какие есть способы связи предложений в тексте?бъясните каждый вид связи?
1. Цепная связь – последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4… Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового» , мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым» , во втором становится «данным» , и т. п. 2. Параллельная связь – соподчинение второго, третьего и т. п. предложений первому. Схема параллельной связи: 1 2 – 3 – 4 – 5 … Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.
1. Цепная связь – последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4… Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового» , мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым» , во втором становится «данным» , и т. п. 2. Параллельная связь – соподчинение второго, третьего и т. п. предложений первому. Схема параллельной связи: 1 2 – 3 – 4 – 5 … Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.
1. Цепная связь – последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4… Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового» , мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым» , во втором становится «данным» , и т. п. 2. Параллельная связь – соподчинение второго, третьего и т. п. предложений первому. Схема параллельной связи: 1 2 – 3 – 4 – 5 … Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.
1. Цепная связь – последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4… Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового» , мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым» , во втором становится «данным» , и т. п. 2. Параллельная связь – соподчинение второго, третьего и т. п. предложений первому. Схема параллельной связи: 1 2 – 3 – 4 – 5 … Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.
1. Цепная связь – последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4… Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового» , мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым» , во втором становится «данным» , и т. п. 2. Параллельная связь – соподчинение второго, третьего и т. п. предложений первому. Схема параллельной связи: 1 2 – 3 – 4 – 5 … Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.
1. Цепная связь – последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4… Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового» , мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым» , во втором становится «данным» , и т. п. 2. Параллельная связь – соподчинение второго, третьего и т. п. предложений первому. Схема параллельной связи: 1 2 – 3 – 4 – 5 … Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.
1. Цепная связь – последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4… Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового» , мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым» , во втором становится «данным» , и т. п. 2. Параллельная связь – соподчинение второго, третьего и т. п. предложений первому. Схема параллельной связи: 1 2 – 3 – 4 – 5 … Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.
способы и средства связи предложений в тексте. 9-й класс
Мы, русские, интересны остальномумиру своим духовным взглядом на бытие, именно эта духовность отражена в ключевых словах нашего языка – совесть, счастье, благородство.
Т. Миронова «Крест и меч»
Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения, навыки, осуществлять их перенос, на новые условия.
Задачи урока:
Образовательные задачи урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: «Текст», «Стили речи», «Типы речи».
- Добиться усвоения учащимися знаний по теме «Способы и средства связи предложений в тексте».
- Устранить пробелы в знаниях учащихся по темам:
- «чередование гласных в корне слова»;
- «однородные члены предложения».
Развивающие задачи урока:
- Развивать навыки работы с различными источниками информации (публицистический текст, словарная статья, таблица, монологическая речь учителя).
- Развивать навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи.
- Развивать навыки группового и парного взаимодействия.
- Развивать навыки практической деятельности, формировать орфографический и пунктуационной навыки.
- Развивать эвристическо-исследовательские навыки познания; умение действовать самостоятельно.
Воспитательные задачи урока:
- Развивать умение оценивать результаты своих действий, регулировать и контролировать этапы своей работы.
- Воспитывать неравнодушное отношение и интерес к родному языку, слову.
- Формировать потребность изучать язык.
- Воспитывать эстетические чувства, взгляды школьников.
- Вести духовное воспитание подростков.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Форма урока: смешанный урок.
Материальное обеспечение урока:
- На классной доске запись темы, эпиграф к уроку.
- На столах: рабочие тетради (Приложение), словари, сборник пословиц и поговорок, тексты художественных и публицистических произведений.
- Выставка книг о языке.
Методы:
- слово учителя;
- беседа;
- анализ языкового явления;
- работа со словарём;
- работа с текстом;
- работа по орфографии, пунктуации, синтаксису.
Конспект урока
1. Организационный момент.
Слово учителя о целях урока.
2. Выразительное чтение текста.
(читает учитель или заранее подготовленный ученик).
1. Язык – это мерило бытия нации, её веры, нравственности и даже физического благополучия, здоровья людей. 2. Через язык человек познаёт добро и зло, испытывает на себе их воздействие и постигает, что может сам творить словом добро и зло. 3. И выбор между добром и злом люди впервые делают, именно выбирая между благим и гибельным словом.
4. Доказано сегодня не только богословами, но и наукой, что словесное давление на человека – это не метафора, а физическая реальность… 5. Каждое слово, услышанное или увиденное нами , слышат не только наши уши, видят не только наши глаза, но вся личность человека несёт в себе отпечатки увиденного и услышанного. 6. Вот почему, интуитивно познав и опытно постигнув силу слова, человечество искони очень осторожно обращалось с ним, вводя запреты на всуе обращённое слову к Богу, на клятву и проклятие, на сквернословие и брань.
(М. Миронова)
3. Беседа с классом.
– Что прочитали? Докажите. (Прочитали текст, т.е. группу предложений, связанных по смыслу, грамматически, объединённых одной темой).
– Какой темой? О чём текст? (Текст о языке. Его сущности, о единице языка – слове).
– Значение каких слов вам незнакомо? Требует пояснения?
4. Работа с толковым словарём.
Один ученик читает словарную статью, класс следит, читая статьи, внесённые в рабочие тетради.
мерúло, -а, ср. (книжн.). Признак, свойство, на основе которого можно определить, оценить что-нибудь. Мерило художественности. Мерило доброты.
всýе, нареч.(книжн.) Зря, напрасно. (вспоминать, называть; по отношении к чему-нибудь уважаемому, высокому). Поминать чьё-н. имя в.
метáфора, -ы, ж. Оборот речи – употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.
богослóв, -а, м. Специалист по богословию.
5. Продолжение беседы.
– Подчеркните ключевые слова. (В.1. – 1-ый абзац; В.2. – 2-ой абзац)
(1-ый абзац: язык, мерило, бытия нации, веры, нравственности, здоровья, добро, зло, благое, гибельное слово.
2-ой абзац: словесное давление, физическая реальность, слово, уши, глаза, личность, сила слова.)
Задание 1: обменяйтесь рабочими листами, проверьте выполнение задания.
– Назовите микротемы. Объясните членение текста на абзацы.
(1-ая микротема: Язык – критерий существования нации, отдельного человека;
2-ая микротема: Слово имеет большую силу, обращаться с ним надо осторожно.)
Каждый абзац несёт особую эмоциональную нагрузку.
Задание 2. Озаглавьте текст.
(Язык – основа всего. Роль языка в жизни человека.)
– К какому стилю можно отнести текст? Докажите.
(Текст публицистического стиля.
Цель его – информировать читателя, слушателя, воздействовать на них, формировать общественное мнение, гражданскую позицию.
Сфера применения – статья в газете, текст выступления.)
Каков жанр? Выберите верный ответ.
А) выступление на митинге;
Б) публичная лекция;
В) репортаж;
Г) информация;
Д) хроника;
Е) интервью.
– Какие стилевые черты можно выделить? (эмоциональность, призывность, торжественность)
Задание 3. Выберите средства языка, характерные для данного стиля речи.
Таблица 1
Лексические |
|
Морфологические |
|
Синтаксические |
|
Задание 4. Воспользуйтесь таблицей 2
– Каков тип речи? Докажите. (Текст-рассуждение)
– Какова разновидность? (рассуждение-размышление)
Таблица 2. Типы речи
Тип речи | Разновидность типа речи |
Повествование (что произошло?) |
|
Описание (какой?) |
|
Рассуждение (почему?) |
|
– Какова роль 1-го предложения в композиции текста? (1-ое предложение – тезис)
– А последнего? (В последнем предложении заключается основная мысль текста)
– Каков способ связи предложений в тексте? (последовательный)
а) последовательный
б) параллельный
– С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями в тексте? Воспользуйтесь таблицей 3
Таблица 3
Лексические |
|
Интонационные средства |
|
Морфологические |
|
Синтаксические |
|
Задание 5
В 1-ом абзаце найдите однокоренные слова разных частей речи.
– Какое фонетическое явление можно наблюдать?
(выбор – отглагольное существительное;
выбирáя – деепричастие.
Фонетическое явление – чередование звуков).
– Как объяснить правописание «и» в корне деепричастия? Какой это корень? (выбирáя, чередующийся).
Задание 6
В предложениях 4, 5 найдите слова, в которых правописание «н» и «нн» определяется правилом правописания суффиксов причастий и отглагольных прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида. Выпишите найденные слова (увиденное, услышанное)
Задание 7
Из предложений 1-го абзаца выпишите слова, в которых написание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (воздействие, испытывает).
Задание 8
Выпишите грамматическую основу 1-го предложения. Объясните постановку знака препинания. (язык – мерило; и подлежащее, и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже)
– Сколько рядов однородных членов в 3-ем предложении? (2)
Задание 9
Укажите способ подчинительной связи.
познаёт добро __________
словесное давление __________
делают впервые __________
Задание 10
Выберите грамматически правильный вариант продолжения предложения:
Постигнув силу слова…
- были созданы замечательные произведения русской классики;
- добро может победить зло;
- происходит выбор между добром и злом;
- человечество всегда очень осторожно обращалось с ним.
– На какие орфографические правила можно составить словарный диктант на основе данного текста?
(– безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением;
– правописание приставок;
– «н» и «нн» в словах разных частей речи;
– правописание чередующихся гласных в корне слова).
– Какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из данного текста?
(– знаки препинания в предложениях с однородными членами;
– тире между подлежащим и сказуемым;
– запятая в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях;
– обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом.)
Подведение итогов урока
– Итак, с какими единицами языка мы работали на уроке? (звук, слово, словосочетание, предложение, текст)
– Какова основная мысль текста, с которым работали? (Со словом нужно обращаться осторожно)
– Какими примерами народной мудрости можно завершить урок?
(Язык, что бритва.
Не бей кулаком, ударь словом.
Доброе слово сказать – посошок в руки дать.
Слово не стрела, а пуще стрелы.
Слово не обух, а от него люди гибнут.
Язык голубит, язык не губит.
Не ножа боится, а языка.)
Обращение к эпиграфу (на доске)
Послушайте выразительное чтение стихотворения Вадима Шефнера: «Слова».
Слова
Много слов на земле. Есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева.Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
Кто их часто твердит – я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленный прах,Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.Пусть разменной монетой не служат они, –
Золотым эталоном их в сердце храни!И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту.Когда радость – как буря, иль горе – как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!
В. Шефнер
О чем заставляет задуматься стихотворение.
Задание 11.
Составьте свой синквейн, работать можно парами. Четные парты тема «слово», нечетные парты тема «язык».
Язык.
Мудрый. Сильный.
Учит. Помогает. Вдохновляет.
Язык мой – друг мой.
Сила!Слово.
Доброе и гневное.
Ведёт. Спасает. Убивает.
Слова всем словам в языке нашем есть.
Оружие.
Проверка индивидуального задания: презентация коллажа по теме урока.
Слово о работе учащихся на уроке
Оценочная деятельность
Домашнее задание
В. 1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему мы должны обращаться со словом осторожно?» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанных текстов, подтверждающих ваши рассуждения.
В. 2. Напишите сочинение-рассуждение «Каковы функции запятых в прозаическом тексте, с которым работали на уроке?» Приведите примеры из текста, применяйте цитирование.
Урок развития речи «Основные способы и средства связи предложений в тексте» в группе обучающихся 8 вида.
Предмет : РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
Тема урока: Основные способы и средства связи предложений в тексте.
Цели урока:
Познавательная: дать понятие о цепной (последовательной) и параллельной связи, научить учащихся применять полученные знания на практике, пополнить словарный запас.
Развивающая: развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, их творческие способности, умение работать в группах, самостоятельно исследовать текст, делать выводы, аргументировать свое мнение.
Воспитательная: воспитывать интерес к художественному слову.
Методы и приемы: репродуктивный, проблемный, диалогический, игровой, исследовательский.
Деятельность учащихся: групповая, парная, индивидуальный опрос.
Технологии: ИКТ, личностно-ориентированная, игровая и технология встречных усилий
Средства: печатный материал, мультимедийная техника.
Оборудование: компьютер, мультипроектор, экран, презентация, дидактический пакет.
Ожидаемые результаты урока:
умение отбирать материал к ответу на вопрос;
умение находить «данное» и «новое» в предложениях текста;
умение определять способ связи предложений в тексте;
умение составлять небольшие тексты;
умение работать в группах и парах,
системность знаний;
обогащение словарного запаса;
создание комфортной обстановки для восприятия учебного материала.
Ход урока
1. Оргмомент.
Цель: подготовить учащихся к занятию; психологически настроить на совместную работу.
1.1. Актуализация знаний.
Цель: проверить ранее усвоенные знания.
— Здравствуйте, ребята!
— Какую тему вы изучали на прошлом уроке?
— Ребята, а что вы знаете о тексте?
— А вы можете назвать основные средства грамматической связи предложений в тексте?
— А я сейчас проверю, так ли это. Посмотрите внимательно на экран. Давайте прочитаем! (Ученик читает вслух содержимое слайда).
1. Мини-исследование текста. (Слайд № 2).
Цель: учить находить нарушение логической связи в тексте, стремиться её скорректировать.
«Мои мама и папа!
Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. Мама и папа я без вас скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберете…А еще у нас печка есть теплая. Я так люблю на ней отдыхать. Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, дорогие мои мама и папа. Жизнь у меня была сложная, полная лишений и выгоняний. Но сейчас все по-другому. И колбаса у меня есть, и молоко парное стоит в мисочке на полу. Пей – не хочу. Мне мышей даже видеть не хочется. Я их просто так ловлю, для развлечения. Или на удочку, или пылесосом из норок вытаскиваю. А днем я люблю на крышу вскарабкиваться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну. Дорогие папа и мама, вы меня просто теперь не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно даже зимой на снегу спать. Я теперь сам в магазин хожу. И все продавцы меня знают. Кости мне бесплатно дают. Так что вы за меня не переживайте. Я такой здоровый стал, прямо-ух! Если на выставку попаду, медали мне обеспечены. За красоту и сообразительность. До свидания. Ваш сын – дядя Фарик».
2. Беседа по вопросам.
Цель: обсуждение результатов и объяснение ошибок.
— Вы узнали, откуда этот отрывок? Молодцы!
— Чем необычно это письмо? Кто его написал?
— А можно это письмо назвать текстом? Докажите.
Ребята делают вывод:
— Это не текст. Нарушена смысловая связь предложений. Непонятно, кто его написал.
Вопрос учителя:
— А каким должен быть текст?
— А что нужно сделать нашим героям, чтобы текст письма стал понятен родителям дяди Федора?
— А сколько текстов можно выделить из этого письма? (3 — Шарика, Матроскина и дяди Фёдора) Учащиеся высказываются.
3. Работа с тестовым заданием. (Слайд 4).
Цель: повторить признаки текста, учиться находить неверное утверждение.
— Шарик утверждает, что…
Текст – это высказывание на определенную тему.
В тексте есть основная мысль.
К тексту можно подобрать заголовок.
Текст может быть большим и маленьким.
В тексте все предложения связаны между собой грамматически.
В тексте есть смысл.
В тексте может быть нарушен порядок предложений.
— Согласны ли вы с мнением Шарика? Докажите.
Ученики высказываются.
— Какой можно сделать вывод? Какой вывод сделал Шарик? (Слайд 5)
Вывод: «Текст – это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью».
3. Целеполагание.
Цель: сформулировать тему урока и цель урока, отталкиваясь от проблемного вопроса.
— Ребята, а вы знаете, как связываются предложения в тексте?
— Как вы думаете, что нового мы сегодня должны узнать на уроке? (Проблемный вопрос.)
— Как связываются предложения в тексте.
— Значит, как мы обозначим сегодняшнюю тему урока? Правильно!
— Запишите в тетради число, тему урока «Основные способы и средства связи предложений в тексте».
— Чему мы должны научиться сегодня на уроке? И что должны запомнить наши друзья из Простоквашино? (Слайд № 6)
4. Изучение нового материала.
1. Работа с новым материалом:
Цель: подготовка к восприятию нового материала через личные наблюдения, самостоятельное знакомство с теоретическим материалом; объяснить логику построения текста.
— Давайте поможем нашим друзьям в изучении этой непростой темы. Предлагаю вам самостоятельно поработать с учебником (стр. 38), прочитать теоретический материал.
2. Работа в парах.
— А теперь прочитайте задание и проведите между собой в парах диалог. Попеременно задавайте вопросы и отвечайте на них предложениями из текста. При этом выделяйте слово, которым начинается ответ и слово, которым заканчивается вопрос (начиная со второго). Текст запишите в тетради.
3. Взаимопроверка.
— А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга работу.
4. Проверка.
Вопросы:
— Как вы думаете, что помогает связать данные предложения в тексте?
Учащиеся отвечают:
— Связать предложения в тексте могут повторяющиеся слова.
5. Работа со схемой №1.
Цель: показать, что предложения текста связываются при помощи повторяющихся слов, однокоренных, местоимений и других языковых средств и предложений, содержащих новую информацию; учить сравнивать, анализировать, сопоставлять.
— Сегодня вы должны усвоить главное: связь предложений в тексте – это, прежде всего, связь смыслов. В зависимости от того, как развивается мысль в тексте, и различают цепную и параллельную связь предложений. (Слайд 7)
— Рассмотрите внимательно схему 1. (Слайд 8)
Проведите небольшой эксперимент: у вас на партах лежат карточки с разными предложениями. Попробуйте из них составить текст и определите, как они связываются.
Карточка №1.1.
Малыша мы назвали Кнопкой. На день рождения мама подарила мне крошечного пушистого котенка. Он был дымчатый, с белой грудкой, звездочкой на голове и маленьким носом.
Карточка№1.2.
Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. В одном городе жили коротышки. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец.
Карточка №1.3.
Ёлки густо зеленели. В березках светились светло-золотые искорки. В лесу было тихо и нарядно. А осинки стояли румяные, алые и тихонько дрожали своими круглыми листьями.
— Зачитайте свой текст. Какой вывод сделаете? При помощи чего связываются предложения в тексте?
Вывод: предложения текста связываются при помощи повторяющихся слов, (однокоренных, местоимений, синонимов). Предложения в тексте могут связываться и без цепляющих слов. Они, начиная со второго, связываются по смыслу и грамматически.
6. Работа с текстом. (Слайд 9)
Цель: научить ребят находить в тексте «данное» и «новое».
— Теперь обратите внимание на текст слайда и найдите «данное», которое содержит имеющуюся информацию и «новое», которое содержит новую информацию.
Разговор двух, реже нескольких лиц называется диалогом. Диалог состоит из реплик. Репликой называются слова, обращенные к собеседнику.
— А кто такие собеседники? Являются ли ими наши герои?
— Вы убедились, что Шарик и Матроскин вступили в диалог, который состоял из реплик?
— А теперь попробуйте найти «данное» и «новое» в своих составленных текстах.
7. Работа со схемой №2. (Слайд 10)
Цель: показать различие в схемах между цепной и параллельной связью.
— Ребята, а чем интересна схема 2? Сможете доказать, что цепная (последовательная) связь отличается от параллельной?
Ребята высказываются, делают вывод. (Слайд 11)
Вывод: в тексте с цепной (последовательной) связью предложения связаны по цепочке и связываются при помощи повторяющихся слов, местоимений, однокоренных слов, синонимов, а в тексте с параллельной связью первое предложение содержит тему, а остальные с ним связаны по смыслу и грамматически.
5. Закрепление изученного материала.
1. Игра «Редактор». (Карточка № 2)
Цель: закрепить понятие цепной и параллельной связи предложений в тексте и повторить орфографию: правописание безударных гласных в корне слова, правописание проверяемых согласных в корне слова познакомиться со словом «редактор». (Соревновательный момент)
— А теперь пришло время показать на практике, что вы готовы справиться с любым текстом. Представьте себе, что вы — редакторы. Знаете, кто это? (Учащиеся высказываются).
— Редактор – это специальность, лицо, которое обрабатывает текст, редактирует, подготавливает его для печати. Вам нужно отредактировать материал так, чтобы получился связный текст. Ребята составляют и записывают текст в тетради.
1 группа. Карточка №2.1.
Клу(п,б)ки размотались, и за каждым тянулась толстая ш(и,е)рстяная нитка – хвостик. В комнате на сером половичке копошились серые пушистые существа. (?) были похожи на большие клубки шерсти.
2 группа. Карточка №2.2.
Во дворе выкопали колодец. (?) целыми днями с(и,е)дела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое в(и, е)дро. Возле колодца поселилась лягушка.
3 группа. Карточка №2.3.
В (?) попадались большие луговины и глухие озера с огромными соснами по б(и,е)регам. Сосны все время тихонько шумели. Вокруг города по ни(з,с)ким пологим холмам раскинулись леса.
2. Проверка.
— Давайте проверим, как вы справились с заданием. С каким способом связи предложений в тексте вы встретились? Как вы это определили?
Учащиеся высказываются.
7. Домашнее задание. ( Слайд 12).
Составить текст, озаглавить его, записать и подчеркнуть сцепляющие слова).
8. Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: подвести итоги данного урока, прорефлексировать знания учащихся.
— Ребята, что вам сегодня в новой теме запомнилось? Чему вы научились? Что не поняли?
— Как связываются предложения в тексте?
— В чем особенность цепной связи?
— А какой урок извлекли наши герои?
9. Выставление оценок.
Использованная литература:
Успенский Э. Дядя Фёдор, пёс и кот. Повесть-сказка. РИО., Самовар, 1995.
Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2008.
Иллюстрации Аркадия Шера к произведению «Дядя Фёдор, кот и пес».
Карточка №1.1.
Малыша мы назвали Кнопкой. На день рождения мама подарила мне крошечного пушистого котенка. Он был дымчатый, с белой грудкой, звездочкой на голове и маленьким носом.
Карточка№1.2.
Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. В одном городе жили коротышки. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец.
Карточка №1.3.
Ёлки густо зеленели. В березках светились светло-золотые искорки. В лесу было тихо и нарядно. А осинки стояли румяные, алые и тихонько дрожали своими круглыми листьями.
1 группа. Карточка №2.1.
Клу(п,б)ки размотались, и за каждым тянулась толстая ш(и,е)рстяная нитка – хвостик. В комнате на сером половичке копошились серые пушистые существа. (?) были похожи на большие клубки шерсти.
2 группа. Карточка №2.2.
Во дворе выкопали колодец. (?) целыми днями с(и,е)дела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое в(и, е)дро. Возле колодца поселилась лягушка.
3 группа. Карточка №2.3.
В (?) попадались большие луговины и глухие озера с огромными соснами по б(и,е)регам. Сосны все время тихонько шумели. Вокруг города по ни(з,с)ким пологим холмам раскинулись леса.