Слова на безударные гласные в корне слова 4 класс – Тренажёр по русскому языку (4 класс) на тему: Безударные гласные в корне слова

Отработка безударных гласных в корне слова (2-4 класс)

Уважаемые родители!

Эти дополнительные задания помогут вашим детям отработать одну из четырех основных корневых орфограмм – безударную гласную. Если они будут регулярно выполнять упражнения, то смогут в совершенстве освоить эту трудную тему. (Свешникова Е.Е.)

Упражнение №1.

Выучите правило.

Если буква гласная вызвала сомнение, ты ее немедленно ставь под ударение.

Упражнение №2.

Запишите слова в три столбика. В первый столбик – слова с первым ударным слогом, во второй – со вторым, в третий – с третьим ударным слогом.

Буфет, колыбель, парта, диван, тумбочка, полка, табурет, тахта, трюмо, стеллажи, ширма, кресло, кроватка, гардероб, этажерка.

_________________ __________________ __________________

________________ __________________ __________________

________________ __________________ __________________

________________ __________________ __________________

________________ __________________ __________________

________________ __________________ ___________________

Упражнение №3.

Уберите ударный слог и напишите новое слово. Поставьте ударение.

Радуга — ________________ . Кормушка — ___________________ .

Бабочки — ________________ . Портфель — ____________________ .

Лесник — _________________ . Антенна — _____________________ .

Уточка — _________________ . Ветрянка — ____________________ .

Упражнение №4

Прочитайте. Поставьте ударение. Подчеркните проверяемые безударные гласные.

Комок – ком, скалистый – скалы, запах – пахнет, волнушки – волны, похвала – хвалит, замолчала – молча, журавлиный – журавль, заварил – варит, бродить – бродит, пожалей – жалко, доброта – добрый, граница – грань, наводнение – воды, испаряют – пар, катушка – катит, тайник – тайна.

Упражнение №5

Поставь ударение. Вставь О или А. Подбери проверочное слово, изменив слова по числам. Напиши проверочное слово. Подчеркни проверяемый безударный гласный.

Бобры- ___бобр______, вр…чи — _________________, см…ла — _________________,

к…за — _______________, ш…рфы — _______________, гр…чи — __________________,

стр…на — _______________, д…ска — _________________, ст…лбы- _______________,

кр…ты — _______________, дв…ры — _______________, р…са — __________________,

м…ря — ________________, тр…ва — ________________, х…лмы — __________________,

н…га — ________________, …куньки — ________________, г…рбы — __________________,

хв…сты — _______________, в…да — __________________, г…ра — ___________________,

р…га — _______________, сл…ны — _________________, тр…па — ___________________,

др…зды — _______________, ч…сы — ______________, гр…за — _____________________,

н…сы — _________________, с…ды — ______________, …вца — ____________________,

ск…ла — _________________, стр…ка — __________________, в…лна — ______________.

Упражнение №6.

Вставьте пропущенные буквы А, О. Обязательно пиши проверочные слова. Выделяй орфограммы.

Осень.

Часто идут дожди ( дождь ). Плохо без з…нта (_________________ ) и пл…ща (__________________). На дв…ре (_______________) лужи. Тихо кругом. Ул…тели (_________________) из с…дов (______________) гр…чи (________________) и др…зды (__________________). Вчера …ни (__________) долго кружились над п…лями (_________________), с…дами (_____________) и х…лмами (______________). Весной птицы вернуться д…мой (_____________).

Упражнение №7.

Напиши текст «Осень» под диктовку. Обязательно устно доказывай выбор той или иной орфограммы.

Упражнение №8.

Вставь пропущенные буквы А, О. Обязательно пиши проверочные слова. Выделяй орфограммы.

Утро.

На тр…ве (_______________) р…са (_____________). Оля и Дима по тр…пе (________________) идут к речке. На лугу п…сутся (____________) к…за (____________) и …вца (______________). В л…су (_________) п…ют (____________) др…зды (_______________). По п…лям (_____________) ш…гают (__________) гр…чи (____________). Вот и речка. В…да (_____________) в реке чиста. Кувшинки лежат на в…де (______________). В речке много …куньков (______________) и другой рыбы. Вот пл…тина (_______________). Её построили б…бры (____________). Хор…шо (_________________) на реке!

Упражнение №9

Напиши текст «Утро» под диктовку. Обязательно устно доказывай выбор той или иной орфограммы.

Упражнение №10

Прочитайте. Поставь ударение. Подчеркни проверяемые безударные гласные.

Свистит – свист, лежачий – лёжа, передвигаются – двигатель, выпрямить – прямо, разглядеть – взгляд, десяток – десять, трескучий – треск, шиповник – шип, закрепили – крепко, подтянули – тянет, вишнёвый – вишня, объяснил – ясно, замерзает – мёрзнет, зеркальный – зеркало, потрясение – тряска, тенистая – тень, оттепель – тёплый, отварить – варит, пятак – пять, ветвистый – ветви.

Упражнение №11

Поставь ударение. Вставь Е, И, Я. Подбери проверочное слово, изменив слова по числам. Напиши проверочное слово. Подчеркни проверяемый безударный гласный.

Змея – __змеи____, гр…да — __________________, в…сна — __________________,

кл…сты — _______________, р…ды — _______________, св…нья — ___________________,

стр…жи — ________________, сн…га — _______________, з…ма — __________________,

р…ка — __________________, п…ла — _________________, сл…ды — __________________,

шм…ли — _________________, гр…бы — _______________, г…рбы — _________________,

оз…ро — _________________, с…стра — _________________, п…тно — _______________,

гн…здо — ________________, зв…рьки — ________________, ч…сло — ________________,

стр…ла — _______________, ст…кло — _________________, з…мля — ________________,

св…ча — ________________, з…рно — _________________, пч…ла — ___________________,

м…чи — _____________, л…щи — _______________, л…цо — ____________________,

к…ты — ____________, пл…чо — _________________, сп…на — _____________________,

п…ро — _______________, зв…зда — ___________________, с…ло — __________________,

ц…на — _______________, щ…ка — ____________________, в…дро — _________________,

п…тля — __________________, р…бро — ________________, п…сьмо — ________________,

бл…ны — ________________, с…рьга — ___________________, пл…та — _______________,

сл…за — ________________, бр…вно — _________________, св…рло — __________________.

Упражнение №12

Вставь пропущенные буквы Е,И,Я. Обязательно пиши проверочные слова. Подчеркивай орфограммы.

Скоро зима.

В лесу ( лес ) зв…рьки (________________) готовятся к з…ме (_____________). Белка сушит на в…твях (________________) д…ревьев (_______________) гр…бы (_____________). Мышка запасает з…рно (______________). Ёжик ут…пляет (________________) гн…здо (______________). Зм…я (_____________) нашла укромное м…стечко (________________) под бр…вном (_______________). Ул…тают (_______________) в теплые края ласточки и стр…жи(_____________).

Упражнение № 13

Напиши текст «Скоро зима» под диктовку. Обязательно устно доказывай выбор той или иной орфограммы.

Упражнение №15

Вставь пропущенные буквы Е, И, Я. Обязательно пиши проверочные слова. Подчеркивай орфограммы.

Ёлка.

Пушистая ёлка стоит в комнате. Сколько …грушек (__________)! Вот сн…говик (_____________). А вот стр…жи (________________) и кл…сты (________________). Среди веток мы зам…чаем (_________________) гр…бы (_____________). А вот из ст…кла (_______________) шм…ли (___________) и пч…ла (_______________). Сколько на ёлке разных зв…рьков (________________)! А какие шары! На в…рху (___________) ёлки горит зв…зда (_________________). А под ёлкой подарки. Стёпе – плюшевый б…льчонок (____________________). С…стре (________________) Оле – св…терок (____________________).

Упражнение №16.

Напиши текст «Ёлка» под диктовку. Обязательно устно доказывай выбор той или иной орфограммы.

Упражнение №17.

Исправь ошибки. Докажи выбор букв.

Дома (_____________), скворцы (______________), дила (___________), гастить (______________), петёрка (___________), солёный (__________),

мадель (_____________), марской (___________), кочать (___________),

тешина (____________), пещевой (___________), селач (___________),

гора (___________), родители (______________), шерокий (___________),

личение (_____________), казел (____________), нажной (____________),

земой (____________), птинец (_____________), рогатый (____________),

рика (____________), маложе (____________), перьевая (_____________),

паляна (___________), тижёлые (______________), семёрка (_________),

жилела (_____________), гледит (______________), озиро (___________),

дерево (_____________), сава (____________), чисовой (_____________),

лисные (___________), манила (_____________), техоня (____________).

Упражнение №18.

Найди и исправь ошибки в тексте. Выпиши эти слова вместе с проверочным словом.

Уборка.

Свитлана и Стипан убирают сваю комнату. На палу стаит видро с вадой. Пара мыть палы. Радители почистили кавры во дваре. Папа клодет их на сваи миста. Мама протерла стикло у серванта. Сервант сияет честотой.

Упражнение №19

Напиши текст «Уборка» под диктовку. Выдели все орфограммы, устно доказывай выбор той или иной буквы.

Упражнение №20

Найди и исправь ошибки в тексте. Выпиши эти слова вместе с проверочным словом.

Сосны.

У рики стаят сосны. Сасна любит расти в сухих мистах. Земой и летом сосны зилёные. Ствалы у сосен красноватые и блистят на солнышке. Воздух в сасновом бару радует нас честотой. Среди карней ведна нара крата. Он жевет в зимле. В сасновом бару жевут белки, дятлы и совы. Белка любит устраивать сваё гниздо в пышной кроне сасны. Даже в сильные дажди капли стикают по хваинкам и ствалу и не попадают в дама белок.

Упражнение №21

Напиши текст «Сосны» под диктовку. Выдели все орфограммы, устно доказывай выбор той или иной буквы.

infourok.ru

Дидактический материал. Русский язык. 4 класс. Безударные гласные в корне слова.

Фамилия _______________________________________________

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. вставь пропущенные буквы — напиши проверочные слова.

П..стух, _________________ мол..тьба,__________________ зап..х, ______________________-

п..лоса_____________________-, д..леко, ________________зв..зда, _________________

ст..лбы,______________________ н..зина, ________________________д..жди,______________________

з..нты,______________________ д..брота.______________________ тр …па _______________________

В..зить, ____________________поч..нить_______________________бр..дить________________________

х..дить,_____________________ л..вить, _______________________схв..тить, _______________________

прин..сить,__________________ пос..дить, _____________________осм..треть._______________________

2. Прочитай словосочетания подчеркни безударную гласную. Рядом запиши слово, которым можно заменить данное словосочетание.

Образец. Заниматься лепкой – лепить.

Наносить вред –

Сделать подарок –

Издавать крики –

Испытывать жалость –

Излучать свет –

Произвести выстрел –

.3. Найди в каждой пословице однокоренные слова. Подчеркни то, которое является проверочным для безударной гласной в корне. Сначала поставь ударение.

1) Кончил дело – гуляй смело. Конец – всему делу венец.

2) Труд человека кормит, а лень портит. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

3) Добрая слава дороже богатства. Лень добра не делает.

4) Видит око далеко, а ум ещё дальше.

5) В камень стрелять – только стрелы терять.

________________________________________________________________________________________________

1. Прочитай. вставь пропущенные буквы. Объясни, как их можно проверить.

Вокруг меня л..тели мешки риса, бегали коренастые фигуры. Я тоже хв..тал мешки, т..скал, бр..сал, снова б..жал и хв..тал. за б..ртом пл..сали волны. Хл..стал по палубам дождь. Св..стал над р..кой ветер. В сырой мгле рассвета стремительно и неустанно бегали полуголые мокрые люди и кр..чали, см..ялись, любуясь своей силой, своим трудом.

2. К данным словам подбери однокоренные с указанными значениями. Подчеркни безударную гласную корня.

Синий – слово, обозначающее название птицы. ____________________________________

Снег – слово, обозначающее название птицы._____________________________________

Рыжий – слово, обозначающее название гриба.________________________________________

Белый – слово, обозначающее часть яйца. ______________________________________________ П..так______________________, сп..ртивный, ________________________дл..на_________________ с..нева_________________ , ш..лун, ____________________________ п..сти,_________________—

м..сной____________________, в..зание,_______________________ м..рской,_____________________ л..ства, _____________________ пищал _________________________, с..ринка__________________, т..мнота,_________________ тр..ва, __________________________ л..нивый_____________________

3. Из однокоренных слов выпиши только те, которые являются проверочными. В проверяемом слове вставь пропущенную букву.

1) Подвязка, вязать, связка, развязать, связанный – св..зать.

2) Подливка, залив, ливень, наливать – подл..вать.

3) Сознавать, знать, признание – узн..вать.

4) Заявить, объявить, заявка – объ..вление.

5) Светлячок, светлый, свет, светает, рассвет – св..тильник

2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Митя нак..тался на саночках с л..дяной горы и на коньках по замёрзшей р..ке. Приб..жал д..мой и г..в..рит отцу: «Уж как вес..ло з..мой! Я бы х..тел, чтобы з..ма всё была».

(По К. Ушинскому)

.

_______________________________________________________________________________________________

Карточка №4

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Подбери к данным словам проверочные слова. Напиши. Вставь пропущенные буквы.

Хлод, холдный – пох..л..дло.

… , … – ст..р..жить.

… , … – г..л..дать.

… , … – в..ч..реет.

… , … – з..л..неет

2. Спиши пословицы. Найди слова с двумя безударными гласными в корне. Устно подбери проверочное слово для каждой гласной.

1) Родная сторона сердцу дорога. 2) Про доброе дело говори смело. 3) Пустой колосок всегда нос кверху дерёт. 4) Ум не в бороде, а в голове. 5) Старых почитай, молодых

3. Прочитай и определи, какая безударная гласная в корне проверена.

Трепещет, … – тр..п..тали.

Вечерний, … – в..ч..реет.

Сторожка, … – ст..р..жили.

Зелень, … – з..л..нели.

Хлопочет, … – хл..п..тали.

Лепет, … – л..п..тали.

Спиши, дописывая проверочное слово для другой безударной гласной

Карточка №5

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

По небу п..лзли со всех ст.рон т..жёлые гр..зовые тучи; солнце исчезло; как-то сразу пот..мнело; в оздухе запахло д..ждём. осл..пительной змейкой блеснула молния, над самой г..л..вой оглушительными раскатами прок..тился гром. (Н. Гарин-Михайловский.)

2. Спиши, изменяя слова, обозначающие действие предмета, по образцу.

Образец. Кормит – кормил.

Варит – … . Машет – … . Вяжет – … .

Стонет – … . Пашет – … . Пишет – … .

Лижет – … . Скажет – … . Зацепит – … .

Тащит – … . Топит – … . Косит – … .

3. Отгадай загадки. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

1) За железным к..нём ящик тянется с д..бром, сквозь дырявое дно в землю падает д..бро.

2) В с..нокос г..рька, а в мороз сл..дка. Что за ягодка?

3) Ты кр..чал – оно м..лчало. Ты м..лчал – оно кр..чало.

4) Кто так медленно п..лзёт, на себе свой дом в..зёт?

5) Пот..хоньку я журчу, уг..стить в..дой х..чу.

6) Две с..стрёнки – м..стерицы, друг другу п..мощницы.

_______________________________________________________________________________________________

Карточка №6

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Тонкая ива склонилась над оз..ром. Словно в зерк..ло глядит она в прозрачную, как ст..кло, воду. Нал..тел в..терок, и оз..ро сразу ож..ло, зап..стрело.

Подчеркни слова, в которых безударная гласная в корне проверяется буквой ё.

2. Прочитай.

Т..кла через с..ло р..ка. Была она в..сёлая, г..в..рливая. Решили люди приучить речку к работе. Ведь она может помочь и коров доить, и землю п..хать, и огород пол..вать, и брёвна п..лить, и з..рно м..лоть.

Спиши. Вставь пропущенные буквы.

3. Спиши словосочетания. Подчеркни слова, которые звучат одинаково. Подбери и напиши к ним проверочные.

Посидеть на скамейке – поседеть от старости.

Полоскать бельё – поласкать щенка.

Заколю булавкой – закалю здоровье.

Примерять платье – примирять друзей.

Острые мечи – футбольные мячи.

Запивать лекарство – запевать песню.

Проживать в городе – прожевать пищу.

Свила гнездо – свела по ступенькам.

Спиши с доски – спеши домой.

Отворить дверь – отварить картофель.

Слезать с крыши – слизать сметану.

intolimp.org

Карточка для индивидуальной работы по русскому языку. 4 класс. Безударная гласная в корне слова.

Карточка 21.

Вставь   пропущенные  буквы, запиши рядом проверочные слова( обозначь в них ударение), подчеркни орфограммы.

                                                       1 вариант

    пов.р                                    зап.х                                        полн.чь

б.р.жок                                б.р.зда                                     б.р.да

м.л.дняк                               м.л.тилка                                п.л.са

заб.леть                                б.дняжка                                 поб.лить

под.рок                                 изд.лека                                  пож.лели

    выпр.мил                             выб.жал                                   вых.д

в.ч.реет                                в.л.сёнки                                г.в.рили

ст.б.лёк                                ст.р.жа                                   ст.р.на

                                                        2 вариант

Вставь пропущенные буквы, запиши рядом проверочные слова( обозначь в них ударение), подчеркни орфограммы.

б.гун                                     в.доём                                   вр.дить

зн.чок                                   зв.нок                                    к.лосья

   выв.ла                                 вып.чка                                  выгл.нет

г.л.дание                               г.л.ва                                      г.л..са

х.л.да                                     х..х..тать                                выг.няют

гл.деть                                   в.зать                                     вал.жник

пок.тить                                ук.лоть                                   м.л.дняк

Вставь пропущенные буквы, запиши рядом проверочные слова( обозначь в них ударение), подчеркни орфограммы.

                                                    3 вариант

   вып.рил                                   выр.зать                                вын.сти

гр.бешок                                д.р.гой                                   з.л.неет

зас.дить                                 ул.тят                                    уб.жал

в.дитель                                 веч.ром                                 в.лнение

н.чевать                                 нап.дение                              упр.сить

     ц.почка                                 дер.вце                                   ж.леть

з.л.той                                 к.л.сок                                    зап.сает

ув.зить                                б.льница                                 уг.щает

зад.вать                               д.бро                                       попр.сила

осв.щение                           ум.лкать                                 разд.вала

Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова. ( обозначь в них ударение), подчеркни орфограммы.

Пл..ты(          ) ,  гр…бной(        ),  сп…сти(         ),  см..шить(      ),  скр..пить(         ), пол..вать(           ), л…тел (     ),з …мляной(    ), пт…нец (       ), б…лизна(     ), св…тлячок (    ), т…жёлый(   ), погл…дел (    ).

infourok.ru

Картотека по русскому языку (3, 4 класс) по теме: карточки по русскому языку «Безударные гласные в корне слова»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: «Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова» Безударная гласная в корне слова»

Урок проведён по программе » Начальная школа 21 века» . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме….

карточки на парвописание безударной гласной в корне слова 3класс

Самостоятельная работа на проверку знаний правописания безударной гласной в корне слова….

карточки на парвописание безударной гласной в корне слова 3класс

Самостоятельная работа на проверку знаний правописания безударной гласной в корне слова….

Карточки на правописание безударных гласных в корне слова

Карточки на правописание безударных гласных в корне слова…

Урок русского языка (3 класс) УМК «Школа 2100» Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

     На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют   алгоритм написания буквы безуд…

Карточки по теме «Безударные гласные в корне слова»

Карточки по теме «Безударные гласные в корне слова&quot…

Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова»

Методическая разработка урока по теме «Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова» (первый урок по теме)…

nsportal.ru

План-конспект урока (4 класс) на тему: «БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»

Урок русского языка в 4 классе ФГОС

«Безударные гласные в корне слова».

Учитель: Хелилова Гюлзада Девришбековна.

Дата: 15.03.17 г. март
Цель: повторение правила правописания безударных гласных. 
Задачи: 

— уметь находить в корне слова безударные гласные проверяемые и не проверяемые ударением; 
— развивать внимание, речь, мышление; 
— воспитывать взаимоуважение, коммуникативные навыки. 
Оборудование: учебник «Русский язык. 4 класс»; карточки для составления алгоритма проверки гласного в корне, карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки.


                                                      Ход урока: 


1. Организационный момент. 
Долгожданный дан звонок- 
Начинается урок. 
Слушайте и повторяйте, 
Да смотрите, не зевайте! 
— Ребята, сегодня на уроке нам надо будет внимательно слушать- слушать друг друга, слушать слова, которые мы будем произносить. Зачем? Скоро узнаете. 
Начинаем с минутки чистописания.


2. Минутка чистописания. 
1.Запишите букву, которая следует в алфавите за буквой м (н) 
2. Следующая буква говорит, как лев. (р) 
3. Буква, которая обозначает гласный звук (э)после мягких согласных. (е) 
4. Буква, которая звука не обозначает, но указывает на мягкость предыдущего согласного. (ь) 
5. Буква, которая обозначает глухой согласный звук, парный звонкому звуку (г).(к) 
6. Буква, которая обозначает звук (о)после твёрдого согласного. (о)

— Какие буквы записали? (Н, р, е, ь, к, о.)
— Какие задания для работы с этими буквами вы бы предложили? (Разделить их на группы; составить слова. )
— На какие группы можно эти буквы разделить? (На гласные, согласные и буквы, не обозначающие звука.) 
— Составьте слова из этих букв. (Работа в парах: 
Конь, корь, корень, кон.) 


3. Закрепление знаний. 
— Выберите слово, которое имеет отношение к русскому языку. (Корень)

— Что такое корень? 
(Корень – это часть растения. Может быть корень в слове. Корень- это главная часть слова. Без него не существует слово. )
— Что такое однокоренные слова? (чтение предложений учителем)

«Я Гусь, это –Гусыня, это- наши Гусята. А ты кто? 
— А я ваша тётя – Гусеница.» 

— Есть ли здесь однокоренные слова?
(В этом рассказе однокоренные слова: гусь, гусыня, гусята. Они близкие по смыслу и имеют один корень – гусь. Слово гусеница обозначает насекомое. Хотя первая часть этого слова звучит похоже на слово гусь, всё- таки это другое слово по значению) 
— Слово гусеница не будет однокоренным со словом гусь. 
— Можно ли записанные слова назвать однокоренными? 
(Нет. Однокоренные слова должны быть близкими и иметь один корень) 
— Здесь все слова имеют разные значения, они не близки по смыслу и у них разные корни. 
— В слове конь корень конь, в слове корь корень конь, в слове корень – корень. (Учитель и дети выделяют корень в словах.) 

— Поставьте в словах ударение, «опасные» места обозначьте точкой. Какие «опасные места вы нашли?» 
(В словах конь и корь все звуки слышатся отчётливо, а в слове корень при написании гласной е можно ошибиться. )
— Почему именно эта гласная вызывает сомнение, ведь в слове есть ещё гласная о? 
(Гласная о стоит под ударением, поэтому мы её слышим чётко, а гласная е безударная. )
— Чем отличаются ударные и безударные гласные? 
(Под ударением гласные слышатся отчётливо, поэтому их мы можем писать, не сомневаясь. Безударные гласные слышатся нечётко, поэтому их написание вызывает сомнение, это «опасные места»)
(К доске прикрепляются карточки будущего алгоритма) 
Гласные:  Ударные Безударные


4. Словарная работа. Уточнение понятия «безударная гласная» 
Вставить пропущенные безударные гласные: 
Растения: берёза, карагач, капуста, морковь, баклажан, помидоры 
Животные: медведь, заяц, олень, бегемот, верблюд. 
Одежда: пальто, колготки, сапоги. 
— Скажите, а какие буквы- гласные или согласные – я пропустила? (Гласные.)  
— Почему я одни гласные написала, а другие – нет, точку поставила? 
(Вы написали ударные гласные. Они слышатся чётко поэтому их можно писать смело, не сомневаясь. А безударные гласные надо писать осторожно.) 
— Вы сказали, что это словарные слова. А что это значит? 
(Правописание таких слов нельзя проверить. Такие безударные гласные называются непроверяемые. А слова с ними – словарными. )
— Где можно посмотреть их правильное написание? (в словаре)
— Запишите эти слова, вставляя пропущенные гласные. (Работа в парах с последующей проверкой) 


5. Физкультминутка 
Мы старались, мы учились. 
Мы старались, мы учились 
И немного утомились. 
Сделать мы теперь должны 
Упражненье для спины. 
(Вращение корпусом вправо и влево.) 
Мы работаем руками. 
Мы летим под облаками. 
Руки вниз и руки вверх. 
Кто летит быстрее всех’? 
(Дети имитируют движения крыльев.) 
Чтобы ноги не болели. 
Раз — присели, два — присели. 
Три. Четыре. Пять и шесть. 
Семь и восемь. Девять, десять. 
(Приседания.) 
Рядом с партою идем, 
(Ходьба на месте.) 
И садимся мы потом. 
(Дети садятся за парты.)

 
6. Проблемная ситуация.

— Как проверить безударную гласную в корне? 
— Что вы можете сказать о следующей группе слов? 
Борис, Светлана, Алексей, Татьяна. 
(Это полные собственные имена. Они пишутся с большой буквы. )
— Одно «опасное место» в этих словах вы определили. (Подчёркивает большую букву.) А какие ещё «опасные места» вы видите? (Безударные гласные.) 
— Как доказать, что в этих словах надо писать именно эти гласные? 
(Мы знаем, что под ударением гласные слышатся чётко и не вызывают сомнения. Значит, нам надо сделать так, чтобы гласные безударные стали ударными.) 
— Можно попробовать взять не полные, а краткие формы имён. Например, Борис- Боря. В слове Боря мы чётко слышим гласную о, значит, в слове Борис безударная гласная о. 
— Есть другие предложения? (Можно проверить ласковым именем – Боренька.) 
— Какой способ проверки выберем? 
— Как проверить безударную гласную в корне? 
Вывод: Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы на безударную гласную падало ударение. Какая гласная пишется по ударению, такая будет и в безударном положении. 
— Посмотрите на нашу схему. Давайте её прочитаем (сначала сильный ученик, затем — хором) 
Гласные: Ударные Безударные
(Как слышим, так и пишем) (Проверяемые ударением) 
Непроверяемые 
(словарные слова – в словаре) 
— Всё ли мы с вами указали? Давайте проверим. Откройте учебник на с.12, прочитайте правило. 


7. Закрепление нового материала. 
1. Упражнение на дифференциацию проверяемых и непроверяемых безударных гласных. 
— Сейчас я вам буду показывать слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне. Если гласная непроверяемая, приседайте. Если безударную гласную можно проверить- прыгайте. (Слова: петух, ворона, гора, доска, мечта, цветок.) 


2. Игра «Весёлые гонки» 
— Внимание! Внимание! А сейчас на старт выходят машины марки «Е» и марки «И». по пути следования каждая машина должна подъехать к своей орфограмме. Победит та машина, которая сделает меньше ошибок. 
Л…сточка, ст..на, кр…чит, л…сица, л…тит. 
3. Списать слова, словосочетания и предложение. Поставить ударение, пропустив все гласные в слабой позиции. 
Моросил, на спине, зимние сумерки, вековые деревья, задремали, издалека, в парте, осенний денёк, играет с другом, повар. На поляне одиноко стояла молоденькая стройная ёлочка. 
4. Фонетические упражнения. 
Учитель называет звук, а дети поднимают кружочки: красный – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный. 
«Поймай» звук (подними руку), если услышишь заданный звук. 
Угадай слово по первому и последнему звуку и его описанию. Например, в его названии первый звук ж, последний ф, у него длинная шея. Кто это? 
Придумай слово со звуком… Выбери слово со звуком… Кто больше назовет слов со звуком… 
Выбери картинку ,в названии которой есть звук… . 
Найди похожие слова и объясни, чем они отличаются. ( Это стол– за ним сидят, это стул – на нем сидят.) 

8. Групповая работа.

Придумать и записать слова с безударной гласной в корне.

1 ряд – слова с безударной гласной А

2 ряд — – слова с безударной гласной Е

3 ряд – слова с безударной гласной И

(Оценивается с помощью сигнальных карточек)

9. Самостоятельная работа. Самооценка. 
— Наш урок подходит к концу. Вы многое узнали, многому научились и можете работать самостоятельно. Выполните те задания, которые вам по силам. (Задания записаны на доске). 

10. Рефлексия «Смайлики»

Обучающиеся сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточки со стилизованными рисунками


11. Итог урока 
— Сегодня мы работали с безударными гласными. Что же надо знать и уметь, чтобы правильно написать слова с безударными гласными? 
Вывод: Надо хорошо знать словарные слова, в случае затруднений их написание можно посмотреть в словаре; подобрать однокоренные слова так, чтобы безударная стала ударной. 

— Молодцы! Сегодня мы хорошо потрудились – посадили в землю корень знания.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

Г.КАСПИЙСК.

        Подготовила учитель нач.кл.

                                                                       Хелилова Гюлзада Девришбековна.

nsportal.ru

Урок русского языка в 4 классе ФГОС «Безударные гласные в корне слова»

Урок русского языка в 4 классе ФГОС

«Безударные гласные в корне слова»

Учитель- Чумакова Ольга Викторовна

Дата: 8.10.2015г
Цель: повторение правила правописания безударных гласных 
Задачи: — уметь находить в корне слова безударные гласные проверяемые и не проверяемые ударением; 
— развивать внимание, речь, мышление; 
— воспитывать взаимоуважение, коммуникативные навыки. 
Оборудование: учебник «Русский язык. 4 класс»; карточки для составления алгоритма проверки гласного в корне, карточки для индивидуальной работы. 
Ход урока: 
1. Организационный момент. 
Долгожданный дан звонок- 
Начинается урок. 
Слушайте и повторяйте, 
Да смотрите, не зевайте! 
— Ребята, сегодня на уроке нам надо будет внимательно слушать- слушать друг друга, слушать слова, которые мы будем произносить . Зачем? Скоро узнаете. 
Начинаем с минутки чистописания. 
2. Минутка чистописания. 
1.Запишите букву, которая следует в алфавите за буквой м (н) 
2. Следующая буква говорит, как лев. (р) 
3. Буква, которая обозначает гласный звук (э)после мягких согласных. (е) 
4. Буква, которая звука не обозначает, но указывает на мягкость предыдущего согласного. (ь) 
5. Буква, которая обозначает глухой согласный звук, парный звонкому звуку (г).(к) 
6. Буква, которая обозначает звук (о)после твёрдого согласного. (о)

— Какие буквы записали? (Н, р, е, ь, к,о. )
— Какие задания для работы с этими буквами вы бы предложили?( Разделить их на группы; составить слова. )
— На какие группы можно эти буквы разделить?( На гласные, согласные и буквы, не обозначающие звука.) 
— Составьте слова из этих букв. (Работа в парах:
Конь, корь, корень, кон. ) 
3. Закрепление знаний. 
— Выберите слово, которое имеет отношение к русскому языку. (Корень)

— Что такое корень? 
( Корень – это часть растения. Может быть корень в слове. Корень- это главная часть слова. Без него не существует слово. )
— Что такое однокоренные слова? (чтение предложений учителем)

«Я Гусь, это –Гусыня, это- наши Гусята. А ты кто? 
— А я ваша тётя – Гусеница.» 

— Есть ли здесь однокоренные слова?
(В этом рассказе однокоренные слова: гусь, гусыня, гусята. Они близкие по смыслу и имеют один корень – гусь. Слово гусеница обозначает насекомое. Хотя первая часть этого слова звучит похоже на слово гусь, всё- таки это другое слово по значению. 
— Слово гусеница не будет однокоренным со словом гусь. )
— Можно ли записанные слова назвать однокоренными? 
( Нет. Однокоренные слова должны быть близкими и иметь один корень. 
— здесь все слова имеют разные значения, они не близки по смыслу и у них разные корни. 
— В слове конь корень конь, в слове корь корень конь, в слове корень – корень. (Учитель и дети выделяют корень в словах.) 

— Поставьте в словах ударение, «опасные» места обозначьте точкой. Какие «опасные места вы нашли?» 
(В словах конь и корь все звуки слышатся отчётливо, а в слове корень при написании гласной е можно ошибиться. )
— Почему именно эта гласная вызывает сомнение, ведь в слове есть ещё гласная о? 
(Гласная о стоит под ударением , поэтому мы её слышим чётко, а гласная е безударная. )
— Чем отличаются ударные и безударные гласные? 
( Под ударением гласные слышатся отчётливо, поэтому их мы можем писать, не сомневаясь. Безударные гласные слышатся нечётко, поэтому их написание вызывает сомнение, это «опасные места» )
(К доске прикрепляются карточки будущего алгоритма) 
Гласные:  Ударные Безударные
4. Словарная работа. Уточнение понятия «безударная гласная» 
Вставит пропущенные безударные гласные: 
Растения: берёза, карагач, капуста, морковь, баклажан, помидоры 
Животные : медведь, заяц, олень, бегемот, верблюд. 
Одежда: пальто, колготки, сапоги. 
— Скажите, а какие буквы- гласные или согласные – я пропустила? (Гласные.)  
— Почему я одни гласные написала, а другие – нет, точку поставила? 
(Вы написали ударные гласные. Они слышатся чётко поэтому их можно писать смело, не сомневаясь. А безударные гласные надо писать осторожно.) 
— Вы сказали, что это словарные слова. А что это значит? 
(Правописание таких слов нельзя проверить. Такие безударные гласные называются непроверяемые. А слова сними – словарными. )
— Где можно посмотреть их правильное написание ? ( в словаре)
— Запишите эти слова, вставляя пропущенные гласные. (Работа в параз с последующей проверкой) 
5. Физкультминутка 
Мы старались, мы учились. 
Мы старались, мы учились 
И немного утомились. 
Сделать мы теперь должны 
Упражненье для спины. 
(Вращение корпусом вправо и влево.) 
Мы работаем руками. 
Мы летим под облаками. 
Руки вниз и руки вверх. 
Кто летит быстрее всех’? 
(Дети имитируют движения крыльев.) 
Чтобы ноги не болели. 
Раз — присели, два — присели. 
Три. Четыре. Пять и шесть. 
Семь и восемь. Девять, десять. 
(Приседания.) 
Рядом с партою идем, 
(Ходьба на месте.) 
И садимся мы потом. 
(Дети садятся за парты.) 
6. Рефлексия. Проблемная ситуация.

— Как проверить безударную гласную в корне? 
— Что вы можете сказать о следующей группе слов? 
Борис, Светлана, Алексей, Татьяна. 
( Это полные собственные имена. Они пишутся с большой буквы. )
— Одно « опасное место» в этих словах вы определили. (Подчёркивает большую букву.) А какие ещё «опасные места» вы видите? (Безударные гласные.) 
— Как доказать, что в этих словах надо писать именно эти гласные? 
(Мы знаем, что под ударением гласные слышатся чётко и не вызывают сомнения. Значит, нам надо сделать так, чтобы гласные безударные стали ударными.) 
— Можно попробовать взять не полные, а краткие формы имён. Например, Борис- Боря. В слове Боря мы чётко слышим гласную о, значит, в слове Борис безударная гласная о. 
— Есть другие предложения? ( Можно проверить ласковым именем – Боренька.) 
— Какой способ проверки выберем? 
— Как проверить безударную гласную в корне? 
Вывод: Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы на безударную гласную падало ударение. Какая гласная пишется по ударением, такая будет и в безударном положении. 
— Посмотрите на нашу схему. Давайте её прочитаем (сначала сильный ученик, затем — хором ) 
Гласные:  Ударные Безударные
(Как слышим, так и пишем) (Проверяемые ударением)
Непроверяемые
(словарные слова – в словаре) 
— Всё ли мы с вами указали? Давайте проверим. Откройте учебник на с.12 , прочитайте правило. 
7. Закрепление нового материала. 
1. Упражнение на дифференциацию проверяемых и непроверяемых безударных гласных. 
— Сейчас я вам буду показывать слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне. Если гласная непроверяемая, приседайте. Если безударную гласную можно проверить- прыгайте. (Слова: петух, ворона, гора, доска, мечта, цветок.) 
2. Игра «Весёлые гонки» 
— Внимание ! Внимание! А сейчас на старт выходят машины марки «Е» и марки «И». по пути следования каждая машина должна подъехать к своей орфограмме. Победит та машина, которая сделает меньше ошибок. 
Л…сточка, ст..на, кр…чит, л…сица, л…тит. 
3. Списать слова, словосочетания и предложение. Поставить ударение, пропустив все гласные в слабой позиции. 
Моросил, на спине, зимние сумерки, вековые деревья, задремали, издалека, в парте, осенний денёк, играет с другом, повар. На поляне одиноко стояла молоденькая стройная ёлочка. 
4. Фонетические упражнения. 
Учитель называет звук, а дети поднимают кружочки: красный – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный. 
«Поймай» звук (подними руку), если услышишь заданный звук. 
Угадай слово по первому и последнему звуку и его описанию. Например, в его названии первый звук ж, последний ф, у него длинная шея. Кто это? 
Придумай слово со звуком… Выбери слово со звуком… Кто больше назовет слов со звуком… 
Выбери картинку в названии которой есть звук… . 
Найди похожие слова и объясни, чем они отличаются. ( Это стол– за ним сидят, это стул – на нем сидят.) 
8. Самостоятельная работа. Самооценка. 
— Наш урок подходит к концу. Вы многое узнали, многому научились и можете работать самостоятельно. Выполните те задания, которые вам по силам. (Задания записаны на доске). 
9 . Итог урока 
— Сегодня мы работали с безударными гласными. Что же надо знать и уметь, чтобы правильно написать слова с безударными гласными? 
Вывод: Надо хорошо знать словарные слова, в случае затруднений их написание можно посмотреть в словаре; подобрать однокоренные слова так, чтобы безударная стала ударной. 

— Молодцы! Сегодня мы хорошо потрудились – посадили в землю корень знания.

infourok.ru

Тест по русскому языку на тему » Правописание проверяемой безударной гласной в корне слова» (4 класс)

«Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова»

1. Выберите верное утверждение: чтобы проверить безударную проверяемую гласную в корне слова:

а) надо изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы проверяемая гласная была под ударением

б) подобрать слово с ударной гласной в корне

в) подобрать проверочное слово

2. Укажите, в каком слове пропущена безударная проверяемая гласная в корне слова:

а) п…бег б) ст…на

в) мал…нький

3. В каком слове допущена ошибка, в написании безударной проверяемой гласной в корне слова:

а) темнеет

б) убегает

в) выганять

4. Выберите верное проверочное слово к слову «п…левой»:

а) поле

б) полка

в) полёт

5. Выберите верное проверочное слово к слову «л…сной»:

а) лес

б) лисы

в) лесочек

6. Укажите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением:

а) отцепили

б) печаль

в) задержать

7. Выберите слово, в котором безударная проверяемая гласная в корне Е:

а) скр…пач

б) б…глянка

в) ед…ница

8. Выберите слово, в котором безударная проверяемая гласная в корне О:

а) м…рской

б) в…ренье

в) м…лыш

9. Отгадай загадку. Сколько слов с безударными проверяемыми гласными в корне:

Домовитая хозяйка,

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Она поделиться медком. (__________)

а) 7

б) 6

в) 9

10. Какую гласную букву необходимо вставить в слова:

а) и б) е

Сл…дом за л…том ос…нь идёт,

Желтые п…сни ей в…тер поёт.

Красную под ноги ст…лет листву,

Б…лой сн…жинкой л…тит в синеву

Ответы:

№1. а

№2. б

№3. в

№4. а

№5. а

№6. а, в

№7. б

№8. а

№9. б

№10. б

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *