4. Симметрические системы — ЗФТШ, МФТИ
Многочлен с двумя переменными `F(x,y)` называется симметрическим, если `F(x,y)=F(y,x)`. Иными словами, многочлен является симметрическим, если он не изменяется, когда переменные `x` и `y` меняются местами. Например, многочлены `x^3+y^3`; `xy-590`; `2x^2y+y+2xy^2+x` являются симметрическими, а многочлены `x^2+y^2-6x` и `2x^5+2y` симметрическими не являются.
Многочлены `u=x+y` и `v=xy` называются элементарными симметрическими многочленами. Оказывается, что любой симметрический многочлен можно представить в виде многочлена от элементарных симметрических многочленов. Последнее утверждение часто оказывается полезным при решении систем, в которых оба уравнения симметрические. А именно, такие системы обычно упрощаются при замене `x+y=u`, `xy=v`. Заметим, что
`x^2+y^2=(x^2+2xy+y^2)-2xy=(x+y)^2-2xy=u^2-2v`; (10)
`x^3+y^3=(x+y)(x^2-xy+y^2)=u((x^2+y^2)-xy)=`
`=u(u^2-2v-v)=u^3-3uv`; (11)
`x^4+y^4=(x^4+2x^2y^2+y^4)-2x^2y^2=(x^2+y^2)^2-2(xy)^2=`
`(u^2-2v)^2-2v^2=u^4-4u^2v+2v^2`.
Если мы хотим получить выражение для `x^5+y^5`, то можно, например, перемножить почленно два равенства (10) и (11), тогда получим:
`(x^2+y^2)(x^3+y^3)=(u^2-2v)(u^3-3uv) iff`
`iff x^5+y^5+x^2y^3+x^3y^2=u^5-5u^3v+6uv^2 iff`
`iff x^5+y^5=u^5-5u^3v+6uv^2-x^2y^2(x+y)`,
откуда `x^5+y^5=u^5-5u^3v+6uv^2-v^2u=u^5-5u^3v+5uv^2`.
Решите системы уравнений:
а) x3+y3=7,xyx+y=-2;\left\{\begin{array}{l}x^3+y^3=7,\\xy\left(x+y\right)=-2;\end{array}\right.
б) x2y-xy2=6,xy+x-y=5.\left\{\begin{array}{l}x^2y-xy^2=6,\\xy+x-y=5.\end{array}\right.
а) После замены система принимает вид
u3-3uv=7,uv=-2,⇔u3=1,uv=-2,⇔u=1,v=-2.\left\{\begin{array}{l}u^3-3uv=7,\\uv=-2,\end{array}\right.\Leftrightarrow\left\{\begin{array}{l}u^3=1,\\uv=-2,\end{array}\right.\Leftrightarrow\left\{\begin{array}{l}u=1,\\v=-2.\end{array}\right.
Значит, x+y=1,xy=-2.\left\{\begin{array}{l}x+y=1,\\xy=-2.\end{array}\right.
Решая эту систему[1], получаем две пары чисел: `(2;-1)` и `(-1;2)`.
`(2;-1)`, `(-1;2)`.
б) Введём замену `x=-z`. Тогда система принимает вид:
z2y+zy2=6,-zy-z-y=5,\left\{\begin{array}{l}z^2y+zy^2=6,\\-zy-z-y=5,\end{array}\right.
т. е. она становится симметрической! Пусть `y+z=u`, `yz=v`. Система преобразуется к виду:
uv=6,u+v=-5⇔u=-3, v=-2;u=-2, v=-3.\left\{\begin{array}{l}uv=6,\\u+v=-5\end{array}\right.\Leftrightarrow\left[\begin{array}{l}u=-3,\;\;v=-2;\\u=-2,\;\;v=-3.\end{array}\right.
Если `u=-3`, `v=-2`, то y+z=-3,yz=-2⇔y=-3-z,z2+3z-2=0.\left\{\begin{array}{l}y+z=-3,\\yz=-2\end{array}\right.\Leftrightarrow\left\{\begin{array}{l}y=-3-z,\\z^2+3z-2=0.\end{array}\right.
Получаем две пары `y=(-3-sqrt(17))/2`, `z=(-3+sqrt(17))/2` и `y=(-3+sqrt(17))/2`, `z=(-3-sqrt(17))/2`.
Если `u=-2`, `v=-3`, то y+z=-2,yz=-3,\left\{\begin{array}{l}y+z=-2,\\yz=-3,\end{array}\right. откуда `y=-3`, `z=1` или `y=1`, `z=-3`.
Учитывая, что `x=-z`, получаем такие решения:
`((3-sqrt(17))/2;(-3-sqrt(17))/2)`, `((3+sqrt(17))/2;(-3+sqrt(17))/2)`, `(-1;-3)`, `(3;1)`.
`((3-sqrt(17))/2;(-3-sqrt(17))/2)`, `((3+sqrt(17))/2;(-3+sqrt(17))/2)`, `(-1;-3)`, `(3;1)`.
[1] Система уравнений x+y=a,xy=b,\left\{\begin{array}{l}x+y=a,\\xy=b,\end{array}\right. где `a`, `b` — известные числа, может иметь не более двух решений (т. к. при подстановке `y=a-x` во второе уравнение получаем квадратное уравнение). Поэтому если нам удалось подобрать решение этой системы `(x_0;y_0)`, то вторым решением является `(y_0;x_0)` в силу симметричности, а других решений нет. (Если оказалось, что `y_0=x_0`, то можете в качестве упражнения показать, что такая система имеет ровно одно решение).
Иррациональные уравнения. Системы уравнений — 4. Симметрические системы — ЗФТШ, МФТИ
Многочлен с двумя переменными `F(x,y)` называется симметрическим, если `F(x,y)=F(y,x)`. Иными словами, многочлен является симметрическим, если он не изменяется, когда переменные `x` и `y` меняются местами. Например, многочлены `x^3+y^3`; `xy-590`; `2x^2y+y+2xy^2+x` являются симметрическими, а многочлены `x^2+y^2-6x` и `2x^5+2y` симметрическими не являются.
Многочлены `u=x+y` и `v=xy` называются элементарными симметрическими многочленами. Оказывается, что любой симметрический многочлен можно представить в виде многочлена от элементарных симметрических многочленов. Последнее утверждение часто оказывается полезным при решении систем, в которых оба уравнения симметрические. А именно, такие системы обычно упрощаются при замене `x+y=u`, `xy=v`. Заметим, что
`x^2+y^2=(x^2+2xy+y^2)-2xy=(x+y)^2-2xy=u^2-2v`; (10)
`x^3+y^3=(x+y)(x^2-xy+y^2)=u((x^2+y^2)-xy)=`
`=u(u^2-2v-v)=u^3-3uv`; (11)
`x^4+y^4=(x^4+2x^2y^2+y^4)-2x^2y^2=(x^2+y^2)^2-2(xy)^2=`
`(u^2-2v)^2-2v^2=u^4-4u^2v+2v^2`.
Если мы хотим получить выражение для `x^5+y^5`, то можно, например, перемножить почленно два равенства (10) и (11), тогда получим:
`(x^2+y^2)(x^3+y^3)=(u^2-2v)(u^3-3uv) iff`
`iff x^5+y^5+x^2y^3+x^3y^2=u^5-5u^3v+6uv^2 iff`
`iff x^5+y^5=u^5-5u^3v+6uv^2-x^2y^2(x+y)`,
откуда `x^5+y^5=u^5-5u^3v+6uv^2-v^2u=u^5-5u^3v+5uv^2`.
Решите системы уравнений:
а) x3+y3=7,xyx+y=-2;\left\{\begin{array}{l}x^3+y^3=7,\\xy\left(x+y\right)=-2;\end{array}\right.
б) x2y-xy2=6,xy+x-y=5.\left\{\begin{array}{l}x^2y-xy^2=6,\\xy+x-y=5.\end{array}\right.
а) После замены система принимает вид
u3-3uv=7,uv=-2,⇔u3=1,uv=-2,⇔u=1,v=-2.\left\{\begin{array}{l}u^3-3uv=7,\\uv=-2,\end{array}\right.\Leftrightarrow\left\{\begin{array}{l}u^3=1,\\uv=-2,\end{array}\right.\Leftrightarrow\left\{\begin{array}{l}u=1,\\v=-2.\end{array}\right.
Значит, x+y=1,xy=-2.\left\{\begin{array}{l}x+y=1,\\xy=-2.\end{array}\right.
Решая эту систему[1], получаем две пары чисел: `(2;-1)` и `(-1;2)`.
`(2;-1)`, `(-1;2)`.
б) Введём замену `x=-z`. Тогда система принимает вид:
z2y+zy2=6,-zy-z-y=5,\left\{\begin{array}{l}z^2y+zy^2=6,\\-zy-z-y=5,\end{array}\right.
т. е. она становится симметрической! Пусть `y+z=u`, `yz=v`. Система преобразуется к виду:
uv=6,u+v=-5⇔u=-3, v=-2;u=-2, v=-3.\left\{\begin{array}{l}uv=6,\\u+v=-5\end{array}\right.\Leftrightarrow\left[\begin{array}{l}u=-3,\;\;v=-2;\\u=-2,\;\;v=-3.\end{array}\right.
Если `u=-3`, `v=-2`, то y+z=-3,yz=-2⇔y=-3-z,z2+3z-2=0.\left\{\begin{array}{l}y+z=-3,\\yz=-2\end{array}\right.\Leftrightarrow\left\{\begin{array}{l}y=-3-z,\\z^2+3z-2=0.\end{array}\right.
Получаем две пары `y=(-3-sqrt(17))/2`, `z=(-3+sqrt(17))/2` и `y=(-3+sqrt(17))/2`, `z=(-3-sqrt(17))/2`.
Если `u=-2`, `v=-3`, то y+z=-2,yz=-3,\left\{\begin{array}{l}y+z=-2,\\yz=-3,\end{array}\right. откуда `y=-3`, `z=1` или `y=1`, `z=-3`.
Учитывая, что `x=-z`, получаем такие решения:
`((3-sqrt(17))/2;(-3-sqrt(17))/2)`, `((3+sqrt(17))/2;(-3+sqrt(17))/2)`, `(-1;-3)`, `(3;1)`.
`((3-sqrt(17))/2;(-3-sqrt(17))/2)`, `((3+sqrt(17))/2;(-3+sqrt(17))/2)`, `(-1;-3)`, `(3;1)`.
[1] Система уравнений x+y=a,xy=b,\left\{\begin{array}{l}x+y=a,\\xy=b,\end{array}\right. где `a`, `b` — известные числа, может иметь не более двух решений (т. к. при подстановке `y=a-x` во второе уравнение получаем квадратное уравнение). Поэтому если нам удалось подобрать решение этой системы `(x_0;y_0)`, то вторым решением является `(y_0;x_0)` в силу симметричности, а других решений нет. (Если оказалось, что `y_0=x_0`, то можете в качестве упражнения показать, что такая система имеет ровно одно решение).
Исследовательская работа на тему: “ Удивительная симметрия” (часть 2 из 2) — 16 Января 2013
Симметрия в алгебре. Симметрические выражения.Решение симметрических систем уравнений.
Симметрия графиков функций.
Использование симметрии при решении задач.
Рассмотрим выражение с двумя переменными , , .
Если в каждом из них переставим переменные, то есть всюду вместо поставим , и вместо поставим , то получим тождественно равные им выражения:
; ;
Такие выражения называются симметрическим относительно этих переменных. Наиболее простыми симметрическими выражения относительно двух переменных являются сумма и произведение этих переменных, то есть и .
Через и можно выражать любое рациональное симметрическое выражение относительно и . Например:
1) ;
2) .
Простейшие
симметрические выражения относительно корней квадратного уравнения
встречаются в теореме Виета. Это позволяет использовать их при решении
некоторых задач, относящихся к квадратным уравнениям. Рассмотрим ряд
примеров.
Пример 1:
Квадратное уравнение имеет корни и . Не решая этого уравнения, выразим через и суммы , . Выражение симметрическое относительно и . Выразим их через + и , а затем применим теорему Виета.
.
.
Пример 2:
Найдем такое значение , при котором сумма квадратов корней уравнения равна 13.
Пусть и корни уравнения . То условию =13. Левая часть последнего равенства симметрическое выражение относительно и . Выразим его через + и . Получим уравнение:
, т.к. , а , то получим .
Отсюда .
^
Если оба уравнения системы являются симметрическими многочленами от и , то систему уравнений называют симметрической системой уравнений.
При их решении полезной бывает такая замена неизвестных: , .
Пример 3:
Решим систему уравнений
Решение. Сделаем замену неизвестных , .Система примет вид:
Сложив эти уравнения получим уравнение с корнями .
Соответственно , . Остается решить систему уравнений:
а) и б)
Система а) имеет решения ; .
Система б) решений не имеет.
Ответ:
^
О симметрии графиков функций уместно говорить, когда функция является четной или нечетной. Вспомним определения:
— Если для всех из области определения функции , то функция называется нечетной, например:
Рис.16
— если для всех из области определения этой функции, то функция является четной, например:
а) б)
Рис.17
Отметим, что область определения и четной и нечетной функций симметрична относительно начала координат. Как же ведут же себя графики функций? Как видно из приведенных рисунков, график нечетной функции (Рис.16 а),б)) симметричен относительно начала координат (центральная симметрия), а график четной функции (Рис.17 а),б),в)) симметричен относительно оси ординат (осевая симметрия). Поэтому для построения графиков четной и нечетной функций достаточно провести исследование свойств функции на половине области определения данной функции. Далее, если функция четная — воспользоваться осевой симметрией, если нечетная – центральной.
^
Решения многих задач значительно упрощаются, если использовать симметрию.
Рассмотрим пример использования центральной симметрии при решении задач на построение.
Задача. Через данную точку внутри угла провести прямую так, чтобы:
а) отрезок этой прямой, заключенной внутри угла, делился данной точкой пополам.
б) прямая отсекала от угла треугольник наименьшей площади.
Рис.18
Решение:
а) Пусть М – данная точка. Построим угол, центрально-симметричный данному относительно точки М. Для этого достаточно построить точку О1, центрально-симметричную вершине О данного угла, а затем провести через эту точку прямые, параллельные его сторонам (рис.18). Пусть А и В – точки пересечения этих прямых со сторонами угла. Тогда прямая АВ – искомая.
В самом деле, точка А является точкой пересечения прямых ОА и О1А1, а точка В – точкой пересечения симметричных им, относительно точки М прямых О1В и ОВ, поэтому точки А и В симметричны относительно точки М, а значит АМ=МВ.
б) Вновь обратимся к рис.18 и докажем, что построенная нами прямая АВ – искомая.
В самом деле, проведем через точку М какую-нибудь другую прямую, пересекающую стороны данного угла в точках А1 и В1, и докажем, что площадь треугольника А1ОВ1 больше площади треугольника АОВ. Прямая А1В1 пересекает либо отрезок ОА, либо отрезок ОВ. Для определенности будем
считать, что она пересекает отрезок ОА. Тогда она пересекает и
симметричный ему относительно точки М отрезок О1В. Пусть С – точка пересечения А1В1 и О1В. Треугольники АА1М и ВСМ симметричны относительно точки М и, следовательно, равны. Поэтому площадь треугольника АОВ равна площади трапеции ОВСА1. Площадь же треугольника А1ОВ1 больше, так как она состоит из указанной трапеции и треугольника ВВ1С.
Решение следующей задачи предполагает использование не только центральной, но и осевой симметрии.
Заключение
С
симметрией мы встречаемся везде – в природе, технике, искусстве, науке.
Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого
творчества. Принципы симметрии играют важную роль в физике и
математике, химии и биологии, технике и архитектуре, живописи и
скульптуре, поэзии и музыке. Законы природы, управляющие неисчерпаемой в
своём многообразии картиной явлений, в свою очередь, подчиняются
принципам симметрии.
Существует множество видов симметрии как в растительном, так и в животном мире, но при всем многообразии живых организмов, принцип симметрии действует всегда, и этот факт еще раз подчеркивает гармоничность нашего мира.
Симметрия в алгебре и геометрии имеет большое значение. Я рассмотрела основные теории, связанные с симметрическими системами уравнений. Научилась решать симметрические системы уравнений, и узнала кое-что новое про симметрию графиков функций. Выбранная тема актуальна, так как в средней школе не рассматриваются все виды симметрий в алгебре и геометрии
Список использованной литературы:
1.Г. Вейль Симметрия, М., 2007
2.Энциклопедия для детей Математика, 2001г
3.Шубников А. В., Симметрия. (Законы симметрии и их применение в науке, технике и прикладном искусстве), М. — Л., 1978
4.Кокстер Г. С., Введение в геометрию, М., 1966
5. Болтянский В.Г., Виленкин Н.Я. Симметрия в алгебре. М.: Наука, 1967. 284 с.
6.Л. В. Тарасов. Этот удивительно симметричный мир. Москва. 7.Просвещение, 1982.
8.Биология. Учебное пособие для 6 класса).
9.Современный словарь иностранных слов:. — М.; Русский язык 1993, с. 557
10. Журнал «Математика в школе», №10, 2004г.
11. Журнал «Математика в школе», №9, 2005г.
12.. И.С. Петраков, «Математические кружки», Москва, «Просвещение», 1987 г.
Источник
Запись системы в симметрической форме
Запись системы в симметрической форме. Нахождение интегрируемых комбинаций.
Нахождение интегрируемых комбинаций
Этот метод интегрирования системы дифференциальных уравнений: (1)
состоит в следующем: с помощью проходящих арифметических операций (сложения, вычитания, умножения, деления) из уравнений системы (I) образуют так называемые интегрируемые комбинации, т. е. достаточно просто решаемые уравнения вида где — некоторая функция от искомой функции. Каждая интегрируемая комбинация дает один первый интеграл. Если найдено независимых первых интегралов системы (1), то ее интегрирование закончено; если же найдено независимых первых интегралов, где, то система (1) сводится к системе с меньшим числом неизвестных функций.
Симметрическая форма системы дифференциальных уравнений. Для нахождения интегрируемых комбинаций при решении системы дифференциальных уравнений (1) иногда бывает удобно записать ее в симметричной форме
(18)
В системе дифференциальных уравнений, записанной в симметрической форме, переменные равноправны, что в некоторых случаях упрощает нахождение интегрируемых комбинаций. Для решения системы (18) либо берут пары отношений, допускающие разделение переменных, либо же используют производные пропорции
(19)
где коэффициенты производные и их выбирают так, чтобы числитель был дифференциалом знаменателя, либо равен нулю.
Линейные неоднородные уравнения. Отыскание частного решения в случае уравнения с квазиполиномом.
Структура общего решения ЛНДУ 2-го порядка :
y’’ + (x) y’ +(x) y = f (x) (5.1) — ЛНДУ
(x) , (x) С (a, b) — непрерывная функция
y’’ + (x) y’ +(x) y = 0 (5.2) — соответствующее однородное уравнение
Теорема (5.1) структура общего решения ЛНДУ
Общее решение yв уравнение (5.1) является сумма его произвольного частного решения и общего решения
=
y = (5.3)
Доказательство:
y = +
y’ = ( ) ‘ + ’
y’’ = ( ) ‘’ + ’’
y’’ = ( ) ‘’ + ’’ + (x) ()’ ’ + (x) (+ ) = f (x)’
( ) ‘’ + (x) ()’ + (x) () + + (x) + (x) ) + (’’ + (x) ’ + (x) =f(x, y)
y= + (5.4)
Для этого нужно доказать, что из решения (5.4) можно выделить единственную частное решениеудовлетворяющее начальным условиям
Дифференцируем (5.4) и подставляем условия (5.5)
y () = y ‘() = (5.5)
= W 0
! ,
Квазиполином Эйлера
В этих случаях записываем ожидаемую форму решения с неопределенными коэффициентами и подставляем в уравнение (5.1) y’’ + (x) y’ +(x) y = f (x)
Из получения тождестванаходим значения коэффициентов
Случай 1 : правая часть (5.7) y’’ + p y’ + q y = f(x) имеет вид :
f(x) = α R
y’’ + p y’ + q y = (5.8)
В этом случае :
= Qn (x) (5.9)
Где n – число = кратности α как корня характеристического уравнения
При этом Qn (x) = x ‘’ + + …. + A ‘’ Ai (i= 0, 1, 2,…)
А) Пусть α – не является корнем характеристического уравнения :
+ p k + q = 0
α r = 0
= Q u (x) *
Б) Пусть α является 2-ух однократным корнем характеристического уравнения :
α = + p k + q = 0
r = 1
= * Q n (x) *
В) Пусть α является 2-ух кратным корнем характеристического уравнения :
α = + p k + q = 0
r = 2
= * Q n (x) *
Случай 2 :
Правая часть (2.7) или вид : f(x) = () cosβx + Q m (x) sin β (x )
Где)и Qm (x) многочлен степени nиm соответствуют α и β действительного числа
Уравнение (5.7) y’’ + p y’ + q y = f(x) тогда запишется в виде
y’’ + py’ + qy = () cosβx + Qm (x) sinxβ ) (5.10)
= * * (Me (x) * cosβx + Ne (x) * sin βx ) (5.11)
r-число равное кратности (α + βi) как корня уравнения :
+ pk + q = 0
Многочлены степени е с неопределенным коэффициентом
Me (x)Ne (x)
е — max (n, m)
Замечание 1 :После подстановки функции из (5.11) в (5.10) приравниваем многочлен перед одноименной тригонометрической функциейв левой и правой частях уравнения
Замечание 2 : Формула (5.11) сохраняется и при ) 0 или + Qm (x) 0
Замечание 3 : Если правая часть уравнения (5.7) y’’ + p y’ + q y = f(x) есть сумма вида 1 или 2 то для нахождения используется теорема (5.2) : о наложение решения
Если правая часть уравнения (5.1) представляет собой сумму 2-ух функций:
f(x) = (x) + (x) ,
аu— частное решение уравнения
+ (x) y ‘ + (x) y = (x)
+ (x) y ‘ + (x) y = (x)
То функция
Является решение данного уравнения
( ) ‘’ + ) ‘ +) ‘= ‘’ + + + () ‘’ + ) ‘ + = (x) + (x) = f(x)
Типы точек покоя. Фокус, центр.
Корни характеристического уравнения
= P q0
СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ В СИММЕТРИЧНОЙ ФОРМЕ
МЕТОД ИСКЛЮЧЕНИЯ
Решить задачу Коши для системы дифференциальных уравнений:
Решение: Дифференцируя второе уравнение, имеем:
Чтобы исключить из полученного уравнения и заменим в нем и их значениями из данной системы. Получим: , откуда;
; запишем , то есть ( , откуда , тогда .
Для нахождения воспользуемся вторым из уравнений системы и найденным значением . Имеем:
откуда . Следовательно, общим решение данной системы будет:
Решим теперь поставленную задачу Коши. Подставляя в общее решение вместо их начальные значения , имеем:
откуда , так что искомым частным решение будет:
НАХОЖДЕНИЕ ИНТЕГРИРУЕМЫХ КОМБИНАЦИЙ
Интегрируемые комбинации – легко интегрируемые дифференциальные уравнения, полученные из данной системы, путём несложных преобразований. Построение интегрируемых комбинаций позволяет находить первые интегралы системы и понижать порядок этой системы. В целом, если для системы, состоящей из уравнений, найдено независимых первых интегралов, то тем самым найден общий интеграл этой системы, и её интегрирование окончено.
Пример. Решить СДУ:
Для нахождения интегрируемых комбинаций данной системы перепишем ее в симметричной форме:
Умножим все знаменатели на
Одной из интегрируемых комбинаций будет
Для получения второй интегрируемой комбинации вычтем в системе в симметричной форме из числителя и знаменателя первой дроби, соответственно числитель и знаменатель второй дроби. Эта операция в данном случае осмыслена, так как равносильно вычитанию из первого уравнения исходной системы её второго уравнения.
Отсюда находим второй первый интеграл:
Общее решение имеет вид
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ИНТЕГРИРОВАНИЕ
Пример.
Решение: Первое уравнение решается независимо от второго. Разделяя в нём переменные и интегрируя, получим: . Подставляя найденное значение во второе уравнение, получим , откуда .
Общее решение:
.
СВЕДЕНИЕ К ОДНОМУ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОМУ УРАВНЕНИЮ
Пример.
Решение: Дифференцируя обе части первого из данных уравнений имеем:
Из второго уравнения находим , следовательно:
Общее решение этого уравнения есть
Из первого уравнения системы находим
Окончательно, общее решение системы уравнений:
СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ В СИММЕТРИЧНОЙ ФОРМЕ
Пример 1. Решить систему дифференциальных уравнений
Решение: Из уравнения находим один из интегралов данной системы . Найдём ещё один интеграл, образовав интегрируемую комбинацию:
Имеем . Общее решение: .
Пример 2. Решить систему дифференциальных уравнений
с начальным условием =1, z(0)=2.
Решение. Имеем систему линейных дифференциальных уравнений. Вид её несимметричный, однако начальные условия дают основания проверить предположение, что искомые функции связаны соотношением . Проверим это предположение, исключая искомую функцию из системы подстановкой вместо неё функции . Оба уравнения системы при этом принимают вид , частное решение этого уравнения с учётом начального условия имеет вид . Одновременно найдена и другая искомая функция .
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
Элективный курс по алгебре (10 класс) по теме: Элективное занятие .«Симметрические выражения от двух переменных. Симметрические системы с двумя переменными. »
Элективное занятие по теме
«Симметрические выражения от двух переменных. Симметрические системы с двумя переменными ».
Класс – 10
Учитель – Давыдова Марина Георгиевна
МОУ «Гимназия №5 г. Белгорода»
Учебная задача: 1. формирование системы по изучению симметрических
уравнений;
2. формирование системы фактов «симметрические выражения от двух переменных», «симметрические уравнения, симметрические системы с двумя переменными» в курсе математики.
Цели:
Образовательные:
- Организовать деятельность учащихся по комплексному применению знаний, умений и способов действия при решении симметрические систем с двумя переменными;
- Обеспечить на занятии условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся при решении задач конструктивного уровня;
- Способствовать формированию познавательных и практических умений учащихся на всех этапах урока.
Развивающие:
- Создать условия для развития учащихся исследовательской культуры:
- Содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действий в нестандартных ситуациях:
- Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты (разные решения одной и той же задачи)
- дидактическая: обобщение и систематизация сформированных ранее математических понятий, определений, фактов;
- психологическая: формирование видов учебно-познавательной деятельности;
- воспитательная: содействовать формированию у школьников чувства ответственности за собственную и коллективную деятельность, способствовать сплочению классного коллектива, проверка грамотной устной и письменной математической речи учащихся.
Тип урока: комбинированный; урок – семинар.
Методы: обучении- диалогический;
преподавания – частично – поисковый; исследовательский.
Дидактическое и методическое оснащение урока: задачник; ПК; презентации.
Знания и умения: продолжение совершенствование навыков решения задач на симметрические выражения от двух переменных. Симметрические системы с двумя переменными
Цели урока: систематизировать и обобщить знания о симметрических системах с двумя переменными.
Ход занятия:
Тема учебного занятия: «Симметрические выражения от двух переменных. Симметрические системы с двумя переменными». Сегодня мы систематизируем и обобщаем знания о симметрических системах с двумя переменными.
На I этапе занятия: устный опрос учащихся с целью установления содержательных связей между ведущими линиями школьного курса математики.
Вниманию учащихся предлагаются вопросы и задания.
1.Какие выражения называются симметрическими? Приведите примеры.
Выражения p(х; у) называется симметрическим, если оно сохраняет свой вид при одновременной замене х на у и у на х. Примеры: х2у+ху2- симметрическое выражение при одновременной замене х на у и у на х получается выражение у2х+ух2, но это то же самое, что х2у+ху2.
2.Назовите основные симметрические выражения? (основные симметрические выражения ху и х+у)
3.Какие уравнения называются симметрическими?
Уравнения p(х; у)=0 называются симметрическим уравнением, если его левая часть – симметрическое выражение. Например: х2+у2=( х+у) 2-2ху.
4.Какие системы называются симметрическими?
Систему двух уравнений с двумя переменными называют симметрической системой, если она состоит из симметрических уравнений.
5.Назвать основную идею решения симметрических систем уравнений с двумя переменными.
Вводят две новые переменные u=x+y и v=xy, тогда все остальные симметрические многочлены выражаются через основные. Решение простейшей симметрической системы основано на теореме, обратной теореме Виета. Необходимо составить квадратное уравнение с заданными суммой и произведением корней и решить его. Найденные корни будут значениями х и у.
6.Решить систему уравнений.
ответ: (4;-1),(-1;4). (t2-3t-4=0)
ответ: ( 3;4),(4;3)
На II этапе: защита реферата по теме «Симметрические выражения от двух переменных. Симметрические системы с двумя переменными». Ученик представляет презентацию. Какой вывод можно сделать из работы?
На III этапе: комплексное применение знаний, умений и способов действий по теме.
Французский писатель Анатоль Франс заметил: «Что учиться можно только весело…» последуем совету писателя: будем на уроке активны, внимательны.
Решите системы уравнений.
1.
Решение.
;
Введем две новые переменные t=xу и a=x2+y2. Тогда заданная система примет вид
Выразим t из второго уравнения. Подставим полученное выражение вместо t в первое уравнение системы:
(37-а)а=300
37a-а2-300=0
а2-37а+300=0
а1=12 ,а2=25. Соответственно находим t1=25, t2=12.
Осталось решить совокупность двух простых систем уравнений:
Решим первую из этих систем методом алгебраического сложения. Решая ее, получаем ответ: (4;3),(-3;-4),(3;4),(-4,-3) . Вторая система решений не имеет.
Ответ: ( 4;3),(-3;-4),(3;4),(-4,-3)
2.
Решение: Введем две новые переменные v=xу и u=x+y.
Тогда х2+у2=(х+у)2-2ху= u2-2 v
Заданная система примет вид
Решив эту систему находим u1=-4,v1=9; u2=3,v2=2.
Решим вторую из этих систем. Решая ее, получаем ответ: (1;2),(2;1). Первая система решений не имеет.
Ответ: (1;2),(2;1).
3.
Решение: это симметрическая система. Введем две новые переменные v=xу и u=x+y и зная, что х2+у2=(х+у)2-2ху= u2-2 v, х4+у4= u4-4v u2+2v2
Запишем систему
Исключая из этой системы u2, (7+3v)2-4(7+3v)v+3v2=91
14v=42
v=3 тогда u2=16, u=4.
Осталось решить совокупность двух простых систем уравнений:
Ответ: (1;3),(3;1),(-1;-3),(-3;-1).
На IV этапе: Содержательно – процессуальный.
Цель: проверить знания по теме, совершенствование вычислительных навыков. Самостоятельная работа по карточкам. Каждый ученик класса работают по определенным индивидуальным заданиям. Проверка решения по таблице ответов.
Номер карточки | ответ | Номер карточки | ответ |
1 | (3;5),(5;3) | 6 | (1;2),(2;1) |
2 | (-1;2),(2;-1) | 7 | (-1;2),(2;-1) |
3 | (1;3),(3;1) | 8 | (2;2),(2;2+), (2+;2-) |
4 | (5;1),(1;5) (3;2),(2;3) | 9 | (1;4),(4;1) |
5 | (1;3),(3;1) | 10 | (-2;-1),(-1;-2) (1;2),(2;1) |
VI этап. Подведение итогов занятия, рефлексия.
Закройте глаза, если вы взяли, что-то новое и это вам нужно. Если вам было не интересно, смотрите на доску.
Карточка № 1 Решить систему уравнений. | Карточка № 6 Решить систему уравнений |
Карточка № 2 Решить систему уравнений | Карточка № 7 Решить систему уравнений |
Карточка № 3 Решить систему уравнений | Карточка № 8 Решить систему уравнений |
Карточка № 4 Решить систему уравнений | Карточка № 9 Решить систему уравнений |
Карточка № 5 Решить систему уравнений | Карточка № 10 Решить систему уравнений |
Открытое элективное занятие
для аттестационной комиссии
гимназии№5
май 2007год
по теме:
«Симметрические выражения от двух переменных. Симметрические системы с двумя переменными ».
Класс – 10