Слова в конце мягкий знак: Правила написания мягкого знака ь – Слова c буквой «Ь» на конце

Содержание

Мягкий знак на конце существительных после шипящих

На этом уроке вы узнаете правило правописания мягкого знака на конце имён существительных в начальной форме после букв шипящих. Вспомните, какую работу выполняет мягкий знак. Сможете потренироваться в применении мягкого знака

В древности у одних имён существительных на конце после букв шипящих стоял Ъ, а другие имена существительные оканчивались на Ь. Затем Ъ исчез, а Ь остался.

На уроке вам предстоит узнать, у каких имён существительных пишется мягкий знак на конце после букв шипящих.

У дедушки был замечательный карандаш. Он мог нарисовать лунную ночь и солнечный луч, золотую рожь и нежный белый ландыш. Чудесная вещь! (По М. Ильину)

Имена существительные из этих предложений записали в два столбика. Что объединяет слова каждого столбика?

ночь

рожь

вещь

карандаш

луч

ландыш

Это имена существительные в начальной форме (форма И.п., ед.ч.), оканчивающиеся на буквы шипящих [ч’, ш, щ’].

Что отличает их от слов другого столбика?

В первом столбике слова женского рода,

а во втором – мужского рода.

В русском языке Ь нередко вовсе не обозначает мягкость согласных звуков. Иногда он лишь указывает на форму слова.

Такую работу выполняет Ь на конце имён существительных в начальной форме после букв шипящих согласных. Он сообщает: это имя существительное женского рода.

После букв шипящих на конце имён существительных ь пишется только в словах женского рода. В словах мужского рода Ь не пишется.

Рассмотрите схему:

Им. сущ. в нач. ф.

[ч’ , щ’ , ш]

В именах существительных в начальной форме с шипящими на конце всегда есть орфограмма, потому что мы выбираем, писать Ь или нет.

Как нужно действовать?

1. Услышав шипящий на конце слова, узнай часть речи.

2. Если это имя существительное в начальной форме, определи род

3. Если слово женского рода – Ь пишется, мужского рода – Ь не пишется.

Не знаешь род имени существительного, обращайся к словарю.

обруч? – он, м.р., Ь не пишется – обруч

лещ? – он, м.р., Ь не пишется – ле

помощ? – она, ж.р., на конце Ь – помо

товарищ? – он, м.р., Ь не пишется – товари

мелоч? – она, ж.р., на конце Ь – мело

гореч? – она, ж.р., на конце Ь – горе

Лещ – это пресноводная рыба с плоским телом.

Какие слова записаны в виде транскрипции?

Какая знакомая вам орфограмма есть на конце слов?

[дро ш] [стр’и ш] [бро ш] [пл’а ш] [рόскаш]

Орфограмма парный по глухости-звонкости согласный.

[дро ш] – дроть, дро, она, ж.р.

[стр’и ш] – нет стри

, стри, он, м.р.

[бро ш] – брочка, бро, она, ж.р.

[пл’а ш] – нет пля, пляж, он, м.р.

[рόскаш] – (какой?) роскόшный, рόско – она, ж.р., на конце ь,

о – буква безударного гласного, ш – буква парного согласного

Определите, в каких словах есть орфограмма Ь после букв шипящих в именах существительных.

Старый грач уснул в гнезде.

Спит его грачиха…

Ты послушай, как везде

Хорошо и тихо. (Е. Серова)

От кого деревьям вред?

Точит ёлку короед.

Услыхал деревьев плач

Знаменитый дятел-врач.

Прилетел он на заре

И постукал по коре.(А. Часовников)

гра – он, м.р., Ь не пишется

пла – он, м.р., Ь не пишется

вра

 – он, м.р., Ь не пишется

Мне опять приснились дебри,

Глушь пустынь, заката тишь.

Жёлтый лев крадётся к зебре

Через травы и камыш. (В. Брюсов)

Мне русская речь – как музыка:

В ней слово звучит, поёт,

В ней дышит душою русскою

Создатель её, народ. (Н. Браун)

глу – она, ж.р., на конце Ь

ти – она, ж.р., на конце Ь

камы

 – он, м.р., Ь не пишется

ре – она, ж.р., на конце Ь

В каких сказочных словах нужно (по правилам русской орфографии) поставить мягкий знак после буквы шипящего?

Пяшлая куж… Бурявый пуполош…Мяувая дуч…

Пяшлая (какая?) кужь (она, ж.р., на конце Ь).

Бурявый (какой?) пуполош (он, м.р., Ь не пишется).

Мяувая (какая?) дучь (она, ж.р., на конце Ь).

1.Человек, играющий на скрипке, –…

2. Незаселённый, невозделанный участок земли –…

3. Влияние, уважение, которым пользуется кто-то или что-то – …

4. Густая непрозрачная акварельная краска – …

5. Количество выпущенных экземпляров книги, газеты или журнала – …

6. Старинная медная монета в полкопейки – …

1. скрипач (он, м.р.)

2. пусто (она, ж.р.)

3. прести (он, м.р.)

4. гуа (она, ж.р.)

5. тира (он, м.р.)

6. гро (он, м.р.)

[00:08:47 Подбираем синонимы с шипящими согласными на конце:]

Здоровяк – …

Сила – …

Молодые люди – …

Призыв – …

Ерунда, глупость – …

Родник – …

Здоровяк – [крепы ш], крепы, буква парного согласного ш,

крепыш, он, м.р., без Ь.

Сила – [мо щ’], мо –она, ж.р., на конце Ь.

Молодые люди – [молодё ш], нет молодё, буква парного согласного ж,

молодё – она, ж.р., на конце Ь.

Призыв – [кли ч’], он, м.р., кли

, без Ь.

Ерунда, глупость – [чу ш], нет чу, буква парного согласного ш,

чу – она, ж.р., на конце Ь.

Родник – [клю ч’], он, м.р., ключ, без Ь.

Вспомните сказки А. Пушкина и допишите имена существительные с буквами шипящих согласных на конце.

Ты,…, мой спаситель, мой могучий избавитель.

И жених сыскался ей, … Елисей.

Петушок мой золотой будет верный … твой.

Сказка … , да в ней намёк!

Ты, цареви [ч’], мой спаситель, мой могучий избавитель.

И жених сыскался ей, королеви [ч’] Елисей.

Петушок мой золотой будет верный сторо [ш] твой.

Сказка ло [ш], да в ней намёк!

цареви – он, м.р., Ь не пишется

королеви – м.р., Ь не пишется

сторо – м.р., Ь не пишется, нет сторо, буква парного согласного ж

ло

 – она, ж.р., на конце Ь, нет л, буква парного согласного ж

Отгадайте загадки и правильно запишите отгадки.

1.      Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что дотемна

В норке прячется она.

2.      Зимой дрова ест, а летом спит.

Мы – она, ж.р., на конце Ь

Пе – она, ж.р., на конце Ь

Интересная орфографическая задача, как писать слово, с Ь или без?

ТУШ? – ТУШ?

Заглянем в словарь.

Туш – короткое торжественное музыкальное приветствие.

Ту – он, м.р., Ь не пишется.

Тушь – устойчивая краска для черчения, рисования, письма, косметическая краска (тушь для ресниц).

Ту – она, ж.р, на конце Ь.

Реши орфографические задачи. Слова с Ь запиши в три столбика:

обозначает мягкость, помогает обозначить звук [й’], указывает на форму.  

За рекой начинается лес. В нём водится дич?

Загляни в син? его озёр, пересеки топ?, обойди острые суч?я. Как поют солов?и!

Построй шалаш?, разведи огон?, пожар? хлеб на прут?ях. Послушай, как поскрипывают сонные дерев?я, как летит на охоту сыч?

 Ди – она, ж.р., на конце Ь, указывает на форму слова.

Син – ь обозначает мягкость согласного.

Топь – ь обозначает мягкость согласного.

Су – помогает обозначить звук [й’]. Соло – помогает обозначить звук [й’]. Шала – он, м.р., Ь не пишется.

Огон – ь обозначает мягкость согласного.

Пожар – ь обозначает мягкость согласного.

На прух – помогает обозначить звук [й’]. Дере – помогает обозначить звук [й’]. Сы – он, м.р., Ь не пишется.

Сыч – это ночная птица отряда сов.

 

обозначает мягкость помогает обозначать звук [й’] указывает на форму

синь сучья дичь

топь соловьи

огонь на прутьях

пожарь деревья

На уроке вы узнали, что в именах существительных в начальной форме с шипящими на конце всегда есть орфограмма, потому что мы выбираем, писать Ь или нет.

После букв шипящих на конце имён существительных Ь пишется только в словах женского рода. В словах мужского рода Ь не пишется.

  

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

 

Домашнее задание

  1. Прочитай загадку. Запиши отгадку. Докажи правильность написания слов с буквами шипящих на конце.

    У реки растёт камыш.

    В камыше живёт малыш.

    Он с зелёной кожицей

    И с зелёной рожицей. (П. Синявский)

  2. Прочитай слова и скажи, чем они все похожи. Устно раздели их на две группы. Указывай над словами их отличительный признак и решай орфографическую задачу.
    Полноч?, вещ?, плащ?, помощ?, нож?, этаж?, суш?, ёрш?
  3. Реши орфографические задачи в именах существительных. Для этого укажи в скобках род. Подбери к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, соедини слова и допиши окончания; решай и другие орфографические задачи.

    (…) ландыш?

    (…) плач?

    (…) реч?

    (…) дич?

    (…) гуаш?

    (…) грач?

    громк…

    рус?к…

    ярк…

    п?хуч…

    чёрн…

    л?сн…

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал Rus.1september.ru (Источник).
  2. Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).
  3. Интернет-портал Therules.ru (Источник).
  4. Интернет-портал Oldskola1.narod.ru (Источник).

Мягкий знак (ь) в середине и в конце слов

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Записать и прочитать слова.

I. Мальчик, школьник, воробьи, учительница, борьба, пьёт, пальто, конь, кольцо, шью, фильм, пальчик, капелька, польза, мальва, деревенька, бьёт, альбом, мельница, пень.

II. День, окунь, вьют, васильки, пузырь, веселье, маленький, беленький, вьюга, красненький, сильный, сталь, колосья, боль, вольный, нельзя, перья, больной, семья.

III. Только, учитель, тетрадь, чья, чьё, деревья, друзья, медведь, сделать, рисовать, спросить, петь, шесть, семь, восемь, девять, десять.

2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с мягким знаком (ь) в середине.

1. Коротки зимние деньки! 2. Мальчики побежали в школу. 3. На лепестках розы блестят капельки росы. 4. Река покрылась льдом. 5. Возле дома краснеют яркие мальвы. 6. Маша уронила в реку кольцо. 7. Серенький зайка дрожит от холода. 8. Учительница поставила пятёрку. 9, Я больно ударился о дверь. 10. Корова Зорька щиплет траву. 11. В поле злится вьюга. 12. Над лампой вьются ночные бабочки. 13. Девочки пришли в нарядных платьях.

 

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1: Прослушать предложения. Записать и прочитать слова с мягким

знаком (ь) в середине.

1. Домашние животные приносят большую пользу. 2. В сентябре школьники начинают занятия. 3. Сегодня по телевизору интересный фильм. 4. В ночном небе видны огоньки самолёта. 5. Мама постелила на стол льняную скатерть. 6. У отца сильный характер. 7. В чайнике булькает вода. 8. В траве видны голубенькие глазки незабудок. 9. Отец привёз Настеньке аленький цветочек. 10. Муравьи спешат к своему домику. 11. Ласточки устроили под крышей жильё. 12. Осенью льют дожди. 13. Под елью много хвои.

2. Выписать в порядке следования названия месяцев, которые заканчиваются мягким знаком (ь). Перевести их на украинский язык.

Пришёл июнь.

«Июнь! Июнь!» —

В саду щебечут птицы.

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Открываем календарь —

Начинается январь.

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне.

Сенокос идёт в июле,

Где-то гром ворчит порой.

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

Ясным утром сентября

Хлеб молотят сёла.

Собираем в августе

Урожай плодов.

Май цветами провожая,

Распускается сирень.

(С. Маршак)

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Разделить слова с мягким знаком (ь) в конце для переноса.

 

ВО ДВОРЕ

Во дворе много работы. Надо полить цветы, вскопать землю. Вчера мы посадили тополь. Мы будем ухаживать за ним. Он вырастет и будет давать хорошую тень. Уже распустилась сирень. Красиво в нашем дворе!

34 слова.

 

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

Целый день шёл снег. К вечеру метель закончилась. Дети начали лепить снежную бабу. На улице быстро стало темнеть. Зимой длинная ночь и короткий день. В пять часов вечера уже темно. Надо уходить домой.

35 слов.

 

ЛЕТО В АЛЬБОМЕ

Сейчас осень. А в моём альбоме лето. Я нарисовал большой букет. В нём нежные ромашки. У них беленькие лепесточки и жёлтенькая серединка. На цветах капельки росы. Хороше вспоминать летние зорьки!

33 слова.

 

ЗИМНИЙ ПРУД

Вчера был сильный мороз. Наш пруд покрылся льдом. Мальчики надели коньки и пошли кататься. На середине пруда подо льдом пузырьки. Там спят большие рыбы. Нельзя ходить по тонкому льду! Можно провалиться в воду.

35 слов.

 

СОСУЛЬКА

Вот и весенние деньки. Наденька надела тёплое пальто и вышла на крыльцо. На белом снегу появились чёрненькие проталины. Наденьке на щеку упала холодная капелька. Это свесилась с крыши большая сосулька. Она может упасть и больно ударить. Будь осторожен весной!

40 слов.

 

В МАРТЕ

Наступила весна. С радостью ждала гостью природа. Отшумели зимние вьюги. Из-под снега виднеются прутья и сучья. Скоро из них будет построено птичье жильё. Ручьями стекает тающий снег. Скоро проснутся муравьи. У ульев закружатся пчёлы. Зашелестят листья на деревьях. Птицы встретят весну радостной трелью.

45 слов.

Русский язык. » ‘Ь’ знак в середине и в конце слова»

МБОУ БГО СОШ № 12

Правописание мягкого знака
в середине и в конце слова.

урок русского языка, 2 класс

Подготовила и провела

учитель нач. классов Гаврилина Л.В.

г. Борисоглебск

Тема: Правописание мягкого знака

в середине и в конце слова.

Ц е л и:

Обучающие:

развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Воспитательные:

формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.

Развивающие:

формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.

Используемые методы:

Наглядность:

  • карточки в форме солнышка и тучки;

  • карточки для словарной работы;

  • карточки со случаями написания мягкого знака и с ошибками в его использовании.

  • карточки со схемами позиций мягкого знака;

  • наглядность значений слова «соль»

Ход урока.

I. Орг. момент.

Вот книжки на столе, а вот — тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

II. Цели урока (психологическая минутка).

— Вы любите преодолевать трудности?

— Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

— Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

— А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

— Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?

— У вас на столе лежат солнышко и тука. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

— Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками.

— Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего урока.

Мягкий знак в середине и в конце слова.

— Кто хочет научиться грамотно писать слова с мягким знаком, узнать новое и интересное и мягком знаке?

— Молодцы! Все желают много знать. Это знание вам обязательно пригодится в вашей непростой школьной жизни.

— Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.

III. Чистописание:

Дети открывают тетради, число и классная работа записаны в тетрадях заранее, три ученика читают стихи по две строчки:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Учитель показывает таблицу с позициями мягкого знака.

— Ребята, когда в слове пишется мягкий знак?

— Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите? (одна)

— Вспомним, как пишется мягкий знак. (учитель показывает ь с выходом на соединение и без)

— Где может стоять первый мягкий знак? (в середине слова)

— Где может стоять второй знак (в конце слова)

— Итак, сначала все пропишем в воздухе.

— А сейчас напишите только два раза мягкий знак в тетради. (дети пишут)

— А теперь все обязательно прервитесь на минутку. Посмотрите, вот как написаны эти знаки у меня на доске. Правильно ли они написаны? (нет)

— Какие ошибки здесь допущены? (дети объясняют)

— Верно, а теперь посмотрите в свои тетради – верно ли написано у вас и допишите знаки аккуратно и правильно до конца строки.

— Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.

— Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая.

Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая?

  • у неё нет собственного звука,

  • но может влиять на звук, стоящий перед ней,

  • не может стоять в начале слова

  • не имеет заглавной буквы.

— Вот как сказал про мягкий знак писатель Л. Измайлов:

Мягкий знак – хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак!

— Назовите слова с мягким знаком (уголь, сказать).

— Скажите, какие есть в этих словах орфограммы (мягкий знак в слове уголь, скажешь; безударная гласная в слове сказать)

— Как нам проверить безударную гласную? (подобрать проверочное слово — скажешь)

— Давайте эти слова запишем на второй строчке.

уголь ск _ зать — скажешь

IV. Словарная работа:

— Какое правило мы только что вспомнили? (безударная гласная, которую можно проверить)

— Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные)

— Почему (проверяем по словарю).

— Назовите мне эти слова (по карточкам: учитель, тетрадь, девочка, пальто, медведь, морковь, мальчик, коньки).

— Есть среди них слова с мягким знаком в конце слова? Прочитайте.

— А слова с мягким знаком в середине? Назовите.

— Запишем эти слова в два столбика – в 1 столбик которые отвечают на вопрос Кто?, а во второй – на вопрос Что?

У доски два ученика работают на отдельных сторонах, остальные дети пишут в тетрадях.

кто?

что?

учитель

девочка

медведь

мальчик

тетрадь

пальто

морковь

коньки

— Проверяем работу на доске (с использованием сигнальных карточек).

— Какие слова отвечают на вопрос Кто?

— Где в слове стоит мягкий знак? Почему ты в слове написал мягкий знак? (звук мягкий)

Аналогичная работа со словами из второго столбика.

— Какой вывод мы можем сделать?

Мягкий знак пишется в словах, отвечающих на вопрос кто? и что? в середине и на конце слова, когда согласный звук произносится мягко.

— Хорошо. А какое слово в первом столбике как будто лишнее? (девочка)

— Почему? (правописание чк-чн без мягкого знака– мягкий знак не пишется)

— Молодцы. А теперь посмотрите сюда (учитель показывает незаконченную схему). На перемене в класс заскочила шалунья-резинка, потёрлась о слова, как котёнок, и стёрла половину хорошего и полезного правила.

— Давайте восстановим это правило полностью.

ЧК

ЧН Ь НЧ

ЩН НЩ

В сочетаниях чк, чн щн, нщ, нч мягкий знак не пишется.

V. Физминутка.

Приплыли тучи дождевые:

Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

Пей, рожь, пей!

Рожь, склоняясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет.

А теплый дождик неугомонный

Льет, льет, льет.

— Ребята, а кто запомнил в нашей физминутке слова, где есть мягкий знак? (дождь, рожь, пьет, льет.)

— Почему в этих словах пишется мягкий знак?

— А чем отличаются эти слова? (обозначают предмет и действие)

Вывод: Мягкий знак пишется и в словах-предметах, и в словах-признаках, и в словах действия.

VI. Звуко-буквенный анализ слова.

— Итак, соль нашего урока, нашего дня – научиться писать слова с мягким знаком.

— А почему говорят: «Соль дела, соль урока»?

— Верно, это значит – самое главное. Давайте разберем это слово по буквам и звукам.

Звуко -буквенный разбор слова «соль». Один ученик у доски.

Соль – 1 слог, 2 согл., 1 гл.

[ с ] – согл., тверд., глух., парн.

[ о ] – гл., уд.

[ л ] – согл., мягк., зв., непарн.

[ — ] .

4 б., 3 зв.

— Почему букв здесь больше, чем звуков?

Вывод: Мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков.

Физминутка

А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.

VII. Работа с предложением.

— Ребята, а просто слово «соль» – что оно может обозначает? (полезное ископаемое, нота, пищевая добавка)

— Составьте устно предложение со словом «соль». Причём первый ряд – про ноту; второй – про полезное ископаемое, а третий – про пищевую добавку.

— Проверяем. (выборочно нескольких учеников). Хорошо.

— А теперь давайте запишем такое предложение «Ольга спела ноту соль(комментирует один ученик)

Вывод: Одно слово – много значений. Слова с мягким знаком надо уметь слышать и правильно писать.

VIII. Работа в парах.

— А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.

— У вас на столах лежат карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы — решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет.

1. поймал, окун_ков, Игор_, пят_, на реч_ке

2. сил_ная, на, метел_, улице, началас_

Сначала дети называют орфограммы, проговаривают орфографически. Потом записывают предложения, прошёптывая каждое слово.

Учителем организуется взаимопроверка (всё правильно – ставят +, не всё – исправляют ошибки) — на доске открываются предложения, и ученики проверяют друг друга парами:

Игорь поймал на речке пять окуньков.

На улице началась сильная метель.

— Скажите, где вы написали мягкий знак? Почему?

— А в каком слове вы мягкого знака не вставили (речке)? Почему?

Физминутка «Надуваем шарик»

(надуваем – большой, перестали – маленький)

— В каких словах встретился мягкий знак? (большой, маленький)

— Что это за слова? (слова-признаки, слова, противоположные по смыслу)

IX. Итоги урока.

— Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?

— А какой секрет русского языка вы теперь знаете?

(когда и зачем пишется мягкий знак)

— Хорошо, вы все справились с трудностями.

Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?

— Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

— Молодцы. У вас у всех хорошее настроение.

Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

— Спасибо всем. Урок закончен.

Грамматический мягкий знак после шипящих

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Орфография и орфограммы 1-4 классов
  5. Грамматический мягкий знак после шипящих

Грамматический мягкий знак – это мягкий знак, который не является показателем мягкости предшествующего согласного (мягкий знак как показатель мягкости), а характеристикой определенной грамматической формы.

Грамматический мягкий знак после шипящих может находиться как в конце слова, так и в середине.

В конце слова мягкий знак после шипящих ставится:

  • В именах существительных женского рода третьего склонения (дочь, мышь, рожь, печь)
  • В глаголах в неопределенной форме и оканчивающихся на ЧЬ (стричь, сечь, беречь)
  • В глаголах в форме 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени (ведешь, ждешь, испечешь, придешь)
  • В глаголах повелительного наклонения с шипящими на конце (нарежь, помажь, съешь)
  • В словах:ишь, лишь, бишь, вишь.

 

В середине слова мягкий знак после шипящих пишется перед –СЯ:

  • У глаголов в неопределенной форме (поостеречься, обжечься)
  • У глаголов в форме 2 лица настоящего и будущего времени (красишься, валяешься, намажешься, нахлебаешься)
Обрати внимание, что в некоторых случаях грамматический мягкий знак не ставится!

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Неупотребление мягкого знака после шипящих

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Мягкий знак в словах как показатель мягкости

Разделительный мягкий и твердый знак

Правописание приставок на -з / -с

Правописание приставок и предлогов

Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Буквы И — Ы после Ц

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Слова с двойными (удвоенными) согласными

Правописание безударных окончаний имён существительных

Правописание безударных окончаний прилагательных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Правописание «не» с глаголами

Перенос слов

Орфография и орфограммы 1-4 классов

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 76, Полякова, Учебник, 2 часть

3 класс

Упражнение 85, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 56, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 100, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 25, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 44, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 46, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 48, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 127, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 227, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 60, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

4 класс

Упражнение 171, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 212, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 250, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 11, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 151, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 174, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 5, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 7, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 6, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 693, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 81, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 90, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 98, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 133, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 76, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 77, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 79, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 92, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 139, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 156, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс

Упражнение 19, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 22, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 323, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 324, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 475, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 539, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 568, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 612, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 42, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 88, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 34, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 51, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 132, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 164, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 210, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 289, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 391, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 427, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 95, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 420, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 12, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 133, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 225, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник


© budu5.com, 2020

Пользовательское соглашение

Copyright

Урок «Слова с мягким знаком на конце»

Конспект

урока русского языка

«Слова с – ь – на конце»

для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Автор: учитель начальных классов Еремеева И.В.

Цель: Учить письму слов с – ь – на конце.

Задачи:

Знакомить с написанием буквы – ь -.

Формировать навыки правильного каллиграфического письма изученных букв и слогов.

Учить дифференцировать слова с – ь — на конце и без него.

Развивать зрительное и слуховое осознанное восприятие и внимание.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывать бережное отношение к природе.

    Оборудование: Образец написания букв «ы», «ь»; город букв, наборное полотно; предметные картинки с изображением коня, лося, карася, окуня, линя, сома, акулы, саназа; зеленая и синяя корзинки; магнитофон, мр3 музыка для физминутки; карточки с индивидуальными заданиями; анкета к уроку; ПК, экран, мультимедийная презентация.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    — Прозвенел уже звонок,

    Начинается урок.

    Ждут нас книжки и тетрадки.

    Вы, готовы?

    Все в порядке!

    Проверка готовности к уроку.

    — Ребята, сядет тот, кто придумает слова с –ь- на конце (Гусь, конь, мать, пень, соль, день, тень, моль, лось, огонь, дождь, медведь…)

    — Какое идет время года?

    — Какой день недели?

    — Какое сегодня число?

    — Какой урок?

    — Какой по счету урок?

    — С какой буквой познакомились на прошлом уроке русского языка?

    2. Сообщение темы урока

    — Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с буквой – Ь -.

    Слайд 1

    3. Повторение

    1. Работа с городом букв.

    Слайд 2

    — Назовите гласные звуки.

    — Почему они гласные?

    — Какие только твердые звуки вы знаете?

    — Какие только мягкие звуки вы знаете?

    4. Пальчиковая гимнастика

    Слайд 3

    Дети выполняют движения в соответствии со словами стихов.

    На поляне

    На поляне дом стоит.

    Но вот к дому путь закрыт.

    Мы ворота открываем,

    В этот домик приглашаем.

    На прогулку

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Вышли пальчики гулять.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    В домик спрятались опять.

    По грибы

    Пальчик, пальчик, где ты был?

    Этот пальчик в лес пошёл,

    Этот пальчик гриб нашёл,

    Этот пальчик чистить стал,

    Этот пальчик жарить стал,

    Этот пальчик всё съел,

    Оттого и потолстел.

    Можешь пальцы сосчитать:

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Раз, два, три, четыре, пять –

    Десять пальцев, пара рук –

    Всё твоё богатство, друг!

    5. Повторение

    1. Самостоятельное письмо бордюров из элементов буквы Ь.

    2. Письмо буквы ь.

    Слайд 4

    — Ребята, на какую букву похож -Ь- ?

    — Давайте превратим букву -Ы- с -Ь-.

    — Посмотрите на букву ь. Из скольких элементов состоит эта буква?

    Объяснение написания буквы ь.

    — Начинаем на верхней линейке рабочей строки. Вниз опускаем наклонную прямую, не доходя до нижней линии, делаем закругление вправо, касаемся нижней линии, ведём полуовальную линию вверх, закругляем влево до середины строки и закрываем овал на прямой.

    3. Письмо букв и сочетаний букв с -Ь-.

    — Прочитайте буквы: л, м, б, в, с, д, н, т.

    — Какие это букву? (Согласные, могут быть твердыми и мягкими)

    — Нарисуйте в тетради синий круг. Запишите буквы в тетради.

    — Как превратить их в мягкие? (Подставить мягкий знак)

    — Прочитаем, что у нас получилось: ль, мь, бь, вь, сь, дь, нь, ть.

    — Нарисуйте в тетради зеленый круг. Запишите буквы в тетради.

    — Что можно сказать про -Ь-?

    — Ребята, есть стихотворение про букву –Ь-, вот послушайте:

    Мягкий знак – хитрый знак.

    Не назвать его никак.

    Он не произносится,

    Но в слово часто просится,

    Почему у дома «угол»

    Превратился сразу в «уголь»

    Без пожара, просто так?

    Это буква мягкий знак.

    7. Изучение темы урока.

    1. Звуко-буквенный анализ слов.

    — Отгадайте загадку:

    Он стройный и красивый,

    У него густая грива. (конь)

    Слайд 5

    — Сосчитаем, сколько звуков в слове конь? (3)

    — Нарисуем 3 клетки.

    — Первый звук согласный, твердый – синяя клетка.

    — Второй звук гласный – красная клетка.

    — Третий звук – согласный, мягкий — зеленая клетка.

    — Запишем слово – конь – в тетрадь.

    — Сосчитаем, сколько букв в слове конь? (4)

    Такого у нас еще не было, чтобы звуков было меньше, чем букв. Как вы думаете, почему так получилось? (Буква –Ь- звука не имеет).

    — Отгадайте еще одну загадку:

    Трав копытами касаясь,

    Ходит по лесу красавец,

    Ходит смело и легко,

    Рога раскинув широко (лось)

    Слайд 6

    Разбор слова по аналогии.

    — Ребята, конь и лось – это кто?

    — Каких животных вы еще знаете?

    — На какие две группы можно разделить всех животных?

    Физминутка

    Дети выполняют движения за учителем под музыку.

    2. Дифференциация слов с -Ь- и без него.

    Игра «Рыбалка»

    Слайд 7

    — Ребята, посмотрите, на доске у нас появился водоем. Там плавают рыбки. Прочитаем их название. (Акула, карась, сазан, окунь, линь, сом).

    — Ребята, давайте оставим с водоеме только тех рыб, в названии которых на конце есть –Ь-, а остальных в корзинки.

    — Запишите названия рыб с –Ь- на конце в тетрадь, подчеркните согласный рядом с –Ь- зеленым карандашом.

    — Прочитаем хором названия рыб.

    — А каких рыб вы еще знаете? (Карп, селедка, камбала и другие).

    3. Игра «Превращение слов» (игра с мячом)

    — Я вам буду говорить слова, которые обозначают несколько предметов, а вы должны будете сказать слово, которое обозначает один предмет.
    Лоси, кони, гуси, медведи, тетради, двери, звери, тени, буквари, угли, рыси, окуни.

    4. Индивидуальная работа.

    Дети получают карточки с заданием: выписать слова с –Ь- на конце с один столбик, а слова без мягкого знака в другой.

    — Нарисуйте два кружка синего и зеленого цвета (жар, жарь, мыл, мыль, угол, уголь, кон, конь, хор, хорь).

    Проверка.

    5. Работа с предложением.

    Слайд 8

    Запись предложения под диктовки.

    — Ребята, как начинаю писать предложение? (С большой буквы).

    — Что ставим в конце? (Точку).

    — Посчитайте, сколько слов в данном предложении (Хорь напал на кур.)

    Хорь напал на кур.

    — Самостоятельно составьте схему к данному предложению.

    Проверка (У доски схему составляет ребенок).

    8. Рефлексия

    — О чем мы беседовали на уроке?

    — Вспомните, какие задания вы выполняли.

    — Заполните анкету:

    Урок был интересным.

    Задания были легкие.

    Я активно работал на уроке.

    Нужно стараться больше.

    Я устал.

    Красный цвет – да, синий – нет.

    — Ребята, вычеркните в строке все –Ь- и вы узнаете, как вы работали на уроке:

    Ь Х Ь О Ь Ь Р Ь О Ь Ь Ь Ш Ь О!

    Мягкий знак после шипящих: правила и исключения

    Порой мы задумываемся, надо ли ставить мягкий знак после шипящих. Изложим вам правила, гласящие, когда этого делать не следует и когда делать это строго обязательно.

    Эти правила отталкиваются от того, о какой части речи идёт речь, в каком склонении и в какой части слова.

    мягкий знак после шипящих

    Мягкий знак после шипящих — правило постановки

    Ставим мягкий знак:

    1. Мягкий знак после шипящих необходимо писать в существительных женского рода, если они находятся в единственном числе в именительном и винительном падеже.

    Пример слов: ночь, брешь, дочь, ложь, вещь, плешь.

    Пример в предложении: Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.

        2.  В глаголах второго лица в единственном числе при условии настоящего или будущего времени на окончаниях после шипящих.

    Пример в слове: будешь, станешь, варишь, помнишь, веришь, сделаешь.

    Примеры в предложениях: Если ты знаешь, если ты веришь, то со мною ты будешь и не скоро разлюбишь.

    Дополнение: Если к данным глаголам добавить окончание – ся, мягкий знак сохраняется. Пример: возвращаешься, напрягаешься, намереваешься.

         3.  В глаголах единственного числа в повелительном наклонении в окончаниях после шипящих.

    Пример в слове: Режь! Съешь! Спрячь!

    Дополнение: Если к данным глаголам добавить окончание – ся, мягкий знак сохраняется. Спрячься! Не дурачься!

    Примеры в предложениях: Вадик, не дурачься и не прячься!

    мягкий знак после шипящих правило

         4.  В глаголах, находящихся во множественном числе и повелительном наклонении перед окончаниями – те, — тесь.

    Пример: намажь – намажьте – намажьтесь.

    Пример в предложении: Дети! Не плачьте!

        5. В глаголах неопределённого лица, в том числе и перед окончанием -ся.

    Пример слов: печь – печься, лечь – разлечься.

    Пример в предложении: Этим рекам долго течь.

        6.  В наречиях положено вписывать мягкий знак после шипящих, находящихся в конце слова.

    Пример: Сплошь, вскачь, наотмашь, настежь.

    Пример в предложении: Он пустил лошадь вскачь, и наотмашь рубил воздух мечом.

    Исключения: Уж, невтерпёж, замуж.

        7. В частицах с шипящими окончаниями: бишь, вишь, ишь, лишь.

    Пример слов: то бишь, всего лишь.

    В предложении: Ишь какой хулиган!

    мягкий знак после шипящих

    Почему иногда мягкий знак после шипящих не пишут?

    Не надо писать:

    1. В существительных мужского рода единственного числа, именительного падежа.

    Пример: грач, калач, рогач, лещ, нож.

    Предложение: К нашему окну подлетел стриж.

        2. В существительных, находящихся во множественном числе и родительном падеже.

    Пример: туч, круч, плеч, Гриш, меж, луж.

    Пример предложений: К сожалению, к завтраку сегодня не подали груш.

        3. В именах прилагательных в краткой форме.

    Пример: могуч, горяч, хорош, летуч, певуч, пригож.

    Предложение: Он был и душою хорош, и собою пригож…

        4. В местоимениях с шипящими на конце.

    Примеры: ваш, наш.

    Учитывая изложенное, правописание мягкого знака после шипящих различается в зависимости от многих факторов – части речи, склонения, числа, а также наличия исключений из правил.

    Учителя младших классов дают своим ученикам рифмованные варианты правил — для более лёгкого запоминания.

    Правила в стихах!

    ***

    правописание мягкого знака после шипящих

    Существительные «много»,

    Существительные «мой» —

    Знак не ставим никакой!

    ***

    В глаголах и наречиях

    Знак пишется всегда,

    А в кратких прилагательных

    Не пишем никогда!

    Ь после шипящих в глаголах, на конце существительных и наречий!

    В статье мы детально разберем, когда пишется ь после шипящих в глаголе, существительных и наречиях. Также на понятных примерах покажем типичные ошибки написания мягкого знака после шипящих.

    Шипящих букв в русском языке всего 4. Это буквы Щ, Ж, Ч и Ш. Основные случаи касающиеся написания Ь после шипящих – это написание мягкого знака после шипящих в глаголе, на конце существительных и наречий. Разберем каждый случай в отдельности.

    Когда пишется Ь после шипящих в глаголе?

    Ответ однозначный:

    «Мягкий знак после шипящих в глаголах мы пишем ВСЕГДА!»

    В учебниках чаще всего перечисляют, что «ь» пишется, если глагол в инфинитиве (отвечает на вопрос, что делать? или что сделать?), во втором лице единственного числа (сочетается с местоимением ты) или в находиться в повелительном наклонении (идет указание на действие).
    Запоминать это всё не обязательно, поскольку во всех других формах шипящие на конце не встречаются.
    Рассмотрим на примерах.
    Инфинитивы: привлечь, жечь, лечь.
    Второе лицо, единственно число: напишешь, любишь, дышишь.
    Повелительная форма: отрежь, намажь, съешь!

    К слову сказать, мягкий знак может стоять не только на конце глаголов. При добавлении –ся и –те после шипящей буквы «Ь» сохраняется. Например: режьте, намажься, влюбишься.

    Самая популярная ошибка с мягким знаком в глаголах это написание его между –т и –ся в разных лицах. Если мы пишем «бриться» (что делать? с мягким знаком), то «бреется» (что делает?) мы напишем без Ь. Правило простое: “Если вопрос с «Ь» на конце, то и между –т и –ся мягкий знак мы тоже пишем.” Помним, что буква Т к шипящим не относиться, поэтому данное правило не совсем по теме статьи.
    Глаголы мы рассмотрели. Перейдем к существительным!

    Мягкий знак после шипящих на конце существительных

    Правило довольно простое:

    «Ь после шипящих в конце существительных пишется ТОЛЬКО, если существительное женского рода единственного числа!»

    Во всех остальных случаях Ь после шипящих в конце существительных НЕ пишется.

    Рассмотрим на примерах.
    С мягким знаком после шипящих:
    Рожь, ночь, ложь, вещь, дочь.
    «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.» А.С.Пушкин.
    Женский род единственное число можно определить подстановкой местоимения «моя».
    Моя дочь, моя ложь, моя блажь.

    Без мягкого знака:
    Врач, нож, много туч, много груш, кирпич, калач, пугач, Александр Сергеевич.
    «Над ним луч солнца золотой…» М.Ю.Лермонтов.

    Как мы видим мягкий знак не пишется после существительных мужского рода единственного числа, в существительных множественного числа, в конце мужских отчеств.
    Проще запомнить, когда мягкий знак в существительных пишется, чем когда он не пишется 🙂 .

    Мягкий знак после шипящих на конце наречий

    Тут тоже всё довольно просто:

    «Ь после шипящих на конце наречий пишется ВСЕГДА, за исключением наречий: уж, замуж, невтерпеж.»

    Примеры: прочь, напрочь, наотмашь, лишь, вскачь, настежь, навзничь, точь-в-точь.

    Очень важно понимать, что такое наречие, поскольку частая ошибка: написание мягкого знака после шипящих в кратких прилагательных.
    Хорош, пригож, горяч, могуч, вонюч и т.д. пишутся без мягкого знака.

    Как отличать краткое прилагательное от наречия?
    Наречие отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? …и чаще всего: Как?
    Обозначает наречие признак действия, то есть относиться к глаголу. Ушел прочь. Отказался напрочь. Повторил точь-в-точь.

    Краткое прилагательное отвечает на вопрос: Каков? И обозначает признак предмета. То есть относиться к существительному. Дом хорош. Душ горяч. Ветер, ветер, ты могуч…

    Помимо глаголов, существительных, наречий и кратких прилагательных Ь после шипящих встречается в частицах и местоимениях. В них большинство людей мягкий знак пишут интуитивно правильно и запоминать данные случаи, на наш взгляд, не так важно.
    Однако, для справки:
    В частицах с шипящими окончаниями мягкий знак ПИШЕТСЯ всегда. Это частицы: ишь, лишь, бишь, вишь.
    Примеры употребления частиц в предложениях:
    То бишь это так. Ишь какой нашелся. Это всего лишь гром.

    Местоимения всего два: НАШ и ВАШ. В них МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ.

    Вот, собственно, все основные случаи употребления Ь после шипящих.
    Для закрепления предлагаем также вашему вниманию схему, которая объединяет всё выше сказанное по написанию мягкого знака после шипящих.
    ь после шипящих - схема
    Если у вас появились вопросы по тому, когда пишется ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях или других частях речи, обязательно пишите их в комментариях.


    Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о
    2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
    тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск