Сообщение о творчестве пушкина 7 класс: Сообщение о А. С. Пушкине, 7 класс 🤓 [Есть ответ] – Сочинение Творчество Пушкина, 7 класс (рассуждение) 🤓 [Есть ответ]

Проектная деятельность по творчеству А. С. Пушкина (7 класс)

Проектная деятельность по творчеству А. С. Пушкина (7 класс)


Цель  урока:   Расширить  знания  учащихся  о  детстве  и  юности  А. С. Пушкина. Показать  влияние  народного  творчества   на  будущее  поэта. Ввести  в  мир пушкинской  сказки,  развивать  речь  и  воображение  учащихся.

Оборудование:  презентация (https://drive.google.com/open?id=0Bz6V37suJVanYlpxNmdpMlN6RFE ). 

План  урока. 

Организационный момент. 

Учитель: Сегодня  мы  проведём  урок  литературы,  используя     проектную деятельность  по  творчеству  А. С. Пушкина.

Каждый год мы  возвращаемся  к  творчеству  Пушкина. Мы  открываем   все новые и новые  странички  его  жизни,  творчества… его  окружения, его времени.

Объяснение    этапов  урока. 

Учащиеся   7  класса  были  поделены  на   проектные  группы,  каждая  группа  выбрала  свою  тему  исследовательской  работы.  У  нас  получились  следующие  группы:

—  биографы

—  литературоведы

—  иллюстраторы

— актёрского  мастерства

Каждая  группа  представит  результаты  своего  труда.


I.    Биографы: “Годы детства А. С. Пушкина (1799-1811)” (СЛАЙД 2)

— А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в обедневшей дворянской семье (отец его был майор в отставке).

— Детство поэта прошло в Москве и подмосковном селе Захарово.

— Село Захарово — так называлось это небольшое имение в сорока верстах от Москвы по Можайской дороге, когда его в 1804 году купила бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал. С тех пор, в течение шести лет семейство Пушкиных выезжало сюда из Москвы на лето, а год провело здесь и зиму.

— Пушкин вспоминал, как в детстве носился он по полям и рощам и, «воображая себя былинным героем, сшибал палкой верхушки растений». В одном из своих стихотворений шестнадцатилетний Пушкин пишет:

Мне видится мое селение,

Моё Захарово;

Оно с заборами в реке волнистой,

С мостом и рощею тенистой

Зерцалом вод отражено.

На холме домик мой… 

— Семья (кроме Александра были ещё дети Ольга и Лев) принадлежала к самой образованной части московского общества. 

— Маленький Саша рос в семье, где очень любили литературу и поэзию. Пушкин – отец писал стихотворения и даже целые поэмы. Иногда сам читал детям комедии Мольера по-французски. 

— Няня поэта, Арина Радионовна, былa искусной рассказчицей, знала множество сказок, пословиц и поговорок:

«Мастерица ведь была.

И откуда что брала!

А куды разумны шутки,

Приговорки, прибаутки,

Небылицы, былины православной старины, » — вспоминал о ней поэт.

— Бабушка Мария Алексеевна, «женщина ума светлого и образованного», происходившая из древнего рода, любила вспоминать о былом, о деде своего мужа Арапе Петра Великого, Абраме Ганнибале, об обычаях и нравах дворян 18 столетия.

— В доме родителей Пушкина собрались просвещенные литераторы тогдашней Москвы: Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков.

— Уже в семь лет Пушкин сочинял на французском языке маленькие комедии и разыгрывал их перед своей сестрой Оленькой. К одиннадцати годам он перечитал всю библиотеку отца.

— Дядя поэта Василий Львович Пушкин был довольно знаменитым поэтом. Именно он приехал в Петербург со своим племянником для устройства в Царскосельский лицей.


Лицей (1811-1817) 

Куда бы нас ни бросила судьбина, 

И счастие куда б не привело, 

Все те же мы: нам целый мир чужбина; 

Отечество нам Царское Село.

— В 12 лет, получив домашнее воспитание (довольно беспорядочное), маленький Саша был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811г. учебное заведение – Царскосельский лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских императоров.

— Лицеем в Древней Греции называлась роща при храме Аполлона, где Аристотель обучал своих учеников. Обучение шло во время прогулок по роще. В свободных непринужденных беседах и спорах учитель и ученики совместно искали ответы на сложнейшие философские вопросы. Александру I хотелось видеть нечто подобное в саду своей резиденции – Царского Села. 

— Началась шестилетняя лицейская жизнь. Возглавили лицей прекрасные педагоги: В. Ф. Малиновский и позднее Е. А. Энгельгардт. К чтению лекций были приглашены опытные преподаватели: А. П. Куницын, И. К. Кайданов, Н. Ф. Кошанский и другие. Учили многому: русскому, французскому, немецкому языкам и латыни, словесности, логике, нравственным наукам, политической экономии, математике, физике, военному делу. Явно преобладали гуманитарные науки.

— Воспитанники – лицеисты жили на четвертом этаже. На лицейских дверях – таблички. В каждой комнате столик, рукомойник, железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, чернильница и подсвечник с щипцами. Гувернеры и инспекторы жили внизу. 

— Второй этаж: столовая, больница, канцелярия, конференц-зал (именно здесь читал Пушкин свои стихи Державину).

— Третий этаж – учебный. Классы, кабинеты, библиотека, место для отдыха и забав.

— Распорядок дня в лицее был твердый, раз и навсегда установленный. Вставали в шесть утра и шли на молитву. С семи до девяти занятия — « класс». В девять — чай. До десяти прогулка. С десяти до двенадцати опять «класс». С двенадцати до часу – прогулка. В час – обед. С двух до тех — чистописание или рисование. С трех до пяти – другие уроки. В пять – чай. До шести – прогулка, потом повторение уроков или «вспомогательный класс». В половине девятого – ужин. После ужина до десяти – отдых. В десять — вечерня молитва и сон. Утренние и вечерние молитвы читали по очереди вслух. Уже на молитве хотелось есть, и тяжело было дожидаться, когда пройдут два урока и их поведут в столовую.

— В лицее увлекались литературой, писали стихи и критические статьи, издавали рукописные сборники своих произведений: «Для удовольствия и пользы», «Юные лицеисты», «Лицейский мудрец». Пушкин, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер и другие были их деятельными участниками. Первенствовал Пушкин.

— Дружба и поэзия связали на всю жизнь «святое братство», «союз поэтов» — Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера; дружба стала лейтмотивом стихов Пушкина, посвященных лицею и лицеистам. 

— В 1815 году на экзамене Пушкин поразил своим стихотворением «Воспоминание о Царском Селе» знаменитого и в то время Державина. 

— Вот как вспоминает об этом сам поэт: «Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания о Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей. Когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом. Я убежал. Державин был в восторге, он меня требовал, хотел обнять. Меня искал, но не нашли». 

— Все без исключения выпускники лицея впоследствии с любовью вспоминали о шести годах, прожитых в Царском Селе. Первый «пушкинский» курс породил традицию ежегодных встреч в день открытия лицея. 

II. Литературоведы.

Творчество Пушкина многогранно, он создавал как лирические стихи о природе, дружбе, судьбе родины, так и повести, и весёлые озорные сказки. Наша проектная группа выбрала лирику Пушкина.


Няня

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя! 

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь будто на часах.

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

— Вопросы по тексту «Няне»

1. Какими ласковыми словами называет поэт няню?

2. Как представляются поэту занятия няни?

3. Как вы понимаете выражение «Давно, давно ты ждешь меня…»


Отрывок из романа «Евгений Онегин»

Зима! Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив,

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно.

А мать грозит ему в окно… 


— Вопросы по тексту «Зима!»

1. Каким вы видите крестьянина?

2. Дворового мальчика?

3. Какое настроение вызывает стихотворение?


— Особое  место  в  творчестве  Пушкина  играют  сказки.  Пушкин  не  мог  их не  написать. То,  что  запало  в  душу  поэта  с  детских  лет,  должно  было отразиться  в его  творчестве.

Первой  Пушкин  сочинил   озорную  сказку  «Сказку  о  попе  и о  работнике его Балде» в  1830  году,  в  свою  великую  Болдинскую  осень.  Его  увлекли чисто русские   ритмы  народной  былинной  песни. 

Самая  светлая,   волшебно  счастливая  сказка  «Сказка  о  царе  Салтане,  о сыне  его  славном  и  могучем  богатыре  князе  Гвидоне  и  о  прекрасной царевне  лебеди»  появилась  в  1831  году. 

Следующей  сказкой  стала  «Сказка  о  рыбаке  и  рыбке».  Написанная  в  1833 году, где  происходят  жестокие  дела  и  вершится  справедливость. 

А  дальше  написано  лирическое  адажио  «Сказка   о  мёртвой  царевне  и  о семи  богатырях»  в  1833  году.  В  этой  сказке  никто  не  наказывается.  Но  и не  прощается.

В  1834  году  будет  написана»  зловеще  —  загадочная  сказка «Сказка  о золотом  петушке»,  где  зло  впервые  наказано  смертью.

III. Иллюстраторы: 

Учитель: К сказкам А.С.Пушкина существует множество иллюстраций, выполненных известными русскими живописцами.

Иван Яковлевич Билибин (СЛАЙД 3)Русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель.

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам.

Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях к сказкам А.С.Пушкина. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть.

-«Сказку о царе Салтане» И. Билибин иллюстрировал первой. Вот страница, где царь Салтан подслушивает разговор трех девиц. (СЛАЙД 4) На дворе ночь, месяц светит, царь спешит к крыльцу, проваливаясь в снег. В этой сцене нет ничего сказочного. И все-таки дух сказки присутствует. Изба самая настоящая, крестьянская, с маленькими окошками, нарядным крыльцом. А вдали церковь шатровая. В XVII в. по всей Руси строили такие церкви. (СЛАЙД 5) И шуба у царя настоящая. Такие шубы в давние времена шили из бархата и парчи, привезенных из Греции, Турции, Ирана, Италии. А вот рисунок, где царь принимает корабельщиков. (СЛАЙД 6) На переднем плане царь восседает на троне, а перед ним склонились в поклоне гости. Мы можем их всех разглядеть. Заключительная сцена пира: (СЛАЙД 7) перед нами царские палаты, в центре стоит стол, покрытый вышитой скатертью. За столом сидит вся царская семья.

-«Сказка о золотом петушке» наиболее удалась художнику. (СЛАЙД 8, 9) Билибин объединил сатирическое содержание сказки с русским лубком в единое целое. Лубок — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа.. Прекрасные четыре иллюстрации и разворот полностью рассказывают нам содержание сказки.

-Огромный успех имели иллюстрации Билибина к пушкинским сказкам. Русский музей Александра III купил иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», а весь иллюстрированный цикл «Сказки о золотом петушке» приобрела Третьяковская галерея.

Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии четко ограничивают цвета, задают объем и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками черно-белого графического рисунка только подчеркивают заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.

Врубель Михаил Александрович (СЛАЙД 10)– один из замечательнейших русских художников (1856- 1910).

Врубель – один из немногих истинно гениальных художников. Его картины – подлинные жемчужины таланта, вдохновения и поэзии среди скучной и унылой живописи рубежа веков. В России было немало талантливых художников, но гениев крупных является Врубель.

Царевна – Лебедь (СЛАЙД 11) – героиня «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина, навеянная образами древнеславянских мифов. В эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести её к познанию темных, таинственных сторон жизни. Художник наделяет свой образ демоническими чертами. Царевна – Лебедь – существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии – темную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. Художник пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката. Он передает ускользающее движение уходящей царевны. Изображение кажется бесплотным призрачным видением.

Травников Герман Алексеевич (СЛАЙД 12) — (род. 1937) – Живописец, заслуженный художник Российской Федерации, почетный гражданин Курганской области. Родился  в с. Мехонское Шатровского района Курганской области.  Начал рисовать в возрасте трех с половиной лет.

В 1945 поступил в первый класс начальной школы в с. Боровлянском (Белозерского района Курганской области).

 В 1963 г. закончил Свердловское  художественное училище.

Работать начал художником на Курганмашзаводе. Затем служил в армии в При морском крае. И снова художник — в кинотеатре «Спутник», пединституте, комитете по телевидению и радиовещанию.

В1982 г. ему присвоено звание «Заслуженный художник России».

Много путешествовал. Как результат серии акварелей: «Русский север», «Тува», «Камни Армении», «Мосты Москвы», «На по лях Польши», «По Уралу» и др. Но основной темой всегда было родное Зауралье.

Работы Г. А. Травникова находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Курганском, Архангельском, Красноярском, Туркменском, Карельском художественных музеях, в музеях Польши, Болгарии, Перми, Кызыла, в художественных галереях Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени и других городов.Его картины есть во многих частных собраниях и организациях разных стран. К примеру, в частных коллекциях Мстислава Ростроповича, семьи бывшего премьер-министра Пакистана Бхутто, у ценителей живописи США, Японии, Италии, Австралии, Аргентины и др.

Г. А. Травников  награжден медалями «За трудовую доблесть», «850-летие Москвы», орде ном «За заслуги перед польской культурой».

Учащиеся,  которые  хорошо  рисуют, тоже  создали  свои  иллюстрации. 

IV.    Актёрская  группа:

Учитель: На  сценах  драматических  театров  не  редко  появляются  афиши  с названием  Пушкинских  сказок,  а  мы  сегодня  посмотрим  отрывок  из  сказки о царе  Салтане.


Три  девицы  под  окном

пряли  поздно  вечерком. 

« Кабы   я  была  царица,- 

Говорит  одна  сестрица 

То на  весь  крещеный  мир

Приготовила  б  я  пир» 

« Кабы  я  была царица.- 

Говорит  её  сестрица 

То  на  весь  бы  мир  одна   

Наткала  я  полотна» 

« Кабы  я  была  царица,- 

Третья  молвила  сестрица 

Я  б  для  батюшки  царя   

Родила  богатыря. 

Только  вымолвить  успела   

Дверь  тихонько  заскрипела 

И  в  светлицу  входит  царь,   

Стороны  той  государь 

Во  всё  время  разговора 

Он  стоял  позадь  забора; 

Речь  последней  по  всему 

Полюбилася  ему 

«Здравствуй,  красная  девица,- 

Говорит  он, -будь  царица 

И  роди  богатыря 

Мне  к  исходу  сентября. 

Вы ж.  голубушки  —  сестрицы, 

Выбирайтесь  из  светлицы, 

Поезжайте  вслед  за  мной, 

Вслед  за  мной  и  за  сестрой 

Будь  одна  из  вас  ткачиха. 

А  другая  повариха. 

В  сени  вышел  царь  —  отец. 

Все  пустились  во  дворец. 

Царь  не  долго  собирался: 

В  тот  же  вечер обвенчался. 

Царь  Салтан   за  мир  честной 

Сел с  царицей  молодой. 

Учитель: А  теперь  мы  посмотрим  как  хорошо  вы  знаете  сказки?


Разминка. (Команды отвечают по очереди.)

1. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года).

2. Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства нет? (“Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!”.)

3. Какими словами бранила старуха своего старика в “Сказке о рыбаке и рыбке”? (“Дурачина ты, простофиля”.)

4. Откуда эти строки?

“Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме Бога одного?”

(“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.)

5. Сколько раз закидывал старик невод? (Три раза.)

6. Какое приданое приготовил царь-отец царевне в “Сказке о мертвой царевне”? (Семь торговых городов да 140 теремов.) 

Отгадайте этого героя Пушкина. 

I.

5. Эта героиня всегда жила в воде.

4. В ее имени встречалось название драгоценного металла.

3. Однажды ее вынули из привычной среды обитания.

2. Чтобы вернуться домой, ей пришлось кое-что пообещать.

1. Но непомерные притязания другого человека вынудили ее аннулировать все благодеяния.

(Золотая рыбка) (СЛАЙД 13)

II.

5. Этот герой всегда жил в воде.

4. На сушу он выбирался ежедневно в определенные часы.

3. Он командовал воинским подразделением.

2. Вместе с подчиненными он нес пограничный дозор.

1. Под его командованием находилось тридцать три богатыря. (Дядька Черномор) (СЛАЙД 14)

III.

5. Эта героиня жила возле воды.

4. Жила она очень бедно, занимаясь обычным крестьянским рукоделием.

3. Но тяжелая жизнь не сделала ее доброй и отзывчивой.

2. Наоборот, она была эгоистичная, злая и жадная.

1.Если бы не эта жадность, она могла бы остаться царицей. (Старуха) (СЛАЙД 15)

IV.

5. Этот герой почти всегда жил в воде.

4. На сушу он выбирался очень редко, поэтому не знал точно, что же происходит у людей.

3. Был он очень старым, поэтому хитрый человек его легко обвел вокруг пальца.

2. Хотя у него были молоденькие внуки, он любил тишину и покой.

1. За то, чтобы вернуть себе покой, ему пришлось выложить кучу денег. (Старый черт) (СЛАЙД 16)

V.

5. Эта героиня довольно часто жила на воде.

4. В ее распоряжении было два космических объекта.

3. Однажды ей чудом удалось избежать смерти от лап злого чародея.

2. От смерти ее спас богатырь.

1. Она умела превращаться в белую птицу. (Царевна-лебедь) (СЛАЙД 17)

 Oтветы: 

1. Золотая рыбка

2.  Дядька Черномор из «Сказки о царе Салтане»

3. Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»

4. Старый черт из «Сказки о попе и работнике его Балде»

5. Царевна-лебедь из «Сказки о царе Салтане» 

Вопросы  на  повторение: 

Учитель:

—  В  каком  имении  родился  Пушкин?

— В  каком  учебном  заведении  учился?

—  Кто  присутствовал  на  экзамене?

—  Назовите  сказки  Пушкина.

—  Кто  из  художников  делал  иллюстрации?

—  Назовите  курганского  художника? 

Итог  урока:

Учитель: 

— Вот  и  заканчивается  наш  урок  по  творчеству  Пушкина. Надеемся,  что каждый  из  вас  нашел  что  —  то  новое  и  интересное. Спасибо вам за активное участие. Вы все сегодня потрудились на славу. 

— Как  вы  думаете,  уроки  с использованием проектной   деятельности интересны  или  нет?

—  Что  было  трудно  для  вас  больше  всего?

— Что  вы  считаете,  получилось  лучше?

—  Как  бы  вы  оценили  свою  работу?

Презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему: Жизнь и творчество А.С. Пушкина.

Слайд 1

Александр Сергеевич Пушкин Жизнь и творчество 7 класс Составитель: Воробьева Марина Отаровна Учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Цель: Изучить жизнь и творчество А.С. Пушкина.

Слайд 3

Детство А.Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье.

Слайд 4

Няня А.С. Пушкина Яковлева Арина Радионовна.

Слайд 5

Родители А.С. Пушкина Отец Пушкина Сергей Львович и мать Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, были дальними родственниками.

Слайд 6

Брат и сестра А.Пушкина Семья (кроме Александра, были еще дети Ольга и Лев) принадлежала к самой образованной части московского общества.

Слайд 7

Царскосельский лицей В 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение — Царскосельский Лицей под Петербургом.

Слайд 8

С.Михайловское После окончания Лицея в 1817 году, а затем в 1819 г. после тяжелой болезни Пушкин приезжал в имение матери с.Михайловское Псковской губернии . Пишет стихотворения «Деревня», «Домовому», «Чаадаеву», ода «Вольность», поэма «Руслан и Людмила».

Слайд 9

Творчество А.С. Пушкина Кабинет Пушкина В Михайловском создано около 100 произведений поэта: деревенские главы романа «Евгений Онегин», трагедия «Борис Годунов», поэма «Граф Нулин», окончание поэмы «Цыганы», такие стихотворения, как «Деревня», «Подражания Корану», «Пророк», «Вакхическая песня», «Я помню чудное мгновенье…», «Вновь я посетил …», начало первого произведения в прозе — романа «Арап Петра Великого» (в приезд 1827 г.).

Слайд 10

«Болдинская осень» «Повести Белкина», «маленькие трагедии»: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», поэма «Домик в Коломне», закончен весь роман «Евгений Онегин» (кроме письма Онегина), повесть «История села Горюхина», «Сказка о попе и работнике его Балде», критические статьи, множество стихотворений. В Болдинскую осень талант Пушкина достиг полного расцвета.

Слайд 11

Н.Н.Гончарова В мае 1829 г. он посватался в Москве к юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой. 6 мая 1830 г. Состоялась помолвка. 18 февраля 1831 г. в церкви Вознесения у Никитских ворот состоялось венчание.

Слайд 12

Семейная жизнь В мае 1831 г. молодые Пушкины переехали в Царское Село. Со средины октября 1831 г. и уже до конца жизни Пушкин с семьей живет в Петербурге. В 1832 г. рождается дочь Мария, 1833 — сын Александр, 1835 — Григорий, 1836 — Наталия.

Слайд 13

Дуэль с Ж.Дантесом. 27 января 1837 года в предместье Петербурга состоялась роковая дуэль с Ж.Дантесом, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот.

Слайд 14

Смерть поэта Прожив 2 дня в страшных мучениях, Пушкин скончался 29 января 1837 г.

Слайд 15

«Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!..» — писала петербургская газета. Смерть поэта стала началом его бессмертной славы на земле.

Слайд 16

Домашнее задание: Прочитать поэму «Песнь о вещем Олеге».

Конспект урока по литературе на тему «Слово о Пушкине» (7 класс)

Тема: «Александр Сергеевич Пушкин. О поэте». 

Цель: заинтересовать учащихся рассказом об основных этапах жизненного и творческого пути А. С. Пушкина, показать влияние народного творчества на будущего поэта, развивать речь и воображение учащихся.

Основные задачи:

— образовательная: познакомить учащихся с биографией А. С. Пушкина; 

— воспитательная: воспитывать интерес к творчеству великого поэта.
Тип урок: урок изучения нового материала .
Межпредметные связи: история, изобразительное искусство, музыка, архитектура. 
Методические приёмы: рассказ учителя, беседа, самостоятельная работа, информационно — коммуникативные технологии. 

Оборудование: Портрет А. С. Пушкина, презентация, мультимедийный проектор, мультимедийная доска, выставка произведений А. С. Пушкина.

Ход урока .

I.Организационный момент.

II.Сообщение темы и цели урока. 

III.Слово учителя.

(слайд)

Навис покров угрюмой нощи

На своде дремлющих небес;

В безмолвной тишине почили дол и рощи,

В седом тумане дальний лес;

Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,

Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,

И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывет в сребристых облаках.

Эти строки пятнадцатилетний лицеист продекламировал на экзамене, где присутствовал великий поэт Г.Р.Державин. Он был изумлён талантом юного поэта: перед Державиным на лицейском экзамене стоял будущий величайший поэт России, но сам он пока вряд ли догадывался об этом.

Позже Пушкин напишет:

И славный старец наш, царей певец избранный,
Крылатым гением и грацией венчанный, 
В слезах обнял меня дрожащею рукой, 
И счастье мне предрек, незнаемое мной…
IV.Беседа.

-Помните ли вы, как А.Пушкин вошёл в вашу жизнь?

-Что вы знаете о Пушкине? Какие произведения поэта вы читали, слышали?

— Обратите внимание на выставку произведений поэта. Здесь знакомые всем вам с детства сказки, стихотворные сборники, повести и рассказы. Конечно, здесь далеко не все, что создал Пушкин, талант его велик и многогранен! Не случайно с имени Пушкина начинается Золотой век русской литературы, а произведения поэта знают и любят не только в нашей стране , но и во всём мире.

V.Проверка домашнего задания: чтение наизусть стихотворений А.Пушкина.

VI.Изучение нового материала.

Выступления учеников с подготовленными индивидуальными заданиями с презентацией.

—Детство.
Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 г. в Москве в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны. Отец поэта принадлежал к старинному, но обедневшему роду. Мать была внучкой Ибрагима Ганнибала, выходца из Северной Абиссинии, нареченного в России Абрамом Петровичем.

В семье Пушкиных было четверо детей. Родители мало занимались ими, Балы, театры, разговоры о московских и парижских новостях занимали все время. Главным языком в семье был французский, поэтому маленький Саша научился на нем говорить раньше, чем на родном русском. С 9 лет Пушкин свободно стал читать на этом языке. У него была исключительная память и уже в 11 он знал наизусть многих французских поэтов.
Воспитанием Александра занимались Мария Алексеевна, бабушка поэта, великолепно владевшая русской речью, и Арина Родионовна, его няня, сказочница и певунья да дядька Никита Козлов, прошедший с Пушкиным весь его жизненный путь. Благодаря им и общению с крестьянскими детьми Пушкин выучил русскую грамоту, усвоил дух родной речи, полюбил народную культуру.

Поначалу Александр рос задумчивым и рассеянным, что свидетельствовало о ранней внутренней сосредоточенности мальчика, но это вызывало у родителей недоумение.

Позже Пушкин изменился: стал живым, шаловливым ребенком, поражавшим родителей своим “пылким нравом, необыкновенной памятью и, в особенности, наблюдательным не по годам умом”.

V.Работа с книгой: самостоятельное чтение статьи о Лицее.

Беседа:

— Что такое Лицей?

— Зачем он был создан?

-Почему Лицей стал рассадником вольнодумства и свободомыслия?

Слайд.(Обобщение ответов учеников)

—Лицей это учебное заведение для дворянских детей, где мальчики получали образование государственных служащих.

В 1811 г. по приказу царя открылся Царскосельский лицей, сюда и привёз 12-летнего Александра его дядя Василий Львович. Поступление в Лицей стало важным событием в жизни юного Пушкина. Здесь он встретил своих лучших друзей: И. Пущина, А. Дельвига, Кюхельбекера, Яковлева. Здесь было начало его поэтической славы.

В 1812 г. началась Отечественная война и через Царское Село шли войска. Лицеисты их провожали. В свободные часы воспитанники вместе с педагогами спешили в Газетную комнату, чтобы узнать свежие новости о движении неприятеля. Патриотическое воодушевление сблизило лицеистов и одухотворило их дружбу. Она питалась патриотическими чувствами, а также играми, забавами и общими духовными интересами.

Пушкин увлекался борьбой, фехтованием, играл в лапту, в мяч и очень сердился, когда проигрывал.

Особенно мужали и сплачивались лицеисты в спорах и поэтических состязаниях. Педагоги поощряли литературное творчество. Стихи писали Кюхельбекер, Дельвиг, Илличевский, Корсаков и Яковлев, но первенство Пушкина признавали все. Именно поэтому ему предложили написать стихотворение и прочесть его на экзамене 8 января 1815 г. в присутствии знатных вельмож. Пушкин написал оду “Воспоминания о Царском Селе”,в которой прославил победу русского оружия в Отечественной войне 1812 г. Его привлекла патриотическая тема тесного союза ратного подвига и поэзии.
Шесть лет провел А. С. Пушкин в Лицее, здесь прошли его мальчишеские годы и стихи стали самой сильной страстью Пушкина. Товарищи безоговорочно признали его талант. После окончания Лицея каждый пошел своей дорогой, а Пушкин стал просто поэтом.

V.Слово учителя.

Слайд «Петербург»

После окончания Лицея, поступив на государственную службу – в Коллеги. Иностранных дел, Пушкин жил в Петербурге. В мире чинов и наград, балов и развлечений, интриг и злословия для Пушкина всё слилось в порывах вихря «жизни молодой»: светские отношения, любовные интриги, дружеское общение, занятия поэзией. Видные русские литераторы и поэты: Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский прочили Пушкину поэтическую славу. В атмосфере петербургского вольнолюбия формируется егомировоззрение. В Петербурге Пушкин сблизился с самыми передовыми людьми своего времени, пошел в круг вольномыслящей молодежи. Он охотно читал здесь свои стихи, зная, что в этом обществе поймут пламенные порывы его мятежного сердца. Поэт дружит с Чаадаевым, посещает дом Н.В. Всеволожского, своего друга, любителя театра, у которого собирались члены литературно-театрального общества “Зеленая лампа ”. Сюда входили поэт Федор Глинка, будущий декабрист Сергей Трубецкой, приятель Пушкина, офицер Яков Толстой и др. Собрания кружка сохранялись в тайне. На них обсуждались политические, экономические, социальные вопросы. Под непосредственным влиянием идей участников «Союза благоденствия «написаны стихи «Вольность» и «Деревня». С особой силой вольнолюбие проявилось в стихотворении “К Чаадаеву” (1818), которое написано в жанре дружеского послания, но вместе с тем наполнено глубоким общественным содержанием.

(Слушаем аудиозапись стихотворения).

Слайд“ Южная ссылка”( сообщение ученика)


В Петербурге о Пушкине заговорили как о поэте и критики, и писатели. Не оставил без внимания вольнолюбивую лирик поэта и Александр I. Он упрекает директора лицея Энгельгардта в том, что бывший Царскосельский воспитанник “наводнил Россию возмутительными стихами”, и приказывает генерал-губернатору Милорадовичу арестовать поэта. Теперь жизнь поэта зависела от того , куда «подует самовластье». Александр I колебался, куда сослать Пушкина — в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Благодаря хлопотам друзей: Карамзина, Жуковского, Чаадаева — Пушкин направился в южные губернии под начальство генерала И.Н. Инзова. 6 мая 1820 г. он вы -ехал в южную ссылку. В Кишинёве Пушкин сближается с членами «Союза благоденствия» и тайного Южного общества И.Пестелем, В.Л.Давыдовым, В.Ф.Раевским, П.С.Пущиным, М.Ф,Орловым.Он страстно желает действия, борьбы, однако друзья уверили его, что никакого тайного общества нет. В южный период поэзия Пушкина носит ярко-выраженный романтический характер. Поэмы «Кавказский пленник», «Братья –разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» упрочили славу Пушкина как первого поэта России. В мае 1823 года в Кишинёве началась работа над поэмой «Евгений Онеги». В июле 1823 года Пушкина перевели в Одессу. Пребывание в этом южном городе, напомнившем поэту Петербург, наполнено до предела светской жизнью и напряжённой творческой работой. Стараниями графа М.С.Воронцова «за дурное поведение» Пушкин получил предписание ехать в родовое поместье Михайловское.

Сообщение ученика на тему “Михайловское” (слайд)

8 августа 1824 г. Пушкин приехал в Михайловское. Он увидел запущенную усадьбу, старый дом, где ему предстояло прожить неизвестно, сколько времени, никаких сроков ссылки не было оговорено. Пушкину запретили самовольно покидать Михайловское. Здесь он находился в полном одиночестве, вдали от друзей, от культуры. С внешним миром его связывала дружба с помещицей села Тригорское П.А.Осиповой и ее дочерьми да интенсивная переписка. В глухой северной деревне поэт почувствовал себя неуютно и подавленно. Особенно чувство одиночества обострялось в долгие зимние вечера. Можно себе представить, что в один из вьюжных одиноких вечеров и родилось стихотворение «Зимний вечер».

Читает ученик.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломкой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

… Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла. 

Долгие осенние и зимние вечера он коротал с Ариной Родионовной, которая рассказывала ему сказки и напевала мелодии русских народных песен.

Вначале пушкинское творчество в Михайловском было проникнуто глубокой печалью. Но весной 1825 г. и особенно летом настроение Пушкина меняется: он бодр, жизнерадостен, душевно спокоен и сосредоточен. Своему другу Раевскому Пушкин писал летом 1825 г.: “Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить». В михайловском поэт написал стихотворение «Я помню чудное мгновение», трагедию «Борис Годунов», III-VI главы «Евгения Онегина». В Михайловском Пушкин получил известие о внезапной кончине своего гонителя царя Александра I, о событиях на сенатской площади. В сентябре 1826 года его вызвали в петербург для разговора с царём.

4. Сообщение на тему “Возвращение из ссылки” (слайд №8)

В период с сентября 1826 г. по сентябрь 1830года в жизни Пушкина были два важных события . Первое –разговор с Царём НиколаемIеседа продолжалась довольно долго, около двух часов. Известно о ней немного. В ответ на откровенное признание поэта о том, что если бы он был в Петербурге 14 декабря 1825 года, то непременно вышел бы с друзьями на Сенатскую площадь, Николай I простил его и разрешил поэту жить в обеих столицах, даже пообещал цензором его сочинений. Пушкин надеялся, что личная цензура царя откроет ему быстрый доступ к печати. Царю же, вступающему на престол, хотелось расположить к себе поэта и русское общество после жестокой расправы над декабристами.

В первые месяцы после шестилетнего изгнания Пушкин напряжённо размышляет об уроках декабрьского восстания, о своём чудесном избавлении, но не склоняет головы. Рискуя навлечь гнев царя. Пушкин послал в Сибирь слова привета , участия и надежды – стихотворения «Пущину», «Во глубине сибирских руд».

(слушаем аудиозапись)

Второе событие – приезд в родовое поместье Болдино для устройства имущественных дел перед женитьбой на Н.Н.Гончаровой. В конце 1820х годов в поэзии Пушкина появился новый мотив: поиск дома, семьи, общества близких людей. В мае – сентябре 1829 года Пушкин совершает путешествие на Кавказ. Его итогом стали дорожные записи «Путешествие в Арзрум». Возвращение Пушкина из ссылки стало крупнейшим событием первых лет царствования нового царя, но надежда на перемену политических взглядов Пушкина не оправдалась: он вовсе не намеревался стать официальным поэтом. Правда, некоторое время он был осторожнее, но взгляды свои не изменил.

5. Сообщение на тему “Болдинская осень” (слайд №9-10)

Болдинская осень – короткий , но очень плодотворны период в творчестве поэта.

Получив в апреле согласие на брак с Н.Н.Гончаровой, летом 1830 г. поэт приехал в Болдино, чтобы войти во владение имением. В Болдине ему задержаться на целых три месяца: началась эпидемия холеры.

В Болдине Пушкин закончил роман “Евгений Онегин”, написал “Повести Белкина”, “Историю села Горюхина”, несколько небольших драматических произведений, названных в одном из его писем “маленькими трагедиями”, народно-лирическую драму “Русалка”, поэму “Домик в Коломне”, “Сказку о попе и о работнике его Балде” и около 30 прекрасных лирических стихотворений.

В 30-е годы начинается травля поэта. В журналах пишут об упадке таланта поэта, бессовестно клевещут на него. Известный доносчик и агент III отделения Ф.В.Булгарин в 1830 г. опубликовал фельетон, в котором утверждал, что Пушкин “в своих сочинениях не обнаружил ни одной высокой мысли, ни одного возвышенного чувства, ни одной полезной истины», журнал “Вестник Европы” назвал Пушкина “великим человеком на малые дела”. Пушкин принял вызов. Однако борьба была слишком неравной.

6. Сообщение на тему “Творчество 1830-х годов и последние годы жизни ” (слайд №11)

18 февраля 1831 г. состоялось венчание его с Натальей Гончаровой. Вскоре вместе с молодой женой он переехал в Петербург. Пушкин зачислен на государственную службу, а в 1833 г. царь ему пожаловал чин камер — юнкера, который «первый поэт» России счёл для себя оскорбительным. Даже в годы изгнаний жизнь Пушкина не была такой беспокойной и несвободной. Поэт испытывал психологический дискомфорт. Мрачное предчувствие поэта, высказанное в болдинской «Элегии»(«Сулит мне труд и горе Грядущего волнующее море») сбылись. Вопреки житейским и литературным обстоятельствам поэт по-прежнему полон творческих замыслов.

В 1832 г. он начал писать роман “Дубровский”, а в 1833 – повесть “Пиковая дама, приступает к работе над “Капитанской дочкой” и собирает материал для “Истории Пугачёва”.

В творчестве Пушкина 1830-х гг. историческая тема заняла особое место. Как бы соединяя современность и историю, поэт стремился осмыслить путь человечества как закономерное и неостановимое движение. Чтобы подробнее ознакомиться с краем, где вспыхнуло восстание Пугачёва, Пушкин в 1833 г. отправился в путешествие по России. Он посетил Казань и Оренбург, где ещё были живы воспоминания о Пугачёве. В эти же годы Пушкин приблизился к осуществлению давно задуманной идеи – написать историю Петра Великого. Итогом долгой и трудной «дороги свободной» сквозь жестокий век , по которой прошёл сам поэт, стало бессмертие. С особой гордостью Пушкин выразил эти мысли в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»(1836)

Пушкин с тревогой видел, что дела его все ухудшаются. Семья росла, жизнь в Петербурге стоила дорого. В последние годы обострилась обстановка вокруг его семьи: светские сплетни вокруг имени его жены. Молодой француз Дантес зимой 1836 г. стал оказывать Наталье Николаевне явные знаки внимания ,а начале ноября свет нанёс сердцу Пушкина ещё одну “неотразимую обиду”: поэт получил по почте циничный пасквиль, оскорблявший честь его и Натальи Николаевны. 25 января 1837 года Пушкин отправил оскорбительное письмо голландскому посланнику барону Геккерну. Последовал вызов от Ж. Дантеса- приемного сына барона. Дуэль состоялась 27 января 1837 года на Чёрной речке, поэт смертельно ранен. 29 января 1837 года в 2 часа 45 мину Пушкин скончался. “Женщины, старики, дети, ученики, простолюдины в тулупах, а иные даже в лохмотьях приходили поклониться праху любимого народного поэта”, – вспоминала Е.Н.Карамзина.

Власти, испугавшись народных манифестаций и беспорядков , отдали распоряжение перенести тело для отпевания из Исаакиевского собора в Конюшенную церковь, а 3 февраля ночью гроб с телом поэта был вывезен из Петербурга в Святые Горки Псковской губернии. К псковскому губернатору было отправлено из III отделения предписание царя не устраивать “никакой встречи, никакой церемонии”. В последний путь Пушкина проводили дядька Никита Козлов и близкий друг поэта Александр Иванович Тургенев. Их сопровождал жандармский капитан. 6 февраля февраля 1837 г. (18 февраля) рядом с могилами деда, бабушки и матери Пушкина похоронили в Святогорском монастыре.

Презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему: Биография Пушкина

Слайд 1

215 лет со дня рождения А.С. Пушкина И на вопрос «Кто ваш поэт?» В строенье ль каменном, в избушке, Один у русского ответ — Он, улыбнувшись, скажет: «Пушкин» Т. Кузовлева

Слайд 2

Детские годы Сердце России – Москва – была родиной величайшего русского поэта. Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая ( 6 июня по новому стилю) 1799 года.

Слайд 3

Отец поэта, отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старинному, но обедневшему роду. Сергей Львович слыл острословом, увлекался литературой , имел большую библиотеку, состоящую в основном из сочинений французских авторов, писал стихи на русском и французском языках. Сергей Львович говорил про сына: «В самом младенчестве он показал большое уважение к писателям. Не имея шести лет, он уже понимал, что Николай Михайлович Карамзин – не то, что другие. Одним вечером Николай Михайлович был у меня, сидел долго, — во всё время Александр, сидя против него, вслушивался в его разговор и не спускал с него глаз»

Слайд 4

Надежда Осиповна Пушкина — мать поэта Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала , выходца из Северной Абиссинии, нареченного в России Абрамом Петровичем. Воспитание поэта было французским. Благодаря няне Арине Родионовне и бабушке Марье Алексеевне Пушкин выучил русский язык. Многие часы проводил маленький Саша в библиотеках отца и дяди. Он писал басни и переделывал сюжеты Мольера. Это были первые литературные опыты будущего великого поэта.

Слайд 5

Вы помните, когда возник Лицей, Как царь для нас открыл чертог царицын , И мы пришли. И встретил нас Куницын… 19 октября 1811 г Лицей был торжественно открыт в Царском Селе. На торжество съехались министр, царь, родственники будущих лицеистов. Профессор Куницын произнес патриотическую речь, призывающую питомцев Лицея служить Отчизне. А они были совсем малы тогда: 11-13-ти лет. И вечером этого торжественного дня играли около Лицея в снежки. Так начались годы радостной учебы и дружбы для Александра Пушкина и других воспитанников… Пушкин в лицее

Слайд 6

Лицей был закрытым воспитательным учебным заведением, а его воспитанники находились на полном пансионе. Выезд из Лицея во время учебного года запрещался. Распорядок жизни здесь был строго регламентирован. Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Жизнь в Лицее

Слайд 7

Пушкин на лицейском экзамене. Картина работы И.Е. Репина 8 января 1815 года в Лицее состоялся экзамен. 15-тилетний Александр Пушкин в переполненном зале в присутствии прославленного поэта Гавриила Романовича Державина читал свое стихотворение «Воспоминания о Царском Селе ». В этот день Пушкин был признан поэтом.

Слайд 8

ВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ СЛОВЕСНОСТИ, НАУК И ХУДОЖЕСТВ В него входили и будущие декабристы : А.А. Бестужев, В.К. Кюхельбекер, К.Ф. Рылеев . Членами общества стали К.Н. Батюшков, Ф.Н. Глинка, А.А. Дельвиг , В.А. Жуковский. В 1818 году в члены общества вступил и А.С. Пушкин. Петербург (1817 – 1820)

Слайд 9

Служба в Коллегии иностранных дел , куда был зачислен молодой коллежский секретарь Александр Пушкин, не обременяла его . Поэт ощутил полноту жизни, с увлечением отдался поэзии, искусству . В атмосфере петербургского вольномыслия формируется мировоззрение поэта; поэт дружит с П.Я . Чаадаевым, сближается с членами тайного общества «Союз благоденствия».

Слайд 10

Руслан и Людмила (1820) Поэма «Руслан и Людмила»вызывала разноречивые отклики в критике. Она характеризовалась, как богатырская волшебная шуточная

Слайд 11

Южная ссылка 1820-1824 До правительства дошли вольнолюбивые стихи Пушкина и резкие эпиграммы на царя. Александр I приказал генерал-губернатору Милорадовичу арестовать поэта. Поэт стал изгнанником, его окружает ореол мученика. В Кишиневе Пушкин общается с членами тайного Южного общества, ссылка не заставила его каяться, наоборот, он жаждет борьбы. Вместе с семьёй генерала Раевского поэт путешествовал по Кавказу, где сформировался пушкинский романтизм.

Слайд 12

Друзья Пушкина — Карамзин, Жуковский добиваются смягчения приговора. Пушкина отправляют служить на юг России. «Бахчисарайский фонтан» «Кавказский пленник» «Цыганы» Начата работа над романом «Евгений Онегин»

Слайд 13

В июле 1823 г Пушкина перевели в Одессу в распоряжение графа Воронцова М.С. Пребывание здесь было наполнено светской жизнью. Поэт испытал здесь увлечения Амалией Ризнич и Каролиной Собаньской , страсть к Е.К Воронцовой, тем самым нажив врага в лице графа Воронцова. Стараниями последнего поэт был направлен в Михайловское.

Слайд 14

8 августа 1824 года Пушкин приехал в Михайловское. Он увидел запущенную усадьбу, старый дом, где ему предстояло прожить неизвестно сколько времени. Долгие вечера он коротал с Ариной Родионовной, которая рассказывала ему сказки и пела песни. Михайловское (1824-1826) «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки своего проклятого воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма ». (А.Пушкин в письме к брату)

Слайд 15

«Мой первый друг, мой друг бесценный…» В полном одиночестве, вдалеке от друзей и культуры поэт чувствовал себя неуютно и подавленно.

Слайд 16

Только тесная дружба с помещицей села Тригорское П.А. Осиповой и ее дочерьми связывала Пушкина с внешним миром. Здесь произошла встреча с племянницей хозяйки Анной Петровной Керн и возникло стихотворение «Я помню чудное мгновенье». В Михайловском Пушкин получил известие о смерти Александра I , узнал о восстании на Сенатской площади и следствии над участниками восстания. В сентябре он был вызван для разговора с царем Николаем I.

Слайд 17

После ссылки ( 1826-1830) Знакомые и друзья Пушкина числились в списках государственных преступников, их ждало суровое наказание, а пятеро из них были казнены. Пушкин их не забудет. Он ободрит Кюхельбекера, Пущина. Он посвятит декабристам немало строк. 8 сентября 1826 года Пушкин прибыл в Москву. Беседа с царём продолжалась довольно долго, около 2 часов. Пушкин пообещал воздержаться от цензурной критики правительства. Николай I разрешил поэту жить в 2 столицах и пообещал быть личным цензором поэта. Но прощенный царем, Пушкин не склонил головы, он послал своим друзьям в Сибирь слова участия («Во глубине сибирских руд », «И.И. Пущину»)

Слайд 18

Поэт почувствовал железные тиски нового режима. За каждым его шагом бдительно следило 3 отделение и его шеф Бенкендорф . В этот период написаны произведения о Петре I «Арап Петра Великого», «Полтава», Пушкин осознает уровень ответственности поэта перед народом («Поэт», «Поэт и толпа» и др.) В 1828 г. Пушкин начинает думать о браке , делает предложение А.А. Олениной, получает отказ, знакомясь на балу с Н.Н. Гончаровой, поэт поражен ее красотой, в 1829 г. делает предложение, не получив определенного ответа, повторяет предложение в 1830 г, получив согласие, отправляется в родовое имение Болдино.

Слайд 19

Болдинская осень (1830 – 1833) «Повести Белкина» «Маленькие трагедии» «Евгений Онегин» » Бесы » Этот период оказался самым плодотворным в жизни Пушкина, количество написанного за три месяца сопоставимо с результатами труда за десятилетие. Лирика Пушкина в Болдинскую осень 1830 года достигает невиданных высот . Столь же велики достижения Пушкина в прозе и драматургии.

Слайд 20

18 февраля 1831 года состоялось венчание с Гончаровой. Вскоре вместе с женой он приехал в Петербург, поэт был вновь зачислен на государственную службу для работы над «Историей Петра». В 1833 г., чтобы подробней узнать о восстании Емельяна Пугачева, Пушкин отправился в путешествие по России . В первой половине 30-ых годов Пушкин работал над большими прозаическими произведениями. Материальное положение семьи Пушкина стало катастрофическим. Ко всему этому прибавилось новое беспокойство : светские сплетни вокруг его жены. В ПЕТЕРБУРГЕ (1831-1833)

Слайд 21

«Капитанская дочка» «Дубровский» «Медный всадник» «Осень» Последние годы жизни 1834 -1837

Слайд 22

В конце 1833 года поэт был пожалован в камер-юнкеры. Придворное звание оскорбило Пушкина . С этого времени поэт презрительно отзывается о царе. Но он вынужден был служить, чтобы прокормить семью. В 1834 г.Пушкин подал прошение об отставке. В ответ на это правительство запретило ему работать в архивах, позже ему пришлось забрать прошение обратно. Светское общество продолжало интриги против его семьи. Пушкин не знал покоя. Молодой француз Дантес, сын французского посланника Геккерена , стал оказывать Наталье Николаевне назойливые знаки внимания. Пушкин был взбешен. В Петербург приехал молодой француз Дантес

Слайд 23

27 января вечером на Черной речке, на окраине Петербурга состоялась дуэль Истекающего кровью Пушкина положили в карету. По дороге домой начались сильные боли. Рана оказалась смертельной. На квартире Пушкина собрались близкие и друзья. 28 января Пушкин простился с женой, детьми и друзьями. Его последние слова были : “ Кончена жизнь ” . 29 января 1837 года в 2 часа 45 минут полуполудни Александра Сергеевича Пушкина не стало.

Слайд 24

Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит – И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *