Составление предложений по схемам для дошкольников – Методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме: Построение предложений с использованием карточек-схем при работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Содержание

Дидактическое пособие: «Составь предложение». Образовательная область: коммуникация. Старший дошкольный возраст.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Росинка» комбинированного вида».

Дидактическое пособие: «Составь предложение».

Образовательная область: коммуникация.

Старший дошкольный возраст.

Генрих И. В. воспитатель.

г. Шарыпово

Пояснительная записка

к дидактическому пособию: «Составь предложение».

Вводная часть: процесс формирования у дошкольников связной речи изначально сложен и при отсутствии явной патологии в психическом и речевом развитии, но он значительно усложняется, если у ребенка ТНР.

Развитие речи детей является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы в ДОУ. Недостатки речи у детей проявляются в бедности словаря, неправильном построении фразы, недоразвитии связной речи. Зная эти особенности, нужно планировать НОД по развитию речи таким образом, чтобы обеспечить оптимальные условия для формирования у детей потребности в общении. Привлечь неустойчивое внимание дошкольников к НОД можно только заинтересовав их, то есть, сделав обучение занимательным. В связи с этим в работе с детьми использую дидактическое пособие: «Составь предложение»,

направленное на формирование связной речи и лексико-грамматических ее компонентов, обучение грамоте. В результате его использования не только сокращаются сроки коррекции, но и заметно повышается уровень речевой готовности к школе детей 6-7 лет.

Цель: формирование связной речи и лексико-грамматических ее компонентов, обучение грамоте с опорой на схему.

Прогнозируемый результат: формирование у детей связной речи и лексико-грамматических ее компонентов, приобретение знаний по обучению грамоте.

Методика использования: в разделе «Грамота» дети знакомятся с предложением. Чтобы научить детей составлять предложения из слов находящихся в начале, середине или в конце предложения, предлагаю вам простое дидактическое пособие, которое легко изготовить своими руками. Это пособие состоит из карточек с кармашками со схематическим изображением предложений, состоящих из разного количества слов и предметных картинок и схем.

Первый вариант: воспитатель вставляет предметную картинку в карманчик в начало, середину или в конец предложения, а дети составляют предложения по данной схеме.

Второй вариант: воспитатель вставляет предметную картинку в карманчик в начало и конец предложения, а в середине использует схемы обозначающие: действие и предлоги (на, над, под), а дети составляют предложения по данной схеме.

Данное дидактическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, используется во время НОД и индивидуальной работы с детьми.

Пособие можно использовать как в коррекционных группах, так и в общеразвивающих.

2

hello_html_2b7126c9.jpg

hello_html_mdacca58.jpg

hello_html_m746aefb4.jpg

hello_html_m3a586b99.jpg

3

hello_html_m76c12074.jpg

.hello_html_64dc3a4d.jpg

hello_html_61654adb.jpg

hello_html_536e6fe0.gifhello_html_5fdb2e71.gif

Эта схема обозначает действие.

4

hello_html_m7f3aad34.gif

Эта схема обозначает предлог «под».

hello_html_m501dbb1.gif

Эта схема обозначает предлог «на».

hello_html_7637cdde.gif

Эта схема обозначает предлог «над».

5

Методическая разработка по теме: Дидактическая игра «Составь предложение»

«Составь предложение»

Дидактическая игра

Пояснительная записка

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Независимо от возраста детей необходимо обращать внимание на комплексное формирование разных сторон речевой деятельности, в том числе и грамматического строя. Игровые упражнения и дидактические игры с грамматическим содержанием, очень важны для выработки и закрепления грамматических навыков и умений.

Игра «Составь предложение» поможет детям овладеть правилами согласования, управления и примыкания слов в предложении, воспитать критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.

Данная дидактическая игра может быть использована как часть речевого занятия с детьми старшего дошкольного возраста, а также для индивидуальной работы педагогов и родителей с дошкольниками.

Цель игры

формирование грамматического строя речи старших дошкольников.

Задачи

  • дифференцировать понятия «предложение» и «слово»,
  • развивать умение образовывать предложения из слов,
  • закреплять умение определять количество слов в предложении, их последовательность,
  • упражнять в согласовании прилагательного с существительным, существительного и числительного, глагола с существительным,
  • обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром,
  • воспитывать желание говорить правильно.

Описание игры

В основе игры «Составь предложение» — обклеенные старые кубики, на гранях которых наклеены картинки.

  1. Кубики с изображениями картинок-предметов по различным темам (игрушки, домашние животные, дикие животные, птицы, овощи и т.д.)
  2. Кубик, на грани которого нанесены картинки с изображениями действий (стоит, лежит, идет, сидит, бежит, летит).
  3. Кубик, на грани которого нанесены картинки с изображениями точек-кружочков от 1 до 6.
  4. Кубик, на грани которого нанесены картинки с изображениями цифр.
  5. Кубик, на грани которого нанесены картинки с изображениями геометрических фигур.
  6. Кубик с разноцветными гранями.

Правила игры

  • в игре принимают участие разное количество детей;
  • с детьми игру проводит взрослый — ведущий, после объяснения правил, дети могут играть самостоятельно;
  • количество игровых заданий можно регулировать в зависимости от возраста и восприятия детей;
  • продолжительность игры зависит от интереса и особенностей детей, но не превышать 20 — 30 минут.

Варианты игры

В-1. Соединяем в игре два кубика – предмет и действие. Объединяем в словосочетание выпавшие картинки: «Что это? Что делает?», заодно уточняем у ребенка, бывает ли такое.

Например, выпало две картинки – на одном кубике собака, на другом — летит. Составили предложение — «Собака летит». Такое бывает или нет? Собака летит по воздуху — такое бывает или не бывает? Собака летит по лесу — такое бывает или не бывает? Когда можно сказать, что собака летит? (если она быстро бежит). А как по-другому можно сказать — собака что делает: летит как стрела, быстро летит, мчится, летит как пуля». Так мы можем познакомить ребенка с прямым и переносным смыслом слова. Не забываем уточнять: «Бывает — не бывает?», «Когда это бывает?»

В-2. Соединяем в игре два кубика – предмет и количество (кубик, на гранях которого точки-кружочки от 1 до 6). Бросаем два кубика – с предметом и с точками: «Что это? Сколько?». Учим малыша согласовывать числительное и существительное: две матрешки, но шесть матрешек. Один мяч, два мяча, пять мячей. Не забываем уточнять: «Бывает — не бывает?», «Когда это бывает?»

Можно также сделать кубик с цифрами и предложить ребенку заменить кубик с точками на кубик с цифрами.

В-3. Соединяем в игре два кубика – предмет и геометрическая фигура. Бросаем два кубика – с предметом и геометрическими фигурами: «Что это? Какой? Какая?». (КруглЫЕ часы, круглАЯ луна, круглЫЙ стол, круглОЕ блюдце). Не забываем уточнять: «Бывает — не бывает?», «Когда это бывает?»

В-4. Соединяем в игре два кубика – предмет и цвет. Бросаем два кубика – с предметом и цветами: «Что это? Какой? Какая?». (краснЫЙ мяч, краснАЯ матрешка, краснОЕ яблоко, краснЫЕ помидоры, краснЫЙ нос). Не забываем уточнять: «Бывает — не бывает?», «Когда это бывает?»

В-5. Соединяем в игре два кубика – фигура и цвет. Бросаем два кубика – с фигурой и цветами: «Какая это фигура? Какой? Какая?» (красный треугольник, синий круг, зеленый квадрат).

В-6. Соединяем в игре два кубика – фигура и количество. Бросаем два кубика – с фигурой и точками (цифрами): «Какая это фигура? Сколько?» (два треугольника, один круг, четыре квадрата).

В-7. Знакомим с интонацией в игре. Если «не бывает» — знакомим с вопросительной интонацией, затем можно поиграть и с восклицательной: «Красный банан?» (вопросительно), «Красный банан!» (восклицательное предложение, удивленно, восхищенно, изумленно).

Сочетаем три признака и три кубика

В-8. Предмет + количество + форма

В-9. Предмет + цвет + форма

В-10. Форма + цвет + количество

Учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) по теме: Составление предложений по схемам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация — игра «Составь предложение к схеме»

Для детей логопедических групп (ст и подг возраста)…

Знакомство с алфавитом. Звуковой анализ. Составление предложений.

В данной презентации представлен пример знакомства детей с алфавитом, выполнением звукового анализа и составлением предложений с заданным словом….

Мастер-класс учителя-логопеда в рамках «Школы педагогического мастерства» для воспитателей по теме: «Составление предложений по теме «Одежда» с опорой на схему (старшая группа с ЗПР)»

Цели:коррекционно-образовательная:—      обучать детей составлению предложений по картинно-графической схеме;коррекционно-развивающие:расширять и активизировать словарь детей …

Составление предложений по сюжетной картинке для слабослышащих детей 2-3 года обучения.

В  консультации даны рекомендации для родителей по развитию речи (методика по составлению предложений)…

План – конспект логопедической деятельности в старшей группе по лексической теме «Профессии». ТЕМА: Составление предложений с союзом «а»

Коррекционно-образовательные цели:Научить детей составлять предложения с союзом «а»;Совершенствовать лексико-грамматический строй речи (употребление в речи формы дательного падежа имен существительных…

Конспект логопедического занятия Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».

Конспект логопедического занятия «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения» предназначен для групповой работы.  Цель: развиват…

Составь предложение по схеме

Составь предложение по схеме…

Методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме: Построение предложений с использованием карточек-схем при работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Построение предложений с использованием карточек-схем.

Учитель-логопед МОУ детский сад №301

Красноармейского района Волгограда

Мирских Е.А.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими синтаксических навыков. Дети должны уметь правильно, развернуто отвечать на поставленные вопросы, обладать навыком построения вопросительного и повествовательного предложения, научиться задавать вопросы к каждому слову, самостоятельно излагать свои суждения.

Существует ряд методик развития речи, обучения построению предложений. Однако при обучении детей с общим недоразвитием речи использовать эти методики в полной мере невозможно.

У детей с ОНР снижены все высшие психические функции, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, словесно-логическое мышление), это необходимо учитывать при планировании коррекционно-образовательной  работы. При знакомстве с лексико-грамматическими категориями и построением  предложений, важно подключать все анализаторы: слуховые, зрительные, тактильные. Ребенок должен пропустить все через себя, только после этого можно говорить о результатах. Обучая детей навыкам правильного построения предложения (синтаксису), необходимо опираться на факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

В основу данной методической разработки взято синтаксическое изображение слов в предложении (подлежащее, сказуемое, определение). Как известно, предметом синтаксиса является слово, в его связях и отношениях с другими словами в речи. В результате этих отношений образуются основные синтаксические объединения: словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое (текст).

Работа над связностью речи ведется параллельно в трех направлениях:

  1. работа над словосочетанием;
  2. работа над предложением;
  3. работа над связной монологической речью (обучение пересказу, составлению рассказов).

Рассмотрим более подробно первые два направления. Вся работа строится с опорой на графические схемы.

При составлении и моделировании предложений необходимо придерживаться следующей последовательности:

  1. составление предложений по демонстрации действий
  2. составление предложений по сюжетной картинке
  3. составление предложений по предметной картинке
  4. составление предложений по опорным словам.

Последовательность работы над словосочетанием и предложением на синтаксическом уровне условно можно разделить на несколько этапов.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

1.   На этом этапе нужно научить детей творчески мыслить: «оживлять» рисунки, предметы, геометрические фигуры. Здесь целесообразно выполнять с детьми задания типа «Оживи круг (квадрат, треугольник)», «На что похож овал?», «Дорисуй фигуру».

Детям показывают схемы:

На что похож … круг? — на бублик, кольцо, луну, блин, сковороду, на лицо ребенка…

Квадрат? – на картину, коробку, ковер, шахматную доску…

Детям предлагается дорисовать эти геометрические фигуры до названных предметов.

2.    Далее, когда дети научились свободно подбирать слова к этим схемам, логопед предлагает дорисовать  круг так, чтобы получилась голова мальчика или девочки.

Детям предлагается придумать имя для мальчика (девочки). На начальном этапе это задание выполняется с трудом, т. к. дети не могут подбирать имена детям, изображенным на картинках.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

1 этап. Работа над словом

1. Работа начинается с выделения слова в потоке речи.

На занятиях по звукопроизношению, развитию связной речи учитель-логопед объясняет детям, что нас окружают разные звуки, звуки соединяются в слова. Даются понятия «слово», «звук».  Вводится обозначение слова -карточка- прямоугольник.

        

Очень важно на этом этапе научить четко дифференцировать понятия «слово-звук».

 Рекомендуемые игры: «Услышишь слово, хлопни в ладоши»

«Услышишь слово, подними схему-прямоугольник»

2. Вводится понятие «слово-предмет», и его схема,      прямоугольник с одной прямой линией

        

Логопед сообщает о том, что слова-предметы бывают «живые» и «не живые», отвечают на вопросы Кто? Что?

(целесообразно проводить работу над словами-предметами во время прохождения лексической темы «Семья»)

3. Далее вводится понятие «слово-признак», схема слов-признаков — прямоугольник с одной волнистой линией

 Изучение «слов-признаков» проходит  во время изучения лексической темы «Фрукты», «Овощи». Именно в этот период логопед обучает детей подбору слов-признаков к предмету.         

Логопед задает детям вопрос:  Какой огурец?  

Дети отвечают:                  овальный

зеленый

спелый

хрустящий

сочный       и т.д.

Дети дают ответы, а логопед обозначает каждое названное слово схемами на доске (прямоугольник с волнистой линией)

4. вводится термин «Слово-действие» и его графическое изображение, прямоугольник с двумя прямыми линиями —

2 этап. Простые предложения  ( подлежащее + сказуемое )

  1. Логопед вместе с детьми составляет предложения по демонстрации действия, здесь же вводится образец составления предложения:

          предметная                      схема

          картинка                  слова-действия

          (папа, бабушка,

           ребенок…)

Примеры предложений:         Папа копает

Бабушка читает

Ребенок играет…

2. Далее вводится замена предметной картинки на картинку с изображением круга ( из подготовительного этапа). Дети уже могут сами «оживить» круг и придумать действующее лицо.

На доске висят сюжетные картинки, дети должны сами придумать предложения, с опорой на схему.

Примеры сюжетных картинок:         Бабочка летит. Оля поет.

Мама стирает. Собака лает.

Груша висит…

3. Далее логопед вводит замену схемы прямоугольника с кругом внутри, на схему «слова-предмета»

Дети составляют предложения уже по двум опорным  схемам:

3 этап. Фразы.

На этом этапе необходимо научить детей правильно строить фразы, которые являются составным звеном в сложных предложениях (в дальнейшем эти фразы будут включаться в сложные предложения).

  1. Логопед демонстрирует детям схему «Оживи круг».  Дети подбирают слова по теме «Овощи» (нр. Репка, помидор…). Далее логопед предлагает детям дорисовать на этой схеме помидор, дети параллельно дорисовывают помидор на индивидуальных карточках у себя на столах. Логопед выставляет на доску вторую карточку

Логопед предлагает составить фразы по образцу.

 Ответы детей:        красный       помидор

            круглый

            спелый

           сладкий…

  1. Логопед заменяет второе слово на схему  (прямоугольник с одной прямой чертой.)

 получилась схема:

 

Проговаривая составленные фразы еще раз, дети пальчиком проводят по линиям на карточке-схеме.

4 этап. Работа над предложением.

1. Далее учитель-логопед обучает детей составлению предложений из трех слов. Сначала дети составляют предложения с опорой на предметные картинки:

Нр.: Зайчик грызет морковку.

Затем предметные картинки заменяются на схемы:

Зайчик грызет морковку.

Оля поет песню.

Здесь вводятся первоначальные понятия о написании предложения:

  1. Начало предложения пишется с большой буквы.
  2. в конце предложения ставится точка.
  3. между словами должно быть расстояние.

2.Дифференциация «Слово-предложение»

Дети должны уяснить отличия между этими понятиями, должны правильно подсчитывать количество слов в предложении, правильно называть слова по счету.

  1. При введении предлогов («коротких слов») в речь, логопед обозначает их треугольником

Для более лучшего усвоения предлогов,  на начальном этапе вводится схема предлога (ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ), затем графическое изображение предлога меняется на схему.

                              на

 На доске логопед составляет фразы, дети помогают:

         

На столе

На диване

На полке

На этом же занятии одна схема заменяется другой:

 На столе

На диване

На полке

  1. Дифференциация понятий «слова»- «короткие слова»». Здесь проводятся такие упражнения, как: «Подсчитай количество слов, дай им характеристику»

Нр.: на, на столе, стол, лампа, на лампе…(ответы детей: короткое слово, короткое слово и слово-предмет, слово-предмет …)

Показ схем слов (у каждого ребенка)

        ,  

                        предлог        слово-предмет

Необходимо научить детей выделять предлоги, подсчитывать количество слов, называть каждое слово в отдельности.

  1. Составление предложений с предлогами.

Работа проводится аналогично работе над простым предложением (вначале с опорой на сюжетные картинки, частичная замена сюжетных картинок схемами, полная замена слов схемами). В результате, по окончании данного этапа дети должны составлять предложения по схеме:

                        Маша                 сидит                 на                диване.

                        Бабочка         сидит                 на                листочке.

                        Кошка         спит                 на                 крыльце.

  1. Работа над словосочетанием.  

Расширение словосочетания однородными членами.

Черный грач

Черный, проворный грач

Черный, проворный, шустрый грач

И т.д.

К этому этапу дети должны научиться свободно подбирать слова-признаки к данному слову-предмету.

  1. Расширение предложения путем введения однородных членов предложения.( на отработанном материале пункта 6.)

Маша рисует грача.

Маша рисует черного грача.

Маша рисует черного, проворного грача.

Маша рисует черного, проворного, шустрого грача.

Необходимо обучать детей выделению главных членов предложения (о ком говорится в предложении?- о Маше. Какое это слово?- Слово-предмет. Как обозначается это слово?- Одной чертой. Что делает Маша?- Рисует Какое это слово?- Слово-действие. Как обозначается это слово?- Двумя чертами.  В предложении так же выделяются «слова-признаки» (например слово «черного») волнистой линией. Остальные второстепенные члены предложения (слово «грача» мы обозначаем простым треугольником.

5 этап. Сложное предложение.

При работе над сложносочиненным, сложноподчиненным  предложением работа проводится так же, как и над простым предложением. Сначала мы используем сюжетные картинки, затем предметные картинки, частично заменяем их на схемы и ,как результат, замена всех слов на схемы.

  1. Вначале дети составляют два предложения по схеме:

        Оля        рисует    бабочку.               Петя        строит   башню.

  1. Введение союза- «короткого слова»,объединение двух предложений в одно при помощи «короткого слова».

Оля          рисует      бабочку, а            Петя      строит   башню.

        ,

При соблюдении основных принципов дидактики: систематичности, доступности, последовательности, у детей с ОНР, третьего уровня речевого развития, можно добиться правильного членения слов в предложении, с выделением главных членов предложения. Дети должны запомнить правила построения предложения:

  1. начало предложения пишется с большой буквы;
  2. между словами должно быть расстояние;
  3. в конце предложения ставится точка.

Проделанная работа помогает детям успешно обучаться в школе.

МНЕМОТАБЛИЦЫ : Составление рассказов — описаний по схемам для дошкольников.

Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, т.к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией.
Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация к уроку по обучению грамоте (старшая группа) по теме: Презентация » Понятие о предложении»

Занятие 2

Тема: Понятие о предложении. Понятие о слове (возможно изучение данной темы на двух занятиях.)

Цель: дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании; показать, что предложение состоят из слов, познакомить со схемой предложения; тренировать в составлении простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме;, упражнять в передачи повествовательной интонации предложения;, учить определять количество слов в предложении.

Оборудование: Цветные карандаши, тетради в крупную клетку, на каждого ребёнка картинка «Девочка купает куклу»,  ручки. (Альбом №1)

Ход занятия.

  1. Организационный момент:

-Наступил сентябрь. Школьники пошли в школу. А вы — в детский сад. Сейчас  я буду говорить о школе, а вы назовите похожих людей, предметы, явления в детском саду.

Учитель-………(воспитатель)

Директор-…….(заведующая)

Класс-…………….(группа)

Парты-……………(столы)

Урок-………………(занятие)

  1. Знакомство с понятием «предложение».

–Юпик никогда не ходил в детский сад и очень хочет  там побывать.

Раз! Два! Три!

Летающая тарелка,

На страницу 5 лети.

(педагог смотрит пособие на стр.5)

А) Дети рассматривают картинки и отвечают на вопрос

-Что изображено на картинках?»

— Девочка  завтракает.

— Дети строят башню из кубиков.

Педагог делает вывод:

-Вы сказали предложение. Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем, мы говорим предложения.

-У нас идет занятие. Я сказала предложение. Все дети внимательно слушают воспитателя. Я сказала ещё одно предложение. Сегодня вы узнаете много нового. Что я ещё сказала?

Б) –Юпик посмотрел, чем занимаются дети в детском саду, и тоже захотел составить о них предложение. Он сказал:

-Катя поливает цветы из….  Это предложение? Нет, это не предложение, потому что оно не закончено. Помогите Юпику составить предложение.

(аналогично проводится работа по второй картинке:  Наташа даёт рыбкам корм. Педагог делает вывод: Предложения должны быть закончены. Педагог  упражняет детей в передачи повествовательной интонации.)

В) – В детском саду дети сами ухаживают за игрушками. Посмотрите  картинки о купании куклы (с. 6).

Дети рассматривают картинки, составляют по ним предложения и показывают, кружком какого цвета обозначены картинки.

— Расставим предложения по порядку и раскрасим кружки в этом порядке . Что сначала делает девочка? Каким цветом раскрасим первый кружок?

Дети устанавливают последовательность предложений и раскрашивают пустые кружки.

  1. Физкультминутка.

(Движения с речевым сопровождением.)

а) В детском садике ребятки

Могут ловко встать на пятки,

 Пошагать и покружиться,

 Вправо, влево наклониться.

Снова встать и потянуться,

 И друг другу улыбнуться.

б) «Встали пальчики».

Этот пальчик хочет спать,

 Этот пальчик – прыг в кровать,

 Этот пальчик – прикорнул,

 Это пальчик уж заснул.

Встали пальчики -УРА!

В детский сад идти пора.

( Поочерёдно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем ( можно под счёт 1, 2, 3 касаться всех остальных-«будить». Одновременно  с восклицанием «УРА!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны. )

  1. Знакомство с понятием «слово» ( с. 6).

-Юпик увидел картинку «Осень» и стал рассматривать её. Рассмотрите  её и вы. Что изображено на картине?

Дети отвечают одним словом: небо, тучи, деревья и т.д.

–Что делают деревья? Листья? Какой лес осенью?

Педагог делает выводы:

— Небо, деревья, листья, качаются, летят, разноцветный, нарядный -это слова.

Всему название дано-

И зверю и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

 А безымянных нету.

А.Шибаев.

5.Знакомство с составом предложения.

-Составим предложение по картине «Осень». Осень. Я сказала предложение, в котором только одно слово. Скажу ещё одно предложение. Посчитайте, сколько в нём слов: «Небо потемнело.»

(  Дети определяют  количество  слов  в  предложении. Называют  первое, второе слово в предложении.)

-Каждое слово в предложении будет обозначать линией. Маленькая вертикальная чёрточка указывает, что это начало предложения, а в конце предложения ставится точка. У нас получится схема предложения.

                                                 Осень.

                                                 Небо потемнело.

— Прочитайте схему предложения.

-Составьте предложения о ветре ( о деревьях), начертите схему этого предложения. Прочитайте схему, называя каждое слово.

6. Составление предложения  по схеме (с. 7).

-А вот ещё картинки Юпик не может понять, что это за линии над картинками. Объясните ему.

-Составьте предложение по схеме.

7. Упражнение в согласовании слов в предложении.

«Поправь Юпика».

-Юпик посмотрел, как играют дети в детском саду, и сказал:» Маша, кукла, укладывать.» Правильно он сказал? Скажите предложение правильно.

(Педагог делает вывод: слова в предложении должны дружить и следовать в определённом порядке).

8. Итог занятия.

А в конце игра для вас.

В ней проверим мы сейчас

Ваше умение:

Различать слова и предложения.

-Если я скажу слово,, вы вытяните руки вперед и скажите «Слово» . Если предложение- руки разверните в стороны и скажите: «Предложение».

«Составление предложений с помощью моделирования»

«Составление предложений с помощью моделирования»

Программное содержание: учить произносить вопросительное предложение; продолжать формировать представление о грамматическом понятии «предложение»; упражнять детей в согласовании слов в предложении; с помощью моделирования упражнять детей в составлении предложения из заданного количества слов; развивать мелкую моторику, интонационную выразительность речи, мышление, внимание, память, усидчивость.

Материал: сюжетная картинка, модели для составления предложений, схемы предложений с заданным количеством слов, вопросительный, восклицательные знаки, салфетки бумажные, музыкальный диск.

— Давайте, ребята мы с вами присядем на коврик и поиграем в игру «Соберем слова в ладошку». Я назову слово, а вы мне в ладошку «подарите» свое любое слово.

— Замечательно! А как вы думаете, из чего состоит наша речь? (из предложений) Слова должны подружиться, чтобы получилось понятное предложение.

— Давайте встанем и продолжим играть в игру «Живые слова». Вы будете «живыми словами». Алена будет «словом»

падает, а Коля «словом» снег. Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (подружить слова)

— Возьмитесь «слова» за руки. Получилось у нас предложение? (Да)

— Давайте прочитаем – «Падает снег». Сколько слов в предложении? (2)

— У нас получилось длинное или короткое предложение? (короткое)

— Давайте мы с вами в предложении добавим еще слова, чтобы получилось длинное, красивое предложение. Какие слова подойдут? (пушистый, белый)

Читаем «живое» предложение. Падает пушистый, белый снег.

— Сколько слов в предложении? (4) «Живые слова» — разойдитесь. Слова «разбежались» и нет предложения. Дети — «слова», встаньте на место, дайте друг другу руки. Произнесите каждый свое слово. Мы составили с вами … (предложение).                                                        — Прекрасно! Какое сейчас время года? (Зима)

— Давайте посмотрим какую прекрасную картинку нарисовал художник, а писатель увидел и написал рассказ. Послушайте:

                             НАСТУПИТЬ ЗИМА.

                             СНЕГ, МНОГО, НАМЕЛО.

                             КОМ, ПЕТЯ, ОГРОМНЫЙ, СКАТАТЬ.

                             ЛЕПИТЬ, ОЧЕНЬ, ПЕТЯ, СНЕГОВИК, НРАВИТСЯ.

— Очень интересный рассказ, а вы поняли, о чем он. Почему не поняли? (каждое слово само по себе)

— А что надо сделать, чтобы мы поняли, о чем этот рассказ? (надо слова подружить)

— Давайте попробуем, составим первое предложение из слов: наступить, зима.

— Наступила зима. Замечательное предложение! Давайте, подружим слова из рассказа: снег, много, намело. Какое предложение можно составить из этих слов?

— Намело много снега. Замечательное! Сколько слов в предложении? (3)

— В рассказе еще есть слова, которые мы еще не подружили

: ком, Петя, огромный, скакать. Какое предложение можно составить из этих слов? (Петя скатал огромный ком.)

— Сколько слов в этом предложении? (4)

— В рассказе еще есть слова, которые мы не подружили. Пожалуйста, послушайте внимательно: лепить, очень, Петя, снеговик, нравится. Какое предложение можно составить из этих слов? (Пете очень нравиться лепить

снеговика.) Сколько слов в этом предложении? (5)

— Давайте, прочитаем рассказ писателя красивыми, законченными предложениями:

                           НАСТУПИЛА ЗИМА.

                           НАМЕЛО МНОГО СНЕГА.

                           ПЕТЯ СКАТАЛ ОГРОМНЫЙ КОМ.

                           ПЕТЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ЛЕПИТЬ СНЕГОВИКА.

— А давайте, теперь составим схемы предложений, из которых составлен рассказ. Первое предложение состоит из двух слов. Вспомните, какое первое слово? 

(наступила)  

— Первое слово в предложении всегда начинается с большой буквы. Какая мне нужна полоска? (с уголком)

— Какое второе слово? (зима)

— В конце предложения, что ставим? (точку)

— Точка указывает на то, что предложение закончено.

(показ схемы первого предложения)

Дети у доски составляют схемы следующих предложений.

Вопросы по разбору схем предложений:

  1. Схема, какого предложения?
  2. Сколько слов в предложении?
  3. Какая полоска нужна для начала предложения?
  4. Что ставили в конце предложения?
  5. Можно ли составить предложение из 2–3- х слов?

-Ребята, посмотрите, на ваших схемах в конце предложений у всех стоит точка. А почему? (предложение закончено)

— Но, ребята, не всегда в предложении в конце ставят точку. Иногда в конце предложения встречается вопросительный знак. Этот знак ставят в конце предложения, когда хотят спросить о чем-то, или о ком-то. Давайте в предложениях поменяем точку на вопросительный знак. Какие предложения у нас получатся? (вопросительные)

— Послушайте первое вопросительное предложение.

Наступила зима? Слышите, я спросила, наступила зима? Превращать из простого предложения в вопросительное предложение мне помогает голос и интонация.

Варя спроси, у меня наступила, ли зима. И Миша спроси.  

— А теперь вы попробуйте сказать свои предложения вопросительно. Ребенок произносит предложения вопросительно, а дети отвечают на вопрос.

— Отлично у вас получилось! Какое у вас предложение было? (простое)

— Какое предложение стало? (вопросительное)

— Какой знак был? (точка)

— Поменяли, на какой знак? (вопросительный)

ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

Её проводит Глеб Голованенко.

— Посмотрите, у нас на доске висят схемы предложений. Придумайте предложение с моделью, которое соответствует схеме. Будьте внимательны, помогайте пальчиком, чтоб не сбиться.

Коля составь предложение из трёх слов.

Алёна найди схему предложения состоящего из двух слов и придумай его.

Дети работают со схемами и составляют предложения из 2х-3х и 4х слов.

А сейчас ребята нарисуйте самостоятельно схемы предложений, состоящих из 2х слов, из 3х и 4х слов.

— Вы составили простые предложения, в конце предложения у вас стоит? (точка) 

— А теперь прочитайте свои предложения вопросительно. Замечательно! Было какое предложение? (простое)

— А стало, какое предложение? (вопросительное)

— Что вам помогло? (знак, голос, интонация)

— Еще есть необычный знак. Это восклицательный знак! Такой знак ставят в конце предложения, когда говорят с радостью, восклицанием. Сейчас я вам скажу предложения с восклицательным знаком.

— Какие замечательные дети!

— Вы сегодня хорошо отвечали!

— Какие прекрасные придумывали предложения!

— С восклицательным знаком мы познакомимся в следующий раз. 

Занятие подготовила и провела педагог Пензина А.Г. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *