Речевое общение — виды, этикет, особенности, речевые средства
Речевое общение – это активный процесс вербального коммуникативного взаимодействия его участников (отправителей и получателей информации), который характеризуется определенным мотивом и направлен на осуществление конкретной целевой установки. Коммуникативный процесс протекает, базируясь на обратной взаимосвязи в конкретных видах вербальной деятельности.
Речевое общение органично входит во всевозможные виды деятельности индивида, например, профессиональную или общественную, так как деятельность неосуществима без общения. Вербальное коммуникативное взаимодействие может реализоваться между несколькими индивидами или как минимум двумя. Речевое общение взаимно и целеустремленно, а также социально. Формой проявления вербального общения считается речевое поведение, отклики партнеров по коммуникации.
Этикет речевого общения
Речевой этикет и правила общения представляют собой систему норм вербального поведения и неизменные формулы вежливых коммуникаций. Владение этикетом вербального общения помогает приобретению авторитета, рождает доверие и уважительное отношение. Освоение канонов вербального этикета, их соблюдение, способствует ощущению быть уверенным человеком, не испытывать чувство неловкости и трудностей в общении.
Обязательное следование этикету речевого общения в деловых взаимодействиях оставляет у партнеров приятное впечатление о личности и о компании в целом, поддерживает ее положительный и привлекательный имидж.
Этикет речевого общения обусловлен национальной спецификой, так как каждый народ в процессе своей эволюции вырабатывал собственную систему правил вербального поведения. В нашем современном социуме особую ценность являют собой такие качества, как корректность, такт, предупредительность, учтивость, терпимость, доброжелательность, выдержка.
Тактичностью называется этический канон, предполагающий понимание говорящим партнера по взаимодействию, избегание неуместных реплик и вопросов, обсуждения неприятных тем.
Предупредительность предполагает умение предвосхищать возможные вопросительные реплики и пожелания партнера по коммуникации, готовность детально обговорить с ним все существенные для разговора моменты.
Терпимость предполагает под собой спокойное отношение к вероятным разногласиям в позициях и взглядах, избегание резкой критичности в суждениях. Необходимо уважать воззрения других личностей, стремиться постигнуть, почему именно у них сформировалась та или иная позиция. С терпимостью тесно взаимосвязано такое личностное качество как выдержанность, которая представляет собой умение спокойно и выдержанно реагировать на внезапные или нетактичные и вопросительные реплики собеседника.
Доброжелательность необходима не только в отношении к партнерам по коммуникациям, но и в процессе самой беседы, в ее форме и содержании, в выборе слов и интонации.
Этикет вербальных коммуникаций имеет тесную связь с этикой, которая предписывает каноны нравственного поведения. Этикет предполагает использование в вербальных коммуникациях определенных стилей поведения и внешне выраженных формул вежливости в конкретных вербальных действиях.
Следование требованиям этикета будет считаться обманом окружающих и лицемерием при нарушении норм этики. Одновременно с этим этичное поведение, которое не сопровождается соблюдением канонов этикета, неминуемо произведет неблагоприятное впечатление и приведет к сомнениям в нравственных качественных характеристиках индивида. Поэтому при устных коммуникациях необходимо следовать целому комплексу этических и этикетных канонов, которые тесно взаимосвязаны между собой. Такой комплекс предполагает, во-первых, уважительное и доброжелательное отношение к собеседнику. Категорически запрещено наносить собеседнику при помощи вербальных средств оскорбления, обиды, выражать пренебрежение. Также рекомендуется в разговоре избегать прямых негативных оценок личности собеседника, оценивать разрешается только лишь конкретные поступки, при этом соблюдая тактичность.
В интеллигентном общении образованных индивидов недопустимо использование грубых слов, матерных выражений, высокомерия, развязных формул речи. В практическом аспекте подобные речевые формулировки также считаются неуместными, так как они никогда не приведут к достижению нужных результатов общения.
Вежливость в коммуникативном взаимодействии направлена на понимание ситуации в целом, учет возрастной категории, половой принадлежности, профессионального и общественного положения собеседника. Перечисленные факторы обусловливают степень официальности коммуникаций, определяют выбор этикетных формул, подходящих тем для обсуждения.
Говорящему партнеру необходимо быть скромным в самооценивании, стараться не навязывать личных суждений, сторониться излишней категоричности и ультимативности в речи.
Кроме этого, следует направить все внимание на партнера по коммуникациям, показывать заинтересованность его личностью, мнением, учитывать его интерес той или иной темой. Также необходимо учитывать возможности собеседника воспринимать и понимать значение высказываний говорящего. Поэтому следует в процессе монолога дать ему время «отдышаться» и сосредоточиться. С этой целью нужно избегать чересчур длинных высказываний, полезно делать небольшие интервалы в процессе разговора, употреблять вербальные формулы поддержания контакта. Нормы общения обусловливают также и поведение слушающего.
Речевой этикет и правила общения для слушающего, во-первых, предполагают необходимость потратить время и отложить дела, для того чтобы иметь возможность выслушать говорящего.
В процессе слушания человек должен относиться к говорящему уважительно и терпеливо, при этом стремиться внимательно выслушать всю информацию до конца. В официальном вербальном общении абсолютно неприемлемо перебивать партнера по коммуникации, в ходе его монолога вставлять различные замечания, особенно такие, которые негативно характеризуют суждения и просьбы говорящего. Слушающий, так же как и говорящий, должен акцентировать внимание на своем собеседнике, подчеркивать собственную заинтересованность во взаимодействии с ним.
Речевой этикет, правила общения и нормы этики охватывают также и письменную речь.
Речевые средства общения
Вербальное (знаковое) коммуникативное взаимодействие реализуется при помощи слов. Человеческая речь считается вербальным средством коммуникации. Проведенные исследования показывают, что современный «гомо сапиенс» за день произносит приблизительно 30 тысяч слов, а в час около трех тысяч. Слова образуют разнообразные речевые тексты, которые формируются в зависимости от целей коммуникантов, например, что-то сообщить или узнать, выразить отношение или побудить к чему-то. Такие тексты бывают устными или письменными. В них реализуются языковые системы, которые являют собой системы знаков и методов их сочетания. Языковые системы служат своеобразным инструментом, способствующим выражению мыслей, проявлению чувств и желаний субъектов. Они являются важнейшим средством вербального общения.
Язык как средство речевого общения имеет различные назначения. Он выступает в роли стержневого средства коммуникативного взаимодействия. Благодаря этому предназначению языковых систем люди обладают возможностью полноценно взаимодействовать в социуме в целом и с субъектами в отдельности. Такое назначение языковых систем считается их коммуникативной функцией. Кроме функции коммуникации язык как средство речевого общения обладает целым рядом других функций, таких как познавательная, аккумулятивная, конструктивная, эмоциональная, контактоустанавливающая и этническая.
Познавательная функция языка является выражением деятельности сознания человека. Ведь существенную часть информации о внешнем мире люди получают посредством языка.
Аккумулятивная функция предполагает накопление и сохранение опыта, хранение знаний для использования их в дальнейшей жизни. В будничной жизни людей выручает ведение дневников или записных книжек. А своеобразными «записными книжками», наследием всего человечества является всевозможные памятники письменности и литература.
Конструктивная функция заключается в формировании мыслей и различных суждений. С помощью языковых систем мысль как бы обретает материальную оболочку и звуковую форму. Выраженная при помощи слов, мысль становится четкой и понятной, прежде всего, для индивида, который ее высказал.
Эмоциональная функция являет собой один из инструментов выражения чувств и эмоциональных состояний. Данная функция реализуется посредством речи только при условии прямого выражения эмоционального отношения индивида к информации, которую он сообщает. При этом основную роль играет интонация.
Контактоустанавливающая функция выражается в установлении контакта между индивидами. Временами общение может быть бесцельным, а его информативность может равняться нулю, что означает подготовку почвы для дальнейшего продуктивного и доверительного общения.
Этническая функция лежит в объединении народа.
Речь и речевое общение
Речь – это важнейший компонент коммуникативного взаимодействия людей, который служит для выражения их мыслей, эмоциональных настроений, целей и планов. С помощью речевого общения индивид имеет возможность взаимодействовать с окружающим социумом. Любая речь ориентирована на интеллект, чувства, намерения и желания слушателей.
В контексте коммуникативного вербального взаимодействия речь характеризуется рядом психологических свойств, отражающих индивидуальные (персональные) и групповые (коллективные) характерные черты людей, которые вступили в вербальное взаимодействие. К ним относят информативность, ясность, содержательность, выразительность, воздейственность. Перечисленные свойства обуславливаются различными умениями, такими как логично изъясняться, добиваться смыслового единства фраз, употреблять паралингвистические средства, применять кинетические приемы, использовать экстралингвистические детали коммуникации.
Внешнее выражение чувств и эмоциональных состояний, а также отношение самого говорящего в отношении того, что он говорит, называется выразительностью речи. К инструментам выразительности относят мимику и жесты, ритмичность, интонацию, акценты, интервалы и ударения, афоризмы и шутки. Некоторые люди, к сожалению, оправдывают грубые слова и использование матерных выражений во время беседы этим свойством речи. Они считают ненормативную лексику неотъемлемой частью языковой системы, что накладывает отпечаток в целом на речевую культуру и этикет.
Информативность речи обусловлена важностью озвучиваемого сообщения для собеседников. Ярким примером низкой информативности материала служат следующие высказывания: «вода мокрая», «рыба водится в воде» и т.п. Информативность речи увеличивается на 15% при грамотном использовании интонаций и пауз.
Воздейственность речи представляет собой возможность ее воздействия на партнеров по коммуникациям, направляет их мысли и действия в нужную сторону.
Речевое общение служит для выражения конкретного коммуникативного замысла говорящего и состоит из коммуникативных составляющих, имеющих разные функции. Условием результативной коммуникации является сложная, многоплановая категория, которая представляет собой единство лингвистического понимания, культурологического и социального знания, психологического опыта.
Эффективное речевое общение предполагает не только овладение языковым и лингвистическим мастерством, но и знаниями, связанными с пониманием закономерностей вербальной коммуникации в цельности и взаимосвязанности всех ее компонентов, а именно материальной и духовной культуры языка, структурно-содержательного устройства деятельности общения; социокультурные каноны и модели вербальной коммуникации и др.
Виды речевого общения
Речь является основным механизмом вербальной коммуникации. Речевое общение происходит при помощи языковых систем. Вербальное общение бывает внутренним и внешне направленным. Внешняя вербальная коммуникация, в свою очередь, бывает устной и письменной. Устное вербальное взаимодействие делится на монологическую речь и диалогическую.
Виды речевого общения тесно связаны между собой. Их объединяет произнесение слов про себя или вслух. Наряду с этим каждый из видов вербальной коммуникации обладает субъективными специфическими характеристиками. Мысль невозможно сформулировать без языковой системы и материальных вербальных процессов. В ходе подготовки к устной или письменной речи различают промежуточную фазу проговаривания про себя текста. Данная фаза называется внутренней речью.
Внешняя письменная речь опосредована текстом. Она более концентрирована по своему содержанию, чем разговорная. Под словесной письменной речью понимают вербальный процесс с употреблением письменных знаков. Письменная речь образуется путем сложного соотношения звуков, которые образуются за счет перцепции букв слуховым аппаратом, видимых зрением, и воспроизводимых индивидом речедвижений. Отсюда следует, что письменная речь базируется на основе устной.
Слышимая речь, произносимая кем-то, называется устной речью. Она ограничена пространством и временем, что отпечатывается на ее характере, так как в основном, партнеры по коммуникации находятся на расстоянии видимости или слышимости друг друга. Значительно меняется характер вербального общения при телевещании, когда аудитория не имеет возможности ответной реплики.
Речевое общение можно классифицировать по содержанию, а именно материальное, когнитивное (познавательное), кондиционное (эмоциональное), мотивационное, деятельностное. Также можно классифицировать по применяемым техникам взаимодействия и в зависимости от задач, а именно контакт масок, светская коммуникация, формально-ролевое и деловое общение, межличностная, манипулятивная коммуникации.
Материальная коммуникация представляет собой обмен продуктами деятельности. Когнитивное или познавательное общение предполагает обмен данными, знаниями, опытом. Эмоциональное или кондиционное взаимодействие содержит в себе обмен эмоциональными настроями между индивидами, вступившими в коммуникацию. Мотивационное взаимодействие – это обмен намерениями, побуждениями, задачами, интересами, планами или потребностями. Деятельностная коммуникация охватывает обмен умениями, осуществляемый вследствие совместной деятельности.
Контактом масок называется формальная коммуникация, которая заключается в отсутствии стремления уразуметь и учесть характерные особенности личности партнера.
Суть светского общения лежит в его беспредметности. Другими словами общающиеся индивиды говорят не о том, о чем думают, а о том, о чем положено говорить в сложившихся обстоятельствах.
Формально-ролевое общение заключается в регламентировании и содержании, где главную роль играет социальный статус собеседника и его место в служебной или социальной иерархии.
Деловым общением считается процесс взаимодействия, при котором совершается обмен данными, сообщениями с целью достижения нужного результата.
Межличностное общение или его еще называют интимно-личностной коммуникацией, заключается в раскрытии глубинных личностных структур. Манипулятивное взаимодействие направлено на получение пользы от собеседника.
Культура общения и речевой этикет
Одним из главнейших критериев культурности индивида считается уровень культуры его речи. Поэтому каждому человеку необходимо стремиться к совершенствованию собственных стилей общения и речевого этикета. Уровень культуры речи имеет зависимость не только от умения избегать ошибок при коммуникациях, но и от стремления регулярно обогащать словарный запас, умения слушать и стремления понимать партнера, уважать его воззрения, способности подбирать правильные слова в зависимости от ситуации взаимодействия.
Речь считается одной из наиболее важных характеристик, присущих личности. Именно от стиля коммуникативного взаимодействия зависит впечатление, которое люди производят на окружающий социум.
Речь индивида обладает способностью притягивать к своей личности социум, других индивидов или, наоборот, их отталкивать. Также речь может выказывать сильное воздействие на настроение партнеров по коммуникации. Таким образом, культура вербальных коммуникаций формируется из умения слушать говорящего, речевого этикета, следования правилам хорошего тона.
Часто, люди, увлекаясь темой беседы, забывают о культуре коммуникационного взаимодействия. Они стараются навязать партнеру собственные суждения, позиции и воззрения по теме разговора, не пытаются вникнуть в контраргументы, которые приводит оппонент и попросту его не слушают, что в итоге ведет к пренебрежению речевого этикета и прекращению слежения за тем, что они говорят.
Культура общения и речевой этикет категорически запрещает оказывать любое давление на товарища по беседе. Помимо того, что навязывание собственной позиции выглядит довольно некрасиво со стороны, это еще и безрезультативно. Такой стиль поведения вызовет, скорее всего, защитную реакцию со стороны партнера, что в лучшем случае приведет к неэффективности беседы, а в худшем – к конфликтным ситуациям.
Если партнер по коммуникации не слушает своего оппонента, постоянно его перебивает, не позволяя закончить речь, то это будет не просто демонстрацией отсутствия культурности речи, но и проявлением неуважения к личности партнера, что охарактеризует собеседника, не умеющего слушать, совсем не положительно. Умение слушать является неотъемлемым составляющим культуры коммуникативного взаимодействия.
Вербальный инструмент общения и речевой этикет сегодня считаются двумя важнейшими составляющими успешности, как в общении, так и в других видах деятельности. Они способствуют налаживанию контактов с людьми, повышению результативности общения, склонению массовой аудитории на собственную позицию. Влияние культуры речи на стили поведения говорящего неоценимо.
Особенности речевого общения
Речь сегодня представляет собой важнейший механизм человеческих коммуникаций. Она идет от индивида к одному индивиду, нескольким или множеству. Сам коммуникативный процесс упрощенно можно представить таким образом – с одной стороны имеется говорящий субъект (отправитель информации), а с другой – получатель информации или слушающий субъект (адресат). Отправитель и получатель вступают во взаимодействие для трансляции информации, представленной в виде последовательности сигналов, состоящих из набора букв, звуков и т.п. Для приема информации, должна иметься в наличии определенная система адекватности элементарных сообщений и реальности, которая знакома и говорящему, и слушающему. Такую систему соответствий называют языковой системой или языком.
Различие языка и речи состоит в наличии категорий в языковых системах, тогда как речь содержит в себе непрерывный ряд (континуум). Отсюда следует, что коммуникативный процесс складывается из шести составляющих: контакт и сообщение, отправитель и получатель, код и действительность. Человеческая личность всегда является источником речи, так как говорит не человек, а его личность.
Особенности речевого общения отмечаются целевыми установками, которых может быть множество. Ведь они имеют тесную взаимосвязь с потребностями личности в коммуникативном влиянии на окружающих индивидов, например, желание заставить произвести определенное действие, убедить в чем-либо, вызвать какую-либо эмоцию и т.п. Также различают целевые установки процесса речи, которые не являются в общем смысле коммуникативным взаимодействием, например, заключенный в карцере произносит речь не для общения, а для того чтобы не забыть слова, построение предложений и их звучание.
Главным составляющим любой целевой установки процесса речи должен быть дополнительный аспект нравственности, который исключает сознательный обман, ложь, дезинформацию и др.
Тема: Правила речевого общения. | Уроки по Русскому языку
Тема: Правила речевого общения.
07.09.2014 4718 0Цели: познакомить учащихся с основными требованиями, предъявляемыми к культуре речи; развивать способность четко и точно излагать собственную точку зрения, сязную речь учащихся; воспитывать культуру речи.
Оборудование урока: 1)листы с текстами;
2)эпиграф к уроку:
«Успех зависит на 15% от знаний и на 80% — от умения
общаться с людьми, «подать» себя»
Д.Карнеги
«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»
А.С-Экзюпери
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Технология: РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)
Ход урока:
1.Стадия вызова.
1)Беседа.
— С кем вы общаетесь каждый день?
— Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора с одноклассниками, друзьями?
— Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми? Назовите их.
— В каких ролях вам приходится бывать в разных ситуациях общения?
2)(Групповая работа) Карточка 1. Составление и разыгрывание ситуаций, где учащиеся в разных ролях:
Пациент в больнице; сын, который пришел из школы; дочь, которая возвратилась с вечера; сын и отец посмотрели интересный фильм; ученик, не выполнивший домашнее задание.
3)Карточка 2. Чтение текста «Учимся общаться»
Дорогие ребята! Общение – одно из самых больших достоинств человечества. Известный французский писатель Антуан Сент-Экзюпери, сказку которого о маленьком принце вы все знаете и любите, говорил, что «единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Счастье общения оценивает каждый, кому надолго приходится оставаться в одиночестве. По свидетельству космонавтов, одним из самых тяжёлых является испытание в специальной камере, где для космонавта примерно на шесть часов прерывается связь с внешним миром.
Общение отличается от простого говорения тем, что чаще всего предполагает адресата. Люди общаются друг с другом, когда хотят о чём-то спросить собеседника, что-то сообщить, к чему-то его побудить, а то и просто «поболтать» с ним.
Вы можете сказать, что нет ничего естественнее и проще, чем разговаривать с кем-то. И незачем специально учиться этому. Однако далеко не всё так просто. В разных случаях люди говорят по-разному. Возьмите, например, себя. Дома вы общаетесь с родителями, братьями и сёстрами, в школе – с учителями и одноклассниками, в спортивной секции – с тренером и друзьями-спортсменами. Вы постоянно оказываетесь в разных обстоятельствах: то вы пассажир автобуса, то покупатель в магазине, то зритель в театре, болельщик на стадионе, пациент в больнице, а то и просто прохожий. И в каждом случае надо знать, что и как сказать.
Одним из важнейших условий общения является знание и выполнение правил речевого этикета. Эти правила помогают человеку достичь целей в общении.
— Как называется тот человек, с которым вы общаетесь? (адресат, собеседник).
— Почему общение – это «единственная настоящая роскошь»?
— Выпишите из текста слова А.С.Экзюпери, оформляя в виде эпиграфа.
4)Творческая (групповая) работа.
Ученики составляют правила речевого общения.
Чтение и обсуждение предложенных правил.
2.Стадия осмысления новой информации.
1)Правила речевого общения.
— А теперь прочитаем тему с учебника и узнаем, какие требования предъявляются к речи. Приложение.
— Отметьте самую интересную информацию знаком, самое важное, на ваш взгляд, правило — знаком +.
— Какое правило считаете наиболее полезным для себя?
2)Карточка 3. Текст «Правила ведения беседы». Чтение методом инсерта.
1.Самое главное условие подлинного общения – постоянное внимание к собеседнику.
2.Научитесь внимательно слушать. Мудрецы утверждают, что существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать.
3.Не старайтесь говорить много. Сдержанность и уместность в разговоре ценнее, чем болтливость. Чем вы немногословнее, тем внимательнее прислушиваются к вашему голосу. Крикунов и болтунов, как правило, не слушают серьёзно.
4.никогда не перебивайте собеседника. Умейте дослушать до конца. «Прожуй, прежде чем проглотить, дослушай, прежде чем говорить, — гласит народная мудрость.
5.Если вы заняты делом и в это время к вам обращена речь, оставьте дело и выслушайте говорящего.
6.Никогда не оскорбляйте собеседника прозвищами, обидными словами, даже если он прав.
7.Разговаривая, следите за своими руками. Очень плохая привычка – крутить пуговицу собеседника, хватать его за руку, хлопать по плечу.
— Читать с отметками (знаю +, новое -).
— Сравнивайте с предыдущими правилами. Какие пункты перекликаются? (повторяются)
3)Карточка 4. Текст «Хорошее слово – половина счастья»
Все знают, что в общении друг с другом – дома, на работе, в школе – существуют определенные правила речевого поведения. Однако на практике оказывается, что люди часто не знают, что и как сказать, чтобы не было обидно собеседнику, как поддержать его, помочь. Ободрить. Умению вести диалог, беседу друг с другом надо учиться и учиться.
Традиционно существуют общие правила ведения и построения речи. Они создаются практикой людей и передаются из поколения в поколение. Интересно, что их можно обнаружить в пословицах и поговорках: «Язык мой – враг мой», «Все беды человека от его языка», как и напутствие – «Хорошее слово – половина счастья».
Любой диалог возможен при условии – быть вежливым друг друг с другом. Фольклорные правила напоминают: «От приятных слов язык не отсохнет», «Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани».
В основе речевых общений должны быть доброжелательность и умение слушать: «Речь красна слушанием». Очень важно в общении услышать друг друга: «Язык – один, уха – два, раз скажи – два послушай», Речь начинается со слушания, понимания, правильной оценки ситуации. Говорящему необходимо всегда помнить о том, что он «ловится» слушающим на ошибках. И об этом свидетельствует народная мудрость: «Отвечает. Когда не спрашивают», «Я про Фому, а он – про Ерему», «Верёвка хороша, когда длинна, речь – когда коротка» (о многословии), «Хорошее слово хорошо один раз» (повторение одного и того же).
(по В.И.Аннушкину)
— Списать пословицы.
— К каким пунктам правил речевого общения, данным в учебнике, они подходят?
4)Творческая работа.
Используя правила речевого общения, по данным ситуациям (задание 1.2) снова составить диалоги.
(группы меняются темами)
3.Рефлексия.
— Что было наиболее важным на уроке?
— Какая информация представляется ценной для вас?
— Что нового было именно для тебя?
Обобщающее слово учителя:
-Урок хочется закончить словами Расула Гамзатова:
Чем не искусней меч,
Тем он звенит грозней,
Чем не разумней речь,
Тем говорун шумней.
Домашнее задание: Эссе «Для чего нужно изучать правила общения».
Приложение 1.
В жизни людей общение занимает важное место: на него уходит, как считают социологи, до 70% времени. Например, японские ученые-лингвисты выяснили, что служащие Японии (самой оснащенной техническими средствами коммуникации страны в мире), тратят на разговоры около половины своего времени – почти семь часов в сутки, на чтение у них уходит полтора часа, пишут они всего 47 минут. Эти данные свидетельствуют о том. Что даже современный человек, обладающий совершенными средствами связи, — человек по преимуществу говорящий. И ко всем определениям человека – homo sapiens (человек разумный), homo fuber (человек производящий), homo eludens (человек играющий) можно с полным основанием присоединить homo kommunikans (человек общающийся).
По мнению специалистов, успех человека в жизни на 85 % определяется его умением вступать в контакт с окружающими людьми. Человек, умеющий общаться, «обречен» на успех. Что же необходимо знать и уметь каждому человеку, чтобы его общение с окружающими было успешным и эффективным?
С точки зрения современных представлений об эффективном общении, в процессе коммуникации нет пассивной стороны. Роль слушателя так же активна, как и роль говорящего. От взаимодействия этих двух сторон зависит и успех общения. Универсальным принципом успешной коммуникации становится принцип «кооперации», или принцип речевого сотрудничества, который включает в себя следующие частные правила:
1.Говорить ни много, ни мало, а именно столько, сколько нужно для адекватной передачи информации (известны люди, которые очень много говорят, но сами и не умеют слушать).
2.Не отвлекаться от темы (все реплики разговора должны быть уместны, относиться к делу).
3.Говорить только правду. Это правило предупреждает: «Не говори того, что считаешь заведомо ложным». «Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований».
4.Говорить определенно, не двусмысленно (многие любят говорить обиняками, намеками – это нарушение принципов нормального общения)
5.Говорить вежливо, уважая речевое достоинство собеседника. Это правило включает в себя ряд требований: «Будь тактичен», «Будь великодушен», «Не суди других», «Будь скромен», «Избегай конфликтов», «Оформляй адресованное собеседнику высказывание согласно правилам речевого этикета».
Конечно, в реальной жизни эти правила очень часто не соблюдаются. Иначе в речи не было бы грубости, неуважительного отношения к людям.
Правила эффективного общения с людьми, общение по телефону
Правила общения – это принятые в конкретной лингвокультурной общине нормы, каноны поведения, которые регламентируют коммуникативные взаимоотношения людей. Они подразделяются на нормы вербального воздействия и на нормативные. Правила вербального общения решают проблему как результативнее провести разговор, а нормативные – отвечают на вопрос «как правильно». Правила коммуникативного взаимодействия отображают представления, сформировавшиеся в социуме, о правильности ведения беседы при каждой коммуникативной ситуации. Они помогают сделать беседу более результативной.
Правила общения выработались социумом в процессе эволюционного прогресса людей и поддерживаются социокультурными обычаями этого социума. Правила коммуникативных взаимоотношений осваиваются индивидами посредством наблюдения и подражания окружению, а также вследствие целенаправленного обучения. Существуют правила, которые хорошо усвоены субъектами, поэтому они реализуются в коммуникациях практически машинально, т.е. без сознательного управления. Освоив основные правила общения, можно употреблять их сознательно для достижения установленной цели в коммуникациях, что даст существенное преимущество в беседе индивиду, который эти правила знает.
Правила общения с людьми
Нормы и правила общения условно подразделяются на стереотипные и творческие, и появились они вследствие гуманизации общения. В процессе развития правила коммуникационного взаимодействия постоянно меняются, а человеку приходится подчиняться изменившимся условиям для того чтобы общение было действенным, а не бесполезным.
!Индивид, владеющий искусством коммуникативного взаимодействия, всегда выгодно акцентирует на себе внимание окружающих. На результативность беседы, прежде всего, влияет речь говорящего, которая должна отличаться четкостью, выразительностью, чтобы не попасть в неловкое положение. Произносить речь, отдельные реплики следует в среднем темпе и громкости голоса. Слишком тихая речь вызовет скуку, а чрезмерно громкая – приведет к появлению чувства дискомфорта у собеседников. Поэтому речь должна обладать размеренностью, средней громкостью и мягкостью.
Ниже приведены основные правила общения с людьми, которые помогут прослыть интересным и приятным собеседником и человеком, умеющим поддержать любой разговор.
При любом коммуникативном взаимодействии с индивидом следует концентрировать внимание непосредственно на говорящем и его сообщении. Для поддержания беседы и демонстрации своей заинтересованности нужно периодически уточнять по поводу правильности понимания содержания беседы и ее нюансов. Необходимо сообщать говорящему в перефразированном виде смысл полученной информации.
Правила общения с людьми включают следующее: не рекомендуется перебивать собеседника, давать ему советы, критиковать его, резюмировать его речь, отвлекаться на подготовку ответной реплики. Это лучше сделать после приема сообщения и его уточнения. Следует соблюдать последовательность подачи информации. Не рекомендуется переходить к новой информации, не убедившись в том, что партнер верно воспринял предыдущее высказывание. Во время разговора атмосфера должна носить доверительный и уважительный характер. К собеседнику нужно проявлять эмпатию.
Правила общения кроме использования вербальных средств общения в разговоре включают и невербальные инструменты. Беседа будет более результативной в том случае, когда с партнером по коммуникации будет установлен частый контакт глаз. В ходе разговора нужно слегка покачивать головой в такт речи. Интонацию в конце предложения лучше снизить, а перед тем, как дать ответ на реплику собеседника, следует выдержать небольшую паузу. Также можно использовать и другие инструменты, которые помогут расположить собеседника. К людям, с которыми строится беседа, нужно относиться таким образом, чтобы они ощущали себя умными, приятными и интересными собеседниками. Искренняя улыбка всегда располагает людей к собственной персоне. Поэтому в процессе коммуникаций нужно всегда улыбаться, а для того чтобы улыбка была естественной и не казалась вымученной, нужно вспомнить какой-нибудь приятный или веселый случай. Человек любит звучание своего имени, поэтому нужно помнить имя собеседника и при разговоре периодически следует обращаться к нему по имени или имени-отчеству (в зависимости от обстановки и близости отношений между партнерами по беседе).
Звучание имени субъекта оказывает на него огромное воздействие. Было замечено, что при возникновении конфликтных ситуаций, сгладить обстановку позволяет более частое упоминание имени беседующих. Зачастую имя может стать той каплей, которая перевесит решение в нужную сторону. Имя личности является самым главным для нее звуком на любом языке. Однако перед тем как обратиться к человеку по имени следует уточнить, называть ли его полным именем, или можно сокращенным. Это повысит уровень привлекательности говорящего, как собеседника. К незнакомым или малознакомым лицам, людям старшего возраста или занимающим более высокую ступень в профессиональной иерархии лучше все-таки обращаться по имени и отчеству.
Каждый человек хочет чувствовать себя значительной личностью, хочет, чтобы от него хоть что-нибудь зависело. Потребность ощущать себя значимым субъектом является одной из самых подлинных и свойственных человеку слабостей, которые присущи всем людям в различной степени выраженности. Нередко достаточно всего лишь дать индивиду возможность осознать свою персональную значимость, для того чтобы он с превеликим удовольствием согласился сделать то, о чем его попросили.
Механизмов поднятия значимости партнера по коммуникации существует множество, каждый индивид выбирает для себя наиболее подходящий в конкретной ситуации. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что наиболее приятным собеседником считается не тот, кто прекрасно владеет искусством риторики, а тот, кто внимательно слушает партнера по коммуникации. Не стоит также забывать, что индивиды расположены слушать собеседника лишь только после того, как их выслушали. Поэтому, иногда все, что надо для того, чтобы вас выслушали и сделали так, как вам нужно, просто дать возможность выговориться собеседнику, при этом проявляя максимум внимания и интереса к речи собеседника.
Правила речевого общения
Основным механизмом коммуникационного взаимодействия является речь. Она отражает все мировоззрение личности, ее интересы, область деятельности, увлечения, культурный уровень. Практически все общение осуществляется посредством речевых средств. Речью можно назвать языковую систему в «действии». То есть это употребление языковой системы в целях говорения, трансляции мыслей и непосредственно общения. Речь отличается от языковых систем тем, что ее природа психофизическая. Это означает, что в производстве ее принимает участие речевой аппарат, а регулируется его работа центральной нервной системой.
Речь делится на устную и письменную, диалогическую и монологическую.
Нормы и правила общения при помощи речевых инструментов – это знания и умения грамотно применять нормативы языковой речи в различных условиях, например, на собраниях, совещаниях, переговорах, при личных беседах и др.
Культуру и результативность речевого общения следует оценивать по нескольким показателям, таким как точность речи и ее уместность, доступность, целесообразность, правильность и чистота речи, выразительность, грамотность, разнообразность, этичность. Правильность речи заключается в соответствии вербальных средств канонам литературного языка. Точность речи означает, прежде всего, грамотное и уместное использование терминологии. Уместность речи заключается в точном выборе тона и стиля коммуникации. Коммуникативная целесообразность речи не допускает грубость, нетактичность. Речевая этичность заключается в употреблении вежливых устойчивых выражений, обращений, фраз приветствия, прощания, извинения, благодарности, согласия, похвалы.
Грамотность считается стержневым показателем культуры речевых коммуникаций, так как безграмотный человек не способен внятно и понятно донести суть сообщения. Безграмотность выражается в неумении сформулировать собственные мысли, в неспособности правильно подобрать, употребить нужные слова, фразы, словосочетания и придать им корректную грамматическую форму. Грамотностью не следует пренебрегать даже в беседах с близкими друзьями или родственниками.
Можно выделить типичные ошибки, которыми склонны злоупотреблять индивиды при коммуникационном взаимодействии. Довольно часто беседующие используют сленговую речь, слова-паразиты, сокращенные слова, ставят неверные ударения в словах или неуместно употребляют вставки из иностранных выражений, используют диалект. Такой стиль коммуникаций вызовет только недоумение и непонимание.
Грамотность особенно важна при деловых отношениях, при устройстве на работу, при телефонных переговорах, в письменной речи и т.д. Для совершенствования грамотности необходимо больше читать высокохудожественной литературы. Чтение книг способствует не только расширению кругозора, но и позволяет научиться правильно выстраивать речь, тренирует зрительную память, помогает совершенствовать правописание, позволяет обогатить словарный запас и т.п.
При разговоре не рекомендуется обращаться к партнеру по коммуникации по фамилии, даже если он находится ниже по служебной иерархии.
Во время беседы следует избегать оценочных высказываний, кроме тех, которые направлены на поощрение. Негативные оценки при беседе вызовут в ответ агрессию в свой адрес, неприятие, что приведет к возникновению конфликтных ситуаций, вследствие чего беседа станет неэффективной.
Правила эффективного общения
Общение является неотделимой составляющей человеческой жизни. Люди взаимодействуют постоянно, даже при видимом молчании все равно продолжают общаться при помощи жестов, различных движений, мимики и т.д. Эффективным коммуникативным взаимодействием считается такое общение, в котором люди стремятся понять мысли и постигнуть чувства собеседников, при этом, не оценивая их. То есть действенное общение заключается не просто в трансляции информации, а в умении слушать и понимать собеседника, умело и грамотно говорить, использовать инструменты невербального воздействия. Такие способности эффективного коммуникативного взаимодействия каждый вырабатывает в себе индивидуально, беря пример с окружающих людей, главным образом родителей и преподавателей. Нередко, перенятая в детстве от родителей или других значимых взрослых модель коммуникативного взаимодействия бывает неэффективной.
Можно выделить основные правила этикета в общении, которые придадут эффективности коммуникационному взаимодействию с разными индивидами и в различных жизненных ситуациях. Правило первое подразумевает под собой то, что любое общение начинается с установления контакта с собеседником, поэтому не стоит им пренебрегать. Без контакта с партнером по коммуникации общение будет невозможно или не будет нести за собой смысловой нагрузки. Для результативного коммуникационного взаимодействия следует говорить в одинаковом с собеседником темпе и объеме, также необходимо использовать аналогичное положения тела в пространстве, например, если собеседник стоит, то и вам нужно беседовать с ним стоя. Это второе правило этикета общения. Не рекомендуется в речи употреблять длинные для понимания и витиеватые фразы, используя только лишь общие слова и высказывания. Следует стремиться к тому, чтобы речь обладала конкретикой и существенностью, чтобы партнер по коммуникации мог без особого труда понять смысл информации именно такой, какой и предполагался. Следующее правило заключается в обязательном применении при разговоре средств невербальных коммуникаций, так как они являются важнейшими составляющими результативного общения.
Ученые утверждают, что всего лишь до 10 % в общении составляют слова, а более 90 % в общении отводится невербальным инструментам, таким как положение тела, взгляд, жесты и мимика, и др. После окончания разговора следует обязательно убедиться в том, что собеседники поняли правильно представленную информацию. Еще одно правило заключается в запрете на пассивное восприятие информации партнерам по коммуникации. В ходе разговора необходимо при помощи невербальных инструментов взаимодействия и словами давать понять собеседникам, что их слушают и слышат.
Сегодня современный мир так устроен, что без действенного коммуникативного взаимодействия с окружающим социумом, довольно сложно добиться успешности в работе и жизни.
Правила этикета в общении должен знать каждый, уважающий себя индивид, который стремится к жизненной успешности и самореализации вне зависимости от его возраста, статуса, половой или национальной принадлежности, сферы деятельности.
Правила общения по телефону
Телефонные коммуникации, как и остальные виды коммуникативного взаимодействия, имеют свои правила и нормы ведения беседы по телефону. Знание таких норм позволит грамотно и эффективно провести разговор и добиться поставленного результата. Если по роду деятельности без коммуникаций посредством телефона невозможно обойтись, то следует изучить правила общения с клиентами, для того чтобы трансформировать телефон из своеобразного препятствия в своего союзника. Необходимо изучить правила телефонного общения до такой степени, чтобы они превратились в естественную модель ведения разговора.
Ниже приведены простые правила общения с клиентами посредством телефона.
Правило первое предполагает продуманность телефонного разговора. То есть перед тем, как совершить телефонный звонок, следует тщательно продумать построение беседы, возможные возражения и способы работы с ними, вопросы и необходимый результат. Даже опытные коммутаторы, у которых вся основная деятельность связана с телефонными переговорами, всегда держат перед собой общий план беседы, речевые модули, грамотно подобранные фразы.
Если телефонная беседа предполагает ознакомление с услугами предприятия и его предложениями, то отсюда вытекает второе правило, которое предполагает необходимость всегда держать под рукой прайсы, презентационные материалы и т.д.
Третье правило заключается в резюмировании диалога. Всегда следует подводить итог разговора. Например, если разговор охватывает поставку какого-либо товара, то следует отчетливо и медленно повторить место доставки, дату и время и т.д.
Оптимальным в телефонном разговоре считается доброжелательное и мягкое начало беседы, а затем следует перейти на более энергичную речь. Заканчивать общение нужно на позитиве. Существует так называемое правило «края», которое означает, что целостность впечатления обуславливает первый и последний сигналы.
При любом телефонном общении следует осознанно и целенаправленно работать на такие ощущения, которые вызывают желание в собеседнике. Завершать разговор тепло и мягко следует в тех случаях, когда говорящий приглашает посетить клиента их магазин, офис, фирму и т.д. Четко и деловито, при этом придав ощущения стабильности и безопасности – если речь идет о различных поставках. Ведь говорящий должен дать клиенту уверенность в надежности компании в качестве возможного партнера.
Темп речи должен зависеть от собеседника. Если партнер по телефонной коммуникации говорит быстро, то следует слегка ускорить свой темп речи. В случае, когда собеседник говорит медленно, следует плавно и немного тягуче растянуть слова. Подстройка под партнера создаст более комфортные и благоприятные условия беседы для клиента, что безусловно расположит его в сторону говорящего. А это значит, что он пойдет навстречу. Однако тут следует опасаться того, что партнер может воспринять ваши коммуникативные уловки в качестве насмешки над собой. Поэтому следует копировать собеседника очень аккуратно и не слишком явно.
Не следует в процессе телефонного разговора перегружать партнера информацией. Ведь давно установлен факт, что объем оперативной памяти субъекта составляет до 9 единиц. Это означает, что невозможно запомнить одновременно 9 слов, не связанных в логическую цепочку. Поэтому не следует выкладывать клиенту абсолютно всю известную вам информацию. Этим вы его только запутаете и отпугнете, вместо того, чтобы вызвать заинтересованность.
При общении по телефону необходимо поддерживать с клиентом обратную связь для того чтобы частично компенсировать отсутствие контакта глазами. Данное правило предполагает реагирование на все реплики собеседника, но без чрезмерного фанатизма. Реагировать можно такими фразами: «я вас понимаю», «это замечательно» и т.д. Такие высказывания позволят собеседнику расслабиться и ощутить себя более удобно.
В общении по телефону так же, как и при других видах коммуникативного взаимодействия, эффективным считается упоминание имени собеседника. Причем в телефонном разговоре обращаться к человеку по имени следует как можно чаще, что недопустимо в коммуникативном взаимодействии «глаза в глаза».
Еще одним важным правилом эффективности телефонного разговора считается обязательное выяснение у партнера, удобно ли ему разговаривать именно в данный момент, располагает ли он свободным временем для беседы. Это важно для того чтобы собеседник правильно воспринял всю информацию, которую до него хотят донести по телефону.
Телефон сегодня практически незаменимый атрибут общения. Однако изначально созданный для объединения субъектов, сейчас он вносит множество сложностей при коммуникациях. Ведь в условиях, когда два собеседника не могут видеть друг друга, крайне сложно проявлять эмпатию и сопереживать чувствам партнера, что снижает результативность беседы. Поэтому, именно для компенсации недостатков телефонного общения были разработаны вышеперечисленные правила взаимодействия.
Учебно-методический материал по русскому языку (9 класс): Речевой этикет в деловом общении. Правила сетевого этикета
Предмет: Русский (родной) язык
Тема: Речевой этикет в деловом общении. Правила сетевого этикета
Цель урока: создать условия для формирования культуры поведения учащихся с другими людьми.
Задачи:
предметные — освоение базовых понятий лингвистики: речь и деловое речевое общение; овладение основными нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике; осознание эстетических функций родного языка.
метапредметные-
коммуникативные — строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации правила речевого этикета.
познавательные — умение формулировать проблему, строить логическую цепь суждения, извлекать информацию из различных источников.
регулятивные — ставить и адекватно формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку.
личностные — осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, способствовать формированию потребности сохранить чистоту русского языка как явлению национальной культуры, стремление к речевому совершенству
Оборудование: интерактивная доска, 2 ноутбука
Раздаточный материал: листы самооценки, Правила для удачного официального общения, 10 базовых правил сетевого этикета
Словарь:
Этикет (от фр. etiquette) – установленный порядок поведения, форм обхождения в каком-либо обществе.
Ход урока
- Оргмомент (1 мин)
Построение деловых отношений невозможно без умения общаться. Соблюдать каноны вежливости и уметь корректно вести беседу важно для создания рабочих отношений. В деловой сфере речевой этикет создает правила, которые объединяют особенности языка и нормы поведения в официальной обстановке.
- Актуализация знаний (1 мин)
— Сообщение темы урока
Речевой этикет в рамках делового общения помогает партнерам или сотрудникам эффективнее взаимодействовать. В деловой жизни уважительное отношение создает благоприятную атмосферу в коллективе.
Речевой этикет является универсальным средством, позволяющим установить четкие принципы общения.
— Какие цели мы ставим сегодня на уроке? (Ответы учащихся)
3. Изучение нового материала (22 мин)
— Правила речевого поведения разделяют деловое общение на 6 стандартных процессов:
-Как вы думаете, что это за процессы?
-Составление таблицы (интерактивная доска) + беседа по ходу составления таблицы, направленная на понимание терминов и сопоставление правой и левой колонок; вторая колонка заполнена заранее
Приветствие и представление | — установление контакта — этикет предусматривает соблюдение субординации |
Диалог | -соблюдение официальных канонов вежливого общения -корректность обращения и речевых формулировок |
Разрешение конфликтов или проблемных ситуаций | -навыки работы с возражением, умение вежливо отказать, разрешить спор -важна обоюдная готовность к конструктивному диалогу. |
Повседневное взаимодействие | рутинный процесс общения |
Невербальное общение | -жесты, речевые формулировки, язык тела -установление комфортных для всех участников личных границ |
Прощание | правильное завершение общения или встречи |
— Перед вами лежат «Правила для удачного официального общения». (Приложение 1)
— Какое из этих правил Вы считаете наиболее важным именно для Вас?
( Ученики называют и поясняют правила. Обязательно контролировать: ответ должен быть полным, опираться на доказательства)
— Для чего вообще нужны правила делового общения?
(Правила делового общения помогают установить взаимопонимание и эффективное взаимодействие, а также создание комфортной обстановки, целесообразного и практичного общения.)
Индивидуальные задания:
— 2 ученика составляют и представляют диалог «Приём на работу» («Хочу работать в Вашей школе старшим вожатым»)
— 2 ученика работают в течение 3 минут с видео, которое закачано на ноутбук. Задача: проанализировать примеры делового (?) общения, указать положительные и отрицательные моменты общения
1. Первая встреча Малыша и Карлсона
2. Сюжет из «Ералаша»
В это время класс работает с презентацией «Из истории речевого этикета в деловом общении»
Отчет по индивидуальным заданиям
(Ученики анализируют видео, опираясь на «Правила для удачного официального общения», класс – определяет ошибки, озвучивая своё мнение по окончании ответа и выставляет оценки на специальных листах)
- Правила сетевого общения (1мин)
-О великий могучий язык!
ты упал под напором смартфонов,
и теперь языком интернета
говорят Фрики-мены и мы…
чтобы твиты отправить
и расшарить в фейсбуке,
зафрендить, а потом все
запостить и лайкнуть.
Троллить всем теперь удается:
пусть психушка немного прижмется…
ну давайте же конненктиться будем,
чтоб счастливую долю загуглить,
и запостимся и расшарим.
интернетом живем и играем,
ты один нам опора, поддержка,
твит могучий- ты наша надежда
«наше все» — нам не жить без инета
О великий язык Интернета!
— Как вы думаете, почему, говоря о речевом этикете в деловом общении, мы не можем не коснуться сети Интернет?
(Свои этикет и культура речи есть и в интернете. Здесь как и в обычном повседневном общении важно уважать человека.)
Сообщения учащихся (12 мин)
- Олбанский язык. Влияние Интернет — сленга на лексику современного подростка
- Сленг с точки зрения морфологии и словообразования
- Использование смайлов и графических знаков
- Синтаксис и пунктуация в Интернет
- Анализ страницы 9Г в Интернет
— Зачем нужны правила сетевого этикета?
(Правила этикета в сети, по сути, преследуют ту же цель, что и обычные этикетные предписания: они помогают людям достичь взаимопонимания, и обеспечивают безопасность общения.
— Совместно с учащимися делаем вывод:
Конкретные причины функционирования компьютерного сленга:
1. Необходимость найти «общий язык» в компании.
2. Графическое сообщение, смайлы, сокращения слов упрощают речь молодежи.
3. Желание проявить свою индивидуальность.
4. Общаться в сети Интернет легко, быстро и модно.
— Перед вами уже знакомые вам «Правила для удачного официального общения» и «10 базовых правил сетевого этикета» (Приложение 2)
— Что общего в этих двух памятках?
(Уважение к собеседнику, грамотная речь, умение правильно строить общение)
— В чем разница?
(Первая памятка – устное общение, вторая – в большей степени письменное. Этим объясняется необходимое редактирование сообщений при общении в сети, возможность вербального общения и т.д. Обезличенность сетевого коммуникативного акта заставляет пользователей забывать о том, что они имеют дело все-таки не с машиной, а с живыми людьми. Установить прочный контакт с собеседником, которого мы не видим и не слышим, довольно сложно. А нетикет – это свод рекомендаций, которые призваны помочь в решении этой проблемы.)
5. Рефлексия. (2мин)
1. Что включает в себя понятие речевой этикет?
2. Перечислите ситуации речевого этикета.
3. Чем может быть полезен сегодняшний урок лично для Вас?
Вывод: Язык – удивительный дар, которым наделен человек. И каждому человеку необходимо хорошо владеть этим бесценным даром – языком, его культурой. Каждый человек, кем бы он ни был, должен говорить и писать ясно, просто, владеть навыками устной и письменной речи.
Хочу закончить занятие словами знаменитого римского оратора Марка Цицерона: «Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и старания».
Самооценивание проходит в течение всего урока. В конце урока листы оценивания сдаются учителю. Оценки будут проанализированы и выставлены с учетом работы на уроке.
6. Задание на дом. (1 мин)
1. Составить выступления по темам (по выбору): «Этикетное обращение сегодня», «Как правильно разговаривать по телефону», «Правила электронного общения», «Чего следует избегать в разговоре?».
Приложение 1
(Подсмотрено на https://etiketo.ru/rechevoj-etiket/rechevoj-etiket-v-delovoj-sfere)
Правила для удачного официального общения:
-Речь и манеры должны соответствовать конкретной ситуации. Холодный сухой тон высказываний на вечеринке или фамильярность в условиях делового общения вызовут только отторжение.
-Реплики должны быть предельно понятными собеседнику. Приветствуются принятая в коллективе лексика, четкое произношение, ясность изложения мыслей.
-Достоверность, информативность высказываний.
-Корректное отношение к собеседнику. Речевое взаимодействие совместно с манерами поведения должны помогать разрешать и предупреждать конфликты или возникновение недопонимания.
-Умеренность. Молчаливость неинформативна, а пространные объяснения только утомят.
-Умение слышать.
-Субординация, соблюдение правил иерархии. Речевой этикет предписывает соблюдать очередность высказываний, корректно подбирать формулировки обращения.
-Создание позитивного образа. Всегда побуждать к положительным эмоциям коллег — значит вызвать доверие, укрепить отношения.
-Уважение к оппоненту — одна из догм делового этикета. Вдобавок: не перебивая речь коллеги, Вы получаете возможность рассмотреть спорную ситуацию под другим углом и найти эффективное решение проблемы.
-Ситуативность. От ситуации зависит стилистика письма или разговора, тон, сопутствующее поведение.
-Предсказуемость, стандарт общения. Любая официальная встреча или переписка происходит по заранее согласованному регламенту. Это позволяет тщательнее подготовиться к диалогу, заранее знать, как себя вести. А также помогает создать комфортную обстановку и повысить эффективность встречи.
Приложение 2
(Подсмотрено на http://kak-bog.ru/pravila-setevogo-etiketa)
10 базовых правил сетевого этикета
1. Будьте вежливы, даже если общение происходит не в реальном времени. Ведь в любом случае, вы контактируете с людьми, которые просто находятся по ту сторону экрана.
2. Не забывайте про обязательные формулы приветствия, прощания, обращения, выражения благодарности и т.п.
3. Обращайте внимание на ситуацию общения, например, в сетевом чате, где люди собираются просто поболтать, можно вести себя более свободно, а во время сетевой тематической конференции следует быть более сдержанным и т.д.
4. Избегайте пустословия, и старайтесь не тратить время собеседника понапрасну.
5. Не спешите разрушать ауру анонимности в ситуации общения с незнакомцами, пусть люди судят о вас не по внешности и манере одеваться, а по ширине вашего кругозора, уровню грамотности, чувству юмора и т.п.
6. Вычитывайте и редактируйте свои сообщения и электронные письма перед отправкой, не отправляйте собеседнику бессмыслицу или безграмотный текст.
7. Не опускайтесь до грубых оскорблений. Вежливость уместна даже тогда, когда ваш оппонент оказывается откровенным хамом.
8. Не отказывайте в помощи, если вас, конечно, не просят отправить деньги на незнакомый номер или еще о чем-то подобном. Вы можете помочь советом, отправить ссылку на нужный ресурс, ответить на вопрос, дать консультацию.
9. Не пытайтесь поучать собеседника или морально его «давить».
10. Будьте снисходительны к ошибкам других, на невольные огрехи в фразах вполне можно закрыть глаза. Никто не может быть безупречным, мы все только люди.
Доклад Правила речевого этикета 7 класс сообщение (описание для детей)
Общество в процессе своего развития вырабатывает определённые нормы культуры и морали. Так, люди установили, что в разговоре необходимо употреблять одни фразы и нельзя использовать другие. Совокупность норм и правил речевого общения между собеседниками образует понятие речевого этикета.
Речевой этикет начинает действовать уже при встрече двух людей. Обычно люди приветствуют только тех, с кем хорошо знакомы. Но нельзя забывать о том, что с соседями, с которыми не общаешься, тоже нужно здороваться. Это наиболее распространённая ошибка среди молодёжи. За пределами школы нельзя игнорировать учителей, а в школе лучше поздороваться даже с теми учителями, которые преподают в других классах.
Существует ряд правил, которые определяют, кто из двух людей должен поздороваться первым. Так, например, мужчина первым здоровается с женщиной, а младшие всегда приветствуют старших. Опоздавший человек должен не только первым поздороваться с тем, кто его ждёт, но и сразу же принести свои извинения.
Стоит обратить внимание, что вежливый человек всегда выберет правильную форму для приветствия. Во-первых, слова «здрасьте» не существует. Во-вторых, со старшими и незнакомыми людьми разговор лучше начинать с приветствия на вы: «здравствуйте». В-третьих, если человек приветствует другого выражением типа «доброго времени суток», то это должно соответствовать действительности. Если уже вечернее время, а вы только проснулись, это не значит, что можно приветствовать «добрым утром».
В обществе действует строгий разговорный этикет. Изначально с людьми, с которыми только познакомился, нужно вести диалог на вы. Конечно, нельзя использовать ненормативную и жаргонную лексику. Не стоит рассказывать все подробности своей жизни в первые же минуты знакомства, когда никто об этом не просил. Нельзя перебивать другого человека, ведь важно не только уметь красиво говорить, но и слушать собеседника. Лучше избегать личных и нетактичных вопросов: всё, что человек захочет рассказать о своей жизни, он поведает сам.
Таким образом, знание элементарных правил речевого этикета поможет прекрасно зарекомендовать себя в обществе. Невежливость, нетактичность, нахальность в разговоре всегда воспринимаются окружающими людьми как признак необразованности, глупости и невоспитанности. Каждый вежливый человек должен в беседе придерживаться речевого этикета, выработанного за долгие века.
Вариант 2
В современном мире каждый день люди взаимодействуют с окружающим миром. Это могут быть дружеские, семейные, деловые, отношения. Правильность подачи речи поможет выстроить хорошие связи, и принести пользу, в той или иной ситуации. Каждый человек обязан знать основные правила речевого этикета.
Речевой этикет является регулятором общения, выстраивающий необходимые рамки и ограничения, в соответствии с возрастом и деловым статусом.
В правилах речевого этикета существуют обязательные запреты, а также рекомендации. Некоторые из них следует озвучить.
Рекомендации:
1. Язык, произносимый человеком в том или ином обществе, должен быть четким и правильным, соответствуя определенным нормам.
2. Точность в произношении терминов.
3. Выбор определенного тона речи, уместного в сложившейся ситуации.
Запреты:
1. Пренебрежение.
2. Оскорбления.
3. Неправильная, агрессивная жестикуляция.
4. Неразборчивость речи.
Уважение и доброе отношение к собеседнику главные правила при общении.
Следует разобрать основные примеры применения речевого этикета.
Когда люди здороваются, идет обмен вежливым приветствием. Таким как: доброе утро/день/вечер, здравствуйте, привет, разрешите обратиться и прочее. Приветствие идет в соответствии с возрастной категорией и близостью отношений. Первыми здороваются: люди младшего возраста; мужчины, обращаясь к женщинам; служащие ниже рангом.
Главное в беседе – это вежливость. Вежливость общения заключается в тональности и умении слушать своего собеседника. Спокойный, дружелюбный тон поможет установить крепкую связь в общении.
Не следует вступать в споры, связанные с политикой и религией, это является дурным тоном, рождающим конфликт и дальнейший разлад. В целом, споры на любую тему не приведут к положительному общению и хорошему итогу разговора. Их стоит избегать.
Еще одним правилом речевого этикета является скромность. В разговоре скромное поведение является хорошей чертой для окружающих. О себе не начинают беседу первыми, это показывает явное высокомерие и преувеличение своего внутреннего эго. Это может проявиться и в случае, где собеседник подавляется большим багажом знаний. В таком случае могут унизиться умственные способности человека, с которым вы общаетесь, от этого сама беседа будет нести отрицательный характер.
Русский язык 7 класс
Картинка к сообщению Правила речевого этикета
Популярные сегодня темы
- Прокофьев Сергей Сергеевич
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953 гг.) относится к великим русским композиторам советского периода отечественной истории.
- Тарас Бульба — история создания повести
Родился Николай Гоголь в Полтавской губернии. Со временем он переехал в Петербург, но детство и юность он провел на Полтавщине. Ещё в 1830 годах у Гоголя появилась идея написания повести Тара
- Известняк полезное ископаемое
Известняк чаще всего имеет органическое происхождение и относится к осадочным горным породам. Он образуется на морском дне вследствие отмирания различных морских животных, в чьих костях и пан
- Охрана природы
Изначально природа была в замечательном состоянии. Однако, потом появился человек. Первые люди обращались с природой намного бережнее. Мало того, в былые времена
- Насекомые
Доклады и сообщения про Насекомых
- Чума
Эта болезнь оставила страшный след в истории человечества, унеся многие десятки миллионов жизней. Она опустошала города в различных странах, причиняя страдания и смерть заболевшим