Разработка урока +презентация по химии «Соли, применение и свойства» (8 класс)
Урок по теме «Соли». 8-й класс
Лямасова Елена Анатольевна учитель химии
Разделы: Химия
Цели и задачи урока:
Образовательные:
Сформировать знания учащихся о солях как классе неорганических соединений;
Привести в систему знания учащихся об основных классах неорганических соединений;
Познакомить со способами получения, свойствами и применением солей.
Научиться принимать решения и ориентироваться в проблемных ситуациях.
Развивающие:
Развитие основных ключевых предметных компетенций: умение анализировать, сравнивать, наблюдать, осуществлять самоконтроль, делать вывод.
Развитие умения классифицировать вещества, записывать и читать химические формулы, применять правила на практике.
Развитие навыков самостоятельной работы.
Воспитательные:
Продолжить формирование всесторонне развитой личности.
Воспитание трудолюбия, взаимовыручки, навыков индивидуальной и коллективной работы.
Выработать умения работы с химическими реактивами;
Воспитание здорового интереса к предмету, терпимого отношения к чужому мнению, воспитание коллективизма
Методы: рассказ, беседа, демонстрация презентации “Соли”, выполнение лабораторной работы в парах.
Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийная презентация по теме урока, опорный конспект, штатив, пробирки, соли Na2CO3, Ca CO3. CuSO4, вода.
Тип урока: комбинированный, частично-поисковый, объяснительно –иллюстративный.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания
Тест.
Учащиеся меняются попарно листочками и проверяют выполнение теста. На экране изображены правильные ответы и критерии оценивания учащихся. Выставляют друг другу оценки.
Слайд 1,2
II. Актуализация знаний
Послушайте несколько выдержек из литературных произведений.
Слайд 3
Спелеологи вошли в пещеру. Они, видавшие виды, были поражены красотой увиденного. Сверху словно сосульки свисали сталактиты, а со дна пещеры поднимались сталагмиты. Все это сверкало и переливалось и похоже на царство Снежной Королевы, хотя каждый понимал, что это чудо образовали карбонаты
Слайд 4
Давно Данила-мастер бродил по подземному царству Хозяйки Медной горы. Из всех сокровищ, которые она готова была ему отдать, он попросил только малахит.
Слайд 5
У нас давно закончилась соль, и пища была безвкусной. Однажды, блуждая по тайге, мы вышли на берег какого-то озера. Нашему взору предстала удивительная картина. Берег был белый, словно покрыт снегом, то там, то здесь лежали какие–то белые камни. Это чудо переливалось под лучами солнца. Я не мог удержаться и, подняв с земли камень, зачем-то лизнул его.
Он оказался соленым. Мой организм, истосковавшийся по соли, требовал еще и еще. В этот момент мне казалось, что нет ничего вкуснее.
Рассказ о “главной соли” – хлориде натрия. Слайды 6-13
Поваренная соль необходима для приготовления почти всех блюд. Без соли не могут жить люди. Вот почему некоторые народы Африки когда-то платили за 1 кг соли 1 кг золотого песка.
Хлорид натрия – не только важный пищевой продукт. Он один из основных видов химического сырья.
Первое из дошедших до нашего времени упоминание о соледобыче на Руси найдено в рукописях ХII в. После присоединения Астраханского края к Московскому государству важными источниками соли стали озера Прикаспия. Здесь впервые солепромышленникам не приходилось «варить» соль, ее просто сгребали со дна озер и отправляли на судах вверх по Волге. И все же потребность в соли не удовлетворялась. От нехватки и дороговизны ее больше всего страдали беднейшие слои населения. Повышение в интересах дворян соляного налога в 1646 г. вызвало движение недовольства низших слоев населения сначала в Москве, затем на юге и в Сибири, потом в Пскове и Новгороде. Это восстание, носившее антифеодальный характер и известное под названием «Соляной бунт» (1648 г.), было жестоко подавлено, а соль по-прежнему осталась дорогой и дефицитной.
В 1711 г. Петр I издал указ о введении соляной монополии. Торговля солью стала исключительным правом государства. Соляная монополия просуществовала более полутораста лет и была отменена в 1862 г.
В царской России, несмотря на богатые природные запасы соли, из-за примитивных способов ее добычи и транспортировки соли не хватало. Многие века соль, жизненно необходимы продукт, была источником обогащения и наживы торговцев и предпринимателей.
Сейчас мировая добыча поваренной соли составляет почти 100 млн. т в год. На пищевые нужды расходуется лишь около четвертой ее части. Куда же идет остальная соль?
Поваренная соль необходима при производстве мясных и рыбных консервов, в металлургической промышленности, при обработке мехов, сыромятных кож, при варке мыла, получении кальцинированной соды и в медицине. Но главный потребитель поваренной соли – химическая промышленность. В ней используется не только сама соль, но и оба элемента, составляющие ее. Разлагают поваренную соль на составляющие элементы обычно электролизом ее водного раствора. При этом одновременно получают хлор, водород и едкий натр (в растворе). Из раствора едкого натра после упаривания получают твердую щелочь (каустик). Соединяя водород и хлор, получают соляную кислоту.
Итак, соль, используемая в прошлом главным образом в пищу, сейчас получила широкое применение.
Загадка
Слайд 13
Я, конечно, очень нужен.
Не засолишь огурца,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде —
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомнишь мой ты сразу.
Кто догадлив, говорит: (натрия хлорид)
—? Как вы считаете, о каких веществах мы сегодня поведем речь
III. Изучение новой темы
(Слайд 14)
(Записать тему урока и сообщить цель урока)
— Что такое соли? (слайд 15)
— Какие строится молекула солей? (Слайд 16)
-как давать название солям? ( слайд 17,18)
А теперь запишите формулы солей, которые нам встретились в рассказах и проанализируем их состав.(Слайд 19)
Карбонат кальция -CaCO3 – металл + кислотный остаток.
Пищевая сода -NaHCO3— металл + водород + кислотный остаток.
Малахит -(CuOH)
Соли имеют большое практическое значение.
Так как соли очень важны, мы должны знать их свойства. Перед тем как приступить к рассмотрению этого вопроса проведем физминутку.
ФИЗМИНУТКА (слайд 20)
Вносим в почву мы фосфаты.
Не забудем и нитраты.
Ну, а осенью, друзья,
Испеку пирог вам я.
Рассмотрим физические свойства солей. Сегодня мы с вами посещаем Страну веществ, классовое название которых означает «рождённые солнцем». Почему же «рождённые солнцем»? Да потому что многие вещества этого класса любят «прятаться» в воде. Но как только горячие солнечные лучи выпарят воду, эти вещества предстают перед нами во всей своей красе. Посмотрите, какими разными они бывают!
Проведем лабораторный опыт. (Слайд 21,22,23)
Определите агрегатное состояние и цвет солей. Проверьте их растворимость в воде. Высыпьте соль в воду и размешайте стеклянной палочкой. Результаты запишите в тетради. (Обсуждаем цвет солей и растворимость в воде).
Учащиеся, работая в парах, знакомятся с образцами солей и проводят лабораторную работу, заполняя таблицу. Правила техники безопасности при работе с химическими веществами.
Агрегатноесостояние
Цвет
Запах
Формула
Раство-
римость
в воде
Карбонат кальция
CaCO3
Кристаллогидрат сульфата меди (II) – медный купорос
CuSO4*5H2O
Хлорид натрия
NaCI
(Сода ) Гидрокарбонат натрия
NaHCO3
Учащиеся после выполненной работы делают выводы. Соли представляют из себя твёрдые вещества, кристаллические, хорошо растворимые в воде, с разнообразным цветом.
Галофиты (слайд 23)
Добыча соли(слайд 24-26)
IV. Применение солей.
( Слайды 27-30)
Соли широко распространены в природе. Огромная масса солей растворена в океанической и морской воде. Три четверти этой массы приходится на поваренную соль. В океанической воде присутствует в виде растворимых солей большинство химических элементов.
В земной коре встречается мрамор, который образовался из известняка в далекие времена. Залежи известняка и мела находятся на дне океанов и морей. Частично они образовались из раковин морских простейших. Эта соль карбонат кальция. (Слайд 28,29,30,31)
Наземные животные строят свои скелеты из другой соли, в состав которой входят атомы кальция и кислотные остатки фосфорной кислоты. Эта же соль фосфат кальция – основа минералов фосфоритов и апатитов, из которых получают необходимые для сельского хозяйства фосфорные удобрения.
Ученые полагают, что миллионы лет назад жизнь зародилась в первичном Мировом океане. В нем живые организмы получали минеральные соли, необходимые для роста и жизни. При большой потери крови в организм пациента вводят физиологический раствор (временно замещающий кровь), представляющий собой раствор с массовой долей хлорида натрия 0,8 %.
Соли играют важную роль в процессах обмена веществ. Они содержатся в клеточном соке живых организмов, входят в состав нервной, мышечной и костной тканей. Поэтому без солей, и прежде всего поваренной соли, жизнь человека невозможна. Сода, медный купорос, гипс. (слайд 32-36)
V. Закрепление: (Слайд 37-39)
Д/З : параграф 22, вопрос 2,3 стр.133, домашняя практическая по исследованию минеральной воды, отчет оформить в тетрадь. (Слайд 40-42)
Задание 1. Используя этикетку от минеральной воды, исследуйте ее солевой состав:
сделайте заголовок – название воды;
найдите химический состав, в тетради запишите отдельно катионы (ионы +) и анионы (ионы — )
составьте из ионов формулы солей (+) например: 2Na+ + SO42- Na2SO4
подчеркните формулы кислых солей, назовите их.
подсчитайте общее число получившихся формул солей
Обсудить полученные результаты.
Где расположен источник?
С какой глубины происходит подъем воды?
К какому типу минеральных вод она относится?
Какая еще информация есть на этикетке?
Личное отношение к минеральным водам.
VI. Итоги урока. Оценки
Рефлексия (слайд 42)
Вырази свои мысли:
1.На уроке я работал(а):
Активно/ пассивно
2.Своей работой на уроке я:
Доволен/ не доволен
3.Урок для меня показался:
Коротким/ длинным
4. за время урока я:
Устал(а)\ не устал(а)
5. Моё настроение:
Стало лучше/ стало хуже.
Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему: Соли, их классификация и свойства
Слайд 1
Записать формулы: Оксид магния – Оксид серы ( IV ) — Гидроксид алюминия — Соляная кислота — Гидроксид калия — Серная кислота –Слайд 2
Ответы − MgO , – SO 2 , – Al ( OH ) 3 , − HCl , −KOH , − H 2 SO 4
Слайд 3
В нашей лаборатории расцвёл цветок необычайной красоты – на его лепестках – формулы веществ. Расклассифицируйте вещества по классам: o ксиды , кислоты, основания P 2 O 5 , Na С I, CuO Н , Са 3 (РО 4 ) 2 , HNO 3 , Ba (OH) 2 , MgO , H 2 SO 4 , KO Н , SO 3 , CaCO 3
Слайд 4
Соли. Классификация. Физические и химические свойства. Получение и применение солей.
Слайд 5
Цели урока: 1)Познакомить учащихся с понятием соли, изучить основные классификации солей; 2)Изучить основные химические свойства солей; 3)Изучить основные способы получения солей; 4) Продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций ;
Слайд 6
Na С I Са 3 (РО 4 ) 2 CaCO 3
Слайд 7
Что такое соли? Соли– это сложные вещества, образованные атомами металлов и кислотными остатками
Слайд 8
Номенклатура солей Название Название Указание Кислотного + металла (в Р.п.) + валентности остатка (если она переменная) NaCl хлорид натрия CaCO 3 карбонат кальция Са 3 (РО 4 ) 2 фосфат кальция М gCI 2 хлорид магния
Слайд 9
Попробуйте сами дать названия следующим солям: KCI CaCI 2 Ba CO 3
Слайд 10
Классификация солей По растворимости в воде Растворимые Нерастворимые Малорастворимые Аммиачная селитра NH 4 NO 3 Сульфат кальция Фосфат железа FePO 4 CaSO 4
Слайд 11
Классификация солей 2) По наличию или отсутствию кислорода Кислородсодержащие Бескислородные Например: Например: Na 2 SO 4 (сульфат натрия) NaBr ( бромид натрия) KNO 3 (нитрат калия) KY (иодид калия) Ca(NO 2 ) 2 (нитрит кальция) CaCl 2 (хлорид кальция)
Слайд 12
Классификация солей Соли Средние (нормальные) Кислые Основные
Слайд 13
Разновидности солей Соли бывают: Средние соли – это продукты полного замещения атомов водорода в кислоте на металл. Например: Na 2 CO 3 (карбонат натрия) CuSO 4 (сульфат меди)
Слайд 14
Разновидности солей 2) Кислые соли – это продукты неполного замещения атомов водорода в кислоте на металл. Например: NaHCO 3 ( гидро карбонат натрия) Mg(HSO 4 ) 2 ( гидро сульфат магния)
Слайд 15
Разновидности солей 3) Основные соли – это продукты неполного замещения гидроксогрупп в основании на кислотный остаток. Например: ( CuOH ) 2 CO 3 ( гидроксо карбонат меди ( II )) AlOHCl 2 ( гидроксо хлорид алюминия)
Слайд 16
Физические свойства : В се соли твердые кристаллические вещества. Соли имеют различную окраску, и разную растворимость в воде.
Слайд 17
Химические свойства Соль + кислота = другая соль + другая кислота Например: H 2 SO 4 + BaCl 2 = BaSO 4 +2HCl Типичная реакция ионного обмена, протекающая только в том случае, если образуется осадок или газ.
Слайд 18
Химические свойства 2) Соль + щелочь = другая соль + другое основание Например: NaOH + NH 4 Cl = NaCl + NH 3 + H 2 O Типичная реакция ионного обмена, протекающая только в том случае, если образуется осадок или газ.
Слайд 19
Химические свойства 3) Соль 1 + соль 2 = соль 3 + соль 4 Например: Na 2 SO 4 + BaCl 2 = BaSO 4 +2NaCl Типичная реакция ионного обмена, протекающая только в том случае, если образуется осадок.
Слайд 20
Химические свойства 4) Соль + металл = другая соль + другой металл Например: CuSO 4 (p-p) + Fe = FeSO 4 (p-p) + Cu Правила: а) Каждый металл вытесняет из растворов солей все другие металлы, расположенные правее его в ряду напряжений; б) обе соли (и реагирующая, и образующаяся в результате реакции) должны быть растворимыми; в) металлы не должны взаимодействовать с водой, поэтому металлы главных подгрупп I и II группы ПС Д.И.Менделеева не вытесняют другие металлы из растворов солей.
Слайд 21
Получение солей: 1. Взаимодействие кислоты с Ме : Zn + 2HCI → ZnCI 2 + H 2 2. Взаимодействие кислоты с основными оксидами: Fe 2 O 3 + 3H 2 SO 4 → Fe 2 (SO 4 ) 3 + 3 H 2 O 3. Взаимодействие кислотного оксида со щёлочью: N 2 O 5 + Ca(OH) 2 →Ca(NO 3 ) 2 + H 2 O 4. Взаимодействие кислотного оксида с основным оксидом : SiO 2 + CaO → CaSiO 3 5. Взаимодействие металла с неметаллом: 2Fe + 3CI 2 → 2FeCI 3
Слайд 22
Применение солей — в стирке, с помощью порошка, с состав которого входит стиральная (кальцинированная) сода – Na 2 CO 3 ; — удобрения, которые мы вносим в почву – NH 4 NO 3 — аммиачная селитра; CaHPO 4 — простой суперфосфат и другие . — в домашней аптечке – ляпис AgNO 3 — СuSO 4 — медный купорос, который добавляют в побелку, применяют против болезней и вредителей растений. да и сам наш организм содержит соли, в костях – Ca 3 (PO 4 ) 2
Слайд 23
Мрамор, известняк, мел
Слайд 24
ИЗДЕЛИЯ ИЗ МАЛАХИТА
Слайд 25
Обобщение темы Тест «Как я запомнил тему»: 1) Выберите формулу соли: а) HCl б) Ca(OH) 2 в) Na 2 SO 4 г) Mg О 2) Какая из приведенных солей растворима в воде: а) AgCl б) MgS в) FePO 4 г) CuSO 4 3 ) Какая из приведенных солей бескислородная : а) C а SO 4 б) KBr в) NH 4 NO 3 г) Na 2 CO 3
Слайд 26
. 4) К какому типу солей относится данная соль — AlOHCl 2 : а) средняя б) основная в) кислая г) ни к одной из этих 5) Какая реакция не является типичной реакцией для средних солей: а) соль + металл б) соль + кислота в) соль + оксид г) соль + щелочь
Слайд 27
Ответы: 1. в 2. г 3. б 4. б 5. в
Слайд 28
Рефлексия Знания/умения Да + нет — 1)Я знаю Что такое соли Состав солей 2)Я умею Выбирать из предложенных веществ соли Выводить формулы солей Составлять название солей Классифицировать соли по растворимости.
Слайд 29
Домашнее задание: § 33 Упр. 2, 3 стр.112
Слайд 30
Список источников Использованы фотографии: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Фосфат железа ( III ) фосфат железа http://www.freetorg.ru/lead/ammiachnaya-selitra-azotno-fosforno-kalijnoe-udobrenie-npk,1506202.html аммиачная селитра http://www.freetorg.com.ua/lead/prodam-kalcij-sernokislyj,2478523.html сульфат кальция
Презентация к уроку (химия, 8 класс) на тему: Презентация к уроку химии в 8 классе по теме «Соли»
Слайд 1
СОЛИ Урок химии, 8 классСлайд 2
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ Что такое кислоты? Приведите примеры. Какие бывают кислоты? Приведите примеры. Расскажите о серной кислоте В тетради и на доске дайте характеристику фосфорной кислоты по плану (№ 1, с. 107): Формула Наличие кислорода Основность Растворимость Степени окисления элементов, образующих кислоту Заряд иона кислотного остатка Соответствующий оксид
Слайд 3
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ Проверка домашней работы № 3 Составьте химические формулы кислот, соответствующих оксидам, формулы которых: N 2 O 3 , CO 2 , P 2 O 5 , SiO 2 , SO 2 . Дайте названия всем веществам. N 2 O 3 оксид азота( III ) — HNO 2 азотистая кислота CO 2 оксид углерода( IV ) — H 2 С O 3 угольная кислота P 2 O 5 оксид фосфора( V ) — H 3 PO 4 фосфорная к-та SiO 2 оксид кремния ( IV ) — H 2 SiO 3 кремниевая к-та SO 2 оксид серы ( IV ) — H 2 SO 3 сернистая к-та
Слайд 4
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ Проверка домашней работы № 4 Вычислите количество вещества, соответствующее: а) 490 г серной кислоты H 2 SO 4 б) 9,8 г фосфорной кислоты H 3 PO 4 Решение: а) М ( H 2 SO 4 ) = 98 г/моль n = m/M; n = 490/98 = 5 моль б ) М ( H 3 PO 4 ) = 98 г/моль n = m/M; n = 9,8/98 = 0,1 моль
Слайд 5
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ В тетрадях: выписать отдельно оксиды, основания, кислоты. Дать им названия. H 2 S, K 2 SO 3 , KOH, SO 3 , Fe(OH) 3 , FeO, N 2 O 3 , Cu 3 (PO 4 ) 2 , Cu 2 O, P 2 O 5 , H 3 PO 4 , Ca(OH) 2 , NaCl, H 2 SO 4 , Mg(NO 3 ) 2 , HCl, NaOH
Слайд 6
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ В тетрадях: выписать отдельно оксиды, основания, кислоты. Дать им названия. ОКСИДЫ SO 3 FeO N 2 O 3 Cu 2 O P 2 O 5 ОСНОВАНИЯ KOH Fe(OH) 3 Ca(OH) 2 NaOH КИСЛОТЫ H 2 S H 3 PO 4 H 2 SO 4 HCl
Слайд 7
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ В тетрадях: выписать отдельно оксиды, основания, кислоты. Дать им названия. H 2 S, K 2 SO 3 , KOH, SO 3 , Fe(OH) 3 , FeO, N 2 O 3 , Cu 3 (PO 4 ) 2 , Cu 2 O, P 2 O 5 , H 3 PO 4 , Ca(OH) 2 , NaCl , H 2 SO 4 , Mg(NO 3 ) 2 , HCl, NaOH
Слайд 8
СОЛИ Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков.
Слайд 9
СОСТАВЛЕНИЕ ФОРМУЛЫ Записываем «половинки» молекулы рядом, например для сульфида алюминия Al и S Обозначаем заряды ионов (см. таблицу растворимости) Al 3+ S 2- Находим НОК (наименьшее общее кратное) числовых значений зарядов: для чисел 3 и 2 – это 6 Находим индексы, разделив НОК на соответствующий заряд иона Al 2 S 3
Слайд 10
СОСТАВЛЕНИЕ ФОРМУЛЫ Составьте формулы следующих солей: Сульфат калия (соль серной кислоты и калия) K 2 SO 4 Фосфат кальция (соль фосфорной кислоты и кальция) Ca 3 (PO 4 ) 2
Слайд 11
НОМЕНКЛАТУРА СОЛЕЙ Для бинарных соединений (соли бескислородных кислот) суффикс –ид , например: NaCl хлорид натрия, CaS сульфид кальция, LiBr бромид лития, … Для солей кислот, в которых неметалл имеет высшую степень окисления, суффикс – ат , например: Na 2 SO 4 сульфат натрия, Fe(NO 3 ) 3 нитрат железа (III) , K 3 PO 4 фосфат калия, … Для солей кислот, в которых неметалл имеет НЕ высшую степень окисления, суффикс – ит , например: Na 2 SO 3 сульфит натрия, Al(NO 2 ) 3 нитрит алюминия,
Слайд 12
НОМЕНКЛАТУРА СОЛЕЙ № 2 Запишите формулы следующих солей: Карбоната калия Сульфида свинца ( II ) Нитрата железа ( III ) Хлорида свинца ( IV ) Нитрата алюминия K 2 CO 3 , PbS , Fe(NO 3 ) 3 , PbCl 4 , AlNO 3
Слайд 13
§ 21 (с. 107-109), № 1 (с. 113) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Урок по химии на тему «Соли» (8 класс)
Конспект урока по химии
Тема: Соли
8 класс
( программа Г.Е.Рудзитис Химия 8)
Составила: Корезина Елена Михайловна,
учитель
Цели и задачи:
Образовательные:
Сформировать знания учащихся о солях как классе неорганических соединений;
Привести в систему знания учащихся о классификации солей;
Познакомить со свойствами и применением солей.
Развивающие:
Воспитательные:
Формирование всесторонне развитой личности;
Воспитывать любовь к родному краю;
Воспитание трудолюбия, взаимовыручки, умение работать в парах.
К моменту изучения темы учащиеся владеют и знают:
определение кислот;
химические формулы и состав кислот;
физические свойства кислот;
кислотные оксиды и основные оксиды;
основания;
классификацию кислот;
составлять химические формулы
Оборудование: колба с водой, соли перманганата калия, поваренная соль, медный купорос, лакмусовые бумажки, таблица растворимости солей.
Методы:
Словесный, частично-поисковый, рассказ, беседа, демонстрация опытов с реактивами.
Тип урока: комбинированный.
Урок построен по программе Г.Е.Рудзитис Химия 8 (2 ч в неделю). На момент проведения урока учащиеся знакомы с темами: Классификация неорганических веществ, Кислоты, Основания, Оксиды.
ХОД УРОКА
Организационный момент, задача которого — подготовить учащихся к работе на уроке. (Приветствие друг друга, запись в журнал фамилии тех, кто отсутствует, проверка готовности ребят к занятию.) Этот этап урока непродолжительный, однако, позволяет быстро включить учащихся в ход урока.
Проверка домашнего задания — повторение ранее изученных тем и проверка домашнего задания. Задача данного этапа — выявить пробелы в знаниях и устранить их, совершенствовать знания и умения, подготовиться к восприятию новой темы.
Один ученик у доски решает уравнения реакции по химическим свойствам кислот.
Задание на доске: написать химические свойства кислот.
С остальными учениками проводится фронтальный опрос:
— Что такое кислоты?
— Какую классификацию кислот мы изучили?
— Что такое основание в кислоте?
— Как определить валентность кислотного остатка?
— Назовите некоторые кислоты?
— Назвать способы получения кислот.
К этому времени ученик на доске должен написать уравнения, подтверждающие химические свойства кислот (реакции с металлом, оксидом и основанием).
-Ребята, давайте проверим все ли верно написано на доске?
— Давайте найдем закономерность в продуктах реакции веществ с кислотами. (Образуются вещества, состоящие из металла и кислотного остатка).
-Эти вещества называются СОЛИ. Тема нашего сегодняшнего урока СОЛИ.
Изучение нового материала
Записываем на доске и в тетрадях тему урока.
-Кто самостоятельно повторит определение класса солей?
Все записывают под диктовку.
-Давайте еще раз вернемся к нашим уравнениям: что мы можем сказать о способах получения солей? (Получают в результате взаимодействия кислот с металлами, оксидами, основаниями).
Физкультминутка. Один из учеников проводит разминку для глаз, т.к. урок проходи в школе VIII вида.
Физические свойства солей. Демонстрация разных видов солей: перманганат калия, медный купорос, поваренная соль. На основании увиденного ученики делают выводы, что соли — твердые вещества, разного цвета, растворяющиеся и не растворяющиеся в воде.
Классификация солей. Демонстрация эксперимента, опуская поочередно лакмусовые бумажки в полученные растворы солей. Цвет – красный, синий, не изменился. Самостоятельно обучающиеся сделали вывод о том, что соли могут быть кислые, основные и средние.
Номенклатура. Учащимся раздаются карточки с названиями солей.
Анализируем их и выписываем часто встречаемые.
Один из учеников читает в учебнике химические свойства солей, кратко записываем в тетради. К каждому свойству коллективно составляем уравнения реакций, расставляя коэффициенты.
Применение солей в жизни.
— Ребята, пользуясь имеющимся опытом из собственной жизни, расскажите о использовании в быту солей. (Учитель дополняет приведенные факты).
Рефлексия фронтальный опрос, который позволяет выявить освоенность темы:
— Что такое соли?
— Каким способом они образуются?
— Какими физическими свойствами могут обладать соли?
— Перечислите химические реакции, в которые могут вступать соли?
— Влияют ли растворы солей на цвет лакмуса?
Подведение итогов. Оглашение оценок с комментариями и выставление отметок в Журнал.
Домашнее задание Записано на доске. П.23, упр. 1,2.
Для составления конспекта использовались:
учебник Химия 8 Г.Е. Рудзитис
Картинка с сайта http://www.webstaratel.ru/2011/12/nazvanija-kislot-i-formuly.html
Конспект урока по химии 8 класс «Соли. Классификация и свойства»
Конспект урока: «Соли. Классификация и свойства» 8 класс
Цель урока: Создание условий для формирования новых химических знаний о составе, классификации, номенклатуре и химических свойствах солей.
Задачи:
Образовательные: Формирование и развитие у учащихся знаний о составе классификации, номенклатуре и химических свойствах солей. Подготовка к ОГЭ.
Развивающие:Развитие аналитического и логического мышления, умения наблюдать, сравнивать, анализировать, объяснять эксперимент, делать выводы. Развитие навыков владения химическим языком, и применение его при работе в парах или группах.
Воспитательные: Содействовать формированию у учащихся личностных качеств, умеющих применять полученные знания в повседневной жизни, способствовать формированию мировоззрения и естественнонаучной картины мира.
Основные понятия вводимые на уроке: Кислые соли, основные соли, двойные соли, средние или нормальные соли.
Уровень обучения: базовый.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Оборудование и реактивы: учебник, презентация, интерактивная доска, железный гвоздь, сульфат меди (II), раствор гидрооксида натрия, хлорид бария, сульфит натрия, соляная кислота, пробирки, электрохимический ряд активности металлов, таблица растворимости.
Планируемые результаты:
Предметные: знать классификацию, состав, номенклатуру и свойства солей; уметь различать по химическим формулам группы солей; уметь работать с таблицей растворимости.
Метапредметные и личностные: отражены в технологической карте.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Учитель: Добрый день. Надеюсь, наш урок получится плодотворным и творческим.
II.Актуализация знаний.
Задание 1: Разделите предложенные формулы веществ на группы и назовите вещества.
Cu(OH)2 ; H2SO4; K2O. (Проверка на слайде)
Задание 2: определите общие черты состава и найдите отличия в формулах веществ: К3РО4, СаСl2, NaHSO4, CaKPO4, MgOHCl.
III. Этап усвоения новых знаний.
Схема на слайде. соли
MgOHCl.
К3РО4, СаСl2
NaHSO4 CaKPO4
Учитель : Давайте попробуем разделить эти соли на группы, исходя из состава веществ, зная что соли делятся на средние или нормальные, кислые, основные и двойные.
Исходя из классификации солей, попробуйте самостоятельно разделить эти соли на группы, по классификации. Свой ответ обоснуйте. (Ответ учащихся)
Обратите внимание на названия данных солей.
Вопрос : как мы даем названия разным группам солей? (Ответ учащихся)
Средние соли: металл + кислотный остаток. Составляя формулу учитываем валентность и называем в соответствии с кислотным остатком.
Задание: назовите соли CaSO4, BaS, MgCl2 (Ответ учащихся)
Кислые соли: металл + водород + кислотный остаток. В названиях кислых солей, для обозначения атома водорода используется корень «гидро», а если в состав соли входит два атома водорода- «дигидро».
Задание: назовите соли Ca(HCO3)2, Al(HSO4)3, CaHPO4 (Ответ учащихся)
Основные соли: металл + гидроксогруппа + кислотный остаток. В названиях добавляют слово «основной».
Задание: назовите соли (CuOH)2CO3, ALOHSO4. (Ответ учащихся)
Двойные соли: металл + металл + кислотный остаток. Двойные соли называют начиная с кислотного остатка и называют металлы образующие соль по порядку.
Задание: назовите соли KLiCO3, MgKPO4, BaNaSO4 (Ответ учащихся)
Учитель : На данном этапе обучения, для нас основной интерес представляют средние соли. Рассмотрим химические свойства средних солей.
Для проведения эксперимента вспомним правила ТБ. (Ответы учащихся)
Учитель: первое свойство солей – взаимодействие с металлами.
Металл + соль= новая соль + металл
На слайде вы видите уравнения трех реакций:
Ba + CuSO4 =
Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu
Ag + CuSO4 =
Используя электрохимический ряд напряжения металлов, сформулируйте условия практического протекания реакции. Проведите эксперимент, укажите по каким признакам вы определили, что произошла химическая реакция. (Ответ учащихся) Образование красного налета на гвозде.
Учитель: второе свойство солей – взаимодействие с кислотами.
Соль + кислота = другая соль + другая кислота.
Определите тип реакции. При каких условиях реакция идет до конца?
(Ответ учащихся) Образование осадка или выделение газа.
Учитель: используя набор предложенных реактивов, проведите эксперимент, доказывающий данное свойство солей, напишите уравнение реакции и объясните данные своего опыта.
(Ответ учащихся) Na2SO3 + 2HCl = 2 NaCl + SO2 + H2O
Учитель: третье свойство солей – взаимодействие со щелочью.
Соль + щелочь = новая соль + новое основание
Условием для протекания реакции ионного обмена, является образование газа или осадка.
Предложите свой вариант реакции, подтверждающий данное свойство, используя реактивы и объясните результаты эксперимента.
(Ответ учащихся) CuSO4 +2 NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4
Учитель : четвертое свойство солей – взаимодействие с другой солью.
Соль + соль = новая соль + новая соль.
Это тоже реакция ионного обмена. Проведите эксперимент подтверждающий уравнение реакции и укажите условия протекания данной реакции.
CuSO4 + BaCl2 = BaSO4 + CuCl2
(Ответ учащихся) исходные соли должны быть растворимы, а в результате реакции должен выпасть осадок.
IV. Этап закрепления новых знаний.
Учитель : какие основные правила необходимо учитывать при составлении уравнений химических реакций отражающих свойства средних солей? (Ответ учащихся)
V. Контроль полученных знаний.
Упражнение № 2 (а,б,в). Стр 225учебника
VI. Рефлексия.
Что интересного было на уроке? Как вы оцениваете свою работу на уроке?
VII. Домашнее задание.
§41. упражнение 2 доделать.