Средства и способы связи в предложении – Презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему: Текст, его признаки и типы (Способы и средства связи предложений в тексте) презентация

какие есть способы связи предложений в тексте?бъясните каждый вид связи?

1. Цепная связь – последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4… Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового» , мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым» , во втором становится «данным» , и т. п. 2. Параллельная связь – соподчинение второго, третьего и т. п. предложений первому. Схема параллельной связи: 1 2 – 3 – 4 – 5 … Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.

1. Цепная связь – последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4… Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового» , мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым» , во втором становится «данным» , и т. п. 2. Параллельная связь – соподчинение второго, третьего и т. п. предложений первому. Схема параллельной связи: 1 2 – 3 – 4 – 5 … Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.

1. Цепная связь – последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4… Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового» , мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым» , во втором становится «данным» , и т. п. 2. Параллельная связь – соподчинение второго, третьего и т. п. предложений первому. Схема параллельной связи: 1 2 – 3 – 4 – 5 … Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.

1. Цепная связь – последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4… Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового» , мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым» , во втором становится «данным» , и т. п. 2. Параллельная связь – соподчинение второго, третьего и т. п. предложений первому. Схема параллельной связи: 1 2 – 3 – 4 – 5 … Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.

1. Цепная связь – последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4… Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового» , мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым» , во втором становится «данным» , и т. п. 2. Параллельная связь – соподчинение второго, третьего и т. п. предложений первому. Схема параллельной связи: 1 2 – 3 – 4 – 5 … Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.

1. Цепная связь – последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4… Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового» , мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым» , во втором становится «данным» , и т. п. 2. Параллельная связь – соподчинение второго, третьего и т. п. предложений первому. Схема параллельной связи: 1 2 – 3 – 4 – 5 … Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.

1. Цепная связь – последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4… Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового» , мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым» , во втором становится «данным» , и т. п. 2. Параллельная связь – соподчинение второго, третьего и т. п. предложений первому. Схема параллельной связи: 1 2 – 3 – 4 – 5 … Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.

1. Цепная связь – последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4… Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового» , мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым» , во втором становится «данным» , и т. п. 2. Параллельная связь – соподчинение второго, третьего и т. п. предложений первому. Схема параллельной связи: 1 2 – 3 – 4 – 5 … Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.

1. Цепная связь – последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4… Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового» , мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым» , во втором становится «данным» , и т. п. 2. Параллельная связь – соподчинение второго, третьего и т. п. предложений первому. Схема параллельной связи: 1 2 – 3 – 4 – 5 … Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.

Блоги Категория: Русский язык Лекция №82 Способы и средства связи предложений в тексте В настоящей лекции рассматриваются вопросы, касающиеся способов связи предложений в тексте, а также лексических, морфологических и синтаксических средств связи. Способы и средства связи предложений в тексте В настоящей лекции рассматриваются вопросы, касающиеся способов связи предложений в тексте, а также лексических, морфологических и синтаксических средств связи. План лекции 82.1. Способы связи предложений в тексте 82.2. Средства связи предложений в тексте 82.1. Способы связи предложений в тексте Текст – это сообщение в устной или письменной форме, характеризующееся смысловой и структурной завершенностью, определенным отношением автора к сообщаемому, целенаправленностью и прагматической установкой сообщения. Любой текст – это прежде всего связная структура. Связность текста проявляется в том, что каждое последующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть. То, что повторяется в последующем предложении из предыдущего, получило название «данное», а то, что сообщается дополнительно, – «новое». «Новое» обычно выделяется логическим ударением и стоит в конце предложения. Например: Во дворе выкопали колодец. Возле колодца (данное) поселилась лягушка (новое). Она (данное) целыми днями сидела (новое) в тени колодезного сруба. Роль «данного» заключается в связи предложений между собой. Роль «нового» – в развитии мысли в тексте. Для связи предложений в тексте, «данного» и «нового», используются два способа связи: цепная связь параллельная связь Цепная связь отражает последовательное развитие мысли, поэтому она динамична по своему характеру. При цепной связи «новое» первого предложения становится «данным» во втором, «новое» второго – «данным» в третьем и т. д. Предложения как бы цепляются одно за другое, последующее подхватывается предыдущим и тем самым осуществляется развертывание мысли, ее движение. Получается, что предложения тесно спаяны между собой, и, будучи изолированными, они лишаются способности самостоятельного употребления, так как в них есть лексико-грамматические показатели связи с предшествующими предложениями (повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения). Например: Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные раскаты. Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой приветливой крышей и долго бродил по чердаку. Параллельная связь отражает перечисление, сопоставление или противопоставление. При параллельной связи между обычными предложениями устанавливаются отношения простой смежности, соположения. Тема каждого последующего предложения не заимствуется из предыдущего, а предопределяется тем, что они находятся в одной плоскости, например, раскрывают деталь одной общей картины, описание ряда сменяющихся событий, действий, состояний, картин. Иными словами, предложения не сцепляются, а сопоставляются и представляют собой одинаковые синтаксические конструкции (одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми формами) Например (пример Н. С. Валгиной): Буря бушевала над Петербургом, как возвращенная молодость. Редкий дождь хлестал в окна. Нева вспухала на глазах и переливалась через гранит. Люди пробегали вдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопал черными шинелями. Неясный свет, зловещий и холодный, то убывал, то разгорался, когда ветер вздувал над городом полог облаков. Здесь каждое предложение знаменательно, так как их лексическое наполнение вполне самостоятельно (нет ни слов-указателей; ни слов, вмещающих в себя и обобщающих собой значение целых конструкций; ни слов — «представит

1. Цепная связь – последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4… Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового» , мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым» , во втором становится «данным» , и т. п. 2. Параллельная связь – соподчинение второго, третьего и т. п. предложений первому. Схема параллельной связи: 1 2 – 3 – 4 – 5 … Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.

способы и средства связи предложений в тексте. 9-й класс

Мы, русские, интересны остальномумиру своим духовным взглядом на бытие, именно эта духовность отражена в ключевых словах нашего языка – совесть, счастье, благородство.
Т. Миронова «Крест и меч»

Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения, навыки, осуществлять их перенос, на новые условия.

Задачи урока:

Образовательные задачи урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: «Текст», «Стили речи», «Типы речи».
  2. Добиться усвоения учащимися знаний по теме «Способы и средства связи предложений в тексте».
  3. Устранить пробелы в знаниях учащихся по темам:
  • «чередование гласных в корне слова»;
  • «однородные члены предложения».

Развивающие задачи урока:

  1. Развивать навыки работы с различными источниками информации (публицистический текст, словарная статья, таблица, монологическая речь учителя).
  2. Развивать навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи.
  3. Развивать навыки группового и парного взаимодействия.
  4. Развивать навыки практической деятельности, формировать орфографический и пунктуационной навыки.
  5. Развивать эвристическо-исследовательские навыки познания; умение действовать самостоятельно.

Воспитательные задачи урока:

  1. Развивать умение оценивать результаты своих действий, регулировать и контролировать этапы своей работы.
  2. Воспитывать неравнодушное отношение и интерес к родному языку, слову.
  3. Формировать потребность изучать язык.
  4. Воспитывать эстетические чувства, взгляды школьников.
  5. Вести духовное воспитание подростков.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Форма урока: смешанный урок. 

Материальное обеспечение урока: 

  1. На классной доске запись темы, эпиграф к уроку.
  2. На столах: рабочие тетради (Приложение), словари, сборник пословиц и поговорок, тексты художественных и публицистических произведений.
  3. Выставка книг о языке.

Методы:

  • слово учителя;
  • беседа;
  • анализ языкового явления;
  • работа со словарём;
  • работа с текстом;
  • работа по орфографии, пунктуации, синтаксису.

Конспект урока 

1. Организационный момент.

Слово учителя о целях урока.

2. Выразительное чтение текста.

(читает учитель или заранее подготовленный ученик).

1. Язык – это мерило бытия нации, её веры, нравственности и даже физического благополучия, здоровья людей. 2. Через язык человек познаёт добро и зло, испытывает на себе их воздействие и постигает, что может сам творить словом добро и зло. 3. И выбор между добром и злом люди впервые делают, именно выбирая между благим и гибельным словом.
4. Доказано сегодня не только богословами, но и наукой, что словесное давление на человека – это не метафора, а физическая реальность… 5. Каждое слово, услышанное или увиденное нами , слышат не только наши уши, видят не только наши глаза, но вся личность человека несёт в себе отпечатки увиденного и услышанного. 6. Вот почему, интуитивно познав и опытно постигнув силу слова, человечество искони очень осторожно обращалось с ним, вводя запреты на всуе обращённое слову к Богу, на клятву и проклятие, на сквернословие и брань.
(М. Миронова)

3. Беседа с классом.

– Что прочитали? Докажите. (Прочитали текст, т.е. группу предложений, связанных по смыслу, грамматически, объединённых одной темой).

– Какой темой? О чём текст? (Текст о языке. Его сущности, о единице языка – слове).

– Значение каких слов вам незнакомо? Требует пояснения?

4. Работа с толковым словарём.

Один ученик читает словарную статью, класс следит, читая статьи, внесённые в рабочие тетради.

мерúло, -а, ср. (книжн.). Признак, свойство, на основе которого можно определить, оценить что-нибудь. Мерило художественности. Мерило доброты.
всýе, нареч.(книжн.) Зря, напрасно. (вспоминать, называть; по отношении к чему-нибудь уважаемому, высокому). Поминать чьё-н. имя в.
метáфора, -ы, ж. Оборот речи – употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.
богослóв, -а, м. Специалист по богословию.

5. Продолжение беседы.

– Подчеркните ключевые слова. (В.1. – 1-ый абзац; В.2. – 2-ой абзац)

(1-ый абзац: язык, мерило, бытия нации, веры, нравственности, здоровья, добро, зло, благое, гибельное слово.
2-ой абзац: словесное давление, физическая реальность, слово, уши, глаза, личность, сила слова.)

Задание 1: обменяйтесь рабочими листами, проверьте выполнение задания.

– Назовите микротемы. Объясните членение текста на абзацы.

(1-ая микротема: Язык – критерий существования нации, отдельного человека;
2-ая микротема: Слово имеет большую силу, обращаться с ним надо осторожно.)

Каждый абзац несёт особую эмоциональную нагрузку.

Задание 2. Озаглавьте текст.

(Язык – основа всего. Роль языка в жизни человека.)

– К какому стилю можно отнести текст? Докажите.

(Текст публицистического стиля.
Цель его – информировать читателя, слушателя, воздействовать на них, формировать общественное мнение, гражданскую позицию.
Сфера применения – статья в газете, текст выступления.)

Каков жанр? Выберите верный ответ.

А) выступление на митинге;
Б) публичная лекция;
В) репортаж;
Г) информация;
Д) хроника;
Е) интервью.

– Какие стилевые черты можно выделить? (эмоциональность, призывность, торжественность)

Задание 3. Выберите средства языка, характерные для данного стиля речи.

Таблица 1

Лексические
  • слова общественно-политического звучания;
  • торжественная лексика;
  • книжная лексика;
  • использование антонимов;
  • слова с переносным значением.
Морфологические
  • использование отглагольных существительных;
  • использование существительных в мужском и среднем роде.
Синтаксические
  • простота синтаксических конструкций;
  • использование обращений;
  • риторические вопросы;
  • использование анафор;
  • синтаксический параллелизм;
  • побудительные и восклицательные предложения;
  • неполные предложения.

Задание 4. Воспользуйтесь таблицей 2

– Каков тип речи? Докажите. (Текст-рассуждение)

– Какова разновидность? (рассуждение-размышление)

Таблица 2. Типы речи

Тип речи Разновидность типа речи
Повествование (что произошло?)
  • изобразительное
  • информативное
Описание (какой?)
  • предмета
  • места
  • состояние среды
  • состояние человека
Рассуждение (почему?)
  • доказательство
  • объяснение
  • размышление

– Какова роль 1-го предложения в композиции текста? (1-ое предложение – тезис)

– А последнего? (В последнем предложении заключается основная мысль текста)

– Каков способ связи предложений в тексте? (последовательный)

а) последовательный

б) параллельный

– С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями в тексте? Воспользуйтесь таблицей 3

Таблица 3

Лексические
  • слова одной тематической группы;
  • слова со значением «целое и его части»;
  • прямой повтор;
  • синонимы;
  • антонимы.
Интонационные средства
  • длина фразы;
  • ритмика;
  • интонация.
Морфологические
  • союзы, союзные слова, частицы;
  • местоименные слова, в том числе наречия;
  • видовременные формы глаголов:
  • степени сравнения прилагательных и наречий.
Синтаксические
  • порядок слов;
  • синтаксический параллелизм;
  • антонимическая организация текста;
  • расчленённые конструкции;
  • неполные предложения;
  • вводные слова и предложения.

Задание 5

В 1-ом абзаце найдите однокоренные слова разных частей речи.

– Какое фонетическое явление можно наблюдать?

(выбор – отглагольное существительное;
выбирáя – деепричастие.
Фонетическое явление – чередование звуков).

– Как объяснить правописание «и» в корне деепричастия? Какой это корень? (выбирáя, чередующийся).

Задание 6

В предложениях 4, 5 найдите слова, в которых правописание «н» и «нн» определяется правилом правописания суффиксов причастий и отглагольных прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида. Выпишите найденные слова (увиденное, услышанное)

Задание 7

Из предложений 1-го абзаца выпишите слова, в которых написание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (воздействие, испытывает).

Задание 8

Выпишите грамматическую основу 1-го предложения. Объясните постановку знака препинания. (язык – мерило; и подлежащее, и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже)

– Сколько рядов однородных членов в 3-ем предложении? (2)

Задание 9

Укажите способ подчинительной связи.

познаёт добро __________
словесное давление __________
делают впервые __________

Задание 10

Выберите грамматически правильный вариант продолжения предложения:

Постигнув силу слова…

  1. были созданы замечательные произведения русской классики;
  2. добро может победить зло;
  3. происходит выбор между добром и злом;
  4. человечество всегда очень осторожно обращалось с ним.

– На какие орфографические правила можно составить словарный диктант на основе данного текста?

(– безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением;
– правописание приставок;
– «н» и «нн» в словах разных частей речи;
– правописание чередующихся гласных в корне слова).

– Какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из данного текста?

(– знаки препинания в предложениях с однородными членами;
– тире между подлежащим и сказуемым;
– запятая в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях;
– обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом.)

Подведение итогов урока

– Итак, с какими единицами языка мы работали на уроке? (звук, слово, словосочетание, предложение, текст)

– Какова основная мысль текста, с которым работали? (Со словом нужно обращаться осторожно)

– Какими примерами народной мудрости можно завершить урок?

(Язык, что бритва.
Не бей кулаком, ударь словом.
Доброе слово сказать – посошок в руки дать.
Слово не стрела, а пуще стрелы.
Слово не обух, а от него люди гибнут.
Язык голубит, язык не губит.
Не ножа боится, а языка.)

Обращение к эпиграфу (на доске)

Послушайте выразительное чтение стихотворения Вадима Шефнера: «Слова».

Слова

Много слов на земле. Есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит – я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.

Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленный прах,

Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.

Пусть разменной монетой не служат они, –
Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту.

Когда радость – как буря, иль горе – как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!
В. Шефнер

О чем заставляет задуматься стихотворение.

Задание 11.

Составьте свой синквейн, работать можно парами. Четные парты тема «слово», нечетные парты тема «язык».

Язык.
Мудрый. Сильный.
Учит. Помогает. Вдохновляет.
Язык мой – друг мой.
Сила!

Слово.
Доброе и гневное.
Ведёт. Спасает. Убивает.
Слова всем словам в языке нашем есть.
Оружие.

Проверка индивидуального задания: презентация коллажа по теме урока.

Слово о работе учащихся на уроке

Оценочная деятельность

Домашнее задание

В. 1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему мы должны обращаться со словом осторожно?» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанных текстов, подтверждающих ваши рассуждения.

В. 2. Напишите сочинение-рассуждение «Каковы функции запятых в прозаическом тексте, с которым работали на уроке?» Приведите примеры из текста, применяйте цитирование.

Урок развития речи «Основные способы и средства связи предложений в тексте» в группе обучающихся 8 вида.

Предмет : РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

Тема урока: Основные способы и средства связи предложений в тексте.

Цели урока:

  1. Познавательная: дать понятие о цепной (последовательной) и параллельной связи, научить учащихся применять полученные знания на практике, пополнить словарный запас.

  2. Развивающая: развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, их творческие способности, умение работать в группах, самостоятельно исследовать текст, делать выводы, аргументировать свое мнение.

  3. Воспитательная: воспитывать интерес к художественному слову.

Методы и приемы: репродуктивный, проблемный, диалогический,  игровой, исследовательский.

Деятельность учащихся: групповая, парная, индивидуальный опрос.

Технологии: ИКТ, личностно-ориентированная, игровая и технология встречных усилий

Средства: печатный материал, мультимедийная техника.

Оборудование: компьютер, мультипроектор, экран, презентация, дидактический пакет.

Ожидаемые результаты урока:

  • умение отбирать материал к ответу на вопрос;

  • умение находить «данное» и «новое» в предложениях текста;

  • умение определять способ связи предложений в тексте;

  • умение составлять небольшие тексты;

  • умение работать в группах и парах,

  • системность знаний;

  • обогащение словарного запаса;

  • создание комфортной обстановки для восприятия учебного материала.

Ход урока

1. Оргмомент.

Цель: подготовить учащихся к занятию; психологически настроить на совместную работу.

1.1. Актуализация знаний.

Цель: проверить ранее усвоенные знания.

— Здравствуйте, ребята!

— Какую тему вы изучали на прошлом уроке?

— Ребята, а что вы знаете о тексте?

— А вы можете назвать основные средства грамматической связи предложений в тексте?

— А я сейчас проверю, так ли это. Посмотрите внимательно на экран. Давайте прочитаем! (Ученик читает вслух содержимое слайда).

1. Мини-исследование текста. (Слайд № 2).

Цель: учить находить нарушение логической связи в тексте, стремиться её скорректировать.

«Мои мама и папа!

Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. Мама и папа я без вас скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберете…А еще у нас печка есть теплая. Я так люблю на ней отдыхать. Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, дорогие мои мама и папа. Жизнь у меня была сложная, полная лишений и выгоняний. Но сейчас все по-другому. И колбаса у меня есть, и молоко парное стоит в мисочке на полу. Пей – не хочу. Мне мышей даже видеть не хочется. Я их просто так ловлю, для развлечения. Или на удочку, или пылесосом из норок вытаскиваю. А днем я люблю на крышу вскарабкиваться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну. Дорогие папа и мама, вы меня просто теперь не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно даже зимой на снегу спать. Я теперь сам в магазин хожу. И все продавцы меня знают. Кости мне бесплатно дают. Так что вы за меня не переживайте. Я такой здоровый стал, прямо-ух! Если на выставку попаду, медали мне обеспечены. За красоту и сообразительность. До свидания. Ваш сын – дядя Фарик».

2. Беседа по вопросам.

Цель: обсуждение результатов и объяснение ошибок.

— Вы узнали, откуда этот отрывок? Молодцы!

— Чем необычно это письмо? Кто его написал?

— А можно это письмо назвать текстом? Докажите.

Ребята делают вывод:

— Это не текст. Нарушена смысловая связь предложений. Непонятно, кто его написал.

Вопрос учителя:

— А каким должен быть текст?

— А что нужно сделать нашим героям, чтобы текст письма стал понятен родителям дяди Федора?

— А сколько текстов можно выделить из этого письма? (3 — Шарика, Матроскина и дяди Фёдора) Учащиеся высказываются.

3. Работа с тестовым заданием. (Слайд 4).

Цель: повторить признаки текста, учиться находить неверное утверждение.

— Шарик утверждает, что…

  • Текст – это высказывание на определенную тему.

  • В тексте есть основная мысль.

  • К тексту можно подобрать заголовок.

  • Текст может быть большим и маленьким.

  • В тексте все предложения связаны между собой грамматически.

  • В тексте есть смысл.

  • В тексте может быть нарушен порядок предложений.

— Согласны ли вы с мнением Шарика? Докажите.

Ученики высказываются.

— Какой можно сделать вывод? Какой вывод сделал Шарик? (Слайд 5)

Вывод: «Текст – это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью».

3. Целеполагание.

Цель: сформулировать тему урока и цель урока, отталкиваясь от проблемного вопроса.

— Ребята, а вы знаете, как связываются предложения в тексте?

— Как вы думаете, что нового мы сегодня должны узнать на уроке? (Проблемный вопрос.)

— Как связываются предложения в тексте.

— Значит, как мы обозначим сегодняшнюю тему урока? Правильно!

— Запишите в тетради число, тему урока «Основные способы и средства связи предложений в тексте».

— Чему мы должны научиться сегодня на уроке? И что должны запомнить наши друзья из Простоквашино? (Слайд № 6)

4. Изучение нового материала.

1. Работа с новым материалом:

Цель: подготовка к восприятию нового материала через личные наблюдения, самостоятельное знакомство с теоретическим материалом; объяснить логику построения текста.

— Давайте поможем нашим друзьям в изучении этой непростой темы. Предлагаю вам самостоятельно поработать с учебником (стр. 38), прочитать теоретический материал.

2. Работа в парах.

— А теперь прочитайте задание и проведите между собой в парах диалог. Попеременно задавайте вопросы и отвечайте на них предложениями из текста. При этом выделяйте слово, которым начинается ответ и слово, которым заканчивается вопрос (начиная со второго). Текст запишите в тетради.

3. Взаимопроверка.

— А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга работу.

4. Проверка.

Вопросы:

— Как вы думаете, что помогает связать данные предложения в тексте?

Учащиеся отвечают:

— Связать предложения в тексте могут повторяющиеся слова.

5. Работа со схемой №1.

Цель: показать, что предложения текста связываются при помощи повторяющихся слов, однокоренных, местоимений и других языковых средств и предложений, содержащих новую информацию; учить сравнивать, анализировать, сопоставлять.

— Сегодня вы должны усвоить главное: связь предложений в тексте – это, прежде всего, связь смыслов. В зависимости от того, как развивается мысль в тексте, и различают цепную и параллельную связь предложений. (Слайд 7)

— Рассмотрите внимательно схему 1. (Слайд 8)

Проведите небольшой эксперимент: у вас на партах лежат карточки с разными предложениями. Попробуйте из них составить текст и определите, как они связываются.

Карточка №1.1.

Малыша мы назвали Кнопкой. На день рождения мама подарила мне крошечного пушистого котенка. Он был дымчатый, с белой грудкой, звездочкой на голове и маленьким носом.

Карточка№1.2.

Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. В одном городе жили коротышки. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец.

Карточка №1.3.

Ёлки густо зеленели. В березках светились светло-золотые искорки. В лесу было тихо и нарядно. А осинки стояли румяные, алые и тихонько дрожали своими круглыми листьями.

— Зачитайте свой текст. Какой вывод сделаете? При помощи чего связываются предложения в тексте?

Вывод: предложения текста связываются при помощи повторяющихся слов, (однокоренных, местоимений, синонимов). Предложения в тексте могут связываться и без цепляющих слов. Они, начиная со второго, связываются по смыслу и грамматически.

6. Работа с текстом. (Слайд 9)

Цель: научить ребят находить в тексте «данное» и «новое».

— Теперь обратите внимание на текст слайда и найдите «данное», которое содержит имеющуюся информацию и «новое», которое содержит новую информацию.

Разговор двух, реже нескольких лиц называется диалогомДиалог состоит из репликРепликой называются слова, обращенные к собеседнику.

— А кто такие собеседники? Являются ли ими наши герои?

— Вы убедились, что Шарик и Матроскин вступили в диалог, который состоял из реплик?

— А теперь попробуйте найти «данное» и «новое» в своих составленных текстах.

7. Работа со схемой №2. (Слайд 10)

Цель: показать различие в схемах между цепной и параллельной связью.

— Ребята, а чем интересна схема 2? Сможете доказать, что цепная (последовательная) связь отличается от параллельной?

Ребята высказываются, делают вывод. (Слайд 11)

Вывод: в тексте с цепной (последовательной) связью предложения связаны по цепочке и связываются при помощи повторяющихся слов, местоимений, однокоренных слов, синонимов, а в тексте с параллельной связью первое предложение содержит тему, а остальные с ним связаны по смыслу и грамматически.

5. Закрепление изученного материала.

1. Игра «Редактор». (Карточка № 2)

Цель: закрепить понятие цепной и параллельной связи предложений в тексте и повторить орфографию: правописание безударных гласных в корне слова, правописание проверяемых согласных в корне слова познакомиться со словом «редактор». (Соревновательный момент)

— А теперь пришло время показать на практике, что вы готовы справиться с любым текстом. Представьте себе, что вы — редакторы. Знаете, кто это? (Учащиеся высказываются).

— Редактор – это специальность, лицо, которое обрабатывает текст, редактирует, подготавливает его для печати. Вам нужно отредактировать материал так, чтобы получился связный текст. Ребята составляют и записывают текст в тетради.

1 группа. Карточка №2.1.

Клу(п,б)ки размотались, и за каждым тянулась толстая ш(и,е)рстяная нитка – хвостик. В комнате на сером половичке копошились серые пушистые существа. (?) были похожи на большие клубки шерсти.

2 группа. Карточка №2.2.

Во дворе выкопали колодец. (?) целыми днями с(и,е)дела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое в(и, е)дро. Возле колодца поселилась лягушка.

3 группа. Карточка №2.3.

В (?) попадались большие луговины и глухие озера с огромными соснами по б(и,е)регам. Сосны все время тихонько шумели. Вокруг города по ни(з,с)ким пологим холмам раскинулись леса.

2. Проверка.

— Давайте проверим, как вы справились с заданием. С каким способом связи предложений в тексте вы встретились? Как вы это определили?

Учащиеся высказываются.

7. Домашнее задание. ( Слайд 12).

Составить текст, озаглавить его, записать и подчеркнуть сцепляющие слова).

8. Подведение итогов. Рефлексия. 

Цель: подвести итоги данного урока, прорефлексировать знания учащихся.

— Ребята, что вам сегодня в новой теме запомнилось? Чему вы научились? Что не поняли?

— Как связываются предложения в тексте?

— В чем особенность цепной связи?

— А какой урок извлекли наши герои?

9. Выставление оценок.

Использованная литература:

  1. Успенский Э. Дядя Фёдор, пёс и кот. Повесть-сказка. РИО., Самовар, 1995.

  2. Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2008.

  3. Иллюстрации Аркадия Шера к произведению «Дядя Фёдор, кот и пес».

Карточка №1.1.

Малыша мы назвали Кнопкой. На день рождения мама подарила мне крошечного пушистого котенка. Он был дымчатый, с белой грудкой, звездочкой на голове и маленьким носом.

Карточка№1.2.

Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. В одном городе жили коротышки. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец.

Карточка №1.3.

Ёлки густо зеленели. В березках светились светло-золотые искорки. В лесу было тихо и нарядно. А осинки стояли румяные, алые и тихонько дрожали своими круглыми листьями.

1 группа. Карточка №2.1.

Клу(п,б)ки размотались, и за каждым тянулась толстая ш(и,е)рстяная нитка – хвостик. В комнате на сером половичке копошились серые пушистые существа. (?) были похожи на большие клубки шерсти.

2 группа. Карточка №2.2.

Во дворе выкопали колодец. (?) целыми днями с(и,е)дела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое в(и, е)дро. Возле колодца поселилась лягушка.

3 группа. Карточка №2.3.

В (?) попадались большие луговины и глухие озера с огромными соснами по б(и,е)регам. Сосны все время тихонько шумели. Вокруг города по ни(з,с)ким пологим холмам раскинулись леса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *