Составные глагольные сказуемые примеры предложений – Типы сказуемых (таблица с примерами)

основные отличия, примеры предложений и таблица СГС

Составное глагольное сказуемоеСоставное глагольное сказуемоеГрамматическая основа предложения в русском языке представлена двумя членами предложения — подлежащим и сказуемым. Последнее может принимать несколько форм, но самое распространенное из них — глагольное. Чаще всего оно простое и согласуется с подлежащим в лице, числе, а в прошедшем времени — и в роде. Но существует и такая категория сказуемого, как составное. Оно может быть составным глагольным (СГС) и составным именным (СИС). Сегодня мы будем говорить о первом случае.

...

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Конструкция составного глагольного сказуемого

Его состав прост: это вспомогательный или модальный глагол, согласованный с подлежащим, и основной глагол в инфинитиве. Иногда, вместо простой связки, может быть и составная, и об этом мы тоже скажем.

Это интересно: проверяемые безударные гласные в корне слова, правила с примерами.

Связка в СГС может быть:

  • фазовая;
  • модальная.

Фазовое значение связки определяет момент действия, а модальное — отношение к действию. Самостоятельной лексической нагрузки они не несут. Для лучшего понимания можно привести таблицу с примерами предложений с составным глагольным сказуемым:

Значение Глагол Пример
Фазовое стать В 18 лет я стану работать.
начать Он начал читать.
приняться Она принялась писать письмо.
продолжить
Они продолжили строить дом.
перестать Вы перестанете когда-нибудь кричать?
прекратить Я прекратил петь.
Модальное уметь Мышь умеет рыть норы.
мочь Больной может вставать.
хотеть Я хочу есть.
желать Царь трапезничать желает!
стараться Мы постараемся сдать дом вовремя.
намереваться Он намеревался довести дело до конца.
осмелиться Как ты осмелился перечить мне?
отказаться Задержанный отказывается давать показания.
думать Мы думаем пристроить к дому веранду.
предпочитать Я предпочитаю не связываться с чиновниками.
привыкнуть Обломов привык лежать на диване.
любить Мама любит перебирать безделушки в комоде.
ненавидеть Ненавижу дежурить ночью!
остерегаться Он остерегался лишний раз туда заглядывать.

Это интересно: слова с суффиксом -енн-, правила правописания.

Это неполный перечень возможных вариантов СГС. Оно может состоять и более, чем из двух слов. Так, к этой категории сказуемых также относятся конструкции, где роль связки выполняет сочетание глагола быть с краткими прилагательными и наречиями, характеризующими модальность.

Это интересно: «водить за нос» — значение фразеологизма, история возникновения, синонимы.

Примеры таких предложений:

  • Глагольное сказуемоеГлагольное сказуемое
    Мы были рады вас видеть.
  • Спортсмен будет готов прыгать.
  • Вы будете способны достичь цели?
  • Военнослужащий был обязан следовать уставу.
  • Иногда СГС может осложняться дополнительными инфинитивами:
  • Не хотите ли вы продолжить писать?
  • Он может начать пить.
  • В начале диеты дама испугалась, что может начать хотеть объедать холодильник.
  • Наконец, связка может быть фразеологизмом:
  • Я имею честь представить вам моего спутника.
  • Он горел желанием осуществить свою мечту.
  • Наконец, сказуемое может сочетать в себе и фразеологизм, и дополнительные инфинитивы:
  • Отец был вынужден дать обещание прекратить брать колбасу из холодильника.

Определение грамматической основы в предложении: подлежащего и сказуемого

Отличия от составного именного сказуемого

Однозначно его можно отличить от составного именного (СИС). Определить его достаточно просто — оно после связки содержит не инфинитив, а прилагательное. Но в остальных сложных сказуемых бывают подвохи. Существуют внешне похожие случаи, когда на самом деле никакого СГС в предложении нет. Их можно подразделить на такие категории:

  • фразеологизмы;
  • целеполагание;
  • разная субъектность;
  • аналитическое будущее.

Вот несколько подобных случаев.

Сказуемое-словосочетание

К этой категории предложений относятся такие:

  • И есть не ест, и нервы вымотал.
  • Жду не дождусь, когда же нормальная зима будет.
  • Он пошел было в магазин, да тот закрыт оказался.

Это частный случай простого сказуемого (ПГС).

Словосочетание с целеполаганием

Сюда относятся случаи, когда между глаголом в спряжении и инфинитивом можно задать вопрос «зачем?» или вставить союз «чтобы»:

  • Как правильно составить предложение
    Как правильно составить предложение
    Выйду-ка я покурить
  • Дети пошли спать.
  • Дед лег подремать на скамейку.

Инфинитив в таких предложениях является дополнением, поскольку сказуемое имеет вполне полноценную лексическую нагрузку.

Глаголы, относящиеся к разным субъектам

В таких случаях действие, обозначенное инфинитивом, будет выполнять не то же лицо, к которому относится глагол в спряжении. При желании его можно даже убрать, и смысл предложения не потеряется:

  • Учитель попросил ученика выполнить задание на доске. — Учитель попросил, чтобы ученик выполнил на доске задание.
  • Директорпотребовал вызвать меня к себе.
    — Директор потребовал меня к себе.

Нужно знать! Сложносокращенные слова в русском языке.

Аналитическое будущее время

Случай странный, но тем не менее он действительно не относится к СГС. Глагол быть утратил всякое и модальное, и фазовое значение, оставшись лишь грамматическим показателем будущего времени.

  • Я буду любить тебя.
  • Наши потомки будут нас вспоминать.

Краткая справка

Сложное будущее время в русском языке было не всегда, как и в других родственных языках. Чаще всего в древнерусском языке для выражения неопределенного будущего использовалось условное наклонение, а потом стали набирать обороты выражения с модальными глаголами хотеть, быть, иметь, причем каждый из них долгое время не утрачивал свою модальность. В итоге выиграл гонку глагол быть, и произошло это ближе к XVIII веку.

obrazovanie.guru

"Составное глагольное сказуемое". 8-й класс

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • закрепить сведения о простом глагольном сказуемом; познакомить с составным глагольным сказуемым; формировать умение различать виды сказуемых, сравнивать, анализировать похожие языковые явления;
  • развивать лингвистическую компетентность: умение анализировать текст, оперировать терминами, строить связное устное высказывание, развивать способность объединять изученные сведения в систему.
  • прививать эстетический вкус, воспитывать речевую культуру, формировать интерес к истории точных наук и учёным-физикам  на материале биографии Исаака Ньютона.

Задачи:

  • активизировать творческий потенциал учеников;
  • развивать самостоятельность, активность;
  • расширить кругозор учащихся;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы, презентация к уроку в формате Power Point.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания  (Приложение 1)

– Какие трудности возникли при выполнении домашнего упражнения?
(Слайд №2)

Проверка домашнего упражнения  98:

Коммюнике (франц. communiqué, от лат. communico — сообщаю), официальное сообщение о результатах международных переговоров, о международном соглашении, о важных событиях во внутренней жизни страны, нескл.. ср. БСЭ, 1969-1978 

Совместное коммюнике подчёркивало  традиционный характер дружественных отношений и успешное развитие разностороннего сотрудничества между странами.
Синонимы — соглашение.

Ноу-хау   (от англ. know how — знать как) или секрет производства — оригинальные технологии, знания, умения, которые ещё не стали широко известны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими людьми, нескл, ср.

Техническое изобретение или идея, которые дают максимальный практический эффект при минимуме затрат.

Ноу-хау составило ключевую часть активов компании.

Резюме (от фр. résumé или лат. curriculum vitae — «течение жизни», жизнеописание, произносится кури́кулюм ви́тэ, часто сокращают до CV) — документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другой относящейся к делу информации, обычно требуемый при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу, нескл. ср.

Ваше резюме представило Вас нужным компании сотрудником.

Турне – ( французское; слово французского происхождения tournee, от tourner – поворачивать, обойти кругом), 1) путешествие по круговому маршруту, нескл. ср.

Турне миллионера прошло в кругу семьи.

Ралли – (англ.) вид автогонок, проходящих на открытых или закрытых трассах на модифицированных или специально построенных автомобилях, нескл. ср.

Ралли с участием нашей команды прошло в Сахаре.

III. Актуализация изученного материала

1. Словарная работа. (Слайд №3). (Приложение 1)
Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Из пропущенных букв составьте слово. (Элемент игры в Балду).

Диф(ф)еренциальный, бе(з,с)заветно экспер…мент, ак(к)умулятор, ун…верситет  (ф, з, и, к, и – физик)
– Это слово получилось у нас неслучайно, т.к. для языкового материала урока подобраны предложения из области физики. Но прежде мы проведём теоретическую разминку.

2. Повторение сведений о предложении. (Слайды №4-6)

Предложение. Главные члены предложения.

Грамматическая основа предложения – это … и …
По строению грамматической основы предложения делятся на … и ….
Грамматическая основа простых предложений состоит из ….
Грамматическая основа сложных предложений состоит из ….
Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из ….
Грамматическая основа односоставных предложений состоит из ….
Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или ….
Сказуемое – это … член предложения, который обозначает … и отвечает на вопросы ….
Сказуемые бывают… и составные.

IV. Постановка темы и цели урока (Слайд №7)

Эпиграф к уроку (Слайд №8)

Ньютон был счастливейшим из смертных, ибо существует только одна Вселенная, и Ньютон открыл её законы.

Лагранж

Если мне в жизни и удалось совершить какое-нибудь ценное открытие, то в большей степени за счет терпения и внимания, чем благодаря какому-либо другому таланту.

Исаак Ньютон

– Сегодня мы продолжаем разговор о главных членах предложения, о видах сказуемых. В течение урока повторим сведения о простом глагольном сказуемом и поговорим о составном глагольном сказуемом. К концу урока вы должны научиться различать простое и составное глагольное сказуемое.
Для  решения задач урока, реализации его целей мы будем  использовать языковой материал об Исааке Ньютоне.

Сообщение  ученика. (Слайд №9)

–  Исаак Ньютон – английский математик, астроном, физик, механик, заложивший основы классической механики. Он объяснил движение небесных тел – планет вокруг Солнца и Луны вокруг Земли. Самым известным его открытием был закон всемирного тяготения 

V. Формирование новых понятий

1. Работа с учебником . § 20, с. 51-52.
2. Работа со схемой построения составного глагольного сказуемого. (Слайд №10)

Нарисовать схему  ПГС и СГС. (Обратить внимание на грамматическое и лексическое значение глаголов в составе СГС)

Схема  построения составного глагольного сказуемого.

3. Работа с таблицей «Вспомогательные глаголы и их значение». (Приложение 2)

Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Она дается вам как памятка. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.

Основные вспомогательные слова

Начало, конец, продолжение действия Желательность, возможность, необходимость действия Эмоциональная оценка действия Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов Фразеологические сочетания
начать
стать
закончить
приняться
продолжить
бросить
пуститься
прекратить
уметь
успеть
желать
мечтать
хотеть
стараться
предполагать
привыкнуть
пытаться
любить
нравиться
надеяться
бояться стыдиться
готовиться
ненавидеть
страшиться
трусить
рад
должен
готов
обязан
достоин
иметь желание
сделать усилие
дать согласие
гореть желанием
 иметь честь
иметь намерение
 дать обещание
 иметь привычку

VI. Усвоение новых знаний

1. Записать  примеры предложений, проанализировать их. Обратить внимание на способ выражения сказуемого. (Слайд №11)

Законы механики открыл Исаак Ньютон.
Ещё в детстве  Исаак начал мастерить механические игрушки. В отрочестве Ньютон продолжал строить модели водяных мельниц.
Сформулировать собственный вывод, аргументировать ответ.

2. Цифровой диктант с последующей самопроверкой. (Слайд №12)

Распределить сказуемые в соответствии с цифровыми обозначениями в три колонки: в первую – простое глагольное сказуемое, во вторую –  составное глагольное сказуемое (ПГ, СГС):

Исаак Ньютон (1606-1642) родился  (1) в Англии.

Ньютон хотел надеяться (2), что его род восходит (3)  к шотландским дворянам XV века, Однако историки  так не считают (4).Предки Ньютона стремились разбогатеть(5). К концу XVI века семья  перешла (6) в разряд йоменов (землевладельцев). Отец Ньютона оставил (7) в наследство крупную по тем временам сумму в 500 фунтов стерлингов и несколько сот акров плодородной земли, занятой полями и лесами.
Исаак с 12 учился (8) в школе в Грэнтеме. В 1659 году мать  вернула (9)  его в поместье и попыталась возложить (10) на 16-летнего сына часть дел по управлению хозяйством.
(1.3.4.6,7,8.9//2.5.10)

VII. Закрепление новых знаний

1. Вопрос: что выражают вспомогательные глаголы?

1) Юношей Ньютон начинала шлифовать зеркала, призмы и линзы.
(Фаза действия (продолжает урок, закончил петь). (Слайд №13)

2) В молодости Исаак Ньютон хотел создать зеркальный телескоп для  наблюдений звёздного неба. (Отношение деятеля к действию) (Слайд №14)
Этим оптическим прибором он  рад был помочь  астрономам. (Эмоциональная оценка действия)

2. Работа в группах (Приложение 3)

Р.р. Творческие задания

I группа. (Слайд №15)

1. Замените простые глагольные сказуемые  составными.

1. Исаак читал книги.
2. Ньютон учился в  Кембриджском университете.
3. В студенческие годы Исаак мастерил научные инструменты.

Примерные ответы: стремился учиться, продолжал мастерить.

II группа.(Слайд №16)

2. Выполните синтаксический разбор предложения:

Согласно легенде, закон тяготения Ньютон сумел открыть, наблюдая падение яблока с ветки дерева.

III группа.

3.Выполните пунктуационный разбор предложения:

Ньютон продолжал экспериментировать  с цветом, доказав, что белый свет не первичен, а состоит из цветных компонентов с разными углами преломления. (Слайд №17)

IV группа.

4. Определите, чем выражено сказуемое. (Слайд №18)

Учёный мечтал написать книгу о математических началах. В этом труде Ньютон готов был определить базовые начала механики. Ньютон сумел сформулировать три закона механики. Он должен был много трудиться.

3. Используя текст, заполните таблицу (Приложение 4)

Способы выражения составного глагольного сказуемого.

Способ выражения Пример
Модальный глагол (хотеть, мочь и пр.)     
Глагол, обозначающий фазу действия (начинать, кончать и т. п.)  
Глагол, обозначающий эмоциональную оценку действия (любить, бояться)            
Краткие прилагательные или наречия с модальным значением (должен, рад, обязан, надо и т.п.)  

Самопроверка. (Слайд №19):

Способ выражения

Пример

Модальный глагол (хотеть, мочь и пр.) смог получить, помогли привести 
Глагол, обозначающий фазу действия (начинать, кончать и т. п.) начал учиться, продолжил обучаться,  продолжали складываться, закончил строить
Глагол, обозначающий эмоциональную оценку действия (любить, бояться) любил посвящать
Краткие прилагательные или наречия с модальным значением (должен, рад, обязан, надо и т.п.) надо было проводить, рада была возвести

Ньютон Исаак (1643-1727 гг.)

Английский математик, физик, алхимик и историк. Родился в семье фермера.
В12 лет начал учить

urok.1sept.ru

Составное глагольное сказуемое - ITLang

В этой статье мы рассмотрим, что такое составное глагольное сказуемое, чем оно отличается от простого, а также выполним синтаксический разбор составных сказуемых.

Если у вас есть задания на синтаксический разбор, обращайтесь в комментариях.

Что это

Это сказуемое, состоящее из двух слов, причем оба из них –  глаголы. Первый глагол – вспомогательная часть, а второй – основная смысловая часть.

Примеры предложений

Он бросил курить.

Я начал петь.

Ветер перестал шуметь.

Здесь составные глагольные сказуемые – «бросил курить», «начал петь», «перестал шуметь».

Основная и вспомогательная часть

В этих примерах «бросил», «начал», «перестал» самостоятельного смысла не имеют – непонятно, что именно бросил, начал и перестал. Если закончить предложение на первом глаголе, оно получится странным: «Он бросил», «Я начал», «Ветер перестал», и смысл потеряется полностью.

Смысл придает второй глагол – инфинитив: «курить», «петь», «шуметь». Он и считается основной частью. А первый глагол –  «начал», «бросил», «перестал» – вспомогательный.

Значения вспомогательной части (глагола)

Этих вспомогательных глаголов довольно много, и их можно разделить на две группы: фазовые и модальные.

Фазовые указывают на фазу действия: начал, продолжил, кончил. Вот только часть списка:

Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и др.

  • Он стал готовиться к отъезду.
  • Он продолжал готовиться к отъезду.
  • Он бросил курить.
  • Он опять пустился рассуждать о тяготах сельской жизни.

Модальные глаголы указывают на необходимость, желательность действия и т.д. Вот тоже часть списка:

Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и др.

  • Я умею петь.
  • Я хочу петь.
  • Я боюсь петь.
  • Я люблю петь.
  • Я могу петь.
  • Я рассчитываю спеть эту арию.

Обе группы глаголов объединяет то, что сами по себе без основной части они не передают смысл предложения.  К ним обязательно прилагается основная часть.

Но есть также простые глагольные сказуемые, которые используются вместе с инфинитивом. Внешне они очень похожи на составные, но их следует отличать.

Не путайте составное глагольное сказуемое с простым глагольным сказуемым

Например:

Он приказал людям уйти.

«приказал уйти» – это НЕ составное сказуемое. Это простое сказуемое «приказал», за которым стоит дополнение «уйти». Приказал (что?)  уйти (кому?) людям.

Инфинитив «уйти» относится не к подлежащему – тому, кто приказал, а к людям. Поэтому это  не составное глагольное сказуемое.

Хотя бывает, что инфинитив относится к подлежащему, но все равно имеем  не составное глагольное сказуемое, а простое с дополнением или обстоятельством.

Например:

Она присела отдохнуть.

“Она присела” – это само по себе полноценное предложение, здесь нет незаконченности. “Отдохнуть” – обстоятельство. Присела зачем? Отдохнуть.

Так что это простое глагольное сказуемое «присела» с обстоятельством «отдохнуть», выраженным инфинитивом.

“Присела” – не модальный и не фазовый глагол, он имеет самостоятельное значение.

Согласитесь, что оборвать фразу после «присела» – это не то же самое, что после «бросил» в предложении «он бросил курить».

«Она присела» – звучит нормально.

«Он бросил» – звучит совершенно непонятно без инфинитива «курить».

Поэтому «бросил курить» – составное глагольное сказуемое,  а «присела отдохнуть» – простое глагольное сказуемое «присела» с обстоятельством цели «отдохнуть».

Разумеется, если сказуемое состоит из одного слова, то тут даже думать не надо. – Например, в предложении:

Она уехала домой

стоит один глагол «уехала» без инфинитива. Поэтому это простое сказуемое, так как оно состоит из одного слова.

План разбора составного глагольного сказуемого

  1. Определить тип сказуемого – «составное глагольное сказуемое»
  2. Указать, чем выражена основная часть – «инфинитивом»
  3. Указать, чем какой формой глагола выражена вспомогательная часть
  4. И определить, какое она имеет значение (фазовое, модальное).

Образец разбора

Она даже не успела поздороваться с ним.

  1. Успела поздороваться – составное глагольное сказуемое
  2. Основная часть «поздороваться» выражена инфинитивом
  3. Вспомогательная часть «успела» – выражена глаголом в прошедшем времени
  4. «успела» имеет фазовое значение

Еще примеры разбора

А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься

  1. Не хотела униматься – составное глагольное сказуемое
  2. Основная часть «униматься» выражена инфинитивом
  3. Вспомогательная часть «Не хотела» – выражена глаголом в прошедшем времени
  4. «не хотела» имеет модальное значение

Я уважению к родной земле учить их стараюсь

  1. Стараюсь учить – составное глагольное сказуемое
  2. Основная часть «учить» выражена инфинитивом
  3. Вспомогательная часть «стараюсь» – выражена глаголом в прошедшем времени
  4. «стараюсь» имеет модальное значение

Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле

  1. Начали стучать – составное глагольное сказуемое
  2. Основная часть «стучать» выражена инфинитивом
  3. Вспомогательная часть «начали» – выражена глаголом в прошедшем времени
  4. «начали» имеет фазовое значение

Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком

  1. Умеет заставить – составное глагольное сказуемое
  2. Основная часть «заставить » выражена инфинитивом
  3. Вспомогательная часть «умеет» – выражена глаголом в настоящем времени
  4. «Умеет» имеет модальное значение

Примеры простых глагольных сказуемых

 

Старуха ушла хлопотать об отъезде

  • Ушла – простое глагольное сказуемое
  • Хлопотать – обстоятельство цели

За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи

  • начинались – простое глагольное сказуемое

Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл

  • не пошел – простое глагольное сказуемое, выраженное лексически полнозначным глаголом
  • завтракать – обстоятельство цели

 

 

itlang.ru

Методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему: Составное глагольное сказуемое

Открытый урок в 8 классе.

Составное глагольное сказуемое (Слайд №1)

Цели: (Слайд № 2)

  • закрепить сведения о простом глагольном сказуемом; познакомить с составным глагольным сказуемым; формировать умения различать виды сказуемых, сравнивать, анализировать, анализировать похожие языковые явления;
  • развивать лингвистическую компетентность; уметь анализировать текст, оперировать терминами, строить связное устное высказывание, развивать способность объединять изученные сведения в систему;
  • прививать эстетический вкус, воспитывать речевую культуру.

Задачи:        

  • активизировать творческий потенциал учащихся;
  • развивать самостоятельность, активность;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, карточки для индивидуальной работы, памятки, презентация к уроку в формате Power Point.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Слово учителя. Наш урок мы посвятим сказуемому, о котором уже многое знаем. Знакомство с простым глагольным сказуемым уже состоялось, и сегодня мы продолжим изучать сказуемое и его виды.

  1. Повторение.

Восстановите определения (устно): Слайд №3

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. … и …-это грамматическая основа предложения. По строению грамматической основы предложения делятся на … и …. Подлежащее –это … главный член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или …. Сказуемое –это … член предложения, который обозначает … или … и отвечает на вопросы …. Простое глагольное сказуемое может быть только …. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значение выражены….

  1. Разноуровневые задания.

Я предлагаю вам задания на ваш выбор. Если вы решитесь выполнить задание под номером I, вы  вряд ли столкнетесь с трудностями и сделаете ошибку. А смелым я предлагаю задание под номером II; при его выполнении необходимо подумать, применить все свои знания.

Задание. Подчеркнуть грамматическую основу в предложении. (Слайд № 4-5)

  1. Замечая ошибки другого, мы сами их совершаем. (Вольтер)

Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага. (Лао Цзы)

Самого главного глазами не увидешь. (Сент-Экзюпери)

  1. Когда я научусь  плыть, я смогу плыть по течению, обгоняя его.

Если хочешь жить для себя, живи для других. (Сенека)

С каждого старайся спрашивать то, что он может знать. (Сент-Экзюпери)

( I – мы спрашиваем, путешествие начинается, не увидешь:.

II- я научусь плыть, я смогу плыть, хочешь жить, живи, старайся спрашивать, он может дать.)

Вопросы:

Что означают данные афоризмы?

Какие сказуемые встретились вам в этих примерах?

В каком наклонении стоят эти сказуемые?

Что необычного в сказуемых второй группы?

Как вы думаете, что это за сказуемые?

Вывод: сказуемые из второй группы – это  составные глагольные сказуемые, о которых мы сегодня и поговорим.

  1. Понятие о составном глагольном сказуемом. (Слайд №6)

Рассмотрим схему построения составного глагольного сказуемого.

Составное глагольное сказуемое

 =

вспомогательный глагол

грамматическое значение

(наклонение, время, лицо, число, в форме прошедшего времени – род)

и дополнительное  лексическое значение

+

 Неопределенная     форма глагола

             ↓

   лексическое значение

!!! Обратить внимание на грамматическое и лексическое значения глаголов в составе СГС.

Вопросы:

Что включает в себя составное глагольное сказуемое?

Какая часть составного глагольного сказуемого несёт в себе лексическое значение?

Какую роль играет вспомогательный глагол?

(Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола, который выражает грамматическое значение, и неопределённой формы, выражающей лексическое значение сказуемого).

  1. Работа с таблицей (Приложение № 1) (Слайд № 7)

- Рассмотрим таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Она даётся вам как памятка. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному в форме инфинитива.

Основные вспомогательные глаголы

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Эмоциональная оценка действия

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

Фразеологические сочетания

начать

стать

Закончить

принять

продолжить

бросить

пустить

прекратить

уметь

успеть

желать

мечтать

хотеть

стыдиться

предполагать

привыкнуть

пытаться

любить

нравиться

надеяться

бояться

стыдиться

готовиться

ненавидеть

страшиться

трусить

рад

должен

готов

обязан

достоин

иметь желание

сделать усилие

дать согласие

гореть желанием

иметь честь

иметь намерение

дать обещание

иметь привычку

  1. Цифровой диктант. (Слайд №8)
  • Распределите предложения, указав только их номера, в 2 столбика: 1 – с простым глагольным сказуемым, во 2 – с составным глагольным сказуемым.
  1. Слова только мешают понимать друг друга. (Сент-Экзюпери)
  2. Всё лето будут лотосы цвести, и озеро притихнет, зеленея. (В.Перелешин)
  3. Темнота приближающейся ночи могла избавить меня от всякой опасности. (А.С.Пушкин)
  4. Когда даёшь себя приручить, потом случается и плакать. (Сент-Экзюпери)
  5. Иные радовались, другие так просто повесили носы. (Ф.М.Достоевский)
  6. В одиночестве способен жить не всякий. (И.А.Крылов)

(   I-2,5; II -1,3,4,6) (Слайд №9)

  • Назовите сказуемые во 2-ом и 5-ом предложении. Докажите, что они простые, а не составные.

( во 2-ом ПГС стоит в форме будущего сложного времени, а в 5-ом – ПГС является фразеологизмом «повесили носы» - огорчились, расстроились)

  • В чем особенность вспомогательного глагола в сказуемом 6-го предложения?

(оно выражено кратким прилагательным со значением возможности. Значит, в СГС вспомогательным словом может быть только не только глагол, но и краткое прилагательное)

(мешают понимать, будут цвести, притихнет, могла избавить, даёшь приручить, случается плакать, радовались, повесили носы, способен жить)

Пауза для отдыха.

А теперь я прошу вас закрыть глаза. Представьте, что внутри вас очень маленькая частичка, которая спокойна и счастлива. Она не тронута никакими страхами и заботами. Если вы захотите, то сможете представить её в виде маленького зелёного деревца, которое тянется к свету, добру, и теплу. Это деревце растёт и крепнет внутри вас, в то время как вы проходите через самые сложные испытания, преодолеваете трудности.

Зная, что это деревце с вами, вы обретаете покой и одновременно веру в себя и в свои силы.

А сейчас, когда перестанет звучать музыка, вы откроете глаза и будете полны сил и желания продолжать нашу работу.

  1. Р/Р Притча. (Слайд № 10)

Прослушайте текст, определите его тему и основную мысль.

Принять себя.

        Однажды король пришёл в сад и увидел  увядающие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал, что он умирает потому, что у него нет иголок, как у сосны. Подойдя к сосне, король нашёл её опадающей потому, что она не может давать виноград. Виноградная лоза увядала потому, что она не может цвести так же прекрасно, как роза.

        После долгих и утомительных поисков король всё же нашёл одно цветущее  растение. Он спросил, почему оно не увядает. Растение ответило, что считает радость жизни само собой разумеющейся. Подумав, оно добавило: «Король, ты посадил меня, чтобы получить радость. Если бы ты хотел дуб или розу, ты посадил бы их. Видимо, я не могу быть ни розой, ни виноградом. Я буду собой и постараюсь развить свои лучшие качества».

(Притча о том, что у каждого существа в этом мире есть своё назначение. Основная мысль заключается в том, что важно оставаться самим собой и стараться развивать свои лучшие качества, не сравнивая себя с другими.)

(Слайд №11)

Задание: вставить пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркнуть составные глагольные сказуемые (комментировано).

Принять себя.

        Однажды король пришёл в сад и увидел  увядающие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал что он ум..рает потому, что у него нет иголок, как у сосны. Подойдя к сосне король нашёл её оп..дающей потому, что она не может давать виноград. Виноградная лоза ув..дала потому, что она не может цвести так же прекрасно, как роза.

        После долгих и утомительных поисков король всё же нашёл одно цветущее  р..стение. Он спросил, почему оно не ув..дает. Р..стение ответило что считает радость жизни само собой разумеющейся. Подумав оно добавило Король ты посадил меня, чтобы получить радость. Если бы ты хотел дуб или розу, ты посадил бы их. Вид..мо, я не могу быть ни розой ни виноградом. Я буду собой и постараюсь развить свои лучшие качества».

  1. Работа с клеше. (Слайд № 12)

Задание: опираясь на притчу, закончите предложения.

  1. В этом мире все другие роли уже заняты, поэтому следует быть…
  2. Нужно работать над собой, чтобы стать…
  3. Не следует сравнивать себя с…
  4. Когда человек на своём месте, он становится…

( 1- самим собой, 2 – лучше, чем ты есть сейчас, 3- другими людьми, 4- счастливым, нужным, востребованным).

  1. Обобщение изученного на уроке. (Слайд № 13)

Сказуемое может быть … и…

Составное глагольное сказуемое состоит из … и …

Грамматическое значение сказуемого выражается…

Неопределенная форма глагола выражает…

  1. Рефлексия.

Самоанализ деятельности на уроке.

  1. Прочитайте цель урока.
  2. Достигли ли вы целей урока?
  3. В какой степени? Что помогло и что помешало вашей работе на уроке?
  4. Оцените свою работу.(если бы вам нужно было поставить знак препинания при оценке урока, что бы вы использовали и почему

! – многое удивило и заинтересовало;

? – осталось много неясного;

… - было то, о чём следует поразмышлять, подумать).

  1. Домашнее задание. (Слайд №14)

Выучить теоретический материал на стр. 61-62; упр. 103

Спасибо за работу на уроке.

  1. Работа в группах.

I группа: заменить простые глагольные сказуемые составными

  1. Виноградная лоза увядала.

Приложение 1.

Основные вспомогательные глаголы

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Эмоциональная оценка действия

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

Фразеологические сочетания

начать

стать

Закончить

принять

продолжить

бросить

пустить

прекратить

уметь

успеть

желать

мечтать

хотеть

стыдиться

предполагать

привыкнуть

пытаться

любить

нравиться

надеяться

бояться

стыдиться

готовиться

ненавидеть

страшиться

трусить

рад

должен

готов

обязан

достоин

иметь желание

сделать усилие

дать согласие

гореть желанием

иметь честь

иметь намерение

дать обещание

иметь привычку

Приложение 2.

Задание: вставить пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркнуть составные глагольные сказуемые (комментировано).

Принять себя.

        Однажды король пришёл в сад и увидел  увядающие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал что он ум..рает потому, что у него нет иголок, как у сосны. Подойдя к сосне король нашёл её оп..дающей потому, что она не может давать виноград. Виноградная лоза ув..дала потому, что она не может цвести так же прекрасно, как роза.

        После долгих и утомительных поисков король всё же нашёл одно цветущее  р..стение. Он спросил, почему оно не ув..дает. Р..стение ответило что считает радость жизни само собой разумеющейся. Подумав оно добавило Король ты посадил меня, чтобы получить радость. Если бы ты хотел дуб или розу, ты посадил бы их. Вид..мо, я не могу быть ни розой ни виноградом. Я буду собой и постараюсь развить свои лучшие качества».

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *