Синтаксическая роль инфинитива таблица – Журнал — Интернет-журнал «Филолог» — 1576951183

Содержание

Каким членом предложения может быть инфинитив? Примеры

В рус­ском син­так­си­се неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла, или инфи­ни­тив, может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния.

Инфинитив в роли подлежащего

Инфинитив явля­ет­ся под­ле­жа­щим, если нахо­дит­ся в нача­ле пред­ло­же­ния.

В таком слу­чае в пред­ло­же­нии в каче­стве ска­зу­е­мо­го высту­па­ет суще­стви­тель­ное, пре­ди­ка­тив­ное наре­чие, дру­гой инфи­ни­тив или при­ла­га­тель­ное в пол­ной фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа с глаголом-связкой.

Примеры пред­ло­же­ний:

Радоваться жиз­ни — огром­ный талант.

Верить лже­цу бес­по­лез­но.

Выбрать хоро­шую кни­гу — это зна­чит най­ти себе дру­га.

Ходить сюда теперь ста­но­ви­лось опас­ным.

Найти гри­бы в пест­рой моза­и­ке из опав­ших листьев — дело нелег­кое (Е. Носов).

Не оши­бать­ся — зна­чит не тво­рить.

Компонент составного глагольного сказуемого

Как часть состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го инфи­ни­тив исполь­зу­ет­ся в дву­со­став­ном пред­ло­же­нии.

Примеры пред­ло­же­ний:

Я дол­жен рас­ска­зать обо всем откро­вен­но.

Друзья искренне хоте­ли помочь ему.

Маляр закон­чил кра­сить сте­ну.

Она дав­но стре­ми­лась уехать в дерев­ню.

Вскоре дети осво­и­лись и пере­ста­ли меня стес­нять­ся.

Ольга про­дол­жа­ла в вол­не­нии ходить по ком­на­те.

Синтаксическая роль инфинитива

Синтаксическая роль инфинитива

Простое глагольное сказуемое

В без­лич­ном одно­со­став­ном пред­ло­же­нии часто упо­треб­ля­ет­ся инфи­ни­тив в каче­стве ска­зу­е­мо­го.

Примеры пред­ло­же­ний:

Ну как не пора­деть род­но­му чело­веч­ку! (А.Грибоедов)

Нам не видать таких сра­же­ний! (М. Лермонтов)

Уж не меч­тать о неж­но­сти, о сла­ве (А. Блок).

Несогласованное определение

Глагол в началь­ной фор­ме может пояс­нять суще­стви­тель­ное. Тогда он явля­ет­ся несо­гла­со­ван­ным опре­де­ле­ни­ем.

Примеры пред­ло­же­ний:

Всякий охот­ник пой­мет мое жела­ние (какое?) схва­тить зве­ря и сде­лать его сво­им.

Ее мане­ра (какая?) гово­рить полу­шё­по­том раз­дра­жа­ла меня.

Стремление (какое?) выжить в этих экс­тре­маль­ных усло­ви­ях не поки­да­ло нас.

Умение (какое?) фан­та­зи­ро­вать было у неё с само­го дет­ства.

Знаешь мане­ру нашей мамы уте­шать всех?

Её готов­ность помочь нам была весь­ма кста­ти.

Обратим вни­ма­ние, что под­ле­жа­щи­ми в пред­ло­же­ни­ях, где неопре­де­лён­ная фор­ма гла­го­ла высту­па­ет в син­так­си­че­ской роли несо­гла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния, явля­ют­ся абстракт­ные суще­стви­тель­ные:

  • жела­ние
  • стрем­ле­ние
  • готов­ность
  • мане­ра
  • при­выч­ка
  • уме­ние
  • повод
  • шанс и пр.

Обстоятельство цели

Обстоятельством цели инфи­ни­тив высту­па­ет в пред­ло­же­ни­ях, в кото­рых глагол-сказуемое обо­зна­ча­ет дви­же­ние (ехать, лететь, бегать, идти, ска­кать, пой­ти, бро­сить­ся, сидеть и пр.).

В таком слу­чае после глагола-сказуемого мож­но вста­вить союз цели «что­бы», и пред­ло­же­ние пре­вра­тит­ся в слож­но­под­чи­нен­ное с при­да­точ­ной цели.

Примеры пред­ло­же­ний:

Ранним утром мы отпра­ви­лись в лес (с какой целью?) (что­бы) собрать гри­бы после вче­раш­не­го дождя.

Поздно ночью я вышел к колод­цу (с какой целью?) (что­бы) напить­ся воды из колод­ца.

Со все­го мира люди при­ез­жа­ют (с какой целью?) полю­бо­вать­ся кра­со­той Янтарной ком­на­ты.

На одной из стан­ций мы вышли из ваго­на (с какой целью?) (что­бы) про­гу­лять­ся по плат­фор­ме.

Я бегу вниз (с какой целью?) узнать, что за на шум доно­сит­ся из кух­ни.

Я при­е­хал сюда (с какой целью?) рабо­тать, а не раз­вле­кать­ся.

Инфинитив в роли дополнения

В роли допол­не­ния инфи­ни­тив отно­сит­ся к объ­ек­ту, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие субъ­ек­та.

Пример:

Витя попро­сил сест­ру помочь ему.

Витя — субъ­ект, он попро­сил кого? сест­ру — это объ­ект дей­ствия. Попросил о чем? — помочь.

Инфинитив «помочь» явля­ет­ся допол­не­ни­ем. Примечательно, что гла­гол

«попро­сил» отно­сит­ся к под­ле­жа­ще­му. Это про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое.

Инфинитив обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое будет выпол­нять лицо, обо­зна­чен­ное суще­стви­тель­ным «сест­ра» в роли пря­мо­го допол­не­ния. Два гла­го­ла отно­сят­ся к раз­ным чле­нам пред­ло­же­ния. Этим отли­ча­ет­ся такая син­так­си­че­ская ситу­а­ция от пред­ло­же­ний с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, кото­рое отно­сит­ся толь­ко к под­ле­жа­ще­му.

Сравните:

Витя хотел помочь сест­ре в учё­бе.

Еще при­ме­ры пред­ло­же­ний с инфинитивом-дополнением:

Друг уго­во­рил меня (о чем?) поехать с ним на фут­бол.

Геологи попро­си­ли мест­но­го жите­ля (о чем?) довез­ти их до руд­ни­ка.

Нас про­си­ли (о чём?) подой­ти к режис­се­ру спек­так­ля тот­час.

Видеоурок «Синтаксическая роль инфинитива»

russkiiyazyk.ru

Синтаксическая роль инфинитива в русском языке

Синтаксическая роль инфинитива

Среди глагольных форм инфинитив занимает особое место, т.к. может выступать в роли любого члена предложения.

Основная цель данной статьи – обобщение сведений о синтаксической функции инфинитива.

Инфинитив в роли главных членов предложения

Выступая в роли подлежащего, инфинитив называет действие или состояние как предмет высказывания.

Варианты: 1. Оба главных члена – глаголы в неопределенной форме: Повторять да учить – ум точить. 2. Один — существительное в именительном падеже, другой — инфинитив: Учиться – наша задача. Заниматься шахматами его главное занятие в жизни.

Какие могут возникнуть трудности при синтаксическом анализе предложения?

Не всегда очевидно, каким именно членом предложения является глагол в неопределенной форме. Независимый инфинитив, стоящий на первом месте в предложении

, интонационно отделенный от сказуемого и называющий независимое действие, характеристика которого содержится в сказуемом, является подлежащим: Убедить его в чем-нибудь было делом нелегким. Жить на земле – славное занятие. Любить тебя – большое испытание.

Но инфинитив-подлежащее может стоять и после сказуемого, если оно имеет оценочное значение: Самое страшное в нашей работе – остановиться в своем росте. Его делом было опекать младших и заботиться о старших. Напрасный труд – удить без крючка и учиться без книги.

Если при одном из главных членов есть связка ЭТО, то ясно, что перед нами сказуемое, а инфинитив — подлежащее: Это против нашего закона – поминать старое. Какое это счастье – уважать родителей.

Инфинитив-подлежащее, как и инфинитив-сказуемое, может включать зависимые от него слова, если один глагол не передает смысла высказывания. Нередко это встречается в пословицах, афоризмах: У вора воровать – только время терять. Дурака учить – что мертвого лечить. Песню играть – не поле орать. Ничего не делать – тяжелая работа. Дом вести – не бородой трясти. Чай пить – не дрова рубить. О решенном говорить – только путать.

Сочетание инфинитива со словами на –О:

  1. Если инфинитив стоит на первом месте в предложении, а дальше следует слово на –О, перед нами двусоставное предложение с подлежащим — инфинитивом: Бегать по утрам полезно. Шутить с врагом опасно.

  2. Перестановка инфинитива на второе место после слова на –О, являющегося категорией состояния, превращает предложение в безличное: Бесполезно спорить с ним. Непросто было добраться до работы в этот день из-за метели.

  3. Наличие при инфинитиве слов категории состояния надо, нужно, необходимо, нельзя, можно и др. говорит о том, что это сказуемое безличных предложений, независимо от порядка слов: У вас тут можно заблудиться. Спрашивать об этом было нельзя.

Независимый инфинитив может выступать в роли сказуемого в односоставных инфинитивных предложениях (в школьных учебниках они рассматриваются как разновидность безличных конструкций): Выйти из строя! С кем бы поспорить?

Употребление инфинитива в составном глагольном сказуемом. Оно имеет две части: вспомогательную и основную. Первая передает грамматическое значение наклонения, времени, лица, числа или рода, вторая (инфинитив) – основное лексическое значение: Спортсмены начали соревноваться. Мы хотим встретиться снова.

Внимание! При наличии двух глаголов (спрягаемого и инфинитива) оба входят в состав глагольного сказуемого, если действия относятся к одному лицу – субъекту действия: Чины людьми даются, а люди могут обмануться. (Грибоедов) Если же действия совершают разные лица, тогда инфинитив не является частью составного глагольного сказуемого, а выступает в роли второстепенного члена: Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам. (Грибоедов)

Инфинитив в роли второстепенных членов предложения

Несогласованное определение.

  1. Инфинитив поясняет существительные с модальным значением возможности, необходимости, желательности, волеизъявления и др.: Возникла острая необходимость поговорить. Неожиданно появилась возможность поскорее уехать из этого города.

  2. Иногда инфинитив определяет отвлеченные существительные с другим значением: Меня раздражает твоя манера постоянно спорить. Путешественников не покидала мысль вернуться к острову.

Дополнение.

Если спрягаемый глагол имеет полноценное лексическое значение, а действия глаголов относятся к разным лицам: В детстве отец учил меня ловить рыбу. Советую вам прочитать эту книгу.

Обстоятельство цели.

Если инфинитив относится к глаголам движения: Чичиков ушел в комнату одеться и умыться. Вечером мы вышли на набережную посмотреть на корабли.

Слотина Надежда Станиславовна, учитель русского языка и литературы КОГОАУ КФМЛ

infourok.ru

Инфинитив в русском языке. Примеры

Инфинитив — это неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла, кото­рая явля­ет­ся началь­ной фор­мой слов этой части речи.

Лингвистический тер­мин «инфи­ни­тив» име­ет латин­ское про­ис­хож­де­ние. Латинское сло­во infinitivus (modus) бук­валь­но зна­чит «неопре­де­лен­ный».

В рус­ском язы­ке этим грам­ма­ти­че­ским тер­ми­ном назы­ва­ет­ся неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла, кото­рая отве­ча­ет на вопро­сы:

  •  что делать? пла­вать;
  •  что сде­лать? пере­плыть.

Определение

Инфинитив — это началь­ная фор­ма гла­го­ла, обо­зна­ча­ю­щая обоб­щён­ное наиме­но­ва­ние дей­ствия или состо­я­ния пред­ме­та без ука­за­ния на накло­не­ние, вре­мя, лицо, чис­ло, род.

Инфинитив - это...

Инфинитив - это...

Среди мно­же­ства гла­голь­ных форм инфи­ни­тив мож­но узнать по спе­ци­фич­ным окон­ча­ни­ям (суф­фик­сам) -ть, -ти, напри­мер:

  • (что делать?) петь, читать, рисо­вать, кра­сить, нести;
  • (что сде­лать?) спеть, про­чи­тать, нари­со­вать, покра­сить, при­не­сти.

Окончание -ть пишет­ся после любой глас­ной осно­вы инфи­ни­ти­ва:

  • сочетать
  • тонуть
  • полоть
  • пилить
  • умыть
  • выздо­роветь
  • сеять.

Окончание -ти, как пра­ви­ло, име­ют инфи­ни­ти­вы, осно­ва кото­рых закан­чи­ва­ет­ся соглас­ным:

  • везти
  • войти
  • ползти
  • нести
  • плести
  • пасти
  • трясти
  • расти.

Отметим ряд гла­го­лов с конеч­ным -чь, кото­рое явля­ет­ся в их мор­фем­ном соста­ве при­над­леж­но­стью кор­ня, а не окон­ча­ни­ем, напри­мер:

  • предосте­речь
  • приберечь
  • отвлечь
  • засечь
  • стричь
  • сжечь
  • печь (пиро­ги).

Грамматические признаки инфинитива

Инфинитив, обо­зна­чая обоб­щен­ное дей­ствие, име­ет толь­ко посто­ян­ные гла­голь­ные при­зна­ки:

  1. вид совер­шен­ный или несо­вер­шен­ный;
  2. переходность/непереходность;
  3. возвратность/невозвратность;
  4. спря­же­ние.

Понаблюдаем:

Я и рань­ше ходил в лес гулять (В. Солоухин).

(Что делать?) гулять — гла­гол; обо­зна­ча­ет дей­ствие;

  • неопре­де­лен­ная фор­ма;
  • несо­вер­шен­ный вид;
  • непе­ре­ход­ный;
  • невоз­врат­ный;
  • I спря­же­ние.
  • Синтаксическая роль — обсто­я­тель­ство цели.

Рахманинов задум­чи­во пере­би­рал кисти сире­ни. Он хотел понять, поче­му его так тро­ну­ла и стран­но взвол­но­ва­ла эта встре­ча (Ю. Нагибин).

(Что сде­лать?) понять — гла­гол, обо­зна­ча­ет состо­я­ние;

  • неопре­де­лен­ная фор­ма;
  • совер­шен­ный вид;
  • пере­ход­ный;
  • невоз­врат­ный;
  • I спря­же­ние.
  • Синтаксическая роль — часть состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го (хотел понять).

Инфинитив и его синтаксическая роль

Синтаксические функ­ции неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла шире и раз­но­об­раз­нее, чем у дру­гих гла­голь­ных форм. Как вид­но из при­ве­дён­ных при­ме­ров мор­фем­ных раз­бо­ров неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­лов, инфи­ни­тив может выпол­нять роль любо­го чле­на пред­ло­же­ния.

Например:

1. под­ле­жа­щее

Говорить с ним сей­час об этом не име­ло ника­ко­го смыс­ла.

Инфинитив в роли подлежащего

Инфинитив в роли подлежащего

2. часть ска­зу­е­мо­го

Мне хочет­ся поехать на море.

Инфинитив в роли сказуемого

Инфинитив в роли сказуемого

3. допол­не­ние

Он попро­сил нас (о чём?) повто­рить эту новость еще раз.

Инфинитив в роли дополнения

Инфинитив в роли дополнения

4. несо­гла­со­ван­ное опре­де­ле­ние

Летом труд­но отка­зать­ся от воз­мож­но­сти (какой?) пере­но­че­вать на сено­ва­ле.

Инфинитив в роли определения

Инфинитив в роли определения

5. обсто­я­тель­ство цели

Вечером мы вышли на набе­реж­ную (с какой целью?) послу­шать  мор­ской при­бой.

Инфинитив в роли обстоятельства

Инфинитив в роли обстоятельства

Инфинитив спо­со­бен управ­лять опре­де­лен­ным паде­жом суще­стви­тель­но­го (место­име­ния), напри­мер:

  • достиг­нуть (чего?) достат­ка, бере­га;
  • асси­сти­ро­вать (кому?) про­фес­со­ру, хирур­гу;
  • гаран­ти­ро­вать (что?) хоро­шее обслу­жи­ва­ние;
  • избрать (кем?) пред­се­да­те­лем, сек­ре­та­рём;
  • бес­по­ко­ить­ся (о ком? о чём?) о сыне, о доче­ри, о здо­ро­вье.

Синтаксическая роль инфинитива

Синтаксическая роль инфинитива

Основа инфинитива

В рус­ской мор­фо­ло­гии у гла­го­ла раз­ли­ча­ют:

  • осно­ву насто­я­ще­го вре­ме­ни;
  • осно­ву инфи­ни­ти­ва.

Основу неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла полу­чим, не учи­ты­вая окон­ча­ния -ть или -ти:

  • у гла­го­ла «пол­зать» осно­вой инфи­ни­ти­ва явля­ет­ся часть полза-;
  • у гла­го­ла «под­вез­ти» осно­вой явля­ет­ся часть подвез-.

Основа инфи­ни­ти­ва слу­жит фор­мо­об­ра­зу­ю­щим нача­лом:

1. для гла­го­лов про­шед­ше­го вре­ме­ни:

  • пол­зать — пол­зал, пол­за­ла, пол­за­ло, пол­за­ли;
  • под­везти — под­вез, под­вез­ла, под­вез­ло, под­вез­ли;

2. для гла­го­лов услов­но­го накло­не­ния:

  • пол­зал бы; пол­за­ла бы, пол­за­ло бы, пол­за­ли бы;
  • под­вез бы, под­вез­ла бы, под­вез­ло бы, под­вез­ли бы;

3. для дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни:

  • пол­зать — пол­зав­ший;
  • под­везти — под­вёз­ший;

4. для стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни:

  • выстра­дать — выстра­дан­ный;
  • рас­сеять — рас­се­ян­ный;

5. для дее­при­ча­стий совер­шен­но­го вида:

  • сде­лать — сде­лав;
  • отве­тить — отве­тив.

Видеоурок «Инфинитив — неопределенная форма глагола»

Синтаксическая роль инфинитиваСинтаксическая роль инфинитива

russkiiyazyk.ru

Синтаксические свойства инфинитива (упражнения и тест)

Упражнение 1.

Спишите, определите, каким членом предложения являются подчеркнутые слова.

1. Я быстро стал спускаться с холма
2. Надо уважать старость.
3. Бегать по эскалатору запрещается.
4. Сестра просила нас вернуться к вечеру.
5. По окончании школы я буду поступать в институт.
6. У него появилось желание убежать отсюда.
7. Ходить по земле босиком – большое удовольствие.
8. Он поехал в санаторий подлечиться.
9. В одиночестве способен жить не каждый.


Упражнение 2.

Выделите грамматические основы предложений. Определите тип сказуемых. Определите синтаксическую роль инфинитива.

1. Он боялся идти к врачам.
2. Приходил лакей звать меня к княгине.
3. Старуха ушла хлопотать об отъезде.
4. Он попросил меня похлопотать об отъезде.
5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком.
6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь.
7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня.
8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить.
9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле.
10. Долго будет моросить осенний дождь.
11. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь.
12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи.
13. Стали носиться зловещие слухи.
14. Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать.
15. Море временами совсем переставало шуметь.
16. А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься.
17. Антоненко приказал людям покинуть баржу.
18. Я не позволю в своём присутствии плохо отзываться о жизни.
19. Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл.
20. Она даже не успела поздороваться с ним.


Упражнение 3.

Определите синтаксическую роль инфинитива, учитывая: 1)смысловое значение личного глагола и инфинитива, 2)то, к чему относится действие или признак,  обозначаемый  глаголами в инфинитиве.

1.    Скоро весенний  лес будет встречать  своих пернатых хозяев.
2.    Встречать отца из дальнего плавания – большая радость для нас.
3.    Вечером  сестра  пошла на вокзал  встречать  своего брата, возвращавшегося из лагеря.
4.    Творческий актив школы получил право встречать делегацию из Англии.
5.    Наш класс получил право встретить гостей, приехавших на  открытие нашего школьного музея.


Упражнение 4.

Определите, в роли каких второстепенных членов предложения выступает инфинитив.

1. Мысль не застать ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце.
2. Что ж, желаю тебе хорошо повеселиться.
3. Капитан Тушин послал одного из солдат отыскивать перевязочный пункт или лекаря.
4. А едем мы теперь искать Палицыно.
5. Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.
6. У меня врожденная страсть противоречить.
7. На следующий год Невзоров поехал учиться за границу.
8. Привычка находить во всем только сменную сторону есть самый верный признак мелкой души, ибо смешное всегда лежит на поверхности.
9. Доктор рекомендовал мне больше двигаться.
10. Логика — это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте.


Упражнение 5.

Запишите предложения, объясните знаки препинания, определите роль инфинитива.

1.    Лейтенант выходит выяснить, есть ли связь.
2.    Отправляйся проверить, а мы подождем.
3.    Были у меня и личные причины поехать в отпуск именно на Кавказ.
4.    Иван Ефимович, что вы будете делать после войны?
5.    Уточнить сведения помогли в архиве.
6.    Дороги начинали раскисать буквально на глазах.
7.    Отказаться неудобно.
8.    У командира была способность быстро принимать решения.
9.    Дивизия продолжала двигаться вперед.
10.    Упираясь руками в борта, мы помогали машине выбраться на луг.


Упражнение 6.

Составьте предложение так, чтобы инфинитив был частью составного глагольного сказуемого и другим членом предложения.

Рассказать, поторопиться, отгадать, выполнить, узнать, переделать.
Какой может быть в предложении синтаксическая роль инфинитива?


Упражнение 7.

Перестройте предложения так, чтобы инфинитив был в них 1)подлежащим, 2)сказуемым.

1.    Научиться играть на скрипке – моя большая мечта.
2.    Перечитывать  произведения классической литературы – занятие и полезное, и нужное.
3.    Объяснить постановку знаков препинания при стечении союзов – задание повышенной трудности.
4.    Лагерь, где я буду отдыхать летом, находится  у берегов озера Байкал.
5.    К празднику наш класс должен будет подготовить концерт.


Упражнение 8.

Придумайте предложения, в которых инфинитив является:

1)подлежащим; 2)сказуемым; 3) дополнением; 4)обстоятельством цели; 5)определением.


Упражнение 9.

Вставьте пропущенные буквы, обоснуйте написание слов с орфограммами, подчеркните грамматическую основу предложения, определите тип сказуемых и синтаксическую роль инфинитива. Какова роль инфинитива в предложении?

1) И жизнь хороша, и жить хорошо! (В.Маяковский) 2) Обломов стал читать вслух. (И.Гончаров) 3) Не нагнать тебе беш_ной тройки! (Н.Некрасов) 4) Леса учат человека пон_мать пр_красное. (А.Чехов) 5) Пут_шествовать по родному краю – большое удовольствие. 6) Не раз поднималось в ее душе непр_одолимое желание высказать все без утайки. (И.Тургенев) 7) Мы шли свободу отстоять, избавить свет от тьмы. (М.Исаковский) 8) Он ездил в лесной г_р_док походить на лыжах. (В.Каверин) 9) Грус_но нам слушать осен_юю вьюгу. (Н.Некрасов) 10) Готовит_ся к экзамену не так-то просто. 11) Задача космонавтов по возвращени_ из полета – обработать и обобщить результаты ис_ледований. 12) Наиболее целеустремле_ые студенты будут учит_ся по особой програм_е. 13) Отряд начал продв_гат_ся в глубь леса. 14) На станци_ Зима мы сошли пообедать. (В.Вересаев) 15) Пр_рода учит нас пон_мать пр_красное. (К.Паустовский) 16) И уже несколько раз р_саж_вался Иуда о_дохнуть… (Л.Андреев) 17) Я опутал повод_я около руки и сла_ко заснул в ожидани_ приказа и_ти вперед. (А.Пушкин)


Упражнение 10.

Определите, каким членом предложения является инфинитив. Сопоставьте два предложения (см. часть А). Укажите в каждом из них тип сказуемого. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

А. 1) Мы решили поговорить о деле. – Мы приехали поговорить о деле. 2) Я хочу дополнительно заниматься химией. – Я остался после уроков заниматься химией. 3) Туристы решили отдохнуть на берегу озера. – Туристы остановились отдохнуть. 4) Я пришла просить вашей помощи. – Я буду просить вашей помощи. 5) Отец обещал купить мне лыжи. – Мы с отцом пошли в магазин купить лыжи. 6) Всем полезно дышать свежим воздухом. – Вечером мы вышли подышать свежим воздухом. 7) Я пошел мириться с товарищем. – Он не хотел мириться с несправедливостью.
Б. 1) П_сатель начал работать над книгой. 2) Ему рекоменд_вали жить в деревне. 3) Он прин_л решение молчать. 4) Я вышел осв_ж_ся. 5) Ребята решили искупа_ся. 6) Я пр_шел прости_ся. 7) Мне предл_жили выучить монолог Хлестакова. 8) У нее была пр_вычка опаздывать. 9) Брат просил меня встрети_ся с ним. 10) Путники ост_новились отдохнуть. 11) Пут_шестве_ики еще _делали усилие пройти несколько вперед. (Н.Гоголь) 12) На вербную неделю в Петербург пр_е_жали фин_ы катать детей в своих крест_янских санках. (Д.Лихачев) шел умолять вас об одной милости. 2) Вспомните Чаплицкого, которому помогли вы от_гра_ся. 3) Я в_лел ямщику ехать. 4) Я в к_ротких словах об_яснил ему, что я по_сорился с Алексеем Иванычем, а его, Ивана Игнат_ича, прошу быть моим секундантом… 5) Я испугался и стал просить Ивана Игнат_ича н_чего (не)сказывать коменданту… 6) Василиса Егоровна ушла хл_п_тать об от_езд_ дочер_. 7) Я сп_шил в дом св_ще_ика увиде_ся с Мар_ей Ивановной. 8) Ступай: наш батюшка велел впустить офицера. 9) Народ пош_л пров_жать Пугачева. 10) Пугачев вес_ло со мною позд_ровался и велел мне с_ди_ся с ним в кибитку. 11) Он сам [Зурин] вышел на улицу извиня_ся перед Мар_ей Ивановной в (не)вольном (не) доразумени_ и пр_казал вахмистру отв_сти ей лучшую квартиру в город_. 12) В Ларсе ост_н_вились мы ноч_вать. Он [француз] совет_вал нам бросить экипаж в Коби и ехать верхом. 13) Мар_я Ивановна пошла прости_ся с могилами своих родителей, похороне_ых за церк_в_ю. 14) На другой день войска, пр_след_вавшие (не)приятеля, получили приказ возвр_ти_ся в лагерь. (А.Пушкин)


Упражнение 11.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Определите члены предложения, объясните синтаксическую роль инфинитива. Расставьте знаки препинания.

А. 1) Мономахов венец Соф_я пр_казала не давать. 2) В слободе мальчиков знали хорошо приветливо пустили н_ч_вать. 3) Соф_я уехала в село Коломенское и послала бирючей по уездам созывать дв_рянское оп_лчение. 4) [Меншиков] часто сманивал Петра с генералами мастерами ден_щиками и карлами гулять и шалить на Кукуе… 5) Трудно было боярам реши_ся пролить кровь столь древн_ рода. 6) Ужинать ко мне его пр_ведеш_. (А.Н. Толстой)

Б. 1) Барыня разгневалась расплакалась велела от_скать его. (И.Тургенев) 2) Пом_шать всякий может а помоч_ и х_тели бы да не могут! (Д.Гранин) 3) Постигнуть глубины профес_и_м_шали лень необ_зательность отсутствие интереса к спец_альност_. (В.Корецкий) 4) Что требуется от пастуха? Основная его задача обеспечить животным сытую жизнь без которой не будет у людей ни молока ни масла ни мяса. 5) Его попр_сили подождать. (А.Куприн) 6) Я велел пол_жить чемодан в свою теле_ку зам_нить быков лошадьми и в последний раз огл_нулся вниз на д_лину… (М.Лермонтов) 7) Я старался понравит_ся княгине заставлял ее несколько раз смея_ся от души… (М.Лермонтов) 8) Долго противился я искушению пр_леч_ где-нибудь в тени. (И.Тургенев)

В. 1) Марья Ивановна подошла зд_рова_ся с пап_нькой и мам_нькой. (А.Пушкин) 2) Вдруг Марья Ивановна тут же с_девшая за работой об_явила что (не)обходимость заст_вляет ее ехать в П_тербург и что она просит дать ей способ отправит_ся. 3) Обед кончился большие пошли в к_бинет пить кофе а мы поб_жали в сад шаркать ногами по доро_кам покрытым упавшими ж_лтыми лист_ями и разг_варивать. (Л.Толстой) 4) Фоке пр_каза_о было затв_рить все двери в комнат_. (Л.Толстой) 5) Когда нас оделили морож_ым и фруктами делать на ковре было (не)чего и мы (не)смотря на косые п_лящие лучи солнца встали и отправились гулять. (Л.Толстой) 6) Тут Бездомный _делал попытку пр_кратить замуч_вшую его икоту… (М.Булгаков) 7) (В)заключени_ попросили ра_сказать о вчерашн_м прои_шестви_ на Патриарших прудах но очень (не)пр_ст_вали сообщению о Понти_ Пилат_ (не)уд_влялись. 8) Попытки поэта соч_нить за_вление (на)счет страшного консультанта (не)пр_вели (н_)к(чему). (М.Булгаков)


Упражнение 12.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните все члены предложения. Какие синтаксические функции выполняет в этих предложениях инфинитив?

1.    Стыд есть драгоценнейшая способность человека ставить свои поступки в соответствие с  требованиями той высшей совести которая завещана историей человечества. (М. С-Щедрин.)

2.    Дать можно только богатому и помочь можно  только сильному вот опыт всей моей жизни. (М. Цветаева.)

3.    Любить видеть человека таким каким его создал Бог и не осуществили родители. Не любить видеть таким  каким его осуществили родители.  Разлюбить видеть вместо него стол, стул. (М. Цветаева.)

4.    Любить свою Родину значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества. (В. Белинский.)

5.    Большая воля это не только умение чего-то пожелать и добиться но и умение заставить себя отказаться от чего-то когда это нужно. (А. Макаренко.)

6.    Я не должна сметь говорить вам об этом. (И. Тургенев.)

7.    Шубин хотел начать работать но глина крошилась. (И. Тургенев.)

8.    Никто из них не хотел начинать разговор первым. (С. Крутилин.)

9.    Человек никогда не должен терять способность удивляться. (К. Паустовский.)

10.    В представлении Феди настоящий писатель был существом легендарным. Он должен был все знать все видеть все понимать  все великолепно делать. (К. Паустовский.)

11.    За этот год я научился огонь и воду понимать. (Я. Смеляков.)

12.    О, я хочу безумно жить:

Все сущее – увековечить
безумное – вочеловечить
Несбывшееся – воплотить! (А. Блок.)

13.    Я пришел к тебе с приветом рассказать что солнце встало… (А. Фет.)

14.    Татьяна по совету няни
Сбираясь ночью ворожить
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть… (А. Пушкин.)

15.    Сходить с горы по черному дубняку было труднее чем подниматься. (Н. Ляшко.)

16.    Назвать значит узнать и следовательно познать. (В. Брюсов.)

17.     Есть время работать и есть веселиться. (Пословица.)

18.    Во время учений нам приказали развернуть антенны рядом с владениями Кима. (О. Приходько.)

19.    Однажды Падеревский концертировал в Лондоне. В зале было душно и две дамы попросили открыть окно. Образовался сильный сквозняк. Падеревский обратился к дамам: «Вынужден просить закрыть окно. Нельзя ведь сразу получать два удовольствия: слушать хорошую музыку и убивать пианиста».

20.    Человек никогда не должен терять способность удивляться. Ежели он настоящий человек а не портфель набитый бумагами. (К. Паустовский.)

 

Тест по теме «Синтаксические свойства инфинитива»


1. В каком предложении инфинитив является подлежащим?

1) Жалко было глядеть на него.
2) Какое это большое удовольствие – бродить в лесу!
3) Любить иных – тяжелый крест, а ты прекрасна без извилин.
4) Ученого учить – лишь дело волочить.


2. В каких предложениях инфинитив не является подлежащим?

1) Терпеть не могу менять знакомое на безвестное.
2) Федор, не выпускать его никуда!
3) Давать советы легко, а исполнять трудно.
4) Как-то напрашиваться в дом неловко.


3. В каких предложениях инфинитив является частью сказуемого?

1) Случалось ли ненастной вам порой дня зимнего, при позднем тихом свете, сидеть одним, без свечки в кабинете?
2) Он всегда готов помочь и советом, и делом.
3) Потерять семью не стыдно – не твоя была вина.
4) Потерять башку – обидно, только что ж, на то война. (А.Т.)


4. В каких предложениях инфинитив не входит в состав сказуемого?

1) Иван Иванович был человек солидный, самого тонкого обращения, терпеть не мог грубых или непристойных слов.
2) Ноздрев продолжал хохотать во все горло.
3) Тетушка пригласила оба семейства погостить к себе недели на две.
4) Говорить с ней было легко.


5. Установите соотношение между выделенным словом и его ролью в предложении.

1) Какое это большое удовольствие – бродить в лесу.
2) Священное уменье говорить дано нам.
3) Красиво мерзнет на параде, а греться едет в караул.
4) Боюсь не смерти я, о нет! Боюсь исчезнуть совершенно.

а) дополнение
б) обстоятельство
в) определение
г) сказуемое


6. В каких предложениях инфинитив является дополнением?

1) Попытка решить задачу кратчайшим путем не удалась.
2) Я велел обеим пить по два стакана в день минеральной воды и купаться два раза в неделю в разводной ванне.
3) Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.
4) Все просили ее спеть что-нибудь.


7. В каких предложениях инфинитив не является определением?

1) Пьер сел в коляску с намерением ехать домой.
2) Троекуров велел гостям убираться.
3) Под стук колес писатель быстро набрасывал строку за строкой, боясь упустить рождающийся замысел.
4) Пускаюсь ныне в новый путь от жизни прошлой отдохнуть.


8. В каких предложениях инфинитив является обстоятельством?

1) Так как у нас были каникулы, каждый день мы ходили в Новодевичий монастырь рисовать ландшафты.
2) Чичиков ушел в комнату одеться и умыться.
3) Она сказала это довольно громко и, вероятно, с намерением кольнуть меня.
4) Петрушке приказано было оставаться дома, смотреть за комнатой и чемоданом.


9. Укажите номера предложений, в которых инфинитив не входит в состав сказуемого.

1. На место, к березовому токовищу, мы пришли только под вечер и, как водится, тотчас начали приготовляться к ночлегу. 2. Еще до прилета птиц (глухари слетаются на ток на закате солнца) нужно нарубить дров, приготовить из веток постели. 3. Здесь, у охотничьего костра, я предполагал провести не одну ночь. 4. Вечером, приготовив ночлег, мы разделились. 5. Спутник отправился искать соседние токовища, а я остался один. 6. Проводив приятеля, я затоптал костер, взял ружье и не торопясь направился в ток. 7. Под старой березой я выбрал высокую кочку и, закурив трубочку, приготовился слушать и наблюдать. 8. Еще никогда не доводилось мне видеть на токах такого необычайного количества глухарей. 9. Я сидел очарованный, не шевелясь, боясь двинуться. (по И. Соколову-Микитову)


10. Укажите номера предложений, в которых есть инфинитив, выполняющий функцию определения.

1. Река Белая начала выступать из берегов и затоплять луговую сторону. 2. Отец мой утверждал, что трудно проехать по тем местам, которые были залиты весеннею водою. 3. Но мне все такие препятствия казались совершенно не стоящими внимания. 4. Желание скорее переехать в Сергеевку сделалось у меня болезненным устремлением всех моих помышлений и чувств к одному предмету; 5. Я уже не мог ничем заниматься, скучал и привередничал. 6. Можно было предвидеть и должно было принять меры, чтобы укротить во мне эту страстность, эту способность увлекаться до самозабвения и впадать в крайности. (по С. Аксакову)


                                                         Ответы:

 

 

videotutor-rusyaz.ru

План-конспект по русскому языку «Синтаксическая роль инфинитива» (8 класс)

План-конспект урока по русскому языку.

Ссылка на учебник: https://alleng.org/d/rusl/rusl829.htm

Тема: Синтаксическая роль инфинитива.

Цель урока: формирование умения находить и правильно определять синтаксическую роль инфинитива.

Задачи: 1) образовательные: ознакомить со способами выражения инфинитива в роли разных членов предложения; повторить прошлую тему: «Обстоятельство».

2) развивающие: развивать устную связную речь, словарный запас, память, зрительное внимание.

3) воспитательные: развивать интерес к изучению языка, формировать ценностное отношение к русскому языку, воспитывать нравственные качества личности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник по русскому языку 8 класса, раздаточный материал, иллюстративный материал, мультимедийная установка.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

«Здравствуйте, ребята. Начнём наш урок. Проверьте, пожалуйста, у всех ли есть учебники, тетради и ручки. Проверили? Хорошо, сейчас мы отметим отсутствующих и начнём урок.

  1. Объявление темы и целей.

«Ребята, тема нашего сегодняшнего урока – синтаксическая роль инфинитива. Наша задача сегодня – научиться определять эту синтаксическую роль в разных предложениях, а также закрепить знания об обстоятельствах. Начнём».

  1. Опрос.

Ребята, у вас возникли какие-нибудь затруднения с выполнением домашнего задания? Хорошо, Давайте его проверим.

  1. Проверка домашнего задания. «Дома вам было нужно было выполнить задание в карточках. Способ проверки – выборочная проверка.

Думаю, вы хорошо справились с домашним заданием.

  1. Фронтальный опрос. Молодцы. Теперь давайте повторим то, что изучили на прошлом уроке. Закройте, пожалуйста, учебники и вспомните то, что вы повторяли дома. Итак:

  • Что такое обстоятельство? (Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, направление, время, причину, цель, условие, образ и степень действия, характеризует обычно сказуемое и отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? зачем? почему? как? при каком условии? и др.)

  • Какие есть виды обстоятельств? (места, времени, причины, цели, условия, уступки, образа действия и степени.)

  • Какими частями речи могут выражаться обстоятельства? (наречием, существительным в косвенных падежах, сочетанием слов, деепричастием и деепричастным оборотом)

  1. Объяснение нового материала.

А) Наблюдение над языковым материалом.

Записать на доске предложения.

Есть мечта – уехать отсюда

Улыбаться легко.

Он ездит работать.

Она будет его видеть.

Они приказали поймать его.

Я решил проводить его.

.

Ребята, давайте вспомним, что такое инфинитив. (Неопределённая форма глагола)

Как видим, инфинитив выражается разными членами предложения, всегда нужно быть внимательными. Рассмотрим таблицу.

Б) Чтение правила. Сейчас мы внимательно рассмотрим таблицу, которую я вам раздал и постараемся её запомнить.

Раздать карточки

Мы уже рассматривали этот материал на прошлом уроке, вам не состоит труда запомнить его.

(Читает 1 ученик).

Ответьте, пожалуйста:

  • Какими членами предложения выражается инфинитив? (Подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством, определением)

  1. Физкультминутка. «Хорошо, дети, давайте на минуту отвлечёмся от учёбы и сделаем физкультминутку. Встаньте и следуйте моим инструкциям:

Одолела вас дремота,

Шевельнуться неохота?

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх побольше потянитесь,

(Руки вверх, потянулись.)

Окончательно проснитесь.

Руки вытянуть пошире.

(Руки в стороны.)

На секундочки четыре.

Наклониться хоть немного

(Наклоны туловища.)

И изобразить дорогу.

(Шаги на месте.)

На носок, на пятку встаньте

И тихонько вместе сядьте.

Молодцы! Продолжаем урок».

  1. Закрепление материала на теоретическом уровне.

А) (Работа у доски) Хорошо, ребята, давайте выполним следующее заданием в карточках. Нам нужно выяснить, чем является инфинитив: дополнением, управлением или обстоятельством? (У доски работают 3 ученика)

  1. Попытка решить задачу кратчайшим путем не удалась.

  2. Я велел обеим пить по два стакана в день минеральной воды и купаться два раза в неделю в разводной ванне.

  3. Все просили ее спеть что-нибудь.

  4. Пьер сел в коляску с намерением ехать домой. («Война и мир» Л.Толстой)

  5. Троекуров велел гостям убираться. («Дубровский» А. Пушкин)

  6. Под стук колес писатель боялся упустить рождающийся замысел.

  7. Пускаюсь ныне в новый путь от жизни прошлой отдохнуть. («Евгений Онегин» А. Пушкин)

  8. Так как у нас были каникулы, каждый день мы ходили в Новодевичий монастырь рисовать ландшафты.

  9. Чичиков ушел в комнату одеться и умыться. («Мёртвые души» Н.Гоголь)

  10. Она сказала это довольно громко и с намерением кольнуть меня.

  11. Петрушке приказано было оставаться дома, смотреть за комнатой и чемоданом.

  12. Красиво мерзнет на параде, а греться едет в караул.

Показать иллюстрацию моря. Ребята, обратите внимание на предложения. Некоторые из них взяты из произведений русской литературы. Может, вы узнали, из каких именно?

Если до этого вам казалось, что инфинитивы выполняют функции всех членов предложения совсем недавно, то убедитесь, что в русской литературе они уже давно играют разные роли в предложениях.

  1. Подведение итогов урока. Ребята, давайте подведём итог того, что же мы сегодня узнали.

  • Ребята, давайте вспомним, что такое инфинитив. (Неопределённая форма глагола)

  • Какими членами предложения выражается инфинитив? (Инфинитив выражается разными членами предложения)

  1. Домашнее задание. Придумать 6 примеров употребления инфинитива в роли разных членов предложения.

infourok.ru

Что такое синтаксическая роль в предложении

Выполнить синтаксический разбор предложения означает определить синтаксическую роль (синтаксическую функцию) каждого члена предложения. Что такое синтаксическая роль? Под синтаксической функцией (ролью) в предложении следует понимать то, как слово, данное в определенном контексте (в предложении), взаимодействует с другими словами. В зависимости от того, как в предложении слово ведет себя по отношению к другим словам, выделяют главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (определение, дополнение и обстоятельство) члены предложения.

Особенности синтаксической роли

Каждой самостоятельной части речи отведена определенная синтаксическая роль в предложении. Например, имя существительное традиционно выступает в роли подлежащего (Кот запрыгнул на стол). Но при разборе предложения следует помнить о том, что свойственная определенной части речи синтаксическая роль слова может быть иной в конкретном предложении.

Синтаксическая роль

Правила определения синтаксической роли

Синтаксическую роль необходимо определять по смысловому вопросу, задаваемому к слову. Для наглядности представим это в таблице.

Синтаксическая рольСмысловой вопросЧасть речиПример
ОпределениеКакой?Прилагательное, причастиеРыжий
ПодлежащееКто? Что?Существительноекот
ОбстоятельствоКак?Наречиевальяжно
СказуемоеЧто сделал?Глаголрасположился
ДополнениеВопросы косвенных падежейИмя существительное во всех падежах, за исключением именительного падежана диване.
Знания сила

Трудности определения синтаксической роли

Ответ на вопрос о том, что такое синтаксическая роль, не дает в полной мере ответа, как ее нужно определять. Для определения синтаксической позиции слова необходимо поставить соответствующий вопрос к этому слову. Рассмотрим предложение: «Лисица юркнула в нору». Смысловым вопросом, который задаем к слову является вопрос «где?». Обращаем внимание на окончание слова. Здесь окончание -у. Из этого следует, что имя существительное «нору» выполняет синтаксическую роль обстоятельства.

Иногда к одному и тому же слову можно задать два вопроса. Например, в предложении «Лисица скрылась в норе» к имени существительному «в норе» задаем два вопроса: «где?» в «чем?». Из этого следует, что слово «нора» можно подчеркнуть и как обстоятельство, и как дополнение. Но это не совсем верно. Что такое синтаксическая роль для слова в данном примере? Так же как и в предыдущем примере, необходимо обратить внимание на окончание слова. Так, «в норе» имеет окончание -е, из этого следует, что «в норе» является дополнением.

(Примеры взяты из учебника «Современный русский язык» под редакцией Рахмановой Л.И., Суздальцевой В.Н. Параграф «Варианты падежных окончаний существительных разных склонений в единственном числе»).

Часто при синтаксическом разборе возникают трудности в определении синтаксической роли глагольных форм, поэтому подробнее остановимся на этих случаях.

Синтаксическая роль глагола

Традиционной синтаксической позицией глагола в предложении является роль сказуемого. Следует отметить, что речь идет о спрягаемых формах глагола. Например, в предложении «Он вышел из дома» спрягаемая форма глагола «выйти» в изъявительном наклонении, прошедшего времени, единственного числа, мужского рода является сказуемым.

Синтаксическую роль неспрягаемой формы глагола (инфинитива), а также особых форм глагола (причастия и деепричастия) рассмотрим ниже.

Русский язык

Синтаксическая роль инфинитива

Инфинитив (или неопределенная форма глагола) является неспрягаемой формой глагола. Считается, что он также способен выполнять в предложении роль исключительно сказуемого. Но это не верно!

Что такое синтаксическая роль в предложении для такой формы, как инфинитив? Он может выступать в паре со спрягаемым глаголом как составное глагольное сказуемое, например: «Саша хочет почитать», в роли простого глагольного сказуемого в двусоставном предложении, например: «Пашню пахать – не руками махать», а также в качестве главного члена односоставного предложения.

Функции инфинитива в предложении этим не ограничиваются. Также он может выступать в качестве подлежащего: «Почитать хорошую книгу – это большое удовольствие».

В функции второстепенных членов:

  • Дополнения (Маша разрешила Саше почитать).
  • Определения (Его любимое занятие вечером, а иногда и перед сном почитать хорошую книгу).
  • Обстоятельства (Маша принесла Саше почитать книгу).

Таким образом, роль инфинитива в предложении не ограничивается только сказуемым, как у спрягаемых форм глагола. Инфинитив обладает способностью быть употребленным в значении любого члена предложения, то есть может выполнять функции как главных членов предложения, так и второстепенных.

Очки, книги

Правила определения синтаксической функции инфинитива

Для того чтобы их избежать трудностей при определении синтаксической функции инфинитива, необходимо запомнить несколько правил:

1. Наличие связки ЭТО при одном из главных членов указывает на то, что перед нами сказуемое, а инфинитив – подлежащее.

2. Необходимо при определении главных членов обращать внимание на порядок слов.

3. Порядок слов играет важную роль при сочетании инфинитива со словами на –О:

а) если в предложении на первом месте стоит инфинитив, а далее следует слово на –О, перед это двусоставное предложение, где инфинитив является подлежащим;

б) если на первом месте в предложении стоит слово на –О, а далее следует инфинитив, то предложение является безличным;

в) если при инфинитиве присутствуют слова категории состояния, то, независимо от порядка слов, это безличное предложение.

4. Инфинитив может выступать в роли простого глагольного сказуемого.

5. Инфинитив, образовывая со спрягаемым глаголом составное глагольное сказуемое, передает основное лексическое значение, а другой глагол, являясь вспомогательной частью — грамматическое значение (наклонение, время, лицо, число или род).

6. Сочетание спрягаемого глагола и инфинитива образует в предложении составное глагольное сказуемое при условии, если действие совершает один и тот же субъект. В противном случае, инфинитив в предложении выполняет роль дополнения.

7. Также инфинитив может выступать в роли несогласованного определения или обстоятельства цели.

Синтаксическая роль

Синтаксические особенности причастия

Причастие является особой спрягаемой формой глагола. Ее особенность состоит в совмещении грамматических признаков двух частей речи.

Причастие обозначает действие, состояние, признак лица или предмета и сочетает признаки глагола и прилагательного.

К глагольным признакам относятся: переходность/непереходность, возвратность/невозвратность, вид, залог и время; управление, свойственное исходному глаголу, и сочетаемость с наречием. Являясь особой формой, причастие лишено категории наклонения и лица. Как и прилагательное, причастие изменяется по родам, числам, падежам.

В предложении имеет ту же синтаксическую роль, что и прилагательное, то есть причастие может выполнять роль как определения, так и быть именной частью составного сказуемого. Например: «Компания сотового оператора предлагает своим клиентам выгодные условия: все исходящие звонки в роуминге бесплатны». Исходящие — это причастие, синтаксическая роль (какие?) — определение.

Ручка, книга

Синтаксические особенности деепричастия

Деепричастие – особая неспрягаемая форма глагола, обозначающая действие, сопутствующее другому действию, которое названо в том же предложении спрягаемой формой глагола и сочетающая признаки глагола и наречия.

К глагольным признакам относятся: частеречное значение действия, вид, залог и управление, свойственное исходному глаголу. Как и наречие, деепричастие не изменяется по наклонениям, временам, лицам и числам.

В предложении выполняет ту же роль, что и наречие, то есть выступает в роли обстоятельства. Например: «Юная влюбленная, не касаясь перил, сбежала вниз по ступеням». Не касаясь — это деепричастие, синтаксическая роль (как?) — обстоятельство.

www.syl.ru

Дидактический материал по русскому языку на тему «синтаксические свойства инфинитива» (11 класс)

Упражнения по теме «Синтаксические свойства инфинитива»

Упражнение 1.

Спишите, определите, каким членом предложения являются подчеркнутые слова.

1. Я быстро стал спускаться с холма
2. Надо уважать старость.
3. Бегать по эскалатору запрещается.
4. Сестра просила нас вернуться к вечеру.
5. По окончании школы я буду поступать в институт.
6. У него появилось желание убежать отсюда.
7. Ходить по земле босиком – большое удовольствие.
8. Он поехал в санаторий подлечиться.
9. В одиночестве способен жить не каждый.


Упражнение 2.

Выделите грамматические основы предложений. Определите тип сказуемых. Определите синтаксическую роль инфинитива.

1. Он боялся идти к врачам.
2. Приходил лакей звать меня к княгине.
3. Старуха ушла хлопотать об отъезде.
4. Он попросил меня похлопотать об отъезде.
5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком.
6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь.
7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня.
8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить.
9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле.
10. Долго будет моросить осенний дождь.
11. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь.
12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи.
13. Стали носиться зловещие слухи.
14. Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать.
15. Море временами совсем переставало шуметь.
16. А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься.
17. Антоненко приказал людям покинуть баржу.
18. Я не позволю в своём присутствии плохо отзываться о жизни.
19. Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл.
20. Она даже не успела поздороваться с ним.


Упражнение 3.

Определите синтаксическую роль инфинитива, учитывая: 1)смысловое значение личного глагола и инфинитива, 2)то, к чему относится действие или признак,  обозначаемый  глаголами в инфинитиве.

1.    Скоро весенний  лес будет встречать  своих пернатых хозяев.
2.    Встречать отца из дальнего плавания – большая радость для нас.
3.    Вечером  сестра  пошла на вокзал  встречать  своего брата, возвращавшегося из лагеря.
4.    Творческий актив школы получил право встречать делегацию из Англии.
5.    Наш класс получил право встретить гостей, приехавших на  открытие нашего школьного музея.


Упражнение 4.

Определите, в роли каких второстепенных членов предложения выступает инфинитив.

1. Мысль не застать ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце.
2. Что ж, желаю тебе хорошо повеселиться.
3. Капитан Тушин послал одного из солдат отыскивать перевязочный пункт или лекаря.
4. А едем мы теперь искать Палицыно.
5. Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.
6. У меня врожденная страсть противоречить.
7. На следующий год Невзоров поехал учиться за границу.
8. Привычка находить во всем только сменную сторону есть самый верный признак мелкой души, ибо смешное всегда лежит на поверхности.
9. Доктор рекомендовал мне больше двигаться.
10. Логика — это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте.


Упражнение 5.

Запишите предложения, объясните знаки препинания, определите роль инфинитива.

1.    Лейтенант выходит выяснить, есть ли связь.
2.    Отправляйся проверить, а мы подождем.
3.    Были у меня и личные причины поехать в отпуск именно на Кавказ.
4.    Иван Ефимович, что вы будете делать после войны?
5.    Уточнить сведения помогли в архиве.
6.    Дороги начинали раскисать буквально на глазах.
7.    Отказаться неудобно.
8.    У командира была способность быстро принимать решения.
9.    Дивизия продолжала двигаться вперед.
10.    Упираясь руками в борта, мы помогали машине выбраться на луг.

Упражнение 6.

Определите, каким членом предложения является инфинитив. Сопоставьте два предложения (см. часть А). Укажите в каждом из них тип сказуемого. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

А. 1) Мы решили поговорить о деле. – Мы приехали поговорить о деле. 2) Я хочу дополнительно заниматься химией. – Я остался после уроков заниматься химией. 3) Туристы решили отдохнуть на берегу озера. – Туристы остановились отдохнуть. 4) Я пришла просить вашей помощи. – Я буду просить вашей помощи. 5) Отец обещал купить мне лыжи. – Мы с отцом пошли в магазин купить лыжи. 6) Всем полезно дышать свежим воздухом. – Вечером мы вышли подышать свежим воздухом. 7) Я пошел мириться с товарищем. – Он не хотел мириться с несправедливостью.
Б. 1) П_сатель начал работать над книгой. 2) Ему рекоменд_вали жить в деревне. 3) Он прин_л решение молчать. 4) Я вышел осв_ж_ся. 5) Ребята решили искупа_ся. 6) Я пр_шел прости_ся. 7) Мне предл_жили выучить монолог Хлестакова. 8) У нее была пр_вычка опаздывать. 9) Брат просил меня встрети_ся с ним. 10) Путники ост_новились отдохнуть. 11) Пут_шестве_ики еще _делали усилие пройти несколько вперед. (Н.Гоголь) 12) На вербную неделю в Петербург пр_е_жали фин_ы катать детей в своих крест_янских санках. (Д.Лихачев) шел умолять вас об одной милости. 2) Вспомните Чаплицкого, которому помогли вы от_гра_ся. 3) Я в_лел ямщику ехать. 4) Я в к_ротких словах об_яснил ему, что я по_сорился с Алексеем Иванычем, а его, Ивана Игнат_ича, прошу быть моим секундантом… 5) Я испугался и стал просить Ивана Игнат_ича н_чего (не)сказывать коменданту… 6) Василиса Егоровна ушла хл_п_тать об от_езд_ дочер_. 7) Я сп_шил в дом св_ще_ика увиде_ся с Мар_ей Ивановной. 8) Ступай: наш батюшка велел впустить офицера. 9) Народ пош_л пров_жать Пугачева. 10) Пугачев вес_ло со мною позд_ровался и велел мне с_ди_ся с ним в кибитку. 11) Он сам [Зурин] вышел на улицу извиня_ся перед Мар_ей Ивановной в (не)вольном (не) доразумени_ и пр_казал вахмистру отв_сти ей лучшую квартиру в город_. 12) В Ларсе ост_н_вились мы ноч_вать. Он [француз] совет_вал нам бросить экипаж в Коби и ехать верхом. 13) Мар_я Ивановна пошла прости_ся с могилами своих родителей, похороне_ых за церк_в_ю. 14) На другой день войска, пр_след_вавшие (не)приятеля, получили приказ возвр_ти_ся в лагерь. (А.Пушкин)

Тест по теме «Синтаксические свойства инфинитива»

1. В каком предложении инфинитив является подлежащим?

1) Жалко было глядеть на него.
2) Какое это большое удовольствие – бродить в лесу!
3) Любить иных – тяжелый крест, а ты прекрасна без извилин.
4) Ученого учить – лишь дело волочить.


2. В каких предложениях инфинитив не является подлежащим?

1) Терпеть не могу менять знакомое на безвестное.
2) Федор, не выпускать его никуда!
3) Давать советы легко, а исполнять трудно.
4) Как-то напрашиваться в дом неловко.


3. В каких предложениях инфинитив является частью сказуемого?

1) Случалось ли ненастной вам порой дня зимнего, при позднем тихом свете, сидеть одним, без свечки в кабинете?
2) Он всегда готов помочь и советом, и делом.
3) Потерять семью не стыдно – не твоя была вина.
4) Потерять башку – обидно, только что ж, на то война. (А.Т.)


4. В каких предложениях инфинитив не входит в состав сказуемого?

1) Иван Иванович был человек солидный, самого тонкого обращения, терпеть не мог грубых или непристойных слов.
2) Ноздрев продолжал хохотать во все горло.
3) Тетушка пригласила оба семейства погостить к себе недели на две.
4) Говорить с ней было легко.


5. Установите соотношение между выделенным словом и его ролью в предложении.

1) Какое это большое удовольствие – бродить в лесу.
2) Священное уменье говорить дано нам.
3) Красиво мерзнет на параде, а греться едет в караул.
4) Боюсь не смерти я, о нет! Боюсь исчезнуть совершенно.

а) дополнение
б) обстоятельство
в) определение
г) сказуемое


6. В каких предложениях инфинитив является дополнением?

1) Попытка решить задачу кратчайшим путем не удалась.
2) Я велел обеим пить по два стакана в день минеральной воды и купаться два раза в неделю в разводной ванне.
3) Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.
4) Все просили ее спеть что-нибудь.


7. В каких предложениях инфинитив не является определением?

1) Пьер сел в коляску с намерением ехать домой.
2) Троекуров велел гостям убираться.
3) Под стук колес писатель быстро набрасывал строку за строкой, боясь упустить рождающийся замысел.
4) Пускаюсь ныне в новый путь от жизни прошлой отдохнуть.


8. В каких предложениях инфинитив является обстоятельством?

1) Так как у нас были каникулы, каждый день мы ходили в Новодевичий монастырь рисовать ландшафты.
2) Чичиков ушел в комнату одеться и умыться.
3) Она сказала это довольно громко и, вероятно, с намерением кольнуть меня.
4) Петрушке приказано было оставаться дома, смотреть за комнатой и чемоданом.


9. Укажите номера предложений, в которых инфинитив не входит в состав сказуемого.

1. На место, к березовому токовищу, мы пришли только под вечер и, как водится, тотчас начали приготовляться к ночлегу. 2. Еще до прилета птиц (глухари слетаются на ток на закате солнца) нужно нарубить дров, приготовить из веток постели. 3. Здесь, у охотничьего костра, я предполагал провести не одну ночь. 4. Вечером, приготовив ночлег, мы разделились. 5. Спутник отправился искать соседние токовища, а я остался один. 6. Проводив приятеля, я затоптал костер, взял ружье и не торопясь направился в ток. 7. Под старой березой я выбрал высокую кочку и, закурив трубочку, приготовился слушать и наблюдать. 8. Еще никогда не доводилось мне видеть на токах такого необычайного количества глухарей. 9. Я сидел очарованный, не шевелясь, боясь двинуться. (по И. Соколову-Микитову)


10. Укажите номера предложений, в которых есть инфинитив, выполняющий функцию определения.

1. Река Белая начала выступать из берегов и затоплять луговую сторону. 2. Отец мой утверждал, что трудно проехать по тем местам, которые были залиты весеннею водою. 3. Но мне все такие препятствия казались совершенно не стоящими внимания. 4. Желание скорее переехать в Сергеевку сделалось у меня болезненным устремлением всех моих помышлений и чувств к одному предмету; 5. Я уже не мог ничем заниматься, скучал и привередничал. 6. Можно было предвидеть и должно было принять меры, чтобы укротить во мне эту страстность, эту способность увлекаться до самозабвения и впадать в крайности. (по С. Аксакову)

Синтаксические свойства инфинитива (перейти к тесту)

1. — 3), 4)
2. — 1), 2)
3. — 1), 2)
4. — 3), 4)
5. — 1г), 2в), 3б), 4а)
6. — 2), 4)
7. — 2), 3),4)
8. — 1), 2)
9. — 5), 7), 9)
10. — 4), 6).

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *