Прилагательное в роли сказуемого в предложении. Примеры
Прилагательное может быть сказуемым в предложении. Приведем примеры предложений, в которых прилагательное в разных грамматических формах выполняет роль сказуемого.
Грамматическую основу предложения составляют его главные члены — подлежащее и сказуемое.
Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает то, о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?
Оно обычно выражается существительным или местоимением в именительном падеже:
- (Кто?) Воробей сел на ветку.
- (Кто?) Она занимается гимнастикой.
Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие, состояние или признак подлежащего и отвечает на вопросы: что делает предмет? что с ним происходит? каков предмет? что он такое? кто он такой?
- Воробей (что делает?) чирикает весело.
- Бабушка (что с ней происходит?) болеет.
- Наша кошка (какова?) игрива.
Как видим, сказуемое может обозначать признак подлежащего, который выражается именем прилагательным. При этом в предложении нет глагола, который обозначает действие или состояние, например:
- Небо над головой (какое?) бездонное и глубокое.
- Маленькие котята (каковы?) шаловливы и игривы.
Обратим внимание, что сказуемое, выраженное прилагательным, как правило, находится после подлежащего, что свойственно русскому языку. На первом месте стоит подлежащее, а за ним употребляется сказуемое, хотя бывают случаи непрямого порядка слов.
Сравним предложения:
Глубокое озеро.
Наше озеро глубокое.
В первом случае прилагательное «глубокое» находится перед подлежащим, оно обозначает признак предмета:
озеро какое? глубокое. Это определение.
Во втором случае прилагательное находится после подлежащего «озеро», и от него задается к прилагательному вопросы:
- что говорится об озере?
- озеро какое? глубокое.
Это сказуемое, выраженное прилагательным. Оно называется составным именным, так как главным в нем является имя прилагательное. При нем могут быть глаголы-связки, утратившие полноценное лексическое значение и только указывающие на грамматические признаки времени, числа, рода, например:
Вода в реке была холодная.
Ветер стал порывистым и сильным.
Сказуемое-прилагательное в разных формах
В роли сказуемого в предложении может выступать прилагательное в разных грамматических формах. Рассмотрим эти случаи. Приведем примеры из художественной литературы, когда сказуемое-прилагательное может быть в полной, краткой форме или иметь степени сравнения.
Полное прилагательное в роли сказуемого
Прилагательное может быть в форме именительного или творительного падежа.
Роса была холодная, обильная — настоящая сентябрьская роса (К. Паустовский)
Река тоже приняла особенный вид. Вода в ней кажется свинцовой (И.С. Тургенев).
Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдопобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава (К.Паустовский)
Это Лешачий омут. Днём, даже под бьющим в упор солнцем, вода тут чёрная, без просвета… А вода тёплая, за ночь не успевает остынуть (В. Тендряков).
Прилагательное в краткой форме в роли сказуемого
Прилагательное в краткой форме употребляется как в одиночку, так и в паре с глаголом-связкой, не имеющем полноценного лексического значения:
был, будет, являться, казаться, становиться и пр.
Краткое прилагательное может находиться перед подлежащим в отличие от полной формы.
Странный звук неожиданно пронесся по лесу. Он был протяжен, низок и гармонично-печален и, казалось, выходил из-под земли (А.Куприн)
Река особенно хороша по утрам (В. Закруткин)
Обширна и многообразна родившая нас страна. Неиссякаемы и полноводны реки, пересекающие её пространства. Обширны, зелены леса, высоки горы, блистающие вечными ледниками (И. Соколов-Микитов)
…я сорвал на память пучок росших у моих ног цветов. Каждый цветок был похож на настоящий мак, и от них пахло весною ( И. Соколов-Микитов)
Хороши также летние туманные дни, хотя охотники их и не любят (И.Тургенев)
Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, и отчетливо разносятся голоса (И. Соколов-Микитов)
Прилагательное в форме сравнительной степени в роли сказуемого
А вверху без конца и перерыва тянул лесной шум, точно смутные вздохи старого бора. Но теперь вздохи становились всё глубже, сильнее (В. Короленко).
Вода в них (родниках) всегда была чище воды рек, озер и других поверхностных источников (А. Порядин).
И всё же голод стал сильнее страха. В мгновенье ока воробей оказался на столике, быстро, в то же время оглядываясь, замолотил клювиком по зёрнам (В. Хлиманов).
russkiiyazyk.ru
Может ли краткое прилагательное быть сказуемым
Прилагательное, стоящее после подлежащего при
Думаю, Вы знаете, что в русском языке есть три типа сказуемого. Поэтому перечислять их не буду. Имя прилагательное может быть только именной частью составного именного сказуемого, при этом прилагательное употребляется и в полной форме, и в краткой, а также в форме любой степени сравнения. Например. Девушка БЫЛА ВЫСОКОЙ, СТРОЙНОЙ И КРАСИВОЙ (полные прилагательные). Глаза ее ПРЕКРАСНЫ И ЗАГАДОЧНЫ (краткие прилагательные). Она БЫЛА ВЫШЕ своей подруги. Думаю, что и в классе она САМАЯ ВЫСОКАЯ (в этих двух предложениях именная часть выражена разными степенями сравнения прилагательных). Прилагательное может быть именной частью и осложненного составного именного сказуемого, например: Она очень ХОТЕЛА КАЗАТЬСЯ еще и УМНОЙ. Здесь осложненность получается за счет введения вспомогательного глагола.
Прилагательное в роли сказуемого. Примеры
Прилагательное может быть сказуемым в предложении. Приведем примеры предложений, в которых прилагательное в разных грамматических формах выполняет роль сказуемого.
Грамматическую основу предложения составляют его главные члены — подлежащее и сказуемое.
Оно обычно выражается существительным или местоимением в именительном падеже:
- Воробей (что делает?) чирикает весело.
- Бабушка (что с ней происходит?) болеет .
- Наша кошка (какова?) игрива .
Как видим, сказуемое может обозначать признак подлежащего, который выражается именем прилагательным. При этом в предложении нет глагола, который обозначает действие или состояние, например:
- Небо над головой (каково?) бездонное и глубокое .
- Маленькие котята (каковы?) шаловливы и игривы .
Обратим внимание, что сказуемое, выраженное прилагательным, как правило, находится после подлежащего, что свойственно русскому языку. На первом месте стоит подлежащее, а за ним употребляется сказуемое, хотя бывают случаи непрямого порядка слов.
Сравним предложения:
В первом случае прилагательное «глубокое» находится перед подлежащим, оно обозначает признак предмета:
озеро какое? глубокое. Это определение.
Во втором случае прилагательное находится после подлежащего «озеро», и от него задается к прилагательному вопрос:
озеро каково? глубокое.
Это сказуемое, выраженное прилагательным. Оно называется составным именным, так как главным в нем является имя прилагательное. При нем могут быть глаголы-связки, утратившие полноценное лексическое значение и только указывающие на грамматические признаки времени, числа, рода, например:
Сказуемое-прилагательное в разных формах
В роли сказуемого в предложении может выступать прилагательное в разных грамматических формах. Рассмотрим эти случаи. Приведем примеры из художественной литературы, когда сказуемое-прилагательное может быть в полной, краткой форме или иметь степени сравнения.
Полное прилагательное в роли сказуемого
Прилагательное может быть в форме именительного или творительного падежа.
Роса была холодная , обильная — настоящая сентябрьская роса (К. Паустовский)
Река тоже приняла особенный вид. Вода в ней кажется свинцовой (И.С. Тургенев).
Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдопобным , как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава (К.Паустовский)
Это Лешачий омут. Днём, даже под бьющим в упор солнцем, вода тут чёрная , без просвета … А вода тёплая , за ночь не успевает остынуть (В. Тендряков).
Прилагательное в краткой форме в роли сказуемого
Прилагательное в краткой форме употребляется как в одиночку, так и в паре с глаголом-связкой, не имеющем полноценного лексического значения:
был, будет, являться, казаться, становиться и пр.
Краткое прилагательное может находиться перед подлежащим в отличие от полной формы.
Странный звук неожиданно пронесся по лесу. Он был протяжен , низок и гармонично- печален и, казалось, выходил из-под земли (А.Куприн)
Река особенно хороша по утрам (В. Закруткин)
Обширна и многообразна родившая нас страна . Неиссякаемы и полноводны реки , пересекающие её пространства. Обширны , зелены леса , высоки горы , блистающие вечными ледниками (И. Соколов-Микитов)
…я сорвал на память пучок росших у моих ног цветов. Каждый цветок был похож на настоящий мак, и от них пахло весною ( И. Соколов-Микитов)
Хороши также летние туманные дни , хотя охотники их и не любят (И.Тургенев)
Чист и прозрачен воздух . Далеко слышны звуки , и отчетливо разносятся голоса (И. Соколов-Микитов)
Прилагательное в форме сравнительной степени в роли сказуемого
А вверху без конца и перерыва тянул лесной шум, точно смутные вздохи старого бора. Но теперь вздохи становились всё глубже , сильнее (В. Короленко).
Вода в них (родниках) всегда была чище воды рек, озер и других поверхностных источников (А. Порядин).
И всё же голод стал сильнее страха. В мгновенье ока воробей оказался на столике, быстро, в то же время оглядываясь, замолотил клювиком по зёрнам (В. Хлиманов).
1.6. Осложнённые типы составных сказуемых
В речи достаточно часто можно обнаружить осложнённые составные сказуемые, которые состоят не из двух, а из трёх (а иногда и четырёх) структурных частей.
Структурное осложнение составного глагольного сказуемого
1. Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может быть выражена не глаголом, а составным именным сказуемым (связка + краткое прилагательное / наречие).
Осложнённое СГС = СИС + субъектный инфинитив
Он должен уехать .
Как в любом составном глагольном сказуемом, здесь можно выделить две части: основная выражена субъектным инфинитивом (уехать). Вспомогательная часть – краткое прилагательное должен – имеет модальное значение, но в отличие от модальных глаголов (может, хочет) прилагательное не может указывать на время и наклонение. Поэтому прилагательное требует глагольной связки (в данном случае это глагол быть в нулевой форме). Следовательно, внутри составного глагольного сказуемого можно выделить ещё одно – составное именное микросказуемое (должен + нулевая связка).В роли именной части таких микросказуемых чаще всего выступают модальные краткие прилагательные: должен, обязан, готов, вынужден, способен, рад; имя существительное с предлогом в состоянии; наречия: надо, нужно, нельзя, можно, жаль, жалко и др.
Данное сказуемое фактически не является осложнённым. В русском языке, например, нет глаголов с модальным значением долженствования, необходимости, неизбежности и т.п. Эти значения всегда выражаются краткими прилагательными или наречиями. Поэтому составные глагольные сказуемые с таким значением вспомогательной части всегда включают в свой состав составное именное микросказуемое.
Прилагательные: должен, обязан, готов, вынужден, способен, рад, наречия: надо, нужно, нельзя, можно, жаль – очень часто путают с глаголами, поскольку по функции они близки им.
Проверьте себя указанным выше способом: поставьте микросказуемое в прошедшее время – у них появится не суффикс -л , а связка был, была, было, были (был вынужден, был должен, было жаль, было нужно).
2. Основная часть составного глагольного сказуемого может быть представлена составным глагольным сказуемым: инфинитивом с фазовым или модальным значением и инфинитивом с основным лексическим значением.
Осложнённое СГС = вспомогательный глагол + СГС
Он хотел начать работать .
Основная часть (начать работать) может выступать в роли самостоятельного составного глагольного сказуемого (ср.: Он начал работать ).
3. Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражена составным именным микросказуемым с модальным значением (должен, обязан, нужно, нельзя и др.) и основная часть выражена составным глагольным сказуемым (двумя инфинитивами).
Осложнённое СГС = СИС + СГС
Он был вынужден начать работать .
Вспомогательная часть (был вынужден) – составное именное сказуемого с модальным значением и самостоятельным сказуемым быть не может. Основная часть (начать работать) выражена двумя инфинитивами (первый – с фазовым значением, второй – с основным лексическим значением). В другом контексте эти два глагола могут стать самостоятельным составным глагольным сказуемым (ср.: Он начал работать ).
Структурное осложнение составного именного сказуемого
Составное именное сказуемое тоже может быть осложнённым, если его связка (она ставится в этом случае в неопределённую форму) осложняется спрягаемыми формами фазовых или модальных глаголов (или составными именными сказуемыми с модальным значением).
Осложнённое СИС = вспомогательный глагол + связка-инфинитив + именная часть
Я хочу стать врачом .
В этом случае сказуемое состоит из объединения двух сказуемых: составного именного (стать врачом) и составного глагольного (хочу стать). Иногда такое сказуемое называют сложным или смешанным.
Осложнённое СИС = составное именное микросказуемое + связка-инфинитив + именная часть СИС
Я должен был стать врачом .
В этом случае сказуемое можно представить как сочетание трёх сказуемых: составного именного (должен был), составного глагольного (должен был стать) и составного именного (стать врачом).
План разбора осложнённого сказуемого
- Указать тип сказуемого по той части, в которой выражено основное лексическое значение (осложнённое составное глагольное сказуемое, осложнённое составное именное сказуемое).
- Разобрать каждую часть сказуемого по соответствующему плану.
Я должен уехать сегодня.
Должен уехать – осложнённое составное глагольное сказуемое. Основная часть уехать выражена субъектным инфинитивом. Вспомогательная часть должен имеет модальное значение и выражено составным именным сказуемым, в котором основная часть должен выражена кратким прилагательным; нулевая связка указывает на настоящее время изъявительного наклонения.
Я хочу стать врачом .
Хочу стать врачом – осложнённое составное именное сказуемое. Именная часть (врачом) выражена существительным в творительном падеже; полузнаменательная связка стать входит в состав составного глагольного сказуемого, в котором основная часть выражена инфинитивом стать; вспомогательная часть хочу имеет модальное значение и выражена глаголом в настоящем времени изъявительного наклонения.
Я должен стать врачом .
Должен стать врачом – осложнённое составное именное сказуемое. Именная часть (врачом) выражена существительным в творительном падеже; полузнаменательная связка стать входит в состав составного глагольного сказуемого, в котором основная часть выражена инфинитивом стать; вспомогательная часть должен имеет модальное значение и выражена составным именным сказуемым. В нём именная часть должен выражена кратким прилагательным; нулевая связка указывает на настоящее время изъявительного наклонения.
Упражнения к теме «1.6. Осложнённые типы составных сказуемых»
► Читайте также другие темы главы 1 «Грамматическая основа предложения»:
► Перейти к оглавлению раздела 1 «Простое предложение» книги «Курс русского языка. Синтаксис и пунктуация»
Сказуемое или определение?
В разных источниках описание сказуемого и определения полностью размывается, якобы и то, и другое обозначает признак предмета или лица. От этого и пошло и непонимание, как разграничить и понять что есть что?
Погода хорошая. — сказуемое
Хорошая погода. — определение
Прилагательное «хорошая» выражается по-разному в двух простых предложениях. Вопрос тут не задашь, смысл у слов одинаковый, лишь порядок слов другой. Это ведь должно нести какую-то смысловую нагрузку? В чем смысл, помимо порядка слов?
2 ответа 2
Именную часть сказуемого, выраженную полным прилагательным, причастием, порядковым числительным, действительно часто ошибочно разбирают как второстепенный член – определение. Чтобы не ошибиться, нужно обратить внимание на то, от какого слова ставится вопрос какой? к данному имени. Если вопрос ставится от подлежащего или дополнения, то это определение.
Ср.: У неё было красное платье(какое платье?) ; красное – определение.
Если вопрос какой? ставится от глагола, то это именная часть сказуемого.
Ср.: Её платье (было какое?)было красное; красное – именная часть сказуемого. Её платье(есть какое?) красное.
Сказуемое обязательно вносит значение предикативности, глагольности, бытия, семантика признака дополнительная, не менее важная для составного именного сказуемого.В нём сочетаются значения бытия и признака бытия. Он был там (важно бытие, присутствие). Он был больным (важно, что больной).
Если глагола в предложении нет, то обращаем внимание на порядок слов: определение обычно стоит перед подлежащим-существительным.
У неё красное платье;
Именная часть сказуемого обычно стоит после подлежащего-существительного.
Статья написана по материалам сайтов: russkiiyazyk.ru, licey.net, rus.stackexchange.com.
»
Отличная статья 0
urist-34.ru
Прилагательное в роли сказуемого в предложении. Примеры
Прилагательное может быть сказуемым в предложении. Приведем примеры предложений, в которых прилагательное в разных грамматических формах выполняет роль сказуемого.
Грамматическую основу предложения составляют его главные члены — подлежащее и сказуемое.
Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает то, о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?
Оно обычно выражается существительным или местоимением в именительном падеже:
- (Кто?) Воробей сел на ветку.
- (Кто?) Она занимается гимнастикой.
Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие, состояние или признак подлежащего и отвечает на вопросы: что делает предмет? что с ним происходит? каков предмет? что он такое? кто он такой?
- Воробей (что делает?) чирикает весело.
- Бабушка (что с ней происходит?) болеет.
- Наша кошка (какова?) игрива.
Как видим, сказуемое может обозначать признак подлежащего, который выражается именем прилагательным. При этом в предложении нет глагола, который обозначает действие или состояние, например:
- Небо над головой (какое?) бездонное и глубокое.
- Маленькие котята (каковы?) шаловливы и игривы.
Обратим внимание, что сказуемое, выраженное прилагательным, как правило, находится после подлежащего, что свойственно русскому языку. На первом месте стоит подлежащее, а за ним употребляется сказуемое, хотя бывают случаи непрямого порядка слов.
Сравним предложения:
Глубокое озеро.
Наше озеро глубокое.
В первом случае прилагательное «глубокое» находится перед подлежащим, оно обозначает признак предмета:
озеро какое? глубокое. Это определение.
Во втором случае прилагательное находится после подлежащего «озеро», и от него задается к прилагательному вопросы:
- что говорится об озере?
- озеро какое? глубокое.
Это сказуемое, выраженное прилагательным. Оно называется составным именным, так как главным в нем является имя прилагательное. При нем могут быть глаголы-связки, утратившие полноценное лексическое значение и только указывающие на грамматические признаки времени, числа, рода, например:
Вода в реке была холодная.
Ветер стал порывистым и сильным.
Сказуемое-прилагательное в разных формах
В роли сказуемого в предложении может выступать прилагательное в разных грамматических формах. Рассмотрим эти случаи. Приведем примеры из художественной литературы, когда сказуемое-прилагательное может быть в полной, краткой форме или иметь степени сравнения.
Полное прилагательное в роли сказуемого
Прилагательное может быть в форме именительного или творительного падежа.
Роса была холодная, обильная — настоящая сентябрьская роса (К. Паустовский)
Река тоже приняла особенный вид. Вода в ней кажется свинцовой (И.С. Тургенев).
Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдопобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава (К.Паустовский)
Это Лешачий омут. Днём, даже под бьющим в упор солнцем, вода тут чёрная, без просвета… А вода тёплая, за ночь не успевает остынуть (В. Тендряков).
Прилагательное в краткой форме в роли сказуемого
Прилагательное в краткой форме употребляется как в одиночку, так и в паре с глаголом-связкой, не имеющем полноценного лексического значения:
был, будет, являться, казаться, становиться и пр.
Краткое прилагательное может находиться перед подлежащим в отличие от полной формы.
Странный звук неожиданно пронесся по лесу. Он был протяжен, низок и гармонично-печален и, казалось, выходил из-под земли (А.Куприн)
Река особенно хороша по утрам (В. Закруткин)
Обширна и многообразна родившая нас страна. Неиссякаемы и полноводны реки, пересекающие её пространства. Обширны, зелены леса, высоки горы, блистающие вечными ледниками (И. Соколов-Микитов)
…я сорвал на память пучок росших у моих ног цветов. Каждый цветок был похож на настоящий мак, и от них пахло весною ( И. Соколов-Микитов)
Хороши также летние туманные дни, хотя охотники их и не любят (И.Тургенев)
Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, и отчетливо разносятся голоса (И. Соколов-Микитов)
Прилагательное в форме сравнительной степени в роли сказуемого
А вверху без конца и перерыва тянул лесной шум, точно смутные вздохи старого бора. Но теперь вздохи становились всё глубже, сильнее (В. Короленко).
Вода в них (родниках) всегда была чище воды рек, озер и других поверхностных источников (А. Порядин).
ПредыдущаяИ всё же голод стал сильнее страха. В мгновенье ока воробей оказался на столике, быстро, в то же время оглядываясь, замолотил клювиком по зёрнам (В. Хлиманов).
СинтаксисПримеры словосочетаний «наречие+прилагательное»
СледующаяСинтаксис12 предложений со словом «зима»
sprint-olympic.ru
Конспект урока по русскому языку на тему «Имена прилагательные в роли сказуемых»
Открытый урок по русскому языку
Русский язык 3А класс
Тема урока: Имена прилагательные в роли сказуемых.
Цель: создание условий для усвоения детьми новых знаний.
Тип (вид) урока: урок открытия нового знания
Задачи урока:
Наблюдать за использованием имени прилагательного в предложении в функции сказуемого, комплексно повторить изученные признаки имени прилагательного.
Формировать умение работать в паре, группе, используя технологию критического мышления; находить имена прилагательные в роли сказуемого.
Развивать умение анализировать, обобщать учебный материал.
Развивать интерес к предмету.
Средства обучения:
учебник;
карточки с заданиями;
компьютер;
мультимедийный проектор;
интерактивная доска
Ход урока.
Этапы урока. Деятельность учителя.
Деятельность учащихся
І. Организационное начало.
-Начинаем урок русского языка.
«Там где трудность – там и мудрость»-это девиз нашего урока. Как вы понимаете эти слова?
IІ. Записываем число, классная работа.
ІІІ. Чистописание: запишите сочетание –ый. Что можете сказать про это сочетание? где встречается?
-Оцените написание сочетания своего соседа.
ІV. Словарная работа
— Два ученика на доске:
А) В словосочетаниях определите у имен прилагательных род, число падеж.
Красивую ленту, по широкой лестнице, около красивого дома, холодным утром.
Б) Разбор предложения по членам
По тропинке побежал весенний ручеек.
Файл -1
В) — Вставь пропущенную букву: б.тинки, с.пог, к.гда, п.м.дор, лучш., к.лендарь, б.седа, п.года, пш.ница.
-Проверьте, поставьте себе оценку. (слайд на доске)
Файл -1 закрывается
ПРОВЕРКА РАБОТ
V.Определение темы и типа урока.
-Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Кто такой исследователь?
-Каким должен быть исследователь?
Файл — 2
-К какой части речи относятся наши слова?
-А теперь определите тему нашего урока. А так как я предложила вам стать исследователями, значит, мы узнаем что то новое об имени прилагательном.
VІ. Актуализация знаний
Составим таблицу по им. прилаг.
Знаю
Хочу знать
Узнал
1. часть речи
2. называет признак предмета
3. отв. на вопросы:какой? какая?какое?какие?чей?чья?чьё? чьи?
4. изменяется по родам, числам и падежам
5. во мн. числе род определить нельзя
6. в предлож. чаще всего бывает определением
VІІ. Выявление проблемы
— Сегодня мы больше времени уделим 6 пункту.
У нас на доске записано предложение.
По тропинке побежал весенний ручеёк..
— Назовите подлежащее и сказуемое. Как ещё мы называем эти члены предложения?
— что такое подлежащее? сказуемое?
— Какой частью речи может быть выражено подлежащее? Сказуемое? (Моя сестра- художница. Мой брат – студент.)
-Как можно назвать остальные члены предложения?
-Назовите их.
-Найдите прилагательное. Каким членом предложения является прилагательное?
-Уберите определение. Поменялся ли смысл предложения?
-Прочитайте следующие два предложения:
Весна ранняя.
Погода прекрасная.
-Найдите главные члены предложения.
Проблема – не можем найти сказуемое. Какие ваши гипотезы?
— Мы должны спланировать свою деятельность.
Вернёмся к таблице, заполним графу «Х-З». — — Сформулируем вопрос.
VІIІ. Изучение новой темы Файл — 3
Задания по группам.
1 группа. Прочитайте предложения. Правильно ли в них подчёркнуты сказуемые?
Весна ранняя. Мой друг весёлый. Погода прекрасная.
Вывод. Имя прилагательное в предложении может быть не только__________, но и _____________.
2 группа. Прочитай предложения.
Весна ранняя. Мой друг весёлый. Погода прекрасная.
Попробуйте убрать прилагательные в предложениях, ведь определение – это второстепенный член и он может отсутствовать. Что у вас получилось?
__________________________________.
__________________________________.
Понятен смысл предложений? ______.
Вывод: следовательно, прилагательное в предложении может быть не только второстепенным членом, но и ____________.
Вместе. Прочитай предложения.
Весна ранняя. Мой друг весёлый. Погода прекрасная.
Какие вспомогательные слова ты бы вставил в предложения? _________________________.
Какой можно сделать общий вывод из нашего проведенного исследования?
ДОСКА ЗАКРЫВАЕТСЯ
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
IX. Этап первичного закрепления
— Отработаем полученные знания, убедимся в своих выводах.
Выполним упражнение 1 стр. 102
Упр.2 стр.103 – в парах
— Выпишите предложения, где прилагательное является сказуемым
X. Самостоятельная работа
— А теперь давайте проверим как вы усвоили тему: «Имя прилагательное» и проведём небольшой тест.
Раздаю листочки с заданием.
XI. Рефлексия.
— Что нового узнали на уроке?
-Заполните третью часть нашей таблицы.
Понравился ли вам урок?
Что для тебя было трудным?
XIІ. Дом. задание
С.103 упр. 3
Организовывают рабочее место
Индивидуальные ответы детей
(окончание прилаг.муж. рода)
1 ученик работает со словосочетаниями
1 ученик разбирает предложение по членам
Дети самостоятельно записывают слова в тетрадь, пропущенные буквы подчеркивают
(любознательным, внимательным, трудолюбивым, терпеливым)
Имена прилагательные.
Детям предлагается вместе с учителем заполнить таблицу, сначала 1 колонку. У каждой пары листок. Парная работа
Фронтальная работа
Главные члены предложения
Сущ., Глаг.(сущ)
Второстепенные
Определение, обстоятельство
Прилагат.
Может ли имя прилагательное выполнять роль сказуемого?
Групповая работа.
Представители групп, после обсуждения, доказывают свои версии у доски.
Дети приходят к выводу, что им.прил. тоже может быть главным членом в предложении – сказуемым. Для проверки можно использовать приём подстановки глагола быть в разных формах (был, была, были, будет, будут).
1 ученик у доски
infourok.ru
Степени сравнения прилагательных. Сказуемое и способы его выражения. Простое и глагольное сказуемое.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 5Следующая ⇒Прилагательные могут иметь степени сравнения: сравнительную ипревосходную.
Сравнительная степень прилагательного указывает, что свойственный предмету признак проявляется в нём в большей или меньшей степени, чем в другом предмете или предметах:
Твой портфель тяжелее, чем мой.
Твой портфель более тяжёлый, чем мой.
Превосходная степень указывает на то, что по какому-либо одному признаку данный предмет превосходит все остальные предметы:
Ереван — самый древний город мира.
Сравнительная степень прилагательных имеет имеет две формы:
простую и составную.
Простая форма сравнительной степени прилагательного
образуется путём присоединения суффиксов -ее (-ей), -е, -ше к основе начальной формы прилагательного:
Некоторые имена прилагательные имеют форму сравнительной степени с другой основой:
хороший – лучше, плохой – хуже, маленький – меньше.
Простая форма сравнительной степени является неизменяемой,
не имеет окончаний, а в предложении выступает в роли сказуемого
или (реже) определения.
Составная форма сравнительной степени образуется путём прибавления слов более, менее к начальной форме прилагательного:
быстрый – более быстрый, громкий – менее громкий.
Второе слово в составной форме сравнительной степени изменяется по родам, падежам и числам:
более глубокий снег, более глубокая река, по более глубоким рекам.
Прилагательные в составной форме сравнительной степени в предложении бывают сказуемыми и определениями:
Превосходная степень прилагательных имеет две формы:
простую и составную.
Простая форма превосходной степени прилагательных образуется путём присоединения суффиксов -ейш- (-айш-) к основе начальной формы прилагательного:
Простая форма превосходной степени изменяется по родам, числам,
падежам. В предложении является сказуемым или (реже) определением:
Простая форма превосходной степени чаще всего употребляется в книжной речи.
Составная форма превосходной степени сравнения прилагательных образуется путём присоединения слов самый, наиболее или наименее к начальной форме имени прилагательного:
самый храбрый, наиболее важный, наименее интересный.
Она может состоять из сравнительной степени прилагательного и слова всех:
Она была умнее всех.
Прилагательные в составной форме превосходной степени сравнения изменяются по родам, падежам, числам. Неизменяемыми остаются только слова наиболее и наименее в составной форме превосходной степени:
наиболее быстрая машина, наиболее быстрой машины.
Прилагательные в форме превосходной степени в предложении обычно бывают определениями.
Сказумое —В грамматике: главный член предложения, обозначающий действие или состояние предмета, выраженного подлежащим.
Простое глагольное сказуемое.
Это самый простой тип сказуемого – оно выражено глаголом в каком-либо наклонении. Например, он играет; пришел бы пораньше и др. Чаще всего этот тип запоминают по формуле: одно слово в сказуемом, значит, сказуемое простое глагольное. Не сложно догадаться, что эта формула ошибочна: к данному типу относятся сказуемые, в составе которых имеется 2, 3 и даже больше слов. Например:
Он будет долго вспоминать о былом (будущее сложное) .
Пусть звезды вечно освещают твой долгий-долгий зимний путь (повелительное наклонение) .
Он вышел из себя (фразеологизм) .
2. Составное глагольное сказуемое.
Это сказуемое строится по схеме: вспомогательный глагол + инфинитив. Все эти элементы должны присутствовать в сказуемом, чтобы мы смогли его назвать составным глагольным! Снова-таки не стоит думать, что данное сказуемое состоит из 2 компонентов – их может быть больше.
Он хочет поступить в институт.
Я долго не мог с ними встретиться.
Ты должен учиться.
Он был охотник повеселиться.
Я был не в состоянии думать об этом.
3. Составное именное сказуемое.
Такое сказуемое состоит из глагола-связки и именной части. Наиболее употребительный глагол-связка быть, но можно встретить и иные связки. Именная часть выражается прилагательным. Существительным, наречием, причастием, местоимением и др.
Погода была хорошая.
Книга – верный друг.
У него характер твёрже стали.
Трава скошена.
infopedia.su