Внутренние и внешние силы земли
ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ СИЛЫ ЗЕМЛИ
На земной поверхности постоянно действуют силы, которые разрушают скалы, размывают берега, переносят массы раздробленных и растворенных минеральных веществ, осаждают и накапливают слои осадков. Подобные процессы, господствующие на поверхности Земли, называются внешними или экзогенными. С давних пор от них отделяют глубинные, внутренние, или эндогенные, силы, источники которых находятся в недрах планеты. Извне воздействуют на Землю силы притяжения Луны и Солнца. Сила притяжения других небесных тел очень мала, и ею можно пренебречь.
Однако некоторые ученые считают, что в геологической истории Земли за десятки миллионов лет гравитационные воздействия из космоса могут значительно возрастать. В результате их происходят, например, морские приливы. Некоторые ученые к экзогенным силам относят и земное притяжение, из-за которого происходят оползни и обвалы, стекают воды, перемещаются ледники и т. д.
Экзогенные силы разрушают и химически преобразуют горные породы, переносят рыхлые и растворимые продукты разрушения водой, ветром и ледниками. Одновременно идет отложение, накопление (аккумуляция) продуктов разрушения на суше или на дне водоемов в виде осадков (в дальнейшем они преобразуются в осадочные горные породы). Внешние силы участвуют, в сочетании с внутренними, в формировании рельефа Земли, в образовании осадочных пород и многих типов месторождений полезных ископаемых (например, руд алюминия—бокситов, никеля и др.).
Процессы разрушения горных пород, переноса продуктов выветривания, их накопления называют денудацией. Наиболее интенсивно она идет на возвышенностях. В результате постепенно разрушаются и понижаются горы, заполняются впадины и рельеф выравнивается.
Эндогенные процессы (тектонические движения) поднимают отдельные участки земной коры, тогда как внешние силы стремятся их снизить. Молодые горные сооружения (Кавказ, Альпы) поднимаются. Силы разрушения не успевают их уничтожить, как ни энергично работают воздух, вода, ледники. Поэтому мы видим высокие горы, со склонами, глубоко расчлененными экзогенными процессами. Когда замедляются тектонические движения и силы разрушения начинают преобладать, то происходит выравнивание поверхности. Особенно ярко это можно наблюдать на примере Казахского мелкосопочника — обширной, некогда высокогорной страны, превращенной ныне в холмистую равнину с отдельными невысокими горами, как бы утопающими в продуктах разрушения горных пород.
Обычно считается, что от соотношения движений земной коры и денудации зависит направление развития рельефа: при преобладании разрушения и денудации над тектоническими процессами происходит общее нивелирование и понижение рельефа. Горы постепенно превращаются в пенеплен ы—слабо всхолмленные, местами почти ровные, предельные равнины. Под влиянием новейших тектонических движений пенеплены поднимаются, образуя высокие плоские хребты (например в Саянах, в Тянь-Шане), или опускаются, покрываясь толщей коры выветривания.
Земная поверхность, согласно подобным представлениям, выглядит как арена борьбы внутренних и внешних сил планеты. Первые вызывают движения в земной коре, вторые — разрушают поверхность гор и перераспределяют продукты разрушения. Выходит, будто внутренние силы планеты созидательные, «главные», без которых замерла бы жизнь Земли, сгладился бы рельеф и повсюду расстилалась гладь Мирового океана. Так ли это?
Прежде чем ответить на этот вопрос, познакомимся с внутренними (эндогенными) силами. У них главный источник энергии — внутренняя теплота в недрах Земли. К внутренним силам относятся: распад радиоактивных веществ, различные химические реакции и превращения вещества в недрах, внезапные разрядки возникающих в толще планеты напряжений. Эндогенные силы вызывают движения магмы, вулканическую деятельность, метаморфизм горных пород, землетрясения, медленные поднятия и опускания земной коры, ее горизонтальные перемещения, разрывы в толще горных пород, образование месторождений полезных ископаемых и т. д.
Они ярко проявляются в магматизме — сложных процессах возникновения и движения магмы (расплавленной огненно-жидкой массы) в верхние горизонты коры и к поверхности Земли. Она имеет преимущественно силикатный состав и образуется в земной коре или (редко) в верхней мантии. Главные типы магм: основная (базальтовая) и кислая (гранитная). Извергаясь на поверхность Земли, магма образует вулканы.
Магма не всегда изливается, а часто внедряется в толщу горных пород и там медленно остывает. Так образуются интрузии. Слагающие их магматические породы называют интрузивными. Формируясь в условиях медленного охлаждения магмы под большим давлением, интрузивные породы приобретают правильную равномерно-зернистую структуру. В процессе денудации массивы интрузивных пород могут оказаться на земной поверхности. Например, очень много гранитных массивов в Забайкалье, есть они на Урале, на Украине, в Средней Азии.
Дайки—результат внедрения магмы по трещинам в земную кору. Нередко породы, слагающие их, бывают более твердыми, чем окружающие; поэтому при выветривании дайки остаются в виде стены. Толщина их может достигать десятков и даже сотен метров. Трещинные интрузии небольшой мощности и неправильной формы называют магматическими жилами. Иногда в узле пересечения трещин залегают штоки, подобные столбам. Крупные массивы глубинных горных пород, главным образом гранитоидов, удлиненно-овальной формы, залегающих на значительной глубине, называются батолитами. Они достигают 2000 км в длину и 100 км и более в ширину. С гранитными батолитами связаны месторождения олова, вольфрама, золота и многих других металлов.
Медленные поднятия и опускания обширных участков земной коры сопровождают всю историю Земли; они происходят, конечно, и в наши дни. Направление этих колебательных, или эпейрогенических, движений (эпейрогенез) с течением времени изменяется: поднимающиеся участки начинают погружаться, и наоборот. Скорость таких движений настолько мала, что за короткий отрезок времени их заметить трудно. Скорости выражаются долями миллиметров в год, а предельные— сантиметрами в год. Классический пример опусканий—территория Голландии. Значительная ее часть находится ниже уровня моря и от вторжения моря защищена дамбами. Они надстраиваются по мере опускания суши. Скорость опускания здесь—0,5—0,7 см/год. А поднимается земная кора, например, в Швеции и Финляндии, где по берегам Ботнического залива многие порты оказались удаленными от моря на значительное расстояние.
Внутренние силы работают в недрах планеты и совершенно скрыты от наших глаз. Эпейрогенические колебательные движения столь неторопливы, что заметить их также нельзя. Конечно, некоторые проявления внутренней жизни Земли видны на поверхности (вулканы) или ощущаются людьми(землетрясения). А вот интрузии, дайки, жилы — результаты вековых движений поверхности, разрывы земной коры и многое другое — разве все это может наблюдать краевед? Да, может. Особенно в горной местности, на обнажениях, где хорошо видны, вскрыты эрозией слои горных пород, жилы, штоки, дайки и т. п. В разных районах нашей страны имеются обнажения горных пород, в которых выходят на поверхность отложения самых разных геологических эпох: от древнейших пород (они обнажаются в пределах Балтийского щита, Восточной Сибири, Украинского кристаллического массива) до современных, созданных в результате деятельности человека.
В конце прошлого века было открыто явление радиоактивности. Энергия распада ядер очень велика, радиоактивных минералов в недрах много. Ученые стали подсчитывать мощности внешних и внутренних источников энергии Земли. Выяснилось, что среди них абсолютно преобладает лучистая энергия Солнца. Перехватываемая Землей лучистая энергия Солнца в тысячи раз превышает все внутренние источники, вместе взятые. Выходит, внешние силы должны играть главную роль в жизни нашей планеты. По мнению советского ученого-естествоиспытателя В. И. Вернадского, в глубинах планеты ниже земной коры геологическая активность быстро затухает.
Действительно, почти все эпицентры землетрясений и вулканические очаги приурочены к земной коре и отчасти к подстилающему ее слою астеносферы (области относительно низкой вязкости подкорового вещества, которое частично находится в пластичном состоянии). Но ведь, как известно, земная кора— это область былых биосфер. Почти все слагающие ее породы некогда побывали на земной поверхности, подверглись «обработке» внешними силами и накопили в той или иной форме солнечную энергию. А затем, опускаясь на многие километры в недра Земли, под огромным давлением вышележащих пород они отдают накопленную энергию. Теперь она становится как бы внутренней тепловой (геотермальной) энергией Земли, вызывая множество геологических процессов как в глубинах (например, магматизм), так и на поверхности (вулканизм и др.).
Предположение о единстве, тесной взаимосвязи внешних и внутренних сил Земли пока остается гипотезой. Для решения подобных проблем нужны не только обширные знания, но и умение наблюдать жизнь природы, читать каменную летопись Земли, хорошо разбираться в особенностях конкретных районов страны.
Следующее: ВЕТЕР И ЕГО РАБОТА
Предыдущее: ВЕТЕР И ЕГО РАБОТА
Внутренние и внешние силы
ВНУТРЕННИЕ СИЛЫ ЗЕМЛИ
Движение литосферных плит приводит к образованию складчатых областей, прогибов, растяжений в земной коре. Тектонические движения приводят к расколам земной коры, появлению разрывных нарушений её пластов и образованию складок. По линиям разломов поднимаются и опускаются участки поверхности. Вулканизм создаёт свои особые формы рельефа. Землетрясения могут катастрофически изменить уже созданный рельеф.
ВНЕШНИЕ СИЛЫ ЗЕМЛИ
Деятельность внешних сил в целом ведет к разрушению горных пород, слагающих земную поверхность, и сносу продуктов разрушения с высоких мест на более низкие. Этот процесс называется денудацией. Снесённый материал накапливается в низких местах — долинах, котловинах, впадинах. Этот процесс называется аккумуляцией — прим. от geoglobus.ru. Разрушение горных пород вблизи поверхности Земли под действием разных факторов — выветривание подготавливает материал для перемещения.
Особенно велика роль воды, попавшей в трещины, почти всегда имеющиеся в горных породах. Замерзая, она расширяет, раздвигает края трещины; оттаивая, вытекает из неё, унося с собой разрушенные частицы.
Ветер, перенося песок с места на место, не только расширяет трещины, но и шлифует их, обтачивает поверхности скал, создавая причудливые фигуры. Там, где ветер стихает, в ветровой «тени», например за скалой или за кустарником, песок накапливается. Создаётся новая форма рельефа, которая со временем даст начало бархану — песчаному холму. Такие образования называют эоловыми формами рельефа, по имени древнегреческого бога Эола, повелителя ветров.
Свою лепту в изменение рельефа вносят морские волны и приливы. Они разрушают берега, уносят разрушенный материал и перемещают его на разные расстояния вдоль берега, формируя прибрежные валы и пляжи, постоянно меняют береговую линию.
На поверхности горных ледников и в их толще перемещаются обломки пород, песок, пыль с окрестных скал и склонов долин. При таянии ледника весь этот материал ложится на земную поверхность — прим. от geoglobus.ru. Сама ледяная масса способна оказывать сильное формирующее действие на рельеф. Под её воздействием образуются ледниковые долины корытообразной формы — троги, остроконечные пики — карлинги, огромные насыпные валы — морены.
В последние столетия человек настолько активно влияет на окружающую природную среду, что сам становится мощной внешней силой. Вредные выбросы в атмосферу промышленных предприятий приводят к возникновению кислотных дождей.
Рельеф Земли
Рельеф Земли
Вариант 1
1. Относительно устойчивый участок земной коры, имеющий двухъярусное строение (древний кристаллический фундамент и осадочный чехол) называется:
1) плитой 3) платформой
2) сбросом 4) грабеном
2. Основной причиной землетрясений являются:
1) силы притяжения Луны и Солнца
2) воздействия иных космических сил
3) движения земной коры
3. Наиболее часто землетрясения происходят
1) на территории Восточно-Европейской равнины
2) на Кольском полуострове
3) на Тихоокеанском побережье России
4. Завершите фразу.
«Совокупность неровностей земной поверхности называется ….»
5. Выберите три правильных ответа.
Внешними силами, формирующими рельеф, являются:
1) работа текучих вод
2) выветривание
3) землетрясения
4) деятельность человека
5) движение литосферных плит
6) притяжение Солнца
6. Выберите три правильных ответа.
Внутренними силами, формирующими рельеф, являются:
1) жизнедеятельность организмов
2) работа текучих вод
3) землетрясения
4) движение литосферных плит
5) образование гор
6) работа ледников
7. Верно ли утверждение, что внутренние и внешние силы действуют одновременно?
1) да 2) нет
8. Холмы, небольшие впадины и измененные долины рек являются результатом работы
1) внутренних сил Земли
2) внешних сил Земли
9. Верно ли, что формирование рельефа дна Мирового океана объясняется с опорой на теорию литосферных плит (дрейфа материков)?
1) да 2) нет
10. Установите соответствия между участками земной коры и соответствующими им формами рельефа.
1) древние участки литосферных плит, платформы а) равнины
2) границы литосферных плит б) горные складчатые области
11. Для объяснения причин формирования (образования) рельефа лучше использовать:
1) климатическую карту мира
2) тектоническую карту мира
3) политическую карту полушарий
4) карту природных зон мира
12. Территория России располагается на плите:
1) Евразийской 2) Индо-Австралийской
13. Зоны землетрясений и вулканизма располагаются:
1) на границах литосферных плит
2) вне зон контакта литосферных плит
14. Холмистый рельеф Восточно-Европейской равнины сформировался (образовался) под воздействием
1) внутренних сил
2) внешних сил
3) и внутренних и внешних сил Земли
15. Приведите 2-3 примера, подтверждающих следующую закономерность: «Горные складчатые области располагаются на границах литосферных плит»
Рельеф Земли
Вариант 2
1. Относительно неустойчивый участок земной коры, имеющий складчатое строение называется
1) плитой
2) горами
3) платформой
4) щитом
2. Основной причиной землетрясений является
1) влияние активной хозяйственной деятельности человека
2) воздействие космических сил
3) движение земной коры
3. Наиболее часто землетрясения происходят
1) в Уральских горах
2) на Тихоокеанском побережье России
3) в Западной Сибири
4. Завершите определение.
Сейсмические пояса — это пограничные области между ____________________ плитами.
5. Выберите три правильных ответа.
Внутренними силами, формирующими рельеф, являются
1) землетрясения
2) работа текучих вод
3) добыча полезных ископаемых
4) движение литосферных плит
5) горные осыпи
6) процессы горообразования
6. Выберите три правильных ответа.
Внешними силами, формирующими рельеф, являются
1) работа текучих вод
2) выветривание
3) землетрясения
4) деятельность человека
5) движение литосферных плит
6) извержения вулканов
7. Верно ли утверждение, что внутренние и внешние силы воздействуют на рельеф одновременно?
1) нет
2) да
8. Равнины, горные пояса, впадины океанов являются результатом деятельности
1) внутренних сил Земли
2) внешних сил Земли
9. Верно ли, что формирование рельефа суши объясняется с опорой на теорию литосферных плит (дрейфа материков)?
1) да
2) нет
10. Верно ли, что крупные равнины, как правило, располагаются на устойчивых участках земной коры (платформах)?
1) да
2) нет
11. Для объяснения особенностей размещения полезных ископаемых лучше использовать
1) климатическую карту мира
2) тектоническую карту мира
3) политическую карту полушарий
4) карту растительности
12. Территория Восточно-Европейской равнины расположена
1) на границах литосферных плит
2) вне зон контакта литосферных плит
13. Определите по описанию тип земной коры.
«Состоит из трех слоев — осадочного, «гранитного» и «базальтового». Мощность может достигать 45 – 70 км».
1) океаническая
2) материковая
14. Горы Анды сформировались
1) на границах литосферных плит
2) вне зон контакта литосферных плит
15. Приведите 2-3 примера, подтверждающих следующую закономерность: «Глубоководные желоба располагаются на границах литосферных плит».
Ключи к тестам РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ 7 класс
№ вопроса | ||||||||||||||
1 вариант | рельеф | 1-а 2-б | 2,3 | |||||||||||
2 вариант | литосферными |
Вариант 1. 15 вопрос
Возможные примеры: Гималаи располагаются на стыке Евразийской и Индо-Австралийской плит, Анды – на стыке Американской плиты и плиты Наска.
Вариант 2. 15 вопрос
Возможные примеры: впадины восточной части Тихого океана образовались на стыке Тихоокеанской плиты и Американской, а на западе Тихого океана Евразийская плита и Индо-Австралийская смыкаются с Тихоокеанской.
Помогите срочно нужно 1)экзогенные процессы состав и их влияние в формирование рельефа. 2)эндогенные процессы состав и их влияние в формирование рельефа.
1
На формирование рельефа влияет движение тектонических плит, древние оледенения, деятельность текучих вод и в районах, покрывавшихся морскими водами, — деятельность моря.
ИЛИ
на формирование рельефа влияют :1)внутренние силы:деятельность литосферных плит,то есть расхождение и столкновение. при расхождении литосферных плит образуются такие формы рельефа как хребты,впадины. при столкновении -горы,нагорья и т.д.2) внешние силы:а)деятельность животных(создание например плотин бобрами)б) выдуваниев) вымывание(образование оврагов)г) ледники(и таяние ледников повышает уровень моря ,а те в свою очередь затапливают земли, и т.д.)д)морской прибой(изменение береговой линии)существуют и другие силы,но на уроках спрашивают в основном об этих.
2)
1. Экзогенные процессы и их роль в формировании поверхности Земли.
2. Выветривание горных пород.
3. Геологическая деятельность ветра.
4. Геологическая деятельность поверхностных вод.
5. Геологическая деятельность подземных вод.
6. Геологическая деятельность рек.
7. Геологическая деятельность моря.
8. Геологическая деятельность ледников. Вечная мерзлота.
Литература:
1. Сущность экзогенных процессов состоит в том, что различные горные породы под воздействием факторов внешней среды (климат, вода, ветер, лед, организмы) действуют на горную породу, разрушают ее, образуя различные осадочные породы. В деятельности экзогенных процессов выделяют 3 стадии:
1) выветривание – разрушение и химическое разложение твердого вещества земной коры;
2) транспортировка – это перенос продуктов разрушения ветром, водой, льдом и т.д.;
3) седиментация – это осадконакопление или отложение продуктов разрушения.
Первые две стадии называются денудация. Интенсивность этих процессов и каждого из них зависит от рельефа местности, от физико-химического состава и климатических условий.
Экзогенные процессы связаны с эндогенными и вызывают противоположные процессы. Экзогенные процессы разрушают поверхность Земли, выравнивают, нивелируют рельеф местности. Т.о., экзогенные процессы преобразуют рельеф Земли и создают осадочный чехол земной коры. На 75 поверхность Земли покрыта осадочными породами разной мощности.
2. Выветривание горных пород – процессы физического разрушения и химического разложения горных пород и минералов, вызываемые воздействием на них солнечного тепла, атмосферных осадков, воздуха и организмов.
В зависимости от факторов действия на породу различают 3 вида выветривания: физическое, химическое и биологическое. Все они взаимосвязаны между собой и протекают одновременно.
Физическое выветривание – это процесс механического разрушения горных пород без изменения химического состава. Этот процесс протекает под влиянием многих факторов, важными из которых являются:
— резкое колебание температуры – термическое выветривание;
— действие замерзшей воды – морозное выветривание;
— увлажнение пород дождевыми водами;
— действие физических электрических разрядов.
Резкие колебательные действия температуры (суточные и сезонные) приводят к образованию мелких трещин в породе и к растрескиванию их. Неравномерное поступление тепла в разное время суток и года способствует неодинаковому нагреванию и охлаждению. Это зависит от коэффициента объемного расширения минералов. Верхние слои у пород нагреваются быстрее и породы расширяются. Внутренние нагреваются медленнее и остывают тоже медленнее. Коэффициент расширения у кварца в породе в 2 раза выше, чем у алюмосиликатов (ортоклаза).
2.2.2. Внешние (экзогенные) процессы и их рельефообразующая роль
Сложный и разнообразный рельеф на Земле – это всегда результат совместных действий внутренних и внешних процессов. Направления эндогенных и экзогенных процессов противоположны, они вечные «антагонисты». Если внутренние процессы создают все основные неровности на земной поверхности, то экзогенные процессы, накладываясь на них, стремятся их уничтожить, производя разрушение выпуклых форм и накопление материала в вогнутых формах. Деятельность внешних сил направлена в целом на выравнивание (планацию) поверхности, поэтому рельефообразование справедливо определяют как процесс перемещения вещества на поверхности Земли.
Роль экзогенных процессов в рельефообразовании огромна и соизмерима с ролью эндогенных процессов, поскольку скорость тектонических движений и интенсивность разрушения измеряется величинами одного и того же порядка. Согласно исследованиям Н. И. Маккавеева, вся существующая ныне земная поверхность (со всеми ее горами) может выровняться в идеальную равнину высотой 50 м над уровнем моря (при современной средней высоте в 850 м) за 10–12 млн. лет. Однако этому препятствуют восходящие тектонические движения земной коры.
Деятельность любого внешнего фактора складывается из процессов денудации, т. е. разрушения и сноса, и аккумуляции, т. е. отложения материала в понижениях. Денудация бывает линейная и плоскостная. Линейную денудацию, в свою очередь, подразделяют на глубинную и боковую. Глубинная увеличивает густоту и глубину расчленения местности и усиливает контрастность рельефа. Боковая сопровождается расширением отрицательных форм и смягчает рельеф. Плоскостная (площадная) денудация распространяется по всей поверхности и не расчленяет, а, наоборот, повсеместно сглаживает ее. Главная движущая сила денудации – сила тяжести.
Экзогенные процессы, сглаживая и уничтожая крупные неровности земной поверхности, в то же время формируют новые формы рельефа меньшего размера – морфоскульптуру. Но этому предшествует выветривание – совокупность процессов физического разрушения и химического преобразования горных пород и минералов на земной поверхности под влиянием различных атмосферных агентов.
Физическое выветривание – механическое измельчение горных пород и минералов под влиянием резкого колебания температур. Температурное инсоляционное выветривание весьма характерно для тропических пустынь, где большие суточные амплитуды температуры поверхностных пород. Если же температура в течение суток переходит через 0°С, ночью вода в трещинах пород замерзает и, увеличиваясь в объеме, разрушает породу, выветривание называют морозным (оно типично, например, для Восточной Сибири).
Химическое выветривание сопровождается изменением химического состава горных пород под влиянием щелочей, солей, кислот, газов, содержащихся в воде и воздухе. При химическом выветривании образуются новые (гипергенные) минералы, стойкие в условиях земной поверхности (гидрослюды, монтмориллонит, каолин). Оно весьма характерно для жаркого влажного климата. Физическое и химическое выветривания взаимосвязаны. Например, в жарких пустынях рыхление грунта связано не только с большой суточной амплитудой температуры, но и с солевым выветриванием, обусловленным значительным испарением.
В выветривании горных пород принимают участие и живые организмы, которые производят механические и химические изменения.
В результате выветривания горных пород образуются рыхлые отложения, которые легко переносятся водой, льдом, ветром и т.д. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что сам процесс выветривания рельефообразующим не является – форма поверхности при выветривании не меняется.
Разрушенная в результате выветривания, но никуда еще не перенесенная горная порода носит название элювий. Его признаки – тесная связь химического и минерального состава с подстилающими материнскими породами.
Несмещенные (остаточные) продукты выветривания образуют кору выветривания. Мощность зоны выветривания различная, но не превышает 100–200 м. Она больше на равнинных участках земной поверхности со стабильным тектоническим режимом и замедленным сносом. Кора выветривания имеет зональный характер. Обломочная кора преобладает в полярных районах, высокогорьях и каменистых пустынях; гидрослюдная кора – в холодных и умеренных широтах, в том числе с многолетней мерзлотой; монтмориллонитовая – в степях и полупустынях; каолинитовая и красноземная – в субтропиках; латеритная – в экваториальном поясе.
Многообразие экзогенных рельефообразующих процессов приводит к образованию денудационной и аккумулятивной морфоскульптуры. Денудационные формы рельефа возникают в результате разрушения и сноса пород (овраги, ледниковые котловины выпахивания и др.), аккумулятивные формы – при отложении пород (конусы выноса оврагов, моренные холмы и др.). Наряду с ними могут быть и денудационно-аккумулятивные формы рельефа (речные террасы, оползни).
К группе экзогенных относятся и антропогенные рельефообразующие процессы, хотя они подчиняются более сложным социально-природным закономерностям. Действительно, они развиваются в местах, где проявляется та или иная деятельность человека, но такие места зачастую предопределены природными условиями. В немалой степени антропогенные процессы подчиняются и природным законам, особенно если это процессы не прямого, а косвенного антропогенного действия (т. е. изменение рельефа происходит не напрямую экскаватором, а из-за снятия дернины, увеличения или зарегулированное™ стока рек и т. д.). Экзогенные рельефообразующие процессы протекают на Земле обычно не обособленно, но все-таки, как правило, можно выделить ведущий экзогенный процесс и возникающие в результате денудационные и аккумулятивные формы рельефа. Все они вместе с коррелятными отложениями, из которых сложены аккумулятивные формы рельефа, показаны в схеме 2. Таким образом, в противоречивой деятельности внутренних и внешних сил, в их борьбе, взаимодействии и единстве выражается диалектика исторического развития нашей планеты, а результатом этой работы служит современный лик Земли.
Схема 2
Разработка урока «Внешние силы, создающие рельеф»
Тема. Внешние силы, создающие рельеф.
Задачи:
Расширить и конкретизировать представление о причинах разнообразия рельефа.
Развивать умение анализировать разные источники информации, обобщать, классифицировать, делать выводы, представлять результаты своей работы аудитории, вести дискуссию.
Воспитывать целеустремлённость, самостоятельность, принятие и уважительное отношение к товарищам.
Оборудование: учебник А.А.Лобжанидзе. Планета Земля, электронное приложение «Планета Земля», тетрадь – тренажёр.
Урок изучения нового материала.
Ход урока.
Вводная беседа.
— Что такое рельеф?
— Какие силы формируют крупные формы – горы, равнины, впадины?
— Почему равнины «не ровные»?
— Чем отличается «старая» гора от «молодой»?
— Почему «старятся» горы?
— Кто гранит превращает в песок?
— Как можно назвать этот процесс? (предлагаются разные варианты)
2. Работа с учебником.
— Стр. 74– найдите, каким словом называют учёные процесс разрушения
горных пород? (выписать понятие).
— Какая сила из данного слова может показаться главной? Так ли это на самом деле?
— Какие виды выветривания существуют? (составить в тетради схему).
— Стр.74 – 77: какие силы предлагаются к подробному рассмотрению, и в
какие группы их можно отнести.
3. Работа в группах.
Каждая группа получает задание на исследование влияния одной из сил, изменяющих рельеф. Источники информации – учебник, диск. Выдаётся план – задание, по которому ведётся исследование и готовится представление результата своей работы.
План:
1. Название силы.
Как действует.
Какие формы рельефа создаёт.
Какие последствия действия этой силы для человека.
Меры предосторожности.
1 группа – действие силы тяжести.
2 группа – деятельность текучих вод.
3 группа – деятельность подземных вод.
4 группа – деятельность ледников.
5 группа – деятельность человека.
6 группа — деятельность ветра.
4. Заслушивание результатов исследований.
По ходу каждого выступления используются схемы, фотографии, слайд – шоу.
Действие силы тяжести:
— схема «Процессы, возникающие под действием силы тяжести»
— слайд – шоу «Курумы»
— слайд -шоу «Оползни»
— сели: схема строения, слайд – шоу.
Деятельность текучих вод.
— слайд – шоу «Каньоны и ущелья»
— схема «Этапы образования оврага и балки»
— слайд – шоу «Аккумулятивные формы рельефа»
Деятельность подземных вод.
— слайд – шоу «Карстовые формы рельефа»
— схема образования карстовых пещер
Деятельность ветра.
— эоловый рельеф
-фото «Лёссовое плато»
Деятельность ледников.
— слайд – шоу «Ледниковые формы рельефа»
— слайд – шоу «Морена»
Деятельность человека.
— слайд – шоу «Антропогенные формы рельефа»
Закрепление.
Тетрадь – тренажёр стр. 37 №3, стр.42 №4.
Домашнее задание.
Учебник стр.74 — 77, составить памятку рекомендаций на темы:
«Как вести себя в горах», «Советы начинающим спелеологам»,
«Спасём землю от эрозии».
Деятельность текучих вод.
Какое влияние текучие воды оказывают на рельеф.
Какие формы рельефа в результате образуются.
Чем отличается воздействие текучих вод на рельеф равнин и гор?
Какой вред наносит рост овражной сети?
Как предотвратить или приостановить рост оврагов?
По карте рис. На с.42 определите территории наиболее измененные водной эрозией.
Древнее оледенение.
1.Где в настоящее время имеются ледники.
2. какое влияние на развитие современного рельефа они оказывают.
3. Когда и какую территорию занимал древний ледник, какова его мощность?
4. Сколько ледниковых эпох насчитывается?
5. Какие территории наиболее сильно изменены деятельностью ледника?
6. Что такое «бараньи лбы»?
Ледниковый рельеф
Какая сила двигала ледником?
Каким изменениям подвергался рельеф территории, по которой двигался ледник?
Какие формы рельефа оставил ледник после таяния?
Какие территории России несут на себе отпечатки деятельности ледника?
Деятельность моря
Какие формы рельефа оставляет после себя море после отступления.
Где на территории нашей страны рельеф создан морем -с42 рис.?
Как влияет морской прибой на рельеф побережья?
Деятельность ветра.
Как называется рельеф, созданный ветром?
Что такое дюны и барханы и где на территории нашей страны они встречаются?
Какой вред наносит перенос песка и как с этим борются?
Что такое лёсс, как он формируется и каковы его особенности?
Удивительные творения ветра – среди равнин вдруг стоит каменный истукан, либо гриб, либо фигура чудовища. Что это за творения икак они могли образоваться?
Деятельность человека
Большую роль в изменении рельефа играет человек. Особенно сильно изменены его деятельностью равнины. Люди издавна селятся на равнинах, они строят дома и дороги, засыпают овраги, сооружают насыпи. Человек изменяет рельеф при добыче полезных ископаемых: выкапываются огромные карьеры, насыпаются холмы-терриконы — отвалы пустой породы.
Масштабы человеческой деятельности могут быть сравнимы с природными процессами. Например, реки вырабатывают свои долины, вынося горные породы, а человек строит сопоставимые по размерам каналы.
Формы рельефа, созданные человеком, называются антропогенными. Антропогенное изменение рельефа происходит с помощью современной техники и довольно быстрыми темпами.
Движущаяся вода и ветер выполняют огромную разрушительную работу, которая называется эрозией (от латинского слова erosio разъедание). Эрозия земель — природный процесс. Однако он усиливается в результате хозяйственной деятельности людей: распашки склонов, вырубки лесов, неумеренного выпаса скота, прокладки дорог. Только за последние сто лет эрозии подверглась третья часть всех обрабатываемых земель мира. Наибольших масштабов эти процессы достигли в крупных земледельческих районах России, Индии, Китая и США.
Популярные темы:
ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ СИЛЫ ЗЕМЛИ
На земной поверхности постоянно действуют силы, которые разрушают скалы, размывают берега, переносят массы раздробленных и растворенных минеральных веществ, осаждают и накапливают слои осадков. Подобные процессы, господствующие на поверхности Земли, называются внешними или экзогенными. С давних пор от них отделяют глубинные, внутренние, или эндогенные, силы, источники которых находятся в недрах планеты. Извне воздействуют на Землю силы притяжения Луны и Солнца. Сила притяжения других небесных тел очень мала, и ею можно пренебречь.
Однако некоторые ученые считают, что в геологической истории Земли за десятки миллионов лет гравитационные воздействия из космоса могут значительно возрастать. В результате их происходят, например, морские приливы. Некоторые ученые к экзогенным силам относят и земное притяжение, из-за которого происходят оползни и обвалы, стекают воды, перемещаются ледники и т. д.
Экзогенные силы разрушают и химически преобразуют горные породы, переносят рыхлые и растворимые продукты разрушения водой, ветром и ледниками. Одновременно идет отложение, накопление (аккумуляция) продуктов разрушения на суше или на дне водоемов в виде осадков (в дальнейшем они преобразуются в осадочные горные породы). Внешние силы участвуют, в сочетании с внутренними, в формировании рельефа Земли, в образовании осадочных пород и многих типов месторождений полезных ископаемых (например, руд алюминия—бокситов, никеля и др.).
Процессы разрушения горных пород, переноса продуктов выветривания, их накопления называют денудацией. Наиболее интенсивно она идет на возвышенностях. В результате постепенно разрушаются и понижаются горы, заполняются впадины и рельеф выравнивается.
Эндогенные процессы (тектонические движения) поднимают отдельные участки земной коры, тогда как внешние силы стремятся их снизить. Молодые горные сооружения (Кавказ, Альпы) поднимаются. Силы разрушения не успевают их уничтожить, как ни энергично работают воздух, вода, ледники. Поэтому мы видим высокие горы, со склонами, глубоко расчлененными экзогенными процессами. Когда замедляются тектонические движения и силы разрушения начинают преобладать, то происходит выравнивание поверхности. Особенно ярко это можно наблюдать на примере Казахского мелкосопочника — обширной, некогда высокогорной страны, превращенной ныне в холмистую равнину с отдельными невысокими горами, как бы утопающими в продуктах разрушения горных пород.
Обычно считается, что от соотношения движений земной коры и денудации зависит направление развития рельефа: при преобладании разрушения и денудации над тектоническими процессами происходит общее нивелирование и понижение рельефа. Горы постепенно превращаются в пенеплен ы—слабо всхолмленные, местами почти ровные, предельные равнины. Под влиянием новейших тектонических движений пенеплены поднимаются, образуя высокие плоские хребты (например в Саянах, в Тянь-Шане), или опускаются, покрываясь толщей коры выветривания.
Земная поверхность, согласно подобным представлениям, выглядит как арена борьбы внутренних и внешних сил планеты. Первые вызывают движения в земной коре, вторые — разрушают поверхность гор и перераспределяют продукты разрушения. Выходит, будто внутренние силы планеты созидательные, «главные», без которых замерла бы жизнь Земли, сгладился бы рельеф и повсюду расстилалась гладь Мирового океана. Так ли это?
Прежде чем ответить на этот вопрос, познакомимся с внутренними (эндогенными) силами. У них главный источник энергии — внутренняя теплота в недрах Земли. К внутренним силам относятся: распад радиоактивных веществ, различные химические реакции и превращения вещества в недрах, внезапные разрядки возникающих в толще планеты напряжений. Эндогенные силы вызывают движения магмы, вулканическую деятельность, метаморфизм горных пород, землетрясения, медленные поднятия и опускания земной коры, ее горизонтальные перемещения, разрывы в толще горных пород, образование месторождений полезных ископаемых и т. д.
Они ярко проявляются в магматизме — сложных процессах возникновения и движения магмы (расплавленной огненно-жидкой массы) в верхние горизонты коры и к поверхности Земли. Она имеет преимущественно силикатный состав и образуется в земной коре или (редко) в верхней мантии. Главные типы магм: основная (базальтовая) и кислая (гранитная). Извергаясь на поверхность Земли, магма образует вулканы.
Магма не всегда изливается, а часто внедряется в толщу горных пород и там медленно остывает. Так образуются интрузии. Слагающие их магматические породы называют интрузивными. Формируясь в условиях медленного охлаждения магмы под большим давлением, интрузивные породы приобретают правильную равномерно-зернистую структуру. В процессе денудации массивы интрузивных пород могут оказаться на земной поверхности. Например, очень много гранитных массивов в Забайкалье, есть они на Урале, на Украине, в Средней Азии.
Из магматических внедрений наиболее известны лакколиты — грибообразные или подобные караваям интрузии, приподнявшие осадочные слои. Лакколиты залегают неглубоко, и приподнятые слои иногда образуют огромные купола—диаметром от сотен метров до 5—6 км и более. Широко известны лакколиты района Минеральных Вод на Северном Кавказе, поднимающиеся среди ровного плато; горы Железная, Бештау, Машук и др.; Аюдаг—в Крыму.
Дайки—результат внедрения магмы по трещинам в земную кору. Нередко породы, слагающие их, бывают более твердыми, чем окружающие; поэтому при выветривании дайки остаются в виде стены. Толщина их может достигать десятков и даже сотен метров. Трещинные интрузии небольшой мощности и неправильной формы называют магматическими жилами. Иногда в узле пересечения трещин залегают штоки, подобные столбам. Крупные массивы глубинных горных пород, главным образом гранитоидов, удлиненно-овальной формы, залегающих на значительной глубине, называются батолитами. Они достигают 2000 км в длину и 100 км и более в ширину. С гранитными батолитами связаны месторождения олова, вольфрама, золота и многих других металлов.
Медленные поднятия и опускания обширных участков земной коры сопровождают всю историю Земли; они происходят, конечно, и в наши дни. Направление этих колебательных, или эпейрогенических, движений (эпейрогенез) с течением времени изменяется: поднимающиеся участки начинают погружаться, и наоборот. Скорость таких движений настолько мала, что за короткий отрезок времени их заметить трудно. Скорости выражаются долями миллиметров в год, а предельные— сантиметрами в год. Классический пример опусканий—территория Голландии. Значительная ее часть находится ниже уровня моря и от вторжения моря защищена дамбами. Они надстраиваются по мере опускания суши. Скорость опускания здесь—0,5—0,7 см/год. А поднимается земная кора, например, в Швеции и Финляндии, где по берегам Ботнического залива многие порты оказались удаленными от моря на значительное расстояние.
Внутренние силы работают в недрах планеты и совершенно скрыты от наших глаз. Эпейрогенические колебательные движения столь неторопливы, что заметить их также нельзя. Конечно, некоторые проявления внутренней жизни Земли видны на поверхности (вулканы) или ощущаются людьми(землетрясения). А вот интрузии, дайки, жилы — результаты вековых движений поверхности, разрывы земной коры и многое другое — разве все это может наблюдать краевед? Да, может. Особенно в горной местности, на обнажениях, где хорошо видны, вскрыты эрозией слои горных пород, жилы, штоки, дайки и т. п. В разных районах нашей страны имеются обнажения горных пород, в которых выходят на поверхность отложения самых разных геологических эпох: от древнейших пород (они обнажаются в пределах Балтийского щита, Восточной Сибири, Украинского кристаллического массива) до современных, созданных в результате деятельности человека.
В конце прошлого века было открыто явление радиоактивности. Энергия распада ядер очень велика, радиоактивных минералов в недрах много. Ученые стали подсчитывать мощности внешних и внутренних источников энергии Земли. Выяснилось, что среди них абсолютно преобладает лучистая энергия Солнца. Перехватываемая Землей лучистая энергия Солнца в тысячи раз превышает все внутренние источники, вместе взятые. Выходит, внешние силы должны играть главную роль в жизни нашей планеты. По мнению советского ученого-естествоиспытателя В. И. Вернадского, в глубинах планеты ниже земной коры геологическая активность быстро затухает.
Действительно, почти все эпицентры землетрясений и вулканические очаги приурочены к земной коре и отчасти к подстилающему ее слою астеносферы (области относительно низкой вязкости подкорового вещества, которое частично находится в пластичном состоянии). Но ведь, как известно, земная кора— это область былых биосфер. Почти все слагающие ее породы некогда побывали на земной поверхности, подверглись «обработке» внешними силами и накопили в той или иной форме солнечную энергию. А затем, опускаясь на многие километры в недра Земли, под огромным давлением вышележащих пород они отдают накопленную энергию. Теперь она становится как бы внутренней тепловой (геотермальной) энергией Земли, вызывая множество геологических процессов как в глубинах (например, магматизм), так и на поверхности (вулканизм и др.).
Предположение о единстве, тесной взаимосвязи внешних и внутренних сил Земли пока остается гипотезой. Для решения подобных проблем нужны не только обширные знания, но и умение наблюдать жизнь природы, читать каменную летопись Земли, хорошо разбираться в особенностях конкретных районов страны.
- Предыдущее: ВНЕКЛАССНАЯ И ВНЕШКОЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ РАБОТА В СССР
- Следующее: ВОДНАЯ СТАНЦИЯ
- Категория: Промышленность на В
Выберите верные утверждения: а) Внутренние и внешние силы Земли создают все неровности на её поверхности. б) Температура
Сегодня я последую совету Козьмы Петровича Пруткова зрить в корень и направлю свой пытливый ум, как бы это парадоксально не звучало, внутрь нашей планеты, в самые её недра, а по пути расскажу кое-что о её строении. Но начнётся моё виртуальное путешествие, конечно же, с поверхности Земли.
Внешние и внутренние силы создают все неровности поверхности Земли
Утверждение верно. Ландшафт Земли формировался и формируется в результате действия множества факторов вплоть до божественного вмешательства. К внутренним силам относятся движения земной коры, приводящие к столкновению тектонических плит, что, в свою очередь, вызывает землетрясения, извержения вулканов и другие природные катаклизмы. Конечно же, всё это приводит к изменению ландшафта, иногда довольно значительно (на месте равнины может возникнуть гора). Внешние же силы – ветер, водные потоки – стремятся уравновесить действия внутренних сил и «сгладить последствия». Так происходят разрушения гор и прочих возвышенностей.
Кое-что о земных недрах
Схематично строение Земли выглядит следующим образом:
- кора (от поверхности до глубины в 30 км) – твёрдый и относительно тонкий слой. Является верхней частью литосферы;
- мантия (30 – 2900 км от поверхности) – слой, содержащий большую часть вещества Земли. Верхняя её часть является нижней частью литосферы;
- ядро (глубина 2900 – 6400 км) – металлическая геосфера планеты, состоящая из твёрдой сердцевины и расплавленной оболочки.
Литосферные плиты, лежащие на верхнем мантийном слое (астеносфере), «плавают» по её пластичному вязкому слою, что сказывается на изменении внешнего облика земной поверхности – вплоть до дрейфа континентов. Температура вещества мантии колеблется от 500 до 800° C, а у границы с ядром планеты – более 4000, таким образом, утверждение, что температура в земной коре с глубиной понижается, ошибочно.
Самая глубокая в мире скважина пробурена на Кольском полуострове, недалеко от города Заполярный Мурманской области. Её глубина составляет чуть больше двенадцати километров. К слову сказать, скважина не является добывающей, поскольку была пробурена исключительно в интересах науки.
Технологическая карта урока для 5 класса по теме «Внутренние и внешние силы Земли»
Тема | Внутренние и внешние силы Земли | |
Цель | узнать, что такое литосфера и ее соотношение с земной корой; раскрыть отличительные особенности строения континентальной и океанической земной коры; узнать, как внутренние и внешние силы проявляются на земной поверхности. | |
Задачи | Создание проблемной ситуации для выхода на универсальный способ сравнения континентальной и океанической земной коры и расширения знаний учащихся о литосфере. | |
Основное содержание темы, термины и понятия | Континентальная кора, океаническая кора, литосфера, литосферные плиты, внутреннее строение Земли | |
Планируемые образовательные результаты | Предметные | Метапредметные |
В познавательной сфере: — давать определение планета, горизонт — уметь составлять сравнительное описание космического снимка, рисунка, карты — уметь вести диалог с одноклассниками В ценностно-ориентационной сфере: — анализировать и оценивать роль географических знаний о планете | Личностные: развитие познавательных мотивов. Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи. Коммуникативные: планированиеучебногосотрудничества со сверстниками. Познавательные: Общеучебные: выделение и структурирование необходимой информации. Логические: выделение методов (анализ), синтез, подведение подпонятие, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами; — умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. ИКТ-компетенции: познавательные УУД: поиск, фиксация, структурирование информации; коммуникативные УУД: выступление с аудиовизуальной поддержкой. | |
Межпредметные связи | ||
Учебный предмет, курс | Формы работы | Ресурсы |
История, биология | индивидуальная | ПК, интерактивная доска, ноутбуки, Презентация «Внутренние и внешние силы Земли», учебник, лист самооценки, таблица «Строение литосферы», диск к УМК «Полярная звезда», ФЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f08-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/02_02_02_01.swf |
Технологическая карта. География. 5 класс.
Этап урокаДеятельность учителя
Деятельность ученика
Информационные ресурсы
Организационный этап.
— Здравствуйте, ребята. Надеюсь, наша взаимная работа на уроке будет плодотворной, а вы активны. Садитесь.
— Сегодня мы начинаем изучение новой темы. Для успешной работы на уроке мы приготовили все необходимое: учебник, тетрадь, простой карандаш, ручка.
Проверка готовности к уроку
Мотивационный этап.
Наша планета состоит из четырех оболочек. Назовите их.
. А начнём изучать мы планету Земля с оболочки, название которой скрыто в ребусе.
А теперь давайте сформулируем тему и цели урока. (учитель корректирует учащихся при постановки темы и целей урока).
Называют оболочки Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера и биосфера).
Разгадывают ребус (Литосфера)
Учащиеся определяют тему урока и цели
Презентация «Внутренние и внешние силы Земли», слайд № 1
Этап учебно-познавательной деятельности.
Проблемный диалог.
— Вы часто в детстве разбирали игрушки, чтобы посмотреть как они внутри устроены?
— К счастью, мы не можем просто распилить Землю пополам и посмотреть, что внутри. Но существует немало способов изучения планеты без подобных радикальных мер. Тут и математическое моделирование условий, которые предположительно существуют в недрах нашей Земли, и бурение многокилометровых скважин для получения материалов.
— Однако основным методом на сегодня является изучение сейсмических волн. Как в медицине рентгеновские лучи позволяют увидеть внутренние органы человека, так и при исследовании недр планеты на помощь приходят сейсмические волны.
— Скорость сейсмических волн зависит от плотности и упругих свойств горных пород, через которые они проходят. Более того, они отражаются от границ между пластами пород разного типа и преломляются на этих границах. Благодаря этому методу ученые смогли определить границы между слоями Земли и составить представление о свойствах каждого слоя.
Изучение происходит при помощи сейсмографов.
(Демонстрация сейсмографов и краткий принцип работы.)
— Давайте рассмотрим внутреннее строение Земли. (просматривание ресурса ФЦОР «Внутреннее строение Земли» и заполнение из раздела «Выполни задание»)
— Земная кора в масштабах всей Земли представляет тончайшую плёнку. Её называют литосферой. Литосферой называют земную кору и верхнюю твёрдую часть мантии.
Давайте посмотрим, от каких слов образовался термин «литосфера»: «Литос» – камень, «сфера» – шар .
Проводит физ. минутку
Толщина (мощность) земной коры под океанами и материками неодинакова. Земная кора бывает двух видов: континентальная и океаническая.
Давайте сравним виды земной коры, а для этого начертим в тетрадях таблицу.
Используя текст учебника, составим сравнительную характеристику типов земной коры.
ОсадочныйГранитный
Базальтовый
Осадочный
Базальтовый
Толщина
От 30-50 км до 75 км
От 5 км до 10 км
— Правильность выполнения таблицы проверяем, заполняя схему из раздела «Выполни задание» задание № 2 на компьютере.
— Какой делаем вывод? Почему земная кора разная?
— Скажите, в каком состоянии находится вещество мантии?
Оно движется?
— А литосфера движется? Теперь представьте огромный блок земли, который движется.
— Он везде монолитен, то есть целый? Как вы думаете?
Правильно, это не одно целое. Литосфера состоит из блоков – плит. И эти плиты движутся.
На земле 7 крупных плит. Давайте посмотрим на карту. Назовите крупные литосферные плиты.
— Время от времени земные глубины сами напоминают нам о том, что внутри их что-то происходит. То есть на поверхность Земли действуют внешние и внутренние силы.
— А что это за силы вы узнаете из учебника. Откройте учебник на странице 74-75 и определите, что относится к внутренним силам, а что к внешним. Работаем по вариантам: 1 в. – внутренние силы, а 2 в. – внешние.
— И оформите ответ в тетради виде схемы.
Ответы детей
просматривают ресурс ФЦОР «Внутреннее строение Земли»
Заполняют схему из раздела «Выполни задание» задание № 1 на компьютере, используя ресурсы ФЦОР
Записывают понятие в тетрадь
Повторяют за учителем
Чертят таблицу в тетрадь и заполняют ее, анализируя текст учебника
Заполняют схему из раздела «Выполни задание» задание № 2 на компьютере
Отвечают
Отвечают на поставленные вопросы
Анализируют карту литосферных плит
Анализируют текст учебника и рисуют схему «Внутренние и внешние силы»
Презентация «Внутренние и внешние силы Земли», слайд № 3
ФЦОР «Внутреннее строение Земли»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f08-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/02_02_02_01.swf
Диск к УМК «Полярная звезда» параграф 20 «Земная кора – верхняя часть литосферы» раздел «Выполни задание № 1»
Диск к УМК «Полярная звезда» параграф 20 «Земная кора – верхняя часть литосферы» раздел «Выполни задание № 2»
Диск к УМК «Полярная звезда» параграф 20 «Земная кора – верхняя часть литосферы» раздел «Материалы к уроку»
Физ. минутка.
Работа с информацией.
Закрепление
— Что мы узнали о литосфере?
Хорошо, а сейчас давайте проверим наши знания по теме, выполнив тест на компьютерах.
Ответы детей
Выполняют интерактивный тест на компьютерах индивидуально
Диск к УМК «Полярная звезда» параграф 20 «Земная кора – верхняя часть литосферы» раздел «Контроль»
Рефлексия
Я узнал нового……
Я могу применить знания………..
Я испытывал проблемы……
Мне не понятно…..
Самооценка
Заполняют листы самооценки
Домашнее задание
Параграф 22, выучить понятия, р/т. с. 34 зад. 2
ВЫЗЫВАЮТСЯ ДЕЙСТВИЕМ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ СИЛ ЗЕМЛИ — Студопедия.Нет
Геологическая история Земли
Этап | Продолжительность | Основные события |
планетарный | Начался примерно 7 млрд. лет назад с зарождения Земли как планеты и закончился 4,5-5 млрд. лет назад с образованием первичных атмосферы и гидросферы | 1теория образование из газопылевого облака 2 теория большого взрыва |
геологический | С момента образования Мирового океана | Формирование горных пород |
Геологическое летоисчисление – раздел геологии изучающий возраст продолжительность и последовательность формирования горных пород.
Возраст горных пород
Относительный определяют по характеру и последовательности залегания горных пород, по останкам вымерших организмов находившихся в них.
Абсолютный определяют по процессу распада радиоактивных элементов содержащихся в породе.
На основании определения возраста горных пород была создана геохронологическая таблица, которая содержит сведения о продолжительности и геологических событиях на Земле
Состоит из эр, периодов. Эпох горообразования
Геологическая эра – наиболее крупная единица геохронологической шкалы. Соответствует времени, в течение которого были сформированы группы горных пород. Подразделяется на периоды.
Геологический период – подразделение геохронологической шкалы, соответствующие времени образования горных пород, подразделяется на геологические эпохи.
В Геологической истории Земли выделяют эпохи горообразования, они охватывают десятки миллионов лет, на протяжении которых происходило формирование крупных горных систем.
ВРЕМЯ | ЭРА | ЗНАКИ | ЭПОХА ГОРООБРАЗОВАНИЯ | ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ |
НОВОЕ | КАЙНОЗОЙСКАЯ | KZ | Альпийская ( кайнозойская) | 6О МЛН |
СРЕДНЕЕ | МЕЗОЗОЙСКАЯ | MZ | Мезозойская | 200 МЛН |
ДРЕВНЕЕ | ПАЛЕОЗОЙСКАЯ | PZ | Герцинская Каледонская | 500 МЛН |
ДРЕВНЕЙШЕЕ | ПРОТЕРОЗОЙСКАЯ АРХЕЙСКАЯ | PR AR | Байкальская | 2 МЛРД . ЛЕТ |
СТРОЕНИЕ ЗЕМНОЙ КОРЫ \ТЕКТОНИКА \
Тектоника | строение, структура внутренних участков земной коры |
Виды тектонических структур Элементарные | слои, складки, трещины |
Крупные | платформы, плиты, геосинклинали, щит, краевые прогибы |
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕКТОНИКИ , РЕЛЬЕФА , ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
название | понятие | рельеф | Полезные ископаемые |
платформа | Древний, устойчивый участок земной коры, без вулканизма и землетрясений, имеющий двухъярусное строение – складчатый кристаллический фундамент и осадочный чехол | равнина | осадочные |
плита | Более молодая платформа с мощным осадочным чехлом и глубоко опущенным фундаментом. | низменности | осадочные |
щит | Платформа лишенная осадочного чехла, и выход кристаллического складчатого фундамента на поверхность. | Горы, Нагорья , Плоскогорья ,ВОЗВЫШЕННОСТИ | Магматические метаморфические |
Складчатые области | Подвижные участки земной коры смятые в складки, с вулканизмом, землетрясением. | горы | Магматические и метаморфические |
Краевой прогиб | Прогиб между платформой и складчатой областью | предгорье | Все виды |
ТЕКТОНИКА РОССИИ
ВИД ТЕКТОНИКИ | ТЕКТОНИКА РОССИИ | РЕЛЬЕФ |
ПЛАТФОРМЫ | ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ СИБИРСКАЯ | ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ РАВНИНА СРЕДНЕСИБИРСКОЕ ПЛОСКОГОРЬЕ |
ПЛИТЫ | ЗАПАДНОСИБИРСКАЯ ПРИКАСПИЙСКАЯ ПЕЧЕРСКАЯ СЕВЕРО-СИБИРСКАЯ | НИЗМЕННОСТИ ЗАПАДНОСИБИРСКАЯ ПРИКАСПИЙСКАЯ ПЕЧЕРСКАЯ СЕВЕРО-СИБИРСКАЯ |
ЩИТЫ | БАЛТИЙСКИЙ АЛДАНСКИЙ АНАБАРСКИЙ | ГОРЫ ХИБИНЫ АЛДАНСКОЕ НАГОРЬЕ АНАБАРСКОЕ ПЛАТО |
СКЛАДЧАТЫЕ ОБЛАСТИ | ДРЕВНЕЙШИЕ – БАЙКАЛЬСКАЯ СКЛ. | ВОСТОЧНЫЙ САЯН, ЕНИСЕЙСКИЙ КРЯЖ, СТАНОВОЕ НАГОРЬЕ ,БАЙКАЛЬСКИЙ ХР. ГОРЫ БЫРРАНГА |
ДРЕВНИЕ Каледонская Герцинская | ЗАПАДНЫЙ САЯН УРАЛ,АЛТАЙ | |
СРЕДНИЕ МЕЗОЗОЙСКАЯ СКЛ. | ВЕРХОЯНСКИЙ ,ЧЕРСКОГО, СИХОТЭ-АЛИНЬ,КОЛЫМСКОЕ ,КОРЯКСКОЕ ,ЧУКОТСКОЕ НАГОРЬЯ | |
МОЛОДЫЕ – АЛЬПИЙСКАЯ СКЛ. | КАВКАЗ, СРЕДИННЫЙ ХР. ГОРЫ САХАЛИНА, КУРИЛЬСКИЙХ ОСРОВОВ | |
КРАЕВЫЕ ПРОГИБЫ | КАВКАЗСКИЙ УРАЛЬСКИЙ | ПРЕДГОРЬЯ КАВКАЗА,УРАЛА |
Рельеф РОССИИ
ПОНЯТИЕ -НЕРОВНОСТИ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМНОЙ КОРЫ
Виды рельефа.
Крупнейшие | Крупные | Средние | Мелкие |
Материковые поднятия, океанические впадины | Горы, равнины | Холмы, речные долины, овраги | Бугры, рытвины |
Виды равнин.
По абсолютной высоте | По образованию | По характеру поверхности |
Низменности до 200 м (Прикаспийская) | Первичные – образовались на месте морского дна.(ПРИКАСПИЙСКАЯ) | Плоские – относительные высоты 0 м (Западно-сибирская) |
Возвышенности 200-500 м (Приволжская) | Аккумулятивные – образовались на месте накопления осадочных горных пород (речные, ледниковые).(МЕЩЕРСКАЯ) | Холмистые – относительные высоты больше 0 м. (Восточно-европейская) |
Плоскогорья выше 500 м (Среднесибирское ) | Денудационные – образовались на месте разрушенных гор. (Среднесибирское плг.) | |
Вулканические – образуются в результате заполнения излившейся лавой неровностей рельефа. |
Виды ГОР
По высоте | По происхождению | По возрасту |
Высокие ( выше 2000 м.)-Кавказ, | Складчатые (При столкновение литосферных плит) Кавказ, Срединный хр. | Древнейшие Восточный Саян, Бырранга |
Средние (1000-2000 м) Верхоянский хр. | Глыбовые (В результате вертикальных движений земной коры) Урал | древние Западный Саян ,Алтай ,Урал |
Низкие (до 1000 м) Урал | Складчато — глыбовые (ОМОЛОЖЕННЫЕ ) (В результате новых тектонических поднятий земной коры в древних складчатых областях (на месте разрушенных гор) Алтай ,Саяны | Средние Верхоянский , Черского, Сихотэ-Алинь, |
Молодые Кавказ, Срединный |
ИЗМЕНЕНИЯ РЕЛЬЕФА
ВЫЗЫВАЮТСЯ ДЕЙСТВИЕМ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ СИЛ ЗЕМЛИ
Внутренние силы
вид силы | источник | результат |
вещество мантии ее проявления | Является тепло, которое образуется в результате процессов происходящих в ядре | Создаются крупные и крупнейшие виды рельефа, а разрушаются все виды рельефа Возрождение гор , появление гор-вулканов поднятия и опускания равнин –наступление-отступление морей |
ВИДЫ сил
ТЕКТОНИЧЕСКИЕ движения | МАГМАТИЗМ | ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ |
-это движения земной коры, связанные с изменениями состава и внутренней структуры горных пород. | внедрение вещества мантии в земную кору. | внезапные подземные удары, сотрясения вызванные смещением пластов и блоков земной коры. |
Поднятия –горы Кавказ, Алтай ,Саяны, Горы СВ Сибири, Равнины Среднесибирское плг., Русская равнина | Районы КАМЧАТКИ, КУРИЛ ,Кавказ, | Кавказ, Алтай, Саяны , Районы вокруг озера Байкал |
Опускания – территории низменностей, | КЛЮЧЕВСКАЯ СОПКА –САМЫЙ БОЛЬШОЙ ВУЛКАН РОССИИ-4750 м |
Внешние силы
Вид силы | Источники энергии | результат |
Это силы выветривания -вода ,ветер ,организмы, человек | Источник энергии внешних процессов – это солнечная радиация, превращающаяся на земле в энергию воды, льда, ветров, организмов | это разрушение крупных, средних и мелких форм рельефа, перемещение водой, ветром, льдом. Разрушенных горных пород , накопление их, образование средних и мелких форм рельефа |
ФОРМЫ РЕЛЬЕФА ,СОЗДАННЫЕ СИЛАМИ ВЫВЕТРИВАНИЯ
Текучая вода | Речные долины. Овраги , балки, дельты рек, ущелья. | Повсеместно за исключением полярных районов и пустынь Большое количество сосредоточено в южной части Восточно-Европейской равнины. |
Подземная вода (карст) | Образует пещеры, воронки, колодцы | Средиземноморье, Крым. Урал |
Ледник | Мореные гряды, зандровые равнины, котловины озер, бараньи лбы – покровные ледники создают Горные ледники создают – цирки, кары, троги | Север европейской части России, Скандинавия, Полярный Урал, горы Бырранга Валдайская возвышенность, Северные Увалы, Смоленско-Московская возвышенность Окско-донская равнина, Мещерская низменность Карелия, Северо-Запад России В районах горного и покровного оледенениях (в том числе и реликтового) |
Ветер | Барханы, дюны, гряды, котловины выдувания, причудливые выветренные скалы ( долина монументов) | Там, где на поверхности имеются пески (Куршская коса, Прикаспийская низменность ) |
Волноприбойная деятельность | Пляж, подводные валы. Лагуны, причудливые формы скал и берегов | На морских побережьях |
Вечная мерзлота | БУГРЫ ПУЧЕНИЯ | В районах Сибири, севера |
Сила тяжести | Осыпи, обвалы, Сели, лавины | С расчлененным рельефом- в горах холмистых равнинах |
человек | Каналы, шахты, карьеры, котлованы, насыпи, терриконы | В местах проживания и хозяйственной деятельности человека |
ОСОБЕННОСТИ РЕЛЬЕФА РОССИИ
Особенности | Примеры |
1. разнообразие | Есть все виды |
2.Преобладают территории с равнинным рельефом -70 % | Мах –ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ, ЗАПАДНОСИБИРСКАЯ |
3. понижение территории к северу | о чем свидетельствует направление течения большинства крупных рек -БОЛЬШИНСТВО ВПАДАЮТ В СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН |
4.горное обрамление на юге, востоке страны | основная часть гор сосредоточена на юге Сибири, востоке страны |
5. выдающиеся объекты рельефа | Мах -г. Эльбрус на Кавказе5642 м КЛЮЧЕВСКАЯ СОПКА –САМЫЙ БОЛЬШОЙ ВУЛКАН РОССИИ-4750 мин -Прикаспийская низменность — 28 м , УРАЛ- самые длинные горы Мах равнина –ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ |
МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ
ПОНЯТИЯ