6.16 Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи
Видеоурок: Слитно, раздельно или через дефис?Лекция: Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи
Дефисное написание слов
Пишем через дефис сложные:
С., образованные путем сложения двух основ без соедин. гл.: кресло-качалка, шкаф-купе.
С. с вице-, унтер-, лейб-, штаб-, экс- и др.: вице-мисс Мира, экс-чемпионка, унтер-лейтенант. Искл.: контр-адмирал.
С., означающие стороны света, партии, единицы измерения: юго-запад, социал-демократия, ватт-час. Искл.: трудодень.
Некоторые географические названия: Ростов-на-Дону, Сан-Марино, Санкт-Мориц.
Составные фамилии: Петров-Водкин, Складовская-Кюри.
Иностранные фамилии, первая часть которых начинается с Сен-, Сент-: Сент-Экзюпери, Сен-Луидор.
NB! Составные имена с первой частью дон- пишем через дефис только тогда, когда вторую часть имени мы отдельно не используем: Дон-Хуан, Дон-Аминадо. Но когда дон используют в значении «господин», тогда мы пишем его раздельно: дон Фернандес, дон Алварес.
Артикли и частицы в иностранных фамилиях пишем раздельно: Мария фон Трапп, ле Корбузье, Роберт де Ниро, Гарсия де Орта. (Кроме тех случаев, когда фамилии без них не используются, тогда пишем через дефис: Ван-дер-Ваальса).
Иногда их пишем слитно: Лафонтен.
Дефисы не нужны в именах разных категорий, которые соответствуют русским имени, отчеству и фамилии: Гай Калигула.
Личные имена и фамилии, объединенные с прозвищами, пишем раздельно: Пеппи Длинный чулок.
Наименования растений: иван-чай.
П., означающие оттенок цвета: светло-фиолетовый, темно-лиловый.
П., образованные от сложных С., которые сами пишутся через дефис: северо-восточный, социал-демократический.
П., означающие качество с дополнительным оттенком: остро-кислый, смущённо-довольный.
П. с первой частью на -ико: диалектико-материалистический. Искл. слова с велико-: великокняжеский.
П., между частями которых можно поставить с. И: русско-даргинская свадьба (русская и даргинская).
Повтор слова: белый-белый, далеко-далеко, точь-в-точь. Искл.: бок о бок.
Повтор той же основы, но с разными окончаниями или приставками: раным-рано, красным-красно.
NB! Два одинаковых С. в усилительной комбинации, где одно стоит в И.п., другое в Т.п., пишем раздельно: дурак дураком, честь честью.
Если первой частью представлено Ч., написанное цифрами: 10-процентное молоко, 20-рублёвый напиток, 7-этажное здание.
Порядковые Ч., где первый элемент представлен в виде цифр: 89-миллионный, 12-тысячный.
Порядковые Ч., если они написаны цифрами с грамматическим окончанием: 7-й этаж, 80-го года.
Специальные термины и наименования, аббревиатуры, в составе которых есть буква алфавита: β-лучи.
Сложные м. и звукоподражания: кхе-кхе, вай-вай-вай, кря-кря.
Предлоги из-за, из-под, по-над, по-за.
Н. во-первых, в-третьих и т.д., а также Н., с приставками по- и суффиксами -ки, -ски, -ьи, -ому, -ему: по-французски, по-твоему, по-собачьи, по-муравьиному, по-осеннему (одета). NB! на-гора (термин шахтёров).
NB! Различайте:
Одета (как?) по-весеннему (Н.).
Плыли (по какому?) по весеннему (П.) небу.
Сочетание двух синонимических слов: любо-дорог, шиворот-навыворот (разг.).
П. из двух или более основ с равноправным значением: санитарно-эпидемиологический, мясо-молочный.
Слитное написание слов
Сложные С., П. и Н., первой частью которых является Ч., написанное буквами: шестилетка, пятитонка, шестикратно, дявятиэтажный.
Все сложносокращенные слова: совхоз, завхоз, завуч.
С., первая часть которых — начало слова, вторая — целое слово: медбрат ( медицинский брат), педколлектив (педагогический коллектив).
С., первой частью которых является агро-, авиа-, авто-, аква-, аэро-, гидро-, зоо-, кино-, контр-, макро -, метео-, микро-, мото-, псевдо-, радио-, теле-, фото-, электро-: электромобиль, мотошлем, аквамарин, кинокомедия, микроинсульт, автостоянка.
С., первая часть которых является Г. на -и: сорвиголова. NB! перекати-поле.
С., означающие жителей местности, если даже название местности пишется через дефис: Пуэрто-Рико, однако пуэрториканец.
Слова с приставками вне-, nосле-, сверх-, а-, анти-, архи-, инфра-, контр-, ультра- и др. (эти слова не являются сложными), а ещё с начальными частями пан-, квази-, псевдо-: доперестроечный, внесюжетный, аморальный, сверхчеловек, архиважный, контратака, ультрамодный, межпланетный, пананглийский, псевдоним.
С., у которых вторая часть -град, -город: Нижний Новгород, Сталинград.
С., у которых первая часть борт- или вторая часть -метр: бортпроводница, амперметр.
П., образованные от сложных С.: водопроводный, мусороуборочный.
П., образованные от с/ч, в которых слова связаны способом согласование: темнокожий (тёмная кожа).
Слова, образовавшиеся путем сложения основ: дикорастущий, тренога (соед. гласные О и Е).
NB! Следует различать Н. (вверх, вниз, вдаль, наголову, вслед) и омонимы (С. c п.). Если нет зависимых слов, это Н., если есть- С. с п.: взобраться наверх (Н.) — взобраться на верх (чего?) здания (С. с п.).
Слова с пол-, полу-
Слова с полу- всегда пишутся слитно: полуботинки, полуофициальный.
Слова с пол- пишем через дефис, если корень начинается с:
гласной: пол-абрикоса, пол-арбуза;
заглавной буквы: пол-Архангельска, пол-Дагестана;
с Л: пол-ленточки, пол-линейки.
NB! Раздельно слова с пол- пишем тогда, когда между пол- и словом есть определение: пол дедушкиного огорода, пол маленькой кружки.
В других случаях слова с пол- пишем слитно: полчаса, полкниги, полботинка.
Не нашли в этой лекции нужное? Посмотрите «Правописание служебных слов».
Задание 14. Слитное, раздельное и дефисное написание разных частей речи
Задание 14. СЛИТНОЕ, РАЗДЕЛЬНОЕ И ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО (РАЗДЕЛЬНО). Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Алгоритм выполнения задания:
1) Прочитайте предложение, вдумайтесь в его смысл.
2) Определите, к какой части речи принадлежит выделенное слово.
Союзы чтобы, тоже, также, зато, притом, причём, итак, оттого пишутся слитно; их можно заменить синонимами той же части речи.
Сходные с этими союзами по звучанию слова других частей речи что бы, то же, так же, за то, при том, при чём, и так, от того пишутся раздельно. Они состоят из двух компонентов: один из них (же, бы) можно либо убрать из предложения, либо переставить в другое место; другой компонент (то, том, чем, так, того) заменить другими словами.
Слитно пишутся производные предлоги: ВСЛЕДСТВИЕ = из-за, ВВИДУ = из-за, НАСЧЁТ = о, НАВСТРЕЧУ = к, НЕСМОТРЯ НА = вопреки.
Раздельно пишутся производные предлоги: В ТЕЧЕНИЕ = В ПРОДОЛЖЕНИЕ, В ОТЛИЧИЕ, В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, НА ПРОТЯЖЕНИИ.
Для слитного, дефисного или раздельного написания наречий применяйте соответствующие правила.
Производные предлоги | Существительные с предлогами | |
в течениЕ Не было известий в течение года. | Как долго? (значение времени) | в течениИ (чего?) реки Смотрите в В (быстром) течениИ реки Смотрите в (скором) продолжениИ серии |
в продолжениЕ Она говорила в продолжение часа. | ||
в заключениЕ статьи =под конец, в итоге | Сидел в заключениИ. Сидел в (долгом) заключениИ. | |
в отличиЕ от других (используется с от) | Разница в отличиИ жизни. Разница в (сильном) отличиИ жизни. | |
вследствиЕ = из-за Он не пришёл вследствие болезни. Запомни: впоследствиИ — наречие | в следствие Вмешался в следствие по делу о краже. Вмешался в (новое) следствие по делу о краже. | |
вроде =наподобие сосуд вроде колбы | Ошибка в роде существительного. | |
насчёт =об, о Договориться насчет экскурсии. | Положить на счет в банке. Положить на (свой) счет. | |
навстречу =к Идти навстречу другу. | Пойти на встречу с друзьями. Пойти на (долгожданную) встречу. | |
ввиду =из-за Ввиду дождя мы не пошли в кино. | Я имел в виду завтра. (устойчивое выражение). в виде конуса в виду города (вид конуса, вид города) | |
наречия | Существительные с предлогами | |
подняться наверх (относятся к глаголу) | подняться на верх горы на (самый) верх горы | |
туфли мне впору | в пору цветения — в (весеннюю) пору цветения | |
Производные предлоги | Деепричастия с отрицанием | |
Несмотря на дождь, выехали за город (хотя был дождь). Невзирая на непогоду, мы пошли в поход. (вопреки чему?) | Не смотря на отца, он встал из-за стола. Не взирая на меня, он вышел из комнаты. (=не глядя) |
ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
1. Правописание -то, -либо, -нибудь и др.
Через дефис пишутся со словами приставка кое- и суффиксы
-то, -либо, -нибудь, -таки. Например: все-таки, кое-куда, как-либо
Запомнить: как будто
2. Правописание слов с пол-, полу-.
Слова с полу- всегда пишутся слитно. Например: полусапожки, полушубок
Слова с пол- могут писаться через дефис, слитно и раздельно.
А. Через дефис пишутся слова с пол-, если корень начинается с
гласной, заглавной буквы или л.
Например: пол-лимона, пол-Москвы, пол-яблока
Б. В остальных случаях слова с пол- пишутся слитно:
полмоста, полвагона
Раздельно слова с пол- пишутся в том случае, если между пол- и словом есть определение:
пол вишневого сада, пол моего участка
3. Правописание наречий.
Через дефис пишутся следующие наречия:
а) образованные повторением одного и того же слова или одно- коренных слов: мало-помалу, много-много;
б) имеющие приставку по- и суффиксы -ому/-ему, -и: по-новому, по-зимнему, по-товарищески;
в) имеющие приставку в-/во- и суффикс -их/-ых: во-первых, в-третьих.
Внимание! Следует отличать наречия, пишущиеся через дефис, и омонимичные им части речи:
Холодно (как?) по-зимнему (наречие). Идти по (какому?) зимнему (прилагательное) снегу.
Запомнить: точь-в-точь, бок о бок.
4. Правописание сложных имен прилагательных.
Через дефис | Слитно |
1. Прилагательные, обозначающие оттенок цвета: ярко-красный. | 1. Прилагательные, образованные от |
1. Прилагательные, образовавшиеся путем сращения слов: дикорастущий. |
5. Правописание сложных имен существительных.
Через дефис | Слитно |
1. Существительные, образованные путем соединения двух равноправных слов без соединительной гласной: диван- кровать. | 1. Сложные слова, первая часть которых — начало слова, вторая — целое слово: медсестра (медицинская сестра), стенгазета (стенная газета). |
Вариант 1. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Драматическое произведение нужно строить так, ЧТО(БЫ) смысл его возвышался над ним (НА)ПОДОБИЕ шпиля.
(НА)РЯДУ с картинами на современные темы большое место в творчестве Репина занимает историческая живопись, к которой он периодически возвращается (В)ТЕЧЕНИЕ всей своей жизни.
Блок ПРЕДПОЧЁЛ (БЫ), ЧТО(БЫ) «молчаливая, ушедшая в себя душа» поэта, для которой весь мир — «балаган», так и осталась погружённой в туманные грёзы.
(И)ТАК, баллада Пушкина исторически достоверна, (ТО)ЕСТЬ по сравнению с балладами Жуковского она более приближена к реальности.
(ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.
Тест 1. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года.
По некоторым мелочам, ПО(ТОМУ), например, как оба они (В) МЕСТЕ варили кофе, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю.
Выражение лица у неё было такое, словно она готова (ТОТ)ЧАС заплакать, (НЕ)СМОТРЯ на то что новости были очень хорошие.
(В)СКОРЕ Степан привезёт почту, а ТАК(ЖЕ) продукты.
В-1. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ТЕЧЕНИЕ года в репертуар оркестра вошли русские народные песни и танцы, а ТАК(ЖЕ) произведения современных зарубежных композиторов.
Пережёвывать пишу в клюве птицы не умеют, ЗА(ТО) некоторые способны заглатывать целиком (ПО)ИСТИНЕ гигантскую добычу.
(НА)ВСТРЕЧУ эскадре адмирала Макарова (ТАК)ЖЕ быстро двигались пограничные катера.
(ПО)ЭТОМУ поводу Роберт решил посоветоваться ТАК(ЖЕ) с тестем, человеком умным и здравым, разбиравшимся в тонкостях юриспруденции. (В)ПОСЛЕДСТВИИ студенты не раз убеждались, что профессор ТАК(ЖЕ) разборчив в людях, как и в книгах.
В-2. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ТЕЧЕНИЕ последнего года работы было много, (ЗА)ТО теперь на город было любо-дорого посмотреть.
Некоторое время Меркулов шёл (В)СЛЕД за всеми, (ЗА)ТЕМ остановился.
Не знаю, (ОТ)ЧЕГО затихли мои товарищи, но я замолчал (ОТ)ТОГО тихого томления, которое вызвала во мне трогательная мелодия.
Присутствовали (ПРИ)ТОМ разговоре многие, но было это давно и (ПО)ЭТОМУ всеми забылось.
Дедушку (В)ТЕЧЕНИЕ всей жизни звали (ПО)ПРОСТУ Кузьмичом.
В-3. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ДАЛИ показался катер, (ПО)ЭТОМУ встречающие начали подтягиваться к причалу.
Жара (ПО)НЕМНОГУ спадала, но (ПО)ПРЕЖНЕМУ было невыносимо душно.
КОГДА(ТО) Архип Петрович довольно хорошо понимал (ПО)ФРАНЦУЗСКИ.
(ДРЕВНЕ)ГРЕЧЕСКИЕ и (СТАРО)СЛАВЯНСКИЕ книги таят в себе ещё много загадок.
На улице было (ПО)ОСЕННЕМУ холодно, (ПО)ЭТОМУ мы все надели тёплые куртки.
В-4. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
И ВСЁ(ТАКИ) у нас много осталось подарочной упаковки — ЧТО(БЫ) ещё такое завернуть в неё?
Во всех типографиях повторяют одно и ТО(ЖЕ): стоимость работ будет зависеть (ОТ)ТОГО, с какого носителя информации перепечатывать.
Рекомендую её тебе: гувернантка опытная и (ПРИ)ТОМ неприхотливая, (ПО)ЭТОМУ выгодна для тебя во всех отношениях.
В её черных глазах светилось что-то (В)РОДЕ счастливых огоньков, которые (В)ПОСЛЕДСТВИИ не раз удивляли Сергея.
От рассказов охотников у меня текли слюнки, а ТАК(ЖЕ) поднималось чувство жалости к самому себе ЗА(ТО), что вот просидишь понапрасну весь отпуск в засаде.
В-5. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(НЕ)СМОТРЯ на то что большинство стихотворений Жуковского являются переводными, в них мы ВСЁ(ТАКИ) видим русский пейзаж.
Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.
Студент выбрал эту тему реферата, ЧТО(БЫ) лучше узнать историю музыки, и (В)ТЕЧЕНИЕ месяца изучал полученные в библиотеке книги.
ЧТО(БЫ) прогноз погоды был точным, данные о состоянии атмосферы, океана и суши получают на
метеорологических, аэрологических и радиолокационных станциях, а ТАК(ЖЕ) со спутников.
Осипу хотелось думать, что лёгкие облака плывут в ТАКИЕ(ЖЕ) счастливые земли, как и его любимый край, в который он вернулся (НА)КОНЕЦ после долгих скитаний.
В-6. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)НАЧАЛЕ августа жара стоит нестерпимая — даже самый решительный человек не в состоянии охотиться, самая преданная собака, преувеличенно высунув язык, униженно виляет хвостом, но (В)ПЕРЁД не идёт.
Андрей Рублёв был (ПО)ИСТИНЕ выдающимся мастером древнерусской живописи, однако известно о нём немного: (ОТ)ТОГО далёкого времени сохранилась лишь миниатюра, на которой запёчатлён художник.
Тихо опустилось солнце за горы, выбросило (К)ВЕРХУ прощальный зелёный луч, и Байкал (ТОТ)ЧАС отразил в себе нежную зелень.
ЕСЛИ(БЫ) природа могла чувствовать благодарность к человеку (ЗА)ТО, что он проник в её жизнь, превознёс и воспел её, эта благодарность выпала бы на долю Пришвина.
Лермонтов, (НЕ)СМОТРЯ на мучительные сомнения, твёрдо верит в судьбу, ТАК(ЧТО) жизнь для него не бесцельное скитание по морю житейской суеты.
В-7. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ТЕЧЕНИЕ суток М.В.Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и
(В)ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.
(В)СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.
Отец не смел спросить, в чём дело, и в ТО(ЖЕ) время не понимал, (ОТ)ЧЕГО дом стал таким пустынным.
Великий шёлковый путь начинался в Китае, (ЗА)ТЕМ шёл через Среднюю Азию, Персию, Ближний Восток, а (ОТ)ТУДА в Европу.
Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.
В-8. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ВО)ВРЕМЯ экспедиций специалисты определяют видовой состав животных и растений, а ТАК(ЖЕ) берут пробы грунта, воды и воздуха.
ЧТО(БЫ) понять, КАКИЕ(ЖЕ) законы управляют Вселенной, люди проводят исследования в космосе.
ВРЯД(ЛИ) сегодня найдётся КАКАЯ(НИБУДЬ) отрасль промышленности, в которой так или иначе не использовалось бы дерево.
(В)ПОЛНЕ вероятно, что (В)СКОРЕ произойдёт естественное слияние кабельного телевидения с сетями Интернета.
Отец не смел спросить, в чём дело, и в ТО(ЖЕ) время не понимал, (ОТ)ЧЕГО дом стал таким пустынным.
В-9. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)СВЯЗИ с тем, что этот поезд то(же) опаздывал, я сдал билеты в кассу.
Взлетает птица (в)высь, и я то(же) хочу взлететь.
Мой сосед говорил (в)растяжку и к тому(же) очень громко.
(В)течение нескольких минут они то(же) молчали.
(И)ТАК мне захотелось узнать эту историю до конца, что я сел поближе, ЧТО(БЫ) лучше слышать рассказчика.
В-10. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд многое решал.
Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.
Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.
(В)ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.
(НА)ПРОТЯЖЕНИИ многих веков из леса (В)ВИДЕ брёвен вывозятся лишь стволы деревьев, а пни остаются в земле.
Слитное, дефисное, раздельное написание слов / Справочник :: Бингоскул
Правописание предлогов
- Слитно пишутся предлоги:
Навстречу, напротив, вместо, вроде, вследствие, впоследствии, внутри, сверх, поверх, вслед, наподобие, насчёт и другие. - Раздельно пишутся следующие предлоги:
В течение, в продолжении, по причине, в виде, по мере, в заключении, в связи с, в целях, в силу, в области, на протяжении, в отношении и другие. - Дефисное написание имеют следующие предлоги:
Из-за, из-под, по-над и другие.
Правописание союзов
- Слитное написание имеют союзы:
тоже, также, притом, причем, зато, зачем, чтобы, оттого, почему, потому, итак, коли, поскольку. - Раздельно пишутся союзы:
почти что, при этом, как будто, тогда как, то есть, то бишь, пока что, однако же, в связи с тем что, то… то, так как, так что, не то… не то, то есть, оттого что, потому что и другие. - Союзов, имеющих дефисное написание, не существует
Правописание частиц
- Слитно пишутся всего несколько частиц:
неужели, даже, разве. - Дефисное написание с различными частями речи имеет ряд частиц:
- -то
- -либо
- -нибудь
- -ка
- -тка
- -с
- -де
- кое-
- -таки
- Следующие частицы при употреблении с другими частями речи пишутся раздельно:
же, бы, ли, будто, дескать, как будто, почти что, кое (пишется раздельно только при употреблении предлога)
Правописание числительных
- Слитно пишутся числительные, имеющие в составе десяток или сотню, а также тысячу и миллион:
шестьдесят, семидесятый, четыреста, пятисотый, семьсот, восьмисотый, трёхсотый, семитысячный, стомиллионный - Раздельное написание имеют составные числительные, а также дробные единицы:
- Восемь тысяч триста шестьдесят восемь,
- Три миллиона шестьсот пятьдесят три тысячи девятьсот одиннадцать,
- Восемь третьих, пять девятых, одна седьмая.
Правописание сложных слов
1) Слитно пишутся следующие сложные слова:
а) слова, имеющие соединительные буквы о и е:
землемер, луноход, тепловоз, землетрясение.
б) Слова, имеющие иноязычные добавки также пишутся слитно:
антивирус, авианосец, автобиография, биоробот, велосипед, гелиография, гидрометцентр, зоомагазин, интервенция, контратака, макросъёмка, микроскоп, монолог, мотоцикл, неосфера, радио, стереосистема, телевизор, ультравизор, фотография, экстраординарный.
в) Слова, являющиеся аббревиатурами и сложносокращенными словами:
Вуз, НАСА, ООН, МПГУ, МИД.
г) Слова, имеющие в составе количественное числительное:
пятикратный чемпион, четырёхлистник.
2) Через дефис пишутся следующие слова:
а) Слова, состоящие из двух и более слова:
премьер-министр, сторож-уборщик.
б) Слова, обозначающие стороны света:
юго-запад, северо-восток.
в) Прилагательные, дефис в которых можно заменить на союз и:
красно-жёлтый, англо-русский, кисло-сладкий
Правописание пол- и полу-
- Слитно. Если после пол- идёт согласная:
полкастрюли, полвторого. - Раздельно. Если после пол- идёт прилагательное с существительным:
пол красного дерева. - Через дефис. Если после пол- идёт гласная, буква л, заглавная буква:
Пол-яблока, пол-лимона, пол-Европы
Практика ЕГЭ по русскому языку:
«Слитные, раздельные и дефисные написания слов различных частей речи».
Практическая работа по УД «Русский язык»(1курс)
Тема: «Слитные, раздельные и дефисные написания слов различных частей речи».
Цель:
обобщить знания по разделу «Морфология», закрепить навыки слитного, раздельного и дефисного написания слов различных частей речи.
Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, заданиями для групповой работы, карточка-ключ для самопроверки, таблица «Слитное, раздельное и дефисное написание слов».
Ход практической работы:
1. Запись темы практической работы, определение цели.
2. Задание-разминка (подготовка к восприятию нового материала и систематизации имеющихся знаний на основе сведений, полученных по данной теме на теоритических занятиях). Каждый ученик получает карточку со словами, которые нужно сгруппировать по частям речи, решая орфографическую задачу, связанную с темой урока. 1 студент выполняет задание на доске.
(Из)за, (свеже)мороженый, (кое)что, (чудо)машина, (пол)дома, (южно)африканский, (мало)помалу, (стерео)звук, (в)одиночку, кто(либо), (железно)дорожный, (в)течение часа, (пол)автобуса, (трех)ведерный,(юго)западный, (пол)России, (по)моему, (по)братски, (на)бело, (без)умолку, (не)смотря на трудности.
ПредлогПосле выполнения задания каждый студент получает карточку-ключ для самопроверки и исправляет допущенные ошибки:
Предлогчудо-машина
свежемороженый
мало-помалу
Кое-что
Из-за
полдома
южноафриканский
по-моему
Кто-либо
в одиночку
стереозвук
трехведерный
по-братски
Несмотря на
пол-России
железнодорожный
без умолку
В течение
пол-автобуса
юго-западный
набело
Самопроверка. Критерии оценивания самостоятельной работы:
Процентрезультативности
(правильных ответов)
Количественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
Баллы за правильные ответы
Балл (отметка)
Вербальный аналог
90 -100
21-20
5
отлично
80 – 89
19-18
4
хорошо
60 — 79
17- 16
3
удовлетворительно
Менее 60
15
2
неудовлетворительно
3. Обобщение и систематизация материала: анализ обобщающей таблицы «Слитное, раздельное и дефисное написание слов».
Учащиеся формулируют правила слитного, раздельного и дефисного написания слов (Таблица)
Вопросы по таблице, проверяющие понимание материала в форме фронтальной работы:
Как пишутся существительные с первой частью ПОЛ (ПОЛОВИНА), ПОЛУ?
Как определить написание сложного прилагательного?
Наличие каких морфем влияет на появление дефиса в наречиях?
Какие по разряду местоимения пишутся через дефис? А какие слитно?
Назовите производные предлоги, которые пишутся раздельно.
Определите по таблице, как пишутся слова микрокалькулятор, северо-восток, озеро Байкал, вице-спикер, выпукло-вогнутый, древнерусский, впустую, едва-едва, по-старому, не у кого, что-то, в продолжение, вместо.
4. Закрепление знаний. Объяснительный диктант. Под диктовку на доске записываются словосочетания с кратким устным пояснением на основе таблицы.
Еле-еле (наречие, повтор корня) справился, в продолжение (производный предлог) недели, выскочил из-за (предлог) угла, явился нежданно-негаданно (наречие, синонимичный повтор), объездил полгорода (существительное, второй корень начинается с согласной), историко-литературный (прилагательное, из сочинительного словосочетания) процесс, золотисто-оранжевые (прилагательное, сложный цвет) тона, научно-популярный (прилагательное, из сочинительного словосочетания) журнал, плавать по-собачьи (наречие, приставка по- и суффикс –и).
5. Работа в группах.
В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Эксперимент был проведен удачно, ПРИ(ЧЕМ) впервые, (ПО)ЭТОМУ все были очень довольны. 2) (В)НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, морозными, (ЗА)ТО дни стоят теплые, безветренные. 3) Баржа двигалась (ПО)ПРЕЖНЕМУ вниз по течению, но (НА)СТОЛЬКО медленно, что казалась неподвижной. 4) Пелагея была человеком (НА)РЕДКОСТЬ открытым, добрым; (ЗА)ТО ее и любили в деревне.
Вариант №1. Оба слова пишутся слитно, так как они являются союзами: причем можно заменить к тому же; поэтому можно заменить так что.
Вариант №2. (В)начале является существительным с предлогом и пишется раздельно, так как есть зависимое слово: В начале(чего?) сентября. (За)то пишется слитно, так как является союзом и у него есть синоним но.
Вариант №3. (По)прежнему – задаем вопрос как?, это наречие со структурой по- + прежний +ему, пишется через дефис. (На)столько – насколько? (наречие со структурой на + местоимение, пишется слитно).
Вариант №4. (На)редкость – существительное с предлогом, так как без на может употребляться и слово может склоняться, поэтому пишется раздельное. (За)то выполняется ту же функцию, что и варианте №2.
Таким образом, правильный ответ – вариант №1.
В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Они иногда часами молчали, ЗА(ТО) каждый чувствовал, что им обоим хорошо, и (ПО)ТОМУ именно хорошо, что они вместе. 2) (ПО)ЧЕМУ судите вы о культуре человека – по его манерам, вкусам, привычкам? И (ОТ)ЧЕГО вы так требовательны к нему? 3) Работу свою Сергеев знал и любил ее ЗА(ТО), что она ему давалась, (ПО)ЭТОМУ и считали его на заводе хорошим мастером. 4) Старший сын, Анисим, приезжал домой очень редко, только в большие праздники, ЗА(ТО) часто присылал с земляками гостинцы и ТАК(ЖЕ), как средний, Степан, короткие письма.
В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно? 1) ЧТО(БЫ) полнее ощутить течение жизни, осенью 1877 года Чайковский уезжает (ЗА)ГРАНИЦУ: он долго живет в Италии, Швейцарии, Франции.
2) (И)ТАК, речевой этикет – явление универсальное, но (В)МЕСТЕ с тем каждый народ выработал свою специфическую систему правил речевого поведения. 3) В разговоре люди ведут себя (ПО)РАЗНОМУ – в зависимости от темы, а ТАК(ЖЕ) мотива и цели общения. 4) В «Автопортрете художника с палитрой» и «Авиньонских девицах» Пикассо много общего: ТО(ЖЕ) самое выражение лиц, одни и ТЕ(ЖЕ) цветовые тона. Ответы: 1, 2, 4.
6.Контроль и самоконтроль. Работа с карточками.
1.Дом-музей, ярко-красный, пол-оборота, навстречу, северо-восточный, как будто, пол-Киева, наподобие, киловатт-час, из-под, по-товарищески, ввиду (отъезда), в продолжение (всего дня), во-вторых, а течение (года), по-новому, по мере, нежданно-негаданно, однако же, вроде, кто-то, то есть, по причине, насчёт, во что бы то ни стало, кое-кто, принеси-ка, для того чтобы, вместо, из-за, вследствие, (древнерусский, по-летнему (греет), по летнему (лесу).
2. Записать предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Графически обозначить условия выбора слитного, раздельного и дефисного написания слов.
1. (В)дали на (северо)западе поднялась гряда гор. (А. Н. Толстой). 2. А (в)(не)проглядно(тёмном) небе до зари звучали стонущие и куда(то) зовущие голоса журавлиных стай. (М. Шолохов). З. Кудрявые кусты сирени (кое)где как(будто) посыпаны чем(то) белым и лиловым. (Л. Толстой). 4. Меж двумя рядами изгороди (кое)где проглядывала из(под)
снега колея заброше(н,нн)ой (не)хо-же(н,нн)ой дороги. (Б. Полевой). 5. Раньше по деревьям можно было далеко проследить реку теперь(же) (н..)где (не)было даже кустов (в)следстви.. чего (не)льзя было сказать куда свернёт протока (в)лево или (в)право. (В. Арсеньев). 6. Снегу было мало снежных буранов то(же) а(по)тому мало шло по реке льдин. (С. Аксаков). 7. (По)ясному небу (едва)едва неслись высокие и редкие облака (изжелта)белые как весенний запоздалый снег… (И. Тургенев).
7. Самостоятельная работа(тест)
Правописание самостоятельных и служебных частей речи.
1. В каком ряду все слова являются именами существительными?
А) растение, трое, возгорание, поле,
Б) манго, облако, древко, повидло.
В) натрий, карий, алюминий, всякий,
Г) каре, тире, варьете, вместе,
2. Назовите разряды имен существительных по значению.
А) Конкретные, отвлеченные, собирательные, вещественные.
Б) Относительные, притяжательные, качественные.
В) Неопределенные, отрицательные, возвратные.
Г) Повелительные, условные, изъявительные.
3. Укажите правильный вариант написания окончаний существительных:
А) Идти по пустыни, думать об опасности, мечтать о профессии.
Б) Ехать по площади, ходить по галерее, поплыть к пристане.
В) Писать в тетради, на экскурсии в музее, томиться в ожидании.
Г) По дороге к деревне, отдыхать в санаторие, направляться к станции.
4. Какое прилагательное не имеет краткой формы?
А) плохой;
Б) хороший;
В) снежный;
Г) маленький;
5. На какие разряды делятся имена прилагательные?
А) Вопросительные, относительные, повествовательные.
Б) Одушевлённые, неодушевлённые.
В) Определительные, собирательные, количественные.
Г) Качественные, относительные, притяжательные.
6. Укажите сложное прилагательное, которое пишется слитно:
А) (пепельно)русый оттенок;
Б) (прекрасно)душное настроение;
В) (юго)восточный регион;
Г) (культурно)историческое наследие.
7. Указать правильное написание мягкого знака в количественных числительных
11, 17, 60, 800, 600?
А) одиннадцать, семнадцать, шестьдесят, восемьсот, шестсот;
Б) одиннадцать, семнадцать, шестьдесят, восемьсот, шестьсот;
В) одиннадцать, семьнадцать, шестьдесят, восемьсот, шестсот;
Г)одиннадцать, семьнадцать, шестдесят, восемьсот, шестьсот;
8. Какую форму имеет числительное семьсот шестьдесят восемь в творительном падеже?
А) семьюстами шестьюдесятью восемью;
Б) семьсот шестьдесят восьмому;
В) семьсот шестьюдесятью восемью;
Г) семьсот шестьдесят восьмым;
9. Какие морфологические признаки имеет глагол?
А) Падеж, наклонение, род.
Б) Склонение, лицо, время.
В) Вид, наклонение, время, лицо, число.
Г) Род, число, падеж.
10. Определите наклонение глаголов: спойте, сходил бы, напишу.
А) Условное, повелительное, изъявительное.
Б) Изъявительное, условное, повелительное.
В) Повелительное, условное, изъявительное.
Г) Изъявительное, повелительное, условное.
11.Укажите причастие с суффиксом –УЩ-(-ЮЩ-)
А) терп…щий боль
Б) пил…щий дрова
В) леч…щий врач
Г) хлопоч…щая хозяйка
12. Определите строку с деепричастиями совершенного вида:
А) Отвечая на вопрос, волнуясь за друга.
Б) Ответив на вопрос, заступив на дежурство.
В) Глядя на девушку, радостно улыбаясь.
Г) Беседуя с братом, приближаясь к цели.
13. В каком ряду все местоимения пишутся через дефис?
А) (Кое)какой, что(либо), чей(то).
Б) (Кое)(у)каких, кто(нибудь), (кое)(при)ком.
В) (Кое)(над)чем, (кое)(с)кем, что(то).
Г) (Кое)(про)кого, (кое)(в)чём, (кое)(для)кого.
14. Укажите наречие, которое пишется через дефис:
А) разделить (по)ровну,
Б) запеть (по)тихоньку,
В) оказаться не (по)вкусу,
Г) оставить (по)прежнему.
15. Укажите наречия образа действия:
А) Быстро, верхом, вдруг.
Б) Вчера, утром, днем.
В) Вверх, вниз, всюду.
Г) Нарочно, назло, незачем.
16. Определите, в каком варианте в наречии не пишется Ь:
А) открыть настеж..
Б) уйти проч..
В) выйти замуж..
Г) сплош.. усыпано
17.В каком варианте НЕ пишется раздельно?
А) (не)прерывное (не)домогание
В) это (не)правда, а ложь
С) (не)вежда
D) это было (не)избежно
Е) (не)ряха
18.В каком варианте предлог пишется слитно?
А) (не) смотря на погоду
В) (за) счет усердия
С) (в)течение года
D) (из)за помарок
Е) по(над) Доном
19.Выберите правильные утверждения.
1. Союзы связывают однородные члены предложения.
2. Союзы выражают зависимость одного слова от другого в словосочетании.
3. Союзы соединяют простые предложения в составе бессоюзного сложного предложения.
4. Союзы указывают на предметы, признаки, действия.
5. Союзы соединяют простые предложения в составе сложносочинённого.
6. Союзы вносят оттенки значения в предложение.
А) 1, 4;
В) 2, 3;
С) 1, 5;
D) 1, 6;
Е) 5, 6.
20.Укажите вариант, в котором представлены только служебные части речи.
А) Уж, лишь, однако, настежь
В) Ура, что, бы, могуч
С) Либо, неужели, в течение, завтра
D) Как, потому что, пусть, вследствие
Е) Ах, но, ли, зато
Процентрезультативности
(правильных ответов)
Количественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
Баллы за правильные ответы
Балл (отметка)
Вербальный аналог
90 -100
20-19
5
отлично
80 – 89
18-17
4
хорошо
60 — 79
16- 15
3
удовлетворительно
Менее 60
14
2
неудовлетворительно
8.Домашнее задание:
-составить связное высказывание в научном стиле речи на тему “Слитные, раздельные и дефисные написания слов”;
-подобрать и записать по 5 слов на все случаи слитного, раздельного и дефисного написания слов. Графически обосновать выбор написания.
Таблица по русскому языку на тему
Части речи
Дефис ставится
Примеры
1) Некоторые предлоги
из-за, из-под.
2) Существительные:
а) обозначают названия промежуточных сторон света.
северо-запад, юго-восток.
б) обозначают 1 понятие, образованное из 2-ух самостоятельных слов.
кресло-качалка, премьер-министр, диван-кровать, генерал-майор, друзья-приятели.
— л
в) ПОЛ — гласная
— заглавная
пол-листа, пол-лимона
пол-апельсина пол-урока
пол-России пол-Европы
г) географические названия
Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Орехово-Зуево
д) первая часть – ИНОЯЗЫЧНАЯ
вице-, лейб-, обер-, унтер, штаб-, штабс-, экс-, контр-
вице-президент, экс-чемпион, штаб-квартира, контр-адмирал
3) Прилагательные:
а) обозначают оттенки цветов
чёрно-белый, ярко-красный.
б) образованы от сложных существительных, пишущихся через дефис
санкт-петербургский, северо-западный
в) образованы путём сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз И
выпукло-вогнутый, пепельно-седые, кисло-сладкий, литературно-музыкальный, печально-лукавый
г) первая часть образована от иноязычных слов и оканчивается на
-ИКО
физико-технический, механико-машиностроительный;
НО: великорусский, велиосветский
д) являются собственными наименованиями и начинаются со слов восточно-, западно-,
северо-, южно- (юго)
юго-восточный, северо-западный
4) Местоимения,
имеющие в своём составе суффиксы:
–то, -либо, -нибудь, приставку кое-.
кто-то, что-либо, какой-нибудь,
кое-что
5) Наречия
а) по + -ому (-ему), -и
по-зимнему (холодно), по-лисьи. по-дружески
б) в- (во-) + -ых (-их)
во-первых, в-третьих
в) после приставки КОЕ-
кое-где
г) перед суффиксами –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ
где-то, куда-либо, когда-нибудь
д) усиление — ПОВТОР
еле-еле, давным-давно, мало-помалу, точь-в-точь, видимо-невидимо, волей-неволей (НО! бок о бок)
6) Частица
-ТО, -КА, -ТАКИ
задачу-то решил
принеси-ка книгу
всё-таки хорошо живём
Дефисное написание слов с разными частями речиДидактический материал по теме «Дефис в различных частях речи»
Дефисное, слитное и раздельное написание.
№1.(Общественно)политический, (древне)русский, (русско)французский, (лево)бережный, (желто)красный, (сельско)хозяйственный, (западно)европейский, (чугуно)литейный, (научно)фантастический, (меде)плавильный, (дальне)восточный,
№2.(Сине)глазый, (прошло)годний, (военно)морской, (плавно)неторопливый, (плодово)ягодный, (ярко)красный, (железно)дорожный, (тёмно)зелёный, (северо)восточный, (скоро)портящийся, (водо)плавающий,(литературно)художественный, (двух)комнатный, (бело)розовый, (вагоно)ремонтный, (садово)огородный.
№3.(Не)кто в плаще, (не)который испуг, (кто)то пришёл, (какой)то зверь, (что)либо узнать, (сколько)нибудь заработать, (чей)нибудь портфель, (чей)либо друг, (не)сколько монет, (чем)то удивить, (кое)кто ушёл, (кое)какие познания, (кое)(с)кем договориться, №4.(Кое)(к)кому прийти, (каких)либо результатов, (кое)(в)чём прав, (какой)то печальный,(кое)как рассказать, (как)нибудь ответить, расположиться (кое)где, пойти (куда)нибудь, (где)то прогремело, (когда)то случилось, (куда)либо отправиться, (где)нибудь отдохнуть, говорить (как)то неинтересно, ехать (еле)еле, прояснилось(едва)едва.
№5.(По)весеннему тепло, (по) весеннему небу, (по)осеннему неуютно, (по)осеннему лесу, одеться (по)зимнему, (по)зимнему полю, жить (по)новому, (по)новому микрорайону, работать (по)прежнему, (по)прежнему пути, поступать (по)твоему, (по)твоему совету, решить (по)своему, (по)своему выбору, поступить (по)товарищески,
№ 6.Говорить (по)русски, читать (по)французски, (по)лисьи хитро, (по)медвежьи неуклюже, улыбаться (по)детски, заучит (по)иному; (во)первых, сложить вещи; (во)вторых, предупредить друзей; (вот)вот начнётся, (тихо)тихо сказать, выть (по)волчьи, ползти (по)пластунски.
№7.(Из)за болезни, (из)под земли, скажи(ка), послушай(ка), стол(то) новый, всё(таки) выучить,как(будто) понравилось, ах(ах), (пол)луны закрыло тучей, съел (пол)арбуза, переплыть (пол)Урала, объехать (пол)Кавказа, купить (пол)дома, отстать на (пол)очка, №8.Отработать (пол)смены, отсутствовать (пол)года, скосить (пол)луга, встать в (пол)третьего, перерыв в (пол)одиннадцатого, (пол)ложки мёду, новый (полу)автомат, (полу)вековой юбилей, отрезать (пол)лимона, (пол)чайной ложки соли, выйти в (полу)финал, пройти (пол)острова, красивый (полу)остров, (пол)неба охватила тень.
Соединительные о — е в сложных словах.
№9. Земл…ройка, знам…носец, овощ…вод, мух…ловка, земл…трясение, пчел…вод, рыб…лов, вод…воз, земл…коп, звезд…пад, одн…фамилец, брон…машина, вод…хранилище, земл…делие, машин…строение, друж…любие, чуж…странец, пеш…ход, оруж…носец, птиц…лов, птиц…лов, солнц…пёк, сердц…биение, кров…бращение, звук…запись, зерн…склад, лес…сплав, дым…ход, полк…водец, снег…уборка, оч…видец, велик…душный, сорок…ножка, ст…летие, девяност…летие, тысяч…летие, треть…классник, сем…дневка, сем…классник, ави…почта, сорок…летие
Слитно, раздельно или через дефис.
№ 10. 1) Почему(то) сегодня я не могу ничего делать, всё как(то) путается. 2)Послушай(ка), дружище, ты, сказывают, петь великий мастерище? 3) Каждая книга обязательно что(то) тебе открывает. 4) Он понимал, что следует ешё (кое)(с)кем посоветоваться. 5) А ведь,пожалуй, (кое)(в)чём он был прав. 7) (Кое)кто из дачников вышел за калитку. 8) С (не)которых пор летают летают какие(то) мушки, радует глаз (ярко)зелёная трава, розовеют (красновато)бурые шишечки ели. 9) Можеть быть, на какой(нибудь) час, но весна объявилась.10) (Жёлто)крылые бабочки перелетали с травки на травку. 11) (Дальне) восточная природа поражала с первых же шагов.
Электронное пособие «Слитно-дефисно-раздельное написание разных частей речи»; 5-11 классы — Презентации — Русский язык и литература
Пояснительная записка
В настоящем электронном пособии систематизированно представлены правила слитно-дефисно-раздельного написания разных частей речи в наглядно-графической форме — в виде схем и таблиц.
Целью данного ЭОР является оказание помощи учащимся, желающим повысить свою грамотность.
Содержание пособия соответствует школьной программе по русскому языку и требованиям базового уровня обязательной подготовки учащихся по предмету.
Пособие состоит из следующих разделов:
— слитное и дефисное написание имён существительных;
— слитно-дефисно-раздельное написание имён прилагательных;
— дефисное написание местоимений;
— слитно-дефисно-раздельное написание наречий;
— написание слов с пол- и полу-.
Каждый раздел пособия включает: 1) теорию – в форме схем и таблиц; 2) тестовые упражнения тренировочного характера, которые позволяют повторить изученный материал, привести в систему полученные знания и закрепить их в практической работе. Структура тестовых заданий соответствует заданиям ЕГЭ: четыре варианта ответа, из которых верным является только один.
Данный комплект предназначен в первую очередь для учащихся 5-7 классов как для индивидуального самостоятельного освоения, так и повторения и закрепления изучаемого материала во время урока (индивидуально, в парах и в группе). Имея данный ЭОР на дисках и используя компьютер, учащиеся за небольшое количество времени могут самостоятельно изучить или повторить необходимые орфографические правила. Особенно полезно будет пособие учащимся, пропустившим учебные занятия по уважительным причинам.
С анимацией и триггерами слайды легко воспринимаются и запоминаются. Отрабатывая какое-либо правило, ученики могут быстро найти нужный слайд с помощью гиперссылок и в дальнейшем неоднократно к нему обращаться.
Использование комплекта также поможет учащимся 8-11 классов при повторении данных тем и подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку. Комплект может быть использован и учителями на уроках в 5-11 классах в качестве наглядного, тренировочного или контролирующего материала.
Данное пособие компактно, включает большой теоретический и практический материал, рассчитан на несколько лет обучения, его использование возможно частями, в соответствии с необходимой темой.
Данный ЭОР возможно использовать при необходимости и дистанционно.
Инструкция для работы с ЭОР
На слайдах названия разделов — это ссылки, нажатие (кнопкой мыши) на которые обеспечит переход к данной теме.
Другие ссылки на слайдах:
— назад, — вперед, — свернуть презентацию
— возвращение к разделу, к правилу, — возвращение к
тренажёр
содержанию комплекта, — переход к тренажёру.Выполняя тестовые задания, нажимайте на слово или ряд слов. При этом появится ( верно) или (неверно) .
Проверить ход рассуждений возможно, нажав на ссылку «ПРОВЕРЬ». Чтобы поле с правильным написанием слов исчезло, необходимо на него щёлкнуть левой кнопкой мыши.
Ссылкой являюется «ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!»