Смысловой фон предложения – Смысловая организация предложения — презентация, доклад, проект

Предложения со словом ФОН

Папе намекнули, что его «чистоплюйство» невыгодно отличается на фоне общей «замазанности». Привыкшие к полной темноте глаза смогли где-то наверху различить слабое пятнышко на сплошном чёрном фоне. Тоже мне, фон барон, ему плевать, какая на улице погода, какое у тебя настроение, умри, но обслужи, выведи их светлость на прогулку, а то пожалеешь. Ветки смотрелись мрачно на фоне чемпионски серого неба, ведь ничто больше не могло сравниться с его серостью. Глядя расслабленно на белый фон по бокам буквы, переместите свой взгляд 6 раз слева и справа от буквы.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: дизтопливо — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

И не случайно мы приводили в пример фонари, освещающие белый
фон
. Руны выцарапывали на серебристой стороне коры с помощью двух резцов, для того чтобы знаки чётко выделялись на светлом фоне. У него магический фон слабее, чем у беренки, а мощь как у мага первого круга. Все нарушения психической деятельности протекают на определённом эмоциональном фоне, но иногда эмоциональные расстройства являются ведущими. Губернатор, увидев новый, родившийся в крае журнал, волновался только по одному поводу — достаточно ли он хорош на фото, на фоне голубых елей. Украшавший их герб являл всего-навсего скучную белую лилию на синем
фоне
, никаких тебе там единорогов или львов, как на городской стене. Кучка ярко-красных кислых плодиков на фоне зелёной розетки листьев напоминает рубиновый кулон в изумрудной оправе. На фоне ярких и аляповатых туристских рюкзаков они смотрелись как полевая десантная рота после тренировок, случайно затесавшаяся в кремлёвский полк. На заднем фоне росли пальмы, настолько ядовито-зеленого цвета, что вызвали бы даже у самого неискушённого читателя сомнения в своей подлинности. И, ещё не договорив фразу, заметил на фоне звёздного неба, сливавшегося с морем, быстро приближавшуюся тень парусника. На фоне окна мелькнула голова с двумя торчащими перьями. Теперь же, в связи с резким увеличением радиационного
фона
, сигнал затухал быстрее и мощность нужно было нарастить с солидным запасом. Всё это происходило на фоне звёзд совершенно неизвестной мне сферы небосвода (я немножко разбираюсь в астрономии). А он уже привык к болтовне этого человека, на которую вовсе не обязательно было отвечать, в которую можно вообще не вслушиваться, — просто некий звуковой фон. Именно от этого участка головного мозга зависит режим работы нервной системы, эмоциональный и гормональный фон. Бурым пятном на фоне бледного неба выделялась одинокая скособоченная гора. Охра, жёлтый фон, цвет, наиболее близкий по спектру к золотому, является подчас просто заменой золоту, как напоминание о нём. Но что делать, если есть такой доктор на
фоне
мусора и тлена? Как в фильмах, где герои или целуются на фоне заката, или уезжают в него в финале, романтичные и непобежденные. И на фоне всеобщей озабоченности и озлобленности она казалась самой себе лучиком, пробившимся сквозь толщу серых туч. Особенно выразительно смотрится растительная группа на фоне зелёного газона, гравийного или каменистого покрытия. Связь авантюрной интриги с историческим фоном очень непрочна, да и неважна. А вот на фоне гор, где-то над рекой, пару раз огромные тени мелькали. На ярком фоне снега увидели медведя. Всё дело в том, что я решил взять курс к мирам гуманоидов, а то надоело, понимаете ли, выделяться на
фоне
других. Тусклые лампочки создавали довольно мрачный фон. Мотоциклы на фоне грузовиков выглядят чудаками-отшельниками. С громадным удовольствием, — и в полумраке блеснули подведённые густым гримом глаза, сверкнули белые зубы, такие ослепительные на фоне ярко накрашенных губ. Сероватая с проседью борода и усы ярко выделялись на фоне побледневшей кожи. Три одноразовых финансовых ключа от трёх разных аккаунтов мягко светились на тёмно-синем фоне рядами цифр и букв уникальных идентификационных номеров. Особую остроту «пушкинскому» пейзажу придаёт фон из высоких зданий «сталинской» архитектуры. Длинные тени то и дело проносились на
фоне
бледно-зелёной луны. Дерево смягчает садовый ландшафт и хорошо сливается с естественным фоном, но при этом смотрится по-разному. — Аргумент президента прозвучал слишком слабо на фоне озвученных адмиралом проблем. Олдрина на фоне лунного отсека «Орёл». Наконец, с появлением быстрых каналов связи сбылась мечта фантастов о видеотелефоне — можно общаться и видеть родное лицо на фоне пляжа или моря. На фоне белоснежной рубашки алел широкий укорочённый галстук.

kartaslov.ru

Ответы на вопрос "смысловая и коммуникативная организация сложного предложения"

Сложное предложение — предложение, имеющее две или более грамматических основ. Выделяют 4 вида сложных предложений: сложносочинённое предложение,сложноподчинённое предложение, сложное предложение с разными видами связи и бессоюзное сложное предложение.

 

 

 

 

Структурными средствами организации самостоятельных предложений в составе сложного синтаксического целого являются союзы в присоединительном значении, анафорически употребленные местоимения, наречия; обстоятельственные сочетания в роли детерминантов, модальные слова, порядок слов, соотнесенность видовременных форм глаголов и возможная неполнота отдельных предложений; существенную роль играет и общее интонационное оформление. В смысловом отношении сложное синтаксическое целое характеризуется лексической преемственностью, широтой охвата содержания излагаемой темы, вплоть до полного ее раскрытия (каждое из последующих звеньев сложного синтаксического целого расширяет и развивает содержание предыдущих).

 

 

 

1 Смысловая организация. Сложное предложение характеризуется семантической целостностью. «Под грамматическим значением сложного предложения обычно понимают смысловые отношения между его частя­ми, причем то или иное грамматическое значение свойственно не только какому-либо одному конкретному предложению, но всем предложениям ... имеющим одинаковое строение (структуру), построенным по одной модели» (Бабайцева 1987: 178). Сложное предложение в смысловом ас­пекте многособытийно, т.е. является сообщением о двух или более ситуа­циях, в то время как простое предложение в своем элементарном виде предназначено для выражения одной ситуации, одной пропозиции. Сложное предложение полипропозитивно, простое предложение монопропозитивно (возможны отклонения).

2. Коммуникативная организация. Сложное предложение офор­мляется как единое коммуникативное целое.

Актуальное членение сложного предложения осуществляется с помощью интонации и порядка предикативных частей. Специфика актуального членения сложного предложения в том, что его компонен­ты обычно обозначают ситуации, поэтому каждая из частей может иметь собственную коммуникативную структуру.

По коммуникативной целеустановке сложные предложения могут быть как однофункциональные (повествовательные, вопроситель­ные, побудительные), так и разнофункциональные (повествовательно-врпросительные, повествовательно-побудительные, побудительно-вопросительные, побудительно-повествовательные).

www.konspektov.net

Деление предложений на смысловые отрезки

Длинные предложения невозможно произнести на одном дыхании, поэтому они делятся на части - смысловые отрезки. Смысловой отрезок может состоять из одного слова, группы слов, придаточного предложения или простого нераспространенного предложения.

Например, в предложении: "Вот дом, который построил Джек" может быть две смысловые группы - одна выражена группой слов: "Вот дом", а другая - придаточным предложением: "который построил Джек".

Если мы каждую смысловую группу разделим ещё на какие-нибудь отрезки, то это приведёт к нарушению смысла данного предложения.

Деление предложений на смысловые отрезки зависит от того, как быстро мы говорим. Мы можем предложение: "Вот дом, который построил Джек" произнести быстро, тогда нет необходимости делить его на части.

Между смысловыми отрезками существуют небольшие паузы, которые тоже очень важны для смысла. В тексте паузы можно пометить вертикальной чёрточкой |, которая ставится после последнего слова в отрезке.

Так предложение: "Казнить нельзя помиловать" можно произнести с паузой после слова "казнить" или с паузой после слова "нельзя". Вы видите, какая огромная разница в смысле предложения!

А диалог:

"Сэр вы лошадь | мою не видали?"
"Сэр сами вы лошадь | свою поищите"

с неправильно расставленными паузами, кажется не только непонятным, но и забавным.

На письме одна смысловая группа от другой часто отделяется запятыми, однако это не обязательно, особенно в английском языке, где запятые расставляются совсем по другим правилам, нежели в русском.

Этот небольшой текст разделён на минимальные значимые отрезки:

- Уважаемые пассажиры |, на борту нашего самолёта | установлена | самая надёжная система навигации | под управлением | Windows 2000 …
В салоне | начинается паника. Пассажиры | спешно | покидают самолёт. Последним | не спеша | выходит | Билл Гейтс.
- А почему | вы | не торопитесь? Спрашивает его | стюардесса.
- А чего мне | торопиться. Мы и так | не взлетим.

Попытайтесь самостоятельно разделить следующий текст на смысловые отрезки. Отрезков должно быть 12.

Продавщица в магазине шляп обращается к клиентке, только что выбравшей шляпку:
- Это последний крик моды, мадам.
- Да, если не считать крика моего мужа, когда он узнает цену.

www.native-english.ru

12 ошибок в интерьере, которые мешают вашей квартире стать идеальной

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Часто при планировании интерьера мы забываем о важных мелочах, гонимся за сиюминутными трендами или не думаем о том, что в процессе обживания помещения может разрушиться красивая картинка, которая изначально была в голове. При этом цветовая гамма и интерьер в целом оказывают существенное влияние на настроение и самочувствие человека. Так как мы отдыхаем и восстанавливаем силы именно дома, хочется, чтобы там все было идеально.

AdMe.ru решил собрать 12 наиболее распространенных недочетов, которые портят интерьер квартиры, и поделиться советами, как их избежать.

1. Отсутствие розеток в нужных местах

Не всегда при планировании пространства мы задумываемся о расположении розеток. Тем не менее от этой незаметной на первый взгляд части интерьера зависит многое. Скажем, если вы решите поставить светильник или телевизор слишком далеко от ближайшей розетки, то в вашей комнате появятся некрасивые удлинители и потянутся лишние провода. Мало того что это не эстетично, так еще и небезопасно: вы можете легко о них споткнуться.

Что делать: заранее определиться с количеством необходимых розеток в зависимости от типа помещения. Если это по какой-то причине невозможно, то разместите двойные розетки по углам комнаты и учитывайте, где планируете поставить мебель. К расчету количества розеток имеет смысл приступать после разработки интерьера. Кроме того, подумайте, может, лучше вовсе отказаться от какого-то декоративного торшера, чем обзавестись лишними проводами.

2. Дешевая посуда

Простая дешевая посуда портит не только стильный и продуманный интерьер, но и настроение. Почему-то многие не пользуются красивой посудой каждый день, а хранят ее для особого случая. Помните парадный хрусталь в серванте или чайный сервиз, который доставали только по праздникам? Времена дефицита давно прошли, не стоит экономить на бокалах и тарелках.

Что делать: избавиться от некрасивой посуды, купить хороший набор тарелок, чашек и бокалов и пользоваться им каждый день. Ведь намного приятнее выпить утренний кофе из изящной фарфоровой чашки, чем из дешевой кружки, купленной в ближайшем супермаркете.

3. Разнокалиберные цветочные горшки

Цветочные горшки — важный элемент декора, о котором часто несправедливо забывают. Неправильно подобранные или разномастные горшки могут серьезно испортить интерьер. Особенно это касается недорогих пластиковых изделий. При этом речь не идет о том, чтобы все горшки для цветов были одинаковыми. Важно, чтобы они гармонично сочетались между собой и вписывались в интерьер.

Что делать: подбирать цветочные горшки одновременно к дизайну квартиры, а также к цвету и типу комнатных растений. Кроме того, правильно подобранные горшки для цветов помогут по-новому расставить акценты в комнате.

4. Неуместный декор

www.adme.ru

Предложения со словосочетанием СМЫСЛОВОЕ ПОЛЕ

При обследовании ребёнка дошкольного возраста должен быть определён уровень сформированности предметной и особенно игровой деятельности — её основных структурных компонентов (перенос значений с одного предмета на другой, соотношение роли и правила, уровень подчинения открытому правилу игры), исследованы некоторые стороны психического развития (наглядно-образное мышление, общие познавательные мотивы, соотношение зрительного и смыслового поля, использование символических средств, развитие общих представлений). Карты «Астромифологической колоды» содержат несколько смысловых полей: мифологическую сцену, игральную карту, созвездие, букву латинского алфавита, две жанровые сценки и растение со своим особым смыслом. Недаром через несколько лет получит широкое распространение лозунг «сонно дзёи» («почитание императора и изгнание варваров»), то есть император и ксенофобия попадут в одно и то же смысловое поле. Изображения описываемых в житиях событий выполняли не только иллюстративную функцию, но были также способом интерпретации, комментирования литературного текста, расширением его смыслового поля. Помещая его в то или иное смысловое поле, пользователь как бы доводит до совершенства оказавшийся в его распоряжении артефакт.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова втихомолочку (наречие):

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

Иррациональность в культуре проявилась в засилье массовой культуры, в недооценке общечеловеческих ценностей, что привело к расщеплению единого смыслового поля культуры на множество обособленных сфер. Таким образом, степень сформированности смыслового компонента деятельности определяется полнотой содержания когнитивного и аффективного начала, широтой представленности личностного смыслового поля в пространстве спортивной деятельности, адекватности его акцентов на действие и деятельность в хронологии достижения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей. Вроде смысловые поля близкие, но в первом случае мы предупреждаем зло, купируем его на ранней стадии, а во втором — отбиваемся и противодействуем уже набравшему силу процессу. Расширение смыслового поля деятельности у подростка-спортсмена проявляется в обновлении содержания: целеориентированных установок; технологических цепочек их реализации в условиях творческого поиска; средств, методов и форм организации деятельности, развивающих интенциональный опыт, позиционирующий факты самоактуализации личности. Поскольку это понятие далеко в философии от сколь бы то ни было однозначного понимания, постольку и для нас утверждение о наличии некой связи между символическими ивановскими референтами и «необъектным уровнем реальности» является пока только декларационным тезисом, выполняющим по сути лишь функцию демаркационной линии для ограничения смыслового поля дальнейших рассуждений и предполагающим, конечно, своё постепенное реально-содержательное насыщение. Создаются смысловые поля: торжественная красота мира и человеческий интерес. При выявлении общего смысла для каждого из субъектов формируется общее смысловое поле взаимодействия. Исследование смысловых полей младших подростков-спортсменов позволяет констатировать наличие самостоятельных позиций: «особенности деятельности», «другие», «социальная среда». Процесс спортивной подготовки подростка целесообразно ориентировать на обучение не только стратегиям синергии смысловых полей в партнёрских взаимодействиях, но и способам позиционирования личностного смысла и успешной деятельности в условиях противоборства смыслов. Выламывающиеся из картинки элементы существовали на периферии смыслового поля. Однако даже при отсутствии у человека чётко определённого представления о каком-либо фрагменте его картины мира у него имеется некоторое смысловое поле, связанное с соответствующим понятием. Формирование смыслового поля слова осуществляется посредством социально-культурного контекста и состоит из четырёх отдельных процессов: человек запоминает внешние проявления, сопровождающее произнесение этого слова, потом усваивает контексты его употребления, соотносит и интегрирует их с размышлениями других людей, осмысливает самостоятельно результат этих процессов — и в итоге получает представление о значении этого понятия. Борн писал, что «стиль» придаёт устойчивость принципам научной деятельности и единству смыслового поля, в котором работают учёные, или, по крайней мере, позволяет прогнозировать и отвергать то, что им чуждо. Сейчас, двадцать лет спустя, эти две книги можно представить как своего рода диптих, который задавал смысловое поле рождающейся христианской психологии. Уровни идентификации с городом (в том числе приверженность городу разных социальных групп, степень территориальной мобильности населения; отношение к иногородним; соотнесённость актуальных личностных проблем с городской средой; смысловые поля идентификации «человек-город» (восприятие города) в разных социальных группах; фокус идентификации как основа для выработки имиджа города). Важнейшими комплексами, существующими в смысловом поле конкретной цивилизации можно считать мировоззрение (прежде всего, религию), хозяйственный уклад и культурную практику (то есть применение элементов культуры в обыденной жизни). Предварительный ответ на этот вопрос следует из отмеченного уже различения самого артефакта и задаваемого им смыслового поля, в котором должен проявиться соответствующий артефакту мир. Но, поскольку нет никакой возможности так далеко уходить в сторону и давать сводку по вопросам интерпретации «духа» и «культуры», постольку главное — чтобы «нечто большее» в контексте именно этой книги имело весьма определённое смысловое поле, иначе мы с читателем не сможем понять друг друга. Чтобы всё же добиться отчётливости смыслового поля, охватываемого понятием, и, напротив, сделать каждое из понятий более гибким, мы обращаемся к словам. Количество выделенных факторов отражало когнитивную сложность смыслового поля (объектов анализа) в сознании респондентов. Всё это, возможно, не вполне отчётливо создаёт фон для социальной драмы «маленького человека», но вместе с тем излучает домашнее тепло, камерность становится смысловым полем, смягчающим драматические, диссонантные отношения между людьми, а невыносимые личностные драмы выражаются мягко, на полутонах. Поскольку смысл существует как нечто определённое только в составе единого «смыслового поля», динамику смысла нельзя представить как некий «поток» изолированных смыслов, в котором одни констелляция смысловых единиц сменяется другой. Если представить «смысловое поле» в виде некоего кристалла, то смена смысловых состояний, включая образование новых смыслов, будет выглядеть как поворот кристалла к актуальному бытию то одной, то другой своей гранью, без изменения самого этого кристалла. Можно также представить «смысловое поле» как многослойную структуру, в которой «глубина залегания» слоя пропорциональна готовности к актуализации. Эффект «появления» смысла той или иной чувственно переживаемой вещи — есть не что иное, как усмотрение «места» данной вещи в составе единого «смыслового поля». Задавая иерархию «готовностей к актуализации» различных единиц информации, мы тем самым как бы указываем «место», откуда должны начинаться развёртки цепочек взаимосвязанных смысловых единиц — и тем самым указываем «место» данного образа или представления по отношению ко всем прочим возможным чувственным переживаниям, составляющим в совокупности «смысловое поле». Единственной подлинной реальностью является целостное «смысловое поле», в котором каждый смысл обретает определённость через соотношение со всеми другими смыслами или, образно говоря, через «место», занимаемое им внутри «смыслового поля». То есть это та часть «смыслового поля», которая безусловно готова к актуализации при наличии в субъективной реальности данного, ассоциированного с этой частью «смыслового поля», чувственного содержания. Если представить «смысловое поле» в виде «сети» взаимосвязанных смыслов, то «узлы» этой сети — это те или иные, настоящие, прошлые и будущие, действительные и возможные чувственные переживания, а собственно смыслы образуют систему связей между этими «узлами». Таким образом, не существует отдельно «субъективной действительности» (перцептивного поля и поля представлений) и «смыслового поля», но есть единая структура, состоящая из чувственности и смыслов. Актуально переживаемое как бы «высвечивает» часть «смыслового поля», придавая интенционально сопряжённым с ним смыслам несколько большую степень действительности, бытийной полноценности. Несколько слов нужно сказать о содержательной стороне смыслового поля. На эти «квазиреальные» отношения в смысловом поле накладываются ещё и отношения, детерминированные отношением субъекта к тем или иным предметам или положениям дел. Отсюда следует вывод, что структура «смыслового поля» чрезвычайно сложна, она гораздо сложнее структуры того, что мы обычно называем «реальным миром», она «многослойна» и структурирована самыми различными «квазиреальными» отношениями, а также отношениями, детерминированными самим субъектом. Детальный анализ структуры «смыслового поля», однако, не входит в задачу нашего исследования. Не нарушает ли это обстоятельство единство и единственность смыслового поля? Следует различать само смысловое поля и его многочисленные рефлексивные образы. Наиболее точная, подробная, объективная «карта» смыслового поля представлена с нашей точки зрения в современной квантово-релятивистской физической картине мира. Религиозная, мистическая, мифологическая и другие картины мира также отображают смысловое поле в преломлении через определённые человеческие потребности и интересы. Более того, сами эти рефлексивные «картины мира» — есть части того смыслового поля, которое они отображают, и как таковые они также участвуют в процессах смыслообразования. Смысловое поле забьётся, и тема элиты из реальной проблемы превратится в «обсуждалово» по поводу коррумпированных чиновников и непатриотичных бизнесменов.

Неточные совпадения

Выстраивая в иерархические ряды значимости те или иные результаты тестирования, мы должны понимать, что реализация интеллекта в апробированных тестах осуществляется на содержательном и исполнительском полях конкретной деятельности, имеющей свою смысловую обусловленность. Этот процесс был сопряжён с расширением поля синергийной коммуникативной рефлексии, рекурсии, встроенной в сами процессы генерации нового знания как продукта циклического взаимодействия, смыслового обмена и порождения новых смыслов в нелинейной, неравновесной знаниевой социокультурной среде. Всё прочее (если оно вообще существует) — дано через посредство фактов сознания: либо в виде чувственных образов (если мы признаём, что за образами, в качестве их «внешней причины», стоят «сами вещи»), либо в виде смысловых образований (например, когда мы говорим об элементах научной картины мира — атомах, полях, элементарных частицах и т. п.). Смысловыми блоками — этапами построения физической картины мира — являются: классическая физика, включающая механику, оптику, термодинамику, электродинамику, и неклассическая физика, включающая специальную и общую теорию относительности, квантовую механику, квантовую теорию поля, элементы построения единой теории поля. Называя эти «субсферы» семантическими полями, «стянутыми» вокруг смысловых центров — ключевых слов, исследовательница, в частности, рассматривает с помощью данной терминологии риторику фашизма и вычленяет ряд её главных семантических полей, определяемых словами «борьба», «раса», «превосходство», «пол» и т. Первый постоянно стремится укрепить смысл, поддержать и обогатить поле социального, вторая не менее настойчиво обесценивает любую смысловую энергию, нейтрализует её или направляет в обратную сторону. Под влиянием формирования этого класса, попадая в его смысловое и силовое поле, государственные управляющие системы перерождаются.

kartaslov.ru

Смысловая и интонационная законченность предложения. Повествовательные, восклицательные и вопросительные предложения

Цели.

Коррекционная:

  • дифференциация понятий слово-предложение;
  • учить осознавать предложение как минимальную единицу речи, обладающей смысловой и интонационной законченностью;
  • развитие речеслуховой памяти.

Образовательная:

  • формировать умение анализировать интонацию предложения, соотносить с правилами обозначения предложения на письме.
  • закрепление умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос;

Воспитательная:

  • развивать интерес к учебной деятельности;
  • продолжать воспитывать у детей навыки доброжелательности, уважения друг к другу.
  • Материал:
  • карточки-знаки «!», «?», «.», «,»; индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Здравствуйте ребята. Сядет тот, кто доскажет слово в предложение:

С неба падают белые (снежинки). (Приложение 1, Слайд 2)
Дети катаются на (санках).
Из снега слепили (снеговика).

– Назовите предложение в котором 3; 4; 5 слов.

2. Сообщение темы

На строке поставлен знак –
Обрати внимание,
Наш урок зовется так:
Знаки препинания.

Точки, палочки, крючки...
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют почтения!
(А. Шибаев)

– Назовите знаки препинания которые можно поставить в конце предложения. (Точка, вопросительный знак, восклицательный знак)

Эти знаки не простые, они помогают нам понять смысл предложения. (Слайд 3)

! – он всегда кричит, радуется, возмущается.
. – она всегда сокойная, требует понизить голос, сделать остановку.
? – он всем задаёт вопросы.

Запишите в тетради число и тему.

3. Загадки

– Прочитайте и отгадайте загадки. (Слайд 4-6)

Я маковой росинкой
Упала на травинку
Остановила вас
Окончила рассказ. (Точка)

На странице я стою,
Всем вопросы задаю.
Согнут я всегда в дугу,
Разогнуться не могу. (Вопросительный знак)

На странице вверх тормашками торчу,
Восхищаюсь, возмущаюсь и кричу! (Восклицательный знак)

4. Смысловая интонационная законченность предложения

– Прочитайте предложения. Какой знак препинания стоит в конце предложения? (Слайд 7)

Дует холодный ветер.

Если предложение спокойно сообщает о чём-то, а голос понижается, то в конце предложения ставится точка.

Ты решил пример?

Если в предложении содержится вопрос, а голос повышается, то в конце предложения ставится вопросительный знак.

Мы идём в парк!

Если в предложении передаются различные эмоциональные чувства радость, огорчение, обида, а голос повышается, то в конце предложения ставится восклицательный знак.

Нарисуйте схему предложений в тетради. Взаимопроверка.

5. Физкультминутка

Сильный ветер сосны крутит,
Словно самый тонкий прутик.
Елки ветер клонит тоже.
Мы с тобой на них похожи.
Вот по веткам белка мчится.
Белка ветра не боится.
Белка прыгает так ловко,
Ведь во всем нужна сноровка.
А куда медведь идет?
Ищет ягоды и мед.
Ну а нам пора садиться
И учиться, не лениться.

– Вспомните из физкультминутки вопросительное предложение ( А куда медведь идет?). Вспомните ответ на этот вопрос (Ищет ягоды и мёд). (Слайд 8)

6. Развитие просодической стороны речи

– Прочитайте по ролям.

– Что ж ты, ёж такой колючий?
– Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
(Б. Заходер)

7. Слуховой вербальный анализ предложения

– Послушайте предложение, покажите на карточке знак который нужно поставить в конце предложения.

Мы будем играть?
Мы будем играть!
Мы будем играть.
Где растут грибы?
Грибы растут в лесу.
Вот это гриб!

8. Индивидуальная работа по карточкам разного уровня сложности

1) Прочитай, поставь знак препинания в конце каждого предложения. Спиши.

Ира и Миша пошли в лес
Ау Ау
Где Миша
Миша спрятался за деревом

2) Прочитай, подчеркни предложения в конце которого стоит вопросительный знак. Спиши эти предложения.

Кате подарили книгу. Ты умеешь плавать? У Саши новый мяч! Где мой карандаш?

9. Итог занятия

– Доскажите нужные слова.

– Если предложение содержит вопрос, то такое предложение называется…(вопросительным), в конце предложения поставим… (вопросительный знак).

– Если предложение сообщает, повествует, то такое предложение называется … (повествовательным), в конце предложения поставим…(точку).

– Если предложение произносится с сильным чувством, то такое предложение называется … (восклицательным), в конце предложения поставим … (восклицательный знак).

– Все сегодня работали хорошо. Молодцы!

urok.1sept.ru

Художественные произведения как смысловой фон для других культурных практик (из опыта работы)

Художественные произведения как смысловой фон для других культурных практик (из опыта работы)

Невенчанная Л.В.

Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. 

Н.А. Короткова предлагает использовать художественные произведения как смысловой фон, окрашивающий другие виды совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, как отправную точку для дальнейшей деятельности.

Ознакомившись с книгой Н.А. Коротковой, в частности, с разделом «Художественные произведения как смысловой фон для других культурных практик», и, обратившись к своему опыту, мы сделали вывод, что уже использовали рекомендации Н.А. Коротковой в своей работе.

Например, чтение глав из книги «Синичкин календарь» В. Бианки (мы читаем ее последовательно каждый месяц) наталкивает детей на наблюдение за природой и заставляет сравнивать с теми признаками, которые описаны в книге.

При знакомстве с лексической темой «Насекомые», прочитали стихотворение С. Михалкова «Толстый жук». Дети сразу же задали вопрос: «А правда ли, что жук не может сам перевернуться?». К моему стыду, я не смогла сразу ответить на этот вопрос и предложила детям вместе поискать ответ. В ходе поисков мы узнали, что лишь для нескольких видов жуков положение на спине является катастрофичным, большая же часть насекомых может выйти из него самостоятельно при помощи раскрывания крыльев, вытягивания лапок и раскачивания взад-вперед или вправо-влево, или им помогают травинки, упавшие листья и стебли растения, за которые они могут уцепиться и перевернуться.

Прослушав произведение «От кареты до ракеты», дети задались вопросом: «А на чем ездили до карет?» Этот вопрос мы разрешили при помощи технологии «Река времени», подобрав и рассортировав иллюстративный материал от самой древней повозки до современных супермашин.

Когда мы проходили тему «Мой организм», я специально прочитала детям сказку Джанни Родари «Рассеянный мальчик», в которой мальчик по имени Джованни постоянно терял свои пальцы, руки, ноги. Дети с интересом слушали сказку, смеялись над рассеянным мальчишкой, но потом возник вопрос: «Разве может человек терять свои части тела, и почему не может?» Для того, чтобы разрешить этот вопрос, мы посмотрели презентации «Внешнее строение тела человека» и «Внутреннее строение тела человека», познакомились со скелетом человека, ролью суставов и мышц в организме. Эта тема очень заинтересовала детей, Мирон принес в детский сад энциклопедию «Мой организм», и всю неделю ребята рассматривали ее, задавали вопросы по содержанию, а к концу недели уже свободно показывали друг другу, где у них находится сердце, мозг и т.д.

Конечно, наиболее часто мы используем художественную литературу, как повод для организации с детьми продуктивной деятельности. Примером может служить лепка домашних питомцев. Предварительно мы прочитали стихотворение Э. Успенского «Птичий рынок», в котором дети с папой купили на птичьем рынке рыбок, котят, белку и коня. Почему же «мама в щелку посмотрела,

Посмотрела,

Посмотрела,

Посмотрела,

Посмотрела...

И решила: не пускать!»?

Дети рассуждали о том, каких животных можно содержать дома, а каких нельзя, и почему. Итогом всех этих рассуждений стала лепная композиция «Птичий рынок», для которой дети слепили тех домашних питомцев, о которых мечтали. Это были котята, собачки, птички и черепахи.

В заключение, хочется отметить, что, ознакомившись с книгой Н.А. Коротковой, я по-другому начала воспринимать детскую художественную литературу. Перебирая произведения С. Михалкова, я ищу, можно ли использовать то или иное произведение как смысловой фон для других культурных практик. И нахожу, что стихотворение «Как у нашей Любы» можно использовать для постановки вопроса: «Зубы сами заживут или их нужно лечить?», а «Тридцать шесть и пять» можно использовать как смысловой фон для опытов с термометром. В будущем мы предполагаем использовать художественную литературу, как смысловой фон для создания макетов, карт, словотворчества детей. 

Начали составлять перспективный план, в котором к разным художественным произведениям подбираем варианты дальнейшей деятельности.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *