Материал по русскому языку (4 класс): Карточки по русскому языку по теме:» Безударные гласные» 3-4 класс
1 вариант______________________________________________
К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.
г…лодать — …………………………. ст…рожка- ………………………………
в…здушный — …………………….. в…сёлый — ………………………………
к…рмушка — ( о,а) — …………………………. д…ревья — (е,и) — …………………………….
уг…щать — (а,о) — …………………………….. ст…рожить — ( а,о) — …………………………
ш…лестеть — (е,и) — ………………………………
Зас_рять дв_ры, уп_лзать с тр_пы, прихв_тила б_лезнь, жур_влиный к_сяк, ут_пают в цв_тах.
2 вариант_____________________________________________________
Вставь нужную букву и рядом запиши проверочное слово.
ж…стянка — (е,и) — ………………………………. м…рской — (о,а) — ………………………….
т…пло — (е,и) — …………………………………… ж…мчужина — (и,е) — ………………………..
ш…рстяной — (е,и) — …………………………
д…лёкий — ………………………. ч…совщик — ………………………………
ш…стёрка — ………………………. кр…кливый — ……………………………..
Л_жать на тр_ве, х_лодный сн_жок, т_скали д_ревья, з_лёные п_ля, хл_потливые мур_вьи, г_лодные в_лчата.
1 вариант______________________________________________
К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.
г…лодать — …………………………. ст…рожка- ………………………………
в…здушный — …………………….. в…сёлый — ………………………………
к…рмушка — ( о,а) — …………………………. д…ревья — (е,и) — …………………………….
уг…щать — (а,о) — …………………………….. ст…рожить — ( а,о) — …………………………
ш…лестеть — (е,и) — ………………………………
Зас_рять дв_ры, уп_лзать с тр_пы, прихв_тила б_лезнь, жур_влиный к_сяк, ут_пают в цв_тах.
2 вариант_____________________________________________________
Вставь нужную букву и рядом запиши проверочное слово.
ж…стянка — (е,и) — ………………………………. м…рской — (о,а) — ………………………….
т…пло — (е,и) — …………………………………… ж…мчужина — (и,е) — ………………………..
ш…рстяной — (е,и) — …………………………
д…лёкий — ………………………. ч…совщик — ………………………………
ш…стёрка — ………………………. кр…кливый — ……………………………..
Л_жать на тр_ве, х_лодный сн_жок, т_скали д_ревья, з_лёные п_ля, хл_потливые мур_вьи, г_лодные в_лчата.
nsportal.ru
Карточки с заданиями по теме «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»
Карточка №1.
Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.
П..стух, мол..тьба, зап..х, п..лоса, д..леко, зв..зда, ст..лбы, н..зина, д..жди, з..нты, д..брота.
В..зить, поч..нить, бр..дить, х..дить, л..вить, схв..тить, прин..сить, пос..дить, осм..треть.
2. Прочитай словосочетания. Рядом запиши слово, которым можно заменить данное словосочетание.
Образец. Заниматься лепкой – лепить.
Наносить вред –
Сделать подарок –
Издавать крики –
Испытывать жалость –
Излучать свет –
Произвести выстрел –
В подобранных словах подчеркни безударную гласную.
3. Прочитай и спиши пословицы.
1) Кончил дело – гуляй смело. Конец – всему делу венец.
2) Труд человека кормит, а лень портит. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
3) Добрая слава дороже богатства. Лень добра не делает.
4) Видит око далеко, а ум ещё дальше.
5) В камень стрелять – только стрелы терять.
Найди в каждой пословице однокоренные слова. Подчеркни то, которое является проверочным для безударной гласной в корне.
________________________________________________________________________________________________
Карточка№2
Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
1. Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни, как их можно проверить.
Вокруг меня л..тели мешки риса, бегали коренастые фигуры. Я тоже хв..тал мешки, т..скал, бр..сал, снова б..жал и хв..тал. за б..ртом пл..сали волны. Хл..стал по палубам дождь. Св..стал над р..кой ветер. В сырой мгле рассвета стремительно и неустанно бегали полуголые мокрые люди и кр..чали, см..ялись, любуясь своей силой, своим трудом.
(М. Горький.)2. К данным словам подбери однокоренные с указанными значениями.
Синий – слово, обозначающее название птицы.
Снег – слово, обозначающее название птицы.
Рыжий – слово, обозначающее название гриба.
Белый – слово, обозначающее часть яйца.
Напиши полученные пары слов. Подчеркни безударную гласную корня.
3. Напиши в пять столбиков слова с безударной гласной в корне
е и я а о
П..так, сп..ртивный, дл..на, с..нева, ш..лун, п..сти, м..сной, в..зание, м..рской, л..ства, б..да, с..ринка, т..мнота, тр..ва, л..нивый
Карточка №3
Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
1. Ветер с моря, ромашки с поля, цветок из сада, ягоды из леса, шишка ели, запах мёда, борщ из свёклы.
Запиши словосочетания по образцу.
Образец. Чай из трав – травяной чай.
В именах прилагательных подчеркни безударные гласные в корне.
2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Митя нак..тался на саночках с л..дяной горы и на коньках по замёрзшей р..ке. Приб..жал д..мой и г..в..рит отцу: «Уж как вес..ло з..мой! Я бы х..тел, чтобы з..ма всё была».
(По К. Ушинскому)
3. Из однокоренных слов выпиши только те, которые являются проверочными. В проверяемом слове вставь пропущенную букву.
1) Подвязка, вязать, связка, развязать, связанный – св..зать.
2) Подливка, залив, ливень, наливать – подл..вать.
3) Сознавать, знать, признание – узн..вать.
4) Заявить, объявить, заявка – объ..вление.
5) Светлячок, светлый, свет, светает, рассвет – св..тильник.
_______________________________________________________________________________________________
Карточка №4
Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
1. Подбери к данным словам проверочные слова. Напиши. Вставь пропущенные буквы.
Хлод, холдный – пох..л..дло.
… , … – ст..р..жить.
… , … – г..л..дать.
… , … – в..ч..реет.
… , … – з..л..неет
2. Спиши пословицы. Найди слова с двумя безударными гласными в корне. Устно подбери проверочное слово для каждой гласной
1) Родная сторона сердцу дорога. 2) Про доброе дело говори смело. 3) Пустой колосок всегда нос кверху дерёт. 4) Ум не в бороде, а в голове. 5) Старых почитай, молодых
3. Прочитай и определи, какая безударная гласная в корне проверена.
Трепещет, … – тр..п..тали.
Вечерний, … – в..ч..реет.
Сторожка, … – ст..р..жили.
Зелень, … – з..л..нели.
Хлопочет, … – хл..п..тали.
Лепет, … – л..п..тали.
Спиши, дописывая проверочное слово для другой безударной гласной
Карточка №5
Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
По небу п..лзли со всех ст.рон т..жёлые гр..зовые тучи; солнце исчезло; как-то сразу пот..мнело; в оздухе запахло д..ждём. осл..пительной змейкой блеснула молния, над самой г..л..вой оглушительными раскатами прок..тился гром.
(Н. Гарин-Михайловский.)2. Спиши, изменяя слова, обозначающие действие предмета, по образцу.
Образец. Кормит – кормил.
Варит – … . Машет – … . Вяжет – … .
Стонет – … . Пашет – … . Пишет – … .
Лижет – … . Скажет – … . Зацепит – … .
Тащит – … . Топит – … . Косит – … .
3. Отгадай загадки. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.
1) За железным к..нём ящик тянется с д..бром, сквозь дырявое дно в землю падает д..бро.
2) В с..нокос г..рька, а в мороз сл..дка. Что за ягодка?
3) Ты кр..чал – оно м..лчало. Ты м..лчал – оно кр..чало.
4) Кто так медленно п..лзёт, на себе свой дом в..зёт?
5) Пот..хоньку я журчу, уг..стить в..дой х..чу.
6) Две с..стрёнки – м..стерицы, друг другу п..мощницы.
_______________________________________________________________________________________________
Карточка №6
Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Тонкая ива склонилась над оз..ром. Словно в зерк..ло глядит она в прозрачную, как ст..кло, воду. Нал..тел в..терок, и оз..ро сразу ож..ло, зап..стрело.
Подчеркни слова, в которых безударная гласная в корне проверяется буквой ё.
2. Прочитай.
Т..кла через с..ло р..ка. Была она в..сёлая, г..в..рливая. Решили люди приучить речку к работе. Ведь она может помочь и коров доить, и землю п..хать, и огород пол..вать, и брёвна п..лить, и з..рно м..лоть.
Спиши. Вставь пропущенные буквы.
3. Спиши словосочетания. Подчеркни слова, которые звучат одинаково. Подбери и напиши к ним проверочные.
Посидеть на скамейке – поседеть от старости.
Полоскать бельё – поласкать щенка.
Заколю булавкой – закалю здоровье.
Примерять платье – примирять друзей.
Острые мечи – футбольные мячи.
Запивать лекарство – запевать песню.
Проживать в городе – прожевать пищу.
Свила гнездо – свела по ступенькам.
Спиши с доски – спеши домой.
Отворить дверь – отварить картофель.
Слезать с крыши – слизать сметану.
Тренажёр по русскому языку для учащихся 1-4 классов по теме «Безударная гласная в корнях слова»
Приложение
1. Тренажёр
по русскому языку
для учащихся 1-4 классов
по теме «Безударная гласная в корнях слова»
Задание 1.
Закончи предложения – загадки. Проверь подобранное слово.
Целый день « уа – уа»,
Вот и все её …. (слова)
Ты не бойся – это гусь,
Я сама его… ( боюсь)
И встал Айболит, побежал Айболит,
По полям, по лугам, по лесам он …(бежит).
И сейчас же щетки, щётки
Затрещали, как … (трещётки)
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую …(лису).
Ходит по лесу хорёк,
Хищный маленький …(зверёк)
Где обедал воробей?
В зоопарке у ….(зверей).
Задание 2.
Отгадай загадку, проверь написание отгадки.
Рыжая, с пушистым хвостом,
Живёт в лесу под кустом. (Лиса)
Два братца через дорожку живут,
А никогда не видятся. (Глаза)
По земле ползёт,
А к себе не подпускает. (Змея)
На дереве в лукошке
Подрастают крошки. (Птенцы)
Летом папа нам привёз
В белом ящике мороз.
А теперь мороз седой
У нас летом и зимой.
Бережёт продукты:
Мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник)
Течёт – течёт, не вытечет.
Бежит, бежит –не выбежит.(Река)
Согнута в дугу: летом на лугу,
зимой на крюку. (Коса).
Задание 3. Выпиши слова с пропущенной буквой, объясни орфограмму.
Сказка «Маленькое приключение в большом лесу».
Ж…л в л…су ёж…к. Звали его Васей. В л..су с ним никто не играл, потому что он был к..лючий. Из-за этого прозвали его К..лючкой.
Но однажды случилась в л…су б…льшая б…да. Хитрая л…са украла у з…йчихи двух з…йчат. Бедная з…йчиха зал…валась горькими сл…зами.
Никто не р…шался связываться с хитрой л…сой. И тут на помощь приш…л м…лыш Вася. З…йчиха мало верила в успех …жа, но каждая мать т…ряет н..дежду последней. И каждый ут..пающий хв..тается за любую соломинку. Только к веч..ру Вася дош..л до избушки л..сы. Он т..хонечко подош..л к ..кну. Маленькие з…йчата забились в угол и плакали. Л…са им что- то зло г…в…рила.
— Да зам…лчите же, проклятые, -сказала она наконец. И пошла спать. З..йчата зам…лчали. Ёж…к незаметно залез в …кно, взял з…йчат за лапки, и они двинулись к вых…ду. Дверь страшно заскр…пела. Л…са быстро соск…чила с кровати, кинулась за уб…гающими. Ёжик свернулся клубочком и бросился ей под ноги.
— Что это такое? – закр…чала л..са.
Она зав…ртела хв…стом и зац…пила за корягу.
А ёж с зайцами были уже д…леко. Обрадованная мама благод…рила сп…сителя. А м…лыши радовались возвр…щению. Все восхищались Васей. Умные звери молвили:
— Вот уж истина: мал з…л…тник, да дор…г.
Задание 4.
Списать, поставить над словами знак ударения, подчеркнуть безударную гласную в корне.
Ещё на ветках нет листвы,
Но показались почки.
Весь день на улицах Москвы
Стучали молоточки.
Кто вешал флаги на фасад,
Кто буквы и портреты.
И город стал, как майский сад
В цветной наряд одеты
Задание 5.
Прочитай слова, которыми можно охарактеризовать человека. Выбери группу слов с безударной гласной. Проверь написание безударной гласной.
Ленивый, честный, робкий, молчаливый, правдивый, ловкий, совестливый, аккуратный, радушный, доблестный, бессердечный, кроткий. резкий.
Задание 6.
Вставь пропущенную букву. Проверь.
Б… _ что т…кучая в…да: наб…жит и схлынет.
Как …са лезет в гл…за.
В…сёлая г…л…ва ж…веет спустя рук…ва.
М…лоденький умок – что в…сенний л…док.
Вык…рмил змейку на св…ю шейку.
Лето к ос…ни д…ждливей, а люди к старости болтливей.
И с…вас в…их д…тей хвалит.
Март с в…дой, апрель – с тр…вой, а май – с цв…тами.
Задание 7. Исправь ошибки.
1. В залатые асенние дни готовились к отлёту журовли.
Покружились ани над рикой, над радным болотом.
Вот потинулись птицы в дальние страны.
На востоке покозалась ранняя зорька.
Скоро поднимется над рикой висёлое солнце.
2. Слитеть,малчком, еденица, канёк, честюля, поизд, гребник, арёл, питёрка, ленейка, звирёк, махнатый, лецо, зимной.
3. Кокое чюдесное утро: и раса, и гребы, и птицы. Но ведь это уже осинь. Жилтеют бирёзки. Трепитная осина шепчет: «Скоро раса высахнет. Птицы улитят. Развалятся тугие гребы.
Задание 8.
Выпишите из текста слова с безударной гласной. Припишите проверочные.
Как хорош лес поздней осенью! В мягком воздухе разлит осенний запах. Тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полями. Сквозь сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо. Кое-где на липах висят последние золотые листочки.
Мелкие осенние дождики совсем не похожи на летние грозовые дожди. Они идут беспрестанно. Земля не просыхает скоро, как было летом. Ветер дует без устали. Он долго разносит созревшие семена деревьев и трав.
Задание 9.
Вставьте пропущенные буквы, напишите проверочные слова.
Гл…за б…ятся, а руки делают.
М…лчит, как ст…на.
Д…леко гл…дит, а под носом не видит.
У кого что б…лит, тот о том и г..в…рит.
Д…рёному к…ню в зубы не смотрят.
Всякая с…сна в св…ём б…ру шумит.
Ни в сказке ск…зать, ни п…ром оп…сать.
Без надобности не л…чись, здор..вее будешь.
Небо ж…лтеет – к д…ждю, человек – к б…лезни.
Н…га споткнётся, а г..л…ве достанется.
Задание 10.
Образуйте от данных слов существительные, прилагательные, глаголы с безударной гласной в корнях слов.
Бег — …, …, …
Крик — …, …, …
Смотр — …, …, …
Лед — …, …, …
Корм — …, …, …
Лес — …, …, …
infourok.ru
План-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему: Формирование орфографической зоркости в процессе закрепления навыка правописания безударной гласной в корне слова
Тема: Формирование орфографической зоркости в процессе закрепления навыка правописания безударной гласной в корне
Задачи:
образовательные:
— закрепление навыка правописания безударной гласной в корне слова.
коррекционные:
— обогащение и активизация словарного запаса;
— формирование умения анализировать, сравнивать слова по смыслу и звучанию;
— закрепление словообразовательных навыков;
— развитие фонематического восприятия;
— развитие внимания, мышления.
воспитательные:
— воспитывать чувство исполнительности, аккуратности.
Сценарий занятия
Организационный момент
1. Найди лишнее слово
Серёжки, голубка, морковь, линейка (лишнее слово морковь т.к. это словарное слово, остальные слова с безударной гласной, проверяемой ударением)
2. Определение темы урока
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
3. Алгоритм проверки безударной гласной в корне слова.
4. Соедини слова с картинками, начинающимися на ту букву, которую, нужно написать в корне. Проверь.
5. Отбери из данных слов лишь те, которые можно использовать для проверки выделенных слов в начале строки (с карточками у доски).
Хвостатый (зревек) ‒ хвостик, хвастать, хвостище, хвост, хворост
Закаленный (боец) ‒ заколоть, укол, скалы, закалка, закалить, заколка.
Развевается (летночка) ‒ вить, веять, сеять, свил.
6. Проверь себя (работа в тетеради)
Подумай | Докажи (образуй имя прилагательное) | Напиши |
з..ма | зимний | зима |
в..да | ||
б..лье | ||
д..бро | ||
ч..стюля | ||
гр..знуля |
7. Физминутка
Если в корне слова нужно писать о ‒ хлопни один раз, если а ‒ два раза
Сосна, трава, вода, слова, сады, дожди, хвосты, слоны, шары, дворы.
8. Прочитай предложения вслух.
Расставь их по порядку так, чтобы получился текст.
Впиши цифры в клетки.
Найди слова с безударной гласной в корне слова.
□Всё было напрасно.
□Еж лакал очень усердно.
□Кот захотел оттолкнуть еже от лакомой пищи.
□Осенью мы приручили ежа.
□Он пил молоко из миски.
Подбери синоним к слову усердно.
9. Подведение итогов занятия.
nsportal.ru
Тест (4 класс) по теме: Безударные гласные в корне слова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс по теме: «Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова» Безударная гласная в корне слова»Урок проведён по программе » Начальная школа 21 века» . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме….
Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корнеРазвивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму….
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »…
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »…

На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют алгоритм написания буквы безуд…

Конспект урока русского языка по данной теме. Презентация к уроку….

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло…
nsportal.ru
«Безударные гласные в корне слова», ФГОС
Проверочная работа по теме: «Безударные гласные в корне слова»
1 вариант
1. Вставь пропущенные буквы:
Стр . на, д . бро, уд . вление, т . шина, п . тнистый, схв.тить, стр. ла
2. Подбери проверочные слова:
ст .на -_______________________ р .ка — _______________________
гр. бной — ____________________ т .жёлый — ____________________
д .ржать -_____________________ ск .льзит — ____________________
сп. на -_______________________ м. лчать — ______________________
3. Исправь ошибки:
Развернулись на бирёзках маладые лесточки. В трове показались залатые одуванчики.
4. В каждой строчке найди проверочное слово, обведи его, в остальных словах подчеркни безударную гласную.
Вода, водяной, водный
Цветение, расцветать, цвет, цветник, цветы
Поля, поле, полянка
Лепка, лепить, вылепил
5. Вставь пропущенные буквы:
М.роз тр.щит.
З.ма м.тёт.
Сн.гирь, как маков цвет, цв.тёт.
П.ёт и в.с.лится,
М.роза не б.ится.
6. Выпиши слова с безударной гласной О:
К.ток, в.лнушка, с.довник, выг.нять, пов.р, зн.чок, н.члег, к.л.сок
______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Проверочная работа по теме: «Безударные гласные в корне слова»
2 вариант
1. Вставь пропущенные буквы:
З.рно, к.рмушка, б.жать, в.дяной, л.вил, сл.ды, в.ршина
2. Подбери проверочные слова:
з.ма — ______________________ д.бро –___________________________
х.лодный — _________________ л.сной — __________________________
кр.чат — ____________________ д.ржать — _________________________
см.льчак — __________________ б.дняк – __________________________
3. Исправь ошибки:
Развернулись на бирёзках маладые лесточки. В трове показались залатые одуванчики.
4. В каждой строчке найди проверочное слово, обведи его, в остальных словах подчеркни безударную гласную:
Зима, зимушка, зимовка
Лесник, лесок, лес, лесной
Красный, краснеть, краснота
Ленивый, лениться, ленивица, лень, лентяйка
5. Вставь пропущенные буквы:
На б.рёзе т.ремок,
Не в.сит на нем замок.
Дверь открыта для ж.льца
Г.в.рливого скв.рца.
6. Выпиши слова с безударной гласной А:
К.ток, в.лнушка, с.довник, выг.нять, пов.р, зн.чок, н.члег, кр.савица
______________________________________________________________
______________________________________________________________
xn--j1ahfl.xn--p1ai
План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Разработка урока по русскому языку в коррекционном 4 классе по теме «Упражнения в написании безударной гласной в корне».
1. | Организационный момент. | Психо- логический настрой.
| Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. – Садитесь, ребята. Один мудрец сказал такие очень мудрые слова. Давайте их прочитаем. (Слайд 3) «Кто ищет трудность, находит мудрость». – А теперь, дети, скажите, как вы понимаете смысл этого высказывания. – Так, как вы думаете, надо ли бояться трудностей? Дети: Нет, надо учиться их преодолевать. – Пусть опыт, приобретенный на уроке, подарит вам мудрость. А теперь, ребята, посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Говорят так, что у человека все предназначено для себя: глаза – чтобы смотреть и находить; уши – слышать, ноги – ходить, рот – чтобы поглощать пищу. Все нужно самому себе, кроме … Чего? Дети: УЛЫБКИ! — Правильно, ребята. Она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Пусть этот урок принесет вам радость общения. Покажите смайликом ваше настроение в начале урока. |
Дети проверяют рабочие места
(Ответы детей). | Самооценка готовности к уроку. Включение в деятельность на личностно-значимом уровне. | 2. | Актуализация знаний
|
| – А сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок – путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники. А кого же называют путешественником? За помощью мы обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. (Слайд 5) «Путешественник – это тот, кто путешествует пешком или в поездках по каким-нибудь местам или странам» Нам с вами предстоит долгий путь до главного города этой страны, до города Грамматеевска. Дорога будет нелегкая, нам пригодятся ваши знания, мы должны будем трудиться. Как вы думаете, ребята, без чего не может обходиться ни один путешественник? Дети: без компаса, без карты, без записной книжки. – Правильно! Наши тетради – это записные книжки путешественника. В них мы будем записывать свои открытия. А теперь давайте откроем свои записные книжки, и вспомним правило посадки при письме. (Слайд 6) Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою – Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. – Теперь, запишем число. (Слайд 7) Двадцать пятое ноября. Классная работа. – Путешествовать мы будем на корабле «Солнечный», ориентируясь по карте. На пути нам встретится Остров Чистописания, проплыв его мы доберемся к острову Словарных Слов, переплыв Море мы попадаем в Бухту «Спокойствия», остров «Таинственный», остров Безударных Гласных к долине «Безударные гласные», залив «Отдыха» и мы наконец-то добираемся до главного города страны – города Грамматеевска. Чистописание. — Итак, начнём свой путь с Дороги Чистописания. На доске записаны буквы. А, Е, О, И. -Что вы можете о них сказать? — Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой в тетрадях и составим узор из букв и соединений. — Прежде чем начать писать, вспомним Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно. А теперь внимательно пишем – аеои Аи ое ие иа оа ои Аа ее ии оо 6.Словарная работа 1) — Вот мы доплыли к Морю Словарных Слов. — Чтобы переплыть его, надо вставить пропущенные буквы и записать слова. Дети записывают в записных книжках слова: воробей, сорока, лисица, заяц, ястреб, лягушка. — На какие 2 группы мы можем разделить эти слова? Какое слово лишнее? — Ребята, все эти животные живут у нас в Калмыкии. В степях Калмыкии живут разнообразные животные. — Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие. Чтобы дальше продолжить наш путь, наши глазки должны отдохнуть. Давайте выполним физкультминутку для глаз. | Ответы детей — Безударные гласные. -Гласные, на которые не падает ударение. — Безударные гласные. — А, О, И, Е, Я
Учащиеся по очереди выходят к доске и вставляют пропущенные буквы, объясняя их написание. — | Подготовка к определению темы урока.
Проблемная ситуация. Повторение написания словарных слов.
| 4 | Определение темы и цели урока. |
| — Я расскажу историю, она произошла с друзьями – Димой и Колей. Послушайте её. (Слайд 13) «Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков. — Мяч будет, — сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол». — Почему так получилось? (Слайд 14) — Какое правило не знал автор записки? — Как правильно записать это слово? (Слайд 15) с м…чом – мяч – с мячом — Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Слайд 16) Правописание безударной гласной в корне слова. — Какую цель мы поставим перед собой? Учиться писать слова с безударной гласной в корне слова — Я вам предлагаю ответить на вопросы: (Слайд 17)
Составление алгоритма — Прочитать слово — Поставить ударение — Выделить корень — Определить безударную гласную — Подобрать проверочное слово. | Дети формулируют задачи урока. В корне слова. Корень – это общая часть родственных слов. — Ударением. — Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать проверочное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным. Слово, которое надо проверить –проверяемое, а слово которое подобрано для проверки проверочное. — Нет. | Определение темы.
Создают алгоритм проверки безударного гласного в корне слова. Воспитание организованности. | 5.
| Работа по теме урока.
. |
| — Поставьте ударения и подчеркните буквы, обозначающие безударные гласные звуки. Подчеркнуть одной чертой проверочное слово. (Слайд) Работа с безударными гласными. — Ребята, мы добрались до Долины Безударных Гласных. И вот опять у нас впереди новое испытание. — Давайте посмотрим на экран. Что вы видите? Дети: Буквы. — Какие это буквы? Дети: Гласные. — Дети, давайте вспомним, какие гласные бывают? Гласные звуки под ударением называются ударными, а те гласные, которые находятся без ударения – безударными. 1) Игра «Молчанка» Работа с сигнальными карточками (а, о, и, е) . — Я читаю слова, а вы поднимаете соответствующую карточку, проверочное слово называете устно. К…рмушка (корм), м…слёнка ( масло), см…льчак (смелый), ч…рвивый ( червь), п…лезный ( польза), в…здушный ( воздух), д…чурка ( дочь), т…шина ( тишь), с…сновый ( сосны), д…тишки ( дети) |
Открывают тетради Пишут по образцу в тетрадях.
Называют проверочные слова и показывают гласные с помощью веера. Подбирают проверочное слово | Планируют свою деятельность.
.
Создают алгоритм проверки безударного гласного в корне слова. Развитие коммуникативной компетенции
| 7. | Работа по теме урока | Работа по учебнику | — Вот мы и открыли двери в город Грамматеевск. Здесь нас встречает профессор Граммотейкин. Он спрашивает: -Какие гласные в корне слова надо проверять? -Какие способы проверки безударных гласных вы знаете? — Но и здесь нас ждут испытания, приготовленные профессором Грамотейкиным Самостоятельная работа. Упражнение 6 стр. 45 — Прочитайте задание. Что вам необходимо сделать? | (О, А, И, Е, Я) (-Изменить форму слова: трава-травы; -подобрать однокоренное слово: садовник-сад) Учащиеся выполняют упражнение самостоятельно. | 8. | Итог урока | Безударный хитрый гласный: Слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударенье, Чтоб развеять все сомненья! — Я вам предлагаю ответить на вопросы: – Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.) – Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.) – Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.) – Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.) | Учащиеся подводят итог урока. |
nsportal.ru