Способы компрессии текста для написания сжатого изложения – Конспект урока по русскому языку по теме «Основные приемы компрессии исходного текста. Практическая работа по отработке приемов компрессии текста. (Подготовка к ГИА). 9 класс

Разработка урока «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста.»

Тема: «Подготовка к сжатому изложению.

Приёмы сжатия текста»

Учитель Скромак О.В.

Цель урока: подготовка учащихся к написанию сжатого изложения публицистического текста.

Задачи урока:

1.Образовательные

а) учить верно определять тему и основную мысль исходного текста;

б) формировать умение выделять макро — и микротемы;

В) учить овладевать навыками компрессии текста.

2.Развивающие:

а) развивать умение логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание исходного текста, используя разные способы компрессии;

б ) работать над развитием речи учащихся, развивая умение выдерживать стилевое и синтаксическое единство в работе;

в) развивать навыки построения высказывания с учетом отношения автора к проблеме;

г) развивать творческие и познавательные способности учащихся.

3.Воспитательные:

а) воспитывать уважение и любовь к русскому слову;

б) воспитывать нравственные представления учащихся;

в) способствовать развитию коммуникативных УУД.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Умение пользоваться разными способами сжатия текста и на основе этого строить стройный сжатый текст, выдерживая стилевое и синтаксическое единство и речевые нормы.

Метапредметные:

-формирование ценностного отношения к русскому слову;

-воспитание интереса к предмету через развитие речи и составление собственного высказывания.

Личностные:

-формирование нравственных ценностей;

-умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.

Тип урока: урок общеметодической направленности.

Форма работы: урок-практикум с использованием презентации.

Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, устный опрос.

Оборудование:

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Целеполагание

– Сформулируйте, пожалуйста, учебную цель.

Цель нашего урока – научиться пользоваться языком, его средствами для написания сжатого изложения.

– Сегодняшний урок мы начнем с эпиграфа – слов М. Горького о роли и назначении языка. Обратите внимание на слайд.

Слайд 2. Язык – это инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть. М.Горький.

– Хорошее владение языком – инструментом – необходимо для решения многих важных задач, в том числе для успешной сдачи выпускного экзамена по русскому языку в новой форме. Одно из заданий ГИА – написание сжатого изложения – требует умения понять текст, запомнить его и грамотно изложить.


III. Актуализация знаний

Лингвистическая разминка

– Что такое изложение?

Ответ: Изложение — это письменный пересказ какого-либо текста своими словами.

Слайд 3. Изложение – это пересказ текста и передача его языковой формы, стиля автора.

– Какие виды изложения вам известны?

Ответ: подробное, сжатое

Подробное (содержание передается полностью и подробно) и сжатое (от глагола «сжать» — сократить, уменьшить в объеме).

— Какова цель сжатого изложения?

Слайд 4. Цель сжатого изложения передать содержание кратко, но сохранить то, что особенно важно для раскрытия главной мысли.

— Когда в жизни мы используем краткий пересказ?

Ответ: На уроках литературы кратко пересказываем повести, рассказы, эпизоды. Можно кратко пересказать фильм, спектакль, случай из жизни.

– Назовите главные задачи, которые стоят перед вами для успешного написания сжатого изложения.

Вспомним основные понятия.

 Что такое микрототема?

Слайд 6,7. Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.

– Какие приемы сжатия текста вы знаете?

Слайды 8,9.1. Исключение подробностей (необходимо сначала выделить главное, а затем убрать второстепенную информацию, повторы, уточняющие, поясняющие, вводные конструкции)

2. Обобщение (обобщение сходных эпизодов, явлений, действий – вычленение единичных фактов, замена их языковыми средствами обобщенной передачи)

1. Исключение:

  • исключение повторов;

  • исключение одного или нескольких синонимов;

  • исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

  • исключение фрагмента предложения;

  • исключение одного или нескольких предложений.

2.Обощение:

  • замена однородных членов обобщающим словом;

  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением со значением обобщения.

3. Упрощение:

  • слияние нескольких предложений в одно;

  • замена предложения или его части указательным местоимением;

  • замена СПП простым ;

  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

– Что должно остаться в тексте?

Слайд 10. Содержание, без которого был бы неясен или искажен авторский замысел, ключевые слова и микротемы.

IV. Отработка навыка применения приёмов сжатия.

1. Прочитайте предложение и подчеркните в нем главную информацию.

А) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

2. Прочитайте текст, сократите его. 
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово. (Д. С. Лихачёв)

3. Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов.

1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.

2. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)

V. Практическая работа. Написание сжатого изложения.

Вспомним, как мы готовимся к прослушиванию текста.

Слушаем текст, работаем с черновиком.

Какой  бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделен. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд.

В детстве посеяны семена.  Не все прорастут, не все расцветут. Но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь формирующих этот характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко.

Сжатый вариант:

Какой  бы интересной ни была жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделен. Такие утраты невосполнимы. Взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год. В детстве каждый день – открытия. Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни.

В детстве посеяны семена.  Не все прорастут. Но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и формирующих этот характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души были посеяны в детстве.

Правка текста. Применение приёмов сжатия.

VI. Рефлексия. Оценка сочинения по критериям ИК1, ИК2 (сохранение микротем, применение приёмов сжатия).

VII. Домашнее задание – закончить работу над сжатым изложением.

Урок русского языка по теме «Приемы сжатия (компрессии) текста». 9-й класс

Урок русского языка по теме «Приемы сжатия (компрессии) текста». 9-й класс

Цели урока:

1.Расширение и систематизация знаний по теме.

2.Подготовка к ГИА.

3.Развитие навыков осмысленного чтения текстов классической литературы.

4.Обучение элементам анализа стиля писателя.

5.Привитие интереса к обучению, формирование навыков исследовательской и самостоятельной работы.

Задачи урока:

1.Научить кратко и ясно излагать свои мысли; находить в тексте главное, отсекать второстепенную информацию.

2.Применять различные приемы сжатия текста.

3.Развивать навыки комплексного анализа текста.

4.Раскрыть основные функции художественной детали в поэме Гоголя “Мертвые души”.

Конспект урока:

I. Вступительное слово учителя.

Учитель:

— Ребята, прежде чем определить тему урока, мне бы хотелось задать вам ряд вопросов.

1. Что труднее писать – сочинение или изложение? Объясните почему.

3. Зачем нужно учиться писать изложения? Где это умение сейчас и впоследствии вам может пригодиться? (На экзамене, в дальнейшем пи конспектировании лекций)

4. Если бы во время слушания текста было запрещено делать записи, труднее ли вам было бы написать изложение?

5. Какое изложение писать легче – подробное или сжатое? Почему?

6.Что от вас требуется на экзамене при написании изложения? (Написать сжатое изложение, используя различные приемы сжатия)

7. Какие трудности вы испытываете при написании изложения?

(Приёмы сжатия текста)

— Исходя из заданных вопросов, попробуйте определить тему урока.

«Приемы сжатия (компрессии) текста».

— Запись темы на доске и в тетрадях.

— Каковы же наши цели и задачи? (научиться писать сжатое изложение, применяя приемы компрессии или сжатия, тем самым подготовиться к сдаче ГИА)

II. Беседа.

Учитель:

— Как вы понимаете термин “сжатое изложение”?

(Это тот же текст, что и исходный, только переданный более кратко, лаконично. Краткий пересказ исходного текста).

Учитель:

— Лаконично. Лаконичная речь. Каково значение этого выражения?

Учащиеся:

(Жители Лаконии, области Древней Греции, отличались не только суровыми нравами, но и краткостью речи. Именно от названия этой области и происходит слово “лаконично”, то есть кратко, ясно и точно).

Учитель:

— Известны ли вам другие фразеологизмы, пословицы, поговорки, афоризмы, в которых утверждается ценность краткой и ясной речи? (Слайд 2).

Учащиеся:

( “Краткость – сестра таланта” (Чехов), “Кратко да ясно, оттого и прекрасно” (пословица), “ В правдивой речи хороша и гладкость, но как прекрасна слов правдивых краткость”) (Навои).

III. Повторение изученного материала.

Учитель: (Слайд 3).

— Ребята, в известном афоризме говорится: важно вместе с водой из ванны не выплеснуть и ребенка. Как вы понимаете это выражение?

( В Англии в давние времена глава семьи мылся в ванне первым, затем шли взрослые члены семьи, и последними купались дети. К тому времени вода была настолько грязной, что в ней в самом деле можно было кого- нибудь потерять. Отсюда и происходит эта пословица.

В настоящее время используется как напоминание о том, что всегда есть опасность за деталями забыть о главном. Иными словами, отбрасывая детали, потерять суть чего – либо).

— Как его можно применить к теме нашего урока?

Учащиеся:

( При сжатии текста, убирая второстепенную информацию, трансформируя предложения, важно помнить о сохранении основной мысли автора, последовательности и логике изложения).

Учитель:

— Правильно. Сжатое изложение – это такая форма обработки информации исходного текста, при которой возникает новый текст, воспроизводящий основное содержание, композиционно-логическую структуру, стиль и тип речи оригинала. (Слайд 4).

Учитель:

— По этому же принципу разработаны и критерии оценивания изложения ГИА. (Слайд 5).

Мы с вами с ними знакомились.

Учитель:

(Слайд 6).

— Таким образом, еще при прослушивании важно определить стиль текста (научный, публицистический, художественный), тип речи (описание, повествование, но, в основном, рассуждение), количество микротем (текст-рассуждение состоит, в основном, из трех абзацев, соответствующих его структуре: тезис, доказательство с аргументами, вывод)

Следующая, не менее важная часть работы – сжатие информации. На экзамене необходимо показать свое умение пользоваться различными приемами компрессии текста.

Учитель:

— Мы с вами на прошлом уроке начали знакомиться с тремя основными приемами сжатия. Назовите их.

Учащиеся:

1) исключение второстепенной информации,

2) обобщение однородных явлений и фактов,

3) упрощение синтаксических конструкций (Слайд 7).

Учитель:

— Сегодня мы поработаем с данными приемами сжатия текста.

IV. Изучение нового материала. Отработка умений сжимать текст.

1. Учитель:

Сначала потренируемся выбирать емкие, краткие фразы и слова для выражения мысли

(Слайд 8-9):

– нельзя сказать, чтоб стар, однако ж, и не так, чтоб слишком молод – средних лет;

– озаренные тощим освещением – тускло освещенные;

– говорил с заметною скромностью – говорил скромно;

– избегал много говорить – говорил мало;

– отправился делать визиты – посетил

– сказал что-то очень лестное – польстил;

– сделал ему приглашение – пригласил;

– просил убедительно сделать ему честь своим приездом – убедительно приглашал

Учитель:

— Как можно назвать такой способ сжатия?

Учащиеся:

( Замена выражения словом или словосочетанием).

2. Работа с текстами.

— Ребята, предлагаю вам поработать с текстом. Будем учиться сокращать тексты, используя различные приемы сжатия.

1)Прием сжатия – исключение.

(Слайд 10).

Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п.

 Объектом сжатия, сокращения при реферировании может быть не только сама информация, но и языковая форма ее изложения. Иначе говоря, не сокращая мысли, можно сократить ее запись.

Запись на доске.

(Слайд 11).

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, — безнадежные люди.

(По В. И. Курбатову

Давайте вместе попробуем сократить данный текст, сохраняя основное содержание, композиционно-логическую структуру, стиль и тип речи оригинала. (Записываем полученный текст в тетрадь).

Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, — безнадёжные люди.

— Таким образом, мы получили с вами сжатый текст.

— Работаем парами. У вас на столах листы – приложения.

Берем приложение 1.

1)Прочитайте текст, примените прием сжатия – исключение синонимов в ряду однородных членов.

Что получилось?

(Слайд 12).

hello_html_m2cb5b2e6.gif

2)Еще один небольшой текст. Прочитайте, найдите поясняющие конструкции, удалите их. Прочитайте полученный текст.

(Слайд 13).

hello_html_138e1392.gif

Учитель.

— Какой прием мы с вами использовали при работе с данными текстами?

(прием исключения)

(Слайд 14).

II. Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов. В этом случае вы должны сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами.

1) -Итак, прочитаем текст, постараемся подобрать языковую форму обобщенной передачи значения текста.

Что у нас вышло?

(Слайд 15).

 

hello_html_2ee45e34.gif

2) — Работаем со следующим текстом. Сначала найдите в тексте эти однородные частные факты, вычлените в них общее, а затем подберите языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулируйте мысль своими словами.

(Слайд 16).

Читаем, что получилось?

hello_html_m86f9f08.gif

3) — Внимательно читаем текст. Заменим простые предложения сложными. Все работают самостоятельно. (Слайд 17).

hello_html_28944c8e.gif

. (Слайд 18).

III. Упрощение (Упростить содержание абзаца текста; трансформировать сложные предложения в простые.)

 Упрощение:

разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

замена сложноподчинённого предложения простым.

перевод диалога или прямой речи в косвенную;

замена фрагмента текста синонимичным выражением.

формулирование мысли своими словами.

1) — Прочитайте внимательно предложение, попытайтесь сократить количество структурных частей сложного предложения.

(Слайд 19).

hello_html_1bf80348.gif

(Слайд 20).

hello_html_m7297f5b3.gif

Самостоятельная работа.

— Подчеркните главную информацию в тексте. (В каждом ли предложении есть такая информация?)

РАВНОВЕСИЕ В ПРИРОДЕ

Понятие равновесия распространяется на любые системы взаимодействующих элементов. Окружающая природа – сложноорганизованная система, элементами которой являются растения, животные, микроорганизмы, почва, вода, воздух…

Примеров нарушения природного равновесия сложно привести много. Вот как обернулось неожиданное прибытие в Америку, полутропический штат Флорида, трёх африканских улиток.

Вернувшись домой после летнего путешествия с матерью, пятилетний мальчик вынул из чемодана трёх симпатичных и очень больших улиток. Мать заставила сына немедленно выбросить за окно «эту гадость».

Мать и сын, конечно, не знали, кому они дали свободу. Не прошло и года, как улитки съели зелёные окрестности Майами. Они ели траву, цветы на клумбах, бурьян, кору деревьев и даже штукатурку домов (нужен был материал для строительства панциря). За год три улитки дали миллиардное потомство, заставив людей ударить в набат. Улиток травят, собирают в корзины, но плодятся они проворнее, чем их пытаются уничтожить.

Эта улитка размером с кулак. В Восточной Африке улитка ахатина – обычное существо. Она не вызывает особого интереса и никому ничем не грозит. В Африке ахатина имеет врагов, которые не дают улиткам бесконтрольно плодиться. В Америке такого контроля не оказалось.

Обучающиеся называют, какие предложения они подчеркнули, называют, какие мысли они считают главными. Фиксируем разные ответы, разный объем сокращения.

— Прочитайте все фразы, которые вы подчеркнули. Получился ли у вас связный текст? (Нет).

Что нужно сделать с текстом, чтобы он соответствовал критериям? (Предполагаемые ответы обучающихся: «Нужно соединить некоторые предложения», «Надо использовать средства связи», «Надо добавить скрепы, связки).

Время нашего занятия подходит к концу, запишите домашнее задание:

— Написать сжатое изложение по данному тексту, указать приемы помпресии.

Итоги урока:

— Итак, ребята подведем итоги нашего урока.

— Что такое сжатое изложение?

(Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при котором исключаются подробности)

— Какие приемы сжатия текста вы сможете использовать? (исключение, обобщение, упрощение)

— Сегодня мы с вами повторили все приемы сжатия текста, попытались применить, имеющиеся у нас умения и навыки, работая с текстами.

Рефлексия.

— Вам понравился урок? Все ли то, чем мы занимались сегодня, вам понятно? Как вы думаете, эти знания и навыки вам помогут при сдаче экзамена?

Окончание урока.

Спасибо за урок!

Домашнее задание: Напишите сжатое изложение, применяя приёмы содержательной и языковой компрессии текста.

Урок русского языка в 8 классе: «Приёмы сжатия текста»

Урок русского языка в 8 классе

Тема: «Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста»

Цели урока:

  1. изучить основные приёмы сжатия (компрессии) исходного текста;

  2. продолжить работу по формированию универсальных учебных действий: планировать учебную деятельность, выбирать рациональные формы работы, кодировать учебную информацию различными способами, строить монологические высказывания на основании кратких записей, работать в группах, работать с текстом;

  3. формировать навыки поведения в общественных местах.

Оборудование: мультимедийная презентация, приложения №1, №2 , текст для сжатия, рабочие листы бумаги форматом А4. Учащиеся предварительно разделены на 3 группы, в которых назначены консультанты из числа сильных учеников.

Ход урока.

  1. Введение в проблему

Учитель: Ребята, наш век называют веком информации, как вы понимаете это? (Это значит, что очень много информации получает современный человек. Он должен много знать, быть информированным).

  • В какой форме представлена вся эта информация? (текст). Можно ли сохранить всю поступающую человеку информацию? (нет).

  • Как же поступить? (записать, зафиксировать).

  • Можно ли дословно зафиксировать получаемую информацию? (можно, но очень трудно) Что вы можете предложить? (запомнить только самое главное). Другими словами – сжать исходную информацию.

Слайд №1 Тема урока: «Обучение сжатому изложению. Приемы сжатия текста».

  • Как вы понимаете значение слова «изложение», «сжатое»? Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с приемами сжатия текста.

  • Исходя из темы урока, сформулируйте для себя учебную цель (овладеть навыками сжатия текста).

  • Может быть, вы, опираясь на жизненный опыт, подскажете мне, как же можно сократить текст? (ответы детей)

Слайд № 2

Обратите внимание, на этих листах расположен материал, который предстоит вам усвоить, он очень велик. Как бы вы организовали свою деятельность, чтобы сэкономить время и получить максимальный результат? (работать в группах).

Но прежде, чем вы получите задания, давайте выстроим единую схему, алгоритм работы с новым материалом.

  • С чего вы начинаете знакомство с новым материалом? (чтение теоретического материала).

  • Чтобы разобраться в теории, чем ее надо проиллюстрировать? (примерами)

  • Чтобы самое главное не ушло из памяти, необходимо учебный материал… (зафиксировать удобным способом).

  • Чтобы новые знания были закреплены, необходимо…(выполнить упражнения на новую тему).

  • И высшей степенью усвоения материала считается способность научить этому другого.

Этот алгоритм закреплен в памятке «Последовательность действий при изучении нового материала», можете им воспользоваться, работая в группах. Слайд №3

2. Изучение нового материала

I группа работает над «Приемом исключения подробностей при написании сжатого изложения»,

II – «Приём упрощения при написании сжатого изложения»,

III – «Приём обобщения при написании сжатого изложения».

Обратите внимание на целевую установку, данную в задании:

I группа – фиксирует учебный материал в форме плана, II группа – составляет опорную схему, III группа составляет словарную статью.

(работают 5-7 минут).

Вы изучили содержание статей, но наша цель – усвоить все три приема сжатия, поэтому при ответе товарищей Вы должны не только внимательно их слушать (слайд 5-7), но и вести записи одновременно с прослушиванием, составляя, например, обобщающую таблицу (Приложение 3).

После ответов детей слайд №8 для сравнения.

Динамическая пауза.

Вы напряженно работали, и ваши глаза нуждаются в отдыхе, я предлагаю вам немного отдохнуть и последить за снежинками, которые появятся сейчас на экране (слайд № 9-10)

3. Формирование навыка.

  • Вы систематизировали знания о приемах сжатия текста. Попробуем применить эти знания на практике. Каждая группа получает одинаковый текст, который вы должны сжать, используя все три приема (Приложение 2).

Ваша задача – прочитать текст. Сжать его, используя все три приема. Ненужную информацию можете вычеркивать карандашом. Помните! Очень важно при сжатии текста сохранить его идею.

  • Групповая работа. Учащиеся каждой группы должны составить сжатый текст и озвучить его.

  • Каждая группа представляет свой текст (по выбору учителя). При выступлении акцентировать внимание на то, какой приём при компрессии использовали в каждом абзаце (слайд 11).

4. Рефлексия.

Ребята, как вы считаете, важно ли уметь сжимать текст? Где это умение может вам пригодиться? Почему это умение проверяется на выпускном экзамене?

5. Домашнее задание.

Учитель: Какой этап в схеме действий, которая была выстроена в начале урока, мы не выполнили? (последний, 5) (слайд 12). Это будет вашим домашним заданием. Составьте 3-4 пункта рекомендаций к сжатию текста, используя материалы урока, в виде алгоритма, карточки-подсказки или памятки (слайд 13).

Учитель: Ребята, спасибо вам за активную и плодотворную работу на уроке (слайд 14).

Приложение 1.

1 группа

Работа со статьёй «Прием исключения подробностей при написании сжатого изложения».

Цель: пользуясь статьей, составьте план.

Исключение – способ сжатия текста, где исключается второстепенная информация: подробности, детали, числовые данные, авторские пояснения, отступления, подробные описания, рассуждения и т. п.. Для того чтобы это сделать, нужно сначала разделить полученную информацию на главную с точки зрения основной мысли текста и второстепенную (несущественную), а затем исключить второстепенную.

К основным языковым приемам исключения относятся:

• исключение повторов;

• исключение фрагмента предложения;

• исключение одного или нескольких синонимов;

• исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений, поясняющих конструкций, синонимов в ряду однородных членов, целых предложений, частей сложного предложения.

Пример. “Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; подушка- – то, что кладется под ухо; а вот слово “окно” не каждый свяжет со словом “око”, а ведь это родственные слова…” = “Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник – то, что находится под окном” (исключение фрагмента предложения за счет удаления однотипных примеров).

2 группа

Работа со статьёй «Приём упрощения при написании сжатого изложения».

Цель: подготовить опорную схему.

Упрощение – это способ сжатия текста, при котором большие по объему предложения упрощаются до простых предложений путем сокращения второстепенной информации, повтора мысли. Другими словами, не сокращая мысли, можно передать её в более простой языковой форме. В основе этого способа лежит упрощения: сложные, развернутые синтаксические конструкции преобразовываются и упрощаются. Этот способ основывается на явлении избыточности речи. Дело в том, что в естественной речи используется гораздо больше слов, чем необходимо для выражения определённой мысли, поэтому её можно упростить.

К основным языковым приемам упрощения относятся:

— слияние нескольких предложений в одно;

— замена предложения или его части указательным местоимением;

— замена сложноподчинённого предложения простым;

— замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Пример. “Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения”. = “В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу”. (Слияние нескольких предложений в одно.)

3 группа

Работа со статьёй «Приём обобщения при написании сжатого изложения».

Цель: выбрать главную информацию и составить словарную статью.

Обобщение – способ сжатия текста, при котором обобщается однородная информация. Другими словами, при обобщении материала сначала вычленяются единичные факты, однородные проблемы или мелкие вопросы, выделяется в них то, что их объединяет, является общим, а затем подбираются языковые средства для их обобщённой передачи.

К основным языковым приемам обобщения относятся:

— замена однородных членов обобщающим словом;

— замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением.

Пример. “На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки”. = “На лугу росли цветы”. (Замена однородных членов обобщающим словом).

Приложение 2.

Задание. Прочитать текст, сжать его, вычеркивая ненужную информацию карандашом. Указать на полях, какие способы сжатия были использованы в каждом абзаце.

Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, со старшими и младшими, как говорить и как одеваться. Но люди обычно мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.

Что же лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание «рецептов» поведения?

В основе всех хороших манер лежит одна забота – о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. Поэтому не надо чавкать, звонко класть вилку в тарелку, громко говорить за обедом. Не надо говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол – опять-таки, чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: на вас не должно быть противно смотреть.

Как видите, в так называемых хороших манерах есть глубокий смысл. И воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в них – бережное отношение к людям, к природе.

Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. А тогда манеры сами придут к вам, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применять.

(По Д.Лихачеву.)

Ключ:

ИСКЛЮЧЕНИЕ 1 абзац

Есть много книг о «хороших манерах». Но люди обычно мало черпают из этих книг.

ОБОБЩЕНИЕ. 2,3 абзац

Что лежит в основе рецептов поведения?

В основе всех хороших манер лежит одна забота – о том, чтобы человек не мешал человеку.

УПРОЩЕНИЕ. 4 абзац

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь, чавкать, громко говорить за обедом, класть локти на стол.

ИСКЛЮЧЕНИЕ + ОБОБЩЕНИЕ 5, 6 абзац

В хороших манерах есть глубокий смысл. Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим.

Основные приемы сжатия текста

Конспект урока по русскому языку по теме «Основные приемы компрессии исходного текста. Практическая работа по отработке приемов компрессии текста. (Подготовка к ГИА). 9 класс

Тема занятия: Основные приемы компрессии исходного текста. Практическая работа по отработке приемов компрессии текста. (Подготовка к ГИА).

Дата- 25.10.2017г.

Класс-9 «В»

Учитель- Дорошенко Е.В., стаж -22 г., ВК

Цель занятия:  научить писать сжатое изложение, используя различные приёмы сжатия текста.

Задачи занятия:

Образовательная:

в рамках подготовки к ГИА организовать деятельность учащихся по формированию коммуникативно-речевых умений при подготовке к написанию сжатого изложения;

формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста;

отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.

Развивающая: 

способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;

Воспитательная:

воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом, создавать условия для формирования культуры общеучебной деятельности. формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

Оборудование:  справочные тетради, схема приемов компрессии, раздаточный материал, памятка для учащихся.

Тип занятия:  занятие -практикум.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

-Сегодня на занятии мы вновь обратимся к анализу текста, будем продолжать учиться способам и приемам сжатия текста.

II. Актуализация знаний.

Учитель: — Вспомните, что такое изложение?

— Какие виды изложений мы знаем? (Подробное и сжатое)

-Что такое подробное изложение? (Максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его  композиционной и языковой особенностей)

-Какое изложение мы называем сжатым? (Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности)

Учитель: Как вы понимаете термин “сжатое изложение”?

Учащиеся: 1). Я думаю, это тот же текст, что и исходный, только переданный более кратко, лаконично. 2). Я считаю, что это краткий пересказ исходного текста.

Учитель: Лаконично. Лаконичная речь. Каково значение этого выражения?  Жители Лаконии, области Древней Греции, отличались не только суровыми нравами, но и краткостью речи. Именно от названия этой области и происходит слово “лаконично”, то есть кратко, ясно и точно.

Учитель: Известны ли вам другие фразеологизмы, пословицы, поговорки, афоризмы, в которых утверждается ценность краткой и ясной речи?

Учащиеся: “Краткость – сестра таланта” (А.П.Чехов), “Кратко да ясно, оттого и прекрасно” (пословица), “ В правдивой речи хороша и гладкость, но как прекрасна слов правдивых краткость” (Навои).

III. Повторение изученного материала.

  1. Беседа.

Учитель: Ребята, в известном афоризме говорится: важно вместе с водой из ванны не выплеснуть и ребенка. Как вы понимаете это выражение? Как его можно применить к теме нашего урока?

Учащиеся: При сжатии текста, убирая второстепенную информацию, трансформируя предложения, важно помнить о сохранении основной мысли автора, последовательности и логике изложения.

Учитель: Правильно. Сжатое изложение – это такая форма обработки информации исходного текста, при которой возникает новый текст, воспроизводящий основное содержание, композиционно-логическую структуру, стиль и тип речи оригинала

Сжатое изложение текста – это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности. Необходимо сохранить только самое главное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом.

— Обратите еще раз внимание на определения и выберите ключевые слова, которые покажут принципиальное различие между этими видами изложений.

 (Максимально полное, сохранение языковых особенностей; передача существенной информации)

— А зачем нам надо уметь сжимать текст? Потому что готовимся к ОГЭ? (Нет. Эта информация пригодится в жизни, например, при пересказе больших текстов Л. Толстого, Ф.Достоевского, М.Лермонтова, А. Пушкина и т.д.)

2. Повторение  приемов и способов сжатия текста.

 Учитель:  Вспомните, какие способы  и приемы сжатия текста мы знаем?

— Я прошу на доске соединить ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

(создается схема приемов сжатия текста учащимся)

(проверка)

ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА:

Сжатие текста — компрессия

1. Исключение:

• исключение повторов;

• исключение одного или нескольких из синонимов;

• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

• исключение фрагмента предложения;

• исключение одного или нескольких предложений.

2. Обобщение:

• замена однородных членов обобщающим наименованием;

• замена предложения или его части определительным или отрицательным

местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение:

• слияние нескольких предложений в одно;

• замена предложения или его части указательным местоимением;

• замена сложноподчинённого предложения простым;

• замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

ИЛИ 

4. И исключение, и обобщение, и упрощение.

исключение: повторов;

вводных слов

однородных членов предложения

описаний

синонимов

уточняющих и поясняющих конструкций

фрагмента предложения

цитат

обобщение однородных членов обобщающим наименованием

ряда предложений, связанных одной мыслью

местоимением с обобщающим значением

упрощение слияние нескольких предложений в одно

замена предложения или его части местоимением

замена сложного предложения простым

замена фрагмента предложения синонимичным выражением

замена прямой речи в косвенную

IV. Практическая работа учащихся на раздаточном материале. Отработка умений сжимать текст.

Учитель: Продолжим нашу работу на раздаточном материале. Возьмите карточку «Упражнение №1-5».

Упражнение №1. Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и ёмкие.

А. совершать колебания — колебаться  
прийти в соприкосновение — соприкоснуться
иметь отличие — отличаться
дать подтверждение — подтвердить
сделать отступление — отступить
привести доказательство – доказать
процесс реакции –реакция

процесс селекции –селекция

свойство упругости – упругость

Б. Трансформация предложений. Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.

для того чтобы осуществить — для осуществления;

для того чтобы изменить —

для того чтобы сообщить —

для того чтобы распределить —

для того чтобы рассмотреть —

(проверка- по цепочке)

-Какой приём сжатия вы использовали? (упрощение: замена фрагмента предложения синонимичным выражением).

Упражнение №2. Передайте сжато предложения. Сожмите их, используя один из приёмов компрессии.

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, — безнадежные люди.

Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, — безнадёжные люди

( проверка- зачитывают свои примеры)

Учитель: -Какие из приёмов компрессии вы использовали? (обобщение: замена однородных членов обобщающим наименованием; исключение: исключение второстепенной информации). 

-По упражнениям №3- 5 работаем самостоятельно, затем проверяем в классе (нужно услышать различные ответы учащихся, чтобы провести, если нужно, коррекцию ответов).

Упражнение №3. В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить обособленным определением?

 1) Есть люди, которые как-то по-особенному чувствуют природу.

2) Орешник — широколистный кустарник, который выгоняет свои стебли до высоких деревьев.

3) Уникальность произведений Васнецова заключается в его индивидуальности, которая выражает исконный дух великорусского народа.

4) Многие читатели хорошо знакомы с очерками К.Г. Паустовского, в которых человек неразрывно связан с родной природой.

Упражнение №4. Замените там, где это возможно, придаточные предложения обособленными обстоятельствами.

 1)   Когда читаешь книгу, обращайся с ней аккуратно.

2)   Мы легко найдем на географической карте любое место, если мы знаем его долготу и широту.

3)   Мы миновали крутые обвалы, так как проводник знал более удобную дорогу.

Упражнение №5. Там, где это возможно, замените сложные предложения простыми.

1)     Вскоре зрители попросили артистов, чтобы они спели что-нибудь негромко.

2)     Тех дубов, что так любил Л.Толстой, в Ясной поляне сейчас нет.

3)     Известно, что завтра будет дождь.

4)     В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.

5)     Мы расположились на отдых у белоствольной березки, что растёт у самой воды.

6)     Я уточнила, когда мне ещё прийти.

V. Практическая работа учащихся с исходным текстом. Отработка умений сжимать текст.

Учитель:  В конце урока я предлагаю вам поработать с исходным текстом изложения, применив различные приемы компрессии.

Психологический настрой.

— Перед вами исходный текст, а внизу находится пример сжатого изложения. Хочу напомнить!!!

Безусловно, важно владеть скорописью. Если что-то не запомнилось, лучше оставлять пустые места, чтобы восполнить пропуски позже. Во время пятиминутной паузы между прослушиванием аудиозаписи можно расшифровать сокращённые слова, попытаться определить микротемы.

Часто ученики ошибочно выделяют абзацы, деформируют смысл текста, вставляя то, чего не было в исходном тексте, или упускают важное и сохраняют ненужные детали.

Когда текст полностью записан, можно приступать к его сжатию. Работу нужно организовать поэтапно — с каждым абзацем отдельно. Лучше всего начать с поиска повторяющихся слов. Их мы заключаем в овалы или подчёркиваем. Потом находим однородные члены и заменяем их обобщённым понятием. Из простых предложений выстраиваем сложные, а сложные превращаем в простые, прямую речь меняем на косвенную. Исключаем причастные и деепричастные обороты, вводные слова, цитаты.

Не забываем вести счёт словам, даже таким маленьким, как союзы А, И, предлоги О, В. Подсчитываем количество слов как в каждом абзаце, так и во всём тексте целиком. Удачи вам!!!

Исходный текст. Косцы.

1 .Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё — и пели.

2.Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой мы все жили в то время, не вернётся уже  вовеки. 3.Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им.

4.Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. 5.Было предвечернее время июньского дня. 6.Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. 7. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. 8.Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут… 9. Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой — или благословенной — богом стране.  10.И они шли и пели среди её вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью.  11.И берёзовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели.

( По И.А. Бунину)

 (199 слов)

При первоначальной работе с текстом можно воспользоваться таблицей, которая наглядно покажет, как вы работали.

Для этого следует:

  • текст разделить на абзацы;

  • вычленить существенную информацию;

  • используя уже известные приемы компрессии, убрать второстепенную информацию, выстроить текст;

  • отредактировать получившийся текст, не забывая о грамматических нормах.

Ненужная информация. Исключить.

————————————————————-

3.Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им.

3. Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им.

4.Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России.

4.Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России.

5.Было предвечернее время июньского дня.

Ненужная информация. Исключить.

————————————————————-

6.Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль.

6.Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль.

7. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах.

7. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах.

8.Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут…

Ненужная информация. Исключить.

————————————————————-

9. Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой — или благословенной — богом стране.  

9. Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой — или благословенной — богом стране.  

 10.И они шли и пели среди её вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью.  

 10.И они шли и пели среди её вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью.  

11.И берёзовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели.

11.И берёзовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели.

199 слов

82 слова

Учитель: Зачитайте получившиеся тексты. Коррекция текстов. Прослушайте образец сжатого изложения.

Образец сжатого изложения:

Мы шли по большой дороге, а они косили в берёзовом лесу — и пели.

Это было давно. Они косили и пели, и весь берёзовый лес откликался им.

Кругом нас были поля. Старая большая дорога уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, где небо уже золотилось. Казалось, что нет времени в этой забытой — или благословенной — богом стране. И они шли и пели среди её вечной полевой тишины с какой-то былинной свободой. И берёзовый лес подхватывал их песню так же вольно.

Учитель:  Предлагаю вам попробовать себя в роли экспертов. Ваша задача – проанализировать предложенный пример сжатого изложения по следующим пунктам: 1) какие приемы сжатия были применены, 2) в каких фрагментах текста не использована компрессия. А также, используя критерии оценивания уровня сжатия текста, оценить эту работу по критерию ИК2 (ОГЭ стр 233).

VI. Домашнее задание.

Учитель: Выполните задания, предложенные мною (раздаются листы).

1.Выберите емкие и краткие фразы и слова для выражения мысли:
– нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтоб слишком молод – средних лет; 
– озаренные тощим освещением – тускло освещенные;
– говорил с заметною скромностью – говорил скромно;
– избегал много говорить – говорил мало;
– отправился делать визиты – посетил
– сказал что-то очень лестное – польстил;
– сделал ему приглашение – пригласил;
– просил убедительно сделать ему честь своим приездом – убедительно приглашал.

№2.Сократите текст, используя подходящие приёмы компрессии.
В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела, но они всегда были чем-то озабочены. Не будучи цыганами, вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. Блуждали по подворьям, заходили в монастыри, заглядывали в кабаки, тянулись на ярмарки. Отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками. 
( По Ф. И. Шаляпину)

(В России испокон веков были люди, которые куда-то шли. У них ничего не было, но они всегда были чем-то озабочены. Вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками).

3. Замените деепричастные обороты синонимичными придаточными предложениями.

1) Эта книга, сообщая интересные сведения о драгоценных камнях, является очень ценным пособием по минералогии.

2) Работая над подготовкой к докладу, я ежедневно посещал библиотеку.

3) Имея необходимые материалы для сочинения, ты написал бы его лучше.

4) Не получив специального музыкального образования, мой брат все-таки хорошо играл на рояле.

5) Пропустив много занятий по болезни, ученик все же смог успешно сдать экзамены.

4 Предлагаю выполнить вариант №5 ОГЭ (задание №1), страница220 .

5.  Дома я предлагаю вам попробовать себя в роли экспертов. Ваша задача – проанализировать предложенный пример сжатого изложения по следующим пунктам: 1) какие приемы сжатия были применены, 2) в каких фрагментах текста не использована компрессия. А также, используя критерии оценивания уровня сжатия текста, оценить эту работу по критерию ИК2 (ОГЭ стр 233).

Учитель: Для того чтобы успешно написать сжатое изложение, предлагаю вам ПАМЯТКУ

«Как написать сжатое изложение?». Воспользуйтесь ею при работе с текстом.

Исходный текст. О сказках

 

Сказки… как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший — плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слёзы. Они очищают. 50 слов

Бывают,  правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел  её, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут  быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди. 64 слова

Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы ещё верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей  доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и весёлые сказки. 61 слово

Всего 175 слов

 

Пример сжатия текста

Мир сказок прекрасен и увлекателен.  В нём всегда торжествует добро, а в финале все счастливы. Но есть сказки, которые вызывают  грусть и святые  слёзы. 24 слова

Как и люди,  есть злые сказки, но их меньше, чем добрых. Сказки не могут  быть злыми от природы. 18 слов

Человек специально или случайно причиняет другому боль,  забывает об исцеляющей доброте сказок и не находит выхода из жизненного тупика. Надо верить в чудеса и  жить, превращая жизнь в добрые сказки. 30 слов

Всего 72 слова

VIIВыводы по занятию. Рефлексия.

Учитель: Итак, мы рассмотрели несколько приемов компрессии текста и применили их на практике. Сделаем некоторые выводы.

Учитель: С какими приемами сжатия текста мы сегодня работали?

Учащиеся: Исключение, обобщение, упрощение (называют конкретные приемы компрессии).

Учитель: Итак, наше занятие подошло к концу. Я надеюсь, что уходя с занятия, вы сможете сказать: «Я научился Исключать! Обобщать! Упрощать!» Спасибо за работу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *