6. Показательные уравнения и неравенства
6.1. Показательные уравнения
Определение 6.1. Показательными называются уравнения, у которых переменная содержится в показатели степени.
Рассмотрим основные методы решения показательных уравнений.
1. Приведение обеих частей уравнения к одинаковому основанию:
,
где
,
.
2. Вынесение общего множителя за скобки.
3. Уравнения, в которых правая и левая часть не приводится к одному основанию, можно решить логарифмированием:
4. Введение новой переменной.
5. Уравнение вида ,
где
,
,
,
,
.
6. Показательно-степенные
уравнения
7. Функциональный метод.
Пример 6.1. Решить
уравнение
Решение.
Ответ: .
Пример 6.1. Решить
уравнение .
Решение. Найдем предварительно ОДЗ уравнения:
.
Тогда на ОДЗ получим:
Оба корня принадлежат ОДЗ.
Ответ: .
Пример 6.2. Решить уравнение .
Решение. Так как левая часть является строго
убывающей функцией, то любое положительное
значение эта функция принимает ровно
один раз. Следовательно, уравнение имеет
единственное решение. Подбором получаем,
что решением уравнения является
Ответ: .
Пример 6.3. Решить уравнение .
Решение. Прологарифмируем уравнение по основанию 4:
.
Ответ:
Пример 6.4. Решить уравнение: .
Решение. Прологарифмируем уравнение, например, по основанию 4. Тогда:
Ответ: .
Пример 6.5. Решить уравнение
.
Решение. Отметим, что



Введем замену ,
,
тогда уравнение примет вид:
Сделаем замену: ,
,
тогда
Переходя обратно
к переменной ,
получаем
Ответ: .
Пример 6.6. Решить уравнение
Решение. Проведем предварительно преобразование правой части уравнения
.
Тогда исходное уравнение привет вид:
Ответ: .
6.2. Показательные неравенства
Решение показательных
неравенств основывается на свойствах
монотонности показательной функции .
Напомним, что при
функция строго возрастает, а при
функция убывает.
Перечислим основные методы решения показательных неравенств.
1. Приведение обеих частей неравенства к одинаковому основанию:
;
2. Вынесение общего множителя за скобки.
3. Введение новой переменной.
4. Логарифмирование обеих частей неравенства по выбранному основанию.
5. Неравенства вида ,
где
,
,
,
,
.
6. Неравенства
вида

Пример 6.7. Решить
неравенство .
Решение. Так как ;
,
то, учитывая, что основание
,
исходное неравенство перепишется в
виде:
.
Ответ:
Пример 6.8. Решить
неравенство .
Решение. Так как
основание ,
то
.
Ответ: .
Пример 6.9. Решить неравенство .
Решение. Так
как основание ,
то
.
Ответ: .
Пример 6.10. Решить неравенство .
Решение.
.
Ответ: .
Пример 6.11. Решить неравенство .
Решение.
.
Ответ: .
Пример 6.12. Решить неравенство .
Решение. .
Сделаем замену ,
,
тогда исходное неравенство примет вид:
.
Ответ: .
Пример 6.13. Решить неравенство
Решение. .
Сделаем замену: ,
,
тогда
.
Ответ: .
Пример 6.14. Решить неравенство:
Решение.
Разделим обе части
неравенства на ,
получаем
.
Сделаем замену ,
тогда
.
Ответ: .
Пример 6.15. Решить неравенство:
Решение: Исходное неравенство равносильно совокупности двух систем:
.
Ответ: .
Пример 6.16. Решить неравенство:
Решение.
Решим первую систему полученной совокупности:
Данная система решений не имеет.
Решим вторую систему совокупности:
.
Ответ: .
Пример 6.17. Решить неравенство .
Решение.
.
.
Последнее неравенство равносильно совокупности двух систем:
1.
2.
Сравним числа и
.
Так как
,
а
,
то,
значит
.
Тогда получаем, что первая система
решений не имеет, а решением второй
служит промежуток
.
Ответ: .
Пример 6.18. Решить неравенство: .
Решение. Область определения неравенства
определяется условием .
Исходное неравенство равносильно
совокупности:
.
Из уравнения получаем
.
Так как ,
то первое неравенство системы можно
записать в виде
Учитывая условие ,
получаем решение системы – промежуток
.
Тогда решение исходного неравенства
имеет вид
.
Ответ: .
Пример 6.19. Решить неравенство
Решение. .
Сделаем замену ,
тогда
.
Ответ: .
Показательные уравнения и неравенства.
Инструкционная карта № 14
Тақырыбы/ Тема: «Решение простейших и сводящихся к ним показательных уравнений и неравенств».
Мақсаты/ Цель:Познакомить учащихся с методами решения простейших и сводящихся к ним показательных уравнений и неравенств. Уметь применять эти методы при решении упражнений.
Создать условия для развития умения устанавливать единые общие признаки и свойства целого, составлять план деятельности (сравнивать, анализировать).
Создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания трудностей.
Теоретический материал:
Основные методы и приемы решения показательных уравнений
Пример 1. 3х2-х-2=81— Метод уравнивания показателей.
Решение:
3х2-х-2=34
Приравниваем показатели:
х2-х-2=4
х2-х-6=0
Получили квадратное уравнение:
D=1+24=25, D0, следовательно, уравнение имеет два действительных корня
х1=(1+5)/2=3
х2=(1-5)/2=-2
Ответ: х=3 и х=-2
Пример 2. 4х+1+4х=320— Метод вынесения общего множителя за скобки
Решение:
В таких случаях выносится основание с наименьшим показателем. В данном уравнении наименьшим показателем является х. Вынесем 4х за скобки:
4х(4+1)=3204х∙5=320
Представим 320 в виде 5∙43, тогда:4х∙5=5∙43
Поделим левую и правую часть уравнения на 5:4х=43
Приравняем показатели: х=3
Ответ: 3
Пример 3. 4х — 3·2х +2 = 0 — Метод замены переменных
Сначала — как обычно. Переходим к одному основанию. К двойке. 4х = (22)х = 22х
Получаем уравнение: 22х — 3·2х +2 = 0
А вот тут и зависнем. Предыдущие приёмы не сработают, как ни крутись. Придётся доставать из арсенала ещё один могучий и универсальный способ. Называется он замена переменной.
Суть способа проста до удивления. Вместо одного сложного значка (в нашем случае — 2х) пишем другой, попроще (например — t).
Итак, пусть 2х = t. Тогда 22х = 2х2 = (2х)2 = t2
Заменяем в нашем уравнении все степени с иксами на t: t2 — 3t+2 = 0
Квадратные уравнения не забыли ещё? Решаем через дискриминант, получаем: t1 = 2 ; t2 = 1
Тут, главное, не останавливаться, как бывает… Это ещё не ответ, нам икс нужен, а не t. Возвращаемся к иксам, т.е. делаем обратную замену. Сначала для t1: t1 = 2 = 2х
Стало быть, 2х = 2; х1 = 1 Один корень нашли. Ищем второй, из t2: t2 = 1 = 2х ; 2х = 1
Гм… Слева 2х, справа 1… Неувязочка? Да вовсе нет! Достаточно вспомнить (из действий со степенями, да…), что единичка — это любое число в нулевой степени. Любое. Какое надо, такое и поставим. Нам нужна двойка. Значит: 1 = 20 2х = 20 х2 = 0
Вот теперь всё. Получили 2 корня: х1 = 1 х2 = 0 — Это ответ.
Практические советы:
1. Первым делом смотрим на основания степеней. Соображаем, нельзя ли их сделать одинаковыми. Пробуем это сделать, активно используя действия со степенями. Не забываем, что числа без иксов тоже можно превращать в степени!
2. Пробуем привести показательное уравнение к виду, когда слева и справа стоят одинаковые числа в каких угодно степенях. Используем действия со степенями и разложение на множители. То, что можно посчитать в числах — считаем.
3. Если второй совет не сработал, пробуем применить замену переменной. В итоге может получиться уравнение, которое легко решается. Чаще всего — квадратное. Или дробное, которое тоже сводится к квадратному.
4. Для успешного решения показательных уравнений надо степени некоторых чисел знать «в лицо».
Рассмотрим решение показательных неравенств вида , где b – некоторое рациональное число.
Если a1, то показательная функция монотонно возрастает и определена при всех х. Для возрастающей функции большему значению функции соответствует большее значение аргумента. Тогда неравенство
равносильно неравенству
.
Если 0 монотонно убывает и определена при всех х. Для убывающей функции большему значению функции соответствует меньшее значение аргумента. Тогда неравенство
равносильно неравенству
Пример 4. Решим неравенство
Запишем неравенство в виде . Т. к.
, то показательная функция
возрастает. Поэтому данное неравенство равносильно неравенству
. Ответ:
.
Пример 5. Решим неравенство .
Запишем неравенство в виде .
Показательная функция убывает. Поэтому данное неравенство равносильно неравенству х
Ответ: .
Практическая часть:
I Вариант.
Решите уравнения:
а) 0,8; б)
; в) 3
; г) 4
.
Решите неравенства:
а) 2 .
3. Решите систему уравнений: .
II Вариант.
Решите уравнения:
а) 3; б) 2; в) 2; г) 9.
Решите неравенства.
а) 51; б) 0,7х.
3. Решите систему уравнений: .
III Вариант.
Решите уравнения:
а) 9-х=27; б) ; в) 5; г) 9.
Решите неравенства:
а) ; б) 48.
3. Решите систему уравнений: .
IV Вариант.
Решите уравнения:
а) 8-х=16; б) 102х=0,1; в) 3; г) 4.
Решите неравенства:
а) -0,5; б) 9
3. Решите систему уравнений: .
V Вариант.
1. Решите уравнения:
а) 2х+2х-3=18; б) ; в) ; г) 8.
2.Решите неравенства:
а) 5; б) 3
3. Решите систему уравнений: .
Контрольные вопросы:
Всегда ли можно решить показательное уравнение способом приведения степеней к одинаковым основаниям?
В чем заключается основной смысл способа решения показательного уравнения введением новой переменной?
Что общего в ходе решения показательных уравнений и решения линейных уравнений с одной переменной?
Перечислите основные требования, соблюдение которых является обязательным в решении показательных неравенств?
Применение нестандартных способов при решении показательных и логарифмических уравнений и неравенств
Цель урока:
- систематизировать знания о некоторых нестандартных способах решения, умение применять свойства функций, правила при решении уравнений и неравенств;
- развивать умение видеть, умение распознавать рациональность применения того или иного способа;
- прививать интерес к математике, воспитывать математическую грамотность ученика, как при устной, так и при письменной работе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
На доске:
План урока:
- Орг. момент.
- Устная работа.
- Работа в группах
- Защита решений.
- Сам. работа.
- Задание на дом
- Итог урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
- знакомство с целью урока; задачами, стоящими перед учениками в ходе уроке.
- использование при решении задач:
– монотонности функций;
– «правила знаков»;
– метода оценки;
– освобождение от логарифма.
II. Устная работа.
1. Какие из выражений имеют смысл?
2. Решить уравнение:
(Корень уравнения угадываем: х = 1. Докажем, что других корней нет. Левая часть – сумма возрастающих функций есть функция возрастающая; правая часть – постоянное число. Следовательно, уравнение имеет одно решение.)
3. Решить уравнение:
/ :
(Корень уравнения угадываем: х = 2. Докажем, что других корней нет.
Разделим обе части уравнения на
следовательно, в левой части уравнения – сумма двух убывающих показательных функций, правая часть – const. Следовательно, уравнение имеет одно решение.)
– Какое свойство функций мы использовали при решении этих уравнений?
(свойство монотонности)
III. Работа в группах. Решение задач.
1 группа. Решить уравнение:
– Какой способ надо применить при решении данного уравнения?
Решение:
– Используем свойство монотонности убывающей функции, для этого разделим на
– Можем ли мы угадать хоть один корень?
(Можно угадать корень уравнения: х = 2.)
– Докажем единственность.
В левой части – сумма убывающих функций, в правой части – const. Следовательно, левая и правая части имеют одну точку пересечения:
точка пересечения, х=2.
значит, уравнение имеет одно решение,
Ответ: х = 2.
2 группа. Решить неравенство:
– Применим теорему для функции f(f(x)).
– Сформулируем теорему:
Если функция у = f(x) – монотонно возрастающая функция, то уравнение f(x)=x равносильно f(f(x)= x.
ОДЗ:
Решение:
– Выполним некоторые преобразования:
– вынесем в левой части за скобки 2, сократим:
– приведем к общему знаменателю:
– приведем подобные
т.к. , а , тогда
функция принимает вид , где — возрастающая функция, следовательно, по теореме имеем:
– Учитывая ОДЗ, получим:
Ответ: 1 ≤ x < 5, x > 10.
3 группа. Решить неравенство:
– Решим неравенство методом оценки левой и правой частей
;
Решение:
–Заметим, что .
;
– Разделим обе части уравнения на положительное выражение , получим:
;
– Выделим полный квадрат под радикалом и в показателе степени:
– Левая часть неравенства не меньше 1, а правая часть не больше 1.
– Неравенство выполняется тогда и только тогда, когда обе части неравенства будут равны 1, а равенство достигается при х = 3.
Ответ: х = 3.
4 группа. Решить уравнение:
;
Решение:
– Решим уравнение методом оценки;
– Один корень уравнения можно легко угадать, это х = 1.
– Преобразуем логарифмы в левой части;
;
;
Выделим полный квадрат в правой части;
– Правая часть меньше или равна 1;
наибольшее значение правой части равно 1 при х=1;
– В левой части докажем, что выражение под знаком логарифма больше или равно 2: подведением под общую дробную черту, выделением полного квадрата
– левая часть достигает своего наименьшего значения, равного 1 при х = 1.
– Равенство выполняется тогда и только тогда, когда обе части уравнения равны 1, а это произойдет при х = 1.
Ответ: х = 1.
5 группа. Решить неравенство:
– Решим неравенство методом освобождения от логарифмов.
– Освободимся от логарифмов по правилу знаков:
Знак log a b совпадает со знаком произведения (а – 1)∙(в – 1).
Рассмотрим ОДЗ:
Решение: Т.к. нас интересует только знак левой части, то от можно логарифмов освободиться по правилу знаков:
– Решим неравенство методом интервалов, рассмотрим функцию f(x):
найдем нули функции: нули функции
функция f(x) > 0 при учитывая ОДЗ, получим:
Ответ:
IV. Защита проектов.
– От каждой группы выступает 1 человек с защитой своего решения (решение на доске кратко записать, пояснения по ходу решения, либо записать на ватмане).
V. Самостоятельная работа.
– Решить уравнение:
I вариант.
II вариант.
– Проверим решение уравнений по готовым записям на доске:
– Оценить самостоятельно (оценка на полях).
VI. Задание на дом.
1) Решить уравнение:
2) Решить неравенство:
а)
б)
VII. Итог урока.
– Подведем итог. Какие нестандартные способы решения мы использовали сегодня на уроке? На чем они основываются?
(Ответы: использование монотонности функции, использование правила знаков, метод оценки. Рассматриваются графические интерпретации этих способов.)
Показательно-степенные уравнения и неравенства (стр. 1 из 12)
белгородский государственный университет
КАФЕДРА алгебры, теории чисел и геометрии
Тема работы: Показательно-степенные уравнения и неравенства.
Дипломная работа студента физико-математического факультета
Научный руководитель:
______________________________
Рецензент : _______________________________
________________________
Белгород. 2006 г.
Содержание.
Введение.
«…радость видеть и понимать…»
А.Эйнштейн.
В этой работе я попыталась передать свой опыт работы учителем математики, передать хоть в какой-то степени свое отношение к ее преподаванию — человеческому делу, в котором удивительным образом переплетаются и математическая наука, и педагогика, и дидактика, и психология, и даже философия.
Мне довелось работать с малышами и выпускниками, с детьми, стоящими на полюсах интеллектуального развития: теми, кто состоял на учете у психиатра и кто действительно интересовался математикой
Мне довелось решать множество методических задач. Я попытаюсь рассказать о тех из них, которые мне удалось решить. Но еще больше — не удалось, да и в тех, что вроде бы решены, появляются новые вопросы.
Но еще важнее самого опыта — учительские размышления и сомнения: а почему он именно такой, этот опыт?
И лето нынче на дворе иное, и разворот образования стал поинтереснее. «Под юпитерами» нынче не поиски мифической оптимальной системы обучения «всех и всему», а сам ребенок. Но тогда — с необходимостью — и учитель.
В школьном курсе алгебры и начал анализа, 10 – 11 класс, при сдаче ЕГЭ за курс средней школы и на вступительных экзаменах в ВУЗы встречаются уравнения и неравенства, содержащее неизвестное в основании и показатели степени – это показательно-степенные уравнения и неравенства.
В школе им мало уделяется внимания, в учебниках практически нет заданий на эту тему. Однако, овладение методикой их решения, мне кажется, очень полезным: оно повышает умственные и творческие способности учащихся, перед нами открываются совершенно новые горизонты. При решении задач ученики приобретают первые навыки исследовательской работы, обогащается их математическая культура, развиваются способности к логическому мышлению. У школьников формируются такие качества личности как целеустремленность, целеполагание, самостоятельность, которые будут полезны им в дальнейшей жизни. А также происходит повторение, расширение и глубокое усвоение учебного материала.
Работать над данной темой дипломного исследования я начала еще с написания курсовой. В ходе, которой я глубже изучила и проанализировала математическую литературу по этой теме, выявила наиболее подходящий метод решения показательно-степенных уравнений и неравенств.
Он заключается в том, что помимо общепринятого подхода при решении показательно-степенных уравнений (основание берется больше 0) и при решении тех же неравенств (основание берется больше 1 или больше 0, но меньше 1), рассматриваются еще и случаи, когда основания отрицательны, равны 0 и 1.
Анализ письменных экзаменационных работ учащихся показывает, что неосвещенность вопроса об отрицательном значении аргумента показательно-степенной функции в школьных учебниках, вызывает у них ряд трудностей и ведет к появлению ошибок. А также у них возникают проблемы на этапе систематизации полученных результатов, где могут в силу перехода к уравнению – следствию или неравенству – следствию, появиться посторонние корни. С целью устранения ошибок мы используем проверку по исходному уравнению или неравенству и алгоритм решения показательно-степенных уравнений, либо план решения показательно-степенных неравенств.
Чтобы учащиеся смогли успешно сдать выпускные и вступительные экзамены, я считаю, необходимо уделять больше внимания решению показательно-степенных уравнений и неравенств на учебных занятиях, либо дополнительно на факультативах и кружках.
Таким образом тема, моей дипломной работы определена следующим образом: «Показательно-степенные уравнения и неравенства».
Целями настоящей работы являются:
1. Проанализировать литературу по данной теме.
2. Дать полный анализ решения показательно-степенных уравнений и неравенств.
3. Привести достаточное число примеров по данной теме разнообразных типов.
4. Проверить на урочных, факультативных и кружковых занятиях как будет восприниматься предлагаемые приемы решения показательно-степенных уравнений и неравенств. Дать соответствующие рекомендации к изучению этой темы.
Предметом нашего исследования является разработка методики решения показательно-степенных уравнений и неравенств.
Цель и предмет исследования потребовали решения следующих задач:
1. Изучить литературу по теме: «Показательно-степенные уравнения и неравенства».
2. Овладеть методиками решения показательно-степенных уравнений и неравенств.
3. Подобрать обучающий материал и разработать систему упражнений разных уровней по теме: «Решение показательно-степенных уравнений и неравенств».
В ходе дипломного исследования было проанализировано более 20 работ, посвященных применению различных методов решения показательно-степенных уравнений и неравенств. Отсюда получаем.
План дипломной работы:
Введение.
Глава I. Анализ литературы по теме исследования.
Глава II. Функции и их свойства, используемые при решении показательно-степенных уравнений и неравенств.
II.1. Степенная функция и ее свойства.
II.2. Показательная функция и ее свойства.
Глава III. Решение показательно-степенных уравнений, алгоритм и примеры.
Глава IV. Решение показательно-степенных неравенств, план решения и примеры.
Глава V. Опыт проведения занятий со школьниками по данной теме.
1.Обучающий материал.
2.Задачи для самостоятельного решения.
Заключение. Выводы и предложения.
Список использованной литературы.
В I главе проанализирована литература по теме: «Решения показательно-степенных уравнений и неравенств».
В II главе теоретические сведения о степенной и показательной функциях и применение их свойств при решении показательно-степенных уравнений и неравенств, выявляются недостатки в понимании учащимися отрицательного аргумента показательно-степенной функции.
В III главе «Решение показательно-степенных уравнений, алгоритм и примеры» приведен полный анализ решения показательно-степенных уравнений, рассмотрен алгоритм решения показательно-степенных уравнений и примеры, и примеры в которых он применяется.
В IV главе «Решение показательно-степенных неравенств, план решения и примеры» приведен полный анализ решения показательно-степенных неравенств и рассмотрен план решения показательно-степенных неравенств и примеры, в которых он применяется.
В V главе рассматривается методика обучения учащихся решению показательно-степенных уравнений и неравенств, приведен обучающий материал, разработана система заданий с учетом разного уровня сложности, которая содержит в себе задания используемые на уроке, задания для самостоятельного решения.
Глава II. Функции и их свойства, используемые при решении показательно-степенных уравнений и неравенств.
Для решения показательно-степенных уравнений и неравенств необходимо знать свойства показательной и степенной функции и уметь ими пользоваться. В этой главе мы рассмотрим данный вопрос.
II.1. Степенная функция и ее свойства.
Степенная функция с натуральным показателем. Функция у = хn, где n— натуральное число, называется степенной функцией с натуральным показателем. При n = 1 получаем функцию у = х, ее свойства:Прямая пропорциональность. Прямой пропорциональностью называется функция, заданная формулой у = kxn, где число kназывается коэффициентом пропорциональности.
Перечислим свойства функции у = kx.
1) Область определения функции — множество всех действительных чисел.
2) y = kx— нечетная функция (f( — х) = k( — х)= — kx= —k(х)).
3) При k> 0 функция возрастает, а при k< 0 убывает на всей числовой прямой.График (прямая) изображен на рисунке II.1.
Рис. II.1.
При n=2 получаем функцию y = х2, ее свойства:
Функция у —х2. Перечислим свойства функции у = х2.
Урок по теме «Решение показательных уравнений и неравенств» в рамках подготовки к ЕГЭ
Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Цели урока:
- образовательные – повторить различные методы решения показательных уравнений и неравенств,
- развивающие – развивать речь учащихся через обогащение и усложнение её словарного запаса, развивать мышление учащихся через умение анализировать, обобщать и систематизировать материал
- воспитательные – формирование гуманного отношения у учащихся к участникам образовательного процесса
Оборудование урока:
- интерактивная доска
- плакаты с графиками показательных функций
- конверты с заданиями, картами тематического контроля, карточками-консультантами.
Структура урока:
№ | Основные этапы урока | Задачи, решаемые на данном этапе | Время |
1 | Организационный момент, вводная часть |
| 2 мин. |
2 | Подготовка учащихся к активной работе (повторение) |
| 7 мин. |
3 | Этап обобщения и систематизации изученного материала (работа в группах) |
| 25 мин. |
4 | Проверка выполнения работы, корректировка (при необходимости) |
| 8 мин. |
5 | Подведение итогов урока. Разбор домашнего задания |
| 3 мин. |
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная форма познавательной деятельности – на этапах II, IV, V.
- групповая форма познавательной деятельности – на III этапе.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, аналитический, сравнительный, обобщающий, традуктивный.
Ход урока
I. Организационный момент, вводная часть
Учитель объявляет тему урока, цели урока и основные моменты урока. Проверяет готовность класса к работе.
II. Подготовка учащихся к активной работе (повторение)
1) На доске вывешены плакаты с графиками показательных функций. Учащиеся отвечают на вопросы (одинаковые для каждого вида графика), которые представлены на интерактивной деске.
- Назовите область определения функции
- Назовите область значений функции
- Найдите нули функции
- Какая из показательных функций является возрастающей, какая убывающей (от чего это зависит)
- Дать определение возрастающей функции на множестве Х (иллюстрация на интерактивной доске <Рисунок 1>)
- Дать определение убывающей функции на множестве Х (иллюстрация на интерактивной доске <Рисунок 2>)
2) Среди данных графиков выбрать те, уравнения которых приведены ниже, объяснить методику построения графиков (работа с интерактивной доской <Рисунок 3>).
Ответ:
а | б | в | г | д |
№4 | №5 | №3 | №8 | №2 |
III. Этап обобщения и систематизации изученного материала (работа в группах)
Весь класс разбивается по группам (5-6 человек в группе). Желательно, чтобы в одной группе были учащиеся разного уровня подготовки. Среди них назначается руководитель группы (самый сильный учащийся), который и будет руководить работой группы.
Все группы получают конверты с заданиями (они одинаковы для всех групп), карточки консультанты (для слабых учащихся) <Приложение 1> и листы тематического контроля <Приложение 2>. В листах тематического контроля руководитель группы выставляет оценки каждому учащемуся группы за каждое задание и отмечает затруднения, которые возникли у учащихся при выполнении конкретных заданий.
Карточка с заданиями (* — указывает уровень сложности).
Задания для работы в группах.
I. Решить уравнения.
.
II. Решить неравенства.
;
IV. Проверка выполнения работы, корректировка (при необходимости)
Проверку выполнения заданий можно осуществлять следующим образом: дать на выполнение всех заданий 25 минут и начать проверку. Правильность выполнения заданий хорошо проверять с помощью интерактивной доски, на которой будет зафиксирован поэтапный ход решения <Приложение 3> . Разбор может проводится как кем-либо из учеников, так и учителем (в более трудных случаях).
V. Подведение итогов урока
Во время подведения итогов урока ещё раз следует обратить внимание учащихся на принципы решения показательных уравнений и неравенств. При даче домашнего задания произвести разбор наиболее трудных номеров.
Приложения
Решение показательных уравнений и неравенств.
Функцию вида y = ax, где a > 0 и a ≠ 1, называют показательной функцией.
Основные свойства показательной функции y = ax:
График показательной функцииГрафиком показательной функции является экспонента:
Графики показательных функций (экспоненты)
Решение показательных уравнений
Показательными называются уравнения, в которых неизвестная переменная находится только в показателях каких-либо степеней.
Для решения показательных уравнений требуется знать и уметь использовать следующую несложную теорему:
Теорема 1. Показательное уравнение af(x) = ag(x) (где a > 0, a ≠ 1) равносильно уравнению f(x) = g(x).
Помимо этого, полезно помнить об основных формулах и действиях со степенями:
Пример 1. Решите уравнение:
Решение: используем приведенные выше формулы и подстановку:
Уравнение тогда принимает вид:
Дискриминант полученного квадратного уравнения положителен:
Это означает, что данное уравнение имеет два корня. Находим их:
Переходя к обратной подстановке, получаем:
Второе уравнение корней не имеет, поскольку показательная функция строго положительна на всей области определения. Решаем второе:
С учетом сказанного в теореме 1 переходим к эквивалентному уравнению: x = 3. Это и будет являться ответом к заданию.
Ответ: x = 3.
Пример 2. Решите уравнение:
Решение: ограничений на область допустимых значений у уравнения нет, так как подкоренное выражение имеет смысл при любом значении x (показательная функция y = 94-x положительна и не равна нулю).
Решаем уравнение путем равносильных преобразований с использованием правил умножения и деления степеней:
Последний переход был осуществлен в соответствии с теоремой 1.
Ответ: x = 6.
Пример 3. Решите уравнение:
Решение: обе части исходного уравнения можно поделить на 0,2x. Данный переход будет являться равносильным, поскольку это выражение больше нуля при любом значении x (показательная функция строго положительна на своей области определения). Тогда уравнение принимает вид:
Ответ: x = 0.
Пример 4. Решите уравнение:
Решение: упрощаем уравнение до элементарного путем равносильных преобразований с использованием приведенных в начале статьи правил деления и умножения степеней:
Деление обеих частей уравнения на 4x, как и в предыдущем примере, является равносильным преобразованием, поскольку данное выражение не равно нулю ни при каких значениях x.
Ответ: x = 0.
Пример 5. Решите уравнение:
Решение: функция y = 3x, стоящая в левой части уравнения, является возрастающей. Функция y = —x-2/3, стоящая в правой части уравнения, является убывающей. Это означает, что если графики этих функций пересекаются, то не более чем в одной точке. В данном случае нетрудно догадаться, что графики пересекаются в точке x = -1. Других корней не будет.
Ответ: x = -1.
Пример 6. Решите уравнение:
Решение: упрощаем уравнение путем равносильных преобразований, имея в виду везде, что показательная функция строго больше нуля при любом значении x и используя правила вычисления произведения и частного степеней, приведенные в начале статьи:
Ответ: x = 2.
Решение показательных неравенств
Показательными называются неравенства, в которых неизвестная переменная содержится только в показателях каких-либо степеней.
Для решения показательных неравенств требуется знание следующей теоремы:
Теорема 2. Если a > 1, то неравенство af(x) > ag(x) равносильно неравенству того же смысла: f(x) > g(x). Если 0 < a < 1, то показательное неравенство af(x) > ag(x) равносильно неравенству противоположного смысла: f(x) < g(x).
Пример 7. Решите неравенство:
Решение: представим исходное неравенство в виде:
Разделим обе части этого неравенства на 32x, при этом (в силу положительности функции y = 32x) знак неравенства не изменится:
Воспользуемся подстановкой:
Тогда неравенство примет вид:
Итак, решением неравенства является промежуток:
переходя к обратной подстановке, получаем:
Левое неравенства в силу положительности показательной функции выполняется автоматически. Воспользовавшись известным свойством логарифма, переходим к эквивалентному неравенству:
Поскольку в основании степени стоит число, большее единицы, эквивалентным (по теореме 2) будет переход к следующему неравенству:
Итак, окончательно получаем ответ:
Пример 8. Решите неравенство:
Решение: используя свойства умножения и деления степеней, перепишем неравенство в виде:
Введем новую переменную:
С учетом этой подстановки неравенство принимает вид:
Умножим числитель и знаменатель дроби на 7, получаем следующее равносильное неравенство:
Итак, неравенству удовлетворяют следующие значения переменной t:
Тогда, переходя к обратной подстановке, получаем:
Поскольку основание степени здесь больше единицы, равносильным (по теореме 2) будет переход к неравенству:
Окончательно получаем ответ:
Пример 9. Решите неравенство:
Решение:
Делим обе части неравенства на выражение:
Оно всегда больше нуля (из-за положительности показательной функции), поэтому знак неравенства изменять не нужно. Получаем:
Воспользуемся заменой переменной:
Исходное уравнение тогда принимает вид:
Итак, неравенству удовлетворяют значения t, находящиеся в промежутке:
Переходя к обратной подстановке получаем, что исходное неравенство распадается на два случая:
Первое неравенство решений не имеет в силу положительности показательной функции. Решаем второе:
Поскольку основание степени в данном случае оказалось меньше единицы, но больше нуля, равносильным (по теореме 2) будет переход к следующему неравенству:
Итак, окончательный ответ:
Пример 10. Решите неравенство:
Решение:
Ветви параболы y = 2x+2-x2 направлены вниз, следовательно она ограничена сверху значением, которое она достигает в своей вершине:
Ветви параболы y = x2-2x+2, стоящей в показателе, направлены вверх, значит она ограничена снизу значением, которое она достигает в своей вершине:
Вместе с этим ограниченной снизу оказывается и функция y = 3x2-2x+2, стоящая в правой части уравнения. Она достигает своего наименьшего значения в той же точке, что и парабола, стоящая в показателе, и это значение равно 31 = 3. Итак, исходное неравенство может оказаться верным только в том случае, если функция слева и функция справа принимают в одной точке значение, равное 3 (пересечением областей значений этих функций является только это число). Это условие выполняется в единственной точке x = 1.
Ответ: x = 1.
Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств
Цели и задачи:
— обобщить и закрепить знание основных свойств показательной функции и применение их при решении задач;
— закрепить умение распознавать виды показательных уравнений и неравенств и находить методы их решения;
— развивать навыки логического мышления и вычислительные навыки;
— воспитывать внимательность, аккуратность при выполнении графических работ.
План проведения урока.
I. Проверка домашней работы.
II. Устная работа.
III. Решение задач.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
Работа на уроке: дифференцированная. Уровни дифференциации: I — учащиеся с низкой степенью успешности обучения, II – учащиеся со средней степенью успешности обучения, III – учащиеся с высокой степенью успешности.
I. Проверка домашней работы
1. У доски проверяются задания, вызвавшие затруднения, и задания, которые необходимо обсудить.
2. Нескольким ученикам предлагаются карточки индивидуальной работы (желательно, дифференцированные). Примеры заданий для индивидуального опроса, где карточки №1 и №2 предназначены для учащихся I уровня, №3 и №4 – II уровня, №5 и №6 – III уровня.
№1. 1) Решите уравнение .
2) Сколько корней имеет уравнение ?
№2. 1) Решите неравенство .
2) Сколько решений имеет система уравнений .
№3. 1) Решите уравнение .
2) Простройте график функции .
Укажите множество значений функции.
№4. 1) Решите неравенство .
2) Постройте график функции .
№5. 1) Решите неравенство .
2) При каких значениях параметра m уравнение
не имеет решений?
№6. 1) Решите неравенство .
3. При каких значениях параметра n уравнение имеет решение?
II. Устная работа
Проводится одновременно с проверкой домашней работы. Устную работу лучше проводить в парах. Ответы на вопросы записываются каждым учеником пары, По окончании работы один экземпляр ответов сдаётся на проверку учителю, второй остаётся у учащихся для проверки правильности выполнения заданий при разборе результатов устной работы.
I вариант
1. Какие из указанных функций являются: 1) возрастающими; 2) убывающими?
а) ; б) ; в) ; г) ; д)
2. Найдите область определения функции:
а) ;
б) ;
в) .
3. Решите уравнение:
а) ; б) ; в) ; г) ; д) .
4. Решите неравенство:
а) ; б) ; в) ; г) .
II вариант
1. Найдите область определения функции:
а) ; б) ; в) ; г) , где .
2. Какому из промежутков при надлежит корень уравнения:
а) ; б) ; в) ?
3. Решите уравнение:
а) ; б) ; в) ; г) .
4. Решите неравенство:
а) ; б) ; в) ; г) .
III вариант
1. Найдите область определения функции:
а) ; б) ; в) ; г) .
2. Найдите множество значений функции:
а) ; б) ; в) ; г) .
3. Решите уравнение:
а) ; б) ; в) ; г) .
4. Решите неравенство:
а) ; б) ; в) ; г) .
III. Решение задач
Этот этап урока также проводится дифференцированно. Для выполнения каждого задания вызывается по одному ученику с каждого варианта. Ученик работает у доски, при этом учащиеся этого варианта, работающие индивидуально, имеют возможность контролировать правильность выполнения задания как у себя в тетради, так и у вызванного к доске школьника.
I вариант
1. Решите уравнения:
а) ; б) и найдите сумму корней уравнения.
2. Решите неравенства:
а) . Является ли число -1 решением этого неравенства?
б) ; в) .
3. Решите графически неравенство .
II вариант
1. Решите уравнения:
а) . Если уравнение имеет более одного корня, укажите их произведение.
б) .
2. Решите неравенства:
а) . Укажите сумму наименьшего и наибольшего целых решений неравенства.
б) .
3. Решите графически неравенство: .
III вариант
1. Решите уравнения:
а) на отрезке ;
б) .
2. Решите неравенства:
а) ; б) .
3. Постройте график функции . Сколько корней имеет уравнение при всех значениях параметра k?
IV. Подведение итогов урока
Ученикам объявляются оценки, даются рекомендации по исправлению недостатков в знаниях и работе, выслушивается мнение учеников о составляющих урока.
V. Домашнее задание
№ 210 (2,3), № 211 (1), № 213 (1) — для учащихся I уровня;
№ 210 (5,6), №211 (4), №213 (4) — для учащихся II уровня;
№214 (1,4), № 218 (2), № 222 (1) — для учащихся III уровня.