая часть творчества панк-групп посвящена высмеиванию норм морали и устройства общества, иногда переходит в нигилизм, а группы первого из экстремальных направлений метала — трэш-метала часто использовали агрессию как аллегорию жестокости человека.

Одна из самых культовых панк-рок-групп «Sex Pistols» получила свою популярность именно за сатиру на современное общество, в том числе и на Королеву Великобритании.

В 2000-годах параллельно волне альтернативной музыки, в США стали появляться группы, которые сделали сатиру на общество главной темой лирики, среди них «System of a down» и «Rise Against». Гитарист System of a down Дарон Малакян часто изображал психа в видеоклипах и на выступлениях, а сами видеоклипы часто несли пародию на явления массовой культуры и политики США.

Сатира в компьютерных и видео играх

Одной из сатирических игр можно считать американскую флэш — игру «Bushgame», появившейся в ходе президентской избирательной кампании в США в 2008 году. Она изображала выборы президента США с реальными персонажами кандидатов в президенты — Джона Маккейна, Барака Обаму и других. Игра являлась сатирой на способы борьбы за поддержку избирателей вроде таких как взаимное обливание грязью своих оппонентов. Игра вызвала противоречивые отзывы[2].

Критические моменты

Создатели мультсериала Южный парк, Трэй Паркер и Мэтт Стоун, часто подвергались критике за сатиру на многие табуированные темы в сериале, но авторы заявили, что юмористически относятся к подобной критике

Поскольку сатира — субъективная критика, она может послужить причиной конфликтов. В 2005, газета «Jyllands-Posten» опубликовал карикатуры на пророка ислама Мухаммеда. Это событие вызвало шок на Ближнем Востоке. Это был не первый случай мусульманских протестов против критики в форме сатиры, но Запад не ожидал подобной враждебной реакции: флаг страны, в котором газета хотела издавать пародии, сжигался в ближневосточной стране. На посольства напали разгневанные люди, убив 139 человек, главным образом в четырёх странах; многие политические деятели по Европе согласились, что эта сатира была аспектом свободы слова, и поэтому должна быть защищена. Иран угрожал начать Международное соревнование карикатур на тему холокоста, на которое немедленно ответили евреи с израильским Антисемитским соревнованием мультфильмов.

Сатира в Российской империи

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Русская сатира жила уже в XVII веке и раньше в полународной повести, творчестве скоморохов и т. п. («Притча о бражнике», сатиры на суд Шемяки и о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове, и проч.). В Патриаршей летописи под 1410 годом можно встретить образчик сатиры XV века: «Той же осени князь Сшвитригайло Олгирдович, внук Гедиминов… от Едигеевых Татар утомился зело, бегая и со своею славною Литвою, а едучи паки к себе в Литву, пограбил град Серпухов и опустошил, и отъиде во свояси со многим богатством»[источник не указан 769 дней]

Сатира, как стихия, захватила и всю журналистику в сатирических журналах (начиная с XVIII в.), и комедию, и особенно рассказ, повесть, роман. Классическая форма сатиры к XIX веку исчезает, но тем сильнее её влияние, как веяние, которым не захвачен редкий талантливый писатель: тут и лирики — Пушкин: — «На выздоровление Лукулла» и др. «Летопись села Горюхина»; Рылеев — «Временщику»; Лермонтов — «Дума» и др.; Некрасов — «Размышление у парадного подъезда», «Убогая и нарядная» и мн. др. его произведения, и драматурги Денис Фонвизин, Гоголь, Островский, и романисты (Гоголь с поэмою — «Мертвые души». Особенно Салтыков-Щедрин, бичующая и кусательная сатира которого временами достигает свифтовской силы).

Сатира в России расцвела в 18 в. Используются разнообразные жанры: эпиграмма, послание, басня, комедия, эпитафия, пародийная песня, публицистика. Сатира как произведение малого стихотворного жанра, ориентированного на античные и классицистические образцы, рождается из-под пера А. Д. Кантемира (восемь сатир в рукописном собрании 1743). В соответствии с европейскими классицистическими канонами действительность противопоставлялась здесь идеалу как варварское — просвещенному, бессмысленное — разумному. Кантемир, имитируя латинский стих, вырабатывал новый синтаксис, интенсивно использовал инверсии (обратный порядок слов) и переносы, стремился приблизить стих к «простому разговору», вводил просторечия, пословицы и поговорки. Новшества Кантемира не нашли продолжения в русской литературе. Следующий шаг в развитии российской сатиры был сделан А. П. Сумароковым. Сатира на бездарных авторов становится важным средством литературной борьбы.

Во второй половине 18 в. стихотворная сатира в России утрачивает свою популярность. На её место вступает журнальная. В 1760—1790-е в России один за другим открываются новые сатирические журналы: «Полезное увлечение», «Свободные часы», «Смесь», «Трутень», издаваемые И. С. Крыловым «Почта духов», «Зритель» и многие другие. Один из первых образцов сатиры — комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» (1782). Творчество Крылова высмеивает людские пороки.

В 19 в. журнальная сатира все более тяготеет к жанру фельетона. Сатира интенсивно проникает в роман и драму и способствует окончательному оформлению поэтики критического реализма. Наиболее яркие образы сатиры в русской литературе 19 в. представлены произведениями А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. В. Сухово-Кобылина, Н. А. Некрасова, в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина, воплотившего на русской почве традиции «высокого негодования», бичующего ювеналова смеха. На жанровой природе произведений писателя сказалось влияние его сатирического подхода: романные формы тяготели к очерковости, фельетонности, к древней диатрибе — полемической проповеди-развенчанию. Спокойной и лаконичной является сатира А. П.Чехова.

Яркая страница в истории русской сатиры начала 20 в. связана с деятельностью журналов «Сатирикон» (1908—1914) и «Новый сатирикон» (1913—1918), в которых активно публиковались крупнейшие писатели-сатирики: А. Аверченко, Саша Черный (А. Гликберг), Тэффи (Н. Бучинская) и др. Журналы не боялись политической сатиры, обращались к кругу стихов и прозы, привлекали в качестве иллюстраторов выдающихся художников (Б. Кустодиева, К. Коровина, А. Бенуа, М. Добужинского).

Сатира в СССР

Во время революции 1917 года солдаты Красной и Белой армии сочиняли друг про друга частушки, в которых острили в адрес друг друга. Это народное творчество, авторы таких частушек неизвестны.

«Эх, яблочко, куда котишься,
В ВЧК попадешь, не воротишься!
»

В этот же период появляются сатирические стихи Маяковского в адрес буржуазии, в поддержку Cоветской власти. В 1924 году выходит книга Ю. Олеши «Три толстяка», высмеивающая диктаторский образ правления. В 1928 году выходит роман И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» — едкая сатира на некоторые черты нового советского общества. Его продолжение — роман «Золотой теленок» выходит в 1931 году. Однако, с усилением режима Советов цензура в стране ужесточилась.

С приходом к власти Сталина в СССР наступил режим диктатуры. За неосторожный шаг и слово ссылали в лагеря или расстреливали. Тем не менее в устном народном творчестве рождались подобные частушки:

«Едет Сталин на корове,
У коровы один рог.
«Ты куда, товарищ Сталин?»
«Раскулачивать народ»
»
Михаил Булгаков

Последовавшие репрессии 1937 года погубили множество талантливых писателей-сатириков. Интересно, что Михаил Булгаков, писавший фельетоны, в которых чувствуется насмешка в адрес советской власти, избежал репрессий, но при жизни часть его работ были у него отобраны органами НКВД, а некоторые произведения как сатирическая повесть «Собачье сердце» были опубликованы лишь посмертно.

» Сатирическая карикатура на фашистскую армию, «Клещи в клещи», Кукрыниксы, 1941 г.

С началом Великой Отечественной войны советское творческое общество объединилось в направлении высмеивания фашизма и укрепления духа советской армии. Необходимость мобилизовать вооружённые силы и население для ведения тяжёлой войны, а также воздействовать на вражескую армию и население занятых вражеских территорий, вылилась в расцвет в воюющих странах различных пропагандистских технологий, которые стали неотъемлемой частью самой войны. Творческое объединение художников Кукрыниксы, рисуют и острыми стихами подписывают карикатуры. Самуил Маршак пишет сатирические стихи в адрес фашизма.

В период Хрущева нажим государства на население ненадолго спадает, начинается так называемая «оттепель». В 1961 году на экраны выходит телепередача «КВН», в которой, кроме юмора, присутствовали элементы сатиры.

В 1964 году выходит фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», высмеивающий многие недостатки хрущевского времени. В театре, на телевидении работает сатирик Аркадий Райкин, к нему присоединяется писатель Михаил Жванецкий.

С 1962 года начинает выходить сатирический киножурнал «Фитиль». В 1972 году вышел фильм «Необыкновенный концерт» — экранизация одноимённого сатирико-пародийного спектакля Театра кукол Образцова.

Журнал «Крокодил» является официальным и единственным общесоюзным специализированным органом советской печати в области сатиры и критики (хотя аналогичные материалы с фельетонами и критическим заметками на тему «трудностей построения социализма» регулярно публикуются и в прочих газетах и журналах).

С приходом Брежнева свобода слова стала более подавлена, но стиль руководства, кадровый застой и любовь к показухе родили множество сатирических произведений, как авторских, так и народных. Известно, что Брежнев любил ордена и медали (одних только звезд Героя у него было четыре). В насмешку над этим появляется такой анекдот:

«В Москве произошло землетрясение — со стула упал пиджак Брежнева с медалями»

Реалии брежневского СССР сатирически описаны в самиздатской и тамиздатской литературе многих писателей-диссидентов («Москва 2042» В. Войновича и др.).

С приходом Горбачева началась «Перестройка». Люди по-своему отреагировали на её принципы и последовавший в её ходе дефицит:

«— Чем отличается демократия от демократизации?
— Тем же, чем и канал от канализации.
»
«В магазине:
— Вы можете завернуть колбасу?
— Да, могу, давайте колбасу!
»

Гласность открыла шлюзы для широкого выхода сатиричекских материалов в советские СМИ. Острой сатирической направленностью, по поводу реалий «советского образа жизни», отличались тогда многие выступления возрождённого КВН.

В 1991 году СССР распался. Отношение к СССР и социализму в целом можно охарактеризовать таким народным анекдотом:

«Пять парадоксов социализма:
  1. Никто не работает — а план выполняется;
  2. План выполняется — а в магазинах ничего нет;
  3. В магазинах ничего нет — а в холодильниках всё есть;
  4. В холодильниках всё есть — а все недовольны;
  5. Все недовольны — но все голосуют «За».
»

Сатира в современной России

Распад СССР во многом повлиял на развитие сатиры в стране. К основным формам сатирических произведений 1990-х годов относятся памфлеты, анекдоты, сатирические телепрограммы («Куклы» и др.). Наиболее популярными объектами сатиры стали так называемые «новые русские» — люди, внезапно разбогатевшие различными сомнительными (зачастую незаконными) способами, а также политические реалии, связанные с политикой и поведением Президента Бориса Ельцина и членов правительств (в первую очередь А. Чубайса).

В 2000-е политическая сатира, в основном, перешла на страницы Интернета[3].

Высказывания о сатире

  • Сатира — своеобразное зеркало, в котором каждый, кто смотрит в него, видит любое лицо, кроме собственного — Джонатан Свифт.
  • Бывают времена, когда сатире приходится восстанавливать то, что разрушил пафос — Станислав Ежи Лец.
  • Сатира — это занятие одинокое, сугубо личное, ибо никто не может достоверно описать дурака, не заглянув в собственную душу — Ф.Колби.
  • Сатира — это остроумная атака на зачинщиков социальной несправедливости — Георгий Александров.
  • Сыпать веселыми остротами — это значит создавать нечто из ничего, то есть творить — Жан де Лабрюйер.
  • Истинно остроумный человек — диковина, и к тому же ему нелегко поддерживать свою репутацию: люди редко уважают того, кто умеет их смешить — Жан де Лабрюйер.

Примечания

Литература

Ссылки

biograf.academic.ru

Писатели-сатирики и их роль в обществе

Сатира – это резкое проявление комического, когда смех становится оружием в борьбе с различными человеческими пороками. С древних времен писатели-сатирики играли особую роль в обществе, их называли обличителями и правдорубами. Через иносказательность и двусмысленность своих произведений они пытались говорить о том, что было запрещено выносить на люди и то, что порой каралось законом.

писатели-сатирики

Краткая история

Жанр берет свои истоки еще в Древнем Риме. Именно тогда зарождается понимание того, в чем заключается роль писателя-сатирика в обществе. Первые авторы особой формы литературного слова – Аристофан, Менандр, Луцилий и другие — создавали небольшие по объему стихи, в которых осмеивали политику того или иного правителя, жизнь знати и другие общественные факты.

Общественная роль писателя-сатирика начала складываться в Средние века, когда в Европе творили классики юмора – Джованни Боккаччо, Франсуа Рабле и Мигель де Сервантес. Первые обличители церковной косности, феодального строя и романтических воззрений значительно влияли на умы мало просвещённой Европы. Заставляли видеть, оценивать и бороться с пороками века.

Особенность жанра

Сатира сознательно искажает реальность, особым образом воспроизводит действительность, где все герои и события – условные образы, отражающие пороки и жизнь отдельных людей или слоев населения. Отличительная черта этого жанра – резко отрицательная оценка происходящего. Основное оружие сатиры – гротеск и гипербола, высмеивание и обличение строится за счет внесения в текст неправдоподобного или сильно преувеличенного явления.

Зачастую сатира становится очень субъективна, потому часто писатели-сатирики сами подвергаются острой критике. Всех их можно назвать одним словом – просветители, через высмеивание общественных недостатков люди учились смотреть вглубь проблемы, видеть несовершенство и, как следствие, искать новые ориентиры. В этом и заключается суть сатиры – утверждение высоких моральных идеалов, правды, любви, честности и свободы.

в чем заключается роль писателя сатирика

Истоки сатиры в России

Еще в XIX веке А. С. Пушкин вывел верную для всего нашего народа формулу – «поэт в России больше, чем поэт». До недавнего времени именно литература формировала самосознание и гражданскую позицию русских людей. И особенная роль здесь принадлежала писателям-сатирикам.

В России острый обличительный юмор зародился еще в Средние века, но тогда он еще блуждал среди народа в виде сказок и прибауток и передавался в устной форме. Авторы не называли себя, предпочитая анонимность, но в народе очень долго ходила и «Притча о бражнике», «Хождение Богородицы по мукам», «Сказание о Ерше Ершовиче» и другие. Влияние этих рассказов было очень велико, ведь они показывали правду жизни и позволяли увидеть людям иную точку мировоззрения, отличную от церковной.

Первые профессиональные писатели-сатирики появились в XVIII веке. А. П. Сумароков, А. Д. Кантемир создавали произведения еще по образу и стилистике древнегреческих авторов. Истинно российская сатира начала свое восхождение с басен И. А. Крылова и пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль». Последнее произведение буквально взорвало русское общество, до этого момента никто не пытался так остро высмеивать представителей дворянства. Популярность этого жанра становится необычайной, появляются десятки еженедельных журналов, на страницах которых печатаются памфлеты, басни, комедии, эпиграммы, раскрывающие ту или иную сторону реальности.

общественная роль писателя-сатирика

Сатирики XIX века

С началом золотого века русской литературы сатира получает новое развитие. Смех становится по-настоящему грозным оружием, направленным уже не только на пороки отдельных людей или классов общества, а на государство и императора. Преобладает жанр фельетона, но и комедия получает особое звучание. Пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» получила огромную популярность у народа и яростное негодование у властей.

Писатели-сатирики XIX столетия вынуждены были постоянно находиться под пристальным присмотром руководства страны. Император и его министры чувствовали силу смеха и то, как доверяет авторам народ, потому боялись их, арестовывали, ссылали и чинили постоянные препятствия в литературной деятельности.

И как показало время, это опасение не было беспочвенным, сатира и другие направления литературы несколько десятилетий формировали сознание русских людей, показывали им реальное положение дел и призывали к борьбе за другую жизнь. Чего стоило произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», его до сих пор называют прямым призывом к революции.

роль писателя-сатирика

Салтыков-Щедрин

Огромную роль в формировании и становлении этого жанра в нашей стране сыграл писатель-сатирик Салтыков-Щедрин. Критики называли его творчество хронологией событий Российской империи XIX столетия. Все важнейшие реформы и преобразования в государстве нашли отражение в его произведениях. Писатель наблюдал измельчание людей и морали в высших структурах власти, засилье коррупции и кумовства, что не могло не вызывать в умном человеке протест и негодование.

Сатира в книгах Салтыков-Щедрин приобретала особенно жестокое, карающее значение. Образы двух глупых генералов или губернатора с пустой головой стали частью русской культуры, актуальны даже сейчас, спустя 200 лет.

Сатира XX века

Новое столетие принесло новые, необычные художественные и моральные идеалы. В нашей стране ломалась сначала политическая структура, потом общественная и литературная. Писатели-сатирики страны советов творили в жестких условиях цензуры и страха за свою жизнь. В первой половине века еще действовали свободные юмористические журналы, но постепенно и они становились предсказуемыми в тематики и обличали преимущественно буржуазные идеалы жизни.

Этот период связан с появлением сатирических произведений И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Новый и старый мир ярко отразился в образах мошенника Остапа Бендера и бывшего дворянина Ипполита Воробьянинова. Будь эти романы написаны чуть позже, они бы уже вряд ли увидели свет, настолько сильным стало давление на свободное творчество. Яркий пример тому – М. Булгаков, цензура преследовала его всю жизнь, а одно из главных его творений — «Собачье сердце» — увидело свет только после смерти автора.

роль писателя-сатирика в обществе

Новое время

Современная действительность устанавливает абсолютно иные законы формирования юмора. В первую очередь изменился способ подачи информации, бумага теперь не лучший способ рассказать о своем видение мира. Теперь общение с людьми происходит по телевизору или непосредственно на концертах. Да и формат самого произволения стал более емким, конкретным и адресным.

А вот роль писателя-сатирика в обществе осталась прежней – поднимать на смех пороки общества и провозглашать истинные идеалы. Сегодня существует другая проблема – объем информации и текстов в этом направление просто огромен, пишут и выступают кто попало и не всегда на высоком уровне. Потому не так просто среди этого мусора отыскать действительно ценное наблюдение, достойное называться сатирой.

Выводы

Человечество никогда не станет идеальным, не исчезнут пороки, зло или зависть. Это уже выбор каждого человека, по какому пути ему идти по жизни. Но формируется этот выбор зачастую под воздействием внешних факторов: примеров родителей, отрицательного влияния друзей, неправильного воспитания и т. д. Увидеть и заметить за собой отрицательные наклонности может далеко не каждый, и в этом случае просто необходимо встретить некое «зеркало», которое отражало бы отдельные черты мыслей и поведения.

Салтыков-Щедрин писатель-сатирик

В этом и заключается роль писателя-сатирика, его творчество позволяет увидеть себя самого в искаженном виде. Ничто не хлестнёт так сильно по совести и самолюбию, как смех, острая критика заставляет задуматься и пересмотреть привычные идеалы.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *