Союзы сложноподчиненных – Сложноподчиненное предложение союзы и союзные слова таблица

Содержание

функции, особенности, различия — Российский учебник

]]>

Назначение союзов

В пятом классе, согласно учебнику «Русский язык. Теория. 5-9 классы» В. В. Бабайцевой, ученики знают, что союзы — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного:

Простые и составные союзы

В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные.

Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.

Сочинительные и подчинительные союзы

По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то 

и др.) по значению делятся на три разряда:

Соединительные союзы Противительные союзы Разделительные союзы
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также и др. а, но, да (в значении но), зато и др. или, либо, то — то, не то — не то, или — или и др.
Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен. Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это
): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.

Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.

Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:

Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др. Когда мы возвращались домой, было темно и тихо.
Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др. Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь.
Целевые (указывают на цель):
чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы
и др.
Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать.
Условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др. Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга.
Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др. Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету.
Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др. Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой.
Следственные (указывают на следствие): так что. В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча.
Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др. Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало.

На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи».

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь Подчинительная связь
Сочинительная связь объединяет равноправные части.
Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил.
Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (и, а, но, да и др.)
Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною.
Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений.
Союзы и союзные слова

Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:

Союзы и союзные слова Союзы и союзные слова Союзы и союзные слова

Союзы и значения сложносочиненных предложений

В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же и др. Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато и др. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли и др.
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело.
Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки.
Можешь шагу прибавить, или силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет…
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность. В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется другому. В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных.
Русский язык. Практика. 9 класс. Учебник

Русский язык. Практика. 9 класс. Учебник

Учебник является неотъемлемой частью учебного комплекса по русскому язы ку для 5–9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. В нём содержатся задачи и упражнения как для усвоения нового, так и для закрепления уже изученного по русскому языку, направленные на формирование предметных, метапредметных умений и личностных качеств, представлены интересные дидактические материалы, в которых отражены разнообразные приёмы работы с ними. В приложении даны ответы к наиболее трудным заданиям, что создаёт условия для самоконтроля и взаимоконтроля при выполнении самостоятельной работы в классе и дома.

Купить

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.

Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.

Подчинительные союзы Союзные слова
Простые Составные
что
чтобы
как
когда
ибо
пока
будто
словно
если и др.
потому что
оттого что
так как
так что
лишь только
как будто
с тех пор как
в связи с тем что
для того чтобы и др.
что
кто
как
когда
который
какой
где
куда
откуда и др.

Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?

Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:

1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:

Русский язык. Практика. 9 класс. Учебник

Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:

Русский язык. Практика. 9 класс. Учебник

2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:

Русский язык. Практика. 9 класс. Учебник

3) Союз можно заменить только другим союзом:

Русский язык. Практика. 9 класс. Учебник

4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:

Русский язык. Практика. 9 класс. Учебник

Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.

Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике

В учебнике «Русский язык. Практика. 9 класс» Ю. С.Пичугова, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.

  • Выпишите сначала предложения с подчинительными союзами, а затем — с союзными словами. Определите, каким членом придаточного предложения является союзное слово, и соответственно подчеркните его. Заключите союзы в овал. Какой прием вы использовали, чтобы отличить союз что от союзного слова (относительного местоимения) в данных предложениях? (упражнение 90 на с. 65).
  • Русский язык. Практика. 9 класс. Учебник
  • Запишите, указывая, в каком падеже употреблено относительное местоимение (союзное слово) в придаточном предложении (упражнение 93 на с. 67).
  • Русский язык. Практика. 9 класс. Учебник
  • Спишите, расставляя недостающие запятые. Определите падеж относительных местоимений, выступающих в роли союзных слов. Подчеркните союзные слова как члены предложения (упражнение 98 на с. 69).
  • Русский язык. Практика. 9 класс. Учебник
  • Какие два значения может иметь предложение Ученик знал, что надо отвечать? Как в зависимости от смысла произносится это предложение и чем в нём в каждом случае является слово что (упражнение 99 на с. 70)?
  • Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Определите, в каких предложениях что, как, когда являются союзами, а в каких — союзными словами. Обозначьте эти союзные слова как члены предложения (упражнение 100 на с. 70).
  • Русский язык. Практика. 9 класс. Учебник

    Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.

    Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях.

    #ADVERTISING_INSERT#

    rosuchebnik.ru

    Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

    ·                   Сегодня мы поговорим о средствах связи в сложноподчинённых предложениях.

    ·                   Узнаем, чем отличаются союзы от союзных слов.

    ·                   И научимся различать союзы и союзные слова.

    Мы помним, что сложноподчиненное предложение – это предложение, части которого связаны на основе подчинительной связи, при помощи подчинительных союзов (союзных слов, указательных слов) и интонации.

    Она часть в сложноподчиненных предложениях главная, а вторая – придаточная. От главной части к придаточной ставится вопрос.

    Сложноподчинённые предложения возникли на базе сложносочинённых. Причем, когда они начали формироваться, оказалось, что средств для связи частей в этих предложениях попросту нет в русском языке. Требовалось отыскать союзы.

    Выход был найден достаточно остроумный. Слова из разрядов местоимений, наречий и т. д. стали переходить в разряд союзов. Так и образовались подчинительные союзы.

    Все эти союзы – производные, то есть произошли от разных частей речи. И мы даже можем сказать, от каких. Вот союз когда. Он, конечно, произошел от наречия. Как и союз если, и союз как. А вот союз что произошел от местоимения.

    И вот теперь подчинительные союзы являются средством связи частей в сложноподчиненном предложении.

    Вот два простых предложения. Мы собирались тщательно. Не хотели что-нибудь забыть.

    При помощи союза из них можно сделать сложноподчиненное предложение.

    Мы собирались тщательно, потому что не хотели что-нибудь забыть.

    Лесник сказал нам. Костры разжигать запрещено. Сделаем из двух простых предложений сложноподчиненное при помощи союза. Лесник сказал нам, что костры разжигать запрещено.

    Обратите внимание, в обоих случаях мы просто добавляем союз к содержанию предикативных частей.

    Подчинительные союзы членами сложноподчиненного предложения не являются.

    Ты получишь плохую отметку, если не будешь слушать. Связь частей в сложноподчиненном предложении осуществляется при помощи условного союза если. Это не член предложения.

    Как прекрасна река, когда лёд сверкает под солнцем! Когда – это временной союз, и он не является членом предложения.

    В автобусе я стоял, так как все места были заняты. Так как – это причинный союз, и он не является членом предложения.

    Мы знаем, что подчинительные союзы бывают простыми и составными. Например, когда, лишь, чтобы, если – это простые союзы, они состоят из одного слова. А лишь только, потому что, если бы, несмотря на то что – это составные союзы, они состоят из двух или более слов.

    Части некоторых составных союзов могут находиться в разных частях сложноподчиненного предложения.

    Если ты будешь постоянно хмуриться, то добра от окружающих не жди. В союзе если… то – две части, одна стоит в начале придаточного предложения, вторая – в начале главного.

    Когда падают листья, то невольно хочется это нарисовать. В союзе когда… то – две части, одна стоит в начале придаточного предложения, вторая – в начале главного.

    Мы говорили о подчинительных союзах. Но при образовании сложноподчиненных предложений мы не всегда пользуемся подчинительными союзами.

    Например, нам хочется сделать сложноподчиненное предложение из двух простых: Я не представляю и Куда пропал мой пенал.

    Нужен ли тут какой-то союз?

    Кажется, достаточно просто слить два предложения воедино:

    Я не представляю, куда пропал мой пенал. Наречие куда отлично справилось с функцией союза в сложноподчиненном предложении.

    Это наречие будет являться союзным словом.

    Союзные слова принадлежат к самостоятельным частям речи, но в сложноподчиненных предложениях могут выступать в роли союзов.

    Чаще всего союзными словами бывают относительные местоимения – такие, как кто, что, каждый, какой, который, чей, сколько и т. д.

    А также наречия: где, куда, откуда, когда, зачем, как и т. д.

    Союзные слова являются членами предложения.

    Наконец мы увидели писателя, о котором столько слышали. Местоимение о котором замещает во второй части сложноподчиненного предложения слово о писателе. Значит, это дополнение.

    Он захотел рассмотреть вазу, что стояла в углу. Местоимение что замещает слово «ваза» и является подлежащим.

    Мы не знаем, откуда у нас взялось чувство юмораОткуда – наречие, которое является обстоятельством.

    Союзы и союзные слова могут быть омонимами.

    То есть, они одинаково пишутся и произносятся, но имеют разные свойства.

    Что, как и когда – три этих слова могут быть и союзами, и союзными словами.

    Как же различить союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении?

    Совет первый. Если вы хотите узнать – союз перед вами или союзное слово — расчлените!

    Да, да. Разберите сложноподчиненное предложение буквально на части. То есть, по членам предложения, конечно.

    Союзное слово является членом предложения. А союз – не является.

    Я увидел, как мальчик разбил окно.

    Как в данном случае – союз, не член предложения.

    Я не знаю, как мне поступить.

    Поступить – как? Как – союзное слово, в предложении является обстоятельством.

    Совет второй. Уберите!

    Попытайтесь убрать спорное слово из предложения. С союзом это обычно получается. А вот удалить союзное слово из предложения нельзя.

    Я думаю, что маме нужно подарить книгу. Без что значение предложение не изменится. Я думаю, маме нужно подарить книгу. Значит, что – это союз, его можно удалить.

    Я решаю, что подарить маме. Мы не можем удалить из предложения что: смысл изменится. Значит, перед нами союзное слово, которое нельзя удалить.

    Совет третий. Ударьте слово, которое вызывает сомнения!

    Используйте логическое ударение.

    Логическое ударение может падать только на союзное слово. А на союз – не может.

    Я услышал, как ты зовешь меня. Как – это союз, логическое ударение на него не падает.

    Ответь мне, КАК ты там очутился? Логическое ударение падает на союзное слово.

    Совет четвёртый. Попытайтесь заменить слово, которое вызывает трудности.

    Союзное слово можно заменить другим союзным словом. Союзы же можно заменить только другими союзами, да и то не всегда.

    Он увидел, что на столе стоят розы. Чем можно заменить что? Ничем. Перед нами союз.

    Он увидел розы, что стояли на столе. Что можно заменить на которые. А ведь которые − это совершенно точно союзное слово. Значит, что – это тоже союзное слово.

    Совет пятый. Добавьте к слову, которое вызывает трудности, же или именно. И посмотрите, как себя поведет слово.

     А рядом с союзом эти слова будут выглядеть чужеродно.

    Я радуюсь, когда у моих друзей все в порядке. Когда же у моих друзей все в порядке? Не звучит. Перед нами союз.

    Я спросил, когда ты закончишь задание. Я спросил – когда именно ты закончишь задание. Или – когда же ты закончишь задание. Перед нами союзное слово, поскольку можно подставить же и именно.

    Что же нам требуется запомнить?

    Части в сложноподчинённых предложениях могут соединяться при помощи союзов и союзных слов.

    videouroki.net

    Отличия союзов от союзных слов

    Сегодня мы…

    ·                   Вспомним, при помощи его соединяются части в сложноподчинённых предложениях.

    ·                   Выясним, как определить, союз перед нами или союзное слово.

    ·                   Поразмышляем, зачем нам нужно отличать союзы от союзных слов.

    На уроках русского языка мы довольно часто встречаемся со сложноподчинёнными предложениями.

    Например:

    Он торопился, потому что не хотел опоздать на урок.

    Это предложение состоит из двух частей. Первая часть главная. А за ней идёт придаточная часть. От главной части к придаточной ставится вопрос. Придаточные предложения, как мы помним, отвечают на вопросы членов предложения.

    И иногда у нас могут возникнуть проблемы со средствами связи в сложноподчинённых предложениях.

    В этих предложениях придаточная часть присоединяется к главной с помощью союза или союзного слова.

    У нас уже есть один пример. Рассмотрим ещё одно предложение.

    Он расстроился, когда опоздал на урок.

    В первом предложении средство связи – союз. Во втором предложении – союзное слово.

    Но как мы это определили?

    Подробнее посмотрим на подчинительные союзы.

    В сложноподчинённых предложениях мы можем встретиться с союзами что, как, потому что, так что, чтобы, поскольку, если, пока и так далее. Это служебные части речи, и они используются в предложении только для связи между частями.

    А что можно сказать о союзных словах?

    Куда, где, когда, откуда, как – это наречия. Такие слова, как какой, который, что, — местоимения.

    И получается, что союзные слова – это уже самостоятельные части речи, которые используются для связи в предложении. Но при этом они выполняют и другие функции. Они не утрачивают своей самостоятельности и поэтому являются членами предложения.

    Проблема состоит в том, что союзы и союзные слова похожи.

    Вот предложение:

    Мальчик так и не понял, почему ему не дают конфет.

    И сходу бывает сложно сказать – местоимение перед нами? Или союз, который образовался от местоимения? Конечно, через некоторое время мы вспомним, что перед нами на самом деле – наречие. Значит, это союзное слово.

    Но иногда догадаться бывает сложно.

    И тут возникает ещё один вопрос – зачем нам вообще отличать союз от союзного слова?

    На уроках мы довольно часто сталкиваемся с таким заданием – подчеркнуть главные и второстепенные члены в сложноподчинённом предложении. Или, например, с необходимостью выполнить морфологический разбор слов в предложении. И невозможно выполнить эти задания правильно, если мы путаем союзы с союзными словами.

    Конечно, у нас есть ещё и синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Где эти знания тоже необходимы.

    Так как быстро отличить – что перед нами?

    Посмотрим на союзные слова. Где, куда, откуда, кто, почему, зачем, сколько, какой, который, чей. Эти слова союзами быть не могут. Так что мы просто можем выучить их и действовать по принципу: если слово к этому списку не относится – перед нами скорее всего союз.

    А ещё эти слова можно встретить в простых предложениях.

    И после них так и хочется поставить вопросительный знак!

    Именно вопрос может помочь нам запомнить союзные слова.

    И игра в вопросы – это один из способов, который позволяет различить союзные слова с союзами.

    Мы не поняли, откуда взялись звуки.

    Отсекаем придаточную часть. И пробуем сделать из неё вопрос: а откуда неслись звуки?

    Вопрос звучит нормально. Значит, перед нами союзное слово.

    Вот другой пример.

    Лектор остановился, чтобы передохнуть.

    Выделяем придаточную часть.

    Пробуем сделать из неё вопрос: а чтобы передохнуть?

    Вопрос звучит ущербно, неполно и несамостоятельно.

    Значит, перед нами союз.

    Но есть особые слова, с которыми и возникают обычно проблемы.

    Это слова что, как и когда.

    Они в некоторых предложениях могут быть союзами, а в некоторых – союзными словами.

    Ведь именно от самостоятельных союзных слов образовались омонимичные им союзы. И теперь нам предстоит отличать слова-омонимы.

    Мы можем попробовать сыграть в вопросы.

    Я знаю, что вы будете делать завтра. Выделяем придаточную часть, пробуем поставить вопрос. А что вы будете делать завтра? Вопрос нормальный, перед нами союзное слово.

    Вы рассказали, что собираетесь заняться йогой. Мы выделяем придаточную часть – и сразу же заметно, что вопрос тут поставить невозможно. Значит, перед нами союз.

    Они пойдут по тропинке, что огибает лес. Выделяем придаточное. А что огибает лес? Вопрос поставлен, но звучит он достаточно странно.

    Перед нам действительно союзное слово.

    Но вопросы можно поставить не всегда, у нас могут возникнуть сомнения.

    Так что нужно обращать внимание на другие приметы. Например, на логическое ударение. На союзное слово логическое ударение будет падать. Например:

    Не представляю, как можно жить без телефона.

    Вы не подскажете, когда отходит поезд со второй платформы?

    Что ты собираешься дарить сестре, мне хотелось бы знать.

    Во всех случаях мы можем просто прокричать союзное слово.

    Вы не подскажете, КОГДА отходит поезд?

    И так далее.

    А вот на союз логическое ударение не падает. Например.

    Я увидел, как чёрная машина скрылась за углом.

    Когда облетят последние листья, мы вернёмся в город.

    Нужно помнить, что даже безобидный хомяк может оказаться опасным.

    Во всех случаях союзы мы произносим быстро, не выделяя голосом.

    Иногда роль союза настолько незначительна, что его вообще можно выбросить из предложения. Посмотрим на предложения.

    Он вдруг почувствовал, как по спине бегут холодные мурашки. Мы можем просто поставить двоеточие и убрать союз.

    Когда я позвоню тебе, возьми трубку, пожалуйста. А здесь мы можем поставить тире между частями – и союз не понадобится.

    Учитель сказал, что завтра состоится родительское собрание. Это предложение, как и другие, мы легко можем переделать в бессоюзное предложение.

    А вот союзное слово из предложения не удаляется.

    Скажите мне, как вы собираетесь выходить из этой ситуации? Кажется, что мы можем здесь удалить наречие как. Но на самом деле это изменит значение всего предложения.

    Я не представляю, когда мы можем встретиться. Здесь невозможно удалить союзное слово.

    Взгляд её упал на картину, что висела на стене. И здесь невозможно удалить союзное слово.

    Мы можем также мысленно разобрать предложение на члены. Потому что союзные слова являются членами предложения.

    Никто так и не понял, как они нашли клад. Здесь союзное слово – обстоятельство.

    Кто знает, когда ещё выпадет такой шанс. Здесь наречие тоже будет обстоятельством.

    Что они рассказали, ты можешь передать? Здесь союзное слово – дополнение.  

    А вот союзы членами предложения не являются. Посмотрим на примеры:

    Не успел никто глазом моргнуть, как ребят уже и след простыл.

    Старуха, когда мы вошли, торопливо подхватилась с места.

    Команда была твёрдо уверена, что нужно тренироваться дальше.

    Здесь выделенные слова – не члены предложения.

    Этот способ не очень удобен, ведь у нас не всегда есть время, чтобы мысленно представить – является ли слово членом предложения.

    Так что легче прибегнуть к следующему способу – вставка слов.

    Мы можем подставить к союзным словам частицы же или именно.

    Сегодня мы выясним, как преступнику удалось сбежать. Можно подставить же или именно.

    Уточните, пожалуйста, когда мне следует с вами связаться. Когда именно мне следует связаться.

    Никто не может представить, что творится в душе у поэта. Что же творится в душе у поэта.  

    А вот после союзов такие слова вставить нельзя.

    Например.

    Они не переставали верить, как верят во всё отчаявшиеся люди. Как же верят во всё люди? Нет.

    Когда Виктор наконец поверил в свои силы, задача вдруг поддалась ему. Когда именно Виктор поверил? Тоже нет.

    Я слышал, что у вас намечается праздник? И здесь после что нельзя вставить же или именно.

    Есть и ещё один способ – мы можем попробовать заменить союзное слово другим местоимением или наречием.

    День, когда мы встретились, будет лучшим днём в моей жизни. Здесь можно сказать – в который мы встретились.

    Этот способ можно использовать не всегда.

    Знаете ли вы, где обитали динозавры? Здесь можно сказать – там обитали динозавры.

    Самое полезное в этом способе – замена союзного слова что.

    Юноша не отводил взгляд от фигуры, что появилась в дверном проёме. Здесь что можно заменить на которая.

    Если что можно заменить на который – это сразу же союзное слово.

    Итак, как мы можем различать союзные слова и союзы в сложноподчинённых предложениях?

    Придаточное с союзным словом можно переделать в вопрос. А придаточное с союзом нельзя.

    На союзные слова падает логическое ударение. А на союзы не падает.

    Союзные слова являются членами предложения. А союзы не являются.

    К союзным словам можно подставить частицы же, именно. А к союзам нельзя.

    Но союзные слова нельзя удалить из предложения. А союзы иногда можно.

    videouroki.net

    употребление в сложноподчиненных и сложносочиненных конструкциях, примеры

    Союзы и союзные слова

    Союзы и союзные словаСложное предложение состоит из двух и более грамматических основ, связанных между собой по смыслу и интонационно. Союз в русском языке — это служебная часть речи, необходимая для того чтобы связать части конструкции в составе сложной конструкции и однородные члены. Союзные слова отвечают за синтаксические связи в словоформах и предложениях.

    Вконтакте

    Facebook

    Twitter

    Google+

    Мой мир

    Союзы и союзные слова в сложных конструкциях

    Особенность этой части речи состоит в том, что она никак не связана с грамматической формой соединяемых ею слов. То есть один и тот же союз может связывать как существительные, так и другие части речи (глаголы, прилагательные, наречия и т. д.). Важно, чтобы смысл при этом не утратился.

    Это интересно: составное именное сказуемое и его примеры.

    Сложные конструкции бывают:

    1.Союзные:

    • сложносочиненные — это простые предложения, связанные сочинительным союзом и интонацией. Простые в составе сложного независимы друг от друга. (Например, наступила зима и дети начали лепить снеговиков.)
    • сложноподчиненные — это простые предложения, связанные подчинительным союзом или союзными словами. В такой синтаксической конструкции одно простое является придаточным, то есть зависимым от главного. Пример: когда встало солнце, мы пошли на улицу.

    2. Бессоюзные — это простые конструкции, которые связываются между собой по смыслу только интонацией. Пример: Луна светит ночью, солнце греет днем.

    Это интересно: слова с суффиксом -изн-, значение и происхождение.

    Употребление в сложноподчиненном предложении

    Союзы в сложноподчиненных предложениях

    Союзы в сложноподчиненных предложенияхВажной особенностью сложноподчиненной конструкции является наличие основной и вспомогательной грамматических основ. Между собой они соединяются подчинительными союзами и союзными словами. Придаточных частей может быть несколько, они подчиняются главному и отвечают на вопросы главных членов (кто, что, что делает и т. д.). Между собой эти грамматические основы разделяются запятыми.

    Что касается строения сложноподчиненной синтаксической конструкции, то оно имеет три возможных варианта:

    • Придаточное предложение перед главным. (Пока продолжается урок, все должны быть в кабинете).
    • Придаточное в середине главного. (Ученики сидели в кабинете, когда вошел учитель, и читали книги).
    • Придаточное в конце главного. (Все должны быть в кабинете, пока продолжается урок).

    Подчинительные союзы делятся на простые и составные.

    Это интересно: Что такое деепричастный оборот? Примеры употребления.

    К простым можно отнести: что, чтобы, когда, пока, если и т. д.

    Составные состоят из нескольких частей. Например, как будто, потому что, так как, с тех пор как и т.д.

    К союзным словам относятся: который, какой, кто, куда, когда, как и т. д. Они, в отличие от союзов, являются членами предложения, но задачу те и другие выполняют одну — присоединяют придаточное предложение к главному либо к другому придаточному.

    Сложноподчиненные предложения бывают с несколькими придаточными. Различают три типа:

    • с однородным подчинением;
    • с неоднородным, т.е. параллельным подчинением;
    • с последовательным подчинением

    Три типа сложноподчененных предложений

    Три типа сложноподчененных предложенийКонструкции с однородным подчинением относятся к одному и тому же главному предложению, отвечают на одни и те же вопросы и связаны сочинительными союзами или бессоюзно. Пример: Учительница огорчилась, что урок был сорван, что ученики не сдали контрольную, что все пошло не так. Все эти придаточные связаны с главным, отвечают на один и тот же вопрос и связаны одним и тем же союзом что. И являются вспомогательными одного вида.

    Конструкции с параллельным подчинением, так же как и предыдущие относятся к главному предложению, но отвечают на совершенно разные вопросы. Это придаточные разного типа. Пример: Если прочитать произведение целиком, то можно понять, почему герой так поступил. Оба придаточных относятся к главному — можно понять, но первое отвечает на вопрос (при каком условии?), а второе на вопрос что. Соответственно отвечают на разного рода вопросы. Это придаточные разного вида, относящиеся к одному и тому же главному предложению.

    Это интересно: перифраза — примеры из литературы и разговорной речи.

    Конструкции с последовательным подчинением отличаются от предыдущих тем, что в них лишь одно придаточное зависит от главного. Из этого следует, что первое придаточное будет главным для следующего. Пример: Мама стояла на крыльце и смотрела, как Маша прыгала через лужу, которая все больше увеличивалась.

    Что касается знаков препинания, то придаточное предложение от главного отделяют запятой. Если оно находится в середине предложения, то с двух сторон выделяется запятыми. Также данные конструкции между собой разделяются запятыми.

    Примеры подчинительных союзов: в связи с тем что, так как, поскольку, потому что, оттого что, чтобы, когда, как только, как если, как будто, словно, точно, несмотря на то что и т. д.

    Это интересно: «зарубить на носу» — значение фразеологизма.

    Особенности сложносочиненной связи

    Сложносочиненные конструкции делятся на три группы, приведенные ниже в таблице 1.

    Таблица 1

    Соединительные Противительные Разделительные
    и, да (=и), ни…ни, и…и, не только…но и, как… так и, тоже,также. а, но, да (=но), зато, однако. или, либо, или…или, либо…либо, то…то, не то…не то.

    obrazovanie.guru

    План-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме: Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.

    Литвинова Н.А. учитель русского языка и литературы

    МОУ СОШ № 42  г.Комсомольска-на-Амуре

    Подчинительные союзы и союзные слова

    в сложноподчиненном предложении.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Ожидаемый результат:

    1. Личностный: формирование и развитие учебно-познавательного интереса учащихся  к новому учебному материалу.
    2. Метапредметный:
    1. умение ставить учебные и познавательные цели и задачи;
    2. умение выделять основную мысль текста;
    3. умение делать умозаключения, выводы на основе аргументации;
    4. сформированность внутреннего умственного плана действия;
    5. адекватное  и критическое оценивание учащимися самих себя и одноклассников  в учебной деятельности;
    6. адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.
    1. Предметный:
    1. знание особенностей подчинительных союзов и союзных слов в сложноподчиненном предложении;
    2. умение различать подчинительные союзы и союзные слова;
    3. конструирование сложноподчиненных предложений;
    4. уместное использование учащимися сложноподчиненных предложений в  речи.

    Цель: Осознание учащимися практической значимости  материала по теме «Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении»  и ценности совместной деятельности; обеспечение  развития  у учащихся умений ставить учебные и познавательные цели и задачи, выделять основную мысль текста, делать умозаключения, выводы на основе аргументации, отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной  и внутренней речи; содействие развитию умений  критически оценивать самих себя и одноклассников  в учебной деятельности, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению понятия подчинительного союза и союзного  слова в сложноподчиненном предложении.

    Задачи:

    1. Научить учащихся определять цели познавательной деятельности;
    2. Научить выделять основную мысль текста, делать умозаключения, выводы на основе аргументации;
    3. Научить отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной  и внутренней речи;
    4. Содействовать развитию умений  критически оценивать самих себя и одноклассников  в учебной деятельности, использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
    5. Помочь учащимся осознать особенности подчинительных союзов и союзных слов в сложноподчиненном предложении;
    6. Научить различать подчинительные союзы и союзные слова, конструировать сложноподчиненные предложения;
    7. Научить уместному использованию учащимися сложноподчиненных предложений в  речи.

    Оборудование: компьютер, проектор.

    Ход урока.

    I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Проверка Д\З.

    Цель: Выработка  у учащихся на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

    Предварительное домашнее задание: упр.93. (Учебник русского языка. 9 класс. Под ред. М.М.Разумовской). Выразительно прочитать текст, озаглавить его. Выписать СПП, обозначить грамматические основы, определить структуру этих предложений, составить вертикальную и горизонтальную схемы.

    У детей в нашей стране много любимых героев сказок. Один из самых известных – Дед Мороз. С ним дети знакомятся по устным рассказам, по книгам, по художественным фильмам, по телевизионным передачам. А многие маленькие дети верят, что именно Дед Мороз принес им в новогоднюю ночь подарок и положил его под празднично украшенную елку. Откуда же пришел этот симпатичный и добрый герой – Дед Мороз, старик с белой бородой, повелитель снегов, холодов и метелей, живущий где-то в лесу со своей внучкой Снегурочкой?

    Сам обычай наряжать новогоднюю ель в том виде, в каком он существует сейчас в нашей стране, сравнительно молод. Обычай этот пришел к нам из Германии после того, как Петр I повелел отмечать начало нового года не 1 сентября, как это существовало у русских с 1492 года, а 1 января. а еще раньше Древняя Русь праздновала приход нового года 1 марта – как приход весны. Постепенно с новым обычаем наряжать елку стал связывать и образ Деда Мороза.

    1.- Определите тему текста домашнего упражнения (история  возникновения Деда Мороза в России). Как вы озаглавили текст?

    Слайд 1

    — Готовимся к ГИА — А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему Дед Мороз любим детворой?»

    А) Он ввел обычай наряжать новогоднюю ель.

    В) Дед Мороз приносит детям в новогоднюю ночь подарок.

    С) Дед Мороз – герой устных рассказов, сказок, художественных фильмов, телевизионных передач.

    2. Прочитайте выписанные СПП. Слайд 2 Докажите, что это СПП. (состоит из двух частей, представляющих собой тесное смысловое и грамматическое единство, главной и придаточной. Части связаны при помощи подчинительных союзов или союзных слов) Сравните  составленные дома схемы с образцами (1 ученик работает у доски).

    1) А многие ребята верят, что именно Дед Мороз принес им в новогоднюю ночь подарок и положил его под празднично украшенную ёлку.

    2. Работа с текстом.

    2) Сам обычай наряжать новогоднюю ель в том виде, в каком он существует сейчас в нашей стране, сравнительно молод.

    3) Обычай этот пришел к нам из Германии после того, как Петр I повелел отмечать начало нового года не 1 сентября, как это существовало у русских с 1492 года, а с 1 января.

    II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Выявление места и причины затруднений.

    Цель: Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, организация анализа учащимися возникшей ситуации и выявление места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

    — Доказывая, что предложения из домашней работы сложноподчиненные, вы сказали, что части связываются подчинительными союзами или союзными словами. Если бы сейчас вам предложили задание определить, чем является выделенные слова в этих предложениях — союзами или союзными словами,- смогли бы вы успешно выполнить  это задание? (Нет) 

    — Почему? (Не знаем, что такое союзные слова)

    — Какова  будет тема урока? Слайд 3 (Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении).  

    — Чему вы хотите научиться на уроке? (Научимся отличать подчинительные союзы и союзные слова)

    III. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта.

    Цель: построение проекта выхода из затруднения,  выбор способа и средств его реализации, построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

    1. Исследование. По ходу работы заполняется таблица «Отличие союза от союзного слова».

    Слайд 4

    Подчинительный союз

    Союзное слово

    …..

    (относительные местоимения, местоименные наречия)

    1. Можно изъять из предложения: смысл предложения не изменится.

    1. Можно поставить вопрос, является членом предложения.

    2. Можно заменить контекстным союзом-синонимом.

    2. Можно заменить словом самостоятельной части речи, словом(-ами) из главной части предложения.

    3. Не может быть выделен логическим ударением

    3. Произносится с ударением.

    — Как вы думаете, с чего можно начать исследование, предмет которого – союз и союзное слово? ( С известного. Мы знаем, что такое союз).

    — Что мы знаем о союзе? ( Служебная часть речи, которая связывает о/ч или части сложного предложения. Союз не имеет морфологических признаков, он может быть простым или составным,  с т.з .словообразования – производным или непроизводным. Союз не выполняет самостоятельной синтаксической функции)

    — Давайте попробуем воспользоваться информацией о том, что союз не является членом предложения.  Он  входит в смысловую структуру предложения? (Нет). Его можно без ущерба для смысла изъять из предложения? (Да) Давайте попробуем изъять средство связи в 1 СПП из домашнего текста.

    Слайды 5-10 А многие ребята верят: именно Дед Мороз принес им в новогоднюю ночь подарок и положил его под празднично украшенную ёлку.

    — Можно ли заменить слово что заменить синонимичным будто? (Да)

    — Еще раз прочитайте предложение, понаблюдайте, падает ли на слово логическое ударение, или слово произносится бегло.

    — Какой вывод мы можем сделать на данном этапе?

    — Давайте разбираться, что такое союзное слово. Как вы думаете, почему лингвисты назвали слово союзным? (Оно как и союз связывает части сложного предложения)

    — Посмотрите на выделенные слова в предложениях: Слайды 11-16  Который час? Кто первый?

    Откуда приехали? Определите часть речи (вопросительные местоимения и местоименное наречие).

    — Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи, местоимениям и наречию? (Да)

    — Поработаем с предложением 2 из Д/З. Сам обычай наряжать новогоднюю ель в том виде, в каком он существует сейчас в нашей стране, сравнительно молод.

    — Можно задать вопрос к выделенному слову?

    — Можно заменить  словом(-ами) из главной части предложения?

    — Произносится с ударением?

    — К какому мы пришли выводу?

    — Как отличить подчинительный союз от союзного слова?

    IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 

    Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

    1. Работа по учебнику, проговаривание списка наиболее употребительных союзов и союзных слов. (стр. 71)

    — Внимательно рассмотрите таблицу, прочитайте наиболее употребительные союзы и союзные слова. Что интересного вы заметили? (Некоторые слова могут быть как союзом, так и союзным словом).

    — Умение отличать подчинительные союзы и союзные слова нам необходимо? (Да, его практическая значимость очевидна)

    2. Слайд 17 Устно определите средства связи придаточного предложения с главным.

    1. Новый год – это праздник, который нравится взрослым и детям.
    2. В доме, где стоит наряженная елка, царит радость и веселье.
    3. Все ждут чуда, когда часы бьют двенадцать.
    4. Если очень захотеть, то загаданное в новогоднюю ночь обязательно исполнится.
    5. Как встретишь Новый год, так его и проведешь.

    V.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Цель: самостоятельное закрепление нового способа действия и исполнительская рефлексия  достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

    1. Слайд 18 Составьте  4 сложноподчиненных предложений, соотнося главную и придаточную часть, используя предложенные средства связи. Укажите, чем является средство связи — союзом или союзным словом.

    Самопроверка по эталону Слайд 19:

    1.3.  Если (с.) вы хотите понравиться людям, почаще улыбайтесь.

    2.4.  Дарите  такие подарки, которые(с.сл.) поднимают настроение.

    3.1.  Искренне говорите родным о том, как (с.сл.) вы их любите.

    4. 2. Когда (с.) сделаешь  чудо своими руками, станешь счастливее.

    VI. Включение нового материала в систему знаний.

    Цель: повторение и закрепление ранее изученного, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

    Слайд 20 — Выполните синтаксический разбор сложноподчиненного предложения: Волшебна новогодняя ночь, ожидание которой озарено надеждой  исполнения мечты. (Повеств., невоскл., гл. часть — №1, придат. — №2, части соединены союзным словом которой).

    — Какое пунктуационное правило можно проиллюстировать данным предложением? (Между частями СПП ставится  запятая).

    VII. Рефлексия УД на уроке.

     Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

    1.Слайд 21 – Что мы сегодня делали на уроке? Вы удовлетворены своей работой? Какие практические умения приобрели? Где они (умения) могут вам пригодиться?

    2. Домашнее задание. п.12, стр. 70-72 упр. 91.

    nsportal.ru

    Урок по русскому языку на тему «Союзы и союзные слова в СПП» (9 класс)

    Конспект урока «Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении»

       Цель урока:   узнать о средствах связи в сложноподчинённых предложениях, чем отличаются союзы от союзных слов.

    Ход урока.

    1. Орфоэпическая разминка.

    2.  Подчинительные союзы являются средством связи частей в сложноподчиненном предложении.

    Вот два простых предложения. Мы собирались тщательно. Не хотели что-нибудь забыть.

    При помощи союза из них можно сделать сложноподчиненное предложение. Мы собирались тщательно, потому что не хотели что-нибудь забыть.

    Подчинительные союзы членами сложноподчиненного предложения не являются.

    Ты получишь плохую отметку, если не будешь слушать. Связь частей в сложноподчиненном предложении осуществляется при помощи условного союза если. Это не член предложения.

    Как прекрасна река, когда лёд сверкает под солнцемКогда – это временной союз, и он не является членом предложения.

    В автобусе я стоял, так как все места были занятыТак как – это причинный союз, и он не является членом предложения.

    Мы знаем, что подчинительные союзы бывают простыми и составными. Например, когда, лишь, чтобы, если – это простые союзы, они состоят из одного слова. А лишь только, потому что, если бы, несмотря на то что – это составные союзы, они состоят из двух или более слов.

    Части некоторых составных союзов могут находиться в разных частях сложноподчиненного предложения.

    Если ты будешь постоянно хмуриться, то добра от окружающих не жди. В союзеесли… то – две части, одна стоит в начале придаточного предложения, вторая – в начале главного.

    Когда падают листья, то невольно хочется это нарисовать. В союзе когда… то – две части, одна стоит в начале придаточного предложения, вторая – в начале главного.

    1. Мы говорили о подчинительных союзах. Но при образовании сложноподчиненных предложений мы не всегда пользуемся подчинительными союзами.

    Например, нам хочется сделать сложноподчиненное предложение из двух простых: Я не представляю и Куда пропал мой пенал.

    Нужен ли тут какой-то союз?

    Кажется, достаточно просто слить два предложения воедино:

    Я не представляю, куда пропал мой пенал. Наречие куда отлично справилось с функцией союза в сложноподчиненном предложении.

    Это наречие будет являться союзным словом.

    Союзные слова принадлежат к самостоятельным частям речи, но в сложноподчиненных предложениях могут выступать в роли союзов.

    Чаще всего союзными словами бывают относительные местоимения – такие, как кто, что, каждый, какой, который, чей, сколько и т. д.

    А также наречия: где, куда, откуда, когда, зачем, как и т. д.

    Союзные слова являются членами предложения.

    Наконец мы увидели писателя, о котором столько слышали. Местоимение о котором замещает во второй части сложноподчиненного предложения слово о писателе. Значит, это дополнение.

    Он захотел рассмотреть вазу, что стояла в углу. Местоимение что замещает слово «ваза» и является подлежащим.

    Мы не знаем, откуда у нас взялось чувство юмора.  Откуда – наречие, которое является обстоятельством.

    Союзы и союзные слова могут быть омонимами.

    То есть, они одинаково пишутся и произносятся, но имеют разные свойства.

    Чтокак и когда – три этих слова могут быть и союзами, и союзными словами.

    Как же различить союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении?

    Совет первый. Если вы хотите узнать – союз перед вами или союзное слово — расчлените!

    Да, да. Разберите сложноподчиненное предложение буквально на части. То есть, по членам предложения, конечно.

    Союзное слово является членом предложения. А союз – не является.

    Я увидел, как мальчик разбил окно.

    Как в данном случае – союз, не член предложения.

    Я не знаю, как мне поступить.

    Поступить – какКак – союзное слово, в предложении является обстоятельством.

    Совет второй. Уберите!

    Попытайтесь убрать спорное слово из предложения. С союзом это обычно получается. А вот удалить союзное слово из предложения нельзя.

    Я думаю, что маме нужно подарить книгу. Без что значение предложение не изменится. Я думаю, маме нужно подарить книгу. Значит, что – это союз, его можно удалить.

    Я решаю, что подарить маме. Мы не можем удалить из предложения что: смысл изменится. Значит, перед нами союзное слово, которое нельзя удалить.

    Совет третий. Ударьте слово, которое вызывает сомнения!

    Используйте логическое ударение.

    Логическое ударение может падать только на союзное слово. А на союз – не может.

    Я услышал, как ты зовешь меня. Как – это союз, логическое ударение на него не падает.

    Ответь мне, КАК ты там очутился? Логическое ударение падает на союзное слово.

    Совет четвёртый. Попытайтесь заменить слово, которое вызывает трудности.

    Союзное слово можно заменить другим союзным словом. Союзы же можно заменить только другими союзами, да и то не всегда.

    Он увидел, что на столе стоят розы. Чем можно заменить что? Ничем. Перед нами союз.

    Он увидел розы, что стояли на столе. Что можно заменить на которые. А ведькоторые − это совершенно точно союзное слово. Значит, что – это тоже союзное слово.

    Совет пятый. Добавьте к слову, которое вызывает трудности, же или именно. И посмотрите, как себя поведет слово.

     А рядом с союзом эти слова будут выглядеть чужеродно.

    Я радуюсь, когда у моих друзей все в порядке. Когда же у моих друзей все в порядке? Не звучит. Перед нами союз.

    Я спросил, когда ты закончишь задание. Я спросил – когда именно ты закончишь задание. Или – когда же ты закончишь задание. Перед нами союзное слово, поскольку можно подставить же и именно.

    Что же нам требуется запомнить?

    Части в сложноподчинённых предложениях могут соединяться при помощи союзов и союзных слов.

    4. Работа с учебником П.224 № 90 (пис.)

    Д/З П.224, № 100

    infourok.ru

    План-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме: Урок по теме «Сложноподчиненные предложения. Подчинительные союзы и союзные слова в СПП».

    Урок

    Слайд 1

    Сложноподчинённые предложения.

    Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.

            Цели урока: 

    • углубить знания о строении СПП  и постановке знаков препинания в нем;
    • проанализировать типичные задания ГИА части В;
    • развивать  умения находить главное и придаточное предложения и устанавливать смысловое отношение между ними с помощью вопроса;
    • научить различать союзы и союзные слова в СПП, совершенствовать пунктуационные навыки;
    • развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
    • воспитывать у обучающихся уважительное отношение к урокам русского языка.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Объявление темы и целей урока.

    Слайд 2

    II. Словарно – орфографическая  работа.

    (Учащиеся по цепочке комментируют правописание слов с различными видами орфограмм).

    — Правописание каких  орфограмм  мы повторяли?

    Слайд 3

    III. Работа по теме урока.

    1. Актуализация ранее изученного материала о сложном предложении.

    —  Какие предложения называются сложными?

    – Что вам известно о ССП?

    — Что вам известно о СПП?

    – Какими средствами связываются главное и придаточное предложения? (Подчинительными союзами и союзными словами.)

    – Что можно сказать о пунктуации в СПП?

    – Какие подчинительные союзы вы знаете? (Записываются союзы на доске)

    – Какие союзные слова вам известны?

    Слайды  4, 5

    1. Задание.

    Глядя на предложенные на экране схемы, определите вид сложных предложений.

    1. Запись предложений.

    Мы не видели, как ученики подошли к школе.

    Я не знаю, как пройти к остановке.

    – Чем связаны предложения? (Словом как.)

    – В каком предложении на слово как падает логическое ударение?

    – Уберите из предложений слово как, какое предложение потеряло смысл?

    – Попробуем заменить как на другое слово (Мы не видели, что ученики подошли к школе.)

    (По ходу работы делается запись на доске.)

    — Какие различия союзов и союзных слов вы знаете?

    Слайд  6

    Слайд  7

    Вывод:

    Союз

    1. Можно убрать из предложения.

    2. Можно заменить другим союзом.

    3. Не является членом предложения.

    Союзное слово

    1. Является членом предложения

    2. Падает логическое ударение.

    1. Закрепление материала

    Слайд  8

    4.1. Проанализируйте предложения, постройте схемы.

    Я верил, что мы достигнем цели. Мы ушли, когда на улице уже стемнело. Чтобы не проиграть ответный матч, команда должна усиленно тренироваться. (Несколько человек у доски).

    Слайд  9

    4.2. Перестройте простое предложение в сложное так, чтобы смысл остался неизменным.

     Ребята с восхищением наблюдали за работой сложных машин. – Ребята с восхищением наблюдали, как работают сложные машины. Слайд 10 (ПРОВЕРКА)

    Слайды 11,12, 13, 14

        5.   Тестовые задания (учащиеся самостоятельно выполняют задания с последующей проверкой).

       В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?


          Вечером на веранде мы стали разбирать книги (1) среди (2) которых были любимые мною произведения Дюма, Грина, Скотта (3) а также (4) труды по философии и искусству.

    а) 1, 2, 3

          б) 1,2,3,4

          в) 1,3

          г) 2,3

     

        В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?


          Многие путешественники (1) после долгого похода (2) во время (3) которого они бывают лишены многих удобств (4) испытывают приятное чувство отдыха в городской квартире.

          а) 2, 4 

          б) 1, 2, 3, 4

          в) 1, 2, 3

          г) 1, 3, 4

     

       В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

     

    а) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна.

    б) Теперь особенно было заметно, как он высок ростом, подтянут и широк в плечах.

    в) Чаще всего я возвращался, конечно, туда, где сидела девушка.

    г) Князь Андрей подошел, погладил ее по голове и спросил отдохнула ли она от дороги.

     

        В каком случае на месте пропуска нужна запятая?

     

    а) По мере того__ как приближалось время отъезда, мне становилось все грустнее.

    б) С тех пор как я расстался с деревней__ это раздолье не переставало сниться мне.

    в) В лесу было тихо, несмотря на то__  что солнце уже поднялось.

     г) Коли ты__ в самом деле__ желаешь мне добра, так отпусти в Оренбург.

     

    1. Тренировочные  упражнения.

    Слайд 15

      Спишите сложноподчиненные предложения, вставив необходимый по смыслу простой союз или союзное слово. Расставьте знаки препинания.

    1. Известно__ в первый период своего творческого пути Пушкин был любим соотечественниками. 2. В высшей степени важно__  дети приучались еще с юных лет работать. 3. Чувство гуманности оскорбляется__  люди не уважают в других человеческого достоинства… 4. Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать__  она так загрустила. 5. И лица их были такие измученные__  эти люди несли на себе непомерную тяжесть.

    7. Выделите главное и придаточное предложения. Обратите внимание на знаки препинания.

    Слайд 16.

    1.Было так темно, что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы (Л. Толстой). 2. Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть (Достоевский). 3. Хотя снегу не было сверху, над головой не виднелось ни одной звездочки (Л. Толстой). 4. Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-нибудь, зверь тревожно нюхал воздух (Горький). 5. Дня через три пришел ко мне Афанасий и спросил, не надо ли послать за доктором (Чехов). 6. Я зачитался до того, что, когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто это звонит и зачем (Горький).

    8. Выполнение упражнение из учебника.

    IV. Подведение итогов урока.

    – Что вы узнали о СПП?

    – Назовите средства связи в СПП?

    – Как различать союзы и союзные слова.

    Комментирование оценок.

    V. Домашнее задание.

    nsportal.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о