Синтаксис это раздел – основные виды словосочетаний или предложений в русском языке и конспект урока с презентацией 8 класса об этом

Содержание

Синтаксис — Википедия

Си́нтаксис (др.-греч. σύν-ταξις[1] «составление», «координация», «порядок») — раздел лингвистики, в котором изучаются номинативные и коммуникативные языковые единицы: предложение и словосочетание. Слово в буквальном переводе означает не только составление, но и упорядочивание, координирование, соединение слов в связный текст.

В лингвистике синтаксис — это совокупность правил, теоретических систем и языковых процессов, упорядочивающих и изучающих структуру предложений в каком-либо языке. Целью многих синтаксисов является установление синтаксических правил, общих для всех языков.

Предметом изучения в синтаксисе являются синтаксические единицы, или языковые конструкции, в которых элементы речи объединены синтаксическими связями и отношениями[2]. Синтаксис неразрывен с нормами коммуникации, структурой мышления и обозначаемой действительностью, что делает его наиболее универсальной частью языковой структуры. Вместе с тем в каждом языке действуют свои специфические правила синтаксических отношений и способы их применения. Во многих языках цель синтаксиса — создать свод правил и систем для процессов, происходящих в языковой среде, которые изучают и упорядочивают способы сочетания слов и многообразную структуру текста:

  • грамматический строй языка: слова, являющиеся членами предложения; словосочетания; предложения простые и сложные; тексты;
  • раздел науки о языке, изучающий виды синтаксических связей, лексическое и грамматическое значение словосочетаний в предложении.

Расстановка слов в предложениях и фразах, например, в русском или английском языке, в основном, определяется порядком слов. В предложении «Дети любят родителей» субъект находится в исходном положении, а объект следует за глаголом. Перемена порядка слов изменяет смысл предложения. В других языках (латинский[3]) грамматические формы (в основном, падеж) определяют смысл, который остается неизменным, несмотря на изменение структуры предложения.

Синтаксис языка, как письменного, так и устного, отражён в процессе взаимного упорядоченного расположения человеком частей речи, составляющих единое целое в соответствии с обозначением окружающей действительности, поэтому он тесно связан со складом мышления носителей языка и является частью языкознания — сложной и разветвленной системы дисциплин как теоретического, так и прикладного характера[4].

В русском языке синтаксис вместе с морфологией составляет основы грамматики[5]. В середине XIX века логическая школа грамматики, отражённая в трудах Буслаева, проявляла основной интерес к предложению, рассматривая и определяя его как суждение, выраженное словами. Конец XIX, начало ХХ века представлены в трудах формалистов (Фортунатов, Пешковский, Петерсон), выделявших словосочетание и определявших его как основной предмет изучения синтаксиса. Шахматов в своих работах предложил тезис о том, что существуют две синтаксических единицы – словосочетание и предложение.

Грамматические признаки предложений и их синтаксические особенности построения, в русском языкознании объединил B. B. Bинoгpaдoв, введя термины «предикативность» «коммуникативность», которые соединили понятие о предложении как части речи с особенностями грамматического и синтаксического построения (предложение строится индивидом в определённое время, несёт информацию, имеет содержание, адресат и грамматическую форму).

Предикативность по В. В. Виноградову[6] — это минимальная син­так­си­че­ская ка­те­го­рия, оп­ре­де­ляю­щая функ­цио­наль­ную спе­ци­фи­ку пред­ло­же­ния; клю­че­вой при­знак пред­ло­же­ния, от­но­ся­щий его со­дер­жа­ние к дей­ст­ви­тель­но­сти и тем са­мым де­лаю­щий его еди­ни­цей со­об­ще­ния (вы­ска­зы­ва­ния)[7]. Современная наука о языке опирается на понятие предикативности, считая его ключевым понятием в синтаксисе[8].

В математике синтаксис определяется сводом правил, применимых в математических системах, таких как формальные языки. Упрощенные варианты исходной математической модели синтаксиса и методика его моделирования на компьютере применима к любому письменному языку

[9].

Типология языков основана на ус­та­нов­ле­нии сходства и раз­ли­чий в язы­ко­во­м строе и синтаксисе того или иного языка. К. В. Гумбольдт де­лил язы­ки на изолирующие, агглютинативные и флективные, что отражало стремление выделить типы языков на основе общих принципов строения грамматических форм. В агг­лю­ти­ни­рую­щих язы­ках он вы­де­лял язы­ки со спе­ци­фическим син­так­си­сом пред­ло­же­ния — инкорпорирующие, и ввёл в понятие языка та­кую еди­ни­цу, как пред­ло­же­ние[10].

Структура предложений, используемая в пределах того или иного синтаксиса, часто является основой типологической классификации языков:

и другой строй в различных языках[11].

Синтаксис коммуникативный

Основная функция языка — общение (коммуникация) между людьми. Объектом изучения коммуникативного синтаксиса является процесс, превращающий слова в предложения, высказывания и связный текст. Это такие вопросы, как актуальное и синтагматическое членение предложения, функционирование словосочетаний в предложении, коммуникативная парадигма предложений, типология высказывания и т. д.

Семантический синтаксис

Объектами изучения семантического синтаксиса является текст и структурные схемы, при помощи которых происходит его связное построение: словосочетания, простое и сложное предложения, сложное синтаксическое целое, различного рода высказывания, связанные с ситуацией речи, а также строение текста, выходящее за пределы сложного синтаксического целого[12]. Изучение языковых закономерностей имеет большое значение для лингвостилистического и психолингвистического анализов текста[13][14].

Статический синтаксис

Статический синтаксис изучает структуры, не связанные с контекстом: предложением, словосочетанием и пр. единицами языка. Это логически последовательная классификация элементов языка (разговорного, письменного или машинного) имеющегося в сознании носителей языка безотносительно к функционированию этих элементов в предложении. Например, грамматические парадигмы склоне­ния и спряжения.

В современном языкознании и прикладных науках изучается также актуальный синтаксис, структурно-семантический, функциональный, когнитивная и генеративная лингвистика, а также многие другие направления[15].

Некоторые направления в исследовании синтаксиса[править | править код]

С глубокой древности и до современной эпохи языкознание, и синтаксис в том числе, остается крайне неопределённой областью в части научных знаний и определений. В рамках теории познания и философии языка взгляд на синтаксис или знаковые системы меняется в зависимости от эпохи и воззрений исследователей, возникают различные школы и направления в семиотике, философии и языкознании, которые фокусируются на различных аспектах и проблемах языковых систем.

Все исследователи согласны с тем, что существует неразрывная связь между языком, мышлением и сознанием. Когда дело доходит до вопросов о природе и качестве этой связи, то одни ученые считают, что механизм мышления не связан с вербальным кодом, так как осуществляется независимо от языка на универсальном предметном качестве, который заложен в смысле выражения или предложения. Другие считают, что механизм мышления тесно связан с языком, и без него не может быть мышления. Третьи полагают, что мышление может быть как вербальным, так и невербальным (чувственно-образным)[16].

Строение речи или текста как науку впервые рассматривали дpeвнeгpeчecкие филocoфы-стоики, ими же был введён термин «cинтaкcиc» как средство передачи логического содержания высказываний. В центре внимания древнегреческих философов было изучение мыслительных процессов, поэтому логика, морфология и синтаксис стали отражением одного языкового явления.

B XIII-XVI веках в yнивepcaльныx (филocoфcкиx) гpaммaтикax и в «Гpaммaтикe Пop-Poяля» (XVII в.) кaтeгopии cинтaкcиca были нaзвaны yнивepcaльными (A. Apнo и K. Лaнcлo), поскольку cинтaкcиc oпpeдeлялcя кaк coдepжaтeльнaя oблacть гpaммaтики. Фoнeтикa и мopфoлoгия были oтнeceны в область выpaжeния, a нe coдepжaния. Cинтaкcиc paccмaтpивaлcя кaк yчeниe o cпocoбax выpaжeния мыcли и рассматривал пpeдлoжeния и иx чacти (члeны пpeдлoжeния)[17].

Дaннoe нaпpaвлeниe пoлyчилo oтpaжeниe и в pyccкoй гpaммaтичecкoй нayкe, нaчaлo кoтopoй В. В. Виноградов вoзвoдит к гpaммaтикaм Лаврентия Зизания (1596) и Мелетия Смотрицкого (1619), а затем развивается в тpyдax М. В. Ломоносова, зaтeм И. И. Давыдова, , К. С. Аксакова, Ф. И., Ф. И.Буслаева [18].

В истории философской мысли различают следующие языковые концепции[19]:

  • философия имени (период античности, средневековья) — язык рассматривался как обозначение предметов действительности;
  • философия предложения (Новое время) — язык рассматривался  как обозначение понятий, мыслей, чувств. В этот период философы приходят к мнению, что слово не может ясно выразить мысль, она должна быть оформлена в виде определённого стиля, которому соответствует предложение или высказывани;.
  • философия ценностных установок (Новое и новейшее время) — язык существует и используется людьми не произвольно, а в соответствии с их целенаправленной деятельностью, практикой (например, формальные языки). Большинство людей не стремится познать истину (как в философии  предложения), которая представляет объект таким, каким он является безотносительно к целям человека. Для человека XXI века самостоятельную ценность имеет значение объекта в определённых условиях, чаще всего — в рамках профессиональной деятельности.

На протяжении XIX-XX веков существовали три основных направления в изучении синтаксиса, которые во многом противопоставлялись друг другу:

  • логико-синтаксическое;
  • психолого-синтаксическое;
  • формально-синтаксическое.

В центре внимания этих направлений находится предложение. Логико-синтаксическое направление разрабатывали, в основном, Н. И. Греч и Ф. И. Буслаев, формально-синтаксическое лежало в основе исследований Ф. Ф. Фортунатова, психолого-синтаксическое — А. М. Пешковский и А. А. Шахматов[20].

Большое влияние на мировую науку о языке оказали такие учёные, как Л. С. Выготский, Ж. Марузо, С.Ф. Брюно (Франция), Е. Курилович (Польша), американские ученые Э. Сепир, Б. Уорф, лингвисты Женевской школы (Ш. Балли, А. Сешеэ, А. Фрей) и многие другие ученые[21].

Современный период в развитии отечественного языкознания характеризуется бурным развитием лингвистических теорий вообще и синтаксических в частности. Современное состояние синтаксических учений характерно тем, что существует очень много аспектов в трактовке языковых явлений[22]. Одни из них связаны с изучением семантики синтаксических единиц, другие изучают структуру, третьи отражают стремление раскрыть структурно-семантические особенности языков, четвертые связаны с прикладными науками

[23]. Большое количество синтаксических проблем и возможность подойти к ним с разных точек зрения в соединении с обилием аспектов рассмотрения привело к тому, что появилось невиданное ранее в науке количество направлений в исследованиях синтаксиса и синтаксических концепций, включая такие направления, как синтаксическая стилистика и когнитивный синтаксис[24][25].[26].

Синтаксис как учение о связной речи тесно переплетается со стилистикой, поскольку все основные функционально-стилевые и эмоционально-экспрессивные свойства языковых единиц разных уровней проявляются в условиях определенного синтаксического контекста. Наличие коммуникативных и логических синтаксических средств делает синтаксис наиболее универсальной частью в языковой структуре.

  1. ↑ Древнегреческо-русский словарь Дворецкого «σύν-ταξις»
  2. Л. А. Беловольская. Синтаксис словосочетания и простого предложения (рус.). http://www.philology.ru/ (2001). Дата обращения 1 мая 2019.
  3. ↑ Основы латинского языка (рус.). https://nsu.ru/. Дата обращения 7 мая 2019.
  4. Ю.С. Маслов. Введение в языкознание (рус.). http://genhis.philol.msu.ru/. Дата обращения 7 мая 2019.
  5. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. — М: Логос, 2002. — 528 с. — ISBN 978-5-98704-040-Х.
  6. ↑ Основные вопросы синтаксиса предложения : на материале русского языка.
  7. ↑ Предикативность // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  8. Дускаева Л. Р. Современный русский язык. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения (рус.). https://books.google.ru/. Дата обращения 30 апреля 2019.
  9. Ясулова Х. С. Математические модели синтаксиса (рус.). https://cyberleninka.ru/ (2011). Дата обращения 1 мая 2019.
  10. ↑ Типологическая классификация языков / М. А. Журинская // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  11. ↑ Номинативный, эргативный, активный, классный и нейтральный строй языка (рус.). http://lib4all.ru/. Дата обращения 7 мая 2019.
  12. ↑ Сложное синтаксическое целое (рус.). https://studme.org/. Дата обращения 6 мая 2019.
  13. ↑ Лингвостилистический анализ художественного текста (рус.). https://rosuchebnik.ru/. Дата обращения 6 мая 2019.
  14. Лисовцева В. М., Петрова Л. Г. Экспертиза текста: психологический и лингвистический аспекты (рус.). https://www.psy-expert.ru/. Дата обращения 6 мая 2019.
  15. ↑ Доминирующие лингвистические теории в конце XX века (рус.). http://www.infolex.ru/. Дата обращения 14 мая 2019.
  16. ↑ Логико-семантический синтаксис в 1920 – 1940 гг. (рус.). https://studopedia.info/. Дата обращения 14 мая 2019.
  17. ↑ Лингвистический энциклопедический словарь (рус.). http://tapemark.narod.ru/. Дата обращения 14 мая 2019.
  18. ↑ Введение в языкознание. Хрестоматия. — М: АСПЕКТ ПРЕСС, 2000. — 342 с. — ISBN 5-7567-0252-0.
  19. ↑ Философия языка (рус.). http://www.lomonosov-fund.ru/. Дата обращения 14 мая 2019.
  20. ↑ Синтаксис (рус.). http://russkiyyazik.ru/. Дата обращения 14 мая 2019.
  21. ↑ Культурология, русский язык, культура речи (рус.). http://window.edu.ru/. Дата обращения 14 мая 2019.
  22. Т. Н. Синеокова. Некоторые направления в исследовании синтаксиса (рус.) // Вестник Оренбургского государственного университета : Сборник статей. — 2004. — С. 2—5.
  23. М.И. Саврушева. Философия науки и техники: учеб. пособие для магистрантов. — Омск, 2013. — 120 с.
  24. Менджерицкая Е. О. Когнитивный синтаксис современного английского языка (рус.) // Вестник Самарского государственного университета : Журнал. — № 11(2).
  25. Архипова М. В. К вопросу взаимосвязи синтаксиса и стилистики английского языка (рус.). http://web.snauka.ru/. Современные научные исследования и инновации (2016). Дата обращения 13 сентября 2019.
  26. ↑ Аспекты изучения синтаксиса (рус.) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2014. — № 11. — С. 305—309.

Синтаксис русского языка — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Синтаксис русского языка — часть грамматики русского языка (совместно с морфологией), указывающая на правила соединения слов в словосочетании и предложении. Одно из главных правил этого соединения — это согласование. Зависимое слово должно стоять в том же числе, грамматическом роде и падеже, что и главное.

Как и в других языках, в русском предложения по характеру могут быть повествовательные (где сказуемое в индикативе), вопросительные и побудительные (где содержится императив). Например:

  • Соловей-пташечка, канареечка жалобно поет (повествовательное предложение).
  • Что ж ты когти распускаешь над моею головой? (вопросительное предложение, содержащее вопросительное местоимение и вопросительный знак)
  • Коля, немедленно садись делать уроки! (побудительное предложение, содержащее императив)

Классическое «простое предложение» состоит из подлежащего (существительного) и сказуемого (обычно глагола, но бывают и сказуемое существительное). Возможны и безличные предложения («Светает»). Помимо подлежащего и сказуемого, предложение может содержать определение (прилагательное-атрибут), дополнение (объект действия) и обстоятельство (характер действия).

Порядок частей предложения может быть произвольным. Наряду с классической индоевропейской схемой SVO (en:Subject–verb–object или подлежащее-сказуемое-дополнение), возможны и другие варианты:

Предложения могут содержать причастный и деепричастный обороты, образованные, соответственно, от причастий (отглагольное прилагательное) или деепричастий (обозначение добавочного действия). Деепричастный оборот всегда выделяется запятой:

Увидев бегущего деревянного человечка, он широко расставил ноги, загородив ими всю улицу (Толстой А. Н. Буратино).

Сложные предложения состоят из двух или более подлежащих и сказуемых, которые разделяются знаками препинания. Сложные предложения бывают двух видов: сложносочиненные и сложноподчиненные.

Например:

основные виды словосочетаний или предложений в русском языке и конспект урока с презентацией 8 класса об этом

Язык – это система, которая состоит из тесно взаимодействующих уровней: фонетического, морфемного, морфологического, лексического, синтаксического. Последний объединяет в себе все предыдущие и формирует отдельную сложную подсистему.

Что такое синтаксис в русском языке. Синтаксис – это наука, изучающая структуру письменной и устной речи. Википедия дает такое определение: это часть грамматики, которая указывает на правила соединения слов внутри словосочетаний и предложений.

Синтаксис — что изучает наука, ее определение и что в себя включают ее разделы

Синтаксис как раздел науки о языке; что изучает, определение в википедии

Предмет изучения

Предметом изучения науки являются правила сочетания слов, словоформ и словосочетаний, их анализ с точки зрения коммуникативной направленности.

Для достижения поставленной цели исследователям в этой области языкознания требуется:

  • сформировать определение для понятий «синтаксические единицы», определить их структуру, функции и значение,
  • изучить грамматические формы и категории синтаксических единиц, установить связи и зависимости между ними,
  • описать структуру и типы единиц этого уровня, определить их роль,
  • проанализировать структурно-семантические типы синтаксических единиц,
  • определить, описать и сравнить средства, которые используются для связи, исследовать способы выражения отношений внутри элементов и между ними.

Обратите внимание! Цель науки – исследовать грамматическую форму и значение синтаксических единиц.

Разделы

Синтаксис как раздел науки о языке включает три раздела, которые систематически изучают разные структурные элементы речи. Разделы синтаксиса формирует свои задачи, цели, объект и предмет.

Предложение

Признаками предложения являются грамматическая и идейная целостность, логическая завершенность, предикативность (присутствие, как минимум, одного главного члена), смысловая оформленность. Синтаксис исследует типологию этих единиц, способы связи в них, виды их элементов.

Обратите внимание! Выделяют синтаксис простого и сложного предложения.

Словосочетание

Учение о словосочетании ищет ответы на такие вопросы:

  • Существует ли словосочетание вне контекстов, или оно всегда является вторичным, вычленяемым из готового высказывания?
  • Можно ли выделить в отдельный класс предикативные словосочетания (подлежащее плюс сказуемое)?
  • Можно ли выделить в отдельный класс однородные члены предложения?

Исследователи словосочетания по-разному понимают его природу. Кто-то выделяет эту единицу как синтаксическое единство, которые мы вычленяем из предложения. Другие называют этим термином любые слова, которые связаны грамматически и по смыслу. Исследованием этих взглядов и занимается синтаксис словосочетания.

Текст

Этот раздел лингвистической науки изучает организацию текста, связи между отдельными предложениями.

Объектом изучения этого раздела являются:

  • структурные схемы простых и сложных предложений,
  • схемы сложного синтаксического целого,
  • строение текста,
  • типы связи между предложениями сложного синтаксического целого.

Синтаксис текста помогает оценить структурные особенности текста, установить связь между ними и коммуникативной направленностью каждой единицы этого уровня. Это необходимо для проведения лингвистического анализа текста.

Основные единицы уровня

Синтаксис как раздел науки о языке; что изучает, определение в википедии

Разделы языкознания оперируют своими единицами. Например, в фонетике это звук, лексикологии лексема.

В синтаксисе основными элементами являются:

  • словосочетание – два и более слова, которые связаны подчинительными отношениями. Главная функция – номинативная,
  • предложение – частица речи, которая используется для формирования, выражения и передачи мысли. Выполняет коммуникативную, номинативную функции,
  • синтаксема – слово в его синтаксическом функционировании, как носитель синтаксической функции. Например, в высказывании «Вечер опустился на город» слово «вечер» является синтаксемой, которая исполняет роль сказуемого.

Каждая из них является объектом изучения соответствующего раздела этой науки.

История изучения

На протяжении развития языкознания данный раздел языкознания изучали с позиций таких аспектов:

  • логико-грамматического (начало и конец 17 века). В основе лежит идея о том, что предложение является полным аналогом логического суждения,
  • психологического. Представители – О. Потебня, А. Фортунатов. Они проводили параллели между предложением и психологическим суждением,
  • формально-грамматического (А. Пешковский). Язык рассматривали как систему, которая действует по своим внутренним законам, изучали формальные показатели предложений,
  • структурно-грамматического. Представители этого направления отделяли от этого уровня логику, психологию и утверждали, что все его единицы нужно изучать, исходя их собственного знания, без привязки к логическим категориям,
  • коммуникативного. Этот взгляд на науку и ее единицы остается актуальным до сих пор. Изучение предложения и его элементов осуществляется исходя из их роли в устной и письменной речи.

Эти аспекты сопоставляются с основными этапами изучения этого раздела науки:

  1. Греко-римский период, Средневековье (логико-грамматические походы).
  2. Классическое языкознание, «традиционное» (формально-грамматический и структурно-грамматический подходы).
  3. Современные лингвистические подходы.

На современном этапе изучения этого раздела науки в центре исследований находятся вопросы, связанные с активным развитием Интернета и виртуального общения: медиасинтаксис, трансформация текстов и их элементов под влиянием социальных сетей, нелинейный синтаксис (средства графического выделения слов и фраз: вариации шрифтов, малых и прописных букв).

Синтаксис в литературе

Существует отдельный термин – «поэтический синтаксис», который объединяет все средства, связанные с употреблением словосочетаний и предложений с целью реализации определенной художественной цели.

Примеры средств:

  • парцелляция – употребление «расчлененного» пунктуационно и интонационно высказывания, чтобы акцентировать внимание на эмоциях, событиях, элементах повествования. Например: «Он подарил мне долгожданное кольцо. Золотое. С огромным камнем. Из белого золота. Как мечтала»,
  • синтаксическая анафора – это повторение в прозе или поэзии одинаковых конструкций. Например: «Услышу ли слова твои. Услышу ли я извиненья? Услышу дождь лишь и свои услышу я разбитые мечты».
  • эпифора – повторение одинаковых слов в конце кратких отрезков речи. Характерно для фольклора, народных песен,
  • параллелизм – расположение похожих по синтаксической структуре элементов в смежных поэтических или прозовых элементах текста,
  • оксюморон – словосочетание, в котором соединяются логически не объединяемые лексемы («живой труп», «горький сахар», «острая глупость»),
  • асиндетон – намеренное опущение всех видов связи: союзов, соединяющих слов. Это придает тексту динамичности, стремительности,
  • полисиндетон – намеренное увеличение количество соединительных слов и союзов в предложении. Это создает дополнительные паузы, замедляет темп произведения. Например: «А как же я? А как же все, что было? А как же дни? Недели? Как же все?». С помощью этого средства можно придать тексту дополнительного трагизма и эмоциональности,
  • риторические фигуры – вопросы (не требующие ответа), восклицания (передача эмоций) и обращения (обобщенные),
  • инверсия – нарушение порядка слов, в поэтическом языке это принимается за норму. С помощью инверсии можно создать ритмичный текст, выделить нужные слова и фразы, передать эмоции,
  • эллипсис – опущение языкового элемента, игнорирования сказуемого или подлежащего. Например, вместе «А я тебе послала открытку» «А я тебе – открытку».

Эти средства называют также поэтическими фигурами речи. Их используют для художественной выразительности, передачи экспрессивности.

В поэтическом синтаксисе допустимы любые эксперименты и «языковые» игры, которые определяются как ошибочные в обычной речи:

  • повторы,
  • нарушение порядка слов,
  • тавтология.

Подведем итоги

Синтаксис как раздел науки о языке – многоярусное явление, которое включает много аспектов и подуровней. Его изучения помогает лучше понять структуру языка и взаимосвязь всех структурных единиц лингвистики.

Источник: https://tvercult.ru/literatura/uroki-russkogo-sintaksis-chto-izuchaet-dannaya-nauka

Что такое синтаксис в русском языке?

Синтаксис как раздел науки о языке; что изучает, определение в википедии

Слово «синтаксис» происходит от греческого слова syntaxis, что в переводе значит «составление». Значение слова дает нам понять, что синтаксис тесно связан с упорядочиванием единиц языка. Чтобы понять, что такое синтаксис в русском языке, нужно вспомнить, что такое грамматика, а также обратиться к истории развития языкознания.

Многие языковеды интересовались вопросом, что такое синтаксис. Этот раздел науки описан еще в античных трудах, но окончательно он был сформирован в 19 веке.

Ученые сформулировали четкое определение. Синтаксис – это раздел науки о языке, который включает в себя учение о словосочетаниях и предложениях. Различные компоненты языка объединяются при помощи синтаксических связей.

Существует два типа связей:

  1. Сочинительная. Связь между равноправными языковыми единицами. В этом случае мы не можем задать вопрос от одной части предложения к другой. Сочинительная связь бывает между словами в словосочетаниях (лес и горы), в простых предложениях она представлена в виде однородных членов («… У нас запляшут лес и горы!» И. Крылов), а также может связывать части сложносочиненного предложения («… И ноты есть у нас, и инструменты есть…» И. Крылов). Сочинительные союзы – главные спутники сочинительной связи: и, но, а или, либо, то – то, не то – не то и прочие
  2. Подчинительная. Он возникает в том случае, если единицы неравноправные. Одна считается главной, а другая зависит от нее. Мы можем задать вопрос от главной части к зависимой. Эта связь призывает на помощь подчинительные союзы: что, где, какой, потому что, если, когда и другие. Подчинительную связь хорошо иллюстрирует следующий пример из басни Ивана Крылова: «Мы, верно, уж поладим, (при каком условии?) коль рядом сядем».

Словосочетание

Синтаксис как раздел науки о языке; что изучает, определение в википедии

Чтобы понять, что означает синтаксис, следует рассмотреть его основные единицы: словосочетание и предложение.

Словосочетание – это два, три и более слов, которые связаны при помощи подчинения. Обязательным условием является то, что слова должны быть знаменательными, то есть полнозначными.

Можно вновь обратиться к басням Крылова и найти в них прекрасный пример, показывающий, что такое словосочетание:

  • Уж сколько раз твердили миру,
  • Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
  • И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

В этих строках мы можем отыскать следующие словосочетания:

  1. Твердили (кому?) миру
  2. Лесть (какова?) гнусна, вредна
  3. Отыщет (где?) в сердце
  4. Отыщет (что?) уголок

Предложение

Синтаксис как раздел науки о языке; что изучает, определение в википедии

Известный языковед В. Виноградов сформулировал следующее определение: «Предложение – грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли».

В словосочетании нет законченности выраженной идеи, а в предложении она присутствует.

В синтаксисе выделяют простые и сложные предложения:

1. Простое предложение – это главный структурный вид предложений, который помогает строить сложные предложения. В нем присутствует одна грамматическая основа. Примеры простых предложений:

  • Пришла зима
  • Грачи прилетели
  • Лиса бежала

2. Сложное предложение имеет в своем составе не менее двух грамматических основ. Его части объединены по смыслу, грамматически и интонационно. Примеры сложных предложений:

  • Когда я вошел в дом, я увидел на столе большой самовар и стопку иностранных журналов
  • Кошка вернулась домой, потому что на улице стало темно

Сложное предложение сообщает читателю о нескольких событиях и о связи между ними. Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные. Синтаксис – это важнейший раздел науки о языке, который требует пристального изучения.

Источник: https://topkin.ru/voprosy/nauka-voprosy/chto-takoe-sintaksis-v-russkom-yazyike/

Что такое синтаксис — предмет изучения этого раздела грамматики, основные понятия и средства

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Синтаксис – это один из самых масштабных разделов классического языкознания.

Структурировано и детально он изучается ближе к окончанию средней школы, сразу после морфологии.

Однако внимание его основному объекту – предложению – начинают уделять намного раньше. Словосочетания (что это?), члены предложения, его структура, построение текста – всё это рассматривается именно в рамках синтаксиса.

Синтаксис — это..

Слово «синтаксис» имеет древнегреческое происхождение. В языке оригинала оно пишется так: σύν-ταξις. Буквально лексема переводится как «составление», «порядок», «сочетание».

Такое трактование позволило использовать данный термин не только языковедам, но и представителям других направлений – семиотики, логики и программирования. Однако именно его лингвистическая трактовка наиболее известна широким массам.

Итак, согласно академику А.А.Шахматову, в науке о языке:

Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий способы соединения слов и форм слова в словосочетания и предложения, предложений в сложные предложения. А также – сами словосочетания и предложения, их типы, значения, функции, условия употребления, характер и виды взаимодействия.

Но данный термин применим не только к самому разделу грамматики, но и к объекту его изучения. В таком значении

Синтаксис – это синтаксический строй языка, выраженный в ряде закономерностей, актуальный для построения синтаксических единиц – словосочетания, предложения, текста.

В данном случае можно говорить о синтаксисе конкретного языка – русского, английского, немецкого…

Предмет изучения и основные единицы синтаксиса

Исходя из определения синтаксиса, можно легко выделить его предмет, который условно распадается на две составляющие:

  1. правила связывания слов и словоформ;
  2. языковые единицы, в строении которых и реализуются эти правила.

Такие единицы носят название синтаксических. В их перечень разными учеными включается разное количество компонентов.

Традиционно выделяли две единицы – словосочетание и простое предложение. Такая теория поддерживалась многими крупными учеными прошлых лет, к примеру, В.В.Виноградовым.

Однако сегодня перечень синтаксических единиц таков:

  1. словосочетание,
  2. простое предложение (что это?),
  3. сложное предложение.

В рамках изучения синтаксиса также принято рассматривать сверхфразовые единства (в школе их могут называть сложным синтаксическим целым), а иногда и тексты. Такой подход показан в этом фрагменте презентации:

Однако эти единицы не могут быть названы синтаксическими, поскольку в уровне этой языковой системы не проявляют свои основные свойства.

Аспекты синтаксиса

Названные выше единицы сложны и многогранны с точки зрения структуры и смысла. А потому даже в рамках одного раздела требуют разностороннего изучения. В связи с этим в рамках современной лингвистики синтаксис представлен в трех аспектах:

  1. Грамматический. Наиболее известный широкому кругу людей, поскольку именно такой синтаксис является традиционным. Его изучают в школе, он же был первым и долго доминирующим в академической науке. В грамматическом аспекте языковые единицы рассматриваются как некие конструкции, «сочетания», которые соотносимы в рамках некой системы. Внутри грамматического синтаксиса представлен ряд моделей-схем, которые могут в языке иметь различное семантическое воплощение. К примеру, под схему «N1 (существительное в Им.падеже) Vf (глагол в личной форме)» можно подставить что-то вроде «Девочка гуляет», «Я бегу», «Идет снег».
  2. Семантический синтаксис. Научно привлек интерес куда позднее традиционного: первые работы были написаны на рубеже 19-20 веков. Углубленные труды вышли только к середине прошлого столетия. С точки зрения семантики (что это?), то же предложение изучают как отражение ситуации, как вербализацию, описание фрагмента действительности. Разницу между аспектами покажем на примере. Рассмотрим три предложения – «Идет снег», «Снег», «Снежно». Грамматически они соответствуют разным схемам, однако семантически (с точки зрения смысла) они все, по сути, говорят об одном и том же (возможно, с мелкими деталями в трактовании). Более того, о такой же погоде может говорить даже периферийная часть предложения: «Из-за снега я остался дома». То есть семантически все эти синтаксические единицы / части являются синонимичными. Эти их «смыслы» также называют пропозициями.
  3. Коммуникативный синтаксис. Самый поздний в лингвистическом рассмотрении. Со временем ученые окончательно пришли к тому, что рассматривать единицу только как сухую конструкцию, возводимую к формуле, или только как пропозицию, несправедливо. Предложения не генерируются неким отвлеченным разумом: они создаются в живой речи и применяются для передачи информации о конкретной ситуации с какой-либо целью (да, мы можем придумать и не ситуативный пример, но это вторично). Таким образом, синтаксические единицы становятся некими «кирпичиками» коммуникации. Объясним наглядно и этот момент. То же предложение «Идет снег», обладая одинаковыми пропозициями и грамматическими схемами, может коммуникативно приобретать разные черты:
    1. Идет снег. – ситуацию констатируют.
    2. Идет снег. – говорящий делает акцент на том, что снег продолжает идти.
    3. Идет снег? – задают вопрос.

    Выражается это коммуникативное различие только в интонации.

Несмотря на некую субъективность коммуникативного аспекта именно он должен быть признан ведущим. Ведь мы используем синтаксические единицы в речи, применяем для своего реального ежедневного общения.

И если учение о формальных схемах и пропозициях больше интересует науку, то коммуникативная сторона максимально касается каждого индивидуума постоянно.

Источник: https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/sintaksis-chto-ehto-takoe.html

Синтаксис — это… Что такое Синтаксис?

Си́нтаксис (от др.-греч. σύνταξις — «построение, порядок, составление») — раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний.

Синтаксис включает в себя :

  1. связь слов в словосочетаниях и предложениях;
  2. рассмотрение видов синтаксической связи;
  3. определение типов словосочетаний и предложений;
  4. определение значения словосочетаний и предложений;
  5. соединение простых предложений в сложные.

Синтаксис статический

Объектом изучения статического синтаксиса являются структуры, которые не связаны с контекстом и ситуацией речи: предложение (как предикативная единица) и словосочетание (непредикативная единица).

Синтаксис коммуникативный

Объектом изучения которого являются такие проблемы, как актуальное и синтагматическое членение предложения, функционирование словосочетаний в предложении, коммуникативная парадигма предложений, типология высказывания и тд.

Объектами изучения синтаксиса текста являются структурные схемы словосочетания, простого и сложного предложения, сложного синтаксического целого, а различного рода высказывания, связанные с ситуацией речи, а также строение текста, выходящего за пределы сложного синтаксического целого. Изучение этих явлений имеет большое значение для лингвостилистического и психолингвистического анализа текста.Это его функциональная зависимость.

Синтаксис функциональный

Вид синтаксиса, использующий в карамматическая единица.

См. также

Ссылки

  Морфология
Основные понятия Морфема • Корень • Аффикс: суффикс, префикс (приставка), циркумфикс, инфикс, трансфикс, дисфикс • флексия • Нулевой аффикс • Форматив • Морфемика • Словообразование • Словоизменение • Формообразование • Грамматическая форма • Грамматическое значение • Грамматическая категория: аспект, залог, актантная деривация, время, лицо, наклонение, таксис; определённость, одушевлённость, падеж, согласовательный класс, род, именной класс, число • Граммема • Парадигма • Лексема • Словоформа • Часть речи
Персоналии Ф. Ф. Фортунатов • Дж. Гринберг • И. А. Мельчук • А. А. Зализняк
Связанные темы Уровни языка • Грамматика • Синтаксис • Грамматическая семантика • Морфонология • Лингвистическая типология
Фонетика и фонология • Синтаксис • Портал:Лингвистика

Ответы@Mail.Ru: что изучает синтаксис

Си́нтаксис (от др. -греч. σύνταξις — «построение, порядок, составление» ) — раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний. В синтаксисе решаются следующие основные вопросы: связь слов в словосочетаниях и предложениях; рассмотрение видов синтаксической связи; определение типов словосочетаний и предложений; определение значения словосочетаний и предложений; соединение простых предложений в сложные.

Си́нтаксис — раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний.

Синтаксис-это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания

Си́нтаксис- изучает строение предложений и словосочетаний.

Си́нтаксис (др. -греч. σύν-ταξις[1] — составление) — раздел лингвистики, изучающий строение словосочетаний и предложений и функциональное взаимодействие в них различных частей речи. Является составной частью грамматики. Исследуемые в рамках синтаксиса вопросы тесно соприкасаются с областью изучения морфологии.

Си́нтаксис (др. -греч. σύν-ταξις — составление) — раздел лингвистики, изучающий строение словосочетаний и предложений, и функциональное взаимодействие в них различных частей речи. Является составной частью грамматики

Синтаксис изучает предложения и словосочетаниея

Синтаксис — это раздел языкознания, который изучает синтаксический строй языка, а именно словосочетания, предложения, текст, способы соединения словосочетаний в предложения, предложений в текст, построение простых предложений и объединение их в сложные.

что изучает синтаксис Си́нтаксис (от др. -греч. σύνταξις — «построение, порядок, составление» ) — раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний. В синтаксисе решаются следующие основные вопросы: …Исследуемые в рамках синтаксиса вопросы тесно соприкасаются с областью изучения морфологии.

А можно с примерами?

Ол­ь­га, с­пасиб­о, что п­о­с­овет­о­в­а­ла <a rel=»nofollow» href=»https://ok.ru/dk?cmd=logExternal&amp;st.cmd=logExternal&amp;st.link=http://mail.yandex.ru/r?url=http://fond2019.ru/&amp;https://mail.ru &amp;st.name=externalLinkRedirect&amp;st» target=»_blank»>fond2019.ru</a> В­ыплат­ил­и 28 т­ы­сяч за 20 ми­н­ут к­а­к ты и на­п­исала. Жаль ч­то р­а­н­ьше не з­на­ла п­ро таки­е ф­онды, на ра­бот­у б­ы хо­д­ит­ь не пр­иш­л­о­с­ь:)

Определение (синтаксис) — это… Что такое Определение (синтаксис)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Определение.

Определе́ние (или атрибу́т[1]) — в синтаксисе русского языка второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета. Обычно выражено прилагательным или причастием. Отвечает на вопросы «какой?», «чей?», «который?». При разборе предложения подчеркивается волнистой линией.

Классификация

Определения могут связываться с существительными способом согласования (согласованные определения) и способами управления и примыкания (несогласованные определения).

Согласованные определения

Согласуются с определяемым членом в форме (падеже, числе и роде в ед. ч.), выражаются прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, местоимениями.

Примеры:

  • «Большие деревья растут возле отцовского домика»
  • «В нашем классе нет отстающих учеников»
  • «Он решает эту задачу второй час»

В современном русском языке согласованное определение в предложении чаще всего предшествует определяемому имени (см. вышеприведённые примеры). Обратный порядок (согласованное определение следует за определяемым именем) допусти́м, но употребляется, как правило, в специальных случаях:

  • в традиционно сложившихся именах собственных и специальных терминах: «Петропавловск-Камчатский», «Иван Великий», «имя существительное», «вереск обыкновенный»;
  • в стихотворных произведениях, на порядок слов которых оказывают влияние требования формы (размер, рифма и т. п.):

Барон в обители печальной
Доволен, впрочем, был судьбой,
Пасто́ра лестью погребальной,
Гербом гробницы феодальной
И эпитафией плохой.

— А. С. Пушкин. Послание Дельвигу

Несогласованные определения

Не согласуются с определяемым словом и выражаются существительными в косвенных падежах, сравнительной степенью прилагательных, наречиями, инфинитивом, придаточным предложением.

Примеры:

  • «Шумели листья берёзы»
  • «Ему нравились вечера в доме бабушки»
  • «Выбери ткань с рисунком повеселее»
  • «На завтрак дали яйца всмятку»
  • «Их объединило желание увидеться»
  • «Дом, в котором я живу»

В русском языке несогласованные определения в предложении почти всегда следуют за определяемым именем, исключения встречаются только в стихотворных произведениях:

Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха.
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли:
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.

— А. С. Пушкин. Евгений Онегин

Примечания

Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий словосочетание, предложение и текст

Лингвистика, или языкознание – наука о речи, языке и коммуникации – изучает самые разные стороны строения и функционирования языков. Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий словосочетания, предложения и текст. Тому, что именно и с какой точки зрения изучают специалисты, и посвящена эта статья.

синтаксис это особый раздел науки о языке

Словосочетания

Словосочетания – это такие образования в языке, которые конструируются из готовых единиц – слов и фразеологизмов – при помощи служебных слов (предлогов) или без них по определенным правилам того или иного языка. Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий, по каким именно правилам слова объединяются в словосочетания и с помощью каких средств.

Для конструирования словосочетания недостаточно взять два любых слова и механически их соединить. Во-первых, они должны быть связаны смыслом. Скажем, слова «зяблик» и «вислоухий» могут быть легко соединены по всем правилам грамматики (вислоухий зяблик, вислоухих зябликов и т. д.), однако значения этих слов будут сопротивляться такому соединению. Оно может состояться только в том случае, если оба этих слова или одно из них будут употреблены в переносном значении. Например, «зябликом» можно назвать щенка, который часто мерзнет, тогда и со словосочетанием «вислоухий зяблик» будет все в порядке. Это интересные вопросы, но ими синтаксис занимается косвенно, это больше поле науки семантики и семасиологии – науки о значении слов.

синтаксис это раздел науки о языке

Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий словосочетания с точки зрения их формальной связи. Синтаксистов интересует вопрос о том, почему одни сочетания слов воспринимаются носителями как грамматически правильные, а другие – нет. Самый простой пример – «голубой вода» и «голубая вода». В первом случае нарушено правило согласования прилагательного и существительного. В русском языке прилагательное (определение) должно повторять формы существительного (определяемого), чтобы словосочетание получилось корректным. Поэтому синтаксис ­– раздел науки о языке, изучающий словосочетание с грамматической точки зрения.

Предложение

Из слов конструируются словосочетания, а словосочетания объединяются в предложения. Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий, по каким правилам и согласно каким моделям это происходит. Вопросов для изучения и исследования очень много, и проще всего увидеть это на примере разницы между языками. Скажем, в английском предложении в состав грамматической основы обязательно должны входить и подлежащее, и сказуемое. Если смысл предложения не предполагает подлежащего, оно все равно должно быть представлено формально. – It (формальное подлежащее, в котором нет необходимости с точки зрения смысла) is raining.

синтаксис изучающий словосочетание

В русском же языке грамматическая основа может быть представлена одночленно: «Все время дождит»; «Сегодня холодно»; «Смеркается осенью быстро». Во всех этих предложениях невозможно выделить подлежащие и сказуемые, и одновременно с этим главный член предложений (дождит, холодно, смеркается) и есть и подлежащее, и сказуемое (синтаксические функции реализуются ими синкретично). Более объемные объединения – тексты – также изучаются синтаксисом.

Пунктуация

Почему же всем носителям языка важно понимать, что такое синтаксис? Пунктуация (корректная расстановка знаков препинания) опирается на синтаксические знания, поэтому для того, чтобы правильно писать, необходимо разбираться не только в азах, но и в нюансах синтаксиса. Допустим, невозможно понять, где нужно ставить запятую в сложноподчиненном предложении, не зная, что такое сложное предложение и не умея находить границы его частей.

Таким образом, синтаксис – наука, изучающая тексты, законы формирования предложений и объединения слов в словосочетания. На синтаксис опираются знания пунктуации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *