Система уравнений. Подробная теория с примерами.
Важное замечание!
Если вместо формул ты видишь абракадабру, почисти кэш. Как это сделать в твоем браузере написано здесь: «Как почистить кэш браузера».
Для чего нужно уметь решать системы уравнений? Где они они могут пригодиться?
Все, что нужно знать о решении системы уравнений — в этой статье.
Помни, твоя цель — хорошо сдать ОГЭ или ЕГЭ и поступить в институт твоей мечты.
Let’s go… (Поехали!)
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
Система уравнений — это условие, состоящее в одновременном выполнении нескольких уравнений относительно нескольких (или одной) переменных. |
Другими словами, если задано несколько уравнений с одной, двумя или больше неизвестными, и все эти уравнения (равенства) должны одновременно
Объединяем уравнения в систему с помощью фигурной скобки:
СИСТЕМА УРАВНЕНИЙ И МЕТОДЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ
Метод подстановки
Это самый простой метод, но зачастую – самый трудоемкий. Идея проста – нужно в одном из уравнений выразить одну переменную через другие, а затем полученное выражение подставить в остальные уравнения вместо этой переменной.
Затем точно так же выражаем и подставляем другую переменную и т.д., пока не получим уравнение с одной переменной. После его решения и нахождения одной из переменных — последовательно возвращаемся к ранее выраженным, подставляя найденные значения.
Непонятно? Давай рассмотрим на примере
Пример 1.
Из второго уравнения очень просто выразить :
Теперь подставим то, что получилось вместо в первое уравнение:
Мы получили уравнение с одной неизвестной, которое очень просто решить:
А теперь вернемся к выраженному и подставим в него полученное значение :
.
Итак,
Ответ:
Ответ, кстати, принято записывать как координаты, то есть в таком виде: . В случае трех неизвестных: , и так далее.
То есть ответ в нашем примере запишется так:
Ответ:
Попробуй сам решить несколько примеров методом подстановки:
Ответы:
1) Здесь проще всего выразить из второго уравнения неравенства –
, а затем подставить в первое.
Ответ:
2) Выражаем из второго уравнения и подставляем в первое.
Ответ:
3) Здесь лучше выразить из первого уравнения:
, а затем уже подставлять во второе.
Ответ:
Графический метод
Недаром ответ записывается так же, как координаты какой-нибудь точки. Ведь если построить графики для каждого уравнения в одной системе координат, решениями системы уравнений будут точки пересечения графиков.
Например, построим графики уравнений из предыдущего примера. Для этого сперва выразим в каждом уравнении, чтобы получить функцию (ведь мы привыкли строить функции относительно ):
Видно, что графики пересекаются в точке с координатами .
Графический метод – самый неточный. Практически его можно применять только для систем линейных уравнений (вида ), графиками которых являются прямые. Если же хотя бы одно из уравнений имеет более сложный вид (содержит квадрат, корень, логарифм и т.д.), то не рекомендуется использовать графический метод (лучше использовать его только для иллюстраций).
Метод сложения
Метод сложения основан на следующем: если сложить левые части двух (или больше) уравнений, полученное выражение будет равно сложенным правым частям этих же уравнений. То есть:
(но ни в коем случае не наоборот: )
Действительно, мы ведь имеем право прибавить к обеим частям уравнения одно и то же число, например, прибавим к первому уравнению число :
Но раз , в правой части можем заменить на :
.
Пример 2
Сложим эти уравнения (левые части друг с другом, и правые – тоже друг с другом):
.
Вот как! просто уничтожился в результате сложения. Скажу сразу, это и была цель всего действия:
Остается теперь только подставить в любое уравнение вместо число :
Ответ:
Пример 3.
Очевидно, здесь сложение ничего не даст. Придется решать другим методом? Нет! Иначе метод сложения был бы полезен слишком редко. Мы ведь можем умножать любое уравнение на любое ненулевое число? Так давай умножим первое уравнение на такое число, чтобы потом при сложении какая-то переменная исчезла. Лучше всего умножить на :
Теперь можно складывать:
Теперь подставим в первое уравнение системы:
Ответ:
Теперь порешай сам (методом сложения):
Ответы:
1. На что здесь надо умножить, чтобы коэффициенты при x или y были противоположными? Хм. Как из получить или из получить ? Умножать на дробное число? Слишком громоздко получится. Но ведь можно умножить оба уравнения! Например, первое на , второе на :
Теперь, сложив уравнения, мы можем легко найти .
Подставляем в любое из уравнений и находим .
Ответ: .
2. Решать нужно аналогично первому примеру – сначала нужно умножить первое уравнение на , а второе на , и сложить.
Ответ: .
3. Первое умножаем на , а второе на и складываем.
Ответ: .
4. Умножать можно и на дроби, то есть делить. Умножим первое уравнение на , а второе на :
Теперь сложим уравнения:
Подставив в первое уравнение, найдем :
Ответ:
Тренировка без подсказок
Теперь попробуй сам определить наиболее рациональный способ решения, а затем проверь ответы. Подсказок уже не будет!
Ответы:
Как видишь, система уравнений — базовая, но не самая сложная тема, используй методы, описанные в этой статье, и ты без труда справишься с решением систем.
Система уравнений — это условие, состоящее в одновременном выполнении нескольких уравнений относительно нескольких (или одной) переменных:
Методы решения систем уравнений:
1. Решение методом подстановки
Нужно в одном из уравнений выразить одну переменную через другие, а затем полученное выражение подставить в остальные уравнения вместо этой переменной, повторять подобную процедуру пока не будут найдены все переменные.
2. Решение графическим методом
Если построить графики для каждого уравнения в одной системе координат, решениями системы уравнений будут точки пересечения графиков.
Графический метод – самый неточный. Практически его можно применять только для систем линейных уравнений (вида ), графиками которых являются прямые. Если же хотя бы одно из уравнений имеет более сложный вид (содержит квадрат, корень, логарифм и т.д.), то не рекомендуется использовать графический метод (только для иллюстраций).
3. Решение методом сложения
Метод сложения основан на следующем: если сложить левые части двух (или больше) уравнений, полученное выражение будет равно сложенным правым частям этих же уравнений.
То есть:
Но ни в коем случае не наоборот:
ТЕПЕРЬ ТЕБЕ СЛОВО…
Мы постарались объяснить что такое системы уравнений и как их решать.
Теперь хотелось бы послушать тебя…
Как тебе статья?
Получается ли у тебя решать системы уравнений?
У тебя есть вопросы? Предложения?
Напиши в комментариях.
Мы читаем все.
И удачи на экзаменах!
ОСТАВШИЕСЯ 2/3 СТАТЬИ ДОСТУПНЫ ТОЛЬКО УЧЕНИКАМ YOUCLEVER!
Стать учеником YouClever,
Подготовиться к ОГЭ или ЕГЭ по математике,
А также получить доступ к учебнику YouClever без ограничений…
youclever.org
Решение систем уравнений с двумя переменными. 9-й класс
Найти Поиск Опубликовать работу Личный кабинет Главная Положение о фестивале и конкурсах- Положение о фестивале
- Краткая информация
- Расчет стоимости участия в фестивале
- Общие положения и ключевые сроки
- Порядок участия в фестивале
- Подготовка мастер-класса и видеоурока
- Соблюдение авторских прав третьих лиц
- Технические требования
- Положение о конкурсе презентаций «Презентация к уроку»
- Положение о конкурсе «Мы мир храним, пока мы помним о войне» (75 лет Победы в ВОВ (1941–1945 гг.))
- Положение о конкурсе «Цифровой класс»
Содержание:
Разделы
Конкурс «Презентация к уроку» Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом» Конкурс «Электронный учебник на уроке» Конкурс «Цифровой класс» Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне» Конкурс «История регионов России»Астрономия Биология Начальная школа География Иностранные языки Информатика История и обществознание Краеведение Литература Математика Музыка МХК и ИЗО ОБЖ ОРКСЭ Русский язык Руководство учебным проектом Спорт в школе и здоровье детей Технология Физика Химия Эко
urok.1sept.ru
Обобщающий урок по алгебре по теме «Способы решения систем уравнений с двумя переменными» (9-й класс)
Найти Поиск Опубликовать работу Личный кабинет Главная Положение о фестивале и конкурсах- Положение о фестивале
- Краткая информация
- Расчет стоимости участия в фестивале
- Общие положения и ключевые сроки
- Порядок участия в фестивале
- Подготовка мастер-класса и видеоурока
- Соблюдение авторских прав третьих лиц
- Технические требования
- Положение о конкурсе презентаций «Презентация к уроку»
- Положение о конкурсе «Мы мир храним, пока мы помним о войне» (75 лет Победы в ВОВ (1941–1945 гг.))
- Положение о конкурсе «Цифровой класс»
Содержание:
Разделы
Конкурс «Презентация к уроку» Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом» Конкурс «Электронный учебник на уроке» Конкурс «Цифровой класс» Конкурс «История регионов России» Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»Астрономия Биология Начальная школа География Иностранные языки Информатика История и обществознание Краеведение Литература Математика Музыка МХК и ИЗО ОБЖ ОРКСЭ Русский язык Руководство учебным проектом Спорт в школе и здоровье детей Технология Физика Химия Экология
urok.1sept.ru
«Системы уравнений». 9-й класс
Найти Поиск Опубликовать работу Личный кабинет Главная Положение о фестивале и конкурсах- Положение о фестивале
- Краткая информация
- Расчет стоимости участия в фестивале
- Общие положения и ключевые сроки
- Порядок участия в фестивале
- Подготовка мастер-класса и видеоурока
- Соблюдение авторских прав третьих лиц
- Технические требования
- Положение о конкурсе презентаций «Презентация к уроку»
- Положение о конкурсе «Мы мир храним, пока мы помним о войне» (75 лет Победы в ВОВ (1941–1945 гг.))
- Положение о конкурсе «Цифровой класс»
Содержание:
Разделы
Конкурс «Презентация к уроку» Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом» Конкурс «Цифровой класс» Конкурс «Электронный учебник на уроке» Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне» Конкурс «История регионов России»Астрономия Биология Начальная школа География Иностранные языки Информатика История и обществознание Краеведение Литература Математика Музыка МХК и ИЗО ОБЖ ОРКСЭ Русский язык Руководство учебным проектом Спорт в школе и здоровье детей Технология Физика Химия Экология
urok.1sept.ru
Методическая разработка по алгебре (9 класс) на тему: Пособие для учащихся «Некоторые приемы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными»
В.К. Кузнецова,
учитель математики ГБОУ «Школа № 329» г. Москва
кандидат педагогических наук
Готовимся к ОГЭ
Пособие для учащихся «Некоторые приемы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными»
Известны два основных метода решения систем уравнений с двумя переменными: метод подстановки и метод сложения. Но не всякую систему уравнений можно решить, используя эти методы, существуют некоторые особые виды систем уравнений.
Можно выделить три таких вида систем уравнений и обозначить принципы их решения.
1-й вид. Системы, в которых одно из уравнений представлено в виде
f (x) · g (x) = 0
Принцип решения: переход к совокупности двух систем
2-й вид. Системы, в которых встречается однородное уравнение.
Принцип решения: деление однородного уравнения на одну из переменных в квадрате и решение полученного квадратного уравнения
2-й вид. Симметрические системы уравнений.
Принцип решения: введение новых переменных
Рассмотрим примеры решения выделенных видов систем уравнений:
Пример1. Решить систему уравнений
Решение:
Эту систему можно решить двумя способами:
1) путем преобразований прийти к системе, в которой одно из уравнений представляется в виде: f (x) · g (x) = 0;
2) воспользоваться методом сложения и выразить одну переменную через другую.
Проанализировав условие системы, мы видим, что второй способ в данном случае – более простой.
Умножим первое уравнение системы на –3 и сложим почленно левые и правые части уравнений.
Получим:
11ху – 66 = 0;
ху = 6;
х = .
Подставим полученное выражение в первое уравнение системы.
Получим:
– 18 + 14 = 0;
= 4;
у2 = 9;
у1 = 3 х1 = 2;
у2 = –3 х2 = –2.
Решением исходной системы является пара чисел: (2; 3), (–2; –3).
Ответ: (2; 3), (–2; –3).
Пример 2. Решить систему уравнений
Решение:
Метод замены переменной.
Обозначим буквой t и решим первое уравнение системы относительно новой переменной:
12t2 – 25t + 12 = 0;
D = 625 – 576 = 49;
t1 = ;
t2 = .
Обратная замена:
Получаем, что исходная система уравнений равносильна совокупности двух систем:
Решив полученные системы уравнений, получим решение исходной системы: (–4; –3), (4; 3).
Ответ: (–4; –3), (4; 3).
Пример 3. Решить систему уравнений
Решение:
Обозначим: х + у = U
xy = V
Тогда:
х2 + у 2 = (х + у)2 – 2ху = U2 – 2V.
Получим систему:
U2 – 2 · 12 = 25;
U2 = 49;
U1 = 7;
U2= –7.
Значит, исходная система равносильна совокупности двух систем:
Решив полученные системы уравнений, получим решение исходной системы:
(–3; –4), (–4; –3), (3; 4), (4; 3).
Ответ: (–3; –4), (–4; –3), (3; 4), (4; 3).
Существуют системы уравнений, которые не относятся ни к одному из выделенных видов. Покажем, как они могут быть решены.
Пример 4. Решить систему уравнений
Решение:
Разделим почленно правые и левые части первого уравнения на второе:
= 2 х = 2у.
Значит, исходная система уравнений равносильна следующей системе:
3у2 = 3;
у2 = 1;
у1 = 1 х1 = 2;
у2 = –1 х2 = –2.
Решив полученные системы уравнений, получим решение системы:
(2; 1), (–2; –1).
Ответ: (2; 1), (–2; –1).
Пример 5. Решить систему уравнений
Решение:
Вычтем из второго уравнения первое.
Получим:
4х (х – у) – 4х (х + у) = 32;
4х (х – у – х – у) = 32;
4х · (–2у) = 32;
ху = –4;
у = .
Значит, исходная система уравнений равносильна следующей системе:
Замена:
Пусть х2 = а, тогда получим:
4а2 – 65а + 16 = 0
D = 652 – 16 · 16 = (65 – 16) (65 + 16) = 49 · 81
Обратная замена:
х2 = 16, х2 = ;
х = ±4, х = ±.
Решив полученные системы уравнений, получим решение исходной системы:
(4; –1), (–4; 1), .
О т в е т: (4; –1), (–4; 1),.
nsportal.ru
Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. 9-й класс
Найти Поиск Опубликовать работу Личный кабинет Главная Положение о фестивале и конкурсах- Положение о фестивале
- Краткая информация
- Расчет стоимости участия в фестивале
- Общие положения и ключевые сроки
- Порядок участия в фестивале
- Подготовка мастер-класса и видеоурока
- Соблюдение авторских прав третьих лиц
- Технические требования
- Положение о конкурсе презентаций «Презентация к уроку»
- Положение о конкурсе «Мы мир храним, пока мы помним о войне» (75 лет Победы в ВОВ (1941–1945 гг.))
- Положение о конкурсе «Цифровой класс»
Содержание:
Разделы
Конкурс «Презентация к уроку» Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом» Конкурс «Электронный учебник на уроке» Конкурс «Цифровой класс» Конкурс «История регионов России» Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»Астрономия Биология Начальная школа География Иностранные языки Информатика История и обществознание Краеведение Литература Математика Музыка МХК и ИЗО ОБЖ ОРКСЭ Русский язык Руководство учебным проектом Спорт в школе и здоровье детей Технология Физика Химия Экология
urok.1sept.ru
«Решение систем уравнений второй степени»
Найти Поиск Опубликовать работу Личный кабинет Главная Положение о фестивале и конкурсах- Положение о фестивале
- Краткая информация
- Расчет стоимости участия в фестивале
- Общие положения и ключевые сроки
- Порядок участия в фестивале
- Подготовка мастер-класса и видеоурока
- Соблюдение авторских прав третьих лиц
- Технические требования
- Положение о конкурсе презентаций «Презентация к уроку»
- Положение о конкурсе «Мы мир храним, пока мы помним о войне» (75 лет Победы в ВОВ (1941–1945 гг.))
- Положение о конкурсе «Цифровой класс»
Содержание:
Разделы
Конкурс «Презентация к уроку» Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом» Конкурс «Электронный учебник на уроке» Конкурс «Цифровой класс» Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне» Конкурс «История регионов России»Астрономия Биология Начальная школа География Иностранные языки Информатика История и обществознание Краеведение Литература Математика Музыка МХК и ИЗО ОБЖ ОРКСЭ Русский язык Руководство учебным проектом Спорт в школе и здоровье детей Технология Физика
urok.1sept.ru