Слова речевого этикета – Слова речевого этикета

Содержание

Русский речевой этикет приветствия

Русский речевой этикет приветствия

У всех народов существуют свои правила поведения в обществе, которых рекомендуется придерживаться. О том, как через эти правила выражается отношение к окружающим, можно узнать, обратив внимание на этикет приветствия. Русский речевой этикет приветствия тоже имеет свои отличительные особенности. Пожалуй, ни в одном языке мира нет такого разнообразия приветственных форм, как в русском. Главное – не ошибиться в этом многообразии и останавливать выбор на наиболее подходящих, уместных формах для конкретной ситуации. Ведь положительный результат разговора напрямую зависит от того, насколько взвешенной и корректной является речь говорящего. 

Перед тем как приступать к знакомству с различными формами приветствия, которые допускает русский речевой этикет, следует отметить, что приветственная речь – один из главных критериев признания достоинств, ценности того, к кому она обращена. Будь то кивок головой, поклон, пожатие руки, поцелуй, словесный обмен приветственными фразами – все это определяется не только объективными, но и субъективными факторами, которые оказывали влияние на развитие социокультурной, этнографической жизни конкретного народа. 

Русский речевой этикет приветствия имеет свои отличительные особенности. Пожалуй, ни в одном языке мира нет такого разнообразия приветственных форм, как в русском. Главное – не ошибиться в этом многообразии и останавливать выбор на наиболее подходящих, уместных формах для конкретной ситуации. Ведь положительный результат разговора напрямую зависит от того, насколько взвешенной и корректной является речь говорящего.Речевой этикет в русском общении имеет массу сходств с западноевропейским. У русских, как и у европейцев, принято во время встречи с человеком пожимать его руку. Но этим жестом обычно пользуются в политической и бизнес-среде, а также мужчины. Излюбленным жестом представительниц прекрасной половины человечества, тепло общающихся между собой, являются поцелуи. Но самым приемлемым вариантом, который рекомендует употреблять

русский речевой этикет, считается вербальное приветствие. При этом наиболее употребляемой и универсальной является фраза «Здравствуйте». Используя ее, человек не рискует ошибиться, оказаться в неловкой ситуации. 

Речевой этикет в русском общении допускает использование такого приветственного слова, как «Привет». Оно позволительно для лиц, хорошо знающих друг друга (приятелей, родственников, молодых людей). А речевой формулой «Приветствую вас!» обычно пользуются в особых случаях, когда важно подчеркнуть значимость собеседника. 

Фразу «Здорово!», считающуюся мужским приветствием, относят к разряду фамильярных. К тому же такое выражение несет грубоватый оттенок и часто используется в просторечии. 

Отдавая дань моде, следует обратить внимание на словечки, прочно обосновавшиеся в русской речи тинейджеров, – «Салют!», «Хай!», «Хэлло!». Они недопустимы в официальной речи, но пользуется популярностью у молодежи, которая через них выражает свою непринужденность.

Фразы «Доброго здоровья!», «Мое почтение!», тоже использующиеся во время приветствия, часто можно услышать от пожилых людей, придерживающихся консервативных взглядов.

Какую бы приветственную форму ни выбрал человек, здороваясь, он дает согласие на вступление с собеседником в разговор и акцентирует внимание на том, что доброжелательно настроен по отношению к оппоненту. Так, при входе в помещение следует здороваться и лишь после этого приступать к обсуждению волнующей темы. Здороваться следует и с попутчиками в вагоне поезда, с соседями и даже случайными людьми в лифте. Это является подтверждением того, что человек знает

правила поведения в обществе и соблюдает этикет

Но задача вежливого человека – не только давать ответ на приветствие. У него должно быть припасено для этого случая несколько этикетных формул, которые следует использовать в определенные моменты. Например, на фразу «Доброго здоровьица!» принято отвечать «И вам не хворать!», а рыболов, желающий этикетно ответить на приветствие «Улов на рыбу!», должен знать, что в такой ситуации речевой этикет требует от него знание фразы «Наварка на ушицу!». Во время приветствия человека, предпочитающего выбирать фразы-пожелания («Добрый день/вечер»), русский речевой этикет рекомендует придерживаться заданной схемы и желать того же или сокращать ответную фразу до единственного прилагательного («Добрый!»). 

Удивительно, но приветственная фраза, связанная с пожеланием доброй ночи, стала распространяться в русской речи и использоваться в обыденной жизни благодаря популяризации так называемого телевизионного этикета. Хотя многие эксперты сходятся во мнении, что формула «Доброй ночи!» диссонирует с языковыми законами и тенденциями. По мнению лингвистов,

речевой этикет в русском общении рекомендует применять ее все же как формулу прощания, а не приветствия. 

Этикет не допускает игнорирование приветственной речи человека. Это является грубым нарушением правил вежливости, речевого этикета, этических норм и указывает на невежество оппонента. Русский речевой этикет приветствия требует, чтобы на приветственные слова отвечали приветствием. При этом важно, чтобы ответная речь соответствовала стилистической и синтаксической нормам и не нарушала речевой этикет. В некоторых случаях допускается отступать от требований и изменять нормы, но выбор той или иной формулы должен быть коммуникативно оправданным. То же самое касается использования модных слов. Русский речевой этикет приветствия настолько богат и разнообразен, что засорять его модными словами, пришедшими с Запада, просто преступление. Защита чистоты языка – это еще одна задача, которую должен ставить перед собой вежливый и старающийся не нарушать

этикет гражданин.

etikket.ru

особенности, примеры, правила, формулы, слова, русский речевой этикет

Человек – существо социальное, а потому общение с людьми сопровождает нас всюду: дома, в рабочем коллективе, в транспорте, в магазине, в театре. Ежедневно мы с кем-то здороваемся и прощаемся, о чем-то просим или что-то предлагаем, спрашиваем и отвечаем, приносим извинения и прощаем, делаем комплименты или принимаем их. Необходимость в общении возникла в глубокой древности, когда буквально каждый шаг человека был связан с опасностью. Жесты, интонация, мимика помогали первобытным людям находить общий язык с представителями других племен. В те времена уже существовали

правила поведения, имелись зачатки будущего речевого этикета.

Сейчас речь является одним из важнейших признаков, дающих представление о том, насколько грамотен и культурен человек. Умение вежливо общаться – залог успеха в обществе. Вот почему так важно придерживаться правил хорошего тона и уметь выстраивать гармоничные и доверительные отношения с лицами разных возрастов, культур и полов. Люди, соблюдающие правила речевого этикета, подтвердят, что это позволяет достигать взаимопонимания с окружающими, быстрее устанавливать контакты, добиваться расположения собеседников.

Речевой этикет нашел свое отражение в языках различных стран мира. Неудивительно, что фразы и выражения, которые используются жителями одного государства, на территории другой страны будут неуместны. В мире огромное разнообразие этикетных правил, касающихся тонкостей культурного общения. Но знания языковых традиций помогут лучше понять культуру другого народа, его менталитет, национальные ценности.

Этот раздел сайта познакомит вас с общими правилами и нормами речевого этикета разных стран, подскажет, как установить контакт с незнакомцем, как обращаться к собеседнику в зависимости от его социального статуса, занимаемой должности, пола, возраста, взглядов на жизнь, что нельзя говорить, а о чем молчать не принято. Вы узнаете, какие разговоры стоит поддерживать во время праздной беседы, делового ужина или за праздничным столом, почему так важно слушать собеседника и уделять внимание правилам произношения иностранных слов. Хотите обо всем этом узнать? Тогда в путь!

etikket.ru

История возникновения речевого этикета: исторический и этнокультурный аспект

Этикет — это совокупность правил поведения. Возникновение речевого этикета берет начало с тех времен, когда общество формировалось в государство. То есть, у людей появилась управленческая система, которая подразумевает наличие нескольких групп. Эти группы находятся друг у друга в зависимости и тесном взаимодействии. Также, между ними существует иерархия. Возникла необходимость определять, к какой группе принадлежит человек, который вступает в коммуникацию. Чтобы идентифицировать принадлежность персоны и ее уровень в обществе, требовались строгие нормы.

Так понемногу появлялся этикет для всех проявлений взаимодействия с миром, в том числе в речи.

Первое упоминание о культуре речи относится ко времени более 5 тысяч лет назад. В Древнем Египте был некий свод правил этикета, где говорилось в том числе и о порядке общения людей с высшей кастой. То есть с Фараоном и его свитой.

В 21 веке речевой этикет — это необходимый элемент национальной культуры. Имеющийся у общества свод правил по коммуникации совершенствуется с каждым днем. С помощью этих правил люди не только определяют статус собеседника, но и строят свою речь для конструктивного общения, которое всегда будет протекать в позитивном культурном русле.

Когда в обществе начинают образовываться новые прослойки или появляются незнакомые до этого группы, то речевой этикет меняется вместе с общественным развитием. Чтобы в полной мере окунуться в современность жизни, необходимо выявить, какие нововведения образовались в культуре речи и с чем они связаны. Это очень увлекательная область исследований. Среди самых популярных книг легко обнаружить достаточное количество работ на тему «Речевой этикет — история и современность».

Речевой этикет и его аспекты

Аспекты речевого этикета помогают понять исторические особенности культуры речи.

Этический аспект — подразумевает, что в использовании речи необходимо следовать общепринятым нормам поведения: разговаривать вежливо, придерживаться позитивного тона. Если не учитывать этический аспект, то общение будет приносить одной из сторон отрицательные эмоции и, как следствие, может не привести к желаемому результату. Этический аспект отражает то, как мы говорим.

Нормативный аспект — рассматривает, насколько речь соответствует литературным нормам, соблюдаются ли правила языка. В этом аспекте важно отсутствие серьезных ошибок. Успешные коммуникации и речевые ошибки вещи несовместимые на многих уровнях. Если человек общаясь демонстрирует необразованность, то в определенных кругах он прекращает внушать доверие.

Коммуникативный аспект — отражает насколько в речи удачно подобраны слова и сочетания для передачи истинного смысла. В этом аспекте важно, как выстроены предложения: есть ли нагроможденность ненужных слов, сложных понятий, на каком уровне ясность изложения.

Важность применения речевого этикета

На сколько важна сама речь в жизни людей, на столько и важен речевой этикет. Можно пользоваться речью часто, но не продуктивно. Речевой этикет позволяет нашим диалогам и монологам быть в надлежащем виде, приятном слушателям.

Если построить речь в полном соответствии с нормами этикета, то она станет творить чудеса:

  • Во-первых, слушатели усвоят информацию, которую Вы доносите, легко.
  • Во-вторых, Вы, как оратор или обращающийся к кому-либо, будете внушать безграничное доверие и уважение. С таким отношением слушателей возможно выстроить приятные коммуникативные связи.
  • В-третьих, зная правила речи, легко коммуницировать с самыми высокопоставленными собеседниками без стеснения и волнения.

Не стоит разъяснять, для чего людям нужно общение. Способность правильно общаться открывает человеку большие возможности. С помощью правильной речи гораздо легче реализовать себя, стать частью исторических событий, войти в любые двери, а не прожить унылую однообразную жизнь.

Кроме того, речевой этикет способствует поддержанию дисциплины в обществе. Как уже было сказано выше, человек из определенного сословия с помощью манеры речи требует к себе соблюдения некоторых правил поведения.

Паралингвистические аспекты речевого этикета

Люди способны общаться не только с помощью слов и звуков. Информацию бывает проще передавать друг другу жестами, мимикой и другими движениями. Такие способы информационного взаимодействия охватывает паралингвистический аспект речевого этикета.

Различаются следующие паралингвистические жесты:

  • указующие,
  • выражающие согласие,
  • выражающие эмоции и эмоциональное состояние

Существует группа традиционных знаков, выражающих уважение:

  • рукопожатие,
  • поклоны,
  • реверансы.

Бывают паралингвистические проявления, которые носят оскорбительный или одобряющий характер.

Через паралингвистический аспект можно изучать культурные и национальные особенности. Например, в русской речи жестикуляция достаточно сдержанная, мимика не слишком выразительная. Это говорит о характере русского менталитета и специфике культуры. Русские люди по-северному спокойные и не такие экспрессивные, как например, итальянцы. Мало кто из славян активно задействует движение рук во время повседневного разговора.

Интересен тот факт, что в разных культурах одни и те же жесты содержат в себе противоположный смысл.

Большую часть людей в нашем обществе не интересует вопрос речевого этикета. Разумеется, большинство собеседников понимают, что есть такие случаи, в которых требуется говорить таким и только таким тоном, не перебивать, держаться на определенном расстоянии. Но мало кто осознает значение в жизни знания правил и тонкостей коммуникации. Появление речевого этикета вознесло общество на новый уровень.

etikket.ru

Речевой этикет. Правила этикета. Основные правила речевого этикета в различных речевых ситуациях: примеры

Речь человека – очень важный характерологический признак, по ней можно определить не только уровень образования, но и степень его ответственности и дисциплинированности. Речь выдает его отношение к другим людям, себе, своему делу. Поэтому работать над своей речью нужно любому человеку, который хочет достичь успеха в общении с другими людьми. Правила речевого этикета, краткое содержание которых каждый из нас узнает еще в детстве, способствуют лучшему взаимопониманию между людьми и помогают устанавливать отношения.

речевой этикет правила этикета

Понятие речевого этикета

Этикет – это совокупность норм и правил поведения, обычно это неписаный кодекс, который каждый человек усваивает вместе с культурой. Соблюдение правил речевого этикета обычно никто не требует исполнять в приказной или письменной форме, но они обязательны для каждого, кто хочет наладить отношения с другими людьми. Речевой этикет предписывает желаемое вербальное оформление типичных ситуаций общения. Эти правила никто не придумывал намеренно, они сформировались в ходе человеческого общения за тысячелетия. У каждой этикетной формулы есть свои корни, функции и варианты. Речевой этикет, правила этикета являются приметой воспитанного и вежливого человека и подсознательно настраивают на положительное восприятие персоны, их использующей.

правила речевого этикета кратко

История возникновения

Слово «этикет» во французский язык пришло из Греции. Этимологически оно восходит к корню, означающему порядок, правило. Во Франции слово употреблялось для обозначения специальной карточки, на которой были прописаны правила рассадки и поведения за королевским столом. Но во времена Людовика Четырнадцатого само явление этикета, конечно, не возникает, оно имеет гораздо более древнее происхождение. Правила речевого этикета, краткое содержание которых можно описать словосочетанием «успешное общение», начинают формироваться тогда, когда людям приходилось учиться налаживать отношения и договариваться друг с другом. Уже в глубокой древности существовали правила поведения, которые помогали собеседникам преодолеть взаимное недоверие и установить взаимодействие. Так, кодекс хорошего поведения описывается в текстах древних греков, египтян. Этикетные правила в древности были своеобразным ритуалом, который подсказывал собеседникам, что они «одной крови», что они не представляют угрозы. Каждый ритуал имел вербальную и невербальную составляющую. Постепенно первоначальное значение многих действий утрачивается, но ритуал и его словесное оформление сохраняется и продолжает воспроизводиться.

правила речевого этикета в русском языке

Функции речевого этикета

У современного человека нередко возникает вопрос о том, для чего нужны правила речевого этикета? Кратко можно ответить – чтобы понравиться другим людям. Главная функция речевого этикета – установление контакта. Когда собеседник соблюдает общие правила, это делает его более понятным и предсказуемым, мы подсознательно больше доверяем тому, что нам знакомо. Это идет еще с первобытных времен, когда мир вокруг был очень негарантированным и отовсюду грозили опасности, соблюдение ритуалов тогда было чрезвычайно важно. И когда партнер по коммуникации выполнял знакомый набор действий, говорил правильные слова, это снимало часть недоверия и облегчало контакт. Сегодня наша генная память также подсказывает нам, что человеку, соблюдающему правила, можно больше доверять. Правила и нормы речевого этикета выполняют функцию формирования положительной эмоциональной атмосферы, помогают оказать благоприятное влияние на собеседника. Речевой этикет также выступает средством демонстрации уважения к собеседнику, помогает подчеркнуть статусное распределение ролей между коммуникантами и статус самой ситуации общения – деловой, неформальный, дружеский. Таким образом, правила речевого этикета являются инструментом профилактики конфликтов. Часть напряженности снимается простыми этикетными формулами. Речевой этикет как формальная часть этики выполняет регулирующую функцию, он помогает устанавливать контакты, влияет на поведение людей в типичных ситуациях.

соблюдение правил речевого этикета

Виды речевого этикета

Как и любая речь, этикетное речевое поведение сильно отличается в своей письменной и устной форме. Письменная разновидность имеет более жесткие правила, и в этой форме этикетные формулы более обязательны к применению. Устная форма более демократична, здесь допускаются некоторые пропуски или замена слов действием. Например, порой вместо слова «Здравствуйте», можно обойтись кивком головы или легким поклоном.

Этикет диктует правила поведения в определенных сферах и ситуациях. Принято выделять несколько разных видов речевого этикета. Официальный, деловой или профессиональный речевой этикет определяет правила речевого поведения при выполнении должностных обязанностей, на переговорах, при оформлении документов. Этот вид довольно сильно формализован, особенно в своей письменной разновидности. Правила русского речевого этикета в официальной и неформальной обстановке могут сильно отличаться, первым сигналом перехода от одного вида этикета к другому может стать смена обращения на «Вы» на обращение на «ты». Повседневный речевой этикет отличается большей свободой, чем официальный, здесь наблюдается большая вариативность ключевых этикетных формул. Также существуют такие разновидности речевого этикета, как дипломатический, воинский и религиозный.

речевой этикет золотое правило речевого этикета

Принципы современного речевого этикета

Любые правила поведения исходят из общечеловеческих принципов морали, не исключение и речевой этикет. Золотое правило речевого этикета базируется на главном моральном принципе, сформулированном еще И. Кантом: поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. Таким образом, и вежливая речь должна включать такие формулы, которые самому человеку было бы приятно услышать. Базовыми принципами речевого этикета являются уместность, точность, краткость и правильность. Говорящий должен отбирать речевые формулы в соответствии с ситуацией, статусом собеседника, степенью знакомства с ним. В любом случае следует высказываться максимально кратко, но не терять при этом смысла сказанного. И, конечно, говорящий должен уважительно относиться к партнеру по коммуникации и стараться построить свое высказывание в соответствии с правилами русского языка. Речевой этикет строится еще на двух важнейших принципах: доброжелательности и сотрудничества. Вежливый человек относится к другим людям с изначальной установкой на добро, он должен быть искренним и приветливым. Коммуниканты должны с обеих сторон делать все, чтобы общение было продуктивным, взаимовыгодным и приятным для всех участников.

правила речевого этикета примеры

Этикетные ситуации

Этикет регламентирует поведение в различных ситуациях. Традиционно речь значительно различается в официальной обстановке и в повседневной жизни, а также в разных формах своего существования: в письменной или устной. Однако существуют общие правила речевого этикета в различных речевых ситуациях. Перечень таких случаев одинаков для любых сфер, культур и форм. К стандартным этикетным ситуациям относятся:

— приветствие;

— привлечение внимания и обращение;

— представление и знакомство;

— приглашение;

— предложение;

— просьба;

— совет;

— благодарность;

— отказ и согласие;

— поздравления;

— соболезнования;

— сочувствие и утешение;

— комплимент.

Каждая этикетная ситуация имеет устойчивый набор речевых формул, которые рекомендованы к употреблению.

Национальные особенности этикета

Речевой этикет базируется на общечеловеческих, универсальных моральных принципах. Поэтому его основа одинакова во всех культурах. К таким универсальным принципам, характерным всем странам, относятся сдержанность в проявлении эмоций, вежливость, грамотность и умение использовать стандартные речевые формулы, соответствующие ситуации, позитивное отношение к собеседнику. Но частная реализация общечеловеческих норм может значительно различаться в разных национальных культурах. Вариативность обычно проявляется в речевом оформлении стандартной ситуации. Общая культура общения влияет на национальный речевой этикет. Правила этикета, например, в русском языке предполагают поддержание беседы даже с незнакомыми людьми, если довелось оказаться с ними в замкнутом пространстве (в купе поезда), в то время как японцы и англичане постараются молчать в таких же обстоятельствах или говорить на максимально нейтральные темы. Чтобы не попасть впросак в общении с иностранцами, следует, готовясь к встрече, ознакомиться с их этикетными правилами.

правила и нормы речевого этикета

Ситуация установления контакта

Основные правила речевого этикета в начале беседы связаны с речевым оформлением приветствия и обращения. Для русского языка основной формулой приветствия является слово «здравствуйте». Его синонимами могут быть словосочетания «приветствую Вас» с архаическим оттенком и «добрый день, утро, вечер» более душевные, по сравнению с основной формулировкой. Этап приветствия является одним из важнейших в установлении контакта, слова должны произноситься с искренней интонацией, с вложением ноток позитивной эмоциональности.

Средствами привлечения внимания служат слова: «позвольте/разрешите обратиться», «простите», «извините» и добавление к ним объяснительной фразы: представления, просьбы, предложения.

Ситуация обращения

Обращение – одна из трудных этикетных ситуаций, так как бывает непросто подобрать подходящее наименование человека, к которому необходимо обратиться. В русском языке сегодня универсальным считается обращение «господин/госпожа», но в речи они пока не всегда хорошо приживаются в связи с негативными коннотациями в советское время. Самое лучшее обращение – по имени-отчеству или по имени, но оно не всегда возможно. Худший вариант: обращение со словами «девушка», «женщина», «мужчина». В ситуации профессионального общения можно обратиться по наименованию должности человека, например, «господин директор». Общие правила речевого этикета кратко можно описать как стремление к комфорту коммуникантов. Обращение ни в коем случае не должно указывать на какие-то личные характеристики человека (пол, возраст, национальность, вера).

Ситуация завершения контакта

Завершающий этап в общении также очень важен, его запомнят собеседники и нужно постараться, чтобы оставить положительное впечатление. Привычные правила речевого этикета, примеры которых мы знаем с детства, рекомендуют использовать для прощания традиционные словосочетания: «до свидания», «до встречи», «прощайте». Однако завершающая стадия также должна включать и слова благодарности за потраченное время на общение, возможно, за совместную работу. Также можно дополнительно выразить надежды на продолжение сотрудничества, сказать напутственные слова. Речевой этикет, правила этикета рекомендуют при завершении контакта поддержать благоприятное впечатление, создать эмоциональную атмосферу искренности и тепла. Этому помогают устойчивее формулы: «было очень приятно с вами пообщаться, надеюсь на дальнейшее сотрудничество». Но шаблонные фразы должны произноситься максимально искренне и с чувством, чтобы они приобрели подлинный смысл. Иначе прощание не оставит желаемого эмоционального отклика в памяти собеседника.

Правила представления и знакомства

Ситуация знакомства требует решения вопроса об обращении. Деловое общение, контакты с малознакомыми людьми предполагают обращение на «Вы». По правилам речевого этикета, на «ты» можно обращаться друг к другу только в рамках дружеского и бытового общения. Представление оформляется такими словосочетаниями, как «позвольте вам представить», «знакомьтесь, пожалуйста», «разрешите вам представить». Представляющий также дает краткую характеристику представляемому: «должность, ФИО, место работы или какая-то особенно примечательная деталь». Знакомящиеся должны обязательно, кроме озвучивания своего имени, произнести положительные слова: «рад познакомиться», «очень приятно».

Правила поздравлений и благодарности

Современные правила речевого этикета в русском языке предлагают довольно большой ассортимент формул для выражения благодарности. От простого «спасибо» и «благодарю» до «бесконечно признателен» и «премного благодарен». Принято за большую услугу или подарок добавлять к словам благодарности дополнительное положительное словосочетание, например, «очень приятно», «я тронут», «вы так добры». Формул поздравлений существует чрезвычайно много. Сочиняя поздравление по какому-либо поводу, стоит продумать индивидуальные слова, кроме привычного «поздравляю», которые бы подчеркнули особенность повода и личность чествуемого. Текст поздравления обязательно включает какие-либо пожелания, желательно, чтобы они не были шаблонными, а соответствовали личности виновника торжества. Произносить поздравление следует с особым чувством, которое придаст словам большую ценность.

Правила приглашения, предложения, просьбы, согласия и отказа

Приглашая кого-то принять в чем-либо участие, следует также соблюдать правила речевого этикета. Ситуации приглашения, предложения и просьбы в чем-то сходны, в них говорящий всегда немного снижает статус своей роли в коммуникации и подчеркивает значимость собеседника. Устойчивыми выражениями приглашения является словосочетание «имеем честь пригласить», в котором отмечается особая важность приглашенного. Для приглашения, предложения и просьбы используются слова «прошу», «будьте любезны», «пожалуйста». В приглашении и предложении можно дополнительно сказать о своих чувствах к приглашенному: «будем рады/счастливы видеть вас», «с удовольствием предлагаем вам». Просьба – ситуация, в которой говорящий намеренно снижает свою позицию в коммуникации, но не стоит с этим перебарщивать, традиционное оформление просьбы это слова: «прошу вас», «не могли бы вы». Согласие и отказ требуют разного речевого поведения. Если согласие может быть предельно лаконичным, то отказ обязательно нужно сопровождать смягчающими и мотивирующими формулировками, например, «к сожалению, вынуждены ответить отказом на ваше предложение, так как в данный момент…».

Правила соболезнования, сочувствия и извинения

В драматических и трагических ситуациях речевой этикет, правила этикета рекомендуют высказывать только искренние чувства. Обычно сожаление и сочувствие должно сопровождаться подбадривающими словами, например, «сочувствуем вам в связи… и искренне надеемся, что…». Соболезнования приносятся только по действительно трагическим поводам, в них уместно рассказать также о своих чувствах, стоит предложить помощь. Например, «приношу вам свои искренние соболезнования в связи с… эта утрата вызвала у меня горькие чувства. В случае необходимости можете рассчитывать на меня».

Правила одобрения и похвалы

Комплименты – важная часть установления хороших отношений, эти социальные поглаживания — эффективный инструмент установления хороших отношений. Но говорить комплименты – это целое искусство. От лести их отличает степень преувеличения. Комплимент – это лишь небольшое преувеличение правды. Правила речевого этикета в русском языке гласят, что комплимент и похвала всегда должны относиться к человеку, а не к вещам, поэтому слова: «как вам идет это платье» — нарушение правил этикета, а настоящим комплиментом будет фраза: «как вы прекрасны в этом платье». Хвалить людей можно и нужно за все: за умения, черты характера, за результаты деятельности, за чувства.

fb.ru

Формулы и слова речевого этикета

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Кременчугская средняя школа»

Урок русского языка в 5 классе на тему

Формулы и слова речевого этикета

Составила учитель русского языка и литературы 

Костив Людмила Васильевна

 

Тема: Формулы и слова речевого этикета

(Практикум по культуре речевого общения)

Цели:

  • Познакомить учащихся с формулами речевого общения, учить использовать и соблюдать формулы и слова речевого этикета в различных ситуациях.
  • Развивать культуру речи.
  • Воспитывать доброе отношение к людям, уважительное отношение друг к другу.

    Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, телефоны, рисунки.

    Ход урока

    Открытие темы. Постановка учебной цели.

      «Нам не дано предугадать

      Как слово наше отзовётся

      И нам сочувствие даётся,

      Как нам даётся благодать.

      Ф. Тютчев (Слайд №2)

      Этикет — (фр. – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям. (Слайд №3)

      — Сегодня на уроке мы проведём практическое занятие по культуре речевого общения.

      (обращаюсь к слайдам, изображающим различную мимику человека, и таблицу «Формы и формулы речевого этикета»)

      Проверка домашней работы — исследование учащихся по употреблению этикетных слов в селе: магазине, почте, школе.

        Слово ребятам. Они знакомят с результатами своих исследований и разыгрывают диалоги.

        Вывод: Наш речевой этикет, к большому сожалению, не всегда такой, как хотелось бы. Так что давайте учиться.

        Практическая работа по карточкам с ситуативными заданиями.

        (работа в группах)

        Формулы благодарности:

        а) Мухи – Цокотухи — за сапожки, за мёд: 

          Приходили к Мухе блошки, 
          Приносили ей сапожки… (Слайд №4)

          

          Приходила к Мухе 
        Бабушка-пчела, 
        Мухе-Цокотухе 
        Меду принесла…  (слайд №5) 

          

          б) Учитель принёс тебе книгу, которую ты давно хотел прочитать… (варианты) 

          в) Мама приготовила очень вкусный ужин… (варианты)

        Формулы просьбы:

        — Чтобы твою просьбу выполнили, надо уметь просить: 

          а) Ты дежурный, но сегодня тебе нужно уйти домой пораньше… 

          б) Ты просишь одолжить линейку у друга… 

          в) Просишь маму купить тебе обувь… 

           г) Ты просишь уступить в автобусе место для своей бабушки… 

           Формулы приветствия и прощания:

          1)-Послушайте два диалога (прослушивание аудиозаписи): 

          а) — Алло. Позовите Мишу. 

          — Сейчас.

        — Слушаю. 

          — Пойдём гулять. 

          — Нет, я ещё не сделал уроки. 

          — Жаль. Пока. 

          б) -Алло. Здравствуйте. Будьте добры, позовите, пожалуйста, Таню. 

        -Сейчас. 

        — Алло. Я слушаю.

        -Таня, ты сегодня не была в школе. Как ты себя чувствуешь? 

        — Я заболела. Спасибо. Сейчас мне уже лучше. 

        — Мы бы хотели тебя навестить. Когда это можно сделать? 

        — Очень рада, но доктор пока не разрешает.

        — Выздоравливай. До свидания. 

         

        2) Анализ прослушанных диалогов. 

        3) Разыгрывание ситуаций: 

         

        а) Маша звонит Тане, выясняя, по какой программе показывают мультфильмы. С чего начать разговор. Как лучше его закончить, какие «вежливые» слова должны прозвучать в этом разговоре? 

        б) Саша звонит Серёже, чтобы договориться с ним о встрече. К телефону подходит мама Серёжи. Как в таком случае нужно начать разговор? 

        в) Володя звонит заболевшему товарищу. Разыграйте этот разговор по телефону. 

        г) Катя звонит маме на работу. К телефону подходит незнакомый человек. Как в этом случае начать разговор? Не забудьте извиниться: ведь вы отрываете людей от работы.

         

        Выводы:

        1.Начиная разговор по телефону, не забудь поздороваться. 

        2.Обращаясь к кому- либо с просьбой, вспоминай почаще слова пожалуйста, извините,  будьте добры, спасибо. 

        3.По окончании разговора не забудь попрощаться.

          Формулы вежливого отказа:

          — Не всегда просьбу можно выполнить, принять приглашение, поэтому вежливые, воспитанные люди отказывают так, чтобы не обидеть и не оскорбить достоинство человека, объясняют причину своего отказа, извиняются… В русском речевом этикете есть специальные выражения, с помощью которых смягчается отказ, это слова со значением сомнения, сожаления, раздумья: может быть, возможно, наверное, к сожалению и т.п.

          Задание: На каждую просьбу вежливо ответьте: а) согласием; б) отказом; в) дайте неопределенный ответ. Какие этикетные формулы вы будете использовать?

          а) Как бы ты отказал Стрекозе, если бы был добрым.но не очень богатым Муравьём?

          б) Ты попал в подводное царство и тебе предлагают сундук с великолепными сокровищами, но ты должен остаться там навсегда.

          в) Ты — Карлсон, который живёт на крыше. И Малыш просит взять его к себе в гости. Как бы ты мог отказать ему?

          5. (рисунок на слайде № 6) 

            — Ребята, дайте оценку этому рисунку. Прошу, чтобы высказывания о нём были не только обоснованными, но и деликатными. Ваши оценки не должны обидеть автора рисунка.

          — Лена, тебе понравился рисунок Володи? 

          -Нет. Я считаю, что он не умеет рисовать зверей. Заяц и лиса на себя не похожи. 

          — Мне кажется, ты не совсем права. Я думаю, не всё уж так плохо. Например, у Володи хорошо получился домик. 

          Вывод: Лена была слишком категоричной. (Она резко ответила на вопрос словом нет , а могла бы сказать не совсем понравился или Этот рисунок Володи мне понравился меньше, чем его другие работы.)

          Комплименты:

          а) Найдите подходящие комплименты для Змея Горыныча. 

          б) Найдите подходящие комплименты для Кащея Бессмертного. 

          в) Найдите подходящие комплименты для Бабы – Яги. (Слайды № 7-9)

          Творческая работа «Если ты вежлив, то…»

          Итоги урока.

          -За один урок нельзя овладеть сразу всеми формулами речевого этикета, но, надеюсь, что сегодняшнее занятие поможет вам в речевом общении, будьте внимательны к слову:

          Слова с рожденья ждёт жестокий выбор

          Не всякий возглас в речи выжить мог.

          Но вот звучит во все века спасибо

          Спаси, мол, брат, тебя за это бог

          Касаются веков сквозные грани

          И снова в нас преемственность жива,

          И из старинных лучших пожеланий

          Кроятся наши русские слова. (Слайд № 10)

          Вот из такого старинного русского пожелания «спаси бог» и родилось слово спасибо – одно из самых распространенных в русском языке этикетных слов.

          Спасибо вам, ребята, за внимание и работу на уроке!

           


          Здесь будет файл: /data/edu/files/l1461279280.pptx («Формулы и слова речевого этикета»)

          xn--j1ahfl.xn--p1ai

          Добавить комментарий

          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *