Согласные только звонкие – Глухие и звонкие согласные. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник

Согласные — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Согла́сные — звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и/или слоговыми согласными и в противоположность им не образующие вершины слога. Акустически согласные обладают относительно меньшей, чем гласные, общей энергией и могут не иметь чёткой формантной структуры.

Согласные являются также звуками, при произнесении которых происходит сужение голосового тракта, так что воздушный поток оказывается полностью или частично блокированным и, преодолевая препятствие (см. место и способ образования согласных), изменяет своё направление. В русском языке это шумные согласные (взрывные, щелевые и аффрикаты), группа сонорантов (плавные и латеральные), группа сонорных согласных (дрожащих и носовых), а также полугласный (или полусогласный) й.

Под согласными зачастую понимают также буквы, передающие такие звуки. Иногда во избежание путаницы употребляют термин «согласные звуки».

Система согласных определённого языка называется «консонантизм».

В русском языке согласные звуки передаются буквами Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ. Гласные звуки передаются буквами А, И, О, У, Ы, Э. Отдельно стоят буквы Е, Ё, Ю, Я, каждая из которых представляет собой сочетание двух звуков, согласного и гласного, или, выполняя задачу смягчения твёрдого согласного звука, передаёт гласный звук.

Для артикуляторного описания согласных используют следующие критерии:

Например, /d/, согласно этим критериям, является звонким альвеолярным взрывным согласным.

По акустически-слуховым критериям согласные отличаются от гласных по степени звучности (воспринимаемости, то есть диапазона звучания).

У гласных звуков звучность выше, чем у согласных. Гласные занимают определённое положение в структуре слога, в общем случае — в начале и в конце слога, то есть согласные обычно не образовывают слога. Исключением являются соноранты: аппроксиманты (то есть гласные в положении согласных, как например /ju’la/

юла, фонетически [i̯u’la], а также носовые и латеральные [matn̩] (нем. Matten)).

Звонкие согласные — это… Что такое Звонкие согласные?

Термин «голос» и «голосовой» используется в фонетике и фонологии, характеризующий голосовые (звонкие) звуки, со звуками, описанными как или безголосовые (глухие), или звонкие. Термин используется для обозначения двух отдельных концепций. Озвучивание может относиться к процессу артикуляции, в котором вибрируют голосовые связки. Это её основное использование в фонетике для описания фона, которые являются конкретными речевыми звуками. Это может также относиться к классификации звуков речи, которые связаны с вокальными вибрирующими связками, но на самом деле не требуется фактического озвончения на артикуляционном уровне. Это основное использование термина в фонологии при описании фонем, или в фонетике при описании фонов.

На артикуляционном уровне звонкий звук является одним, в котором голосовые связки вибрируют, и глухой, в котором такого нет. Например, выразив счёт с разницей между парами звуков, связанных с английскими буквами «s» и «z». Два звука транскрибируются как [s] и [z], чтобы отличать их от английских букв, которые имеют несколько возможных произношений в зависимости от контекста. Если один размещает пальцы на голосом боксе (т.е. на Адамово яблоко в нижней части горла), чувствуется вибрация при произношении zzzz, но не когда один произносит ssss. В некоторых европейских языках, исключая исландский, гласные и другие сонорные звуки (такие как m, n, l, r) модально звонкие.

Когда используется классифицированные речевые звуки, звонкие и глухие просто используют ярлыки в группе фонем и фонов вместе для классификации.

Нотация

МФА имеет различные буквы для многих пар глухих и звонких согласных (шумные), такие как [p b], [t d], [k ɡ], [q ɢ]. Кроме того, есть диакритические знаки для звонкости: ⟨◌̬⟩. Диакритика обычно используется с буквами для прототипических глухих звуков.

В Юникоде эти символы кодируются как U+032C ◌̬ combining caron below (HTML: ̬) и U+0325 ◌̥ combining ring below (HTML: ̥).

Английские примеры

Различие между артикуляционным использованием голоса и фонологическое использование опирается на различие между фонами (представлены в квадратных скобках) и фонемами (представлены между косыми чертами). Различие лучше всего иллюстрируется грубым примером. Английское слово nods состоит из последовательности фонем, символически представлены как /nɒdz/, или последовательность /n/, /ɒ/, /d/, /z/. Каждый из этих символов — абстрактное представление фонемы. Это понимание является неотъемлемой частью умственной грамматики носителей языка, что позволяет им узнавать слова.

Фонемы сами по себе являются звуками. Скорее, фонемы, в некотором смысле, преобразуются в фоны перед будущим говором. Фонема /z/, к примеру, на самом деле может произноситься или как фон [s] или как фон [z], потому что /z/ часто оглушается в быстрой речи, особенно в конце слова. Последовательность фонов для слова

nods может быть записана как [nɒts] или [nɒdz], в зависимости от присутствия или силы этого оглушения. Когда у фона [z] есть артикуляционное высказывание, [s] не подходит.

То, что осложняет вопрос, заключается в том, согласные фонемы классифицируются либо как звонкие, либо как глухие, даже если это не основная отличительная черта между ними. Классификация используется как замена в фонологических процессах, таких как удлинение гласных, когда встречаются перед звонкими согласными, но не раньше твёрдых (глухих) согласных или замены качества гласных (т.е. гласный звук) в нкоторых диалектах английского языка, что происходит перед глухими, но звонкими согласными. Эти процессы позволяют англо-говорящим по-прежнему продолжить воспринимать разницу между звонкими и глухими согласными, когда оглушение предшествующего звука в противном случае сделает их звонкими идентично последнему.

В английском языке есть четыре пары фрикативных фонем, которыми можно разделить таблицу местом артикуляции и звонкости. У звонких фрикативных может легко ощущаться звонкость на протяжении всего фона, особенно между гласными.

Voicing contrast in English fricatives
ArticulationVoicelessVoiced
Произносится нижними губами против зубов:[f] (fan)[v] (van)
Произносится языком против зубов:[θ] (thin, thigh)[ð] (then, thy)
Произносится языком возле дёсен:[s] (sip)[z] (zip)
Произносится языком связанно:[ʃ] (pressure)[ʒ] (pleasure)

В классе согласных есть смычки, такие как /p, t, k, b, d, ɡ/, контраст более сложен в английском языке. «Звонкие» звуки обычно не имеют артикуляционной звонкости на протяжении звука. Разница между фонемами звонких и глухих смычек не только имеют значения, независимо от того, присутствует ли там артиуляционная звонкость или нет. Скорее, это включает в себя то, когда начинается озвучивание (если на всех), присутствует стремление (воздушный взрыв следует закрытию), продолжительность закрытия и стремления.

Глухие смычные в английском языке обычно предыхаются вначале ударного слога, в том же контексте, их коллеги частично только звонкие. В более узкой практической транскрипции эти звонкие символы могут использоваться только для выражения артикуляционной звонкости, когда стремление представлено с надстрочным знаком h.

Выражение контраста в английских смычках
АртикуляцияГлухиеЗвонкие
Произносится с закрытыми губами:[p] (pin)[b] (bin)
Произносится языком возле дёсен:[t] (t
en
)
[d] (den)
Произносится языком связанно:[tʃ] (chin)[dʒ] (gin)
Произносится с языком назад против нёба:[k] (con)[ɡ] (gone)

Когда эти согласные появляются в конце слога, когда их отличие различается; глухие фонемы не имеют придыхания, глоттализации и закрытых, сами не могут быть облегчёнными, иногда трудно услышать разницу между ними, например, light и like. Слуховые реплики по-прежнему имеют различие между звонкими и глухими согласными, таких как описанные выше, т.е. долгота предыдущей гласной.

Другие звуки английского языка, гласные и сонорные, обычно полностью звонкие. Они могут оглушаться в определённых позициях, особенно после предыхательных гласных, как в словах Copernicus, tree, play, где звонкость задерживается в пределах потери сонорных и гласных в целом.

Степени звонкости

Существует две переменные степени звонкости: интенсивность (рассматривается фонация) и продолжительность (рассматривается время начала озвончения). Когда звук описывается как «полузвонкий» или «частично звонкий», это не всегда ясно, означает ли это, что озвончение слабых (низкая интенсивность) или если звонкость происходит только в части звука (краткая продолжительность). В случае английского языка это последнее.

Язык джул’хоанси и некоторые соседние языки типологически необычны в имении частично контрастивных звонких согласных: в них есть придыхательные и абруптивные согласные, которые не совместимы со звонкостью, глухоте и пар звонких. Эти согласные начинаются звонкими, но становятся частично глухими, позволяющими нормальное стремление или выброс: [b͡pʰ, d͡tʰ, d͡tsʰ, d͡tʃʰ, ɡ͡kʰ] и [d͡tsʼ, d͡tʃʼ], плюс пожие ряды щёлкающих согласных.

Голос и напряжённость

Существуют языки с двумя наборами контрастивных шумных согласных, помеченных как /p t k f s x …/ против /b d ɡ v z ɣ …/, хотя без участия голоса (или времени начала озвончения) в этом контрасте. Это происходит, например, в некоторых диалектах южнонемецкого языка, таких как эльзасский и швейцарский немецкий. Поскольку голос не участвовал, это объясняется как контраст в напряжённости под названием контраст фортис и ленис.

Существует гипотеза, что контраст между согласными фортиса и лениса связан с контрастом глухих и звонких согласных, связь, основанная на восприятии звука, а также на производство звука, где звонкий согласный, напряжённость и длина, но различные проявления общих звуковых функции.

См. также

Ссылки

  • Consonants which are called «voiced aspirate» normally have breathy voice, not voiceless aspiration as in Juǀʼhoansi, Taa, and similar languages.
  • Ladefoged, Peter; Maddieson, Ian (1996). The Sounds of the World’s Languages. Oxford: Blackwell. p. 63, 80–81. ISBN 0-631-19814-8.
  • Ladefoged, Peter; Maddieson, Ian (1996). The Sounds of the World’s Languages. Oxford: Blackwell. ISBN 0-631-19814-8.

Глухие согласные — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Глухие согласные — тип согласных, произносимых без вибрации гортани. Глухота — тип фонации, наряду со звонкостью и состоянием гортани.

В Международном фонетическом алфавите имеются различные буквы для звонких и глухих согласных ([p b], [t d], [k ɡ], [q ɢ] [f v], [s z]). Кроме того, для более тонкой дифференциации используются диакритические знаки (кружок снизу и кружок), которые присоединяются к буквам звонких согласных и гласных: [ḁ], [n̥], [ŋ̊].

Сонанты или сонорные согласные, аналогично гласным и носовым согласным, в большинстве языков мира произносятся в голос. В некоторых языках сонанты могут быть глухими, обычно в аллофонах. Например, в японском языке слово сукияки произносится [su̥kijaki], что звучит похоже на [skijaki], но губы артикулируют звук «у». В русском языке примером глухого сонанта может быть слово «театр»: «р» в конце слова претерпевает оглушение.

Сонанты могут быть приглушёнными, не только глухими. В тибетском языке имеется глухой звук /l̥/ (например, в слове «Лхаса»), напоминающий валлийский глухой альвеолярный латеральный спирант /ɬ/, противопоставляющийся звонкому /l/. В валлийском противопоставляются несколько глухих сонантов: /m, m̥/, /n, n̥/, /ŋ, ŋ̊/ и /r, r̥/, последний записывается сочетанием «rh».

В мокшанском существуют глухой палатальный аппроксимант /j̊/ (записывающийся кириллицей как йх), /l̥/ (лх), /r̥/ (рх). Последние два звука имеют также палатализованные варианты /lʲ̥/ (льх) и /rʲ̥/ (рьх). В кильдинском саамском также существует звук /j̊/ (ҋ).

С другой стороны, хотя имеются свидетельства о наблюдении глухих гласных, они не проверялись[1].

Недостаточная звонкость шумных согласных[править | править код]

Многие языки противопоставляют глухие и звонкие обструенты (взрывные, аффрикаты и фрикативы). Это особенно характерно для всех дравидийских и австралийских языков, но встречается повсеместно: в путунхуа, корейском, финском и полинезийских. В гавайском имеется /p/ и /k/, но отсутствуют /b/ и /ɡ/. Во многих языках (но не в полинезийских) шумные согласные произносятся звонко в звонком окружении, например, между гласными, и глухо в остальных случаях: в начале слова и так далее. Обычно такие звуки транскрибируются с помощью букв для глухих согласных, хотя для некоторых австралийских языков используются звонкие буквы.

В некоторых языках при произнесении «придыхательных» звуков голосовые связки активно открываются, чтобы пропустить поток неозвончённого воздуха. Это явление носит название «придыхательной фонации» (breathed phonation). В других языках, в частности, австралийских, звонкость снижается при произношении взрывных согласных (другие типы шумных в австралийских языках почти не встречаются), потому что поток воздуха не может выдержать озвончение; голосовые связки открываются пассивно. Соответственно, полинезийские шумные звучат дольше австралийских, они редко звонкие, а австралийские шумные всегда имеют звонкую реализацию[2]. В Юго-Восточной Азии звонкие шумные согласные оглушаются на конце слова. Имеются данные, что на самом деле эти согласные имеют «придыхательную фонацию»[3].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *