Слова с большой буквы: Какие слова пишутся с заглавной буквы – Какие слова пишутся с заглавной буквы?

Слова, которые не стоит писать с большой буквы — Люди Роста

В каких случаях прописная буква верна, а в каких следует её избегать, выясняем в очередном выпуске грамотности.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Правильно: день рождения

По правилам русского языка сочетание «день рождения» всегда пишется строчными (маленькими) буквами.

Путаница возникает из-за того, что названия многих праздников действительно пишутся с большой буквы, например День знаний, Новый год, День защиты детей и так далее. Обратите внимание, что с заглавной буквы пишем только первое слово (исключение — День Победы)!

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Правильно: Московский государственный лингвистический университет

Вспоминаем правописание праздников и переносим его на полные названия высших учебных заведений: первое слово пишем с прописной буквы, а остальные — со строчной.

ПРЕЗИДЕНТ

Правильно: президент

Есть всеобщее заблуждение, что президента своей страны нужно писать с большой буквы, а президентов других стран — с маленькой. Надеемся, что вы никогда этим «правилом» не руководствовались.

Заглавная буква в названиях высших государственных должностей используется только в официальных документах (Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина). Во всех остальных случаях — пишем с маленькой буквы, будь то деловые письма, пресс-релизы или статьи. Кстати, названия других должностей тоже начинаются со строчной буквы, даже если это генеральный директор или главный редактор.

ОЛИМПИАДА

Правильно: (школьная) олимпиада и сочинская Олимпиада

Так вышло, что олимпиад в нашей жизни несколько и все они разные. Слово «олимпиада» в значении «соревнование» пишется со строчной буквы. Поэтому дети принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников или в олимпиаде по математике. А если вы имеете в виду Олимпийские игры, тогда будет «сочинская Олимпиада — 2014».

БОГ

Правильно: Бог и бог (в зависимости от значения)

Многие ошибочно думают, что, если «бог» написан со строчной буквы, автор слов наверняка неверующий. На самом деле «Бог» пишется и с большой, и с маленькой буквы в зависимости от значения, которое человек вкладывает в это слово.

Если вы пишете о Боге в религиозном смысле как о чем-то священном, то писать нужно с прописной буквы. Но как только мы возвращаемся в обыденную жизнь, можно смело писать «бог» с маленькой буквы («Ты играешь на гитаре как бог!», «Не путайте греческих богов с римскими», «слава богу», «бог его знает»).

ИНТЕРНЕТ

Правильно: интернет и Интернет

По последним рекомендациям Института русского языка РАН слово «интернет» может писаться как с большой, так и с маленькой буквы, а ещё оно прекрасно склоняется по падежам («Поговорим об интернете?», «Подключиться к интернету»).

Лингвист Владимир Лопатин настаивает, что интернет нужно писать с прописной буквы, потому что «Интернет — хоть и самая распространённая и, естественно, общеизвестная информационная сеть, но далеко не единственная. Наличие таких сетей ни в коем случае не позволяет считать Интернет нарицательным названием информационной сети». Однако многие издания придерживаются мнения, что интернет давно уже можно считать нарицательным словом по аналогии с телефоном и телевидением и писать с маленькой буквы, как и в сложных словах (интернет-магазин).

Вы или вы?

Правильно: Вы и вы (в зависимости от ситуации)

Местоимение «Вы» с большой буквы можно использовать в личной переписке («Искренне Ваш…») при условии, что вы действительно обращаетесь к одному человеку, а не к группе уважаемых людей, потому что на этот случай у нас есть множественное число «вы» («Просим вас не закрывать дверь, ждём врача»).

Запоминаем: вежливое обращение к конкретному лицу — Вы; обращение к нескольким лицам, а также употребление в статьях и рекламных слоганах — вы.

12 слов, которые не нужно писать с заглавной буквы

Всем привет! С вами Юлия. Сегодня я собрала несколько слов, в которых частенько так и просится заглавная буква, но она там не нужна (или нужна, но не всегда).

Вы

Местоимение “вы” пишется с заглавной буквы в официальных письмах, обращениях к одному лицу. В тексте статей для интернета это форма обращения к неопределенному числу лиц, поэтому верно написание со строчной (маленькой) буквы.

  • Андрей Михайлович, приглашаем Вас на закрытое мероприятие по случаю юбилея фирмы.
  • Если вас пригласили на юбилей, самое время задуматься о подарке.

Топ

Здесь не нужно ставить три заглавные буквы. Орфографически верно: топ-10. Если это условное наименование, то только первая буква прописная, как в любом названии.

  • Прочитала статью “Топ-5 весенних платьев”.
  • Мое любимое красное платье вполне может попасть в этот топ.

Вуз

Аббревиатура “вуз” пишется строчными буквами, т.к. состоит из начальных букв имен нарицательных: высшее учебное заведение.

  • Поступил в престижный вуз, чем очень доволен.

Интернет

Слово “интернет” можно писать и с заглавной, и со строчной буквы — верны оба варианта. Но как первая часть сложных слов пишется только строчными буквами.

  • Поискал информацию для курсовой в интернете.
  • Купила косметику в интернет-магазине.

Айфон

Это слово пишется с заглавной буквы только в качестве названия бренда. В остальных случаях слово “айфон” передает разговорное, бытовое употребление, поэтому пишется со строчной буквы, без кавычек. Лучше на письме все-таки использовать латиницу — iPhone.

  • Скачал новое приложение на свой айфон.
  • Обновилось приложение для “Айфон 7”.

Сим-карта

Это слово не является аббревиатурой, в орфографическом словаре зафиксировано именно так, строчными буквами. Заглавные буквы нужны, если пишете латиницей, тогда верно: SIM-карта.

  • Купил по акции новую сим-карту.
  • Телефон рассчитан на две SIM-карты.

День рождения

Название этого праздника пишется строчными буквами, с окончанием “я”: день рождения.

  • На следующей неделе день рождения начальника отдела.
  • Константин Петрович, поздравляем с днем рождения!

Бог

Пишется с заглавной буквы как название единого верховного существа в религии. Если слово используется не в религиозном контексте — в устойчивых словосочетаниях, в разговорной речи, где нет связи с религией, а также в формах множественного числа, в переносном значении, то пишется со строчной буквы.

  • Пришел в церковь помолиться Богу.
  • В душе творится бог знает что.
  • Такое чувство, что меня вызвал на бой сам бог войны!

Север, Юг

Названия стран света, направлений в пространстве пишутся со строчной буквы: север, юг, запад, восток, юго-запад, северо-восток и т.д. С заглавной буквы эти слова пишутся, когда они заменяют территориальные названия.

  • Мы держим путь на восток.
  • Ветер дул с юго-запада.
  • Обычаи народов Севера.

Спа

Спа-процедуры, спа-центр, спа пишутся строчными буквами. Заглавными буквами слово пишется, если используются английские буквы: SPA.

  • На выходные отправились в SPA-салон.
  • Целый день делали разные спа-процедуры.

Президент

Слово “президент” с заглавной буквы пишется только в официальных документах. В текстах статей в интернете, в газетах такие слова, как президент, министр, генеральный прокурор и т.д., пишутся строчными буквами.

  • Указ Президента России от 11.10.2009.
  • По словам президента, пенсионный возраст останется прежним.

Родина

Слова Родина, Отечество, Отчизна пишутся с заглавной буквы, если ими передается особый высокий смысл. Но если слово использовано в значении “место, где человек родился”, “родная страна”, “место происхождения чего-либо” — пишем со строчной буквы.

  • Солдат готов жизнь отдать за свою Родину.
  • Моя родина — Россия.
  • Находясь вдали от родины, он очень скучал.

Спасибо за внимание! Как всегда надеюсь, что статья была полезной. Всем хорошего настроения ?

12 слов, которые не нужно писать с заглавной буквы

5 (100%) 28 votes

Орфограммы. № 16. Большая буква и кавычки в собственных наименованиях.

С большой буквы пишется следующие слова.

·        Имена, отчества, фамилии: Сергеев, Андрей Викторович.

·        Прозвища, псевдонимы: Антоша Чехонте, Шустрый.

·        Клички животных: Мурка, Шарик.

·        Названия божеств и мифологических существ: бог Ярило, Перун.

·        Официальные и неофициальные названия государств: Российская Федерация. Англия, Приднепровье, Запорожье.

·        Названия высших государственных, правительственных и международных организаций и должностей: Президент России, Государственная Дума РФ, Совет Безопасности.

·        Географические и астрономические названия (кроме родовых понятий): озеро Байкал, пустыня Сахара, планета Марс.

·        В названиях, начинающихся на Северо- (и Северно-), Юго- (и Южно-), Восточно-, Западно-, Центрально-, с прописной буквы пишутся (через дефис) оба компонента первого сложного слова: Северо-Байкальское нагорье, Восточно-Китайское море, Западно-Сибирская низменность, Центрально-Чернозёмный регион, Юго-Западный территориальный округ.

·        Нарицательные существительные в составных географических названиях: архипелаг Новая Земля, бухта Золотой Рог, города  Белая Церковь, Минеральные Воды, Царское Село .

·        Служебные слова (артикли, предлоги, частицы), находящиеся в начале географических названий, пишутся с прописной буквы, напр.: улица Под Вязом, Лос-Анджелес, Лас-Вегас. Так же пишутся начальные части Сан-, Сен-, Сент-, Санкт-, Сайта-, : Сан-Диего, Санта-Барбара. НО служебные слова, находящиеся в середине географических названий, пишутся со строчной буквы: Ростов-на-Дону, Рио-де-Жанейро, Абруццо-э-Молизе.

 

 

С большой буквы в первом слове пишутся:

·        названия государственных, партийных, общественных, профсоюзных учреждений, министерств, учебных заведений, договоров, соглашений: Московский государственный университет, Хельсинское соглашение, Камский автомобильный завод;

·        названия краёв, областей, районов: Хабаровский край, Амурская область, округ Колумбия.

·        В названиях исторических эпох, событий, знаменательных дат, религиозных праздников: Рождество, Великая Отечественная война (запомните, здесь два слова пишутся с большой буквы), День медицинского работника.

·        В названиях памятников архитектуры, храмов, крепостей: Киево-Печерская лавра.

·        В названиях орденов, наград, состоящие из нескольких слов (кроме родовых): орден Мужества, звание Героя России, орден Славы, медаль «За спасение утопающих», орден «Мать-героиня» (если название в кавычках, то с большой буквы пишется только первое слово).

·        прилагательные, образованные от собственных личных имен:

           помощью суффиксов-ов,-ев,-ов,-ев,-ин-,-в смысле   принадлежности чего-то этому лицу: Светланины книги, Далев словарь,  Шекспировы трагедии, Рафаэлева мадонна.

·        прилагательные, образованные от собственных личных имен с

    помощью суффиксов -овская,-евськ,-инськ,-инск-в значении  «имени, памяти кого-то»: Пушкинские чтения; Петровские реформы, Строгановское училище, Нобелевская премия, Толстовские чтения, Шолоховская  конференция.

·        все буквы в аббревиатурах: РФ, ЗАГС, ТЭЦ;

·        начальная часть Тер- в армянских фамилиях: Тер-Габриэлян, Тер-Петросян;

·        названия персонажей в сказках, пьесах, баснях и некоторых других произведениях художественной литературы, фольклора: Красная Шапочка, Змей Горыныч, Серый Волк, Синяя Борода, Дед Мороз, Снегурочка.

·        вторая часть сложных прилагательных типа дяди-Сашин, дяди-Стёпин, тёти-Ирин, бабы-Клавин.

Несколько очень распространённых слов, которые большинство людей пишет с заглавной буквы, и это грубая ошибка

1.

Большинство людей считают, что «день рождения» нужно обязательно писать с заглавной буквы, т. е. «День рождения». Такая ошибка возникла в связи стем, что названия государственных и профессиональных праздников по правилам русского языка действительно всегда пишутся с большой буквы: День Знаний, День спасателя России, День энергетика, День ВМФ, Рождество. А в названии праздника «День Победы»правописание обоих слов с большой буквы.

Но вот в поздравительной открытке такой текст, как «Никита Александрович, от всей души поздравляю с Днем рождения», будет неверным. А многие допускают двойную ошибку и пишут «День Рождения». Правильное написание только с маленькой буквы: «день рождения».

2.

Некоторые считают людей, пишущих слово «бог» с маленькой буквы,личностями неверующими и неуважающими религию. Но это словоможно писать как с заглавной, так и с маленькой буквы, всё зависит от того, что именно подразумевается под конкретным словом.

Если слово имеет религиозное, сакральное значение, то правописание с заглавной буквы. Здесь под словом «Бог» может подразумеваться Всевышний, Иисус Христос или кто-то другой. Но в повседневной жизни люди часто сравнивают человеческие качества с божественными (к примеру, выражение «Ты играешь на арфе как бог») или просто сравнивают древних языческих богов друг с другом («пантеон римских богов произошел из греческих богов»). В таких обыденных ситуациях слово «бог» нужно писать с маленькой буквы, в том числе когда говорим «ей-богу», «слава богу» и т.д.

3.

Многие россияне считают, что слово «президент» всегда пишется с заглавной буквы по отношению к руководителю нашего государства, и с маленькой по отношению к правителям других государств. Но такой подход является неверным.

Уважение к президенту России В. В Путину нисколько не покажется невысоким, если напишете название его должности с маленькой буквы. В государственной документации, законах и постановлениях пишут «Президент» с заглавной буквы. Во всех иных случаях (личная переписка, статьи в газетах и журналах, школьные сочинения, записи в блогах и прочее) пишем «президент». К тому же названия других государственных должностей (пресс-секретарь, генеральный директор, министр и т. п.) тоже всегда начинаются со строчной буквы.

4.

Слово «олимпиада» пишется с маленькой буквы, если имеется в виду обычная школьная олимпиада любого уровня (например, «Межрегиональная олимпиада среди обучающихся средних общеобразовательных школ по всеобщей истории» или «Международная олимпиада по астрономии для учащихся 10-11 классов»). Но большинство наших граждан пишут «олимпиада» в любом значении этого слова с заглавной буквы. Но это ошибка, есть только единственно верный вариант написания этого слова с большой буквы когда имеются в виду Олимпийские игры как главные спортивные соревнования планеты. «Летняя Олимпиада 1980 года в Москве», «Зимняя Олимпиада в Пекине» только в этих случаях будет верным написание указанного выше слова с заглавной буквы.

5.

Многие не знают, когда писать слово «вы» с заглавной буквы, а когда со строчной. Здесь существует несколько нюансов. При обращении к группе лиц нужно всегда писать со строчной буквы (например, «Молодцы, вы все одинаково хорошо сегодня работали»). При обращении к одному человеку нужно писать с заглавной буквы («Татьяна Викторовна, Вы должны завтра в девять часов зайти к секретарю»).

Однако сейчас слово «Вы» в официальной переписке стали всё чаще писать с маленькой буквы, и с точки зрения лингвистов, это считается нормой и не является ошибкой.

6.

«Интернет» — одно из самых многострадальных слов русского языка. Одни пишут его только с большой буквы, другие всегда только с маленькой, третьи латинскими буквами, четвертые берут в кавычки. Некоторые это слово склоняют, другие никогда это не делают. Согласно нормам современного языка слово «интернет» должно начинаться со строчной первой буквы, и всегда склоняться. Ведь интернет это один из видов связи наряду с телевидением, прессой и радио, а эти слова являются нарицательными. Но ряд языковедов находят у интернета конкурентов в лице других информационных сетей и поэтому полагают, что интернет должен писаться с большой буквы.

7.

С ошибкой пишут и названия высших учебных заведений. В названии вуза только первое слово надо писать с большой буквы, остальные с маленькой. Например, «Сыктывкарский государственный университет» правильное написание, а «Сыктывкарский Государственный Университет» ошибочное.

с большой и с маленькой буквы»

Цели:

  • Учить умению распознавать слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному: с большой и с маленькой буквы.
  • Развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость.
  • Воспитывать организованность, умение слушать друг друга.

Ход урока

I. Мотивация.

— Ребята, для чего мы ходим в школу?

— Чему мы учимся на уроках русского языка?

— Вы хотите продолжить обучение? Тогда не будем терять времени.

II. Минутка чистописания.

К нам в гости пришла наша помощница Эля.

Посмотрите, что в руках у Эли?

— Что написано на табличке? С какой буквы написано ее имя? Почему?

— Пропишем заглавную букву Э в тетради.

— А теперь покажите Эле самые лучшие, самые красивые буквы Э. Обведите их в овал.

III. Словарная работа.

— Вслед за Элей к нам на урок поспешил и ее друг Тиша.

Он приготовил нам словарные слова, но по дороге все слова рассыпались на слоги и перепутались.

Вот так горе! Вот беда!
Как запутались слова!
Все они из трех слогов.
Кто помочь словам готов?

— Ребята, поможем словам? Догадайтесь, какие слова приготовил нам Тиша?

(на доске слоги: со во ко ба ро ка ро ва на)

-Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

(дети записывают слова: собака, корова, ворона)

— Придумайте клички этим животным.

— Как пишутся клички животных? Почему с заглавной буквы?

IV. Постановка проблемы.

— Ребята, заглавная буква выполняет очень важную работу. Давайте послушаем как об этой работе рассказывается в стихотворении Е. Измайлова «Заглавная буква».

(ученик читает стихотворение).

— Нашего следующего гостя вы, конечно, же узнали. Это Дракоша.

Он очень любит стихи. И в книге, которую он прочитал сегодня ему попалось следующее двустишие:

Прибежали в город Львов
Двадцать пять веселых львов.

— Что интересного вы заметили в этих строчках?

— Дракоша просит объяснить ему, почему в первом случае слово «Львов» написано с заглавной буквы, а во втором случае — со строчной?

— знаете ли вы еще такие слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному?

— С какими же словами мы будем работать сегодня на уроке?

— Верно, сегодня на уроке мы будем учиться распознавать, когда слово пишется с заглавной буквы, а когда со строчной. Это и есть проблема, которую мы должны постараться разрешить к концу урока.

V. Работа по разрешению проблемной ситуации.

— Ребята, откройте учебник на странице 31, найдите упражнение 34.

— Прочитайте задание.

— Как будем выполнять это упражнение?

— Прочитайте первое сочетание, какую букву Ч или ч нужно вписать вместо пропуска? Почему?

— Прочитайте второе словосочетание (гриб Чернушка)

— Какую букву здесь нужно вставить? Почему?

— Запишите в тетрадь только те словосочетания в которых есть заглавная буква Ч.

VI. Физминутка.

— Если есть заглавная буква — хлопаете в ладоши, если нет — тишина.

Кошечка Пушинка
Девочка Маринка
Курочка Пеструшка
Поросенок Чушка
Жили, не тужили
Чай из чашек пили.

VII. Первичное закрепление изученного.

— Ребята, наш гость Котик.

тоже просит вашей помощи. Вместе с Обезьянкой они составляли словосочетания со словами, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному. Посмотрите, что у них получилось.

зеленая Петрушка

попугай петрушка.

— Верно ли они справились с заданием?

— В чем их ошибка?

— О чем стоит задуматься, чтобы правильно выбрать заглавную или строчную букву надо писать?

— Давайте поможем Котику и Обезьянке. Проверим, правильно ли они составили словосочетания. Если нет — исправим их ошибки.

(на доске на карточках записаны словосочетания, дети читают их, если находят ошибки — меняют местами карточки со словами)

Белый пушок
кот Пушок
плюшевый Мишка
друг мишка
щенок снежок
первый Снежок
рыжая Белка
собака белка

-Молодцы! Вы верно справились с заданием.

VIII. Самостоятельная работа в парах.

-А сейчас вам предстоит поработать в парах. На каждый стол я раздам карточки. На карточках записаны предложения. В этих предложениях есть слова, которые звучат одинаково, а пишутся по- разному. Ваша задача, посовещавшись, выбрать из двух вариантов правильный, подчеркнуть его и объяснить свой выбор.

Витя (Воробьев, воробьев) увидел гнездо (воробьев, Воробьев)

Коля (Петухов, петухов) слушал пение (Петухов, петухов)

Наш (шарик, Шарик) поймал воздушный (шарик, Шарик)

Улетел (Орел, орел) за город (орел, Орел)

Вася (Рыбаков, рыбаков) был у (рыбаков, Рыбаков)

Коля (Арбузов, арбузов) купил пять (Арбузов, арбузов)

Домик для (скворцов, Скворцов) делал Алеша (скворцов, Скворцов).

(выслушиваются ответы детей).

IX. Итог урока.

— Ребята, мы справились блестяще со всеми заданиями и помогли разобраться в сложных ситуациях нашим героям.

— Давайте вспомним, какую проблему нам предстояло разрешить в начале урока?

— Как вы считаете, справились мы с ней? Если нам встретятся слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному: с большой и с маленькой буквы, над чем в первую очередь надо задуматься, прежде чем написать это слово?

— Молодцы! Вы хорошо поработали и самые активные получают буквы «У» — «Умники» и «Умницы».

— Спасибо за работу! Урок окончен!

Большая буква в словах

Тема: Заглавная буква.

Цель:

закрепить понятие “большая буква” в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных и географических названиях.
Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, активизировать мыслительную деятельность.
Учить применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе.

Оборудование:

картинки с изображением жителей Цветочного города, конверт с письмом, “Азбука”, картинки с цветами, цветные карандаши, мяч.

Ход урока.

Организация урока.

Громко прозвенел звонок–
Начинается урок
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.

Постановка задач урока.

Я беру конверт в руки и говорю ребятам, что это письмо от Незнайки. Вскрываю конверт и читаю:

“Дорогие ученики из 1-го А класса. Я приглашаю вас посетить Цветочный город на ковре–самолете. Мне очень хочется узнать, умеете ли вы дружно трудиться, преодолевать трудности. Незнайка”.

Ну как, ребята принимаем приглашение Незнайки? – спрашиваю детей.

Итак, сегодня мы отправляемся в Цветочный город. Чтобы полет прошел успешно, необходимо выполнять следующие условия:

вспомнить, когда пишется большая буква в словах;
точно и правильно выполнять задания;
быть очень внимательными.

Перед полетом мы сделаем разминку.

(руки на столе перед грудью согнуты в локтях)

Наши пальчики проснулись.

(Руки вверх, локти на столе, пальцы широко развести в стороны, напряжены)

С добрым утром!

(пальцы рук переплести (рукопожатие))

Потянулись, потянулись, потянулись.

(Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться)

Стали дружно умываться.

(Ладошки трут друг друга, имитируя намывание.)

Полотенцем вытираться.

(Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев.)

Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем.

(Каждый пальчик массируется (имитируется процесс вытирания рук))

Дружно делаем зарядку!

(Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед и назад. Пальцы расслаблены, взмахи кистями)

Пришли в школу.

(Руки на парте согнуты в локтях.)

И уселись за тетрадку.

(Дети показывают готовую к работе ручку.)

Внимание! Ребятам занять свои места. Чтобы ковер–самолет взлетел, надо сказать волшебные слова:

“Ковер–самолет, возьми нас в полет”

Дети проговаривают эти слова.

Мы летим! Ребята, посмотрите, какой интересный след оставляет ковер–самолет.

Минутка чистописания.

Дети списывают с доски.

Работа над темой.

Мы прилетели. Посмотрите, под кочкой лежит полюбившаяся нам книга – “Азбука” и записка.

Записка: 20, 6, 18, 17, 6,15, 30, 6, 10, 20, 18, 21, 5, 3, 19, 7, 17, 6, 18, 6, 20, 18, 21, 5

Азбука: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я

Учитель: Как мы будем расшифровывать записку?

Дети: Надо по цифрам узнать нужную букву, а затем – слово.

Ученики по очереди, выходят к доске и пишут по записке нужную букву.

ТЕРПЕНИЕИТРУД – ВСЕПЕРЕТРУТ.

Учитель: Посмотрите на доску и скажите, что нужно сделать, чтобы получилась понятная фраза?

Дети: Разделить на слова. Их здесь пять.

Учитель: Сделайте на доске поправки. О чем надо помнить?

Дети: Начало пишу с большой буквы. Если предложение повествовательное, то в конце ставлю точку.

Дети исправляют, затем читают хором, что получилось.

Учитель: Это что?

Дети: Пословица.

Учитель: О чем она вам говорит?

Ученики высказывают свое мнение.

Учитель: Запишите пословицу в тетрадь. Пусть она будет в путешествии нашим девизом.

Путешествуя, мы подведем итог тому, какие слова пишутся с большой буквы и почему.

Мы идем по дорожке, по её краям растут удивительные цветы. Если мы присмотримся, то определенный вид цветов растет на определенной улице, а значит и улицы у них по названиям цветов.

Догадайтесь, какие здесь улицы. Я подниму картинку, вы скажите название улицы(см. рис.№1)

(Одуванчиковая, Колокольчиковая, Незабудковая, Ромашковая, Васильковая)

Запишите начальную букву в этих названиях. Подумайте, как запишите эти буквы. Почему?

Подчеркните гласные одной чертой, согласные – двумя чертами.

Мы идем по дорожке, солнышко светит, пестрые бабочки летают, пчелки жужжат.

Физкультминутка “Прогулка”.

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
(Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
(Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
(Бег на месте)
До лужайки добежим.
(Бег продолжается.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки,
(Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. (Присели).
Немного отдохнем.
А потом, по тропиночке пойдем.

(Ходьба на месте, руки в стороны, вверх, вниз, выдох, за парту сели).

К нам приближаются коротышки, но они грустны. Оказывается, малыши потеряли начальные буквы в своих именах. Давайте им поможем!(см. рис. №2)

На доске написаны имена, под именами выпавшие буквы, вы должны от буквы к именам провести стрелочку и прочитать, что получилось, а также подумать, с какой буквы пишутся имена.

ВОСЬКА
ОМАШКА
УЛЬКА
РЯЗНУЛЯ
АРГАРИТКА
ИНТИК
ВЁЗДОЧКА
НЕЖИНКА
ПУНТИК
НОПОЧКА
П А Г Ш В К З С М Р

Коротышки довольны. Они хотят, чтобы вы поработали в тетрадях. Мальчики запишут имена девочек, а девочки – имена мальчиков. Подчеркните в именах орфограммы.

(Дети записывают имена в тетрадь, обозначают карандашом орфограммы)

Ребята, вы знаете имена жителей Цветочного города, теперь они хотят познакомиться с вами. Для этого вы должны выполнить в тетради упражнение 25 на стр. 19 (учебник “Русский язык”, автор Т.Г.Рамзаева).

(Перед записью упражнения проводится разбор)

Пулька снова заскучал. Почему?

(Ответы детей).

Он потерял своего верного друга. Найти просто. Надо собрать картинку, и она оживет (см. рис. №3).

(На столе разложены листы бумаги с частями от собаки. Дети собирают щенка. Собака собрана.)

Вы составили щенка,
Клички нет ещё пока.
Вы, ребята, помогите,
Кличку для щенка найдите.

(Из предложенных вариантов дети находят нужную на доске кличку и обводят её в овал)

Шарик Бобик Булька Тузик

Щенок с визгом бросился к своему хозяину. Запишите кличку собаки в тетрадь, сделайте звуко–буквенный разбор.

(Разбор делается с комментированием)

Нас встречает умнейший человечек этого города – Знайка. Знайка много читает, делает различные открытия. Он о чём–то хочет спросить вас, мы должны подумать и дать правильный ответ.

  • Кому доводилось слышать о богатыре Илье Муромце?
  • А задумывались ли вы над тем, Муромец – это фамилия или отчество?

(Свободные высказывания детей)

В чистом поле пыль столбом поднимается,
Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду Соловьиному приближается…

Как же звать героя по имени–отчеству? Запишите.

Дети: Илья Иванович Муромец.

  • А теперь поиграем!

Самодиктант “Поиграем в парах”.

Помните игру в мяч “Я знаю пять имён девочек…”. Каждый удар мяча соответствует или одному имени, или одной фамилии, или названию одного города и т.д. Поиграй с соседом по парте! Пусть каждый из вас запишет по три женских имени, три мужских имени, три фамилии, названия трёх городов, трёх рек. Не забудьте подчеркнуть большую букву одной чертой!

Есть ли совпадения в ваших записях?

(После проверки дети хором читают стишок о заглавной букве)

Имена, фамилии,
Клички, города,
Реки и озёра
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда.

Ребята, мы познакомились с жителями Цветочного города. Сейчас нам надо возвращаться в класс. Ковёр–самолёт перед нами. Скажем заветные слова:

“Ковёр–самолёт,
Возьми нас в полёт”

Летим! Чтобы в пути нам было весело поиграем.

Интеллектуальная викторина.

Кот, испытавший на себе все выходки весьма вредных мышей. (Леопольд)

Друг дяди Фёдора и Матроскина. (Шарик)

В меру упитанный мужчина в самом расцвете сил. (Карлсон)

Сказочный герой, который кого угодно мог довести до слёз. (Чипполино)

Кому принадлежат слова: “Кто людям помогает, тот тратит время зря”. (Шапокляк)

Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К.И. Чуковского? (Айболит)

Итог урока

Вот и подошло к концу путешествие. Много интересного было на нашем пути. О чём мы говорили на уроке? (Ответы детей)

Урок наш будет считаться законченным, если вы соберёте слова, которые кроются под следующими номерами:

А Б В С Е З И М О П У К ! Р
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

4,10,1, 4,7,2,9. 3,4,5,8. 6,1. 11,14,9,12,13.

Спасибо всем за урок!

(Дети проговаривают: “Спасибо всем за урок!” – хором)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *