Как новорожденные видят и слышат – Когда новорожденный начинает видеть: когда ребенок начинает смотреть после рождения и приобретать живой взгляд

Содержание

Видят ли и слышат новорожденные — Детишки и их проблемы

На чтение 7 мин. Просмотров 1.5k. Опубликовано

С появлением малыша родители открывают для себя целый новый мир, радостный, непростой, вызывающий очень много вопросов. Маленький ребенок – часто настоящая загадка для них, ведь совсем немногие молодые мамы и папы получили педиатрическое или педагогическое образование, поэтому особенности развития малышей для них в диковинку.

Один из распространенных вопросов касательно новорожденных, с которым родители обращаются к более опытным знакомым, врачам или информационным источникам – когда ребенок начинает слышать.

Как формируется слух у новорожденных, нормальны ли слабые реакции на посторонние шумы в первые недели жизни, как понять, когда бить тревогу – обо всем этом мы расскажем далее.

Когда формируется слуховой аппарат

Во многих журналах и книгах для беременных можно встретить советы будущим мамам: читать сказки, петь колыбельные или разговаривать с еще не родившимся ребенком.

Кому-то может показаться это надуманным, однако современные исследования подтверждают: ребенок, еще не родившись, уже способен слышать звуки окружающего мира, немного приглушенные из-за царящей вокруг водной среды.

Стенки живота достаточно тонкие, поэтому ученые предполагают, что малышу доступны любые звуки громче 30 децибел. Поэтому он довольно хорошо слышит не только мамин голос, но и его интонацию, и настроение.

А особенно отчетливо в такой среде улавливаются звуки низких частот, поэтому многие детские психологи советуют общаться с нерожденным малышом не только маме, но и папе.

Что касается того, когда именно ребенок начинает слышать в утробе, то здесь мнения расходятся. Некоторые исследования позволяют сделать вывод, что слуховой аппарат, а, значит, и способность слышать окружающий мир, у плода формируется к 16 неделе беременности.

Большинство же ученых считают, что слух формируется полностью к 20 неделе. То есть, начиная с пятого месяца беременности, будущим мамам рекомендуют общаться “с животиком”, петь ему или читать сказки.

Исследования слуха у еще не рожденных детей довольно интересны сами по себе. В ходе таких экспериментов мамы зачитывали определенные детские стишки на последних сроках беременности, а затем снова читали их деткам уже после рождения. Психологи, наблюдающие за экспериментальной ситуацией, фиксировали у малышей реакцию узнавания на эти строки: детки начинали активно двигать ручками и ножками и улыбаться.

Как слышит новорожденный

После рождения, в первые несколько дней ребенок практически ничего не слышит из-за воды в его внутреннем ухе. Затем постепенно слуховой аппарат начинает адаптироваться к изменившимся условиям среды, становясь все более чутким.

Из-за того что слух у новорожденного ребенка в первый месяц жизни несколько притуплен, многие родители начинают беспокоиться, все ли с ним в порядке, замечая, что малыш не реагирует даже на довольно громкие звуки, не просыпается от шума телевизора или стиральной машины.

На самом деле такая постепенная адаптация обусловлена физиологически и служит на благо ребенка: после довольно спокойной и тихой среды, в которой он развивался в маминой утробе, звуки внешнего мира во всем их количестве и разнообразии казались бы малышу какофонией и перегружали бы его.

Процесс адаптации слухового аппарата длится в среднем до 4 недель и к первому месяцу жизни завершается. После 4 недель малыш начинает отчетливо слышать окружающие его звуки, а к 9-12 неделе родители могут заметить, как он старается определить, откуда они доносятся, двигая глазами и головкой.

Медики не рекомендуют излишне строго относиться к обеспечению тишины во время сна ребенка – она ему не требуется. Ведь все девять месяцев до рождения малыш непрерывно слушал, как работают органы мамы. И после рождения гул стиральной машины, шумы с улицы или приглушенные голоса родителей не будут мешать ему.

Нормальные реакции на звуки у новорожденных

Как только слуховой аппарат малыша адаптировался к условиям среды, ребенок начинает реагировать на звуки, что иногда дает родителям новый повод для тревоги. А именно: какие реакции нормальны, а какие –нет.

Дело в том, что первое время, когда ребенок уже получает информацию от слухового анализатора, но еще не умеет реагировать на нее, его отклики могут быть странными. К примеру, реакцией даже на негромкий, однако неожиданный для ребенка звук может быть испуг и плач.

Также громкие или неожиданные шумы могут вызвать судорожную реакцию, которая, как бы странно она ни выглядела, является нормой и позволяет сделать вывод о нормальном формировании слухового аппарата. Это лишь говорит о том, что младенцы чрезвычайно сензитивны (чувствительны)  к окружающей их среде.

Спустя некоторое время, обычно к двум месяцам, малыш адаптируется к окружающим его звукам и перестает так чутко реагировать на них.

Непроизвольные и судорожные реакции первого месяца жизни сменяются произвольными и упорядоченными. Малыш с удовольствием слушает обращенную к нему речь, стихи, ритмичную или классическую музыку. Можно заметить, как он старается отыскать глазами источник звука.

Когда нужно насторожиться

Поскольку слух у новорожденного ребенка формируется постепенно, многие родители испытывают тревогу, замечая, что реакции малыша отсутствуют или очень слабы. Они хотят удостовериться, что со слухом малыша все в порядке, ведь по статистике два ребенка из тысячи появляются на свет с врожденной тугоухостью.

Мы не будем описывать все возможные варианты нормы, поскольку развитие каждого ребенка протекает очень индивидуально и может быть совершенно непохожим у двух разных детей, притом, что это не будет означать, что один из них развивается с патологий.

Однако следующие закономерности позволят понять встревоженным родителям, что, возможно, что-то при формировании слуха идет не так:

  1. Если в 2-3 недели малыш не обращает никакого внимания на достаточно громкие звуки.
  2. Если ребенок старше месяца не пытается повернуть голову на звук, раздающийся вне зоны видимости.
  3. Если трехмесячный малыш не успокаивается от голоса матери.
  4. Если в возрасте около четырех месяцев малыш не обращает внимания на голоса или на необычный звук, которого он раньше не слышал, такой как шум новой игрушки.
  5. Если ребенок в возрасте от двух до четырех месяцев не пытается издавать звуки, подражать интонациям, произносить первые слоги.

Если родители, наблюдая за новорожденным, замечают какие-либо странности, им стоит показать малыша врачу-отоларингологу.

Для диагностики слуха специалисты используют современное оборудование, позволяющее установить наличие нарушений даже через несколько дней после появления малыша на свет.

Как проверить слух ребенка самостоятельно

Однако прежде чем нанести визит врачу, родители могут и сами попытаться разобраться, есть ли проблемы.

Есть несколько способов, как проверить слух ребенка в домашних условиях уже в течение первого месяца его жизни:

  1. Чтобы произвести проверку, нужно взять какую-то незнакомую ребенку игрушку – погремушку или дудочку, и пошуметь ей, встав при этом позади малыша, чтобы он вас не видел. При этом следует внимательно наблюдать за его реакцией.
  2. Также можно проверить слух не только во время бодрствования, но и во время сна в быстрой фазе. При этом вы заметите, как через веки движутся глазные яблоки. Реакцией спящего ребенка на звук будет изменение мимики или вздох.

Ни в коем случае не стоит пугать малыша громкими звуками. Чтобы создать достаточно шума, стоит всего лишь кашлянуть или потереть ладони друг о друга.

Также стоит обратить внимание на процесс формирования речи у малыша, так как он тесно связан с формированием слуха и не может протекать нормально, если есть какие-то проблемы со слуховым аппаратом. Уже в двухмесячном возрасте ребенок начинает издавать первые гласные певчие звуки.

Одним из признаков здорового слуха является постоянное постепенное развитие речевых навыков: ребенок начинает издавать звуки с определенным настроением, в котором он пребывает, а затем формировать простые слоги.

Если этого не происходит – стоит обратиться к врачу.

Заключение

Вопрос о том, слышат ли новорожденные – сложный и не имеющий одного ответа. Поскольку слуховой аппарат полностью сформирован уже к пятому месяцу беременности, разумеется, ребенок физиологически уже может слышать до появления на свет.

Однако адаптация к новой изменившейся среде, которую переживает новорожденный в первые недели жизни, приводит к тому, сто слух – такой, каким мы его себе представляем – почти отсутствует и формируется постепенно.

Первые недели жизни ребенок почти не воспринимает окружающих звуков, отзываясь только на громкие или внезапные, и его реакции при этом спонтанные и неупорядоченные. Но уже к месячному возрасту он начинает различать речь и с удовольствием слушает ее.

В любом случае, если у вас остались сомнения, проверка слуха у новорожденных – простой способ их развеять, для этого нужно лишь обратиться к отоларингологу.

Source: its-kids.ru

detki.shukshin-net.ru

Как видят и слышат новорожденные дети — Все о детях

Содержание статьи:

Несколько фактов и мифов о развитии малыша. Когда новорожденный ребенок начинает видеть и слышать?

В течение первых недель после рождения организм ребенка переживает серьезную перестройку и приспосабливается к новым условиям жизни.

В народе существует множество мифов о новорожденных малышах и их развитии в первые моменты после появления на свет. Плод, целых девять месяцев развивавшийся в утробе матери, в одно мгновение попадает в непривычные и новые условия. Поэтому в первые минуты жизни в организме ребенка срабатывает защитная реакция на внешние раздражители – малыш ничего не чувствует, не видит и не слышит некоторое время, его мышцы абсолютно расслаблены, а рефлексы отсутствуют. Когда новорожденный начинает видеть и слышать, спросите вы? Это шоковое состояние длится только две-три минуты, а потом, после пересечения пуповины, все жизненные показатели постепенно приходят в норму и ребенок начинает жизнь вне матери. Но в первые недели и даже месяцы жизни зрение и слух развиты не полностью. И когда новорожденный начинает видеть лица, предметы и слышать звуки и речь — это признак перехода на новый этап его развития.

Как развивается зрение ребенка?

Поначалу зрение малыша сильно ослаблено и не адаптировано к новому жизненному этапу. Сначала кроха видит окружающий мир расплывчато и нечетко, реагируя только на яркие вспышки света. Первые недели жизни младенец не может различать мелкие предметы, он способен улавливать лишь очертания предметов, тени, некоторые цвета.

О том, как у малыша обстоят дела со зрением, можно судить только к трем месяцам. Больше всего детей привлекают вовсе не разноцветные игрушки, а лица людей. И чем выразительнее, ярче лицо человека, тем ребенку увлекательнее распознавать его черты,  фокусировать на нем свой взгляд  и повторять его мимику. По сведениям врачей, лучше всего новорожденные видят в вертикальном положении, то есть у мамы на ручках. В течение первых пяти месяцев ребенок учится следить за движением предметов, рассматривать детали вещей и только к полугоду приобретает способность узнавать лица родных людей.

Не беспокойтесь, если глазки малыша иногда «расходятся». Это вовсе не является признаком дефекта зрения. Это происходит, потому что мышечные волокна внутри глаза еще не достаточно окрепли и не работают в полную силу. К шести-семи месяцам зрение ребенка полностью нормализуется.

Развитие слуха малышей

Живя и развиваясь в животике мамы, ребенок уже способен различать и откликаться на голоса и звуки. Распространенным мифом является то, что новорожденный плохо слышит первое время после рождения. На самом деле это абсолютно не верно! Действительно, сначала ребенок реагирует только на громкие, яркие или неприятные звуки, но это вовсе не значит, что он не слышит шума телевизора, шепота, шорохов – он просто на них не реагирует. Появившись на свет, младенец уже имеет  развитый слух и способен различать речь: ее интонацию, тембр и эмоциональную окраску.

Когда новорожденный начинает видеть и слышать – это самый явный признак развития малыша. Знаком того, что кроха развивается хорошо и в быстром темпе является и первая его улыбка.

Первая улыбка

Улыбаться ребенок начинает обычно после первого месяца своей жизни. Для малыша это важный переломный момент. Он связан с тем, что физиология его организма начинает приходить в норму и теперь ребеночек может лучше и яснее видеть этот мир! Чаще всего улыбка является новой реакцией на приятные ощущения, иногда малыш улыбается, пытаясь подражать мимике мамы.

Когда новорожденный начинает видеть и слышать – это настоящее счастье для его родителей. Ведь это означает, что малыш развивается, начинает узнавать родные лица и голоса близких, а что может быть приятнее для любящих пап и мам.

Source: sayt-o-beremennosti.ru

Читайте также

detishki.ahuman.ru

Когда новорожденные начинают видеть и слышать окружающий мир? Когда узнают и улыбаются маме?

Учеными доказано – ещё в материнском утробе, на седьмом месяце беременности малыш начинает реагировать на свет. Если на живот мамы направить лампу, ребенок делает движения, напоминающие попытку к бегству. Кроха смыкает веки и начинает ворочаться.

Это открытие уже говорит о том, что малыши не рождаются слепыми.

Когда новорожденные начинают видеть

Только что появившийся на свет малыш, конечно, не видит ни лица мам, ни докторов, ни обстановки вокруг. Зрение у него ещё сильно размытое, но он реагирует на свет.

Такое постепенное налаживание работы органа зрения мудро продумана природой – испытывающий огромный стресс разлучения со своим «домиком» — маминой маткой – малыш просто не выдержал бы дальнейших потрясений. Если бы с первой минуты своей жизни он видел все подобно взрослому, слышал и ощущал, его нервная система с такой нагрузкой не справилась бы.

Поэтому все особенности мира крошка постигает потихоньку.

Зрение ребенка развивается так:
  • Родившись, младенец реагирует на свет и его отсутствие;
  • В первый месяц жизни кроха уже может выделить крупные предметы из общей нечеткой картины;
  • В последующие недельки человечек учится следить за перемещением предметов, а потом и своих родителей;
  • В три-четыре месяца малыш не только следит за движением игрушек, но и бурно реагирует на это;
  • В шесть месяцев младенец способен не только следить за мелкими предметами, но и узнавать близких.

Самый интересный объект для изучения у малыша – лицо мамы и папы. Их он видит чаще, и чем выразительнее черты лица родителя, тем интереснее малышу. Поэтому часто детей так привлекает папина борода или мамины накрашенные губы.

Доктор Комаровский о зрении и слухе новорожденного

Как именно видят малыши

В первую неделю своей жизни младенец не может задержать взгляд на чем-то больше трех секунд, в два месяца функция фокусирования работает лучше, но взгляд ребенка тем не менее скользящий. Полная фокусировка развивается к четырем месяцам.

Иногда родители пугаются, заметив, что малыш сводит глазки «в кучку». Так называемое скашивание связано с тем, что ребенку ещё сложно одновременно использовать два глаза. Такое явление до шестимесячного возраста вполне нормально, но если оно не проходит – нужно обратиться к офтальмологу, чтобы исключить косоглазие.

Как развивается слух у младенца

Та же история – глупо верить мифам, что детки рождаются глухими, ведь доказано, что ещё в утробе они реагируют на звуки. От шума, сильных и резких звуков малыш начинает активнее двигаться, и мама может понять – ему страшно, он испугался.

Родившись, младенец не может разделить мир на категории – видимое, слышимое, осязаемое и т.д. Для него мир целен и неделим. Он однозначно слышит, но не поворачивается в сторону звука в силу того, что физически он ещё не крепок.

Но уже через неделю после рождения крошки можно проверить, как развивается слух малыша. При громком звуке новорожденный вздрогнет или начнет моргать.

Иногда мамы замечают, что любой внезапный звук в процессе кормления (например, мама чихнула) может испугать крошку, он расплачется.

Особенности слуха новорожденных:
  • Некоторые малыши пугаются резких звуков и плачут оттого буквально с первых дней жизни, а другие реагируют на громкие звуки только к концу периода новорожденности – то есть к концу первого месяца.
  • Голос мамы ребенок узнает первым, и это логично – в утробе он слышал его достаточно долго, он близок ему и связан с безопасностью и спокойствием.
  • Вскоре малыш узнает голоса тех, кто больше всего проводит времени с ним. Впоследствии эта реакция узнавания будет сопровождаться улыбкой, маханием кулачков или, наоборот, замиранием. Услышав чужой голос, младенец может заплакать.
  • Интонацию и эмоциональную окрашенность речи ребенок также различает – он беспокойно реагируют на повышенный голос, гневную речь.
  • В три/три с половиной месяца малыш поворачивает головку в сторону источника речи. Если он этого не делает – можно проконсультироваться с педиатром.

Но не спешите ставить диагнозы самостоятельно: если кроха увлечен каруселькой над своей кроваткой, он может не реагировать на сторонний звук.

Когда ребенок начинает улыбаться

Осознанная улыбка малыша появляется обычно в возрасте шести/восьми недель, но нормой будет считаться и срок в пять/двенадцать недель.

Улыбка – составная часть так называемого комплекса оживления. Это важный момент в развитии ребенка, он пытается сосредоточиться на объекте, мамином лице, всматривается в его черты и мимику. Когда он пытается повторить мамину мимику, он и начинает улыбаться. Для малыша это настоящий прорыв!

Но еще до достижения этого возраста крошечный малыш может улыбаться во сне. Мамы с умилением наблюдают за этими улыбками, которые на самом деле являются рефлекторными гримасами быстрого сна. Так «улыбался» малыш даже в утробе!

Фазы быстрого сна играют огромную роль в развитии мозга малыша, поэтому подобные гримасы, всхлипывания и ерзания во сне вполне нормальны.

Наблюдать за развитием малыша – не только важно для молодой мамы, это ещё и очень интересно. Он быстро растет, поглощая невероятные объемы информации каждый день. Зная особенности развития органов чувств малыша, мама может не беспокоиться, что пропустит какие-то тревожные звоночки.

Поделитесь с друзьями

mamavika.com

Новорожденный: что он слышит? Что видит? Что чувствует? . Развитие ребенка: что чувствует новорожденный

Его рост 50 см, масса тела 3,3 кг, у него редкие волосы и сморщенная кожа — так внешне выглядит новорожденный. Но каковы его ощущения, что он видит, появляясь на свет, что чувствует? Реагирует ли он на множество действующих на него раздражителей?

В течение веков на большинство вопросов ответ был категорическим: новорожденный не видит и не слышит. Это была знаменитая теория «ребенок — пищеварительный тракт», которая утверждала, что ребенок по крайней мере в течение нескольких недель реагирует лишь на требования желудка; в основном его следует только кормить и переодевать.

Он — как чистый воск, на котором взрослый может все выгравировать, как белый лист бумаги, на котором можно написать, что угодно. Кроме того, говорили: «Появляясь на свет, ребенок так атакован, что находится в полном смятении». Одним словом, всесильный взрослый оказывался перед совершенно безоружным и ни на что не реагирующим новорожденным.

Но, может быть, эти теории выдвигались в основном мужчинами (врачами и учеными), тогда как противоположное мнение, исходившее от женщин, имело мало шансов быть услышанным.

В наше время произошел полный переворот во взглядах на новорожденного: он слышит, видит, обладает чувством обоняния и осязает! Это новая теория, принятая многими. Можно продолжить длинный список восприятий, приписываемых ребенку с самого рождения.

Открытия не делаются в один день (разве что в исключительно редких случаях). В любой области открытия являются плодом длительных изысканий, предпринимаемых многочисленными исследователями одновременно во многих странах.

Итак, новорождённый более развит и восприимчив, чем считалось раньше, и это во многих областях начиная с чувственного восприятия.

Зрение. Ребенок видит с самого рождения, но его зрение в 20 раз хуже, чем у взрослых; оно еще нечеткое, расплывчатое. Ребенок видит только очертания предметов (подвижных и неподвижных), находящихся на расстоянии всего 25-30 см от его глаз. Но этого достаточно, чтобы новорожденный реагировал на различное освещение: если свет слишком яркий, он испытывает неудобство, моргает или закрывает глаза.

Малыш различает блестящие и красные предметы; он может следить глазами за движением блестящего красного шара. Было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма, движущийся предмет с красными и блестящими пятнами. Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого «лица», а если при этом с ним разговаривают, он моргает.

Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, похожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его. На это ему потребуется еще много времени.

Развитие ребенкаБыло замечено, что новорожденного больше интересуют сложные рисунки, чем простые. В первые же дни, если ему показывать два листа бумаги — один серый, а другой — в черно-белую клетку, он будет смотреть на. второй лист. Это определили, наблюдая за ребенком через отверстие в экране: видно, что в его роговице отражается клетчатый листок. Значит, он смотрит на него.

Зрение новорожденного развито недостаточно, поскольку до рождения у него не было возможности им воспользоваться (правда, некоторые ученые считают, что уже в утробе матери ребенок реагирует на яркий свет). Но зрение ребенка будет быстро развиваться. Малыш пытается смотреть даже ночью; в темноте он открывает и закрывает глаза, смотрит по сторонам (такое наблюдение было проведено с помощью инфракрасных лучей).

Дети значительно отличаются друг от друга в том, что касается зрительной активности; создается впечатление, что одни дети тратят время на разглядывание, а другие — на сон.

Темпы развития ребенка во всех областях различны на протяжении всего периода детства.

Несколько слов в заключение. Нередко кажется, что глаза новорожденного косят, так как его глазные мышцы недостаточно развиты, чтобы координировать движения глаз (но в большинстве случаев это действительно только кажется).

Слух. У ребенка он развит больше, чем зрение, и это нормально, поскольку новорожденный много слышал в течение своей внутриутробной жизни. Следовательно, нет ничего удивительного в том, что младенец не вздрагивает, когда хлопает дверь или раздается сильный шум; поскольку его ухо уже натренировано, он может различать близкие и далекие шумы. Даже когда малыш спит со сжатыми кулачками, а рядом с ним шепчутся, он начинает ворочаться и моргать. Если же тихий разговор продолжается, ребенок начинает возиться и просыпаться.

Конечно же, он узнает человеческую речь, так как уже слышал ее до рождения; в этом мнении сходятся все исследователи, но в вопросе, кого он слышит лучше — отца или мать, мнения расходятся. Большинство врачей считает, что, еще будучи в матке, ребенок лучше слышит голос отца, поскольку он легче воспринимает низкие звуки, а явившись на свет, новорожденный становится чувствительнее к более высоким звукам, т.е. голосу матери.

Наконец, было замечено, что когда вокруг ребенка очень шумно, он буквально затыкает уши и таким образом изолирует себя от окружающей среды. Один из исследователей отмечал, что ребенок, с которым проводили трудный для него тест, начал кричать, потом внезапно замолчал и заснул; когда тест был закончен и аппаратура выключена, новорожденный тотчас же проснулся и снова начал кричать.

Вкус. Новорожденному 12 ч от роду; если капнуть ему на губы сладкой воды, то он выглядит весьма довольным, а если лимонного сока, то он сделает гримасу. Ребенок с рождения различает сладкое, соленое, кислое, горькое. Сахар его успокаивает, горечь и кислота возбуждают.

С давних пор известно, что у детей очень рано появляются вкусовые ощущения. Кормилицы всегда знали, что некоторые продукты, такие как тмин, укроп, зеленый анис, улучшают вкус молока. Ребенок с удовольствием сосет такое молоко, а секреция молока при этом усиливается. Ребенок, которого кормят молоком промышленного производства, получает пресную пищу без всяких «сюрпризов».

Развитие ребенкаОбоняние. Пример, ставший классическим: если новорожденному дают понюхать две салфетки, одна из которых была в контакте с материнской грудью, а другая — нет, то ребенок повернется к первой салфетке. Этот эксперимент проделан американским исследователем с 10-дневным младенцем. Но рекорд был побит группой исследователей, которые провели тот же эксперимент с 3-дневным новорожденным. И неудивительно, ведь благодаря обонянию ребенок узнает о близости материнской груди.

Осязание. Новорожденный очень чувствителен к тому, как с ним обращаются. Некоторые жесты его успокаивают, другие — возбуждают. Родители обнаруживают это очень рано. Однако чувствительность кожи и реакция на контакт уходят в глубь внутриутробной жизни ребенка: в животе матери он ощущал окружающую его жидкость, касался стенок матки, во время родов он ощущал всем телом сильные периодические сокращения матки, благодаря которым и появился на свет.

Каким образом удалось установить с такой точностью уровень чувствительности новорожденного? Иногда весьма простыми способами, в других случаях — с помощью сложных приборов.

К простым способам относится прямое наблюдение за непосредственной реакцией ребенка на возбудитель; он поворачивает голову, реагирует на глухой, далекий или легкий шум, а иногда, наоборот, перестает реагировать на все эти звуки; он кричит или перестает кричать, моргает, двигает ногами, напрягает конечности, вздрагивает. Любой едва уловимый жест, всякая гримаса или крик имеют для него значение.

Поскольку сразу трудно все увидеть и отметить, исследователи сняли километры фильмов о младенцах в различных ситуациях: на руках отца, матери, педиатра; перед предметами всевозможных форм и цветов; при различном освещении и др. Затем эти фильмы просматриваются в замедленном темпе; останавливают изображение, возвращают пленку назад и записывают все реакции ребенка. Благодаря таким фильмам ни одна деталь не ускользает от глаз наблюдателя.

Запись сердцебиения ребенка позволила также сделать множество наблюдений; благодаря им был сделан вывод, что новорожденный больше реагирует на женский голос, чем на мужской. В первом случае сердцебиение замедлялось, во втором — оставалось без изменений.

Чтобы точнее выяснить, на какие звуки реагирует младенец, проводят следующий эксперимент: ему дают соску, в которой помещается миниатюрный радиоприемник, регистрирующий ритм сосательных движений. Затем ребенку дают послушать различные звуки; ритм его сосательных движений изменяется, что позволяет сделать вывод о чувствительности малыша к различным звукам.

Миниатюризация электронных приборов позволила провести и более сложные исследования. Например, с помощью очень маленького микрофона, введенного под амниотическую оболочку после того, как при родах лопнул плодный пузырь, удалось узнать, какие звуки окружают ребенка до рождения.

Так, новорожденный, которого раньше считали лишенным какого-либо восприятия, «закрытым» по отношению к окружающему миру, оказался готовым к реакции на многочисленные окружающие его раздражители, биологически запрограммированным для множества чувств.

Так что же все-таки изменилось в отношении к новорожденному в результате этих исследований? По существу изменился взгляд взрослого на ребенка, а также отношение к нему, что, безусловно, окажет определенное влияние на малыша.

www.ourbaby.ru

Когда ребёнок начинает видеть и слышать после рождения?

Не удивительно, что молодые родители беспокоятся о состоянии своего малыша, тревожатся за его физическое и умственное развитие.  У них возникает множество вопросов, например, почему он не реагирует на шум, не замечает вошедшего в комнату человека, что он вообще видит и слышит?

Однако детские врачи с уверенностью утверждают, что основательных причин для беспокойства нет, и в данной статье они пояснят, почему.

Ребенку внутри маминого животика очень комфортно, там тепло и темно. А при рождении малыш попадает в совершенно новый мир, который полон света, красок, движения и звуков. Природа в этом случае поступает очень правильно: она защищает маленького беззащитного человечка от возможных стрессов при резкой смене «обстановки». Соответственно, все функции малыша развиваются естественно на протяжении нескольких месяцев (слух, зрение, двигательная активность).

Когда ребенок начинает слышать

С первых дней жизни малыш замечает исключительно большую громкость, не обращая внимания на звуки пылесоса и телевизора, негромкие разговоры.

А вот с помощью погремушек и прочих предметов, которые издают достаточно громкие звуки, можно проверить слух младенца. Однако нужно не перестараться, чтобы не напугать малыша. Разговаривать с ним следует сначала громко, потом тихо, изменять громкость речи, интонацию, чтобы увидеть следующее:

  • выраженные изменения в лице;
  • активные движения ножками и ручками;
  • движения головки, «поиск глазами»;
  • вздрагивание;
  • замирание;
  • изменение выражения личика.

Читайте также: В каком возрасте дети начинают смеяться в голос

А вот если ребенок заплачет или у него появятся судорожные движения, то это говорит о том, что он испугался незнакомых звуков: когда кто-то слишком громко или грубо разговаривал, незнакомого голоса или и вовсе крика. Но не стоит опасаться чересчур резкой реакции малыша, потому как у него обострена чувствительность. Поэтому специалисты советуют в первые дни всем членам семьи и гостям вести себя сдержаннее, спокойнее и ровнее.

Итак, ребенок начинает слышать сразу же после рождения, а вот реагировать на источники звуков поворотом головы уже к третьему месяцу. Если внимание малыша чем-то увлечено, он также может никак не реагировать на прочие раздражители, и это считается вполне нормальным явлением.

Необходимо как можно больше общаться с крохой, петь, включать детские мелодии или песенки, рассказывать стихотворения, потешки и сказки. Все перечисленное оказывает влияние не только на развитие его возможности слышать, но и на формирование речи в дальнейшем.

Когда ребенок начинает видеть

То, что дети могут видеть сразу же после рождения, правда, и в этом не стоит даже сомневаться. Однако их видение расплывчатое из-за адаптации к новым условиям, и этому факту имеются подтверждения в виде многочисленных исследований. Поэтому не нужно переживать, если малыш не очень часто открывает глаза, часто щурится.

Показатель остроты зрения новорожденного гораздо ниже, нежели у взрослого человека, и находится на уровне 0,005-0,015. В первый месяц он поднимется до 0,01-0,03, и связано это с формированием сетчатки и глазного яблока, центров головного мозга. Участок сетчатки, который отвечает за стопроцентное зрение, у новорожденного человечка отсутствует.

Когда происходит формирование зрения у новорожденного

Зрение малышей формируется следующим образом:

  1. С момента рождения: малыш имеет способность различать свет и темноту, видит все в серых тонах.
  2. Первый месяц: начинает отличать крупные предметы на размытом фоне.
  3. Второй месяц: способен следить за большими предметами и людьми, которые движутся. В данном возрасте происходит формирование центрального зрения. Взгляд начинает фокусироваться, но на предмете пока не замирает.
  4. Третий месяц: наступает время, когда ребенок четко глядит на игрушки, даже если они движутся. Способен выделить такие цвета, как желтый и красный.
  5. Четвертый месяц: малыш хватает ручками и зрительно изучает погремушки, свои пальчики.

На данном этапе правильно оценивать расстояние между предметами, их объем пока не удается, однако уже различает цвета в чистом виде, в отличие от их оттенков. Взгляд уже хорошо фокусируется, ребенок вполне хорошо видит.

  1. Пятый месяц: малыш различает хорошо все цвета, способен быстро находить предметы, с охотой тянет их в рот, что говорит об улучшении координации «глаза-руки».
  2. Шестой месяц: ребенок узнает родственников, обращает внимание на небольшие предметы. Уровень световой чувствительности глаз развит уже на 2/3 части от уровня взрослого человека.
  3. Седьмой-восьмой месяца: активно знакомится и различает геометрические формы.
  4. С восьмого по двенадцатый месяц: полное распознание предметов, как целиком, так и по частям. Ребенок учится находить предметы, находящиеся в поле зрения, и строить между ними связь, различает цветовые оттенки. Его возможность видеть становится «взрослой».

Читайте также: Когда ребенок осознанно начинает говорить «папа» и «мама»

Специалисты советует для налаживания зрительного контакта с малышом нужно держать его вертикально, так как именно в таком положении он способен лучше всего фокусировать взгляд.

malyshuhod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск