Словарные слова орфограммы – Методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме: Список слов с непроверяемыми орфограммами 2 класс УМК «Перспектива»

Виды работ над словами с непроверяемыми орфограммами. Опыт работы со словарными словами в 1–2-м классах

В каждом классе учащиеся запоминают написание определённого количества словарных слов. Работа с такими словами проводится следующим образом.

Все слова, правописание которых должны усвоить учащиеся в 1 классе встречаются в текстах »Азбуки», «Книге для чтения».

Работа над ними начинается ещё в букварный период. Словарные слова складываются из разрезной азбуки, проводится их слоговой и звуковой анализ, выделяется непроверяемая безударная гласная (цветным мелом на доске и цветной ручкой в тетрадях или просто подчёркиванием). Некоторые виды работ, из представленных ниже, можно использовать в качестве индивидуальных заданий в первом классе.

Во втором классе в первом полугодии работа над словарными словами продолжается.

Все слова, записанные в словаре, учащиеся заучивают наизусть. Это достигается путём частого употребления их в различных заданиях и упражнениях:

  1. Перечислить названия птиц, животных, людей, учебных вещей.
  2. Выписать из словаря слова, обозначающие названия животных (домашних, диких).
  3. Выписать из словаря слова, обозначающие названия птиц (зимующих, перелётных).
  4. Записать слова, которые начинаются с буквы М, с буквы П и т. д.

Материал для выборочного диктанта.

  1. На ветке сидит ворона.
  2. Рабочие идут на завод.
  3. Дежурный стёр пыль.
  4. Медведь любит мёд.

Кроме отдельных предложений пишем и связные тексты, по содержанию простые и доступные учащимся.

Зима.

Наступила зима. Толя надел пальто, взял коньки. Он идёт на каток. Там много мальчиков и девочек. Всем весело.

Наш класс.

Мы любим свой класс. В классе чисто. Дежурный открыл окно. Зазвенел звонок. Учитель вошёл в класс. Ученики встали. Начался урок письма.

Ответы на вопросы.

  1. Кто живёт в лесу?
  2. Кто следит за чистотой в классе?
  3. Куда идут рабочие?
  4. Что даёт корова?

Ответы на вопросы можно проводить по-разному:

  1. написать 3-4 вопроса на доске, а учащиеся дают полные ответы и записывают их в тетради;
  2. учитель диктует вопросы, учащиеся записывают только ответы (словарные слова).

Дописать предложения.

  1. За окном запел…(петух).
  2. Мальчик чистит своё…(пальто).
  3. Стрекочет проворная …(сорока).
  4. Брату купили…(коньки).
  5. На горку бегут …(ребята).

Загадки.

  1. С людьми дружит, дом сторожит. (собака).
  2. Жидко, а не вода, бело, а не снег. (молоко).
  3. Зимой беленький, а летом серенький. (заяц).
  4. Загадки используются для комментированного письма.

Игры.

1. «Буквы рассыпались. «

Л, Е, П, Н, А З, Я, А, Ц
П, У, Т, Х, Е П, Ь, Л, Т, А, О
М, З, Р,О,О В, Р, Н, О, О, А
О, К, Р, О, В, А Б, Р, Б, Н, А, А, А

2. «Слоги рассыпались. «

РА, ТА, БО ДЕ, НЫЙ, ЖУР
КА, ДАШ, РАН ШИ, НА, МА
ДЕ, КА, ВОЧ
НА, ВО, РО

3. «Из каких слов выпали согласные?»

О, О, А (корова, сорока, ворона)
А, А, А (барабан, карандаш)
Е, А (пенал)

4. «Из каких слов выпали гласные?»

М…Р…З (мороз)

В…Р…Н…(ворона)

Р…Б…Т…(работа)

З…В…Д (завод)

5. «Назвать (записать) слова, которые начинаются с букв У, В, К, П, И, Д. «

УЧЕНИК, УЧИТЕЛЬ, ВОРОНА, ВОРОБЕЙ, КОРОВА, КЛАСС, и т. д.

6. «Назвать (записать) слова с тремя гласными А или О, двумя гласными О. «

ВОРОБЕЙ, БАРАБАН, МОРОЗ, ВОРОНА.

7. «Первый слог потерялся. «

На доске записаны слова без первого слога. Дети подбирают недостающие слоги.

…РОКА, …РОЗ, …КИ, …РОВА, …БАКА, …ТО.

8. «Какое слово записать?»

На доске учитель записывает словарное слово, которое нужно отгадать и закрывает его. Затем говорит, что это слово имеет 3 согласных и 2 гласных звука.

9. «Угадай слово. «

СО…(собака), МО…(молоко), СО…(сорока), ЗА…(завод), МО…(молоток), ДЕ…(девочка), ЗА…(заяц), ДЕ…(дежурный).

10. «Не ошибись!»

У всех учащихся должны быть карточки с гласными А, О, Е, И, Я. учитель называет слово, учащиеся показывают карточку с нужной орфограммой. Затем слово можно записать в тетрадь.

Творческие работы.

1. Составить предложения с данными словами: БАРАБАН, РЕБЯТА, ДЕВОЧКА.

2. Составить предложения с данными группами слов:

РАБОТА, КОЛХОЗ.

УЧЕНИК, КЛАСС.

3. Составить рассказы по опорным словам. Дать им заглавие.

ЗИМА, МОРОЗ, КОНЬКИ, КАТОК.

УЧЕНИК, КАРАНДАШ, ПЕНАЛ, ТЕТРАДЬ.

КЛАСС, УЧИТЕЛЬ, УЧЕНИК, ДЕЖУРНЫЙ.

Выборочный ответ.

Предлагая учащимся задание, учитель сопровождает его несколькими ответами, из которых один правильный, или полный, а остальные неправильные. Учащиеся должны выбрать правильный ответ.

Например:

слова 1 Отв

2

еты

3

4
Б…ТОН А О А О
Г…ЗЕТА О А А О
Г…РОХ
О
А О О

Другой пример:

слова 1 Отв

2

еты

3

4
КО…ЕКТИВ Л ЛЛ Л ЛЛ
А…ЕЯ ЛЛ Л Л ЛЛ
КО…ИДОР РР Р РР Р

Учащиеся выбирают правильный ответ, после этого проводят самопроверку, взаимопроверку, сверяя ответ по словарю.

Во 2 классе в течении второго полугодия продолжается работа над закреплением правописания слов непроверяемых ударением, изученных раннее, также учащиеся знакомятся с новыми словами.

Ознакомление детей с орфографическим словариком лучше провести в начале 3 четверти, когда учащиеся приступят к изучению частей речи. К этому времени у детей окрепнут навыки чтения, у них будет некоторый запас сведений по грамматике и орфографии, а изучение частей речи позволит использовать в словарике различные формы слов и грамматические пометы. Ознакомлению со словариком должны предшествовать повторительные упражнения, связанные с повторением алфавита, т. к. твёрдое знание алфавитного порядка букв является важнейшим условием, обеспечивающим умение пользоваться любым словарём, в том числе и орфографическим.

Задания тесно связываются с изучаемой темой:

  1. Подчеркнуть в словах звонкие и глухие согласные .
  2. Расположить словарные слова в алфавитном порядке.
  3. Записать слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?
  4. Записать слова, обозначающие действие предмета.
  5. Образовать родственные слова.
  6. Выписать слова со звонкой и глухой согласной на конце.
  7. Составить предложения с данными словами, употребив предлоги.

Во всех заданиях указать количество слов, которое должны написать.

Ответы на вопросы.

  1. Что делает художник?
  2. На чём работает тракторист?
  3. Во что собирают грибы?
  4. Какой день недели первый?
  5. Какой день недели последний?
  6. Кто водит автомашину?

Дописать предложения.

  1. Столица нашей Родины…(Москва).
  2. Осенние месяцы…(сентябрь, октябрь, ноябрь).
  3. Всех слов дороже нам слова:
  4. Страна родная и …(Москва).

Пословицы.

Используем для комментированного письма и для выборочного диктанта.

  1. Береги нос в большой мороз.
  2. Хорош соловей голосом, а колхоз колосом.
  3. Человек без Родины, что соловей без песни.
  4. Декабрь год кончает, январь начинает.

Загадки.

  1. Телята гладки, привязаны к грядке. (огурец).
  2. В поле родился, на заводе варился, на столе растворился. (сахар).
  3. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (морковь).

Игры.

1. Голоса на улице.

ПЕТУХ стрекочет
СОРОКА поёт
ВОРОБЕЙ лает
КОРОВА чирикает
СОБАКА мычит

2.  У каждой буквы столбик слов.

Учитель называет слова из 3 – 5 букв. Дети записывают слова в тетрадь и под каждой буквой по заданию учителя пишут по 3 – 4 слова из словаря.

К О
КАРТИНА ОГУРЕЦ
КОРЗИНА ОДЕЖДА
КАПУСТА ОТЕЦ

3. «Цепочка».

Записать 10 слов: последняя буква первого слова становится первой буквой следующего слова.

4. «Кто больше?»

Кто больше запишет за установленное время слов с непроверяемой безударной гласной, тот и победит.

Творческие работы.

1. Составить предложения с данными словами:

ДЕРЕВНЯ ГОРОД
КАРТИНА КОРЗИНА
НАРОД ПОГОДА

2. Составить рассказы по опорным словам. Дать им заголовки.

КОЛХОЗ, ОГОРОД, УРОЖАЙ, КАРТОФЕЛЬ, ГОРОД.

ПРАЗДНИК, УЛИЦА, НАРОД, ОТЕЦ, РЕБЯТА.

Группировка и запись слов по орфографическим признакам.

Учащиеся записывают диктуемые или приведённые на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов. Учитель даёт слова с непроверяемыми безударными гласными (ПЛАНЕТА, ДИВАН. ГАЗЕТА, ГИГАНТ, ТЕЛЕГА, ПЕЩЕРА, КОМАР, СИРЕНЬ, ТЕТРАДЬ, ЛИМОН, ПОБЕДА. КАНАВА, КОТОМКА) и предлагает записать их столбиками: в один по алфавиту с безударной гласной О, в другой – с безударной гласной А, и т. д.

О А Е И
КОМАР ГАЗЕТА МЕТАЛЛ ДИВАН
КОМАНДИР КАНАВА ТЕПЕРЬ ЛИМОН
ПОБЕДА САЛЮТ ТЕТРАДЬ СИРЕНЬ

Дописывание орфографических таблиц.

Для закрепления непроверяемых написаний может быть использован приём дописывания таблиц.

1. Впиши слова в таблицу.

А О
А А-А О О-О
АБЗАЦ КАРАНДАШ СОЛОМА ОГОРОД

Огромно образовательное и воспитательное значение русского языка как учебного предмета. Научить школьников правильно пользоваться русским языком, обеспечить подготовку вполне грамотных людей – важнейшая задача школы.

Одной из основных трудностей прочного усвоения учащимися основ орфографии является наличие в русском языке сравнительно большого количества слов, правописание которых не определяется ни правилами, ни произношением. Усвоить правописание этих слов («трудных,» словарных) учащиеся могут только путём заучивания и систематической тренировке в их написании.

Подходить к их изучению нужно дифференцированно: в первую очередь учащихся целесообразно знакомить со словами, часто употребляемыми в речи. А учительский опыт показывает, что попутное включение слов с непроверяемой орфограммой в различные виды упражнений в течение всего учебного года даёт хорошие результаты. Учащиеся усваивают слова, а сам процесс усвоения исключает томительное однообразие.

Методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме: Список слов с непроверяемыми орфограммами 2 класс УМК «Перспектива»

2 класс

     Запомни:

    I четверть

алфавит

учительница

ученица

гимназия

месяц

сентябрь

октябрь

учебник

портфель

ранец

блокнот

жёлтый

чёрный

неделя

четверг

овощи

огород

морковь

картофель

огурец

помидор

чеснок

горох

урожай

корзина

малина

трактор

грузовик

медведица

зоопарк

группа

однажды

вокруг

громко

иногда

потом

сколько

столько

слева

направо

сначала

тогда

только

сейчас

нельзя

везде

интересно

магазин

батон

сахар

молоко

кефир

шоколад

завтрак

ужин

лестница

47.коридор

48.мебель

49.квартира

50.комната

51.картина

52.рисунок

II четверть

ноябрь

декабрь

поздравить

уважение

пора

вчера

сегодня

завтра

валенки

варежки

рукавицы

12.гирлянда

13.лучший

14.чудесный

15.прекрасный

     16.праздник

17.каникулы

     18. коньки

     19. хоккей

отец

мужчина

женщина

человек

гражданин

граждане

фамилия

Отечество

Кремль

Красная площадь

счастье

честный

вежливый

солнце

календарь

мечта

артист

театр

концерт

рассказ

наизусть

библиотека

январь

февраль

вагон

вокзал

перрон

касса

чемодан

электричка

III четверть

конверт

адрес

телеграмма

газета

костюм

карман

грамматика

английский

французский

математика

сумма

квадрат

сантиметр

дециметр

периметр

величина

длина

длинный

килограмм

восемь

одиннадцать

двенадцать

четырнадцать

шестнадцать

двадцать

миллион

чувствовать

запах

аромат

проталина

болото

берег

        улица

транспорт

автомобиль

автобус

трамвай

троллейбус

велосипед

метро

эскалатор

экскаватор

43. светофор

44. шофёр

45.шоссе

45. космонавт

46. командир

47. космодром

48. ракета

49. корабль

50.самолёт

51.сигнал

52.герой

53.солдат

54. аккуратно

55.медленно

56. теперь

57. здесь

58.впереди

59. назад

60.справа

61.налево

IV четверть

ладонь

кастрюля

блюдце

тарелка

бидон

стакан

орех

земляника

аллея

черёмуха

сирень

осина

крыжовник

шорох

шёпот

одуванчик

незабудка

колокольчик

стебель

жужжать

скворец

соловей

дятел

лягушка

гусеница

                Гапонова Е.В.

Наиболее часто встречающиеся слова:

1). Слова с двойными согласными в корне слова

аккорд

аккуратный

Алла

аллея

Анна

аппарат

аппетит

аппликация

балл

баллада

бассейн

бриллиант

ванна

вилла

гамма

Геннадий

гиппопотам

горилла

грамм

грамматика

грипп

группа

дрожжи

жужжать

иллюзионист

иллюминация

иллюстрация

Инна

интеллект

интеллигент

каравелла

касса

кассета

килограмм

класс

колледж

коллектив

коллекция

колонна

комиссия

компресс

коралл

корреспондент

коттедж

кристалл

кросс

кроссворд

масса

массаж

металл

миллион

можжевельник

моллюск

нарцисс

Одесса

панно

пассажир

перрон

пресса

программа

прогресс

профессор

режиссёр

рессора

Римма

Россия

ссора

суббота

сумма

суффикс

Сюзанна

телеграмма

терраса

территория

теннис

тонна

троллейбус

туннель

хобби

хоккей

холл

шоссе

Элла

Эмма

2). Слова с двойными согласными в суффиксе или образованными при помощи приставки и корня, корня и суффикса

рассказ

поддержка

вверх

оттенки

русский

осенний

весенний

ранний

стенной (шкаф)

оконное (стекло)

утренний

утренник

деревянный

оловянный

стеклянный

3). Слова с непроизносимыми согласными

вестник

властный

гигантский

грустный

звёздный

здравствуй

известный

капустный

костный

крепостной

лестница

местность

ненастный

областной

окрестность

пастбище

поздний

праздник

прелестный

радостный

разостлался (туман)

свистнул

сердце

солнце

счастливый

счёт

тростник

устный

участник

частный

чувство

шестнадцать

яростный

4). Слова

 с — СН-

блеснул

бессловесный

вкусный

гласный

интересный

напрасный

небесный

опасный

парусный

прекрасный

пресный

согласный

тесный

чудесный

ясный

Словарные слова за 2 класс

по теме: Растения

Горох, кочан, капуста, картофель, морковь, огород, овощи, огурец, помидор, растение, салат, чеснок, урожай, овес, пшеница.

по теме: Город

Адрес, аптека, библиотека, магазин, аллея, улица.

по теме: Транспорт, дорога

Автобус, автомобиль, метро, трамвай, троллейбус, дорога, шоссе, шофер, ездить, расстояние.

по теме: Наречия

Аккуратно, медленно, легко, вчера, сегодня, завтра, однажды, теперь, потом, вокруг, везде, здесь, впереди, назад, направо, налево.

по теме: Родина

отечество, Красная площадь, Кремль

Солдат, командир, герой, медаль, орден, память, памятник, обелиск, победа, парад, салют, ракета, корабль, космос, космонавт.

по теме: Профессии

профессия, учительница, хлебороб, комбайнер, агроном, тракторист, инженер, космонавт, конструктор, капитан, командир, корреспондент

по теме: Прилагательные

Тяжелый, желтый, черный, горячий, готовый, железный, городской, фамильный, сахарный, пшеничный, молочный, яблочный, ягодный.

по теме: Гласные о-е после шипящих

Шов, шорох, шоколад, крыжовник, жонглер, шоссе, шофер.

Шелк, челка, щелка, жесткий, шепот, решетка, дешевый, ночевка, шерстка.

по теме: Слова с непроизносимыми согласными

Детство, лестница, окрестность, праздник, чувство, вкусный, чудесный, прекрасный, ужасный, опасный, напрасный, интересный, блеснуть.

1.Школа

Дежурный

карандаш

пенал

портфель

тетрадь

ученик

учитель

2.Люди

девочка

мальчик

рабочий

ребята

3.Город

дорога

завод

Красная

площадь

Кремль

магазин

Москва

улица

4. Россия

народ

родина

Россия

язык

5.Авто

автобус

автомобиль

6.Животные

корова

собака

щенок

заяц

6.Птицы

воробей

ворона

сорока

7.Деревня

деревня

лопата

молоко

огород

8.Овощи

капуста

картофель

морковь

овощи

огурец

помидор

урожай

9.Растения

арбуз

берёза

земляника

орех

осина

яблоко

ягода

10.Спорт

велосипед

коньки

11.Одежда

одежда

пальто

платок

платье

12.Дом

диван

комната

кровать

13.Удвоенные

согласные

класс

русский

Россия

14.Изо

картина

рисунок

15.Еда

завтрак

обед

сахар

ужин

16.Природа

ветер

мороз

17.Наречие

быстро

вдруг

весело

вокруг

ещё

завтра

интересно

мало

много

надо

нельзя

однажды

сегодня

сейчас

скоро

хорошо

 

Список словарных слов 1-4 класс УМК «ПНШ»

Словарные слова

(УМК «Перспективная начальная школа»)

1 класс

Адрес, алфавит, город, дежурный, карандаш, карман, картина, картон, картофель, квадрат, квартира, компот, коньки, косынка, лимон, линейка, морковь, Москва, облако, окно, пальто, пенал, пирог, платок, портфель, Россия, сапог, телевизор, телефон, улица, яблоко. (31 слово)

2 класс

Арбуз, берёза, билет, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона, газета, город, группа, девочка, деревня, директор, до свидания, завод, заяц, здравствуй, иней, капуста, класс, корова, лисица, лопата, магазин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, народ, одежда, посуда, работа, ребята, Родина, Россия, русский, сирень, скоро, собака, сорока, спасибо, столица, суббота, тетрадь, товарищ, урожай, ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык. (55 слов)

3 класс

Автобус, аллея, аптека, багаж, библиотека, болото, вагон, винегрет, вокзал, восток, герой, горох, горячий, дорога, декабрь, дорога, животное, завтрак, земляника, запад, комбайн, компьютер, космонавт, космос, Кремль, кровать, лестница, магазин, малина, месяц, металл,

метро,молоток, ноябрь, обед, овощ, огурец, однажды, орех, октябрь, осина, отец, песок, пирог, пирожное, победа, погода, помидор, потом, праздник, пшеница, расстояние, ракета, рассказ, рисунок, север, сентябрь, сирень, соловей, солома, тарелка, топор, трактор, трамвай, троллейбус,

ужин, февраль, футбол, хоккей, хороший, четверг, чувство, шоссе, шофёр, экскурсия, январь. (75 слов)

_____________________________________________________

4 класс

Автомобиль, аннотация, беседа, библиотека, биография, богатство,

билет, велосипед, галерея, гореть, горизонт, гражданин, диалог, желать,

железо, завтра, здесь, инженер, искусный, искусство, календарь, корабль,

коллектив, коллекция, костёр, натюрморт, отечество, пейзаж, портрет, правительство, президент, привет, профессия, путешествие, салют, свобода, сегодня, сейчас, секрет, солдат, хозяин, цитата, экскаватор, электричество, эскалатор. (45 слов)

Таблица орфограмм

орфог

рам-мы

Название орфограммы

Примеры

1

Беударный гласный в корне слова, проверяемый ударением

Вода — воды, глядеть — взгляд

2

Парные (звонкие/глухие) согласные в корне и на конце слова

Берёзка — берёза, робкий — робок, снег — снега, тетрадь — тетради

3

Непроизносимые согласные в корне слова

Сердце — сердечко, лестница здравствуй — здравие,

4

Разделительный Ь

Вьюга, соловьи, шьёт

5

Разделительный Ъ

Подъезд, объём, съёмка

6

Ь на конце существительных после шипящих

Ночь (ж.р), меч (м.р)

7

Заглавная буква в написании И.О.Ф. людей, кличках животных, названий стран, городов, рек, морей и др.

Сергей Иванович Петров, кошка Мурка, Россия, река Нева, море Чёрное

8

Буквы И, А, У после шипящих. Написание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Лыжи, шина, чашка, чудо

9

Заглавная буква в начале предложения

Пришла золотая осень.

10

Написание предлогов (раздельное) и приставок (слитное)

На земле, в школе, принесла, выходили

11

Раздельное написание частицы НЕ с глаголами

Не ходят, не пишет, не говорят

12

Нписание сочетаний ЧН-ЧК,ЧТ-НЩ

Ласточка, ночной, барабанщик

13

Написание букв И/Ы после Ц

Цирк, революция, птицы, цыган (искл.)

14

Написание удвоенных согласных

Русский, Анна, сумма, Россия

15

Безударный гласный в корне слова, непроверяе-мый ударением (словарные слова)

Шофёр, косынка, ученик, язык

16

Гласные и согласные буквы в приставках

Пошёл,написал, перепрыгнул,

подпрыгнул,рассказать

17

Написание -тся и -ться

Смеётся, смеяться

18

Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица ед.ч.

Читаешь, молчишь (2 л., ед.ч.)

19

20

10 любых словарных слов с орфограммой Непроверяемые гласные в корне слова. Подскажите кто нибудь !!!

корзина, собака, табурет, корова, газета, тетрадь, огурец, помидор

Банан, котлета, капуста, овощной, кастрюля, компьютер, слоны, отражать, бинокль, перила, человек, человеческий

Тетрадь, овощи, молоко, дорога.

суббота, заяц, морковь, ворона, воробей, солнце, работа, аккорд, хоккей, маяк, фигура, йогурт, корова, собака, легенда, салют, корзина.

Банан, котлета, капуста, овощной, кастрюля, компьютер, слоны, отражать, бинокль, перила, человек, человеческий

а какая непроеряемая а а ааааааааааааааааааааааааааааааа 1

А есть слова не из словаря??

суббота, заяц, морковь, ворона, воробей, солнце, работа, аккорд, хоккей, маяк, фигура, йогурт, корова, собака, легенда, салют, корзина.

FEX54C86TV7Y8UONIKTYDMHBF,8 J .K/LL/KGNDHMFUOITPGDKDGOH&&?

Зачем копировать у Максима Ланина?

Памятка по русскому языку для учащихся 2 класса. «Орфограммы корня»

Памятка Орфограммы корня 2 класс

В русском письме есть такие случаи, когда неясно, какое написание является правильным. Выбрать правильное написание можно, только опираясь на правило. Такое написание в слове называется орфограммой.

Орфограмма «Проверяемая

безударная гласная в корне слова».

Гласная, на которую не падает ударение, называется безударная гласная.

Проверять следует написание безударных гласных:

А-О, Е-И-Я.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы гласная стала ударной,

например, столы –стол, глаза –глаз, лесник –лес.

В русском письме есть такие случаи, когда неясно, какое написание является правильным. Выбрать правильное написание можно, только опираясь на правило. Такое написание в слове называется орфограммой.

Орфограмма «Проверяемая

безударная гласная в корне слова».

Гласная, на которую не падает ударение, называется безударная гласная.

Проверять следует написание безударных гласных:

А-О, Е-И-Я.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы гласная стала ударной,

например, столы –стол, глаза –глаз, лесник –лес.

Орфограмма «Непроверяемая

безударная гласная».

(Словарные слова)

Есть и такие слова, в которых гласные в корне проверить нельзя, например: капу́ста, сапоги́, соба́ка и др. Написание таких слов надо запомнить, а в случае сомнения обращаться к орфографическому словарю.

Орфограмма «Непроверяемая

безударная гласная».

(Словарные слова)

Есть и такие слова, в которых гласные в корне проверить нельзя, например: капу́ста, сапоги́, соба́ка и др. Написание таких слов надо запомнить, а в случае сомнения обращаться к орфографическому словарю.

Орфограмма «Парные

звонкие и глухие согласные».

Проверять следует написание парных по звонкости-глухости согласных: Б-П, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С, В-Ф.

Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова перед согласными, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный или звонкий согласный.

Например, пруд – пруды, узкий – узок

Орфограмма «Парные

звонкие и глухие согласные».

Проверять следует написание парных по звонкости-глухости согласных: Б-П, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С, В-Ф.

Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова перед согласными, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный или звонкий согласный.

Например, пруд – пруды, узкий – узок

Орфограмма «Непроизносимые согласные».

Чтобы проверить написание непроизносимых согласных следует подобрать однокоренное слово, в котором непроизносимый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).

Например, честный честен, честь.

Если при проверке проверяемой буквы не оказывается, то эта буква в слово не вставляется.

Например: чудесный – чудеса, опасный – опасаться, ужасный – ужасен.

ЗАПОМНИ! Ужасный, опасный, чудесный, прекрасный, вкусный, интересный, парусный, ясный, напрасный, небесный, гласный ПИШУТ БЕЗ Т.

Орфограмма «Непроизносимые согласные».

Чтобы проверить написание непроизносимых согласных следует подобрать однокоренное слово, в котором непроизносимый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).

Например, честный честен, честь.

Если при проверке проверяемой буквы не оказывается, то эта буква в слово не вставляется.

Например: чудесный – чудеса, опасный – опасаться, ужасный – ужасен.

ЗАПОМНИ! Ужасный, опасный, чудесный, прекрасный, вкусный, интересный, парусный, ясный, напрасный, небесный, гласный ПИШУТ БЕЗ Т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *