Сообщение символисты – Младосимволисты. История русской литературы ХХ в. Поэзия Серебряного века: учебное пособие

Содержание

Символисты кратко и понятно – главное и важное

Как ни странно, но у мирового литературного течения символизм есть точная дата рождения – 18 сентября 1886 года.

Именно в этот день на страницах журнала «Фигаро» поэт Жан Мореас напечатал Манифест символизма. Он обозначил основные принципы символизма и их отличия от декадентства.

Русский символизм

Понятие “серебряный век” русской поэзии или русский ренессанс неразрывно связано с символизмом. Конец 19 и начало 20 века отмечен революцией и новаторством во всех сферах искусства. В том числе и в поэзии.

На смену “золотому”, классическому веку пришли новые талантливые литераторы с абсолютно новыми веяниями. Символизм в литературе и в частности, в поэзии, подразумевал два направления:

Форма поэтического произведения
Мировоззрение, философия, стиль и образ жизни

Символизмом, как обязательной детской болезнью, переболели практически все известные русские поэты “серебряного века”. Но одни смогли перешагнуть через формализм этого течения – стихотворный размер, поэтическая форма, мистическое и туманное содержание и стали известными поэтами, гордостью и славой русской литературы.

Другие же сосредоточили свое творчество на внешних атрибутах символизма и остановились в своем развитии, зайдя в тупик. Мистика, нарочито подчеркиваемая религиозность на фоне отрицаемых нравственных и моральных ценностей буржуазного общества, фетиш индивидуализма в сочетании с осмеянием и презрительном подчеркивании практицизма современного общества, стремление обрести душевную свободу и тому подобные настроения выражались непривычными и непонятными широкой публике поэтическими строками.

Неприязнью, насмешками были встречены ранние стихи Бальмонта, Брюсова, Мережковского, Гиппиус, Блока. Но уже через 10 – 15 лет эти зачинатели нового течения вместе с жизненным опытом, наложившим отпечаток на их мировоззрение, приобретают и поэтическое мастерство. Поэзия перестает для них быть исключительно искусством для искусства и благодаря своему таланту они создают прекрасные стихотворения, которые вошли в “золотой фонд” русской поэзии.

Поэты – символисты

Не смотря на все Манифесты, программные заявления и декларации, фанатичную приверженность положениям символизма, это не смогло уровнять поэтов, причесать их под одну гребенку. Все они были людьми одаренными, яркими личностями с собственной индивидуальной нотой и отличительным тембром стиха. Каждый имел свой собственный почерк, свою поэтическую гамму.

Бальмонта, первым вкусившего славы и популярности, отличает необыкновенная певучесть и ритм. Брюсов с четкими, как бы отлитыми из бронзы строфами, реалистичен, приземлен и очень далек от мистических, потусторонних миров. Иннокентий Анненский с болезненно тонкой психологической нотой не бунтует, не кричит, но его стихи завораживают и проникают в самую глубину души. Вячеслав Иванов — многомудрый эстет, пытается взрастить на заснеженных российских полях поэзию созвучную Древней Элладе.

Александр Блок силой своего таланта сумевший в стихах, написанных по самым строгим канонам символизма, передать и печаль, и светлую радость, и горечь, и патриотизм. Сейчас невозможно представить без поэзии Блока российскую литературу. Прошел целый век с тех пор, как перестала существовать школа российского символизма, а мы продолжаем восхищаться прекрасными стихами этих замечательных поэтов.

Символизм как литературное направление (стр. 1 из 2)

2. Символизм как литературное направление. Старшие символисты: кружки, представители, различное понимание символизма.

Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений — от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вяч. Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи — в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.

Категория музыки — вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения. Это понятие использовалось символистами в двух разных аспектах — общемировоззренческом и техническом. В первом, общефилософском значении, музыка для них — не звуковая ритмически организованная последовательность, а универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Во втором, техническом значении, музыка значима для символистов как пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха, т. е. как максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии. Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями.

Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным.Символизму характерно:

— форма декаденства,

— поклонение индивидуализму,

— проповедь личности.

Поэт должен стремиться изобразить путь восхождения в иные миры. Познание реалистов в эти миры не проникает. У них рассудочное, горизонтальное понимание мира. Так называемые причинные связи.3 этапа развития:1.1890-е гг. Период декадентства. Первый манифест Лекция Дм. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях русской литературы». Основные принципы таковы:- мистическое содержание- символичность образов- понятие о двоемирии (мир земной, эмпирический – реальность; мир иной — сверхреальность). Мережковский, Гиппиус (Антон Крайний), Николай Минский. В это время появляется первый символистский журнал – «Мир искусства».2. 1900-е гг. Расцвет русского символизма. Появляются все основные манифесты. Журналы:»Весы», «Новый путь», «Аполлон», «Вопросы жизни», «Золотое руно» (направлены на античность). Бальмонт, Брюсов, Сологуб, Иванов.3.1910-е гг. Кризис русского символизма. Течение уступает место акмеизму. Так же называют поэты-парнасцы (Парнас – греческая гора, на которой обитали музы, поэты, рядом гора Геррикон, где существовало вдохновение).

Старшие символисты». Старшие русские символисты (1890-е годы) по началу встречали у критики и читающей публики в основном неприятие и насмешки. Как наиболее убедительное и оригинальное явление, русский символизм заявил о себе в начале двадцатого века, с приходом нового поколения, с их интересом к народности и русской песне, с их более чутким и органичным обращением к русским литературным традициям. Первыми ласточками символистского движения в России был трактат Дмитрия Мережковского “О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы” (1892), его сборник стихотворений “Символы”, а также книги Минского “При свете совести” и А. Волынского “Русские критики”. В тот же отрезок времени – в 1894–1895 годах – водят три сборника “Русские символисты”, в которых печатались преимущественно стихотворения их издателя — молодого поэта Валерия Брюсова. Сюда же примыкали начальные книги стихов Константина Бальмонта – “Под северным небом”, “В безбрежности”. В них исподволь тоже кристаллизовался символистский взгляд на поэтическое слово.

Символизм Д.Мережковского и З.Гиппиус носил подчеркнуто религиозный характер, развивался в русле неоклассической традиции. Лучшие стихотворения Мережковского, вошедшие в сборники Символы, Вечные спутники, строились на «уроднении» с чужими идеями, были посвящены культуре ушедших эпох, давали субъективную переоценку мировой классики. В прозе Мережковского на масштабном культурном и историческом материале (история античности, Возрождения, отечественная история, религиозная мысль древности) – поиск духовных основ бытия, идей, движущих историю. В лагере русских символистов Мережковский представлял идею неохристианства, искал нового Христа (не столько для народа, сколько для интеллигенции) – «Иисуса Неизвестного».

В «электрических», по словам И.Бунина, стихах З.Гиппиус, в ее прозе – тяготение к философской и религиозной проблематике, богоискательству. Строгость формы, выверенность, движение к классичности выражения в сочетании с религиозно-метафизической заостренностью отличало Гиппиус и Мережковского в среде «старших символистов». В их творчестве немало и формальных достижений символизма: музыка настроений, свобода разговорных интонаций, использование новых стихотворных размеров (например, дольника).

Если Д.Мережковский и З.Гиппиус мыслили символизм как построение художественно-религиозной культуры, то В.Брюсов, основоположник символического движения в России, мечтал о создании всеобъемлющей художественной системы, «синтезе» всех направлений. Отсюда историзм и рационализм поэзии Брюсова, мечта о «Пантеоне, храме всех богов». Символ, в представлении Брюсова, – универсальная категория, позволяющая обобщать все, когда-либо существовавшие, истины, представления о мире. Сжатую программу символизма, «заветы» течения В.Брюсов давал в стихотворении Юному поэту:

Утверждение творчества как цели жизни, прославление творческой личности, устремленность от серых будней настоящего в яркий мир воображаемого грядущего, грез и фантазий – таковы постулаты символизма в интерпретации Брюсова. Другое, скандальное стихотворение Брюсова Творчество выражало идею интуитивности, безотчетности творческих импульсов.

От творчества Д.Мережковского, З.Гиппиус, В.Брюсова существенно отличался неоромантизм К.Бальмонта. В лирике К.Бальмонта, певца безбрежности, – романтический пафос возвышения над буднями, взгляд на поэзию как на жизнетворчество. Главным для Бальмонта-символиста явилось воспевание безграничных возможностей творческой индивидуальности, исступленный поиск средств ее самовыражения. Любование преображенной, титанической личностью сказалось в установке на интенсивность жизнеощущений, расширение эмоциональной образности, впечатляющий географический и временной размах.

Ф.Сологуб продолжал начатую в русской литературе Ф.Достоевским линию исследования «таинственной связи» человеческой души с гибельным началом, разрабатывал общесимволистскую установку на понимание человеческой природы как природы иррациональной. Одними из основных символов в поэзии и прозе Сологуба стали «зыбкие качели» человеческих состояний, «тяжелый сон» сознания, непредсказуемые «превращения». Интерес Сологуба к бессознательному, его углубление в тайны психической жизни породили мифологическую образность его прозы: так героиня романа Мелкий бес Варвара – «кентавр» с телом нимфы в блошиных укусах и безобразным лицом, три сестры Рутиловы в том же романе – три мойры, три грации, три хариты, три чеховских сестры. Постижение темных начал душевной жизни, неомифологизм – основные приметы символистской манеры Сологуба.

Огромное влияние на русскую поэзию ХХ в. оказал психологический символизм И.Анненского, сборники которого Тихие песни и Кипарисовый ларец появились в пору кризиса, спада символистского движения. В поэзии Анненского – колоссальный импульс обновления не только поэзии символизма, но и всей русской лирики – от А.Ахматовой до Г.Адамовича. Символизм Анненского строился на «эффектах разоблачений», на сложных и, в то же время, очень предметных, вещных ассоциациях, что позволяет видеть в Анненском предтечу акмеизма. «Поэт-символист, – писал об И.Анненском редактор журнала «Аполлон» поэт и критик С.Маковский, – берет исходной точкой нечто физически и психологически конкретное и, не определяя его, часто даже не называя его, изображает ряд ассоциаций. Такой поэт любит поражать непредвиденным, порой загадочным сочетанием образов и понятий, стремясь к импрессионистическому эффекту разоблачений. Разоблаченный таким образом предмет кажется человеку новым и как бы впервые пережитым». Символ для Анненского – не трамплин для прыжка к метафизическим высотам, а средство отображения и объяснения реальности. В траурно-эротической поэзии Анненского развивалась декадентская идея «тюремности», тоски земного существования, неутоленного эроса.

Символизм — это… Что такое Символизм?

Символи́зм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё «природное» представало лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.

Терминология

Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте — «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro». В частности, манифест провозглашал:

Символическая поэзия — враг поучений, риторики, ложной чувствительности и объективных описаний; она стремится облечь Идею в чувственно постижимую форму, однако эта форма — не самоцель, она служит выражению Идеи, не выходя из-под её власти. С другой стороны, символическое искусство противится тому, чтобы Идея замыкалась в себе, отринув пышные одеяния, приготовленные для неё в мире явлений. Картины природы, человеческие деяния, все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как осязаемые отражения перво-Идей, указующие на своё тайное сродство с ними… Символистскому синтезу должен соответствовать особый, первозданно-широкоохватный стиль; отсюда непривычные словообразования, периоды то неуклюже-тяжеловесные, то пленительно-гибкие, многозначительные повторы, таинственные умолчания, неожиданная недоговорённость — всё дерзко и образно, а в результате — прекрасный французский язык — древний и новый одновременно — сочный, богатый и красочный…

[1]

К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики. «Символизм» стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось. Следует, однако, отметить, что в России в 1890-е гг., после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность и соответственно так его манифестировали, а в декадентстве — безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой. Так, известна эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов:

Мандрагоры имманентные
Зашуршали в камышах,
А шершаво-декадентные
Вирши — в вянущих ушах.

Возникновение

Основные принципы эстетики символизма впервые появились в творчестве французских поэтов Шарля Бодлера, Поля Верлена, Артюра Рембо, Стефана Малларме, Лотреамона.

Явление символизма Лев Троцкий объясняет просто «желанием забыться, оказаться по ту сторону добра и зла»[2].

Эстетика

В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души — полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Поэты-символисты были новаторами поэтического стиха, наполнив его новыми, яркими и выразительными образами, и иногда, пытаясь добиться оригинальной формы, они уходили в считаемую критиками бессмысленной игру слов и звуков. Можно сказать, что символизм различает два мира: мир вещей и мир идей. Символ становится неким условным знаком, соединяющим эти миры в смысле, им порождаемом. В любом символе есть две стороны — означаемое и означающее. Вторая эта сторона повернута к ирреальному миру. Искусство — ключ к тайне.

Понятие и образ Тайны, таинственного, мистического проявляется как в романтизме, так и в символизме. Однако, романтизм, как правило, исходит из того, что «познание мира есть познание самого себя, ибо человек — величайшая тайна, источник аналогий для Вселенной» (Новалис)[3]. Иное понимание мира у символистов: по их мнению, подлинное Бытие, «истинно-сущее» или Тайна — есть абсолютное, объективное начало, к которому принадлежат и Красота, и мировой Дух

[4].

Вячеслав Иванов в своей работе «Заветы символизма» ёмко и по-символистски образно выразил художественные признаки и эстетические принципы собственно «символического» направления в искусстве (сказанное здесь о поэзии вполне применимо и к остальным видам искусства):

Особенная интуиция и энергия слова, каковое непосредственно ощущается поэтом как надпись неизречённого, вбирает в свой звук многие неведомо откуда отозвавшиеся эхо и как бы отзвуки разных подземных ключей…[5]

Удивительной магией символистичной образности проникнуты такие строки Константина Бальмонта, проливающие свет и на эстетические принципы символизма:

Зеркало в зеркало, сопоставь две зеркальности, и между ними поставь свечу. Две глубины без дна, расцвеченные пламенем свечи, самоуглубятся, взаимно углубят одна другую, обогатят пламя свечи и соединятся им в одно. Это образ стиха. Две строки напевно уходят в неопределенность и бесцельность, друг с другом несвязанные, но расцвеченные одною рифмой, и глянув друг в друга, само углубляются, связуются, и образуют одно, лучисто-певучее, целое. Этот закон триады, соединение двух через третье, есть основной закон нашей Вселенной. Глянув глубоко, направивши зеркало в зеркало, мы везде найдем поющую рифму. Мир есть все гласная музыка. Весь мир есть изваянный Стих. Правое и левое, верх и низ, высота и глубина, Небо вверху и Море внизу, Солнце днем и Луна ночью, звезды на небе и цветы на лугу, громовые тучи и громады гор, неоглядность равнины и беспредельность мысли, грозы в воздухе и бури в душе, оглушительный гром и чуть слышный ручей, жуткий колодец и глубокий взгляд, — весь мир есть соответствие, строй, лад, основанный на двойственности, то растекающейся на бесконечность голосов и красок, то сливающейся в один внутренний гимн души, в единичность отдельного гармонического созерцания, во всеобъемлющую симфонию одного Я, принявшего в себя безграничное разнообразие правого и левого, верха и низа, вышины и пропасти. Наши сутки распадаются на две половины, в них день и ночь. В нашем дне две яркие зари, утренняя и вечерняя, мы знаем в ночи двойственность сумерек, сгущающихся и разряжающихся, и, всегда опираясь в своем бытии на двойственность начала, смешанного с концом, от зари до зари мы уходим в четкость, яркость, раздельность, ширь, в ощущение множественности жизни и различности отдельных частей мироздания, а от сумерек до сумерек, по черной бархатной дороге, усыпанной серебряными звездами, мы идем и входим в великий храм безмолвия, в глубину созерцания, в сознание единого хора, всеединого Лада. В этом мире, играя в день и ночь, мы сливаем два в одно, мы всегда превращаем двойственность в единство, сцепляющее своею мыслью, творческим ее прикосновением, несколько струн мы соединяем в один звучащий инструмент, два великие извечные пути расхождения мы сливаем в одно устремление, как два отдельные стиха, поцеловавшись в рифме, соединяются в одну неразрывную звучность…

[6]

В отличие от других направлений в искусстве, использующих элементы характерной для себя символики, символизм полагает выражение «недостижимых», иногда мистических, Идей, образов Вечности и Красоты целью и содержанием своего искусства, а символ, закреплённый в элементе художественной речи и в своём образе опирающийся на многозначное поэтическое слово, – основным, а иногда и единственно возможным художественным средством.

Самое яркое изменение, привнесённое символизмом, касается формы художественного воплощения его поэтики. В контексте символизма произведение любого вида искусства начинает играть именно поэтическими смыслами, поэзия становится формой мышления. Проза и драма начинают звучать поэзией, зрительные искусства рисуют её образы, с музыкой же связь поэзии становится просто всеобъемлющей. Поэтические образы-символы, как будто приподнимающиеся над реальностью, дающие поэтический ассоциативный ряд, воплощаются у поэтов-символистов в звукописной, музыкальной форме, причем звучание самого стихотворения имеет не меньшее, а то и большее значение для выражения смысла того или иного символа. Константин Бальмонт так описывает собственные ощущения от звуков, из которых затем складываются поэтические слова:

Я, Ю, Ё, И — суть заострённые, истончённые А, У, О, Ы. Я — явное, ясное, яркое. Я — это Ярь. Ю — вьющееся, как плющ и льющееся в струю. Ё — таящий лёгкий мёд, цветик-лён. И — извив рытвины Ы, рытвины непроходимой, ибо и выговорить Ы невозможно, без твёрдой помощи согласного звука. Смягчённые звуковести Я, Ю, Ё, И всегда имеют лик извившегося змия, или изломной линии струи, или яркой ящерки, или это ребёнок, котёнок, соколёнок, или это юркая рыбка вьюн…[7]

Однако, помимо музыкально-поэтических (в широком смысле) принципов воплощения символистских образов, меняется и сама направленность искусства, его цели. Художник, играющий символами, несущими в себе некие тайны и поэтическую многозначность, своим талантом обнажает в этих образах некие вечные соответствия и взаимосвязи мира, отражающегося в нашем сознании, и этим проливает свет на те самые тайны и «идеи», которые, в конечном счёте, и ведут нас к Истине, к постижению Красоты. Строка Бальмонта «мгновенье красоты бездонно по значенью» замечательным образом обобщает как взгляд символистов на искусство, так и их художественные методы: символы призваны своими смыслами выразить некую трансцендентную красоту мироздания, они же заключают её и в форме своего воплощения.

Обобщая, можно сказать, что метод символизма предполагает воплощение основных идей произведения в многозначной и многоликой ассоциативной эстетике символов, т.е. таких образов, значение которых постижимо через их непосредственное выражение единицей художественной (поэтической, музыкальной, живописной, драматической) речи, а также через её те или иные свойства (звукопись поэтического слова, цветовая гамма живописного образа, интервальные и ритмические особенности музыкального мотива, тембровые краски и т.д.). Основным содержанием символистичного произведения являются выраженные в образности символов вечные Идеи, т.е. обобщённые представления о человеке и его жизни, высший Смысл, постигаемый лишь в символе, а также Красота, в нём воплощённая.

Символизм в литературе

Из приверженцев символизма в литературе наиболее известны:

  • во Франции — Шарль Бодлер, Стефан Малларме, Жюль Лафорг, Анри де Ренье, Поль Валери, Поль Клодель, Поль Фор, Сен-Поль Ру, Поль Верлен, Артюр Рембо, Лотреамон.
  • в Бельгии — Морис Метерлинк, Эмиль Верхарн
  • в Австрии и Германии — Райнер Мария Рильке, Гуго фон Гофмансталь
  • в Норвегии — Генрик Ибсен (в период позднего творчества)
  • в России — Валерий Брюсов, Александр Блок, Фёдор Сологуб, Андрей Белый, Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский и мн. др.
  • на Украине — Леся Украинка.

Символизм в драматургии

Символизм в изобразительном искусстве

Впервые заявили о себе русские живописцы-символисты в 1904 году в городе Саратов. Там прошла выставка «Алая роза»[8].

  • В России — Михаил Врубель, Николай Гущин, Микалоюс Чюрлёнис, «Алая роза», «Голубая роза»
  • В Польше — Яцек Мальчевский[9], Владислав Подковинский
  • В Англии — Обри Бердслей, Джордж Фредерик Уоттс
  • В Бельгии — Фернан Кнопф, Ксавье Меллери, Вильям дегув де Нункве, Жан Дельвиль
  • Во Франции — Гюстав Моро, Анри Фантен-Латур, Одилон Редон, Пюви де Шаванн, Эжен Каррьер

Символизм в музыке

См. также

Примечания

  1. Мореас Ж., Символизм. Цит. по: http://www.teleschool.ru/Enc.ashx?item=653705
  2. Лев Бронштейн в сибирской ссылке
  3. Новалис, Фрагменты. Цит. по кн.: Литературная теория немецкого романтизма (под ред. Берковского Н. Я.). Л., 1934. С. 122
  4. Сорокина Л. Н., Поэтика символизма. Алма-Ата, 1990. С. 5
  5. Иванов В.И., Борозды и межи. М., 1916. С. 135
  6. Бальмонт К.Д., Поэзия как волшебство. М., 1915. С. 5-7
  7. Бальмонт К.Д., Поэзия как волшебство. М., 1915. С. 64
  8. Символизм
  9. Символизм в польской живописи. Поиски Яцека Мальчевского

Ссылки

Реферат «Символизм как литературное направление»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

Реферат

«Символизм как литературное направление»

Выполнил: Чубатова С. А.

Барнаул 2017

Оглавление

Серебряный век русской поэзии связан со сложнейшими духовными исканиями человечества на рубеже XIX и XX веков, с расцветом национальной культуры, и вместе с тем в поэзии модернизма есть предчувствие грядущей катастрофы. Никогда ещё не происходило такого быстрого и ошеломляющего роста народонаселения планеты и одновременно новых полезных, но бездушных вещей. Старые просветительские учреждения не успевали окультурить в должной мере людей. Новые вещи не были согреты поэзией. Ломались социальные, политические устои, а человек искал духовной опоры. Этот период назвали Русским Ренессансом: подобно европейскому Возрождению, культура этого времени содержала элементы «надлома», кризиса. Искусство Серебряного века стала философией, универсальным, синтетичным взглядом на мир.

И первым течением модернизма, возникшим на русской почве, был символизм.

1. Символизм как литературное направление, его особенности

Излом столетий в нашем сознании ассоциируется с потрясением, предчувствием чего-то неизвестного, даже «конца света». Такой тревогой и неуверенностью в будущем, усиленным общим кризисом — экономическим, политическим, культурным — отмечались и настроения людей на границе ХIХ и ХХ столетий. Символизм явился одной из форм преодоления позитивизма и реакцией на «упадок веры». «Материя исчезла», «Бог умер» – два постулата, начертанные на скрижалях символизма. Система христианских ценностей, на которых покоилась европейская цивилизация, была расшатана, но и новый «Бог» – вера в разум, в науку – оказался ненадежен. Потеря ориентиров рождала ощущение отсутствия опор. Постигнуть современность из взгляда ума оказалось невозможным, поэтому начались активные поиски новых форм познания действительности. Искусство тоже искало новые способы отображения изменений, которые произошли, прежде всего, в человеческом сознании.

В конце 19 в. Европа достигла небывалого технического прогресса, наука дала человеку власть над окружающей средой и продолжала развиваться гигантскими темпами. Однако оказалось, что научная картина мира не восполняет возникающих в общественном сознании пустот, обнаруживает свою недостоверность. Ожидание «конца света», «заката Европы», гибели цивилизации обостряло метафизические настроения, заставляло дух торжествовать над материей.

Многие образованные люди и художники испытывали чувство разочарования современной действительностью. Они не знали, как справиться с общественными противоречиями и предпочитали уединиться в мире собственного воображения. Они искали выхода в различных фантастических учениях, интересовались верованиями и искусством дальних стран, исчезнувшими с лица земли древними культурами — там они находили близкие своим настроениям таинственные, необычные, мистические черты. В своём искусстве они представляли видения, созданные силой фантазии. В этих произведениях много неопределённого, неуловимого, едва угадываемого; в них полно неясных намёков, иносказаний и символов — последние дали имя всему направлению.

Символизм (от фр. symbolisme, от греч. symbolon – знак, опознавательная примета) – эстетическое течение, сформировавшееся во Франции в 1880–1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19–20 вв. Огромное значение символизм имел в русском искусстве этого же периода, приобретшего в искусствоведении определение «Серебряный век».

Теоретической основой символизма стала книга известного русского писателя, поэта, литературного критика Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893). В ней автор называет три главных элемента нового течения: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности.

1. Мистическое содержание.

На рубеже ХIХ–ХХ веков возрос интерес к иррациональному, таинственному, мистическому, подсознательному, особенно к линии Платона–Канта, идеалистической философии. В V–IV веках до н.э. Платон сравнивал окружающую человека реальность с пещерой, куда проникают только блики, тени из мира подлинного, огромного, ирреального, но недоступного восприятию человеческого разума. Человек, по Платону, может только догадываться по этим теням-символам о том, что происходит за пределами пещеры. Но, существуя в бытовом, реальном, феноменальном мире, человек в то же время ощущает связь с миром бытийным, ирреальным, ноуменальным, пытается проникнуть в него, выйти за пределы «платоновской пещеры». Эту тайну мира, сферу подсознательного, то есть мистическое содержание, и объявляет Мережковский главным предметом нового искусства.

2. Символы.

Символисты в отличие от предшественников – реалистов – отказались от слов в их прямых значениях и обратились к лексике отвлеченной, «нездешней» – к символам, которые призваны помочь проникнуть в суть скрытых явлений, проникнуть из мира бытового в мир бытийный. Символ увеличивает, расширяет смысл каждого слова, всего текста. Символ у символистов – не отражение, а знак иной действительности, он связывает земное, эмпирическое с с глубинами духа и души, с вечным. Символ многосмыслен, неопределенен и потому теснее связан с областью тайного.

Как правило, в понимании символов особо важную роль играет контекст. Многие символы можно понять, прочитав, например, весь сборник стихов автора. Кстати, новые принципы циклизации стихотворений – это открытие символистов.

Символ вытеснил традиционный художественный образ и стал основным материалом символистской поэзии. Принципиальное отличие символа от художественного образа – его многозначность. Символ нельзя дешифровать усилиями рассудка: на последней глубине он темен и не доступен окончательному толкованию. Особенности художественного образа у символистов связаны с многозначностью, неопределенностью символа. Образ у символистов почти отсутствует как зрительная реальность, он часто окутан мистической дымкой, его контуры и границы стираются. Как правило, у символистов воедино сливаются грустно-щемящий предмет, реальность и «нереальная» мечта, настроение.

Символистам важны не столько слова, сколько музыка слов. Музыкальность – это важнейший принцип символистов, отсюда стремление к музыкальности, гармонии. Категория музыки вторая по значимости (после символа) в эстетической и поэтической практике символизма.

3. Расширение художественной впечатлительности.

По мнению символистов, символ расширяет значение слова, текста, становится важнейшим средством передачи мистического содержания, и это ведет к расширению художественной впечатлительности. Читателю предоставляется возможность воспринимать текст в его многозначности, читатель становится как бы соавтором произведения.

Давая характеристику символизму, можно отметить, что таинственность и загадочность – это не все, чем обладает символизм. Символизм характеризуют: желание создать идеальную картину мира, передача самых тонких и незаметных побуждений души, высокая образность, легкость и музыкальность, применение намеков и открытых финалов, высокий показатель использования звуковых и ритмических средств литературы и поэзии, наполненность слов разнообразными знаками, эстетизация смерти, ориентация на элитного читателя. Важной характеристикой также является то, что слово становилось некоторым шифром, тайной, которую мог разгадать человек при помощи своего воображения и души.

Среди наиболее заметных символистов можно назвать Шарля Бодлера, которого считают родоначальником символизма, поэтов: Поля Верлена и Артюра Рембо, С. Малларме, Э. Верхарна, П. Валери, П. Клоделя, С. Георге, Р. М. Рильке, У. Б. Йейтса, драматургов: М. Метерлинка, Ю. А. Стриндберга, Г. Д’Аннунцио, Г. фон Гофмансталя, прозаиков Ж.-К. Гюисманса, М. Пруста, О. Уайлда, К. Гамсуна, Дж. Джойса.

В русском символизме существовало два потока. В 1890-е годы заявили о себе так называемые «старшие символисты»: Николай Минский, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб. Их идеологом был Мережковский, мэтром – Брюсов. В 1900-е годы на литературную арену вышли «младосимволисты»: Андрей Белый, Александр Блок, Поликсена Соловьева, Вячеслав Иванов, Эллис и другие. Теоретиком этой группы стал Андрей Белый.

Так же символистами были: Иннокентий Анненский; Юргис Балтрушайтис Александр Тиняков; Вильгельм Зоргенфрей; Александр Добролюбов; Виктор Стражев; Константин Фофанов; Георгий Чулков; Иван Коневской; Владимир Пяст; Иван Рукавишников.

2. Специфика русского символизма

Годом рождения русского символизма считается 1892 год. В этом году в свет вышли трактат Дмитрия Мережковского “О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы” (1892), его сборник стихотворений “Символы”, а также книги Минского “При свете совести” и А. Волынского “Русские критики”. В 1894–1895 годах выходят три сборника “Русские

символисты”, в которых печатались преимущественно стихотворения их издателя — молодого поэта Валерия Брюсова, а также книги стихов Константина Бальмонта – “Под северным небом”, “В безбрежности”. В них

исподволь тоже кристаллизовался символистский взгляд на поэтическое слово.

На русских символистов в известной мере влияла и французская поэзия , и английская, и немецкая. Русские символисты ловили отголоски философии Ницше и Шопенгауэра. Однако они решительно отрицали свою принципиальную зависимость от западноевропейской литературы. Они искали свои корни в русской поэзии – в книгах Тютчева, Фета, Фофанова.

В девяностые годы стихи символистов, с их непривычными для публики словосочетаниями и образами, часто подвергались насмешкам и даже глумлению. Поэтов-символистов назвали декадентами, подразумевая под этим термином упаднические настроения безнадежности, чувство неприятия жизни, резко выраженный индивидуализм.

В это время творят старшие символисты, которые понимали символизм как литературную школу. Старшие символисты петербургского крыла считали важными религиозно-философские поиски. В своей поэзии развивали мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека и иррациональных предчувствий.

Мне мило отвлеченное:

Им жизнь я создаю…

Я все уединенное,

Неявное люблю.

Я — раб моих таинственных,

Необычайных снов…

Но для речей единственных

Не знаю здешних слов…

(Зинаида Гиппиус «Надпись на книге» 1896)

Старшие символисты московского крыла проповедовали «искусство для искусства». Большое внимание уделялось формальному экспериментированию, совершенствованию технических приёмов стихосложения.

СУХИЕ ЛИСТЬЯ

Сухие листья, сухие листья,

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром, кружат, шуршат,

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром сухие листья,

Кружась, что шепчут, что говорят?

Трепещут сучья под тусклым ветром;

Сухие листья, под тусклым ветром,

Что говорят нам, нам шепчут что?

Трепещут листья, под тусклым ветром,

Лепечут листья, под тусклым ветром,

Но слов не понял никто, никто!

Меж черных сучьев синеет небо,

Так странно нежно синеет небо,

Так странно нежно прозрачна даль.

Меж голых сучьев прозрачно небо,

Над черным прахом синеет небо,

Как будто небу земли не жаль.

Сухие листья шуршат о смерти,

Кружась под ветром, шуршат о смерти:

Они блестели, им время тлеть.

Прозрачно небо. Шуршат о смерти

Сухие листья,- чтоб после смерти

В цветах весенних опять блестеть!

(В.Брюсов «Сухие листья»1913, Опалиха)

Но уже к первым годам двадцатого столетия символизм как литературное течение, как школа выделился со всей определенностью, во всех своих гранях. Его уже трудно было спутать с другими явлениями в искусстве, у него уже был свой поэтический строй, свои эстетика и поэтика, свое учение. 1900 год можно считать рубежом, когда символизм утвердил в поэзии свое особенное лицо.

Основными чертами творчества старших символистов стали:

уход в ирреальность,

поэт маг, шаман, мистик, демиург (творец Вселенной),

интерес к экзотике, средневековью,

история – порочный, замкнутый круг,

зыбкость конкретных смыслов, передача ощущений.

И на смену старшим символистам приходят «младосимволисты, для творчества которых характерны целостное мировоззрение, способ творческой перестройки жизни. Значение имеет лишь то, что находится по ту сторону жизни. Реальный мир второстепенен, но несёт в себе отпечатки вечных идей, вечных сущностей. Творчество и жизнь понимали как элемент грандиозного художественного произведения, космического процесса. Для младосимволистов Искусство, Красота обладают жизнетворческой энергией, способностью изменять, улучшать действительность, поэтому они получили еще одно название – теурги (теургия – соединение искусства и религии в стремлении преобразовать мир).

Знайте же: Вечная Женственность ныне

В теле нетленном на землю идет.

В свете немеркнущем новой богини

Небо слилося с пучиною вод. (В. Соловьев)

Для творчества младосимволистов было характерно:

преодоление разрыва реальности с ирреальностью,

поэт – пророк, медиум, теург (преобразователь Вселенной),

интерес к экзотике, романтике,

история – эволюционный направленный процесс,

образность символов, интуитивное постижение.

А. Белый в статье «Символизм» (1909) писал: «Современное искусство обращено к будущему, но это будущее в нас таится; мы подслушиваем в себе трепет нового человека; и мы подслушиваем в себе смерть и разложение; мы – мертвецы, разлагающие старую жизнь, но мы же – еще не рожденные к новой жизни; наша душа чревата будущим: вырождение и возрождение в ней борются… Символическое течение современности еще отличается от символизма всякого искусства тем, что оно действует на границе двух эпох: его мертвит вечерняя заря аналитического периода, его животворит заря нового дня». Эта «эстетическая утопия», однако, длилась недолго. Символизм не был однороден. Внутри него существовали различные течения, которые позднее привели к расколу и падению символизма.

К 1910 году символизм как литературное течение перестает существовать, когда после революционных событий 1905 года, после революционного кризиса становится очевидным, что «эстетический бунт» старших символистов и «эстетическая утопия» младосимволистов исчерпали себя.

Роль символизма в русской литературе необычайно велика. Символисты обогатили русскую поэтическую культуру важными открытиями: они придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла; плодотворными стали поиски символистов в сфере поэтической фонетики; были расширены ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика, был открыт цикл как форма организации поэтических текстов; несмотря на крайности индивидуализма и субъективизма, символисты по-новому поставили вопрос о роли художника; искусство благодаря символистам стало более личностным.

Символисты были людьми яркой индивидуальности: у каждого в поэзии свой тембр голоса, своя палитра красок, свой облик. Певучий Бальмонт, первым из символистов достигший всероссийской известности и славы; многогранный, с литыми бронзовыми строфами, Брюсов, наиболее земной, наиболее далекий от мистики, наиболее реалистический по духу среди своих собратий; до болезненности тонкий психолог, созерцатель Иннокентий Анненский; мятущийся Андрей Белый; мастер горестных в своей музыкальности стихов Сологуб; многомудрый Вячеслав Иванов, “ловец человеческих душ”, знаток Эллады, неиссякаемый источник изощренных теорий; Александр Блок, с годами ставший национальным поэтом, нашей гордостью,– Блок, чья поэзия – и печальная, и полная светлой любви песнь о родине, и повесть о своих пожизненных духовных путях и блужданиях.

3. Творческий путь А.А. Блока

Поэтическая судьба А. А. Блока связана с самым крупным литературным течением русского модернизма начала XX в. – символизмом. Хотя Блок принадлежал ко второму поколению символистов, именно его творчество явилось наиболее законченным и универсальным воплощением всего русского символизма.

Первым литературным увлечением Александра Александровича Блока стала поэзия В. Жуковского. Стихотворения 1898—1900 гг., объединенные в цикл “Ante lucem” (“До света”), отвечали традициям романтической поэзии XIX в. Русский романтизм оказал влияние и на формирование эстетики символизма, которая вскоре заняла лидирующее место в поэзии Блока. Желание пересоздать реальный мир, увидеть ирреальное в реальном, самоценность чувства лирического героя, его одиночество и устремленность к родственной душе, роковая невозможность достичь идеала, исповедальность- эти черты романтизма нашли свое выражение в символистской поэзии Блока. Однако в отличие от романтиков Блок-символист, преодолевая романтический индивидуализм, стремился к всеобщей гармонии и соборности, характерной для славянофильского сознания.

Знакомство с символистской поэзией произошло на первых курсах университета. Блок как представитель молодых символистов воспринял, с одной стороны, от старшего поколения символистов, в том числе от Д. Мережковского и В. Брюсова, поэтику намеков, оттенков, понимание символа как образа, воплощающего безграничную идею, а с другой стороны, от поэта и философа Вл. Соловьева идеалистическое, религиозное отношение к действительности, идеи о порочности мира и о его спасительнице Софии, Мировой Душе, Вечной Женственности — идеале, предшественницей которого был образ Жены, облеченной в солнце из “Откровения святого Иоанна Богослова”.

Свою лирику Блок разделил на три тома, в которых отражены три этапа в становлении личности поэта, его путь от созерцателя, символистского мистика к человеку, причастному к общественным движениям современности. Он называл этот путь “трилогией вочеловечения”.

Начальный этап творчества поэта отмечен двумя важными событиями. Первое из них – глубокое чувство любви Блока к Л. Д. Менделеевой, увенчавшееся их браком в 1903 г. Второе – увлечение философскими идеями В. С.Соловьева. Оба события нашли свое отражение в первом поэтическом сборнике Блока “Стихи о Прекрасной Даме”- первом зрелом сборнике поэта, в котором выразилось его поэтическое своеобразие (1904). В него вошли стихотворения 1901—1902 гг. Тогда же в сознании Блока сформировалась эстетическая концепция, отвечающая принципам символизма. Стихи, как записал он в дневнике, — это молитвы, а поэт — апостол, слагающий их в “божественном экстазе”, его вдохновение сродни вере. Блок той поры полагал, что утонченная натура поэта недостижима для толпы, для невежд. Поверив в религиозную суть нового искусства, Блок отрицал догматизм в искусстве: поэт не утверждает и не отрицает; он лишь догадывается о беспредельности.

Собственным любовным переживаниям, связанным с увлечением Л. Д. Менделеевой, А. Блок придал религиозно-мистический оттенок. Прекрасная Дама — некий идеал внутренней жизни, прозрение истинной реальности — и в отношении к конкретной женщине, и к скрытой сущности мира. «Стихи о Прекрасной Даме», это самораскрытие цельной, идеальной личности. Образы «Стихов о Прекрасной Даме» представляют собой иррациональные переживания личности, модель сознания, далекого от обыденности, повседневной суеты.

Мотив сна — один из центральных в цикле отражает это состояние души лирического героя. Видения, образы из этого сна порой смутны, бессвязны. Это лишь символы – намеки на некую невыразимую, но прозреваемую интуитивно тайну бытия. Поэтому в стихах Блока Прекрасная Дама не обладает конкретной внешностью, черты ее только угадываются, красота ее непереводима на язык земных определений. Образ Прекрасной Дамы не обладает отчетливыми чертами, речью, отсюда — звуковые образы, состоящие из полузвуков, «откликов», отголосков, обрывков слов.

Символичны краски и цвета мира Прекрасной Дамы — это розовый, алый, синий, лазурный, голубой, белый. Образная система стихов о Прекрасной Даме, ее колорит во многом навеяны, по словам самого А. Блока, впечатлениями от наблюдений поэта над жизнью реальной природы.

А. Блок воспринимал свои видения и интуиции как нечто реальное сущее, он верил в подлинность своих переживаний, которые для него были фактами биографии, и придавал этим явлением апокалипсический смысл, трактуемый как грядущее преображение не только души отдельного человека, но и мира в целом.

Мир «Стихов о Прекрасной Даме » оторван от земного времени, в нем существует только два персонажа: лирический герой — земной и несовершенный — и она – недостижимое божество. Однако уже в этом цикле появляются мотивы сомнения, страх подмены, отчаяния от недоступности идеала, несовместимости земного и небесного.

Второй период (1904-1907 гг.) творчества Блока становится периодом усложнения лирического «Я». «Во второй книге стихов «Нечаянная радость» семь разделов – «семь стран души». Эти разделы: «Весеннее, Детское, Магическое», «Перстень — страданье», «Покорность», «Нечаянная радость», «Ночная фиалка».

Главный символ второй книги — Нечаянная радость. «Нечаянная радость» – название одной из икон Богоматери. Состояние души лирического героя – ожидание света, радости — воспринимается в религиозно-мистическом свете. Но Нечаянная радость приплывает на кораблях, мир Нечаянной радости — это мир земных природных стихий. Лирический герой не отрекается от Тайны, но пытается обнаружить ее не в заоблачных высотах, а в явлении самой жизни, прежде всего в природе. Природные образы в цикле «Пузыри земли» восходит к народной демонологии: «болотные чертенятки», карлики, «твари весенние». Вообще обращение к фольклорным и литературным реминисценциям — прием, часто встречающийся во втором томе стихов А.Блока.

Лирический герой второго периода творчества А.Блока открывает для себя мир стихий, выступающий в трех главных проявлениях: стихия природы, стихия города и стихия любви («Снежная маска», «Фаина»).

В стихах А.Блока усиливается роль реалистической конкретности, но при этом образы его сохраняют символистскую двойственность, двуплановость. Так образ города в таких стихотворениях как «Петр», строится и как конкретная узнаваемая картина в ее реалистических подробностях и как мистическое переживание, открывающее в ликах городской жизни приближение пугающего и в то же время с нетерпением ожидаемого конца света, как катастрофа, обновляющей и очищающей мир. Отсюда парадоксальность образа, совмещающего в себе несовместимое. Так красный фонарь публичного дома облачается «ризой » гари, «кадило» становится «зловонным».

В период 1905-1907 гг. Блок с нарастающим вниманием вглядывается в реалии окружающей его повседневности, обнаруживая торжество стихийного начала в драматической дисгармонии жизни. Этот новый взгляд на мир нашел выражение в сборниках “Нечаянная радость” (1907), “Снежная маска” (1907), “Земля в снегу” (1908) и “Ночные часы” (1911). В эти же годы Блок создает цикл лирических драм: “Балаганчик”, “Король на площади” и “Незнакомка” (1906), а позже – еще две драмы: “Песня Судьбы” (1908) и “Роза и Крест” (1913), а также печатает ряд публицистических и литературоведческих статей (“Безвременье”, “Народ и интеллигенция”, “О современном состоянии русского символизма” и др.). Содержание его творчества расширяется и углубляется. Этому способствуют поездки в Германию, Францию, Бельгию, Нидерланды и особенно в Италию.

В период подготовки к изданию первого “Собрания стихотворений” (1910-1912) Блок критически пересматривает свой жизненный и творческий путь, поделив его на три этапа, каждому из которых поэт отводит одну книгу своей лирической трилогии. Трехтомная структура сохраняется им и в двух последующих изданиях (1916 г. и 1918-1921 гг.).

К 1915-1916 гг. творческая активность поэта заметно снижается. Причиной тому были как причины личные, психологические, так и объективные – в первую очередь, начавшаяся летом 1914 г. мировая война. В это время Блок работает над поэмой “Возмездие”, но завершить ее не успевает: летом 1916 г. его призывают в армию в качестве табельщика одной из строительных дружин и направляют на фронт, где, по его словам, он живет “бессмысленной жизнью, без всяких мыслей, почти растительной” . После Февральской революции Блок возвращается в Петербург и работает в качестве редактора стенографических отчетов “Чрезвычайной следственной комиссии”. На протяжении всего 1917 г. Блок не создает ни одного поэтического произведения. После октябрьского переворота Блок поверил в “очистительную силу революции”. “Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами, – вспоминает его тетка М. А. Бекетова, – и прислушивался к “музыке революции”, к тому шуму от падения старого мира, который непрестанно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству”. Именно в это время поэт переживает последний творческий взлет, создав в течение января 1918 г. свои известные произведения: статью “Интеллигенция и революция”, поэму “Двенадцать” и стихотворение “Скифы”.

Блок включается в практическую деятельность по культурному строительству: сотрудничает в горьковском издательстве ” Всемирная литература”, является председателем управления Большого драматического театра, членом коллегии Литературного отдела Наркомпроса, возглавляет Петроградское отделение Всероссийского союза поэтов. Однако со временем многочисленные заседания становятся ему в тягость. В окружающей жизни он с отвращением обнаруживает торжество бюрократизма, пошлости, мещанства в новом, “революционном” варианте. Отсюда и горькая запись в дневнике: “Жизнь изменилась (она изменилась, но не новая, не nuova), – вошь победила весь свет, это уже свершившееся дело, и все теперь будет меняться только в другую сторону, а не в ту, которой жили мы, которую любили мы”. Это ускорило его смерть.

4. Изучение поэзии А. Блока в школе на примере программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной

Впервые с творчеством Блока учащиеся знакомятся в 6 классе. Ученикам предлагается познакомиться с темой «Русские поэты ХХ в. о Родине и родной природе. И.Бунин, А.Блок, С.Есенин и др. Анализ лирического произведения. Обучение выразительному чтению» (урок развития речи, 2 часа). Из произведений А. Блока автор программы выбирает следующие стихотворения – «Летний вечер» и «О, как безумно за окном». Стихотворения по тематике относятся к теме родной природы, что естественно для учеников шестого класса.

В 8 классе школьники знакомятся с кратким рассказом об авторе (т.е. об А. Блоке) и стихотворением «Россия», а также с поэмой «На поле Куликовом». Тема родины доступна для сознания восьмиклассников. На изучение данной темы предполагается два часа, что считаю недостаточным.

В 9-м классе предполагается общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя) «Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века». Учитель должен дать штрихи к портретам. Данная программа дает возможность преподавателю сказать слово об Александре Блоке, изучить следующие стихотворения: «Ветер принес издалека…», «Заклятие огнём и мраком», «Как тяжело ходить среди людей…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», к изучению которых даны содержательные аннотации. На данном этапе изучения творчества поэта изучается его трагедия в «страшном мире», глубокое, проникновенное чувство Родины, своеобразие лирических интонаций А. Блока, образы и ритмы поэта.

В программу 11 класса помимо обязательных включены три стихотворения: «Вхожу я в тёмные храмы…», «Фабрика», «Когда вы стоите на моём пути…». В аннотациях к их изучению указывается на влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл.Соловьёва на Блока, а также на влияние Блока на русскую поэзию XX века, однако литературные взаимодействия внутри символизма не уточняются. Содержательные комментарии сопровождают тематические рубрики раздела «Поэзия серебряного века»: «А.Белый — влияние философии Вл.Соловьёва на мировоззрение поэта», «Н.А.Клюев — традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея; Клюев и Блок, Клюев и Есенин» и т.д. Таким образом, в 11 классе предпринята попытка реализовать принцип изучения литературы в аспекте традиций и новаторства, существенно углубить знания поэзии, сформировать интерес учащихся к ней.

Процесс литературного образования по данной программе обеспечивается учебником под редакцией В.П.Журавлёва. Помимо статьи, в которой творческий путь А.А.Блока рассматривается в хронологической последовательности, авторами предлагается система заданий, рассчитанная в основном на репродуктивный уровень деятельности. Доля заданий творческого характера невелика, например: «Проследите изменение и обогащение образа России в творчестве Блока — от стихотворения «Осенняя воля» и «Русь» до цикла «Родина», вошедшего в 3 том СС поэта»; «Проследите сквозные образы-символы в стихотворениях Блока (море, ветер, метель) . Однако, задания, предназначенные для самостоятельной работы («Блок — наследник гуманистических традиций русской поэзии», «Блок и символизм»), должны сопровождаться рекомендациями по их выполнению, тщательным подбором произведений для сопоставительного рассмотрения, которые в данном разделе отсутствуют. Предъявленного же в статье материала о Блоке явно недостаточно, поэтому необходим и список литературы, к которому ученики могли бы обратиться, выполняя задания. Дополнением к учебнику является практикум , в котором представлены разнообразные материалы по творчеству А.А.Блока и задания к ним, в том числе и такие, которые предполагают обращение к сравнительному анализу произведений. Однако и они требуют конкретизации списка анализируемых стихотворений.

Заключение

Символизм – это литературно-художественное направление конца XIX — начала XX века. Основы эстетики символизма сложились в конце 70-х гг. в творчестве французских поэтов — П. Верлена, Лотриамона, А. Рембо, С. Малларме и др.

Основные признаки:

1. Преемственная связь с романтизмом, теоретические корни символизма восходят к философии А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, к творчеству Р. Вагнера и некоторым идеям Ф. Ницше.

2. Символизм был преимущественно устремлен к художественному ознаменованию «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственных восприятий. Поэтический символ рассматривался как более действенное художественное орудие, чем образ, помогающее прорваться «сквозь покров повседневности к сверх-временной идеальной сущности мира». Таким образом, символисты провозглашали интуитивное постижение мирового единства через символическое обнаружение соответствий и аналогий (например, между формой и цветом, между звуком и запахом и проч.).

3. Музыкальная стихия объявлялась символистами праосновой жизни и искусства (идея, находящая свое выражение еще у Вагнера и Ницше). Отсюда — господство лирико-стихотворного начала, вера в надреальную или иррационально-магическую силу поэтической речи.

4. Символисты обращаются к древнему и средневековому искусству в поисках генеалогического родства.

Символизм возникает на стыке эпох как выражение общего кризиса цивилизации западного типа. Апокалиптичность восприятия мира — одна из характернейших черт символизма (идея Ницше о цикличности развития цивилизации: упадок чередуется с расцветом; упадок наступает тогда, когда дух утрачивает «музыкальную стихию», теряет ощущение силы и могущества, когда культура начинает вырождаться в цивилизацию).

Символизм оказал большое влияние на все последующее развитие литературы и искусства.

Русский символизм воспринял от западного многие философские и эстетические установки (в значительной мере преломив их через учение Вл. Соловьева о «душе мира»). Особенности русского символизма связаны в первую очередь с особенностями исторической эпохи, в которую он развивался. Возникнув и развившись в 10-е гг. XX века, русский символизм отличался еще более катастрофическим мировоззрением (творчество А. А. Блока, В. Я. Брюсова, Вяч. Иванова). Символизм напрямую связан с таким понятием, как «декадентство» (упадок), это особенно остро ощущается в русском символизме. Другая особенность русского символизма — обостренное внимание к поиску роли личности в истории, к ее связи с «вечностью» и сути вселенского «мирового процесса».

Список использованной литературы

1. Александр Блок в воспоминаниях современников. В двух томах: Москва, «Художественная литература», 1980

2. Бекетова M. A.. Воспоминания об Александре Блоке.: Москва, издательство «Правда», 1990.

3. Белый А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим.

Л. А. Сугай. — М.: Республика, 1994. — 528 с. — (Мыслители XX в.).

4. Беляева Н.В.. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки.: М. Издательство: Просвещение, 2013

5. Беляева Н.В.. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки.: М. Издательство: Просвещение, 2013

6. Беляева Н.В., Ерёмина О.А.. Уроки литературы в 9 классе. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.: М. Издательство: Просвещение, 2012

7. Журавлев В.П. Учебник по литературе за 11 класс: 17-е изд. — М.: Просвещение, 2012 год.

8. Коровина В.Я., Учебник по литературе за 6 класс издательство: М.: Просвещение, 2012 год.

9. Коровина В.Я., Учебник по литературе за 8 класс издательство: М.: Просвещение, 2009 год.

10. Коровина В.Я., Учебник по литературе за 9 класс издательство: М.: Просвещение, 2013 год.

11. Чуковский К.И. Александр Блок как человек и поэт: Введение в поэзию Блока.: Издательство: Русский путь, 2010

Русские символисты

Конец XIX-начало XX в. – это мрачное для России время,  период неизвестности и ужасных предзнаменований. В это время, которое называли «концом века» из Франции в Россию проникло слово «декаданс» (от фр. «упадок»), обозначающее такие явления в искусстве как отказ от веры в разумное существование, отказ от общепринятых идеалов, концентрация внимания на личных переживаниях. Представители декаданса пытались «уйти» от действительности в мир мечтаний и грёз.

simvolisty_1По мнению некоторых учёных, понятия «декаденство»  и «символизм» относятся как род к виду. Другие же противопоставляют декаданс символизму.

Начало символизму дали стихотворная книжка Д. Мережковского «Символы» и три сборника «Русские символисты» (1894-1893) под редакцией Валерия Брюсова. Выход этих книжек сопровождался насмешками и бранью. Говорили, что эти книги без цензуры и здравого смысла.

Читатель не мог отыскать в произведениях символистов привычных картин реального мира, портретов, пейзажей, героев. Символизм описывал переживания, выражал чувства и эмоции новыми для литературы способами. Большое внимание уделялось музыкальности стиха, передаче тонких оттенков чувств, что придавало ощущение недосказанности и таинственности. А приметы действительности лишь символы и знаки другой реальности.

В своей книге «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893)  Д. Мережковский выделяет три главных признака нового литературного течения: символы, мистическое содержание и расширение художественной впечатлительности. Д. Мережковский пишет: «Символы должны естественно и невольно вырываться из глубины действительности. Если же автор искусственно их придумывает, чтобы выразить какую-нибудь идею, а не превращает в мёртвые аллегории, которые ничего, кроме отвращения, как всё мёртвое, не могут возбудить». Эту мысль развивает К. Бальмонд в статье «Элементарные слова о символистической поэзии»: «В аллегории… конкретный смысл является элементом совершенно подчинённым, он играет служебную роль и сочетается обыкновенно с дидактическими задачами, совершенно чуждыми поэзии символистической. В одном случае мы видим родственное слияние двух смыслов, в другом – насильственное их сочетание, вызванное каким-нибудь внешним соображением. Аллегория говорит монотонным голосом пастора или шутливо-поучительным тоном площадного певца… Символика говорит исполненным недомолвок и намёком нежным голосом Сибиллы, вызывающим предчувствие…» Символ многозначен, даже расплывчат, и смысл его порой смутно внятен даже самому творцу.

simvolisty_2Валерий Брюсов, Константин Бальмонд, Андрей Белый, Зинаида Гиппиус, Вячеслав Иванов, Сергей Соловьёв, Фёдор Сологуб – наиболее известные поэты – символисты. Но творчество многих поэтов, начинавших своё творчество в русле символизма, позже изменило своё направление. Так Александр Блок в начале своего творческого пути следовал теории символизма.

Если Вы хотите получить более конкретную информацию о жизни и творчестве поэтов и писателей, ближе познакомиться с их произведениями, онлайн репетиторы всегда рады Вам помочь. Онлайн преподаватели  помогут сделать анализ стихотворения или написать отзыв о произведении выбранного автора. Обучение проходит на основе специально разработанного программного обеспечения. Квалифицированные педагоги оказывают помощь при выполнении домашних заданий, объяснении непонятного материала; помогают подготовиться к ГИА и ЕГЭ.

Ученик выбирает сам, проводить занятия с выбранным репетитором на протяжении  длительного времени, или использовать помощь педагога только в конкретных ситуациях, когда возникают сложности с определённым заданием.

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Символизм в литературе, история его возникновения и основные представители :: SYL.ru

Термин «символизм» происходит от греческого слова «знак» и обозначает эстетическое течение, которое сформировалось во Франции в конце 19 века и оказало влияние на все сферы искусства: литературу, музыку, живопись и театр. Особенно широкое распрост

русский символизм в литературеранение получил символизм в литературе.

Возникновение

Как уже отмечалось выше, символизм в литературе связан, прежде всего, с Францией: группа молодых поэтов, в числе которых были Малларме, Мореас, Гиль, де Реньо, Валери и Клодель, объявили о создании нового направления в искусстве. Тогда же в журнале «Фигаро» был опубликован «Манифест символизма», вышедший из-под пера Мореаса – он описывал основные эстетические принципы, основывающиеся на взглядах Бодлера, Верлена и Анри. В частности, автор «Манифеста» определил природу и функцию символа: по Мореасу, он вытеснял традиционный художественный образ и воплощал Идею.

Сущность символа

Чтобы рассуждать о том, что такое символизм в литературе, следует, прежде всего, определить, что же такое символ. Его главная отличительная черта – многозначность, поэтому его невозможно подвергнуть дешифровке. Самая, пожалуй, удачная трактовка этого понятия принадлежит русскому писателю Федору Сологубу: он называл символ окном в бесконечность. Символ содержит в себе целый ряд значений, тогда как образ – это явление единичное.

символизм в литературе

Символизм в литературе

Если говорить о французской литературе, необходимо назвать имена Бодлера, Верлена и Малларме. Шарлю Бодлеру принадлежит своеобразный поэтический девиз символизма – сонет «Соответствия»; поиск соответствий лег в основу символистского принципа синтеза, стремления объединить все искусства. В творчестве Бодлера доминируют мотивы двойственности: любовь и смерть, гениальность и болезнь, внешнее и внутреннее. Стефан Малларме утверждал, что назначение писателя – не описывать вещи, а передавать свои впечатления от них. Особую популярность приобрела его поэма «Удача никогда не упразднит случая», состоящая из единственной фразы, набранной без единого знака препинания. Поль Верлен в своих стихах также манифестировал символизм. Литература, по мысли поэта, должна быть музыкальной, ведь именно музыка находится на вершине всех искусств.

Символизм в Б

символизм литератураельгии

При словах «бельгийский символизм» на ум приходит, прежде всего, творчество Мориса Метерлинка, автора таких известнейших пьес, как «Синяя птица», «Слепые», «Там, внутри». Герои его существуют в полуфантастической обстановке, действие пьес насыщено мистикой, волшебством, скрытыми смыслами. Сам Метерлинк вполне в духе символизма настаивал на том, что творец должен передавать не действия, а состояние.

Русский символизм в литературе

В России это направление распалось на две ветви – «старосимволистов» и «младосимволистов». К началу 20 века течение достигло подлинного расцвета, однако предвозвестниками символизма в России считаются еще Тютчев и Фет. Также на содержание и философскую базу русского символизма повлияли взгляды Владимира Соловьева, в частности, его образы Мировой Души и Вечной Женственности. Эти идеи впоследствии оригинальным образом трансформировались в поэзии Белого, Блока, Гумилева.

Символизм – что такое? Значение и толкование

Течение символизм было одним из самых ярких и заметных направлений модернизма, которое оказало сильное влияние на развитие искусства, поэзии, музыки и литературы. Особенностью было то, что вместо художественного образа стали использовать определенный символ, который указывал на изменчивость жизни и поиск абсолютной правды.

символизм что такое

Особенности

Символизм. Что такое понимают под данным термином? Особенностью данного течения было то, что изменилось не само искусство, литература или музыка, а поменялось отношение к данным категориям. Символисты были экспериментаторами, они искали что-то новое, всеобщее и универсальное. Для этого использовали определенные знаки, символы, загадки, тайны, намеки и недосказанность.

Основную роль в направлении играет воображение человека. Именно оно создает аналогии или определенные связи между предметом или явлением и его образом. Символизм, акмеизм, футуризм и другие направления этого периода оказали большое развитие на последующую культуру, литературу, музыку и искусство.

символизм акмеизм футуризм

Возникновение термина

Направление символизм появилось в 60-70 годах 19 столетия во Франции. Оттуда оно распространилось в другие страны. Его эстетичекие принципы были изложены поэтом Жаном Мореаносом в его статье “Символизм”.

Что такое было предложено автором? Мореанс утверждал, что символ – это противоположность поучению, риторике и длительным описаниям. Идея должна быть представлена в особенной чувственной форме, которая может быть достигнута при помощи воображения. Для этого автор должен использовать особый стиль, включающий в себя тайны, сложные словообразования, иллюзии и недоговоренность.

Признаки

Таинственность и загадочность – это не все, чем обладает символизм. Что такое данное направление на самом деле? Это можно увидеть при помощи его характерных черт:

  • Желание создать идеальную картину мира.
  • Передача самых тонких и незаметных побуждений души.
  • Высокая образность, легкость и музыкальность.
  • Применение намеков и открытых финалов.
  • Высокий показатель использования звуковых и ритмических средств литературы и поэзии.
  • Наполненность слов разнообразными знаками.
  • Эстетизация смерти.
  • Ориентация на элитного читателя.

Важной характеристикой также было то, что слово становилось некоторым шифром, тайной, которую мог разгадать человек при помощи своего воображения и души.

 символизм серебряного века

Проявления течения в литературе, поэзии и искусстве

Символизм, акмеизм и другие направления оказали сильное влияние на литературу, искусство и поэзию. Они наполнили их новым смыслом и позволили по-другому взглянуть на самого человека.

Что касается искусства, то в этот период характерно использование женских образов, представленных в виде животных, деревьев или природных явлений. Это позволяет создавать сложные ассоциации и аллегории. Истину прячут от человеческих глаз, однако ее можно увидеть при помощи чувств и подключения роли подсознательного.

Литературный символизм имеет очень глубокую и богатую историю. Работы авторов данного периода создают многочисленные иллюзии, тайные знаки и символы, которые гениально вплетаются в прозу. Примерами этого служат работы Джона Стейнбека, Уильяма Голдинга и других авторов.

Поэзия стала самым большим и всеохватывающим резервуаром для символизма. Это связано в тем, что стихотворения имеют меньше описаний, поэтому становятся идеальной почвой для связи явлений и их символов, а также для применения иллюзий, метафор и тайн.

литературный символизм

Различия между символизмом и другими течениями

В конце 19 – начале 20 века появляется много направлений в модернизме, которые имеют схожие черты, однако являются уникальными и оригинальными течениями. Важно обратить внимание на следующее:

  • Акмеизм. Появился из символизма, однако противостоял ему. Направление предвидело материальность, простоту образов и высокую точность слова.
  • Футуризм. Основа состояла в отказе от разнообразных культурных стереотипов и их разрушения. Важное место занимает техника и процессы урбанизации, в которых поэты видели будущее мира.
  • Кубофутуризм. Характеризуется отказом от идеалов прошлого и ориентация на грядущее. Для поэзии используется эпатаж и окказионализмы.
  • Эгофутуризм. Для данного направления характерно применение новых иностранных слов, культивирование чистых чувств и ощущений, демонстрация любви к себе.
  • Имажинизм. Для этого течения основой является создание определенного образа. Основное выразительное средство, которое было для этого использовано – это метафора, а также целые метафорические группы и цепы. Для этого направления характерно применение анархических идей и этапажа.

Символизм, акмеизм, футуризм и другие направления начала 20 века оказали сильное влияние на музыку, искусство, поэзию, литературу и культуру в целом.

течение символизм

Особенности русского символизма

Русский вариант течения изначально имел те же особенности и характеристики, что и западный, однако со временем показал свои особенности. Эстетизация жизни и панэстетизм – это база, которой обладал русский символизм. Что такое это? Под этим понимают желание заменить существующею логику и мораль разнообразными новаторскими формами.

Русских символистов вдохновляют исторические эпохи романтизма, античности и Ренессанса. Искусство начинает восприниматься как хранитель всего прекрасного и чистого. Особенно важна связь культуры с народом, государством, и почвой. Это отличало символизм России от течения в других странах.

направление символизм

Серебряный век

Под этим термином понимают образный период в русской поэзии, который появился в начале 20 века. Этот период связывают с такими именами как Николай Гумилев, Александр Блок, Владимир Маяковский и другими выдающимися личностями.

Символизм Серебряного века был неоднородным, и его можно разделить на два этапа:

  • Старший. Поэты этого времени воспринимали символизм как творение чувств и художественных ценностей. Важную роль здесь играет эстетика. К этой группе относят Брюсова, Бальмонта, Мережковского, Сологуба и др.
  • Младший. Символизм начинает воспринимается как философское и религиозное явление. Этот период представлен именами Блока, Белого, Иванова и др.

Символизм – это яркое направление модернизма, которое оказало сильное влияние на музыку, поэзию, литературу и искусство. Характерной чертой течения было использование образов таинственности, недосказанности, которые можно раскрыть при помощи воображения и чувств. Символизм имел много общего с другими направлениями начала 20 века, однако отличался самобытностью и уникальностью.

Особенного внимания заслуживает данное течение в России, где оно использовало западные идеи, однако предлагало свои отличительные черты и характеристики. Сюда относится связь с народом и государством и обращение к другим историческим эпохам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *