Серебряный век русской поэзии обзор: краткий обзор 7 литературных течений – Поэзия «серебряного века» (общий обзор). Чтение наизусть одного из стихотворений. Серебряный век русской поэзии

Содержание

Поэзия «серебряного века» (общий обзор). Чтение наизусть одного из стихотворений. Серебряный век русской поэзии

Серебряный век русской поэзии - период рубежа 19-20 веков. Это период расцвета поэзии, философской и религиозной мысли. Основные направления и школы серебряного века:

Модернизм. Модернизм как одно из ведущих направлений в искусстве начала XX века. Предпосылки модернизма и входящих в него течений в русской литературе {романтическая поэзия В. А. Жуковского, философская лирика Ф. И. Тютчева, теория «чистого искусства», импрессионистическая лирика А. А. Фета). Сущность модернизма и его просчеты (модернисты были ослеплены «сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками» (Э. Золя). Основная чёрта модернизма - субъективность. Отличие модернизма как литературного направления от декаданса как особого типа сознания. Символизм, акмеизм и футуризм как основные течения модернизма.

Символизм. На начальном этапе своего существования отражал декадентские тенденции - уныние, страх перед жизнью, неверие в человеческие возможности (Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус). Затем к символистам присоединяются К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, И. Анненский, Вяч. Иванов, А. Блок, А. Белый. Центральными темами символистов становятся: личность, история, вечность. Идея конструирования мира в процессе творчества. Отказ от рациональности в искусстве. Символ как средство для передачи созерцаемых тайных смыслов, центральная эстетическая категория. Пафос трагического миропонимания. Интерес к проблемам культурных традиций разных народов. Старшие символисты: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

3. Гиппиус. Младосимволисты: Вяч. Иванов, А. Белый, А Блок, С. Соловьев Художественные особенности: культ формы, музыкальность стихотворения. Кризис символизма.

Акмеизм. Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Связь поэтики символизма и акмеизма (статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм»). Мужественный и твердый взгляд на жизнь. Особенности стиля: логичность художественного замысла, стройность композиции, четкость организации всех элементов художественной формы. Категория памяти в творчестве. Поэты-акмеисты: Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, Г. И. Иванов, В. Н. Нарбут и другие.

Футуризм. Возникновение футуризма. Русский футуризм: кубофутуризм. эгофутуризм. Отказ футуристов от старой культуры. Стремление к рациональному обоснованию творчества. Мечта о рождении искусства, способного преобразить мир. Установка на эпатажность. Цель творчества - побуждение к действию. Поиски новой формы выразительности: звукоподражание, словотворчество, приемы плаката, графический стих («лесенка» Маяковского). Не только новое, но новое и окончательное слово в искусстве - таковы установки футуризма. Футуристы: И. Северянин. В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Каменский и др.

Серебряный век – одно из самых загадочных и необычных явлений в русской культуре. Расплывчаты его границы, спорно происхождение термина, непонятно само сосуществование такого количества ярких литературных направлений – всё это вобрал в себя серебряный век. Но самое блестящее своё проявление он нашёл в поэзии – трагической и романтической, зашифрованной и безжалостно обнажённой.

Особенности русской поэзии серебряного века

Границами серебряного века можно условно назвать 1880 и 1920 года. Эта эпоха рубежа двух веков была напряжённой и мучительной в истории России, что и наложило отпечаток на всю поэзию этого периода, которую можно кратко охарактеризовать следующим образом.

1. Модернизм

В эпоху серебряного века работало несколько поэтических мастерских, которые воплощали принципы и идеи определённого литературного направления. Однако все они развивались в одном общем стиле модернизма, цель которого – создание новой поэтической культуры, способной духовно возродить человека и преобразить этот мир.

Русской поэзии серебряного века были свойственны несколько упаднические настроения, которые как раз были следствием рубежа веков, ассоциирующегося с гибелью мира, всеобщим мировым упадком, обречённостью и концом света. Такой тип сознания назывался декадансом, который явно проявлялся в стихах того времени мотивами уныния, пессимизма и безнадёжности.

Самыми влиятельными и значительными направлениями в русской поэзии серебряного века стали символизм, акмеизм и футуризм.

Символизм

Символизм – одно из самых ярких направлений в русской поэзии серебряного века. Символисты пытались постичь тайны мироздания через некие символы, которые могли иметь сразу несколько прочтений. Старшие символисты воспринимали символизм исключительно как литературную школу, а младшие относились к нему как к целой системе религиозно-философских взглядов на мир.

1. Старшие символисты

Мережковский Дмитрий Сергеевич посвящал свои стихи культуре легендарных эпох, пытался дать собственную переоценку мировой классике, находился в вечном поиске духовных основ бытия, пытался провести в жизнь идею неохристианства.

Гиппиус Зинаида Николаевна в своих стихах тяготела к религиозной и философской проблематике, богоискательству.

Брюсов Валерий Яковлевич пытался создать всеобъемлющую художественную систему, которая объединила бы все направления. Его поэзия отличается историзмом и исключительным рационализмом.

Сологуб Фёдор Кузьмич создал собственную азбуку символов в своей лирике. Только в его стихах можно встретить такие символы мирового зла, как Недотыкомка Серая, Солнце-Дракон, Лихо и др.

Бальмонт Константин Дмитриевич создавал поистине волшебные стихи, которые хотелось петь. Его образы-символы всегда были новыми, а чувства, воспеваемые им в стихах, – самые тонкие.

2. Младшие символисты

Блок Александр Александрович в своих стихах был занят поисками Вечной Женственности, которая на разных этапах творчества принимала самые разные образы: Прекрасная Незнакомка, Царевна, Невеста и т. д.

Не всех поэтов серебряного века устраивал символизм в качестве поэтического направления – стали появляться новые течения и школы.

Акмеизм

Акмеисты появились как противники символизма, которые отвергали всякую многозначность и свободу трактовки слова. Их поэзия была предельно реалистичной, чёткой и точной. Объединял этих поэтов литературный кружок \»Цех поэтов\».

Гумилёв Николай Степанович противоречил собственной программе акмеизма, основателем которого он являлся. Вместо реальности его стихи уносят читател

Поэзия Серебряного века (обзор) - Поурочные разработки по литературе, 9 класс, Золотарёва И.В., Егорова Н.В., 2016 - Произведения школьной программы

Урок 83. Поэзия Серебряного века (обзор)

Цель урока: дать толкование понятию «Серебряный век», сделать обзор поэзии Серебряного века; познакомить учеников с основными поэтическими направлениями.

Ход урока

I. Повторение темы «Литература рубежа XIX—XX веков»

Вопросы:

— Какие явления социальной и культурной жизни рубежа XIX— XX вв. повлияли на развитие литературы?

— Какие общественные настроения преобладали в это время?

— Имена каких поэтов того времени вам известны? Какие их произведения вы помните? Как они отразили свою эпоху?

И. Слово учителя (лекция)

Литература рубежа веков и начала XX в., ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила наименование Серебряного века.

Серебряный век — сложное культурное явление, отразившееся в русской философской мысли, в произведениях разных видов искусства, но прежде всего в литературе, а точнее — в поэзии, так как именно она с ее быстротой, силой и яркостью воплощения мироощущения смогла наиболее полно выразить настроения эпохи.

Впервые название «Серебряный век» было предложено философом Н. Бердяевым, но за русской поэзией модернизма оно закрепилось после появления в 1933 г. статьи Николая Оцупа «Серебряный век русской поэзии». Время Пушкина, Достоевского, Толстого, т.е. XIX столетие, он назвал отечественным золотым веком, а последовавшие за ним «как бы стиснутые в три десятилетия явления» — Серебряным веком. Окончательно выражение вошло в оборот после опубликования написанных уже в 1960-е годы воспоминаний издателя журнала «Аполлон» Сергея Маковского, озаглавленных «На Парнасе Серебряного века».

Содержание этого определения претерпело значительные изменения. Первоначально оно характеризовало вершинные явления поэтической культуры — творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, других выдающихся художников. Определение «Серебряный век» относили и к русскому искусству в целом - к творчеству живописцев, композиторов, философов. Оно стало синонимом понятия «культура рубежа веков». Однако в литературоведении термин «Серебряный век» постепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистскими течениями.

Впервые в литературном творчестве выражение «Серебряный век» было употреблено А. Ахматовой в «Поэме без героя»:

Были святки кострами согреты,

И валились с мостов кареты,

И весь траурный город плыл

По неведомому назначенью,

По Неве или против теченья, —

Только прочь от своих могил.

На Галерной чернела арка,

В Летнем тонко пела флюгарка,

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл.

Модернизм (от франц. — новейший, современный) подразумевал новые явления в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства. Особая роль отводилась автору, художнику — роль прорицателя, пророка, способного постичь средствами искусства мировую гармонию. Модернизм объединил целый ряд течений, направлений, наиболее значительными среди которых стали символизм, акмеизм и футуризм. В каждом направлении было ядро мастеров и «рядовые» участники, во многом определявшие силу и глубину направления. Модернизм охватил все сферы художественного и прикладного искусства (демонстрируем иллюстрации или слайды — образцы модернизма в различных видах искусства).

Культура Серебряного века поражает обилием талантов и многообразием художестве иных поисков. Почти полувековое царствование реализма, прославленное именами Пушкина, Гоголя, Гончарова, Л. Толстого, Достоевского, Тургенева, Чехова, Крамского, Сурикова, Перова, Репина, Саврасова, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова и других талантливых людей, сменилось эпохой безудержного творческого эксперимента.

Для этого времени характерны активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе; обилие и разнообразие поэтических талантов; огромный интерес к поэзии.

Поражает стремительность, с которой появляются новые эстетические направления, течения, школы. При этом художественные прозрения и открытия интенсивно осмысляются самими творцами и оформляются в виде теоретических трудов и эстетических манифестов. Искусствоведческая и литературная критика переполнены всевозможными наукообразными самоназваниями: «символизм», «акмеизм», «адамизм», «кларизм», «футуризм», «будетляне», «кубофутуризм», «эгофутуризм», «кубизм», «имажинизм», «экспрессионизм», «лучизм» и т.д. Некоторые из них впоследствии утвердились в качестве терминов, многие — канули в Лету.

Все эти «измы» не были какими-то строго определенными, замкнутыми системами. Очень часто творчество одного художника включало в себя произведения, созданные в разных стилях. Целый ряд поэтов, писателей, живописцев, в начале своего пути выступивших под знаменем того или иного направления, позже, в силу своей индивидуальности и таланта, попросту «переросли» эти направления и создали свои неповторимые художественные системы.

Нельзя измерять, например, Блока только символизмом, а Маяковского — футуризмом, хотя тот индивидуальный облик, который имел каждый из них, приобретен на том пути, который они прошли, особенно в начале своего творчества. Многие замечательные поэты творили вне групп и направлений: И. Бунин, В. Волошин, А. Толстой, М. Цветаева и др.

Поэтические направления Серебряного века.

Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом такого единства виделось искусство. Ключевым художественным средством символизма является символ — многозначное иносказание (в отличие от аллегории — однозначного иносказания). Символ содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. Кроме того, символ является и полноценным образом, его можно воспринимать и без содержащихся в нем потенциальных смыслов. Символ в сжатом виде отражает постижение единства жизни, ее истинной, скрытой сущности.

Символизм — поэзия намеков, иносказаний. Это направление представлено именами В. Брюсова, Д. Мережковского, К. Бальмонта, И. Анненского, А. Белого, А. Блока.

Именно символисты способствовали утверждению восприятия Пушкина как национального поэта, открыли значение Достоевского для русской культуры. Вместе с тем они впервые в русской литературе провозгласили субъектом истории человеческую личность, приучили объемнее, глубже воспринимать поэзию, освежили и обновили поэтический язык,

обогатив формы стиха, его ритмику, словарь, метафоричность и музыкальность речи.

Примеры:

Не мерещится ль вам иногда,

Когда сумерки ходят по дому,

Тут же, возле иная среда,

Где живем мы совсем по-другому?

С тенью тень там так мягко слилась,

Там бывает такая минута,

Что лучами незримыми глаз

Мы уходим друг в друга как будто.

И движеньем спугнуть этот миг

Мы боимся иль словом нарушить,

Точно ухом кто возле приник,

Заставляя далекое слушать.

Но едва запылает свеча,

Чуткий мир уступает без боя,

Лишь из глаз по наклонам луча

Тени в пламя сбегут голубое.

(И. Анненский)

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас воли.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

Чуждый чистым чарам счастья,

Челн томленья, челн тревог,

Бросил берег, бьется с бурей,

Ищет светлых снов чертог.

(К. Бальмонт)

Акмеизм (от греч. «акте» — высшая степень чего-либо) возник на отрицании мистического, полного туманных намеков искусства символистов. Акмеисты провозгласили высокую самоценность земного, реального мира. Они хотели воспеть земной мир во всем его многообразии. Освободившись от символики, акмеисты увлеклись красочными, порой экзотическими, деталями, филигранной отделкой стиха, поиском ярких эпитетов. Поэты-акмеисты: Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам.

Я душу обрету иную,

Все, что дразнило, уловя.

Благословлю я золотую

Дорогу к солнцу от червя.

(Н. Гумилев)

И часы с кукушкой тоже рады,

Все слышней их четкий разговор.

В щелочку смотрю я: конокрады

Зажигают над холмом костер.

(А. Ахматова)

Но я люблю на дюнах казино,

Широкий вид в туманное окно

И тонкий луч на скатерти измятой.

(О. Мандельштам)

Я полюбил тебя в янтарный день,

Когда, лазурью светозарной

Рожденная, сочилась лень

Из каждой ветки благодарной.

(С. Городецкий)

Футуризм (от лат. futurum — будущее) — авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала XX в., отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

Эстетической его предпосылкой стал символизм. Отталкиваясь от принципов этого литературного направления, футуристы поставили человека в центр мира, воспевали «пользу», а не «тайну», отказывались от недосказанности, туманности, завуалированности, мистицизма, присущих символизму. Футуристы противопоставили всему обществу свои радикальные взгляды, тезису «Искусство для искусства» — лозунг «Искусство для масс».

Оценивая классику и всю предшествующую литературу как нечто отжившее и не соответствующее современности, футуристы выдвинули идею искусства, способную реально словом преобразовывать мир. Они добивались обновления поэтического языка (слово-новшество, «само- витое» слово), вели поиски новых ритмов, рифм, жанровых форм поэзии, делали ставку на лозунговость творчества.

Наиболее яркие представители футуристов: В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин (эгофутурист) и др.

Прочитаем и прокомментируем стихотворение В. Хлебникова «Там, где жили свиристели».

Там, где жили свиристели,

Где качались тихо ели,

Пролетели, улетели

Стая легких времирей.

Где шумели тихо ели,

Где поюны крик пропели,

Пролетели, улетели

Стая легких времирей.

В беспорядке диком теней,

Где, как морок старых дней,

Закружились, зазвенели

Стая легких времирей

Стая легких времирей!

Ты поюнна и вабна,

Душу ты пьянишь, как струны,

В сердце входишь, как волна!

Ну же, звонкие поюны,

Славу легких времирей!

Отметим неологизмы: времири (время и снегири?), поюны (поющие и юные?), поюнна (от поющая), вабна (по словарю В. Даля, «лакомая, заманчивая»).

Настроения Серебряного века русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве музыкантов и художников. Для символистов первым из искусств, выражающим подлинные чувства человека, была музыка. Многие акмеисты воспевали зодчих и их творения как наивысшие достижения человеческого духа. Футуристы считали высшим искусством живопись; почти все они были художниками. Но все они, представители разных поэтических направлений, ощущали непреодолимое влечение к богатому миру искусства.

Временные рамки Серебряного века можно обозначить лишь условно, но в целом это период, охватывающий годы с начала 1890-х, когда в печати появляются стихи В.С. Соловьева и первые поэтические опыты В.Я. Брюсова, а в живописи утверждается мистический реализм В.М. Васнецова и М.В. Врубеля, и до начала Первой мировой войны, приведшей к краху Российской империи и установлению диктатуры большевиков в 1917 г., хотя агония Серебряного века продолжалась еще вплоть до начала 1920-х годов.

Судьба литературы Серебряного века трагична: кровь, хаос и беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожили духовную основу ее существования. Непростой оказалась и послереволюционная биография большинства писателей. Покинули родину Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, Вяч. Иванов, Балтрушайтис, Бунин, Куприн (до 1936 г.), Шмелев, Зайцев, Андреев, Замятин, Ремизов, А.Н. Толстой (с 1918 по 1923 г.), Амфитеатров, Г. Иванов, Адамович, Бурлюк, Игорь Северянин, Саша Черный, Аверченко, Тэффи, Ходасевич, Цветаева (до 1939 г.). В годы «красного террора» и сталинщины были расстреляны или сосланы в лагеря и там погибли Гумилев, Мандельштам, Клюев, Лившиц, Клычков, Нарбут. Покончили жизнь самоубийством С. Есенин, В. Маяковский, М. Цветаева. Почти все эти имена на долгие десятилетия были преданы забвению.

После октября 1917 г. еще жили и творили многие философы, поэты, музыканты, художники, создававшие культуру Серебряного века, но характерная атмосфера той эпохи закончилась. Однако Серебряный век не был «оборван» в 1917 г., а жил и после него в скрытых формах в поэзии А. Ахматовой, М. Цветаевой, в творчестве Б. Пастернака, в литературе русской эмиграции.

Атмосфера рубежа веков в отзывах современников.

Н. Бердяев: «Это была эпоха пробуждения самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искание интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни; виделись новые зори, соединяли чувство заката с чувством восхода и надежды не преображение жизни».

3. Гиппиус: «Что-то в России ломалось, что-то оставалось позади, что- то, народившись или воскреснув, стремилось вперед».

А. Белый: «В 1898 и 1899 гг. мы прислушивались к перемене ветра в психологической атмосфере».

Домашнее задание

Составить план лекции, подготовиться к беседе о поэзии Серебряного века.

Прочитать статью учебника, посвященную А.А. Блоку; познакомиться с его стихотворениями.

Русская литература. Лекции / Серебряный век русской поэзии. Символизм, акмеизм, футуризм / Видео / Russia.tv

Хочешь узнать, почему Герасим утопил Муму? Или за что Раскольников убил старушку? А интересно, где та деревня, на которую Ванька Жуков писал письма своему деду? На все эти вопросы, и не только эти, ты найдешь ответ в замечательном цикле передач про русскую литературу. Смотри!

Программа о литературе для школьников старших классов и абитуриентов

 

Цикл телевизионных передач под названием "Русская литература. Лекции" посвящен изучению и закреплению знаний по курсу литературы в старших классах средней школы. Он базируется на школьной программе для 10-11 классов по литературе, утвержденной Министерством образования РФ.

 

В качестве ведущих передачи выступают доктора филологических наук, профессора, преподаватели ведущих гуманитарных вузов страны - Московского государственного университета, Российского государственного гуманитарного университета, Школы-студии МХАТ, педагогических вузов - специалисты по творчеству того или иного автора. Им помогают эксперты – писатели, критики, музейные работники,  преподаватели школ и вузов, специалисты в области литературы и искусства.

 

Основа программы – лекция о жизни и творчестве прозаика или поэта. Информация лектора дополняется выступлениями экспертов – специалистов по разным темам и героям, которые делают акценты на отдельных сторонах жизни и творчества авторов. Кроме того, в программе обязательно будут использоваться рисунки, иллюстрации к изданиям, музейные экспонаты, фрагменты художественных фильмов или спектаклей (классические постановки), классические музыкальные произведения.

 

Задача производителей - обобщить знания по литературе, полученные в средней школе, а также подготовить  школьников к сдаче экзаменов.

 

У цикла есть и сверхзадача – сделать из представителей  молодого поколения людей грамотных, думающих, душевно развитых,  воспитать в них чувство патриотизма и гордости за великую русскую литературу и культуру.

Поэзия «серебряного века» (общий обзор). Чтение наизусть одного из стихотворений.

1. На рубеже XIX и XX веков радикально изменились буквально все стороны жизни России — экономика, политика, наука, технология, культура, искусство. Новая эпоха историко-культурного развития отличалась стремительной динамикой и острейшим драматизмом. Переход от классической литературы к новому литературному направлению сопровождался далеко не мирными процессами в общекультурной и внутрилитературной жизни, неожиданно быстрой сменой эстетических ориентиров, кардинальным обновлением литературных приемов. Особенно динамично развивалась в это время русская поэзия. Позднее поэзия этой поры получила название «поэтический ренессанс», или «серебряный век». Эпитет «серебряный» подразумевает индивидуальность и особое сияние (не блеск!), одухотворенность целого созвездия неповторимых художников слова этого времени. Возникнув по аналогии с понятием «золотой век», традиционно обозначавшим пушкинский период русской литературы, это словосочетание поначалу использовалось для характеристики вершинных явлений поэтической культуры XX века — творчества А. Блока, А. Белого, И. Анненского, А. Ахматовой, О. Мандельштама и других блестящих мастеров слова. Однако постепенно термин «серебряный век» стали относить ко всей художественной культуре России конца XIX — начала XX века: это символизм, акмеизм, «неокрестьянская» и частично футуристическая литература. В писательской среде возникла тяга к объединению между близкими по мировоззрению и эстетике литераторами, художниками, философами. Поэтому новые литературные направления, как правило, развивались из деятельности небольших писательских кружков, объединявших писателей со сходными взглядами на поэзию, искусство. Именно разная оценка возможностей и предназначения человека разводит поэтов по разным руслам единой литературы. Реализм на рубеже веков продолжал оставаться масштабным и влиятельным литературным направлением. Модернистскими принято считать прежде всего три литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм.

2. Символизм — самое крупное из модернистских течений, возникших в России. Начало его теоретическому самоопределению было положено Д. С. Мережковским. Центральное место в поэзии он отводил символу.

а) На начальном этапе своего существования символизм отражал декадентские тенденции — уныние, страх перед жизнью, неверие в возможности человека:

 

Мы — над бездною ступени,

Дети мрака, солнца ждем,

Свет увидим и, как тени,

Мы в лучах его умрем.

Д. Мережковский

 

К группе декадентских поэтов принадлежали З. Гиппиус, В. Брюсов, Н. Минский, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

б) Но затем в символизм влились новые поэты, существенно обновившие облик течения: А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и другие. С их приходом многие из символистов пересмотрели свои взгляды на литературу, и символизм стал важным фактором русской культурно-духовной жизни. Для творчества символистов новой школы характерно стремление к высшему идеалу, вера в высокое предназначение искусства и призыв к объединению людей. Они проповедовали слитность творчества и религии, культ формы (символа), музыкальность стиха:

 

Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя...

Не потому, что я Ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими...

И. Анненский

 

Воплощение мечтаний,

Всемогущего игра,

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра!

 

3. Акмеизм. В литературное объединение «Цех поэтов» вошли Н. Гумилев, С, Городецкий, М. Кузмин, О. Мандельштам, А. Ахматова. Поэты-акмеисты выступали за художественное освоение многообразного и яркого земного мира. Они противопоставляли мистическим устремлениям символизма «стихию естества», декларировали конкретно-чувственное восприятие «вечного мира», возврат слову его изначального смысла.

Просторен мир и многозвучен,

И многоцветней радуг он,

И вот Адаму он поручен,

Изобретателю имен.

Назвать, узнать, сорвать покровы

И праздных тайн, и ветхой мглы —

Вот первый подвиг. Подвиг новый —

Живой земле пропеть хвалы.

С. Городецкий

Наиболее авторитетными учителями для акмеистов стали поэты, сыгравшие заметную роль в символизме, — М. Кузмин, И. Анненский, А. Блок. Можно сказать, что акмеисты наследовали достижения символизма, нейтрализуя его крайности. Для акмеистов оказалась неприемлемой излишне настойчивая тенденция к восприятию реальности как знака непознаваемого, как искаженного подобия высших сущностей. Очень большое значение акмеисты придавали категории памяти. Память стала важнейшим эстетическим компонентом в творчестве А. Ахматовой, Н. Гумилева и О. Мандельштама.

Я вижу все. Я все запоминаю,

Любовно-кротко в сердце берегу.

Лишь одного я никогда не знаю

И даже вспомнить больше не могу...

А. Ахматова

 

Но вступая, обновленный, в неизвестную страну,

Ничего я не забуду, ничего не прогляжу.

И, чтоб помнить каждый подвиг — и возвышенность,

и степь,—

Я к серебряному шлему прикую стальную цепь.

И. Гумилев

 

Молись, музыкант встревоженный,

Люби, вспоминай и плачь,

И, с тусклой планеты брошенный,

Подхватывай легкий мяч!

О. Мандельштам

4. Футуризм — это самое крайнее по эстетическому радикализму течение. Футуристы тяготели к формальному экспериментаторству и выступали против выражения общественных тенденций в искусстве. Для их поэзии характерен дух анархического бунтарства. Они могли дробить слово, создавать новое, комбинировать его с другими словами. Дух бунтарства у футуристов присутствовал не только при «освистывании» всего, что не соответствовало нормам футуристического направления, но и в создании стихов.

5. Кубофутуристы (В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Каменский, В. Маяковский) стремились к созданию трудной игры слов:

 

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй пелся облик...

В. Хлебников

 

6. Эгофутуристы (И. Северянин) выступали как поэты изысканной общедоступности:

 

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо, остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

 

7. Русская поэзия «серебряного века» явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Поэты этой эпохи редко замыкались в пределах литературной школы или течения. Поэтому литературный процесс в большей мере определялся творческими индивидуальностями поэтов, чем историей направлений и течений.

Великие художники своего времени, отличавшиеся друг от друга не только стилем, но и мироощущением, художественным вкусом, поэты «серебряного века» сыграли видную роль в развитии и обновлении русского стиха.

62. Тема России (Родины) в лирике А.А. Блока. (Билет 10)1. Тема Родины, России занимала в творчестве Блока особое место и была для него поистине всеобъемлюща. В 1908 году в письме к К. С. Станиславскому он писал: «...Стоит передо мной моя тема, тема о России... этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это — первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни».2. Особое значение приобретают стихотворения, где поэт развертывает «широкоохватный» образ Родины и подчеркивает свою неразрывную связь с ней. В стихотворении «Осенняя воля» (1905) отчетливо прослеживаются лермонтовские традиции:

Лирический герой Блока не случайный прохожий, а один из сыновей России, идущий «знакомым» путем и сопричастный горькой судьбе тех, кто «умирает, не любя», но кто стремится к слиянию с родиной:

По-иному раскрывается образ отчизны в стихотворении «Русь» (1906). Русь — это тайна. Сначала кажется, что тайна Руси проистекает из «преданий старины»: «мутного взора колдуна», ведунов с ворожеями, ведьм, чертей… Но постепенно начинаешь понимать, что тайна Руси не в этом. Разгадка – в самой «живой душе» народа, и, чтобы ее постичь, надо жить одной жизнью с народом.

В 1915 году выходит в свет книга Блока с названием «Стихи о России». В лирическом трехтомнике, который автор назвал «романом в стихах», есть цикл «Родина», который объединял написанное с 1907 по 1916 год. Никто до Блока не сказал таких пронзительно-щемящих слов о родине, которые хранятся в душе каждого русского человека. «Родина — это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку...» Что-то древнее, языческое встает в прапамяти художника. Недаром он говорит, что любит родную страну «по-народному, как можно любить мать, сестру и жену в едином лице — России». Смысловое ядро цикла составляют стихи, посвященные непосредственно России. О своей неразрывной связи с Родиной, с ее во многом темной и трудной судьбой поэт говорит в стихотворении «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..»

предвестие грядущих перемен, в которых сам автор пока себя не видит.

Совсем по-иному раскрывается тема России в стихотворении «Новая Америка». Сначала мы видим «убогую» Русь с ее «страшным простором» и «непонятной ширью». Но постепенно облик России проясняется:

Поэтический образ будущей России возникает перед нами, и крепнет вера поэта в ее обновленное будущее. Самое значительное стихотворение этого цикла — «Россия». В нем слиты воедино чувство любви к Родине и вера в ее будущее. Поэт принимает ее и «нищей», с «тоской острожной» глухой песни ямщика. В строках этого стихотворения выражено чувство нераздельности судеб поэта и Родины.

Его Россия — прекрасная женщина с сильным характером и нелегкой судьбой.В заключительных строках Блок обращается к гоголевской теме пути, теме тройки. Она устремлена вперед, в будущее:

Цикл «Родина» завершает стихотворение «Коршун», где сосредоточены все ведущие мотивы, прозвучавшие в цикле. Тут и приметы неброской российской Природы, и напоминание о подневольной судьбе русского человека, и вехи отечественной истории, и обобщенный образ родины. А коршун — символ тех зловещих сил, которые тяготеют над Россией. В конце стихотворения автор ставит вопросы:

3. Цикл «На поле Куликовом» включает пять стихотворений. В примечании к циклу Блок написал: «Куликовская битва принадлежит... к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Таким образом, автор указывает на связь прошлого, настоящего и будущего. «Прошлое страстно глядит в грядущее», — сказал Блок в стихотворении «Художник», и эти слова можно поставить эпиграфом к циклу «На поле Куликовом». Первое стихотворение выполняет роль пролога и вводит в цикл тему России:

Поле — место битвы, «вечного боя», который шел, идет и будет идти на необозримых

4. Россия народная, с ее историей, традициями, с нераскрытым, но огромным, непредсказуемым потенциалом ее народа, давала поэту надежду на будущее преображение. Именно она, с ее прекрасными и величественными картинами природы, помогала ему противостоять «страшному миру».

 

 

63. Тема революции в поэме А.А. Блока «Двенадцать». (Билет 8)

 

Вариант 1

«Двенадцать» — одно из первых произведений русской литературы, написанных после октябрьской революции 1917 года.
Все действие поэмы происходит на улице. Уже в первой главе слышится ее революционный гул. Блок начинает поэму с лаконичной и контрастной картины черного вечера и белого снега. Все герои выступают на фоне привычных блоковских образов — вьюги, ветра («ветер на всем Божьем свете»). Вся поэма представляет собой множество звучащих голосов, автора же почти не слышно. При этом Блок использует такие средства, как лозунги, солдатские частушки, разговорные интонации.
Только во второй главе появляются «двенадцать». Блок не приукрашивает своих героев: они обещают раздуть «мировой пожар в крови», «пальнуть пулей в Святую Русь». Блок даже сгущает краски, показывая своих героев возможными каторжниками («На спину б надо бубновый туз!»). Но в своих действиях они несут как бы гнев всего народа, они действуют в согласии с народной стихией.
Однако в центр поэмы Блок поставил «частную» судьбу — драматическую историю любви и преступления Петрухи, который ненароком убивает свою былую подружку Катьку. Это отдельная человеческая трагедия на фоне всемирной вьюги, революционного разрушения.
Петруха — живой полнокровный человеческий характер. Он потрясен до глубины души делом рук своих. Блок очень верно выразил тяжелую тоску, муки совести, которые не прекращаются в душе героя: «Ох, товарищи, родные, / Эту девку я любил...»
Его раскаяние в глазах «одиннадцати» выглядит душевной дряблостью: в такой ответственный исторический момент оно не к месту и не вовремя. («Не такое нынче время, / Чтобы нянчиться с тобой!»).
Блок уловил одним из первых в русской литературе, как воспринималось отношение к личному, к чувствам в революционную эпоху.
В последней главе более отчетливо выступает «старый мир» — в образе «паршивого пса». Но возрастает тревога...
В финале поэмы неясное, непроницаемое, невидимое обретает контуры Христа.
Блок сравнивал свою эпоху с эпохой начала христианства и падения Рима. Имя Христа стало символом особой исторической миссии, и в этом смысле он уместен впереди «двенадцати». Но вместе с тем у Блока он вырастает в громадный вопрос к будущему. Очень важно, что Христос в поэме незрим («двенадцать» не видят его за вьюгой). Блок всячески подчеркивает, что красногвардейцы «идут без имени святого», их свобода— «без креста». Фигура Христа может означать и то, что ужасы разрушения будут сняты и преодолены в возрожденной России. Блок воспроизводит стихийный взрыв, сохраняя свое личное отношение к нему. Нарисованная в «Двенадцати» картина поражает сочетанием несочетаемого. Все пришло в движение, рухнул устоявшийся быт, сдвинулись привычные соотношения, обнажились противоречия. Конфликт поэмы строится на противопоставлении двух начал — светлого, гармоничного, которое Блок видит «впереди», и темного, которое он видит в прошлом и олицетворением которого служит «старый мир». Сфера этого противопоставления захватывает и «большой» мир, и внутренний мир человека. Как и его герои, Блок и негодует, и страшится, и надеется. Всем своим существом он участвует в том, что происходит вокруг. Поэт берет на себя смелость «провести» своих героев через три основные временные сферы, показать в реальных картинах, что было, что есть и что должно быть.

 

 

65. Сатирические стихотворения В. В. Маяковского. Основные темы, идеи, образы. Чтение наизусть одного из стихотворений.

1. Владимир Маяковский вошел в нашу жизнь «через лирические томики, как живой с живыми говоря». Определяющими словами для его творчества стали слова из стихотворения «Домой» (1925):

2. Большое место в многогранном поэтическом творчестве Маяковского занимает сатира. Сатира — вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки. И задача этого вида искусства, по словам великого русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина, «провожать в царство теней все отживающее».

В годы, предшествующие революции, Маяковский отвергает буржуазный мир. «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой вашу религию», «долой ваш строй!» — таков пафос его поэмы «Облако в штанах». Сатирическими стихами дореволюционного периода стали его знаменитые «Гимны»: «Гимн судье», «Гимн взятке», «Гимн обеду»... В самих названиях многих гимнов заложено комическое несоответствие, ведь гимн — это торжественная песнь, посвящать которую в честь обеда или взятки просто смешно. В «Гимне судье» Маяковский едко высмеивает общественный строй России, хотя местом действия названа далекая страна Перу. Страной этой правят унылые судьи, враждебные всему живому:

3. Если в предреволюционные годы острие сатиры было направлено против «жирных», против бесчувственной к словам поэта «толпы», то когда революция свершилась, сатирической мишенью для Маяковского стали ее враги. Безоговорочное отрицание буржуазного мира позволило Маяковскому с восторгом принять революцию, а острие сатиры он направил против тех, кто мешал строить коммунизм — бюрократов и мещан. Уже в 1920—1921 годах появилось первое стихотворение «О дряни», обличающее «мурло мещанина» нового советского времени. Символом и спутником бюрократа в быту, по Маяковскому, становится «оголтелая канарейка». Даже серп и молот — модные эмблемы, без которых нельзя «фигурять» «на балу в Реввоенсовете». В 1922 году выходит в свет стихотворение «Прозаседавшиеся», новое сатирическое произведение. Тенденция к увеличению бюрократического аппарата наметилась уже в первые годы советской власти. С невероятной быстротой стали возникать учреждения, погрязшие в непрерывных заседаниях, собраниях, имитирующие кипучую деятельность, но далекие от истинных нужд народа. Используя прием доведения качества до абсурда, Маяковский придумывает «Объединение ТЕО и ГУКОНА», т. е. театральное объединение соединяет с Главным управлением конезаводов. И наоборот, Главкомполитпросвет разбивает на четыре организации: Глав, Ком, Полит, Просвет. И чтобы уж совсем высмеять нелепость этого явления, он называет учреждение по буквам алфавита:

Если количество заседаний преувеличено, то в вопросе, обсуждаемом на собрании, явное преуменьшение — «покупка склянки чернил Губкооперативом». Фантастично зрелище сидящих на заседании половин людей — «до пояса здесь, а остальное там», — так как служащим приходится буквально разрываться между заседаниями.В. Маяковский как поэт сформировался в среде футуристов, но, будучи ярче, талантливее друзей, проложил свою дорогу в поэзии, неразрывно связанную с трагическими десятилетиями русской истории начала века.

Маяковский обладает удивительной способностью из всего делать поэзию, в незначительном видеть важное. Ему больно за людей, которые не хотят замечать красоту мира, живут серой, будничной жизнью. В знаменитом стихотворении «Послушайте! » он обращается со страстным призывом подняться над прозой жизни и увидеть вокруг себя не «плевоч-ки», а звезды, он хочет зажечь человеческие души, чтобы в каждой «обязательно была звезда». Он зовет человека к возвышенным целям, к обновлению, преображению, напоминает ему о его высоком предназначении.
У Маяковского сквозь трагическое одиночество, отъединенность от людей отчетливо просматривается тяга к человеческому теплу, участию, пониманию.Поэзия Маяковского поднимает глубокие нравственные проблемы, в которых перемешаны добро и зло, прекрасное и безобразное, земное и возвышенное, сиюминутное и вечное.

54. Тема любви в прозе А.И. Куприна. (На примере одного произведения.) (Билет 3)

 

Вариант 1

Куприн изображает истинную любовь как высшую ценность мира, как непостижимую тайну. Для такого всепоглощающего чувства не существует вопроса «быть или не быть?», оно лишено сомнений, а потому часто чревато трагедией. «Любовь всегда трагедия, — писал Куприн, — всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть».
Куприн был глубоко убежден в том, что даже безответное чувство способно преобразить жизнь человека. Об этом он мудро и трогательно поведал в «Гранатовом браслете», грустном рассказе о скромном телеграфном чиновнике Желткове, который был столь безнадежно и самоотверженно влюблен в графиню Веру Шеину.
Патетическая, романтическая по характеру образного воплощения центральная тема любви сочетается в «Гранатовом браслете» с тщательно воспроизведенным бытовым фоном и рельефно обрисованными фигурами людей, жизнь которых не соприкоснулась с чувством большой любви. Бедный чиновник Желтков, восемь лет любящий княгиню Веру Николаевну, умирая, благодарит ее за то, что она была для него «единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью», и товарищ прокурора, думающий, что любовь можно пресечь административными мерами, — люди двух различных жизненных измерений. Но жизненная среда не бывает у Куприна однозначной. Им особо выделена фигура старого генерала Аносова, который уверен, что высокая любовь существует, но она «должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире», не знающей компромиссов.

 

Любовь — заветная тема для Куприна. Любовью величественной и всепроникающей, вечной трагедией и вечной тайной наполнены страницы «Олеси» и «Суламифи». Любовь, возрождающая человека, раскрывающая все человеческие способности, проникающая в самые потаенные уголки души, входит в сердце читателя со страниц «Гранатового браслета». В этом удивительном по своей поэтичности произведении автор воспевает дар неземной любви, приравнивая его к высокому искусству.

Существует мнение, неоднократно высказанное критиками, что в образе Желткова есть некоторая ущербность, ибо для него весь мир сузился до любви к женщине. Куприн же своим рассказом подтверждает, что для его героя не мир сужается до любви, а любовь расширяется до размеров целого мира. Она настолько велика, что заслоняет собой все, становится уже не частью жизни, пусть даже самой большой, а самой жизнью. Поэтому без любимой женщины Желткову нечем больше жить. Но Желтков решил пойти на смерть во имя возлюбленной, чтобы не причинять ей беспокойства своим существованием. Он жертвует собой во имя ее счастья, а не умирает от безысходности, лишившись единственного смысла жизни. Желтков никогда не был близко знаком с Верой Шейной, и потому «заочная» утрата Веры не стала бы для него концом любви и жизни. Ведь любовь, где бы он ни находился, всегда была с ним и вселяла в него жизненные силы. Он не так часто видел Веру, чтобы, перестав следить за ней, утратить свое великое чувство. Такая любовь способна преодолеть любое расстояние. Но если любовь может поставить под сомнение честь любимой женщины, а любовь есть жизнь, то нет выше радости и блаженства, чем пожертвовать своей жизнью.

Однако страшное в том, что сама Вера «находится в сладкой дремоте» и еще не способна понять, что «ее жизненный путь пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Куприн создал рассказ не о зарождении любви Веры, а именно о ее пробуждении ото сна. Уже само появление гранатового браслета с письмом Желткова вносит в жизнь героини взволнованное ожидание. При виде «пяти алых кровавых огней, дрожащих внутри пяти гранатов», так не похожих на привычные дорогие подарки мужа и сестры, она ощущает беспокойство. Все происходящее далее обостряет сознание исключительности прошедшей мимо любви, а когда наступает развязка, княгиня видит на мертвом лице Желткова «то самое умиротворенное выражение», как «на масках великих страдальцев — Пушкина и Наполеона». Величие пережитого простым человеком чувства постигается ею под звуки бетховенской сонаты, как бы доносящей до героини его потрясение, его боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души все суетное, вселяя ответное облагораживающее страдание. Последнее письмо Желткова поднимает тему любви до высокого трагизма. Оно предсмертное, поэтому каждая его строка наполнена особенно глубоким смыслом. Но еще важнее, что со смертью героя не заканчивается звучание патетических мотивов всевластной любви. Желтков, умирая, завещает свою любовь миру и Вере. Великая любовь безвестного человека входит в ее жизнь и будет существовать в ее сознании как неизгладимое воспоминание о таинстве, с которым она соприкоснулась и значение которого не сумела вовремя понять.

Имя героини Куприн выбирает не случайно — Вера. Вера остается в этом суетном мире, когда умирает Желтков, она познала, что такое настоящая любовь. Но и в мире остается вера в то, что Желтков был не единственным человеком, наделенным таким неземным чувством.

3. Эмоциональная волна, нарастающая на протяжении всего рассказа, достигает предельного накала в заключительной главе, где тема великой и очищающей любви раскрывается полностью в величественных аккордах гениальной сонаты Бетховена. Музыка властно овладевает героиней, и в ее душе слагаются слова, которые как бы нашептывает любивший ее больше жизни человек: «Да святится имя Твое!..» В этих последних словах звучит и мольба о любви, и глубокая скорбь о недостижимости ее. Здесь и происходит то великое соприкосновение душ, из которых одна слишком поздно поняла другую.

51-52. Основные темы и идеи прозы И. А. Бунина.

1. Ивана Алексеевича Бунина (1870—1953) называют «последним классиком». Бунинские размышления над глубинными процессами жизни выливаются в совершенную художественную форму, где своеобразие композиции, образы, детали подчинены напряженной авторской мысли.

2. В своих рассказах, повестях, стихотворениях Бунин показывает нам весь спектр проблем конца XIX — начала XX века. Темы его произведений настолько разнообразны, что, кажется, они — сама жизнь. Проследим, как менялась тематика и проблематика рассказов Бунина на протяжении его жизни.

б) В середине 1910-х годов тематика и проблематика рассказов Бунина начала меняться. Он уходит от темы патриархального прошлого России к критике буржуазной действительности. Ярким примером этого периода является его рассказ «Господин из Сан-Франциско». С мельчайшими подробностями, упоминая каждую деталь, описывает Бунин роскошь, являющую собой истинную жизнь господ нового времени. В центре произведения образ миллионера, у которого нет даже собственного имени, так как его никто не запомнил, — да и нужно ли оно ему? Это собирательный образ американского буржуа. «До 58 лет жизнь его была посвящена накоплению. Став миллионером, он хочет получить все удовольствия, которые можно купить за деньги: ...карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, а четвертые — стрельбе голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю...» — это жизнь, лишенная внутреннего содержания. Общество потребителей вытравило в себе все человеческое, способность к сочувствию, соболезнованию. Смерть господина из Сан-Франциско воспринимается с неудовольствием, ведь «вечер был непоправимо испорчен», хозяин отеля чувствует себя виноватым, дает слово, что он примет «все зависящие от него меры» к устранению неприятности. Всё решают деньги: гости хотят получать удовольствия за свои деньги, хозяин не хочет лишаться прибыли, этим и объясняется неуважение к смерти. Таково нравственное падение общества, его негуманность в крайнем ее проявлении.

в) В этом рассказе очень много аллегорий, ассоциаций и символов. Корабль «Атлантида» выступает как символ цивилизации; сам господин — символ буржуазного благополучия общества, где люди вкусно едят, изысканно одеваются и не заботятся об окружающем мире. Он их не интересует. Они живут в обществе, как в футляре, закрытом навсегда для людей другого круга. Корабль символизирует эту оболочку, море — весь остальной мир, бушующий, но никак не касающийся героя и ему подобных. А рядом, в этой же оболочке, — люди, управляющие кораблем, работающие в поте лица у гигантской топки, которую автор называет девятым кругом ада.

В этом рассказе много библейских аллегорий. Трюм корабля можно сравнить с преисподней. Автор намекает на то, что господин из Сан-Франциско продал душу за земные блага и теперь расплачивается за это смертью.

Символичен в рассказе образ огромного, как утес, дьявола, который является символом надвигающейся катастрофы, своеобразным предупреждением человечеству Символично в рассказе и то, что после смерти богача веселье продолжается, абсолютно ничего не изменилось. Корабль плывет в обратном направлении, только уже с телом богача в ящике из-под содовой, а бальная музыка гремит опять «среди бешеной вьюги, проносившейся над гудевшим, как погребальная месса... океаном».

г) Автору важно было подчеркнуть мысль о ничтожности могущества человека перед лицом одинакового для всех смертного итога. Оказалось, что все накопленное господином не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, смысл жизни не в приобретении богатства, а в чем-то ином, не поддающемся денежной оценке или эстетской мудрости. Тема смерти получает в творчестве Бунина многообразное освещение. Это и гибель России, и смерть отдельного человека. Смерть оказывается не только разрешительницей всех противоречий, но и источником абсолютной, очищающей силы («Преображение», «Митина любовь»).

Еще одной из основных тем творчества писателя является тема любви. Этой теме посвящен цикл рассказов «Темные аллеи». Бунин считал эту книгу самой совершенной по художественному мастерству. «Все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях», — писал Бунин. Сборник «Темные аллеи» один из последних шедевров великого мастера.

3. В литературе русского зарубежья Бунин — звезда первой величины. После присуждения в 1933 году Нобелевской премии Бунин во всем мире стал символом русской литературы.

 

70. 1. «Конармия» И. Э. Бабеля — это сборник небольших рассказов, связанных темой гражданской войны и единым образом повествователя. Рассказы из этой книги начали публиковаться в 1923 году. Разные по материалу, они рисовали мир новый и неожиданный. Судьба распорядилась так, что, приняв революцию с ее завораживающей страстью и уйдя в нее, Бабель начинает печатать свои рассказы и корреспонденции в петербургской газете «Новая жизнь», чему способствует М. Горький. Но затем, пожалуй, одним из первых, он увидел в революции разлом жизни, разлом истории. Бабель сознавал все это как разлом бытия. Это чувство правды и вывело Бабеля на дороги войны. В июле 1920 года он добровольно ушел на фронт, в Первую Конную армию.

Бабель приехал на фронт как корреспондент газеты «Красный кавалерист» Кирилл Васильевич Лютов. Двигаясь с частями, он вел дневник. Читая его, нельзя не заметить, что Бабель ошеломлен: новые впечатления пришли в резкое противоречие с его жизненным опытом. Он увидел то, о чем даже не мог подумать: войска и казачество проходили службу со своим снаряжением, со своими конями и холодным оружием. Оторванные от войска казаки были вынуждены кормиться сами и обеспечивать себя лошадьми за счет местного населения, что нередко приводило к кровавым инцидентам. Они давали выход своей усталости, анархизму, гонору, пренебрежению к достоинству других людей. Насилие встало в обыденный ряд. Бабель видел в солдатах их незрелость, отсутствие культуры, грубость, и ему трудно было представить, как будут прорастать в сознании этих людей идеи революции. И, судя по дневнику, в душе Бабеля вставал мучительный вопрос: «Почему у меня непроходящая тоска?» А ответ был таков: «Потому что далек от дома, потому что разрушаем, идем как вихрь, как лава... разлетается жизнь, я на большой непрекращающейся панихиде». В основу рассказов «Конармии» и легли записи, сделанные Бабелем в своем дневнике. V Открывается сборник рассказом «Переход через Збруч». Радость победы от взятия Новгород-Волынска как бы подчеркивается радостью самой природы: «Поля пурпурного мака цветут вокруг нас, полуденный ветер играет в желтеющей ржи, девственная гречиха встает на горизонте...» А дальше: «оранжевое солнце катится по небу, как отрубленная голова», и «нежный свет», который «загорается в ущельях туч», уже не может снять тревожного беспокойства. Картины победы приобретают непривычную жестокость. А затем: «Запах вчерашней крови убитых лошадей каплет в вечернюю прохладу» — эта фраза «опрокинет» весь торжествующий запев рассказа. Все это подготовило и финал рассказа: спящий сосед-еврей зверски зарезан. В рассказе «Письмо» боец Первой Конной, почти мальчик, Василий Курдюков диктует письмо своей матери, в котором он рассказывает, как его брат Сенька «кончал» «папашу»-белогвардейца, который в свою очередь «кончил» родного сына Федю. И это — правда гражданской войны, когда отцы и дети становятся заклятыми врагами и без-

Бабель описывает героизм, столь же стихийный, но необходимый в данных условиях. Эскадронный командир Трунов, нарушая устав, самочинно и жестоко расправляется с военнопленными и тут же, вдвоем с бойцом, остается за пулеметом, чтобы отвлечь вражеские самолеты от укрывшегося в лесу эскадрона. На могиле «всемирного героя Паши Трунова» командир полка Пугачев «прокричал речь о мертвых бойцах из Первой Конной, о гордой этой фаланге, бьющей молотом истории по наковальне будущих веков» («Эскадронный Трунов»). Сосредоточив внимание на рядовых участниках событий, Бабель очень мало говорит об истинных руководителях Первой Конной, кто укрощал эту стихийную вольницу и превращал ее в организованную силу. Однако Бабель не скрывает своего восхищения начдивом Савицким, прототипом которого послужил легендарный Тимошенко.

3. Во всех рассказах «Конармии» есть присутствие самого автора, который вместе с ее героями прошел трудный путь к постижению смысла этой кровавой борьбы. В описаниях событий есть жестокая правда могучего кровавого потока жизни.

За попытку правдиво описать события гражданской войны Бабель был обвинен в «антисоветской заговорщической террористической деятельности...» и в 1939 году арестован, а в 1940 году расстрелян.

 

71. Основные темы и проблемы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

 

1. Роман «Мастер и Маргарита» — вершинное произведение М. А. Булгакова, над которым он работал с 1928 года до конца жизни. Сначала Булгаков назвал его «Инженер с копытом», но в 1937 году он дает книге новое название — «Мастер и Маргарита». Роман этот — творение необыкновенное, исторически и психологически достоверная книга о том времени. Это соединение сатиры Гоголя и поэзии Данте, сплав высокого и низкого, смешного и лирического. В романе царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Основа сюжета романа — противопоставление истинной свободы и несвободы во всех ее проявлениях. Сатана правит бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь мессию, а рядом, суетясь, подличают, приспосабливаются, предательствуют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20—30-х годов нашего века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, которая доступна лишь литературе. «Мастер и Маргарита» — лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

ОБЩИЙ ОБЗОР ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА 👍

Серебряный век русской поэзии – период рубежа 19-20 веков. Это период расцвета поэзии, философской и религиозной мысли. Основные направления и школы серебряного века:

Модернизм. Модернизм как одно из ведущих направлений в искусстве начала XX века. Предпосылки модернизма и входящих в него течений в русской литературе {романтическая поэзия В. А. Жуковского, философская лирика Ф. И. Тютчева, теория “чистого искусства”, импрессионистическая лирика А. А. Фета).

Сущность модернизма и его просчеты (модернисты были ослеплены “сумасшедшей

мечтой быть в жизни только художниками” (Э. Золя). Основная черта модернизма – субъективность. Отличие модернизма как литературного направления от декаданса как особого типа сознания.

Символизм, акмеизм и футуризм как основные течения модернизма.

Символизм. На начальном этапе своего существования отражал декадентские тенденции – уныние, страх перед жизнью, неверие в человеческие возможности (Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус).

Затем к символистам присоединяются К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, И. Анненский, Вяч. Иванов, А. Блок, А. Белый. Центральными темами символистов становятся: личность, история, вечность.

Идея конструирования мира в процессе творчества. Отказ от рациональности в искусстве. Символ как средство для передачи созерцаемых тайных смыслов, центральная эстетическая категория. Пафос трагического миропонимания.

Интерес к проблемам культурных традиций разных народов. Старшие символисты: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

3. Гиппиус. Младосимволисты: Вяч. Иванов, А. Белый, А Блок, С. Соловьев Художественные особенности: культ формы, музыкальность стихотворения.

Кризис символизма.

Акмеизм. Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Связь поэтики символизма и акмеизма (статья Н. Гумилева “Наследие символизма и акмеизм”). Мужественный и твердый взгляд на жизнь.

Особенности стиля: логичность художественного замысла, стройность композиции, четкость организации всех элементов художественной формы. Категория памяти в творчестве. Поэты-акмеисты: Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, Г. И. Иванов, В. Н. Нарбут и другие.

Футуризм. Возникновение футуризма. Русский футуризм: кубофутуризм. эгофутуризм.

Отказ футуристов от старой культуры. Стремление к рациональному обоснованию творчества. Мечта о рождении искусства, способного преобразить мир. Установка на эпатажность.

Цель творчества – побуждение к действию. Поиски новой формы выразительности: звукоподражание, словотворчество, приемы плаката, графический стих (“лесенка” Маяковского). Не только новое, но новое и окончательное слово в искусстве – таковы установки футуризма.

Футуристы: И. Северянин. В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Каменский и др.

Презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему: Презентация у уроку "Поэзия серебряного века" (обзор)

Слайд 2

На рубеже 19-20 веков произошли кардинальные изменения во всех областях жизни России, это не могло не коснуться и литературы. Особенно динамично развивалась в это время поэзия. Позднее этот период развития литературы назовут термином «Серебряный век». Это словосочетание возникло по аналогии с «Золотым веком», обозначавшим пушкинский период русской литературы.

Слайд 4

Понятие «Серебряный век» характеризует не только литературу этого периода, но и философию и искусство (рубежа 19-20 веков) Строго не обозначены хронологические рамки этого периода. Начало «С.В.» - 90 годы 19 века ,когда появились первые представители модернистских течений в России (предтечи символизма).

Слайд 5

Окончание серебряного века: 1917-1919 – начало Гражданской войны и революции. 1921 – смерть А. Блока и расстрел Н. Гумилева 1920-1930 – начало репрессий и первая полна русской эмиграции.

Слайд 7

Серебряный век характеризуется разнообразием поэтических течений, ведущее место среди которых занимают представители нового (новейшего) направления в литературе – модернизма. Модернистские течения: СИМВОЛИЗМ АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ

Слайд 9

Модернистские течения СИМВОЛИЗМ АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ sumbol - знак акме – острие копья, высшая точка развития … futuro - будущее

Слайд 10

СИМВОЛИЗМ АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ Течение пришло в Россию из Франции Течение зародилось и развивалось в России Течение пришло в Россию из Италии изображали потусторонний мир изображали реальный мир Изображали мир будущего Мистика -серебро Гармония - золото Переворот- алюминий

Слайд 11

СИМВОЛИЗМ Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб, Александр Блок, Андрей Белый, Иннокентий Анненский… Центральное место в поэзии отводится символу. Открытие многозначности слова Приглашение читателя к сотворчеству Изображение мира теней, снов, грез, фантазий Герой – пассивный созерцатель

Слайд 12

РЕАЛЬНЫЙ МИР ЗАПРЕДЕЛЬНЫЙ МИР СИМВОЛ

Слайд 13

СИМВОЛИСТЫ СТАРШИЕ МЛАДОСИМВОЛИСТЫ

Слайд 14

Старшие символисты: К. Бальмонт, В. Брюсов

Слайд 15

« Младосимволисты» А. Белый, А. Блок

Слайд 16

АКМЕИЗМ Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Михаил Кузмин, Михаил Зенкевич , Анна Ахматова… Искусство ради искусства, красота ради самой красоты Стремление говорить простым языком, вернуть слову его первоначальный смысл Поэзия в бытовых деталях Тоска по мировой культуре Герой – устроитель земной красоты…

Слайд 17

Акмеисты А.Ахматова и Н.Гумилев

Слайд 18

Поэты акмеисты О.Мандельштам и М.Кузьмин

Слайд 19

ФУТУРИЗМ Братья Бурлюк, Велимир Хлебников, Игорь Серевянин, Владимир Маяковский … Творческая задача –создание искусства будущего Стремление разложить мир на составные части, на атомы. Отказ от традиций мировой культуры и литературы Ввод многоэтажных метафор, стихосложение лесенкой, неологизмы Скандальность, эпатажность

Слайд 20

ФУТУРИСТЫ КУБОФУТУРИСТЫ ЭГОФУТУРИСТЫ

Слайд 21

Футуристы И. Северянин и В. Маяковский

Слайд 22

Представители различные литературных течений модернистской направленности устраивали многочисленные творческие вечера, выбирая местом для своих встреч квартиры коллег, кабаре, небольшие ресторанчики, музеи, аудитории университетов. Постепенно из этих кружков и компаний по интересам складываются полноценные литературные объединения со своими уставами и программами.

Слайд 23

Литературные объединения «БАШНЯ» «БРОДЯЧАЯ СОБАКА» «ГИЛЕЯ» «ЦЕХ ПОЭТОВ» «БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ» «ОСЛИНЫЙ ХВОСТ» «ПОЭТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» «ЦЕНТРИФУГА»

Слайд 24

Подготовить сообщения о литературных объединениях начала 20 века (по схеме). Название объединения. Место встреч. Участники объединения Программа объединения. Манифесты. Сборники

ОБЩИЙ ОБЗОР ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА 📕- Сочинения по литературе

Серебряный век русской поэзии — период рубежа 19-20 веков. Это период расцвета поэзии, философской и религиозной мысли. Основные направления и школы серебряного века:

Модернизм. Модернизм как одно из ведущих направлений в искусстве начала XX века. Предпосылки модернизма и входящих в него течений в русской литературе {романтическая поэзия В. А. Жуковского, философская лирика Ф. И. Тютчева, теория «чистого искусства», импрессионистическая лирика А. А. Фета). Сущность модернизма и его просчеты (модернисты были ослеплены «сумасшедшей

мечтой быть в жизни только художниками» (Э. Золя). Основная черта модернизма — субъективность. Отличие модернизма как литературного направления от декаданса как особого типа сознания. Символизм, акмеизм и футуризм как основные течения модернизма.

Символизм. На начальном этапе своего существования отражал декадентские тенденции — уныние, страх перед жизнью, неверие в человеческие возможности (Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус). Затем к символистам присоединяются К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, И. Анненский, Вяч. Иванов, А. Блок, А. Белый. Центральными темами символистов становятся: личность, история, вечность. Идея конструирования мира в процессе творчества. Отказ от рациональности в искусстве. Символ как средство для передачи созерцаемых тайных смыслов, центральная эстетическая категория. Пафос трагического миропонимания. Интерес к проблемам культурных традиций разных народов. Старшие символисты: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

3. Гиппиус. Младосимволисты: Вяч. Иванов, А. Белый, А Блок, С. Соловьев Художественные особенности: культ формы, музыкальность стихотворения. Кризис символизма.

Акмеизм. Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Связь поэтики символизма и акмеизма (статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм»). Мужественный и твердый взгляд на жизнь. Особенности стиля: логичность художественного замысла, стройность композиции, четкость организации всех элементов художественной формы. Категория памяти в творчестве. Поэты-акмеисты: Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, Г. И. Иванов, В. Н. Нарбут и другие.

Футуризм. Возникновение футуризма. Русский футуризм: кубофутуризм. эгофутуризм. Отказ футуристов от старой культуры. Стремление к рациональному обоснованию творчества. Мечта о рождении искусства, способного преобразить мир. Установка на эпатажность. Цель творчества — побуждение к действию. Поиски новой формы выразительности: звукоподражание, словотворчество, приемы плаката, графический стих («лесенка» Маяковского). Не только новое, но новое и окончательное слово в искусстве — таковы установки футуризма. Футуристы: И. Северянин. В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Каменский и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *