Методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме: Урок русского языка по теме: «Синонимы». Урок для 6 класса.
Ондар Анай-Хаак Чапан-ооловна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Бай-Талской СОШ.
Урок русского языка для 6 класса по теме: «Синонимы».
Цели:
- Повторить и закрепить знания о синонимах, полученные в 4-5 классах;
- Развивать устную и письменную речь, развивать умение находить синонимы в тексте;
- Воспитать любовь к языку, к литературе.
Оборудование: ноутбук, мультимедиа проектор, подключение к сети Интернет, распечатанные карточки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас, улыбнитесь друг другу, поприветствуйте друг друга. Сегодня на уроке вспомним, что такое синонимы. Будем подбирать синонимы, составлять синонимический ряд, правильно употреблять синонимы в пословицах, очень много работать, играть и веселиться. Ведь любая встреча с друзьями – приносит радость — радость общения. Я не сомневаюсь в том, что вы любите трудиться.
2. Беседа. Давайте вспомним и проверим, хорошо ли вы помните изученное.
1) Что такое лексика?
2) Что такое лексическое значение слова?
3) Зачем нам нужны слова?
4) Что такое синонимы? Приведите примеры.
3. Новая тема.
Открываем тетради и запишем дату и тему урока.
Откройте учебники, страница 88, §29. Определение термина синоним.
Слайд 1.
Синонимы – это слова, разные по звучанию, но одинаковые или очень близкие по значению. Синонимы, как правило, принадлежат к одной и той же части речи и выступают как взаимозаменяемые элементы высказывания.
а) А теперь поиграем в игру «Умники и умницы». Правило игры: нужно как можно больше составить словосочетания с данными словами.
Слайд 2.
Сила, мощь, могущество; большой, великий, огромный, громадный, большущий, здоровенный; блестеть, сверкать, сиять, гореть, светиться, лучиться.
Учащиеся записывают составленные словосочетания.
б) Работа с учебником. Упражнение 238. К каждому значению данных многозначных слов подберите синонимы.
1. Слабый (человек, ветер, ребенок, надежда). 2. Настоящий (друг, бриллиант). 3. Короткий (доклад, платье, разговор, удар). 4. Круглый (невежда, сумма, год, лицо). 5. Свежий (воздух, краски, новости). 6. Верный (решение, друг).
Для справок: немощный, легкий, небольшой, болезненный маленький; верный, подлинный; небольшой, недлинный, непродолжительный, быстрый; совершенный, значительный, целый, полный; чистый, яркий, последний; правильный, несомненный, надежный.
Можно предложить учащимся сделать упражнение на доске (выходят 6 человек).
в) Работа с Интернетом. Закрепление по теме «Синонимы»(school-collection.edu.ru):
Учебный словарь синонимов.
Синонимы – это слова одной части речи, которые обозначают одно и то же. Синонимы часто отличаются оттенками лексического значения и поэтому употребляются в разных речевых ситуациях. Армия, войско, рать.
Этими словами обозначается определённая численность вооружённых сил. Слово армия может употребляться как военный термин для обозначения вооружённых сил государства (регулярная армия).
Слово войско имеет такое же значение («вооружённые силы государства или их часть»), но термином не является. В современном русском языке это слово чаще употребляется во множественном числе: войска (сухопутные войска).
Слово рать в значении «войско, военный отряд» поэтическое, устаревшее.
4. Физминутка. Давайте отдохнем.
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подпочас
Гордо в зеркальце глядясь.
5. Закрепление темы урока.
а) Творческая работа с пословицами.
1 ряд. Собери пословицы.
Легко сказать,…. да трудно доказать
Мир строит, а ….. война разрушает
Добро помни, а ….. зло забывай
2 ряд. Собери пословицы:
Ученье свет, а ….. неученье-тьма
Вперед беги, а ….. назад оглядывайся
Смелые побеждают, а ….. трусливые погибают
Проверка у доски (собрать пословицы по карточкам)
б) Слайд 3-9.
Выполнение задания в тестовой форме.
Сейчас проверим, насколько вы хорошо знаете синонимы.
Тест.
- Подберите к данным словам синонимы.
Родина, смелый, друг, блестеть.
- Найти лишнее.
а) ежеминутно, ежесекундно, ежедневно, ежевика.
б) отлично, хорошо, потрясающе, тряска.
в) хохотать, улыбаться, смеяться, одеваться.
г) жаркий, палящий, знойный, холодный.
- Выписать имена прилагательные, обозначающие хорошие качества человека.
Трусливый, храбрый, робкий, смелый, нерешительный, отважный.
- Расположите по возрастающей градации смысловые синонимы.
Просить, умолять, говорить;
Бежать, мчаться, нестись.
- Расположите синонимы по степени уменьшения интенсивности обозначаемых действий или признаков.
Кричать, говорить, шептать.
Ответы: 1. Отчизна, Отечество; бесстрашный, храбрый, мужественный, неустрашимый; товарищ, приятель; блистать, сверкать, лучиться, искриться, сиять, светиться.
2. ежевика, тряска, одеваться, холодный. 3. Храбрый, смелый, отважный. 4. Говорить, просить, умолять; бежать, мчаться, нестись. 5.Кричать, говорить, шептать.
Если у вас 5 правильных ответов, то получаете – «5», если 4 правильных ответа – «4», если правильно ответили на 3 и меньше вопроса, то получаете – «3».
6. Итоги урока.
Молодцы, вы очень хорошо работали, поэтому перед вами открываются двери волшебной страны – наука
-Что вы узнали на этом уроке?
— Какие слова называются синонимами?
— К какой части речи относятся синонимы?
— Зачем нужны синонимы?
-Понравилась ли вам урок?
На этом уроке все хорошо работали и получили хорошие оценки.
7. Домашнее задание. Упражнение 247, стр. 91
Использованная литература:
- Русский язык: 6 класс: Учеб. для общеобраз. Учрежд. с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения / С. Д. Ашурова, Г. Н. Никольская, Х. Х. Сукунов и др. – 11-е изд. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2012. – 327с.: ил.
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов school-collection.edu.ru.
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Синонимы
Тема: Синонимы.
Цели урока :
закрепить знания учащихся о синонимах;
продолжить формировать умение определять общее лексическое значение синонимов;
определять смысловые и стилистические отличия синонимов в тексте;
формировать умение употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей;
воспитывать уважительное отношение к богатству русского языка.
Ход урока
- Организационный момент
- Сообщение темы и цели урока
- Практическая проверка знаний
- Словарный диктант. Учитель сообщает, что по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их в тетрадь.
— Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. ( Омонимы.)
— Слова, имеющие несколько лексических значений.(Многозначные.)
— Раздел лингвистики, изучающий слова. ( Лексика.)
— Словарный запас человека. ( Лексикон.)
— Слова с противоположным значением. ( Антонимы.)
— Красная строка, отступ в начале строки.( Абзац.)
- Игра в синонимы. Ученики по цепочке составляют синонимичные ряды.
— Какие слова называют синонимами?
— Чем слова- синонимы могут отличаться друг от друга?
3. На доске один ученик записывает два предложения.
Строители возвели на нашей улице новые дома.
Деревянные избы часто встречаются в деревнях.
— Найдите слова- синонимы.
— Какое из этих слов вам приходилось встречать чаще и
в книгах, и в устной речи?
4. Игра « Переводчик»
Кто быстрее заменит слова в предложении синонимами.
В лесу мы увидели рыжую плутовку. ( Лису.)
Сохатый вышел из чащи на опушку леса.( Лось.)
Караульный внимательно осмотрел здание. ( Сторож.)
5.Физкультурная минутка
6. Творческое задание
Учитель: Послушайте сказку В.А. Сухомлинского « Семь дочерей», в ней семь раз употребляется глагол « сказала». Мы часто употребляем в своей речи слова» сказал, шел, интересный, жаркий и другие. А какие синонимы можно подобрать синонимы к глаголу « сказала»?
( Учащиеся подбирают синонимы: сказала – перебила, щебетала, лепетала, ворковала, проговорила, застрекотала,
пробормотала.)
В тетрадь следует записать только диалог матери и дочерей, заменяя глагол « сказала» другими словами.
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.
— Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу,-
сказала первая дочь.
— Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды,- сказала вторая.
— Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.
— Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- сказала четвертая.
— Ты снилась мне, как розе снится капля росы, сказала
пятая.
— Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая.
А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу- помыть ноги.
Ребята, а как поступили бы вы, если бы ваша мама вернулась домой? ( Учащиеся отвечают.)
- работа по группам (рядам)
Кто быстрее закончит синонимичный ряд.
1 ряд: мерзнет,…
2 ряд :рисует,…
3 ряд: бежит,…
- — Какова роль синонимов в тексте? ( Они помогают избежать повторов в тексте, делают нашу речь выразительной, яркой, эмоциональной.)
Ученик с каждого ряда придумывает тему текста, в котором нужно использовать свои ряды синонимов. Все самостоятельно работают над текстом.
- . Итог урока .
Учитель: В русском языке много слов-синонимов. Они вместе составляют наше лексическое богатство. Синонимы – могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для более точного выражения мыслей, для выражения отношения к изображаемому, а также для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста.
9. Домашнее задание
Урок и презентация на тему «Глаголы-синонимы» по учебнику Е. А Быстровой 6 класс
ТЕМА:Глаголы-синонимы (§ 32)
Цель; совершенствование умений правильно подбирать слова близкие и противоположные по смыслу и пользоваться ими для эффективного общения в устной и письменной речи.
Оборудование: учебник , карточки с заданиями, слайдовая презентация, тексты.
План урока:
I.Мотивация к уроку(создание положительного настроя на урок)
-Ребята , я рада вас видеть на своем уроке .,а скаким настроением вы пришли ко мне на урок .?
-Ребята ,улыбнитесь друг другу , улыбнитесь мне .
II.Проверка домашнего задания
Стр 214 упр 271
II.Постановка темы и цели урока
смеяться —
хохотать-
заливаться-
закатываться-
-Подберите слова с противоположным значением
—Прочитайте предложения на слайде.
Солнце всходит и …
Ласточка день начинает, а соловей …
Любишь брать, люби и …
Встретил с радостью, а … с жалостью.
-Дополните предложения
-Как называется такое явление в лингвистике?
—Сформулируйте тему урока
-Опираясь на тему сформулируйте цели урока
—
Первичное закрепление по теме урока
IV.Наблюдение за использованием в речи глаголов-синонимов.
Творческое задание
Учитель: Послушайте сказку В.А. Сухомлинского « Семь дочерей», в ней семь раз употребляется глагол « сказала». Мы часто употребляем в своей речи слова» сказал, шел, интересный, жаркий и другие. А какие синонимы можно подобрать к глаголу « сказала»?
( Учащиеся подбирают синонимы: сказала – перебила, щебетала, лепетала, ворковала, проговорила, застрекотала,
пробормотала.)
а) В тетрадь следует записать только диалог матери и дочерей, заменяя глагол « сказала» другими словами
.Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.
— Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу,-
сказала первая дочь.
— Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды,- сказала вторая.
— Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.
— Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- сказала четвертая.
— Ты снилась мне, как розе снится капля росы, сказала
пятая.
— Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая.
А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу- помыть ноги.
Ребята, а как поступили бы вы, если бы ваша мама вернулась домой?
Физминутка
-Продолжение работы по теме урока
2.2. Роль синонимов в тексте. Упр. 277 устно.
2.3. Употребление глаголов в речи. Упр. 278.
V. Формирование основ культуры речи. Сочетаемость слов.
Свободный диктант.
— Прослушайте и озаглавьте текст. Запишите его.
Можно сказать: «Мы построим дома, заводы, шахты, плотины,
корабли и многое другое». Но нельзя говорить: «Мы строим озеро, пруд». Глагол «строить» не употребляется, когда говорят о том, что существует в природе. Пруды не строят, а создают, роют, копают, запруживают.
Также неграмотно сказать: «Брат строил табурет». Глагол «строить» используется, когда имеются в виду более крупные и сложные объекты, чем табурет, этажерка, гардероб.
Можно построить дом, мост, но мебель всё-таки не строят, а делают.
VI. Подведение итогов урока и рефлексия.
ИГРА «Кто быстрее»
1 ряд: мерзнет,…
2 ряд :рисует,…
3 ряд: бежит,…
Составьте синквейн cо словом синонимы
Пример синквейна
Синонимы
заменяют употребляют
богатой живой красочной
Синонимы слова близкие по значению .
слова
VII.Рефлексия
-Чему учились?
-Что узнали?
-Что вам удалось?
VIII. Дифференцированное домашнее задание.
Подобрать как можно больше синонимов к словам и записать с ними предложения:
1 вариант —идти; 2 вариант—рисовать .
Стилистические синонимы. Подготовка к выполнению задания 6 ОГЭ по русскому языку. (6 класс, ФГОС)
Конспект урока русского языка в 6 классе (ФГОС)
Тема: Стилистические синонимы. Подготовка к выполнению задания 6 ОГЭ по русскому языку.
Класс: 6 Д класс
Цели урока:
— обучающие:
* систематизировать знания учащихся о стилистической окраске слов;
* научить различать синонимы с разными оттенками значений; нейтральную и стилистически окрашенную лексику;
* подготовить к самостоятельному выполнению задания 6 ОГЭ по русскому языку
— развивающие:
* развивать умение подбирать синонимы к данному слову,
* формировать умение синонимической замены слов в тексте
— воспитательная: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
личностные: формировать интерес к русскому языку;
метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли стилистических синонимов в тексте.
Тип урока: открытие нового знания
Формы работы: индивидуальная работа, работа в группах, в парах, коллективная
Оборудование: учебник Русский язык. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч, ч. 1 / [Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич]. – М.: Просвещение, 2016., презентация, компьютер, раздаточный материал.
Ход урока
Приветствие.
Эпиграф к уроку:
«Русский народ создал русский язык.., яркий, как радуга, вслед весеннему ливню, меткий, как стрелы, задушевный, как песня над колыбелью, певучий и богатый…». Л.Н. Толстой
Мобилизующий этап.
1. Актуализация знаний
— Давайте вспомним, о чем мы говорили.
* Что такое лексика? (словарный состав языка)
* Как называется раздел лингвистики, изучающий лексику (лексикология).
Кластер (книжная/разговорная лексика) (слайд)
В тетради учащиеся записывают число, классная работа. Оставьте строчку для темы урока.
2. Вниманию учащихся предлагается синонимический ряд.
Лик, лицо, морда, рожа, харя, физиономия, моська , рыло
Давайте проанализируем данный ряд слов. Определите их лексическое значение.
Ответ: Часть тела.
-Да, все слова служат для обозначения части тела. Как называются слова, близкие по значению?
Ответ: Синонимы
— Перед нами синонимический ряд. Что вы заметили? Присутствуют ли в этом ряду слова, передающие эмоции, оценку? Давайте определим стилистическую окраску слов.
Лик (высокая лексика)
Лицо (стилистически нейтральное слово)
Морда (просторечное слово, сниженное)
рожа, харя, физиономия, моська , рыло (просторечное, сниженное)
Харя (просторечное, бранное)
Итак, чем же отличаются слова, представленные в данном синонимическом ряду?
(Стилистической окраской)
УУД:
Регулятивные (поиск и выделение информации).
Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения).
Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения).
3. Следовательно, тема нашего урока:…….
«Стилистические синонимы».
Давайте запишем тему в тетрадь, в оставленную вами строчку.
(Запись на доске и в тетрадях)
УУД:
Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование).
Познавательные (формулирование проблемы)
Формулируем цели урока (слайд)
На этом уроке мы должны:
-Вспомнить: понятие «синонимы», какова их роль в речи;
— Научиться: различать синонимы с разными оттенками значений; стилистической окраской;
— Узнать: особенности употребления синонимов в речи (в тексте) в соответствии с их стилистической окраской.
II. Этап овладения новыми знаниями.
1. Упр. 195 выполняется у доски
Необходимо заполнить таблицу, подобрав стилистически нейтральное слово.
Учащиеся заполняют таблицу (заранее распечатанные слова прикрепляются в таблицу при помощи магнитов)
2. Подготовка к ОГЭ (задание 6)
Пример задания на слайде
Замените разговорное слово «дуться» в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.
Пояснение.
Слово ДУТЬСЯ можно заменить стилистически нейтральным синонимом ОБИЖАТЬСЯ.
Замените разговорное слово «шлёпнулся» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(9)Чего козёл Сивка от Вовки хотел, неизвестно, и Вовка на всякий случай попятился, споткнулся и шлёпнулся прямо в грязь.
Пояснение.
Слово «шлепнулся» можно заменить стилистически нейтральным синонимом «упал».
Ответ: упал.
3. Учащимся предлагается продумать алгоритм выполнения задания. Работаем в парах. Устное обсуждение.
Сверить с алгоритмом, представленном в Листе индивидуальной работы
Алгоритм выполнения задания:
Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова.
Определить часть речи, грамматические признаки слова.
Подберите к этому слову возможные синонимы, составьте синонимический ряд .
!!! Синонимы обязательно должны быть то же части речи, что и слово, которое требуется заменить.
3. Определите, какой из этих синонимов наиболее употребителен; не носит оттенка книжности и разговорности; обладает минимальной экспрессией; Этот синоним и будет являться стилистически нейтральным.
II. Выполните задания самостоятельно
Замените разговорное слово «остыл» в предложении 33 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(33)Он сразу остыл, почувствовал себя на своём посту.
Остыл (грамматические признаки): ___________________________________
Синонимический ряд: _______________________________________________
Ответ: _____________________
Замените книжное выражение «напрягал память» в предложении 16 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(16)Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть!
Напрягал память (грамматические признаки): _________________________
Синонимический ряд: ______________________________________________
Ответ: ______________________
Творческая работа в группах
Работа с текстами (2 варианта):
— Девочки, так как вы юные журналисты (класс гуманитарный, специализация – журналистика), я предлагаю вам сегодня выступить в роли корректоров. И поработать с текстами, которые требуют правки.
Дифференцированные задания:
Задание для сильной группы учащихся: Дополните текст, подберите стилистически нейтральные синонимы.
Для 2 группы. Замените разговорные слова стилистически нейтральными синонимами.
Для группы, где находятся слабые учащиеся, задание остается тем же (Замените разговорные слова стилистически нейтральными синонимами), но выдается конверт со словами разной стилистической окраски. Учащиеся должны выбрать подходящие.
IV. Рефлексия
Какова была цель урока?
Что мы сделали для ее достижения?
Получили ли мы возможность достичь цели?
Пригодятся ли вам те знания, умения, которые вы получили сегодня на уроке, в дальнейшей жизни?
Оцените свою работу на уроке. Перед вами листы самооценки деятельности на уроке.
V. Дифференцированное домашнее задание.
Синее задание (для тех, у кого все получилось на уроке) № 197
Желтое задание (для тех, у кого возникли затруднения) № 196
Использованная литература:
Л.И. Новикова Забота о стиле. Дидактические материалы о стилистике и культуре речи. – Русский язык. — № 8. 2001. [http://rus.1september.ru/article.php?ID=200100805]
План-конспект открытого урока » Синонимы» 6 класс
Открытый урок
Тема урока: Синонимы
Цели урока:Повторить и закрепить знания учащихся по теме «Синонимы»
Развитие устной речи, словарного запаса,логического и
критического мышления
Воспитать любовь к природе, к родине,к животным
Тип урока: повторение
Вид урока: нестандартный
Метод урока: развитие критического мышления
Наглядность: слайды
Оборудование: интерактивная доска, постеры стикеры
Ход урока:
- Организационный момент
Подготовка класса к уроку
- Опрос домашнего задания:
Какой раздел науки о языке мы изучаем?
Нарисуйте, пожалуйста, лук и кран.
Что вызывает у вас затруднения?
Какие слова называются однозначными? Дайте определение.
Какие слова называются многозначными? Дайте определение
- Основная часть урока
1-Вступительное слово учителя
2-Исполнение песни «Голубой вагон»
- Работа с постерами
Нарисуйте, напишите свой ассоциации к слову синонимы
Синонимы – слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, являются одной и той же частью речи и имеют общее лексическое значение
Чем могут отличаться друг от друга синонимы?
4-Прочитайте, произносите правильно слова
ГОРОД, СНЕГ, ЛЁД,САД, ЗАПАД, ВИД,МЕДВЕДЬ
5.Прочитайте текст «Заилийский Алатау», найдите в нём синонимы?
6.Переведите слова на казахский язык
n заоблачный –
n горный хребет–
n утопающий –
n флора –
n фауна –
n обитать –
n символ-
n вершина-
n турист, туристка-
n Территория-
7. Ответьте на вопросы
n Чем привлекают людей горы Тянь- Шаня?
n Как называется один из крупных хребтов Северного Тянь- Шаня?
n Какие деревья растут в горах Заилийского Алатау?
n Какие звери и птицы обитают в горах?
n Какая книга называется Красной книгой и почему?
n Как надо вести себя в горах?
8. Выделенные в тексте синонимы напишите в порядке усиления
красивый,восхитительный,замечательный, волшебный
9. Самостоятельная работа
Подберите синонимы,используя слова для справок.
Крутой, могучий, крупный, привлекать, запрещать, беречь , огонь, прохлада
Слова для справок. Сильный.Отвесный.Огромный.Не разрешать.Притягивать.Сохранять.Свежесть,пламя
10. К данным существительным подберите прилагательные.
(Какие?) горы,(какие?) склоны,(какие?) вершины,(какая?) красота,(какой?) барс,(какое?) семейство,(какой?) зверь
11. Разберите слова по составу
Заоблачный, северный, восточный, снежный, стеклянный,
12 жестяной, пластмассовый, описываются, встречаются, охранять
13. Творческое задание. Прочитайте и запишите описание снежного барса\ Опишите любое животное из семейства кошачьих \
Прочитайте начало рассказа, продолжите и озаглавьте его
- Итог урока
—Что нового вы узнали из этого урока? —Чем вам понравился урок?
15.Домашнее задание
Упр.5 стр.15 Упр.12 стр.16
Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока » Синонимы» 6 класс»
Бекітемін
Мектеп директоры
—————————
Н. Сембек
Открытый урок
Тема урока: Синонимы
Цели урока:Повторить и закрепить знания учащихся по теме «Синонимы»
Развитие устной речи, словарного запаса ,логического и
критического мышления
Воспитать любовь к природе , к родине ,к животным
Тип урока: повторение
Вид урока: нестандартный
Метод урока: развитие критического мышления
Наглядность: слайды
Оборудование: интерактивная доска, постеры стикеры
Ход урока:
Организационный момент
Подготовка класса к уроку
Опрос домашнего задания:
Какой раздел науки о языке мы изучаем?
Нарисуйте, пожалуйста, лук и кран.
Что вызывает у вас затруднения?
Какие слова называются однозначными? Дайте определение.
Какие слова называются многозначными? Дайте определение
Основная часть урока
1-Вступительное слово учителя
2-Исполнение песни «Голубой вагон»
3-Работа с постерами
Нарисуйте , напишите свой ассоциации к слову синонимы
Синонимы – слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, являются одной и той же частью речи и имеют общее лексическое значение
Чем могут отличаться друг от друга синонимы?
4-Прочитайте, произносите правильно слова
ГОРОД, СНЕГ, ЛЁД,САД, ЗАПАД, ВИД,МЕДВЕДЬ
5.Прочитайте текст «Заилийский Алатау», найдите в нём синонимы?
6.Переведите слова на казахский язык
заоблачный –
горный хребет–
утопающий –
флора –
фауна –
обитать –
символ-
вершина-
турист, туристка-
Территория-
Чем привлекают людей горы Тянь- Шаня?
Как называется один из крупных хребтов Северного Тянь- Шаня?
Какие деревья растут в горах Заилийского Алатау?
Какие звери и птицы обитают в горах?
Какая книга называется Красной книгой и почему?
Как надо вести себя в горах?
8. Выделенные в тексте синонимы напишите в порядке усиления
красивый,восхитительный,замечательный, волшебный
9. Самостоятельная работа
Подберите синонимы,используя слова для справок.
Крутой, могучий, крупный, привлекать, запрещать, беречь , огонь, прохлада
Слова для справок. Сильный.Отвесный.Огромный.Не разрешать.Притягивать.Сохранять.Свежесть ,пламя
10. К данным существительным подберите прилагательные.
(Какие?) горы,(какие?) склоны,(какие?) вершины,(какая?) красота,(какой?) барс ,(какое?) семейство,(какой?) зверь
11. Разберите слова по составу
Заоблачный, северный, восточный, снежный, стеклянный,
12 жестяной, пластмассовый, описываются, встречаются, охранять
13. Творческое задание. Прочитайте и запишите описание снежного барса\ Опишите любое животное из семейства кошачьих \
Прочитайте начало рассказа, продолжите и озаглавьте его
Итог урока
—Что нового вы узнали из этого урока? —Чем вам понравился урок?
15.Домашнее задание
Упр.5 стр.15 Упр.12 стр.16
Общая средняя школа имени И.Есенберлина
Тема урока: Синонимы
7класс
Выполнила: Ешенкул М.К.
Презентация «Синонимы» — Русский язык
Просмотр содержимого документа
«Презентация «Синонимы»»




ГИППОПОТАМ
БЕГЕМОТ

по цвету:
по запаху:

В переводе с латинского
Син
Синонимы
+онима
одноименный
имя

мягкий
свежий
сегодняшний
сухой
твердый
черствый
вчерашний

жилище
Дом —
здание
строение
особняк


Бежать —
мчаться
нестись
лететь


Высокий —
длинный
долговязый

Имя существительное
жилище
Дом —
здание
строение
особняк

Глагол
Бежать —
мчаться
нестись
лететь

Имя прилагательное
Высокий —
длинный
долговязый

- Большой
- Густой
- Смелый
- Гостеприимный
- Скорый
Частый
Отважный
Огромный
Быстрый
Радушный


Красный.
1. Багровый, багряный, алый, пунцовый, пурпурный, пурпуровый, пламенный, рдяный, огненный, огневой, рубиновый, коралловый, кровавый, кумачовый, карминный, кармазинный, червонный
2. см. красивый




Я просыпаюсь и подхожу к окну. Серебром блестят в синеве неба стволы берез , и ярко блестят кристаллики снега на ветвях деревьев . Блестят снежной белизной стены домов , блестят железные крыши …
Р
Слова для справок: сияют, светятся, сверкают

сияют
Светятся
сверкают
Я просыпаюсь и подхожу к окну. Серебром
в синеве неба
блестят
стволы берез , и ярко
сияют
кристаллики снега на ветвях деревьев .
Сверкают
снежной
белизной стены домов ,
светятся
железные крыши…

Домашнее задание

Спасибо за работу. Молодцы!
Урок руского языка «Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы» в 6 классе
Учитель: Загородняя О.Ф.
Урок русского языка в 6 классе
Дата: 13. 10. 14.
Тема урока: Слово, его лексическое и грамматическое значение. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы
Цели урока:
Обучающие: Продолжить изучение лексических понятий: синонимы, антонимы, омонимы, познакомить с термином паронимы; научить учащихся различать данные понятия; расширять лексический запас обучающихся;
Развивающие: способствовать развитию устной и письменной речи учащихся; развитию умения работать в группах, умения слушать и слышать друг друга, умения делать собственный выбор, творчески подходить к выполнению заданий, внедрять в процесс обучения техники формативного оценивания для корректировки учебного процесса на раннем этапе, развивать навыки самооценивания и взаимооценивания.
Воспитательные: способствовать воспитанию терпимости по отношению друг к другу; формировать навыки коммуникативного характера.
Ключевая идея урока: Развитие коммуникативной компетенции учащихся через групповое взаимодействие ( создание коллаборативной среды)
Оборудование: тесты, ноутбук, иллюстрации, учебник, карточки сигнальные, листы самооценивания, карточки «речевые образцы», дерево знаний.
Тип урока :Урок новых знаний
Вид урока: урок — практикум
Форма работы: групповая
Ход урока
Этап вызова
Игра «Атомы – молекулы»
Все обучающиеся беспорядочно передвигаются по классу, в этот момент они все являются «атомами». Как известно, атомы могут превращаться в молекулы — более сложные образования, состоящие из нескольких атомов. В молекуле может быть и два, и три, и пять атомов. Играющим по команде ведущего нужно будет создать «молекулу», т.е. нескольким игрокам нужно будет схватиться друг за друга. Если ведущий говорит: «Реакция идет по три!», то это значит, что три игрока — «атома» сливаются в одну «молекулу». Сигналом к тому, чтобы молекулы вновь распались на отдельные атомы, служит команда ведущего: «Реакция окончена».
Ребята рассаживаются по группам из 5 человек
Психологический настрой
Учитель: Поговорим?
Дети: Поговорим.
Учитель: О разном и о прочем.
Дети: О том, что в жизни хорошо:
Учитель: : и хорошо не очень.
Дети: Ведь что-то знаем мы:
Учитель: : а что-то мне известно.
Дети: Поговорим?
Учитель: Поговорим.
Вместе: Нам будет интересно!
Проблемная ситуация. Определение темы. Постановка цели и задач урока.
Работа с иллюстративным материалом.
Ребята, какой сейчас месяц? ( октябрь)
Обратите внимание на картинку. Каким в это время года мы можем видеть лес? ( с ярко – красными листьями)
Подберите похожие по смыслу слова к слову красный ( багряный, пунцовый, алый, огненный, пламенный…)
О каких словах русского языка идет речь? ( о синонимах) Что вы о них знаете?
Посмотрите на след. осенние иллюстрации. Что изображено на них? Какие понятия я здесь зашифровала? ( слова – антонимы – тонкий, толстый, мокрый сухой.)
— Почему я разместила картинку с изображением месяца?
( это омонимы – месяц календарный и месяц светило)
Значит тема нашего урока – Это лексические понятия Омонимы, Синонимы, Антонимы — запишите. А кто может продолжить цепочку данных слов? Какой термин будет уместен?
Паронимы.
Запишите тему урока. Какую цель мы ставим перед собой на данном уроке?
Формулируем цель.
2. Этап осмысления.
1. «Блиц – опрос»
Ребята, что является мельчайшей единицей языка? ( звук)
Что является основной значимой единицей языка ?( слово)
Какая наука изучает совокупность всех слов? ( лексика)
Какое значение имеет слово? ( лексическое и грамматическое)
Если мы не знаем лексическое значение слова, где мы можем его найти? ( в толковом словаре)
Что значит лексическое значение слова? ( то, что слово обозначает)
Грамматическое? ( например, у сущ. это склонение, род, число падеж. А у глагола?)
Работа с терминами.
«Речевые образцы» ( техника формативного оценивания)
Антонимы – это слова___________ и той же_____ ________ с ____________ лексическим __________.
Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают ___________, но отличаются друг от друга _______________ и употреблением в речи.
Омонимы – это слова одной и той же части речи, ____________ по звучанию и ____________, но ___________ по лексическому значению.
Паронимы — слова, сходные по ___________ и частично совпадающие в морфемном составе, но не _________________ по значению.
Учащиеся строят ответ и приводят примеры.
Выборочный ( элективный) тест ( техника формативного оценивания)
Учащиеся получают карточки с буквами «С» ( синонимы), «П» ( паронимы), «А» ( антонимы), «О» ( омонимы) и одновременно отвечают, т. е. поднимают карточку с правильным ответом.
Ученикам предоставляется 20 секунд на выбор ответа.
О каком понятии идет речь?
Полюбил богатый — бедную,
Полюбил ученый — глупую,
Полюбил румяный — бледную,
Полюбил хороший — вредную:
Золотой — полушку медную. ( М.Цветаева)
( Антонимы)
Пекло, жара, зной. «С»
Одеть – надеть. «П» Когда мы употребляем данные глаголы? ( что – либо надевать – пальто, перчатки. Одевать – кого – либо. Одеть ребенка.)
Шел я с сумкой за плечом,
вижу, бьет в овраге ключ.
Наклонившись над ключом
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду? ( омоним ключ )
Шляпка гриба и шляпка девочки ( Ни одну карточку не поднимаем, т. к это многозначное слово, отлич. от омонимов внешним сходством)
4.Составить синквейны со словами
Омонимы
Синонимы
Паронимы
5. Мини – тест. ( техника формативного оценивания)
1. Укажите ряд антонимов:
A) Горячий, теплый.
B) Истина, правда.
C) Соединение, разъединение.
D) Вражда, ненависть.
E) Добро, сочувствие.
2. Найдите строчку синонимов.
A) Пурга, буран.
B) Рассвет, полночь.
C) Утро, вечер.
D) Жара, холод.
E) День, ночь.
3. Укажите ряд омонимов:
A) Шляпка гриба, соломенная шляпка.
B) Девичья коса, острая коса.
C) Канцелярская кнопка, кнопка звонка.
D) Хвост самолета, хвост птицы.
E) Гребень горы, гребень петуха.
4..Какие слова являются паронимами?
А) Скрытый – скрытный,
В) Огонь –пламя,
С) Добрый –ласковый,
Д) Скупой –жадный.
5. Найдите фразеологизм со словами — синонимами.
А)Ни жив ни мертв
В) От мала до велика
С) Вокруг да около
Д) Всеми правдами и неправдами.
Ключ
С
А
В
А
С
Взаимопроверка
Сдают тест.
Вывод урока : Какую роль играют в нашей речи С, А, П, О?
Разминка ( Физ. минутка)
3.Этап рефлексии
За это время урока у нас выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
Если урок для вас прошло плодотворно, и вы остались довольны, считаете, что узнали что – то новое — прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если урок ничего нового не принес – зеленые листочки.
Лист оценивания «Мои достижения на уроке»
Ф.И. ________________________
Если справился с заданием, то поставь себе 1 балл.
Блиц — опрос
Работа с терминами
«Речевые образцы»
Выборочный тест ( карточки)
Синквейн
Мини — тест
Итоговая оценка______________
Подведение итогов.