Словосочетание с типом связи согласование: Виды словосочетаний. Таблица с примерами

Содержание

Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании.

Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. (Слайд 1)

Продолжительность занятия – 45 минут.

Задачи урока:

1. Закрепить умение распознавать виды связи слов в словосочетании.

2. Формировать умения распознавать типы подчинительной связи.

3. Развивать наглядно-образное мышление.

Авторский медиапродукт – презентация 15 слайдов (среда PowerPoint, Word)

Медиапродукт.

Среда: программа для создания презентацийMicrosoft PowerPoint, текстовый редакторMicrosoft Word

Карта урока.

Комментарий хода урока

Время

(мин)

слайдов

Развитие личностных качеств и

психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Организационный момент.

Тема занятия.

Учимся быть внимательными, сообразительными, активными. Работаем быстро, пишем красиво.

2

1

Внимание

Учитель предлагает прочитать информацию, данную на слайдах, как памятку.

2

2,3

Память

Рефлексивность

Активность

Работа с таблицей

(чтение, конспектирование)

3

4

Память

Самостоятельное оформление конспекта

Слайды содержат информацию о типах подчинительной связи

( согласование, управление, примыкание) – конспектирование основных моментов.

10

5, 7, 9

Мышление

Логичность

Память

Аргументированность

Активность

Аккуратность

Творческая работа направлена на расширение словарного запаса учащихся (беседа по картине, запись схем в тетради)

10

6,8,10

Внимание

Точность речи

Участие в дискуссии

Рефлексивность

Активность

Любознательность

Умение выслушать

Самостоятельная работа с проверкой

18

11,12,

13,14

Умение классифицировать, сравнивать

Самостоятельная деятельность(работа в тетради)

Самооценка своей деятельности

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

1. недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определённых иллюстраций, схем, текстов

2. повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.

3. развитие наглядно-образного мышления за счёт повышения уровня наглядности (виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости).

Оборудование: компьютер, проектор, рабочие тетради.

План урока:

Этапы занятия (краткое содержание деятельности учителя и учащихся)

Временная реализация

Организационный момент: …

2 минуты

Рассказ учителя о …

5 минут

Конспектирование…

10 минуты

Творческая работа…

10 минут

Самостоятельная работа

18 минут

Ход урока.

Оргмомент.

Сегодня на занятии мы будем говорить о словосочетании. Запишите число и тему урока. Работаем быстро, пишем красиво

Рассказ учителя (информация на слайдах №2, 3)

Виды связи слов в словосочетаниях.

Связь слов в словосочетаниях мотивируется не только их смыслом, но и грамматической формой слов. В зависимости от этого словосочетания делятся на различные виды. Связь подлежащего и сказуемого более свободна, чем в словосочетании, между ними существует согласование в числе и лице или в числе роде. Но сказуемое может быть и несогласованным.

Памятка.

ЗАПОМНИТЕ: ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ!

(На слайде № 3указаны примеры)

Работа с таблицей (слайд№4)-начертим её в тетрадь

Новый материал.

СОГЛАСОВАНИЕ слайд№5

Форма зависимого слова повторяет форму главного слова, при изменении формы главного слова меняется и форма зависимого слова.

Основные вопросы от главного к зависимому: какой? Чей?

Зависимые (согласуемые) слова: прилагательные, причастия, порядковые и количественные числительные, местоимения (местоимённые прилагательные): зимняя дорога, этот стол, четвёртый день.

Творческая работа(описание иллюстрации, составление словосочетаний)слайд№6

Рассмотрите картину и составьте словосочетания со связью согласование

(прилаг. + сущ.берёзовая роща,причастие + сущ.ведущая аллеяместоимение + сущ.)

2)УПРАВЛЕНИЕслайд №7

Зависимость слова от главного слова в словосочетании выражается с помощью падежной или предложно-падежной формы; изменение главного слова не влияет на падеж зависимого слова. Количественные числительные в именительном и винительном падежах управляют существительным.

Основные вопросы от главного слова к зависимому - вопросы косвенных падежей.

Зависимые (управляемые) слова: существительные и заменяемые их местоимения: шёл в лес, куст сирени, говорил мне

Творческая работа(описание иллюстрации, составление словосочетаний)слайд №8

3)ПРИМЫКАНИЕслайд №9

Зависимость неизменяемых слов выражается только в расположении (как правило, рядом) и интонации.

Основные вопросы от главного слова к зависимому: как? где? почему? что делать? что делая?

Зависимые (примыкающие) слова: наречия, деепричастия, инфинитивы, неизменяемые прилагательные и существительные: смотрел весело, говорил шутя, желание петь, цвет хаки.

Творческая работа(описание иллюстрации, составление словосочетаний)слайд №10

Самостоятельная работа

1)Укажите типы подчинительной связи в словосочетаниях. Слайд №11

Весело разукрашенный, пришёл посмотреть, пятнадцатый раз, красный бант, школьный оркестр, сцена театра, остановка поезда, мои друзья, в углу квартиры, деревенские жители, нечто загадочное, никогда не поздно, танцевать вприсядку, уйти по-хорошему, быстроходный корабль, рассказанный друзьями.

(Проверка осуществляется после того как дети справятся с заданием, по щелчку мыши – появляется правильный ответ).

2)Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.Слайд№12

1) Такие вещи стоят очень много, если с ними связаны воспоминания.

2)Чем больше людей получают навыки исследования окружающего мира, тем лучше обществу, которому мы принадлежим.

(Проверка осуществляется после того как дети справятся с заданием, по щелчку мыши –появляется правильный ответ).

3)Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью управление.

Слайд №13

1) Длинная московская зима преобразила всю её жизнь, до этого протекавшую тоскливо и медленно.

2)Это была не только история, но и та повседневная жизнь, которую так трудно восстановить, потому что она быстро уходит со своим поколением.

(Проверка осуществляется после того как дети справятся с заданием, по щелчку мыши –появляется правильный ответ).

4)Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.Слайд№14

1) Вместе со мной поднимается из-за крыши луна, кажущаяся такой огромной и устрашающе янтарной.

2) Однажды я попал в маленький старинный городок на берегу Онежского озера.

(Проверка осуществляется после того как дети справятся с заданием, по щелчку мыши –появляется правильный ответ).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ.

Список используемой литературы:

1)Подготовка к олимпиадам по русс. яз. 5-11 классы/ М.М.Казбек-Казиева.-3-е изд.-М.:Айрис-пресс, 2008.

2)Судакова Н.А. Русский язык. ЕГЭ: учебно-методическое пособие.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008

Домашнее задание: выполнить тест.

Тест «Типы связи слов в словосочетании»

Вариант 1

Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

а) спросил друга б) под раскидистой черёмухой

в) впервые услышал г) мокрые от дождя

Укажите словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.

а) с лёгким отливом б) едва уловимая

в) склонила ветви г) осторожно перелистывает

Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

а) уже пробилась б) тусклый от пыли

в) выпустит на волю г) ливневые дожди

Укажите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.

а) обещал проверить б) не узнаешь тайны

в) птичья суета г) времена года

Укажите словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.

а) в прошлом году б) богат цветами

в) повсюду раздаётся г) моя семья

Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

а) до конца месяца б) окружала опушку

в) плывущие облака г) возвращается домой

Укажите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.

а) напитавшись водицы б) два рубля

в) с ярким пятном г) проходит пешком

Укажите словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.

а) высокие уступы б) рождение листвы

в) заметные издалека г) долго спать

Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

а) вредным насекомым б) энергично ловил

в) уловимая глазом г) потянет к земле

Укажите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.

а) не обратил внимания б) какой-то шорох

в) в конце апреля г) однажды выскочил

В1. Укажите количество словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ в предложении.

Плавал Цезарь великолепно, нырял с крутого берега в воду, но всё его внимание было приковано ко мне.

В2 .Укажите количество словосочетаний со связью ПРИМЫКАНИЕ в предложении.

Утром пёс не давал мне долго спать, подходил и бесцеремонно стягивал одеяло.

В3. Укажите количество словосочетаний со связью СОГЛАСОВАНИЕ в предложении.

Из-за поджогов сухой травы меньше становится шмелей, пчёл и других насекомых, опыляющих цветы черники, брусники, клюквы и других растений.

В4. Укажите количество словосочетаний со связью ПРИМЫКАНИЕ в предложении.

Вверху кроны деревьев смыкались, образуя сплошной зелёный покров, через который кое-где пробивались солнечные лучи.

В5. Укажите количество словосочетаний со связью СОГЛАСОВАНИЕ в предложении.

Первый корень пальмы прекращает свой рост, достигнув определённого размера, в то время как остальная часть дерева продолжает расти.

В6. Укажите количество словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ в предложении.

По стволам тянется плющ, прикрепляясь к коре цепкими корнями.

Вариант 2

Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

а) веточки берёз б) очень много

в) другие растения г) окружённый рябинником

Укажите словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.

а) собираются вместе б) каждое утро

в) с громким стуком г) половина мая

Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

а) четыре слона б) раньше прилетали

в) на высоком обрыве г) наблюдал за утками

Укажите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.

а) особенно живописно б) силуэты деревьев

в)лишённые растительности г) в такую погоду

Укажите словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.

а) второго клиента б) забавно грызёт

в) образуя островки г) никак не обойтись

Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

а) начинают играть б) плотного тумана

в) взбираются на мостик г) с приходом лета

Укажите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.

а) семейство слонов б) наша знакомая

в) здесь остался г) далеко от дома

Укажите словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.

а) стволы сосен б) одним детёнышем

в) растут рядом г) старший слонёнок

Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

а) дословно перевели б) высушивает землю

в) угрожающе хлопали г) следующая весна

Укажите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.

а) клуб знатоков б) может исчезнуть

в) затевают игры г) короткие перебежки

В1. Укажите количество словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ в предложении.

В горах орлы могут неожиданно появиться из-за склона и сцапать греющегося на солнце сурка.

В2 .Укажите количество словосочетаний со связью ПРИМЫКАНИЕ в предложении.

Вдруг сотни птиц разом срываются с места и стремительно рассеиваются по заснеженному полю.

В3. Укажите количество словосочетаний со связью СОГЛАСОВАНИЕ в предложении.

Этой весной на зеркальной поверхности пруда плавали три красивые пары уток.

В4. Укажите количество словосочетаний со связью ПРИМЫКАНИЕ в предложении.

Днём квакша неподвижно сидит на листе, а к вечеру спускается на землю.

В5. Укажите количество словосочетаний со связью СОГЛАСОВАНИЕ в предложении.

Заслышав собачий лай на самом краю деревни, она изменила свой маршрут и, перебежав берёзовую опушку, свернула в центре деревни к домам.

В6. Укажите количество словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ в предложении.

Молоденькие сморчки росли на поле, где никаких деревьев не было.

Ответы:

Вариант 1

Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

Б

В

Г

А

Б

В

Г

Б

А

Г

Часть В

Задание

В1

В2

В3

В4

В5

В6

Ответ

3

4

4

3

5

3

Вариант 2

Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

В

Г

В

А

В

Б

В

А

Г

Б

Часть В

Задание

В1

В2

В3

В4

В5

В6

Ответ

4

3

3

2

4

2

Виды связи в словосочетании 9 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей

Виды связи в словосочетании

Словосочетание — это синтаксическая конструкция, которая состоит из двух или нескольких самостоятельных слов, которые соединены друг с другом при помощи подчинительной связи. Эта связь может быть осуществлена грамматически, то есть определённый предлог в словосочетании, а также с помощью окончания зависимого слова) и по смыслу. Например: изучили правило, желтеющей листвой. Связь в предложении может быть осуществлена и только по смыслу: говорит по-английски, искренне удивился.

Главное слово в словосочетании определяется с помощью вопроса, вопрос мы задаём всегда от главного слова к зависимому. Например: серебряный иней - иней (какой?) серебряный. В приведённом словосочетании главное слово - иней, зависимое - серебряный.

Важно помнить, что НЕ являются словосочетанием:

  • Грамматическая основа предложения
  • Существительное с предлогом\союзом
  • Формы глаголов (форма будущего времени, условное наклонение с частицей «бы»)
  • Пары однородных членов предложения
  • Фразеологизмы

Между главным и зависимым словом в словосочетании может быть один из трёх типов подчинительной связи, мы разберём каждый из них подробнее.

  1. Согласование - вид подчинительной связи, при котором зависимое слово согласуется с главным по форме. при изменении главного слова меняется и зависимое.

    В качестве примера возьмём словосочетание «вкусные макароны» и попробуем его изменить по падежам:

    • (что?) вкусные макароны,
    • (нет чего?) вкусных макарон,
    • (о чём?) о вкусных макаронах

    Многие ошибочно полагают, что главным (и единственным) сигналом того, что перед ними согласование, является наличие прилагательного. Но это не так. На самом деле, не только прилагательное может стоять в качество зависимого слова, но еще и порядковое числительное, причастие и местоимение.

  2. Управление - вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже, то есть при изменении главного слова зависимое не меняется.

    В качестве примера возьмём словосочетание «макароны с сыром» и попробуем его изменить по падежам:

    • (что?) макароны с сыром
    • (нет чего?) макарон с сыром
    • (о чём?) о макаронах с сыром

    Главное слово «макароны», зависимое слово «с сыром», меняются только окончания слова «макароны», поэтому это тип связи «управление».

    Обратите внимание, что нередко в словосочетаниях этого типа используются предлоги для связи слов. Но и это не ультимативное условие, вы опять же должны руководствоваться исключительно связью между главным словом и зависимым.

  3. Примыкание – вид подчинительной связи, в котором слова в словосочетании связываются только по смыслу, а в качестве зависимого слова выступает неизменяемая часть речи, которыми являются:

    • Наречия
    • Деепричастия
    • Простая сравнительная степень прилагательного
    • Притяжательные местоимения ЕЁ, ЕГО, ИХ
    • Инфинитив

В качестве примера возьмём словосочетание «есть довольно». Главное слово «есть», а зависимое слово «довольно» выражено наречием, неизменяемой частью речи, поэтому тип связи в этом словосочетании – примыкание.

Пришло время поговорить о форматном задании, где от вас будет требовать трансформировать словосочетание в другое, с определённым типом связи.

Задание 1. Замените словосочетание ДАЛЬ МОРЯ, построенное на основе УПРАВЛЕНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

Даль – главное слово, моря – зависимое, существительное. Необходимо переделать в согласование, значит, из существительного образовать синонимичное прилагательное – морская. Ответ: морская даль

_Test_

1. Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.
спросил друга
под раскидистой черёмухой
впервые услышал
мокрые от дождя

2. Укажите словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.
с лёгким отливом
едва уловимая
склонила ветви
осторожно перелистывает
3. Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.
уже пробилась
тусклый от пыли
выпустит на волю
ливневые дожди
4. Укажите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.
обещал проверить
не узнаешь тайны
птичья суета
времена года
5. Укажите словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.
в прошлом году
богат цветами
повсюду раздаётся
моя семья
6. Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.
до конца месяца
окружала опушку
плывущие облака
возвращается домой
7. Укажите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.
напитавшись водицы
два рубля
с ярким пятном
проходит пешком
8. Укажите словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.
высокие уступы
рождение листвы
заметные издалека
долго спать
9. Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.
вредным насекомым
энергично ловил
уловимая глазом
потянет к земле
10. Укажите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.
не обратил внимания
какой-то шорох
в конце апреля
однажды выскочил

Словосочетание / Синтаксис / Справочник по русскому языку 5-9 класс

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку 5-9 класс
  4. Синтаксис
  5. Словосочетание

Словосочетание - это соединение двух или нескольких знаменательных слов (являющихся самостоятельными частями речи), связанных по смыслу и граммматически.

Словосочетание служит для более точного обозначения предметов, их признаков, действий.

                                 Виды словосочетаний

 По принадлежности главного слова к определённой части речи:

1) именное - главное слово выражено именем существительным, прилагательным, числительным, местоимением:

  • любимое занятие (сущ.),
  • желание (сущ.) учиться,
  • бег (сущ.) галопом,
  • готовый (прилаг.) к труду,
  • двое (числит.) из мальчиков,
  • кто-то (местоим.) из желающих;

2) глагольное - главное слово выражено глаголом либо глагольной формой (причастием или деепричастием):

  • читать (глагол) книгу,
  • выполняющий (причастие) поручение,
  • увлекаясь (деепричастие) спортом;

3) наречное - главное слово выражено наречием:

  • близко (наречие) к дому,
  • очень весело (наречие),
  • справа (наречие) от меня;

                                 Типы подчинительной связи между словами в словосочетании :

1) согласование - зависимо слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово:

  • на зелёной траве - согласование в ж. р., ед.ч., П.п.,
  • по ночному небу - согласование в ср.р., ед.ч., Д.п.,
  • мерцающие звёзды - согласование в И.п., мн..ч.;

2) управление - зависимое слово ставится в той падежной форме, какой требует главное слово:

  • горит (чем? Т.п.) огнём,
  • итоги (чего? Р.п.) дня,
  • каникулы (когда? в чём? П.п.) в ноябре;

3) примыкание - связь неизменяемого зависимого слова с главным словом по смыслу:

  • светится (как?) ярко,
  • построен (где?) близко,
  • не встретится (когда?) никогда.

               ♦ Полезно знать!

 Выделяют цельные словосочетания - это такие словосочетания, в которых главное слово имеет смысловую полноту только в сочетании с зависимым словом:

  • Напрасно вечное томление сердец ... (А .Фет)
  • Три гордые пальмы высоко росли. (М. Лермонтов)
  • Он возвратился и попал,

          Как Чацкий, с корабля на бал. (А. Пушкин

                          Порядок разбора словосочетаний

1. Вычленить словосочетание из предложения.

2. Указать главное и зависимое слово.

3. Определить, какой частью речи они выражены и какими средствами связи они соединены.

4. Определить вид сочетания слов в зависимости от принадлежности главного слова к определённой части речи (именное, глагольное. наречное).

5. Определить тип подчинительной связи (согласование, управление или примыкание).

                        Образец разбора словосочетания

Весной у нас расцветают яблоневые сады.

Письменный разбор:

  • - именное, тип подчинительной связи  - согласование, согласуется в И.п., мн.ч., средство связи - окончание.
  • - глагольное, тип подчинительной связи - примыкание, слова связываются по смыслу, средство связи - неизменяемое слово.
  • - глагольное, тип подчинительной связи - управление, средство связи - предлог, окончание.

Устный разбор:

  • Яблоневые сады - словосочетание. Главное слово - (что?) сады, выражено именем существительным, зависимое - (какие?)  яблоневые, выражено именем прилагательным. Именное по принадлежности главного слова к части речи, главное и зависимое слово согласуются в И.п., мн.ч.. Тип подчинительной связи - согласование, средство связи - окончание.
  • Расцветают весной - словосочетание. Главное слово - (что делают?) расцветают, выражено глаголом, зависимое - (когда?) весной, выражено наречием. Глагольное по принадлежности главного слова к части речи, главное связано с зависимым по смыслу. Тип подчинительной связи - примыкание, средство связи - присоединение неизменяемого слова по смыслу.
  • Расцветают у нас - словосочетание. Главное слово - (что делают?) расцветают, выражено глаголом, зависимое -  (у кого?) у нас, выражено местоимением. Глагольное по принадлежности главного слова к части речи, главное требует от зависимого употребления с предлогом в Р.п.. Тип подчинительной связи - управление, средство связи - предлог и окончание.

Расцветают сады - грамматическая основа.

♦ Запомните! Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) не является словосочетанием.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Порядок слов в предложении

Полные и неполные предложения

Сложноподчинённые предложения

Сложносочинённые предложения

Осложнённые предложения

Сравнительный оборот

Вводные и вставные конструкции

Обособленные члены предложения

Бессоюзие

Односоставные предложения

Второстепенные члены предложения

Определение

Способы выражения подлежащего

Виды сказуемого

Синтаксический разбор

Пунктуация

Интонация предложений

Диалог

Риторический вопрос

Синтаксис

Правило встречается в следующих упражнениях:

5 класс

Упражнение 586, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 594, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 446, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 447, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 449, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 450, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 451, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 452, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 443, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 516, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 553, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 560, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 285, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 332, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 7, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 504, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 160, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 185, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 211, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 229, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 272, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 273, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 274, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 54, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 58, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 67, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 137, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 44, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 49, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 53, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 61, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 329, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 348, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


© budu5.com, 2021

Пользовательское соглашение

Copyright

Словосочетания, их виды, строение и значение. Виды подчинительной связи в словосочетаниях

Минимальной единицей синтаксиса является словосочетание. Словосочетанием называется сочетание двух и более самостоятельных (знаменательных) слов, одно из которых зависит от другого, подчиняется другому грамматически. Смысловая связь определяется вопросом, грамматическая – окончанием зависимого слова и предлогом.

Способы связи слов в словосочетаниях.

Согласование – это способ подчинительной связи слов в словосочетаниях, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, то есть уподобляется главному во всех общих формах, например: любимая книга, любимой книги, любимую книгу, любимыми книгами (прилагательное любимый согласуется с существительным книга в роде, числе и падеже). При согласовании в качестве главных слов употребляются имена существительные, а в качестве зависимых – имена прилагательные, порядковые числительные, причастия, притяжательные, определительные, указательные местоимения, а также те местоимения других разрядов, которые соотносятся с прилагательными, например: утренняя роса, второй день, засеянное поле, наша комната, этот дом, который день, какой-то человек.

Управление – это способ подчинительной связи слов в словосочетаниях, при котором зависимое слово ставится в том падеже, которого требует от него главное слово: рубить (что?) дрова, рубить (чем?) топором. При управлении в качестве главного слова выступают глаголы, причастия, деепричастия, а в качестве зависимого – существительные или местоимения. Глагол может управлять одной или несколькими падежными формами, например: учить (что) стихи, смотреть (что?) фильм, смотреть (на что?) на цветок, смотреть (за кем?) за детьми.

Примыкание – это способ подчинительной связи слов в словосочетании, при котором в качестве зависимого компонента выступают неизменяемые слова или формы, способные присоединяться к главному слову только по смыслу. Примыкают наречия, неопределённая форма глагола, деепричастия, формы сравнительной степени прилагательного, а также местоимения его, её, их, употреблённые как притяжательные, например: говорит уверенно; мечта посмотреть; заглянув, улыбнулся; девочка помладше, её (его) портфель; их дело и др.

Среди подчинительных словосочетаний выделяются

  1. именные (главное слово – существительное, прилагательное, числительное): наша земля, второй от края;
  2. глагольные (главное слово – глагол, причастие, деепричастие): видел всё, освещённый солнцем, поглядывая по сторонам;
  3. местоименные (главное слово – местоимение): нечто важное;
  4. наречные (главное слово – наречие): особенно резко.

Примечание: не является словосочетанием сочетание подлежащего и сказуемого.

Презентация к уроку Типы связи слов в словосочетании | Материал по русскому языку по теме:

Слайд 1

Орфоэпическая работа (проверка домашней работы)

Слайд 2

Догово́р , продала′, щаве́ль , цепо́чка , хода́тайствовать , поняла́, зубча́тый , сирота́, фено́мен , безу́держный , алфави́т , сантиме́тр , наме́рение , подняла́, столя́р , то́рты , надо́лго , сосредото́чение , газопрово́д , газиро́ванная , факси́миле , жалюзи́, кварта́л , экспе́рт , звони́т , премирова́ть , диспансе́р , тамо́жня , усугуби́ть , ржа́ве́ть .

Слайд 3

Словосочетание

Слайд 4

Словосочетание — это синтаксическая единица, состоящая из двух и более самостоятельных слов, связанных подчинительной грамматической связью, и выражающая единое, но расчленѐнное понятие, например: любимая профессия, лекция по информатике , прочитать книгу, читать вслух, всегда спокойный.

Слайд 5

Типы связи слов в словосочетании Согласование Управление Примыкание

Слайд 6

С о г л а с о в а н и е - такая связь, при которой зависимое слово ставится в том же числе, роде и падеже, что и главное слово, например: Прекрасный край Моя гордость Первые казаки Ведущее место

Слайд 7

У п р а в л е н и е - такая связь, при которой зависимое слово ставится в том косвенном падеже, какого требует главное слово, например: Любить Кубань Житель станицы Поехать в горы Встретиться с ним Помощь потерпевшим

Слайд 8

П р и м ы к а н и е - это такая связь, при которой неизменяе­мые слова (например, наречия) или неизменяемые формы слова (например, неопределённая форма глагола или деепричастие) зависят по смыслу от слов той или иной части речи, например: Очень увлечённо Рассказывать радостно Читать улыбаясь Желание учиться Отправиться лечиться

Слайд 9

Выборочный диктант ( выписать по 2 словосочетания на каждый тип связи) Примечательна Кубань курортными местами, где можно не только всласть погреться под лучами южного солнца и вдоволь наплескаться в ласковых морских волнах, но и познакомиться с памятниками культуры и археологии. Основное достоинство Краснодарского края – огромный туристический потенциал, сосредоточенный в основном в курортах федерального значения Ейске, Анапе, Сочи, Геленджике, Туапсе и других городах и районах. К услугам гостей Краснодарского края – сотни километров пляжей на любой вкус; любители активного отдыха могут совершить интересные походы, заняться водными видами спорта, дайвингом или покататься на горных лыжах; туристов порадуют увлекательные маршруты и красота первозданной природы.

Слайд 10

1 вариант. 1. В каком словосочетании тип связи слов СОГЛАСОВАНИЕ. Зашёл в дом. Будка собаки. Радость гостей. Весёлая компания. 2.В каком словосочетании тип связи слов ПРИМЫКАНИЕ. По хрупкому льду. По-весеннему одет. Отправился в поход. Окунулся с головой. 3.В каком словосочетании тип связи слов УПРАВЛЕНИЕ. Их дом. Душистый ландыш. Увидел в журнале. Увидел чётко. 4. В каком словосочетании тип связи слов УПРАВЛЕНИЕ. Несколько тетрадей. Несколькими тетрадями. Второй канал. В быстрой реке. 5. В каком словосочетании тип связи слов СОГЛАСОВАНИЕ. Говорить по-русски. Её шарф. Красный от стыда. Вкусное какао.

Слайд 11

2 вариант . 1. В каком словосочетании тип связи слов ПРИМЫКАНИЕ. Купил в магазине. Очень внимательный. Увлечение бабушки. Горячий кофе. 2. В каком словосочетании тип связи слов СОГЛАСОВАНИЕ. Вкусная салями. По-зимнему одет. Его одежда. Зелёный от злости. 3. В каком словосочетании тип связи слов УПРАВЛЕНИЕ. Её радость. Вера в победу. Давно прочитал. Знать наизусть. 4. В каком словосочетании тип связи слов СОГЛАСОВАНИЕ. Несколько книг. Несколькими книгами. Второй по счёту. Быстрый в воде. 5. В каком словосочетании тип связи слов УПРАВЛЕНИЕ. Говорить по-китайски. Её шарф. Кофта в клетку. Клетчатая кофта.

Слайд 12

Ответы 1 вариант 2 вариант 1. 4) 1. 2) 2. 2) 2. 1) 3. 3) 3. 2) 4. 1) 4. 2) 5. 4) 5. 3)

Русский язык: к успеху шаг за шагом

§ 1. Словосочетание и его грамматические признаки

Словосочетание – это более сложная, чем слово единица языка, состоящая как минимум из двух слов, объединенных по смыслу и грамматически.

Например: белые березы, готовиться к занятиям, более трудная задача, выполнил вовремя и т. д.

Но не любые два слова являются словосочетанием. Так, например, это должны быть обязательно две самостоятельных части речи. Но словосочетанием не являются грамматическая основа, однородные члены предложения, существительное с предлогом, фразеологический оборот, повторы слов и составные формы слова.

Например:

Солнце встало, осветило все, согрело мир своим теплом.

(солнце встало - это грамматическая основа; встало, осветило, согрело – однородные члены).

Сегодня ребята будут играть в футбол.

(будут играть – составная форма будущего времени глагола; в футбол – сущ. с предлогом).

Вот теперь жди у моря погоды. (фразеологический оборот).

Они смеялись, смеялись до слез. (повтор слов).

Словосочетание состоит из главного и зависимого компонентов, между которыми существуют подчинительные отношения.

Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончаний, предлогов и порядка слов. Сравните: сибирская река, новые вещи, участвовать в экспедиции, идти в школу, бежать быстро.

По характеру главного слова словосочетания делятся на именные (с главным словом существительным, прилагательным или числительным), глагольные (с главным словом глаголом, причастием или деепричастием), наречные и местоименные.

К именным относятся, например, словосочетания новый дом, книга с картинками, участник встречи, черный от загара, очень полезный, пятый с краю, двух учеников; к глагольным — совершить подвиг, поехал отдохнуть, работать добросовестно, покрасневший от смущения, радостно улыбаясь; к наречным — совершенно секретно, весьма важно, по-весеннему тепло; к местоименным — мы с тобой, каждый из нас.

§ 2. Связь слов в словосочетании и предложении

В русском языке существуют три основных вида (типа) подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление и примыкание.

Согласование — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное (т. е. согласуется с главным словом в роде, числе и падеже или в числе и падеже).

Например: глубокая река, глубокий пруд, глубокое озеро, глубокого озера, глубокую реку, глубокие реки и озера, глубокими озерами и т. д. При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова.

Управление — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже независимо от того, в какой форме стоит главное слово.

Например: читать книгу; читал, читала, читали, читает, читай, читающий, читая книгу. При управлении с изменением формы главного слова зависимое слово не изменяется (остается в том же падеже).

Примыкание — это такой вид подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречия, деепричастия, неопределенная форма глагола (инфинитив) и притяжательные местоимения его, ее, их. В словосочетании со связью примыкание зависимое неизменяемое слово соединяется с главным только по смыслу.

Например: правдиво изобразить, правдиво изобразивший; по-осеннему хмурый, по-осеннему хмурого; собрался сделать, соберутся сделать; его дом, его дому.

§ 3. Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора.

I. Выделить словосочетание из предложения.

II. Охарактеризовать строение словосочетания:

а) указать главное и зависимое слова;

б) назвать части речи, которыми они выражены;

в) определить тип связи (согласование, управление, примыкание).

III. Определить грамматическое значение словосочетания.

Образец разбора:

Язык есть вековой труд4 целого поколения (Даль).

какой?

Вековой труд (прил. + сущ.). Тип связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое).

ВАЖНО!!!

Соблюдение говорящим синтаксических норм русского литературного языка, т. е. правил построения словосочетаний и предложений, является одним из показателей культуры речи.

ЗАПОМНИТЕ:

характеристика кого, на кого: характеристика ученика, характеристика на ученика

заведовать (заведующий) чем: заведовать (заведующий) лабораторией

командовать (командующий) чем: командовать (командующий) армией

управлять (управляющий) чем: управлять (управляющий) банком, трестом

апеллировать к кому/чему: апеллировать к общественному мнению

говорить о ком/чем: говорить о сыне, о победе

гордиться кем/чем: гордиться внуком

задуматься над чем, о чем: задуматься над проблемой, задуматься о жизни

неприемлемый для кого/чего: неприемлемый для товарища, для переговоров

непримиримый к кому/чему: непримиримый к противникам, ко лжи

указать что, на кого/что: указать методическую литературу, указать на водителя, указать на недостатки, промахи

ЗАПОМНИТЕ:

благодаря

согласно ЧЕМУ? (дательный падеж)

вопреки

(благодаря стараниям, согласно приказу, вопреки указаниям)

ввиду

вследствие ЧЕГО? (родительный падеж)

в случае

(ввиду болезни, вследствие засухи, в случае непогоды)

в связи С ЧЕМ? (творительный падеж)

(в связи с выборами)

ЗАПОМНИТЕ:

словосочетаний | Коллокации предложений по Кембриджскому словарю

Предполагаемая связь

Но многие философы относились к предполагаемой связи с осторожностью.

причинно-следственная связь

Это неудивительно, учитывая проблемы, связанные с установлением причинной связи между аутентичностью и мотивацией.

сетчатый забор

Там, где существует значительный риск вторжения, особенно со стороны детей, возводится так называемый непроходимый забор из цепного ограждения.

clear link

Была обнаружена четкая связь между высотой ловушки, сегрегацией изотопов углерода и дискриминацией среды обитания.

close link

Это предполагает тесную связь между переориентацией торговли и экономической реформой.

close link

Было сочтено, что это отражает связь между музеем и памятью и способствует более тесной связи между институциональными интервью и вкладами посетителей.

Связующее звено

Связующим звеном в этой неолитической культуре, как и везде, является то, что она безвозвратно утратила драгоценную связь с любимым существом.

критическая ссылка

Что, если наше коллективное соотношение хорошего и плохого будет определять, станем ли мы критическим звеном в эволюции потомков, которые будут развиваться вечно?

критическая ссылка

В трех документах рассматривается важная связь между вспомогательными фазовыми хронометрами и петрологической информацией.

прямая ссылка

С другой стороны, концептуализатор не имеет прямой связи с лексиконом и, следовательно, не может напрямую отображать прагматическую силу на лексические элементы.

формальная связь

Эти схемы в настоящее время существуют в большинстве поселков и городов, обеспечивая формальную связь между местной первичной медицинской помощью и предоставлением досуга.

генетическая связь

Сводеш предложил ряд далеких генетических связей между языками.

Из

Википедия